Пуськи бятые о чем эта сказка

Кто не делится найденным, подобен свету в дупле секвойи древняя индейская пословицабиблиографическая запись: методика лингвистического эксперимента. текст : электронный

Кто не делится найденным, подобен свету в дупле секвойи (древняя индейская пословица)

Библиографическая запись:
Методика лингвистического эксперимента. — Текст : электронный // Myfilology.ru – информационный филологический ресурс : [сайт]. – URL: https://myfilology.ru//154/metodika-lingvisticheskogo-eksperimenta/ (дата обращения: 5.01.2022)

Экспериментами над языком занимаются все:

поэты, писатели, остряки и лингвисты.

Удачный эксперимент указывает на скрытые резервы языка,

неудачные — на их пределы.

Н.Д. Арутюнова

Существует разграничение наук на экспериментальные и теоретические. Эксперимент рассматривается как условие повышенной точности, объективности науки; отсутствие эксперимента принято считать условием возможной субъективности.

Эксперимент — метод познания, при помощи которого в контролируемых и управляемых условиях исследуются явления природы и общества [НИЭ 2001: 20: 141]. Обязательные признаки эксперимента — наличие контролируемых условий и воспроизводимость.

Экспериментальные методы в языкознании позволяют изучать факты языка в условиях, управляемых и контролируемых исследователем [ЛЭС: 590].

В середине ХХ в. укрепилось мнение, что эксперимент в общественных науках не только возможен, но и просто необходим. Первым, кто поставил проблему лингвистического эксперимента в отечественной науке, был академик Л.В. Щерба. Эксперимент, по его мнению, возможен только при изучении живых языков. Объектом экспериментальной методики является человек — носитель языка, порождающий тексты, воспринимающий тексты и выступающий как информант для исследователя [ЛЭС: 591].

Различают эксперименты технические (в фонетике) и лингвистические. Хрестоматийным примером лингвистического эксперимента, доказывающего, что грамматический контур предложения содержателен, стало предложение Л.В. Щербы «Глокая куздра штеко будланула бокра и курдячит бокренка». Дальнейшим развитием этого веселого по форме эксперимента стала сказка Л. Петрушевской «Пуськи бятые».

Без эксперимента невозможно дальнейшее теоретическое изучение языка, особенно таких его разделов, как синтаксис, стилистика и лексикография.

Психологический элемент методики заключается в оценочном чувстве правильности / неправильности, возможности / невозможности того или иного речевого высказывания [Щерба 1974: 32].

В настоящее время экспериментально изучается значение слова, смысловая структура слова, лексические и ассоциативные группировки, синонимические ряды, звукосимволическое значение слова. Насчитывается свыше 30 экспериментальных приемов, каждый из которых имеет свои сильные и слабые стороны.

Широко представлен эксперимент в синтаксических работах, например, в известной книге А.М. Пешковского «Русский синтаксис в научном освещении». Ограничимся одним примером из этой книги. В стихах М. Лермонтова «По синим волнам океана лишь звезды блеснут в небесах» слово лишь употреблено не в ограничительном, а во временном смысле, ибо его можно заменить союзами когда, как только, следовательно, перед нами придаточное предложение времени.

Возможности лингвистического эксперимента в развитии языковой компетенции учащегося демонстрировал выдающийся русский филолог М.М. Бахтин в своей методической статье «Вопросы стилистики на уроках русского языка в средней школе: Стилистическое значение бессоюзного сложного предложения» [Бахтин 1994].

В качестве объекта эксперимента М.М. Бахтин избрал три бессоюзных сложных предложения и преобразовал их в сложноподчиненные предложения, фиксируя структурные, семантические и функциональные отличия, возникшие в результате трансформации.

Печален я: со мною друга нет (Пушкин) > Печален я, так как со мною друга нет. Сразу же выяснилось, что при наличии союза инверсия, употребленная Пушкиным, становится неуместной и требуется обычный прямой — «логический» — порядок слов. В результате замены пушкинского бессоюзного предложения союзным произошли следующие стилистические изменения: обнажились и выдвинулись на первый план логические отношения, и это «ослабило эмоциональное и драматическое отношение между печалью поэта и отсутствием друга»; «роль интонации заменил теперь бездушный логический союз»; драматизация слова мимикой и жестом стала невозможна; снизилась образность речи; предложение утратило свою сжатость и стало менее благозвучным; оно «как бы перешло в немой регистр, стало более приспособленным для чтения глазами, чем для выразительного чтения вслух».

Он засмеялся — все хохочут (Пушкин) > Достаточно ему засмеяться, как все начинают угодливо хохотать (по мнению М.М. Бахтина, эта трансформация наиболее адекватна по смыслу, хотя и слишком свободно перефразирует пушкинский текст). Динамическая драматичность пушкинской строки достигается строгим параллелизмом в построении обоих предложений, а это обеспечивает исключительную лаконичность пушкинского текста: два простых нераспространенных предложения в четыре слова с невероятной полнотой раскрывают роль Онегина в собрании чудовищ, его подавляющую авторитетность. Пушкинское бессоюзное предложение не рассказывает о событии, оно драматически разыгрывает его перед читателем. Союзная же форма подчинения превращала бы показ в рассказ.

Проснулся: пять станций убежало (Гоголь) > Когда я проснулся, то оказалось, что уже пять станций убежало назад. В результате трансформации смелое метафорическое выражение, почти олицетворение, употребленное Гоголем, становится логически неуместным. В итоге получилось вполне корректное, но сухое и бледное предложение: от гоголевской динамической драматичности, от стремительного и смелого гоголевского жеста ничего не осталось.

Определяя тип придаточного в предложении «Нет ничего на свете, чего бы не сумели руки твои, что было бы им не под силу, чего бы они погнушались» (А. Фадеев), учащиеся почти не задумываясь отвечают — придаточное изъяснительное. Когда же учитель предлагает им заменить местоимение на эквивалентное ему слово или словосочетание, скажем, «такого дела» или просто «дела», то обучаемые осознают, что перед нами придаточное приместоименно-определительное. Этот пример нами взят из книги «Трудные вопросы синтаксиса» [Федоров 1972]. Кстати, в ней немало образцов удачного использования эксперимента при обучении русскому языку.

По традиции, среди синонимов выделяют группу абсолютных, у которых будто бы нет ни семантических, ни стилистических отличий, например луна и месяц. Однако экспериментальная подстановка их в один и тот же контекст: «Ракета запущена в сторону Луны (месяца)» — красноречиво свидетельствует, что синонимы функционально (а следовательно, и по смыслу) различаются.

Сравним два предложения: «Он неторопливо вернулся к своему столу» и «Он неторопливо вернулся в Москву». Второе предложение демонстрирует, что наречие неторопливо предполагает совершение действия на глазах наблюдателя.

Особое место занимает методика психолингвистических экспериментов, с помощью которых исследователи проникают вглубь слова, изучают, к примеру, его эмоциональную нагрузку и коннотацию в целом. Вся современная психолингвистика основывается на эксперименте.

Использование лингвистического эксперимента требует от исследователя языкового чутья, эрудиции и научного опыта.

calendar12.02.2017, 8296 просмотров.

Тема: «СЛОВА бывают разные…»на основе произведения

                                                                   Л.Петрушевской «Пуськи бятые»

Тип: исследование

Цели деятельности учителя: способствовать созданию умения рассуждать (с использованием доказательств)  на основе полученных знаний; углублять знания о стилистических особенностях текста, о способах словообразования, морфемном составе слова, видах предложений (синтаксис)  и постановке знаков препинания  (пунктуация), частях речи (морфология).

Планируемые результаты:

Предметные – исследуют художественный текст на несуществующем языке, применяют умения анализировать и доказывать (с литературоведческой и лингвистической точек зрения), что это текст; находят  в тексте лексические и грамматические связи; систематизируют и обобщают имеющиеся знания; посредством творческого воображения создают реальные образы персонажей произведения.

Метапредметные:

Личностные УУД: дают адекватную самооценку учебной деятельности, осознают границы собственного знания и «незнания», стремятся к их преодолению.

Познавательные УУД: развивают связную речь, творческое воображение, умение эмоционально откликаться  на образное слово; применяют умение устанавливать причинно-следственные связи.

Регулятивные УУД: умеют контролировать, оценивать процесс и результат своей деятельности. 

Коммуникативные УУД:  планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; умеют выделять главное, работать в группе; способствуют развитию коммуникативной компетенции учащихся.

Методы обучения:

  • практический;
  • исследовательский;
  • частично-поисковый;
  • сравнительный, аналитический.

Форма работы: фронтальная, групповая

Техническое  обеспечение:

  • компьютер;
  • мультимедийный проектор

Сценарий

  1. Организационный момент (1мин)

-Добрый день, уважаемые коллеги! Я очень рада сегодня видеть вас на мастер — классе. Надеюсь, что он будет для вас интересным, полезным, а главное принесёт вам много положительных эмоций, и вы останетесь довольны, проведённой работой. Я желаю нам успехов.

РАЗДАЮ ЛИСТЫ. НЕМНОГО  ПОИГРАЕМ. Я сейчас раздам Вам буквы, а Вы должны будете в течении 1 минуты выстроиться в соответствии цифр с буквами (буквы П,Е,Т,Р,У,Ш,Е,В,С,К,А,Я )

Из предложенных букв Вы составили фамилию .(Петрушевская).

Скажите, что помогло Вам выполнить это задание быстро? Какие УУД формировали? (Коммуникативные, познавательные)

Кто знает кто это? 

Русский прозаик и поэтесса, драматург, сценарист, переводчица, исполнительница разных музыкальных направлений. 81 год

— Сегодня я хочу познакомить вас с произведением Людмилы Петрушевской.

  1. Знакомство с текстом, первичное восприятие, постановка учебной задачи (3мин)

-Итак, пришло время познакомиться с самим текстом.

Сяпала Калуша с Калушатами по напушке. И увазила Бутявку, и волит:

– Калушата! Калушаточки! Бутявка!

Калушата присяпали и Бутявку стрямкали. И подудонились. А Калуша волит:

–  Оее! Оее! Бутявка-то некузявая!

Калушата Бутявку вычучили. Бутявка вздребезнулась, сопритюкнулась и усяпала с напушки. А Калуша волит калушатам:

– Калушаточки! Не трямкайте бутявок, бутявки дюбые и зюмо-зюмо некузявые. От бутявок дудонятся.

А Бутявка волит за напушкой:

– Калушата подудонились! Зюмо некузявые! Пуськи бятые!

— На каком языке прозвучало произведение?

На несуществующем.

-Почему тогда вы улыбались? Вы поняли, о чем идет речь в данном тексте?

Звучали непонятные, смешные слова. Ясно было, что что-то с кем-то происходит.

— ЖАНР?

Проведём ИССЛЕДОВАНИЕ

№2    ИТАК, В русском языке много РАЗНЫХ…. ТЕМА

— Подобные сказки дают возможность не только проверить способность понимать, на первый взгляд, непонятное, но и выступить в роли исследователя, доказывающего гипотезу о том, что текст, в котором лексическое значение слов непонятно, может быть понятен, т.е. иметь свой смысл.

Слайд

Тема исследования «ТИП РЕЧИ» (1 группа)

ОПРЕДЕЛИТЬ ТИП ТЕКСТА

Тема исследования «СТИЛЬ РЕЧИ» ( 2 группа)

ОПРЕДЕЛИТЬ СТИЛЬ ТЕКСТА

Тема исследования «СРЕДСТВА СВЯЗИ» (3 группа)

ОПРЕДЕЛИТЬ СРЕДСТВА СВЯЗИ

  1. Исследовательская работа в группах, защита работы (5+5 мин)

— Наконец пришло время для серьезной исследовательской работы. Удачи вам!

Работа в группах

Слайд 5 (правила работы в группе)

  1. Защита работы (5 мин.)

Слайд 6

Защита группы №1: 

Тип текста носит повествовательный характер, т.к. описывается последовательность действий. Эти сцены можно сфотографировать серией снимков.

Защита группы №2:

А стиль данного текста-художественный, т.к. этот текст воздействует на нашу эмоционально-волевую сферу, мы смеемся, улыбаемся, волнуемся, переживаем.

Защита группы №3: 

 Средствами связи предложений выступают повтор слов, однокоренные слова, а также диалог, составляющий основу сказки…

ВМЕСТЕ: НАДИТЕ ключевые слова, определите часть речи, переведите:

Самостоятельные части речи: существительные, прилагательные, глагол, наречие.

бутявку» — предмет, сущ.

Слова «увазила », «вздребенулся» -глагол.

Прилагательные: «любые», «некузявые» — какие;

наречия – «зюмо-зюмо»,

междометия: «оее» Служебные части речи (и, не, а, с, в, за и др.)

ПЕРЕВОД:  Шла курица с цыплятами по опушке. Подхватила божью коровку и говорит: — Цыплята! Цыпляточки! Божья коровка! Цыплята присели и божью коровку склевали. И подавились. А курица говорит: — Оее! Оее! Божья коровка-то несъедобная! Цыплята божью коровку выплюнули. Божья коровка поднялась, отряхнулась и улетела с опушки. А курица говорит цыплятам: — Цыпляточки! Не ешьте божьих коровок, божьи коровки добрые и очень-очень невкусные. От божьих коровок давятся. А божья коровка говорит за опушкой: — Цыплята подавились! Очень невкусные! Обманутые птенцы!

СМЫСЛ:

В сказке говорится о том, как мама учит своих детей быть послушными. Смысл рассказа заключен в последней строчке,  которая передает главную идею: надо проявлять бдительность,  иначе тебя «стрямкают». 

  1. Просмотр мультфильма «Пуськи бятые»(2мин)

Предлагаю вам посмотреть мультфильм «Пуськи бятые» и сравнить, совпадают ли наши выводы с ТЕМ, КАК ЭТО ПРЕДСТАВИЛИ  профессиональные художники.

Слайд 8. Демонстрация м/ф «Пуськи бятые»

    8.    Подведение итогов работы, выводы(3 мин)

— Понравилась вам заниматься исследовательской работой?

НЕТ предела человеческим возможностям…

  1. Домашнее задание:
    Переведите текст :
    Варкалось. Хливкие шорьки
    Пырялись по наве,
    И хрюкотали зелюки,
    Как мюмзики в мове.
                 Л.Кэрролл «Бармаглот»

Выступление на педагогическом совете

«Разновидности домашнего задания по русскому языку и литературе»

Можно продолжить перечислять причины нелюбви учеников к домашнему заданию, но выше сказанного коллегами вполне достаточно для того, чтобы сделать вывод: эффективность обучения зависит в большой степени и от правильно организованной домашней работы.

На мой взгляд, при умелом и правильном подходе к целеполаганию и планированию этого этапа урока система творческих домашних заданий может решить следующие задачи:

— Стимулирование познавательного интереса учащихся;

     — Повышение мотивации к учебному процессу;

— Воспитание самостоятельности школьников в учебно-познавательной деятельности и ответственности за выполняемую работу;

        — Развитие самоконтроля при выполнении задания;

— Выявление и развитие творческих способностей детей;

— Получение более глубоких и широких знаний по предмету;

— Воспитание информационной культуры;

— Формирование исследовательских умений (выявление проблемы, сопоставление, формулирование гипотезы…);

— Всесторонне развитие личности.

  1. «Перевод с русского на русский»

Этот вид нестандартных заданий предполагает работу по опознанию и объяснению языковых явлений, предъявляемых нетрадиционными способами . Выполняя эти задания, школьники должны заменить указанные учителем языковые единицы (слова, словосочетания, предложения) синонимичными. Эта замена («перевод») делает высказывание точным, понятным, правильным.

Задание 1. Что обозначает данное предложение?

Хорошилище грядет по гульбищу в мокроступах на позорище. (Франт идет по тротуару в калошах в театр.)

Задание 3. У писательницы Л. Петрушевской есть лингвистическая сказка под названием «Пуськи Бятые», написанная на несуществующем языке. Вы сможете «перевести» на русский язык отрывок из этой сказки и составить словарь несуществующего языка. Что вам поможет справиться с этим заданием?

«Сяпала калуша по напушке и увазила бутявку и волит: «Калушата-калушаточки – БУТЯВКА». Ну, калушата присяпали и бутявку стрямкали. Тут калуша унюпала — бутявка-то некузявая и волит: «Калушата-калушаточки, бутявки-то некузявые, бутявок не трямкают, от бутявок дудонятся». Калушата бутявку и вычучили.

А бутявка сяпает с напушки и волит: «Калушата подудонились, калушата подудонились».

(«Шла курица по опушке и увидела червяка и говорит: «Цыплята – цыпляточки – червяк». Ну, цыплята прибежали и червяка съели. Тут курица поняла – червяк-то невкусный, и говорит: «Цыплята-Цыпляточки, червяки-то невкусные, червяков не едят, от них расстраиваются». Цыплята червяка и выбросили. А червяк ползет с опушки и говорит: «Цыплята расстроились, цыплята расстроились»).

Задание 4Переведите на современный русский язык , написанные древнерусским языком тексты.

Форма проведения:

1. Составление юмористического рассказа с использованием словарных слов. Этот вид выполнения домашнего задания очень нравится ученикам. Дети учатся составлять рассказы, не забывая о сюжетной линии и словах – исключениях.

2. Также использую для проверки домашнего задания информационно – проверяющие таблицы.

3. Эссе «Где я могу использовать знания по теме»

Также очень продуктивной является работа в форме устного сообщения или письменного эссе «Где и когда я смогу использовать знания по теме (название темы)». В этом случае ученик продумывает, как и где он сможет практически применить свои знания, полученные на уроке.

4. Словотворчество.

Очень важным средством развития творческих способностей является составление сказок, рассказов, мифов, басен, стихов. Дети сами придумывают сюжеты, главных героев. Лучшие произведения зачитываются и обсуждаются.

5. «В.А. Жуковский. Портрет с надписью»

О поэме. Великий поэт дарит Пушкину свой портрет с надписью «Победителю ученику от побеждённого учителя»

Дискуссия «А что бы ты подарил Пушкину?»

6. Статические данные

Можно дать в качестве домашнего задания и такую работу как «Статистические данные». Это исследование текста художественного произведения, в процессе которого путем количественного подсчета слов определенных частей речи делаются выводы об особенностях творчества того или иного поэта или писателя. Например, во время знакомства с поэмой А.С. Пушкина «Руслан и Людмила» я предложила перечитать пролог к поэме посчитать, сколько в нем слов различных частей речи:

Учащиеся делают вывод, что данное произведение очень богато существительными. В данном случае отсутствие глаголов придает стихотворению легкость, воздушность, быструю смену образов..Это говорит о бесспорном таланте замечательного русского поэта XIX в.

Умение правильно использовать и применять домашние задания в школьной практике дают возможность ученику развивать ответственность и самостоятельность, а учителю – видеть индивидуальные способности учеников.

Заполните  таблицы:

№ 1 .

Раздел науки о языке

Что изучает

Фонетика

Орфоэпия

Графика

№ 2.

 № 3.

Глухие -10

Звонкие -11

Согласные

№4

Всегда мягкие

Всегда твердые

Признак

Самостоятельные части речи

Служебные части речи

Значение

Морфологические признаки

Синтаксическая роль

Часть речи

Вопрос

Значение

Пример

Самостоятельные части речи

Существительное

Прилагательное

Глагол

и т.д.

Мирилки для детей дошкольного возраста

Главная

Детский сад

Мирилки для детей дошкольного возраста

Мирилка

http://raguda.ru/images/mirilki-dlja-detej-doshkolnogo-vozrasta-7_1.jpg

Дети после ссоры часто произносят небольшие рифмованные стишки, так называемые мирилки, для того, чтобы помириться. Многие из них, нам, взрослым, знакомы с детства.

В детском саду я изготовила игрушку, которая тоже способствует примирению детей. Это своеобразная мягкая «МИРИЛКА».

Для того, чтобы помириться друг с другом, дети кладут свои ладони на сердечко и произносят стишки – мирилки.

Испытывая дополнительно тактильные ощущения от мягкой игрушки, дети не только забывают обиды, но и стараются поиграть с забавными человечками.

Приложение:

Стишки- мирилки

1. Мирись- мирись, больше не дерись.

Если будешь драться-

Я буду кусаться!

А кусаться не причем,

Буду драться кирпичом!

Нам кирпич не нужен,

Давай с тобой подружим!

2. Ручку за ручку

Мы крепко возьмем,

Раньше мы дрались,

А теперь ни почем!

3. Ссориться не будем.

Будем мы дружить,

Клятву не забудем,

Пока будем жить!

4. Хватит нам уже сердиться,

Веселятся все вокруг!

Поскорей давай мириться:

— Ты мой друг!

— И я твой друг!

Мы обиды все забудем

И дружить, как прежде будем!

5. Я мирюсь, мирюсь, мирюсь,

И я больше не дерусь.

Ну а если подерусь, —

В грязной луже окажусь!

6. Давай с тобой мириться

И во всем делиться.

А кто не будет мириться-

С тем не будем водиться!

7. Чтобы солнце улыбалось,

Нас с тобой согреть старалось,

Нужно просто стать добрей,

И мириться нам скорей!

8. Мир, мир навсегда,

Больше ссориться нельзя,

А то бабушка придет,

И по попе надает!

9. Чем ругаться и дразниться

Лучше нам с тобой мириться!

Будем вместе улыбаться,

Песни петь и танцевать,

Летом в озере купаться,

И клубнику собирать,

На коньках зимой кататься,

Баб лепить, в снежки играть,

На двоих делить конфеты,

Все проблемы и секреты.

Очень скучно в ссоре жить,

Потому – давай дружить!

www.maam.ru

Мирилки — небольшие стихи для примирения!

А вы часто слышите от своего ребенка, что он с кем то дружит? Я вот регулярно слышу, как дочь рассказывает мне о том, что она дружит с Богданом, а потом уже жалуется и говорит, что не дружит! Сразу вспоминаю, как и мы в детстве ругались, дрались и кусались, а потом мирились, чаще всего при помощи «Мирилки»!!

Мизинцем за мизинец,и, мирись — мирись — мирись и больше не дерись!

Вот я помню только один стишок, а оказывается мирилок не так и мало!

Поделитесь с друзьями!

Ссылка на источник www.happy-giraffe.ru

Мирилки для дошкольников | МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 167» города Краснодара

Главная

Мирилки для дошкольников

Умение мириться — очень важный навык. Родители должны научить ребенка прощать, это поможет в жизни. Всем известно, что игра детей без ссор не обходится.

Мирилки и были придуманы на этот случай. Мирилки — это волшебные добрые стишки на случай ссоры, помогающие мириться и прощать все обиды, ведь так сложно произнести порой первые слова примирения. Произнес веселый стишок, улыбнулся другу — вот и ссоре конец, а кто помирился — молодец :)

Мирилки для детей нужно заучивать наизусть и произносить, держась за руки или за мизинчики с тем, с кем хочешь помириться.

Пальчик за пальчик

Материал ds167.centerstart.ru

КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Что такое дружба» для детей

старшего дошкольного возраста.

Цель: систематизация представлений о дружбе, дружеских отношениях у дошкольников, формирование эмоционально — положительных взаимоотношений в детском коллективе, развитие коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

Учить анализировать и оценивать поступки в педагогических ситуациях, развивать самоконтроль и самооценку.

Воспитывать дружеские взаимоотношения, отзывчивость.

Формировать у детей понятия «друг», «дружба», «умение дружить»

Развивать умения договариваться и приходить на помощь, позитивное социальное поведение.

Формировать благоприятный психологический климат группы.

Воспитывать нравственные основы личности ребёнка в процессе формирования представлений о дружбе.

Закреплять правильное произношение детей, следить за полными ответами, знакомить с новыми незнакомыми словами, их образованием.

Развивать интерес к экспериментированию.

Метод проведения: игровое развлечение (родители – зрители) .

Возраст детей: старший дошкольный возраст, 4-5 лет.

Условия проведения: групповое помещение.

Предварительная работа: За две недели до проведения игрового развлечения дается совместное домашнее задание для детей и родителей: вместе с ребенком подберите чистоговорку или скороговорку по теме «Дружба». На бумаге формата «А-4» создайте иллюстрацию к ней. Принесите работу в детский сад и мы создадим альбом чистоговорок и скороговорок нашей группы.

Перед мероприятием в группе оформляется уголок чистоговорок и скороговорок, которые обсуждаются, проговариваются с детьми. Дети разучивают стихи о дружбе, вежливых словах (см. ход мероприятия) .

Материалы и оборудование:

Мягкие кубы-модули по количеству участвующих детей.

«Волшебная шкатулка» с текстом проблемных ситуаций.

«Волшебная» палочка.

DVD проигрыватель и диск с записью песен “Дорога добра”, «Ужасно интересно».

Мольберт или магнитная доска с бумагой для записей (или ватман) .

Письмо со сказкой «Пуськи бятые».

Стакан с зубными щетками и стеклянная чашка.

Игра «Земля и Солнечная система».

Лимон, йод с водой, кисти, вода, листы формата А 4.

Молоко, тушь для рисования разных цветов, пипетка, жидкое моющее средство, ватные палочки.

Костюмы героев праздника – Мирилки и Плутонявки.

Методические советы на подготовительный период: дети вместе с родителями выполняют домашнее задание, подбирают скороговорки и чистоговорки по тематике «Дружба», на листах формата «А-4» выполняют к ним рисунки, разучивают стихи «Не обижай никого вокруг!», «Ёж морковку зайцу дал», «Пчелы мишку угощали», «Белка с ёжиком играла», «В огороде возле грядки» (или любые детские стихи по теме «Вежливое общение», «Дружба») .

Педагоги подбирают музыку для главных героев (в данном мероприятии использованы песни «Дорога добра», «Ужасно интересно») , приобретают или разрабатывают игру «Земля и Солнечная система» (использована игра Бурдиной С. В.) , так же необходимо оформить письмо с текстом сказки «Пуськи бятые»(лингвистическая сказка Л. Петрушевской) , листы с текстом ситуаций на темы «Просьба», «Извинение», «Благодарность», «Отказ».

Необходимо подготовить оборудование для проведения опытов.

Подготовка костюмов главных героев мероприятия: Мирилка – это девочка, ее платье должно быть красочным, ярким, целесообразно использовать парик с косичками, яркими бантиками; Плутонявка – существо с планеты Плутон, костюм может быть оформлен в любом стиле и цвете, желательно использовать фантастические элементы.

Сценарий занятия составлен с учетом принципа минимакса. Поэтому, исходя из индивидуальных возможностей детей, оснащения группы, можно добавлять и убирать некоторые задания и игры.

Методические советы организаторам:мероприятие лучше проводить в групповом помещении. Заранее необходимо оформить выставку чистоговорок и скороговорок (домашнее задание с родителями) , оформить шарами. Для создания положительного эмоционального настроя группы можно в течение мероприятия использовать музыкальное сопровождение (звуки природы, песни для детей) .

Ход мероприятия

Мирилка появляется в раздевалке группы(под музыку «Дорога добра») .

Здравствуйте ребята! Я девочка Мирилка. Как вы думаете, зачем я к вам пришла сегодня и почему у меня такое имя? (ответы детей) .

А взрослым нужна Мирилка? (ответы детей и взрослых) .

Вы знаете, по дороге я увидела космический корабль и познакомилась с одним из обитателей далекой планеты Плутон, а зовут её Плутонявка и позвала её к нам в детский сад, она ничего не знает о нашей Земле, о детях и детском садике. Ой, а где же она? Вы не видели?

Она наверное нас испугалась и спряталась! Давайте её поищем! (заходим в групповое помещение, на столе лежит письмо и игра «Земля и Солнечная система», Бурдина С. В.) .

Мирилка: Как вы думаете, ребята, почему мою новую знакомую так зовут (ответы детей) . Она прилетела к нам с далекой планеты под названием Плутон (игра «Земля и Солнечная система», дети прикрепляют Солнце, Землю и Плутон на карту Солнечной системы) .

Мирилка: Она оставила нам письмо, давайте его прочитаем (достает конверт с письмом и читает детям)

СКАЗКА «Пуськи бятые».

Сяпала Калуша по напушке и увазила бутявку. И волит: Калушата, калушаточки! Бутявка!

Калушата присяпали и бутявку стрямкали. И придудонились.

А Калуша и волит: Оее, оее! Бутявка-то некузявая!

Калушата бутявку вычучили.

Бутывка вздребезнулась и усяпала с напушки.

А Калуша волит: Бутявок не трямкают. Бутявки дюбые и зюмо-зюмо некузявые. От бутявок дудонятся.

А бутявка волит за напушкой:

Калушата подудонились! Калушата подудонились! Ой, вы пуськи бятые!

Мирилка: Ничего не понятно! Ребята, вам все понятно? А почему не понятно? (ответы детей) . Интересно, на каком языке написана эта сказка и о чем она!

Узнать мы это можем, только если найдем мою знакомую.

Как же нам её найти? Давайте подумаем? На чем же могла прилететь к нам Плутонявка (ответы детей) ?

Мирилка: Давайте же посмотрим, на чем прилетела Плутонявка.

Совместно с детьми проводится опыт: предварительно на листе формата А 4 соком лимона и тонкой кисточкой рисуем ракету, она не видна на листе. Затем разводится йод с водой и ребенок начинает кистью водить по листу, рисунок ракеты начинает проявляться.

(появляется Плутонявка под музыку «Ужасно интересно») .

Мирилка: А вот и она!Здравствуйте!

Плутонявка: Привесята! (говорит на непонятном языке, подходит к любому ребенку и задает вопросы, например: А тя ма сипа уля ся?) .

Мирилка (Все объясняет детям на понятном языке, например: Для чего вам рот!?) .

Ребята, а давайте научим Плутонявку разговаривать на понятном нам русском языке. Садитесь, пожалуйста, на мягкие подушки (на полу разложены мягкие модули, дети садятся в круг) . Мы разговариваем целыми предложениями. И сейчас я предлагаю вам поиграть в игру, которая так и называется «Дополни предложение».

Я вам назову любое слово, а каждый по очереди добавляет к нему свое слово, повторяя целиком предыдущее. Слова добавляются так, чтобы предложение не потеряло смысла (одновременно предложение записываем на доске) . Например: Плутонявка.Друг.Дружба.

Плутонявка: А можно я теперь повторю предложение?

Мирилка: Заговорила!? Да, конечно можно!

Плутонявка: (повторяет предложения, составленные детьми) А я еще одну игру знаю, называется«Умей отказаться».

Обращается по очереди к каждому игроку с побуждением, а игроки должны отвечать,аргументируя свой отказ.

Например:

— Выбери из этих щеток в стакане самую лучшую и почисти зубы (протягивает ребенку стакан с несколькими зубными щетками) (ответы участников) .

— Извините, этими щетками пользоваться нельзя: они чужие.

— Урони эту чашку на пол (подводит ребенка к столу) ! (ответы участников) .

— Простите, я не могу этого сделать: мне жалко разбить чашку.

— Снимай свои туфли новые, красивые, я буду их носить (пытается снять с ноги девочки туфельку) (ответы участников) .

— Извините, моя обувь будет вам слишком мала.

Мирилка:Что ты Плутонявка, так нельзя поступать, чтоб дружить нужно еще и уметь вежливо просить, извиняться, благодарить и правильно отказывать! И дети сейчас прочитают об этом стихи.

В огороде возле грядки

Материал nsportal.ru

(Выразить состояние людей, заблудившихся в лесу)

«МЫШИ»

Чтобы кот их не услышал.(Изобразите мышат, которые вышли из норки и гуляют около спящего кота.)

«ЁЖИК»

а) Вот лежит иголок ворох

И две пары ножек.

В клубок свернулся от лисы

Наш колючий ёжик.(Изобразите свернувшегося в клубок ежа)

б) Листья клёна настелил ёжик на кроватку,

Чтобы долгою зимой спать под ёлкой сладко.

Пусть ему навеют сны снежные метели,

Пусть проспит он до весны в тёплой колыбели.(Изобразите ежа, который спит на мягкой постели из осенних листьев, снаружи – метель, снег, но ёжику в тёплой норке спокойно и уютно)

В младшем дошкольном возрасте зарождается и интенсивно развивается общение детей со сверстниками. Общение со сверстниками обогащает жизнь малышей новыми впечатлениями, является источником ярких положительных эмоций, создает условия для проявления творческого, самобытного начала, облегчает вхождение ребенка в детский коллектив, служит основой развития качественно новых форм общения между детьми.

Взаимодействие малышей друг с другом существенно отличается от общения старших детей. Контакты детей этого возраста строятся преимущественно на подражании действиям друг друга, которые сопровождаются бурными эмоциональными проявлениями – криками, визгом, смехом, веселыми гримасами и др.

Наиболее эффективным средством развития общения детей со сверстниками является организация субъектного взаимодействия между ними. Сначала взрослый организует взаимодействие малышей при отсутствии каких-либо предметов, привлекая их внимание к субъектным качествам друг друга, побуждая вступать в эмоциональные контакты.

После того как у детей появится потребность в эмоционально-практическом общении, взрослый может постепенно включать их в новый вид взаимодействия – совместную предметную деятельность. Постепенно контакты между малышами становятся все более устойчивыми, длительными, разнообразными по содержанию. Возрастает инициативность детей и чувствительность к воздействиям друг друга.

Упражнения по формированию потребности в общении со сверстниками.

Эмоции играют важную роль в жизни детей, помогая воспринимать действительность и реагировать на нее. Чувства господствуют над всеми сторонами жизни дошкольника, придавая им особую окраску и выразительность, поэтому эмоции, которые он испытывает, легко прочитываются на лице, в позе, жестах, во всем поведении.

Эмоции изменяются на протяжении всей жизни человека и во многом определяются социальными условиями его существования, но именно в дошкольный период особенно активно развиваются психические процессы, формируются произвольное внимание и память, творческое воображение, рождаются новые чувства (дружба, дом и др.) . Именно в этом возрасте «сеют семена» будущего. Немало нужно любви, терпения и, конечно же, знаний, чтобы они взошли здоровыми и крепкими.

Замыкаясь на телевизорах, компьютерах, дети начинают испытывать серьезные трудности в общении с окружающими, особенно со сверстниками, а ведь общение в значительной мере обогащает чувственную сферу детей. Поэтому так важно научить маленького ребенка понимать чувства других, адекватно реагировать на них, уметь сочувствовать и сопереживать.

Этюды.

В общении между детьми все чаще приходится наблюдать проявление таких качеств, как жестокость, нежелание и неумение помочь сверстнику, посочувствовать, порадоваться вместе с ним, неумение уступать. Поэтому одна из задач в работе педагога является формирование гуманных межличностных отношений между дошкольниками и установление позитивного микроклимата в группе. Установить положительные, уважительные взаимоотношения, между детьми в группе помогут целенаправленные игры, ритуалы с применением игрушек — мирилок(«Доброе солнышко») .

Игры — мирилки.

Огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игровой деятельности. Она является эффективным средством формирования личности дошкольника.

Наиболее успешным методом установления позитивных межличностных взаимоотношений между детьми дошкольного возраста является игра направленные на сплочения детского коллектива. Но большинство детей младшего дошкольного возраста предпочитают одиночные игры и игры «рядом».

В это время мало наблюдается совместных игр. Этот факт, по-видимому, объясняется тем, что небольшой запас знаний об окружающей действительности, недостаточное развитие воображения младших дошкольников не позволяют им самостоятельно и сразу развернуть совместную игру.

Задача воспитателя с помощью специально заданных игровых ситуаций устанавливать склонности детей к общению со сверстниками. Педагог своими действиями, советами помогает обогатить игру новыми сюжетами, ролями, действием, умело использует представления детей о правилах поведения, взаимоотношений.

Материал с сайта PlanetaDetstva.net

Игры мирилки в детском саду как помирить детей, миримся мизинцами

?

Ксения Севергина – профессиональный художник, педагог с 10-летним стажем и просто творческий человек. Ее авторская методика направлена на стремительное развитие у ребенка речи, художественных способностей, фантазии, познавательного интереса и умения решать задачи.

Ксения пошагово раскрывает ход изготовления оригинальных поделок. Видеоуроки настолько увлекательны, что нравятся и малышам, и их родителям. Они гарантированно раскроют таланты ребенка!

Онлайн курсы Ксении Севергиной – это:

Индивидуальный подход к каждому малышу

Уникальные задания для деток разных возрастов

Оригинальная идея организации творческих занятий с малышом

Множество вариантов уникальных поделок.

Уроки Ксении – это лучшее решение для:

Родителей, ограниченных во времени и не имеющих возможности водить деток на развивающие занятия в творческие студии.

Малышей, которым нравится осваивать необычные техники работы с бумагой, пластилином и природным материалом.

Воспитателей детских садов, которые могут использовать идеи уроков в своей практике.

Наталья Васильева – домохозяйка, мама 1,5-годовалого сынишки. А также первоклассный повар, любящий готовить простые, вкусные и полезные блюда для детей. Рецепты Натальи рассчитаны на таких же мамочек, как она сама.

Ее кулинарные изыски известны многим женщинам, ищущим ответы на вопросы о правильном детском питании в интернете. Разрабатывая курсы вместе с Академией Babadu, Наталья ориентировалась на отзывы молодых мамочек о ее рецептах. Ваш малыш, попробовав эти блюда, будет просить вас готовить их снова и снова!

Просматривая уроки Натальи Васильевой, вы:

Научитесь готовить простые блюда, крайне полезные для малыша.

Получите истинное наслаждение от виртуального общения с настоящим мастером кулинарного искусства.

Узнаете, как имея простые продукты и минимум времени, накормить не только ребенка, но и всю семью вкуснейшим обедом.

Воодушевитесь идеями приготовления блюд и сможете придумывать собственные рецепты.

Елена Маркова – акушер с 20-летним стажем и перинатальный психолог, преподаватель Гильдии Психологов, Психотерапевтов и Тренеров. Много лет Елена консультирует родителей по вопросам подготовки к родам, поведения на родах, преодоления послеродовой депрессии и грудного вскармливания.

Посмотрев видеокурсы Елены Марковой, вы:

Обретете уверенность в своих силах на родах

Овладеете навыками правильно дыхания во время схваток и потуг

Полностью избавитесь от послеродовой депрессии

Правильно подготовитесь к партнерским родам

Обучитесь секретам успешного грудного вскармливания.

Преимущества онлайн-курса Елены:

Квалифицированные консультации о беременности и родах для жителей отдаленных регионов.

Максимум полезной информации для будущих мам, ограниченных в свободном времени.

Возможность заниматься когда угодно и где угодно.

Прекрасная возможность подготовиться к встрече с малышом вместе с партнером.

Евгения Меглинская – профессиональная балерина, бизнес-леди, мама и просто женщина, которая хочет выглядеть блистательно. Подобно многим мамам, Евгения после родов боролась с лишними килограммами. У нее это получилось быстро и легко.

Добившись результата, Евгения решила поделиться секретом со всеми. Вместе с Академией Бабаду она создала курс, который помогает молодым мамам обрести великолепные формы, не прикладывая к этому больших усилий!

Уроки Евгении Меглинской – это:

Простейшие тренировки без риска для молока

Максимум общения мамы и малыша

Возможность выполнять упражнения в любое время

Простота и доступность изложения

Отличное настроение и море положительных эмоций!

100% успех в борьбе с лишними килограммами

Уроки Евгении – это не только простые физические упражнения для мамы, но и занятия для ребенка, укрепляющие его здоровье.

Занимайтесь вместе с малышом и станьте обладательницей шикарной фигуры и прекрасного настроения!

Перинатальный психолог и консультант по грудному вскармливанию. За более чем 10-ти летний опыт работы, Наталья провела большое кол-во семинаров и индивидуальных консультаций для молодых мам.

Ее уроки помогут вам быстро и максимально правильно наладить процесс грудного вскармливания младенца, дадут необходимые знания о физиологии развития малыша и потребностях организма крохи в мамином молоке на определенных этапах его жизни, развенчают мифы о негативном влиянии естественного кормления ребенка на внешность женщины и многое другое.

Читать далее Babadu.ru

Мирилки

Мирилки – это короткие рифмованные строчки, которые помогают детям помириться. Дети сцепляют мизинцы друг друга в знак примирения и ритмично вместе говорят слова мирилки. Мирилка произносится подряд 5-10 раз и действительно примиряет.

Это ведь очень весело – вместе произносить текст, в ритм делая движения сцепленными мизинчиками. И обиды быстро проходят, а на смену им появляется улыбка.

Дети легко прощают и легко мирятся, и это очень важное умение в жизни – умение прощать, восстанавливать лад и мир в жизни. И от этого выигрывают все.

Рекомендации по отбору мирилок для детей дошкольного возраста:

Первое. Выберите 3-5 мирилок, которые больше всего понравятся Вам и Вашим детям и выучите их . Сами используйте мирилки, если вдруг кого-то обидели (в семье, во дворе- словом, в повседневной жизни) . Тогда и малыш станет тоже использовать мирилки в общении с людьми. Это так важно – простить и забыть все обиды и снова жить в ладу с собой и другими людьми!

Второе. Я очень бережно отношусь ко всем текстам, которые мы – взрослые – читаем детям. Ведь эти тексты дают детям образцы поведения в жизни и реакции на жизненные ситуации.

Поэтому еще несколько важных моментов, которые надо учесть при отборе мирилок. Лучше не использовать мирилки, в которых детям надо мириться под угрозой наказания взрослого. Например. такие: «Мирись, мирись, Больше не дерись. А то бабушка придет, Тебе уши надерет (вариант «нам по попе надает») . Еще один вариант: «А то мама придет, и нам обоим попадет».

Я отрицательно отношусь к таким текстам мирилок и считаю, что они нарушают саму суть мирилки – помириться не ради того чтобы избежать наказания, а для того, чтобы самим было лучше, веселее жить. Да и образ мамы и бабушки дается не самый лучший и явно отрицательный.

Вместо того чтобы разобраться с причиной ссоры и научить детей выходить из нее, мама и бабушка из такого текста сразу же наказывают. А ведь то, что мы читаем детям, формирует их поведение. Будьте очень аккуратны и тактичны в текстах, которые Вы предлагаете малышам! Закладывайте в них позитивные варианты поведения взрослых и детей.

Третье. Избегайте негатива в мирилках, например: «если ты не будешь…, то мы (тебя игнорируем, т.е. не будем играть, водиться и т.д.) . Принятие человека, прощение, это очень важно – и это самое главное в мирилках!

Примеры «плохих» мирилок, которые я бы не стала использовать: «Все детишки – забияки. Им никак нельзя без драки!» Или другой вариант там же «Сопли распустим — Никого не пустим». Что мы воспитываем у детей, заучивая с ними такие мирилки?

Представьте себе, но эти мирилки я нашла случайно… в одном блоге в статье про воспитание детей в рубрике «Для молодых родителей»! Без комментариев!

Четвертое. Суперидея! Вы можете сшить или связать специальную игрушку для мирилок. Например, участница нашей Интернет-Мастерской развивающих игр «Через игру – к успеху!» Ольга Кравченко связала вот такие муфточки «Солнышки – мирилки» и получила приз за самую добрую игру, сделанную своими руками. Ручками внутри муфточки выполняется ритуал — мирись, мирись… Ротик солнышка крепится на липучке. После мирилки детки совместно заплетают косички или расстегивают или застегивают пуговки на лучиках.

Мирилки из своей копилки общения с детьми я собрала для Вас в картотеку для удобства использования. Вы можете распечатать карточки и брать нужные из них с собой на прогулку, в отпуск и т.д. И в подходящий момент достать карточку и вспомнить мирилку.

Хотя лучше всего знать несколько мирилок наизусть.

Картотеку с мирилками Вы можете скопировать здесь, на сайте. Если Вам нужна картотека для распечатки на компьютере в хорошем качестве, то Вы можете скачать бесплатно все картинки с мирилками в нашей группе Вконтакте «Развитие ребенка от рождения до школы» (см. раздел группы «Документы», он находится под видеозаписями нашей группы, справа) . В группе Вы найдете картинки «Картотека мирилок» в хорошем разрешении и качестве.

Давайте жить дружно, прощать и сотрудничать! Давайте мириться! Эти слова звучат сейчас как никогда современно и актуально! И пусть мирилки нам помогут !

Картотека мирилок

Напоминаю, что скачать картотеку единым архивом можно в нашей группе Вконтакте «Развитие ребенка от рождения до школы» в разделе группы «Документы».

Что делать, если дети ссорятся? Что еще кроме мирилок может Вам помочь? Рекомендации детского психолога Вы найдете в статье «Дети ссорятся: что делать?»

Еще о народных песенках и стихах для малышей Вы можете прочитать на нашем сайте:

Источник rodnaya-tropinka.ru

Мирилки для детей

А теперь ни по чем.

Рекомендации по отбору мирилок для детей дошкольного возраста:

Первое. Выберите 3-5 мирилок, которые больше всего понравятся Вам и Вашим детям и выучите их . Сами используйте мирилки, если вдруг кого-то обидели (в семье, во дворе- словом, в повседневной жизни) . Тогда и малыш станет тоже использовать мирилки в общении с людьми. Это так важно – простить и забыть все обиды и снова жить в ладу с собой и другими людьми!

Второе. Я очень бережно отношусь ко всем текстам, которые мы – взрослые – читаем детям. Ведь эти тексты дают детям образцы поведения в жизни и реакции на жизненные ситуации.

Поэтому еще несколько важных моментов, которые надо учесть при отборе мирилок. Лучше не использовать мирилки, в которых детям надо мириться под угрозой наказания взрослого. Например. такие: «Мирись, мирись, Больше не дерись.

А то бабушка придет, Тебе уши надерет (вариант «нам по попе надает») . Еще один вариант: «А то мама придет, и нам обоим попадет». Я отрицательно отношусь к таким текстам мирилок и считаю, что они нарушают саму суть мирилки – помириться не ради того чтобы избежать наказания, а для того, чтобы самим было лучше, веселее жить.

Да и образ мамы и бабушки дается не самый лучший и явно отрицательный. Вместо того чтобы разобраться с причиной ссоры и научить детей выходить из нее, мама и бабушка из такого текста сразу же наказывают. А ведь то, что мы читаем детям, формирует их поведение. Будьте очень аккуратны и тактичны в текстах, которые Вы предлагаете малышам! Закладывайте в них позитивные варианты поведения взрослых и детей.

Третье. Избегайте негатива в мирилках, например: «если ты не будешь…, то мы (тебя игнорируем, т.е. не будем играть, водиться и т.д.) . Принятие человека, прощение, это очень важно – и это самое главное в мирилках!

Примеры «плохих» мирилок, которые я бы не стала использовать: «Все детишки – забияки. Им никак нельзя без драки!» Или другой вариант там же «Сопли распустим — Никого не пустим». Что мы воспитываем у детей, заучивая с ними такие мирилки?

Представьте себе, но эти мирилки я нашла случайно… в одном блоге в статье про воспитание детей в рубрике «Для молодых родителей»! Без комментариев!

Четвертое. Суперидея! Вы можете сшить или связать специальную игрушку для мирилок. Например, участница нашей Интернет-Мастерской развивающих игр «Через игру – к успеху!» Ольга Кравченко связала вот такие муфточки «Солнышки – мирилки» и получила приз за самую добрую игру, сделанную своими руками. Ручками внутри муфточки выполняется ритуал — мирись, мирись… Ротик солнышка крепится на липучке. После мирилки детки совместно заплетают косички или расстегивают или застегивают пуговки на лучиках.

Обновлено 04.09.2015 05:04

Читать далее ds352.perm.ru

Другие статьи по теме:

Общение детей дошкольного возраста со сверстниками

Особенности общения детей среднего дошкольного возраста со сверстниками в условиях детского сада. В условиях детского сада ребенок с первых лет жизни находится в кругу сверстников. Дети вместе иг…

Социально коммуникативное развитие детей дошкольного возраста игры

Педагогический проект «Социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста в процессе игры» Одно из основных направлений работы детского сада с дошкольниками и их семьями является созда…

Развитие речи детей старшего дошкольного возраста

Родительское собрание «Особенности и проблемы речевого развития детей старшего дошкольного возраста» Родительское собрание Особенности и проблемы речевого развития детей старшего дошкольного возр…

Возрастные особенности детей младшего дошкольного возраста

Возрастные особенности детей четвертого года жизни. Возрастные особенности детей четвертого года жизни. Возрастные особенности детей четвертого года жизни. Младший дошкольный возраст характеризуе…

Презентации для детей дошкольного возраста

Презентация для детей дошкольного возраста по ознакомлению с временем года «Золотая осень» Презентация может использоваться для ознакомления детей с временем года осень, а также для закрепления м…

Коррекционная работа с детьми дошкольного возраста

«Сказкотерапия в коррекционной работе с детьми старшего дошкольного возраста» (опыт работы) Мы живем в эпоху социально-экономической нестабильности в обществе, что приводит к увеличению числа дет…

Использование здоровьесберегающих технологий с детьми дошкольного возраста

Использование здоровьесберегающих технологий на музыкальных занятиях. НОД с детьми среднего дошкольного возраста «В гостях у петушка». Пояснительная записка. Музыкально-оздоровительная работа в Д…

Развитие коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста

Развитие коммуникативных способностей у детей старшего дошкольного возраста Жизнь каждого человека пронизана контактами с другими людьми. Потребность в общении – одна из самых важных человеческих…

Особенности психофизического развития детей дошкольного возраста

Консультация. Характеристика психофизического и речевого развития детей младшего дошкольного возраста Для развития ребёнка важны и имеют огромное значение все психические функции и процессы, прот…

Тренинги для детей дошкольного возраста

Психологический тренинг для детей старшего дошкольного возраста «Мы все разные, мы все удивительные» Цель: развитие коммуникативной и личностной сфер, формирование навыков сотрудничества между де…

Игровая деятельность детей старшего дошкольного возраста

Особенности руководства сюжетно-ролевыми играми детей старшего дошкольного возраста Характеристика сюжетно-ролевой игры. Сюжетно-ролевые игры являются наиболее характерными играми дошкольников и…

Развитие внимания у детей дошкольного возраста

Развитие внимания у детей дошкольного возраста. Выступление-презентация на педсовете Презентация «Развитие внимания у детей дошкольного возраста» 1 слайд. «Какая ты невнимательная! », «Ты все вре…

Общение воспитателя с детьми дошкольного возраста

Педагогическая технология «Формирование нравственно-ценного поведения и культуры общения детей дошкольного возраста» МДОУ детский сад № 3 «Теремок» комбинированного вида п. Советский Республики М…

Психологическое здоровье детей дошкольного возраста

Мастер-класс для педагогов ДОУ «Формирование психологического здоровья детей дошкольного возраста» Одной из главных задач в воспитании детей является создание условий, гарантирующих формирование…

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 14 ноября 2021; проверки требуют 2 правки.

Людми́ла Стефа́новна Петруше́вская (род. 26 мая 1938, Москва) — русский прозаик и поэтесса, драматург, сценарист, переводчица, исполнительница разных музыкальных направлений.

Биография

Ранние годы

Родилась 26 мая 1938 года в Москве в семье служащего. Отец — Стефан Антонович Петрушевский, философ, занимался проблемами марксистско-ленинской этики и научного атеизма; мать — Валентина Николаевна Яковлева[5].

Внучка лингвиста Н. Ф. Яковлева, создателя письменностей для ряда народов СССР[6].

Правнучка Ильи Сергеевича Вегера (1865—1948), революционера, члена РСДРП с 1898 года. Внучатая племянница советских государственных деятелей Е. И. Вегера и В. И. Вегера[7][8].

В военное время жила у родственников, а также в детском доме под Уфой.

После войны вернулась в Москву, окончила факультет журналистики МГУ.

Творчество

Работала корреспондентом московских газет, сотрудницей издательств, с 1972 года — редактором на Центральной студии телевидения.

Петрушевская рано начала сочинять стихи, писать сценарии для студенческих вечеров, всерьёз не задумываясь о писательской деятельности.

Первые же пьесы были замечены самодеятельными театрами: пьеса «Уроки музыки» (1973) была поставлена в 1979 году Р. Виктюком в театре-студии ДК «Москворечье», а также В. Голиковым в театре-студии ЛГУ и почти сразу запрещена (напечатана лишь в 1983 году).

Постановка «Чинзано» была осуществлена театром «Гаудеамус» во Львове. Профессиональные театры начали ставить пьесы Петрушевской в 1980-е годы: одноактная пьеса «Любовь» в Театре на Таганке, «Квартира Коломбины» в «Современнике», «Московский хор» во МХАТе. Долгое время писательнице приходилось работать «в стол» — редакции не могли публиковать рассказы и пьесы о «теневых сторонах жизни». Не прекращала работы, создавая пьесы-шутки («Анданте», «Квартира Коломбины»), пьесы-диалоги («Стакан воды», «Изолированный бокс»), пьесу-монолог («Песни XX века», давшую название сборнику её драматургических произведений).

Проза Петрушевской продолжает её драматургию в тематическом плане и в использовании художественных приёмов. Её произведения представляют собой своеобразную энциклопедию женской жизни от юности до старости:

  • «Приключения Веры»,
  • «История Клариссы»,
  • «Дочь Ксени»,
  • «Страна»,
  • «Кто ответит?»,
  • «Мистика»,
  • «Гигиена»
  • и многие другие.

В 1990 году был написан цикл «Песни восточных славян». В 1992 г. опубликована повесть «Время ночь», часто называемая вершиной творчества Петрушевской. Пишет сказки как для взрослых, так и для детей:

  • «Жил-был будильник»,
  • «Ну, мама, ну!» — «Сказки, рассказанные детям» (1993);
  • «Маленькая волшебница»,
  • «Кукольный роман» (1996).

Существуют противоречивые свидетельства, послужил ли профиль Петрушевской прототипом заглавного персонажа мультфильма Ю. Норштейна «Ёжик в тумане». С одной стороны, этот эпизод прямо описан в книге Петрушевской[9]. С другой стороны, сам Норштейн описывал процесс появления ёжика иначе[10].

Пуськи бятые о чем эта сказка

1 февраля 2009 г. на 25-летии рок-группы «Звуки Му»

Общественная позиция

В 1996 году была среди деятелей культуры и науки, призвавших российские власти остановить войну в Чечне и перейти к переговорному процессу[11].

В марте 2020 года подписала обращение против принятия поправок к Конституции РФ [12].

В сентябре 2020 года подписала письмо в поддержку протестных акций в Белоруссии[13].

Личная жизнь

Людмила Петрушевская живёт и работает в Москве.

Вдова, покойный муж — директор Галереи на Солянке Борис Павлов.

Трое детей:

  • Кирилл Харатьян (род. 29 августа 1964) — журналист. Работал заместителем шеф-редактора в издательском доме «Коммерсантъ», заместителем главного редактора газеты «Московские новости». С 2005 г. — заместитель главного редактора газеты «Ведомости».
  • Фёдор Павлов-Андреевич (род. 14 апреля 1976) — журналист, телеведущий, продюсер, художник[14].
  • Наталья Павлова (род. 1982)— музыкант, основательница московской фанк-группы C.L.O.N.E.

Работы

Библиография

Собрание сочинений в пяти томах. — М.: АСТ; Харьков: Фолио. 1996.

Романы и повести

  • 1992 — Время ночь.
  • 2004 — Номер Один, или В садах других возможностей. — М.: Эксмо. — 335 с. — ISBN 5-699-05993-8.
  • 2017 — Нас украли. История преступлений. — М.: Эксмо. — ISBN 978-5-04-090046-6

Пьесы

  • 1973 (напечатана в 1983) — «Уроки музыки».
  • «Любовь».
  • «Квартира Коломбины».
  • 2007 — Квартира Коломбины: сборник пьес. — СПб.: Амфора. — 415 с. — ISBN 978-5-367-00411-3.
пьесы: «Три девушки в голубом». «Квартира Коломбины». «Тёмная комната». «Опять двадцать пять».
  • 2007 — Московский хор: сборник пьес. — СПб.: Амфора. — 448 с. — ISBN 978-5-367-00509-7.
пьесы: «Московский хор». «Еду в сад». «Сырая нога, или Встреча друзей». «Певец певица». «Бифем». «Два окошка». «Чемодан чепухи, или Быстро хорошо не бывает». «Золотая богиня».
  • Сборник «Песни XX века»
пьесы: «Песни XX века», «Что делать!», «Мужская зона», «Сцены из отравления Моцарта», «Аве Мария, мамочка».

Сказки

  • Дикие Животные сказки. — Москва: Эксмо.
  • Морские помойные рассказы.
  • Жил-был Трр.
  • Город света. — СПб: Амфора.
  • 1984 — Пуськи Бятые.
  • 1991 — Лечение Василия. — Москва.
  • 1996 — Настоящие сказки. — Москва: Вагриус.
  • 1996 — Сказка об азбуке.
  • 2008 — Книга принцесс. — М.: Росмэн-Пресс. — 208 с. — ISBN 978-5-353-03090-4.
  • 2008 — Загадочные сказки. Стихи(хи) Пограничные сказки про котят. Поэмы. — СПб: Амфора. — 291 с. — ISBN 978-5-367-00820-3.
  • Сказка с тяжёлым концом.

В 2002 году Петрушевская создала три книги про поросёнка Петра:

  • «Поросёнок Пётр и машина»,
  • «Поросёнок Пётр и магазин»,
  • «Поросёнок Пётр едет в гости».

В 2008 году был снят одноимённый мультфильм[15].

В 2010 году пользователь по имени Lein записал песню «Поросёнок Пётр съе…», а пользователь Артём Чижиков подобрал на неё видеоряд из мультфильма. Этот клип стал популярным интернет-мемом[16] об эмиграции.[значимость факта?]

Произведение «Peter Pig and His Airplane Trip» писательницы Betty Howe, изданное в 1943 году, похоже рядом деталей (в частности, цветом аэроплана на обложке и именем главного героя) на книги Петрушевской[17].

Сборники рассказов и повестей

  • Бессмертная любовь.— М.: Московский рабочий, 1988, тир. 30 000, обложка.
  • Бал последнего человека. — М.: Локид, 1996. 26 000 экз.
  • 2008 — Пограничные сказки про котят. — СПб.: Амфора. — 296 с. — ISBN 978-5-367-00820-3.
  • 2008 — Чёрная бабочка. — СПб.: Амфора. — 304 с. — ISBN 978-5-367-00753-4.
  • 2009 — Два царства. — СПб.: Амфора. — 400 с. — ISBN 978-5-367-00940-8.
  • 2009 — Истории из моей собственной жизни. — СПб.: Амфора. — 568 с. — ISBN 978-5-367-01016-9.
  • 2016 — Санаториум. Повести, рассказы, сказки, пьесы. — Москва: АСТ. — 413 с. — ISBN 978-5-17-095595-4.
  • 2019 — Нагайна, или Изменённое время.

Переводы

  • Веслав Мысливский. Голый сад // Современные польские повести / Сост.: В. Хорев. — М.: Художественная литература, 1986. С. 510—638.
  • Генрик Сенкевич. Потоп. Главы XVI—XXIV.
  • Натюрморт с усами // сборник польских юмористических рассказов и миниатюр. — М.: Молодая гвардия, 1973 (отдельные рассказы).

Фильмография

По сценариям Людмилы Петрушевской был поставлены фильмы и мультфильмы:

Год Название Примечания
1974 мф «Лечение Василия» Весёлая карусель № 6 Сценарист
1976 мф «Лямзи-тыри-бонди, злой волшебник», реж. М. Новогрудская. Сценарист
1976 мф «От тебя одни слёзы» реж. Владимир Самсонов Сценарист
1978 мф «Краденое солнце», реж. Натан Лернер Сценарист
1979 мф «Сказка сказок», реж. Юрий Норштейн. Сценарист
1981 мф «Шинель», реж. Юрий Норштейн. Сценарист
1984 мф «Заячий хвостик», реж. В. Курчевский. Сценарист
1987 мф «Все непонятливые» реж. Натан Лернер Сценарист
1988 мф «Кот, который умел петь», реж. Натан Лернер. Сценарист
1997 мф «Пуськи бятые» выпуск мультсериала «Сказки новой России» — реж. Роберт Саакянц? Сценарист
1997 ф «Любовь», реж. Владимир Мирзоев Сценарист
2000 ф «Свидание» Сценарист
2008 мф «Поросёнок Пётр» Сценарист
2012 мф «Куда идут животные» (из альманаха «Весёлая карусель №34») Сценарист, исполнитель песни

2016 короткометражный фильм «Кому это нужно» реж. Владимир Непевный

Дискография

  • 2010 — сольный альбом «Не привыкай к дождю» (в виде приложения к журналу «Сноб»)
  • 2012 — сольный альбом «Сны о любви» (в виде приложения к журналу «Сноб»)

Премии и награды

  • Лауреат Пушкинской премии фонда Тёпфера (1991)
  • Лауреат премий журналов:
    • «Новый мир» (1995)
    • «Октябрь» (1993, 1996, 2000)
    • «Знамя» (1996)
    • «Звезда» (1999)
  • Лауреат премии «Триумф» (2002)
  • Лауреат государственной премии России (2002)[18] — в 2021 году заявила о своём отказе от неё в связи с иском Генеральной прокуратуры о ликвидации организации «Мемориал»: «У меня сейчас отбирают Мемориал, память об осужденных и расстрелянных…» —написала Людмила на своей странице в Facebook.[19]
  • Лауреат Бунинской премии (2008)[20]
  • Литературная премия им. Н. В. Гоголя в номинации «Шинель» за лучшее прозаическое произведение : «Маленькая девочка из Метрополя», (2008)
  • Людмила Петрушевская получила Всемирную премию фэнтези — World Fantasy Award (WFA) — за лучший сборник рассказов, опубликованный в 2009 году. Сборник Петрушевской «Жила-была женщина, которая хотела убить соседского ребёнка: Страшные рассказы» (There Once Lived a Woman Who Tried To Kill Her Neighbor’s Baby) разделил премию с книгой избранных новелл американского писателя Джина Вулфа)[21].

Примечания

Ссылки

  • Людмила Петрушевская в библиотеке Максима Мошкова
  • Людмила Петрушевская в «Журнальном зале»
  • Людмила Петрушевская — Энциклопедия отечественного кино
  • Информация о писательнице на сайте Кино-Театр.ру. — 27.02.2010.
  • Творчество Людмилы Петрушевской на сайте The Electronic Literary Database
  • Людмила Петрушевская (Библиотека Альдебаран)
  • Людмила Петрушевская в библиотеке А.Белоусенко
  • Людмила Петрушевская на проекте «Сноб»
  • Людмила Петрушевская: «В России женщину никогда не выберут президентом» // «Скажи Гордеевой». Интервью на канале Medusa Originals YouTube.

  • Пусеты или пуссеты как правильно пишется
  • Пустошь как пишется с мягким знаком или нет
  • Пуганая ворона как пишется и почему
  • Птичка вылетит как пишется
  • Птицы вещие поют да все из сказок