Пушкин сказка о рыбаке и рыбке иллюстрации

Здравствуйте! мне очень приятно получать от вас благодарности, я очень рада, что мои обзоры полезны!саша-santima вдохновила меня на обзор книжных

Здравствуйте! Мне очень приятно получать от вас благодарности, я очень рада, что мои обзоры полезны!
Саша-Santima вдохновила меня на обзор книжных изданий сказок Пушкина.

В детстве больше всего мы любим слушать сказки, и среди всего многообразия сказок произведения А.С.Пушкина занимают особое место. Это целый сказочный мир, без знакомства с которым мы уже не мыслим свою жизнь, свое духовное развитие.

Всё, что удалось интересного найти в Лабиринте в этой теме. Внимательно смотрите, не все издания безупречны — выбирайте по своему вкусу!

Обзор №1 — книги со стихами о природе — здесь
Обзор №2 — книги с детскими стихами — здесь
Обзор №3 — большой обзор литературно-художественных изданий — здесь
Обзор №5 — Новогодний обзор — здесь

Александр Пушкин: Сказка о попе и его работнике Балде
ИД Мещерякова, 2012 г.
Художник: Милашевский Владимир Алексеевич
Этот же художник проиллюстрировал сказку про Конька-горбунка, наверное, многим знакома эта книга с его иллюстрациями.
Изображение
ИзображениеКупить в Лабиринте
ИзображениеКупить в read.ru

Александр Пушкин: Сказки
Эксмо, 2010 г.
Художник: Власова А.
В этом издании все сказки Пушкина и словарь редких слов и выражений. Иллюстрации в отзывах хвалят.
Изображение
ИзображениеКупить в Лабиринте

Александр Пушкин: Золотые сказки
Азбука, 2012 г.
С превосходными иллюстрациями А. Рейпольского!
Изображение
ИзображениеКупить в Лабиринте

Александр Пушкин: Сказка о рыбаке и рыбке
Азбука, 2012 г.
Художник: Чёлушкин Кирилл
В отзывах пишут, что не совсем «детские» иллюстрации. Моё мнение, что ребёнку нужно показывать разные иллюстрации, в том числе и такие. Дети очень восприимчивы к искусству, а талант понятен всем независимо от возраста.
Изображение
ИзображениеКупить в Лабиринте

Александр Пушкин: Сказка о рыбаке и рыбке
Азбука, 2011 г.
Художник: Чёлушкин Кирилл
Книга отличается от предыдущей форматом и количеством страниц.
Изображение
ИзображениеКупить в Лабиринте
ИзображениеКупить в read.ru временно отсутвует

Александр Пушкин: Сказки
ИД Мещерякова, 2012 г.
Иллюстрации Ивана Билибина.
Издательство Мещерякова — можно надеяться на хорошее качество печати. На сайте издательства смотрите, справа три разворота.
Изображение
ИзображениеКупить в Лабиринте
ИзображениеКупить в read.ru

Александр Пушкин: Сказки А.С. Пушкина
Яркий Город, 2012 г.
В книге представлены сказки Александра Сергеевича Пушкина в живописи Холуя.
Отзыв из Лабиринта:

Цитата:

Книга хороша собой: страницы глянцевые и прочные, а вот шрифт мелкий, а рисунки на «вкус». Сказки хорошие и добрые. Моим детям очень понравились. Да кто не знает сказки Пушкина?! Речь о другом: хоть книга и интересна, но в ней есть грамматические ошибки, и это печально!

Я ужасно не люблю ошибки в книгах, поэтому сама бы не купила это издание. Но, может, быть найдутся любители живописи Холуя, которые спокойно отнесутся к этому недостатку. :)

Цитата:

Несмотря на возрастающую конкуренцию Палеха и Мстёры, холуяне вырабатывалм собственный стиль. Как и в Палехе, они исходили из традиций древнерусской иконописи, но смелее вводили новые элементы: крупные и яркие цветовые пятна, контрасты тонов, современные сюжеты. В 1873 г. в Холуе основано иконописное училище, которым руководил живописец А. А. Харламов, выпускник петербургской Академии Художеств. Воссозданный промысел успешно существует по настоящее время

Источник

Изображение
ИзображениеКупить в Лабиринте

Александр Пушкин: Стихи и сказки
Махаон, 2011 г.
Плюс этой книги в том, что помимо сказок в неё включены стихи. О минусах читайте в отзывах в Лабиринте.
Изображение
ИзображениеКупить в Лабиринте
ИзображениеКупить в read.ru

Александр Пушкин: Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче
Амфора, 2011 г.
Художник: Билибин Иван Яковлевич
Взяла эту книгу в свой обзор из-за иллюстраций Билибина, но качество печати оставляет желать лучшего! Такие книги лучше сначала смотреть в каком-нибудь магазине, а потом покупать. Мы покупали русские сказки с Билибиным, долго смотрели на них в Библиоглобусе, потом всё-таки заказали, но читать их не хочется… Слишком тёмная печать, слишком резкие контуры. А вот на открытках, которые сохранились у меня от бабушки — совершенно другой вид!! По-моему, издание Мещерякова лучше. Оставляю книгу в обзоре, чтобы вы не перепутали.
Изображение
ИзображениеКупить в Лабиринте
ИзображениеКупить в read.ru

Александр Пушкин: Сказка о золотом петушке
Художник: Назарук Вячеслав
Восторженные отзывы об иллюстрациях (смотрите в Лабиринте).
Изображение
ИзображениеКупить в Лабиринте
ИзображениеКупить в read.ru

Добавлю издания сказок про Конька-горбунка. Тем более, что сюжет сказки подсказал Ершову сам Пушкин!

Петр Ершов: Конёк-Горбунок
Издательство: ИД Мещерякова, 2011 г.
Художник: Милашевский Владимир Алексеевич
У меня сохранилась книга из детства именно с такими иллюстрациями, любила её и в детстве читать, и сейчас читаем с удовольствием.
Изображение
ИзображениеКупить в Лабиринте
ИзображениеКупить в read.ru временно отсутствует

Петр Ершов: Конёк-горбунок
Издательство: Нигма, 2012 г.
Художник: Кочергин Николай
Очень интересное издание, на мелованной бумаге, огромного размера. С отличными иллюстрациями, редкий очень удачный репринт. Я даже где-то видела сравнение иллюстраций Кочергина и Милашевского и там показывалось, что первоисточник Кочергин, и было много нюансов в его пользу.
Изображение
ИзображениеКупить в Лабиринте
ИзображениеКупить в read.ru

Петр Ершов: Конёк-горбунок
Издательство: Эксмо, 2011 г.
Художник: Егунов Игорь
Книга из серии «Книга в подарок», большой формат, мелованная бумага. Очень хвалят иллюстрации в отзывах на Лабиринте, да и вы сами можете посмотреть развороты.
Изображение
ИзображениеКупить в Лабиринте
ИзображениеКупить в read.ru

Петр Ершов: Конёк-горбунок
Издательство: Эксмо, 2010 г.
Художник: Егунов Игорь
Те же самые иллюстрации, что и в предыдущем издании, только бумага офсет, сооттветственно и цена ниже.
Изображение
ИзображениеКупить в Лабиринте
ИзображениеКупить в read.ru

_________________
Мой инстаграм @irishde
Инстаграм Лены Даниловой @danilovaru
Кира 31.01.2004 Егор 23.01.2017

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
основная общеобразовательная школа № 9

Разработка внеурочного предметного мероприятия

Литературный час

 Тема: А.С. Пушкин. «Сказка о рыбаке и рыбке»

        Подготовила

учитель нач. классов

Бреус И.Н.

ст.Нефтяная-2019г.

Цель: Обобщение знаний учащихся о сказке А.С.Пушкина
«Сказка о рыбаке и рыбке».

Задачи

 Образовательные: активизировать имеющиеся у
учащихся знания о сказке; прививать любовь к чтению; учить работать в команде;
развивать умение анализировать характер героев, доказывать свой ответ;

Воспитательные: воспитывать у детей уважение к книге; воспитание
выдержки и умения выслушать других; способствовать установлению доброжелательных
взаимоотношений между учащимися; учить на примере сказки Пушкина правильно
оценивать поступки героев;

Развивающие: способствовать развитию творческого мышления; развитие
внимания, памяти, мышления;

Формирование коммуникативных УУД:

·       
Умения участвовать в 
диалоге и оформлять диалогическое высказывание (умение объяснять свой выбор, 
строить фразы, отвечать на поставленные вопросы, аргументировать;  дополнять
ответы учащихся; работать в группе);

·       
Умения строить
монологические высказывания  (описывать объект: передавать его внешние
характеристики, используя выразительные средства речи).

Оборудование:

Иллюстрации из сказки, презентация, книги со сказкой
А.С.Пушкина о рыбаке и рыбке, портрет писателя,  карточки с вопросами и
заданиями, толковые словари, иллюстрация дерева- успеха.

 Участники:

       Ученики 2-го класса.

Ход мероприятия

I.ФАЗА ВЫЗОВА

-Здравствуйте, ребята!

-Сегодня мы собрались вместе с вами для того, чтобы провести 
литературный час в виде групповой игры  и в этом вы будете мне помогать!

-Прежде, чем я перейду к мероприятию, я хочу спросить у вас, знаете ли
вы, почему мы решили провести это мероприятие? Чему оно посвящено?

На доске эпиграф .

«Сказка ложь да в ней намёк, добрым молодцам урок»

— Кто мог бы так сказать? Музыкант, поэт, или художник?

-Значить речь пойдёт о поэте.

-Представьте, что  перед вами  корзина, накидаем в неё разные идеи.

— Предположите, когда мог жить этот поэт, что он писал, какого он
возраста?

-Ребята,
перед вами ряд иллюстраций, ваша задача догадаться, кому принадлежат эти
предметы и  из какого они  произведения .

На доске иллюстрации:

невод, печатный пряник, море


Кто из вас догадался, о каком произведении пойдёт речь? А кто его автор?

-Попробуйте сформулировать тему нашего занятия.


Сегодня мы с вами войдем  в замечательный мир сказок А.С.Пушкина. Вы уже прочитали
сказку о рыбаке и рыбке, посмотрели мультфильм, а сегодня мы продолжим изучение
 этой сказки, внимательно проследим за её  сюжетом  и поговорим о главных
героях.

-Кто
сегодня чувствует себя готовым на «5»? На «4»? На  «3»? Спасибо…

II. ФАЗА РЕАЛИЗАЦИИ.

— Перед вами лежат листочки с высказываниями . Прочтите высказывания.
Напротив каждого поставьте   знак «+»  или «-«   в зависимости от того, верите
ли вы этому или нет.

Предложены высказывания

1.В этом году исполняется 220 лет со дня рождения А.С. Пушкина.________

2. Произведения А.С. Пушкина  знакомы нам с самого раннего детства.____

3. Александр был любимцем матери.____

4. Мама научила его писать и читать по –русски.______

-Проверить правильность ваших предположений вы сможете, прочитав о
Пушкине небольшую статью.

Слайд 1, 2,3


Ребята, вначале мы свами высказали разные идеи, какие из них подтвердились?

 — Кто из вас сейчас может сказать, чему посвящен наш литературный
час?   (В этом году отмечается  220-лет со дня рождения великого русского
поэта А.С. Пушкина)

-Предлагаю вам разделиться на три группы, по количеству главных героев
сказки.  Каждый ряд –это группа. Напоминаем правила работы в группе.

 а) каждый должен слушать
своих товарищей,

б) каждый должен принимать участие в работе,

в) каждый должен просить о помощи, когда она ему нужна,

г)
каждый должен оказать помощь, если его об этом попросят

         Сказка о рыбаке и рыбке написана Пушкиным  в 1833 году, то
есть 186 лет назад, и конечно многие слова,  встречающиеся в сказке, сейчас
считаются устаревшими.  Сейчас мы с вами поработаем над толкованием некоторых
слов. Каждая группа получает небольшой  фрагмент  сказки где встречаются
устаревшие слова. Ваша задача  найти устаревшее слово в тексте, найти его в
толковом словаре и прочитать его значение.  Распределите роли в группе: кто
читает фрагмент, кто находит устаревшие слова, кто работает с толковым словарём
и кто прочитает значения слов и ознакомит всех участников группы.

(Работа с толковым словарём)

1 группа.

Пошёл он ко своей землянке,

А землянке нет уж и следа;

Перед ним изба со светёлкой,

С кирпичною, белёною трубою,

С дубовыми , тесовыми вороты.

Землянка- крытое углубление в земле, вырытое для жилья.

Светёлка- небольшая комнатка, обычно в верхней части жилья.

2 группа

Воротился старик ко старухе.

Что ж он видит? Высокий терем.

На крыльце стоит его старуха

В дорогой собольей душегрейке,

Парчёвая на маковке
кичка.

Душегрейка- женская тёплая кофта, обычно без рукавов, со сборками по
талии.

Парча – плотная узорчатая шёлковая ткань с переплетающимися золотыми,
серебряными нитями.

Кичка- старинный праздничный головной убор замужней женщины.

 3 группа

Приплыла к нему рыбка, спросила:

«Чего тебе надобно, старче?»

Ей с поклоном старик отвечает:

«Смилуйся, государыня  рыбка»

Пуще  прежнего
старуха  вздурилась,

Не даёт старику мне покою:

Уж не хочет быть она крестьянкой.

Хочет быть столбовою дворянкой.

 Смилуйся-   сжалиться, проявить милосердие.

Пуще- больше, сильнее

Столбовой – дворянин, относящийся  к древнему потомственному
дворянскому роду, в 16 веке, заносившиеся в специальные столбцы(родословные
книги)

-Ребята, вы молодцы, соблюдая правила работы в группе справились с
заданием.

— А хорошо ли вы помните содержание сказки?

Предлагаю посоревноваться группам и поиграть в игру «Жокей и лошадь».

 — Каждая группа получит вопросы по содержанию  сказки, но ответы все
перемешались.  Вам нужно найти ответ на ваш вопрос. Каждая команда – это «жокей»,
а ответ на вопрос это его «лошадь».  Желаю каждой команде оседлать свою
«лошадь».

1 группа

1.С чем первый раз
пришел невод?  ( с одною тиной)

2.С чем второй раз
пришел невод?  ( с травою морскою)

3Что сделала старуха
в гневе, когда пожелала стать царицей?(ударила по щеке старика)

2 группа

1.    
Куда отправила
старуха-дворянка старика работать?(на конюшню)

2.    
Какое желание старухи
рыбка не исполнила?  ( стать владычицей морскою)

3.    
Каким было второе
желание старухи?   ( изба)

3 группа

1.    
Каким было первое желание
старухи?   (новое корыто)

2.    
Как бранила старика
старуха?   (Дурачина ты, простофиля!»)

3.    
Как старуха относилась к
своим слугам? (Она бъёт их, за чупрун таскает)

Проверим,  как справились группы со своим заданием.

— Как вы думаете,
почему старик не отказывался  ходить с просьбами к морю?

Давайте выясним,
какой характер у каждого героя.

— Вот сейчас вы будете
работать каждый  в своей команде. Вы устно обсудите характер вашего героя, а
затем обобщите свои ответы и один из вашей команды даст характеристику герою.

1 группа -старуха ( жадная, вредная, сварливая, сердитая, старая, глупая, грубая, плохая,
требовательная, жестокая)

2 группа- старик(добрый,
старый, послушный, исполнительный, работящий, хороший, безотказный.)

3 группа – рыбка(добрая,
послушная, исполнительная, вежливая, красивая, жалостливая, хорошая.)

-Напишите  групповой
синквеин о вашем герое (пятистрочие)

1 строчка-
(существительное)

2 строчка (два
прилагательных)

3 строчка (два
глагола)

4 строчка(одно
предложение)

5 строчка (слово
синоним)

 -Прочитайте, что у
вас получилось.

            
Рыбка                                                                       старик

Добрая.
Отзывчивая                                             безвольный, безотказный

Плавала, исполняла                                                    
выполнял, просил

Рыбка исполняла
желания старухи.             Старик боялся ослушаться старуху.

         Милосердие           
                                                    невежа

Физ. минутка

-Ребята, а сейчас я предлагаю вам отдохнуть и провести физкультминутку

Продолжаем работу по
сказке.

.- Кто из героев вам
больше всего нравится? Почему?

– Вы уже сказали, что
старуха за свою жадность была наказана. Она оказалась опять у разбитого корыта.

— Почему был наказан
старик, ведь он обладал мягким, податливым, добрым характером?

— Являются ли
положительными такие качества, как безвольность?

— Смиренность,
податливость – положительные черты только в том случае, если они оправданы. Но
в сказке  Пушкина у старика не хватило смелости противостоять старухе,
возразить ей, указать на ее неправоту, остановить ее жадность. Он не смел ей
перечить, слепо подчинялся, выполняя все ее прихоти.

— Случается ли такое
в жизни?

 – В жизни бывают моменты, когда просто необходимо проявить свой
характер, твердо сказать – нет. Например, если окружающие или знакомые просят
тебя сделать то, что, по твоему мнению, является плохим поступком.

— Мы начали наше
занятие с эпиграфа

А.С.Пушкина «Сказка
ложь, да в ней намек, добрым молодцам  — урок»

– Какой же урок
преподал нам великий поэт?

Выберите наиболее
точную формулировку:

Слайд 4

Как здорово
поймать волшебную рыбку.

Как плохо быть
сварливым и жадным.

Если ты сварливый
и жадный, ты можешь потерять свое счастье.

Есть ситуации, когда
необходимо проявить твердость характера, иначе ты можешь пострадать.

— Ребята, вы молодцы
мне очень понравились ваши ответы.

III. ФАЗА РЕФЛЕКСИИ

На доске  нарисованное
дерево
.

– Ребята, как вы
думаете, что это такое.

 – Правильно, это
дерево, но это не простое дерево, а дерево-успеха.  Как вы думаете, чего ему не
хватает?

-Правильно листочков.

— У вас на столах
лежат конверты, а в них листья зеленые, красные и желтые. Если вам сегодня на
занятии все было понятно и интересно, вы должны повесить на дерево зеленые
листочки, если что-то было непонятно – желтые, а если вы вообще ничего не
поняли, вам было скучно и неинтересно – красные.

— За работу. Свой
выбор надо подтвердить словами, что понравилось, а что нет

— Ребята, посмотрите,
какое у нас получилось дерево.

— Проходят годы, но
во все времена дети будут с удовольствием читать и перечитывать сказки
А.С.Пушкина. Сегодня мы поработали только с одной сказкой, но осталось ещё
много не известного. Я думаю,  что у вас возникнет желание познакомиться и с
другими сказками этого великого писателя.

 -Спасибо за активную
работу.

Слайд 1

1 Сказка о рыбаке и рыбке

Слайд 2

Жил старик со своею старухой У самого синего моря; Жили они в ветхой землянке Ровно тридцать лет и три года. 2

Слайд 3

Старик ловил неводом рыбу, Старуха пряла свою пряжу. 3

Слайд 4

Раз он в море закинул невод,- Пришёл невод с одною тиной. Он в другой раз закинул невод,- Пришёл невод с травою морскою. В третий раз закинул он невод,- Пришёл невод с одною рыбкой, С непростою рыбкой, — золотою. 4

Слайд 5

5 Как взмолится золотая рыбка! Голосом молвит человечьим: «Отпусти ты, старче, меня в море! Дорогой за себя дам откуп: Откуплюсь чем только пожелаешь».

Слайд 6

Удивился старик, испугался: Он рыбачил тридцать лет и три года И не слыхивал, чтоб рыба говорила. Отпустил он рыбку золотую И сказал ей ласковое слово: Бог с тобою, золотая рыбка! Твоего мне откупа не надо; Ступай себе в синее море, Гуляй там себе на просторе». 6

Слайд 7

Воротился старик ко старухе, Рассказал ей великое чудо: «Я сегодня поймал было рыбку, Золотую рыбку, не простую; По-нашему говорила рыбка, Домой в море синее просилась, Дорогою ценой откупалась: Откупалась чем только пожелаю. Не посмел я взять с неё выкуп; Так пустил её в синее море». 7

Слайд 8

8 Старика старуха забранила: «Дурачина ты, простофиля! Не умел ты взять выкупа с рыбки! Хоть бы взял ты с неё корыто, Наше-то совсем раскололось».

Слайд 9

9 Вот пошёл он к синему морю; Видит, — море слегка разыгралось. Стал он кликать золотую рыбку,

Слайд 10

Приплыла к нему рыбка и спросила: «Чего тебе надобно, старче?» 10

Слайд 11

11 Ей с поклоном старик отвечает: «Смилуйся, государыня рыбка, Разбранила меня моя старуха, Не даёт старику мне покою: Надобно ей новое корыто; Наше-то совсем раскололось».

Слайд 12

Отвечает золотая рыбка: «Не печалься, ступай себе с богом, Будет вам новое корыто». 12

Слайд 13

13 Воротился старик ко старухе: У старухи новое корыто. Ещё пуще старуха бранится: «Дурачина ты, простофиля! Выпросил, дурачина, корыто! В корыте много ль корысти? Воротись, дурачина, ты к рыбке; Поклонись ей, выпроси уж избу».

Слайд 14

14 Вот пошёл он к синему морю, ( Помутилося синее море.) Стал он кликать золотую рыбку, Приплыла к нему рыбка, спросила: «Чего тебе надобно, старче?»

Слайд 15

Ей старик с поклоном отвечает: «Смилуйся, государыня рыбка! Ещё пуще старуха бранится. Не даёт старику мне покою: Избу просит сварливая баба», 15

Слайд 16

Отвечает золотая рыбка: «Не печалься, ступай себе с богом, Так и быть: изба вам уж будет». 16

Слайд 17

17 Пошёл он ко своей землянке, А землянки нет уж и следа; Перед ним изба со светёлкой, С кирпичною белёною трубою, С дубовыми, тесовыми вороты.

Слайд 18

18 Старуха сидит под окошком, На чём свет стоит мужа ругает: «Дурачина ты, прямой простофиля! Выпросил, простофиля, избу! Воротись, поклонися рыбке: Не хочу быть чёрною крестьянкой, Хочу быть столбовою дворянкой».

Слайд 19

19 Пошёл старик к синему морю; (Не спокойно синее море.) Стал он кликать золотую рыбку. Приплыла к нему рыбка, спросила: «Чего тебе надобно, старче?»

Слайд 20

20 Ей с поклоном старик отвечает: «Смилуйся, государыня рыбка! Пуще прежнего старуха вздурилась, Не даёт старику мне покою: Уж не хочет быть она крестьянкой, Хочет быть столбовою дворянкой». Отвечает золотая рыбка: «Не печалься, ступай себе с богом».

Слайд 21

21 Воротился старик ко старухе. Что ж он видит? Высокий терем.

Слайд 22

22 На крыльце стоит его старуха В дорогой собольей душегрейке, Парчовая на маковке кичка, Жемчуги огрузили шею, На руках золотые перстни, На ногах красные сапожки.

Слайд 23

23 Перед нею усердные слуги; Она бьёт их, за чупрун таскает.

Слайд 24

24 Говорит старик своей старухе: «Здравствуй, барыня сударыня дворянка! Чай теперь твоя душенька довольна». На него прикрикнула старуха, На конюшне служить его послала.

Слайд 25

25 Вот неделя, другая проходит, Ещё пуще старуха вздурилась; Опять к рыбке старика посылает.

Слайд 26

26 «Воротись, поклонися рыбке: Не хочу быть столбовою дворянкой, А хочу быть вольною царицей». Испугался старик, взмолился: «Что ты, баба, белены объелась? Ни ступить, ни молвить не умеешь! Насмешишь ты целое царство»

Слайд 27

Осердилась пуще старуха, По щеке ударила мужа. «Как ты смеешь, мужик, спорить со мною, Со мною, дворянкой столбовою? – Ступай к морю, говорят тебе честью, Не пойдёшь, поведут поневоле». 27

Слайд 28

28 Старичок отправился к морю, (Почернело синее море.) Стал он кликать золотую рыбку.

Слайд 29

29 Приплыла к нему рыбка, спросила: «Чего тебе надобно, старче?» Ей с поклоном старик отвечает: «Смилуйся, государыня рыбка! Опять моя старуха бунтует: Уж не хочет быть она дворянкой, Хочет быть вольною царицей». Отвечает золотая рыбка: «Не печалься, ступай себе с богом! Добро! Будет старуха царицей!»

Слайд 30

30 Старичок к старухе воротился. Что ж? Пред ним царские палаты.

Слайд 31

31 В палатах видит свою старуху, За столом сидит она царицей, Служат ей бояре да дворяне, Наливают ей заморские вины; Заедает она пряником печатным; Вкруг её стоит грозная стража, На плечах топорики держат.

Слайд 32

32 Как увидел старик, — испугался! В ноги он старухе поклонился, Молвил: «Здравствуй, грозная царица! Ну теперь твоя душенька довольна». На него старуха не взглянула, Лишь с очей прогнать его велела. Подбежали бояре и дворяне, Старика взашеи затолкали.

Слайд 33

33 А в дверях-то стража подбежала, Топорами чуть не изрубила. А народ-то над ним насмеялся: «Поделом тебе, старый невежа! Впредь тебе, невежа, наука: Не садися не в свои сани!»

Слайд 34

34 Вот неделя, другая проходит, Ещё пуще старуха вздурилась. Царедворцев за мужем посылает, Отыскали старика, привели к ней. Говорит старику старуха: «Воротись, поклонися рыбке. Не хочу быть вольною царицей,

Слайд 35

35 Хочу быть владычицей морскою, Чтобы жить мне в Окияне-море , Чтобы служила мне рыбка золотая И была б у меня на посылках».

Слайд 36

36 Старик не осмелился перечить, Не дерзнул поперёк слово молвить. Вот идёт он к синему морю, Видит на море чёрная буря: Так и вздулись сердитые волны, Так и ходят, так воем и воют.

Слайд 37

37 Стал он кликать золотую рыбку, Приплыла к нему рыбка, спросила: «Чего тебе надобно, старче?» Ей старик с поклоном отвечает: «Смилуйся, государыня рыбка! Что мне делать с проклятою бабой? Уж не хочет быть она царицей, Хочет быть владычицей морскою; Чтобы жить ей в Окияне-море , Чтобы ты сама ей служила И была бы у ней на посылках».

Слайд 38

38 Ничего не сказала рыбка, Лишь хвостом по воде плеснула И ушла в глубокое море. Долго у моря ждал он ответа, Не дождался, к старухе воротился —

Слайд 39

39 Глядь: опять перед ним землянка; На пороге сидит его старуха, А перед нею разбитое корыто.

Методическая разработка урока
литературного  чтения 2 класс

Тема :
А.С.Пушкин  «Сказка о рыбаке и рыбке»

Цель:
обобщить знания учащихся о биографии поэта, формировать умение выразительного
чтения, воспитывать интерес к чтению.

Задачи урока:
формировать умение анализировать сказку, давать характеристику главным героям,
умение работать с текстом.

Формируемые УУД: 

Познавательные УУД:
 формирование умения определять значение слов и обосновывать свое мнение;
анализировать содержание иллюстрации;

Регулятивные УУД: выполнять учебное
задание, используя алгоритм, выполнять взаимопроверку учебного задания;

Коммуникативные УУД: формирование
умения адекватно взаимодействовать с партнером в рамках учебного диалога.

Предметные УУД: формирование
умения сравнивать героев по их поступкам, желаниям речи, составлять словесный
портрет литературного героя, умение выразительно читать текст, обогащение
словарного запаса.

Личностные УУД: умение сотрудничать с
учителем, одноклассниками, приходить к общему решению


Ход урока

1.    
Организационный момент.

-Проверка
готовности к уроку.

2.Активизация
на познавательную деятельность.

-Прослушайте
небольшой литературный отрывок (включить аудиозапись) , назовите как называется
произведение и кто его автор?

(Учащимся
предлагается прослушать отрывок из поэмы «Руслан и Людмила»  «У лукоморья дуб
зеленый»)

-Назовите
как называется это произведение? Кто его автор?

(ответ
детей:  А.С.Пушкин «У лукоморья дуб зелёный»)

3.Сообщение темы и
цели урока.

Учитель:
Сегодня  на уроке продолжим знакомиться с творчеством А.С. Пушкина,
познакомимся со сказкой   « Сказка рыбаке и рыбке», а так же  с героями этой
сказкой.

*Биографическая
справка о поэте, показ портрета.

Родился А.С.Пушкин  6 июня 1799 года в городе Москве. Отец, 
Сергей Львович, являлся  потомком знатного дворянского рода. Он увлекался 
литературой, был знаком со многими литераторами, собрал большую библиотеку. В
детстве поэт очень любил читать книги, он перечитал множество книг  домашней
библиотеки. Его воспитанием занимались бабушка Мария Алексеевна  и няня Арина
Радионовна, именно они повлияли на творчество писателя как сказочника. Образы
волшебных сказок вошли в творчество поэта.

-Перед тем как перейти к чтению сказки, предлагаю вам ответить на
несколько вопросов в таблице, давайте её заполним.

До
прочтения сказки

После
чтения сказки

Почему
сказка называется «Сказка о рыбаке и рыбке»?

Как ты
думаешь, кто является главными героями сказки?

О чем
можно узнать из заголовка сказки?

Опиши
характер предполагаемых героев?

Есть ли
сходство с волшебной русской народной сказкой?

Чем закончится
сказка?

-Таблицу
с вашими ответами положите перед собой и в течение работы со сказкой будем
возвращаться к ней и записывать свои выводы.

4.
Перед прочтением сказки А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке», проведем
словарную работу. Вся сказка разделена на части, каждая часть –это новое
событие в сказке. Сегодня мы с вами начнем чтение сказки, а на следующих уроках
продолжим работу.


Словарную работу  проведем в виде презентации, остальные слова будем
комментировать в процессе прочтения сказки, пользуясь толковым словарем Ожегова

Ветхая
землянка
 – дом, вырытый в земле, очень старый.

Невод –
рыболовная сеть.

Откуп –
плата.

Простофиля –
глупый, несообразительный человек.

Кликать –
звать.

Пуще –
больше.

Корысть –
выгода.

Дворянка
— женщина, у которой много богатства, денег, много слуг.

Чупрун –
чуб.

5.
Работа над текстом.

-Сейчас
прочитаем текст по цепочке, как видите текст записан в стихотворной форме.
(Дети читают по цепочке)

-Работа
по вопросам к сказке по частям.


Как жили  старик  и старуха в начале сказке?


Какие изменения происходят в  жизни  старика и старухи после того, как  поймал
золотую рыбку?

-Почему
старуха отправила старика к золотой рыбке?


Что можно сказать о старухе, какая она?

-Как
отреагировала  старуха на новое корыто? А как вы думаете почему?

*
Работа в паре.

-Сейчас
поработаете в парах, пользуясь текстом учебника , найдите описание старухи в
начале сказке, а затем обсудите как меняете ее внешний вид.
Как
меняются ее желания?

6.
Физ.минутка

Продолжение
работы над текстом.

-Сейчас
разделимся на группы. Участники , каждой группы читают текст пчелкой. По
окончании прочтения следующей части, отвечают на вопросы по часовой стрелке.
Вопросы записаны на карточках, каждый по очереди  выбирает карточку,  читает
вопрос вполголоса и дает ответ, остальные участники помогают или дополняют
ответ.

*Карточки
с вопросами.

№1

Как
изменилось поведение  старухи  после того, как получила новую избу?

№2

Кем
захотела стать старуха после столбовой дворянки?

№3

Чего
еще старуха пожелал после того, как стала царицей?

№4

Что
увидел старик, когда вернулся домой в  последний раз?

-После
обсуждений в группе, каждая группа выбирает вопрос и отвечают перед всеми
группами, остальные участники групп добавляют или высказывают свою точку
зрения.


сейчас давайте вернемся к таблице и ответьте на вопросы после прочтения сказки,
отметьте , как изменилось ваше мнение?

-Давайте
сделаем вывод, почему в сказке конец оказался таким необычным? Если сравнить с
русскими народными сказками, сказки оканчивается счастливо.

7.
Рефлексия.


каждого из вас на столах лежит золотая рыбка. Отпустите свою рыбку в тот цвет
моря , который характеризует качество вашей работы сегодня на уроке: если
светло- голубой (все отлично), синий (хорошо), темно-синий (не доволен
работой).

8.
Домашнее задание
. Подготовить выразительное чтение сказки,
нарисовать рисунок к одной из любых частей сказки.

Жил старик со своею старухой
У самого синего моря;
Они жили в ветхой землянке
Ровно тридцать лет и три года.
Старик ловил неводом рыбу,
Старуха пряла свою пряжу.
Раз он в море закинул невод, —
Пришел невод с одною тиной.
Он в другой раз закинул невод,
Пришел невод с травой морскою.
В третий раз закинул он невод, —
Пришел невод с одною рыбкой,
С непростою рыбкой, — золотою.
Как взмолится золотая рыбка!
Голосом молвит человечьим:
«Отпусти ты, старче, меня в море,
Дорогой за себя дам откуп:
Откуплюсь чем только пожелаешь.»
Удивился старик, испугался:
Он рыбачил тридцать лет и три года
И не слыхивал, чтоб рыба говорила.
Отпустил он рыбку золотую
И сказал ей ласковое слово:
«Бог с тобою, золотая рыбка!
Твоего мне откупа не надо;
Ступай себе в синее море,
Гуляй там себе на просторе».

Воротился старик ко старухе,
Рассказал ей великое чудо.
«Я сегодня поймал было рыбку,
Золотую рыбку, не простую;
По-нашему говорила рыбка,
Домой в море синее просилась,
Дорогою ценою откупалась:
Откупалась чем только пожелаю.
Не посмел я взять с нее выкуп;
Так пустил ее в синее море».
Старика старуха забранила:
«Дурачина ты, простофиля!
Не умел ты взять выкупа с рыбки!
Хоть бы взял ты с нее корыто,
Наше-то совсем раскололось».

Вот пошел он к синему морю;
Видит, — море слегка разыгралось.
Стал он кликать золотую рыбку,
Приплыла к нему рыбка и спросила:
«Чего тебе надобно, старче?»
Ей с поклоном старик отвечает:
«Смилуйся, государыня рыбка,
Разбранила меня моя старуха,
Не дает старику мне покою:
Надобно ей новое корыто;
Наше-то совсем раскололось».
Отвечает золотая рыбка:
«Не печалься, ступай себе с богом,
Будет вам новое корыто».
Воротился старик ко старухе,
У старухи новое корыто.
Еще пуще старуха бранится:
«Дурачина ты, простофиля!
Выпросил, дурачина, корыто!
В корыте много ль корысти?
Воротись, дурачина, ты к рыбке;
Поклонись ей, выпроси уж избу».

Вот пошел он к синему морю,
(Помутилося синее море.)
Стал он кликать золотую рыбку,
Приплыла к нему рыбка, спросила:
«Чего тебе надобно, старче?»
Ей старик с поклоном отвечает:
«Смилуйся, государыня рыбка!
Еще пуще старуха бранится,
Не дает старику мне покою:
Избу просит сварливая баба».
Отвечает золотая рыбка:
«Не печалься, ступай себе с богом,
Так и быть: изба вам уж будет».
Пошел он ко своей землянке,
А землянки нет уж и следа;
Перед ним изба со светелкой,
С кирпичною, беленою трубою,
С дубовыми, тесовыми вороты.
Старуха сидит под окошком,
На чем свет стоит мужа ругает.
«Дурачина ты, прямой простофиля!
Выпросил, простофиля, избу!
Воротись, поклонися рыбке:
Не хочу быть черной крестьянкой,
Хочу быть столбовою дворянкой».

Пошел старик к синему морю;
(Не спокойно синее море.)
Стал он кликать золотую рыбку.
Приплыла к нему рыбка, спросила:
«Чего тебе надобно, старче?»
Ей с поклоном старик отвечает:
«Смилуйся, государыня рыбка!
Пуще прежнего старуха вздурилась,
Не дает старику мне покою:
Уж не хочет быть она крестьянкой,
Хочет быть столбовою дворянкой».
Отвечает золотая рыбка:
«Не печалься, ступай себе с богом».

Воротился старик ко старухе.
Что ж он видит? Высокий терем.
На крыльце стоит его старуха
В дорогой собольей душегрейке,
Парчовая на маковке кичка,
Жемчуги огрузили шею,
На руках золотые перстни,
На ногах красные сапожки.
Перед нею усердные слуги;
Она бьет их, за чупрун таскает.
Говорит старик своей старухе:
«Здравствуй, барыня сударыня дворянка!
Чай, теперь твоя душенька довольна».
На него прикрикнула старуха,
На конюшне служить его послала.

Вот неделя, другая проходит,
Еще пуще старуха вздурилась:
Опять к рыбке старика посылает.
«Воротись, поклонися рыбке:
Не хочу быть столбовою дворянкой,
А хочу быть вольною царицей».
Испугался старик, взмолился:
«Что ты, баба, белены объелась?
Ни ступить, ни молвить не умеешь,
Насмешишь ты целое царство».
Осердилася пуще старуха,
По щеке ударила мужа.
«Как ты смеешь, мужик, спорить со мною,
Со мною, дворянкой столбовою? —
Ступай к морю, говорят тебе честью,
Не пойдешь, поведут поневоле».

Старичок отправился к морю,
(Почернело синее море.)
Стал он кликать золотую рыбку.
Приплыла к нему рыбка, спросила:
«Чего тебе надобно, старче?»
Ей с поклоном старик отвечает:
«Смилуйся, государыня рыбка!
Опять моя старуха бунтует:
Уж не хочет быть она дворянкой,
Хочет быть вольною царицей».
Отвечает золотая рыбка:
«Не печалься, ступай себе с богом!
Добро! будет старуха царицей!»

Старичок к старухе воротился.
Что ж? пред ним царские палаты.
В палатах видит свою старуху,
За столом сидит она царицей,
Служат ей бояре да дворяне,
Наливают ей заморские вины;
Заедает она пряником печатным;
Вкруг ее стоит грозная стража,
На плечах топорики держат.
Как увидел старик, — испугался!
В ноги он старухе поклонился,
Молвил: «Здравствуй, грозная царица!
Ну, теперь твоя душенька довольна».
На него старуха не взглянула,
Лишь с очей прогнать его велела.
Подбежали бояре и дворяне,
Старика взашеи затолкали.
А в дверях-то стража подбежала,
Топорами чуть не изрубила.
А народ-то над ним насмеялся:
«Поделом тебе, старый невежа!
Впредь тебе, невежа, наука:
Не садися не в свои сани!»

Вот неделя, другая проходит,
Еще пуще старуха вздурилась:
Царедворцев за мужем посылает,
Отыскали старика, привели к ней.
Говорит старику старуха:
«Воротись, поклонися рыбке.
Не хочу быть вольною царицей,
Хочу быть владычицей морскою,
Чтобы жить мне в Окияне-море,
Чтоб служила мне рыбка золотая
И была б у меня на посылках».

Старик не осмелился перечить,
Не дерзнул поперек слова молвить.
Вот идет он к синему морю,
Видит, на море черная буря:
Так и вздулись сердитые волны,
Так и ходят, так воем и воют.
Стал он кликать золотую рыбку.
Приплыла к нему рыбка, спросила:
«Чего тебе надобно, старче?»
Ей старик с поклоном отвечает:
«Смилуйся, государыня рыбка!
Что мне делать с проклятою бабой?
Уж не хочет быть она царицей,
Хочет быть владычицей морскою;
Чтобы жить ей в Окияне-море,
Чтобы ты сама ей служила
И была бы у ней на посылках».
Ничего не сказала рыбка,
Лишь хвостом по воде плеснула
И ушла в глубокое море.
Долго у моря ждал он ответа,
Не дождался, к старухе воротился —
Глядь: опять перед ним землянка;
На пороге сидит его старуха,
А пред нею разбитое корыто.

Анализ «Сказки о рыбаке и рыбке» Пушкина

«Сказка о рыбаке и рыбке» — самая простая и назидательная из всех сказок Пушкина. Он написал ее в 1833 г. в Болдино. За основу поэт взял одну из сказок братьев Гримм, но серьезно ее переработал в духе русских национальных традиций.

Главный смысл сказки о золотой рыбке заключается в порицании человеческой жадности. Пушкин показывает, что это отрицательное качество присуще всем людям, независимо от материального или общественного положения. В центре сюжета – бедные старик со старухой, прожившие у моря всю свою жизнь. Несмотря на то, что оба работали в поте лица, они так и не нажили хоть какого-нибудь состояния. Старик продолжает ловить рыбу для пропитания, а старуха целыми днями сидит за «своей пряжей». Пушкин не указывает причины, но у бедных стариков нет детей, либо они давно покинули своих родителей. Это еще больше увеличивает их страдания, так как надеяться им больше не на кого.

Старик часто остается без улова, но однажды ему улыбается удача. Невод приносит волшебную золотую рыбку, которая в обмен на свободу предлагает старику исполнить любое его желание. Даже бедность не способна уничтожить в старике чувства добра и сострадания. Он просто так отпускает рыбку, говоря «Бог с тобою».

Совсем другие чувства рождаются в душе у старухи при известии об улове мужа. Она обрушивается на него с яростной руганью, обвиняя старика в глупости. Но сама, видимо, до конца не верит в волшебное обещание, так как для проверки просит всего лишь новое корыто.

После исполнения желания старуха входит во вкус. Ее аппетит разгорается, и с каждым разом она посылает старика с еще большими запросами. Причем становится заметна убогость мышления человека, вся жизнь которого прошла в бедности. Ей не хватает ума, чтобы сразу попросить, к примеру, много денег, которые бы надолго избавили старика от постоянных обращений к рыбке. Старуха постепенно просит новый дом, дворянство, царскую власть. Высшим пределом мечтаний для нее становится желание стать морской царицей.

Старик безропотно исполняет каждое желание старухи. Он чувствует свою вину перед ней за все годы безрадостной жизни. При этом ему стыдно перед рыбкой, которая не выказывает недовольства от новых запросов. Рыбке жаль старика, она понимает его зависимость от старухи. Но последнее безумное желание доводит и ее терпение до конца. Она никак не наказывает старуху, сошедшую с ума от жадности, а просто возвращает все к разбитому корыту.

Для старика это даже лучший выход, так как он вновь становится хозяином в своем доме. А старуха получила серьезный урок. Всю оставшуюся недолгую жизнь она будет вспоминать, как из-за жадности своими руками уничтожила плывущие в руки власть и богатство.

  • Пушкин сказка о балде и работнике его балде главные герои
  • Пушкин сказка о балде и работнике его балде смотреть
  • Пушкин детские сказки список
  • Пушкин жар птица сказка
  • Пушкин лицейские годы сочинение