Автор Андрей Измаилов На чтение 8 мин. Просмотров 4 Опубликовано
помогите написать анализ стихотворения м. цветаевой “о слёзы на глазах”
МэЙ Мыслитель (5079) 5 лет назад
Динамичное произведение М. Цветаевой которая внутренне протестует против революционного произвола, не согласна с приносимыми жертвами. Она подчеркивает свою боль глядя на происходящее вокруг и вместе с тем не хочет не в чем участвовать, отпускает от себя это
Ничья Мастер (1740) 5 лет назад
Прежде чем анализировать любое стихотворение, нужно знать, что поэт хотел этим подчеркнуть и что его подтолкнуло написать то или иное стихотворение! А значит надо знать биографию и творчество поэта и любой анализ это сравнение. )))
eugenio Знаток (296) 11 месяцев назад
Поэтические цитаты[править]
| Звон колокольный и яйца на блюде Радостью душу согрели. Что лучезарнее, скажите мне, люди, Пасхи в апреле?<…> — отрывок стихотворения «Пасха в апреле» из первого поэтического сборника «Вечерний альбом» (1910) |
| Мне нравится, что вы больны не мною, Мне нравится, что я больна не вами, Что никогда тяжелый шар земной Не уплывёт под нашими ногами. — 3 мая 1915 |
| Полюбил богатый ― бедную, Полюбил учёный ― глупую, Полюбил румяный ― бледную, Полюбил хороший ― вредную: Золотой ― полушку медную. |
— «Полюбил богатый – бедную…» |
| Смывает лучшие румяна Любовь. Попробуйте на вкус Как слёзы — солоны… — «Любви старинные туманы», 19 августа 1917 |
| — «Чехи подходили к немцам и плевали». № 8. 15 марта — 11 мая 1939. Реакция на Германскую оккупацию Чехословакии |
| Не штык — так клык, так сугроб, так шквал, — В Бессмертье что час — то поезд! Пришла и знала одно: вокзал. Раскладываться не стоит. |
— «Поезд жизни» |
| В одной невероятной скачке Вы прожили свой краткий век… И ваши кудри, ваши бачки Засыпал снег. |
— «Генералам двенадцатого года»[комм. 1] |
| Доблесть и девственность! — Сей союз Древен и дивен, как Смерть и Слава. Красною кровью своей клянусь И головою своей кудрявой… |
— «Доблесть и девственность» |
| Гора!— Любовь — ещё старей: Стара, как хвощ, стара, как змей, Старей ливонских янтарей, Всех привиденских кораблей Старей! — камней, старей — морей… Но боль, которая в груди, Старей любви, старей любви. |
— «Пора! для этого огня…», 1940 |
О ней[править]
| Я считаю, что Цветаева — это первый поэт XX века. Конечно, Цветаева. |
— Иосиф Бродский |
из записей о Брюсове «Герой труда»[править]
| Если не ошибаюсь, в тот же вечер я в первый (и единственный) раз увидела поэтессу Львову. Невысокого роста, в синем, скромном, чёрно-глазо-брово-головая, яркий румянец, очень курсистка, очень девушка. Встречный, к брюсовскому наклону, подъём. Совершенное видение мужчины и женщины: к запрокинутости гордости им — снисхождение гордости собой. С трудом сдерживаемая кругом осчастливленность.Он — охаживал.[7] |
— «Герой труда» (Записи о Валерии Брюсове), Часть Первая, 1925 |
| “Бальмонт. Брюсов. Царствовали, тогда, оба. В мирах иных, как видите, двоевластие, обратно миру нашему, возможно. Больше скажу, единственная примета принадлежности вещи к миру иному – её невозможность – нестерпимость – недопустимость – здесь. Бальмонто-брюсовское же двоевластие являет нам неслыханный и немыслимый в истории пример благого двоевластия не только не друзей – врагов. Как видите, учиться можно не только на стихах поэтов.” |
«Глаза» М.Цветаева
«Глаза» Марина Цветаева
Анализ стихотворения Цветаевой «Глаза»
Марина Цветаева родилась в интеллигентной московской семье и до самого совершеннолетия не задумывалась о том, что ее жизнь может быть другой, лишенной простых семейных радостей, домашнего тепла и уюта. Конечно, поэтесса догадывалась о том, что многие люди живут по-другому, но никогда всерьез не пыталась постичь ту часть человеческого бытия, которое связано с болью, ненавистью и страданиями.
Революция 1917 года разрушила хрупкий мир иллюзий Цветаевой. На фоне гражданской войны и голода в города хлынул поток крестьян, которые пытались спастись от нищеты и разрухи. Именно тогда Марина Цветаева обратила внимание на крестьянские глаза, способные передать всю гамму человеческих чувств. И эта многогранность настолько впечатлила поэтессу, что в 1918 году она написала стихотворение «Глаза», в котором попыталась рассказать о том, что смогла прочесть в «зеркалах души» русских крестьян, с которыми раньше ей практически не доводилось сталкиваться в ее сытой, благополучной и вполне обеспеченной жизни .
Глаза крестьян поэтесса именует солеными, привычными к степям и слезам. При этом Цветаева примеряет к себе роль обычной сельской девушки и с удивлением замечает, что могла бы стать крестьянкой и одним только взглядом своих веселых зеленых глаз рассчитываться за постой. «Была бы бабою простой – от солнца б застилась рукой», — отмечает поэтесса, подчеркивая при этом, что смогла бы смирить свою гордыню и опускать глаза, выражая тем самым покорность судьбе.
Наблюдая за крестьянами, Цветаева делает удивительное для себя открытие, что эти люди обладают поистине огромным терпением, в котором рождаются мудрость, рассудительность и душевное спокойствие. А также – особая скрытность, которая присуща представителям этого низшего сословия, и является ответной реакцией на все те унижения, которые им довелось пережить. «Что видели – не выдадут крестьянские глаза», — отмечает Цветаева, подразумевая, что лично ей, рожденной в достаточно либеральной семье, весьма сложно сдерживать свои мысли, чувства и эмоции. И именно этим поэтесса отличается от обычной сельской девушки, роль которой ей не трудно сыграть, но полностью перевоплотиться в крестьянку с ее образом мышления, покорностью и услужливостью вряд ли удастся. Так же, как и прожить свою жизнь с осознанием того, что ею управляют другие люди, и именно от их воли и желания зависит личное счастье и благополучие.
«Глаза», анализ стихотворения Цветаевой
Стихотворение «Глаза» было написано в 1918 году, когда первое потрясение Октябрьской революции ушло, люди убедились, что новый строй — надолго, и в общем-то не очень понимали, как в этой новой стране жить.
Это непонимание и растерянность не могли не задеть семью Цветаевых. Поэтесса жила в Москве, голодной и неуютной, её супруг воевал в рядах Белой армии, выживать с дочерью пришлось своими силами. Поэтому фантазийный мир ранних стихотворений Марины Цветаевой был вытеснен миром реальным, с его горечью и откровениями.
Тема произведения — крестьянские глаза и неизбывная печаль в них. Нет ни одного слова, прямо указывающего на тоску и горечь. Однако повторение «привычные к слезам» и не совсем подходящее к описанию глаз прилагательное «солёные» не оставляют сомнений: эти глаза видели больше горя, чем радости.
В первой и второй строфе Цветаева указывает на цвет — зелёные. Именно такие глаза были у самой Марины Ивановны, поэтому стихотворение отражает в немалой степени чувства автора. Нельзя сказать, что это — попытка примерить на себя простонародный образ (что было весьма популярно у творческой интеллигенции тех лет), скорее, читателю предлагается исследование натуры поэтессы.
«Была бы бабою простой». — дважды повторяет героиня, пытаясь понять, какой тогда стала бы её жизнь. И удальство, бесшабашность, свойственные самоощущению Цветаевой, прорываются и здесь: «всегда платили б за постой всё эти же глаза». И далее следует нарочитая скромность: «молчала бы, потупивши глаза». «спят под монашеским платком». Этот переход от веселья к тишине и смирению отражает и неспокойное настроение лирической героини, и такое же настроение среди тех самых крестьян, выражение чьих глаз она подсмотрела.
Само слово «глаза» повторяется в произведении девять раз на пять строф, всегда — в сильной позиции. Ударение в этом слове подчёркивает последний слог, окончание строки и каждой строфы. И после прочтения остаётся впечатление, что описываемые глаза принадлежат не только лирической героине, а целой нации, женщинам, крестьянкам. «Что видели — не выдадут крестьянские глаза!» — это утверждение заставляет задуматься о том, что же они видели. Страшное, горькое, мёртвое. В строках стихотворения — самоощущение целого народа, выраженное через одну его единицу.
Стихотворный размер в произведении не очень чёткий, плавающий. При разном интонировании может получиться четырёхстопный ямб или двустопный пеон, но если принимать во внимание обилие двухсложный слов, правильнее будет назвать ямб. Сокращённая последняя строка каждой строфы словно отчёркивает сказанное, придавая стиху энергичности. Этой же цели служат и многочисленные, столь любимые Цветаевой тире в середине предложений.
Художественно-выразительных средств в стихотворении немного, голос лирической героини звучит с нарочитой простотой. Это впечатление усиливается простонародными словами: «баба». «постой». «потупивши». «застилась». Вкрапления выглядят очень естественными, как будто автор на самом деле смогла найти внутри себя ту «народную жилку». которая есть в каждом русском человеке. И которая отзывается, стоит к ней лишь прикоснуться.
Открытый урок литературы в 11 классе.
Пушкинская тема в творчестве Марины Цветаевой и Анны Ахматовой.
Анна Ахматова
Пушкин
Кто знает, что такое слава!
Какой ценой купил онправо,
Возможность или благодать
Над всем так мудро и лукаво
Шутить, таинственно молчать
И ногу ножкой называть?..
7 марта 1943
Ташкент
Анна Ахматова и Александр Сергеевич Пушкин.
- Для сравнения мы послушаем и прочитаем два стихотворения Анны Ахматовой «Смуглый отрок бродил по аллеям»
Каким увидела юного поэта Анна Ахматова?
Перед нами образ поэта двояко представлен: мы видим Пушкина живым : «здесь лежала его треуголка» и одновременно он – великий, наш гений, наша гордость: «и столетие мы лелеем…».
Какие слова раскрывают отношение поэтессы к нему?
Давайте немного пофантазируем, нарисуем воображаемую встречу Ахматовой и Пушкина в Царскосельском парке. Каким вы представляете себе разговор двух поэтов?
2. Выразительное чтения стихотворения поэтессы, по-своему переосмыслившей пушкинские сюжеты, — «Царскосельская статуя». Сравним его со стихотворением Пушкина «Урну с водой уронив…».
Стихотворение Ахматовой помещено в сборнике « Белая стая» (1917). Пушкин свое написал в Болдинскую осень.
О чем эти стихотворения? Чертим три окружности — методика «Вижу. Слышу. Чувствую».
Вся лирика 1830 года — попытка прощания с прошлым и ощущения неотторжимости его. «Прощальной рукой» Пушкин пишет о дорогих для него людях и событиях. Каждая строка пушкинского стихотворения – звено сюжет.
Первая — о том, что предшествовала видимому: «Урну с водой уронив, об утес ее дева разбила». Мы не знаем, что было причиной неловкого жеста: беспечность или, напротив, завороженность чем-то, задумчивость. Лаконичность Пушкина не допускает здесь мотивировки события, драматизм которого подчеркнут столкновением хрупкости и твердости (урна — утес). Фонетическая близость глагола и существительного (Урну- уронив) будто подчеркивает роковую предопределенность происшествия. Ведь Пушкин мог выбрать другое название сосуда (ваза, кувшин и т.д.).
Вторая строка прямо называет чувство, которое владеет девой сейчас: «Дева печально сидит, праздный держа черепок». Эпитет праздный подчеркивает ненужность обломка, названного тепло черепок. И в жесте, проявленном словом держа, скользят растерянность, недоумение… (Тоже «прощальная рука».) Жест не комментируется, что дает читателю пространство для воображения.
В третьей строке происходит неожиданный, неоправданный обыденный логикой поворот сюжетов: «Чудо! не сякнет вода, изливаясь из урны разбитой». Чей это возглас? В позе девы нет этой радости «чудо». Восторженное удивление принадлежит не деве, а поэту. Неиссякаемый источник и неистребимое чувство для Пушкина- чудо. Чувства человека вечны, как стихи природы. И об этом приговоре будущего последняя строка: «Дева, под вечной струей вечно печальна сидит».
Уже кленовые листы
На пруд слетают лебединый,
И окровавлены кусты
Неспешно зреющей рябины,
И ослепительно стройна,
Поджав незябнущие ноги,
На камне северном она
Сидит и смотрит на дороги.
Я чувствовала смутный страх
Пред этой девушкой воспетой.
Играли на ее плечах
Лучи скудеющего света.
И как могла я ей простить
Восторг твоей хвалы влюбленной…
Смотри, ей весело грустить,
Такой нарядно обнаженной.
Анализ стихотворения Ахматовой.
Стихотворение Ахматовой написано в 1916 году, через сто лет после того, как Пушкин смотрел на царскосельскую статую в садах Лицея. Посвящено стихотворение Николаю Владимировичу Недоброво, который возводил свою родословную к Пушкину и в общении с которым имя Пушкина воскресало постоянно. Впрочем, оно было неотступно для Ахматовой с детства и юности. Но постепенно «еле слышимый шелест шагов» превращается для Ахматовой в неотступный голос постоянного спутника, и она напряженно разгадывает тайну Пушкина и сверяет с ним жизнь и стих.
Пушкин был спасением, небом, бездонным миром. Муза Ахматовой бродит по тем же тропам «таинственных долин» царскосельских парков, где «весной, при кликах лебединых» «являться муза стала» Пушкину. Но не весна, а осень или зима наполняет поэтические пейзажи Ахматовой. Пушкинский мир надежды и гармонии сменился трагическим светом Ахматовой.
В одну из прогулок с Недоброво у Ахматовой родилось стихотворение «Царскоселькая статуя».
Пленительная грация слетающих на пруд кленовых листьев очень печальна. Слетаются на лебединый пруд не лебеди – листы. Осень – рана, хоть мужественно сдерживается страдание. Статуя, как и у Пушкина кажется чудом. Эта «девушка воспетая» «ослепительно стройна», хотя все склоняется, слетает. Замирание жизни для нее не конец, ей открыты пути. В ней — воскресение духа самого Пушкина. «И с каждой осенью я расцветаю вновь… » Поэт любит «пышное природы увядание», как жизнь не умолкающую и на пороге смерти. И замирание природы рождает в человеке обратное движение: «Желания кипят — я снова счастлив, молод». «Гаснет краткий день», но «пробуждается поэзия». Человек преодолевает природу и творит свой мир: «Я забываю мир – и в сладкой тишине // Я сладко усыплен моим воображеньем». Это не слияние с природой, а противопоставление ей. Этим даром Пушкина наделена в стихотворения Ахматовой «девушка, воспетая» поэтом.
У Пушкина «Осень»: «Унылая пора! Очей очарование»; «красою тихою, блистающий смиренно», и т.д. У Ахматовой «лучи скудеющего света» играют на плечах статуи. Почти не совместимы эпитет и действие. Как и в следующей строфе: «…ей весело грустить // Такой нарядно обнаженной».
Если у Пушкина разноречивость жизни рождает одушевление, то у Ахматовой «смутный страх».
Я чувствовала смутный страх
Перед этой девушкой воспетой.
Играли на ее плечах
Лучи скудеющего света
И как могла я ей простить
Восторг твоей хвалы влюбленной…
Смотри, ей весело грустить
Такой нарядно обнаженной.
Сам Пушкин подарил бессмертие этой красавице:
Урну с водой уронив, об утес ее дева разбила.
Дева печально сидит, праздный держа черепок.
Чудо! Не сякнет вода, изливаясь из урны разбитой;
Дева, над вечной струей, вечно печальна сидит.
Ахматова с женской пристрастностью вглядывается в знаменитое изваяние, пленившее когда-то поэта, и пытается доказать, что вечная грусть красавицы с обнаженными плечами давно прошла. Вот уже около столетия она втайне радуется своей завидной и безмерно счастливой женской судьбе, дарованной ей пушкинским словом и именем… Можно сказать, что Анна Ахматова пытается оспорить и сам пушкинский стих. Ведь ее собственное стихотворение озаглавлено так же, как и у Пушкина, — «Царскосельская статуя»
Это небольшое ахматовское стихотворение критики относят к одному из лучших в поэтической пушкиниане. Потому что Ахматова обратилась к нему так, как только она одна и могла обратиться, — как влюбленная женщина. Надо сказать, что эту любовь она пронесла через всю свою жизнь.
Теперь рассмотрим, что общего у Ахматовой с Пушкиным. Чертим две пересекающиеся окружности (Диаграмма Венна.)
II. читаем стихотворение Цветаевой. Каков ее Пушкин?
Когда Марина Цветаева писала об А. С. Пушкине, она твёрдой рукой стирала с него «хрестоматийный глянец». По-настоящему, в полный голос, Марина Цветаева сказала о своем А. С. Пушкине в замечательном стихотворном цикле, который был опубликован в эмигрантском парижском журнале «Современные записки» в юбилейном «пушкинском» 1937 году. Стихи, составившие этот цикл, были написаны в 1931 году, но в связи с юбилеем, как видно, дописывались — об этом свидетельствуют строчки:
К Пушкинскому юбилею
Тоже речь произнесём…
Нельзя не учитывать особых обстоятельств, при которых были написаны «Стихи к Пушкину» — атмосферы юбилея, устроенного А. С. Пушкину белой эмиграцией. Именно белоэмигрантская литература с большим рвением стремилась к тому, чтобы превратить А. С. Пушкина в икону, трактовала его как «идеального поэта» в духе понятий, против которых так яростно восстала в своих стихах Марина Цветаева: А. С. Пушкин — монумент, мавзолей, гувернёр, лексикон, мера, грань, золотая середина.
Цикл Цветаевой «Стихи к А. С. Пушкину» наполнен явными и скрытыми реминисценциями из самых различных литературных произведений — и из текстов XIX века, и из текстов современников Цветаевой.
Отношение Марины Цветаевой к Пушкину совершенно особое — абсолютно свободное. Отношение к собрату по перу, единомышленнику. Ей ведомы и понятны все тайны пушкинского ремесла — каждая его скобка, каждая описка; она знает цену каждой его остроты, каждого произнесённого или записанного слова.
Самым важным и дорогим Цветаева считала пушкинскую безмерность («безмерность моих слов — только слабая тень безмерности моих чувств»). (4)
В лирике А.С.Пушкина Марина Цветаева находит отражение своих мыслей о бунтарской личности, о свободе творчества. Пушкинские традиции отразились ярче всего в юношеской лирике М.Цветаевой.
Пушкин — вечный спутник русской литературы. На протяжении почти двух столетий он был советчиком, другом, современником для многих русских поэтов от Тютчева до Вознесенского. И для Марины Цветаевой Пушкин был первой и неизменной поэтической любовью. Она говорила о Пушкине и в стихах, и в прозе.
Цветаева любила живого, а не «хрестоматийного» Пушкина. В своих ранних полудетских стихах «Встреча с Пушкиным» она говорит о своем романтическом родстве с поэтом — веселым «курчавым магом», который вполне мог бы быть спутником ее счастливых коктебельских лет. Она отстаивает «своего» Пушкина, свое право на понимание поэта. Цветаева ревниво охраняет его — даже от его реальной, сложной и противоречивой судьбы. В 1916 году появляется стихотворение «Счастье или грусть…», где Натали Гончарова, холодная красавица, небрежно теребит в прелестных ручках сердце гения и не слышит «стиха литого».
Но по-настоящему, в полный голос, Цветаева сказала о поэте в замечательном стихотворном цикле «Стихи к Пушкину», опубликованном в юбилейном 1937 году. Они разрушают саму атмосферу и обстановку юбилея, попытки превратить образ гения в икону. Ее Пушкин — бешеный бунтарь, выходящий из мер и границ:
Уши лопнули от вопля:
«Перед Пушкиным во фрунт!»
А куда девали пекло
Губ, куда девали — бунт
Пушкинский? уст окаянство?
Пушкин — в меру пушкинъянца?
(«Бич жандармов, Бог студентов…»)
Критики часто упрекали Цветаеву в излишней усложненности стиха, ставя в пример классическую, в том числе и пушкинскую, поэзию. Но она считала, что великий новатор Пушкин — ее союзник в деле обновления поэтического языка:
Пушкиным — не бейте!
Ибо бью вас — им!
(«Станок»)
Сравните ахматовского и цветаевского Пушкина: круги.
Что общего? В чем различие в отношении к Пушкину той и другой?
В конце урока: синквейн «Мой Пушкин»
- Ключевое слово
- 2 – 2 прилагат.
- 3- 3 глагола
- 4 – короткое предложение, в котором отражено авторское отношение
- 5 – резюме: существительное.
№
Наименование разделов и темы урока
Кол-во часов
Дата
Литература как искусство слова и её роль в духовной жизни человека.
1
Из древнерусской литературы (3ч)
Литература Древней Руси. «Слово о полку Игореве» — величайший памятник древнерусской литературы.
1
Художественные особенности «Слова…»: самобытность содержания, специфика жанра, образов, языка.
1
Проблема авторства «Слова…». Подготовка к домашнему сочинению по «Слову….».
1
Из литературы XVIII века (10 ч)
Литература XVIII века (общий обзор). Классицизм в русском и мировом искусстве
1
М.В. Ломоносов. Слово о поэте. «Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния». Особенности содержания и формы.
1
Ода как жанр лирической поэзии. «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величия государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года».
1
Новая эра русской поэзии. Творчество Г.Р. Державина. Обличие несправедливости в стихотворении «Властителям и судиям».
1
Тема поэта и поэзии. Творчество Г.Р. Державина. «Памятник». Оценка в стихотворении собственного поэтического творчества.
1
Подвиг А.Н. Радищева. «Путешествие из Петербурга в Москву» (главы). Изображение российской действительности.
1
Особенности повествования в «Путешествии….» Жанр путешествия и его содержательное наполнение.
1
Понятие о сентиментализме. Н.М. Карамзин — писатель и историк. «Бедная Лиза». Внимание писателя к внутренней жизни человека.
1
«Бедная Лиза» как произведение сентиментализма. Новые черты русской литературы. Стихотворение «Осень».
1
Развитие речи. Сочинение «Литература XVIII века в восприятии современного читателя»
1
Из русской литературы XIX века (54 ч.)
Золотой век русской литературы. От классицизма и сентиментализма к романтизму и реализму.
1
Романтическая лирика начала века. «Литературный Колумб Руси». Очерк жизни и творчества В.А. Жуковского.
1
Художественный мир В.А. Жуковского. Элегии «Море» и «Невыразимое».
1
Особенности жанра баллады. Нравственный мир героини баллады В.А. Жуковского «Светлана». Язык баллады. Фольклорные мотивы.
1
«Человек необыкновенный» (А.С. Пушкин). Жизнь, судьба, творчество А.С. Грибоедова.
1
А.С. Грибоедов. Комедия «Горе от ума»: возникновение замысла, история создания, особенности композиции, жанровое своеобразие.
1
Комедия «Горе от ума». Знакомство с героями. Чтение и анализ первого действия.
1
Второе действие комедии «Горе от ума». Обучение анализу монолога. Фамусовская Москва.
1
Третье действие комедии «Горе от ума». Анализ сцены бала. Чацкий в системе образов.
1
Четвёртое действие комедии «Горе от ума». Смысл названия комедии. Проблема жанра. Новаторство и традиции в комедии.
1
Разговорная основа и афористичность стихотворной пьесы А.С. Грибоедова «Горе от ума»
1
Развитие речи. И.А. Гончаров «Мильон терзаний». Обучение конспектированию.
1
Развитие речи. Сочинению по комедии «Горе от ума»
1
А.С. Пушкин: жизнь и судьба. Дружба и друзья в лирике А.С. Пушкина.
1
Свободолюбивая лирика А.С. Пушкина («К Чаадаеву», «К морю», «Бесы», «Анчар», «Два чувства дивно близки нам…»
1
Адресаты любовной лирики А.С. Пушкина(«Я вас любил; любовь еще, быть может,…», «На холмах Грузии лежит ночная мгла…»
1
«Цыганы» как романтическая поэма. Герои поэмы. Противоречия двух миров: цивилизованного и естественного.
1
«Евгений Онегин». История создания романа. Композиция. Сюжет. Жанр романа в стихах. Система образов романа.
1
Трагические итоги жизненного пути. Типическое и индивидуальное в образах Онегина и Ленского.
1
Татьяна Ларина — нравственный идеал Пушкина. Татьяна и Ольга.
1
Анализ двух писем. Эволюция взаимоотношений Татьяны и Онегина.
1
Автор как идейно — композиционный и лирический центр романа.
1
Пушкинская эпоха в романе. «Евгений Онегин» как энциклопедия русской жизни. Реализм романа.
1
Пушкинский роман в зеркале критики: В.Г. Белинский, А.А. Григорьев.
1
Развитие речи. Подготовка сочинению по роману А.С.Пушкина»Евгений Онегин»
1
Урок внеклассного чтения. «Моцарт и Сальери». Проблема «гения и злодейства». Два типа мировосприятия персонажей.
1
Урок внеклассного чтения. Поэзия пушкинской эпохи. Творчество Батюшкова и Баратынского.
1
М.Ю. Лермонтов. Личность, судьба, эпоха. Мотивы вольности и одиночества в лирике ( «Парус»,»И скучно и грустно»)
1
Образ поэта — пророка. («Пророк»,»Поэт»,»Нет я не Байрон, я другой…», «Смерть поэта»)
1
Адресаты любовной лирики М.Ю. Лермонтова («Нет, не тебя я пылко так люблю…», «Расстались мы , но твой портрет…», «Нищий»)
1
Эпоха безвременья в лирике М.Ю. Лермонтова. Анализ стихотворений «Дума», «Родина», «Предсказание»
1
«Герой нашего времени». Композиция. Обзор содержания.
1
Печорин как представитель «портрета поколения». Загадки образа Печорина.
1
Печорин в системе мужских образов романа. Дружба в жизни Печорина.
1
«Журнал Печорина» как средство самораскрытия его характера.
1
Печорин в системе женских образов романа. Любовь в жизни Печорина.
1
Споры о романтизме и реализме романа «Герой нашего времени»
1
Развитие речи. Сочинение по творчеству М.Ю.Лермонтова
1
Урок внеклассного чтения. Дж.Г. Байрон: личность, судьба, творчество.
1
Н.В. Гоголь. Страницы жизни и творчества. Проблематика и поэтика первых сборников Н.В. Гоголя.
1
Н.В. Гоголь. Поэма «Мертвые души»: замысел, история создания, особенности жанра и композиции, смысл названия.
1
Н.В. Гоголь. «Мертвые души». Система образов поэмы: образы помещиков (Манилов, Коробочка)
1
Н.В. Гоголь. «Мертвые души». Образы помещиков (Ноздрёв, Собакевич, Плюшкин)
1
Н.В. Гоголь. «Мертвые души». Образы чиновников губернского города NN
1
Н.В. Гоголь. «Мертвые души». Чичиков как новый герой эпохи и как антигерой
1
Н.В. Гоголь. «Мертвые души» — поэма о величии России и народа. Пафос и роль лирических отступлений.
1
Развитие речи. Контрольное сочинение по поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души»
1
«Человек есть тайна….» Ф.М. Достоевский: страницы жизни и творчества. Повесть «Белые ночи».
1
Ф.М. Достоевский. Повесть «Белые ночи». Тип «петербургского мечтателя» в повести, черты его внутреннего мира
1
Ф.М. Достоевский. Роль истории Настеньки в повести «Белые ночи». Развитие понятия о повести.
1
А.П. Чехов: судьба, личность, творчество. Рассказ «Смерть чиновника»: образ «маленького человека».
1
А.П. Чехов. Рассказ «Тоска»: тема одиночества человека в мире. Развитие представлений о жанровых особенностях рассказа
1
Развитие речи. Контрольное сочинение — ответ на проблемный вопрос: «В чём особенности изображения внутреннего мира героя русской литературы XIX века?»
1
Урок внеклассного чтения. Лирика Н.А. Некрасова, Ф.И. Тютчева, А.А. Фета. Эмоциональное богатство русской поэзии
1
Из русской литературы XX века (25 ч.)
Русская литература XX века: многообразие жанров и направлений (обзор). И.А. Бунин «Темные аллеи»: проблематика и образы.
1
Философия любви в новеллах И.А. Бунина. Мастерство И.А. Бунина в новелле «Лёгкое дыхание».
1
М.А. Булгаков: судьба, личность, творчество. История создания, композиция, судьба повести «Собачье сердце»
1
М.А. Булгаков. Повесть «Собачье сердце» как социально — философская сатира на современное общество.
1
М.А. Шолохов: судьба, личность, творчество. Смысл названия рассказа «Судьба человека».
1
М.А. Шолохов. Рассказ «Судьба человека». Судьба человека и судьба Родины. Композиция, особенности авторского повествования. Образ главного героя.
1
А.И. Солженицын: судьба, личность, творчество. Рассказ «Матрёнин двор», его автобиографичность. История создания и публикации.
1
А.И. Солженицын. «Матрёнин двор» как рассказ — притча. Нравственная и социальная проблематика. Образ героини и её мира. Нравственный облик Матрёны — праведницы, её духовная стойкость.
1
Контрольный тест по изученным произведениям второй половины XIX, XX вв.
1
Избранные страницы творческого наследия поэтов «серебряного века» русской поэзии.
1
А.А. Блок: судьба, личность, творчество. Избранные страницы творческого наследия поэта («Ветер принёс издалёка…», «О, весна без конца и без краю…», «О, я хочу безумно жить…»)
1
С.А. Есенин: судьба, личность, творчество. Тема Родины в лирике поэта ( «Не жалею, не зову, не плачу…», «Край ты мой заброшенный…», «Гой ты, Русь моя родная…», «Нивы сжаты, рощи голы…»)
1
С.А. Есенин. «Всю душу выплесну в слова…». Размышления о жизни, любви, природе, предназначении человека в лирике поэта («Вот уже вечер…», «Разбуди меня завтра рано…», «Отговорила роща золотая…»)
1
В.В. Маяковский: судьба, личность, творчество. Новаторство поэзии Маяковского.
1
В.В. Маяковский. Художественный мир, характер ранней лирики. Своеобразие стиха, ритма, интонации(«Послушайте!», «А вы могли бы?», «Люблю» (отрывок))
1
М.И. Цветаева: судьба, личность, творчество. Особенности поэтики Цветаевой(«Идёшь на меня похожий…», «Бабушке», «Мне нравится, что вы больны не мной…», «Откуда такая нежность?»)
1
М.И. Цветаева. Традиции и новаторство в творческих поисках поэта. «Стихи Блоку». Образ Родины в лирическом цикле «Стихи о Москве»
1
Н.А. Заболоцкий: судьба, личность, творчество. Философский характер лирики поэта («Я не ищу гармонии в природе..», «Где — то в поле возле Магадана», «Можжевеловый куст», «О красоте человеческих лиц», «Завещание»)
1
О.Э. Мандельштам: судьба, личность, творчество. Особенности поэтики.
1
Трагические интонации в любовной лирике А.А. Ахматовой («Сжала руки под тёмной вуалью…», «Песня последней встречи», «Столько просьб у любимой всегда»). Стихотворения о поэте и поэзии («Поэт», «Пушкин», «Муза»)
1
Б.Л. Пастернак: судьба, личность, творчество. Вечность и современность в стихах о природе и о любви («Красавица моя, вся стать…», «Перемена», «Весна в лесу», «Во всем мне хочется дойти…», «Быть знаменитым некрасиво…»)
1
А.Т. Твардовский: судьба, личность, творчество. Раздумья о Родине и о природе в лирике поэта («Урожай», «Весенние строчки»)
1
А.Т. Твардовский. Осмысление темы войны. Проблемы и интонации стихотворений о войне («Я убит подо Ржевом»)
1
Урок внеклассного чтения. Романсы на стихотворения русских поэтов XIX — XX вв. Авторская песня. Песенное творчество Б.Ш. Окуджавы, В.С. Высоцкого
1
Зачётная работа по теме «Русская лирика XX века» (по изученным произведениям)
1
Из зарубежной литературы (9 ч.)
Квинт Гораций Флакк: слово о поэте. Мысль о поэтических заслугах в оде «К Мельпомене» («Я воздвиг памятник…»)
1
Культура эпохи античности и её роль в развитии мировой культуры. Античная лирика. Чувства и разум в любовной лирике Катулла («Нет, ни одна средь женщин…»)
1
Данте Алигъери: жизнь, творчество. «Божественная комедия»: множество смыслов поэмы и её универсально — философский характер.
1
Гуманизм эпохи Возрождения. У. Шекспир «Гамлет». Одиночество Гамлета и его конфликт с реальным миром «расшатавшегося века»
1
У. Шекспир «Гамлет». Философский характер трагедии. Гамлет как вечный образ мировой литературы.
1
Эпоха Просвещения. И.В. Гёте. «Фауст» как философская трагедия.
1
И.В. Гёте «Фауст». Идейный смысл трагедии. Фауст как вечный образ мировой литературы.
1
Урок внеклассного чтения. Золотая пора детства в произведении М. Парр «Вафельное сердце».
1
Выявление уровня литературного развития учащихся. Рекомендации для летнего чтения.
1
Инфоурок
›
Литература
›Презентации›Презентация по литературе на тему «Анализ стихотворения А.А. Ахматовой «Смуглый отрок бродил по аллеям…»
Описание презентации по отдельным слайдам:
-
1 слайд
Описание слайда:
Анна Ахматова
«Смуглый отрок бродил по аллеям…»Выполнено учителем словесности МБОУ СОШ № 1 с Новосысоевка Яковлевского района Приморского края
Мозговой Ларисой Григорьевной
[из цикла «В Царском Селе»]
Анализ стихотворения -
2 слайд
Описание слайда:
Цель
работы:
Дать возможность детям понять,
как «сделано» произведение
Анны Ахматовой «Смуглый отрок бродил по аллеям…»; провести анализ стихотворения. -
3 слайд
Описание слайда:
Смуглый отрок бродил по аллеям,
-
4 слайд
Описание слайда:
У озерных грустил берегов,
-
5 слайд
Описание слайда:
И столетие мы лелеем
Еле слышный шелест шагов. -
6 слайд
Описание слайда:
Иглы сосен мягко и колко
Устилают низкие пни… -
7 слайд
Описание слайда:
Здесь лежала его треуголка
И растрепанный том Парни. -
8 слайд
Описание слайда:
Э. Парни – французский поэт, лирик, один из зачинателей «легкой поэзии».
Лелеять – нежить, заботливо ухаживать за чем-либо.Смуглый отрок бродил по аллеям,
У озерных грустил берегов,
И столетие мы лелеем
Еле слышный шелест шагов.
Иглы сосен густо и колко
Устилают низкие пни…
Здесь лежала его треуголка
И растрепанный том Парни.
Бродить – ходить, отыскивая что-то, или без цели.
Треуголка – форменная шляпа треугольного фасона, сужающаяся кверху и расширяющаяся с боков.
Смуглый – имеющий темноватый цвет кожи.
Отрок – мальчик-подросток 12-16 лет.
Том – отдельная книга какого-нибудь сочинения, издания. -
9 слайд
Описание слайда:
Смуглый отрок бродил по аллеям,
У озерных грустил берегов,
И столетие мы лелеем
Еле слышный шелест шагов.
Смуглый отрок бродил по аллеям,
У озерных грустил берегов,
И столетие мы лелеем
Еле слышный шелест шагов.
а л л е я м [а л`э j` ь м]
л е л е е м [л`иэ л `э j`ь м]совпадение (наложение) звуков
Смуглый отрок бродил по аллеям,
У озерных грустил берегов
~Анапест – трехсложный размер с ударением на третий слог.
~ Троекратное повторение стопы – трехстопный анапест.
~Рифма – звуковой повтор в заключительных слогах строк.
~Рифма вида АВАВ – перекрестная. -
10 слайд
Описание слайда:
Смуглый отрок бродил по аллеям,
У озерных грустил берегов,
И столетие мы лелеем
Еле слышный шелест шагов.
Еле слышный шелест шагов.
~Звуковой повтор – ощутимо повышенная концентрация одинаковых или похожих звуков.
~Аллитерация – прием усиления изобразительности текста путем повторения согласных звуков. -
11 слайд
Описание слайда:
Смуглый отрок бродил по аллеям,
У озерных грустил берегов,
И столетие мы лелеем
Еле слышный шелест шагов.Иглы сосен мягко и колко
Устилают низкие пни…
Здесь лежала его треуголка
И растрепанный том Парни.Смуглый отрок бродил по аллеям,
У озёрных грустил берегов,
И столетие мы лелеем
Еле слышный шелест шагов.Иглы сосен мягко и колко
Устилают низкие пни…
Здесь лежала его треуголка
И растрепанный том Парни.
~Ассонанс – повтор гласного в стихотворении.
~Звуковой повтор – ощутимо повышенная концентрация одинаковых или похожих звуков.
~Аллитерация – прием усиления изобразительности текста путем повторения согласных звуков.
10 ударных звуков [о] -
12 слайд
Описание слайда:
Отрок бродил, грустил, и мы лелеем.
Иглы устилают… Лежала треуголка и том.
Смуглый отрок бродил по аллеям,
У озерных грустил берегов,
И столетие мы лелеем
Еле слышный шелест шагов.Иглы сосен мягко и колко
Устилают низкие пни…
Здесь лежала его треуголка
И растрепанный том Парни.
Прошедшее
Прошедшее
Настоящее
Настоящее
прош.
наст.
наст.
прош.
прош.
прош.
прош.
прош.
наст.
наст. -
13 слайд
Описание слайда:
Заключение
«Чтение есть соучастие в творчестве», — говорила Марина Цветаева.
Сегодня мы «поучаствовали» в творчестве поэта, и стихотворение стало нам понятнее, ближе, а в чувствах Анны Ахматовой мы вдруг увидели свое отношение к великому Пушкину. -
14 слайд
Описание слайда:
Спасибо за внимание к презентации!
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с
сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Пожаловаться на материал
Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
-
Все материалы
-
Статьи
-
Научные работы
-
Видеоуроки
-
Презентации
-
Конспекты
-
Тесты
-
Рабочие программы
-
Другие методич. материалы
Краткое описание документа:
Презентация представляет собой поэтапный анализ стихотворения, посвященного А.С. Пушкину. Рассмотрен лексический, фонетический, синтаксический уровень поэтического текста доступными для учащихся средних классов способами. Введены литературоведческие термины с пояснением. Материал может быть использован на уроке обучения анализу поэтического текста.
Проверен экспертом
Общая информация
Учебник:
«Литература (в 2 частях)», Полухина В.П., Коровина В.Я., Журавлёв В.П. и др. / Под ред. Коровиной В.Я.
Тема:
А. С. Пушкин
Похожие материалы
-
Текст к презентации «Анализ поэтического текста»
-
«Своя игра» по теме «Поэты Серебряного века
-
Тест по повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка»
-
Тест по поэме А.Т.Твардовского «Василий Теркин»
-
Исследовательский проект «Финансы в беллетристике»
-
Исследовательский проект «Финансы в беллетристике»
-
ЭТАПЫ РАБОТЫ НАД ИТОГОВЫМ СОЧИНЕНИЕМ 2021-2022.
-
Игра «Литературный алфавит» (7 класс)
-
Не нашли то что искали?
Воспользуйтесь поиском по нашей базе из
5446150 материалов.
Вам будут интересны эти курсы:
-
Курс повышения квалификации «Методические аспекты при изучении литературы «серебряного века» в современной школе»
-
Курс повышения квалификации «История русской литературы конца 20 — начала 21 вв. и особенности ее преподавания в новой школе»
-
Курс профессиональной переподготовки «Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации»
-
Курс повышения квалификации «Методические аспекты при изучении русской литературы последней трети XIX века в современной школе»
-
Курс повышения квалификации «Экономика и право: налоги и налогообложение»
-
Курс профессиональной переподготовки «Организация деятельности экономиста-аналитика производственно-хозяйственной деятельности организации»
-
Курс повышения квалификации «Финансы: управление структурой капитала»
-
Курс повышения квалификации «Основы менеджмента в туризме»
-
Курс профессиональной переподготовки «Русский язык как иностранный: теория и методика преподавания в образовательной организации»
-
Курс повышения квалификации «Использование элементов театрализации на уроках литературного чтения в начальной школе»
-
Курс профессиональной переподготовки «Организация деятельности секретаря руководителя со знанием английского языка»
-
Курс профессиональной переподготовки «Деятельность по хранению музейных предметов и музейных коллекций в музеях всех видов»
-
Курс профессиональной переподготовки «Управление информационной средой на основе инноваций»
-
Курс профессиональной переподготовки «Организация маркетинговой деятельности»
-
Курс профессиональной переподготовки «Информационная поддержка бизнес-процессов в организации»
Автор Андрей Измаилов На чтение 9 мин. Просмотров 1 Опубликовано
Послушайте стихотворение Ахматовой Сопоставительный и цветаевой
Урок по теме: “Анна Ахматова и Марина Цветаева. Гармоничность и безмерность.”
Урок по теме. « Анна Ахматова и Марина Цветаева. Гармоничность и безмерность»
1.Образовательная. сопоставляя поэтические системы поэтов получить представление о гармоничности одной и безмерности другой;
2. Развивающая: формировать навыки самостоятельного анализа поэтических текстов, развивать речь, мышление; 3. Воспитывающая: воспитывать любовь к поэзии, нравственные чувства, учить глубокому уважению к истории и культуре своей страны.
Методические приемы. выразительное чтение. беседа по вопросам, комментарии учителя, сообщение учащихся.
I. Слово учителя
-На протяжении всей истории литературы поэтами – мужчинами создавались всевозможные образы дамы сердца -от абсолютного ангела до исчадия ада.
В такой поэзии она – объект и адресат чувств.
новое, свое, отношение к слову,
свое видение мира.
Но обе считали, что воздействовать на мир необходимо путем проживания жизни через творчество, т.е. живешь – творишь -воздействуешь. Обе своим творчеством олицетворяют два истока русского национального поэтического феномена, воплощением которых стали Петербург и Москва.
« Как люблю, как любила глядеть «Москва! Какой огромный. »
я. »А. Ахматова М. Цветаева
« Как люблю, как любила глядеть я. »А. Ахматова
Здесь три героя:
Я – лирическая героиня, соотнесенная с Ахматовой.
Город олицетворен, по – мужски строг ,сдержан.
Лирической героине присущи воля и мужество.
«Москва! Какой огромный. » М. Цветаева
Здесь тоже три героя.
мы – « Мы все к тебе придем. »
я – «Я в грудь тебя целую. »
Вывод: Ахматова – голос петербургской поэзии. Для нее Петербург – источник и залог духовной силы и мужества. Он соединяет классическую красоту и могущество. Но красота города- красота, запечатленного мгновения, которое может внезапно исчезнуть. Поэт видит жизнь как высшую ценность, предъявляет ей нравственный счет- чистый час.
Москва Цветаевой- приют и пристанище для всех бездомных на Руси. Цветаева любит город. Она – голос московского люда, воплощение стихийных сил его жизни, часть национальной жизни, неотъемлемая его часть.
Мир любви волнует обоих поэтов.
Я научила женщин говорить,
Правда, потом добавляет:
Но, Боже, как их замолчать заставить?
строфа – главное «научилась»
« Я не любви твоей прошу. »
Здесь видим мир женской души, страстной, нежной и гордой. Следует сказать,что лирическая героиня – это своеобразная маска, представляющаяопределенную грань женской души, судьбы ; Ахматова сумела воплотить встихах все ипостаси русской женщины (сестры, женщины, матери, любимой илюбящей).Лирическая героиня – всегда героиня любви несбывшейся. Двустопный ямб.«Эта встреча никем не воспета»
Сравнение: «лето – словно новая жизнь. ».
Здесь переживания переданы точно и тонко, это тоже история отношений,
Анализ стихотворений Цветаевой «Приметы» Что такое любовь?
Лирическая героиня – она равна личности Цветаевой – говорит:
Любовь – «боль», «жила» всего тела, «срыв верных струн», «ржавь, живая соль»
Повторы – рефрены. « Я любовь узнаю по. »
«Мне нравится. » 1915 год
(будущему мужу сестры Анастасии Цветаевой)
Трагедия между душевно и духовно близкими, которые расходятся.
Цветаевой нужен роман душ, а не роман тел.
Души, души! – быть вам сестрами,
Не любовницами – вам!
Здесь ирония, гармоничащая с сарказмом.
Свойственнее и съедобнее – снедь?
Приестся – не пеняй.
Экспрессивность речи.Лирическая героиня-«плавучий остров по небу», государыня», неистова, даже гиперболична. Ей дороги земные чувства, сильна боль ушедшей любви.
Как живется, милый? Тяжче ли?
Так же ли, как мне с другим?
Любовь – разрыв. Особый ритм, нет мерности.
Лирическая героиня неистова, даже гиперболична.
Отношение к России
«Не с теми я. » недвусмысленно заявляет Ахматова в стихотворении 1922г.Для Ахматовой – дар, несмотря на драматизм и даже трагизм бытия, жизнь -ценность, такое понимание жизни связано с большим нравственным счетом,который предъявляла она к себе и к личности вообще, в трагедии личнойсудьбы поэта отразилась трагедия России.
В стихотворении 4 строфы или катрена.
Речь идет об уехавших и оставшихся. Но уехавшие – разные люди и отношение к ним разное.
строфа «. в оценке поздней/ оправдан будет каждый час»
«Тоска по Родине. » 1934г.
(Морока – просторечие, нечто путаное, в чем трудно разобраться.)
Родимого пятна не сыщет!
Интонация срывается на крик
Многоточие дает понять, что героиня навеки связана с родиной, если куст рябины вызывает трепет сердца, изболевшегося в вынужденной бездомности.
Дома: Любимые страницы лирики.
Кормилов С.И. Поэтическое творчество Анны Ахматовой. В помощь преподавателям, старшеклассникам и абитуриентам. – 2-е издание. – М.:Изд-во МГУ, 2012.
Павловский А.И. Анна Ахматова: Жизнь и творчество: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 2007.
Ахматова А. Стихотворения. М. 2008.
Цветаева М. Стихотворения. М. 2009.
Кутузов А.Г. Романичева Е.С. Киселев А.К.В мире литературы. М. Дрофа, 2008.
Альбеткова Р.И. Учимся читать лирическое произведение: Книга для учащихся 7 – 11 классов. – М. Дрофа, 2009.
Сравнительный анализ стихотворений М.И.Цветаевой “Стихи растут. ” и А.А.Ахматовой “Мне ни к чему одические рати. “
4353 человека просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.
Анна Ахматова и Марина Цветаева – две женщины, два поэта.
Автор: Чиркова Марина Владимировна
Цели:образовательные. познакомить учащихся с жизнью и творчеством двух великих женщин – поэтов Серебряного века; дать возможность учащимся ощутить трагичность времени, в котором жили А.Ахматова и М.Цветаева, прикоснуться к их нелегким судьбам, понять особенности их внутреннего и поэтического мира; провести сопоставительный анализ стихов А.Ахматовой и
развивающие: развивать творческое мышление, умение анализировать поэтический текст, сопоставлять и сравнивать факты, события, явления; формировать художественно-эстетический вкус, активизировать фантазию и воображение, умение работать в группах.
воспитательные: воспитывать внимание и интерес к художественной литературе, к поэзии, к богатейшим возможностям поэтического языка.
Оборудование: компьютер, проектор, дидактический материал, презентация.
Методы:1. Интерактивный – метод критического мышления, синквейн, диаграмма Венна, прием «Реклама», схема «Вижу, слышу, чувствую», работа в группах. 2. Схемы, демонстрационный, словесный, исследовательский, эвристический, моделирование.
Серебряный век, акмеизм, метафора, эпитет, хорей, амфибрахий, рифма, рифмовка, поэт.
Предлагаю Вам прорекламировать Серебряный век, создайте рекламу веку русской поэзии. Придумайте слоган.
4. Сопоставительный обзор жизни и творчества двух величайших поэтов Серебряного века:Анны Ахматовой и Марины Цветаевой.
Из записи в метрической книге Преображенского собора г. Одессы
30-го апреля 1890 года выдало сие свидетельство в том, что в шнуровой метрической книге Кафедрального Преображенного собора портового города Одессы, Херсонской епархии за 1889 год, в первой части о родившихся, под №87 женского пола записан следующий акт: Июня 11 родилась, а Декабря 17 крещена Анна; родители ее – капитан 2-го ранга Андрей Антониев Горенко и законная жена его Инна Эразмова, оба православные.
26 сентября 1892 года в Москве на свет появилась девочка, получившая имя Марина. Марина Цветаева родилась в очень интеллигентной семье. Ее отец – Цветаев Иван Владимирович, профессор Московского университета, известный филолог и искусствовед. Мать – Мария Мейн, талантливая пианистка.
Уже в шестилетнем возрасте Марина Цветаева начала писать стихи, и притом не только по-русски, но и по-французски, по-немецки. А когда ей исполнилось восемнадцать лет, выпустила свой первый сборник «Вечерний альбом» (1910), включавший в основном все то, что писалось еще на ученической скамье. Сборник был замечен.
Первый сборник Ахматовой Вечер появился в 1912 и был сразу же замечен критикой.
В 1912 году в январе Цветаева вышла замуж за литератора Сергея Эфрона. Своего мужа она встретила случайно, отдыхая у моря. Марина всегда считала, что полюбит человека, который подарит ей понравившийся камень. Ее будущий муж, не подозревая об этом, подарил Цветаевой в первый же день их знакомства сердолик, который нашел на пляже.
В апреле 1910 г. Аня Ахматова становится женой Н. С. Гумилёва. У него – автора трёх книг стихов- уже было в поэзии довольно известное имя. Когда выяснилось, что стихи пишет его юная жена, то всерьёз к этому поэт отнесся не сразу. Однако очень скоро стало ясно – и Гумилёву в том числе, – что в русской поэзии зазвучал новый, талантливый голос.
Только на склоне лет Ахматова была окружена вниманием. Она получила высокую премию в Италии и степень доктора Оксфордского университета.
Марина Цветаева так и не дождалась признания властей. Ей не было места в эмиграции, не быломеста на Родине, во всей современности вообще. Жизнь давила на Цветаеву постоянно, хоть и с разной силой. Осенью 1940 года она записывала: «Никто не видит – не понимает, что я год уже ищу глазами крюк. Я год примеряю смерть».
Анна Ахматова в одном из своих стихотворений назвала любовь “необыкновенным пятым временем года”. Любовь у Анны Ахматовой – это и любовь-счастье, и любовь-страдание, и пытка, и любовь-жалость.
Любовь в творчестве Цветаевой многолика. Лики разные, но исход один: горечь и разлука. Любовь у Цветаевой изначально обречена на разлуку. Радость обречена на боль, счастье – на страдание.
6. Схема «Вижу, слышу, чувствую».
Ученики в группах заполняют схему: вижу, слышу, чувствую после того, как прослушают стихотворения: 1 и 2 группы – «Кто создан из камня, кто создан из глины…» Марины Цветаевой, 3 и 4 – «Двадцать первое. Ночь. Понедельник…» Анны Ахматовой.
7. Работа в группах (мозговой штурм)
1 группа – образные средства и настроение стихотворения «Кто создан из камня, кто создан из глины…» Марины Цветаевой.
2 группа– стихотворный размер, рифма и рифмовка стихотворения «Кто создан из камня, кто создан из глины…» Марины Цветаевой.
3 группа – образные средства и настроение стихотворения «Двадцать первое. Ночь. Понедельник…» Анны Ахматовой.
4 группа – стихотворный размер, рифма и рифмовка стихотворения «Двадцать первое. Ночь. Понедельник…» Анны Ахматовой.
Учащиеся в группах пишут свои ассоциации на слово поэзия .
Учащиеся в 1 и 3 группах выделяют общность и различия Ахматовой и Цветаевой.Анна Ахматова Марина Цветаева
Учащиеся 2 группы пишут синквейн на тему Марина Цветаева.
Учащиеся 4 группы пишут синквейн на тему Анна Ахматова.
Единственная встреча междуАнной АхматовойиМариной Цветаевойсостоялась 7 -8 июня 1941 года в Москве. «Волнение было написано на лицах обеих. Они встретились без пошлых процедур «знакомства». Не было сказано ни «очень приятно», ни «так вот Вы какая». Просто пожали друг другу руки… КогдаЦветаевауходила,Анна Андреевнаперекрестила её». Цветаева посвятилаАхматовой11 стихотворений в сборнике «Версты».АхматовапосвятилаЦветаевойодно единственное стихотворение, которое Марина уже не застала.
«Юность почти всегда отдает предпочтениеЦветаевой,но с годами, со зрелостью, взоры все чаще и увереннее обращаются кАхматовой.Наше же счастье состоит в том, что у нас, все-таки, есть и та, и другая».