Пушкин сказка о рыбаке и рыбке краткое содержание для читательского дневника 2 класс

Сочиненияпо литературепушкинанализ сказки пушкина о рыбаке и рыбкев произведении александра сергеевича пушкина сказка о рыбаке и рыбке рассказывается о том,
  • Сочинения
  • По литературе
  • Пушкин
  • Анализ сказки Пушкина О рыбаке и рыбке

В произведении Александра Сергеевича Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке» рассказывается о том, что упорный труд и благородные поступки всегда могут вознаграждаться. А жадность и эгоизм – заслуживают наказания.

Старик много лет зарабатывал на жизнь тем что ловил рыбу неводом. Старуха пряжу пряла и их вполне устраивала такая жизнь. Но однажды старик поймал говорящую золотую рыбку. Рыбка стала умолять рыбака отпустить ее обратно в море пообещав выполнить любое желание. Он послушал просьбу рыбки и отпустил ее обратно в море без всяких пожеланий.

Дома он рассказал о рыбке своей жене. Старухе, которой приелась нищета, не понравился его поступок, и она заставила деда вернутся к рыбке и попросить вначале просто новое корыто. Но ее жадность становилась все больше и больше. После корыта она захотела новую избу. Видя, что все ее желания легко исполняются, потребовала стать столбовой дворянкой, вольной царицей и потом владычицей, у которой золотая рыбка будет в слугах. Старуха после каждого исполненного желания становилась все более злой и привередливой. Она кричала на мужа требуя каждый раз бежать к рыбке за новым желанием. Унижала его тем что считала его недостойным ее, когда получала что все желала. Рыбка выполняла все пожелания злой старухи, жалея доброго старика.

Даже природа реагирует на настроение героев. Море тоже начинало штормить от ненасытных желаний жестокой женщины. Но рыбка рассердилась на последнее желание старухи и вернула все в то же состояние что и раньше. Остались старик ос старухой у разбитого корыта и в старой избе. Если бы не была старуха такой жестокой и жадной, то могла бы прожить со стариком еще много-много лет, но уже в богатстве. Рыбка показала, что нельзя быть чересчур ненасытным. Во всем нужно знать меру и быть благодарным за то, что получаешь от жизни в качестве подарка. Жить нужно на то что заработано честным трудом и соответственно образу жизни.

В этой детской сказке показано что нужно уметь ценить то, чем обладаешь и требовать в подарок то чего не заслуживаешь. А золотая рыбка стала символом исполнительницы любого, даже самого чудного и нереального желания.

Сюжет

Старик рыбачил тридцать лет и три года, и однажды в его неводе оказалась волшебная Золотая рыбка. Она принялась умолять отпустить ее в синее море, и старик сжалился, отпустил рыбку, ничего не попросив взамен. Узнав об этом, старуха отправила старика назад к рыбке – попросить у нее новое корыто, ведь старое совсем прохудилось.

Золотая рыбка выполнила просьбу старика, но старухе уже было мало нового корыта – она потребовала новую избу. Вернулся старик к мутному морю, и вновь обратился с просьбой к Золотой рыбке. Возвращается он и видит – стоит прекрасный новый дом, однако старуха в этот раз уже захотела стать столбовой дворянкой и отправила старика назад к рыбке. Синее море было уже неспокойно, но Золотая рыбка безропотно выполнила и эту просьбу старика. Старуха стала столбовой дворянкой, жила в богатом тереме, а старика отправила жить на конюшню.

Через время старухе и этой привольной жизни показалось мало. Наказала она старику, чтобы рыбка сделала ее царицей. Делать нечего, отправился старик за новой просьбой к почерневшему синему морю, и Золотая рыбка выполнила ее.

Когда же старуха в жажде власти захотела стать владычицей морской, Золотая рыбка лишь вильнула хвостом, услышав эту просьбу, и старик вернулся к своей прежней старой избе, возле которой сидела старуха у разбитого корыта.

Сказка братьев Гримм

Если взять за основу философские категории того, чему учит «Сказка о рыбаке и рыбке», анализ следует начинать со сказки братьев Гримм. Именно с их историей о жадной старухе, которая, начиная желать с малого, дошла до того, что захотела стать Римским папой, был знаком поэт.

Вроде бы в сюжете поучительного рассказа обычная человеческая жадность, но если обратить внимание на символизм, заложенный в ней, то, чему учит «Сказка о рыбаке и рыбке», приобретает совершенно другой смысл. Как оказалось, братья Гримм, а за ними и Пушкин, далеко не первые, кто использовал эту тему.

Рыбка

В ведической культуре рыбка олицетворяет Бога. Не менее могущественна она и в произведении Пушкина. Если задуматься, чему учит «Сказка о рыбаке и рыбке», ответы будут очевидны: ложная эгоистическая оболочка не может дать человеку счастья. Для этого ему нужны не материальные блага, а единство души с Богом, которое проявляется в гармоничном состоянии покоя и получения радости от бытия.

Трижды является рыбка к старику, чтобы выполнить эгоистические желания, но, как оказалось, наполнить ложную оболочку не может даже морская волшебница.

Ведическая мудрость

В древнем индийском трактате Матсья-пурана она изложена в виде аллегории. Например, старик в ней – это настоящее «Я» человека, его душа, которая находится в состоянии покоя (нирваны). В сказке Пушкина рыбак именно таким и предстает перед читателями. Он 33 года живет со старухой в лачуге, ловит рыбу и его все устраивает. Это ли не признак просветления?

Вот чему учит «Сказка о рыбаке и рыбке»: истинное предназначение человека – быть в ладу со своей душой и окружающей реальностью. Старик прекрасно справлялся с огромным и полным соблазнов материальным миром, который символизирует синее море.

Он забрасывает невод со своими желаниями в него и получает то, что ему нужно на день насущный. Другое дело – старуха.

Глубокий смысл сказки о рыбаке и золотой рыбке

Когда я была еще совсем ребёнком, где-то в глубине своего существа, я чувствовала, что русские сказки несут в себе послание более серьёзное, нежели поверхностные бытовые выводы о нравственности и намёки. Но под большим грузом целых десятилетей, столетий и веков, эта информация была скрыта от нас. И теперь, когда ведическая культура постепенно расширяется и начинает проникать в каждый дом, озаряя светом знания умы выдающихся современников, многие тайны находят свои долгожданные разгадки. Сегодня мы поговорим с вами о смысле и тайне, заключенной в известной сказке о рыбаке и рыбке, которую мы хорошо знаем благодаря Александру Сергеевичу Пушкину, однако прототипы ее также можно найти у многих современных народов. О чем же повествует сказка? Жил был старик со старухою, у самого синего моря. Жили они аж 30 лет и 3 года, и вот однажды приключилося чудо — бросил старик свой невод в сине море, и не раз, а три раза, да ничего не выловил, а попалась в нем рыбка одна, да не простая, а говорящая. И сказала рыбка, что исполнить готова три его желания, да и попросила его вернуть ее в море. Старике же пришел в избу, землянку свою, да рассказал все старухе своей. И жадность его старухи в конце концов привела деда к полному поражению. Захотела старуха быть владычицей морскою, да чтобы рыбка была у нее самой на службе. Так и закончилось все тем-же разбитым корытом. Сказка — ложь, да в ней намёк И услышит человек сию сказку и поймёт, что жадность до добра не доводит. Ведь если бы старуха не была такой жадной, они вместе с дедом вполне могли бы удовлетвориться и тем что есть. Также кто-то сделает вывод, что старик уж слишком полагался на свою старуху и не смог взять решение в свои руки, доверил, так сказать, стратегические вопросы неразумной жене, вот и поплатился. Но на самом деле смысл и аллегория сказки намного глубже, и как мы сейчас узнаем, происшедшее всё именно таким образом в этой сказке — имеет глубочайшее значение. Тайна, скрытая в Матсье-пуране В одной из самых древнейших по современным датировкам пуране (историческое ведическое произведение), в Матсье-пуране, есть удивительная история о старике, старухе и рыбке. Эта история рассказывается в виде аллегории. Нужно отметить, что техника аллегории очень часто применяется древними ведическими мудрецами, чтобы помочь человеческому уму, погруженному в низшие модусы материальной природы лучше усвоить более возвышенные и глубокие истины. Так вот, в этой самой истории о старике и рыбке из матсья-пураны раскрывается смысл аллегории. Старик олицетворяет наше истинное Я, или саму живую душу живого существа (джива), которая есть у человека, у животного, у дерева, растения, привидения, микроба и даже минерала. Эта душа, находясь в материальном мире, согласно Ведам, пребывает в искусственной и чуждой для нее среде, поскольку ее истинная природа — духовная и полностью отлична от материи. Душа попадает в этот мир, который в сказке назван синим морем-океаном и бросает в него невод кармических желаний. Синий океан — это огромный материальный мир, который очень сложен, очень велик и могущественен. Этот мир поглощает собою душу, которая привязывается к плодам своей кармической деятельности. Так старик, влекомый вожделением (кама) вынужден бросать в море невод, пытаясь каждый раз выловить себе счастье и удовольствие. Согласно Ведам, в материальном мире человек не может быть счастлив, поскольку как уже было сказано выше — этот мир полностью противоположен его природе. Тогда возникает вопрос, как же душа может притягиваться к нему, чем этот мир так привлекает ее и почему она не может так легко выйти из под его влияния, если ее природа на самом деле более чистая и возвышенная? И вот тут мы должны подойти ко второму герою сказки — к старухе. Согласно истории, данной в Матсья-пуране, старуха олицетворяет Ложное Эго человека. Давайте же разберемся с вами, что такое это Ложное Эго. Каждый из нас обладает индивидуальностью и может отличить себя от других объектов. Каждый обладает сознанием и считает себя причиной всех своих действий. Мы говорим — Я сделал, Я посмотрел и т.д. Это указывает на то, что находясь в сознании, человек отчетливо способен различать свою индивидуальность, приходя к понимаю собственного Я. Это собственное Я и есть наше изначальное Эго, или самоосознание. Однако когда мы попадаем в этот материальный мир, наше истинное самоосознание, чистое сознание оскверняется ложным самоотождествлением. Мы забываем свою духовную природу и начинаем переносить понятия своего Истинного Эго на материальные объекты. Наше сознание обладает духовной природой, но перенося его (сознание) на материю, мы оскверняем его. В оскверненном же виде это сознание приобретает черты ложного Эго, т.е. мы считаем себя тем, чем на самом деле не являемся. Для примера давайте посмотрим на себя: у нас есть материальное тело. Мы приобретаем его в один прекрасный момент и затем расстаемся с ним. Некоторые люди способны выходить в сознании из своего тела во время сна, тем самым доказывая, что источник нашего сознания отличен от тела. Тело появляется и уничтожается, но сознание остается. Если наше сознание отлично от нашего тела, то почему же мы упорно считаем себя — своим телом? Мы делаем это потому, что наше сознание осквернено Ложным Эго. Стоит также отметить, что дословный перевод понятия Ложное Эго с санскрита звучит как [ахамкара] — ахам — я, кара — делаю. Таким образом ложное понятие о своей индивидуальность распространяется далеко за пределы нашего физического тела и охватывает наши действия и поступки. Согласно Ведам человеческая душа не способна двигаться, совершать поступки и различные действия в материальном мире, но она способна думать об этом и желать этого под воздействием материального осквернения. Частичная экспансия Бога приводит в действие все желания души и полностью отвечает за работоспособность как всего организма в целом, так и за полную функциональность всех тонких материальных тел живого существа. Именно Сверхдуша, Парам-атма, частичная экспансия Бога открывает наши глаза, переваривает нашу пищу, заставляет наше сердце биться и т.д. Сама же душа не прикасается к этой деятельности, но наслаждается или страдает от ее плодов. Когда же душа считает, что сама делает это, сама жует, сама ходит, сама разговаривает — она проявляет свое невежество, демонстрируя свое Ложное Эго (я — делаю). Теперь становится понятным, что именно благодаря осквернению материей душа получает оболочку Ложного Эго, и эта оболочка скрывает истинное знание о душе и о Боге. Олицетворением этой самой тонкой материальной оболочкой — является старуха. Третье лицо в этой сказке — это золотая рыбка. Даже в Шримад Бхагаватам мы читали о воплощении Бога в образе золотой рыбы — Матсье. Именно ее именем названа пурана, описывающая эту аллегорическую историю. Точно также в этой сказке золотая рыбка олицетворяет Бога, Верховную Личность, которая всегда пытается спасти каждую душу из океана рождений и смертей. Так давайте же теперь посмотрим что же произошло там, у берега синего моря… Старик, олицетворяющий живое существо бросает невод кармической деятельности в синее море, олицетворяющее океан перерождений и смертей, океан материальной жизни — самсару. Старик бросает свой невод, т.е. сеть (кармическая деятельность подобно сети запутывает душу так, что из нее уже невозможно выбраться наружу самостоятельно). И все броски старика не приносят ему ничего. Все плоды кармической деятельности — преходящи, они не могут принести нам должного удовлетворения и вечного счастья. В этот момент на помощь старику (душе) приходит сам Бог (в облике Золотой рыбки) и предлагает ему исполнить три его желания (обратите внимание, что Бог обращается к нашей душе, ведь именно с нашей душой Он связан самыми тесными узами). Так Бог всегда готов осыпать благословениями каждого, но мало кто знает, о чём же стоит просить у Бога. В ту минуту старик отпускает рыбку и идёт к старухе. Старуха, ложное материальное Эго старика тут же берётся за дело: проси, говорит, того, проси этого и так далее. Но что бы не просила старуха — все это только больше делает ее зависимой от Золотой рыбки. Теперь становится совершенно ясно, что генератор нашего вожделения, материальной привязанности — это наше материальное Эго. Дальше сказка подробно описывает природу этого материального Эго — Ложное Эго заставляет человека стремиться к ложным ценностям, которые сначала основываются на удовлетворении его материальных потребностей, а затем на удовлетворении его потребности быть Богом на земле. Эта потребность быть властителем есть ни что иное, как искаженное сексуальное желание. Так чистое, бескорыстное любовное стремление служить Богу, обмениваться с ним любовью (которое изначально присутствует в нас, в глубине нашей души) трансформируется до самых отвратительных форм, в которых живое существо мнит себя Богом. И здесь нужно сказать пару слов о том, что это в принципе невозможно по своей природе. Потому что джива, живое существо, является неотъемлемой частицей Бога, которая по качествам сходна с ним, но количественно или потенциально не может сравниться с ним никогда. Бог является сарва-шакти-маном, т.е. обладателем всех энергий в их полной мере, но джива по своей природе находится всегда под их властью. Сказка описывает крах, к которому приводит материалистическое сознание Дживы (души), попавшей во власть материального Эго. Золотая рыбка приходит к душе, чтобы помочь ей выбраться из могучего океана материальной жизни, но вместо того, чтобы прислушаться к голосу своего разума, душа, находящаяся во власти своего ложного самоотождествления с материей, пытается получить от Бога только материальные блага, не думая об истинном благе в духовной жизни…

Старуха

Она олицетворяет человеческий эгоизм, который никогда не бывает полностью доволен, а значит, не знает, что такое счастье. Эгоизму хочется потреблять как можно больше материальных благ. Именно поэтому, начав с корыта, старуха вскоре захотела властвовать над самой рыбкой.

Если в древнем трактате ее образ – это символ отречения человека от своей духовной природы в пользу ложного сознания и материального мира, то у Пушкина – злое эгоистическое начало, которое заставляет старика (чистую душу) потакать ее прихотям.

У русского поэта очень хорошо описана покорность души перед эгоизмом. Старик каждый раз ходит на поклон к Золотой рыбке с новым требованием от старухи. Символично, что море, которое является прообразом огромного материального мира, каждый раз становится все более грозным. Этим Пушкин показал, насколько велик отрыв чистой души от ее предназначения, когда она с каждым разом все глубже погружается в пучину материальных благ.

Краткое содержание «Сказка о рыбаке и рыбке» для читательского дневника

ФИО автора: Пушкин Александр Сергеевич

Название: Сказка о рыбаке и рыбке

Число страниц: 32. А. С. Пушкин. «Сказка о рыбаке и рыбке». Издательство «Проспект», 2021 год

Жанр: Сказка

Год написания: 1833 год

Материал подготовлен совместно с учителем высшей категории Кучминой Надеждой Владимировной.

Опыт работы учителем русского языка и литературы — 27 лет.

Традиционное понимание сказки

Принято считать, что главная мысль «Сказки о рыбаке и рыбке» заключается в наглядной демонстрации человеческой жадности, мешающей наслаждаться скромными жизненными благами. Читатель должен понять, что необходимо ценить редкие подарки судьбы, используя их с пользой для себя.

В убогую и беспросветную жизнь стариков приходит лучик надежды. Однако они настолько привыкли к своему нищенскому существованию, что не могут распорядиться им как следует. Старик, безусловно, поступает непрактично, отказавшись от вознаграждения за своё милосердие к рыбке. Такая скромность совсем неуместна в ситуации, когда нечего есть. Узнав об этом, его жена, естественно, возмущается. Её первые желания по улучшению быта вполне адекватны.

Как говорит пословица: «Без труда не выловишь и рыбку из пруда». И действительно, чудесный улов приходит по истечении долгих лет упорного и часто безрезультатного труда как своеобразное вознаграждение. Очень символично, что главный герой просто отказывается от него. Его выбор обусловлен разочарованием в жизни, нежеланием что-либо менять. Именно поэтому старик не пытается противоречить нелепым пожеланиям своей супруги. Но суть произведения не только в этом.

Одна из идей сказки раскрывается через главную героиню. Получив возможность легко удовлетворять свои желания, она превращается в ненасытное чудовище, готовое идти по головам, эксплуатируя и унижая даже самых близких людей. Став столбовою дворянкой, старуха отправляет своего мужа с глаз долой на конюшню. Он становится нужен только для выполнения очередного нелепого желания.

Произведение Пушкина поднимает вопрос о конфликте между богатством и нравственностью. Ведь ни для кого не секрет, что внезапно разбогатевшие люди зачастую меняют своё отношение к близким.

И всё же основной философский смысл повествования просматривается в образе разбитого корыта. Этот гротескный образ показывает всю ничтожность человеческого существования. Сказка развивается циклично и заканчивается тем же, с чего началась. Автор хочет сказать о нелепости стремлений к невероятному богатству, власти и прочим излишествам. Получив всё возможное, человек рискует остаться ни с чем.

Сюжет

Старик рыбачил тридцать лет и три года, и однажды в его неводе оказалась волшебная Золотая рыбка. Она принялась умолять отпустить её в синее море, откупалась всем, что пожелал бы старик. И старик сжалился, отпустил рыбку, ничего не попросив взамен. Узнав об этом, старуха отправила старика назад к рыбке попросить у неё новое корыто, ведь старое совсем прохудилось.

Золотая рыбка выполнила просьбу старика, но старухе уже было мало нового корыта – она потребовала новую избу. Вернулся старик к мутному морю и вновь обратился с просьбой к Золотой рыбке. Возвращается он и видит: стоит прекрасный новый дом, однако старуха в этот раз уже захотела стать столбовой дворянкой и отправила старика назад к рыбке. Синее море было уже неспокойно, но Золотая рыбка безропотно выполнила и эту просьбу старика. Старуха стала столбовой дворянкой, жила в богатом тереме, а старика отправила служить на конюшню.

Через время старухе и этой привольной жизни показалось мало. Наказала она старику, чтобы рыбка сделала её царицей. Делать нечего, отправился старик за новой просьбой к почерневшему синему морю, и Золотая рыбка выполнила её.

Когда же старуха в жажде власти захотела стать владычицей морской, а сама бы рыбка была у неё на посылках, Золотая рыбка лишь вильнула хвостом, услышав эту просьбу. И старик вернулся к своей прежней старой избе, возле которой сидела старуха у разбитого корыта.

Краткое содержание

В маленькой хижине вблизи синего моря жили старик со старухой. Мужчина целыми днями занимался рыбной ловлей, а старуха пряла пряжу — так пара и жила из года в год. Как-то раз старик снова пошёл на рыбалку. Закидывал он сети два раза, но, кроме тины и травы, ничего вытянуть не мог.

Третья попытка была удачной и выловил он волшебную рыбку. Начала она проситься отпустить её обратно, а в благодарность обещала исполнить любое желание. Старик перепугался, ведь за столько лет к нему в сети ни разу не попадалась говорящая рыбка. Сжалился герой над ней и отпустил, ничего не попросив взамен.

Хорошее корыто и новая изба

Придя домой, старик поведал о случившемся старухе. Разозлилась она на деда и сказала, что корыто её совсем непригодным стало, а он даже и не подумал попросить у Золотой Рыбки ему замену. Пошёл старик снова к синему морю и заметил, как оно разволновалось.

Стал герой кликать рыбку, и она пришла к нему. Старик пересказал владычице морской слова своей супруги, и она исполнила её желание. Увидев новое корыто, старуха разозлилась ещё больше и снова начала ругать своего мужа, что тот не догадался попросить дом.

Старику было некуда деваться, и он опять пошёл к морю, которое в этот раз стало ещё мутнее. Начал герой звать Золотую Рыбку. Когда она явилась к нему, старик поклонился и передал просьбу старухи.

Волшебница не отказалась и выполнила желание. Герой вернулся и вместо ветхой хижины, увидел хорошую новую избу. Старуха опять осталась недовольна и начала бранить мужа больше прежнего. В этот раз она заявила, что не хочет быть обычной крестьянкой и велела сделать её потомственной дворянкой.

Потомственная дворянка и вольная царица

Старик вновь пошёл к синему морю. Рыбка выслушала очередную просьбу и выполнила её. Герой очень удивился, когда на месте избы увидел шикарные хоромы. Внутри он застал свою старуху в дорогих нарядах, окружённую прислугой. Героиня взглянула на него и отправила служить в конюшню. Старухе оказалось мало и этого. Через некоторое время она вновь послала супруга к Золотой Рыбке и передала своё новое желание.

Мало героине было быть потомственной дворянкой, теперь она желала стать вольной царицей. Напугала старика такая просьба, но супруга ничего не хотела слышать против. Отправился герой снова к рыбке и передал в сокращении просьбу жены. Сжалилась она и пообещала исполнить и это желание. Вернувшись, старик увидел не боярский терем, стоящий прежде, а настоящие царские хоромы. Старуха его сидела на троне в шикарных нарядах, а подле неё стояла стража. Героиня даже не повернулась в сторону старика и отдала приказ увести его с глаз долой.

Последнее желание

Спустя некоторое время старухе наскучила и такая жизнь. Отправила героиня свою прислугу к мужу и услышан он новую просьбу. Старуха больше не хотела быть царицей, теперь женщина желала стать владычицей морскою. Когда герой передал рыбке вкратце и это желание, в ответ она ничего не сказала и просто уплыла, взмахнув хвостом. Старик ещё долго стоял на берегу, смотрел ей вслед и ждал ответа. Когда подошёл он обратно, увидел, что не было больше шикарного замка. На его месте стояла прежняя землянка, а около входа сидела старуха с разбитым корытом.

«Сказка о рыбаке и рыбке» учит читателя быть добрее и справедливее. Если человек живёт правильно и совершает честные поступки — он будет вознаграждён. Когда он коварный и жадный — хорошего ждать не нужно, ведь эти качества способны всё разрушить. Чтобы до конца понять основную мысль произведения, после ознакомления с кратким описанием сказки о рыбаке и рыбки, рекомендуется начать читать её полную версию.

Сочинение на тему: «Золотая рыбка, Пушкин»

Крутяк! 43

Сказки Александра Сергеевича Пушкина, сопровождают нас с самого раннего возраста. Их сюжеты утешают в самые трудные минуты, веселят и поднимают настроение, а также учат уму-разуму, делясь народным опытом и знаниями. Каждая сказка является настоящим бриллиантом русской литературы.

Но одну сказку Пушкина я выделяю особо. Это волшебная и очень мудрая «Сказка о рыбаке и рыбке». Ведь не зря эту сказку любят, как взрослые, так и дети. Именно с ее поучительных строк, обычно начинается знакомство с произведениями Александра Сергеевича Пушкина.

Почему этот сюжет так популярен и любим мной и читателями всего мира? Секрет в том, что эта сказка, во все времена поднимала вопросы настоящей честности и справедливости.

На берегу моря проживает бездетная пожилая пара. Живут они небогато, старик ловит в море рыбу, а старуха ведет их простое домашнее хозяйство. В один из дней, попадается в сети к рыбаку волшебная Золотая рыбка, которая умоляет старика выпустить ее обратно в море, за любое его желание. Рыбак добр и жизнью своей вполне доволен, поэтому он отпускает рыбку, не требуя ничего взамен. Старуха, узнав об этом, заставляет вернуться к морю и попросить у рыбки, хоть новое корыто. Но жадность старухи не знает границ. Получив корыто, желания и самомнение старой женщины растут час от часу, и хочется ей все больше, не только богатства, но и власти. Все заканчивается, когда безумная старуха приказывает сделать ее владычицей морской, а самой Золотой рыбке перейти в ее услужение. Разгневанная рыбка отнимает все, что дала, оставляя старуху у разбитого корыта.

Даже сегодня, не найдется ни одной истории, которая смогла бы так ярко и точно обрисовать главные недостатки человеческого характера. Образ старухи, это живая иллюстрация жадности, глупости и неблагодарности.

Старого рыбака, часто обвиняют в слабости и безволии, перекладывая определенную долю вины и на него. Но, как мне кажется, его поступки и подчинение капризам жены, говорит скорее о доброте и вере в благородство души. Недаром, каждый раз после исполнения желания супруги, рыбак спрашивал, довольна она теперь или нет. Это говорит о том, что старик любил свою старуху и надеялся, что она станет, наконец, довольной и счастливой, после стольких лет бедности.

По моему мнению, незаслуженно мало уделяется внимания самой Золотой рыбке. Кто она и почему рыбка способная выполнить любое желание, так глупо попалась в дырявые сети бедного рыбака? Не является ли сама Золотая рыбка, могущественной морской владычицей? Той самой, место которой мечталось занять старухе. Возможно, морская царица долгие годы наблюдала, за тяжелым трудом семьи рыбака, и наконец, задумала вознаградить старика за честную жизнь, для чего обернувшись рыбкой, согласилась выполнить любое его желание. Ведь даже море, которое неразделимо со своей хозяйкой, очень точно передает настроение Золотой рыбки, становясь с каждой просьбой все мрачнее и беспокойнее.

Волшебство и мудрый урок рыбки, научил не только старуху, но и каждого прочитавшего сказку не злоупотреблять добрым отношением, знать меру и быть искренне благодарным за любую бескорыстную услугу.

Еще больше сочинений на тему: «Золотая Рыбка»:

Моя любимая сказка Пушкина: «Золотая рыбка»
Дата обновления: 12.01.2019 г.

Сказка о рыбаке и рыбке

В ветхой землянке на берегу моря жили старик со старухой. Жили они вместе 33 года, старик рыбачил, а старуха «пряла свою пряжу». Однажды старик отправился ловить рыбу. Два раза он закидывал невод, но вытаскивал лишь тину. В третий раз в невод попалась одна рыбка, но не простая, а золотая.

Заговорила рыбка со стариком, попросила отпустить её, обещала откупиться «дорогой ценою». Испуганный и удивлённый старик отказался от откупа и отпустил золотую рыбку. Вернувшись домой, старик рассказал об этом чуде своей старухе-жене. Вздорная старуха обругала мужа и отправила его обратно, чтобы он выпросил у рыбки новое корыто — старое совсем развалилось.

Продолжение после рекламы:

Пришёл старик к морю, которое «слегка разыгралось», и попросил у рыбки новое корыто. Получив корыто, старуха ещё больше разбранилась и послала старика к рыбке за новой избой. Синее море помутилось, но рыбка приплыла и пообещала выполнить желание старухи.

Вернулся старик домой и вместо ветхой землянки увидел новую, красивую избу. Но жадной старухе этого было мало — она захотела стать «столбовою дворянкой» и снова отправила мужа к морю. Рыбка выплыла из неспокойного моря и выполнила старухин каприз.

Вернувшись, старик увидел вместо избы «высокий терем».

На крыльце стоит его старуха В дорогой собольей душегрейке ‹…› Перед нею усердные слуги; Она бьёт их, за чупрун таскает.

Спросил старик, довольна ли теперь её душенька, но старуха прикрикнула на мужа, «на конюшне служить его послала».

Через несколько недель старуха пожелала быть «вольною царицей» и снова отправила старика к золотой рыбке. Тот испугался, но перечить жене не посмел. Пришёл он к почерневшему морю, поклонился рыбке, и она сжалилась над стариком — пообещала сделать старуху царицей.

Вернулся старик и увидел вместо терема царские палаты, старуха сидит в них царицей, её окружает грозная стража, а прислуживают ей «бояре да дворяне». Поклонился ей старик, заговорил, но старуха велела прогнать мужа, даже не взглянув на него. Дворяне и бояре вытолкали старика из палат, а стража чуть топориками не зарубила.

Брифли существует благодаря рекламе:

Несколько недель спустя вздорная старуха послала за мужем царедворцев.

Воротись, поклонися рыбке. Не хочу быть вольною царицей, Хочу быть владычицей морскою, Чтобы жить мне в Окияне-море, Чтоб служила мне рыбка золотая И была б у меня на посылках.

Не осмелившись «поперёк слова молвить», старик отправился к морю, на котором разыгралась «чёрная буря». Позвал он золотую рыбку и рассказал ей о новом желании «проклятой бабы». Ничего не ответила рыбка, «лишь хвостом по воде плеснула и ушла в глубокое море».

Так и не дождался старик ответа, вернулся домой и увидел ветхую землянку, на её пороге — свою старуху, а перед ней — разбитое корыто.

Краткое содержание «Сказка о рыбаке и рыбке» для читательского дневника

ФИО автора: Пушкин Александр Сергеевич

Название: Сказка о рыбаке и рыбке

Число страниц: 32. А. С. Пушкин. «Сказка о рыбаке и рыбке». Издательство «Проспект», 2021 год

Жанр: Сказка

Год написания: 1833 год

Материал подготовлен совместно с учителем высшей категории

Кучминой Надеждой Владимировной.

Опыт работы учителем русского языка и литературы — 27 лет.

О чем промолчала золотая рыбка

­О чем промолчала золотая рыбка? Размышления по сюжету сказки А.С.Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке» Сказки Пушкина – любимые произведения детства, легко читаемые с запоминающимися красочными образами. Так ли они просты? Возьмем «Сказку о рыбаке и рыбке», что видит в ней ребенок? Конечно, золотую рыбку, которая исполняет все желания. Первая мысль: «Вот бы мне такую рыбку, чтобы появился танк, как у соседа Пети, или кукла, как у сестры Маши». Пожалуй, все. Именно это считывает в сказке ребенок, да и не только он, многие взрослые тоже. Не мог гений Александра Сергеевича преподнести нам историю только о существовании волшебной рыбки. В сказке более глубокое содержание. Давно у меня появилось желание внимательно почитать сказки Пушкина, поразмышлять, задаться вопросами. Может быть, получится докопаться до глубоких истин, заложенных в этих сказках? Вот и начну с нее, с золотой рыбки. Жили себе, жили старик со старухой, долго жили, да богатства не нажили: изба вросла в землю, корыто прохудилось. Всю жизнь старик ловил рыбу, старуха хлопотала по дому. Что интересного в этих героях, не понятно? Однажды не совсем обычная получилась рыбалка у старика, попалась рыбка, да не простая, а с золотою чешуею, да еще разговаривать может по-человечьи, откуп предлагает любой за свою свободу. Казалось бы, вот удача, проси чего хочешь, хоть пенсию большую, хоть прибыльный бизнес. Когда я в детстве читала эту сказку, сразу появлялась мысль: «Старик должен попросить новый невод. Его-то совсем прохудился». Старик же отпускает рыбку просто так. Что за старик такой оказался в героях у Пушкина? Интересно, стоит присмотреться. Доброта и трудолюбие, терпение и покладистость – такие качества проявляет старик с первых страниц. Еще он обладает хорошей степенью смирения. Долгую жизнь они прожили со старухой, тридцать лет и три года, большой срок. Развивались оба, да, видно, в разные стороны. Старуха в одну, старик в другую – примирения с судьбой. Раз не дала судьба другого, буду жить тем, что имею. Смирение проникло в старика глубоко, сформировало устойчивое мировоззрение, которое не поколебалось даже при появлении возможности, предложенной золотой рыбкой. Пушкин не пишет о мудрости старика, о его развитом уме, видно, это мировоззрение народа. Еще не раз мы вернемся к этой паре, а пока поговорим о других героях. Золотая рыбка. Кто она? В сказке рыбка одно за другим производит чудо: то корыто поменяет, то избу новую построит. Можно было бы сказать, рыбка – существо из высоких миров с большими возможностями мгновенно исполнять желания. Но другие чудеса превосходят все ожидания: так же мгновенно рыбка создает сначала боярскую усадьбу с дворовыми слугами и крепостными, а потом и царство с дворянами и боярами, с множеством народа. Заметьте, все эти поселения располагаются на месте старой землянке. Кому такое по силам? Ответ приходит сам собой – могущественному Богу. В образе маленькой рыбки Пушкин зашифровал Бога, которому по силам все. Получается, у старика произошла встреча с Богом, причем, произошла по желанию самого Бога. Это не старик случайно поймал рыбку, а сама рыбка заплыла к нему в невод. С таким набором чудес рыбка вполне могла превратить невод во что угодно и уплыть в синее море, но она этого не делает. Выходит, нашего старика полюбил Бог за те качества, которые мы назвали выше, особенно за смирение и терпение. Есть еще один полноценный герой в сказке, на которого стоит обратить внимание — море. Почему? Море проявляет эмоции, то оно помутилось, то почернело, то совсем превратилось в бурю с огромными сердитыми волнами. Так море реагирует на события в процессе повествования. Выходит, море – это не просто хранилище воды. Думаю, в сказке море – это образ Мироздания. Мироздание разумно, проявляет эмоции, реагирует на события, происходящие на земле. Если это не так, то можно задать вопрос: «Какая разница водному миру, что происходит на суше?» Водный мир в три раза больше по площади суши, ему нет нужды переживать. Скорее суши надо опасаться водного мира. Мироздание же у нас общее. Изменения, происходящие в одной его части, сказываются на состоянии других частей. Именно это автор хотел донести до нас, единство нашего общего жизненного пространства. Тогда почему море спокойно, когда золотая рыбка оказалась в сетях старика? Мироздание должно трепетать, вибрировать, а оно спокойно. Интересный вопрос. Мироздание также было бы спокойно, если бы золотая рыбка оказалось в сетях у старухи? Если бы ловила рыбу старуха, а не старик? Дальнейшее повествование подводит нас к пониманию, как море (Мироздание) реагирует на желания старухи. Выходит, нам нужно вернуться к главным героям. Как мы уже сказали, старик обладает хорошей степенью смирения, Бог таких любит и вознаграждает сторицей. Бог готов исполнить любые желания старика, но старику ничего не надо, он привык к такому уровню жизни, не перечит судьбе, намерен и дальше нести свой крест. Простодушный старик рассказывает своей старухе о встречи с рыбкой, о ее предложении исполнить любое желание. И что же старуха? «Простофиля ты, дурачина» — слышит старик оскорбления в свой адрес. Оказалось, перед нами властная женщина, домашний тиран и деспот, а до этого мирно вязала. Что произошло? Выходит, старуха была не довольна существующим положением в отличие от старика. Зависть и жадность сидели в подсознании, готовые выскочить при удобном случае. Доступ к богатству, обеспеченный золотой рыбкой, превращает мирную женщину в монстра. Старик сник, превратился в безропотного, безвольного мужа, который даже не пытается перчить жене. До конца сказки он так и не поднимет голову. С чем же мы столкнулись? С ненасытностью. Это главное, что отличает старика от своей жены. Старик смотрит на вещи по принципу выполнения ими функций: землянка защищает от непогоды – этого достаточно, корыто держит воду, значит, вполне может служить. Он рачителен к ресурсам планеты, ему нет нужды добывать много рыбы. Он ловит столько, сколько нужно для пропитания им со старухой. Смело могу сказать, наш старик любит природу, живет в согласии с природой, является ее частью. Он живет в изобилии самой природы, поэтому спокоен к предложению золотой рыбки. Чего, к сожалению, нельзя сказать про нас с вами. Проживая в философии общества потребления, мы превратили планету в мусорную свалку, свои квартиры в хранилище ненужных вещей. Ненасытность – это болезнь общества потребления, Пушкин напрямую указывает на это. Ненасытность была и во времена Александра Сергеевича. Это болезнь развитого общества, познавшего сладость достатка и не желающего с ним расставаться. А расставаться придется, закон равновесия обяжет. Сказка напрямую указывает на это, когда ненасытность старухи переросла всякие границы, история вернулась в начало: к землянке и разбитому корыту. К философии старика нужно внимательно присмотреться, нужно вникнуть в ее суть. Я уверена, будущее потребует от нас рачительного отношения к ресурсам планеты. В сказке море (Мироздание) спокойно, оно знает, в чьи сети угодила золотая рыбка. Старик не попросит больше, чем ему нужно для жизни. Мироздание изобильно и вполне способно удовлетворить потребности старика. Дальше к событиям присоединилась старуха, поэтому с каждым разом эмоции Мироздания усиливаются. Образ старухи интересен и поучителен. Старуха – она, ведь, не плохая изначально, безгрешная, отчасти смиренная. Но ее смирение не настолько глубоко, как у старика, не задело глубокие структуры души и психики. Как только ситуация меняется, появилась рыбка, которая может исполнять желания, у старухи включаются некие механизмы подъема. Мгновенно включаются и поднимают из глубины подсознания качества, которые мы наблюдаем впоследствии: жадность, ненасытность, деспотизм. Все они сидели в старухе, но не проявляли себя. Ситуация не способствовала. Дальше, больше. Богатство открыло жажду власти, подняло из глубин подсознания деспотизм и агрессию. В старике негативные качества тоже есть, сомнений нет, иначе он не жил бы со своей женой столько лет. Просто у старика замки крепче, его духовность выше. Именно духовность охраняет душу, психику, личность человека от проявления низменных качеств. Вот в чем отличие старика от старухи, в степени духовности. Физически, телом старик живет в одной землянке со старухой, а душой (сознанием) живет в более высоком мире. Только человек с развитой душой и хорошим уровнем сознания может спокойно относиться к предложению рыбки. Наборы разных качеств есть у каждого человека, абсолютно у каждого, не стоит сомневаться в этом. Вопрос только в том, способствует ситуация пробуждению негативных качеств или не способствует. Негативные качества не дремлют, всеми силами стараются показать себя, пролезть из глубины наружу и править внутренним миром человека, значит, судьбой и жизнью. Вот причина, по которой нам не надо расслабляться, укреплять и укреплять замки духовности. Чем крепче замки, тем надежнее будет клетка для этих качеств, тем больше шансов, что даже при длительном стрессе, в негативной ситуации они не покажутся наружу. Не будет нужды болезни стоять на страже здоровья души, все болезни уйдут, когда крепкие замки. Крепость замков – вот задача для нашей жизни. Духовность, духовный иммунитет сегодня часто повторяемые слова. Знаем ли мы, что такое духовность? Духовность – это устремление к божественным ценностям: миролюбию, добру, заботе о близких, состраданию, безусловной любви. Постепенно в человеке, идущем по духовному пути, энергия этих качеств проникает все глубже, становясь в основе характера, мудрости, миропонимания. Она формирует убеждения, которые ложатся в основу программ судьбы. Человек, пребывая в такой судьбе счастлив, что может служить людям, высоким целям. Его состояние гормональной системы стабильно, независимо от жизненных ситуаций: от богатства и бедности, от природных и техногенных катаклизмов, от здоровья и болезни. Да, собственно, у таких людей болезни бывают кратковременными и не серьезными. Гормональная система быстро справляется с проблемой. Это и называется духовный иммунитет, высоковибрационное сознание, основанное на духовных принципах, не позволяет гормональной системе опускаться в собственных вибрациях ниже допустимого, что способствует сохранению иммунитета физического. Как оказалось, устремления старухи были к богатству и власти, совсем в другой стороне от духовных ценностей. Само богатство, как и власть, не имеют окраски, они не плохи и не хороши. Окрас им придает сознание человека. Низменное, эгоистическое сознание придает богатству и власти темные цвета, возвышенное сознание способно придать бизнесу светлые оттенки, направить бизнесменов по пути благотворительности. Возможности, дарованные рыбкой, могли послужить добру: старик со старухой могли построить больницы, школы, детские сады, благоустроить жизненное пространство. На планете всегда найдется во что превратить деньги, но старуха не способна это увидеть. Ее эго нуждается в увеличении, ее желания ненасытны, высокомерие не знает предела. Вот и возмущается Мироздание, вздымает сердитые волны море: «Что ты делаешь старик? Ты же губишь свою жизнь?» Всем у нас хорош старик, обладает большим набором хороших качеств, вот только управлять женским началом не может. Женское начало его пугает, берет над ним власть и подавляет волю. Перед нами безвольный мужчина и, видно, давно. Думаю, жена его пилила постоянно, вот и привык старик подчиняться, лучше не связываться, себе спокойнее будет. Добрый, трудолюбивый мужчина с хорошей душой, светлым внутренним миром оказался под каблуком, в полном подчинении у жены с негативным набором качеств, подлой душой и скверным характером. Вот чему противится Мироздание. Не жалко ему ресурсов, потраченных на новый дом, терем или дворец, Мироздание возмущено тем фактом, что светлая душа не может противостоять грубому напору, оказалась в услужении у низкой души. Получается, старик служит демонам, которые хороводят во внутреннем мире старухи, выдавая то одно желание, то другое. То хочу быть боярыней, то царицей, то совсем невиданное — владычицей морскою. Если бы старик сказал своей жене: «Хочешь новое корыто, вот тебе невод, море недалеко. Иди, лови, что поймаешь, будет твоим», своей волей он подавил бы первую волну болезни старухи. Но этого не произошло, безвольный старик беспрекословно возвращается к морю, боясь перечить своенравной супруге. Еще нет слуг, которые взашей будут его толкать из дворца, еще нет физического насилия и угрозы жизни, а он уже подчиняется. Почему? Слаб, оказался. Нет внутренней силы,внутреннего стального стержня, питающегося силой духа и силой воли. Автор не рассказывает нам о детях этой пары, которые могли бы стать опорой в старости родителям. Детей нет. Причина — в безволии мужского начала и своенравии женского. Слабое мужское начало не может произвести потомство. Слабое женское начало не способно выносить потомство. Правда, женское начало старухи не слабое, а агрессивное, деспотичное, эгоистичное. Такое может выносить потомство, но будет ли оно жизнеспособно? Вот в чем вопрос. В нашей истории у пары потомства нет. Некого винить в своей бездетности, кроме самих себя. Нет детей, нет продолжения рода, нет гармонии, нарушена программа развития. Усиление женской составляющей привело к слабости мужской. Сегодняшняя реальность западной цивилизации подтверждает мудрость сказки. Женщины, решившие взять ответственность за материальное благополучие на себя, направившиеся в сторону карьеры или бизнеса, тем самым взломали генетический код, поставив под угрозу будущее. Такую печальную историю рассказал нам А.С. Пушкин, историю, которая может произойти с людьми, с цивилизацией в любой момент исторического развития, если будет нарушена гармония духовного и материального начал. Рыбка молчала, она не предупредила старика о печальных последствиях его действий. Закон Свободы и Воли позволяет людям получать любой опыт, учиться на своих ошибках, только иногда эти ошибки бывают роковыми для всей цивилизации. Уплыла в синее море золотая рыбка, видно, разочаровалась в людях. Мироздание хранит молчание, только вздымает волны своих эмоций, видно не пришло время прямого диалога, вот и используется иносказательный смысл сказок. Сегодня мои познания говорят, что возврата к исходному не будет, произойдет нечто гораздо худшее. Старуха истратила свою жизненную энергию, может сформироваться программа болезни или смерти. Старик потерял связь с Богом. Почему столько лет они мирно и спокойно жили на берегу моря? Потому, что старик был близок к Богу, его духовный уровень был оберегом. Как только связь с Богом порвалась, Бог ушел от него (рыбка уплыла в синее море), так спокойствие мира закончится: набегут враги, разорят, сломают землянку, уведут в плен. Об этом вздыхает Мироздание, но не может сказать, старик не просит, а мог бы. Ведь откуп золотой рыбки мог быть не только материальный. Он мог быть знаниями, навыками, методиками, чем угодно. К сожалению, уровень старика не соответствует возможностям рыбки. Вот и остаются они со старухой у разбитого корыта. Когда еще судьба преподнесет подобный подарок — встречу с Богом, предлагающему исполнить любые желания. Есть о чем нам поразмыслить. Думаю, возможности нам предоставлялись многократно, также уверена, что многие мы упустили. Не один благоприятный момент для развития, для получения сокровенных знаний нами упущен. Очередной такой момент – за окном. Сегодня время благоприятно для получения подарков, а завтра все может закончиться. Так стоит ли беспечно относиться к возможностям? Стоит ли озвучивать материальные желания, как старуха? Может быть, пришла пора попросить мудрость, знания, методики? Бог выполнит просьбу с большим удовольствием, зная, эти дары принесут благополучие в мир людей.

Сюжет

Старик рыбачил тридцать лет и три года, и однажды в его неводе оказалась волшебная Золотая рыбка. Она принялась умолять отпустить её в синее море, откупалась всем, что пожелал бы старик. И старик сжалился, отпустил рыбку, ничего не попросив взамен. Узнав об этом, старуха отправила старика назад к рыбке попросить у неё новое корыто, ведь старое совсем прохудилось.

Золотая рыбка выполнила просьбу старика, но старухе уже было мало нового корыта – она потребовала новую избу. Вернулся старик к мутному морю и вновь обратился с просьбой к Золотой рыбке. Возвращается он и видит: стоит прекрасный новый дом, однако старуха в этот раз уже захотела стать столбовой дворянкой и отправила старика назад к рыбке. Синее море было уже неспокойно, но Золотая рыбка безропотно выполнила и эту просьбу старика. Старуха стала столбовой дворянкой, жила в богатом тереме, а старика отправила служить на конюшню.

Через время старухе и этой привольной жизни показалось мало. Наказала она старику, чтобы рыбка сделала её царицей. Делать нечего, отправился старик за новой просьбой к почерневшему синему морю, и Золотая рыбка выполнила её.

Когда же старуха в жажде власти захотела стать владычицей морской, а сама бы рыбка была у неё на посылках, Золотая рыбка лишь вильнула хвостом, услышав эту просьбу. И старик вернулся к своей прежней старой избе, возле которой сидела старуха у разбитого корыта.

Старуха

Она олицетворяет человеческий эгоизм, который никогда не бывает полностью доволен, а значит, не знает, что такое счастье. Эгоизму хочется потреблять как можно больше материальных благ. Именно поэтому, начав с корыта, старуха вскоре захотела властвовать над самой рыбкой.

Если в древнем трактате ее образ – это символ отречения человека от своей духовной природы в пользу ложного сознания и материального мира, то у Пушкина – злое эгоистическое начало, которое заставляет старика (чистую душу) потакать ее прихотям.

У русского поэта очень хорошо описана покорность души перед эгоизмом. Старик каждый раз ходит на поклон к Золотой рыбке с новым требованием от старухи. Символично, что море, которое является прообразом огромного материального мира, каждый раз становится все более грозным. Этим Пушкин показал, насколько велик отрыв чистой души от ее предназначения, когда она с каждым разом все глубже погружается в пучину материальных благ.

Главная мысль

Маленьким читателям важно разобраться, в чём основная суть сказания Александра Сергеевича, чтобы написать рецензию. Из прочитанного дети могут сделать следующие выводы:

  1. Не нужно быть жадными.
  2. Важно беречь то, что имеется.
  3. Необходимо быть благодарным судьбе.
  4. Успехов следует добиваться самостоятельно.

Взрослые по-своему понимают идею произведения. Человек должен жить чувствами, эмоциями, желаниями, но и проявлять разум. Беспрекословное покорство эгоизму разрушительно действует на личность. Важно проявлять силу духа, жить духовными ценностями, не идти на поводу у других. Материальные блага не приносят истинного счастья.

Отзывы читателей

Это очень поучительная история о стариках, которые могли изменить свою жизнь, но этого так и не случилось. Нищих духом людей всегда тянет вниз, они не могут подняться над своими проблемами. Важно самому что-то делать для своего роста и развития, а не возвышаться за счёт кого-то.

Максим

Сказка понравилась своим простым сюжетом. Пушкин раскрывает сущность людей изнутри. Всё прекрасное может убить злоба, зависть и глупость. Быт существования иногда закрывает глаза на счастливые возможности. В современном мире также встречаются подобные проблемы. Автор очень просто объясняет, почему не стоит быть жадным и корыстным.

Вероника

Произведение заставляет задуматься, что существуют люди, подобно старухе, которые ничего не сделали для окружающих. Хоть у них есть и богатство, но они не могут почувствовать радость. Они несчастны даже на царском троне. Невозможно насладиться тем, чего человек не заслужил.
Варвара

Композиция и язык

У произведения Александра Сергеевича сложный и загадочный текст. Изначально свои сказки писатель предназначал взрослым. У шедевра о волшебнице-рыбке мифологические истоки, близкие к фольклору. Критики считают, что Пушкин тайно намекал в этой книге об угнетении простого народа. Писатель видел, как на Россию надвигается безжалостный капитализм.

Произведение можно отнести к жанру истории-притчи в стихах. Через неё проходит мощный поток лиризма и насыщает сюжет болью, скорбью, иронией, гневом. Лирическое повествование ведётся от лица автора. Поэт использует разговорную сказовую речь.

Композиция построена в виде замкнутого круга. Вначале старуха сидит возле избы с разбитым корытом, и в конце показана та же картина. Используются монотонные повторы: по несколько раз старик ходит к рыбке.

Из изобразительно-выразительных средств Пушкин использует градацию, повторяющиеся конструкции, олицетворения. Сюжет начинается подобно фольклорному произведению. Отдельным действующим лицом выступает море. Оно откликается на все сказочные события и меняет цвет. Море с его повелительницей вершат суд над человеческой гордыней.​

История создания

Делая анализ сказки, стоит кратко дать информацию о произведении. Ещё в детстве Пушкин обращался к устному народному творчеству. В этом ему поспособствовала его няня — Арина Родионовна. Она рассказывала своему воспитаннику сказки, а он трепетно их выслушивал. Потом он стал самостоятельно изучать фольклор. Уже в 30-е годы XIX века появлялись его знаменитые сказки.

Написана сказка была 2 октября 1833 года, в период второй Болдинской осени. Это был ярчайший творческий период в жизни поэта. Тогда у Пушкина был невероятный творческий подъём, в результате которого в свет вышли прекраснейшие произведения.

Известно, что при написании сказки автор опирался на книгу братьев Гримм «О рыбаке и его жене». В этом источнике старуха пожелала стать папой римским, а потом и самим Богом. Пушкин отбросил такой вариант и сохранил русскую народную направленность произведения. В этом ему помогло народное сказание «Жадная старуха». В 1835 году шедевр был опубликован в журнале «Библиотека для чтения».

Основные персонажи

Участников повествования всего трое: старик, старуха, Золотая рыбка. Рассказ о вредной женщине стоит начать с того, что она оказалась жадной, ненасытной, сварливой. Злоба погубила в ней зачатки добра. Про такого человека можно сказать: «Палец в рот не клади — по локоть откусит». На первом месте у женщины прихоти и желания, материальные блага. Судьба мужа её абсолютно не интересует, она даже сделала из рыбака конюха и называет «дурачиной, простофилей». За свои капризы героиня в конце справедливо поплатилась, оставшись ни с чем.

Образ рыбака

В названии сказки упоминается именно рыбак. В начале произведения идёт речь об этом персонаже. Когда он поймал Золотую рыбку, то перед ним стоял выбор: съесть её или выпустить. Торжество духа победило потребности тела. Старик сделал правильный выбор. Он отпустил рыбку и ничего у неё не попросил взамен, став крепче духовно.

Разум деда был подавлен прихотями жены. Он безропотно мчится к морю и просит у волшебницы выполнить все желания старухи. Благодарная рыбка выполняет все просьбы спасителя. Жалко, что мужчина не возражает требованиям жены. Так было, пока женщине не вздумалось стать владычицей морской. Золотая рыбка не захотела, чтобы над ней кто-то властвовал. Старик оказался чересчур слабовольным.

Золотая рыбка

Эта героиня была царицей морской, благодатной и щедрой волшебницей. Она всё может. В описании Золотой рыбки из сказки Пушкина говорится, что у неё была золотая чешуя. Это свидетельствует о высоком положении. Рыбка умная, умеет разговаривать человеческим языком и исполнять немыслимые желания. Она влияет на окружающую природу, море, что говорит о могущественности.

Благодарная героиня напевно разговаривает с рыбаком и терпеливо относится к желаниям старухи. Это подчёркивает её благородство. Рыбка достойна своего положения, и в конце она демонстрирует свою всесильную личность.

«Сказка о рыбаке и рыбке» Пушкина была написана в 1833 году.  В ее основе лежит простонародный сюжет, который автор облачил в стихотворную форму. Рекомендуем прочитать краткое содержание «Сказка о рыбаке и рыбке», которое пригодится как для читательского дневника, так и для подготовки к уроку литературы. Это история о том, до чего может довести человеческая жадность и потакание собственным прихотям.

Основные персонажи сказки

Главные герои:

  • Старик – добрый, слабовольный мужчина, рыбак.
  • Старуха – жена старика, жадная, сварливая женщина.

Другие персонажи:

  • Золотая рыбка – волшебная рыбка, морская владычица.

О чем «Сказка о рыбаке и рыбке» Пушкина?

А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке» краткое содержание для читательского дневника:

Старый рыбак умудрился поймать волшебную рыбку, та стала просить его отпустить ее на волю. Рыбак был добрым человеком и выпустил рыбку. Но когда он рассказал об этом своей жене, та страшно рассердилась и сказала, что нужно было попросить хотя бы другое корыто.

Рыбак попросил у рыбки деревянное корыто, но вслед за корытом бабке понадобилась изба, потом она захотела барствовать, затем быть правительницей, и, наконец, владычицей всех морских глубин и чтобы рыбка ей подчинялась.

Когда рыбка услышала последнюю просьбу, то молча вернулась в море. А старик увидел старуху перед жалкой избенкой и с разбитым корытом.

Вывод:

Правильно говорят, что жадность человеческая не знает предела. А добрый старик подчинялся жадной и злой старухе, которая его совершенно не ценила. Если добро будет подчиняться злу, то подобное добро страшнее всякого зла.

Другая «Сказка о золотом петушке» Пушкина была написана в 1834 году. Это последнее сказочное произведение писателя, в котором он обнажает многие человеческие пороки и напоминает, что за все свои поступки рано или поздно придется держать ответ.

Короткий пересказ «Сказки о рыбаке и рыбке»

Краткое содержание «Сказка о рыбаке и рыбке» Пушкин:

У синего моря жил старик со своей женой. Жили они в ветхом доме тридцать лет и три года. Муж, чтоб питаться занимался ловлей рыбы, в один из дней он вылавливает рыбку, да не простую, а золотую. Эта рыбка молвила человеческим языком и могла выполнить три любых желания поймавшего ее человека.

Старик отпускает рыбку в море, не требуя от нее никакой награды, исполнения желаний и возвращается в свой дом. Дома он все рассказывает старухе – жене и та как принялась бранить его, заставляя вернуться к морю, чтобы хоть корыто у рыбки выпросить новое. Старик повинуется супруге и идет к морю, там рыбка его успокаивает и говорит, что все исполнит: «Не печалься, ступай себе с Богом».

Вернувшись к своему дому, он действительно видит у старухи новое корыто. Но алчность жены становится все сильнее и сильнее, запросы ее становятся все выше и выше. Она вновь отправляет мужа к морю и требует сначала для них двоих, а потом только для себя все больше и больше благ.

В момент прихода старика к рыбке, море от спокойного превращается в штормящее. Став дворянкой старухе становится этого мало. Она начинает призирать своего мужа, забыв о том, что данный мужчина источник ее успеха и изгоняет его в конюшню конюхом.

Одно из последних желаний, с которым старик должен идти к рыбке, было таковым, что жена не хочет оставаться просто вольною царицей, она хочет быть «владычицей морскою», а сама рыбка золотая должна у нее быть в услужении. Рыбка, услышав такое желание, ничего не сказав скрылась глубоко в воду. Придя домой, муж увидел вновь ветхую избу, разбитое корыто и свою старуху.

Данная сказка учит ценить то, что у нас есть. Не перегибать палку в своих желаниях, т.к. все может вернуться на круги своя. Так же в произведении можно увидеть, как человек получая власть, не может справиться с собой и становится алчнее и злее. Сказка учит тому, что нельзя добиваться цели ущемляя другого. Читая это произведение Пушкина, вспоминается пословица – остаться у разбитого корыта – что значит погнаться за большим и в итоге остаться ни с чем.

Всеми любимая и известная с детства сказка, имеющая глубокий смысл. Поэт в стихах четко передал характер каждого героя, а также поучение.

Читайте также: Произведение в стихах «Сказка о царе Салтане» Пушкина, написанное в 1831 году. Произведение представляет собой удивительно лирическую, яркую и образную историю. Краткое содержание сказки «О царе Салтане» для читательского дневника повествует об истории царя, которого пытались, разлучить с семьей, но справедливость восторжествовала.

Сюжет «Сказки о рыбаке и рыбке» с цитатами

Рассмотрим подробнее, о чем «Сказка о рыбаке и рыбке» Пушкин краткое содержание:

«У самого синего моря» в ветхой землянке жил старик со своей старухой. Вместе они прожили долгую жизнь – ровно «тридцать лет и три года». Старик промышлял рыбной ловлей, а старуха пряла пряжу – тем и жили.

Однажды старик отправился к морю ловить рыбу. Дважды он закидывал невод, но вытаскивал лишь тину да траву морскую. На третий раз в неводе оказалась рыбка, но не простая, а золотая.

Рыбка принялась умолять старика отпустить ее обратно в море. Взамен же она обещала выполнить любое его желание. Старик не на шутку испугался – он рыбачил много лет, но никогда «не слыхивал, чтоб рыба говорила». Сжалившись над рыбкой, он отпустил ее в синее море без откупа.

Старик рассказал о великом чуде своей старухе, и та принялась его что есть силы бранить – их старое корыто раскололось, а он даже не подумал попросить у рыбки новое.

Отправился старик на берег и увидел, как «море слегка разыгралось». Он принялся «кликать золотую рыбку», и та явилась на его зов. Старик попросил у нее новое корыто для старухи, и она согласилась выполнить его просьбу. Но, получив корыто, жадная старуха еще сильнее принялась ругать своего мужа-простофилю, который не догадался попросить у волшебной рыбки новую избу.

Делать нечего, вновь побрел старик к синему морю, которое еще более помутилось. Он позвал золотую рыбку, поклонился ей в пояс, и передал просьбу жены. Та согласилась выполнить и это желание.

Вернулся старик, и вместо старой землянки увидел прекрасную новую избу. Но и этого было мало сварливой старухе. Едва увидев мужа, она тут же погнала его назад, к морю: «Не хочу быть чёрной крестьянкой, хочу быть столбовою дворянкой!».

Отправился старик опять звать рыбку. Та спокойно выслушала новую просьбу старухи, и пообещала выполнить ее. Старик был немало удивлен, когда увидел вместо избы прекрасные хоромы, в которых восседала его жена «в дорогой собольей душегрейке» и командовала многочисленными слугами. Увидев мужа, старуха прикрикнула на него и «на конюшне служить его послала».

Но и этого оказалось мало жадной и завистливой женщине. Спустя время она вновь послала старика к синему морю передать рыбке новое свое желание: «Воротись, поклонися рыбке: не хочу быть столбовою дворянкой, а хочу быть вольною царицей».

Старик испугался, просил супругу одуматься, но та и слышать ничего не хотела. Пошел он к потемневшему морю на поклон рыбке. Она пожалела старика, и пообещала сделать старуху царицей.

Вернувшись обратно, старик с удивлением увидел вместо боярского терема царские хоромы. Старуха в роскошных одеждах восседала на троне, возле нее стояли грозные стражники, а прислуживали ей «бояре да дворяне». На старика она даже «не взглянула, лишь с очей прогнать его велела».

Прошло время, «ещё пуще старуха вздурилась». Послал она слуг за мужем, и приказала немедленно передать рыбке, чтобы та сделала ее «владычицей морскою». Узнав, что старуха возжелала стать ее царицей, рыбка ничего не ответила, «лишь хвостом по воде плеснула и ушла в глубокое море».

Старик еще долго стоял на берегу, дожидаясь ответа. Когда же он вернулся обратно, то увидел свою старую землянку, а на пороге – старуху с разбитым корытом…

Заключение

Сказка учит добру и справедливости. За хорошие поступки человек всегда получает вознаграждение, в то время как жадность, коварство и зависть способны разрушить его жизнь.

Это интересно: Сказку «Цветик-семицветик» Катаев написал в 1940 году. Краткое содержание сказки «Цветик-семицветик» для читательского дневника поможет задуматься над идеей рассказа о волшебном цветке и вспомнить подробности истории.

Видео мультфильм Сказка о рыбаке и рыбке

Краткое содержание сказки «Золотая рыбка» или «Сказка о рыбаке и рыбке» для читательского дневника расскажет поучительную историю о добром, но бесхарактерном человеке и его сварливой хозяйке. Сказка учит тому, что, если запросы всё растут, можно остаться у разбитого корыта.

Год написания: 1833    Жанр: сказка

Главные герои: золотая рыбка, старик и его жена старуха

У синего моря жил старик со своей женой. Жили они в ветхом доме тридцать лет и три года. Муж, чтоб питаться занимался ловлей рыбы, в один из дней он вылавливает рыбку, да не простую, а золотую. Эта рыбка молвила человеческим языком и могла выполнить три любых желания поймавшего ее человека. Старик отпускает рыбку в море, не требуя от нее никакой награды, исполнения желаний и возвращается в свой дом. Дома он все рассказывает старухе – жене и та как принялась бранить его, заставляя вернуться к морю, чтобы хоть корыто у рыбки выпросить новое. Старик повинуется супруге и идет к морю, там рыбка его успокаивает и говорит, что все исполнит: «Не печалься, ступай себе с Богом».

Вернувшись к своему дому, он действительно видит у старухи новое корыто. Но алчность жены становится все сильнее и сильнее, запросы ее становятся все выше и выше. Она вновь отправляет мужа к морю и требует сначала для них двоих, а потом только для себя все больше и больше благ. В момент прихода старика к рыбке, море от спокойного превращается в штормящее. Став дворянкой старухе становится этого мало. Она начинает призирать своего мужа, забыв о том, что данный мужчина источник ее успеха и изгоняет его в конюшню конюхом.

Одно из последних желаний, с которым старик должен идти к рыбке, было таковым, что жена не хочет оставаться просто вольною царицей, она хочет быть «владычицей морскою», а сама рыбка золотая должна у нее быть в услужении. Рыбка, услышав такое желание, ничего не сказав скрылась глубоко в воду. Придя домой, муж увидел вновь ветхую избу, разбитое корыто и свою старуху.

Данная сказка учит ценить то, что у нас есть. Не перегибать палку в своих желаниях, т.к. все может вернуться на круги своя. Так же в произведении можно увидеть, как человек получая власть, не может справиться с собой и становится алчнее и злее. Сказка учит тому, что нельзя добиваться цели ущемляя другого. Читая это произведение Пушкина, вспоминается пословица – остаться у разбитого корыта – что значит погнаться за большим и в итоге остаться ни с чем.

Всеми любимая и известная с детства сказка, имеющая глубокий смысл. Поэт в стихах четко передал характер каждого героя, а так же поучение.

Сказка учит тому, что, если запросы всё растут, можно остаться у разбитого корыта.

Краткое содержание Пушкин Золотая рыбка (Сказка о рыбаке и рыбке)

На берегу моря в небольшом старом доме жили одинокие старики. Дед промышлял ловлей рыбы, а баба всегда что-то пряла. Однажды долго не мог поймать ничего дед. Забрасывал он невод, но пустой он был. И наконец-то попалась ему в сети рыбина. Дед взял её в руки, и вдруг рыбина ни с того ни с сего заговорила. От неожиданности дед чуть не выпустил её из рук. Да и было чему удивиться. Рыбина была необыкновенная и переливалась на солнце золотом. Одним словом, это была золотая рыбка.

Стала она умолять деда вернуть её обратно в море, обещая ему помогать осуществить любое его желание. Дед ушёл восвояси, сказав рыбке, что ему ничего не требуется.

Когда он дома рассказал бабе о том, что с ним произошло, она раскричалась на него. Её рассердило то, что дед даже не попросил у рыбки корыто, взамен расколовшегося. Отправила она его обратно.

Очень неудобно было старику, но пришлось идти к морю. На берегу дед увидел, что слегка разволновалось море. Позвал он добрую рыбку, рассказал ей, что старуха хочет. Рыбка его поняла, и нырнула в море.

Пришёл домой старик, и о, чудо – корыто на пороге новое! Думал баба довольной останется, а не тут-то было. Рассердилась она ещё больше, зажадала дом новый. Пришлось деду снова идти к морю. Увидел он, что слегка потемнело оно. Низко поклонился он рыбке, рассказал, что баба велела. Услышала его рыбка, и согласилась выполнить просьбу старика.

Вернулся старик, глазам не поверил – красивый терем вместо старой землянки. А баба стала богатой, в красных сапогах и в золоте. Стоит, характер скверный показывает. Бедные слуги снуют рядом, а она их бьёт и прикрикивает. Увидела деда и отправила его на конюшню.

Через время баба подзывает покладистого старика, и посылает его с новым поручением: царицей хочет быть. Удивился дед, посмел противоречить. Зря он это сделал – слуги его вытолкали взашей.

Побрёл расстроенный старик к рассерженному морю, и рыбку позвал. Рыбка просила деда не переживать, и уплыла.

Только стал он подходить к дому, как увидел бабу, разодетую, как царица. Приказала старуха старика подальше закинуть.

Через время опять баба взбунтовалась, и приказала деду передать рыбке странные речи. Захотела старуха владеть целым морем, и чтобы рыбка ей стала прислуживать.

Когда дед пришёл к морю, он увидел, что шторм на море ещё больше усилился. Когда передал он рыбке приказ бабы, рыбка даже не нашла, что ответить, и уплыла.

Сидел-сидел на берегу дед, но рыбка больше не появлялась. Тогда он поплёлся домой. А дома то нет – землянка прежняя. А старуха в старом одеянии держит расколовшееся корыто.

Произведение показало последствия жадности человека.

Оцените произведение:

  • 3
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

Голосов: 88

Читать краткое содержание Сказка о рыбаке и рыбке. Краткий пересказ. Для читательского дневника возьмите 5-6 предложений

Картинка или рисунок Сказка о рыбаке и рыбке

Сказка о рыбаке и рыбке для читательского дневника

Другие пересказы и отзывы для читательского дневника

  • Краткое содержание Соня Толстая

    Соня – главная героина произведения не отличалась ни большим умом, ни красотой. Этим часто пользовались окружающие и просили девушку то посидеть с детьми, то помочь на кухне, то подшить что-либо

  • Краткое содержание Сорока-воровка Герцен

    Повесть Сорока-воровка начинается с разговора трех молодых людей о театре и о роли женщин в нем. Но это только кажется, что они говорят о театре, на самом же деле разговор о традициях, о женщинах и укладах семьи в разных странах

  • Краткое содержание Мартышка и очки басня Крылова

    В басне «Мартышка и очки» ведется повествование о Мартышке, у которой к старости появились проблемы со зрением. Но у людей она услышала, что это не так уж и страшно, если приобрести очки.

  • Краткое содержание Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями Лагерлёф

    Эта история про одного мальчика, который жил со своей семьей в одной из деревушек Швейцарии. Нильс Хольгерсон, так зовут нашего героя, был 12-ти летним хулиганом, который не раз устраивал передряги с местными мальчишками

  • Краткое содержание Сказка бочки Свифт

    Человек жаждущий привлечь внимание толпы, обязан приложить не малые усилия. С древних веков философы выстраивали замки из воздуха. Но, многие из них слишком трудно озвучили основные понятия, поэтому их мысли доступны не для всех.

  • Пушкин сказка о мертвой царевне и семи богатырях читать краткое содержание
  • Пушкин сказка о мертвой царевне и семи богатырях картинки
  • Пушкин сказка о медведихе читательский дневник 3 класс
  • Пушкин сказка о мертвой царевне и семи богатырях история создания
  • Пушкин сказка о мертвой царевне и семи богатырях главная мысль