Всего найдено: 12
Здравствуйте! разъясните, пожалуйста, с какой буквы — заглавной или прописной писать притяжательные прилагательные в словосочетаниях: алькин голос, стёпкино любопытство, женькины глаза. Заранее благодарю за ответ.
Ответ справочной службы русского языка
Заглавная и прописная буква – это одно и то же. Это большая буква. Маленькая буква – строчная.
Правила таковы: имена прилагательные, обозначающие индивидуальную принадлежность, пишутся с прописной буквы, если они образованы от собственных имён при помощи суффикса -ов (-ев) или -ин: Алькин голос, Стёпкино любопытство, Женькины глаза (в составе фразеологических оборотов такие прилагательные пишутся со строчной буквы: ахиллесова пята, сидорова коза). Если же соответствующие прилагательные имеют в своём составе суффикс -ск-, они пишутся со строчной буквы: пушкинские стихи, петровские преобразования, булгаковский стиль.
Добрый день. Как следует писать слово горы в словосочетании Пушкинские Г(г)оры.Заранее спасибо.
Ответ справочной службы русского языка
Правильно: Пушкинские Горы.
Будьте добры, объясните, почему после «строчки» — запятая, а не тире.
«Невольно кажется, что к Кипренскому относятся две позабытые пушкинские строчки, начало неоконченных стихов…»
Ответ справочной службы русского языка
И тире здесь уместно.
Здравствуйте, подскажите, пожалуйста, как правильно: соседский мальчишка вдруг оказался на школьной сцене среди пушкинских «Цыган». Верно ли — пушкинские «Цыганы»?
Ответ справочной службы русского языка
Лучше: среди пушкинских цыган.
Добрый день!
Пожалуйста, уточните, с заглавной или со строчной буквы пишутся притяжательные местоимения? Например, «ольгино пальто» или «Ольгино пальто»?
Спасибо.
Ответ справочной службы русского языка
Вначале уточним терминологию: это не местоимения, а прилагательные. Правила таковы: имена прилагательные, обозначающие индивидуальную принадлежность, пишутся с прописной буквы, если они образованы от собственных имён при помощи суффикса -ов (-ев) или -ин: Юлина юбка, Ольгино пальто, Танина варежка (в составе фразеологических оборотов такие прилагательные пишутся со строчной буквы: ахиллесова пята, сидорова коза). Если же соответствующие прилагательные имеют в своём составе суффикс -ск-, они пишутся со строчной буквы: пушкинские стихи, петровские преобразования, булгаковский стиль.
Подскажите, пожалуйста, правило написания личных прилагательных типа «танина варежка». В каких случаях они пишутся с большой буквы? Спасибо.
Ответ справочной службы русского языка
Правила таковы: имена прилагательные, обозначающие индивидуальную принадлежность, пишутся с прописной буквы, если они образованы от собственных имён при помощи суффикса -ов (-ев) или -ин: Юлина юбка, Танина варежка, Машины пирожки (в составе фразеологических оборотов такие прилагательные пишутся со строчной буквы: ахиллесова пята, сидорова коза). Если же соответствующие прилагательные имеют в своём составе суффикс -ск-, они пишутся со строчной буквы: пушкинские стихи, петровские преобразования, булгаковский стиль.
Подскажите, с большой или маленькой буквы: гоголевский герой, андреевский Савва, пушкинское высказывание?
Ответ справочной службы русского языка
Вы написали правильно.
Правила таковы: имена прилагательные, обозначающие индивидуальную принадлежность, пишутся с прописной буквы, если они образованы от собственных имён при помощи суффикса -ов (-ев) или -ин: Юлина юбка, Машины пирожки (в составе фразеологических оборотов такие прилагательные пишутся со строчной буквы: ахиллесова пята, сидорова коза). Если же соответствующие прилагательные имеют в своём составе суффикс -ск-, они пишутся со строчной буквы: пушкинские стихи, петровские преобразования, булгаковский стиль.
Пожалуйста, подскажите, всегда ли подобные словосочетания пишутся с маленькой буквы: некрасовская рукопись, пушкинские сочинения?
Ответ справочной службы русского языка
Да, всегда.
В каких случаях московский, пушкинский пишется с прописной, а в каких — со строчной буквы? Например, П(п)ушкинские чтения.
Ответ справочной службы русского языка
Эти слова пишутся с большой буквы, если являются первыми в официальных названиях. Верно: _Пушкинские чтения_.
К вопросу 223713. Не могли бы вы объяснить свой ответ? Круз — это фамилия. Тогда что, Николсоновские привычки, Пушкинские привычки?
Ответ справочной службы русского языка
Притяжательные прилагательные, образованные от имен собственных с помощью суффикса _ов_, пишутся с большой буквы, с помощью суффикса _ск_ — с маленькой.
Скажите, пожалуйста, почему французское слово форточка (vasisdas) похоже на немецкий вопрос «was ist das»?
Ответ справочной службы русского языка
Нам не удалось найти это слово в словарях французского языка. Если такое слово существует, то это, возможно, заимствование из немецкого. Вспомните, кстати, знаменитые Пушкинские строки: …И хлебник, немец аккуратный, // В бумажном колпаке, не раз // Уж отворял свой васисдас. Здесь слово «васисдас» это «форточка» — прямо восходит к немецкому Was ist das?
Подскажите, пожалуйста, строчная или прописная в сочетаниях: онегинская строфа, болдинская осень, эзопов язык,пушкинские места, петровская эпоха?
Ответ справочной службы русского языка
Правильно с прописной: _Болдинская осень, Петровская эпоха_, остальные со строчной.
Îãðîìíîå êîëè÷åñòâî ó÷åáíèêîâ ïî ñòèõîñëîæåíèþ, êàçàëîñü áû, èñêëþ÷àåò íåîáõîäèìîñòü â íàïèñàíèè åùå îäíîãî. Íî
Ñòèõè ìîëîäûõ ïîýòîâ ïðîäîëæàþò «ðàäîâàòü» ñâîåé ïåðâîçäàííîé íåïîñâÿùåííîñòüþ ñ çàêîíû ñòèõîñëîæåíèÿ. Âîò è ÿ ðåøèëà íàïèñàòü ïî âîçìîæíîñòè ñîâñåì êîðîòêèé ó÷åáíèê. Äàæå íå ó÷åáíèê, à íåñêîëüêî ñîâåòîâ êàñàòåëüíî ôîðìû ñòèõà. Ïðåòåíçèè ê ñîäåðæàíèþ ìîëîäûå àâòîðû âîñïðèíèìàþò îñîáåííî áîëåçíåííî, à âîò ê ïðåòåíçèÿì ê ôîðìå èíîãäà ïðèñëóøèâàþòñÿ. À ïðàâèëà î÷åíü ïðîñòûå. Êîãäà ÷åëîâåê ïåðâûé ðàç ñàäèòñÿ èãðàòü â øàõìàòû, åìó ãîâîðÿò: ïåøêè õîäÿò òàê, êîíü òàê
Âñå ïîíÿòíî?…» — «Ïîíÿòíî» «Èãðàåì!». Óæå ïîñëå, åñëè áóäåò íà òî æåëàíèå, ìîëîäîé èãðîê óçíàåò, ÷òî åñòü îïðåäåëåííûå ïðîâåðåííûå ìèëëèîíîì ïàðòèé äåáþòû îí, êîíå÷íî, áóäåò ïðîòèâèòüñÿ è ïðèäóìûâàòü ñâîè îðèãèíàëüíûå íî ëþáîé ìàñòåð äîêàæåò åìó â òðè õîäà ÷òî çäåñü óæå âñå ïðèäóìàíî, è âñå ÷òî íóæíî — ýòî ñëåäîâàòü òåîðèè. Çà ëþáîå îòêëîíåíèå îò êîòîðîé ìîëîäîé øàõìàòèñò áóäåò íàêàçàí áûñòðûì ïðîèãðûøåì. Ñèòóàöèÿ â ñòèõîñëîæåíèè ïîäîáíàÿ. ×åì ìåíüøå çíàåò ìîëîäîé ïîýò, òåì áîëüøå îí ñòðåìèòñÿ ê îòêðûòèþ íîâûõ çàêîíîâ. Ýòî ïîíÿòíî ñ ïñèõîëîãè÷åñêîé òî÷êè çðåíèÿ ñâîå íåçíàíèå, ñâîè îøèáêè êóäà âûãîäíåé ïðåïîäíîñèòü êàê ñîçíàòåëüíîå íîâøåñòâî, íîâàòîðñòâî.
Ïîïðîáóåì âîñïèòàòü þíîãî øàõìàòèñòà, òî÷íåå, ÷åëîâåêà óìåþùåãî ïðàâèëüíî ïèñàòü ñòèõè ÿ ñîçíàòåëüíî èçáåãàþ íàçûâàòü åãî ïîýòîì âåäü çíàíèå ýëåìåíòàðíûõ ïðàâèë õîäîâ íå äåëàåò èç ëþáèòåëÿ ãðîññìåéñòåðà-ïîýòà. Èòàê, ïåðâûå øàãè.
Øàã ïåðâûé. Ìåòð. Ýòî òî, ÷òî ÷àñòî íàçûâàþò ðèòìîì íî ðèòì è ìåòð âåùè íåñêîëüêî ðàçíûå. Ðèòìîì îáëàäàþò î÷åíü ìíîãèå ïðîöåññû ñåðäöåáèåíèå, ðàáîòà àâòîìîáèëüíîãî ìîòîðà, âðåìåíà ãîäà è ñìåíà ôàç ëóíû. Âñå ýòè ïðîöåññû ïîâòîðÿþòñÿ ïî îïðåäåëåííûì ïðàâèëàì, à èìåííî ïîâòîðÿåìîñòü, ÷åðåäîâàíèå îïðåäåëåííûõ ýëåìåíòîâ è íàçûâàåòñÿ ðèòìîì.  ðàáîòå ñåðäöà ïîâòîðÿþòñÿ îäíè ýëåìåíòû, â ñìåíå âðåìåí ãîäà äðóãèå. Ðèòìîì îáëàäàåò è ïðîçàè÷åñêàÿ ðå÷ü.  îñíîâå ïîýòè÷åñêîãî ÿçûêà ëåæèò ÷åðåäîâàíèå óäàðíûõ è íåóäàðíûõ ãëàñíûõ.  ðóññêîì ñòèõîñëîæåíèè âñåãî ïÿòü âàðèàíòîâ òàêèõ êîìáèíàöèé, îíè è íàçûâàþòñÿ ñòèõîòâîðíûì ðàçìåðîì èëè ìåòðîì. Äâà ðàçìåðà äâóñëîæíûå ñîñòîÿùèå èç äâóõ ñëîãîâ, òðè ðàçìåðà òðåõñëîæíûå ñîîòâåòñòâåííî, ñîñòîÿùèå èç òðåõ ñëîãîâ. Äâóñëîæíûå ðàçìåðû: ÿìá è õîðåé. Õîðåé ýòî êîãäà ïåðâûé ñëîã óäàðíûé (ìîæíî ïðîèëëþñòðèðîâàòü êàê /-, ãäå / óäàðíàÿ ãëàñíàÿ, à — áåçóäàðíàÿ), à âòîðîé íåò, ÿìá íàîáîðîò -/.  òðåõñëîæíûõ ðàçìåðàõ òàêèå êîìáèíàöèè: äàêòèëü (/—), àìôèáðàõèé (-/-), àíàïåñò (—/). Ýòè ìàëåíüêèå ôðàãìåíòû íàçûâàþòñÿ ñòîïîé, èç íèõ è ñîñòîèò ñòèõ, ïî èõ êîëè÷åñòâó ñòèõ íàçûâàåòñÿ îäíîñòîïíûì, äâóñòîïíûì, òðåõñòîïíûè è ò.ä. Êîëè÷åñòâî ñòîï ìîæåò áûòü ïðîèçâîëüíûì, íî åñëè íà÷àëè ïèñàòü ñòèõ ïÿòèñòîïíûì ÿìáîì, òî ðåêîìåíäóåòñÿ, è ïðîäîëæàòü â òîì æå òåìïå.
Âàðèàíòû õîðåÿ: /-, /-/-, /-/-/-, /-/-/-/- è ò.ä.
áÓðÿ ìãëÎþ íÅáî êðÎåò /- /- /- /- ÷åòûðåõñòîïíûé õîðåé.
ßìá: -/, -/-/, -/-/-/, -/-/-/-/ è ò.ä.
îòêðÛëàñü áÅçäíà çâÅçä ïîëíÀ -/- /- /-/ ÷åòûðåõñòîïíûé ÿìá.
 äâóñëîæíûõ ðàçìåðàõ âîçìîæíû ïðîïóñêè óäàðåíèé íàçûâàåòñÿ ïèððèõèåì. Íàïðèìåð, ñòðîêè òðåõñòîïíîãî õîðåÿ ìîãóò èìåòü âèä: /-/-/-, —/-/-, /—/-
òðåõñòîïíûé ÿìá: -/-/-/, —/-/, -/—/. Ýòî íå ñ÷èòàåòñÿ îøèáêîé è ïðèäàåò äâóñëîæíûì ðàçìåðàì áîëüøåå ðàçíîîáðàçèå çâó÷àíèÿ.
Äàêòèëü: /—, /—/—, /—/—/—, /—/—/—/— è ò.ä.
òÓ÷êè íåáÅñíûå âÅ÷íûå ñòðÀííèêè /—/—/—/— ÷åòûðåõñòîïíûé äàêòèëü.
Àìôèáðàõèé: -/-, -/—/-, -/—/—/-, -/—/—/—/- è ò.ä.
âå÷Åðíåå çÈìíåå ñÎëíöå -/—/—/- òðåõñòîïíûé àìôèáðàõèé.
Àíàïåñò: —/, —/—/, —/—/—/, —/—/—/—/ è ò.ä.
íåñêàçÀííîå ëÓííîå ñÈíåå —/—/—/— òðåõñòîïíûé àíàïåñò.
 òðåõñëîæíûõ ðàçìåðàõ íå äîïóñêàåòñÿ ïðîïóñê óäàðåíèÿ.
Åñëè Âû îñâîèëè ýòè ïðàâèëà, ñ÷èòàéòå, ÷òî ïåðâûé øàã óæå ìîæåòå äåëàòü. Äàæå áîëüøå ìîæåòå ñäåëàòü íåñêîëüêî øàãîâ è ïîäîéòè ê êîíöó ïåðâîé ñòðîêè.
Øàã âòîðîé. Êîíåö ñòðîêè îñîáîå ìåñòî çäåñü ðàñïîëàãàåòñÿ ðèôìà, íî î íåé ìû ïîãîâîðèì ïîçæå, ïîêà íàì âàæíî âûÿñíèòü, êàêèå âàðèàíòû âîçìîæíû â êîíöå ñòèõà. À èõ òîæå íåìíîãî âñåãî ëèøü òðè. Ðèôìà ìóæñêàÿ óäàðåíèå íà ïîñëåäíåì ñëîãå ìóæÈê (ýòî ñëîâî ïðîñòî äëÿ çàïîìèíàíèÿ), ðèôìà æåíñêàÿ: áÀáà, è ðèôìà äàêòèëè÷åñêàÿ (îò ðàçìåðà äàêòèëü /—), òðåòüÿ îò êîíöà óäàðíàÿ ãëàñíàÿ ïðèìåì åå çà ñðåäíèé ðîä ñÎëíûøêî. Òàêèì îáðàçîì â êàæäîì ñòèõîòâîðíîì ðàçìåðå ìû ïîëó÷àåì òðè âàðèàíòà çàâåðøåíèÿ ñòèõà ìóæñêîé, æåíñêîé èëè äàêòèëè÷åñêîé ðèôìîé. Âûõîäèò ïðèáëèçèòåëüíî ñëåäóþùåå:
Õîðåé:
1. /-/ìóæÈê êîíöîâêà -/
2. /-/-áÀáà — êîíöîâêà /-
3. /-/-ñÎëíûøêî êîíöîâêà /—
 çàâèñèìîñòè îò êîëè÷åñòâà ñòîï è âèäà ðèôìû â õîðåå ìîæåò áûòü òîëüêî îïðåäåëåííîå ÷èñëî ãëàñíûõ.  òðåõñòîïíîì: äëÿ ìóæñêîé ðèôìû 3õ2-1=5 ãëàñíûõ, äëÿ æåíñêîé 3õ2=6 ãëàñíûõ, äëÿ äàêòèëè÷åñêîé ðèôìû 3õ2+1=7 ãëàñíûõ.
ßìá:
1. -/-/ìóæÈê
2. -/-/-áÀáà
3. -/-/-ñÎëíûøêî
âûõîäèò èíàÿ ìàòåìàòèêà. Áåðåì äëÿ íàãëÿäíîñòè òðåõñòîïíûé ÿìá: Äëÿ ìóæ. ðèôìû 3õ2=6 ãëàñíûõ, äëÿ æåí. 3õ2+1=7 ãëàñíûõ, äëÿ äàêòèë. 3Õ2+2=8.
Äàêòèëü
1. /—/-ìóæÈê
2. /—/—áÀáà
3. /—/—ñÎëíûøêî
×òîá íå óòîìëÿòü ïîäñ÷åòàìè, ñðàçó ñâåäó âñå ôîðìóëû â òàáëèöó, ãäå õ ýòî ÷èñëî ñòîï â ñòèõå.
õîðåé ÿìá äàêòèëü àìôèáðàõèé àíàïåñò
ìóæñêàÿ Õ*2-1 Õ*2 Õ*3-2 Õ*3-1 Õ*3
æåíñêàÿ Õ*2 Õ*2+1 Õ*3-1 Õ*3 Õ*3+1
äàêòèëè÷åñêàÿ Õ*2+1 Õ*2+2 Õ*3 Õ*3+1 Õ*3+2
Ñîîòâåòñòâåííî, â ñòèõàõ â çàâèñèìîñòè îò ðàçìåðà, êîëè÷åñòâà ñòîï è êëàóçóëû (ãëàñíûõ ïîñëå ïîñëåäíåãî óäàðåíèÿ) ìîæåò áûòü òàêîå ÷èñëî ãëàñíûõ (îò îäíîñòîïíîãî (âñòðå÷àåòñÿ ðåäêî) äî øåñòèñòîïíîãî ðàçìåðà (áîëüøåå ÷èñëî ñòîï âñòðå÷àåòñÿ ðåäêî):
õîðåé ÿìá äàêòèëü àìôèáðàõèé àíàïåñò
ìóæñêàÿ 1,3,5,7,9,11 2,4,6,8,10,12 1,4,7,10,13,16 2,5,8,11,14,17 3,6,9,12,15,18
æåíñêàÿ 2,4,6,8,10,12 3,5,7,9,11,13 2,5,8,11,14,17 3,6,9,12,15,18 4,7,10,13,16,19
äàêòèëè÷åñêàÿ 3,5,7,9,11,13 4,6,8,10,12,14 3,6,9,12,15,18 4,7,10,13,16,19 5,8,11,14,17,20
Ñîâðåìåííîå ñòèõîñëîæåíèå íàçûâàåòñÿ ñèëëàáî-òîíè÷åñêèì, îíî çàâåðøèëî ðàçâèòèå äâóõ ñèñòåì ñòèõîñëîæåíèÿ ñèëëàáè÷åñêîãî è òîíè÷åñêîãî.  ñèëëàáè÷åñêîì ñòèõîñëîæåíèè â êàæäîì ñòèõå (ñòèõ ýòî íå âñåãäà «ñòèõîòâîðåíèå», ñòèõ ýòî îäíà ñòðîêà ñòèõîòâîðåíèÿ) áûëî îïðåäåëåííîå êîëè÷åñòâî ãëàñíûõ íåçàâèñèìî îò òîãî, óäàðíûå îíè èëè íåò.  òîíè÷åñêîì âàæíî áûëî ÷èñëî èìåííî óäàðíûõ ãëàñíûõ. Ñèëëàáî-òîíè÷åñêîå ñòèõîñëîæåíèå îáúåäèíèëî îáà âèäà è â íåì âàæíî è ÷èñëî óäàðíûõ, è îáùåå ÷èñëî ãëàñíûõ.
Áóðÿ ìãëîþ íåáî êðîåò 8 ãëàñíûõ (÷åòûðåõñòîïíûé õîðåé, æåíñêàÿ ðèôìà = 4Õ2)
Âèõðè ñíåæíûå êðóòÿ, — 7 ãëàñíûõ (÷åòûðåõñòîïíûé õîðåé, ìóæñêàÿ ðèôìà = 4Õ2-1)
Òî êàê çâåðü îíà çàâîåò, — 8 ãëàñíûõ (÷èñëî ãëàñíûõ ñîîòâåòñòâóåò ïåðâîé ñòðîêå)
Òî çàïëà÷åò, êàê äèòÿ. — 7 ãëàñíûõ (÷èñëî ãëàñíûõ ñîîòâåòñòâóåò âòîðîé ñòðîêå)
Òàêèì îáðàçîì, ïîäñ÷èòûâàÿ ãëàñíûå â ñòèõàõ, ìû ìîæåì ïðîâåðèòü âåðíî ëè îíè íàïèñàíû. Ýòîò ñïîñîá íå äàåò ñòîïðîöåíòíîãî ðåçóëüòàòà, íî ìîæåò ïîìî÷ü íà÷èíàþùåìó îáíàðóæèòü ìíîãèå îøèáêè-ñáîè â ìåòðå. Õîðîøèé ñïîñîá ýòî èãðà íà ãèòàðå. Ãèòàðíûé áîé òîæå âñêðîåò âñå ñáîè â ðèòìå. Ìíîãèå ïîýòû ïèñàëè ñòèõè íà õîäó ïðîâåðÿÿ øàãîì ìåòð.
Øàã òðè. Ðèôìà. Èòàê, ìû çíàåì, êàê íàïèñàòü ñòðîêó â ñòèõå. Ýòî äîñòàòî÷íî ïðîñòî: íóæíî òîëüêî âåðíî, ñîãëàñíî âûáðàííîìó ðàçìåðó ÷åðåäîâàòü óäàðíûå è áåçóäàðíûå ãëàñíûå. Ñòðîêà çàêàí÷èâàåòñÿ ðèôìîé. Ðèôìà — ýòî ñîçâó÷èå: ñòèõ-çàòèõ, âåðü-çâåðü, õîðåé-ñêîðåé, âå÷íîñòè-÷åëîâå÷íîñòè. Êàê ìû óæå çíàåì, ðèôìû áûâàþò ìóæñêèå, æåíñêèå è äàêòèëè÷åñêèå. ×åì áîëüøå â ðèôìå îáùèõ çâóêîâ, òåì áîãà÷å îíà çâó÷èò. Íàïðèìåð, âåðü-çâåðü — áîãàòàÿ ðèôìà, à òàêàÿ ïîïóëÿðíàÿ â ñòèõàõ ìîëîäûõ ïîýòîâ: ìåíÿ-òåáÿ ðèôìà íåòî÷íàÿ, ÿ áû äàæå ñêàçàëà, ÷òî ýòî âîîáùå íå ðèôìà ïîòîìó ÷òî çäåñü íåò íèêàêîãî ñîçâó÷èÿ êðîìå îáùåé ãëàñíîé, ÷åãî ÿâíî ìàëî.  ýòîì íóæíî âñåãäà îòäàâàòü îò÷åò. Ê íåòî÷íîé ðèôìå ìû ìîæåì îòíåñòè òàê íàçûâàåìóþ áàõðîìó: îíà-ãðàíàò, ìåíÿ-õðàíÿò, õîòåë-æèâîòå. Ýòè ïðîñ÷åòû î÷åíü õîðîøî ñëûøíû, è ïîäñîçíàòåëüíî õî÷åòñÿ ðèôìîâàòü: îíà-ãðàíà, ìåíÿ-õðàíÿ è õîòåë-æèâîòåë. Íåëüçÿ ðèôìîâàòü îäíîêîðåííûå ñëîâà õîòåë-ïåðåõîòåë, ñâåò-ðàññâåò. Ïëþñ êî âñåìó, «ïðàâèëîì äóðíîãî òîíà» ÿâëÿåòñÿ ãëàãîëüíàÿ ðèôìà ëþáèë-óáèë, çíàë-ãíàë. Ìàÿêîâñêèé íå ðåêîìåíäîâàë èñïîëüçîâàòü ïðè íàïèñàíèè ñòèõîâ ñëîâàðè ðèôì, ÿ æå íàîáîðîò ðåêîìåíäîâàëà èõ äëÿ ìîëîäûõ ïîýòîâ. Äà îíè äàþò óæå ãîòîâûå ðåçóëüòàòû, íî òàêèå ðèôìû êóäà ëó÷øå, ÷åì ìåíÿ-òåáÿ. Ýòî áóäåò ïîëåçíî äëÿ ðàçâèòèÿ ñëóõà ó íà÷èíàþùåãî ïîýòà, ïîñëå îí ñìîæåò ñàì ïîäáèðàòü õîðîøèå ðèôìû áåç ñëîâàðÿ.
Øàã ÷åòûðå. Ñòðîôèêà. Êàê ñîåäèíÿòü ñòðîêè â ñòèõå? Åñòü òðè âàðèàíòà: îõâàòíàÿ, ïàðíàÿ è ïåðåêðåñòíàÿ. Ïðåäïîëîæèì ÷òî À ýòî îêîí÷àíèå îäíîé ñòðîêè, à Á äðóãîé. Ñîåäèíèòü èõ ìîæíî ñëåäóþùèì ñïîñîáîì:
ÀÀÁÁ, ÀÁÀÁ, ÀÁÁÀ. Ýòî òðè ñàìûå ðàñïðîñòðàíåííûå âàðèàíòà ÷åòâåðîñòèøèÿ. Äëÿ ñòðîô áîëüøèõ ðàçìåðîâ åñòü è áîëüøå âîçìîæíûõ âàðèàíòîâ:
ÀÁÀÀÁ, ÀÁÀÁÀ, ÀÁÀÁÁ, ÀÁÁÀÀ, ÀÁÁÀÁ è ò.ä.
Åñëè ìû ââåäåì åùå îäíû ñòðîêó, òî ïîëó÷èì òàêèå âàðèàíòû äëÿ øåñòèñòèøèé.
ÀÀÁÁÑÑ, ÀÁÑÀÁÑ, ÀÁÑÀÑÁ, ÀÁÁÀÑÑ è ò.ä.
Åñòü âàðèàíòû ðèôìîâêè ñòàâøèå êëàññè÷åñêèìè: ñåêñòèíû ÀÁÀÁÑÑ, îêòàâà ÀÁÀÁÀÁÑÑ.
Åñòü è äðóãèå ðàçíîâèäíîñòè: ñîíåò, îíåãèíñêàÿ ñòðîôà, òðèîëåò è ïðî÷èå. Íî ñàìûì ðàñïðîñòðàíåííûì âèäîì ñòðîôû ÿâëÿåòñÿ îáû÷íîå ÷åòâåðîñòèøèå.
Øàã ïÿòü. Íàçîâåì åãî çàêîíîì ñèììåòðèè. Ïðåäïîëîæèì, Âû íàïèñàëè ñòðîôó:
Áóðÿ ìãëîþ íåáî êðîåò
Âèõðè ñíåæíûå êðóòÿ,
Òî êàê çâåðü îíà çàâîåò,
Òî çàïëà÷åò, êàê äèòÿ.
Êàê åå ïðîäîëæèòü? ×òî ìîæíî ñêàçàòü î ñëåäóþùåé ñòðîôå? Ýòî áóäåò ÷åòûðåõñòîïíûé õîðåé ñ ðèôìîâêîé ÀÁÀÁ, ãäå À æåíñêàÿ ðèôìà, Á — ìóæñêàÿ. Ïèøåì ñëåäóþùóþ ñòðîôó:
Âûïüåì, ìèëàÿ ïîäðóæêà
Ãðóñòíîé þíîñòè ìîåé,
Âûïüåì ñ ãîðÿ, ãäå æå êðóæêà?
Ñåðäöó áóäåò âåñåëåé
Íó, èëè ÷òî-òî âðîäå ýòîãî
Ò.å. íàïèñàòü èíà÷å íåëüçÿ, íàïðèìåð:
×åðò âîçüìè, à ãäå æå êðóæêà?
Îòûùè åå, ñòàðóøêà.
Ñåðäöó áóäåò ëó÷øå è âåñåëåå,
Íàëèâàé åå ñêîðåå.
×òî èçìåíèëîñü (íàñ èíòåðåñóåò òîëüêî ôîðìà)?
1. Èçìåíèëàñü ðèôìîâêà — áûëà ÀÁÀÁ, ñòàëà ÀÀÁÁ.
2. Áûëà ðèôìà ìóæñêàÿ âåñåëåé-ìîåé, ñòàëà æåíñêàÿ âåñåëåå-ñêîðåå.
3. Òðåòüÿ ñòðîêà ñáîéíàÿ. /-/-/—-/- 11 ãëàñíûõ, îíà íå òîëüêî âûäåëÿåòñÿ ïî äëèíå, íî è íå ÿâëÿåòñÿ ïðàâèëüíûì õîðååì.
 ïðèíöèïå, ñëåäóÿ äàæå ïðàâèëó ñèììåòðèè, íå îáÿçàòåëüíî ïèñàòü âñå ñòðîôû îäèíàêîâî. Ãëàâíîå, ÷òîá áûë ïîðÿäîê. Íàïðèìåð, ìîæíî íàïèñàòü òàêîå ñòèõîòâîðåíèå:
ÀÁÀÁ
ÀÁÁÀ
ÀÁÀÁ
Åñòåñòâåííî, â êàæäîé ñòðîôå áóäóò ðàçíûå À è Á, íî íàì âàæíà èìåííî ñèììåòðèÿ. Ñðåäíèé ñòîëáèê çàðèôìîâàí äðóãèì ñïîñîáîì, íî ýòî òîëüêî ïðèäàåò ñòèõó íåîæèäàííîñòü, ñîâåðøåííî íå íàðóøàÿ ñèììåòðè÷íîñòü ñòèõà â öåëîì.
Èëè äðóãîé âàðèàíò. Áóäåì ðèôìîâàòü íå ïðîñòî À è Á, à äîáàâèì ê íèì ïîêàçàòåëè ì (ìóæñêàÿ ðèôìà) è æ (æåíñêàÿ ðèôìà).
Ìîãóò áûòü òàêèå âàðèàíòû ñòèõà èõ òðåõ ÷åòâåðîñòèøèé.
ÀæÁìÀæÁì
ÀìÁæÀìÁæ
ÀæÁìÀæÁì
Èëè
ÀæÁæÀæÁæ
ÀìÁìÀìÁì
ÀæÁæÀæÁì
Èëè
ÀìÁìÀìÁì
ÀæÁìÀæÁì
ÀìÁìÀìÁì
Âàðèàíòîâ ìíîãî.
Íî ðèôìîâàòü
ÀìÁìÀìÁì
ÀìÀìÁæÁæ
ÀæÁìÁìÀæ
íå ñëåäóåò, èìåííî ïî ïðè÷èíå ïðàâèëà ñèììåòðèè.  ýòîì âàðèàíòå ìåíÿåòñÿ íå òîëüêî ñèñòåìà ðèôìîâêè, íî è ñàìè ðèôìû. Ýòî ñîçäàåò âïå÷àòëåíèå íåáðåæíîñòè ñòèõà.
Øàã øåñòü. È õîòÿ ÿ îáåùàëà ãîâîðèòü â ýòîé ñòàòüå òîëüêî î ôîðìå, íî íå ìîãó îáîéòè âíèìàíèåì òàêîå ÿâëåíèå, êàê ëèòåðàòóðíûé øòàìï. Ìíîãèå íà ìåíÿ óæå îáîçëèëèñü çà òî, ÷òî ÿ íàïðàâî è íàëåâî íàâåøèâàþ ýòîò ÿðëûê íàñòîÿùèì «øåäåâðàì». ×òî òàêîå øòàìï? Ýòî ñëîâîñî÷åòàíèå èëè ñëîâî, êîòîðîå èç-çà ñâîåãî ÷àñòîãî óïîòðåáëåíèÿ ïîòåðÿëî ñâîþ èíôîðìàòèâíîñòü, íîâèçíó, ñòàëî èçáèòûì âûðàæåíèåì.  ïîýçèè íà÷àëüíîãî ïåðèîäà â ñèëó ñëîæèâøåãîñÿ òîãäà ïîðÿäêà íàîáîðîò ïðèâåòñòâîâàëèñü øòàìïû. Äëÿ âûñîêîãî ñòèëÿ ãðóäè íàçûâàëèñü ïåðñÿìè, ùåêè ëàíèòàìè, ãëàçà î÷àìè. Äëÿ îïèñàíèÿ ìíîãèõ ñîáûòèé áûëè îïðåäåëåííûå çàãîòîâêè. Íàïðèìåð, î âîéíå ãîâîðèëè: «èãðû Ìàðñà», î ëþáâè «äàð Àìóðà» è ò.ä. Äðóã Ìèíåðâû, Ìóçû, Àïîëëîíà, ñûí ðîñêîøè, Ýòè îïðåäåëåíèÿ ïåðåõîäèëè èç îäíîãî ñòèõà ê äðóãîìó ïîäîáíî êóáèêàì, èç êîòîðûõ ïûòàëèñü ñëîæèòü íîâîå ñòèõîòâîðåíèå.  ñòàòüå «Êàê ÍÅ ñëåäóåò ïèñàòü ñòèõè» Ëåîíèä Êàãàíîâ ïèøåò: «Ñëåäóåò óïîòðåáëÿòü ñëåäóþùèå øàáëîííûå âûðàæåíèå: «áîëü óòðàò «, «ïàäàþùàÿ çâåçäà», «îòêðûòàÿ äâåðü», «ÿðêîå ñîëíöå «, «òåìíàÿ íî÷ü», «ñëîâà Òåáå» è ò.ï. «Ïðåêðàñåí ãîëóáûõ íåáåñ ïîëåò». Ýòî âíåñåò â ñòèõîòâîðåíèå ñâåæåñòü
». Ïîä÷åðêíó, ÷òî ýòî ñîâåò, êàê íå ñëåäóåò ïèñàòü ñòèõè. Çà ïîñëåäíèå ñòîëåòèÿ ïðàâèëà ñòèõîñëîæåíèÿ óøëè äàëåêî îò Ëîìîíîñîâà è Äåðæàâèíà, è òåïåðü èñïîëüçîâàíèå òàêèõ øòàìïîâ ñ÷èòàåòñÿ íåäîñòàòî÷íîé çðåëîñòüþ àâòîðà. Ýòî è ïîíÿòíî, êàêàÿ ïîëüçà äëÿ ÷èòàòåëÿ, åñëè îí åùå ðàç ïðî÷èòàåò óæå ñêàçàííîå òûñÿ÷ó ðàç.  ñòàòüå «Ôîðìóëà ïîýçèè» (dm_drozd/Biblioteka/Esenin/biblioteka1.htm) ïðèâåäåí íåáîëüøîé ñïèñîê èç òàêèõ ëèòåðàòóðíûõ øòàìïîâ.
 îäíîé èç ïîñëåäíèõ ðåöåíçèé óïðåêíóëà àâòîðà ñòèõà çà ñòèõîòâîðåíèå:
***
Ïðèëåòàþ, ìèëàÿ, ñåãîäíÿ ïðèëåòàþ,
Ïðàçäíèê ñåðäöà â äåíü ðîæäåíèÿ äàðþ.
Ñëîâíî ëüäèíêà, îò òåáÿ ÿ òàþ,
Áóäòî ñâå÷êà, îò ëþáâè ãîðþ.
Ñêâîçü âñå áóðè è íåíàñòüÿ ïðèëåòàþ,
Ïðèïëûâàþ ñêâîçü òóìàíû è äîæäè,
Ïóñòü õîæó ïî ñàìîìó ïî êðàþ,
Ïîäîæäè ìåíÿ, ðîäíàÿ, ïîäîæäè
Ïîäîæäè ìåíÿ, õîðîøàÿ, íåìíîãî —
Êðèê äóøè ïðèõîäèò âíîâü è âíîâü
Áóäåò ðàäóæíîé ó íàñ äîðîãà,
Áóäåò ñ÷Àñòëèâîé ó íàñ Ëþáîâü !!!
Îíî ñëîâíî íàïèñàíî ïî ñòàòüå, êàê íå íóæíî ïèñàòü ñòèõè. Çäåñü âñå: è áàíàëüíûå ðèôìû: âíîâü-ëþáîâü, äîæäè-ïîäîæäè
è ãëàãîëüíûå: ïðèëåòàþ-òàþ, äàðþ-ãîðþ, è øòàìïû: êðèê äóøè, ïðàçäíèê ñåðäöà, è ïðî ëüäèíêó, è ãîðþ îò ëþáâè, è íàðóøåíèå óäàðåíèÿ. Äàæå, åñëè áû ýòî íàïèñàë ìîé âíóê, è ÿ íå ìîãëà íå ïîõâàëèòü åãî ïî-ðîäñòâåííîìó ÿ áû ïðè âñåì æåëàíèè íå íàáðàëà â ýòîì íàáîðå ñëîâ íè îäíîé îðèãèíàëüíîé ìûñëè. Ìíå áû ïðèøëîñü ñêàçàòü: íó ÷òî æ, ïî êðàéíåé ìåðå íåò ñáîåâ â ìåòðå
À àâòîð îòâåòèë ìíå:
—«»Áëàãîäàðþ Âàñ çà íåðàâíîäóøíóþ ðåöåíçèþ.
Ó Âàñ ñâîé âçãëÿä íà òî, êàê íàäî ÏÐÀÂÈËÜÍÎ ïèñàòü ñòèõè, ó ìåíÿ — ÑÂÎÉ, è ÿ åãî âàì íå íàâÿçûâàþ.
Ìîè ñòèõè ïóáëèêóþòñÿ â ðàéîííûõ è îáëàñòíûõ ãàçåòàõ è íðàâÿòñÿ «ïðîñòîìó» ÷èòàòåëþ. Ýòî äëÿ ìåíÿ íàèâûñøàÿ ïîõâàëà. Ïèñàòü âû÷óðíî äëÿ èçáðàííîãî «ýñòåòñòâóþùåãî» êðóãà íå áóäó â ïðèíöèïå. Åñëè âû ìíå íà íàøåì ñàéòå ïðèâåä¸òå ïðèìåð ïîýòîâ ìàñøòàáà Âîçíåñåíñêîãî, Åâòóøåíêî(à íå ïåðåäîâèêîâ-ñòèõîïàòîâ íîìèíèðóåìûõ), ò.å. ÈÑÒÈÍÍÛÕ ïîýòîâ è äàäèòå ññûëêè, Âàì áóäó èñêðåííå áëàãîäàðåí.
Ñ óâàæåíèåì, Ñåðãåé <ÑÅÐÃÅÉ ÍÈÆÅÃÎÐÎÄÖÅÂ> «»—-
×òî ìîæíî îáúÿñíèòü ýòîìó àâòîðó? Ïðè âñåé òåõíè÷åñêîé âåðíîñòè íàïèñàíèÿ àâòîð ïîëíîñòüþ ëèøåí ïîýòè÷åñêîãî âçãëÿäà íà ìèð.
Òàê ÷òî:
Øàã ñåìü. Äàæå îñâîèâ ïðàâèëà ñòèõîñëîæåíèÿ, âû íå ñòàíîâèòåñü ïîýòîì. Äëÿ ýòîãî íåîáõîäèìî åùå íàïîëíèòü ôîðìó ñîäåðæàíèåì. Ïîýòîìó, ÷èòàéòå áîëüøå êëàññèêîâ, ó÷èòåñü ó íèõ è, ðàäè áîãà, íå ïîâòîðÿéòå òî, ÷òî îíè óæå ñêàçàëè. Áàíàëüíîñòü îäèí èç õóäøèõ ïîðîêîâ â ñòèõàõ. Ïðàâèëüíàÿ ôîðìà Âàøèõ ñòèõîâ áóäåò ñâèäåòåëüñòâîâàòü î òîì, ÷òî Âû íå íîâè÷îê â ñòèõîñëîæåíèè, à íåáðåæíîñòü óäåë íîâè÷êîâ è äèëåòàíòîâ.
Ïðèëîæåíèå. Ïðèìåð «ïðîâåðêè» ñòèõà íà ñòèõîòâîðåíèè «Ìàìå» Ëóíåâà Ãåííàäèÿ
Ìàìî÷êà, òåáÿ äàâíî ñî ìíîþ íåò.
ß òîãäà ñîâñåì áûë ìàëåíüêèì ðåáåíêîì,
Èç ãíåçäà óïàâøèì ãîëóáåíêîì.
Ìàëü÷èêîì â äâåíàäöàòü ñ ëèøíèì ëåò.
Âñïîìèíàþ — íàáåãàþò ñëåçû.
Ïîìíþ, òû ïðèæìåøü ê ñåáå ðóêîé,
È òàêîé â äóøå ìîåé ïîêîé.
Ïëà÷ó, îáíèìàÿ ñòâîë òâîåé áåðåçû.
Òû ìåíÿ ñâîèì ñòèõàì ó÷èëà.
ß íå ñëóøàë è ñèäåë, èãðàëñÿ,
À ïîäðîñ, ïðîêàçíè÷àë è äðàëñÿ.
Òû ìíå ðàíû òå íàäîëãî çàëå÷èëà
À òåïåðü òû ñïèøü, è øóìÿò áåðåçû.
Íà ñòîëå ëåæèò òâîé ëþáèìûé Ôåò.
È òå÷åò èç óñò ðèôìîé ìíîãî ëåò,
Ñîëü èç ãëàç ìîèõ, êàê áåð¸çüè ñëåçû
1. Îïðåäåëåíèå ðàçìåðà ñòèõà è ñèñòåìû ðèôìîâêè. Ïî ïåðâîé ñòðîôå:
/—/-/-/-/
/-/-/-/—/-
Øåñòèñòîïíûé õîðåé ñ ðèôìîâêîé À(ìóæ.)Á(æåí.)ÁÀ. Ò.å. ïî ïðàâèëàì â êàæäîé ñòðîêå äîëæíî áûòü 11 è 12 ãëàñíûõ.
2. Ïîäñ÷åò ãëàñíûõ âî âñåì ñòèõå:
Ìàìî÷êà, òåáÿ äàâíî ñî ìíîþ íåò. 11
ß òîãäà ñîâñåì áûë ìàëåíüêèì ðåáåíêîì, 12
Èç ãíåçäà óïàâøèì ãîëóáåíêîì. 10
Ìàëü÷èêîì â äâåíàäöàòü ñ ëèøíèì ëåò. 9
Âñïîìèíàþ — íàáåãàþò ñëåçû. 10
Ïîìíþ, òû ïðèæìåøü ê ñåáå ðóêîé, 9
È òàêîé â äóøå ìîåé ïîêîé. 9
Ïëà÷ó, îáíèìàÿ ñòâîë òâîåé áåðåçû. 12
Òû ìåíÿ ñâîèì ñòèõàì ó÷èëà. 10
ß íå ñëóøàë è ñèäåë, èãðàëñÿ, 10
À ïîäðîñ, ïðîêàçíè÷àë è äðàëñÿ. 10
Òû ìíå ðàíû òå íàäîëãî çàëå÷èëà 12
À òåïåðü òû ñïèøü, è øóìÿò áåðåçû. 11 —/-/—/-/-
Íà ñòîëå ëåæèò òâîé ëþáèìûé Ôåò. 10 —/-/—/-/
È òå÷åò èç óñò ðèôìîé ìíîãî ëåò, 10 —/-//-/-/
Ñîëü èç ãëàç ìîèõ, êàê áåð¸çüè ñëåçû 11 /-/-/—/-/-
 ïðîöåññå ïîäñ÷åòà âûÿâèëè ñëåäóþùåå: 1. âåñü ñòèõ íàïèñàí ñòðîêàìè ðàçíîé äëèíû. 2. àâòîð íå ïðèäåðæèâàåòñÿ îäíîé ñèñòåìû ðèôìîâêè ïî ñòðîôàì: 1. ÀìÁæÁæÀì, 2.ÀæÁìÁæÀì 3. ÀæÁæÁæÀæ 4. ÀæÁìÁæÀì. Ïåðâàÿ ñòðîôà íå ïîâòîðÿåòñÿ, âòîðàÿ ïîäîáíà ÷åòâåðòîé, òðåòüÿ âñÿ íà æåíñêèõ ðèôìàõ. 3. ×åòâåðòàÿ ñòðîôà íàïèñàíà íå ïðàâèëüíûì õîðååì, ýòî õîðåé ñ öåçóðîé. Ýòîò ñáîé î÷åíü ñèëüíî çàìåòåí ïðè ÷òåíèè. Ñòèõ òðåáóåò î÷åíü âíèìàòåëüíîé ïåðåäåëêè âûðàâíèâàíèÿ ñòðîê ïî äëèíå è èñïðàâëåíèå ïîñëåäíåé ñòðîôû.
Òàêæå íóæíî èñïðàâèòü ðèôìîâêó. Àâòîð äâàæäû ðèôìóåò áåðåçû-ñëåçû (÷òî äîâîëüíî èçáèòî), ðèôìóåò ãëàãîëû: èãðàëñÿ-äðàëñÿ, ó÷èëà-çàëå÷èëà.
 êîíöå íåìíîãî ïî ñîäåðæàíèþ. Êàê ïðàâèëî, òàêèå ñòèõè î÷åíü òÿæåëî êðèòèêîâàòü, èñïûòûâàÿ íåêèé òðåïåò è ñêîðáü îò ïîòåðè áëèçêîãî ÷åëîâåêà.  äàííîì ñëó÷àå òÿæåëåéøåé: ïîòåðÿ â äåòñòâå ìàòåðè. Íî âûñîêà îòâåòñòâåííîñòü â òàêèõ ñòèõàõ äëÿ ìàòåðè íóæíî ïîñòàðàòüñÿ è íàïèñàòü â åå ïàìÿòü íàñòîÿùåå ñòèõîòâîðåíèå. Òåì áîëåå, ÷òî ñàìà ìàòü ïèñàëà ñòèõè è ëþáèëà ñòèõè Ôåòà. Áåçóñëîâíî, ýòîò ñòèõ íå îñòàâèò íèêîãî ðàâíîäóøíûì íî âîëíóåò ñòèõ èëè ñàìî ñîáûòèå: ïîòåðÿ ìàòåðè. ß äóìàþ, ÷òî âî ìíîãîì âòîðîå. Âîò ÷òî ìíå íå ñîâñåì ïîíðàâèëîñü:
Èç ãíåçäà óïàâøèì ãîëóáåíêîì. Ìíå êàæåòñÿ, èìåííî, âûïàâøèì, à íå óïàâøèì. ß âèäåëà ìíîãî âûïàâøèõ èç ãíåçäà ïòåíöîâ, íî ïî÷åìó-òî íè ðàçó íå âèäåëà âûïàâøåãî ïòåíöà ãîëóáÿ. Ìîæåò áûòü ïî òîìó, ÷òî îíè þòÿòñÿ ãäå-òî íà êðûøàõ, äà è ãîðîäñêèå êîòû âðÿä ëè îñòàâëÿþò èì øàíñ. ×àùå âûïàäàþò ïòåíöû èç ãíåçä íà äåðåâüÿõ, à êàê ìíå êàæåòñÿ, ãîëóáè íå âüþò ãíåçäà íà äåðåâüÿõ. Ãîëóáåíîê ïðåäñòàâëÿåòñÿ ñëèøêîì íàòÿíóòûì ñëîâîì âûíóæäåííîé ðèôìîé ê ñëîâó ðåáåíîê. Êóäà ëó÷øå áûëè áû ðèôìû òèïà ðåáåíêîì-çâÎíêîì.
Âñå òðè ñòðîêè:
ß òîãäà ñîâñåì áûë ìàëåíüêèì ðåáåíêîì,
Èç ãíåçäà óïàâøèì ãîëóáåíêîì.
Ìàëü÷èêîì â äâåíàäöàòü ñ ëèøíèì ëåò
Ãîâîðÿò îá îäíîì: ÿ òîãäà áûë ðåáåíêîì.
Äàëåå:
Âñïîìèíàþ — íàáåãàþò ñëåçû.
Ïîìíþ, òû ïðèæìåøü ê ñåáå ðóêîé
ïðèæìåøü ê ñåáå ðóêîé ïîíÿòíî, ÷òî ïðèæìåøü ðóêîé, ÷åì åùå ìîæíî ïðèæàòü ê ñåáå? Äâà ðàçà: ïîìíþ, âñïîìèíàþ.
Ïëà÷ó, îáíèìàÿ ñòâîë òâîåé áåðåçû îïÿòü î ñëåçàõ áûëî â íà÷àëå ñòðîêè. Íî ÷òî òàêîå «òâîåé áåðåçû»? Ìíå êàæåòñÿ, î÷åíü íåòî÷íî. Ìîæåò áûòü, ëþáèìîé, ïîñàæåííîé òîáîé íî «òâîåé áåðåçû»? Ñïîðíî.
Òû ìåíÿ ñâîèì ñòèõàì ó÷èëà.
ß íå ñëóøàë è ñèäåë, èãðàëñÿ, — òðè ãëàãîëà, íî ãëàâíûé èç íèõ íå ñëóøàë âñå îñòàëüíûå ïðîñòî êîììåíòàðèè, èç êîòîðûõ «ñèäåë» íå ñàìûé ëó÷øèé â ñî÷åòàíèè ñ «èãðàëñÿ».
À ïîäðîñ, ïðîêàçíè÷àë è äðàëñÿ îïÿòü òðè ãëàãîëà â ðÿä.
Òû ìíå ðàíû òå íàäîëãî çàëå÷èëà ñòðîêà òîæå çâó÷èò íàòÿíóòî. Ðàíû ÒÅ âåäü íè ñëîâà î ðàíàõ åùå íå áûëî, ïîýòîìó «òå» — ïðåäñòàâëÿåòñÿ âñòàâëåííûì äëÿ ñîáëþäåíèÿ ìåòðà. íàäîëãî çàëå÷èëà êàê ìîæíî ðàíû äåòñêèå çàëå÷èòü íàäîëãî? Îíà èõ çàëå÷èëà íàâñåãäà. Âåäü òÿæåëî ïðåäñòàâèòü, ÷òî êàêèå-òî èç äåòñêèõ öàðàïèí äàëè î ñåáå çíàòü ÷åðåç 20 ëåò. Ìíå êàæåòñÿ ðàíû èëè çàæèâàþò èëè íåò.
Íà ñòîëå ëåæèò òâîé ëþáèìûé Ôåò î÷åíü íåêðàñèâî, ÷òî Ôåò (à íå êíèãà) ëåæèò íà ñòîëå.
È òå÷åò èç óñò ðèôìîé ìíîãî ëåò,
Ñîëü èç ãëàç ìîèõ, êàê áåð¸çüè ñëåçû
Âîîáùå íåïîíÿòíûå ñòðîêè òå÷åò èç óñò
ñîëü èç ãëàç ìîèõ. Òàê ñîëü òå÷åò èç óñò èëè èç ãëàç? Ñëîâî óñòà ýòî âñå îò âûñîêîãî ñòèëÿ. Ê óñòàì ëó÷øå ïîäõîäÿò î÷è, à íå ãëàçà. Êàê è óñòà «ñëåçû áåðåçû» ýòî
øòàìï. Óâû.
Èòîãî: íàä ñòèõîì, êîíå÷íî, ñëåäóåò åùå ðàáîòàòü è ðàáîòàòü.
Написание и защита диссертации позволят соискателю ученой степени найти решение некоторых современных научных проблем, закрепить имеющиеся теоретические знания на практике, а также продолжить исследования в выбранной отрасли.
Что такое диссертация и зачем она нужна?
Диссертация — это квалификационный труд, который пишется научным сотрудником для присуждения звания или степени. Различают всего три вида научных диссертаций: магистерскую, кандидатскую и докторскую. Перед тем, как рассказать о том, как правильно писать диссертацию, давайте подробно рассмотрим каждую разновидность этого научного труда.
Успешно-защищенная научная работа предоставляет ученому возможность получить хорошую должность с перспективой карьерного роста. Такие специалисты пользуются большим спросом не только в бюджетных, но и в коммерческих организациях – практический опыт работы по полученной квалификации, целеустремленность, активность и самоорганизованность всегда «в цене».
В чем суть магистерской диссертации?
В отличие от кандидатской и докторской научной работы, магистерская диссертация — это выпускная квалификационная работа, подтверждающая наличие необходимого уровня знаний/фундаментальной подготовки учащегося к ведению профессиональной деятельности в будущем.
Документ составляется на основе материалов, лично-собранных магистрантом за весь период учебы в магистратуре, включая прохождение производственной/педагогической практики.
Что должна отображать магистерская диссертация?
- Совокупность научных положений/результатов, необходимых для успешной защиты работы.
- Внутреннее единство используемых структурных элементов.
- Личный вклад автора – самостоятельное выявление/формулировка актуальных проблем выбранной научной отрасли, поиск/сбор/систематизация необходимой информации для проводимого исследования, проведение экспериментов с помощью современных инструментов и т.д.
После успешной защиты научной диссертации, магистранту присваивается не ученая, а академическая степень.
Кандидатская диссертация — для чего пишется?
Кандидатская работа – это научно-квалификационный труд, позволяющий соискателю продемонстрировать имеющиеся теоретические навыки, а также собственный интеллектуальный уровень в выбранной отрасли исследований.
Диссертации на соискательство кандидатской ученой степени бывают двух видов – прикладные и теоретические (зависит от научной области).
Для получения допуска к защите диссертации, соискателю следует успешно сдать кандидатские экзамены – история, философия науки и специальность.
Выбор темы работы – основополагающий фактор написания кандидатской работы, подтверждающий новаторство и актуальность в поиске решения имеющихся проблем. Для этого, автору рекомендуется проанализировать исследования, выполненные учеными-предшественниками.
Нужна помощь в написании научной работы?
Докторская диссертация и ее отличия от кандидатской научной работы
К написанию и защите докторской диссертации допускаются соискатели, успешно-защитившие кандидатскую научную работу. Во время обучения в докторантуре, ученые отрабатывают навыки проведения собственных исследований без необходимости заимствования/изучения аналогичных экспериментов, проведенных другими авторами.
4 отличий докторской диссертации от кандидатской работы.
- Цели исследования. В кандидатской работе исследование направлено на оптимизацию/улучшение работы выбранной отрасли, а в докторской – на разработку инновационных открытий, подтвержденных запатентованными изобретениями автора.
- Количество страниц. Ориентировочный объем кандидатской диссертации – 150-200 стр, а докторской – не менее 300-400 стр.
- Источники. Чтобы стать доктором наук, в работе необходимо использовать источники, непосредственно связанные с темой исследования.
- Сроки приема диссертации к защите. Для получения ученой степени «кандидат наук», дата защиты назначается в двухмесячный срок со дня подачи соответствующего пакета документа. Для докторских научных работ – это четыре месяца.
Практические рекомендации по написанию диссертации
Упростить процесс составления/написания диссертации помогут несколько практических советов, приведенных ниже:
- краткость, четкость и аргументированность в изложении материала исследования;
- правильная постановка проблемы, обоснование ее актуальности в выбранной научной отрасли;
- выбор программы исследований, ее формулировка;
- обзор работ других исследователей по теме исследования, анализ подходов к решению проблем (актуально для магистерской и кандидатской диссертации);
- обоснованность собственного подхода/личного вклада в решении вопроса;
- краткое описание информационных источников (литобзор) с их критической оценкой и т.д.
Чего следует избегать при составлении работы
Основные замечания/недочеты соискатель узнает после прохождения процедуры предзащиты. Чтобы не переделывать работу по несколько раз, рекомендуется избегать ряда следующих моментов.
- Существенные отклонения от рекомендуемых значений объема.
- Недостаток ссылок на использованные литературные источники.
- Отсутствие логической взаимосвязи между структурными элементами.
- Неравномерно-написанные разделы – одна часть больше, другая значительно меньше.
- Нет наглядных примеров, подтверждающих проведенные эксперименты (актуально для прикладных научных работ).
Нужна помощь в написании научной работы?
Статьи, которые помогут в написании диссертации
Статьи нашего блога, которые помогут вам на всех этапах подготовки диссертации, от планирования до защиты.
- С чего начать писать диссертацию?
- Как составить план диссертации?
- Как выбрать научного руководителя?
- Как написать структуру диссертации?
- Как подготовить рецензию на диссертацию?
- Ответы на популярные вопросы по написанию и защите диссертаций
- Отзыв научного руководителя на диссертацию
- Как сформулировать проблему исследования в диссертации?
- Без чего нельзя начинать писать диссертацию?
- Апробация результатов исследования
- Сколько статей нужно для защиты диссертации?
- Пример речи на защиту диссертации
- Как подготовить доклад на защиту диссертации?
- Что делать после защиты диссертации?
- Как проходит предзащита диссертации?
Много полезных статей можно найти в нашем блоге.
Обособленные обстоятельства ⇐ 11 класс
Информация
Уважаемые школьники!
Вместе с заданиями размещайте и свои варианты решения. В противном случае ваше сообщение будет проигнорировано
-
Автор темы
Аля
- писарь
- Всего сообщений: 8
- Зарегистрирован: 23.02.2009
- Образование: студент
- Откуда: Башкортостан
Обособленные обстоятельства
Сообщение
Аля »
Доброго времени суток!
Прошу помочь разобраться в том, как можно легче определить обособленные члены предложения.
Пыталась сама, потом взяла тренировочный справочник по ЕГЭ, и откопала вот текст, в котором просят найти предложения с обособленным обстоятельством.
Найти-то нашла, а вот с ответом не совпадает. Теперь не понимаю, то ли я ошибаюсь, то ли там опечатка:
(ЗО)Всю ночь тётя стирала. (31)Вода струилась за ширмой, плескала, булькала, Гитлер захлёбывался в мыльной воде, тётя давила его своими узловатыми руками.
(32)На следующий день за углом, сотрясаясь от отваги, я схватил Его за пуговицу и ударил. (ЗЗ)Через несколько секунд я лежал в снегу, Казак сидел верхом на мне, а Лёка совал мне в рот мой же завтрак.
(34) — На, смелей, кусни!
(35)На другой день, когда кончился последний урок, я положил тетрадки в сумку и оглянулся. (Зб)Казак, Лёка и Он сидели вместе на одной парте и улыбались, глядя на меня. (37)По моему лицу они, видимо, поняли, что я снова буду отстаивать свой завтрак. (38)Будь что будет. (39)Пусть они меня бьют, я буду делать это каждый день.
Спасибо за помощь!
-
Тимур
- поэт не про заек
- Всего сообщений: 127
- Зарегистрирован: 31.07.2009
- Образование: школьник
- Откуда: Сергиев Посад
- Возраст: 29
- Контактная информация:
Re: Обособленные обстоятельства
Сообщение
Тимур »
32,36-обособленные обстоятельства.Вам в помощь могу сказать одно-главное правильно задать вопрос.
-
CopperKettle
- дьяк
- Всего сообщений: 32
- Зарегистрирован: 21.01.2013
- Образование: среднее
- Профессия: переводчик (рус->англ.)
- Откуда: Екатеринбург
- Возраст: 43
Re: Обособленные обстоятельства
Сообщение
CopperKettle »
(16) Он и сам юн, когда создаются эти шедевры юмора, любит шутку, веселье, выдумка его неистощима, он работает упоенно, с блистательной быстротой…
Схожий вопрос: «с блистательной быстротой» в этом предложении — обособленное обстоятельство или нет? (Яндекс ЕГЭ, вар. 18, задание B5)
Полное задание таково — найти предложение (одно) с обособленным обстоятельством в данном отрывке:
(15) Чехов — любимый писатель юности. (16) Он и сам юн, когда создаются эти шедевры юмора, любит шутку, веселье, выдумка его неистощима, он работает упоенно, с блистательной быстротой…
(17) Мы становимся старше, и меняется наша любовь к Чехову. (18)Она меняется всю жизнь. (19) Она вырастает тихо и незаметно, как куст сирени в саду. (20)Уже не «Заблудшие», не «Пересолил» восхищают нас, а поэтичный «Дом с мезонином», грустный и трогательный «Поцелуй», рассказ о даме с собачкой, о доброй Ольге Семеновне, которую все называли душечкой, об учителе Беликове.
-
CopperKettle
- дьяк
- Всего сообщений: 32
- Зарегистрирован: 21.01.2013
- Образование: среднее
- Профессия: переводчик (рус->англ.)
- Откуда: Екатеринбург
- Возраст: 43
Re: Обособленные обстоятельства
Сообщение
CopperKettle »
Начал для тренировки прорешивать подобные задания, наткнулся еще на один непонятный пример
Мне кажется, что в тексте обособленные обстоятельства есть в предложениях 2, 3, 8.
А в ответах — только 2, 8. Неужели «как пушкинское эхо» — не обособленное обстоятельство?
(1)Какое же зеркало жизни наш язык! (2)Нет, он поистине велик, оставаясь и поныне свободным, правдивым. (3)Всё приемлет, на всё отзывается, как пушкинское эхо, больше того — он вберёт и чужестранные слова и научит их плодить новые формы (не клонировать!) от устаревших и заёмных слов. (4)Беда только, что всё это идёт порой в безобразном, безграмотном смешении.
(5)Так, за короткий срок сумели обрусеть и даже размежеваться по значению такие привычные в среде спорта слова, как «фанатик» и «фанат», а теперь и «фан», и даже религиозный фанатизм приобретает иную окраску. (6)Были когда-то «поклонники», даже «клакёры» (франц.) театральные, а теперь фанатики размежевались с «фанатами». (7)Есть ещё футбольные фанаты (не «болельщики»), эстрадные.
(8)Даже старомодное «приватный», когда-то редко встречаемое в обыденной речи, в словаре В. Даля толкуемое как «частный», «личный», «особенный», «домашний» («приват-доцент», «приватная беседа»), мы сумели так национализировать, что слово «приватизация» даже в бытовом, всегда чутком на оттенки языке приобрело пренебрежительное звучание, став «приХватизацией».
-
kia
- лауреат и орденоносец
- Всего сообщений: 500
- Зарегистрирован: 17.03.2013
- Образование: высшее техническое
- Откуда: Москва
- Возраст: 46
Re: Обособленные обстоятельства
Сообщение
kia »
На мой взгляд, «как пушкинское эхо» — сравнительный оборот.
Добавлено спустя 5 минут 11 секунд:
CopperKettle: он работает упоенно, с блистательной быстротой…
По-моему, однородные обстоятельства.
В приведённом отрывке тоже не могу найти обособленное обстоятельство.
-
CopperKettle
- дьяк
- Всего сообщений: 32
- Зарегистрирован: 21.01.2013
- Образование: среднее
- Профессия: переводчик (рус->англ.)
- Откуда: Екатеринбург
- Возраст: 43
-
ИМЯ
- по чётным — академик
- Всего сообщений: 1607
- Зарегистрирован: 20.02.2013
- Образование: среднее
Re: Обособленные обстоятельства
Сообщение
ИМЯ »
CopperKettle, посмотрите в словаре Даля значение слова «обыденный».
Для отправки ответа, комментария или отзыва вам необходимо авторизоваться
-
- 1 Ответы
- 4463 Просмотры
- Последнее сообщение chuPC
-
- 15 Ответы
- 2754 Просмотры
- Последнее сообщение 1ФД824-5
-
- 1 Ответы
- 1536 Просмотры
- Последнее сообщение Марго
-
- 22 Ответы
- 2907 Просмотры
- Последнее сообщение Селена
-
- 3 Ответы
- 936 Просмотры
- Последнее сообщение 2019 я
Всего найдено: 43
Добрый день! В одном из ответов вы писали, что написание Пушкинский Дом таково согласно устоявшейся традиции. То есть это исключение?
Ответ справочной службы русского языка
Да, это название можно отнести к исключениям. В официальных составных названиях органов власти, учреждений, организаций, научных, учебных и зрелищных заведений, обществ, политических партий и т.п. с прописной буквы пишется первое слово и входящие в состав названия имена собственные, а также первое слово включаемых в них названий других учреждений и организаций.
Здравствуйте! У меня большая рукопись и если в ней что-то переделывать прежде чем подавать в издательство, хочется быть уверенными, что все верно. Как правильно писать притяжательные прилагательные: например «он не отпускал танину руку»или «он оставил катину сумку» или «это была чисто антоновская хитрость» — «танину», «катину», «антоновская» — писать с большой или с маленькой буквы? Мне чисто зрительно большая буква мешает, осталось в памяти, что буква маленькая в этом случае, но, возможно, я ошибаюсь. Спасибо! Очень жду Вашего ответа! с уважением, Екатерина
Ответ справочной службы русского языка
Верно: Танина рука, Катина сумка, антоновская хитрость.
Имена прилагательные, образованные от личных имен, фамилий, кличек при помощи суффиксов -ов (-ев) или -ин и обозначающие индивидуальную принадлежность, пишутся с прописной буквы, напр.: Рафаэлева Мадонна, Шекспировы трагедии, Гегелева «Логика», Далев словарь, Иваново детство, Танина книга, Муркины котята.
Имена прилагательные, образованные от личных имен и фамилий при помощи суффиксов -ск-, -овск- (-евск-), -инск-, пишутся со строчной буквы, напр.: далевский словарь, дарвиновское учение, бетховенская соната, шекспировские трагедии, пришвинская проза, пушкинская гармония, суворовские традиции.
Подробнее читайте в справочнике Д. Э. Розенталя или справочнике под ред. В. В. Лопатина.
Подскажите, пожалуйста, способ образования «Допушкинский»? От Пушкин или пушкинский?
Ответ справочной службы русского языка
Слово допушкинский образовано приставочным способом от прилагательного пушкинский.
Как правильно написать «пушкинский Пимен»? Тут слово «пушкинский» пишется с большой или с малой буквы?
Ответ справочной службы русского языка
Слово пушкинский следует писать с маленькой буквы.
Оренбург пушкинский или Пушкинский?
Ответ справочной службы русского языка
Если имеются в виду места Оренбурга, связанные с Пушкиным, прилагательное следует писать с маленькой буквы.
Добрый день! В терминологии психологов есть понятие «Балинтовская группа» и «балинтовская групповая работа». В статья специалистов и книгах встречаются эти устойчивые словосочетания то с большой, то с маленькой буквы. История вопроса такова , что группы берут название от фамилии автора. » Балинтовские группы – это метод групповой тренинговой исследовательской работы. Он получил название по имени своего создателя – Микаэла Балинта, проводившего в 1949 г. в клинике Тэвисток в Лондоне дискуссионные групповые семинары с практикующими врачами и психиатрами. М. Балинт (собственное имя – М. Бергман) – венгерский психоаналитик, один из представителей британской школы психоанализа – родился 3 декабря 1896 г. в Будапеште в семье практикующего врача.» Подскажите, как же все-таки правильно писать?
Ответ справочной службы русского языка
Корректно написание со строчной.
Имена прилагательные, образованные от личных имен и фамилий при помощи суффиксов -ск-, -овск- (-евск-), -инск-, пишутся со строчной буквы, напр.: далевский словарь, дарвиновское учение, бетховенская соната, шекспировские трагедии, пришвинская проза, пушкинская гармония, суворовские традиции. Однако с прописной буквы пишутся имена прилагательные на -ский, входящие в состав наименований — имен собственных, в том числе имеющие значение «имени того-то», «памяти того-то», напр.: Габсбургская династия, Петровские реформы, Строгановское училище, Нобелевская премия, Ломоносовские чтения, Булгаковская конференция, Вахтанговский театр, Королевский Шекспировский театр (в Англии).
Здравствуйте! разъясните, пожалуйста, с какой буквы — заглавной или прописной писать притяжательные прилагательные в словосочетаниях: алькин голос, стёпкино любопытство, женькины глаза. Заранее благодарю за ответ.
Ответ справочной службы русского языка
Заглавная и прописная буква – это одно и то же. Это большая буква. Маленькая буква – строчная.
Правила таковы: имена прилагательные, обозначающие индивидуальную принадлежность, пишутся с прописной буквы, если они образованы от собственных имён при помощи суффикса -ов (-ев) или -ин: Алькин голос, Стёпкино любопытство, Женькины глаза (в составе фразеологических оборотов такие прилагательные пишутся со строчной буквы: ахиллесова пята, сидорова коза). Если же соответствующие прилагательные имеют в своём составе суффикс -ск-, они пишутся со строчной буквы: пушкинские стихи, петровские преобразования, булгаковский стиль.
Добрый день. Как следует писать слово горы в словосочетании Пушкинские Г(г)оры.Заранее спасибо.
Ответ справочной службы русского языка
Правильно: Пушкинские Горы.
Уважаемая справочная служба русского языка! Нужно ли ставить прописную букву в словах, например «по-Пушкински», «по-Стахановски» и тп или можно просто писать «по-пушкински» и «по-стахановски».
Ответ справочной службы русского языка
Прописная буква не требуется. Верно: по-пушкински, по-стахановски.
Здравствуйте, скажите, пожалуйста, в предложении Особенности пушкинской эпохи — «пушкинской» — пишется с маленькой буквы?
Ответ справочной службы русского языка
Да, это сочетание пишется с маленькой буквы: пушкинская эпоха.
К вопросу № 254247 — добавьте, пожалуйста, на своё усмотрение.
http://vestnik-samgu.samsu.ru/gum/2001web1/yaz/200111602.html
(с) Марсакова М.С., 2001
Марсакова Маргарита Соломоновна – кафедра русского языка Самарского государственного университета.
ВАРИАНТЫ ТИПА ТАТАРЕ – ТАТАРЫ , ЦЫГАНЕ – ЦЫГАНЫ В ИСТОРИИ РУССКОГО ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА (НА МАТЕРИАЛЕ ПУШКИНСКИХ ТЕКСТОВ)«Наибольшей вариативностью в текстах Пушкина характеризуются формы от лексем татарин и цыган . Как уже говорилось, сам Пушкин настаивал на употреблении форм цыганы и татаре . Действительно, с грамматической точки зрения цыганы – это закономерная форма множественного числа от существительного цыган (ср. великан – великаны , капитан – капитаны и т. д.), тогда как слову на — арин татарин должна соответствовать форма татаре (как бояре ). Однако наряду с формами татаре и цыганы , писатель использовал в своих произведениях также варианты татары и цыгане (в скобках указано количество словоупотреблений): татаре (12) и татары (6); цыгане (5) и цыганы (11). »
Ответ справочной службы русского языка
Спасибо!
Будьте добры, объясните, почему после «строчки» — запятая, а не тире.
«Невольно кажется, что к Кипренскому относятся две позабытые пушкинские строчки, начало неоконченных стихов…»
Ответ справочной службы русского языка
И тире здесь уместно.
Здравствуйте!
Подскажите, пожалуйста, нужны ли запятые в следующих предложениях:
«Весь вечер предстоящей субботы, 7 июня, на территории парка будет царить атмосфера традиций России 19 века.»
«Генеральная репетиция масштабного проекта «Пушкинский бал» состоялась в среду, 4 июня, в городском парке Уссурийска.»
Ответ справочной службы русского языка
Знаки препинания расставлены верно.
Обратите внимание, что предложение …будет царить атмосфера традиций России 19 века стилистически некорректно, его лучше перестроить.
Здраствуйте!
У меня к Вам два вопроса.
1. «Обычное, казалось бы, дело. Но ступеньки и тропинки эти не обычные. Они ведут к Пушкину.» В данном случае «не обычные» пишется раздельно, так как подразумевается противопоставление?
2. «Совсем недавно школу закончила Татьяна Ларина. Не пушкинская, конечно.» Какое правило в данном случае объясняет раздельное написание «не пушкинская»? Интуитивно я правильно написал, но не смог найти соответствующего правила.
Заранее спасибо!
Ответ справочной службы русского языка
1. Раздельное написание допустимо.
2. Правильно – раздельное написание при возможности подстановки слов, усиливающих отрицание (отнюдь не пушкинская).
В ответе на вопрос № 271050 вы почему-то написали «дом» со строчной: «Институт русской литературы (Пушкинский дом) РАН готовит…»
Ответ справочной службы русского языка
Да, здесь должно быть с прописной: Пушкинский Дом. Исправлено. Спасибо за замечание!