Пушкин сказка о царе и работнике его балде

Викторина по сказкам а.с. пушкина для специальных коррекционных классов viii вида. выставка книг а.с.пушкина:сказка о попе и работнике его балде,

Викторина по сказкам А.С. Пушкина для

(специальных) коррекционных классов VIII вида.

hello_html_m74676619.png

Выставка книг А.С.Пушкина:«Сказка о попе и
работнике его Балде», «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем
богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»
Цели:
1. Закрепить знания учащихся сказок А.С. Пушкина.
2. Формировать умение четко и ясно отвечать на поставленные вопросы
3. Учить работать в команде
4. Развивать образное мышление, речь, память
5. Прививать интерес к предмету.

Оформление кабинета:

1.    
Портрет
А.С.Пушкина.

2.    
Иллюстрации к
сказкам.

3.    
Рисунки детей.

Домашнее задание:

1.    
Прочитать
сказки:

1.    
“ Сказка
о рыбаке и рыбке”

2.    
“Сказка о
мёртвой царевне и семи богатырях”

3.    
“Сказка о царе
Салтане”

4.    
“Сказка о
золотом петушке”

5.    
“Сказка о попе
и о работнике его Балде”.

Оборудование:
Мультимедиа, проектор, выставка книг, рисунки детей

Ход мероприятия

Слово учителя -Велик и разнообразен сказочный
мир Пушкина. Царь Салтан и царь Дадон, царевна Лебедь и золотая рыбка, отважный
царевич Елисей и хитрый работник Балда…

А чье сердце не вздрагивает от этих
манящих слов: «Негде, в тридевятом царстве, в тридесятом государстве жил-был…»
Кто из вас не опускался во сне на дно морское к золотой рыбке? Кому из вас хотя
бы на минутку не хотелось превратиться в комара или золотого петушка? Кто не
представлял себя царевичем или царевной?

Продолжить этот прекрасный сон нам поможет
викторина, посвященная творчеству великого русского поэта Александра Сергеевича
Пушкина.

Разделимся на две команды. Каждая команда будет получать
жетоны за правильные ответы. (Дети делятся на 2 команды, подходя к столу и
выбирая себе перевернутую эмблему.)
Первая команда — «золотая рыбка», вторая команда — «золотой петушок».
Итак, начнем с разминки.
( Детям предлагается среди портретов известных писателей найти портрет А.С.
Пушкина.)
Вопросы разминки
1.Где родился А.С. Пушкин? (В Москве.)
2.Когда он родился? (6 июня 1799 г. )
3.На каком языке говорили в семье Пушкина?( В семье говорили на французском
языке
4.Когда А. С. Пушкин начал сочинять стихи?( Он начал сочинять рано, когда был
совсем маленьким.)
5.Кто учил его писать по–русски ( Писать по-русски учила его бабушка)
6.От кого маленький Саша узнал русские народные сказки? (От няни Арины
Родионовны.)
7. Сколько всего сказок написал А.С. Пушкин? (6;5 и1 – не закончил.)

5. А какие сказки А.С. Пушкина вы знаете? Посмотрите на доску и назовите сказки
по очереди .
(Дети в командах по очереди перечисляют названия известных им сказок. )
(Сказка о царе Салтане, Сказка о рыбаке и рыбке, Сказка о попе и о работнике
его Балде, Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях, Сказка о золотом
петушке, поэма «Руслан и Людмила», О Медведихе…)
Учитель: Молодцы! Давайте посчитаем сколько у кого жетонов…В этом конкурсе  команда..
…..   Но это было легкое задание!
1 конкурс
Узнайте, из какой сказки эти строчки, продолжите.

1. Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком.
“Кабы я была царица, —
Говорит одна девица, —
…………………………
(То на весь крещеный мир
Приготовила б я пир”.)

“Кабы я была царица, —
Говорит ее сестрица, —
……………………….
(То на весь бы мир одна
Наткала я полотна”,)

“Кабы я была царица, —
Третья молвила сестрица, —
(Я б для батюшки царя
Родила богатыря”.)

2.    
Жил старик со
своей старухой
У самого синего моря;
Они жили в ветхой землянке
Ровно…(тридцать лет и три года.
Старик ловил неводом рыбу,
Старуха пряла свою пряжу.)
3. “Свет мой, зеркальце скажи! Скажи
(Да всю правду доложи:
Я ль на свете всех милее,
Всех румяней и белее?”)
4. Навстречу ему Балда
Идет, сам не зная куда.
“Что, батька, так рано поднялся?
Чего ты взыскался?”
Поп ему в ответ: …(“Нужен мне работник:
Повар, конюх и плотник.
А где найти мне такого
Служителя не слишком дорогого?”)

2 конкурс
Вопросы
1. Как звали сына царя Салтана? (Князь Гвидон.)
2. В кого и в какой последовательности превращался князь Гвидон? (Комар – муха
– шмель.)
3. Сколько раз закидывал старик невод в тот день, когда поймал золотую рыбку?
(3 раза.)
4. Что поймал старик в первый и во второй раз? (1-й раз – тину, 2-й раз –
морскую траву.)
5. Помогла ли рыбка старику и как?
6. Кто помогал королевичу Елисею в поисках царевны? (Солнце, месяц, ветер.)
7. За какую плату согласился работать Балда? (За 3 щелчка.)
Буду служить тебе славно,
Усердно и очень исправно,
В год за три щелчка тебе по лбу,
Есть же мне давай вареную полбу.
3 конкурс
Узнай сказку по следующим словам:
1. Путь – дорога, терем, прялка, солнышко, месяц, ветер, свадьба. («Сказка о
мертвой царевне».)
2. Откуп, дурачина, изба, терем, жемчуг, царица, корыто. («Сказка о рыбаке и
рыбке».)
3. Базар, жадность, лошадь, печка, работа, оброк, море, веревка, наказание.
(«Cказка о попе и о работнике его Балде».)
6. Рать, воеводы, царь, мудрец, шатер, шамаханская царица, звездочет, петушок.
(«Сказка о золотом петушке».)
Конкурс капитанов

ВОПРОСЫ по сказкам Пушкина
1. Какое животное в произведении Пушкина рассказывает сказки? (КОТ УЧЕНЫЙ)
2. Кто обманул чертей и наказал попа за жадность? (БАЛДА)
3. Про какого героя своей сказки А.С. Пушкин писал:
Чуть опасность где видна,
Верный сторож как со сна
Шевельнется, встрепенется,
К той сторонке обернется
И кричит: «Кири-ку-ку!
Царствуй, лежа на боку!» (Петушок)
4. Кого послал старый бес соревноваться с Балдой? (Внука бесенка)
5. С кем сражался князь Гвидон? (с коршуном)
6. На чем плыли по морю Гвидон с матерью? (в бочке)
7. Как звали жениха царевны из «Сказки о мертвой царевне»?(Елисей)
8. Кто говорил такие слова «ты прекрасна, спору нет!» (зеркало)
Учитель – Молодцы, капитаны! Выиграла в этом конкурсе команда…
4 конкурс
Собери картинку
(Условия конкурса: каждая команда должна собрать разрезную картинку с
иллюстрацией из сказки А.С. Пушкина (по типу мозаики). К столу подходят дети по
очереди и выкладывают по одной детали. Побеждает та команда, которая сделает
это быстрее и назовет ее название.)
Учитель — Молодцы, ребята! Знаете хорошо произведения великого поэта.
Сразу видно, что много читаете.
5 конкурс
Сказочный порядок
(Задания даются каждой команде одинаковые (2 экземпляра картинок). Выигрывает
та команда, которая выполнит их быстрее.
1. На столах выложены картинки с изображением насекомых муха, шмель, комар из
«Сказки о царе Салтане». Дети должны разложить их в «сказочной»
последовательности: князь Гвидон сначала превратился в муху, потом в комара и,
наконец, в шмеля.
2. На столах выложены картинки с изображением месяца, солнца и ветра. Дети
должны расставить их в той последовательности, в которой царевич Елисей из
сказки «О мертвой царевне» обращался к ним с вопросом о своей невесте (солнце,
месяц, ветер)
3. На столах выложены животные: заяц, коза, слон, лиса, лошадь. Дети должны
выбрать тех животных, которые помогли Балде из сказки «О попе и работнике его
Балде» обхитрить чертят. (заяц, лошадь)

Конкурс 6
Числа
( Каждая команда вспомнит все числа, которые встречались в сказках А.С.
Пушкина!
— Сколько лет рыбачил старик? 33 года
— Сколько раз кидал старик невод прежде чем поймать золотую рыбку? 3 раза
— Сколько раз ходил он с просьбами к рыбке? 5 раз (корыто, изба , дворянство,
царица, владычица морская)
— Сколько просьб она выполнила? 4раза
— Сколько сыновей было у Дадона? (2 сына)
— Сколько раз летал царь Гвидон к Салтану? (3 раза)
— Сколько девиц сидело вечером под окном (3 девицы)
— Сколько вышло витязей на берег? (30 витязей прекрасных)
— Сколько было богатырей в сказке про мертвую царевну? (7 богатырей)
— Сколько щелчков отвесил Балда попу? (3 щелчка)

7конкурс

Узнай сказку по рисунку. (Детям
показываются рисунки.)
1. Кораблик («Сказка о царе Салтане».)
2. Зеркало («Сказка о мертвой царевне».)
3. Корыто («Сказка о рыбаке и рыбке»)
4. Яблоко («Сказка о мертвой царевне».)
7. Зайчонок («Сказка о попе и о работнике его Балде».)

8. Месяц («Сказка о мертвой царевне».)

9. Лебедь («Сказка о царе Салтане».)
4.Итог мероприятия.
Учитель
– Молодцы ребята, вы отлично знаете сказки Пушкина! Теперь нужно
подсчитать, сколько очков вы набрали и узнаем, какая же команда победила.
— Победила ДРУЖБА!

Ïîä ëó÷åçàðíûìè ïðîèçâåäåíèÿìè åãî ïîýòè÷åñêîãî   ãåíèÿ, îòäàííûõ ñâåòó, òåêëà, íå ïðåðûâàÿñü âñþ æèçíü, ïîòàåííàÿ ñòðóÿ îáùåãî, ïîëèòè÷åñêîãî, èñïîâåäíè÷åñêîãî è çàäóøåâíîãî õàðàêòåðà.
                Ï. Â. Àííåíêîâ
 
×åðåç Ïóøêèíà óìíååò âñ¸, ÷òî ñïîñîáíî.
                À. Í. Îñòðîâñêèé

Ëåòîì 2021 ãîäà èñïîëíèëîñü 190 ëåò ñî äíÿ ïåðâîãî ÷òåíèÿ Ïóøêèíûì «Ñêàçêè î ïîïå è ðàáîòíèêå åãî Áàëäå», íî íàïèñàíà îíà áûëà 13 ñåíòÿáðÿ 1830 ãîäà  â Áîëäèíå. Âïåðâûå ñêàçêà áûëà îïóáëèêîâàíà óæå ïîñëå ãèáåëè Ïóøêèíà – â 1841 ãîäó ïîñëå äîëãèõ öåíçóðíûõ ïðîâîëî÷åê – ïî õîäàòàéñòâó Â. À. Æóêîâñêîãî. Èíòåðåñåí òîò ôàêò, ÷òî  Æóêîâñêîìó ïðèøëîñü çàìåíèòü ïîïà êóïöîì: «Æèë-áûë êóï÷èíà Êóçüìà Îñòîëîï // Ïî ïðîçâàíèþ Îñèíîâûé Ëîá». Îðèãèíàë, âûïóùåííûé ïîä ðåäàêöèåé Ï. Å. Åôðåìîâà, óâèäåë ñâåò òîëüêî â 1882 ãîäó â ñîáðàíèè ïóøêèíñêèõ ñî÷èíåíèé.  èçäàíèÿõ äëÿ íàðîäà äî íà÷àëà XX âåêà ñêàçêà ïå÷àòàëàñü ñ êóïöîì Îñòîëîïîì.
Ñêàçêè Ïóøêèíà  ðåçêî äåëÿòñÿ íà äâå ãðóïïû: ðàííèå (äî 1825 ã.) è ïîçäíèå (1830 – 1834 ãã.).  ðàííèõ ñêàçêàõ è â ïîýìàõ íà ñêàçî÷íûå ñþæåòû («Áîâå», «Ðóñëàíå è Ëþäìèëå», «Öàðå Íèêèòå è ñîðîêà åãî äî÷åðÿõ» (íå äëÿ äåòåé),  ñêàçêå-áàëëàäå «Æåíèõ») Ïóøêèí ïðîáóåò ñâîè ñèëû â èãðå, â èðîíèè, â îñâîåíèè íîâûõ æàíðîâ, â ïåðåâåðòûøàõ, â àïðîáàöèè  âîçìîæíîñòåé ÿçûêà.  È òåì íå ìåíåå îí ïîäíèìàåò âàæíûå âîïðîñû æèçíè. Íî îíè êàê áû óõîäÿò â òåíü, ïîòîìó ÷òî áóðëåñê  ýòèõ ïðîèçâåäåíèé òàê ëåãîê, ñòðåìèòåëåí è èíòåðåñåí, ÷òî ÷èòàòåëü  óïèâàåòñÿ áîëüøå áëèñòàòåëüíîé èãðîé ñëîâà. Ñåé÷àñ ðàííèå ñêàçêè âûãëÿäÿò ïî÷òè ïîñòìîäåðíèñòñêèìè, è ñóäÿ ïî çàïðîñàì â Èíòåðíåòå, î÷åíü âîñòðåáîâàíû ðóññêîÿçû÷íûìè ïîëüçîâàòåëÿìè.
 ïîçäíèõ ñêàçêàõ («Î ïîïå è ðàáîòíèêå åãî Áàëäå», «Î ìåäâåäèõå» (íåîêîí÷åííàÿ), «Î  öàðå Ñàëòàíå, î ñûíå åãî, ñëàâíîì è ìîãó÷åì áîãàòûðå, êíÿçå Ãâèäîíå Ñàëòàíîâè÷å è î ïðåêðàñíîé öàðåâíå Ëåáåäè», «Î ðûáàêå è ðûáêå», «Î ìåðòâîé öàðåâíå è ñåìè áîãàòûðÿõ», «Î çîëîòîì ïåòóøêå») Ïóøêèí äðóãîé – èùóùèé, áåçäîííûé (è ñëîâî «áåçäíà» çäåñü óìåñòíî – «áåç äíà»), òàéíûé è â òî æå âðåìÿ óäèâèòåëüíî ñâåòëûé, èñêðÿùèéñÿ è îïòèìèñòè÷íûé. Îí óæå ìíîãîå ïåðåæèë, îòêðûë, ïîçíàë, ïîíÿë.

31 àâãóñòà 1830 ãîäà Àëåêñàíäð Ñåðãååâè÷, ñäåëàâ ïîâòîðíîå ïðåäëîæåíèå ðóêè è ñåðäöà Íàòàëüå  Ãîí÷àðîâîé, âûåõàë èç Ìîñêâû â äåðåâíþ Áîëäèíî äëÿ  ïîïðàâêè ñâîèõ ôèíàíñîâûõ äåë.
 æèçíè  Ïóøêèíà áûëî òðè  Áîëäèíñêèõ îñåíè – 1830, 1833 è 1834 ãîäîâ. Íî ñàìàÿ ïëîäîòâîðíàÿ èç íèõ – ýòî îñåíü 1830 ã. Ïóøêèíó èç-çà õîëåðíûõ êàðàíòèíîâ ïðèøëîñü çàäåðæàòüñÿ òàì íà 3 ìåñÿöà. Îí ïðåäïðèíÿë 3 ïîïûòêè âûðâàòüñÿ ÷åðåç êîðäîíû. È òîëüêî â äåêàáðå åìó óäàëîñü âåðíóòüñÿ â Ìîñêâó. Çà ýòè 3 ìåñÿöà îí ñîçäàë 52 ïðîèçâåäåíèÿ, ñðåäè êîòîðûõ îêîëî 30 ñòèõîòâîðåíèé, «Ïîâåñòè È. Ï. Áåëêèíà», «Ìàëåíüêèå òðàãåäèè», «Èñòîðèÿ ñåëà Ãîðþõèíà» (íå îêîí÷èë), 9 è 10 ãëàâû «Åâãåíèÿ Îíåãèíà» (ïîòîì îí 9-óþ ïåðåäåëàë, à 10-óþ ñæåã â Áîëäèíå), ïîýìà «Äîìèê â Êîëîìíå», êðèòè÷åñêèå ñòàòüè è äâå ñêàçêè:»Î ïîïå è ðàáîòíèêå åãî Áàëäå» è «Î ìåäâåäèõå».
 Íàïðÿæåííûé ïîèñê íîâîãî ïóòè, ïðîùàíèå ñ âîëüíîñòüþ è çàáëóæäåíèÿìè ìîëîäîñòè, òðàãè÷åñêèå ïîòåðè äðóçåé è áëèçêèõ, ïîíèìàíèå îòâåòñòâåííîñòè çà ñâîé òàëàíò è çà áóäóùóþ ñåìüþ, âåëèêèé àíàëèòè÷åñêèé óì, ÿð÷àéøåå òâîð÷åñêîå âîîáðàæåíèå è ìíîãîå äðóãîå, î ÷åì ìîæíî òîëüêî äîãàäûâàòüñÿ,  – âñå ýòî äàëî ñâîåîáðàçíûé òîë÷îê ê âåëèêîìó «âûõîäó» åãî ìîùíîé òâîð÷åñêîé ýíåðãèè âî âðåìÿ Áîëäèíñêîé îñåíè 1830 ãîäà.
Ïîæàëóé, íè îäèí íàø ïèñàòåëü íå ïðîøåë òàêîé  ïðîòèâîðå÷èâûé ïóòü äóõîâíîãî ñòàíîâëåíèÿ çà 24 ãîäà ñâîåãî òâîð÷åñòâà, êàê Ïóøêèí: îò «Ãàâðèëèàäû» äî «Îòöîâ-ïóñòûííèêîâ…» – îò èðîíè÷åñêîãî îñìåÿíèÿ åâàíãåëüñêîãî ñþæåòà Áëàãîâåùåíèÿ  äî èñòèííîé ïðàâîñëàâíîé âåðû. È â «Ïðîðîêå» (1826 ã.), è â «Âîñïîìèíàíèè» («… È ñ îòâðàùåíèåì ÷èòàÿ æèçíü ìîþ, / ß òðåïåùó è ïðîêëèíàþ, / È ãîðüêî æàëóþñü, è ãîðüêî ñëåçû ëüþ, / Íî ñòðîê ïå÷àëüíûõ íå ñìûâàþ»… – 1829 ã.), è â äðóãèõ ïðîèçâåäåíèÿõ, è, êàê èòîã, â «Ïàìÿòíèêå» («Âåëåíüþ Áîæèþ, î ìóçà, áóäü ïîñëóøíà…») ìû ñëûøèì ãîëîñ õðèñòèàíèíà – ñîâåñòëèâîãî, êàþùåãîñÿ, áîðþùåãîñÿ ñî ñâîèìè ñòðàñòÿìè, îñîçíàþùåãî ñâîþ ìèññèþ è îòäàþùåãî ñåáÿ  Áîãó. Îòñþäà ðàäîñòíîå è ñâåòëîå âîñïðèÿòèå ìèðà. Ñ òàêèì îòíîøåíèåì ê æèçíè ñâÿçàíû è åãî ïðèíöèïû ñîçäàíèÿ õóäîæåñòâåííûõ îáðàçîâ.  ñâÿçè ñ ýòèì âñïîìèíàþòñÿ ñëîâà Â. Ñ. Íåïîìíÿùåãî: «×åëîâåê åñòü òàéíà, íà êîòîðóþ íå ñëåäóåò ïîñÿãàòü; èçîáðàçèòü ÷åëîâåêà ìîæíî òîëüêî îïîñðåäîâàííî – ÷åðåç åãî ïîâåäåíèå. < >  Ïóøêèí… âîîáùå íå ñòîëüêî «ãîâîðèò» î òàéíå áûòèÿ, ìèðà, ÷åëîâåêà, ñêîëüêî ïðåäúÿâëÿåò íàì åå…»
Ä. Àíäðååâ êàê ñòîðîííèê ìåòàèñòîðè÷åñêîé êîíöåïöèè ãîâîðèò î òîì, ÷òî Ïóøêèí äàë «ðåøèòåëüíûé òîë÷îê ïðîöåññó ðàçâèòèÿ âñåíàðîäíîé ëþáâè ê ðóññêîìó ÿçûêó, ê ñëîâó, ê ñòèõó è ê ñàìîé êóëüòóðå ÿçûêà êàê îñíîâíîãî ñðåäñòâà îáùåíèÿ», íî ãëàâíîå, ÷òî ñäåëàë ãåíèàëüíûé ïîýò – ýòî âïåðâûå ïîñòàâèë «âî âåñü ðîñò … âîïðîñ î õóäîæíèêå êàê î âåñòíèêå âûñøåé ðåàëüíîñòè è îá èäåàëüíîì îáðàçå ïðîðîêà».
Íà  âîïðîñ î Ïóøêèíå êàê «âåñòíèêå âûñøåé ðåàëüíîñòè» èññëåäîâàòåëè íèêîãäà íå äàäóò ïîëíîãî îòâåòà, íî îòáëåñêè âûñøåé ðåàëüíîñòè êàê ÿâëåíèÿ âûñîêîäóõîâíîãî è  íåîáõîäèìîãî  âñåì, íî ñêðûòîãî îò íàñ, åñòü âî âñåõ òâîðåíèÿõ Ïóøêèíà. Ïîòîìó ÷òî, íà ñàìîì äåëå, – ýòî åãî äóõîâíàÿ ýâîëþöèÿ.
Çíàêè  âûñøåé ðåàëüíîñòè åñòü è â ñêàçêàõ Ïóøêèíà, ñ êîòîðûìè  îáû÷íî çíàêîìÿòñÿ â äåòñòâå è êîòîðûå îñòàþòñÿ â ïîäñîçíàíèè, ñòàíîâÿñü  àðõåòèïàìè ðóññêîé êóëüòóðû. Îíè çàêëàäûâàþò ìàòðèöó ðóññêîãî ñîçíàíèÿ. Èíîãäà âäóì÷èâûå  ðîäèòåëè,  ïåðå÷èòûâàÿ ñêàçêè âìåñòå ñ äåòüìè, âäðóã ÷óâñòâóþò  â íèõ  ñêðûòûé ñìûñë; è ê íèì  ïðèõîäèò ñìóòíîå îùóùåíèå, ÷òî åùå î ÷åì-òî õîòåë íàì ñêàçàòü Àëåêñàíäð Ñåðãååâè÷, à íå òîëüêî î ãîðäûíå è æàäíîñòè Ñòàðóõè, èëè î äîâåð÷èâîñòè öàðÿ Ñàëòàíà, èëè î ñëàñòîëþáèè öàðÿ Äàäîíà, èëè î õèòðîñòè è ñèëå Áàëäû…
Ê ñêàçêàì Ïóøêèíà èññëåäîâàòåëè îáðàùàþòñÿ íå÷àñòî. Èç íàèáîëåå âäóì÷èâûõ ó÷åíûõ, ïûòàþùèõñÿ ðàçîáðàòüñÿ â ñêàçêàõ ïîýòà, õî÷åòñÿ îòìåòèòü íåäàâíî ïî÷èâøåãî ëèòåðàòóðîâåäà Â. Ñ. Íåïîìíÿùåãî è êóëüòóðîëîãà Ñ. Â. Ãîðþíêîâà.  Ñ. Â. Ãîðþíêîâ, íàïðèìåð, ñ÷èòàåò, ÷òî ñêàçêà «Î öàðå Ñàëòàíå…» èðîíè÷åñêè ðàññêàçûâàåò íàì î âîçíèêíîâåíèè Ñàíêò-Ïåòåðáóðãà, «Î ìåðòâîé öàðåâíå è ñåìè áîãàòûðÿõ» – î ñòàíîâëåíèè  ïðàâîñëàâèÿ âî Âëàäèìèðî-Ñóçäàëüñêîé Ðóñè, à ñêàçêà «Î çîëîòîì ïåòóøêå» – ýòî îòêëèê íà ïðàâëåíèå  Íàïîëåîíà. Ïðè÷åì, êóëüòóðîëîã âûäâèãàåò âåñüìà ñåðüåçíûå äîêàçàòåëüñòâà ñâîåé òî÷êè çðåíèÿ. Àíäðåé Áèòîâ æå ãîâîðèë,   ÷òî ñàìîå ñòðàøíîå ïðîèçâåäåíèå  ìèðîâîé ëèòåðàòóðû – ýòî «Ñêàçêà î ðûáàêå è ðûáêå», è öèòèðîâàë  Ëèäèþ Ãèíçáóðã: «Íåò òàêîé æèçíè, êîòîðàÿ  áû íå êîí÷àëàñü  ðàçáèòûì êîðûòîì».
Ïóøêèí îáû÷íî îòìå÷àë â ðóêîïèñÿõ äàòó çàâåðøåíèÿ ñâîèõ ïðîèçâåäåíèé. Ïåðâîå åãî áîëäèíñêîå ñòèõîòâîðåíèå – «Áåñû» (7 ñåíòÿáðÿ). 8 ñåíòÿáðÿ îí íàïèñàë «Ýëåãèþ». Ñ 3 ïî 9 ñåíòÿáðÿ îí ñîçäàë ïîâåñòü «Ãðîáîâùèê», 13 ñåíòÿáðÿ áûëà çàêîí÷åíà «Ñêàçêà î ïîïå è î ðàáîòíèêå åãî Áàëäå».  Î÷åíü âàæíî ïðîñëåäèòü  äóõîâíóþ ýâîëþöèþ ïîýòà îò îäíîãî ïðîèçâåäåíèÿ ê äðóãîìó, ÷òîáû ïîíÿòü ýòó ñêàçêó.
 ñòèõîòâîðåíèè «Áåñû» («Ì÷àòñÿ òó÷è, âüþòñÿ òó÷è…») ïîêàçàíà çèìíÿÿ íî÷ü, õîòÿ ïèñàëîñü îíî ðàííåé îñåíüþ: «Âüþãà çëèòñÿ / Âüþãà ïëà÷åò…». Âñå â íåì ïðåäñòàåò êàê æóòêèé âèõðü: «Áåñêîíå÷íû, áåçîáðàçíû,  ìóòíîé ìåñÿöà èãðå / Çàêðóæèëèñü áåñû ðàçíû…».  Ïðè÷åì, áåñû (äåìîíû) «æàëîáíî ïîþò» è ïëà÷óò. Ýòî ñòèõè îá óæàñå íåèçâåñòíîñòè: «Êòî èõ çíàåò? Ïåíü èëü âîëê?» Áåñû ïðåäâåùàþò áåäó. Èõ âèçã è âîé ñîîáùàåò êîíöîâêå ñòèõîòâîðåíèÿ îñîáûå «íàäðûâíûå» èíòîíàöèè. Ïîõîæèõ íåò íè â êàêîì äðóãîì ñòèõîòâîðåíèè Ïóøêèíà, õîòÿ ê òåìå áåñîâ Ïóøêèí óæå îáðàùàëñÿ â «Ñöåíàõ èç Ôàóñòà», â «Öàðå Íèêèòå…», â ñíå Òàòüÿíû. È óæå â íèõ Ïóøêèí ïðåäóïðåæäàë ÷èòàòåëåé, ÷òî áåñû (äåìîíû) âåçäåñóùè è ñòðàøíû.   êîíöå ñòèõîòâîðåíèÿ «…êîíè ñíîâà ïîíåñëèñÿ», ò.å. ïóòü ãåðîÿ ïðîäîëæèëñÿ, íî áåñû ñîïðîâîæäàþò åãî: «Ì÷àòñÿ áåñû ðîé çà ðîåì / áåñïðåäåëüíîé âûøèíå…»  Îíè òåïåðü  ââåðõó, à çíà÷èò, áîëåå îïàñíû.
Ïîóòðó ïîñëå ñîçäàíèÿ ñòèõîòâîðåíèÿ «Áåñû» Ïóøêèí íà÷èíàåò ïèñàòü «Ýëåãèþ», ãäå ïðîäîëæàåò íàïðÿæåííî ðàçìûøëÿòü î áóäóùåì.  ñòèõîòâîðåíèè äâå ÷àñòè, êîíòðàñòíûå ïî ñîäåðæàíèþ: â ïåðâîé ðå÷ü èäåò î äðàìå ïðîøëîãî, âî âòîðîé çâó÷àò îïòèìèñòè÷åñêèå íîòû: «È ìîæåò áûòü – íà ìîé çàêàò ïå÷àëüíûé / Áëåñíåò ëþáîâü óëûáêîþ ïðîùàëüíîé». Ëèðè÷åñêèé ãåðîé ïðåîäîëåë òÿæåëûå, áåñîâñêèå âîñïîìèíàíèÿ è ïîíÿë,  ÷òî òîëüêî  ëþáîâü ìîæåò åãî ñïàñòè…
Áóêâàëüíî íà ñëåäóþùåå óòðî îí ïðèñòóïèë ê ïîâåñòè «Ãðîáîâùèê», êîòîðàÿ ïîòîì âîéäåò òðåòüåé ïî ðàñïîëîæåíèþ â öèêë «Ïîâåñòåé È. Ï. Áåëêèíà».  Ïîýò, âûáðàâ â ãëàâíûå ãåðîè ÷åëîâåêà, êàê áû ñòîÿùåãî íà ãðàíèöå áûòèÿ è íåáûòèÿ, ïûòàåòñÿ ïîíÿòü åãî îòíîøåíèÿ ñ óøåäøèìè â ìèð èíîé, à ÷åðåç íèõ ñ áåñàìè êàê  õîçÿåâàìè àäà. Ãëàâíûé ãåðîé íàñòîëüêî ïîãðÿç â æàäíîñòè, ÷òî ïåðåñòàë ïîíèìàòü öåííîñòü æèçíè è òðàãåäèþ ñìåðòè. Îí âñåãäà õîòåë ïîãèáåëè ëþäÿì, ÷òîáû íàæèòüñÿ íà èõ ïîõîðîíàõ.  Íî Ïóøêèí äàë øàíñ äóõîâíîãî âîçðîæäåíèÿ ñâîåìó ãåðîþ: Àäðèàí, ïðîñíóâøèñü ïîñëå ñòðàøíîãî ñíà,  æåëàåò çäîðîâüÿ êóï÷èõå Òðþõèíîé, ñìåðòè êîòîðîé  æäàë öåëûé ãîä. Áåñû îòñòóïèëè îò Àäðèàíà.
È âîò,  ïîñëå ýòîãî ïðîëîãà èç 3-õ ïðîèçâåäåíèé Ïóøêèí ïîäîøåë ê ñêàçêå «Î ïîïå…»   íåé îïÿòü âîçíèêàþò áåñû, íî âûãëÿäÿò îíè âðîäå íåñòðàøíî:  ñòàðûé îáëåçëûé áåñ-äåä  è «áåäíåíüêèé» áåñåíîê-âíóê, êîòîðûé «ìÿóêàåò, êàê êîòåíîê». Òÿæáà Áàëäû ñ áåñàìè – ïàðîäèÿ íà ñòèõîòâîðåíèå «Áåñû» è ïîâåñòü «Ãðîáîâùèê»? Èëè …
 ýòîé ñêàçêå, êàçàëîñü áû, øóòëèâîé, ïîñòðîåííîé â ñòèëå íàðîäíîãî ðàåøíèêà, è áåñû íå òàê óæ ïîíÿòíû, êàê êàæåòñÿ íà ïåðâûé âçãëÿä, è ãëàâíûå ãåðîè. Äåéñòâèå ñêàçêè  íà÷èíàåòñÿ íà áàçàðå:  ìåñòå ïåðåñå÷åíèÿ âñåõ äîðî㠖 ïåðåêðåñòêå (â ðóññêîì äåìîíîëîãè÷åñêîì ôîëüêëîðå  ñìûñë åãî ñâÿçàí ñ íå÷èñòûì ìåñòîì ãàäàíèé, ïîãðåáàíèé ñàìîóáèéö è ò. ä.)
Ìû ïðèâûêëè ê òîìó, ÷òî ïîï è Áàëäà – ïîëÿðíûå ïåðñîíàæè. Îäèí – ãëóïûé è æàäíûé, äðóãîé – õèòðûé è òðóäîëþáèâûé. Æàäíîãî íàäî íàêàçàòü. ×åëîâåê, ïðî÷èòàâ 190 ñòðîê ýòîé ñêàçêè,  ïîíèìàåò ìîðàëü, äàííóþ âïðÿìóþ: «Íå ãîíÿëñÿ áû òû, ïîï, çà äåøåâèçíîé». Íî Ïóøêèí íå áûë áû Ïóøêèíûì, åñëè áû ïîêàçàë, ÷òî âñå òàê ïðîñòî.
 Îáðàç ó Ïóøêèíà òâîðèòñÿ èç ïðîòèâîðå÷èé. Äâîéíîé ñìûñë çàëîæåí óæå â èìåíè  «Áàëäà»: ñ îäíîé ñòîðîíû, ýòî ïðîçâèùå íåóêëþæåãî ÷åëîâåêà, ðàñòÿïû. À, ñ äðóãîé ñòîðîíû, â ñòàðèíó ýòèì ñëîâîì  íàçûâàëè êðèâóþ äóáèíó. Âîêðóã Áîëäèíà (÷óâñòâóåòñÿ çâóêîâàÿ ïåðåêëè÷êà ñ «áàëäîé») áûëî ìíîãî äóáîâ, èç êîòîðûõ äåëàëè  òàêèå äóáèíû. À ýòî – ìîùíîå îðóæèå. Ó ïîïà âîîáùå íåò èìåíè, ò.å. ýòî îáîáùåííûé îáðàç.  ñêàçêå ïîï ãëóïîâàòûé è ñêóïîé, íî êàêîé-òî óæ î÷åíü ïî-ðóññêè áåçîãëÿäíûé è  äàæå òðîãàòåëüíûé. Îáà ñòðåìÿòñÿ îäóðà÷èòü äðóã äðóãà (Áàëäà, êîíå÷íî, õèòðåå – ñëîâî ýòî ïðîèñõîäèò îò äðåâíåðóññêîãî «õûòèòü», ÷òî çíà÷èò «êðàñòü»). Ïóøêèí çíàë ñòàðîñëàâÿíñêèé ÿçûê (îí âëàäåë 6 ÿçûêàìè), ïîýòîìó íå ïðîñòî òàê ïîä÷åðêèâàåò õèòðîñòü Áàëäû. Îáà çàêëþ÷àþò ñäåëêó ðåøèòåëüíî: áûëà íå áûëà! Ïðè÷åì íè ó ïîïà íåò  óâåðåííîñòè â áëàãîïîëó÷íîì èñõîäå äîãîâîðà (â åãî óïîâàíèè íà «ðóññêèé àâîñü» åñòü òîæå îáàÿíèå ïðîñòàêà); íè ó Áàëäû âðîäå íåò âûãîäû, êðîìå ìîðàëüíîãî óäîâëåòâîðåíèÿ. Çà÷åì Áàëäå íóæíî  «ìîðàëüíîå óäîâëåòâîðåíèå»? Ïóøêèí èðîíèçèðóåò è íàä òåì, è íàä äðóãèì. ×åãî ñòîèò ïîïîâñêîå ïðåäëîæåíèå  Áàëäå âûïîëíÿòü ðàáîòó «ïîâàðà, êîíþõà è ïëîòíèêà» (ñîâìåñòèìî ëè?) çà ìèñêó ïîëáÿíîé êàøè?  Íî  Áàëäà ñîãëàøàåòñÿ.  Çà ïëàòó  â âèäå òðåõ ùåëêîâ.
Â. Ñ. Íåïîìíÿùèé ñ÷èòàåò, ÷òî íàêàçàíèå ïîïà íå ñîîòâåòñòâóåò åãî ïðåñòóïëåíèþ. Ïóøêèí ÿðêî îïèñàë àë÷íîñòü â «Ñêóïîì ðûöàðå», ñîçäàííîì òîé æå Áîëäèíñêîé îñåíüþ.  Çàÿâëåííîå â íà÷àëå ñêàçêè æåëàíèå ïîïà íàéòè íà áàçàðå òîâàð ïîäåøåâëå íàêàçûâàåòñÿ çäåñü ñàìûìè ñòðàøíûìè êàðàìè â ìèðå Ïóøêèíà – áåçóìèåì è ñìåðòüþ  (âñïîìèíàåòñÿ ñòèõîòâîðåíèå «Íå äàé ìíå Áîã ñîéòè ñ óìà»). Ýòî íåàäåêâàòíîå íàêàçàíèå çà  æàäíîñòü. Êðîìå òîãî, â ïîñëåäíèõ ñòðîêàõ  ïîï ïðåäñòàåò ïðîñòî ñòàðûì ÷åëîâåêîì («âûøèáëî óì ó ñòàðèêà»). Åãî ñòàíîâèòñÿ æàëêî. Ïîëó÷àåòñÿ, ÷òî êîíåö ñêàçêè âûãëÿäèò òàê: ìîëîäîé ñèëüíûé ïàðåíü èçáèâàåò äî ñìåðòè ñòàðîãî ÷åëîâåêà. Çà÷åì Ïóøêèí äåëàåò ýòî?
Èññëåäîâàòåëü Å. Ì. Íå¸ëîâ  ïðåäëàãàåò ñâîé âàðèàíò òîëêîâàíèÿ: Áàëäà –áîãàòûðü, êàðàþùèé çëî. Ïîï íàêàçàí âîâñå íå çà ñêóïîñòü,  à çà òî, ÷òî ïîëó÷àåò îáðîê ñ áåñîâ (âîîáùå-òî, â ñêàçêå ýòî ïðåäëîæèëà ïîïàäüÿ, à ïîï ñîãëàñèëñÿ – ïîääàëñÿ èñêóøåíèþ). Îòñþäà îáúÿñíåíèå è  òîãî, ïî÷åìó âûâåäåí èìåííî ïîï – ñëóæèòåëü âåðû, à íå êóïåö èëè  ïîìåùèê. Áàëäà â ñêàçêå îáëàäàåò ïðÿìî-òàêè íå÷åëîâå÷åñêîé ñèëîé: ðàáîòàåò çà ñåìåðûõ, åñò çà ÷åòâåðûõ, çíàåò, êàê âûçâàòü áåñîâ èç ìîðÿ.
Çíà÷èò, Áàëäå íóæíî áûëî íå ïîëó÷èòü ìîðàëüíîå óäîâëåòâîðåíèå, à èñïîëíèòü çàäàíèå. Å. Íå¸ëîâ ñ÷èòàåò, ÷òî Áàëäó ïîñëàëè  ïðàâîñëàâíûå ñèëû, ÷òîáû ðàññëåäîâàòü ïîâåäåíèå ïîïà è íàêàçàòü åãî.  õðèñòèàíñòâå ñàìûì âàæíûì ÿâëÿåòñÿ ñïàñåíèå äóøè ãðåøíèêà. Áàëäà ïî çàêîíàì ïðàâîñëàâèÿ  äîëæåí áûë äàòü âðåìÿ ÷åëîâåêó, ÷òîáû òîò èñêóïèë ãðåõ. Àäðèàíó Ïðîõîðîâó èç «Ãðîáîâùèêà» áûëî äàíî èñêóïëåíèå ãðåõà æàäíîñòè. À Áàëäà òàêîé âîçìîæíîñòè ïîïó íå äàåò! Ïîï è Áàëäà çàêëþ÷àþò äîãîâîð, ïî óñëîâèÿì êîòîðîãî ïîï òåðÿåò ðàçóì, äóøó, æèçíü («òðè ùåëêà»), ÷òî çàñòàâëÿåò ïîäóìàòü î Áàëäå êàê … î áåñå, êîòîðûé ïî äîãîâîðó ïîëó÷àåò äóøó ïîïà. Ïóøêèí íå ðàññêàçûâàåò, ÷òî ñëó÷èëîñü äàëüøå ñ Áàëäîé.
 îêòÿáðå òîé æå Áîëäèíñêîé îñåíè 1830 ãîäà áåñû âîðâàëèñü è â ïîâåñòü «Ìåòåëü» â âèäå ñòðàøíîé ïóðãè, ïåðåâåðíóâøåé ñóäüáû äâóõ ëþäåé. À â 1836 ã. è â «Êàïèòàíñêóþ äî÷êó»: íàðîäíûé áóíò – ñòèõèÿ ñðîäíè áåçóäåðæíîìó êðóæåíèþ áåñîâ.
Âïîñëåäñòâèè òåìà áåñîâ  ÿâèòñÿ â ðîìàíå Ô. Ì. Äîñòîåâñêîãî «Áåñû», ãäå àâòîð èñïîëüçóåò êàê îäèí èç ýïèãðàôîâ îòðûâîê èç îäíîèìåííîãî ñòèõîòâîðåíèÿ Ïóøêèíà. Äîñòîåâñêèé ïîíèìàåò áåñîâ êàê ëþäåé áåç âñÿêîé ïî÷âû, îòêàçàâøèõñÿ äàæå îò ñâîåãî ðîäñòâà (òàê æå, êàê Áàëäà).
Ìîòèâ «áåñîâñòâà» «ïðîíèæåò» è ïîýìó Áëîêà «Äâåíàäöàòü». Áåñêîíå÷íûé ðàçãóë ñòèõèè òàèò â ñåáå óãðîçó áåñîâñòâà, ò. å. áåññìûñëåííîé àíàðõè÷åñêîé âñåäîçâîëåííîñòè.
Ïóøêèí áîðîëñÿ ñ áåñàìè ãåíèàëüíî, èçîùðåííî, èðîíèçèðóÿ è íàäðûâàÿñü, íî îíè, ê âåëè÷àéøåé íàøåé áåäå, ïîãóáèëè åãî…  Äàëåêî íå âñå ÷èòàòåëè  ïîíÿëè, ÷òî ýòà áèòâà ïîýòà ñ áåñàìè áûëà ñìåðòåëüíîé. Íî ìíîãèå îñîçíàëè êàòàñòðîôè÷íîñòü ïîòåðè äëÿ Ðîññèè. Ä. Àíäðååâ ñêàçàë îá ýòîì òàê: «Âñåíàðîäíîå ãîðå, îõâàòèâøåå Ðîññèþ ïðè èçâåñòèè î ãèáåëè ïîýòà, ïîêàçàëî, ÷òî ìèññèÿ âñåíàðîäíîãî çíà÷åíèÿ âïåðâûå â èñòîðèè áûëà âîçëîæåíà íå íà ãåðîÿ èëè ïîäâèæíèêà, à íà õóäîæåñòâåííîãî ãåíèÿ… «

Ïðèëîæåíèå

Èçâåñòíåéøàÿ ñêàçêà À.Ñ. Ïóøêèíà íåäàâíî ñòàëà ïðåäìåòîì ãðîìêîãî îáùåñòâåííîãî îáñóæäåíèÿ, èíèöèèðîâàííîãî îòäåëüíûìè ïðåäñòàâèòåëÿìè Ðóññêîé Ïðàâîñëàâíîé öåðêâè, êîòîðûå çàìåòèëè â ýòîé ñêàçêå óíèæåíèå è îñêîðáëåíèå ñâîåãî ñòàòóñà è ðîëè â æèçíè ðîññèéñêîãî îáùåñòâà. Âåñíîé 2011 ãîäà â Êðàñíîäàðñêîì êðàå îíà îïÿòü áûëà èçäàíà ïîä íàçâàíèåì «Ñêàçêà î êóïöå Êóçüìå Îñòîëîïå è åãî ðàáîòíèêå Áàëäå». À â ñâÿçè ñ íîâûì çàêîíîì «Î çàùèòå ÷óâñòâ âåðóþùèõ» ïóøêèíñêàÿ ñêàçêà ñòàíîâèòñÿ î÷åíü îïàñíûì ïðåäìåòîì èññëåäîâàíèÿ.
Èñòî÷íèê:

Ñïèñîê èñïîëüçîâàííîé ëèòåðàòóðû
1. Àíäðååâ Ä. Ë. Ðîçà ìèðà. – Ìîñêâà: Èçäàòåëüñòâî «Ý», 2017
 2. Àííåíêîâ Ï. Â.  Æèçíü è òðóäû Ïóøêèíà. Èçäàòåëüñòâî: Ýêñìî 2014
 3. Ñâÿòîå Åâàíãåëèå è êíèãè Íîâîãî Çàâåòà.  Ì. : Ìåæäóíàð. èçä. öåíòð ïðàâîñëàâ. ëèò., 1995.
4.  Èùåíêî Í.  Áåñ-Áàëäà è ðóññêèé Ôàóñò â ñêàçêå Ïóøêèíà http://moskvam.ru/publications/publication_2439.html
5. Ìåðåæêîâñêèé, Ä.  Ñ. Âå÷íûå ñïóòíèêè / Ïóøêèí / Ì. Èçäàòåëüñòâî: Àçáóêà, Àçáóêà-Àòòèêóñ Ñåðèÿ: Àçáóêà-êëàññèêà (pocket-book). 2012.
6. Íåïîìíÿùèé Â.  Ïóøêèí. Ðóññêàÿ êàðòèíà ìèðà. –Ñåðèÿ «Ïóøêèí â XX âåêå», âûï.VI. –Ì., «Íàñëåäèå». 1999
7. Íååëîâ Å. Ì. https://mybiblioteka.su/1-151232.html
8.  Ïóøêèí. À. Ñ. Èçáðàííûå ñî÷èíåíèÿ. Ì.,  Õóäîæåñòâåííàÿ ëèòåðàòóðà. 1990.
9.. https://www.livelib.ru/work/1002113407/editions
10.. 

Викторина по сказкам Пушкина

(учитель: Ивандеева Елена Викторовна)

Цель:

— познакомить учащихся с некоторыми страницами биографии поэта;
— пробудить интерес  к  творчеству поэта;
— воспитывать умение видеть красоту родной природы слушая и читая стихи поэта;

Предварительная работа:
конкурс рисунков по сказкам А.С.Пушкина, чтение сказок поэта.

Используемая литература: 
сказки А.С.Пушкина, книга с загадками.Ход конкурсной программы:

          — Добрый день, уважаемые дети и наши гости. Я приглашаю вас в удивительный мир сказок А. С. Пушкина. Александр Сергеевич родился 6 июня 1799 года, в Москве. Отец его, Сергей Львович, происходил из старинного, но обедневшего дворянского рода. Мать, Надежда Осиповна, -внучка «арапа Петра великого», Абрама Ганнибала. Детство будущего поэта прошло в Москве. У него были старшая сестра и два младших брата. Отец Пушкина любил читать, сам немного сочинял стихи. Писатели, поэты любили бывать в доме Пушкиных. Смышленого мальчика нередко оставляли в гостиной, когда гости читали там свои произведения. Саша начал сочинять стихи, когда ему было три года.

        Русскому языку мальчика учили бабушка Мария Алексеевна и няня Арина Родионовна. Няня знала много песен, сказок, замечательно их рассказывала. Маленький Саша очень любил слушать. Сидя рядом с Ариной Родионовной, мальчик часто просил её ещё и ещё повторить их. Сегодня мы проведем викторину по этим сказкам. Но для начала, вам необходимо разделиться на 2 команды. Каждая из команд должна придумать себе название и выбрать капитана (капитаны говорят названия своих команд). Условия нашей викторины такие: я задаю вопрос для одной из команд. Если команда ошибается, то на него могут ответить другая команды. За каждый правильный ответ вы получаете жетон. В конце викторины мы посчитаем жетоны, и выясним, какая команда лучше всех знает сказки Пушкина и достойна приза.

Задание 1:  Шифровка (каждая команда получает по две шифровки, в них названия животных из сказок Пушкина).

GJRРWFЫNZJБDSКLQАU – ( рыбка).

JRПWQRЕLJGТSZУFШGYОКUW – (петушок).

WQЛGFSJЕLJNБSЕRZДЬJ – (лебедь).

JHGFБHGЕSZLЛVYWКQАR – (белка).

Задание 2: «Назови сказку правильно»
Ведущий: Давайте вспомним названия сказок А.С.Пушкина.
— «Сказка о рыбаке и ….» 
(рыбке)

— «Сказка о царе Салтане и …» (сыне его могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче)
— «Сказка о Золотом …» 
(петушке)
— «Сказка о попе и …» 
(о работнике его Балде)
— «Сказка о спящей царевне и…» 
(семи богатырях)


Задание 3:  «Найдите ошибку в данном отрывке»
(Отрывок из сказки напечатан на листе и зачитывается ведущим, потом передаётся в команды. Каждой команде – один отрывок. На обсуждение даётся 1-2 минуты. За правильный ответ жюри присуждает 3 жетона, за ответ с подсказкой – 2 жетона. Первым правом подсказки обладают команды-соперницы.)


А) Свет мой, солнышко, скажи,
Да всю правду доложи:
Я ль на свете всех милее, 
Всех румяней и белее. (правильно: зеркальце)
Б) Жил старик со своею старухой
У самого синего моря;
Они жили в ветхой землянке
Ровно двадцать лет и три года. (правильно: тридцать)
В) За морем принцесса есть, 
Что не можно глаз отвесть:
Днём свет божий затмевает,
Ночью землю освещает, 
Месяц на косе блестит,
А во лбу звезда горит. (правильно: царевна)

Задание 4: «Вспомни название сказки»  (по опорным словам участники викторины называют название сказки)

1) Окошко, царь, сестры, бочка, остров.  («Сказка о царе Салтане»).
2) Простофиля, дурачина, изба, корыто.  («Сказка о рыбаке и рыбке»)
3) Базар, жадность, оброк, веревка. («Сказка о попе и работнике его Балде»)
4) Мудрец, шамаханская царица, шатер, звездочет.    («Сказка о золотом петушке»)
5) Солнышко, месяц, зеркальце, ветер.   («Сказка о мертвой царевне»)

Задание 5:  «Из какой сказки отрывок»

  Сейчас я буду читать вам отрывки из сказок, а вы отгадывайте, из какой сказки этот отрывок.
1. Три девицы под окном, Пряли поздно вечерком. 
(«Сказка о царе Салтане…»)
2. «Свет мой, зеркальце! Скажи и всю правду доложи…» 
(«Сказка о спящей царевне и семи богатырях».)
3. «Год, другой проходит мирно. Петушок сидит все смирно». 
( «Сказка о золотом петушке».)
4. «Воротился старик домой. На пороге сидит его старуха, А пред нею разбитое корыто». 
( « Сказка о рыбаке и рыбке»)
5. «Жил-был поп, толоконный лоб». 
(«Сказка о попе и его работнике Балде»)
6. «В тридевятом царстве, В тридесятом государстве, Жил-был славный царь Дадон» 
(«Сказка о золотом петушке».)
7. Снова князь у моря ходит, С синя моря глаз не сводит; Глядь – поверх текучих вод Лебедь белая плывет. 
(«Сказка о царе Салтане».)
8. «Ветер, ветер! Ты могуч, Ты гоняешь стаи туч, Ты волнуешь сине море, Всюду веешь на просторе. Не видал ли где царевны?» 
(«Сказка о спящей царевне и семи богатырях»)


Задание 6:  «Знатоки сказок».
(1. Что кричал петушок, сидя на спице? (Кири-куку,
Царствуй, лежа на боку.

2. Из какой сказки эти строки?

Ветер по морю гуляет
И кораблик подгоняет,
Он бежит себе в волнах
На раздутых парусах.

(“Сказка о царе Салтане, о сыне его, славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебедь”.)

3. К кому обращался за помощью королевич Елисей? (К солнцу, месяцу, ветру.)

4. На какую работу нанял поп Балду? (Повар, конюх, плотник.)

5. Из какой сказки эти строки?

… Дева вдруг 
ожила. Глядит вокруг
Изумленными глазами,
И, качаясь над цепями,
Привздохнув, произнесла:
“Как же долго я спала!”

(“Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях”.)

6. Из какой сказки эти строки?

Буду служить тебе славно,
Усердно и очень исправно,
В год за три щелчка тебе по лбу,
Есть же мне давай вареную полбу.

(“Сказка о попе и работнике его Балде”.)

7. Что пообещал царь Додон мудрецу за золотого петушка?

(“.. Волю первую твою
Я исполню, как мою”.)

8. Как звали пса, который сторожил терем семи богатырей? (Соколка)

9. Сколько лет прожил старик со старухой “у самого синего моря”? (Тридцать лет и три года.)

10. Кого назвал Балда меньшим братом? (Зайца.)

Задание 7:  «Самый внимательный» 
1.Сколько раз менялось море в «Сказке о рыбаке и рыбке»? (4 раза) 
2.Как море менялось? («Море слегка разыгралось», «Помутилося синее море», «Не спокойно синее море», «Почернело синее море») 
3.Продолжи строфы: 
«Приплыла к нему рыбка, спросила …» («-Чего тебе надобно, старче?») 
«Белка песенки поёт, да …» (« … орешки всё грызёт.) 
«Я ль, скажи мне, всех …» ( « … милее, всех румяней и белее?») 
«Сказка – ложь, да в ней …» (« … намёк! Добрым молодцам урок.») 
4.Чем старик ловил рыбу в «Сказке о рыбаке и рыбке»? 
5.В кого превращался князь Гвидон в «Сказке о царе Салтане…»? (В муху, комара, шмеля) 
6.Что пела белочка, грызя орешки в «Сказке о царе Салтане…»? («Во саду ли, в огороде») 
7.Где жил старик со всоею старухой? («У самого синего моря») 
8.Почему пушки с пристани палят в «Сказке о царе Салтане…»? («Кораблю пристать велят») 
9.Что приговаривал Балда с укоризной в «Сказке о попе и о работнике его Балде»? 
(«Не гонялся бы ты, поп, за дешевизной») 
10. Какой был у попа лоб? (Толоконный) 
11.Отчего умерла царевна из «Сказки о мёртвой царевне и семи богатырях»? 
(Съела отравленное яблоко) 
12.На ком хотел жениться царь Дадон из «Сказки о золотом петушке»? (На Шамаханской царице)

 
Задание 8: «Собери картинку»
Ведущий: У вас на столах лежат разрезанные картинки, вам необходимо их собрать и отгадать из какой сказки, изображенный на них герой. Та команда, которая быстрее справиться с заданием получит 3 жетона. Вторая команда – 2 жетона.

Задание 9: «Сказочные прилагательные» 
Назовите существительные из сказок А. С. Пушкина, которые согласуются со следующими прилагательными: 

хрустальный (гроб, дом белки), разбитое (корыто), золотой (петушок), синее (море), распроклятая (мошка), бедненький (бес), золотые (скорлупки), красная (девица), чудный (остров), славный (царь), столбовая (дворянка), парчовая (кичка), печальная (тьма, мгла). 

Подведение итогов викторины
Подсчитываются очки. Команда, получившая наибольшее количество баллов, награждается книгами с произведениями А. С. Пушкин

Мастер-класс
по произведению А. С. Пушкина «Сказка о попе и

работнике
его Балде».

Цель
урока: знакомство со сказкой Александра Сергеевича Пушкина «Сказка о попе
и работнике его Балде».

Задачи
урока:

Образовательная:
продолжить обучение выразительному чтению, развивать умение работать с
литературоведческими терминами (сказка, герой). 

Коррекционная:
работать над выработкой навыков осмысленного чтения, умением ставить вопросы к
прочитанным смысловым отрывкам сказки.

Воспитательная:
воспитывать чувство ответственности за данное слово.

I.
Организация начала урока.


Здравствуйте, ребята. Поверьте, вашу готовность к уроку. На столе должны лежать
книга, тетрадь, дневник, ручка, карандаш.

II.
Формулировка цели, определение задач урока.


Сегодня утром почтальон принес нам посылку, что в ней, я не знаю. Давайте
вместе откроем ее и выясним, это поможет нам узнать тему сегодняшнего урока
(открывает). Ребята, вы только посмотрите, какая красивая книга. В ней собрано
много сказок одного очень известного автора. Интересно, кто же их написал?

Всех
героев этих сказок мы узнаем без подсказок:

Царь
Салтан и Черномор, Поп, Балда и царь Гвидон,

И
Людмила и Руслан, кот, что ходит по цепям

Слышали
их с детства наши ушки

Ведь
их автор …………. (Александр Пушкин).


Совершенно верно. Сегодня мы продолжим знакомиться с творчеством великого
русского писателя (Портрет Пушкина на экране), а именно поговорим о «Сказке о
попе и работнике его Балде».


Как вы думаете, чему мы сегодня можем научиться на уроке?

Дети:

Ø отвечать
на вопросы,

Ø задавать
вопросы,

Ø выразительно
читать,

Ø пересказывать,

Ø находить
в тексте нужные отрывки,

Ø думать,

Ø узнаем
значения новых слов.

III.
Актуализация знаний.

С
самого детства А. С. Пушкин воспитывался няней Ариной Родионовной, которая
рассказывала маленькому сказки, знала много поверий, пословиц, поговорок. Именно
от нее будущий великий писатель и почерпнул интерес к народному творчеству, что
позже отразилось в его произведениях.

От ужаса не
шелохнусь, бывало,
Едва дыша, прижмусь под одеяло,
Не чувствуя ни ног, ни головы…
Я трепетал – и тихо наконец
Томленье сна на очи упадало.
Толпа толпой с лазурной высоты
На ложе роз крылатые мечты,
Волшебники, волшебницы слетались,
Обманами мой сон обворожали.

В
сказках автор изображал как волшебных, вымышленных героев, так и обычных людей.


Перед вами определение понятия «сказка». Прочтите его внимательно и ответьте на
вопрос: как вы думаете, в чем ее главное отличие от других произведений?

IV.
Работа с новым материалом.

(Знакомство
со «Сказкой о попе и работнике его Балде». Учащиеся слушают чтение отрывка
сказки учителем, по ходу чтения отмечая карандашом непонятные слова,
расставляя пометки «+», «-»,   «?» (приём «Плюс, минус, интересно».


Каковы ваши впечатления от услышанного?


Что вам больше всего запомнилось из этой сказки?


Какие слова и выражения были непонятны?

V.
Словарная работа.

Поп
— название православного священника.

Балда
– недогадливый, простодушный человек. А у Пушкина это имя собственное.

Полба
– зерновой злак, один из видов пшеницы.

Взыскаться –
искать.

Исправно
— старательно, усердно, добросовестно.

VI.
Работа с текстом сказки (описание характеров героев).


Кто является главными героями сказки?


Что мы можем сказать о характерах героев? Можем ли мы подтвердить свое суждение
текстом?


Перед вами карточки с цитатными характеристиками героев. Ваша задача соотнести
характеристику с героем. Какие качества характера героев мы можем назвать,
опираясь на цитаты?

Устная
характеристика героев, подведение итога
.

«Сказка
о попе и работнике его Балде»

Жил-был
поп,
Толоконный лоб.
Пошел поп по базару
Посмотреть кой-какого товару.
Навстречу ему Балда
Идет, сам не зная куда.
«Что, батька, так рано поднялся?
Чего ты взыскался?»
Поп ему в ответ: «Нужен мне работник:
Повар, конюх и плотник.
А где найти мне такого
Служителя не слишком дорогого?»
Балда говорит: «Буду служить тебе славно,
Усердно и очень исправно,
В год за три щелка тебе по лбу,
Есть же мне давай вареную полбу».
Призадумался поп,
Стал себе почесывать лоб.
Щелк щелку ведь рознь.
Да понадеялся он на русский авось.
Поп говорит Балде: «Ладно.
Не будет нам обоим накладно.
Поживи-ка на моем подворье,
Окажи свое усердие и проворье».
Живет Балда в поповом доме,
Спит себе на соломе,
Ест за четверых,
Работает за семерых;
До светла все у него пляшет.
Лошадь запряжет, полосу вспашет,
Печь затопит, все заготовит, закупит,
Яичко испечет да сам и облупит.
Попадья Балдой не нахвалится,
Поповна о Балде лишь и печалится,
Попенок зовет его тятей:
Кашу заварит, нянчится с дитятей.
Только поп один Балду не любит,
Никогда его не приголубит.
О расплате думает частенько:
Время идет, и срок уж близенько.

На чтение 8 мин. Опубликовано

В каждой сказке Александра Сергеевича Пушкина происходит борьба добра со злом. Эти два явления находят выражения в соответствующих персонажах.

К добрым персонажам можно отнести следующих.

Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях

1. Молодая царевна (дочь царя)

Обладает невероятной красотой, но не гордится ею. Очень добрая, скромная, порядочная и приветливая со всеми. За это ее все любят.

2. Королевич Елисей

Жених царевны, который в одиночку отправился на поиски своей возлюбленной. Им движут только светлые чувства, и он очень переживает из-за своей потери.

3. Семь богатырей

Приютили девушку в своем доме и спасли ее от смерти в лесу. Очень полюбили девушку. С уважением приняли ее отказ выходить за одного из них замуж.

Сказка о попе и о работнике его Балде

Работник Балда

Работящий, смекалистый и справедливый работник, который великолепно выполняет работу и придерживается договора с попом.

Сказка о рыбаке и рыбке

1. Золотая рыбка (положительный герой)

Золотая рыбка — это могущественная волшебница. Она попалась к старику в сети, и в обмен на свободу пообещала исполнить любое его желание.

2. Старик (положительный герой)

Старый рыбак живет в землянке на берегу моря и ловит неводом рыбу. Однажды поймал золотую рыбку, которая в обмен на свободу пообещала исполнить любое его желание.

Старик был добрым и ничего не попросил, но множество раз передавал рыбке просьбы своей жены.

Сказка о царе Салтане

1. Царь Салтан

Царь женился на одной из трех сестер. Царица родила ему сына. Пока был на войне, его жену с сыном недоброжелатели посадили в бочку и бросили в море. Горевал о своей утрате на протяжении всего рассказа. В конце воссоединился со своей семьей.

2. Царица

Царица была одной из трех сестер, на которой женился царь Салтан. Родила князя Гвидона, вместе с которым была посажена в бочку и брошена в море по вине своих сестер. На протяжении всей сказки она была рядом с сыном. В конце воссоединилась с супругом.

3. Князь Гвидон

Князь Гвидон приходится сыном царя Салтана и царицы. Пока его отец был на войне, его вместе с матерью посадили в бочку и бросили в море. Бочку прибило к берегу острова, где Гвидон спасает волшебную лебедь. В сказке он становится могучим правителем, а в конце воссоединяется с отцом.

4. Царевна Лебедь

Лебедь — это волшебная царевна, которая обладает неземной красотой и владеет магическими силами. Князь Гвидон спасает ее от коршуна, и за это она с благодарностью выполняет все его желания, дарит чудесные подарки и помогает воссоединиться с отцом Салтаном. В конце сказки она превращается в девушку и становится женой князя Гвидона.

Сказка о золотом петушке

1. Звездочет

Когда царь Дадон не смог совладать со своими врагами, он обратился с просьбой к звездочету. Мудрец оказал государю большую услугу — подарил золотого петушка.

Позже в награду за волшебную птицу он потребовал у царя прекрасную девушку. Но Дадон отказался выполнять свое обещание и убил его ударом по голове.

2. Золотой петушок

Золотой петушок — волшебный персонаж, который предупреждал государя о надвигающихся вражеских войсках.

На протяжении всей истории он служил царю. Но в конце, когда Дадон убил звездочета и нарушил свою клятву, он слетел со своего места и умертвил царя.

Волшебный петушок выступает тут в роли правосудия.

А. С. Пушкин написал не только прекрасные стихи, произведения, ставшие классикой русской литературы, но и замечательные сказки. Талант великого поэта в полной мере раскрылся, когда он жил в селе Михайловском. В это время А. Пушкин всё больше стал интересоваться жизнью, бытом и традициями простого народа. Как разговаривают крестьяне, какие пословицы, прибаутки при этом используют – особенно занимало поэта. Он записывал поговорки, необычные истории местных сказителей.

Фольклорный материал, собранный в Михайловском, послужил основой для сказочных творений Пушкина. Все они вошли в список опубликованных работ:

  1. “У лукоморья дуб зеленый”, (1820).
  2. “Сказка о попе и о работнике его Балде”, (1830).
  3. “Сказка о золотом петушке”, (1834).
  4. “Сказка о рыбаке и рыбке”, (1833).
  5. “Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне лебеди”, (1832 год).
  6. “Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях”, (1833).

1-12.jpg

Гениальный поэт написал свои сказочные истории в духе русских народных сказаний. Он отразил в них чувства, стремления, чаяния русского народа. Поэтическая форма сказок особенно красива, многолика, созвучна русской душе. Можно выделить два периода написания: ранний и поздний.

Вышеперечисленные произведения были созданы во втором периоде, который характеризуется расцветом творчества автора. Он применяет различные литературные приемы при их создании. Одни сказочные сюжеты практически повторяют народный стиль и напоминают стихотворные народные песни, прибаутки. В список таких произведений входят:

  • “Сказка о попе и о работнике его Балде”. Источником, вдохновением для создания произведения послужила народная сказка, которая была записана в Болдино. Сюжет разворачивается вокруг классового, социального разногласия между главными героями, один из которых – поп. Он представляет высшее, привилегированное сословие общества. Другой – Балда, является обычным крестьянином. Однако предприимчивость, ловкость и природная смекалка простолюдина позволяют обмануть жадного хозяина. Произведение похоже на народную прибаутку и выдержано в ироничном стиле.
  • “Сказка о рыбаке и рыбке”. Всем хорошо знакома сюжетная линия истории. Произведение было создано на основе зарубежного фольклора. Так, в сказочных повествованиях многих народов очень распространен образ жадной, требующей ещё и ещё богатств и признания ее величия, власти жены. В итоге, она остается ни с чем, “у разбитого корыта”. Волшебный образ золотой рыбки, которая исполняла по просьбе мужа все желания непомерных аппетитов его жены, стал своеобразным “символом”.

Данные сказочные истории из представленного списка очень похожи на народные, в них явственно прослеживаются просторечные обороты. Также, здесь используются образы обычных людей из народа, описывается их быт, нравы, образ жизни. Кроме того, здесь чувствуется национальный русский колорит, дух народа. Звучат же произведения так, как будто рассказываются народным сказителем, а не А. С. Пушкиным.

Другие сказочные повествования созданы с применением литературного языка, свойственного поэту, но с сохранением народности. В список таких неповторимых сказок Пушкина входят:

  • “Сказка о царе Салтане, … “. Источником также послужил народный фольклор, но в свободной интерпретации. Здесь повествуется о молодом князе, который волею рока, плохих, завистливых людей оказывается далеко от дома, вдали от отца-царя. Несмотря на всё это, он смог воссоединиться с семьей, встретить любовь.
  • “Сказка о мертвой царевне и семи богатырях”. Можно сразу заметить сходство с произведением братьев Гримм «Белоснежка и семь гномов». Пушкин рассматривал в качестве источников несколько сказочных сюжетов, в том числе иностранного происхождения. Главная героиня оказалась неугодной тщеславной, завистливой мачехе. Отзывчивая, добрая, никому не желающая зла, девушка будет спасена полюбившим ее царевичем.
  • “Сказка о золотом петушке”. Оригинальность, уникальность данного произведения из списка состоит в том, что западную, фантастическую новеллу со своими литературными героями А. Пушкин представил в совершенно ином свете. Под пером мастера источник преобразился в образец русской народной поэзии. «Легенда об арабском звездочете» писателя Вашингтона Ирвина была взята за основу. Сказка о царе Додоне и петушке, который предупреждал о надвигающейся угрозе со стороны врагов.
  • “У лукоморья дуб зеленый”. Последнее, стихотворное произведение из списка характеризуется мелодичностью, напевностью. Ещё со школьной скамьи многие знают историю об ученом коте, который “и днем и ночью … все ходит по цепи кругом…”

Представленные произведения были написаны в форме более сложной, автор использовал поэтичный размер – четырехстопный хорей. Несмотря на эксперименты с формой выражения сказочного сюжета, Пушкин хотел отразить в нем именно русский характер и присущие ему черты характера. Таким образом, самые известные, знакомые всем с детства, и любимые сказочные истории поэта перечислены и описаны вкратце в списках.

Неизвестна широкому кругу поклонников гения «Сказка о медведихе». Неоконченная, она повествует об “убитом горем” медведе. Мужик лишает жизней одновременно медведицу, его жену, трех маленьких ни в чем неповинных медвежат. Наименование истории – не авторское, Пушкин ее никак не назвал.

Вся жизнь народа определенной страны отражается в преданиях, легендах, песнях. Любое важное событие – рождение, свадьба, войны, достижения нации освещаются фольклорным творчеством. Колыбельные песни, сказки первоначально знакомят людей образно с миром, жизнью. Из поколения в поколение передается, словно эстафета, накопленная народная мудрость в виде преданий, сказаний. Стихотворные, сказочные творения Пушкина несомненно – одни из самых красивых, и в то же время поучительных произведений, отражающих национальный колорит, особенности русского менталитета.

Сказки Пушкина, список которых указан выше, необходимо читать внимательно. Здесь фигурируют не только необычные персонажи (царевна-лебедь, золотой петушок, кот ученый), но и описаны красоты природы, чудеса магии. Изумительные, запоминающиеся причитания, поговорки украшают повествования. Королевич Елисей обращается к месяцу, солнцу, ветру. Гвидон с помощью заклинания вызывает царевну-лебедь.

Сборник сказок А.С. Пушкина смотрите в следующем видео:

Возможно вам также будет интересно посмотреть список лучших мультфильмов Дисней.

Используемые источники:

  • http://hronika.su/dobrye-personazhi-v-skazkah-pushkina/
  • https://rtp-news.com/spisok-skazok-pushkina/

  • Пушкин сказка о царе салтане краткое содержание видео
  • Пушкин сказка о царе салтане главные герои для читательского дневника
  • Пушкин сказка о рыбаке и рыбке раскраска
  • Пушкин сказка о рыбаке и рыбке отрывок
  • Пушкин сказка о рыбаке и рыбке полное название