Пушкин сказка о золотом петушке главные герои и их характеристика

Сюжетцарь дадон был грозным и могущественным царем, которого боялись все в округе. когда он постарел, то ушел от ратных дел,

Сюжет

Царь Дадон был грозным и могущественным царем, которого боялись все в округе. Когда он постарел, то ушел от ратных дел, и вскоре его стали тревожить набегам воинствующие соседи. Дадон обратился за помощью к одному мудрецу, и тот подарил царю Золотого петушка, который заранее предупреждал о появлении вражеских войск. В обмен же Звездочет попросил Дадона исполнить одно его желание, и тот согласился.

Золотой петушок, сидя на высокой башне, исправно нес свою службу, и вскоре соседи Дадона присмирели. Однажды Золотой петушок поднял тревогу – к царским владениям приближались враги. Дадон отправил в поход старшего сына с войском, но спустя восемь дней сын так и не вернулся. Тогда Дадон отправил ему на подмогу младшего сына, но и от того не было вестей.

Петушок не унимался, и Дадон отправился в поход сам. Он прибыл на место великой битвы, где все были мертвы, в том числе и его сыновья. Неподалеку царь увидел богато украшенный шатер, в котором находилась прекрасная Шамаханская царица. Увидев красавицу, Дадон тут же позабыл об убитых сыновьях. Решив жениться на Шамаханской царице, он повез ее к себе во дворец. Тут подошел к нему Звездочет, и наполнил об обещании. Он попросил у царя Шамаханскую царицу, но тот в порыве гнева убил старого мудреца. В тот же миг Золотой петушок слетел с башни и что есть силы клюнул Дадона в лоб. Царь скончался на месте, а Шамаханская царица исчезла.

Основные персонажи сказки

Краткое содержание «Сказка о золотом петушке» рассказывает о неблагодарном царе, коварной царице и чудесном петушке.

Главные герои:

  • Царь Дадон – престарелый правитель, в прошлом грозный воин, позабывший обо всем под влиянием Шамаханской царицы.
  • Золотой петушок – волшебный персонаж, который зорко следил за границами царства Дадона.

Другие персонажи:

  • Звездочет – старый мудрец, подаривший Дадону Золотого петушка.
  • Шамаханская царица – безжалостная красавица, за внимание которой поплатились сыновья Дадона, сам царь и звездочет.

Отзыв

В жизни очень много соблазнов, однако всегда нужно иметь голову на плечах, и не поддаваться им. Старый царь Дадон ради красивой царицы позабыл о сыновьях, о данном обещании, о собственной части. Неудивительно, что он поплатился за свою слабость головой.

Рисунок-иллюстрация к Сказке о Золотом петушке.

Мораль

Мораль сказки о золотом петушке проста. Специалисты, изучающие творчество Пушкина, в большинстве своем считают, что поэт, освещая человеческие пороки, в данной сказке хотел донести до читателей следующее:

  1. Следует сдерживать это слово, либо не давать его, если нет уверенности в выполнении
  2. За нарушение клятвы придется заплатить
  3. Всегда следует правильно расставлять приоритеты
  4. Внутренний враг может оказаться намного опаснее внешнего

Краткое содержание

Престарелый царь Дадон получил в подарок от кудесника волшебного золотого петушка. Теперь ему не нужно было бояться внезапного нападения врага. Сидя на спице, петушок указывал направление, откуда шла беда, и войско правителя успевало подготовить оборону. Видя такой отпор со стороны царя, соседи присмирели и не стремились нападать на его владения.

За такую бесценную услугу государь пообещал исполнить любую просьбу мудреца. Но тот не спешил с решением, ведь всему свое время. Однажды произошли удивительные события: после долгого молчания петушок встрепенулся и заголосил, вещая беду.

Один за другим врага отправились искать оба сына Дадона, но не вернулись. Тогда сам царь встал во главе войска и поехал в сторону, на которую указывал петушок.

В поле он увидел шатер, вокруг которого лежало побитое войско и мертвые сыновья. В этот момент из шатра вышла прекрасная девушка и пригласила его войти. Увидев ее красоту, царь забыл о смерти сыновей. Будучи околдован ее чарами, он провел в пирах с Шамаханской царицей целую неделю.

Пришло время возвращаться в город. Девица отправилась с царем, и во время пышного въезда в город Дадон увидел в толпе седого мудреца. Звездочет напомнил государю о данном когда-то обещании. На это правитель возмутился и предложил старцу хоть чин, хоть деньги. Но девицу не отдал. Когда же мудрец отказался от всех благ и вновь попросил, чтобы царь сдержал слово, Дадон убил его жезлом.

Все содрогнулись, лишь красавица весело смеялась. Когда же царь въехал в город, петушок сорвался со спицы и клюнул его в темя. Царь умер, а Шамаханская царица исчезла, словно ее и не бывало.

Анализ сказки «О золотом петушке»

3.5

(8)

Обращение к конкретным текстам пушкинских сказок показывает, что Пушкин тщательно изучал народную сказку и постепенно достиг почти совершенного подражания её форме. Однако в непонятные для современного читателя образы, символы, мотивы, связанные с архаикой и «историческими корнями» сказки, поэт вносил живое, всегда актуальное содержание.

«Сказка о золотом петушке» сравнительно мало привлекала внимание исследователей. Попытки найти источники этой сказки в мировом фольклоре не увенчались успехом. Заметную роль в этих поисках сыграла статья Ахматовой «Последняя сказка Пушкина» (1933), в которой она выявила источник сюжета пушкинской сказки. Это новелла Вашингтона Ирвинга «Легенда об арабском звездочёте», переведённая в России в 1823 году и известная Пушкину.

Сопоставление сюжетов этих двух произведений убеждает в их почти полном сходстве. Но тем разительнее их несходство. Пушкинский Дадон и мавританский король Ирвинга в молодости были грозными воинами, но состарились, утратили силу и решили отдохнуть. Обоим им был преподнёсен чудесный дар: золотой у Пушкина и медный у Ирвинга петушок. Но в новелле Ирвинга петушок всего лишь талисман. У Пушкина же петушок — живой и полноправный персонаж.

В обоих произведениях войско царя отправляется в поход и привозит соответственно готскую принцессу и шамаханскую царицу. Но у Пушкина царица становится яблоком раздора: в ссоре из-за неё погибли сыновья Дадона, да и сам он, забыв о горе, поддался её чарам.

Шамаханская царица — образ, заимствованный из сказки Катенина «Княжна Милуша». Это ведьма-оборотень, внезапно явившийся и исчезнувший призрак, посланный герою как испытание его верности княжне Милуше.

Пушкинская царица тоже появляется для испытания Дадона. Но испытываются совсем другие его качества: родительские чувства и царский долг. Самое значительное несовпадение мы видим в сцене расплаты. В легенде Ирвинга звездочёт — женолюб, ему не нужны другие награды, так как он владеет волшебной книгой Соломона.

У Пушкина отказ звездочёта от других наград и требование отдать ему царицу ничем не мотивированы внешне. В черновиках поэт называл звездочёта шамаханским, то есть союзником и соплеменником царицы, потому он её и требует в награду.

Развязка сказки существенно отличается от развязки новеллы. В новелле волшебный флюгер просто перестаёт предупреждать короля об опасности. У Пушкина он является орудием казни царя-клятвопреступника. Такая трансформация мотивов, возможно, произошла из-за влияния русских народных сказок.

Образ Дадона явно снижен. Само его имя взято из «Сказки о Бове-королевиче», где Дадон — злой и жестокий царь. У Ирвинга король и звездочёт изображены одинаково иронично. У Пушкина звездочёт – таинственный мудрец, «весь как лебедь поседелый». Стилистикой народной сказки объясняются просторечия и разговорные конструкции, а также фольклорная лексика: «побитая рать», «побоище». Фольклорен и традиционный зачин: Негде, в тридевятом царстве, В тридесятом государстве …

Ни в одной другой сказке Пушкина фольклорные элементы не выглядят столь явной бутафорией, скрывающей политический смысл. Ахматова увидела в сказке намёк на Александра I или Николая I и биографическую подоплёку. Так, она обратила внимание на замену чернового текста «Но с царями плохо вздорить» на беловой «Но с иным накладно вздорить». Ещё в черновике была фраза:

Сказка ложь, да нам урок, А иному и намёк, заменённая на типично фольклорный оборот: Сказка ложь, да в ней намёк! Добрым молодцам урок.

Иначе политические аллюзии были бы слишком прозрачны. И так критика встретила сказку холодно.

Большинство исследователей, не в силах отрицать сходство указанных произведений, либо полностью приняли гипотезу Ахматовой, либо попытались ослабить её соображениями о более важной, по их мнению, стилистической и жанровой близости пушкинской сказки к русскому сказочному фольклору.

Известно, что в русских сказках встречаются «золотые звери»: конь, свинка или котик, но «золотой петушок» как самостоятельный сказочный персонаж нигде не встречается (за исключением детской песенки «Петушок, петушок, золотой гребешок»). Но если в сказке Пушкина появилась «золотая рыбка», то здесь мог оказаться и «золотой петушок» того же происхождения.

Соединяя известные литературные источники и отдельные фольклорные детали, Пушкин создал совершенно русскую сказку. Ахматова определила тему «Сказки» как неисполнение царского слова. Это повлекло за собой кару, которую осуществил петушок.

Петух — это солнечная птица: он вестник солнца. Но он символизирует и солнечный огонь, всё поглощающий. Красный петух – символ пожара. Огонь — очистительная стихия. Таким образом, петух символизирует победу света над силами тьмы и зла. В христианскую эпоху в связи с этим ему приписывалась бдительность, поэтому самой распространённой формой флюгера был петух. Пушкин соединяет эти значения, а эпитет «золотой» означает сверхъестественную, сакральную при роду петушка. Он вершитель справедливости. Царь нарушил не только человеческие, но и высшие законы, и он наказан.

«Сказка О золотом петушке» — это последняя из сказок Пушкина. Можно сказать, что в ней наиболее чётко воплотились поиски Пушкина в области сказочного жанра.

Она наиболее моралистична и в этом смысле наименее связана с фольклорной сказкой, в которой темы неисполнения царского слова нет вообще. Может быть, этим и объясняется отсутствие фольклорных источников этой сказки. Она более «литературна» и наиболее отчётливо связывает сказки с другими произведениями Пушкина 1830-х годов.

3.5 / 5. 8

.

«Сказка о золотом петушке» на сайте Топ книг

Произведение Пушкина «Сказка о золотом петушке» читать своим детям предпочитают многие родители. Кроме того, сказка включена в школьную программу. Это позволило ей занять высокое место среди лучших сказок, а также занять высокое место среди лучших книг для детей. И учитывая стабильный интерес к произведению мы еще не раз увидим его на страницах нашего сайта Топ книг.

Краткое содержание и отзыв о «Сказке о золотом петушке» для читательского дневника (А.С. Пушкин)

Многомудрый Литрекон с большим удовольствием перескажет вам основные события «Сказки о золотом петушке» в сокращении. Написанная в 1834 году, она по–прежнему остается актуальной и привлекает читателей всех возрастов, потому что сюжет книги поучителен для всех возрастных категорий людей.

(374 слова) Когда-то давно жил да был царь Дадон. В молодости он был смелым и грозным воином, и то и дело нападал на соседские земли. Однако время шло, он старел, и на склоне лет ему захотелось отдохнуть от боевых действий. Его соседи тем временем не дремали — решили воспользоваться случаем и отомстить правителю. Войско Дадона было многочисленно, однако воинам никогда не удавалось угадать, с какой стороны придут вражеские войска. В результате владыка потерял покой, иногда плакал и даже забыл про сон.

В отчаянии герой решил обратиться за советом к мудрому звездочету. Мудрец пришел к царю и принес с собой золотого петушка. Он пообещал, что петушок будет верно охранять границы царства, а в случае опасности обернется на вражескую сторону и предупредит об угрозе своим криком. В благодарность за помощь правитель пообещал исполнить первое желание мудреца как свое собственное.

И вот петушок начал охранять границы. Соседи уже не стремились нападать на царство Дадона. Несколько лет проходят относительно спокойно. Но через какое-то время правителя будит шум – оказалось, что петушок кричал, обратившись на восток. Он сначала отправляет войско во главе со старшим сыном. Затем, когда через восемь дней от них не приходит никаких известий, Дадон отправляет вслед за ними младшего сына с дружиной. Снова никаких вестей. Тогда уже сам старик снаряжает войско и отправляется в путь. Спустя восемь дней царь находит между гор шатер, и видит воинов и своих сыновей убитыми. Дадон горюет по ним, предчувствует собственную скорую погибель. К изумлению владыки, из шатра выходит Шамаханская царица. Она провела гостя в свой шатер, угощала Дадона всякими яствами и уложила отдыхать. Спустя неделю пира царь вместе с новой царицей отправился домой. Народ радостно встретил их. Вдруг из толпы навстречу Дадону вышел тот самый звездочет, и попросил исполнить обещанное: выполнить его первую волю и отдать ему Шамаханскую царицу.

Царь изумился; он готов был отдать мудрецу хоть полцарства, но уж никак не красавицу. Звездочет никак не соглашался, ему была нужна лишь девица. Тогда Дадон ударил старичка жезлом по лбу, и разом убил его. Шамаханскую царицу это позабавило, она рассмеялась. Когда же они въехали в город, золотой петушок взлетел со своей спицы, подлетел к царю, сел ему на темя и клюнул в голову. Правитель упал, охнул и умер. А новоявленная королева в тот же миг исчезла. «Сказка ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок».

Отзыв: Мне понравилась сказка А. С. Пушкина, потому что она учит читателя поступать правильно, а не так, как ему хочется. Каждому из нас очень важно научиться вести себя достойно, а не эгоистично. Я согласна с этим, поэтому мое мнение об этом произведении положительное.

Главная мысль книги могла бы быть выражена цитатой «учитесь властвовать собою». Человек должен держать себя в руках и объективно анализировать все, что с ним происходит. Царь, как и его сыновья, поддался чарам женщины и позабыл о своем долге – беречь отечество. Он сам привел врага в дом, поэтому золотой петушок (символ совести и правды) наказал его. Пришло время, когда царь должен был защитить государство от себя самого и своих капризов.

Книга заставила меня задуматься, как важно нести свое бремя ответственности, не потакая прихотям и не соблазняясь пороками. Человека от животного отличает то, что он волен контролировать эмоции и держать в узде свои слабости. Если же он не делает этого, то ему грозит моральная деградация.

Автор: Маргарита Гуськова

Цензура во время публикации

Во времена Императорской России существовала довольно жесткая цензура для писателей. Нельзя было в своих произведениях ставить под сомнение царскую власть или критиковать ее. Также не разрешено было давать намек на инакомыслие или призывы к смене власти. Поэтому, когда историю Александра Сергеевича Пушкина отдали в публикацию, ее, как и все остальные произведения других авторов, проверял цензор.

«Сказка о золотом петушке» попалась цензору Александру Никитенко. Он побоялся, что в словах «Царствуй, лежа на боку!» есть политический контекст. Он не пропустил этот фрагмент произведения, а также завершающие его строки «Сказка — ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок». Этим он вызвал негодование самого автора. При печати запрещенные фрагменты были заменены точками.

А.С.Пушкин «Сказка о золотом петушке» презентация к уроку на тему

Слайд 1

Александр Сергеевич Пушкин «Сказка о золотом петушке»

Слайд 2

Сказывание сказок в пору жизни Пушкина было распространенным обычаям в дворянской среде. В 1824 году он писал из Михайловского брату- «…вечером слушаю сказки- и вознаграждаю тем самым недостатки проклятого своего воспитания.

Слайд 3

что за прелесть эти сказки, каждая есть поэма Сказки- один из самых любимых жанров Пушкина Пушкин: «что за прелесть эти сказки, каждая есть поэма» Пушкин советовал молодым писателям читать сказки, чтобы «видеть свойства нашего русского языка»

Слайд 4

Пушкинские сказки Сказки-поэмы Сказки-новеллы Сказка-притча «Сказка о золотом петушке»

Слайд 5

«Сказка о золотом петушке» производит самое таинственное впечатление. Пушкин зашифровал в ней факты из собственной жизни и жизни царского двора

Слайд 6

Сказка-притча повествует об испытании человека- на этот раз клятвой и нравственным долгом и заканчивается поражением отрицательных героев, но побеждают силы, несущие то ли добро, то ли зло

Слайд 7

Звездочет есть волшебный помощник, играющий роковую роль в жизни главного героя

Слайд 8

Вот мудрец перед Дадоном Стал и вынул из мешка Золотого петушка… … царь скопца благодарит Горы золота сулит «За такое одолженье,-… … волю первую твою Я исполню, как мою»

Слайд 9

Ради своего покоя он пообещал звездочету исполнить по первому слову любую просьбу- в благодарность за волшебную птицу, предупреждающую об угрозах, которая в итоге стала полноправным судьей в сложившейся ситуации и рассеяла забвение Дадона

Слайд 10

Главный герой – царь Дадон- человек грешный и пустой. Он правил царством бездумно

Слайд 11

Не военная беда, о которой должен был сообщать золотой петушок, стала причиной падения царства Дадона. Беда таилась в самом царстве, в забвении им человеческих норм.

Слайд 12

Не понял он грозного знака перед загадочным шатром- тела сыновей убивших друг друга Горестному крику царя вторит воем войско, стонут долины и сотрясаются горы, но царь входит в шатер, вмиг забывает горе и целую неделю пирует с шамаханской царицей

Слайд 13

Дадон, многогрешный человек, беспечно вступаетв пределы чародейного мира и ведет себя все так же глупо и грешно, как привык в своем ограниченном мире. Он мнит себя царем всего мира, а между тем в этом мире есть многое, что подчиняется неземным законам

Слайд 14

Отказ исполнить обещание- последняя ошибка и погрешение царя Отказ исполнить обещание- последняя ошибка и погрешение царя

Слайд 16

Таинственная взаимосвязь между звездочетом, золотым петушком, шамаханской царицей не проясняется в сказке, можно только гадать о ней ?

Слайд 17

НО!!! В финальном эпизоде: Немедленно вслед за смертью звездочета исчезает шамаханская царица, т.е. морок, наваждение рассеивается, а золотой петушок на глазах всей столицы убивает Дадона

Слайд 18

Притча о царе Дадоне позволяет понять логику рока, преследующего слабого человека, объяснить жестокие превратности судьбы поведением людей

Слайд 19

«Сказка о золотом петушке» была написана в 1834 году Она вошла в круг детского чтения Это сказка- новелла, заканчивающаяся справедливо, но несчастливо, в которой конечное поражение героев объясняется их неразумным стремлением возвыситься над другими людьми, подчинить себе чью-то силу

Слайд 20

конец

I. Организационный момент.

У. — Давайте в начале урока вспомним русскую пословицу:

“Чтение – вот лучшее…” (учение)

У. — Закончите фразу.

— А кого мы называем хорошим, серьезным читателем?

Д. — Человека, который понимает прочитанное, запоминает детали, новые слова, может анализировать текст.

II. Разминка « Читалочка».

(На доске чистоговорка)

Тара-тара-тараторка,

Быстрая чистоговорка,

Чистая чистоговорка.

Я её проговорю

И пятёрку получу.

1. Читаем глазками.

— Что это? для чего нужна чистоговорка?

2.Читаем хором.

— Какой звук повторяется? Что вы знаете об этом звуке?

3.Чтение на выдохе 2-З раза с повышением голоса и с понижением голоса.

5.Интонационное чтение ( с точкой, ? ,с! ).

Вывод:

— Меняется ли интонация при изменении знака препинания в конце предложения?

III. Постановка цели урока.

У.— Посмотрите на доске буквы. Интересно, какое слово рассыпалось?

(ксазак)

Д. – Сказка.

У. – Правильно. Это слово сказка. А какую сказку мы с вами изучаем?

Д. – «Сказка о рыбаке и рыбке».

У. – А кто автор этой сказки?

Д. – Александр Сергеевич Пушкин.

У. – Почему это произведение А. Пушкин назвал сказкой?

Д. Происходит волшебство.

У. К какому виду сказок относится « Сказка о рыбаке и рыбке»

Д. – Это волшебная сказка.

У. – Что волшебного в сказке? Что могло быть в настоящей жизни?

У. – Сегодня на уроке мы с вами будем учиться давать характеристику каждому герою « Сказки о рыбаке и рыбке». Назовите героев сказки.

Д. Старик, Старуха, рыбка.

IV. Работа по теме урока.

У. В начале нашей работы предлагаю выполнить задание на жёлтой карточке.

Какой характер у старика? У старухи? Соедини стрелками ( « Сказка о рыбаке и рыбке»).

Характер

старика

сварливый

добрый

мягкий

злобный

властный

смиренный

жадный

алчный

податливый

грубый

неуживчивый

Характер

старухи

Проверка: фронтальная, игра « Хлопай-топай».

У. – Чтобы более точно охарактеризовать героев сказки, мы будем работать по плану.

План.

1.В  Где живёт герой?

2.В  Чем занимается?

3.В  Какие поступки совершает?

4.В  Какой характер у героя?

5.В  Что вам понравилось или не понравилось в герое?

Первому характеристику мы дадим старику.

У. – Где живёт старик?

Д. – Старик живёт у моря. В ветхой землянке.

У. – А из каких строчек вы узнали, что старик живёт у моря. Найдите, прочитайте эти строчки.

Д. – Жил старик со своею старухой

У самого синего моря;

Они жили в ветхой землянке

У. Чем занимается старик?

Д. – Старик ловил рыбу.

У. – В каких строчках об этом написано. Найдите, прочитайте эти строчки.

Д. – Старик ловил неводом рыбу.

У. Какие поступки совершает старик?

Д. – Старик поймал золотую рыбку и отпустил, её ничего не попросив.

У. Найдите строчки, в которых об этом говорится. Прочитайте.

Д. Раз он в море закинул невод,

Пришёл невод с одною тиной.

Он в другой раз закинул невод, —

Пришёл невод с травой морскою.

В третий раз закинул он невод, —

Пришёл невод с одною рыбкой,

С непростою рыбкой, — золотою.

Как взмолится золотая рыбка!

Голосом молвит человечьим:

« Отпусти ты, старче, меня в море!

Дорогой за себя дам откуп:

Откуплюсь, чем только пожелаешь».

Удивился старик, испугался:

Он рыбачил тридцать лет и три года

И не слыхивал, чтоб рыба говорила.

Отпустил он рыбку золотую

И сказал ей ласковое слово:

« Бог с тобою, золотая рыбка!

Твоего мне откупа не надо;

Ступай себе в синее море,

Гуляй там себе на просторе».

У. — Какой характер у старика?

Д. — Старик добрый, мягкий, смиренный, податливый.

У. – Докажите, что характер у старика был добрый?

Д. – Старик отпустил золотую рыбку, не взяв с неё выкуп.

У. – А почему старика можно назвать мягким, смиренным, податливым?

Д. — Старик выполнял все приказания старухи, не перечил ей.

У. — Что вам понравилось или не понравилось в старике?

(Подвести детей к выводу, что старик не является положительным героем. Хоть он простоват и добр, но имеет нетвёрдый характер. Он выполняет все приказы старухи, тем провоцирует её на всё большее зло.

У. – Где живёт старуха?

Д. – Старуха живёт у моря. В ветхой землянке.

У. Чем занимается старуха?

Д. – Старуха прядёт свою пряжу.

У. – В каких строчках об этом написано. Найдите, прочитайте эти строчки.

Д. – Старуха пряла свою пряжу.

У. Какие поступки совершает старуха?

Д. – Старуха каждый раз отправляет старика просить у рыбки новый выкуп.

У. – Вспомните все желания старухи и расположите их по порядку с меньшего.

В 

Вольная царица.

Владычица морская.

Новое корыто.

В 

Столбовая дворянка.

В 

Новая изба.

У. — Какой характер у старухи?

Д. — Старуха сварливая, неуживчивая, жадная, алчная,

злобная, властная, грубая.

У. — Что вам понравилось или не понравилось в старухе?

Физкультминутка.

— Вы, наверное, устали?

Ну, тогда все дружно встали.

Дружно выстроились в ряд

В рыбок превратились в раз.

Рыбки плавали, ныряли

В чистой тепленькой воде:

То согнутся, разогнутся,

То зароются в песке.

Самостоятельная работа.

У. Самостоятельно по плану составьте рассказ–характеристику о золотой рыбке.

( Выслушиваются ответы детей).

У. — Как мы можем узнать настроение рыбки?

Д. — Настроение рыбки можно узнать, по словам о море.

У. — Выполните карточку. Проведите к рисункам стрелки от цитат из сказки. Работу выполняйте в парах.

Проверка: фронтальная, игра « Изобрази движением».

У. – Почему так изменялось настроение моря?

Д. — Когда старуха захотела невозможного, море почернело, и поднялась на море буря.

У. А можно ли море считать четвёртым героем сказки?

Д. – Да море можно считать четвёртым героем сказки, потому что его настроение изменяется, по мере того как изменяются желания старухи.

У. – Вспомните, как называется сказка?

У.— Почему «Сказка о рыбаке и рыбке», а нет старухи?

Подсказка: какие герои вам нравятся, а какие нет?

У.— У автора тоже есть свои предпочтения. Отношение автора к своим героям выражается через название сказки. Старуха злая, корыстная, завистливая, жадная и не удостаивается внимания автора даже в названии.

У. — Какая главная мысль сказки. Выберите наиболее точную формулировку.

Как здорово поймать волшебную золотую рыбку!

В 

Как плохо быть сварливым и жадным.

В 

Если ты сварливый и жадный ты потеряешь своё счастье.

V. Итог урока.

У. — Ребята, представьте, что вы оказались в этой сказке и рыбка может исполнить ваши желания.

На парте у вас лежат золотые рыбки, найдите их. Напишите свое желание, а может быть это будет просьба для родных, друзей из класса.

(Ученики пишут под музыку. Чтение желаний)

У. — Спасибо за урок

Конспект занятия: В мире сказок А.С.Пушкина

Задачи:

  1. Продолжать знакомство с творчеством величайшего русского поэта А.С.Пушкина, развивать нравственные представления на основе произведений.
  2. Учить определять положительные и отрицательные черты характера героев сказок А.С.Пушкина. Формировать эмоционально-мотивационные установки по отношению к себе.
  3. Коррекционно-развивающие: а) развивать познавательные интересы; б) развивать эмоции воспитанников, культуру их проявления; в) развивать умение стилистически верно излагать свои мысли.
  4. Воспитывать у детей эстетический, художественный вкус.

Оборудование:

Портрет, книги А.С.Пушкина, DVD- проигрыватель, фотография детей около к/т им. Пушкина, магнитная доска, набор определений положительных и отрицательных черт характера; карточки с именами героев сказок; открытки, иллюстрации, набор кубиков по сказкам А.С.Пушкина;

План проведения занятия:

  • вступление
  • викторина
  • «литературный базар»
  • Итог

Ход занятия:

Ребята, посмотрите на фотографию! Узнаете? Где вы сфотографированы? (у кинотеатра им. Пушкина). А кто это А.С.Пушкин? (ответы детей). Да, это величайший русский поэт. Он жил в 19 веке, более 200 лет назад, но люди помнят его произведения, чтут память о нем. В стихотворении уральского поэта А.Горской есть такие слова: «В жизни все просто и мудро. Улица Пушкина, доброе утро…»). Какие места в нашем городе связаны с именем А.С.Пушкина? (обобщить ответы детей).

— кинотеатр

— улица

— парк

— памятник

— библиотека

Сегодня у нас итоговое занятие по сказкам поэта. Вы слушали сказки, внимательно смотрели мультфильмы по этим произведениям, как называются эти сказки?

— «Сказка о царе Салтане, о могучем и славном князе Гвидоне и о прекрасной царевне Лебедь»;

— «Сказка о золотом петушке»;

— «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»;

— «Сказка о попе и работнике его Балде»;

— «Сказка о рыбаке и рыбке».

И отвечать вы будете речью правильной, неторопливой. « А как речь-то говорит, словно, реченька журчит». Кстати, про кого это говорится? (про царевну Лебедь).

Давайте разделимся на три команды. Каждая команда будет отвечать на вопросы викторины.

(Игра «Цепочка», дети делятся на три команды.)

Путешествие в волшебный мир сказок А.С.Пушкина начинается (просмотр записи «У Лукоморья»).

Викторина:

  1. Какими словами начинается сказка о царе Салтане?

(«Три девицы под окном пряли поздно вечерком»).

  1. Как в старину говорили о неописуемой красоте или чуде?

(«Вот уж диво,

Так уж диво»).

Чудо чудное, диво дивное: над морем, будто заря занимается, песок на пустынном берегу в розовый цвет окрасило, а волны морские словно закипели – вспенились и показались из них шлемы и золотые кольчуги.

Что за диво дивное перед нами? («В чешуе как жар горя тридцать три богатыря»).

  1. Как выглядит царевна Лебедь?

(«Месяц под косой блестит,

А во лбу звезда горит.

А сама – то величава,

Выступает, будто пава.

А как речь-то говорит,

Словно реченька журчит»).

Что означают эти слова? (речь спокойная, плавная, неторопливая).

  1. О каких заморских чудесах рассказали корабельщики царю Салтану? (о белке, грызущей орешки, о 33 богатырях, о Царевне – Лебедь).
  2. «Старая и вредная, и совсем, не бедная,

Царя обманывала лихо, это….(баба Бабариха).

  1. Одна бедная домохозяйка достигла высокого положения и богатства, однако, зазнавшись, оскорбила своего спонсора и вновь обеднела. Какую сказку А.С.Пушкина напоминают вам герои этой истории? («Сказка о рыбаке и рыбке»).
  2. Сколько раз закидывал старик свой невод в море и что он вылавливал? (Три раза: «в первый раз пришел невод с одной тиной, в другой раз – с травою морскою, в третий раз – с одною рыбкой, с непростою рыбкой, золотою»).
  3. Сколько просьб старика выполнила рыбка? (4: корыто, изба, превращение в дворянку, в царицу).

Чем богаче и знатнее делает рыбка старуху, тем грязнее и страшнее становится она, тем злее угнетает старика.

  1. С чем в конце сказки остается жадная старуха? (с разбитым корытом).

За что понесла наказание старуха? (за жадность, грубость, алчность, высокомерие).

Сказка заканчивается справедливо, но безотрадно.

Вопрос для всех:

Какие черты характера есть:

— у рыбака? (жалость, трусость, безволие);

-у старухи? (грубость, жестокость, жадность);

-у рыбки? (исполнительница желаний).

(Подчеркнутые названия черт характера здесь и далее в ходе занятия дети разделяют на положительные и отрицательные и вывешивают на фланелеграфе с левой и правой сторон).

10.Одна высокопоставленная женщина выслеживает свою родственницу при помощи специального устройства. Выследив, она отравляет девушку. Умершую девушку помещают в гроб, но впоследствии она оживает. О какой сказке А.С.Пушкина говорится? («Сказка о мертвой царевне и 7 богатырях).

11. Какими словами обращалась царица к волшебному зеркалу?

(«Свет мой, зеркальце, скажи

Да всю правду доложи…»).

12. Чей это словесный портрет?

«Высока, стройна, бела,

И умом, и всем взяла.

Но зато горда, ломлива,

Своенравна и ревнива» (царица – мачеха).

13. Какими чертами характера обладала царица?

(коварство, ревность, высокомерие).

14. К кому обращался за помощью королевич Елисей? (к солнцу, ветру, месяцу).

С какими словами королевич Елисей обратился к ветру?

(«Ветер, ветер, ты могуч!

Ты гоняешь стаи туч»).

15. «Работает за семерых. До светла все у него пляшет

Лошадь запряжет. Полосу вспашет.

Печь затопит, все заготовит, закупит.

Яичко испечет, да сам и облупит» (Балда).

16. Что ел Балда в поповом доме и на чем спал?

(вареную полбу, спал на соломе).

17. Как относятся к Балде семья попа?

(Попадья Балдой не нахвалится,

Поповна о Балде лишь и печалится,

Попенок зовет его «тятей».

Кашу сварит, нянчится с дитятей).

18. Какими чертами характера обладает Балда?

(трудолюбие, чувство юмора, заботливость, ловкость).

Литературный базар

Раздать детям карточки с именами героев сказок А.С.Пушкина.

Задание детям: найти других героев из одноименной сказки и вместе выполнить одно из пяти заданий по сказкам.

Задание 1.

Сценка из «Сказки о царе Салтане». Диалог царевны – Лебедь и князя Гвидона.

Вопросы:

  1. Почему князь Гвидон грустил? (У него было огромное желание увидеть своего отца).
  2. Почему царевна – Лебедь исполняла все желания Гвидона? (князь Гвидон спас царевну от злого коршуна).
  3. Каким вы представляете себе:

— князя Гвидона?(мужественным, уважительным, терпеливым, смелым);

— царя Салтана? (доверчивый, нерешительный, умение прощать);

— царевна – Лебедь? (воспитанная, благодарная, вежливая, есть чувство собственного достоинства).

И тоска князя Гвидона от разлуки с отцом разрешается встречей, узнаванием, семейным счастьем. Все счастливы: и добрые, и злые.

Задание 2.

Из набора открыток «На неведомых дорожках» найти открытки с изображением « Сказки о попе и работнике его Балде».

Задание 3.

Разложить открытки в порядке последовательности изложения «Сказки о мертвой царевне и 7 богатырях».

« И царевна к ним сошла,

Честь хозяям отдала,

В пояс низко поклонилась,

Закрасневшись, извинилась».

Откуда эта цитата? О какой царевне идет речь? По каким признакам богатыри узнали царевну? Какими словами могла бы царевна выразить извинения, отказ?

Какими чертами характера обладает:

— царевна? (воспитанность, верность, трудолюбие, умение любить, уважительность, заботливость).

— богатыри? (смелость, умение работать в коллективе);

— королевич Елисей? (целеустремленность, благородство).

Это сказка о коварстве и вероломстве, о дружбе и товариществе, о любви и верности, о смерти и оживлении.

Задание 4.

Собрать из кубиков картинку из «Сказки о рыбаке и рыбке».

Задание 5.

Из какой сказки эти герои? К данным иллюстрациям найти текст из «Сказки о золотом петушке».

Итак, наш литературный базар заканчивается.

«Сказка – ложь,

Да в ней намек.

Добрым молодцам – урок».

Что означают эти слова? Что за урок? Чему учат нас сказки А.С.Пушкина? (видеть добро и зло, сопереживать героям, находить положительные и отрицательные качества).

Действительно, всеми этими качествами обладают герои сказок. Но ими наделены и люди, окружающие нас, мы с вами, каждый из нас. Качества, которые мы проявляем, наиболее часто становятся чертами нашего характера.

Вот эти положительные черты характера, которые нужно закладывать в наш жизненный «чугунок», чтобы получилось вкусное, хорошее «варево», т.е. сформировался характер.

ИТОГ:

Наше занятие подходит к концу. Читайте больше сказок, любите читать книги. Учитесь видеть в них добро и зло, положительные и отрицательные стороны героев. Из поколения в поколение родители читают эти сказки своим детям. Я надеюсь, что когда вы станете взрослыми, вы с удовольствием будете читать произведения А.С.Пушкина себе и своим детям.

Используемая литература:

  1. Сборник «Сказки Пушкина». Москва 2015г.
  2. «Загадки по сказкам А.С.Пушкина». Москва. 2013г.
  3. «Это Пушкин: лирика». А.Б. Горская под редакцией Т.А.Лебедева. Челябинск 1999г.

  • Пушкин сказка о золотом петушке чит дневник
  • Пушкин сказка о золотом петушке смотреть мультик
  • Пушкин сказка о золотом петушке отрывок на конкурс
  • Пушкин сказка о золотом петушке главные герои для читательского дневника
  • Пушкин сказка о медведихе главная мысль