Пушкин сказка о золотом петушке 4 класс 21 век презентация

Ответы на вопросы учебника литературное чтение 4 класс, 1 часть, климанова, горецкий, страницы 135-136. укм школа россиираздел чудесный мир классики.

Ответы на вопросы учебника «Литературное чтение» 4 класс, 1 часть, Климанова, Горецкий, страницы 135-136. 

УКМ «Школа России»

Раздел «Чудесный мир классики». Проверим себя и оценим свои достижения.

1. Какие стихотворения Пушкина о природе ты читал раньше? С какими познакомился в этом разделе? О каких временах года пишет поэт? Как ему удаётся передать красоту природу в разное время года?

Я читала многие стихотворения Пушкина о природе.

Во втором классе мы изучали стихотворения «Вот север, тучи нагоняя» и «Зима, крестьянин торжествуя».

В третьем классе мы проходили стихотворения «Зимний вечер» и «Зимнее утро».

В этом году прочли стихотворения «Унылая пора» и «Туча».

Поэт пишет об осени, лете и зиме. Он одушевляет природу и поэтому она оживает в его описаниях. Пушкин использует очень красивые эпитеты и сравнения, которые позволяют ему показать всю красоту природы.

2. Знаешь ли ты какие-нибудь восточные сказки? Перескажи одну из них. Постарайся употребить в своём рассказе такие слова, которые помогут слушателям представить страну, город, одежду и занятия героев.

Пересказ восточной сказки «Али-баба и сорок разбойников» для 4 класса

В одном персидском городе жил бедняк Али-Баба и его богатый брат Касим. Касим торговал на базаре цветными халатами и был женат на дочери судьи.

Али-Баба возил в город дрова с гор и едва сводил концы с концами. Он был женат на доброй девушке.

Однажды Али-Баба стал свидетелем того, как банда разбойников скрылась в пещере. Он услышал волшебные слова, которые открывали пещеру: «Симсим, откройся».

Когда разбойники уехали, Али-Баба вошёл в пещеру и набрал много сокровищ.

О богатстве брата узнал Касим, и тоже отправился в пещеру. Но от жадности он забыл волшебные слова, его застали разбойники и убили.

Разбойники решили найти Али-Бабу. Они отправились в город. Но служанка Али-Бабы заметила, что их дом помечают крестиком, и поставила такие же кресты на всех домах.

А когда разбойники попытались проникнуть в дом в кувшинах, служанка залила их кипящим маслом, а атамана зарезала кинжалом.

Али-Баба был счастлив и щедро наградил находчивую служанку.

3. Какие сказки Пушкина ты читал? Разгадай кроссворд. Объясни как ты понимаешь слово отгадку. Какую … сказку ты прочитал в этом разделе?

Я читала все сказки Пушкина: «О попе и работнике его Балде», «О золотом петушке», «О мёртвой царевне и семи богатырях», «О рыбаке и рыбке», «О царе Салтане».

Пример заполнения кроссворда можно посмотреть внизу страницы.

По вертикали получается слово Прозаическая. Это значит написанная прозой, не стихами.

В этом раздели мы прочитали стихотворную сказку «О мёртвой царевне» и прозаическую сказку «Ашик-Кериб».

4. Вспомни, что такое басня? В чём заключаются её особенности?

Это литературное произведение, которое носит поучительный характер. Героями басен являются животные, наделённые характерами людей. Автор использует иносказание.

5. В чём необычность басен Толстого? Есть ли в них иносказательность? Какова мораль басен Толстого? Выражена ли она в его произведениях? Откуда мы можем узнать, что хотел сказать нам автор?

В баснях Толстого героями выступают люди, а не животные. Писатель не использует иносказание, но его басни очень поучительны.

Мораль басен Толстого содержится в основной мысли басни. Она обязательно выражена в произведениях, но иногда не явно.

Например, в басне «Правда всего дороже» мораль вынесена в заголовок. А в басне «Как мужик убрал камень» она неявная. Но её можно выразить пословицей: «Сметка всего дороже».

Найдя главную мысль басни, мы понимаем, что хотел сказать писатель. Например, в басне «Старый дед и внучек» ребёнок вырезает для родителей лохань. Родителям становится стыдно, а мы понимаем, что старых нужно уважать.

6. Что сближает рассказы Толстого «Детство» и Чехова «Мальчики»? Чем они различаются? Обсудите с другом.

Эти рассказы сближаются тем, что их герои мальчики, которые очень любят своих родителей, особенно маму. Об этом говорит Николенька, о маме беспокоится Володя.

Различаются эти рассказы поступками мальчиков. Николенька очень домашний и тихий ребёнок. Для него счастье в том, чтобы быть рядом с мамой.

Володя сбегает в Америку и делает маме больно. Но он осознаёт свою ошибку.

7. Какие произведения Толстого о детях ты читал раньше? Что общего между детьми-героями этих произведений? Почему автору важно рассказать о них и их жизни? Чему он хочет научить своих читателей? Какое произведение тебе особенно запомнилось? Составь план рассказа и перескажи его.

Я читала много рассказов Толстого о детях. 

Это «Филипок», «Старый дед и внучек», «Котёнок», «Акула», «Прыжок» и некоторые другие.

Герои этих рассказов — обычные дети, часто живущие в деревне. Все они совершают какие-то поступки, заставляющие читателя переживать за них. Иногда это очень добрые и правильные поступки, как решение Филипка идти в школу. Иногда — глупые, как попытка мальчика поймать на мачте обезьяну.

Но автор специально рассказывает об этих поступках, чтобы на примере своих героев научить читателя тому, как правильно поступать, а как поступать не надо. Для него важно, чтобы читатели выросли хорошими и честными людьми.

Мне особенно понравился рассказ «Акула», пример пересказа которого можно найти по ссылке.

1

Произведения Александра Сергеевича Пушкина для детей полны чудес и роскоши. Взятые из мира волшебства, они тесно связаны с окружающей жизнью, просты и понятны.

В читательский дневник «Сказку о золотом петушке» с кратким содержанием, планом пересказа и анализом школьники записывают в третьем классе.

Информация будет полезна для уроков внеклассного чтения и более глубокого понимания произведения.

История создания

«Сказка о золотом петушке» была написана Пушкиным осенью 1834 года в родовой усадьбе Болдино (Нижегородская область). Здесь поэт чувствовал особый творческий подъем, написал много чудесных стихов в осенний период в 1830 и 1833 гг. В 1834 году Александр Сергеевич снова вернулся к месту вдохновения в надежде творить.

Краткое содержание «Сказки о золотом петушке» для читательского дневника (А.С. Пушкин)

Однако в жизни поэта не все было безоблачно. Долги и давление цензуры отражались на его эмоциональном состоянии. Во время трехнедельного пребывания в Болдино ему удалось написать только одну сказку о царе Дадоне. Литературоведы считают, что прототипом для нее стала «Легенда об арабском астрологе», написанная «отцом американской литературы» Вашингтоном Ирвингом.

Упростив и изменив сюжет египетской сказки, поэт приблизил ее к русскому народному произведению. В сюжете заложены идеи, обличающие действия царской власти и императора. В сказочной форме Пушкин смог высказать все, что думал о правящем режиме. После цензуры ее пропустили в печать. Первая публикация состоялась в 1835 году в журнале «Библиотека для чтения».

Основные персонажи

Литературоведы редко обращались к произведению, поэтому о его истории сохранилось мало информации.

Особый интерес к сказке проявила Анна Ахматова, благодаря которой удалось установить, что она была написана на основе новеллы Ирвинга.

Большинство исследователей не принимают этот факт, считая сюжеты литературных работ слишком разными. Однако многие смирились с этим фактом. В читательском дневнике следует отметить главных героев сказки:

Краткое содержание «Сказки о золотом петушке» для читательского дневника (А.С. Пушкин)

  1. Петушок. Олицетворение борьбы света над тьмой — на Руси простые люди вставали с первыми птахами, которых ласково называли золотыми гребешками, и принимались за работу. У Пушкина птица — сверхсильное существо, способное восстановить справедливость.
  2. Царь Дадон. Правитель в возрасте, своенравный, жестокий и глупый. Не смог устоять перед чарами заморской красавицы. Дадон — говорящее имя. В словаре Даля ему дана такая характеристика — неуклюжий, нескладный, несуразный человек.
  3. Звездочет. Мудрец, погибший от руки правителя.
  4. Шамаханская царица. Удивительная красавица, из-за которой произошел раздор в сказке. Образ взят Пушкиным из произведения «Княжна Милуша». В нем Катерина, как и царица, внезапно появляется и исчезает, принося главному герою много страданий.

Краткое содержание

Престарелый царь Дадон получил в подарок от кудесника волшебного золотого петушка. Теперь ему не нужно было бояться внезапного нападения врага. Сидя на спице, петушок указывал направление, откуда шла беда, и войско правителя успевало подготовить оборону. Видя такой отпор со стороны царя, соседи присмирели и не стремились нападать на его владения.

За такую бесценную услугу государь пообещал исполнить любую просьбу мудреца. Но тот не спешил с решением, ведь всему свое время. Однажды произошли удивительные события: после долгого молчания петушок встрепенулся и заголосил, вещая беду.

Краткое содержание «Сказки о золотом петушке» для читательского дневника (А.С. Пушкин)

Один за другим врага отправились искать оба сына Дадона, но не вернулись. Тогда сам царь встал во главе войска и поехал в сторону, на которую указывал петушок.

В поле он увидел шатер, вокруг которого лежало побитое войско и мертвые сыновья. В этот момент из шатра вышла прекрасная девушка и пригласила его войти. Увидев ее красоту, царь забыл о смерти сыновей. Будучи околдован ее чарами, он провел в пирах с Шамаханской царицей целую неделю.

Пришло время возвращаться в город. Девица отправилась с царем, и во время пышного въезда в город Дадон увидел в толпе седого мудреца.

Звездочет напомнил государю о данном когда-то обещании. На это правитель возмутился и предложил старцу хоть чин, хоть деньги. Но девицу не отдал.

Когда же мудрец отказался от всех благ и вновь попросил, чтобы царь сдержал слово, Дадон убил его жезлом.

Все содрогнулись, лишь красавица весело смеялась. Когда же царь въехал в город, петушок сорвался со спицы и клюнул его в темя. Царь умер, а Шамаханская царица исчезла, словно ее и не бывало.

Анализ для читательского дневника

В своей тетради ученикам младшей школы важно отразить основные аспекты и смысл сказки Пушкина о золотом петушке. Волшебная птица является главным героем, который вершит правосудие и наказывает правителя, не пожелавшего сдержать слово. Кратко отразить информацию о сказке можно в нескольких строках:

Краткое содержание «Сказки о золотом петушке» для читательского дневника (А.С. Пушкин)

  1. ФИО автора. Александр Сергеевич Пушкин.
  2. Название произведения. «Сказка о золотом петушке».
  3. Год написания. Осень 1834 г.
  4. Жанр. Волшебная сказка.
  5. Тема произведения. Честность.
  6. Главная мысль. За все поступки придется держать ответ. Важно быть последовательным, даже если это невыгодно или идет вразрез с планами.
  7. Суть. В первую очередь нужно надеяться на себя, а не на помощников. Иначе можно допустить губительную для себя ситуацию. Магия непредсказуема, а за свои слова рано или поздно нужно отвечать. Как показывает опыт Дадона, цена несдержанного обещания может быть слишком высока.
  8. Аннотация (1−2 предложения). Царь Дадон обезопасил свою страну с помощью подарка от Звездочета — золотого петушка. Когда пришло время вознаградить старца, он повел себя как правитель, который не держит обещаний, за что и был убит.
  9. Чему учит. «Сказка о золотом петушке» предупреждает, что важно держать слово, уметь отличать добро от зла и хранить дружбу.
  10. Подходящие пословицы. «Давши слово держись, а не давши — крепись». «Честное слово дорого стоит».
  11. Что понравилось. В сказке восторжествовала справедливость. За отказ держать данное Звездочету слово и за его убийство Дадон был наказан, поплатился собственной жизнью.

Юные читатели могут встретиться с новыми словами, которые требуют разбора. Шелом в стихотворении — это шлем. Темя — затылок. Войско в старину называли ратью, а скопцов — евнухами.

План для пересказа

Литературоведы отмечают, что в произведении о петушке и Дадоне больше морали, чем в других сказочных историях Пушкина.

Сказку не стоит относить к классическим русским народным, поскольку в содержании мало фольклора и морали, отсутствуют зачин, герои-помощники, волшебные предметы.

Однако, как и во многих сказочных произведениях, торжествует справедливость, и после прочтения остается положительное впечатление. На уроке литературного чтения ребятам может потребоваться пересказ текста, который удобно сделать по такому плану:

Краткое содержание «Сказки о золотом петушке» для читательского дневника (А.С. Пушкин)

  1. Подарок царю Дадону от Звездочета.
  2. Служба золотого петушка.
  3. Тревога в государстве.
  4. Поход старшего и младшего сына, их исчезновение.
  5. Выступление Дадона.
  6. Встреча с Шамаханской царицей.
  7. Возвращение в город.
  8. Общение со старцем и нарушенное слово.
  9. Месть золотого петушка.

Сказка является последней в творчестве знаменитого русского поэта. Она воплощает все то, чему Пушкин научился за годы работы над произведениями подобного рода, учит честности и справедливости.

Отзывы читателей

Читала эту сказку много раз. Сначала в детстве, потом своему сыну, теперь уже внукам. Особенно хорошо она воспринимается с картинками, поэтому храню свою первую книгу 1962 года выпуска. Пушкин — мастер своего дела.

После прочтения всегда задумываюсь, чему сказка «Золотой петушок» учит меня в этот раз. Ведь это не только волшебный сюжет, но и отражение ситуации в обществе, в котором жил автор. Каждый богач мог сначала пообещать что-то, а потом «забыть».

Но автор напоминает — безнаказанным слово чести не будет. Жизнь вмешается и внесет коррективы.

С годами начинаешь глубже понимать смысл сказки Пушкина «Золотой петушок». Жизнь ставит перед человеком много испытаний, искушает соблазнами. Однако важно подходить ко всему с «холодной головой». Ради красавицы старый царь Дадон позабыл о мести за убитых сыновей, пренебрег данным скопцу словом чести. Неудивительно, что его ждала расправа. Ведь каждому воздается по заслугам.

Недавно я писала сочинение о любимом произведении А. С. Пушкина. Выбрала сказку о петушке. В ней нет положительных героев, но прекрасно описаны хорошие и плохие поступки людей. Нельзя давать обещаний, если ты не думаешь их выполнять. Царь поступил опрометчиво и ответил злом на добро, за что и поплатился.

Пушкин «Сказка о Золотом петушке», разбор для читательского дневника

обзоры книг

сказки, школьная программа

Краткое содержание «Сказки о золотом петушке» для читательского дневника (А.С. Пушкин)

В статье вы найдете разбор (можно даже сказать, анализ) «Сказки о золотом петушке», специально для читательского дневника. Мы включили в него перечень главных героев, сюжет (краткое содержание), план пересказа, главную мысль и вывод.

  • Александр Сергеевич Пушкин
  • Жанр: Сказка (в стихах)
  • Год написания: 1834

Содержание «Сказки о золотом петушке» говорит о том, как правителя могут подвести его безрассудные решения и вера в собственную значимость. Все это приводит к гибели царского рода Дадона и его государства.

Главные герои:

Дадон — старый правитель тридевятого царства, желает покоя. В словарях «дадонами» называют неуклюжих и несуразных людей.

Мудрец — человек, который обладает многими знаниями. Он предан наукам, магии и отрекается от суеты ради служения высшим целям.

Золотой петушок — волшебный сторож тридесятого царства, символ дальновидности, правды и справедливости. Его преподносит Дадону звездочет.

Воевода — важное лицо в окружении Дадона, правит войском государя.

Сыновья Дадона — потомки царя Дадона, гибнут от рук друг друга.

Шамаханская царица — соблазнительница Дадона и его сыновей. Заполучить ее желает и мудрец.

Сюжет (краткое содержание сказки):

В далеком государстве правит старый царь Дадон. Ему досаждают соседи, земли которых царь часто разорял страшными набегами в молодости.

Дадону хочется покоя. Он обращается к «звездочету и скопцу» за помощью. Мудрец преподносит престарелому государю волшебного стража. За эту услугу он требует от царя исполнить любую просьбу, когда самому звездочету этого захочется. Дадон соглашается.

Царство преданно охраняется петушком, который сидит на спице высокого здания. Он предупреждает о любой опасности. Скоро соседи начинают снова бояться Дадона.

Но однажды государя будит страшный крик петуха. Золотая птица оборачивается на восток и замирает. О тревоге государю сообщает Воевода. Дадон собирает войско и отправляет старшего сына усмирить неприятеля.

Проходит восемь дней. Дадон не получает вестей от сына. Петушок снова кричит. В путь с ратью отправляется младший царский сын. Проходит тоже восемь дней.

Крик петуха возвещает, что нужно собрать новое войско и на девятый день отправляться в дорогу самому Дадону. Восемь дней государь движется с армией на восток.

На девятый день Дадон обнаруживает побитую рать и обоих сыновей, которые убили друг друга у прекрасного шелкового шатра. Пока отец горюет, из шатра выходит прекрасная девица. Она ведет к себе Дадона.

С красавицей он забывает о своем родительском горе.

Шамаханская царица отправляется вместе с Дадоном в столицу. Там их встречает звездочет. Он требует от царя отдать ему красавицу в оплату своей услуги.

Дадон сердится, приказывает схватить мудреца и бьет его жезлом. Звездочет падает замертво. Шамаханская царица смеется.

Когда государь въезжает в город, со спицы слетает петушок. Он клюет в темя Дадона и улетает, когда тот умирает. Вслед за петушком испаряется и загадочная красавица.

План пересказа:

  1. Старый царь Дадон мечтает о мирном правлении тридевятым государством.
  1. Государь просит помощи у восточного звездочета.
  1. Мудрец дарит Дадону золотого петушка.
  1. Петушок предупреждает царя о любой опасности. Соседи снова боятся нападать на страну Дадона.
  1. Тревожное пенье петуха и обращение птицы на восток.
  1. Первый сын Дадона отправляется с войском в путь.
  1. Через восемь дней золотой страж снова предупреждает об опасности. На помощь старшему брату спешит второй сын Дадона.
  1. На восьмой день после отправления младшего сына звучит третье предупреждение от петушка.
  1. Сам Дадон ведет войско. Через восемь дней он натыкается на шатер. Перед ним лежат побитые войска. Царь обнаруживает, что его сыновья убили друг друга.
  1. Из шатра появляется соблазнительная красавица.

    Дадон забывает о гибели войска, своих детей и утешается чарами Шамаханской царицы.

  1. Вместе с красавицей Дадон отправляется домой.
  1. В столице его встречает звездочет. Он требует отдать ему Шамаханскую царицу за свои услуги.
  1. Дадон рассержен. Он убивает звездочета одним ударом жезла. Царица хохочет.
  1. В столице к царю спускается со спицы золотой петушок. Он клюет Дадона в темя, царь погибает. Петушок улетает. Шамаханская царица испаряется.

Главная мысль:

Следует уважать соседей и помнить, что за каждый поступок придется ответить.

Вывод:

Царь Дадон теряет семью, государство и жизнь в короткое время. Все потому, что он отказывается от собственного слова, поддается чарам Шамаханской царицы и слишком скоро забывает о гибели сыновей. Сказка показывает, что нельзя нарушать обещания, поддаваться соблазнам и отказываться от предложенного жизнью искупления.

Анализ сказки для читательского дневника предоставила vesnushka07.

Советую посмотреть:

Краткое содержание «Сказки о золотом петушке» для читательского дневника (А.С. Пушкин)

Пушкин, «Сказка о царе Салтане», краткое содержание

Краткое содержание «Сказки о золотом петушке» для читательского дневника (А.С. Пушкин)

Эпитеты в русских сказках

Не жадничаем, делимся в соцсетях, если статья оказалась полезной:

Краткое содержание «Сказка о золотом петушке» А. С. Пушкина – Помощник для школьников Спринт-Олимпик.ру

«Сказка о золотом петушке» Пушкина была написана в 1834 году.

Это последнее сказочное произведение писателя, в котором он обнажает многие человеческие пороки и напоминает, что за все свои поступки рано или поздно придется держать ответ.

На нашем сайте можно прочитать краткое содержание «Сказка о золотом петушке». Пересказ будет полезен как для читательского дневника, так и для подготовки к уроку по литературе.

Основные персонажи сказки

Краткое содержание «Сказка о золотом петушке» рассказывает о неблагодарном царе, коварной царице и чудесном петушке.

Главные герои:

  • Царь Дадон – престарелый правитель, в прошлом грозный воин, позабывший обо всем под влиянием Шамаханской царицы.
  • Золотой петушок – волшебный персонаж, который зорко следил за границами царства Дадона.

Другие персонажи:

  • Звездочет – старый мудрец, подаривший Дадону Золотого петушка.
  • Шамаханская царица – безжалостная красавица, за внимание которой поплатились сыновья Дадона, сам царь и звездочет.

 «Сказка о золотом петушке» в сокращении

А. С. Пушкин «Золотой петушок» краткое содержание для читательского дневника:

Престарелому царю Дадону кудесник подарил золотого петушка, который будет предупреждать о любой опасности. Это позволило царю заранее готовиться к битвам и всегда быть победителем. За эту услугу царь пообещал волшебнику исполнить любую его просьбу.

Однажды петушок запел, предупреждая о беде. Оба сына царя встали во главе войска и отправились искать врага. Прошло какое-то время, петушок вновь запел, тогда царь сам встал во главе войска и поехал за сыновьями.

В степи он увидел огромный шатер, а вокруг него побитое войско и двух его убитых сыновей. В этот момент из шатра вышла прекрасная девушка и пригласила царя войти. Царь мгновенно влюбился в нее и обо всем забыл.

А наутро он поехал в столицу с девушкой. Из толпы вышел волшебник и попросил девушку, царь разгневался и ударил того посохом по лбу. Тогда петушок взлетел на голову царю и убил его своим клювом.

Вывод:

Старый царь так сильно влюбился в молодую царицу, что забыл и о смерти сыновей, и об обещании, данном мудрецу, за это и поплатился.

Другая «Сказка о рыбаке и рыбке» Пушкина была написана в 1833 году.  В ее основе лежит простонародный сюжет, который автор облачил в стихотворную форму. Это история о том, до чего может довести человеческая жадность и потакание собственным прихотям.

Сжатый пересказ «Сказки о золотом петушке»

«Сказка о золотом петушке» краткое содержание с цитатами из произведения:

«В тридевятом царстве, в тридесятом государстве» жиль царь Дадон. В молодости он был грозным правителем, который постоянно воевал с соседями. Но с возрастом он захотел «покой себе устроить» и отдохнуть от постоянных войн.

Чтобы обеспечить себе спокойную, мирную жизнь, царь Дадон обратился за помощью к мудрецу-звездочету. Тот подарил ему волшебного петушка, который зорко следил за царскими владениями и предупреждал в случае приближения опасности. В свою очередь, царь Дадон пообещал звездочету исполнить любое его желание.

Петушок Золотой гребешок всегда был начеку, и «соседи присмирели, воевать уже не смели». Так прошло несколько лет, но однажды петушок, повернувшись на восток, стал громко кукарекать, предупреждая об опасности.

Царь отправил войско во главе со старшим сыном. Не получив никаких вестей, Дадон послал на выручку младшего сына с отважными воинами. Так и не дождавшись никаких известий от своих сыновей, царь сам возглавил «третью рать», и повел ее на восток.

Какого же было его удивление и горе, когда он увидел мертвых своих сыновей, заколовших друг друга у входа в шелковый шатер. Царь горько заплакал, но он быстро позабыл о своей утрате, когда увидел, как из шатра вышла «девица, Шамаханская царица». Ослепленный красотой девушки, Дадон полностью ей покорился.

Вскоре царь вернулся домой с войском и Шамаханской царицей. Увидев красавицу, звездочет обратился к Дадону и напомнил о его обещании выполнить любую просьбу: «Подари ж ты мне девицу, Шамаханскую царицу».

Разгневанный царь ударил старика жезлом по лбу, и тот упал замертво. «Вся столица содрогнулась», а красавица лишь весело рассмеялась. В этот миг Золотой петушок спорхнул со спицы, и так сильно клюнул царя в темя, что тот скончался на месте. И Золотой петушок, и Шамаханская царица исчезли, будто вовсе их и не бывало…

Заключение

В своей сказке Пушкин сделал акцент на том, как важно отвечать за свои поступки и сдерживать данные обещания. В противном случае расплата будет весьма суровой.

После того, как прочитаете краткое содержание «Сказки о золотом петушке», рекомендуем ознакомиться с полной версией произведения.

краткое содержание «Сказки о мёртвой царевне и о семи богатырях» А. С. Пушкина.

ПредыдущаяСледующая

«Сказка о золотом петушке» краткое содержание для читательского дневника по произведению Пушкина (3 класс) – чему учит, главная мысль, отзыв

Краткое содержание «Сказка о золотом петушке» для читательского дневника

ФИО автора: Пушкин Александр Сергеевич

Название: Сказка о золотом петушке

Число страниц: 24. Пушкин Александр Сергеевич. «Сказка о золотом петушке». Издательство «Качели». 2021 год

Жанр: Сказка

  Краткое содержание Жюль Верн «Дети капитана Гранта»

  • Год написания: 1834 год
  • Материал подготовлен совместно с учителем высшей категории
  • Ильиной Галиной Сергеевной.
  • Опыт работы учителем русского языка и литературы — 36 лет.

Подробный пересказ Сказки о золотом петушке

Жил-был царь по имени Дадон. В молодые свои годы вел он множество войн, и его соседи боялись и уважали государя. Но пришло время, Дадон состарился и не мог уже воевать. Вот тут-то правители пограничных государств и осмелели. Сложно стало некогда грозному царю, только отстоят его войска одну границу, как с другой уже собирается другая армия.

И пришел к нему как-то один мудрец. Достав из мешка петуха золотого, он велел Дадону посадить ту птицу на самый высокий шпиль. И пообещал, что отныне этот петушок будет всегда предупреждать царя о готовящихся на его царство нападениях. Обрадованный государь, посулил мудрецу исполнить любое его пожелание.

С той поры так и пошло. Чуть только соберется чужая армия напасть на государство Дадона, петушок поднимает шум и царское войско встречает неприятеля во всеоружии. Не застать их теперь врасплох! Поняли соседи, что и в старости царь Дадон небеззащитен, себе дороже нападать на него, да и успокоились. Тишь да гладь теперь в царстве.

Уже много времени прошло в мире, как вдруг петушок, развернувшись в восточную сторону, закричал-затревожился. Собрался с войском старший царский сын и пошел отстаивать границу.

Прошло 8 дней, а от него — ни слуху ни духу. А петушок вновь кричит-беспокоится. Собрался младший царевич на подмогу. Да и он пропал — никаких вестей от обоих. И снова петушок кричит.

Делать нечего, собрал рать сам царь Дадон и поехал к восточной границе.

Вот приходит он в горы и видит разбитые войска своих сыновей, а невдалеке стоит шатер. А внутри лежат царевичи, пронзив друг друга мечами. Ох, какое горе охватило государя! Рыдает он над своими детьми, плачут все, кто это видит…

Но тут откидывается полог и в шатре появляется дева невиданной красоты — царица Шамаханская. Пораженный царь за ней пошел и пировал 7 дней, забыв и о погибших сыновьях, и обо всем на свете.

Вот ведь, седина в бороду — бес в ребро! Задумал старый царь на той деве жениться. И везет свою невесту во дворец. Въезжают они в столицу и встречает их у ворот толпа народа. И мудрец давешний тоже там. Вот подходит он к царю и просит Дадона выполнить обещание. А тот что, царское слово крепко, готов исполнить.

Вот только попросил мудрец себе невесту царскую. А разве ж Дадон ее отдаст! Разгневал только чародей царя-батюшку. Тот и стукнул просителя своего посохом по темечку. Да много ль мудрецу- старинушке надо? Мертвый и упал. Народ ахнул, а девица царская хихикает. Тут петушок со шпиля своего слетел и царя клюнул. Тоже в темя. Помер и царь на месте.

А царица Шамаханская у людей на глазах исчезла!

Сказка ложь, но урок в ней крепкий. Слово свое держать надо! И за добро добром платить, а не руки распускать. Да дерево по себе рубить!

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Сюжет

Дадон был грозным и могущественным царём, которого боялись все в округе. Когда он постарел, то ушёл от ратных дел, и вскоре его стали тревожить набегами воинственные соседи.

Дадон обратился за помощью к одному мудрецу, и тот подарил царю золотого петушка, который заранее предупреждал о появлении вражеских войск.

Взамен Звездочёт попросил Дадона исполнить одно его желание, и тот согласился.

Золотой петушок, сидя на высокой башне, исправно нёс свою службу, и вскоре соседи Дадона присмирели. Однажды золотой петушок поднял тревогу – к царским владениям приближались враги. Дадон отправил в поход старшего сына с войском, но спустя восемь дней сын так и не вернулся. Тогда Дадон отправил ему на подмогу младшего сына, но и от того не было вестей.

Петушок не унимался, и Дадон отправился в поход сам. Он прибыл на место великой битвы, где все были мертвы, в том числе и его сыновья. Неподалёку царь увидел богато украшенный шатёр, в котором находилась прекрасная Шамаханская царица. Увидев красавицу, Дадон тут же позабыл об убитых сыновьях.

Решив жениться на Шамаханской царице, он повёз ее к себе во дворец. Тут подошел к нему Звездочёт и напомнил про обещание. Он попросил у царя Шамаханскую царицу, но тот в порыве гнева убил старого мудреца. В тот же миг золотой петушок слетел с башни и что есть силы клюнул Дадона в лоб.

Царь скончался на месте, а Шамаханская царица исчезла.

Сюжет — краткое содержание

  1. Додон просит Звездочета помочь ему сохранить царство, и тот дарит царю Золотого петушка, предупреждающего об опасности.
  2. Петушок исправно нес службу, и царь Додон справился со всеми врагами.
  3. Когда Золотой петушок снова запел, царь дважды посылал своих сыновей, но потом ему пришлось отправится на бой самому.
  4. Додон нашел убитых сыновей и в шатре красивую Шамаханскую царицу, в которую тут же влюбился.
  5. Додон отказал Звездочету, который попросил у него Шамаханскую царицу, и убил старика.
  6. Петушок слетел на голову Додона и клюнул его в темя, а потом исчез вместе с Шамаханской царицей.
  7. Краткое содержание произведения можно прочитать здесь, там же вы найдете еще один вариант краткого содержания для читательского дневника

Отзыв

В жизни очень много соблазнов, однако всегда нужно иметь голову на плечах и не поддаваться им. Старый царь Дадон ради красивой царицы позабыл о сыновьях, о данном обещании, о собственной чести. Неудивительно, что он поплатился за свою слабость головой.

Рисунок-иллюстрация к Сказке о Золотом петушке.

Основные персонажи сказки

Краткое содержание «Сказка о золотом петушке» рассказывает о неблагодарном царе, коварной царице и чудесном петушке.

Главные герои:

  • Царь Дадон – престарелый правитель, в прошлом грозный воин, позабывший обо всем под влиянием Шамаханской царицы.
  • Золотой петушок – волшебный персонаж, который зорко следил за границами царства Дадона.

Другие персонажи:

  • Звездочет – старый мудрец, подаривший Дадону Золотого петушка.
  • Шамаханская царица – безжалостная красавица, за внимание которой поплатились сыновья Дадона, сам царь и звездочет.

Краткое содержание Пушкин Сказка о золотом петушке

Сказка, в стихотворной форме, повествует о грозном Царе Дадоне, которого утомили войны с соседними государствами. Хитрый царь заключает сделку с мудрецом. Тот дает ему золотого петушка, который должен охранять границы его владений, оповещая о нападениях непрошеных гостей. В свою очередь, Царь, обещает исполнить любую волю мудреца.

По возвращению домой он встречает на своем пути мудреца, который напоминает ему о данном царем обещании. Мудрец просит отдать ему Шамаханскую царицу. Царь отказывается, ударяет старика жезлом, отчего тот падает замертво. Золотой петушок, спорхнув со спицы и приземлившись на темя царя, клюет царя в темя и царь Дадон расплачивается жизнью за свой обман и неблагодарность.

Сказка о золотом петушке

Настройки

Произведение написано Александром Сергеевичем Пушкиным в 1834 году. В нём автор акцентирует внимание читателя на множестве человеческих пороков.

Краткое содержание сказки Пушкина «Сказка о золотом петушке» заставляется задуматься о том, что расплата человека за свои недальновидные поступки может оказаться очень суровой.

Главные герои:

  • Волшебный петушок – сказочный персонаж долгое время верно охранял владения правителя.
  • Дадон – пожилой царь в прошлом был грозным воином.

Второстепенные персонажи:

  • Шамаханская царица – за попытки завладеть вниманием этой безжалостной красавицы было суждено поплатиться и Дадону, и старому звездочёту, и сыновьям правителя.
  • Старый звездочёт – этот персонаж решил подарить Дадону диковинную птицу (волшебного петушка).

Краткое содержание

Дадон обитал в тридевятом царстве, в тридесятом государстве. В прежние годы он проявил себя как грозный правитель, постоянно воевавший с соседями. Но в старости Дадон решил отдохнуть от суровых сражений: «покой себе устроить». Поэтому правитель пошёл к мудрецу-звездочёту за помощью. Старик подарил правителю диковинного петушка.

Волшебная птица оберегала владения Дадона, предупреждая его о надвигающейся опасности. Правитель, в свою очередь, намеревался исполнить любую прихоть мудрого старца.

Благодаря стараниям золотого петушка, «соседи присмирели, воевать уже не смели».

Через несколько лет волшебная птица, повернувшись на восток, начала громко предупреждать правителя об опасности. Дадон решил отправить в это место войско, которое возглавил старший царский сын. Никаких известий о ходе сражений не было. Тогда Дадон отправил на выручку своего младшего сына со смелыми воинами.

Но и в этот раз никакой весточки из тех земель не поступило. Тогда Дадон решил сам возглавить «третью рать» и повести войско на восток.

Правитель испытал огромное горе, увидев мёртвых царевичей неподалёку от входа в шёлковый шатер. Царские сыновья закололи друг друга. Правитель сильно горевал из-за безвременной гибели детей. Но царь быстро забыл о постигшем его горе, когда взгляд Дадона упал на выходившую из шатра Шамаханскую царицу. Правитель был ослеплен красотой незнакомки и оказался полностью под властью её чар.

Вскоре правитель вернулся на родину с молодой царицей и своим войском. Увидевший прелестницу звездочёт тоже пал жертвой чар красавицы. Он решил напомнить потерявшему голову от любви правителю о данном ранее слове выполнить любую просьбу старика. Звездочёт сказал: «Подари ж ты мне девицу, Шамаханскую царицу».

Дадон разгневался и быстро стукнул старика по лбу тяжёлым жезлом. От такого сильного удара звездочёт свалился замертво. В то же мгновение прежде верный Дадону петушок резко клюнул царя в темя. Правитель умер на месте. А красавица-девица и волшебная птица исчезли безвозвратно, словно их и не было никогда.

Пушкин А.С. “Сказка о золотом петушке” Читательский дневник, краткое содержание

Сюжет — краткое содержание

  • Додон просит Звездочета помочь ему сохранить царство, и тот дарит царю Золотого петушка, предупреждающего об опасности.
  • Петушок исправно нес службу, и царь Додон справился со всеми врагами.
  • Когда Золотой петушок снова запел, царь дважды посылал своих сыновей, но потом ему пришлось отправится на бой самому.
  • Додон нашел убитых сыновей и в шатре красивую Шамаханскую царицу, в которую тут же влюбился.

  Капитанская дочка (Пушкин А. С.

, 1836)

  1. Додон отказал Звездочету, который попросил у него Шамаханскую царицу, и убил старика.
  2. Петушок слетел на голову Додона и клюнул его в темя, а потом исчез вместе с Шамаханской царицей.
  3. Краткое содержание произведения можно прочитать здесь, там же вы найдете еще один вариант краткого содержания для читательского дневника

Краткое содержание «Сказка о золотом петушке» для читательского дневника

ФИО автора: Пушкин Александр Сергеевич

Название: Сказка о золотом петушке

Число страниц: 24. Пушкин Александр Сергеевич. «Сказка о золотом петушке». Издательство «Качели». 2021 год

  • Жанр: Сказка
  • Год написания: 1834 год
  • Материал подготовлен совместно с учителем высшей категории
  • Ильиной Галиной Сергеевной.
  • Опыт работы учителем русского языка и литературы — 36 лет.

Пословицы к произведению

  1. Давши слово держи, а не давши — крепись.
  2. Слово не воробей, вылетит — не поймаешь.
  3. Береги честь смолоду, а платье снову.
  4. Седина в голову, бес в ребро.

  Садко: “Образ храброго героя” древних былин

Честное слово дорогого стоит.

Назад к содержанию

Здравствуйте! Меня зовут Мария, я автор сайта Пушкин сделал. Надеюсь, что мой сайт вам помогает, в свою очередь прошу помощи у вас. Моему сыну поставили диагноз аутизм.

Ему необходимы ежедневные коррекционные занятия, если вы можете помочь, буду вам благодарна. Каждые ваши 10 рублей — еще один шанс для моего ребенка жить полноценной жизнью.

Страница для сбора здесь

Сжатый пересказ

В тридевятом царстве, в тридесятом государстве жил славный царь Додон, ставший грозой всех соседних земель, так как успешно боролся с врагами.

Сколько бы потенциальные захватчики ни пытались угрожать правителю и его стране, он отбивался от них, принимая самостоятельно участие в походах.

В старости он решил отойти от военных и ратных дел, но набеги воинственно настроенных соседей не дают ему уйти на покой.

Тогда царь решает обратиться за помощью к великому мудрецу-звездочету, который в качестве подарка вручает Додону петуха с золотым гребешком. По словам мудрейшего, этот петушок способен оповещать заранее о приближающейся беде. Взамен он просит царя исполнить всего одно пожелание, которое звездочет озвучит позднее.

Посадил царь птицу на спицу и стал ждать. Почти все время петух сидел смирно. Птица начинала звать на помощь, громко кукарекая, если на царство надвигалась опасность. Словно флюгер, он поворачивался в сторону, откуда шел враг.

Противники присмирели, петушок перестал кричать, пока не произошло что-то странное и непонятное. Птица начала громко кричать спустя несколько лет спокойствия. Тогда царь решает отправить в военный поход старшего сына, который так и не возвратился домой.

В очередное путешествие отправляется младший царевич, который также пропадает. Отсутствие вестей сводило старого отца с ума, он решил сам поехать в поход. Он находит мертвыми сыновей и все посланное с ними войско. Становится понятно, что они убили друг друга.

Поблизости с местом битвы стоит роскошный шелковый шатер. В нем царь Додон встречает женщину невиданной красоты — Шамаханскую царицу. Он решает, что красавица должна принадлежать только ему, забывает о мертвых сыновьях, веселится с царицей. Предложив ей руку и сердце, правитель отправляется с невестой в свое царство.

В толпе глазеющих зевак царь замечает того самого волшебника, попросившего, наконец, исполнить его просьбу в качестве благодарности. Звездочет просит подарить ему Шамаханскую царицу, что весьма разозлило ее жениха.

Разгневанный правитель убивает мудреца. В этот же момент золотой петушок, который никогда не двигался со своего места, сорвался вниз и клюнул Додона прямо в темя на голове. Царь свалился с колесницы, ахнул и умер враз.

Невеста громко засмеялась и исчезла, словно ее и небывало.

Сюжет

Царь Дадон был грозным и могущественным царем, которого боялись все в округе. Когда он постарел, то ушел от ратных дел, и вскоре его стали тревожить набегам воинствующие соседи.

Дадон обратился за помощью к одному мудрецу, и тот подарил царю Золотого петушка, который заранее предупреждал о появлении вражеских войск.

В обмен же Звездочет попросил Дадона исполнить одно его желание, и тот согласился.

Золотой петушок, сидя на высокой башне, исправно нес свою службу, и вскоре соседи Дадона присмирели. Однажды Золотой петушок поднял тревогу – к царским владениям приближались враги. Дадон отправил в поход старшего сына с войском, но спустя восемь дней сын так и не вернулся. Тогда Дадон отправил ему на подмогу младшего сына, но и от того не было вестей.

Петушок не унимался, и Дадон отправился в поход сам. Он прибыл на место великой битвы, где все были мертвы, в том числе и его сыновья. Неподалеку царь увидел богато украшенный шатер, в котором находилась прекрасная Шамаханская царица. Увидев красавицу, Дадон тут же позабыл об убитых сыновьях.

Решив жениться на Шамаханской царице, он повез ее к себе во дворец. Тут подошел к нему Звездочет, и наполнил об обещании. Он попросил у царя Шамаханскую царицу, но тот в порыве гнева убил старого мудреца. В тот же миг Золотой петушок слетел с башни и что есть силы клюнул Дадона в лоб.

Царь скончался на месте, а Шамаханская царица исчезла.

Царь Дадон

Пушкин характеризует его как славного, но грозного правителя. Царь по молодости любил повоевать, совершал набеги на соседние царства. Но к старости решил остепениться и начать спокойную жизнь. Но не тут-то было. Теперь соседние государства, почувствовав слабину, пошли на него войной.

Подумал царь Дадон и позвал на помощь старого мудреца-звездочёта. Получил он от него необычный подарок – золотого Петушка, который мог предупреждать своим криком о приближении врагов. В благодарность царь пообещал исполнить любое желание звездочёта. Стала налаживаться мирная жизнь.

Но тут Петушок известил об опасности. Отправил царь Дадон войско во главе со старшим сыном, вслед за ним на помощь двинулся и младший с дружиной. В конце концов, пришлось и самому царю вспомнить молодость и двинуться вслед за сыновьями.

Нашел царь своих погибших детей. Но тут же появляется прекрасная Шамаханская царица, от красоты которой царь забывает о постигшем его горе. Везет он красавицу к себе домой. Тут старый звездочёт и вспомнил о царском обещании.

Требует он, чтобы царь отдал девицу ему. Но Дадон уже забыл о данном слове, не исполнил он желания старого мудреца и убил его. И в ту же минуту сам погиб от золотого петушка.

А Шамаханская царица исчезает, будто бы ее и не было вовсе.

Анализ для читательского дневника

В своей тетради ученикам младшей школы важно отразить основные аспекты и смысл сказки Пушкина о золотом петушке. Волшебная птица является главным героем, который вершит правосудие и наказывает правителя, не пожелавшего сдержать слово. Кратко отразить информацию о сказке можно в нескольких строках:

  1. ФИО автора. Александр Сергеевич Пушкин.
  2. Название произведения. «Сказка о золотом петушке».
  3. Год написания. Осень 1834 г.
  4. Жанр. Волшебная сказка.
  5. Тема произведения. Честность.
  6. Главная мысль. За все поступки придется держать ответ. Важно быть последовательным, даже если это невыгодно или идет вразрез с планами.
  7. Суть. В первую очередь нужно надеяться на себя, а не на помощников. Иначе можно допустить губительную для себя ситуацию. Магия непредсказуема, а за свои слова рано или поздно нужно отвечать. Как показывает опыт Дадона, цена несдержанного обещания может быть слишком высока.
  8. Аннотация (1−2 предложения). Царь Дадон обезопасил свою страну с помощью подарка от Звездочета — золотого петушка. Когда пришло время вознаградить старца, он повел себя как правитель, который не держит обещаний, за что и был убит.
  9. Чему учит. «Сказка о золотом петушке» предупреждает, что важно держать слово, уметь отличать добро от зла и хранить дружбу.
  10. Подходящие пословицы. «Давши слово держись, а не давши — крепись». «Честное слово дорого стоит».
  11. Что понравилось. В сказке восторжествовала справедливость. За отказ держать данное Звездочету слово и за его убийство Дадон был наказан, поплатился собственной жизнью.

Юные читатели могут встретиться с новыми словами, которые требуют разбора. Шелом в стихотворении — это шлем. Темя — затылок. Войско в старину называли ратью, а скопцов — евнухами.

Отзыв

В жизни очень много соблазнов, однако всегда нужно иметь голову на плечах, и не поддаваться им. Старый царь Дадон ради красивой царицы позабыл о сыновьях, о данном обещании, о собственной части. Неудивительно, что он поплатился за свою слабость головой.

Рисунок-иллюстрация к Сказке о Золотом петушке.

Краткое содержание сказки «Золотой петушок»

Жил царь Дадон, стал он стар, и стали его соседи беспокоить. Звездочет подарил ему золотого петушка, тот сидел на спице и показывал, когда приближались враги. Но вот раз стал опять беспокоиться петушок, послал Дадон одного своего сына туда с отрядом, чуть позже второго.

Когда сыновья не вернулись, поехал Дадон туда сам. Там встретил Шамаханскую царицу, которая окалдовала его. Дадон позвал её замуж. Приехали они в царство Дадона. Встретил их звездочет. А давно Дадон обещал выполнить любую просьбу звездочёта. Звездочет попросил в жёны царицу Шамаханскую.

Желание обладать царицей оказалось сильнее царского слова. Как ни пытался откупиться царь от старика, тот был неумолим в своём желании, и Дадон в сердцах убивает его. А золотой петушок клюнул царя в темечко. Дадон умер — так петушок отомстил царю за обман и за смерть своего хозяина.

«Сказка о золотом петушке» краткое содержание для читательского дневника

Мудрец подарил царю Дадону петушка, который всегда начинал кричать в случае нападения врагов. Послал царь двух своих сыновей на битву. Но они не вернулись.

Тогда царь сам поехал к месту битвы и увидел своих сыновей мертвыми. Там же он встретил шамаханскую царицу, влюбился в неё и привёз к себе во дворец.

Используемые источники:

  • https://obrazovaka.ru/books/pushkin/skazka-o-zolotom-petushke
  • https://chitaemkratko.ru/kratkoe-soderzhanie/skazka-o-zolotom-petushke.html
  • https://chitatelskij-dnevnik.ru/kratkoe-soderzhanie/pushkin/skazka-o-zolotom-petushke
  • https://kratkoe.com/kratkoe-soderzhanie-skazki-zolotoy-petushok/

Более подробное содержание

В этом примере сатирической сказки рассказывается о том, как владыка государства, польстившись на прелести заморской царицы, лишился и правления, и жизни. В этом плане сюжет произведения немного напоминает другую сказку Пушкина – «О рыбаке и рыбке».

Царь Дадон, недовольный набегами иноземцев, обращается к мудрецу и получает флюгер в виде покрытого золотом петуха. Поворачиваясь в ту или иную сторону, птица предупреждает царя о том, с какой стороны должна прийти опасность.

Однажды петух подает ложную тревогу. И на восток с войском едут сыновья царя, где и пропадают. Отправившись искать детей, ушедших воевать, Дадон находит лишь их тела: сыновья вонзили мечи друг в друга.

Дадон впадает в горе, но тут же забывает обо всем на свете, увидев Шамаханскую красавицу.

Дадон доставляет ее к себе во дворец и вспоминает о том, что когда-то обещал придворному мудрецу исполнить любое его желание.

Мудрец все еще помнит об этом обещании, попросив у царя в жены царицу. Дадон уничтожает мудреца и гибнет сам, клюнутый в лоб золотым петухом.

Тема урока: «А. С. Пушкин «Сказка о
золотом петушке»

Цели:

  • научить анализировать поступки героев;
  • обучать грамотному, выразительному чтению;
  • развивать речь, память, мышление;
  • воспитывать интерес к художественной
    литературе, желание читать книги.

Оборудование: учебник, выставка книг
нарисованный замок, вырезанные силуэты петушков.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

2. Актуализация знаний

– Сегодня я хочу начать урок словами: «Что за
прелесть эти сказки!» (слайд № 1)
– Мы с вами будем работать по сказке. А вот по
какой, сейчас вы мне ответите, решив небольшой
тест.

1. Назовите автора семи сказок: (слайд № 2)

И.А. Крылов
Л.Н. Толстой
А.С. Пушкин
А.Е. Измайлов
В.А. Жуковский

2. Назовите сказку А.С. Пушкина: (слайд № 3)

«Кот, петух и лиса»
«Кукушка и Петух»
«Сказка о золотом петушке»
«Петушок–золотой гребешок»
«Петух и собака»

3. Имя героя «Сказки о золотом петушке»: (слайд №
4)

Царь Салтан
Князь Гвидон
Царь Дадон
Царь Матвей
Царь Берендей

– Тема сегодняшнего урока… (слайд № 5) А.С.
Пушкин «Сказка о золотом петушке».

3. Сообщение целей урока (слайд № 6)

4. Повторение (слайд № 7)

Посмотрите на портрет поэта.
Обратите внимание на годы жизни его.
– Сколько лет прожил А.С. Пушкин?
– За 38 лет оставил такое наследие потомкам!

– Давайте вспомним, какие сказки мы уже
прочитали за три прошедших года. Я показываю
иллюстрацию, а вы говорите название сказки.

На доске высвечиваются иллюстрации из сказок
А. С. Пушкина, следом название сказки и год
написания (слайды № 8 – № 23)

  • «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и
    могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о
    прекрасной царевне Лебеди», 1831 (слайд № 8–11).
  • «Сказка о попе и работнике его Балде», 1831 (слайд
    № 12–14).
  • «Сказка рыбаке и рыбке», 1833 (слайд № 15–17).
  • «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»,
    1833 (слайд № 18–20).
  • «Сказка о золотом петушке», 1834 (слайд № 21–23).

– Действительно, мы изучаем уже пятую сказку
А.С. Пушкина. Но самой первой была «Сказка о
медведихе», которую поэт так и не дописал. И есть
еще одна сказка, которая называется «Жених».
– Молодцы! Хорошо знаете сказки Пушкина .Я буду
рада если пройдут годы и вы прочитаете эти сказки
уже своим детям.

5. Работа по «Сказке о золотом петушке»

– Давайте вспомним начало сказки. Я предлагаю
посмотреть сценку из этой сказки.

Инсценировка начала сказки от начала сказки
до слов: «Царь к окошку, – ан на спице, видит,
бьется петушок, обратившись на восток».

Кто главные герои сказки? (Царь Дадон и
петушок)

– Каким представил нам Пушкин в сказке царя
Дадона?

задиристый
грозный
беспомощный
жадный
злой
глупый
жестокий
своенравный
самодурный

(На слайде № 24 поочередно выходят слова,
характеризующие царя Дадона.)

– Докажите словами текста, что царь был
задиристым.

(И соседям то и дело
Наносил обиды смело)

– т.е. право определял силой.

– В каких словах выражается его грозность?
(Смолоду был грозен он)
– Почему соседи стали беспокоить старого царя? (Поняли,
что царь не в силах уже воевать. Дадон сам
виноват, что у него много врагов, но он не хочет
отвечать за свои поступки.)

– В чем проявилась его беспомощность,
прочитайте.

(Инда плакал царь Дадон,
Инда забывал и сон.)

– В чем еще проявилась беспомощность
Дадона?

(Вот он с просьбой о помоге
Обратился к мудрецу.)

– Почему вы считаете, что царь был жадным?

(Должен был он содержать
Многочисленную рать.)

– Если бы он не был жадным и содержал бы большое
войско, то соседи побоялись нападать на царство
Дадона.

–Докажите злость Дадона.

(Со злости
Инда плакал)

– А как вы думаете, почему он обратился к
мудрецу? Зачем он это сделал? (Надеется на
какое-то волшебное разрешение проблемы, сам
«наломал дров» и обратился к мудрецу.)

– Когда проявилась глупость царя?

(Волю первую твою
Я исполню, как мою)

– В это время думал царь, что надо будет
отвечать за свои слова? (Нет, он живет
сегодняшним днем, а что будет завтра, то и будет)

– Действительно, царь не думал о том, что будет
происходить дальше, он не думал о будущей
расплате. Даже имя Дадон указывает на глупость
царя.

– Найдите в этом отрывке образное выражение,
т.е. эпитет (слайд № 25). (Горы золота
сулит)

– Обратите внимание, как поэт называет Дадона в
начале сказки? (Славный)

– О ком так в жизни говорят? (О том, кто делает
добрые, славные дела)

– Подходит это слово – эпитет к нашему герою?

– Как вы думаете, зачем Пушкин сделал это? (Сопоставить
добро и зло)

Добро и зло – это неделимые, вечные
начала.

– Где проявилась своенравность царя?
разговоре с мудрецом в конце сказки)

–Докажите словами текста

(Или бес в тебя ввернулся?
Или ты с ума рехнулся?
Что ты в голову забрал?
Я, конечно, обещал,
Но всему же есть граница!
И зачем тебе девица?
Полно, знаешь ли, к тоя?)

– Когда Дадон показал свою жестокость и
самодурство
?

(Плюнул царь: «Так лих же: нет!
Ничего ты не получишь…

Убирайся, цел пока!
Оттащите старика!»

Царь хватил его его жезлом
По лбу; тот упал ничком,
Да и дух вон.)

– Посмотрите, какие качества царя мы выявили? (Злые)

– Как вы думаете, кто в сказке является
символом добра и справедливости? (Петушок)

6. Физминутка.

– Покажите, как петушок встрепенулся,
повернулся, как он бился.

7. Продолжение работы над сказкой

– Почему петушок символ справедливости и
добра? Зачем это нужно? (Должна произойти
расплата за зло по законам волшебной сказки).

– Какими качествами А.С. Пушкин наделил
петушка? (Слайд № 26)

Петушок

верный
справедливый

(На слайде поочередно выходят слова,
характеризующие петушка)

– Докажите, что петушок был верным царю. (Верный
сторож как со сна)

– Сколько раз петушок выручал царя? (Три раза)

– Когда петушок проявил справедливость?

(Петушок спорхнул со спицы;
К колеснице полетел
И царю на темя сел.
Встрепенулся, клюнул в темя
И взвился…и в то же время
С колесницы пал Дадон!)

– Итак, золотой петушок свершает кару. Когда
угомонился Дадон? (Когда золотой петушок…
клюнул в темя.)

8. Работа с пословицами и поговорками (слайд
№ 27)

– Смысл образа петушка сведен к какой народной
поговорке?

(На слайде появляются пословицы и поговорки)

  • Не рой другому яму – сам туда попадешь.
  • Правда суда не боится.
  • По правде и сила.
  • Пока жареный петух в голову не клюнет…

– Как понимаете смысл этой поговорки? (Когда
кто-нибудь перестанет самодурствовать, делать
что-либо только по-своему, не считаясь со мнением
других.)

– Чему учит эта сказка? (Делать добро, не быть
злыми, жестокими)

9. Рефлексия

(У каждого ребенка лежит вырезанный из бумаги
петушок.)

– У вас у каждого лежит вырезанный из бумаги
петушок. Напишите, какие вы хотели бы сделать
добрые дела в своей жизни.

10. Итог урока

– Итог урока хочу подвести вашими мыслями. (Зачитываются
детские пожелания и вкладываю петушков в
нарисованный замок.)

– Чему научила вас эта сказка?
– Закончить наш урок я хочу словами Пушкина
(слайд № 28):

«Сказка ложь, да в ней намек!
Добрым молодцам урок»

11. Выставление оценок

Приложение 1

К уроку

Сборник эссе «Люди и их чувства».

time11.12.2021

«Почему наши дети не читают книги?» — этим вопросом задаются сейчас практически все, но изменить ситуацию замечаниями в стиле «а вот в наше время…», нам вряд ли удастся. Многие из тех, кто всерьез задумывался о причинах стойкой неприязни современных детей к книгам, считают, что существует, по меньшей мере, три основных причины этому явлению.

time08.12.2021

В настоящее время система школьного образования в стране переживает переломный момент, обусловленный глубокими содержательными и структурными изменениями в нашем обществе, а также в мировом пространстве. В свете новых подходов области профессиональных компетенций учителя расширяются.

time28.11.2021

Презентация к уроку русского языка «Практикум «Род несклоняемых существительных» для 6 класса.

time26.11.2021

Достаточно сложной темой считается распознавание языковых средств выразительности: эпитеты, метафоры, антитезы, анафоры и т.д.

time21.11.2021

Цель: показать общее значение, морфологические признаки и синтаксическую роль наречий; развивать умение находить наречия в тексте, определять их синтаксическую роль в предложении.

time20.11.2021

Цель работы: проверить уровень достижения планируемых результатов, выявить сформированность УУД обучающихся на основе материала, пройденного за 2020-2021 учебный год.

time13.11.2021

Задачи: повторить и обобщить ранее изученное о морфемике, морфемах и их роли в словообразовании; закрепить навык производить морфемный и словообразовательный разбор слова; повторить изученные орфограммы; развивать навык работы в группах, мотивацию к аналитической деятельности; воспитывать интерес к изучению языка, уважительное отношение друг к другу.

time05.11.2021

Статья представляет жизненный путь Ивана Штыгашева, ученого, миссионера, путешественника. Материал будет полезен классным руководителям, руководителям музея, занимающимся новым течением с современном искусстве как «этнофутуризм», учителям ОДНРК.

time04.11.2021

Цель: формирование у учащихся способностей к структурированию и систематизации знаний по теме «Обособление определений», способностей к учебной деятельности.

time03.11.2021

Цели: повторить и обобщить знания о местоимении как части речи; закрепить навыки различения разрядов местоимений, употребления их в речи.

time03.11.2021

Цель: знакомство с жизнью и творчеством Юрия Коваля на основе чтения статьи учебника и анализа её содержания по вопросам; подготовка к пересказу по плану.

time31.10.2021

«Удивительный и трудный мир крестьянских детей» (стихотворение Н.А.Некрасова «Крестьянские дети»).

time30.10.2021

Урок развития речи. Обучение составлению сопоставительной характеристики героинь сказки.

time29.10.2021

Цели урока: познакомить учащихся с личностью и творчеством поэта, раскрыть идейную направленность поэзии, формировать навыки анализа текста поэтических произведений, конспектирования излагаемого материала, работы со словарями различного типа, совершенствовать навыки выразительного чтения.

time25.10.2021

Цели урока: формирование умения правильного правописания безударных гласных и проверяемых согласных в корне слова, буквенных сочетаний ЧК,ЧН, Ь после шипящих, приставок на -З(-С), чередующихся гласных А-О, Е-И в корне слова , букв О-Ё после шипящих в корне слова, букв Ы-И после Ц.

time09.10.2021

Многие учителя сталкиваются с пассивностью учеников на уроке. Бывает, дети уткнутся в свои телефоны, вроде бы и не мешают, но в то же время ничего и не слышат. Лекционная подача материала уходит в прошлое. Если во время беседы, дискуссии большинство учащихся всё-таки работает, то, как только начинаешь рассказ — 70% ребят сразу отключаются.

time07.10.2021

Во время урока-суда определяется, в чем проявляется духовный подвиг Е. И. Трубецкой. Проводится работа над выявлением особенностей характеров героев.

time27.09.2021

Чехов помогает выявить причину несчастья многих людей – это неумение и страх воплощать свои мечты в жизнь. Героям легче опутать себя с ног до головы ложью и наслаждаться краткими и иллюзорными мгновениями, издали напоминающими счастье. Нужно уметь признаться себе, что легкая дорога – не всегда верный путь, и она может привести к тупику. Лучше горькая правда, чем сладкий, но бессмысленный самообман.

time19.08.2021

Цели урока: продолжить формирование умения анализировать текст, акцентируя внимание на лексике, синтаксисе, символике текста.

time19.08.2021

Цели и задачи урока: создать условия для развития навыков самостоятельной познавательной деятельности, в результате которых ученики смогут осмыслить понятие «футлярности» не только как свойство человеческого характера, но и мировоззренческой позиции: на примере «маленькой трилогии» А.П.Чехова рассмотреть различные варианты «футляра», в который заключают себя люди.

time17.08.2021

Детство- это самая беззаботная и трудная пора в жизни человека. В этот период своей жизни маленький человек познаёт мир, учится отличать добро от зла, учится понимать людей и природу. В детстве складываются основные черты характера. А каким вырастет человек, часто зависит от окружающих его людей. Любой человек от рождения стремится к добру и справедливости, он ещё не ведает лжи, клеветы и притворства, он чист душой, потому уроки детства – самые важные в жизни человека.

time12.07.2021

Цели урока: дать целостное, комплексное представление о деепричастии, сравнивая его с другими частями речи; развивать умение правильного употребления причастия в речи; способствовать формированию интереса к слову и языку в целом.

time03.06.2021

Урок обобщения и систематизации знаний выстроен с использованием элементов проблемно-диалогической технологии. Осваивая умения выдвигать гипотезы, находить способы их подтверждения или опровержения, учащиеся постепенно придут к выводу о мировоззрении автора и об идейном смысле повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка».

time27.05.2021

Данный тест даёт возможность пополнить запас знаний учащихся, расширить кругозор. Назначение работы — установить соответствие подготовки учащихся 11-х классов по русскому языку Федеральным государственным стандартам общего образования, выявить темы, вопросы содержания образования, вызывающие наибольшие трудности у обучающихся, мотивировать обучающихся, педагогов к организации деятельности по восполнению пробелов в уровне подготовки учащихся 11 класса.

time27.05.2021

Цель викторины: привить интерес к чтению произведений А.С.Пушкина, уметь давать чёткий и точный ответ на вопрос, учиться выбирать нужный ответ из имеющихся знаний.

time26.05.2021

В данной статье рассматривается целесообразность использования проектной технологии в деятельности учителя, цели и задачи проектной деятельности. Автор даёт характеристику этапов выполнения проекта, представляет опыт использования проектной технологии во внеурочной деятельности через описание работы с пресс-клубом.

time08.05.2021

Работа с концептом «луна» на уроке обобщения после изучения романа «Евгений Онегин» в 9 классе.

time05.05.2021

Цели урока: находить в тексте необходимую информацию, ориентироваться в содержании текста и понимать целостный смысл.

time14.04.2021

В статье рассматривается рефлексивный цикл совместной педагогической практики «Исследование урока» (Lesson study), его особенности и возможности для современного учителя.

time14.04.2021

Конспект урока по литературному чтению УМК «Начальная школа 21 века» 4
класс
Тема:  Сказки Пушкина. А. С. Пушкин «Сказка о золотом петушке».
1.Познавательные УУД:
 Осознавать познавательную задачу;
 Получать информацию и соотносить её с имеющимися знаниями, опытом;
 Устанавливать причинно­следственные связи, доказывать;
 Умение строить речевое высказывание в устной форме; делать выводы.
2. Регулятивные УУД:
 Принимать и сохранять на протяжении всего занятия учебную задачу;
 Уметь оценивать свои учебные действия в соответствии с поставленной 
задачей;
 Действовать по плану и планировать свои действия.
3.Коммуникативные УУД:
 Умение слушать и понимать других;
 Умение формулировать речевое высказывание в соответствии с поставленной 
задачей;
 Выражать свои мысли в устной форме.
4.Личностные УУД:
 Положительное отношение к учению;
 Готовность преодолеть школьные трудности.
Оборудование: учебник, выставка детских рисунков, иллюстрация замка, 
вырезанные петушки, конверт с заданием
Ход урока
1.Оргмомент
2. Актуализация знаний
В некотором царстве, в некотором государстве
В тридевятом царстве, в тридесятом государстве (Слайд 1)
­ Что объединяет эти высказывания, где мы с ними встречались?  (в сказке)
­ Сегодня мы с вами будем работать по сказкам.
­ Какие сказки бывают? (народные, авторские)
­ Вы узнаете, кто автор сказки, если ответите на вопрос:
Кто написал сказку? (А.С. Пушкин)
(портрет А.С.Пушкина) (Слайд 2)
Александр Сергеевич Пушкин известен всем и на сегодняшний день не только как 
великий русский поэт и драматург, но и как великолепный прозаик, публицист и 
даже критик.
Родился 26 мая 1799 года в Москве. Воспитывался он дома при помощи 
французских гувернеров, благодаря чему у него появились прекрасные знания 
французского языка и необъятная любовь к чтению. С детства он был окружен заботой и вниманием родителей, но особенно заботилась 
о нем его няня, Арина Родионовна, простая крестьянка, которая любила петь песни, 
рассказывать сказки. На основе этих рассказов он создал свои сказки.
  ­На уроках литературного чтения  мы знакомились с отдельными страницами 
жизни и творчества поэта, иллюстрировали отдельные эпизоды сказок. Обратите 
внимание, ребята, на выставку рисунков, которые  вы нарисовали.
 (оформлена выставка рисунков ребят на доске)
3.Сообщение темы и целей урока
На нашей выставке нет иллюстраций к сказке, с которой мы сегодня познакомимся, 
но вы сами сможете назвать сказку, если отгадаете загадку: 
«Всех я вовремя бужу, хоть часов не завожу…»(Слайд 3)
­Кто же назовет сказку А.С.Пушкина, где героем является петух?
­Кто может назвать тему нашего урока? (А. С. Пушкин «Сказка о золотом 
петушке»)
­Чему мы должны научиться на уроке?
4.Повторение 
Предлагаю вспомнить сказки, которые вы уже изучили.
У вас на партах лежат конверты, вам необходимо из слов собрать названия сказок. 
(«Сказка о рыбаке и рыбке», 
«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях», 
«Сказка о попе и работнике его Балде», 
«Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне 
Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»,
«Сказка о золотом петушке») (Слайд 4)
­Молодцы!  Хорошо справились с заданием, значит, сказки Пушкина вы знаете. 
5. Изучение нового материала
Предлагаю вспомнить сказку. 
(начинает читать учитель, подготовленные дети продолжают, все остальные следят 
по учебнику.)
6.Работа над сказкой
­ Какой вид сказки? (Волшебная) 
Докажите  (Звездочет ­ волшебник;  золотой петушок говорит; в конце сказки: 
царица исчезает)
­ Кто главные герои сказки? (Царь Дадон и петушок) (Слайд 5)
­  В сказке встречаются слова, которые не всем понятны. Попробуем определить их 
значение (находят в словаре учебника)
Рать – войско
Звездочет,  мудрец­ тот, кто предсказывал будущее
Темя – часть головы
Стан – место для остановки, передышки
Надгробного кургана – захоронение
Скопец  ­ старец
Шеломы  ­ шлемы Сарачинская шапка ­ восточный головной убор
– Каким представил поэт в сказке царя Дадона?
(высказывания детей)
­ Докажите словами текста, что царь был:
­ задиристым.
 ­ жадным
­ глупым
­ злым
 ­ К кому он обратился за помощью и почему?
­ Какие качества царя мы выявили?
– Как вы думаете, кто в сказке является символом добра и 
справедливости? (Петушок)
­ Что вы можете о нем рассказать? (Петушок верный, справедливый)
– Докажите, что петушок был верным царю. Найдите и прочитайте.
– Почему петушок символ справедливости и добра? (В сказках добро побеждает 
зло).
– Сколько раз петушок выручал царя? (Три раза)
  – Когда петушок проявил справедливость? Найдите и прочитайте.
­ Чему учит эта сказка? (Учит совершать хорошие поступки, не быть злыми, 
жестокими)
7.Рефлексия
На доске вы видите замок Добра. Я предлагаю вам написать на петушке, какие 
добрые дела вы хотели бы сделать.  
(зачитать несколько добрых дел вслух и вложить в замок) 
8.Подведение итогов
­ Какой же урок дает Пушкин? 
­В чем основная мысль сказки?
­ Итак, ребята, как же нужно жить, чтобы не поплатиться своей жизнью? Какой 
вывод вы сделали для себя?
­Закончить наш урок хотелось бы словами А.С. Пушкина
 «Сказка­ложь, да в ней намек!
Добрым молодцам урок!» (Слайд 7)
9.Домашнее задание
Прочитать сказку, нарисовать рисунок (Слайд  8)
10.Самооценка
Оцените свою работу на уроке. 
 (смайлик)

  • Пушкин сказка о золотом петушке чему учит эта сказка
  • Пушкин сказка о золотом петушке читать 3 класс
  • Пушкин сказка о золотом петушке главные герои и их характеристика
  • Пушкин сказка о золотом петушке чит дневник
  • Пушкин сказка о золотом петушке смотреть мультик