Пушкин выстрел аргумент к сочинению

А. с. пушкин. повесть выстрел. цели урока: познакомиться с повестью а. с. пушкина выстрел. задачи: обучающие: 1. продолжить изучение творчества

А.
С. Пушкин. Повесть «Выстрел».

Цели
урока:
познакомиться
с повестью А. С. Пушкина «Выстрел».

Задачи:

Обучающие:

1.
Продолжить изучение творчества А.С. Пушкина;

2.
Расширить представление обучающихся о понятии дуэли, как явлении 19 века;

3.
Обучать анализу художественного произведения.

Развивающие:

1.
Развивать умение анализировать художественный текст и строить монологические
аргументированные высказывания по теме;

2.
Развивать творческие способности обучающихся;

3.
Развивать навыки работы с тестовыми заданиями.

Воспитательные:

1.
Способствовать формированию нравственных качеств;

2.
Способствовать эстетическому воспитанию на примере произведений разных родов
искусства;

3.
Формировать положительное отношение к знаниям.

Тип
урока
:
изучение нового материала.

Основной
метод обучения
: метод эвристической беседы.

А. С.
Пушкин. Вопросы к повести «Выстрел»

№ 1. От чьего имени
ведется повествование?

— Повествование ведется
от лица полковника И. Л. П. (см. примечания к «Повестям Белкина»). Он служил в
части, где жил Сильвио, а потом жил в деревне, расположенной недалеко от
поместья графа, участника дуэли с Сильвио.

№ 2. Для чего
вводится образ рассказчика?

 — Образ рассказчика
вводится для того, чтобы со стороны показать произошедшее между Сильвио и
графом.

— Рассказчик служит
связующим звеном в композиционном построении повести, так как если бы он не
знал Сильвио, граф бы не рассказал ему о том, как Сильвио отомстил ему.

№ 3. Назовите главных
действующих лиц повести.

— Главные действующие
лица повести — Сильвио, граф и рассказчик.

№ 4. Кто такой
Сильвио? Как к нему относились в полку?

— «Один только человек
принадлежал нашему обществу, не будучи военным. Ему было около тридцати пяти
лет, и мы за то почитали его стариком». По сравнению с молодыми офицерами
Сильвио был более опытным. Усиливали впечатление на окружающих «его
обыкновенная угрюмость, крутой нрав и злой язык».

— Уже само имя Сильвио
было таинственно: он был русским, а почему-то носил иностранное имя.

— Когда-то Сильвио
служил в гусарах.

— Поселился в бедном
местечке, где жил он вместе и бедно и расточительно: ходил вечно пешком, в
изношенном черном сертуке, а держал открытый стол для всех офицеров нашего
полка.

— Никто не знал ни его
состояния, ни его доходов.

— Любил читать книги.

— Отлично умел стрелять
из пистолета.

— В полку все его
уважали, и в целом Сильвио имел сильное влияние на молодых офицеров.

№ 5. Почему Сильвио теряет
свой авторитет в полку?

— Сильвио теряет свой
авторитет в полку после того, как не вызвал на дуэль своего обидчика – молодого
офицера.

№ 6. Почему Сильвио
отказался от дуэли?

— Сильвио отказался от
дуэли с офицером, потому что он не имел права подвергать свою жизнь опасности,
так как не отомстил своему врагу — графу.

№ 7. Какие отношения
сложились между Сильвио и графом?

— Сильвио возненавидел графа
за удачливость и легкое отношение к жизни. Он писал ему дерзкие эпиграммы, а
однажды на вечере сказал какую-то гадость, граф дал ему пощечину, и в ту же
ночь они поехали драться.

№ 8. Почему Сильвио
так и не выстрелил в графа?

— Сильвио так и не
выстрелил в графа, потому что того не пугала смерть: он спокойно ел черешню.
Сильвио отложил дуэль, оставив за собой право выстрела.

№ 9. Когда и при
каких обстоятельствах Сильвио решил удовлетворить свою месть?

 — Однажды поверенный Сильвио
сообщил ему, что граф женится, и Сильвио сразу же уехал из полка. Граф с женой
приехал на лето в деревню. Сильвио приехал туда и потребовал, чтобы граф
удовлетворил его право на выстрел. Тот согласился. Только жена спасла его от
смерти: на Сильвио подействовал ее испуг и видимый страх смерти самого графа.
Морально он остался удовлетворенным, и это его успокоило.

№ 10. Охарактеризуйте
композицию повести. Сколько смысловых частей в ней можно выделить?

Композиция — это последовательное построение, расположение и взаимосвязь частей,
образов, эпизодов художественного произведения.

Композиция повести: 2
главы, 4 смысловые части.

Первая глава: 1) повествование рассказчика о Сильвио, 2) рассказ Сильвио о своей
дуэли с графом.

Вторая глава: 3) повествование рассказчика о графе, 4) рассказ графа о своей второй
дуэли с Сильвио.

№ 11. Как соотносятся
эпиграфы с сюжетом повести?

Эпиграф – это короткий текст или цитата перед текстом, выражающий основную
идею, настроение всего сочинения.

«Стрелялись
мы». (Баратынский).

«Я
поклялся застрелить его по праву дуэли (за ним остался еще мой выстрел)». (Вечер
на бивуаке).

Эпиграфы относятся к
разным частям текста: первый  — к первой главе, второй — ко второй.

№ 12. Какова судьба
Сильвио?

— Судьба Сильвио:
«Сказывают, что Сильвио, во время возмущения Александра Ипсиланти,
предводительствовал отрядом этеристов и был убит в сражении под Скулянами».

А. С. Пушкин. Вопросы к повести «Выстрел»


1.
От чьего имени ведется повествование? № 2.
Для чего вводится образ рассказчика? № 3. Назовите главных действующих
лиц повести. № 4. Кто такой Сильвио? Как к нему относились в полку?
5.
Почему Сильвио теряет свой авторитет в полку? № 6. Почему Сильвио
отказался от дуэли? № 7. Какие отношения сложились между Сильвио и
графом?
№ 8. Почему Сильвио так и не выстрелил в графа?
9.
Когда и при каких обстоятельствах Сильвио решил удовлетворить свою
месть? № 10. Охарактеризуйте композицию повести. Сколько смысловых
частей в ней можно выделить? № 11. Как соотносятся эпиграфы с сюжетом
повести? № 12. Какова судьба Сильвио?

———————————————————————————————————————————————————————————————————————————

А. С. Пушкин. Вопросы к повести «Выстрел»


1.
От чьего имени ведется повествование? № 2.
Для чего вводится образ рассказчика? № 3. Назовите главных действующих
лиц повести. № 4. Кто такой Сильвио? Как к нему относились в полку?
5.
Почему Сильвио теряет свой авторитет в полку? № 6. Почему Сильвио
отказался от дуэли? № 7. Какие отношения сложились между Сильвио и
графом?
№ 8. Почему Сильвио так и не выстрелил в графа?
9.
Когда и при каких обстоятельствах Сильвио решил удовлетворить свою
месть? № 10. Охарактеризуйте композицию повести. Сколько смысловых
частей в ней можно выделить? № 11. Как соотносятся эпиграфы с сюжетом
повести? № 12. Какова судьба Сильвио?

———————————————————————————————————————————————————————————————————————————

А. С. Пушкин. Вопросы к повести «Выстрел»


1.
От чьего имени ведется повествование? № 2.
Для чего вводится образ рассказчика? № 3. Назовите главных действующих
лиц повести. № 4. Кто такой Сильвио? Как к нему относились в полку?
5.
Почему Сильвио теряет свой авторитет в полку? № 6. Почему Сильвио
отказался от дуэли? № 7. Какие отношения сложились между Сильвио и
графом?
№ 8. Почему Сильвио так и не выстрелил в графа?
9.
Когда и при каких обстоятельствах Сильвио решил удовлетворить свою
месть? № 10. Охарактеризуйте композицию повести. Сколько смысловых
частей в ней можно выделить? № 11. Как соотносятся эпиграфы с сюжетом
повести? № 12. Какова судьба Сильвио?

———————————————————————————————————————————————————————————————————————————

А. С. Пушкин. Вопросы к повести «Выстрел»


1.
От чьего имени ведется повествование? № 2.
Для чего вводится образ рассказчика? № 3. Назовите главных действующих
лиц повести. № 4. Кто такой Сильвио? Как к нему относились в полку?
5.
Почему Сильвио теряет свой авторитет в полку? № 6. Почему Сильвио
отказался от дуэли? № 7. Какие отношения сложились между Сильвио и
графом?
№ 8. Почему Сильвио так и не выстрелил в графа?
9.
Когда и при каких обстоятельствах Сильвио решил удовлетворить свою
месть? № 10. Охарактеризуйте композицию повести. Сколько смысловых
частей в ней можно выделить? № 11. Как соотносятся эпиграфы с сюжетом
повести? № 12. Какова судьба Сильвио?

———————————————————————————————————————————————————————————————————————————

А. С. Пушкин. Вопросы к повести «Выстрел»


1.
От чьего имени ведется повествование? № 2.
Для чего вводится образ рассказчика? № 3. Назовите главных действующих
лиц повести. № 4. Кто такой Сильвио? Как к нему относились в полку?
5.
Почему Сильвио теряет свой авторитет в полку? № 6. Почему Сильвио
отказался от дуэли? № 7. Какие отношения сложились между Сильвио и
графом?
№ 8. Почему Сильвио так и не выстрелил в графа?
9.
Когда и при каких обстоятельствах Сильвио решил удовлетворить свою
месть? № 10. Охарактеризуйте композицию повести. Сколько смысловых
частей в ней можно выделить? № 11. Как соотносятся эпиграфы с сюжетом
повести? № 12. Какова судьба Сильвио?

———————————————————————————————————————————————————————————————————————————

А. С. Пушкин. Вопросы к повести «Выстрел»


1.
От чьего имени ведется повествование? № 2.
Для чего вводится образ рассказчика? № 3. Назовите главных действующих
лиц повести. № 4. Кто такой Сильвио? Как к нему относились в полку?
5.
Почему Сильвио теряет свой авторитет в полку? № 6. Почему Сильвио
отказался от дуэли? № 7. Какие отношения сложились между Сильвио и
графом?
№ 8. Почему Сильвио так и не выстрелил в графа?
9.
Когда и при каких обстоятельствах Сильвио решил удовлетворить свою
месть? № 10. Охарактеризуйте композицию повести. Сколько смысловых
частей в ней можно выделить? № 11. Как соотносятся эпиграфы с сюжетом
повести? № 12. Какова судьба Сильвио?

———————————————————————————————————————————————————————————————————————————

А. С. Пушкин. Вопросы к повести «Выстрел»


1.
От чьего имени ведется повествование? № 2.
Для чего вводится образ рассказчика? № 3. Назовите главных действующих
лиц повести. № 4. Кто такой Сильвио? Как к нему относились в полку?
5.
Почему Сильвио теряет свой авторитет в полку? № 6. Почему Сильвио
отказался от дуэли? № 7. Какие отношения сложились между Сильвио и
графом?
№ 8. Почему Сильвио так и не выстрелил в графа?
9.
Когда и при каких обстоятельствах Сильвио решил удовлетворить свою
месть? № 10. Охарактеризуйте композицию повести. Сколько смысловых
частей в ней можно выделить? № 11. Как соотносятся эпиграфы с сюжетом
повести? № 12. Какова судьба Сильвио?

———————————————————————————————————————————————————————————————————————————

На чтение 23 мин. Просмотров 55 Опубликовано

Автор: · 12.01.2019

Каждый из нас сталкивается с необходимостью нравственного выбора ежедневно: уступить ли место в автобусе, предложить ли помощь нуждающемуся, помочь ли родителям по дому? Даже эти обыденные ситуации заставляют нас задаваться вопросом: как правильно поступить? Чтобы ответить на него, необходимо понять, что же такое нравственный выбор. В этом Вам поможет Многомудрый Литрекон, который нашел литературные примеры для сочинения-рассуждения 15.3 на ОГЭ по русскому языку.

  1. Евгений Онегин, герой одноименного произведения А. С. Пушкина, был вызван на дуэль. Его приятель, который бросил вызов, обиделся из-за того, что тот флиртовал с его невестой. Один лишь Евгений понимал, что его общение с Ольгой – неудачная шутка, и в поединке нет никакого смысла. Однако молодой дворянин струсил и не пошел мириться, чтобы не уронить свой статус в обществе. Судьба поставила его перед выбором, но он поступил безнравственно, убив друга только из-за того, что побоялся ропота окружения.
  2. В пьесе Д. И. Фонвизина «Недоросль» героиня являет собой образец нравственности. Она усердно учится и вежливо ко всем обращается, хотя ее окружают невежественные и глупые люди. Даже когда нашелся ее дядя и объявил, что нашел жениха для племянницы, она покорно приняла его волю, хоть и была уже влюблена в Милона. Поведение и моральные качества Софьи говорят о том, что она делает правильный выбор каждый день, и это выбор в пользу нравственности.
  3. В произведении Н. В. Гоголя «Тарас Бульба» Андрий оказался перед выбором между любовью и родиной. Он воспылал страстью к прекрасной полячке, но его народ воевал в «ляхами». Герой не смог побороть свои чувства и предал родину. Его решение было безнравственным, ведь он изменил не только отечеству, но и всей своей семье.
  4. В романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин» главная героиня вынуждена была выбирать между долгом и чувствами. Она все еще любила Евгения, но уже была замужем за генералом. Женщина с благодарностью и уважением относилась к супругу и не хотела рушить семью, поэтому сделала по-настоящему нравственный выбор – осталась верной женой.
  5. В романе А. С. Пушкина «Дубровский» главная героиня полюбила врага своего отца, но была вынуждена выйти замуж по расчету за богатого старика Верейского. Возлюбленный хотел похитить ее, но опоздал: Марья обвенчалась со своим женихом и ехала из церкви. Владимир остановил карету и захватил ее, но героиня отказалась последовать за ним, ведь она уже была чужой женой и свято чтила закон религии. Она сделала выбор в пользу нравственного долга, и ее принципиальность достойна уважения.
  6. В повести Н. М. Карамзина «Бедная Лиза» герой оказался на распутье между браком по обещанию и женитьбой по расчету. Эраст соблазнил крестьянку, но дал слово, что женится на ней. Однако в армии он влез в долги и был вынужден поправить свое материальное состояние за счет выгодной партии. Богатая вдова стала его единственным спасением от бедности. Но обманутая им Лиза не смогла смириться с утратой и свела счеты с жизнью. Герой жалел об этом все оставшиеся годы, ведь его выбор в пользу денег был безнравственным и аморальным.
  7. Вкниге В. Быкова «Сотников» герой мужественно терпит издевательства нацистов, истязающих его, только бы не подставить других партизан. Он берет всю вину на себя, пытаясь спасти Рыбака и Демчиху. Сотников мог бы спасти себя, став полицаем и рассказав о том, что ему известно о местоположении других ополченцев, но он этого не сделал и пал жертвой войны. Его выбор можно назвать высоконравственным, ведь он ценой своей жизни спас товарищей и внес вклад в победу.
  8. В прозаическом стихотворении И. С. Тургенева «Два богача» автор рассказывает о крестьянской семье, где супруги решали, принять ли в дом сироту. В ответ на сетования женщины о бедности мужчина сказал, что согласен есть несоленую похлебку, лишь бы не бросать ребенка в беде. Выбор этого героя можно назвать нравственным, ведь он согласен отдать последнее, что у него есть, лишь бы вырастить Катьку.
  9. В книге В. Быкова «Обелиск» учитель оказывается перед выбором: сохранить свою жизнь или же сдаться немцам, чтобы попытаться спасти попавших под арест учеников. Партизаны уговаривали его остаться и не ходить, ведь ребят все равно бы не отпустили, но Алесь Мороз пошел на смерть ради попавших в беду школьников. Только благодаря ему одному из пленников представилась возможность бежать. Выбор героя – показатель высочайшей нравственности, ведь он пожертвовал собой ради спасения детей.
  10. В повести И. С. Тургенева «Ася» герой узнал, что у него есть незаконнорожденная сестра. Перед смертью его отец просил позаботиться о ней. Гагин поступил честно и порядочно: дал девушке образование, всячески опекал ее и не жалел денег на ее содержание. Выбор героя говорит о наличии у него строгих нравственных принципов, которым полностью соответствует его отношение к сестре.

Тезисы

  • Ситуации нравственного выбора показывают истинные качества человека
  • Смелый, сильный духом человек в сложной жизненной ситуации скорее выберет смерть, а не позорную жизнь
  • Нравственный выбор часто настолько сложен, что может привести к ужасным последствиям
  • Только трус может перейти на сторону того, кого считал врагом, ради лучшей жизни
  • Ситуации нравственного выбора не всегда связаны с угрозой жизни человека
  • По поведению человека в ситуациях нравственного выбора мы можем судить о его внутренних качествах
  • Настоящую личность, преданную своим моральным принципам, не остановят любые жизненные обстоятельства

Аргументы

А.С. Пушкин «Капитанская дочка». Не один раз Петр Гринев оказывался в сложных жизненных ситуациях, когда нужно было делать выбор, от которого зависела его дальнейшая жизнь. При захвате Белогорской крепости у героя было два пути: признать в Пугачеве государя или быть казненным. Несмотря на страх, Петр Гринев отказался присягнуть самозванцу, не смея предать родную страну. Это не единственная ситуация нравственного выбора, в которой герой принял верное решение и доказал, что он является человеком чести. Уже под следствием он не стал упоминать о том, что он был связан с Пугачевым из-за Маши Мироновой, потому что не хотел для своей любимой неприятностей. Если бы Петр Гринев рассказал о ней, девушку наверняка бы привлекли к следствию. Он не хотел этого, хотя такие сведения могли оправдать его. Ситуации нравственного выбора показали истинные внутренние качества Петра Гринева: читателю понятно, что это человек чести, преданный Родине и верный своему слову.

А.С. Пушкин «Евгений Онегин». Судьба Татьяны Лариной трагична. Влюбленная в Евгения Онегина, она никого не видела своим женихом. Татьяне приходится выйти замуж за князя N., хорошего человека, которого она, однако, не любит. Евгений отверг ее, не восприняв всерьез признание девушки в любви. Позже Онегин видит ее на одном из светских вечеров. Татьяна Ларина меняется: она становится величавой княгиней. Евгений Онегин пишет ей письма, признается в любви, надеясь, что она уйдет от мужа. Для Татьяны это ситуация нравственного выбора. Она поступает правильно: сохраняет свою честь и верность мужу. Хотя Татьяна до сих пор влюблена в Онегина, она просит оставить ее в покое

М. Шолохов «Судьба человека». Испытания, через которые прошли люди в военное время, показали силу воли и характер каждого. Андрей Соколов показал себя как человек чести, верный воинскому долгу солдат. Попав в плен, он не боялся выражать своих мыслей о непосильном труде, к которому принуждали пленных. Когда из-за чьего-то доноса он был вызван к Мюллеру, герой отказался пить за победу немецкого оружия. Он был готов терпеть голод, отказаться от желания выпить перед смертью, но сохранить свою честь и показать истинные качества русского солдата. Нравственный выбор Андрея Соколова позволяет считать его настоящим человеком с огромной силой, любящим свою страну.

Л.Н. Толстой «Война и мир». Ситуация нравственного выбора, в которой оказалась Наташа Ростова, не связана с угрозой ее жизни. Когда все уезжали из осажденной французами Москвы, семья Ростовых увозила свои вещи. Перед героиней встал выбор: увезти вещи или отдать подводы для перевозки раненых. Наташа Ростова выбрала не вещи, а помощь людям. Ситуация нравственного выбора показала, что для героини не так важно материальное благополучие, как помощь тем, кто оказался в беде. Можно сказать, что Наташа Ростова — человек с высокими моральными ценностями.

М. Булгаков «Мастер и Маргарита». Каждый осуществляет нравственный выбор, исходя из своих жизненных принципов, целей, установок и желаний. Самым дорогим в жизни человеком для Маргариты был ее Мастер. Чтобы увидеть любимого, она без сомнения согласилась на сделку с дьяволом. В ситуации нравственного выбора она предпочла то, что для нее дороже всего, несмотря на весь ужас способа достижения своей цели. Маргарита была готова на все, даже на столь бесчестный поступок, потому что встреча с Мастером была для нее жизненно важной.

Н.В. Гоголь «Тарас Бульба». Иногда только возможность выбора своего жизненного пути открывает подлинные человеческие качества. Перешедший на сторону врага из-за любви к полячке Андрий, младший сын Тараса Бульбы, в ситуации нравственного выбора показал истинные черты своего характера. Он предал отца, брата и свою Родину, показав уязвимость перед силой любви. Настоящий воин не стал бы считаться с любым врагом, но Андрий оказался не таким. Обстоятельства сломали его, показали неспособность юноши быть верным воинскому долгу, преданным родной земле.

В. Санин «Семьдесят градусов ниже нуля». Синицын не подготовил Гаврилову зимнее топливо, что поставило под угрозу жизнь Гаврилова в условиях сильнейших морозов. У Синицына был выбор: сначала он хотел сделать все, чтобы обеспечить безопасность экспедиции, но потом побоялся неблагоприятных последствий за свою ошибку и оставил все так, как есть. Ситуация нравственного выбора показала, что Синицын — трусливый человек, для которого желание остаться без наказания важнее, чем жизнь другого человека, зависящая от него.

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Осознанные размышления о нравственном выборе начинаются в школе, на уроках обществознания и литературы, а сам этот выбор мы совершаем каждый день.

Что подразумевает собой данное понятие и как раскрыть проблему нравственного выбора при написании сочинения – читайте дальше.

Нравственный выбор — это…

Нравственный выбор – это необходимость принять ту или иную позицию в конкретной жизненной ситуации.

Человек поступает подло или благородно, честно или бесчестно – этим и определяется его нравственная позиция. Порой люди отдают предпочтение поступкам, которые сулят им личную выгоду, и встают на сторону зла, насилия, обмана. Другие жертвуют личными интересами ради правды и справедливости.

Даже хорошие люди могут ошибаться и делать неверные шаги, но после этого совесть не даёт им покоя. Поэтому правильно расставлять приоритеты важно с самого начала.

Проблема нравственного выбора в литературе

Писатели постоянно ставят героев своих произведений в ситуацию нравственного выбора. Если персонаж живёт спокойно и с ним ничего не происходит, сюжет не будет интересен читателю. Кроме того, книга лишится своего воспитательного значения.

При написании итогового сочинения на тему «Нравственный выбор» можно и нужно пользоваться богатейшим материалом русской и зарубежной литературы.

Одним из ярких примеров ситуации выбора является роман А. С. Пушкина «Евгений Онегин». В последней его главе Татьяна выслушивает признание Онегина и понимает, что всё ещё любит героя своих юношеских грёз. Однако время ушло, теперь она замужем и слушать такие речи ей не пристало.

Пушкинская героиня отвечает на пылкие слова Евгения отказом:

Татьяна выбирает супружескую верность и человеческое достоинство. Она не может построить своё счастье на несчастье ближнего (супруга, который привязан к ней всем сердцем).

А вот другая героиня русской классики делает обратный выбор. Анна Каренина, персонаж одноимённого романа Л.Н.Толстого, как и пушкинская Татьяна, выходит замуж не по любви. В отличие от Лариной, Каренина не чувствует сострадания к супругу и считает, что имеет право быть счастливой, потому что они с мужем «чужие люди», которые давно не понимают друг друга.

Находя спасение в чувстве к Вронскому, Анна бросает не только мужа, но и маленького сына, совершая двойное предательство (что это такое?). Расплата за это – внутреннее смятение Анны, которая, теряя нравственные ориентиры, начинает терять себя и заканчивает жизнь трагически.

Когда вы будете искать на тему «Нравственный выбор» пример из литературы, не забудьте о трагедии А.С.Пушкина «Борис Годунов», романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание», повести М.А.Булгакова «Собачье сердце». Из зарубежной классики подойдут такие произведения, как «Гамлет» У.Шекспира, «Фауст» И.Гёте, «Портрет Дориана Грея» О.Уайльда.

Нравственный выбор: сочинение

Прежде чем приступить к сочинению на данную тему, определитесь с тезисом работы.

Его можно сформулировать, например, так:

  1. — Выбирать между добром и злом просто, если человек не разучился различать их оттенки;
  2. — Стоит один раз сделать неверный нравственный выбор, и жизнь навсегда изменится к худшему;
  3. — От нашего нравственного выбора зависит не только личное спокойствие, но и счастье окружающих.

Теперь по проблеме «нравственный выбор» подберём аргументы к одному из тезисов.

Нам нравится второй тезис. Как вы помните, разрешается подобрать на тему «Нравственный выбор» пример из жизни, а также подыскать примеры нравственного выбора в художественных текстах. Лучше, если литературных аргументов будет 2 или 3.

Тезис о том, что один неправильный шаг может полностью изменить жизнь, хорошо иллюстрирует трагедия «Борис Годунов». Совершая убийство законного наследника, маленького цесаревича Дмитрия, Годунов приходит к долгожданной власти.

Сначала ему кажется, что никто не узнает о страшном злодеянии и важен лишь результат. Но постепенно обстоятельства складываются против него. Тайное становится явным. Главное наказание Бориса – голос совести, не дающий ему спокойно жить. «Мальчики кровавые в глазах» — напоминание о том, что цель, к достижению которой приходят через убийство, отвратительна.

Эту мысль продолжает Ф.М.Достоевский. В романе «Братья Карамазовы» Иван и Алёша спорят о возможности счастья человечества, если ради него была пролита «слезинка ребёнка». Переступить через маленькое слабое существо и забыть о нём в прекрасном будущем невозможно.

Об этом написаны «Бесы» Достоевского. Теме превозношения одного человека над другим, «великого» — над «ничтожным» (Раскольников и старуха-процентщица) посвящено «Преступление и наказание».

Если по проблеме «Нравственный выбор» аргументы из литературы вам подобрать сложно, опишите собственный жизненный опыт.

Например, весь класс договорился прогулять урок, а вы принципиально на него пришли. Или вам пришлось рассказать о проступке одноклассника под давлением классного руководителя. Или родители поехали в больницу к бабушке, которая только пришла в себя после операции, а вы выбрали провести выходной в гостях у друга, решив, что навещать старушку не так приятно.

Опишите свои чувства (стыд, неловкость, раскаяние). Хотелось бы вам «переиграть» ситуацию и поступить по-другому?

Делаем вывод

После того как основная часть будет написана, подготовьте по теме «Нравственный выбор» вывод, соответствующий тезису из вступления. В нашем случае допустимо написать, к примеру, вот что:

Разрешив себе один раз перешагнуть через мораль, человек думает, что больше так не сделает, но при этом незаметно теряет нравственные ориентиры.

Он начинает разными способами оправдывать себя и сваливать вину на обстоятельства или других людей.

Один дурной поступок влечёт за собой другой, и человек навсегда сбивается с прямого пути. Жизнь такого человека уже никогда не станет прежней, если он не осознает свою ошибку и от всего сердца не пожелает исправиться.

Желаем удачи на итоговом сочинении и надеемся, что нравственный выбор относительно того, самостоятельно ли его писать, вы сделаете правильно!

Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru

Комментарии и отзывы (2)

«>

Понятия подлости, благородства и честности весьма относительны. Как узнать, что действительно хорошо, а что навеяно обществом? В Средние века многие поступки считались правильными, хотя сейчас почти любой согласится, что это была ужасная безосновательная жестокость.

Анна Каренина была осуждена тем же обществом и стала изгоем, хотя сейчас никого бы не удивила такая ситуация. Женщина получила бы поддержку психолога, а не буллинг.

«>

В наше время нравственность как таковая всячески нивелируется и осмеивается. На первое место выставляется успешность. И утверждается, что ради успеха можно переступить через любые нормы.

Нравственный выбор — это выбор, который человек должен сделать перед лицом сложной жизненной ситуации. Это решение будет зависеть от его культуры (его представлений о том, что правильно, а что нет) и от данного общества:

  • от набора норм и ценностей, преобладающих в этом обществе;
  • от того, что разрешено и запрещено.

Например: то, что принято и считается верным в одном африканском племени может осуждаться в России.

Человек, принимая решение, выбирает между добром и злом, при этом он опирается на моральные ценности.

Мораль — это набор моральных ценностей, это нравственность, а этика — область философии, которая изучает мораль и нравственность в целом.

Вывод: оказываясь перед нравственным выбором, человек опирается на свои моральные принципы, культуру и ценности данного общества.

Нравственный выбор — примеры

Примеры из жизни:

  • уступить или нет место в общественном транспорте;
  • секретарь узнаёт, что её начальник занимается отмыванием денег, и перед ней стоит выбор, рассказать об этом или нет;
  • человек нашёл потерянный кошелёк, и несколько факторов определят, вытащит ли он деньги или оставит на месте (например доказано, что если человек в плохом настроении, то скорее всего, он заберёт их себе);
  • врач не даёт морфин пациенту при смерти, и перед медсестрой стоит выбор: либо дальше наблюдать агонию пациента, либо помочь ему.

Нравственный выбор на войне в литературе

«Кавказский пленник» — Лев Толстой

Главная героиня пошла против своей семьи и помогла русскому, которого те насильно удерживали ради выкупа. Ей нужно было принять решение и помочь хорошему человеку, у которого не было денег на выкуп, или оставить на произвол судьбы.

«Тарас Бульба» — Николай Гоголь

Младший сын главного героя, между родиной и любовью выбрал второе. Таким образом судьба также заставила и Тараса, его отца, сделать очень нелёгкий выбор: ему пришлось наказать предателя, убив его.

«Сотников» — Василь Быков

Эта повесть рассказывает историю двух партизан: Рыбака и Сотникова. О том, какой разный выбор сделали оба, оказавшись в одной ситуации. Рыбак решил стать полицаем, а Сотникова казнили, т. к. он ничего не рассказал немцам даже когда его пытали.

Виды морали

Некоторые зарубежные авторы делят нравственность/мораль на два типа: абсолютную и относительную.

Абсолютная мораль

Это строгая структура убеждений, утверждающая, что существует один единственный правильный выбор для любой моральной проблемы. Например, «не убий»: для того, кто верит в существование абсолютной морали, эта заповедь будет верна в любом случае, даже на войне.

Относительная мораль

В различных ситуациях могут приниматься разные решения, которые не всегда соответствуют ценностям человека. Например, та же заповедь «не убий»: человек с относительной моралью, будет придерживаться этого принципа в мирное время, однако в случае войны, может поменять своё мнение на противоположное.

Узнайте больше про Мораль, Этику, Культуру и Жизненные ценности.

Автор: · 20.12.2017

Жизнь – это череда выборов, от них зависит дальнейшая судьба человека. Часто сделать его сложно, так как нужно выбирать между удобным и честным вариантом, при предпочтении последнего теряются какие-то привилегии. Эта проблема затрагивается в искусстве и повсеместно встречается в жизни.

Аргументы из литературы

  1. (51 слово) Петр Гринев, герой повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка», в своей жизни руководствовался пословицей: «Береги честь смолоду». Когда перед Гриневым встал выбор: перейти на сторону бунтовщика Емельяна Пугачева или остаться верным присяге, то он выбрал последнее, несмотря на то, что за это его могли убить. Его решение – нравственное, так как опирается на добродетель.
  2. (46 слов) В повести А.С. Пушкина «Выстрел» (из цикла «Повести Белкина») Сильвио долгие годы ждал отмщения, хотел убить своего заносчивого соперника тогда, когда тот будет бояться умереть. И вот противник хорошо проводит медовый месяц, а Сильвио наводит на него пистолет. Но главный герой выбрал помилование, совершив высоконравственный поступок.
  3. (60 слов) В романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин» герой колебался: принять ли ему чувства Татьяны или отвергнуть ее. С одной стороны, девушка любила его как никто, но, с другой стороны, что он мог ей дать? Таких же чувств в ответ не было, а изображать любовь – только разрушить жизнь героини. И Евгений дал ей жесткую отповедь, но сделал выбор в пользу нравственного поступка.
  4. (60 слов) Герой поэмы М.Ю. Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова», встал перед выбором: снести оскорбление, нанесенное его жене, или отмыть его кровью обидчика. Купец выбрал поединок и убил Кирибеевича, но за это был казнен сам. Зато своей победой он все же смог обеспечить ее безопасность. Его решение – нравственное, ведь он защитил семью ценой своей жизни.
  5. (52 слова) В романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» Грушницкий со своими дружками задумал убить Печорина с помощью подлога на дуэли (пистолет главного героя будет не заряжен). Такой подлый поступок не мог остаться безнаказанным, Печорин узнал о готовящейся подлости, перехитрил Грушницкого и убил его сам. Таким образом, безнравственный выбор никогда не приведет к победе.
  6. (48 слов) В сказке М.Е. Салтыкова-Щедрина «Премудрый пискарь» герой стоял перед масштабным выбором: полная жизнь, но опасная, или жалкое существование, но безопасное. Пискарь забрался в нору, где никто не мог его достать, но при этом все лучшее прошло мимо него. Его выбор – безнравственный, потому что основывается на трусости и эгоизме.
  7. (40 слов) В рассказе А.П. Чехова «Хамелеон» Очумелов выбирает между служебным долгом и чинопочитанием. Собака, укусившая ювелира Хрюкина, становится то виноватой, то невинной в зависимости от того, кто ее хозяин. К сожалению, должностные лица часто делают безнравственный выбор, желая понравиться «нужным людям».
  8. (47 слов) Герой рассказа М.А. Шолохова «Судьба человека» всегда поступает по совести. Например, когда рядом с ним оказался предатель, который собирался сдать своего комиссара фашистам, Соколов его убил. Так Андрей спас не только этого комиссара, но и многих других людей, которых погубил бы изменник. Это тяжелый, но нравственный выбор.
  9. (49 слов) Главный герой поэмы А.Т. Твардовского «Василий Теркин» в главе «Переправа» встает перед выбором: переплывать холодную реку под неприятельским огнем, чтобы наладить связь, или отойти в сторону, ведь может найтись кто-то другой. Теркин поплыл и спас целую роту. Причем герой даже не ждал награды, просто сделал это, потому что надо.
  10. (58 слов) В рассказе В.П. Астафьева «Конь с розовой гривой» мальчик собрал землянику на продажу, потом съел, а на место ягод подложил траву. Героя очень мучила совесть. Бабушка, которая привезла землянику на рынок, опозорилась, когда после продажи стала пересыпать ягоды. Однако юный герой раскаялся, а бабушка его простила. По-настоящему нравственный человек всегда возвращается на стезю добродетели, даже если ошибся с выбором.

Примеры из жизни

  1. (46 слов) Моро, главный герой фильма Р. Нугманова «Игла», встал перед выбором: встать на защиту любимой девушки против наркомафии или сдаться. Моро выбрал первое, попытался вытащить Дину из замкнутого круга, а когда не вышло, решил наказать преступников. Его выбор – нравственный подвиг, ведь он пожертвовал собой ради спасения другого человека.
  2. (43 слова) Роза, главная героиня фильма Д. Кэмерона «Титаник», встала перед выбором между респектабельной жизнью и любовью. Героиня выбрала второе, поэтому получила несколько дней счастья с Джеком. Выбирая настоящую любовь, человек становится счастливым и добродетельным, а вот безнравственный выбор в пользу алчности счастья не сулит.
  3. (53 слова) Дрисс, главный герой фильма О. Накаша «1+1», жил в бедном районе на пособие по безработице, не желая ничего менять. Он стоял на распутье: продолжать дальше такое существование или постараться изменить его к лучшему. Он начал трудиться, помогая инвалиду почувствовать вкус к жизни. Помогая ему, он помог себе, ведь нравственный выбор всегда оборачивается добром.
  4. (52 слова) Никита Тюкин купался в реке Чаган, но его спокойствие прервал крик. Девочка тонула, нужно было быстро выбирать. И Никита решил вытащить утопающую. Оказалось, что с девочкой была подруга, которая уже ушла на дно. Юный герой спас и ее. Сделав выбор в пользу нравственного поступка, он сохранил две жизни, хоть и рисковал своей.
  5. (52 слова) Маленький Женя Ощепков принимал ванну в обычный воскресный день. Выйдя из ванной, ребенок обнаружил, что родители без сознания лежат на полу. Мальчик не растерялся, а позвонил бабушке. И после потерял сознание сам, так как в доме скопился угарный газ. Однако правильный выбор Жени спас всю семью, бабушка позвонила в полицию и пожарным.
  6. (49 слов) Настоятель Успенского храма Евгений Мозяков случайно оказался свидетелем трагедии: мальчик упал в пожарный колодец, его не могли вытащить, так как ребенок не мог поймать пожарный шланг. Священник прыгнул в колодец, посадил Ваню на плечи, и его спасли. Мужчина рисковал собой, но наградой за его нравственный поступок стала спасенная жизнь.
  7. (56 слов) На пожилую женщину на улице напали с ножом с требованием отдать деньги. Проходящий мимо молодой человек мог сделать вид, что ничего не слышит, но он заступился за пострадавшую. Скромный герой не сказал даже своего имени, ему не нужна благодарность. Зато его выбор помог не только пенсионерке, но и ему самому, ведь молодой человек избежал мук совести.
  8. (63 слова) Однажды в компании моей знакомой предложили покурить наркотическую смесь. Ее долго уговаривали, даже угрожали тем, что перестанут с ней общаться, если она отстанет от коллектива. Но девушка адекватно оценила ситуацию и ушла с этой вечеринки, а один из тех, кто согласился, в итоге попал в больницу. Под давлением окружающих сложно сделать правильный выбор, но необходимо думать о себе, а не об общественном мнении.
  9. (57 слов) Один мой знакомый купил ответы на экзамены через интернет. Этот человек потратил около десяти тысяч рублей, а накануне экзамена продавец удалил свою страницу из социальной сети и не выходил на связь. Так мой знакомый, сделав неправильный выбор и надеясь на ответы, не сдал ЕГЭ. В выборе лучше всегда полагаться на добродетель, ведь цена за ошибку слишком высока.
  10. (62 слова) Несколько лет назад я случайно забыла свой телефон в куртке, когда сдавала ее в школьный гардероб. После занятий я не нашла его в кармане. Однако спустя неделю случайный прохожий нашел этот телефон валяющимся в сугробе. Он мог бы взять его себе, но сделал другой выбор, позвонив по номеру моей мамы и вернув мне. За это я до сих пор благодарна тому человеку.

Правильный выбор иногда совершить сложно, так как платишь за него собственными удобствами и выгодами. Но, не сделав его, лишаешься гораздо более важного – покоя, ведь совесть – самый строгий судья человека, о неправильном поступке она будет напоминать годами.

Автор: Мария Блинова

Используемые источники:

  • https://litrekon.ru/bank-argumentov/dlya-sochineniya-15-3-na-temu-nravstvennyj-vybor/
  • https://bank-argumentov.info/problema-nravstvennogo-vybora/
  • https://ktonanovenkogo.ru/voprosy-i-otvety/nravstvennyj-vybor-ehto-sochinenie-temu-primery-zhizni-literatury.html
  • https://www.uznaychtotakoe.ru/nravstvennyj-vybor/
  • https://literaguru.ru/oge-argumenty-k-sochineniyu-chto-takoe-nravstvennyj-vybor/

Автор:
Самый Зелёный
·

Воспитание – это сложный процесс, направленный на приобретение личностью необходимых знаний. Я считаю, что оно играют важную роль в жизни человека. Именно благодаря получению информации, наставлений, примера от родителей человек формирует свои убеждения и моральные ценности. Воспитание помогает личности сопоставлять своё поведение с принятыми в обществе правилами, уважительно относиться к людям. Это нравственное понятие знакомо каждому, но довольно сложно дать ему точное определение и привести подходящие аргументы. Многомудрый Литрекон уже спешит к Вам на помощь в этом нелёгком деле! Мы подготовили 10 аргументов, которые Вы 100% используете в своём сочинении 9.3! Приятного просвещения!

  1. А. С. Пушкин «Капитанская дочка». А. С. Пушкин в повести «Капитанская дочка» касается темы воспитания. Перед отъездом в Белгородскую крепость главный герой произведения — Пётр Гринёв — получил наставление от отца: «Береги платье снову, а честь смолоду». Он всегда следовал отцовскому наказу. Во время службы в крепости Пётр Гринёв вызвал на дуэль Швабрина, который оскорбил честь Маши Мироновой, возлюбленной Петра. Позже он отказался от предложения Пугачёва сражаться на его стороне, хотя и понимал, что это решение может стоить ему жизни. Пётр всегда поступал честно, он был верен своей Родине. Именно воспитание отца повлияло на поведение Гринёва, помогло Петру сформировать его собственные нравственные ценности и убеждения.
  2. Н. В. Гоголь «Мёртвые души». Н. В. Гоголь в произведении «Мёртвые души» касается темы воспитания. Главной жизненной целью Павла Ивановича Чичикова было получение капитала. Его так наставил отец, который призывал сына беречь копейку и считать это важнейшим приоритетом в жизни. Чичиков с детства не отличался выдающимися знаниями по школьным предметам, но знал, как угодить любому человеку. Умению находить подход к людям помогло Чичикову удачно окончить гимназию, несколько раз устроиться на работу и продвинуться по службе. Но как только Чичиков начинал добиваться успеха в своей деятельности, он терял всё, что имел, потому что хотел не реализовать свой талант, а заработать деньги обманом и мошенничеством. Несмотря на все неудачи, он не сдавался и придумывал новые способы заработка и продолжал двигаться к цели. Наставление отца определило приоритеты героя и его судьбу.
  3. А. С. Пушкин «Евгений Онегин». А. С. Пушкин в произведении «Евгений Онегин» касается темы воспитания. Татьяна Ларина, главная героиня произведения, не отличалась внешней красотой, но обладала богатым внутренним миром. Ее воспитанием занималась няня, которая привила девушке любовь к народным преданиям, обычаям, сказкам. Возможно, именно поэтому героиня полюбила читать романы и мечтала испытать те же чувства, что и персонажи её любимых произведений. В воспитании девушки существенную роль сыграла именно литература, книги показали Татьяне настоящую любовь, искренние и глубокие чувства людей. Они помогли девушке определить её собственные жизненные ценности и приоритеты, которые повлияли на поведение героини, её решения и поступки.
  4. А. Н. Островский «Бесприданница». А. Н. Островский в пьесе «Бесприданница» касается темы воспитания. В главную героиню произведения – Ларису Огудалову — влюблены все гости, посещающие дом, но никто не хотел брать в жёны невесту без приданного. Мама Ларисы, Харита Игнатьевна, хитрая женщина, она говорила дочери, что небогатым людям всегда необходимо хитрить, лгать и льстить, чтобы добиться счастья. Поэтому Харита Игнатьевна заставляла девушку улыбаться гостям и занимать их интересными разговорами, даже когда та была сильно огорчена. Именно так Харита Игнатьевна воспитывала дочь, но Лариса была доброй, невероятно искренней девушкой, она не могла скрывать свои настоящие чувства. Наказы матери не повлияли на личность дочери, она самостоятельно сформировала свои убеждения, ценности и принципы, отличающиеся от тех, которые были приняты в обществе, где все считали Ларису вещью, которую можно продать и приобрести.
  5. А. Н. Островский «Гроза». А. Н. Островский в произведении «Гроза» затрагивает тему воспитания. Марфа Игнатьевна Кабанова — властная женщина, выступавшая в качестве главы семьи. Она постоянно занималась воспитанием своего сына, Тихона. Молодой человек беспрекословно исполнял всё, о чём его просила мать. Он был нерешительным, неспособным к самостоятельным поступкам, ему не хватало смелости, чтобы защитить от матери себя и любимую жену. Воспитание Марфы Игнатьевны оказали серьёзное влияние на поведение сына, но вместо того, чтобы сформировать в нём те качества, которые она считала необходимыми для мужчины, в нём развилась лишь способность безоговорочно подчиняться, Тихон не был способен никому противостоять. Он не смог самостоятельно сформировать свои убеждения, нравственные принципы, его личность была уничтожена давлением матери.
  6. А. С. Грибоедов «Горе от ума». А. С. Грибоедов в произведении «Горе от ума» касается темы воспитания. Алексей Степанович Молчалин получил от отца наставление: «Угождать всем людям без изъятья». Он следовал этому принципу в течение всей своей жизни. Благодаря умению найти правильный подход к любому он уже работал секретарём у Фамусова, жил в его доме. Софья была влюблена в молодого человека, она с лёгкостью могла наделить его теми качествами, которыми хотела, ведь он был всегда с ней согласен. Алексей считал, что лишь лестью и подхалимством можно добиться успеха. Существенное влияние на формирование личности Молчалина оказали именно слова отца, они определили убеждения, жизненные цели и приоритеты молодого человека.
  7. Д. И. Фонвизин «Недоросль». Тема воспитания затрагивается в произведении Д. И. Фонвизина «Недоросль». Митрофанушка, один из главных героев произведения, отличается невежеством, ленью и грубостью. «Вот злонравия достойные плоды!» — таков приговор автора. Мать Митрофана, госпожа Простакова считает, что знания и вовсе не имеют никакого значения для сына, ведь и она не имеет образования. Она заботилась лишь о том, чтобы Митрофанушка был сыт и выгодно женился. Ей не удалось привить сыну даже любовь к семье, именно поэтому в конце произведения Митрофан с лёгкостью отворачивается от матери, не желая её слушать. Простакова совершенно не занималась воспитанием сына, Митрофан вырос глупым, ленивым и грубым человеком. Он не обладал теми нравственными качествами, убеждениями и принципами, которые были необходимы для нормальных взаимоотношений с другими людьми.
  8. И. А. Гончаров «Обломов». В романе «Обломов» И. А. Гончаров затрагивает тему воспитания. В детстве Илья Ильич жил в Обломовке, мама и няня всегда следили за ним, они старались не отпускать мальчика далеко от дома, боялись, что ребёнок может простудиться и куда-нибудь упадёт. Илья Ильич учился в пансионе у Штольца, поэтому ему приходилось в начале каждой недели уезжать, но родителям не хотелось надолго расставаться с сыном, поэтому они с лёгкостью придумывали оправдания для того, чтобы Илья не поехал на учёбу. Его отец никогда не решал проблемы своевременно, он не починил мост, пока один из слуг не провалился в воду. Все особенности своего поведения и характера Обломов перенял от родителей, они повлияли на его убеждения, нравственные ценности. Илья Ильич Обломов, как и его родители, всегда откладывал важные дела на любой другой день. Воспитание играет важную роль в жизни каждого человека. Оно влияет на его личность, понимание смысла собственной жизни. В детстве он видит определённое поведение взрослых, и, вырастая, его повторяет.
  9. Г. Г. Белых и Л. Пантелеев «Республика ШКИД». В повести Г. Г. Белых и Л. Пантелеева «Республика ШКИД» затрагивается тема воспитания. Главными героями произведения являются воспитанника ШКИД, школы социально-индивидуального воспитания имени Достоевского. Учениками являются подростки, успевшие стать настоящими хулиганами, ворами, беспризорниками. Главной задачей учебного заведения является не просто приютить детей, а привить им навыки общения, выпустить в мир полноценными гражданами, способными вести нормальную социальную жизнь. Во время обучения дети создали настоящую Республику, придумали гимн, выпускали газету. Учителя старались поддерживать детей и помочь им. Прошло несколько лет после окончания учёбы, и несколько воспитанников встретились. Оказалось, что все ребята стали комсомольцами и активистами, кто-то один работал помощником режиссёра, как и мечтал, другой был военным. Перед школой стояла невероятно сложная задача – перевоспитать детей, им удалось успешно справиться с ней. Педагоги смогли показать, что является настоящей дружбой, любовью, честью, и ребята смогли стать настоящими людьми. Воспитание играет важную роль в жизни человека, оно определяет своеобразие его поведения, нравственные качества и ценности. Важно, чтобы ребёнку с детства были привиты общезначимые черты характера, такие как доброта, честность.
  10. Л. Н. Толстой «Война и мир». Л. Н. Толстой в романе «Война и мир» затрагивает тему воспитания. Обучением и воспитанием Марьи занимался отец, Николай Болконский. Он был строгим, серьёзным человеком, привыкшим к военной дисциплине. Он постоянно кричал на дочь, ругал её, заставлял ее изучать геометрию и другие предметы, хотя видел, что Марье все это неинтересно. Но он по-настоящему её любил, поэтому хотел вложить в ее голову побольше знаний. Несмотря на всю суровость, в которой Мария Болконская воспитывалась, она выросла доброй девушкой, всегда готовой прийти на помощь, отцу всё-таки удалось привить дочери трепетное отношение к семье и нравственные ценности. Родители играют важную роль в воспитании ребёнка.

Автор: Анастасия Казарина

Метки: 9 классаргумент из литературыОГЭ по русскому языкупример из литературысочинение 9.3

Читайте также:

Примером авторитета мирового масштаба может служить личность русского писателя Л.Н. Толстого. Так, М. Горький писал о Толстом: «Весь мир, вся земля смотрит на него; из Китая, Индии, Америки — отовсюду к нему протянуты живые, трепетные нити…». Прославленный художник, подлинный друг простых тружеников, Толстой был непримиримым и страстным противником угнетателей и деспотов. Безбоязненная критика несправедливости, стремление до конца исследовать причины зла снискали Толстому огромное уважение со стороны людей, живущих в разных точках земного шара. Как к «гражданину мира» — к Толстому обращались за советом и помощью не только частные лица, но и многие общественные организации, в первую очередь те, которые выступали против войны. Толстого радовало, что взгляд на войну как на зло «все более проникает в общественное сознание», это вселяло в него надежду, что недалеко то время, «когда войны станут невозможны — никто не станет воевать». Смело выдвигая на первый план борьбу за мир как важнейшую проблему современности и стремясь найти реальные способы ее решения, Толстой завоевал признательность и уважение всех искренних сторонников мира. Толстой принадлежал к тем художникам и мыслителям, в натуре которых, как говорил Белинский, лежит все, чем живет человечество. «Как бы ни была богата и роскошна внутренняя жизнь человека, — писал Белинский, — она не полна, если не усвоит в свое содержание интересов внешнего ей мира, общества и человечества».

Настоящая любовь – это чувство, лишенное эгоизма, способное преодолеть любые преграды. Пример истинной любви можно найти на страницах трагедии У. Шекспира «Ромео и Джульетта». Отпрыски враждующих кланов, вопреки всем обстоятельствам, влюбляются друг в друга. Впервые встретившись на балу, молодые люди больше хотят расставаться. Чувство, поглотившее их, важнее предрассудков, важнее родовой вражды. К сожалению, влюбленным не суждено быть вместе: ряд трагических событий приводит к смерти молодых. Сила любви так потрясает их семьи, что Монтекки и Капулетти заключают мир, а герцог под занавес изрекает бессмертную сентенцию: «Нет повести печальнее на свете, / Чем повесть о Ромео и Джульетте».

Маленький принц – герой одноименной повести-сказки А. де Сент-Экзюпери только на земле осознал, что любить означает видеть не только то, что на поверхности, но и хрупкую душу, спрятанную за капризами. «Хотя Маленький принц и полюбил прекрасный цветок и рад был ему служить, но вскоре в душе его пробудились сомнения». Любовь не терпит сомнения в любимом существе. Так мы понимаем, что принц убежал от своей любви из-за того, что не до конца любил. И это очень скоро он понимает: «Я не должен был бежать! За этими жалкими хитростями и уловками надо было угадать нежность». Принц перестает жалеть себя, он начинает рассматривать события с точки зрения любимого существа и тем самым приближается к истинной любви. Маленький принц попадает в розовый сад, где сначала чувствует себя «очень-очень несчастным» оттого, что его роза оказалась не единственной, таких цветов целый сад. . И он плакал и думал о своей ничтожности, о том, какой же он «после этого принц…». И тут появляется Лис, который и научил принца замечательному правилу, которое теперь стало крылатым выражением: «Ты навсегда в ответе за тех, кого приручил». что любить — это отдавать себя всего другому, любимому существу. И принц всего себя отдавал розе, а понял это, только убежав от нее. И только благодаря Лису. Он понял, что любить — это ответственность, самое главное именно это. Приручить — это и есть любить».
 Любовь к розе перерастает у принца в любовь ко всему живому. «Это как с цветком. Если любишь цветок, что растет где-то на далекой звезде, хорошо глядеть на небо. Все звезды расцветают». Если по-настоящему любишь кого-то, то это и есть, что ты любишь все.

Зависть не даёт человеку покоя, толкает его на дурные поступки, заставляет предавать друзей и родных. Так, зависть к своей сестре, ставшей женой царя, толкает двух оставшихся девиц из «Сказки о царе Салтане» А.С. Пушкина на преступление. Они обрекают царицу и младенца на смерть в бочке посреди моря. К счастью, все заканчивается благополучно, а завистницы получают по заслугам. Князь Гвидон, перевоплощаясь в насекомых, кусает каждую женщину по очереди за их враньё.

Одна из самых замечательных установок произведений А. Платонова – признание за нравственностью, составляющей смысл искусства, созидательной силы не только саморазвития, духовного, социального самодвижения личности, но и производительной силы в масштабах общества, государства, человечества. Производительной силы, которая может иметь и положительное и разрушительное действие. Именно это конечное действие и составляет главную заботу художника: «Рабочий человек должен глубоко понимать, что ведер и паровозов можно наделать сколько угодно, а песню и волнение сделать нельзя. Песня дороже вещей, она человека к человеку приближает. А это трудней и нужнее всего». В этом и выражается созидательная сила искусства, производящая главное – человеческое, бессмертное в людях – их единение в усилии к жизни, их силу жизни.

Родителям необходимо внимание детей, участие. В повести А.С. Пушкина «Станционный смотритель» мы видим трагическую судьбу «маленького человека», обиженного не только обществом , но и собственной дочерью. Самсон Вырин любит Дуню, желает ей счастья. Однако девушка жестко поступает по отношению к отцу: бросает его одного. Дуня вспоминает о дочернем долге слишком поздно: отца уже нет в живых.

Герои романа А.С. Пушкина «Капитанская дочка» показывают нам своим примером, что значит «помощь», «взаимовыручка», «благодарность». Когда Гринев оказывается в беде, его выручает Пугачев. Из благодарности Гринев дарит Пугачеву заячий тулуп, наливает ему вина. Впоследствии Пугачев еще не раз поможет Гриневу только потому, что тот в свое время не проявил пренебрежения к простому крестьянину.  Он милует Гринева во время расправы над офицерами белогорского гарнизона за его «добродетель». Когда Гринев отказывается присягнуть самозванцу, то Пугачев, пораженный искренностью Петра, отпускает его «на все четыре стороны». Когда Гринева схватили казаки, Пугачев снова приходит ему на помощь. Несмотря на то что Пугачев знал, что Маша – дочь казненного капитана Миронова, он простил Гринева и, благословив молодых людей, отпустил их.

Повесть-феерия, как сам ее назвал автор, сюжетно нехитра: молодая девушка Ассоль дожидается своего прекрасного принца на берегу Каперны.
В повести «Алые паруса» А. Грин развивает свою давнюю мысль о том, насколько важным элементом в жизни человека является мечта. Она вдохновляет на подвиги, делает жизнь ярче, помогает отвлечься от серости будней. Маленькая мечтательница Ассоль живет в нехитром мире среди игрушек, созданных ее отцом Лонгреном. У нее нет друзей, а в городе к ним относятся недружелюбно. Единственным лучом света для героини становится мечта. Вдохновленная предсказанием волшебника Эгля, героиня обретает мечту о том, как приплывет за ней принц на корабле с алыми парусами. У Грея тоже есть мечта – увидеть мир. Ему хочется изменить судьбу: стать мореплавателем, выбраться из тесного фамильного замка. 
Вера в мечту позволяет героям справиться с жизненными трудностями: помогает Ассоль вытерпеть насмешки и жестокость жителей Каперны, а Грею придает смелости и наделяет его даром – способностью воплощать чудо в жизнь, что он и делает, превращая сказку Ассоль в реальность.
Эта история поражает воображение читателя, помогая поверить в то, что все на свете возможно. Два человека встретились совершенно случайно, но их объединила способность мечтать, стремление к свободе и жажда любви.
 Благодаря замечательному произведению А. Грина, мы понимаем, что мечтать, действительно, не вредно. Мечта украшает жизнь, позволяет человеку ставить высокие цели и идти к ним.

Ярким примером бескорыстности, является, безусловно, праведница Матрена, героиня рассказа А.И. Солженицына «Матренин двор». Много лет она не получала никакой помощи: Матрену отправили на покой по болезни без пенсии, а с соседей, которым она помогает, она не берет денег. Несмотря на постоянную нехватку средств, она не пытается заработать на людских бедах, для нее чужда идея наживы. Например, она не раз отказывала квартиранту, обещавшему платить ей и привезти машину торфа. Единственной заботой, связанной с деньгами, стали для Матрены хлопоты о пенсии за погибшего мужа. Ее невероятная любовь к окружающим совершенно бескорыстна. 

Любовь к жизни особенно ярко проявляется в детстве. Так, герой рассказа «Железная старуха» Егор даже спать старался меньше, потому любил жить без перерыва, чтоб видеть все, что живет без него, и жалел, что ночью надо закрывать глаза и звезды тогда горят на небе одни, без его участия». Егору хотелось участвовать во всем, быть ко всему причастным, во всем разобраться, принимать во всем участие, быть полезным. Именно такое отношение к миру и можно назвать любовью к жизни.

У В. П. Астафьева есть сборник рассказов, который называется «Затеси» («затесь» – это зарубка на дереве, которую делает человек, чтобы не заблудиться в незнакомом месте). Название этой книги символично: в жизни человека тоже должны быть какие-то «затеси», то есть ориентиры, по которым он должен прокладывать свой путь. Вот такие «затеси» в душе и оставляют книги В.П. Астафьева: повесть «Кража» о беспризорном детстве мальчика-сироты, повесть «Пастух и пастушка», рассказывающая о любви, трагически обреченной войной на разлуку, удивительная книга «Царь-рыба», проникнутая страстной любовью к родной природе и многие другие.

Семнадцатилетний Гринев по воле судьбы оказался в центре пугачевского восстания, которое повлияло на его жизнь самым чудесным образом.  Участвуя в кровопролитных событиях, он сохранил честь – проявил храбрость, благородство, доброту, искренность. Честь, которую сберег Гринев по завету отца, позволила герою на склоне его жизни, когда он писал воспоминания, быть честным в описании всего виденного, быть, быть благодарным за добро Пугачеву. Честь помогла быть искренним и в неприятии вооруженной борьбы народа, и в симпатиях к своему «странному приятелю» Пугачеву. Несмотря на то что социальный инстинкт подсказывал отрицательное отношение к «бунтовщикам», мятежникам, «преступникам», Гринев в реально возникавших ситуациях больше доверял личным впечатлениям. Как дворянин он считал, что бунтовщик Пугачев – злодей и враг. Как человек, испытавший на себе его милости, он полагал своим долгом сказать правду о его поведении, не считаясь с тем, что она противоречит официальному мнению о Пугачеве. Личный опыт оказывался более значимым, чем социальный. Способность быть благодарным характеризует Гринева как человека с высокими моральными устоями, как самостоятельного, не зависящего от обстоятельств и времени, человека.

Жизненные ценности формируются еще в детстве. Фундаментом будущего ребенка становятся не только воспитание и образование, которое родители дают ребенку, но и пример, который они показывают. В комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль» мы видим, к чему может привести родительский пример. Простакова – мать главного героя – самовластна, груба и невежественна, но для сына находит и ласку, и доброе слово. В такие моменты в ней даже проступает что-то человеческое. К сожалению, ее отношения недостаточно для того, чтобы воспитать достойного человека. Митрофан вырастает грубым, глупым лентяем. Однако это не его вина, он лишь зеркало Простаковой с ее грубостью, невежеством, жестоким отношением к окружающим людям. Так же, как и мать, Митрофан признает лишь право сильного. Пока мать держит в своих руках власть, он с ней; как только она эту власть утрачивает, сын ее предает. Простакова минуты не живет без брани. Митрофан вслед за матерью кричит на кормилицу, грубит учителям. Во время урока математики Простакова так прокомментирует решение задачи: «Нашел деньги, ни с кем не делись. Все себе возьми, Митрофанушка». Слова героини продиктованы заботой о сыне, а в результате лишь воспитывается эгоизм. Пренебрежение к чувствам других людей, к закону проявляет Простакова в сцене похищения Софьи. Митрофан в этой ситуации оказывается заодно с матерью. Таким образом, Митрофан, как достойный сын своей матери, не умеет любить, переживать, сочувствовать. Его вырастили эгоистом, способным любить только себя.

Литеровед предлагает познакомиться с кратким содержанием повести А. С. Пушкина «Выстрел», входящей в состав цикла «Повести покойного Ивана Петровича Белкина».

Главные герои

Сильвио – главный герой, офицер.

Молодой граф – обидчик Сильвио.

Иван Петрович Белкин – рассказчик.

Краткое содержание

Повествование идет от лица Белкина. Жизнь армейского офицера проста: утром – учения, вечером – карты, пунш. С офицерами часто проводил время гражданский лет тридцати пяти. Его ценили за опытность. По характеру он был угрюм, язвителен, нрав его был крут. Его окружал ореол таинственности. Когда-то он был гусаром, но рано вышел в отставку. Причины были никому неизвестны. Он не был богат, деньги не экономил. Его стол был открыт, шампанское лилось рекой. У него было много книг, он охотно предоставлял их в общее пользование.

У Сильвио была богатая коллекция оружия. Стрельба из пистолета составляла его хобби. Стены в доме напоминали пчелиные соты, так они были избиты пулями. Сильвио в этом достиг удивительного совершенства. О дуэлях он рассказывал неохотно. Все думали, что на его совести лежала какая-то жертва.

Как-то офицеры обедали у Сильвио. Среди них был новенький. Стали метать банк, Сильвио молча исправил ошибку. Офицер попытался ему объяснить, что он ошибся. Сильвио никак не отреагировал, тогда офицер стер написанное. Сильвио по обыкновению молча записал все, как было. Офицер, оскорбленный поступком Сильвио и разгоряченный вином, запустил в Сильвио шандал. Тот побледнел и попросил его покинуть дом. Поручик сказал, что готов ответить в любое время. После этого игра расстроилась, и все разбрелись по домам.

Офицеры думали, что Сильвио вызовет поручика на дуэль, но прошло несколько дней, а этого не случилось. Сильвио объяснился с обидчиком и помирился. Постепенно все забылось.

Однажды Сильвио получил письмо. Когда он читал его, глаза его сверкали. Он сказал, что обстоятельства вынуждают его уехать. Сильвио пригласил всех к себе на обед.

Когда гости разошлись, Сильвио задержал Белкина. Мужчины закурили, и хозяин рассказал свою историю. После его рассказа стало понятно, почему он простил поручика Р. Событие, которое послужило причиной, произошло шесть лет назад. В те годы Сильвио был блестящим офицером, он был буяном, любил первенствовать. Товарищи его любили, он наслаждался своей славой.

Однажды в их полк определился офицер из знатной семьи. Между ними сразу возникло противостояние, которое не могло не закончиться дуэлью. На балу Сильвио получил пощечину от своего противника, на утро был назначен поединок. Бросили жребий, первым стрелять выпало баловню судьбы, Сильвио оказался вторым. Граф выстрелил и прострелил противнику фуражку. Настала очередь Сильвио. Стоя под дулом пистолета, обидчик стоял и беззаботно ел черешню, доставая ее из фуражки. Он совсем не дорожил жизнью. Это взбесило Сильвио. Он объявил, что продолжать поединок не намерен и оставляет выстрел за собой.

Сильвио вышел в отставку и уехал в местечко, где и находился до сего дня, оттачивая мастерство стрелка. В том письме, которое он получил накануне, сообщалось, что «известная особа» собирается вступить в брак с прекрасной девушкой. Теперь Сильвио собирался ехать за долгом, чтобы посмотреть, так же ли спокоен он будет теперь. При этих словах он бросил простреленную фуражку об пол. Сильвио сел в тележку и уехал.

Прошли годы. Рассказчик поселился в деревне Н. Недалеко находилось поместье графини Б. В первый год там жил только управитель. На второй год прошел слух, что графиня с мужем собираются провести лето в деревне. Рассказчик горел нетерпением познакомиться с ними. Через неделю после их приезда, он отправился засвидетельствовать свое почтение.

Слуга провел его в кабинет и пошел доложить графу. Обстановка была роскошной, герой даже слегка оробел. Через несколько минут вошел хозяин, человек лет тридцати прекрасной наружности. Он держался открыто и дружелюбно. Постепенно они разговорились. Вошла графиня, граф представил гостя супруге.

Осматривая кабинет, рассказчик заметил, что один из пейзажей прострелен «двумя пулями, всаженными одна в другую». Рассказчик похвалил стрелка. Граф поинтересовался, как стреляет гость. О себе сказал, что когда-то неплохо стрелял, но уже четыре года не брал в руки оружия.

Белкин заметил, что пистолет требует ежедневных тренировок. Лучший стрелок, которого он когда-либо знал, стрелял не менее трех раз в день. Граф поинтересовался, как его имя. Узнав, что его звали Сильвио, он вскочил с места. Оказалось, что он был тем баловнем судьбы, который дал Сильвио пощечину. Простреленная картина – память об их последней встрече.

Граф рассказал о том, как Сильвио наказал его. Это произошло пять лет назад. Молодожены решили провести медовый месяц в деревне. Вернувшись домой после верховой прогулки, он увидел во дворе телегу. Граф вошел в кабинет и увидел человека, стоящего у камина. Когда гость заговорил, то он узнал Сильвио.

Он напомнил, что граф должен ему выстрел, он приехал получить долг. Хозяин попросил его поторопиться, потому что может войти жена. Зажгли свечи. Гость предложил бросить жребий, а то ситуация напоминает убийство. Графу снова выпало стрелять первым. Он выстрелил и промахнулся. В этот момент вошла графиня. Муж сказал, что они шутят, она не должна бояться. Сильвио прицелился в него, тогда Маша бросилась к его ногам. Граф потребовал стрелять и не мучить его молодую жену. Сильвио сказал, что не будет стрелять. Ему достаточно того, что он видел страх и смятение графа.

Сильвио пошел к выходу. Приостановившись, он, не целясь, выстрелил в картину. Графиня лежала в обмороке. Сильвио вышел, сел в телегу и уехал прежде, чем граф опомнился.

Так Белкин узнал конец истории Сильвио. Потом до него дошли слухи, что тот был убит в сражении под Скулянами.

  • Пушкин а с сказка о рыбаке и рыбке книга за книгой 1959 рис б дехтерева
  • Пушкин 33 богатыря сказка читать полная версия
  • Пушкин все сказки список
  • Пушкин в моей жизни сочинение рассуждение
  • Путь спасения души в повести лескова очарованный странник сочинение