Пушкин сказка о мертвой царевне и семи богатырях главная мысль

Автор j.g. на чтение 5 мин обновлено 31 июля, 2021 сказка о мертвой царевне и семи богатырях читательский дневник поможет

На чтение 5 мин Обновлено

«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» читательский дневник поможет дать ответы на вопросы к сказке и подготовить анализ, определить, какой жанр, тема, главная мысль, вспомнить краткое содержание и то о чём сказка и кто главные герои, чему учит. Также в статье есть краткий отзыв для читательского дневника и пословицы к произведению .

«Сказка о мертвой царевне» читательский дневник (анализ)

Австор — Пушкин А.С.

Год написания — 1833

Сколько страниц — 13

Жанр: волшебная сказка

Признаки волшебной сказки: говорящее зеркальце, так же говорящие солнце, месяц и ветер, превращение мачехи в нищенку, оживление Царевны, добро побеждает зло..

Герои сказки о мертвой царевне

  • Царевна — дочь царя. Внешне очень красивая, а по характеру добрая, застенчивая, честная и трудолюбивая. Любила королевича Елисея
  • Царь — погоревав о смерти своей жены женился на другой красавице ставшей мачехой царевне.
  • Царица — мачеха — красивая женщина, но злая и завистливая и к тому же очень коварная.
  • Королевич Елисей —  искал свою невесту не жалея сил везде где только мог: спрашивал о ней и у солнца, и у месяца, и у ветра.
  • Чернавка — служанка царицы. Она исполнила её приказ: отвела царевну в лес, чтобы её съели волки. Но пожалела девушку и отпустила ее.
  • Семь богатырей — витязи, которые полюбили царевну за её красоту кротость и трудолюбие. Семь богатырей были сильными, смелыми, честными и справедливыми.

«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» главная мысль

 Такие человеческие пороки как зависть и гордыня совсем не красят человека, а порой даже приводят к смерти. Основная мысль сказки в том, что добро побеждает зло, а истинная любовь не знает никаких преград.

План сказки о мертвой царевне

1) Рождение царевны
2) Смерть любимой жены и новая женитьба.
3) Диалог Царицы с чудо-зеркалом.
4) Зависть Царицы.
5) Приказ Чернавке.
6) Царевна знакомится с богатырями.
7) Царица дарит яблоко
8)  Отравление Царевны.
9) Хрустальный гроб
10) Елисей находит гроб и целует любимую.
11) Смерть царицы
12) Свадьба.

«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» краткое содержание для читательского дневника

Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях кратко1) После рождения дочери царица умирает, а царь женится вновь, но царица оказалось злой и завистливой.

2) Царица не может пережить, что молодая царевна краше ее, поэтому отправляет свою служанку Чернавку, чтобы та отвела царевну в лес и связала.

3) Чернавка не убивает царевну, и та находит приют у семи богатырей и живет у них как сестра.

4) Узнав, что царевна жива, царица отправляет Чернавку в виде старухи-странницы убить царевну с помощью отравленного яблока и царевна, откусив от него умирает.

5) Богатыри хоронят царевну, но Елисей находит ее по совету ветра в хрустальном гробу в горе. Елисей разбивает гроб и царевна оживает

6) Мачеха-царица с тоски умирает,  а королевич Елисей женится на ожившей царевне.

Чему учит «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»?

 Сказка учит быть добрым и справедливым и никому не завидовать. Внутренняя красота гораздо важнее внешней.

«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» отзыв

Эта сказка Пушкина мне очень понравилась, у нее интересный и захватывающий сюжет. Не смотря на то, что она написана в стихотворной форме, ее очень легко читать.  Это очень красивая история, со множеством приключений и счастливым концом.

«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» пословицы

  • Добрая слава злому ненавистна.
  • Доброе дело и в воде не тонет и в огне не горит.
  • Завистливый по чужому счастью сохнет
  • Хорошо то, что хорошо кончается.

«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» о чем сказка?

Мертвая царевна и семь богатырей план сказкиЦарица рожает дочь и вскоре после этого умирает. Скоро Царь жениться снова и у царевны появляется мачеха. Мачеха своенравная и горделивая женщина, у неё в приданном лишь одно волшебное зеркальце, оно ей говорит, кто на свете всех краше. Однажды зеркальце говорит, что царевна краше и милее царицы. Разгневанная царица повелевает Чернавке свести царевну в лес и привязать к дереву. Та выполняет её веление, но, пожалев, царевну отпускает.

Бродя по лесу, царица видит на терем. Там она прибралась и легла отдыхать. Возвратясь домой, семь богатырей обрадовались гостье, и предложили её жить с ними, назвали ее своей сестрой. Богатыри полюбили девушку, даже попросили стать для одного из них женой. Но та отказывает, признаваясь, что у неё уже есть жених.

Тем временем царице зеркальце говорит, что царевна жива и она ещё краше. Злая царевна снова отправляет Чернавку, убить царевну. Переодетая в старуху Чернавка даёт волшебное яблоко царевне. Царевна откусывает яблоко и засыпает мёртвым сном. Богатыри положили царевну в стеклянный гроб, который подвесили на высоких столбах.

Королевич Елисей, ища царевну, спрашивает у солнца и месяца, где ему найти любимую, и только ветер указывает ему дорогу. Королевич Елисей разбивает гроб, целует ее и царевна оживает.

Возвратясь домой, они встречают царицу. Которая, как только завидев царевну, умирает от тоски. Королевич и царевна закатывают пир в честь своего венчания.

МДОБУ «Детский сад №17 «СКАЗКА» комбинированного вида г. Новая Ладога

ПРОЕКТ

«У ЛУКОМОРЬЯ ДУБ ЗЕЛЕНЫЙ…»

По творчеству А.С. Пушкину

Выполнила:

Крылова М.В

Латышева Л.А

Март 2021г.

Анкета

для родителей старшей группы

  1. Кто такой А.С. Пушкин?

А) Мореплаватель

Б) Писатель

В) Кинокритик

2. Когда родился А.С. Пушкин?

А) 6 июня 1799г.

Б) 10 февраля 1837г.

В) 10 мая 1823г.

3. Какие произведения написал?

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Продолжите строки:

«У Лукоморья дуб зеленый,______________________________________________»

«Идет направо – песнь заводит,___________________________________________»

«Свет мой зеркальце! Скажи,_____________________________________________»

«Три девицы подокном,__________________________________________________»

5. Нужно ли знакомить детей гр. №16 «ПОЧЕМУЧКИ» с творчеством А.С. Пушкина?

А) Да!

Б) Нет!

6. Если существуют мультфильм по прочитанной сказке, считаете ли вы нужным показать его ребенку?

А) Да!

Б) Нет!

Проект «У Лукоморья дуб зеленый…»

Актуальность:

Творчество А. С. Пушкина является живым достоянием уже более 150 лет, оно раскрывается в наши дни во всем своем величии и многообразии. Сегодня поэзия Пушкина воспринимается как неотъемлемая часть круга детского чтения и сопровождает юного читателя в течении многих лет его взросления. Трудно переоценить значение творений А.С. Пушкина для формирующейся личности человека: они открывают маленькому читателю огромный мир человеческих мыслей, чувств, переживаний, приобщают его к культурным общечеловеческим ценностям и богатству родного языка.

Вид проекта: познавательный, творческий.

Продолжительность: С 22.03 2021 – 28 .03. 2021г. (1 неделя).

Участники проекта: дети старшей группы №17 «ПОЧЕМУЧКИ», воспитатели, родители, музыкальный руководитель.

Возраст детей: 5-6 лет.

Форма проведения: групповой.

Интеграции образовательных областей:

  • «Познавательное развитие», 
  • «Развитие речи», 
  • «Художественно-эстетическое развитие», 
  • «Социально-коммуникативное развитие», 
  • «Физическое развитие».

Проблема:

 В последнее время наблюдается резкое снижение уровня речевого развития дошкольников. Одной из причин снижения уровня речевого развития является пассивность и неосведомленность родителей в вопросах речевого развития детей. Дети потеряли интерес к чтению книг.

Цель проекта:

Развитие познавательного интереса, эстетического вкуса и творческих способностей ребёнка через знакомство с творчеством А.С. Пушкина.

Задачи проекта:

Для детей:

Образовательные:

  • Познакомить  с творчеством А.С. Пушкина;
  • Учить понимать мораль каждой сказки, знакомить с человеческими пороками и добродетелью.

• Формировать у детей устойчивый интерес к чтению, умение слушать и понимать художественный текст;

  • Способствовать накоплению эстетического опыта, читая и обсуждая литературные произведения;

Развивающие:

  • Сформировать высокий познавательный интерес детей к творчеству великого русского поэта.
  • Закрепить правила общения с книгой и подбором литературы для книжного уголка.
  • Обогащать и расширять словарный запас детей.
  • Формировать умение выразительно читать стихи, инсценировать эпизоды сказок;
  • Формировать умение детей рассуждать, развивать умение применять свои знания в беседе, добиваться связных высказываний;

Воспитательные:

  • Воспитывать патриотические чувства, гордость за Россию.
  • Воспитывать чувства дружбы и коллективизма;

Родители:  

Образовательные:

  • Создание в семье благоприятных условий для развития ребенка, с учетом опыта детей приобретенного в детском саду;
  • Заинтересовать родителей жизнью группы, вызвать желание участвовать в ней.

Развивающие:

  • Развитие совместного творчества родителей и детей;
  • Развивать у родителей способность видеть в ребенке личность, уважать его мнение, обсуждать с ним предстоящую работу;

Воспитательные:  

Материалы:

  • Сборники сказок А.С. Пушкина;
  • Иллюстрации к сказкам;
  • Репродукции картин, рисунков;
  • Фотографии по биографии А.С. Пушкина;
  • Аудиозаписи сказок А. С. Пушкина;
  • Выставки книг, рисунков, поделок;

Ожидаемый результат:

Для детей:

  • Дети знают сказки «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем князе Гвидоне и о прекрасной царевне Лебеди», «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», «Сказка о золотом петушке», «У лукоморья дуб зеленый…(отрывок)»;
  • В процессе ознакомления со сказками активизируется словарь и развивается связная речь;
  • Ознакомление со сказками способствует развитию продуктивной деятельности;
  • Появляется интерес к сказкам.

Для родителей:

  • Родители принимают активное участие в проектной деятельности, создают поделки к сказкам А.С. Пушкина, участвуют в развлечении «У Лукоморью дуб зеленый…».
  • Родители ознакомлены с влиянием сказок на речь ребенка.

Этапы работы над проектом:

  1. Подготовительный этап:
  • определение цели и задач проекта,
  • анкетирование родителей,
  • опрос детей о том, что им читают дома,
  • сбор информационного материала,
  • создание условий для организации развивающей среды,
  • составление плана мероприятий по организации детской деятельности;
  • подготовка видео и аудио материала по теме – до 15 марта 2021г.;
  1. Основной этап:
  • проводятся запланированные мероприятия для реализации проекта:

Беседы:

  • Какие сказки А. С. Пушкина вы знаете?
  • Для чего нужны сказки?
  • Какие бывают сказки?
  • Мое отношение к сказкам.
  • Какая ваша самая любимая сказка? Почему?
  • Чему учат сказки?
  • Почему в сказках животные разговаривают?

Творческая деятельность:

  • Аппликация с элементами оригами,
  • Рисование «Золотая рыбка»

Рассматривание иллюстраций,

Чтение сказок:

  • «Сказка о рыбаке и рыбке»,
  • «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем князе Гвидоне и о прекрасной царевне Лебеди»,
  •  «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»,
  • «Сказка о золотом петушке».

Заучивание:

  • «У лукоморья дуб зеленый…(отрывок)».

Просмотр сказок

Прослушивание сказок

Игры дидактические:

  • «Найди предмет из сказок А. С. Пушкина»,
  • «Какой сказочный герой лишний»,
  • «Узнай сказку по иллюстрации»,
  • «Сложи сказку»,
  • «Найди отличия».

Срок: 22-26 марта 2021г.

  • развлечение «У Лукоморья дуб зеленый….» -26 марта 2021г.

3. Заключительный этап: соотнесение поставленных прогнозируемых результатов с получением обобщения материалов проекта 29 марта 2021г.

Александр Сергеевич Пушкин, перу которого принадлежит произведение «У лукоморья дуб зеленый», раскрывает невероятную красоту поэтического слова, понять которое поможет полный анализ стихотворения. Команда Литеровед.ру подготовила весь необходимый материал.

История создания

Данное стихотворение является прологом великой поэмы «Руслан и Людмила». В основу произведения легли старые народные сказки, которые он часто слышал, будучи ребенком, от своей няни.

«У лукоморья дуб зеленый» — вступление к поэме. Данное стихотворение смело можно назвать одним из самых известных произведений, написанных на русском языке. При его прочтении, читатель имеет возможность познакомиться с невероятными сказочными персонажами, а так же насладиться пейзажами, которые умело, рисует автор.

Названием стихотворения становится его первая строка. Понятие «лукоморье» происходит от слияния двух слов «лука» и «море». Данным понятием Александр Сергеевич пытался показать некую бухту, или залив. Есть даже предположение, что местность, описанная автором, существует на самом деле. Расположено оно в Крыму, и носит название мыс Фиолент. Там так же располагается очень старый монастырь, который достаточно часто посещал автор.

Александр Сергеевич не мог устоять перед прекрасными явлениями природы, поэтому и столетний дуб, который рос на берегу, не смог ускользнуть от его внимания. Именно это дерево натолкнуло поэта на создание великой поэмы, которая начинается так необычно.

Писать поэму поэт начинает в 1817 году, еще, когда учился в Царскосельском лицее. Окончена данная поэма была лишь через три года.

Темы, проблемы

Стихотворение «У лукоморья дуб зеленый» нельзя назвать отдельным произведением, поэтому главная задача стихотворения – перенести читателя в мир сказки, познакомить со сказочными существами, которые встречаются в основной поэме. Поэтому главная задача стихотворения – это подготовить читателя к дальнейшему прочтению большого произведения.

Здесь мы можем видеть самобытность и богатство русского фольклора. Здесь все пронизывается неповторимым «Русским духом», который так старается передать читателю Александр Сергеевич. Так же автор показывает силу русского народа, их мощь, которая всегда так восхищала Пушкина. В данном произведении поэту удалось собрать всё хорошее и великое, чему с детства учат русские сказки. Ведь мы с детства воспитываемся на примерах русских богатырей, сказочных персонажей, которые отличаются неимоверной силой, мужеством, храбростью и добротой.

Жанр, размер

Что касается жанра произведения, то это поэма. Размер – любимый размер Пушкина – четырехстопный ямб. Но в первой строке используется пиррихий, что придает тексту особую плавность и размеренность. Рифмовка используется перекрестная, с чередованием мужской и женской рифмы.

Композиция

В анализируемом стихотворении достаточно интересное и своеобразное построение. В произведении «У лукоморья дуб зеленый» имеет двухчастную композицию. Первая часть произведения является началом и концом стихотворения, тем самым заключая вторую часть в своеобразное кольцо.

Лирический герой так же присутствует в стихотворении. Его роль исполняет сам поэт, которому «ученый кот» рассказывает сказки.

Идёт направо — песнь заводит,
Налево — сказку говорит.

Композиционно стихотворение построено на манер старых русских сказок. Разделяется анализируемое стихотворение на несколько частей.

Первая часть – вступительная. В ней идет речь о самом лукоморье.

У лукоморья дуб зелёный;
Златая цепь на дубе том:

Вторая часть – основная. Здесь речь идет о мифических героях, с которыми нам предстоит встретиться.

Там чудеса: там леший бродит,
Русалка на ветвях сидит;
Там на неведомых дорожках
Следы невиданных зверей;
Избушка там на курьих ножках
Стоит без окон, без дверей;

И заключительная часть, которая возвращает читателя обратно к лирическому герою и коту.

И там я был, и мёд я пил;
У моря видел дуб зелёный;
Под ним сидел, и кот учёный
Свои мне сказки говорил.

Образы и символы

Данное произведение включает в себя огромное количество различных образов. В каждом из которых кроется определенный символ. Например, ученый кот символизирует науку и образованность; образ лешего, что свойственно русским сказкам, символизирует хозяина леса; в образе русалки раскрывается дух озера, поля и леса; невиданные звери – вымышленные существа, которые встречаются преимущественно в сказках; морской дядька и тридцать витязей прекрасных – некие герои, в обязанность которых входит охрана границ; баба Яга – так же старая знакомая, которая встречается в большом количестве русских сказок; царь Кащей – так же частый герой русских сказок, смерть которого сосредоточена в игле.

Основными героями анализируемого стихотворения являются ученый кот, который рассказывает сказки нашему лирическому герою, который с удовольствием их слушает.

Основная мысль

Основной идеей произведения является то, чтобы подготовить читателя к удивительному миру сказок, настроить на необходимый лад. Как таковой смысловой нагрузки данный отрывок не несет, поскольку является лишь вводной частью большого произведения. Но это не значит, что его роль так же незначительна. Напротив. Данное произведение с детства любимо всеми детьми, изучается в школе.

Большинство взрослых по сей день помнят наизусть эти бессмертные строки, которые прошли с ними на протяжении всей жизни. Потому что данное произведение интересно для прочтения не только детям, но и старшему поколению. Ведь так порой хочется отвлечься от повседневных проблем и перенестись в прекрасный мир сказок. А уж это Александру Сергеевичу удалось в полном объеме.

Средства выразительности

Главная задача Александра Сергеевича Пушкина в данном стихотворении заключается в том, что перенести читателя в сказочный мир и познакомить с его обитателями. Здесь автор использует большое количество глаголов, с помощью которых придает динамичность стихотворению.

Так же здесь мы видим большое количество эпитетов, которые помогают придать сказочности лукоморью, а так же передают свойства и цвета.

Так же в произведении можно встретить метафоры, олицетворения, эллипсы, анафоры. Благодаря всей совокупности данных средств выразительности стихотворение и приобретает волшебный, сказочный характер, погружая читателя в состояние сказки.

Сценарий спортивного праздника для старшего дошкольного возраста по теме сказки А.С. Пушкина «У лукоморья дуб зеленый…»Сценарий спортивного праздника для старшего дошкольного возраста по теме сказки А.С. Пушкина «У лукоморья дуб зеленый…»

Инструктор по физической культуре Шафранова Анна Алексеевна

Цель: доставить детям радость, удовольствие от спортивного праздника, формировать ценностное отношение к занятиям физической культурой.

Задачи:

  • закреплять у детей интерес к физкультуре и спорту;
  • продолжать развивать ловкость, быстроту, силу, выносливость;
  • воспитывать чувство коллективизма, взаимопомощи

Предварительная работа: познакомиться со сказками А. С. Пушкина.

Предварительная работа по оборудованию: нарисовать дерево на листе ватмана, вырезать и оформить на стене и подготовить дубовые листья с подсказками из сказок из картона, прикрепить их к дереву так, чтобы можно было легко снять, «золотую цепь» из картона.

Ход праздника.

Звучит торжественный марш.

  1. Парад участников и представление команд.
  2. Приветствие команд.

Ведущий:

В мире много сказок

Грустных и смешных.

И прожить на свете

Нам нельзя без них.

Пусть герои сказок,

Дарят нам тепло.

Пусть добро навеки,

Побеждает зло!

(Ю. Энтин)

«Здравствуйте, дорогие ребята! Сегодня я предлагаю вам отправиться в увлекательное путешествие по сказкам:

«Всех героев этих сказок

Все мы знаем без подсказок:

Царь Салтан и Черномор

Поп, Балда и царь Гвидон,

И Людмила, и Руслан.

Кто эти сказки написал?»

Дети: «А. С. Пушкин»

Ведущий: «Правильно! Все эти сказки написал великий русский поэт А. С. Пушкин. Сказок много есть на свете, все их очень любят дети.

Ведущий:

У лукоморья дуб зеленый;

Златая цепь на дубе том:

И днем и ночью кот ученый,

Всё ходит по цепи кругом;

Идет направо — песнь заводит,

Налево — сказку говорит.

Играет музыка и в зал входит ученый кот с книгой сказок А. С. Пушкина

Кот: «Здравствуйте, ребята! Вы меня узнали?»

Дети: «Да»

Кот: «Я тот самый учёный кот из Лукоморья. Слышал я вы собрались отправиться в путешествие по моим сказкам?»

Дети: «Да»

Кот: «Ну, тогда предлагаю перед путешествием провести не большую

разминку».

Проводится ритмическая разминка инструктором по физической культуре

Кот: «Раз, два, три, сказка, в гости к нам приди. Кот срывает с дуба первый листок и читает:

«Петушок с высокой спицы

Стал стеречь его границы

Чуть опасность где видна,

Верный сторож как со сна

Шевельнется, встрепенется,

К той сторонке обернется

И кричит: «Кири-ку-ку.

Царствуй, лежа на боку!»

Кот: «Дети, вы узнали эту сказку?»

Дети: «Сказка о Золотом Петушке»

Кот: «Правильно, мы попали с вами в сказку о Золотом Петушке. Первое испытание для вас.

Ведущий: Эстафета № 1 «Золотой Петушок»

Инвентарь: 1 мяч для фитнеса «Фитбол» диаметром 75 см, 5 конусов с отверстиями для палок, шапочка петушка.

Описание эстафеты:

Команды строятся перед линией старта в колонну по одному. Один участник команды в шапочке Петушка встает на противоположной от команды стороне зала за пятым конусом. Перед первым участником команды на полу на линии старта лежит фитбол. По сигналу ведущего первый участник начинает движение, прокатывая фитбол двумя руками между конусами «змейкой». Добежав до Петушка, передает ему фитбол и возвращается обратно гладким бегом. Как только Петушок получил фитбол, он кричит: «Кири-ку-ку!». А первый участник передает эстафету второму участнику касанием и встает в конец колонны. Второй участник, после передачи ему эстафеты, бежит гладким бегом к Петушку, забирает у него фитбол и возвращается обратно, прокатывая мяч двумя руками между конусами «змейкой». Передает эстафету следующему участнику, подкатив фитбол к линии старта, затем встает в конец колонны. Побеждает команда, затратившая на выполнение заданий наименьшее время.

Штрафы:

  • заступ за линию старта;
  • при передаче эстафеты не все части тела участника, принимающего эстафету, находятся за линией старта;
  • старт участника выполнен без передачи ему эстафеты;
  • участник отпускает фитбол из рук, прокатывая его далеко от себя;
  • участник с фитболом не выполнил бег «змейкой».

Технические рекомендации: расстояние от линии старта до пятого конуса — 10 метров; расстояние от линии старта до первого конуса — 2 метра; между конусами -2 метра.

Ведущий: «Молодцы, все прекрасно справились с заданием. Отправляемся дальше!»

Кот: «Раз, два, три, сказка, в гости к нам приди. Кот срывает с дуба второй листок и читает:

«А Балда ему: «Глупый ты, бес,

Куда ж ты за нами полез?

И руками-то снести не смог,

А я, смотри, снесу промеж ног».

Сел Балда на кобылу верхом,

Да версту проскакал, так, что пыль столбом».

Кот: «Отвечайте быстро, что это за сказка?»

Дети: «Сказка о Попе и работнике Балде»

Ведущий: Эстафета № 2 «Работник Балда».

Инвентарь: 1 мягкий мяч диаметром 20 см (пример: в IKEA мягкая игрушка СПАРКА); 1 конус с отверстиями для палок; 1 лошадка на палочке; 1 круглый обруч диаметром 50 — 60 см.

Описание эстафеты:

Команды строятся в колонну по одному. Первый участник команды держит в руках мяч. По сигналу ведущего первый участник зажимает мяч коленями и выполняет прыжки на двух ногах с продвижением вперед до обруча, лежащего на полу. Мяч кладет в обруч, берет лошадку на палочке и скачет на ней прямым галопом до конуса, вокруг него и обратно до обруча. Лошадку кладет в обруч, берет мяч и возвращается к своей команде гладким бегом. Передает эстафету следующему участнику, отдав ему в руки мяч и встает в конец колонны. Второй и последующие участники выполняют тот же порядок действий. Побеждает команда, затратившая на выполнение заданий наименьшее время.

Штрафы:

  • заступ за линию старта;
  • при передаче эстафеты не все части тела участника, принимающего эстафету, находятся за линией старта;
  • старт участника выполнен без передачи ему эстафеты;
  • при выполнении прыжков с мячом, зажатым коленями, участник придерживал мяч руками;
  • участник выполнял не прыжки на двух ногах, а передвигался иным способом;
  • участник выполнял не прямой галоп, а передвигался иным способом;
  • участник не обскакал конус.

Технические рекомендации: расстояние от линии старта до конуса – 10 метров; расстояние от линии старта до обруча – 4 метра.

Ведущий: «Молодцы, все прекрасно справились с заданием. Отправляемся дальше!»

Кот: «Раз, два, три, сказка, в гости к нам приди. Кот срывает с дуба третий листок и читает:

За невестою своей

Королевич Елисей

Между тем по свету скачет

Нет как нет! Он горько плачет,

И кого ни спросит он,

Всем вопрос его мудрен…

Елисей, не унывая,

К ветру кинулся, взывая…

… Отвечает ветер буйный, —

Там за речкой тихоструйной

Есть высокая гора,

В ней глубокая нора…

Ведущий: «Дети, вы узнали сказку?»

Дети: «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»

Кот: «Молодцы! Хорошо вы знаете сказки А. С. Пушкина! Тогда для вас, следующее задание!»

Ведущий: Эстафета № 3 «Королевич Елисей»

Инвентарь: 3 круглых синих обруча диаметром 55-60 см; 3 конуса с отверстиями для палок; 1 гимнастическая палка длиной 1 метр; 1 тоннель для пролезания; 1 гимнастический коврик.

Описание эстафеты:

Команды строятся в колонну по одному. По сигналу ведущего первый участник команды бежит к обручам, лежащим на полу и выполняет два прыжка на двух ногах из обруча в обруч (из первого во второй, из второго в третий), перебегает через препятствие (гимнастическая палка, закрепленная в двух конусах на высоте 25-30 см). Добежав до тоннеля, на коленях и ладонях пролезает в тоннеле и, оббежав конус, возвращается назад гладким бегом. Передает эстафету следующему участнику касанием и встает в конец колонны. Побеждает команда, затратившая на выполнение заданий наименьшее время.

Штрафы:

  • заступ за линию старта;
  • при передаче эстафеты не все части тела участника, принимающего эстафету, находятся за линией старта;
  • старт участника выполнен без передачи ему эстафеты касанием;
  • участник выполнял не прыжки на двух ногах, а передвигался иным способом;
  • участник не выполнил два прыжка на двух ногах;
  • пролезание в тоннель выполнено участником, не касаясь коленями пола;
  • участник не оббежал конус.

Технические рекомендации: расстояние от линии старта до конуса — 10 метров; расстояние от линии старта до первого обруча — метра; расстояние от третьего обруча до препятствия — метра; расстояние от конца тоннеля до конуса — метра.

Ведущий: «Молодцы, все отлично справились с заданием. Отправляемся дальше!»

Кот: «Раз, два, три, сказка, в гости к нам приди. Кот срывает с дуба четвертый листок и читает:

«Лишь ступил на двор широкий –

Что ж? под елкою высокой,

Видит, белочка при всех

Золотой грызет орех,

Изумрудец вынимает,

А скорлупку собирает,

Кучки равные кладет

И с присвисточкой поет…»

Кот: «В какую сказку мы попали?»

Дети: «В сказку о Царе Салтане»

Ведущий: Эстафета № 4 «Орехи для белочки».

Инвентарь: 1 сухой бассейн с разноцветными шариками; 1 корзина.

Описание эстафеты:

Команды строятся в колонну по одному. По сигналу ведущего первый участник команды бежит к бассейну, берет из него шарики (сколько сможет унести) и возвращается к своей команде. Высыпает шарики в корзину, стоящую за линией старта и встает в конец колонны. Стартом (передачей эстафеты) для второго участника считается пересечение линии финиша первым участником. Через 2 минуты по сигналу ведущего команды завершают эстафету. Участники, находящиеся на дистанции после сигнала ведущего, возвращаются к команде (принесенные шарики не учитываются судьями). Побеждает команда, собравшая за 2 минуты наибольшее количество шариков.

Судья считает только шарики, находящиеся в корзине. Если шарик выпал из рук участника, он не суммируется с шариками, находящимися в корзине. Переносить шарики можно только при помощи рук.

Штрафы:

  • заступ за линию старта;
  • при передаче эстафеты не все части тела участников, принимающих эстафету, находятся за линией старта;
  • старт участника выполнен без передачи ему эстафеты (предыдущий участник не пересек линию финиша).

*

Технические рекомендации: расстояние от линии старта до сухого бассейна – 10 метров.

Ведущий: «Молодцы, все отлично справились с заданием. Отправляемся дальше!»

Кот: «Раз, два, три, сказка, в гости к нам приди. Кот срывает с дуба пятый листок и читает:

«У Лукоморья дуб зеленый;

Золотая цепь на дубе том;

И днем и ночью кот ученый

Все ходит по цепи кругом…»

Кот: «Моя любимая сказка, потому, что про меня! Или нет!? Кто знает, как она называется?»

Дети: «Руслан и Людмила»

Ведущий: Эстафета № 5 «Лукоморье»

Инвентарь: 5 плоских обручей желтого цвета диаметром 30-40 см; 1 конус с отверстиями для палок; картинка дуба, прикрепленная к конусу; мягкая игрушка кота не менее 25-30 см.

Описание эстафеты:

Команды строятся в колонну по одному. У первого, третьего, пятого, седьмого и девятого игроков в руке обруч желтого цвета, у второго участника в руках кот. По сигналу ведущего первый участник бежит к дубу-конусу и кладет обруч за «дуб» на пол. Возвращается назад гладким бегом. Передает эстафету следующему участнику касанием и встает в конец колонны. Второй участник после передачи ему эстафеты бежит с котом в руках к «дубу», сажает кота в обруч и возвращается гладким бегом. Передает эстафету следующему участнику касанием и встает в конец колонны. Третий (пятый, седьмой и девятый) участник бежит к «дубу». Кладет свой обруч на пол рядом с первым обручем (ободок к ободку) и возвращается. Передает эстафету следующему участнику касанием и встает в конец колонны. Четвертый (шестой, восьмой и десятый) участник бежит к «дубу» и пересаживает кота во второй (третий, четвертый, пятый) обруч и возвращается. Передает эстафету следующему участнику касанием и встает в конец колонны. Побеждает команда, затратившая на выполнение задания наименьшее время.

Штрафы:

  • заступ за линию старта;
  • при передаче эстафеты не все части тела участника, принимающего эстафету, находятся за линией старта;
  • старт участника выполнен без передачи ему эстафеты касанием;
  • обручи в «золотой» цепи хаотично разбросаны и не плотно прилегают друг к другу;
  • участник не пересадил кота в следующий обруч.

Технические рекомендации: расстояние от линии старта до конуса-дуба – 10 метров.

Кот: «Вот и закончилось наше путешествие по сказкам»

Музыкальная пауза.

Ведущий подводит итог соревнований.

Награждение

  1. Сочинения
  2. По литературе
  3. Пушкин
  4. Анализ Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях

Знакомая всем с детства сказка А.С.Пушкина «О мертвой царевне и семи богатырях» описывает чудеса любви, доброты, нравственности, верности.

В центре произведения поставлен конфликт между молодой царевной и ее мачехой, прекрасной царицей. Конфликт возникает из-за ревности царицы к своей падчерице.

Прекрасная царица хочет быть единственной красавицей во всем «белом свете». Стремясь в этой цели, она полностью забывает о таких качествах как доброта, порядочность, отзывчивость. Подрастающая молодая царевна становится главной конкуренткой перед поставленной задачей, стать «всех красивей, всех милей».

Гоняясь за званием «самой красивой» царица идет на преступление, забывая обо всем. Она слишком «своенравна и горда», чтобы думать о других. Царица враждебно относится ко всему своему окружению.

Когда узнает, что служанка не убила в лесу молодую царевну, и та спокойно живет среди 7 богатырей, решается на преступление. Царица хочет отравить молодую царевну. В своем порыве быть «самой, самой» решает убить молодую девушку, что в результате у царицы не получилось.

Обладая решимостью, царица в то же время не уверенна в себе. Ей требуются похвалы «зеркальца» в своей красоте, неповторимости. Когда она узнает от зеркала, что падчерица жива и здорова, то ее сердце разрывается на части от ужаса, царица умирает.

Воскресшая прекрасная молодая царевна, обладающая добродетелью, кротостью, отзывчивостью, верностью, становится женой царевича Елисея. Царевну все любят отец, каждый из 7 богатырей рад взять ее в жены, царевич Елисей. Но она остается верной своему возлюбленному, ждет, когда Елисей отыщет свою невесту. В конце сказке они играют пышную свадьбу.

Как и во всех сказках, в данном произведении зло наказывается, добро побеждает.

Сказка А.С.Пушкина учит нас добру, что нельзя ради красоты, карьеры, пренебрегать важнейшими качествами людей, нельзя «перешагивать через людей». Только доброта, понимание, взаимовыручка, дружба, любовь могут творить чудеса не только в сказках, но и в реальной жизни.

Вариант 2

Пушкин Александр Сергеевич самый великий поэт. Он с детства заслушивался рассказами своей няни Арины Родионовны. Стал записывать народные песни и сказки, любил фольклор. А потом начал сочинять и свои. Он автор многих произведений. «Сказку о мёртвой царевне и о семи богатырях» написал Александр Сергеевич в 1833 году в Болдино.

В сказке Пушкина А.С. описываются такие качества человека, как доброта, верность, нравственность, любовь, которая творит чудеса. Главный корень в произведении: зависть мачехи (царицы) к молодой царевне. Царица ревнует свою падчерицу. А всё из-за чего? Всего лишь красота становится виной. Царица мечтает быть самой красивой во всём свете, хотя она, итак, очень красива. Но она впала в полное забвение о том, что есть добро, чувство любви, милосердия, отзывчивости. Ей надо устранить свою первую соперницу царевну, которая год за годом подрастает и становится всех краше и милее.

Царица совершает тяжкий грех. Хочет убить царевну ради своего титула «Красавица во всём свете». Она «горда и своенравна», ей некогда подумать о других людях. Всё окружающее ей чуждо, лучше сеять вокруг зло, враждебность.

Служанка по приказу царицы не смогла убить царевну, оставила её одну в глухом лесу. Царевна, блуждая, вышла к дому семи богатырей и начала жить там, дожидаясь своего любимого царевича Елисея. Царица, конечно же, узнала об этом с помощью своего говорящего зеркала. И злая мачеха сама идёт в далёкий путь, чтобы убить падчерицу. Но добро побеждает зло. И царевна всеми чудесами остаётся жива.

Полная решимости, но всё же не уверенная в себе, царица вновь обращается к своему зеркальцу. Зеркало опять ей ответило, что царевна лучше неё. Ужас охватывает царицу. Гнев и жестокость, сидящие внутри царицы настолько охватывают разум, что сердце не выдерживает и наступает смерть.

Царевна, имеющая все хорошие качества, душевная, любящая, верная, кроткая выходит замуж за царевича Елисея. Семь богатырей, у которых она жила, были влюблены в неё. Но она была верна только Елисею. Его любовь помогла ему разыскать свою возлюбленную. Их свадьба была пышной.

Добро победило зло, как это всегда бывает. Сказка на том и стоит, чтобы показать насколько бессильно зло. А добро всегда в цене.

Сказка «О мёртвой царевне и о семи богатырях» показывает нам, что нельзя думать только о себе, печься о красоте наружной. Нужно хранить в себе и красоту духовную. Беречь и ценить друзей. Относиться к людям с пониманием, потом может случиться и так, что они тебе тоже в нужный момент протянут руку помощи.

Несостоятельная языческая подоплека сказки

Школьные мифы о сказке

Начиная изучать «Сказку о мертвой царевне и о семи богатырях», школьникам часто даются пояснения тем или иным мотивам, образам и поступкам, не учитывая все то, о чем мы писали выше. Действительно, как можно говорить детям что королевич Елисей был язычником, так как он обращался к солнцу, ветру и луне? Как можно говорить детям, что сказка отражает собою языческие верования народа? Как можно вообще объяснять сказку, не учитывая ее христианские мотивы, которые заложил в нее Пушкин? Как можно не учитывать христоцентричность русского человека, которая отражена в сказке? Как можно не учитывать то, что Пушкин не только отлично знал Священные Писание и Предание, но и к концу жизни был глубоко верующим человеком и просто не мог превозносить язычество в том понимании, в котором понимают сказку сегодня?

Почему королевича зовут Елисей?

Разбивается миф о язычестве Елисея очень просто, если мы найдем ответ на вопрос, заданный выше. В инвариантах сказки такого имени вы не найдете, значит, Александр Сергеевич вставил это имя намеренно, вложив в него, несомненно, какой-то смысл.

Если внимательно читать сказку, то можно обратить внимание, что имя есть только у одного персонажа – королевича Елисея. Другие герои только отождествляются: Царь, Царица, Царевна, богатыри, Чернавка и собака по кличке Соколко.

Елисей, безусловно, положительный персонаж, на плечи которого ложится спасение Царевны от мертвого сна. Кто мог быть прототипом или образом Царевича и какая аллюзия должна возникать при восприятии его имени?

Самый известный человек, носивший имя Елисей – это пророк Елисей, живший в IX веке до Р.Х., который был учеником другого пророка – Илии. Самым известным чудом, которым прославился пророк Елисей – это воскрешение мертвых (! а Царевич Елисей разбудил Царевну от мертвого сна), об этом вы можете прочитать в его житии. Пророк Елисей прославился также тем, что мог повелевать силами природы (! а Царевич Елисей просил помощи у сил природы), в частности, разделял воды реки Иордан. Имя Елисей переводится как «Бог – спасение» (! а Роль Царевича Елисея в сказке – это спасение Царевны). Оно было весьма популярно среди христиан, в том числе на Руси.

Согласитесь, здесь совпадения быть не может, автор намеренно выбрал главному герою подчеркнуто–христианское имя Елисей, что в корне разрушает мнение о языческой природе Королевича.

Разрушая миф о язычестве

Стоить также вспомнить как Королевич Елисей собирался в путь:

Королевич Елисей, Помолясь усердно Богу, Отправляется в дорогу За красавицей душой, За невестой молодой.

Согласитесь, что язычник, скорее всего, молился бы «богам».

Обращаясь к силам природы, стоит сказать, что Елисей называет их следующими словами: «солнышко», «месяц», «ветер». У Пушкина все эти обращения написаны с маленькой буквы (если обращение не попадает на начало предложения или строки), что, конечно, не позволительно при обращении к «богам» если таковы подразумеваются. Наоборот, слово Бог у Пушкина всегда с большой буквы. К сожалению, со времен советского книгопечатания практически по всем изданиям «гуляет» вариант сказки, в котором слова: «Бог», «Царь», «Царица» написаны с маленькой буквы. Как было напечатано в первом издании 1834 года можете посмотреть здесь. В последнем обращении к силе природы – к ветру, Королевич Елисей и вовсе говорит следующее:

“Ветер, ветер! Ты могуч, Ты гоняешь стаи туч, Ты волнуешь сине море, Всюду веешь на просторе, Не боишься никого, Кроме Бога одного.

Бога одного или Бога единого. Здесь в принципе разговоры о «язычнике Елисее» можно закрывать. Вы, конечно, понимаете, что «Бог один» может подразумеваться только у монотеистической религии, которой является Христианство, но никак не язычество, имеющим целый сонм богов.

Анализ сказки 3

Александр Пушкин один из величайших писателей русской литературы. С раннего детства он увлекался народными песнями и сказками. А рассказывала ему их его няня Арина Родионовна. И уже во взрослой жизни Пушкин использовал фольклорные сюжеты услышаны с детства при создании своих замечательных сказок. Он был известным автором стихов, поэм, романов, поэтому для многих показалось странным, что писатель взялся писать сказки. На самом деле это не была обычная обработка народной сказки, Пушкин в произведении нарушил вечные вопросы, на которые мудрецы многих поколений не могли дать ответа.

«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» написана в Болдино в1833 году. В сказке рассказывается о том, что в одном королевстве жили-были царь и царица. Однажды правитель отправился в дальний путь, а пока его не было царица родила дочь. Как только царь возвращается, его жена умирает. Царь тоскует, но со временем он находит себе новую жену. Она прекрасна, но бессердечная, завистливая.

Также у нее есть магическое зеркальце, которое ежедневно говорит ей, что она самая красивая в мире. Но проходят годы, ее падчерица подрастает, у нее уже есть жених. И как-то раз зеркало сказало царице, что нет никого прекраснее на свете, чем ее падчерица. Царица как будто сходит с ума от гнева, немедленно зовет служанку и приказывает ей отвести падчерицу в лес и оставить ее волкам. Служанка не хочет этого делать, но не может идти против ее воли. Царевна обо всем догадывается и просит ее отпустить.

Царь горюет, что потерял дочь, Елисей, невеста царевны, отправляется на ее поиски. А царевна наткнулась на дом семи братьев богатырей и остается в них. Царица узнает, что царевна жива и решает сама ее убить. Притворяется старой нищей и идет к дому братьев богатырей и дарит царевне яблоко, пропитанное ядом. Только она откусила кусочек яблока, как упала не дыша. Братья увидев ее тело, решили положить ее в хрустальный гроб в пещере. Между тем ее жених ее повсюду ищет, спрашивает помощи у солнца, луны и ветра. Ветер рассказал ему о пещере. Елесей мчится туда. От отчаяния он разбивает гроб, и царевна оживает. Они возвращаются в королевства и когда царица встречает свою соперницу, то умирает он злобы и зависти. Сказка заканчивается свадьбой царевны и королевича.

Сравнивая образы царевны и ее мачехи читатели хорошо понимают, что внешняя красота ничего не стоит без красоты внутренней, доброты и искренности. А зависть, коварство теряют красавицу — царицу. В мире, где искренние чувства, преданность и любовь побеждают, нет и не может быть места коварства. Концовка пушкинского произведения, как и полагается в сказке, — счастлив. Человеческие добродетели — вознаграждаются. Красота, Добро и Справедливость — побеждают.

Другие сочинения: ← Народ в произведении Капитанская дочка↑ ПушкинИстория создания Повестей Белкина →

Что сделал Пушкин с народной сказкой?

Для Александра Сергеевича, народные сказки оказались неограненным алмазом, из которого он творил свои произведения. Действительно, многие народные сказки записаны простым языком, порою не имеют вообще никакой литературной обработки. В этом их и ценность и недостаток. Например, в сборнике сказок А.Н. Афанасьева вы можете найти много грубых или простоватых выражений, местечковых слов, что сильно мешает восприятию сказки. Впоследствии многие литераторы специально обрабатывали сказки, например, Алексей Толстой, Лев Толстой, Владимир Одоевский и другие, придавая им литературный лоск.

Пушкин не просто обработал сюжет народной сказки о мертвой царевне.., переложив записанную с устных рассказов сказку на стихи, а вдохнул в нее Евангельский дух, запечатлел в ней русскую самобытность. Это выразилось в созданных персонажах, характерах главных героев, в деталях, по которым легко можно идентифицировать русскость сказки. Когда читаешь сказки Пушкина, чувствуешь необыкновенную легкость слова, его текучесть, плавность и певучесть.

Обрабатывая таким образом народные сказки, Пушкин оказался у истоков русского языка, создав тот литературный эталон, который оказался фундаментом последующей русской литературы. Можно сказать, что Поэт поднял обычные народные сказки, близких к устной разговорной речи (что можно назвать низким уровнем языка), до уровня литературного, не являющимся самым высоким типом (есть еще более сложный, высший уровень – церковнославянский), но который стал главенствующим для все более секуляризирующегося общества.

Несколько интересных сочинений

  • Грибоедов А.С.
  • Сочинение Язык это путь цивилизации и культуры (Куприн)
    Первобытные люди не могли общаться между собой так, как можем мы.Они пользовались невербальным видом общения, используя вместо полноценного грамотного языка жесты, мимику, различные звуки
  • Сочинение Авторское отношение к Мцыри
    Талантливый писатель Лермонтов в произведении не указывает на своё отношение к главному герою поэмы. Если сравнивать это произведение с поэмой «Евгений Онегин» не менее выдающегося автора А. С. Пушкина,
  • Сочинение по поэме Василий Теркин 8 класс
    Александр Твардовский написал поэму «Василий Теркин» в 1941 году в марте. Поэма посвящена вечно теме, которая всегда остается актуальной. Это тема – война. И имеется в виду даже не только война на поле боя, но и война
  • Образ и характеристика Жени Комельковой в повести А зори здесь тихие Васильева сочинение
    Евгения Комелькова — одна из ключевых фигур повести «А зори здесь тихие…». История её жизни трагична. Зенитчица, поступившая со своим батальоном на попечение Федота Евграфыча, вместе с такими же молодыми девушками, как и она сама.

Тема: Отрывок из поэмы А.С.Пушкина «Руслан и Людмила».

Цель: познакомить учащихся с новым произведением А.С.Пушкина и новым видом жанра (поэма)

Образовательная: проверить знание детей сказок поэта, формировать умение выразительно читать

Развивающая: умение чувствовать себя и передавать своё отношение через эмоции, развивать память, внимание, артистические способности.

Воспитательная: прививать любовь к чтению, развивать речь, мышление, воображение, воспитывать любовь к творчеству А.С. Пушкина и русской поэзии;

Оборудование:  компьютер, интерактивная доска, презентация,  музыкальный центр.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

УУД

  1. Организационный момент.
  1. Приветствие.
  2. Эмоциональный настрой.

-Здравствуйте, ребята. Настроение у нас – отличное,
А улыбки – дело привычное,
Пожелаем друг другу добра,
Ведь урок начинать нам пора!

Приветствуют учителя.

Настраиваются на работу.

Р: организация рабочего места под руководством учителя.

К: планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками.

  1. Актуализация знаний.

-Чтобы узнать, о каком поэте мы будем с вами разговаривать, вам предстоит угадать по отрывкам сказок их названия, после каждого полного и верного ответа вам будет даваться одна буква из фамилии поэта.

 1.Дом царевна обошла,

Всё порядком убрала,

Засветила богу свечку,

Затопила жарко печку,

На полати взобралась

И тихонько улеглась.

Час обеда приближался,
Топот по двору раздался:
Входят семь богатырей,
Семь румяных усачей.

2.«Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком
«Кабы я была царица-

 Говорит одна девица, —

То на весь крещёный мир

Приготовила б я пир»

3. Как весенней теплою порою

Из-под утренней белой зорюшки,

Что из лесу, из лесу из дремучего

Выходила бурая медведиха

Со милыми детушками-медвежатами

Погулять, посмотреть, себя показать.

4.«Старичок отправился к морю

 Почернело синее море.

 Стал он кликать золотую рыбку

Приплыла к нему золотая рыбка…»

5.Жил-был поп,
Толоконный лоб.
Пошёл поп по базару
Посмотреть кой-какого товару.
Навстречу ему Балда
Идёт, сам не зная куда.
 

6.Петушок с высокой спицы.

Стал стеречь его границы.
Чуть опасность где видна,
Верный сторож как со сна

Шевельнется, встрепенется,

К той сторонке обернется

И кричит: „Кири-ку-ку.

Царствуй, лежа на боку!“  

— Кто автор этих произведений?

-Совершенно верно, эти строки из разных сказок принадлежат выдающемуся поэту А.С. Пушкину.

— Какие по жанру произведения у А.С.Пушкина? 

— Что вы знаете о поэте?

Слушают внимательно учителя.

Определяют сказки по отрывкам.

«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»

«Сказка о Царе Салтане»

«О медведихе»

«Сказка о рыбаке и рыбке»

«Сказка о попе и о работнике его Балде»

«Сказка о золотом  петушке»

А.С.Пушкин

Стихотворение, сказка

Родился 6 июня(26 мая по старому календарю)

Л:самоопределение

П:целеполагание.

Биография о А.С.Пушкине.

Александр Сергеевич Пушкин родился в 1799 году. В то время детей в богатых семьях воспитывали французы, и все говорили по-французски. Отец Александра был поэтом-любителем, он научил сына читать. Его дядя был известным поэтом. Прадедушкой Александра был африканец Ганнибал. Он служил при царе Петре Первом. Маленький Саша очень любил свою няню, Арину Родионовну, которая рассказывала ему сказки. Когда он вырос, он написал эти сказки в стихах. В 6 лет Пушкин учился в Царскосельском лицее. Там он написал много стихов. А с некоторыми одноклассниками подружился на всю жизнь. После лицея Пушкин стал работать в Коллегии иностранных дел. В те годы он написал поэму «Руслан и Людмила». В 1831 году Александр Сергеевич женился на Наталье Гончаровой. У них родилось четверо детей. В 1837 году поэт стрелялся на дуэли с Дантесом и от раны умер.

Слушают биографию.

  1. Сообщение темы урока.

– Сегодня мы продолжаем знакомиться с произведениями А.С. Пушкина.

-Представьте себе, что мы с вами попали на морской берег

(включается аудиозапись “Шум моря”).

-Опишите, что вы услышали? 

— Отгадайте загадку и вы узнаете, что увидел автор на берегу моря.

Он из жёлудя пророс,
А потом всё рос и рос,
Год за годом подрастал —
И могучим …. стал!

— Сегодня мы познакомимся с отрывком из поэмы А. С. Пушкина «Руслан и Людмила»

Слушают шум моря.

Кричат чайки, шум морской волны.

Дуб.

П: умение на основе анализа объектов делать выводы

  1. Изучение нового материала.
  1. Знакомство с понятием «Поэма».

— Что такое поэма?

Поэма — большое стихотворное произведение на историческую или героическую  тему.

— Отрывок называется «У лукоморья дуб зеленый…»

Поэма — большое стихотворное произведение на историческую или героическую  тему.

Л:эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;

К: оформлять свои мысли в устной форме;

  1. Просмотр видеофильма.

-Сейчас мы с вами посмотрим фильм, после его просмотра вы должны ответить на следующие вопросы:

— Понравился ли вам отрывок?

— Что понравилось?

– Какие чувства вызвало у вас это стихотворение?

Смотрят видеофильм.

П: умение внимательно слушать и запоминать

  1. Анализ видеофильма.

— Понравился ли вам отрывок?

— Что понравилось?

– Какие чувства вызвало у вас это стихотворение?

Отвечают на вопросы.

П: умение на основе поэмы я отвечать на вопросы.

К: умение оформлять свои мысли в устной форме

  1. Речевая гимнастика.

-Урок литературного чтения – особый, где каждое слово – жемчужина, каждый звук должен произноситься чётко, ясно. Для речевой гимнастики я взяла строчки из вступительной части поэмы – сказки, многим из вас она знакома с дошкольного возраста.

-Откройте свои учебники на 82 странице, найдите первый столбик.

         У лукоморья дуб зелёный;

Златая цепь на дубе том;

И днём и ночью кот учёный

Всё ходит по цепи кругом;

Идёт направо – песнь заводит,

Налево – сказку говорит.

Прочитайте эти строчки глазами.

— Прочитайте так, чтобы слышал только сосед по парте.

— Прочитайте хором  выразительно.

— Кто же у нас выступит в роли артиста? Кто удивит нас своим чтением?  

— Поработаем над первой строчкой:

  • прочитайте фразу так, чтобы всем было понятно, о каком дереве идёт речь;
  • а теперь отметьте голосом, какое это дерево, какой он этот дуб;
  • наконец, прочитайте так, чтобы слушателю было, понятно, где растёт этот дуб.

Слушают учителя.

Делаю то, что требует учитель.

  1. Словарная работа.

-В этой поэме есть «слова-чудеса», непонятные вам. 

– Какие  непонятные слова встретились вам в этом стихотворении? 

– Почему они нам непонятны? 

–  Узнайте значения этих слов в сносках. 

Лукоморье – морской залив.
Леший – сказочное существо, живущее в лесу.
Дол – речная долина.
Видение – призрак, приведение.
Витязь – храбрый сильный воин.
Чахнуть – становиться худым, болезненным.

-Посмотрите на слайд, этих два слова нет на сносках, прочитайте их.

Пленяет – берёт в плен.

Поведаю – расскажу.

Находят непонятные слова, читают сноски.

Р:волевая саморегуляция в ситуации затруднения; познавательная инициатива.

П:постановка и формулирование проблемы; определение основной и второстепенной информации; структуирование знаний.

К:выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; разрешение конфликтов

  1.  Чтение отрывка по столбцам.

— Из скольких частей состоит этот отрывок?

— Прочитайте первую часть самостоятельно.

— Что такое лукоморье?

— Как вы думаете, существует ли Лукоморье? 

Кто-то скажет, что Лукоморье – это выдумка. Нет! Лукоморье существует! На Крымском полуострове есть мыс Фиолент, там находится монастырь, основанный в честь явления Святого Георгия Победоносца морякам во время бури. Этот монастырь посетил А.С. Пушкин. Пораженный красотой морского залива в форме лука и, увидев столетний дуб на берегу, поэт сочинил стихотворение, которое стало началом поэмы «Руслан и Людмила».

— Второй столбик громко и выразительно прочитает…

— О чем рассказал автор в этой части?

— Найдите в столбце все чудеса, которые описал поэт.

-Следующий столбец громко и выразительно прочитает…

-Что описывает поэт в этом отрывке?

-Кто выходит из вод на берег?

-Кто их сопровождает?

-Следующий столбец до строк: «Там ступа с Бабою-Ягой» громко и выразительно прочитает…

-Скажите, что здесь описывает поэт?

-Последние строки громко и выразительно прочитает…

-Что здесь описывает поэт?

Из 4х.

О чудесах.        

Леший бродит, русалка сидит.

Как выходят витязи.

Витязи.

Дядька их морской.

Описывает действия героев.

Р:волевая саморегуляция в ситуации затруднения.

П:выдвижение гипотез и обоснование; самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера; построение логической цепи рассуждений, доказательство.

К:формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации; учет разных мнений, координирование разных позиций.

Физминутка.

-Перед чтением поэмы полностью, предлагаю вам немного отдохнуть. Тихо вышли все из-за своих парт.

 На поляне дуб зеленый

Потянулся к небу кроной.

Он на ветках среди леса

Щедро желуди развесил.

Ну а мы пройдем немного.

Поднимаем выше ногу!

Походили, порезвились

И на травку опустились.

Выполняют физминутку.

Потягивания – руки вверх.

Потягивания – руки в стороны.

Ходьба на месте.

  1. Выборочное чтение поэмы.

Ребята, каким же должно быть чтение этого произведения?
Какая должна быть интонация?  

-Кто сможет прочитать данное произведение плавно, таинственно, напевно?

Напевное, плавное.

Торжественности и таинственности

П: умение внимательно слушать.

  1. Викторина.

-Сейчас я посмотрю, кто внимательно слушал произведение

-Я вам задаю вопрос, а вы быстро и кратко на него отвечаете.

-Кто из героев говорит, поёт, рассказывает?   

– Сказочный герой, бродит по лесу, строит разные козни. 
– Кому, верно, служит серый волк?               
– Кто выходит из морских волн?                         

– Что идёт, бредёт сама собой? 

– Что стоит без окон, без дверей?                           

-Все эти герои, с которыми мы познакомились, герои русских народных сказок. И именно поэтому Александр Сергеевич Пушкин своё стихотворение заканчивает строчками:
«Там русский дух…там Русью пахнет!»

Кот

Леший

Царевна

Витязи

Ступа с Бабой Ягой

Избушка                 

П:моделирование и преобразование моделей разных типов; использование знаково-символических средств; выполнение действий по алгоритму.

К:учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций; использование речевых средств для решения коммуникационных задач.

  1. Виртуальное рисование сказочного дуба.

-Ребята, сейчас мы с вами немного пофантазируем и нарисуем у себя в воображении свой сказочный дуб.

 –Если бы у вас была возможность приобрести себе дома волшебный дуб, то что бы вы хотели на нем иметь?

Виртуально изображают сказочный дуб.

П: поиск и выделение необходимой информации для выполнения заданий.

  1. Итог урока.
  1. Подведение итога урока.

-С каким произведением мы сегодня с вами познакомились?
-Какой поэт его написал?

-Скажите, что такое поэма?

— Как думаете, что выразил поэт в этом произведении?

«Руслан и Людмила»

А.С.Пушкин

Поэма- большое стихотворное произведение на историческую или героическую  тему.

Л:адекватное понимание причин успеха неуспеха в учебной деятельности; самооценка на основе критерия успешности

  1. Рефлексия.

-Спасибо вам за хорошую работу и дисциплину. За это я вам дарю дуб 3 «В» класса, в котором будет ваша цепочка эмоций.

-У вас на столах лежит кусочек цепочки, напишите на нем какое настроение подарил вам этот урок и на перемене прикрепите свои цепочки на дуб и пусть это настроение у вас будет всегда!

-Урок окончен, до свидания!

Слушают учителя.

Пишут на листках свое настроение.

П:рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

.

  • Пушкин сказка о мертвой царевне и семи богатырях краткий пересказ
  • Пушкин сказка о мертвой царевне и семи богатырях отзыв
  • Пушкин сказка о мертвой царевне и семи богатырях главные герои для читательского дневника
  • Пушкин сказка о мертвой царевне и семи богатырях мультик
  • Пушкин сказка о золотом петушке распечатать с картинками