Пушкинский музей сказки пушкина

6 июня пушкинский день в россии. в 2021 году исполняется 222 года со дня рождения пушкина александра сергеевича. поэтому

6 июня — Пушкинский день в России. В 2021 году исполняется 222 года со дня рождения Пушкина Александра Сергеевича. Поэтому наша очередная виртуальная прогулка по Петербургу посвящена именно ему. Расскажем о 12 «пушкинских» местах в городе, о которых стыдно не знать.

1774 5cf82707629466.52841980

«Демутов трактир»

Сейчас дом на реке Мойке, обратная сторона Театра Эстрады им. А. И. Райкина, особо ничем не отличается от соседних — типичный питерский «старый фонд». А во времена Александра Сергеевича в нем располагалась известная гостиница — в просторечии «Демутов трактир» (по имени владельца страсбургского купца Филиппа-Якоба Демута). В этом, ставшем по-своему культовым у петербургской интеллигенции 19 века, месте не раз останавливался и Александр Пушкин. Впервые — в 1811 году, когда приехал с дядей в Санкт-Петербург поступать в Лицей. Затем, как говорят исследователи, в течение жизни он еще не единожды снимал комнаты в «Демутовом трактире» — встречался с друзьями единомышленниками, писал. К слову, описание типичного номера этой гостиницы можно найти в его поэме «Евгений Онегин».

Адрес: наб. реки Мойки, д. 40.

Ближайшая станция метро: «Адмиралтейская», «Невский проспект».

Императорский Царскосельский Лицей

5cf8274343a9c5.42509532

Это учебное заведение известно каждому, кто хоть немного знаком с жизнью и творчеством Александра Сергеевича Пушкина. В 1811 году он в возрасте 12 лет стал одним из первых воспитанников этого привилегированного высшего учебного заведения для детей дворян в Российской империи. Здесь он проучился 6 лет, приобрел верных друзей.

Сейчас Императорский Царскосельский Лицей входит в комплекс «Всероссийский музей А. С. Пушкина и является особо ценным объектом культурного наследия России. На его осмотр советуем не скупиться во времени и выделить целый день!

Адрес: г. Пушкин, ул. Садовая, д. 2.

Ближайшая станция метро: «Московская» (от нее маршрутным такси или автобусом).

Коллегия иностранных дел

Окончив Лицей в чине коллежского секретаря, именно в Коллегию иностранных дел (МИД в современное время) поступил на службу молодой Александр Пушкин. «Компанию» ему составили его однокурсники — Вильгельм Кюхельбекер, Николай Корсаков, Александр Горчаков. И хотя дипломатическая служба Александра Сергеевича не прельщала, он отслужил в Коллегии с 1817 по 1824 года. Знания, полученные в ходе работы, позволили ему оценить историю России по своему и написать в 1822 году «Заметки по русской истории XIII века».

Сейчас здание бывшей Коллегии иностранных дел можно увидеть практически в первозданном виде — его фасад был восстановлен по чертежам самого Кваренги.

Адрес:. Английская наб., д. 32.

Ближайшая станция метро: «Адмиралтейская».

«Домик в Коломне»

5cf8296b36a671.54771494

Коломной в Санкт-Петербурге называли окраину города, которая располагалась между реками Фонтанкой и Мойкой. Здесь в доме, построенном в конце XVIII века и принадлежащем вице-адмиралу Федоту Алексеевичу Клокачеву, семья Пушкиных после окончания Александром Лицея снимала семикомнатную квартиру на третьем этаже. Как гласит мемориальная доска, которая сейчас располагается на здании, поэт прожил здесь с 1817 по 1820 год. Исследователи его жизни и творчества выяснили, что Александр Пушкин обитал в маленькой комнате, окна которой выходили во двор, где был разбит небольшой сад. Именно в этот период были им создана ода «Вольность», закончена поэма «Руслан и Людмила». Со временем здание, конечно, перестраивалось не раз и сейчас уже мало похоже на то, в котором жил Александр Сергеевич вместе с родителями.

К слову, родители Александра Сергеевича также снимали в Санкт-Петербурге квартиры по следующим адресам: наб. реки Фонтанки, д. 92 (дом Устинова); Свечной пер., д. 5 (дом Касторского); ул. Моховая, д. 30 (дом Кельберга).

Адрес: наб. реки Фонтанки, д. 185.

Ближайшая станция метро: «Балтийская», «Технологический институт».

Дом Олениных

article 1795 1476797350619 6

В особняке, принадлежащем супругам Олениным (Елизавете Марковне, в девичестве Полторацкой, дочери главы Придворной певческой капеллы, и Алексею Николаевичу, президенту Академии художеств, директору Публичной библиотеки), в начале 19 века собирался весь свет литературной и художественной жизни Санкт-Петербурга. Частым гостем здесь был и Александр Сергеевич Пушкин. Так, именно в литературном салоне Олениных он читал свою поэму «Руслан и Людмила». Кроме того, Пушкин был не на шутку увлечен младшей Олениной — Анной. И даже делал ей предложение, но получил отказ. Здесь же ранее состоялось знакомство поэта с еще одной своей музой — 19-летней племянницей Елизаветы Марковны Анной Керн.

Адрес: наб. реки Фонтанки, д. 101 (до его строительства – д. 97).

Ближайшая станция метро: «Садовая», «Сенная площадь», «Спасская».

Дом княгини Е. Н. Голицыной

Еще одно культовое место Санкт-Петербурга начала 19 века — салон княгини Евдокии (Авдотьи) Голицыной. По преданию ей предсказали, что она умрет ночью. Якобы поэтому, опасаясь смерти, она спала днем. Получив прозвище «ночной княгини», Евдокия Голицына собирала избранное общество в своем доме поздно вечером, а бывало и в полночь. Среди ее гостей часто бывал и юный Александр Сергеевич (с осени 1817 года). По воспоминаниям современников, не смотря на значительную разницу в возрасте, он был в нее влюблен и посвятил несколько стихотворений. Среди них — «Краёв чужих неопытный любитель» и «Простой воспитанник природы».

Увы, знаменитый особняк княгини до наших дней не сохранился в первозданном виде.

Адрес: Ул. Миллионная, д. 30.

Ближайшая станция метро: «Невский проспект».

Дом Китаевой

Царское село связано с Александром Сергеевичем Пушкиным не только его учебой в Лицее. Именно здесь он проводит лето после свадьбы с Натальей Гончаровой в 1831 году. По просьбе поэта Петр Плетнев снял для него и его молодой жены квартиру в маленьком деревянном доме Анны Китаевой, вдовы придворного камердинера Николая I. Здесь он не только наслаждался обществом Натальи Николаевны и гулял по парку, но и плодотворно работал (написаны «Сказка о царе Салтане», Письмо Онегина к Татьяне и другие произведения), а также встречался с друзьями.

До наших дней дом сохранился практически в первозданном виде. В 1910 году здесь появилась первая мемориальная доска, а с 1958 года работает Мемориальный музей-дача А. С. Пушкина (входит в состав Всероссийского музея А. С. Пушкина).

Адрес: г. Пушкин, ул. Пушкинская, д. 2/19.

Ближайшая станция метро: «Московская» (от нее маршрутным такси или автобусом).

Дом О. К. Брискорн

article 1795 1476798028624 8

В этом доме Александр Пушкин прожил всего несколько месяцев, однако именно их называл он самыми счастливыми в своей жизни. Ведь именно здесь находилась его первая петербургская квартира, в которую он переехал с молодой женой — Натальей Гончаровой. Во время недолго проживания (с осени 1831 по весну 1832 годов) здесь увидели свет маленькие трагедии «Моцарт и Сальери» и «Пир во время чумы», шла подготовка к изданию альманаха «Северные цветы на 1832 год».

С 1934 года на доме располагается памятная доска, а в наше время смекалистые предприниматели открыли здесь атмосферный бутик-отель «Счастливый Пушкин».

Адрес: Галерная ул., д. 53 (Английская наб., д. 52).

Ближайшая станция метро: «Адмиралтейская».

«Мойка, 12»

Этот «пушкинский» адрес является, пожалуй, самым известным в Санкт-Петербурге. Здесь, в квартире на первом этаже дома княгини Волконской, Александр Сергеевич с семьей прожил с сентября 1836 года и до дня своей смерти в 1837 году. Здесь им была поставлена точка в романе «Капитанская дочка», создано стихотворение, посвященное 25-летию Лицея. Сюда же привезли его после дуэли с Дантесом.

С 1837 года дом неоднократно перестраивался, менялся и облик находящихся в нем квартир. Сейчас здесь располагается Мемориальная квартира-музей А. С. Пушкина (входит в состав Всероссийского музея А. С. Пушкина), в котором воссоздан первоначальный образ жилища поэта, представлены его личные вещи.

Адрес: наб. р. Мойки, д. 12.

Ближайшая станция метро: «Невский проспект».

Кондитерская Вольфа и Беранже

5cf8287d21b5c7.26071566

В начале 19 века это заведение, располагавшееся в доме Котина, было весьма модным местом. Здесь не только подавали вкуснейшие десерты, но и работал своего рода литературный клуб, посещать который любил и Александр Сергеевич. Однако знаменита кондитерская, прежде всего тем, что именно в ней поэт ждал своего секунданта Константина Данзаса перед роковой дуэлью с бароном Дантесом.

Дом сохранился до наших дней. Сейчас в нем располагается ресторан «Литературное кафе», которое чтит традиции былых времен и память о великом поэте, проводит творческие вечера и даже сделал своей эмблемой портрет Александра Сергеевича.

Адрес: Невский пр., д. 18.

Ближайшая станция метро: «Невский проспект», «Адмиралтейская».

Место последней дуэли

5cf828c7d37130.25109458

Чтобы оказаться там, где состоялась последняя дуэль поэта, стоившая ему жизни, нужно покинуть центр Санкт-Петербурга и отправиться в район так называемого «Комендантского аэродрома» (тогда «Комендантской дачи»), который располагается на левом берегу Черной речки. При этом о точности нахождения места проведения поединка говорить сложно. Дуэли во времена Пушкина были запрещены, а их участники преследовались по закону. Поэтому все старались держать в тайне. По воспоминаниям секундантов это произошло «в саженях полутораста от Комендантской дачи на небольшой заснеженной площадке, окруженной кустарником».

В 1937 году на предполагаемом месте дуэли установлен памятный гранитный обелиск.

Адрес: Коломяжский пр., сквер напротив д. 10.

Ближайшая станция метро: «Старая Деревня», «Черная речка», «Пионерская».

Церковь Спаса Нерукотворного Образа (Спасо-Конюшенная церковь)

5cf829e32aed45.13673528

В этом небольшом придворном храме, являющемся частью комплекса Конюшенного двора, 1 февраля 1837 года прошло отпевание Александра Сергеевича Пушкина. На это требовалось особое разрешение, которое дал Николай I. Опасались волнений и большого количества народа, и потому вход в церковь осуществлялся только по билетам. При этом зайти внутрь могли только представители высшего света и родственники покойного. После отпевания гроб с телом поэта опустили в подвал храма, где он находился до отправки в Псков 3 февраля 1937 года.

Здание церкви сохранилось до сих пор. После различных перипетий истории в 1990 году оно было возвращено церкви, и с 1991 года там проводятся богослужения.

Адрес: Конюшенная пл., д. 1.

Ближайшая станция метро: «Адмиралтейская», «Гостиный двор», «Невский проспект».

Сценограф, дизайнер, историк искусства Патрик Уркад. Фото: Архив Патрика Уркада

Сценограф, дизайнер, историк искусства Патрик Уркад.

Фото: Архив Патрика Уркада

№95, октябрь 2021

№95

Материал из газеты

Пушкинский по-новому показывает старых мастеров. Представить классический музей в современном облике поручили французскому сценографу, дизайнеру, историку искусства Патрику Уркаду, который рассказал о своих взглядах на современное музееведение

19.10.2021

По первому образованию вы историк искусства. Но дизайнер интерьеров — совсем другая профессия. Как вы сменили одно ремесло на другое?

Прежде всего я художник. Я исследовал множество форм, в том числе фотографию, я был арт-директором французского Vogue в 1980-е, я делал видео, а сегодня меня главным образом увлекает изучение и создание монументальной скульптуры.

В юности я часто менял увлечения. Из историка архитектуры я превратился в арт-директора, работающего с фотографами. Родители были в смятении, но моя крестная, тоже художница, написала им письмо, в котором объяснила, что не стоит мешать мне. Я должен был создать самого себя. Очень рано я осознал, что мой мозг может реагировать на несколько запросов одновременно, главное — хорошо распланировать задачи.

Вы были куратором частных коллекций и декоратором домов Карла Лагерфельда. Каким главным навыкам вы научились у него?

Мы с Карлом обменивались не только идеями, но и культурами, и он тоже быстро переходил с одной темы на другую. Как и я, он верил, что наш мозг — это мышца, которую надо заставлять работать. Он в совершенстве знал культуру Центральной Европы, а я был экспертом во французском искусстве и в искусстве делать дома и сады à la française — на французский манер.

В качестве дизайнера вы подготовили две большие выставки в Версале.

Да, для экспозиции «XVIII век. У истоков дизайна» я не только делал сценографию, но и придумал и курировал эту выставку. Так что я предельно четко представлял себе ее идею. Для второй выставки, «Увеселения и праздники королевского двора», я создал специальные видео, предлагавшие посетителям глубже погрузиться в реконструкцию королевских праздников, которые мы чаще всего видим на черно-белых гравюрах. Сценография была призвана спровоцировать посетителя, заставить его занять место зеваки на празднике.

Как ваше искусствоведческое образование помогает вам выстраивать пространства?

Карл Лагерфельд говорил: «Создавать лучшее будущее из лучших элементов прошлого». Он считал автором этой сентенции Гёте. Важнее всего помнить уроки прошлого, которые помогают нам двигаться вперед. Если история людей часто повторяется, то история искусства не перестает развиваться.

Экспозицию обновили в шести залах на первом этаже главного здания. Фото: ГМИИ им. А.С.Пушкина

Экспозицию обновили в шести залах на первом этаже главного здания.

Фото: ГМИИ им. А.С.Пушкина

В 2019 году вы курировали выставку «Восточный джаз / East West Jazz» в Пушкинском музее. Расскажите об этом.

В начале 2000-х мы с друзьями сделали Московскую ярмарку изящных искусств (Moscow Fine Art Fair). Для этого мероприятия, которое проводилось в Манеже, я воссоздал атмосферу и архитектуру знаменитых аркад парижской улицы Риволи. Именно тогда я познакомился с куратором Сурией Садековой, которая позднее навестила меня в Париже вместе с директором Пушкинского музея Мариной Лошак. А когда коллекционер Александр Клячин попросил музей организовать выставку его великолепного собрания икатов (узбекские ткани со специфическим узором, объект мирового культурного наследия ЮНЕСКО. — TANR), я по заданию музея разработал сценографию, которая погружала посетителей в мир цвета, графики и модернизма.

Когда вас попросили подумать о новой экспозиции Пушкинского музея? Какую задачу перед вами поставили?

В 2020 году Пушкинский музей принял решение переосмыслить экспозицию своего собрания живописи старых мастеров, которая находилась в многоуровневой развеске в довольно темных залах, хотя подавляющее большинство этих картин являются шедеврами. Когда-то Жан Нувель, архитектор Лувра — Абу-Даби, помогал мне с моей первой выставкой в Версале, и он убедил меня в действенности новой музеологии. Именно поэтому Пушкинский музей обратился ко мне.

Что вам было важно сделать в Пушкинском музее: вернуть архитектуре ее первоначальный вид, показать сокровища музея как можно полнее?

Пушкинский музей построили в начале ХХ века архитекторы Роман Клейн и Владимир Шухов. Они вдохновлялись Древней Грецией, но при этом их творение прекрасно отвечало современным потребностям. Если монументальная лестница на входе в музей кажется классической, то стеклянная крыша более авангардна. Но главную красоту этого музея составляют великолепно сбалансированные пропорции больших музейных залов. Высокие окна, впускающие дневной свет, поразительны, их ритм совершенен. Все это я сегодня хочу подчеркнуть. Красоту света, красоту пространства. Что же касается сокровищ коллекции, то они точно заслуживают нового взгляда и того, чтобы их по-новому показать публике XXI века.

Реально ли придать классическому музею современный вид?

Называть Пушкинский музей классическим — это упрощение, упускающее из виду работу его архитекторов со светом. Классицизм не стоит путать со старомодностью. В архитектуре наших дней может не быть ничего современного. Современность заключается не во внешнем виде, а в уважении к функции, отвечающем современному мировоззрению. Музей должен представлять публике разнообразные и многоликие коллекции, и все должно строиться вокруг слова «представлять».

Фрагмент обновленной экспозиции в главном здании музея. Фото: ГМИИ им. А.С.Пушкина

Фрагмент обновленной экспозиции в главном здании музея.

Фото: ГМИИ им. А.С.Пушкина

Существует точка зрения, что современный музейный дизайн (свет, цвет стен, конфигурация пространства и другие уловки) убивает ценность произведений искусства.

Говорить так — обобщение, абсурд. Посмотрите на африканские залы Лувра, о которых мечтал президент Жак Ширак. Это великолепный пример удачного применения принципов новой музеологии! Обновленная экспозиция шпалеры «Дама с единорогом» в парижском Музее Клюни тоже очень современна. В Нью-Йорке развеска французской живописи XVIII века из Коллекции Фрика на бетонных стенах Метрополитен-Бройер мастерски использовала особенности этого интерьера: структура и серый цвет бетона превосходно подчеркивают яркость цвета и фактуру мазка на полотнах. Правил не существует — существует лишь постоянный поиск новых способов как можно более выгодно представить произведения искусства.

Есть ли разница между выставочным дизайном 20 лет назад и сегодня?

В последние годы сфера сохранения и показа произведений искусства во всем мире невероятно продвинулась. Освещение, которое делается сегодня, не имеет ничего общего с прежним. Другой пример — современный, практически невидимый монтаж произведений, прекрасно обеспечивающий их безопасность. В Париже ежегодно проходит ярмарка, посвященная новинкам музейного дела. И сценографы, как декораторы, так и архитекторы, постоянно ставят новые задачи, стремясь экспонировать искусство самыми прекрасными и удивительными способами. 


Сурия Садекова, завотделом образовательно-выставочных проектов ГМИИ им. А.С.Пушкина. Фото: ГМИИ им. А.С.Пушкина

Сурия Садекова, завотделом образовательно-выставочных проектов ГМИИ им. А.С.Пушкина.

Фото: ГМИИ им. А.С.Пушкина

Старая живопись в современном прочтении

Сурия Садекова, куратор, заведующая отделом образовательно-выставочных проектов ГМИИ им. Пушкина, рассказала о концепции новой экспозиции старой живописи в музее.

«Размышления над новой постоянной экспозицией старой живописи были отчасти вынужденной мерой. В музее готовятся две большие выставки: сначала „Бывают странные сближенья“ куратора Жан-Юбера Мартена (она откроется уже 8 ноября), а потом коллекции братьев Морозовых. Эти выставки займут значительную часть залов на втором этаже. Они будут проходить в тех залах, где в последние годы была представлена итальянская, французская и частично испанская живопись.

ГМИИ — это музей, который ведет огромный блок образовательных программ, кружков и экскурсий, построенных вокруг именно этих произведений. Кроме того, у нас есть поклонники, которые регулярно приходят навестить любимые картины. Мы не могли лишить зрителей этих произведений почти на год.

Все это заставило задуматься о том, что для нас постоянная экспозиция музея, какое у нее будущее. В последнее время нередко постоянные экспозиции отступают на второй план: все живут выставками. „Постоянная“ — само слово кажется консервативным. Однако она должна быть живым организмом и оставаться сутью музея. В то же время ГМИИ строит новые здания, и в них будет своя постоянная экспозиция. Как нам показывать старое искусство? Может ли быть современной старая живопись?

Фрагмент обновленной экспозиции в главном здании музея. Фото: ГМИИ им. А.С.Пушкина

Фрагмент обновленной экспозиции в главном здании музея.

Фото: ГМИИ им. А.С.Пушкина

Эти размышления о судьбе нашей коллекции оказались очень полезными. Мы сменили точку зрения на многое. Например, на этикетки. Для нас важно, чтобы в них отражалась вся судьба картины, чтобы мы видели ее путь. Не „поступила из Эрмитажа“, а через чьи руки прошла, в каких собраниях побывала…

К тому же, наш музей довольно эклектичен, коллекция складывалась хаотически, под влиянием исторических обстоятельств (в отличие, например, от Эрмитажа, столетиями следовавшего четкой политике приобретений). И нам нельзя забывать, что Иваном Цветаевым музей задумывался как образовательный.

Мы изучили архивы. На первых фото перед нами был невероятно светлый и просторный музей. И как ни удивительно, мы решили отчасти вернуться к экспозиции, которая существовала в музее с 1974 по 2006 год (когда открылось здание Галереи искусства стран Европы и Америки). Конечно, перед нами сверхсложная задача — уплотнить постоянную экспозицию на первом этаже и при этом не сделать ее тесной.

Мы согласились, что не стоит придумывать для новой экспозиции специальную драматургию. Это выставка требует рассказа, является высказыванием куратора, а постоянная экспозиция должна подчеркнуть самоценность каждого произведения, сосредоточиться на нем.

Конечно, общее количество работ, которые мы сможем показать, пришлось сократить. Это очень болезненно для наших хранителей, и приходится бороться за каждую картину, добиваться того, чтобы они по-новому взглянули на такие знакомые им вещи. Пожалуй, это одна из самых тяжелых задач.

Из конкретных изменений: все залы изменят цвет, но он будет общим почти для всей экспозиции. Этот прием похож на те, что используют галереи современного искусства. Однако появится золото, даже целая „золотая комната“ — отсылка к истории, использованной, чтобы создать что-то очень современное». 

Пушкинский день в библиотеках Михайловки

12:39, 8 июня 2021, Культура

20210604 163930
IMG 20210602 WA0015
IMG 20210602 WA0013
IMG 20210606 WA0012
IMG 20210606 WA0007
IMG 20210606 WA0013
IMG 20210606 WA0014
IMG 20210606 WA0020
IMG 20210607 WA0000
IMG 20210606 WA0049

      Ежегодно 6 июня в России отмечается Пушкинский день. В библиотеках муниципального бюджетного учреждения культуры «Централизованная библиотечная система г.Михайловки» в этот день прошли мероприятия, приуроченные к 222-летию со дня рождения великого русского поэта. 

    В методическом центре по работе с библиотеками сельских территорий для ребят СШ №2  прошла праздничная программа «Мы в гости к Пушкину спешим», которую открыли демонстрацией мультфильмов по сказкам знаменитого поэта. На празднике юные читатели узнали о жизненном и творческом пути Александра Сергеевича Пушкина, познакомились с интересными фактами его биографии. Ребята весело  и дружно вспомнили сказки, участвуя в интерактивной игре, посетили «музей» сказочных предметов.  

      В библиотеке №4 прошел цикл мероприятий под названием «Гордись, Россия, ты миру Пушкина дала!». Наибольший интерес вызвали читательские акции: «С любовью к Пушкину» и «Читая Пушкина сегодня…». Читатели оставляли свои поздравления великому поэту, а также читали любимые строки из его произведений. Библиотечная акция «Книжные гадания по Пушкину»:  читатель задавал важный для него вопрос, а ответ искал по томику стихов Пушкина. Экспресс-опрос «Престижно ли сегодня цитировать стихи Пушкина?» показал, что творчество Александра Сергеевича в настоящее время также пользуется популярностью, так как  почти все участники ответили на вопрос утвердительно.

     Пушкинский день в Раздорской библиотеке начался со вступительной беседы  о творчестве поэта, а веселая викторина закрепила  их знания. Дружно и весело ребята вспоминали окончания фраз и сказок, продолжали предложенные отрывки, узнавали сказки по иллюстрациям. Подсказкой к правильным ответам на вопросы викторины служили книги с выставки «Венчанный музами поэт». Ребята с удовольствием посмотрели фильм-биографию «Детям о Пушкине» и  прочитали вслух пушкинские стихотворения. Многие строфы дети помнили наизусть и  они, в этот день, звучали особенно торжественно. В честь дня рождения поэта для детей было организовано чаепитие. 

      Праздник «Много сказок сочинил, в Лукоморье путь открыл» состоялся в Катасоновской библиотеке. Особая  атмосфера праздника  была создана благодаря  небольшой театрализации: няня поэта Арина Родионовна с вязанием, девочки в русских костюмах, портрет поэта, подсвечник с горящими свечами, чернильница с пером. Рассказ библиотекаря  о детских годах поэта для наглядности сопровождался показом электронной презентации. Дети читали стихотворения,   посвященные няне поэта, писали письма Александру Сергеевичу Пушкину, принимали   участие  в сказочной викторине. Затем, разделившись на две команды, дети зачитали строки любимого стихотворения  «У Лукоморья дуб зеленый» и тут на праздник явилась Баба Яга и  спрятала Кота ученого. Дети искали его, выполняя задания квеста. За спасение Кота ученого ребята были награждены сладостями. К мероприятию была оформлена развернутая книжная выставка «Бегут века, но Пушкин вечен».  

     Плотниковская библиотека совместно с СДК провели литературный конкурс «Ай да, Пушкин». Ребята познакомились  с биографией поэта, вспомнили сюжеты самых известных сказок поэта. Активное  участие дети приняли в конкурсах  «Угадай сказку», «Реставратор», «Вопросник» и других. Завершилось мероприятие громким чтением  пушкинских сказок: «Сказка о рыбаке и рыбке»,  «Сказка о мертвой царевне», «Сказка о попе и о работнике его Балде».

     В литературное путешествие «Мимо острова Буяна в царство славного Салтана»  отправились читатели  Отрадненской библиотеки. Ребята узнали о детстве Александра Сергеевича, о  влиянии на его творчество няни Арины Родионовны, читали отрывки из своих любимых сказок, участвовали в сказочной викторине.  Ильменская библиотека №7 совместно с клубом провела   конкурсную программу «Стихи и сказки поэта А.С.Пушкина».

     Для популяризации творчества А.С. Пушкина библиотекари использовали самые разнообразные формы работы. Етеревская библиотека для своих читателей провела познавательную программу «В тридевятом царстве, в Пушкинском государстве», а в Крутинской библиотеке прошел литературный турнир «Вас ждут приключения на острове Чтения», посвященные дню рождения поэта. Для большовских ребят  была организована конкурсно-игровая программа по сказкам Пушкина «Там на неведомых дорожках». В Сидорской библиотеке состоялся литературный час «Светлый гений России». 

      Хочется отметить, что на всех  мероприятиях, посвященных творчеству великого русского поэта А.С. Пушкину, дети отлично справлялись с заданиями, проявляли сообразительность и смекалку  и отлично продемонстрировали свою любовь к творчеству Пушкина.  Трудно найти в нашей стране человека, который бы не знал замечательные произведения А.С.Пушкина, его стихи  становятся нам все ближе и дороже. 

    В мероприятиях приняло участие более ста  семидесяти детей . В течении этой  недели в библиотеках  продолжится проведение  мероприятий, посвященных  великому русскому поэту Александру Сергеевичу Пушкину.

Спектакль «Интервью В». Театр ненормативной пластики (СПб), режиссёр — Роман Каганович. Фото: Игорь Ефименко

Вторая, зимняя часть XXVIII Пушкинского театрального фестиваля продлилась шесть дней, со вторника, 14-го, по воскресенье, 19 декабря, и вместила в себя шесть спектаклей (пять из которых были показаны зрителям дважды, включая одну премьеру), открытие выставки театрального плаката Ксении Люстиковой в галерее «ЦЕХ» и две театроведческие лекции. Это статистика, а что касается содержания, то его можно выразить формулой, которая прозвучала в последний день фестиваля на лекции «Пушкин в зрительном зале» преподавателя РУТИ-ГИТИСа, завлита московского театра «Человек» Александра Вислова, попытавшегося ответить на вопрос: почему Пушкин не пошёл на премьеру спектакля по собственной пьесе «Моцарт и Сальери»?

Концептуальный тезис лектора: «В те годы Пушкин провидел какой-то другой театр», – то есть в своей драматургии Пушкин был настолько новатор, что режиссёры лишь в начале XXI века начали догонять его дерзкие замыслы. То, что казалось современникам Пушкина несценичным, непонятным, невнятным, находит воплощение и развитие на русской сцене почти по крылатому выражению Гоголя: двести лет спустя.

Мысль лектора, разумеется, была посвящена прежде всего драматургическим опытам Пушкина, но если говорить о «другом театре» как об особом художественном феномене и отдельной творческой рефлексии, то именно афишу XXVIII Пушкинского театрального фестиваля можно считать своего рода яркой презентацией, пусть небольшой, но ёмкой панорамой поиска новых форм сценического представления от Петербурга до Севастополя через Псков и от Москвы до Лесосибирска. Все представленные публике спектакли, от «Барышни-крестьянки» Российского академического молодёжного театра, показанной в первый день, до завершивших фестиваль «Мёртвых душ. Тома 2» Лесосибирского театра «Поиск», так или иначе «пересочиняли» классические произведения (на нынешнем фестивале – за авторством Пушкина и Гоголя), вводили их в новый и актуальный контекст.

Сцена из спектакля «Барышня-крестьянка (вариации)». Российский академический молодёжный театр, режиссёр — Кирилл Вытоптов. Фото: Игорь Ефименко

Явление Акулизы

Спектакль «Барышня-крестьянка (вариации)», поставленный Кириллом Вытоптовым на сцене РАМТ, как считается, театра, успешно сочетающего уверенный академизм с вольными творческими поисками, сделан как своего рода попурри из песен, цитат и многообразных отсылок к популярной массовой культуре. Надетые и нанизанные на изящные одёжные плечики весёлого пушкинского маскарада, эти современные вставки и нашивки заставляют классику заиграть новыми красками и смыслами.

В ателье, где шьют подвенечное платье невесты, вполне себе современные парень и девушка разыгрывают лёгкий фарс на три роли – Алексея Берестова, Лизы Муромской и выдуманной крестьянской девушки Акулины. Режиссёр открывает эффект мерцания, если не зияния, между нашими современниками из XXI века, танцующими и целующимися под один из каверов Wicked game Криса Айзека, и пушкинскими героями, по воле Лизы устроившими игру в переодевание.

Поисковая система голосом робота постоянно напоминает нам, что мы находимся внутри какого-то глобального гаджета: «Вот что мне удалось найти по запросу…» – информирует нас мобильное приложение к развлекательному шоу.

Молодой человек, прикидывающийся персонажем Берестовым (или – кто знает? – персонаж, прикидывающийся реальным человеком), поёт то «Всё очень просто. Сказки – обман…» из репертуара «Машины времени», то «Товарищ Сталин, вы большой учёный, в языкознаньи знаете вы толк…» Высоцкого, то вдруг цитирует двустишие Павла Когана «Я с детства не любил овал, я с детства угол рисовал» и ещё десятка два фрагментов и обрывков, а актриса мечется между Акулиной и Лизой, в процессе игры обращаясь в нечто третье, в спецэффект живого раздвоения и явления новой героини – Акулизы.

«Барышня-крестьянка» Вытоптова и есть такая Акулиза – модель бесконечной вариации, текст-мутант, словно творение Франкенштейна, соединивший и адсорбировавший в себя сюжет Пушкина и целый ряд прихотливых режиссёрских ассоциаций, данных нам в ощущение как на уровне слов и реминисценций, так и на уровне сценической пластики: танцев, движений и жестов. Всё это похоже на импровизацию (тщательно продуманную и отрепетированную до мелочей, разумеется), всё легко и непринуждённо, только и делаешь, что развлекаешься и отдыхаешь. Акулиза Вытоптова – услада ума и сердца. Парадоксально, но в финале остаётся крепкое, как страстный поцелуй, впечатление, что, несмотря на все прозвучавшие темы и вариации, то, что мы увидели, – это и есть настоящий, стопроцентный Пушкин, «ай да сукин сын»!

Спектакль «Нос». Севастопольский ТЮЗ, режиссёр — Яна Тумина. Фото: Игорь Ефименко

Страшный сон Гоголя

Спектакль «Нос» Яны Туминой в сценической версии Севастопольского ТЮЗа – это развёрнутое на полтора часа прихотливое сновидение, подробная и виртуозная иллюстрация, а лучше сказать, инсталляция рассказа Гоголя, который, сколько ни читай, всё равно останется для тебя злой загадкой, сопряжённой с абсурдом и мистикой, а тут режиссёр, художники и актёры сделали, кажется, невозможное: перевели текст в визуальный объём, да настолько убедительный, что его теперь не забудешь вовек. Тут сразу вспоминается замечание Набокова, что «Нос» Гоголя – это анаграмма, перевёртыш, на самом деле означающий сон.

Так оно, конечно, и есть, но спектакль Яны Туминой ценен прежде всего изначальным назначением театра: раскрывать перед нами литературу, делать её зримой и наглядной, медленно её нам читать и показывать, выворачивать изнанку вроде бы знакомого сюжета. Ан нет, вдруг оказывается, что ты не знал и не понимал текста, а если и понимал, то как-то подспудно, лишь догадываясь о его смыслах. «Нос» Севастопольского ТЮЗа ещё раз демонстрирует гений Гоголя, его мастерство и волшебство: раскрывает в живых движущихся картинах, казалось бы, очевидный факт: Гоголь предвосхитил не только литературу абсурда, но и самые безумные находки сюрреализма. Режиссура Яны Туминой конгениальна тексту Гоголя.

Вместе с тем «Нос» Яны Туминой имеет какое-то щемящее человеческое измерение: это спектакль о потере, об утрате чего-то необычайно важного, напрямую и буквально экзистенциального, без чего жизнь маленького человека превращается в вечное страдание. Пропавший нос – это метафора потери смысла существования, его сути, того, без чего и жить больше нельзя. Майор Ковалев встаёт тут в один ряд с жуткими маленькими гоголевскими персонажами, ассоциироваться с которыми очень не хочется, но которыми, по сути, если честно признаться самим себе, все мы и являемся. Сей жуткий сон о потере носа каждый из нас когда-нибудь да переживал, и иногда длиться этот болезненный кошмар, увы, может годами.

Спектакль изысканно красив, сложен, многослоен и многоэтажен, уходит вбок и вглубь – буквально, на плоскости декораций или в пространстве сцены, и метафизически, апеллируя одновременно к зрению и подсознанию. Как же повезло детям и подросткам, которые пришли в вечер пятницы 17 декабря в Народный дом Пушкина и записывали сцены спектакля на свои смартфоны! Пусть они многого не поняли, но наверняка почувствовали, а главное, у них на всю жизнь сохранится верное впечатление о Гоголе, которого они, возможно, никогда больше не откроют, как о магическом художнике, умевшем запечатлеть таинственное течение света между явью и сном. Художественный театр Яны Туминой это тоже умеет делать.

Спектакль «Мёртвые души. Том 2». Театр «Поиск», г. Лесосибирск, режиссёр — Олег Липовецкий. Фото: Игорь Ефименко

«Мёртвые души». Сиквел

Ещё один спектакль, который псковский зритель наверняка бы никогда не увидел, если бы не Пушкинский фестиваль, – «Мёртвые души. Том 2» Олега Липовецкого, поставленный в Лесосибирском театре «Поиск». Это как бы сиквел, продолжение первых «Мёртвых душ», показанных в Пскове три года назад. Как мы знаем, Гоголь сжёг второй том своей поэмы, но благодаря фантазии Олега Липовецкого и его счастливой коллаборации с актёрами «Поиска» мы можем вдруг убедиться в верности сомнительной булгаковской истины: рукописи действительно не горят. «Том 2» – это такой развёрнутый и выморочный фантазм о том, куда, в какую Россию явился бы Чичиков, воскресни он во плоти через двести лет здесь, у нас, и сейчас. Пушкин вот пока не явился, а Чичиков – нате вам, пожалуйста!

Основной приём «Тома 2» – совмещение гоголевского текста и нашего российского бытия в изводе начала двадцатых годов века двадцать первого. «Поиск» – театр мгновенных актёрских перевоплощений и остроумной «игры в театр», постоянной рефлексии о нём, об эффектах (и аффектах) телесности на сцене, это реально то, что требует приставок типа «мета-мета» и «пост-пост». Олег Ермолаев, Максим Потапченко и Виктор Чариков с явным удовольствием, с почти садомазохистским сладострастием изображают все эти «свиные рыла», обрыдлые и отвратительные типажи вечного российского макабра. «Мёртвые души» – как раз подходящее название для этой инфернальной дискотеки.

 Спектакль «Серёжа очень тупой». Псковский театр драмы имени Пушкина, режиссёр — Дмитрий Месхиев. Фото: Игорь Ефименко

Классики и современники

Кроме Белинского и Гоголя, которых, как ни бейся, вот уже полтора столетия русские мужики и бабы не хотят нести с базара, а тащат преимущественно телесериалы, кто – отечественные, кто – импортные, Пушкинский фестиваль в этом году представил интересную современную драматургию: это два спектакля Псковского театра драмы – «Пленные духи» братьев Пресняковых в постановке Айрата Абушахманова и «Серёжа очень тупой» Дмитрия Месхиева по пьесе Дмитрия Данилова. Недостаток времени и места не даёт возможности поговорить об этих произведениях подробно, остаётся выразить надежду, что два этих названия обязательно украсят афиши театральных фестивалей в других городах России.

Первый спектакль, «Пленные духи», – символический, смешно и обаятельно обыгрывающий теорию символизма Андрея Белого, второй, «Серёжа очень тупой», – постмодернистский, и оба убеждают с какой-то, как выразился бы Набоков, «наглядностью, быть может, излишней», что символизм – это постмодернизм и, наоборот, постмодернизм – это на самом деле символизм. На этот счёт существуют серьёзные искусствоведческие исследования, печатавшиеся в журнале «Вопросы философии», но для меня в данном случае это не какая-то схоластика, жонглирование терминами, а как раз подтверждённая сценой художественная практика. Это в спектаклях особенно ценно – собственными глазами увидеть, что такое живой и актуальный постмодерн в русском репертуарном театре.

Спектакль «Пленные духи». Псковский театр драмы имени Пушкина, режиссёр — Айрат Абушахманов. Фото: Игорь Ефименко

Несколько особняком в программе фестиваля стоял моноспектакль «Интервью В.» Санкт-Петербургского независимого «Театра ненормативной пластики», сделанный по мемуарам легендарного русского актёра и певца Александра Вертинского. Первая откровенная сцена спектакля оказалась шокирующей для провинциального (и не только) зрителя. Актёр Сергей Азеев произносит свой монолог, письмо Вертинского к наркому иностранных дел СССР Молотову с просьбой вернуться на родину, стоя на столе, повернувшись к зрителям обнажённым тылом. Сцена длится долгих десять минут, и не всякий зритель к ней готов, и не всякий актёр её способен исполнить, тут необходимо особое эмоциональное напряжение, хотя метафора понятна и оправданна: вот он, артист, художник, абсолютно нагой и открытый, честный и уязвимый, как на Голгофе, голый нерв, чистая, беспримесная боль.

Он же ребёнок, рождённый в мир, чтобы дарить людям радость, ничего не имеющий, кроме своего тела и своего голоса. А потом актёр облачается, наносит на лицо грим и превращается в того Вертинского, которого мы знаем и одновременно не знаем, потому что талант – это единственная новость, которая всегда нова. Жизнь Вертинского, от юности до смерти, проходит перед глазами зрителя в череде пластических этюдов, смешных или горьких исповедей русского Пьеро, любимого народом, но так и не дождавшегося официального признания.

Александр Донецкий

Учреждения культуры Нижнего Новгорода ко дню рождения великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина и Дню русского языка, отмечаемым 6 июня, подготовили тематические мероприятия, которые пройдут в течение недели. Вот лишь некоторые из них:

3 июня в 10.00 – в сквере на ул. Прыгунова библиотека им.В.В. Бианки подготовила игровую программу по сказкам А.С. Пушкина «Там, на неведомых дорожках». Будут мастер-классы, урок, каллиграфии, викторина и встреча со сказочным героем – Ученым Котом.

3 июня в 11.00 – в сквере на ул. Мончегорской возле дома № 3 состоится развлекательная программа «Заморочки у волшебной бочки» по сказкам поэта. Из импровизированной бочки (золотой сундучок) дети будут доставать «заморочки» — задания, которые они должны выполнить, ответить на вопросы сказочной викторины, посоревноваться в беге и поиграть в другие веселые игры.

4 июня в 10.30, 6 июня в 11.00 и 7 июня в 10.30 МБУК «ТеатрВера» (Мещерский бульвар, 10В) покажет спектакль по сказке А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди» (посещение по билетам).

4 июня с 12.00 до 16.00 на открытой площадке перед библиотекой им. Е.А. Никонова (ул. маршала Казакова, 6), для детей состоится литературный праздник «Пушкин мой – моя отрада». В рамках программы прозвучат стихи А.С. Пушкина, пройдет викторина. Юных участников ожидает награждение сладкими призами.

4 июня в 14.00 в паблике библиотеки им. А.А. Блока будет создан краеведческий альбом «Пушкин: нижегородский след».

4 июня в 14.00 ко дню рождения А.С.Пушкина кинотеатр «Буревестник» проведет онлайн-тест на знание произведений великого русского поэта.

4 июня с 14.00 до 16.00 на ул. Рокоссовского пройдет Литературный праздник «Слово Пушкина живет в веках», посвященный классику русской литературы. В рамках праздника пройдут следующие мероприятия: спектакль по мотивам сказки А. С. Пушкина «Золотой петушок» (библиотека им. Ю.А. Гагарина), мастер-класс по мотивам сказки «Сказка о царе Салтане» (ЦРДБ им. И.А. Крылова), мастер-класс «Золотая рыбка» (аппликация), мастер-класс — поделка в технике оригами «Царевна-Лебедь» (ЦПДИ им. А. Т. Твардовского) и создание композиции на ватмане – «Пушкинский бал» (БСЧ им. И. В.Зуева), «Сказочная викторина» по сказкам Пушкина с подарками (ОМР ЦРБ им. Б. В.Панина).

5 июня с 9.00 ко дню рождения А.С. Пушкина Государственный литературно-мемориальный музей им. Н.А. Добролюбова опубликует в соцсетях и на официальном сайте мастер-класс Золотой петушок» (оригами) по сказке А.С. Пушкина и мультимедийную выставку «Пушкиниана коллекционера А.Н. Сергеева в фондах Музея Н.А. Добролюбова».

5 июня с 18.00 до 21.00 пройдет 23-й Пушкинский праздник, который проведет МКУК ЦБС Московского района ЦРБ им. А.С. Пушкина. Это будет онлайн формат. Вниманию участников будет предложена виртуальная выставка «Но жив поэт, бессмертен гений», обзор новой литературы о жизни и творчестве А.С. Пушкина; литературно-музыкальные композиции «Дорога к Пушкину» и «Пока в России Пушкин длится», а также мастер-классы «Фантазии из манного бисера» и «Книга в формате 3 D». Кроме того, будет представлена презентация пособия читателя Стефании Мариановны Пилярской «Пушкинская кулинария».

6 июня в 12.00 детская библиотека им. К.М. Станюковича покажет в своей группе День писателя «Мой Пушкин» презентацию о творчестве поэта и предложит поучаствовать в онлайн-квесте по мотивам сказок Александра Сергеевича.

6 июня в 12.00 библиотека им.Д.Н. Мамина-Сибиряка собирает желающих сразу для нескольких активностей: мастер-класс «Царевна-Лебедь», филворд «Герои Пушкинских творений» (литературная игра) и книжный челлендж «Пушкин в Нижегородском крае» (список книг, написанных в Болдинский период творчества).

6 июня в 12.00 камерный хор «Нижний Новгород» опубликует у себя в соцсетях видеоролик ко дню рождения поэта.

6 июня в 13.00 Центр семейного чтения приглашает читателей в онлайн- медиагалерею «Я лиру посвятил…». Любители поэзии примут участие в литературной интеллектуальной игре «Руслан и Людмила. Вспомни и разгадай», отправятся в путешествие «К нему не зарастёт народная тропа…» (обзор памятников А.С.Пушкину) и смастерят героиню одной из сказок Пушкина – Золотую рыбку.

6 июня в 13.00 сотрудники библиотеки им. З. А. Космодемьянской проведут виртуальное литературное путешествие по книге В. Воскобойникова «Жизнь замечательных детей»: «Когда Александр Пушкин был маленьким».

6 июня с 18.00 до 20.00 литературно-музыкальный калейдоскоп «Я в гости к Пушкину спешу…» представят в группе библиотеки им. В.В. Маяковского.

6 июня в течение всего дня в паблике библиотеки им. А.С. Макаренко будут проходить праздничные громкие чтения произведений А.С. Пушкина «Мой Пушкин».

6 июня Центральная районная библиотек им. Б. В. Панина проведет онлайн-акцию «Слово Пушкина живет в веках». В течение дня будут транслироваться ролики, снятые по произведениям А. С. Пушкина и рассказывающие о его творчестве.

  • Пушкинская сказка прямая наследница народной поэма руслан и людмила отрывок
  • Пушкинские чтения как пишется с большой буквы или с маленькой
  • Пушкинские традиции в поэзии лермонтова сочинение 10 класс
  • Пушкин три богатыря сказка
  • Пушкинская проза как пишется