Пушкин сказка о царе салтане и сыне его гвидоне и о прекрасной царевне лебеди

Тема : а.с.пушкин сказка о царе салтане, о славном и могучем богатыре князе гвидоне салтановиче и о прекрасной царевне лебеди

Тема : А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане, о славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди» продолжить работу над произведением А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане…», анализировать сказку, и учиться давать характеристику её героям. Цель урока:

Тема :

А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане, о славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»

продолжить работу над произведением А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане…», анализировать сказку, и учиться давать характеристику её героям.

Цель урока:


Михайловское «…Вечером слушаю сказки — и вознаграждаю тем недостатки проклятого своего воспитания. Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!» — писал Александр Сергеевич брату Льву в ноябре 1824 года. Музей-заповедник «Михайловское» Здесь Пушкин со слов своей няни Арины Родионовны записал несколько сказочных сюжетов. Один из них и стал основой «Сказки о царе Салтане…».

Михайловское

«…Вечером слушаю сказки — и вознаграждаю тем недостатки проклятого своего воспитания. Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!» — писал Александр Сергеевич брату Льву в ноябре 1824 года.

Музей-заповедник «Михайловское»

Здесь Пушкин со слов своей няни Арины Родионовны записал несколько сказочных сюжетов. Один из них и стал основой «Сказки о царе Салтане…».


Игра «Это правда, это неправда». Царице и ее сыну, перед тем как посадить в бочку, прочитали закон. (Это неправда. Указ.) Бочку с сыном и матерью вынесла на берег волна. Дядька Черномор помог выбраться из бочки Гвидону. ( Это неправда. Гвидон сам выбрался из бочки) Над лебедью носился в море орел. ( Это неправда. Коршун) Остров, на котором жил Гвидон, назывался Баян. (Это неправда. Буян.) Гвидон сам построил город на острове. (Это неправда. Лебедь сделала ему подарок.) Гвидон трижды летал к царю Салтану .

Игра «Это правда, это неправда».

Царице и ее сыну, перед тем как посадить в бочку, прочитали закон.

(Это неправда. Указ.)

Бочку с сыном и матерью вынесла на берег волна.

Дядька Черномор помог выбраться из бочки Гвидону.

( Это неправда. Гвидон сам выбрался из бочки)

Над лебедью носился в море орел.

( Это неправда. Коршун)

Остров, на котором жил Гвидон, назывался Баян.

(Это неправда. Буян.)

Гвидон сам построил город на острове.

(Это неправда. Лебедь сделала ему подарок.)

Гвидон трижды летал к царю Салтану .


Читая любое произведение, мы не только знакомимся с героями, но и невольно начинаем сопереживать одним из них и испытывать антипатию к другим.

Читая любое произведение, мы не только знакомимся с героями, но и невольно начинаем сопереживать одним из них и испытывать антипатию к другим.


Самостоятельная работа Какие слова-характеристики можно отнести к царю Салтану, а какие – к князю Гвидону. 1 вариант 2 вариант заботливый добрый справедливый милосердный энергичный пассивный вспыльчивый любящий сильный гостеприимный Князь Гвидон Царь Салтан

Самостоятельная работа

Какие слова-характеристики можно отнести к царю Салтану, а какие – к князю Гвидону.

1 вариант

2 вариант

заботливый

добрый

справедливый

милосердный

энергичный

пассивный

вспыльчивый

любящий

сильный

гостеприимный

Князь Гвидон

Царь Салтан


Проверим работу добрый справедливый милосердный пассивный вспыльчивый любящий гостеприимный заботливый добрый справедливый энергичный любящий сильный гостеприимный

Проверим работу

добрый справедливый милосердный

пассивный вспыльчивый любящий

гостеприимный

заботливый добрый справедливый

энергичный любящий сильный

гостеприимный


Что объединяет отца и сына? доброта, любовь, гостеприимство. Каковы основные отличительные особенности характеров героев? Царь пассивный, а сын его активный Какой герой вам нравится больше? А автору?

Что объединяет отца и сына?

доброта, любовь, гостеприимство.

Каковы основные отличительные особенности характеров героев?

Царь пассивный, а сын его активный

Какой герой вам нравится больше? А автору?


Кем приходились повариха и ткачиха Гвидону? А сватья баба Бабариха?

Кем приходились повариха и ткачиха Гвидону?

А сватья баба Бабариха?


Назовите всех герое сказки князь Гвидон повариха коршун царь Салтан ткачиха гонцы царевна Лебедь корабельщики Бабариха царица

Назовите всех герое сказки

князь Гвидон

повариха

коршун

царь Салтан

ткачиха

гонцы

царевна Лебедь

корабельщики

Бабариха

царица


Самостоятельная работа гонцы царь Салтан коршун ткачиха Бабариха царевна Лебедь корабельщики царица князь Гвидон повариха

Самостоятельная работа

гонцы

царь Салтан

коршун

ткачиха

Бабариха

царевна Лебедь

корабельщики

царица

князь Гвидон

повариха


Проверим работу положительные отрицательные нейтральные царь Салтан князь Гвидон царица царевна Лебедь ткачиха повариха Бабариха коршун гонцы корабельщики

Проверим работу

положительные

отрицательные

нейтральные

царь Салтан

князь Гвидон

царица

царевна Лебедь

ткачиха

повариха

Бабариха

коршун

гонцы

корабельщики


Зачем автор создает положительных и отрицательных героев? Поступки, которые совершают положительные и отрицательные герои помогают разобраться в том, что такое добро, а что на самом деле зло.

Зачем автор создает положительных и отрицательных героев?

Поступки, которые совершают положительные и отрицательные герои помогают разобраться в том, что такое добро, а что на самом деле зло.


Игра «Угадайка» злость, зависть, обман смелость, уважительность, бескорыстие ловкость доброта, любовь, сострадание милосердие пассивность вспыльчивость материнство любовь забота

Игра «Угадайка»

злость, зависть, обман

смелость, уважительность, бескорыстие

ловкость

доброта, любовь, сострадание

милосердие

пассивность

вспыльчивость

материнство

любовь

забота


Работа в группах К какому герою из сказки можно отнести пословицу 1ряд 1. Где гнев, там и милость. 2. Долг платежом красен. 3.Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. 4. Повинную голову и меч не сечёт. 5. Что посеешь, то и пожнёшь. 6. Шила в мешке не утаишь. 2ряд 3ряд

Работа в группах

К какому герою из сказки можно отнести пословицу

1ряд

1. Где гнев, там и милость.

2. Долг платежом красен.

3.Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать.

4. Повинную голову и меч не сечёт.

5. Что посеешь, то и пожнёшь.

6. Шила в мешке не утаишь.

2ряд

3ряд


По горизонтали: 5.Как называют писателя, который пишет сказки? По вертикали: 1.Кто такой И. Билибин? 2.Одна из отрицательных героинь сказки. 3.Как называется начало сказки? 4.Имя сына царя в сказке А.С. Пушкина. 1       2 5       3         4                  

По горизонтали:

5.Как называют писателя, который пишет сказки?

По вертикали:

1.Кто такой И. Билибин?

2.Одна из отрицательных героинь сказки.

3.Как называется начало сказки?

4.Имя сына царя в сказке А.С. Пушкина.

1

2

5

3

4


По горизонтали: 5.Как называют писателя, который пишет сказки? По вертикали: 1.Кто такой И. Билибин? 2.Одна из отрицательных героинь сказки. 3.Как называется начало сказки? 4.Имя сына царя в сказке А.С. Пушкина. 1     2         3         4                   и ч к о с а з н

По горизонтали:

5.Как называют писателя, который пишет сказки?

По вертикали:

1.Кто такой И. Билибин?

2.Одна из отрицательных героинь сказки.

3.Как называется начало сказки?

4.Имя сына царя в сказке А.С. Пушкина.

1

2

3

4

и

ч

к

о

с

а

з

н


По горизонтали: 5.Как называют писателя, который пишет сказки? По вертикали: 1.Кто такой И. Билибин? 2.Одна из отрицательных героинь сказки. 3.Как называется начало сказки? 4.Имя сына царя в сказке А.С. Пушкина. и л   л   ю с   2 к т а     р   з а 3   о т       ч 4 о     р н       и     к    

По горизонтали:

5.Как называют писателя, который пишет сказки?

По вертикали:

1.Кто такой И. Билибин?

2.Одна из отрицательных героинь сказки.

3.Как называется начало сказки?

4.Имя сына царя в сказке А.С. Пушкина.

и

л

л

ю

с

2

к

т

а

р

з

а

3

о

т

ч

4

о

р

н

и

к


По горизонтали: 5.Как называют писателя, который пишет сказки? По вертикали: 1.Кто такой И. Билибин? 2.Одна из отрицательных героинь сказки. 3.Как называется начало сказки? 4.Имя сына царя в сказке А.С. Пушкина. и л   л   ю т с   т к к   р     а а 3 ч з     о и   т ч   х 4 о р     н а       и     к    

По горизонтали:

5.Как называют писателя, который пишет сказки?

По вертикали:

1.Кто такой И. Билибин?

2.Одна из отрицательных героинь сказки.

3.Как называется начало сказки?

4.Имя сына царя в сказке А.С. Пушкина.

и

л

л

ю

т

с

т

к

к

р

а

а

3

ч

з

о

и

т

ч

х

4

о

р

н

а

и

к


По горизонтали: 5.Как называют писателя, который пишет сказки? По вертикали: 1.Кто такой И. Билибин? 2.Одна из отрицательных героинь сказки. 3.Как называется начало сказки? 4.Имя сына царя в сказке А.С. Пушкина. и л   л   ю   т с т к к       р а а з з ч     т и о а     4 х о ч   и н   р а       н и     к    

По горизонтали:

5.Как называют писателя, который пишет сказки?

По вертикали:

1.Кто такой И. Билибин?

2.Одна из отрицательных героинь сказки.

3.Как называется начало сказки?

4.Имя сына царя в сказке А.С. Пушкина.

и

л

л

ю

т

с

т

к

к

р

а

а

з

з

ч

т

и

о

а

4

х

о

ч

и

н

р

а

н

и

к


По горизонтали: 5.Как называют писателя, который пишет сказки? По вертикали: 1.Кто такой И. Билибин? 2.Одна из отрицательных героинь сказки. 3.Как называется начало сказки? 4.Имя сына царя в сказке А.С. Пушкина. и   л л   ю т с   т к к     р   а а з з ч   а     и т о х г о ч   н р     и в а     н   и к     д о   н  

По горизонтали:

5.Как называют писателя, который пишет сказки?

По вертикали:

1.Кто такой И. Билибин?

2.Одна из отрицательных героинь сказки.

3.Как называется начало сказки?

4.Имя сына царя в сказке А.С. Пушкина.

и

л

л

ю

т

с

т

к

к

р

а

а

з

з

ч

а

и

т

о

х

г

о

ч

н

р

и

в

а

н

и

к

д

о

н


Домашнее задание 1.Выучить понравившийся отрывок из сказки А. С. Пушкина наизусть. 2. Нарисовать иллюстрацию 3. творческое задание. Подумайте, как бы могла закончиться сказка, будь герои другими по характеру? Можно изменить характер только одного героя.

Домашнее задание

1.Выучить понравившийся отрывок из сказки А. С. Пушкина наизусть.

2. Нарисовать иллюстрацию

3. творческое задание.

Подумайте, как бы могла закончиться сказка, будь герои другими по характеру? Можно изменить характер только одного героя.

I. Мотивация (самоопределение к учебной деятельности)

— Здравствуйте ребята!

Дружно за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся.

Пусть сегодня для нас всех

На урок придёт успех!

Пожелайте всем удачи,

И успешности в придачу!

Проговаривают стихотворение, психологически настраиваясь на урок.

Показывают готовность
к уроку. Приветствуют учителя

К – планируют учебное сотрудничество
с учителем и сверстниками.

II. Актуализация знаний.

Постановка учебной задачи.

-Прочитайте про себя скороговорку, которая представлена на слайде:

«Жил-был царь Овес, он все сказки унес»

-Давайте прочитаем вместе медленно. Теперь чуть быстрее. Прочитайте разными интонациями.

-Определите ключевое слово в данной поговорке. (Сказка) Что это за  жанр – сказка? (СКАЗКА — произведение о вымышленных событиях чаще всего в повествовательной форме со счастливым концом).

По таблице определите, какие бывают сказки?

Пушкин сказка о царе салтане и сыне его гвидоне и о прекрасной царевне лебедиПушкин сказка о царе салтане и сыне его гвидоне и о прекрасной царевне лебедиПушкин сказка о царе салтане и сыне его гвидоне и о прекрасной царевне лебедиПушкин сказка о царе салтане и сыне его гвидоне и о прекрасной царевне лебеди

Пушкин сказка о царе салтане и сыне его гвидоне и о прекрасной царевне лебедиПушкин сказка о царе салтане и сыне его гвидоне и о прекрасной царевне лебедиПушкин сказка о царе салтане и сыне его гвидоне и о прекрасной царевне лебеди

-Чем отличаются волшебные сказки от других? (Волшебные предметы, троекратные повторы, чудеса, герои, владеющие магией).

— «Мал бывал – сказки слушал, а вырос – сам стал сказывать», про какого русского писателя можно  сказать эти слова? Можно ли назвать сказки Пушкина волшебными?

Посмотрите: на выставке представлены книги, со сказками Пушкина. Проверим, насколько внимательно вы их читали.

– Вы знаете, что такое «Бюро находок»? Сегодня у нас открылось «Бюро литературных находок». К нам попали герои пушкинских сказок, помогите им найти свои сказки.

Рыбка        «Сказка о рыбаке и рыбке»

Белка         «Сказка о царе Салтане…»

Петушок    «Сказка о золотом петушке»

Яблоко       «Сказка о мертвой царевне…»

Заяц           «Сказка о попе и о работнике его Балде»

Кораблик   «Сказка о царе Салтане…»

Лебедь       «Сказка о царе Салтане…»

— Из какой сказки предметов оказалось больше?

-А как вы думаете, сегодня чему мы посвятим наш урок? Какая же будет тема урока?

— Какие цели мы перед собой поставим?

( Попробуем определить тему, главную мысль сказки; проанализируем поступки героев)

Речевая разминка

Читают поговорку разными интонациями.

Определяют отличительные признаки сказки от других литературных жанров.

А.С.Пушкин, в детстве ему сказки сказывала няня Арина Родионовна.

Называют сказки.

Отвечают на вопросы учителя.

Формулирую тему и цели урока.

Познавательные:
самостоятельно находят информацию и способы решения задач.

Регулятивные: определяют тему, цели и задачи урока.

Коммуникативные: вступают в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения.

III. Работа над сказкой.

Повторение изученного.

Характеристика героев.

Работа с пословицей.

— Давайте вспомним сюжет, для этого вам необходимо восстановить последовательность событий в сказке.

1) Царь Салтан выбирает жену

2) отъезд царя Салтана на войну

3) подмена грамоты

4) морское путешествие царица и Гвидона

5) избавление царевны от злого коршуна

6) превращение князя Гвидона в комара

7) превращение князя Гвидона в муху

8) превращение князя Гвидона в шмеля

9) встреча Салтана с семьёй

10) счастливый конец.

— Прочитайте полное название сказки. Что ты из него можно узнать? 

В любой сказке есть положительные и отрицательные герои. Положительным героям мы сочувствуем, переживаем за них. Противоположность этим героям – злодеи, они совершают поступки, которые приносят вред.

 Посмотрите на таблицу:

Герои

положительные

отрицательные

нейтральные (второго плана)

— Перед началом урока каждой паре достался герой из сказки, переверните листочек, прочитайте и подумайте,  в какую колонку вы его поместите: Царь Салтан, царица, князь Гвидон, царевна Лебедь, повариха, ткачиха, сватья баба Бабариха, (коршун-чародей, бояре, корабельщики, гонец, 33 богатыря – это нейтральные герои).

Дайте ему характеристику по следующему плану.
1. Имя героя и кем он является.
2. Внешность и характер героя.
3. Поступки героя и их оценка.
4. Отношение автора к герою.
5. Ваше отношение к герою.

При составлении характеристики, можете воспользоваться карточкой подсказкой.

— Прочитай русскую пословицу. Объясните её смысл.

Где счастье родится, там и зависть плодится.

Какую роль сыграла зависть в сказке?

Зависть сестриц едва не обернулась трагедией для царевны и её новорожденного сына. Но нет худа без добра. Бочка, брошенная в море, приплыла к чудному острову, где князь обрёл истинное счастье.

В сказках добро побеждает зло. Простил ли автор сестер в сказке?

— А вы бы простили или вам хочется изменить конец сказки?

— Сохранилась ли у царя любовь к жене, к сыну? Почему вы так считаете?

 -Сказка, да, намёк, ложь, в ней, урок, добрым, молодцам. Чему учит данная сказка.

Групповая работа.

В группе восстанавливают последовательность событий.

Из заголовка можно узнать о героях сказки. (“Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной Царевне Лебеди”

Работают в парах.

Успех ближнего порождает зависть.

Сказка учит доброте, терпению, мужеству, умению прощать и любить близких, не завидовать другим черной завистью, а учит радоваться за других, учит сохранить любовь к близким, не смотря на трудности и испытания, которые встали на пути героев.

К. Соблюдают правила взаимоотношений и сотрудничества, аргументируют свои ответы, используя полученную информацию и имеющиеся знания.

Познавательные:
самостоятельно находят информацию и способы решения задач;

высказывают предположения,

строят речевое высказывание в устной форме.

Личностные: оценивают жизненные ситуации и поступки героев художественного текста

Предметные:  определяют тему, главную мысль сказки; характеризуют героев произведения.

IV. Домашнее задание

Выучить понравившийся отрывок наизусть.

V. Итог урока. Рефлексия

– Что вам дал этот урок?

– Выберите одно предложение и закончите его:

•  Теперь я знаю…

•  Мне стало понятно…

•  Раньше мне не приходилось…

•  Пока мне трудно дается…

Оценка деятельности на уроке

Формулируют свое отношение к уроку

регулятивные: фиксируют удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой;

И одной из жемчужин русской литературы является «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди». Откуда же черпал вдохновение Александр Сергеевич Пушкин, создавая это произведение, в котором фольклорные мотивы причудливо переплелись с его собственной авторской фантазией?

Сюжет

«Сказка о царе Салтане» была написана Пушкиным в 1831 году. Считается, что сюжет был почерпнут им из сказок, которые рассказывала нянюшка Арина Родионовна. Действительно, Арина Родионова (именно так, поскольку по отчеству, Родионовной, няню называли домашние) — крепостная семьи Ганнибал, происходила из северных русских земель, сохранивших в своем фольклоре немало старинных сюжетов и имен. По некоторым сведениям она была ижоркой по происхождению. Но даже если и так, то это не слишком важно, поскольку ощущала себя она, по-видимому, русской. Именно речь няни, ее сказки и прибаутки стали для Пушкина неистощимым кладезем русской национальной поэзии. Это она рассказала Александру Сергеевичу сказки «По колена ноги в золоте, по локоть руки в серебре», «Поющее дерево, живая вода и птица говорунья», а так же «Сказку о трех королевнах, родных сестрах». Названия здесь приведены по сборникам русских сказок, сделанных Афанасьевым и Ончуковым. А как называла эти истории Арина Родионовна нам, конечно же, неизвестно. В этих сказках Пушкин почерпнул основные мотивы будущего шедевра: разговор трех сестер, подслушанный царем, рождение чудесного младенца, наговор завистниц, в результате которого царицу и ее дитя бросают в бочке в воду, чудесные диковины далекого морского острова, 30 витязей, охраняющих этот остров и т.п. Однако, одним лишь русским фольклором источники Пушкина не исчерпываются. Сюжет об оклеветанной матери и чудесных детях очень популярен и встречается в сказках всего мира. Зачастую эти мотивы получали литературную обработку. Так, Пушкин был, безусловно, знаком со сказкой французской баронессы д’Онуа «Принцесса Бель-Этуаль», в которой повествуется о чудесной деве со звездой, а так же с «Повествованием законника» из «Кентерберийских рассказов», где речь идет об оклеветанной дочери императора, отправленной в ладье на волю волн.

Имена

Собственных имен в сказке немного. Это Салтан, Гвидон, царевна Лебедь и сватья баба Бабариха. Остальных персонажей Пушкин называет просто царицей, ткачихой, поварихой и т.п. Каково же происхождение имен?

Салтан — это, очевидно, лубочный «царь-султан», персонаж хорошо известный русскому народу со времен бесконечных войн с турками. Все знали, что где-то далеко есть могучее царство, которым управляет «царь Салтан».

Гвидон — имя, заимствованное из лубочного цикла «О Бове-королевиче», который является переработкой европейского рыцарского романа. Гвидоном в этом цикле зовут отца Бовы. По всей видимости, Гвидон — это производное от итальянского имени Гвидо. Специалисты усматривают в этой паре «Салтан — Гвидон» противопоставление «восток — запад».

Царевна Лебедь — это всецело дитя авторской фантазии Пушкина. Ни в одном из вариантов сказок об оклеветанной супруге и ее чудесном ребенке нет ни слова о прекрасной деве-оборотне. По всей видимости, образ царевны Лебеди родился под влиянием таких персонажей, как Василиса Премудрая или Софья Премудрая и французской принцессы Бель-Этуаль.

Баба Бабариха. Этот персонаж взят поэтом, вероятно, из русских заговоров, в которых присутствует некая Бабариха, «коя на камне на синем море сидит, калену сковороду держит недуги жечь-палить».

География

«Царство славного Салтана» не имеет какой-либо географической привязки. Зато остров, на котором оказываются царица и князь Гвидон, имеет название — Буян. И относительно его происхождения у специалистов имеются несколько версий.

Во-первых, остров Буян имеет общие черты с чудесным царством, расположенным где-то за морем, которое встречается в фольклоре едва ли не всех европейских народов.

Во-вторых, остров Буян иногда связывают с Соловецкими островами. Дело в том, что знаменитый Соловецкий монастырь возник на острове не в одну ночь, конечно же, но достаточно быстро. И стал, как считают исследователи, причиной немалого удивления мореходов. Плавали-плавали мимо пустынного острова, и вдруг видят на нем «Новый город со дворцом, с златоглавыми церквами, с теремами и садами».

И, наконец, наиболее популярная версия связывает фольклорный остров Буян с островом Рюген в Балтийском море. Там, на Рюгене, на мысе Аркона в древности располагалось святилище славянского языческого божества Свентовита (Святовита). Населяли Рюген славяне, и этот остов был, вероятно, важным духовным, сакральным центром славянского мира. Были на Рюгене в изобилии и меловые камни, отсюда, видимо, и образ камня Алатырь в народных поверьях. Многие заговоры начинаются словами: «На море-окияне, на острове Буяне стоит бел-горюч камень Алатырь…». Пушкин, конечно же, слышал от няни сказки и заговоры, в которых поминается остров Буян.

Тема:
А.С Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его
славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне
Лебеди».

Цель
урока:
составление
сравнительных характеристик героев сказки А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре
князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди».

1.
Образовательная –
учить видеть и понимать поступки героев; рассказывать
о герое используя цитаты;

3.
Воспитательная –
воспитывать дисциплинированность и старательность, воспитывать любовь к русской литературе и
гордость за Россию;

Тип
урока –
урок
совершенствования способов действий.

знать «Сказку о царе Салтане, о сыне его славном и могучем
богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»;

формулировать учебные задачи урока исходя из анализа материала
учебника в совместной деятельности;

3.
Метапредметные:
-планировать вместе с учителем деятельность по
изучению темы урока, оценивать свою работу на уроке;

1.Принимать и сохранять учебную задачу.

2. Планировать свои действия в соответствии с поставленной
задачей.

3. Адекватно воспринимать предложения сверстников и учителя.

1.Овладевать
логическими действиями анализа, сравнения, синтеза и обобщения.

2.
Осуществлять работу с графической информацией (рисунки).

3.
Обнаруживать пробелы в информации.

1.Строить
монологическое высказывание.

2.
Владеть диалогической формой коммуникации.

3.Слушать
учителя, поддерживать беседу с учителем на занятии.

1.
Основные:
УМК «Школа России», учебник по литературному чтению (3 класс, 1 часть).

Ход урока.

Этап урока,

виды работ

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

I.
Организационный этап

1.
Приветствие

2.
Представление

3.Проверка
готовности рабочего места

4.Мотивация
к учебной деятельности

Здравствуйте ребята!

-Меня зовут  ФИО и сегодня урок литературного чтение проведу у
вас я. Давайте подарим друг другу хорошее настроение. Я улыбаюсь вам, вы
улыбнётесь мне и друг другу.

-Наведите порядок на рабочем месте, приготовьте все необходимое
к уроку. На парте у вас должен лежать учебник.

-Приветствуют
учителя.

-Настраиваются
на предстоящую работу.

-Проверяют
готовность к уроку. 

Л1

II.
Актуализация

опорных
знаний и

способов
действий.

1.Самостоятельное
чтение.

2.Речевая
разминка

3.Фронтальная
беседа.

-Ребята,
откройте свои книги для дополнительного чтения, 5 минут вам дается на чтение,
затем я буду задавать вопросы по прочитанному.

-Прочитайте
самостоятельно стихотворение:

Прочтите
вполголоса медленно:

Дубравы,
где в тиши свободы

Встречал
я счастье каждый день,

Ступаю
вновь под ваши своды,

Под вашу
дружескую тень.

И для
меня воскресла радость,

И душу
взволновали вновь

Моя
потерянная младость,

Тоски
мучительная сладость

И сердца
первая любовь.

-Начните
читать быстро, постепенно замедляя темп.

-Прочтите
выразительно, спокойно

-Конечно,
вы, ребята, догадались, чье это стихотворение.

-Какие
качества поэта проявились в этих строчках?

Какое
настроение хотел передать нам автор своим стихотворением?

-Читают
принесенные книги.

-Выполняют
рекомендации учителя.

-А.С.Пушкина

-Отвечают
на вопросы.

К2

III.
Усвоение новых

знаний и
способов

действий
по

изученному

материалу.

1.Постановка
учебной задачи и ее решение 

2.Работа
над планом произведения.

3.Выборочное
чтение

IV. Динамическая пауза

-Строчки стихотворений Пушкина, словно тропинки, ведут нас в
страну его поэзии. Мы будем идти по тропинкам стихов и, и как сказочные
богатыри, расти день ото дня. Пушкин будет с нами всегда, он расскажет о
громких битвах и тихих таинственных дубравах, о Медном Всаднике и каменном
Командоре. Улыбнется нам: «Здравствуй, племя младое, незнакомое!»
«Здравствуйте, Александр Сергеевич!» — скажем и мыс вами. А для этого
отправимся в путешествие по неведомым дорожкам.

Какая же тема нашего урока?

-Какое полное название этой сказки?

-Вы должны были дома прочитать сказку. На сколько частей можно
поделить прочитанное?

-Как предлагаете озаглавить каждую часть? Картинный план вам в
этом поможет.

1) Выбор невесты. 2) Обман царя. 3) Чудесное спасение. 4)
Встреча с лебедью. 5) Корабельщики на острове.

1.Первая встреча с отцом.

2) Первое чудо.

3) Гости у князя Гвидона.

4) Вторая встреча с отцом.

5) Второе чудо.

—Найдите и прочитайте часть сказки, которую можно назвать «Выбор
невесты».

(Дети читают до слов «В те поры война была…».)

—С чего же начинается сказка? (Со слов «Кабы я была…» То есть
начинается с обещаний.)

—Найдите вторую часть. (Во второй части говорится об обмане
царя. До слов «В синем море звезды блещут…».)

—Найдите и прочитайте третью часть. (До слов «Мать и сын теперь
на воле…».)

—Прочитайте выразительно, как мать и сын плыли в бочке по морю.
Как нужно читать эти строки? (С интонацией тревоги, волнения. Мы чувствуем,
что автор переживает за своих героев.)

—Как спаслись герои? Прочитайте.

Потрудились — отдохнём, (Ходьба на месте.)

Встанем, глубоко вздохнём. (Потягивания.)

Руки в стороны, вперёд, (Повороты туловища.)

Влево, вправо поворот. (Наклоны влево-вправо.)

Три наклона, прямо встать. (Приседания.)

Руки вниз и вверх поднять. (Прыжки.)

Руки плавно опустили, (Ходьба на месте.)

Всем улыбки подарили.

И присели на места.

— Слушают,
смотрят на портрет писателя.

-Тема
урока А.С. Пушкин «сказка о царе Салтане»

«Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре
князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди».

-На 10 частей

1

Дети читают отрывок.

-Повторяют движения за учителем.

К2

П1

Р2

К2

V. Организация контроля и самоконтроля.

Продолжение работы по теме урока.

1.Чтение с беседой по содержанию.

2.Составление характеристики персонажей.

-Прочитайте
отрывок который читали дома.

-Что
заставило Гвидона превратиться в комара?

-Прочитайте,
каким увидел князь Гвидон своего отца.

-Почему
повариха рассказывает о чудесной белочке?

-Как
наказал свою тетку Гвидон?

-Осуждает
ли автор своего героя?

-Почему
так захотелось Гвидону завести чудо-белочку?

Получил
ли князь это чудо? Прочитайте.

-В каком
облике отправился во второй раз князь Гвидон к отцу?

-Прочитайте,
какими предстали перед ним царь Салтан и ткачиха с Бабарихой и кривою
поварихой.

-О каком
чуде узнал князь Гвидон?

-Трудно
ли оказалось завести это чудо у себя?

-Как
оказался князь Гвидон у царя третий раз?

-О каком
чуде узнал князь Гвидон на этот раз?

-Прочитайте,
о каком чуде рассказала повариха. Как об этом же рассказывал Гвидон? Чем
отличаются их рассказы?

-Прочитайте,
о каком чуде рассказала ткачиха. А как о нем говорил Гвидон? Одинаково ли они
рассказывают о чуде?

-Прочитайте
как автор описывает царя. Какое у него настроение? Почему его настроение
меняется? С какой интонацией нужно читать слова царя, когда он невесел,
тоскует?

-Читают
отрывок

-Он
захотел увидеть отца.

-Читают отрывок.

-Она не
хочет отпускать Салтана, т.к боится, что обман раскроется.

-Он
впился тетке прямо в правый глаз.

-Нет, он
его понимает и оправдывает.

-Он
надеялся, что отец узнает б этом и приедет к нему.

-читают

-Он
отправился в облике мухи.

-Царь
грустит, а они «злыми жабами глядят».


тридцати трех богатырях и дядьке Черноморе.

-Нет,
они оказались братьями Царевны Лебеди.

-Он был
превращен в шмеля.

-Он
узнал о прекрасной царевне.

-Читают
и отвечают на вопросы.

П1

VI. Подведение итогов урока.

— А.С. Пушкин, перед тем, как написать эту сказку, делал
черновые наброски, записывал то, что рассказывала ему Арина Родионовна,
послушайте.

«…Узнав, что они едут к Салтану Салтановичу, турецкому государю,
обратился царевич в муху и полетел вслед за ними. Мачеха хочет поймать, он
никак не дается. Гости-корабельщики рассказывают царю о новом государстве.
«Ах, -говорит царь,- поеду посмотреть на чудо». «Что за чудо,- говорит
мачеха,-вот чудо: у моря-лукоморья стоит дуб, а на том дубе золотые цепи, а
по цепям ходит кот…»

-Сравните отрывок из этой записи с окончательным текстом сказки.

А.С. Пушкина взял сюжет из устного народного творчества, а
другие великие люди, воспроизвели произведения Пушкина, такие как «Полет шмеля».

-слушают
учителя

-говорят,
что концовка не верная.

П2

VII.
Рефлексия

учебной

деятельности.

-Что нового узнали?

-Чему учились?

-Что понравилось?

-Отвечают
на вопросы.

Р1

VIII.
Информация о

домашнем
задании.

-Прочитать отрывок со слов «Князь у синя моря ходит…» до конца
сказки (с.118-128). Разделить на части. Проиллюстрировать прочитанную часть
сказки.

-Записывают
д/з в дневник.

Л1

Муниципальное
общеобразовательное учреждение

Городская
основная общеобразовательная школа

города
Калязина Тверской области

171573,
Тверская область, г. Калязин, ул. К. Маркса, д. 22/20.

 Конспект
урока по теме:

«Урок
обобщения по сказке

А.С. Пушкина
«Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе  Гвидоне
Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди» 

image001

Выполнила учитель МОУ ГООШ ОКО

Кулачкова Варвара Владимировна

Тема: Урок обобщения по
сказке А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем
богатыре князе  Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди») 7 класс

Цель: обобщить знания, полученные при прочтении сказки А.С. Пушкина «Сказка о
царе Салтане»

Тип урока: урок обобщения знаний

Задачи:

Предметные:

1.     Восстановить
в памяти учащихся содержание сказки;

2.    
Работать над
развитием правильного,  беглого,  выразительного чтения;

3.    
Вырабатывать умение определять основные
черты характера персонажей; 

4.     Развивать
устную речь учащихся, учить их последовательно, связано и  свободно излагать
свои мысли;

5.     Развивать
внимание, память, творческое воображение учащихся, пополнять их словарный запас;

Личностные:

1.     Воспитывать
в детях чувство сострадания, отзывчивости, верности дружбе;

2.    
Воспитание нравственных качеств;

3.    
Привить интерес к
творчеству А. С. Пушкина;

4.    
Прививать
любовь к чтению;

5.    
Формировать взаимоуважение, взаимовыручку

6.    
Учить видеть прекрасное; 

Оборудование: презентация
к уроку, компьютер, проектор, экран, иллюстрации подготовленные детьми,
магнитная доска, магниты,  иллюстрации с изображением главных героев, карточки
с заданиями.

Аспект
функциональной грамотности
: читательская
грамотность.

План урока:

1.    
Актуализация знаний.

2.    
Повторение и закрепление произведения.

3.    
Заключительный этап. Рефлексия.

Ход урока.

1.Актуализация

Приветствие,
проверка полной готовности к уроку. Эмоциональный настрой на урок:    Много
сказок сочинил он,

                 
В Лукоморье дверь открыл  он,

                 
В ту страну, где с чудесами

                 
Повстречаемся мы с вами!

— Скажите,  о ком это стихотворение? ( А. С. Пушкин)

Слайд № 2

— Хорошо, молодцы! Ребята, а что вы знаете о А. С. Пушкине? ( Это
великий русский поэт, написал много замечательных сказок и стихотворений.)

— Правильно, и сегодня мы с вами проводим
последний, обобщающий урок по произведению А. С. Пушкина « Сказка о царе
Салтане…».

-Занятие у нас будет необычное, вы будете
работать, и  в парах, и индивидуально. (Деление на команды)

— Ребята, у вас на партах лежат карточки с
номерами. Я буду называть номер, а вы берёте нужную карточку. ( На партах
заранее разложены пронумерованные карточки)

— Ребята, возьмите карточку №1. В ней даны
отрывки из сказки. На экране будут иллюстрации. Ваша задача выбрать отрывок,
который подходит  к этой иллюстрации. (Работа с карточками)

Слайд 3

— И так, внимание на экран!

Слайд 4 — 8

Карточка
№ 1

1. Бьется лебедь средь зыбей,
Коршун носится над ней;
Та бедняжка так и плещет,
Воду вкруг мутит и хлещет…

Тот уж когти распустил,
Клев кровавый навострил…
Но как раз стрела запела —
В шею коршуна задела —
Коршун в море кровь пролил.

2. Князь пошел, забывши горе,
Сел на башню, и на море
Стал глядеть он; море вдруг
Всколыхалося вокруг,
Расплескалось в шумном беге
И оставило на бреге
Тридцать три богатыря;

В чешуе, как жар горя,
Идут витязи четами,
И, блистая сединами,
Дядька впереди идет
И ко граду их ведет.

3. Объявили царску волю —
Ей и сыну злую долю,
Прочитали вслух указ
И царицу в тот же час
В бочку с сыном посадили,

Засмолили, покатили
И пустили в Окиян —
Так велел-де царь Салтан…

4.  Ветер на море гуляет
И кораблик подгоняет;
Он бежит себе в волнах
На раздутых парусах.

5. Царь глядит — и узнает…
В нем взыграло ретивое!
«Что я вижу? что такое?
Как!» — и дух в нем занялся…

Царь слезами залился,
Обнимает он царицу,
И сынка, и молодицу,

И садятся все за стол;
И веселый пир пошел

 — Молодцы, отлично справились с заданием!

— Ребята, читая любое произведение, мы не
только знакомимся с героями, но и невольно начинаем сопереживать одним  и
испытываем негативные эмоции к другим.

— Предлагаю вам составить небольшую
характеристику главным героям  (к магнитной доске прикреплены иллюстрации
главных героев, рядом лежат карточки с характеристиками).

— Посмотрите на доску, перед вами главные
герои сказки: Царь Салтан, Царица,  князь Гвидон, царевна – Лебедь, Ткачиха с
Поварихой, с  сватьей бабой Бабарихой. Рядом лежат карточки  с характеристиками.

— Сейчас по очереди вы выходите к доске,
выбираете характеристики и пословицу, которая подходит вашему герою, и
прикрепляете. Посмотрим, что у нас получится. (Индивидуальная работа у доски.
Ученики по очереди выходят к доске, выбирают
карточку с характеристикой.  Объясняют, почему именно эта характеристика
подходит его герою
)

Карточки с
характеристиками:

— Молодцы, хорошо
справились с заданием, а теперь двигаемся дальше.

— Послушайте, я
загадаю вам загадку:

Слайд 9

Князь с купцами
повстречался,
Их рассказам удивлялся,
И передать просил их он
Царю Салтану свой поклон
.

— Скажите, о ком
идёт речь? ( Корабельщики)

— Правильно! Вы к
сегодняшнему уроку должны были выучить стих о корабельщиках. Кто из вас может с
выражением  прочитать наизусть отрывок?

( Дети читают
наизусть отрывок)

— Хорошо, молодцы!
А сейчас мы снова поработаем в парах. Вы берёте карточку №2. Одна команда
зачитывает реплику героя, другая должна назвать персонажа, который это говорит.
Задаём вопросы по очереди.

Слайд 10

Карточка № 2

1.» «Мы объехали весь свет;

За морем житье не худо,

В свете ж вот какое чудо:

В море остров был крутой,

Не привальный, не жилой…

( Корабельщики)

2. «Чем
вы, гости, торг ведете
И куда теперь плывете?» (Гвидон)

3. Кабы я была царица,-
Говорит одна девица,-
То на весь крещеный мир
Приготовила б я пир».( Повариха)

4. «Да!
такая есть девица.
Но жена не рукавица:
С белой ручки не стряхнешь
Да за пояс не заткнешь.(Царевна Лебедь)

5. «Кабы
я была царица,
Я б для батюшки-царя
Родила богатыря»(Царица)

1.»Кабы я была царица,-
То на весь бы мир одна
Наткала я полотна».(Ткачиха)

2. «Лебедь нас к тебе послала
И наказом наказала
Славный город твой хранить
И дозором обходить.(Черномор)

3. «Ой вы, гости-господа,
Долго ль ездили? куда?
Ладно ль за морем иль худо?
И какое в свете чудо?» (Салтан)

4. «Кто нас этим удивит?
Люди из моря выходят
И себе дозором бродят!» (сватья
баба Бабариха)

5. « Во саду ли, в  огороде…»(
Белка)

— Какие вы
молодцы!  Уверена, следующие задание не составит для вас никакого труда! Ребята,
а теперь поработаем с учебником. Я вам называю страницу, говорю, о чём идёт
речь, а вы находите отрывок и с выражением его зачитываете.

Слайд 11

—  И так, вы
открываете страницу 41находите отрывок о том, как отреагировал  Царь на весть,
которую ему принёс гонец?

(Как услышал царь-отец,
Что донес ему гонец,
В гневе начал он чудесить
И гонца хотел повесить;
Но, смягчившись на сей раз,
Дал гонцу такой приказ:
«Ждать царева возвращенья
Для законного решенья».)

— Очень хорошо! 
Двигаемся дальше, откройте страницу 45 и найдите отрывок о том, что увидел
перед собой князь Гвидон, когда проснулся?

(Вот открыл
царевич очи;
Отрясая грезы ночи
И дивясь, перед собой
Видит город он большой,
Стены с частыми зубцами,
И за белыми стенами
Блещут маковки церквей
И святых монастырей.)

— Молодцы!  А
теперь откройте страничку 59 найдите и прочитайте выразительно, о каком чуде
рассказывала сватья баба Бабариха корабельщикам?

(За морем царевна
есть,

Что не можно глаз отвесть:
Днем свет божий затмевает,
Ночью землю освещает,
Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит.
А сама-то величава,
Выступает, будто пава;
А как речь-то говорит,
Словно реченька журчит.)

— Очень хорошо. Давайте ещё раз посмотрим на
наших героев и назовём сначала положительных персонажей, а затем отрицательных.

— Кого бы вы отнесли к положительным героям?
( Царь Салтан, Князь Гвидон, Царица, Царевна – Лебедь)

Слайд 12

— Почему вы так решили? ( ответы детей)

Слайд 13

— А кто отрицательные герои? ( Ткачиха,
Повариха, сватья баба Бабариха)

— Почему?  (ответы детей)

Повторение и
анализ произведения.

Ребята, сегодня мы ответили на все важные вопросы нашего урока. Но для
вас я подготовила небольшой сюрприз – кроссворд.  Возьмите,  пожалуйста
карточку № 3. То, что мы с вами сейчас прочитали,  поможет нам решить его. А
разгадав его,  мы получим зашифрованное слово.  Удачи!

Карточка № 3

1п

о

в

а

р

и

х

а

2м

у

х

а

3к

о

р

ш

у

н

4т

к

а

ч

х

а

5г

в

и

д

о

н

6ч

е

р

н

о

м

о

р

1.    
Как звали первую сестру?

2.    
В кого превратился князь Гвидон, когда второй раз полетел к Салтану?

3.    
От кого защитил князь Гвидон принцессу Лебедь?

4.    
Как звали вторую сестру?

5.    
Как звали сына царя Салтана?

6.    
Как звали  предводителя 33 богатырей?

— Хорошо,  давайте посмотрим, что у нас
получилось.  Поработаем теперь в парах  друг с другом. Один из вас читает вопрос
кроссворда, другой на него отвечает (дети работают в парах, один зачитывает
вопрос, другой отвечает, и наоборот)

Слайд 14.

— Какое же главное слово мы разгадали?  (
Пушкин)

— Правильно, ребята  Сегодня мы закончили
знакомство со сказкой А. С. Пушкина « Сказка о царе Салтане…»

— Чему же учит нас эта сказка? (доброте,
быть терпеливым, не отступать от трудностей,  быть терпимым друг к другу, не
завидовать, не желать зла ближнему, уметь прощать)

— А что высмеивает? (зло, жадность, клевета,
зависть)

— Ребята, посмотрите на экран, здесь у нас
вами пословицы. Выберите только те пословицы, которые подходят к нашей сказке (дети
выбирают пословицы и объясняют, почему эта пословица подходит).

— У нашей сказки
счастливый конец, как и во всех сказках: добро побеждает зло. Семья
воссоединилась, спустя столь долгое время.  Даже отрицательные герои нашли своё
место.

— Гармония во
всём, что касается семьи, – вот одна из главных мыслей этой сказки. Любви и
счастья достойны все – и дети, и родители.

Заключительный
этап. Рефлексия.

Вот и подошёл к концу  наш урок.  Давайте вместе подведём его итог.

— Какая работа для
вас была наиболее интересная? (ответы детей)

— Какое задание
оказалось самым   трудным? (ответы детей)

— Ребята, посмотрите, на доске у нас волшебный дуб. На котором,  вы
оставите свои  эмоции от сегодняшнего урока. ( К доске прикреплено изображение
дуба.  На партах детей лежат жёлуди. Ребята по очереди подходят к доске  и
крепят жёлуди на дуб).

  • Пушкин сказка о царе и работнике его балде
  • Пушкин сказка о царе салтане краткое содержание видео
  • Пушкин сказка о царе салтане главные герои для читательского дневника
  • Пушкин сказка о рыбаке и рыбке раскраска
  • Пушкин сказка о рыбаке и рыбке отрывок