Пушкин сказка о балде и работнике его балде смотреть

Тема: а.с.пушкин сказка о попе и работнике его балде.цель: познакомить учащихся со сказкой а.с.пушкина сказка о попе и работнике его

Тема: А.С.Пушкин «Сказка о попе и работнике его Балде».

Цель: познакомить учащихся со сказкой  А.С.Пушкина «Сказка о попе и работнике его Балде».

Задачи: 1. Познакомить учащихся с творчеством  А.С.Пушкина и совершенствовать технику чтения учащихся;

   2. Развивать умение анализировать художественное произведение;

   3. Воспитывать моральные качества учащихся и интерес к чтению.

Регулятивные: уметь определять и формулировать тему и цель на уроке с помощью учителя; уметь высказывать свое предположение на основе работы с материалом учебника; выполнять под руководством учителя учебные действия в практической и мыслительной форме; фиксировать в диалоге с учителем в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке.

Познавательные: структурирование знаний; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме; делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; находить ответы на вопросы, используя различные средства обучения; ориентироваться в информационном материале учебника; осуществлять поиск необходимой информации (по необходимости,  совместно с учителем).

Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; включаться в диалог с учителем; уважать другую точку зрения.

Предметные: осознанно строить сообщения в устной и письменной форме; использовать представленную информацию для получения новых знаний; наблюдать противоположные картины в художественном тексте.

Личностные: составлять личное мнение о литературно произведении, выражать его на доступном языке; формировать интерес к учению.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

I. Организация класса.

-Здравствуйте, ребята! Присаживайтесь.

-Вот звонок весёлый,

Мы начать урок готовы,

Будем думать и читать,

И друг другу помогать.

Приветствуют учителя

Личностные УУД:

— сформировать мотивационную основу учебной деятельности, положительное отношение к уроку.

II. Речевая разминка

— В какой сказке мы окажемся, вы скажете после речевой разминки. Повторите скороговорку (медленно, хором, затем темп ускоряем.)

Променяла Прасковья карася на три пары полосатых поросят.

Пробежали поросята по росе, простудились поросята, да не все.

— Где происходит действие в скороговорке?

— В начале какой сказки А.С. Пушкина мы тоже оказываемся на базаре?

На базаре

В «Сказке о попе и работнике его Балде«

III. Определение темы и цели урока

— Сформулируйте тему урока. (А.С. Пушкин «Сказка о попе и работнике его Балде»)

— Сегодня мы окунёмся в замечательный мир сказок А.С. Пушкина.

— Определите цель урока.

IV. Постановка проблемы

К уроку я подобрала эпиграф (читаем вместе…)

Сказка — ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок.

— Какая идея заключена в эпиграфе?

Сказка была написана 1830 году. При жизни поэта сказка не печаталась. Впервые она была напечатана В.А. Жуковским в 1840 году. Но по цензурным причинам Жуковский заменил попа на купца. Сказка начиналась так: «Жил-был купчина Кузьма Остолоп . По прозванию Осиновый-Лоб», далее всюду «поп» был заменён на «Кузьму». Только в 1882 году в собрании пушкинских сочинений сказка была напечатана по рукописи Александра Сергеевича.

Оценивая поступки героев, мы узнаем, чему учит эта сказка

III. Изучение нового материала.

1.Биография.

-Сегодня на уроке мы с вами познакомимся со сказкой А.С.Пушкина «Сказка о попе и работнике его Балде». Но для начала вспомним, что мы уже знаем об А.С. Пушкине.

— А.С.Пушкин родился 6 июня 1799г. в Московской дворянской семье. У него были брат Лев и сестра Ольга. Летом мальчик гостил у бабушки в с.Захарово под Москвой. Здесь его воспитанием занималась Арина Родионовна Яковлева- его няня.

Когда Пушкину  исполнилось 12 лет, он поступил в знаменитый Царскосельский Лицей для мальчиков, где его вовсе не считали талантом.

По исполнению 18 лет писатель поступил служить в Коллегию иностранных дел.

— Когда писателю было 32 года, он обвенчался с Натальей Гончаровой. За  5 лет в семье Пушкиных родилось 2 сына и 2 дочери.

— Пушкин написал такие произведения как: поэма «Руслан и Людмила», «поэмы «Кавказский пленник», «Братья-разбойники», «Песнь о вещем Олеге», роман «Евгений Онегин», «Борис Годунов»,  Погасло дневное светило», «Я помню чудное мгновенье» и многие другие. А на уроке сегодня мы познакомимся с одним  из его произведений, которое называется «Сказка о попе и работнике его Балде». Но сначала давайте проверим, что вы запомнили из биографии писателя.

-Когда родился А.С.Пушкин?

— Что вы запомнили о семье писателя?

— Где родился  Пушкин?

— Где получил своё образование А.С.Пушкин?

-Как звали жену писателя?

-Сколько детей было в семье?

-А кто может назвать, какие произведения были написаны А.С. Пушкиным?

-Молодцы!

Слушают биографию писателя

Отвечают на вопросы

-А.С.Пушкин родился 6 июня 1799г

-Отец- Сергей  Львович, мать- Надежда Осиповна Пушкина, сестра- Ольга Сергеевна Павлищева, брат- Лев Сергеевич Пушкин.

-В с.Захарово, под  Москвой.

-В Царскосельском лицее.

-Наталья Гончарова

-Две дочери и два сына.

— поэма «Руслан и Людмила», «поэмы «Кавказский пленник», «Братья-разбойники», «Песнь о вещем Олеге», роман «Евгений Онегин», «Борис Годунов»,  Погасло дневное светило», «Я помню чудное мгновенье» и многие другие.

Регулятивные УУД: планировать свои действия и следовать установленным правилам в соответствии с поставленной задачей;

этикета.

Коммуникативные УУД: формулировать собственное мнение, задавать вопросы, договариваться и находить общее решение, оформлять свои мысли в устной и письменной речи

2. Словарная работа.

-Прежде чем мы начнем знакомиться с произведением, давайте рассмотрим незнакомые слова, которые нам встретятся.

РАБОТА НА СЛАЙДАХ.

  • Оброк – денежный или натуральный сбор.
  • Супостат – противник, враг
  • Толоконный – сделанный из овсяной немолотой муки.
  • Полба — разность пшеницы, каша из нее.
  • Розь – разные, различные
  • Подворье – дом с хозяйственными постройками
  • Взыскаться-искать, хотеть чего-либо.
  • Авось-может быть; здесь: случай. везение.
  • Накладно-дорого.
  • Попадья-жена попа
  • Поповна-дочь попа
  • Попёнок-маленький сын попа.
  • Бес-чёрт, нечистая сила.
  • Мета-отметина, цель
  • Череда-очередь
  • Щелка-щелчка

— Мы разобрали все незнакомые слова, теперь можем приступить к чтению текста.

Обучающиеся, опираясь на знания и свой жизненный опыт, используя толковые словари, определяют лексическое значение новых слов

Познавательные УУД: использовать знаково-символические средства для решения учебных задач; отвечать на вопросы учителя, наблюдать и делать самостоятельные простые выводы.

Коммуникативные УУД: формулировать собственное мнение, задавать вопросы, договариваться и находить общее решение, оформлять свои мысли в устной и письменной речи.

3. Первичное чтение, чтение учителем.

4. Анализ текста после первичного восприятия

5. Чтение первой сцены по ролям

6. Работа со словарём

— Откройте учебник на странице 68-ой, приготовьтесь к слушанию и чтению текста.

– Поставьте пальчик на первое слово, внимательно слушайте и следите за чтением текста, затем кто-то продолжит.

 (Я читаю «сказку о попе и работнике его Балде»).

-Какой жанр произведения? Почему?

— Итак, «Сказка о попе и работнике его Балде».

— Какая это сказка? — авторская, бытовая.

— «Сказка о…» – прямая наследница народной сказки. Она написана ярким, выразительным, простым, близким к народной речи языком. Вы прочитали дома сказку.

— Назовите героев сказки. (Балда, поп, бесы).

— У одного героя есть интересное имя, не Федул, не Иван-дурак, как народных сказках. Почему автор даёт ему имя Балда?

— Как вы понимаете слово «балда»?

— Оно имеет два значения:

1).бран., прост. «бестолковый, глупый человек»;

2). спец. «тяжелый кузнечный молот».

В говорах балдА — «долговязый и неуклюжий дурень»

У Пушкина Балда — личное имя, возможно, под влиянием многочисленных сказок о глупцах пушкинского Балду стали смешивать с дурнем народной сказки.

Определите главную мысль произведения.

-Ребята, а сейчас мы с вами почитаем текст по цепочке, начинает первая парта первого ряда. Читаем по одному четверостишию.

-Верно, молодцы!

Чтение первой сцены сказки по ролям. (поп, Балда, автор)

— С какой целью отправился поп на базар? (Искать работника)

— Какого работника ищет поп? Прочитайте. «Не слишком дорогого »

— Что на базаре делал Балда? (Ходит без дела, может и денег нет у него.)

— Почему Балда согласен работать за проживание, пищу и 3 щелка? (хотел проучить, возможно ему негде жить)

— Поп сразу согласился? Прочитайте. «Призадумался поп, стал себе почёсывать лоб …»

— Чего поп боится? Расплаты

— Что заставляет попа согласиться на эти условия?

— Прочитайте. На что понадеялся поп? « На русский авось »

Обратимся к словарю.

В словаре В. И. Даля слово «авось» уже называется частицей и дается лексическое значение «может быть, станется, сбудется, с выражением желания или надежды». Приводятся русские пословицы, где дается данное слово с этими лексическими значениями:

Авось Бог поможет.

Авось — вся надежда наша.

На авось мужик и хлеб сеет.

Держись за авось, поколе не сорвалось.

(Автор изображает его глупым, жадным)-запишите в таблицу.

— Как проявил себя Балда в поповском доме? (Веселый, трудолюбивый, уверенный) – запишите в таблицу.

— Всем Балда нравится, а каким показан поп? (Трусливый) – запишите в таблицу.

-Какую службу заказал поп Балде? (невыполнимую, набожный человек не станет водиться с нечистой силою)

-Какие черты проявил герой в этой ситуации? (смелость, верен своему слову, «Буду служить…»)

Чтение текста учителем, обучающиеся слушают и следят.

Чтение детьми по цепочке.

-Жанр этого произведения — сказка, потому что здесь вымышленные герои, волшебство.

С помощью имя автор уже создаёт образ.

Регулятивные: планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; оценивать правильность выполнения действия.

Личностные: эмоциональное принятие домашнего задания.

Регулятивные: уметь слушать в соответствии с целевой установкой.

Познавательные УУД: использовать знаково-символические средства для решения учебных задач; отвечать на вопросы учителя, наблюдать и делать самостоятельные простые выводы.

Коммуникативные УУД: формулировать собственное мнение, задавать вопросы, договариваться и находить общее решение.

Физминутка.

— А теперь давайте немного с вами отдохнём.

Тихо, все ребята, встали,

Руки дружно все подняли,

Развели их  в стороны,

Посмотрели, ровно ли?

Опустили разом вниз,

Тихо, тихо, все садись!

Дети повторяют движения за учителем.

Коммуникативные УУД: формулировать собственное мнение, задавать вопросы, договариваться и находить общее решение, оформлять свои мысли в устной и письменной речи

7. Чтение по ролям

— А теперь,  прочитаем текст выразительно. Читаем сказку на стр. 68-69.

— Поставьте пальчик на первое слово, внимательно слушайте и следите за чтением текста.

-Молодцы!

Дети читаю текст выразительно.

Регулятивные УУД: планировать свои действия и следовать установленным правилам в соответствии с поставленной задачей;

этикета.

8. Просмотр видеоролика

Беседа после просмотра м/ф

Ответ на основной вопрос урока

(2 минуты)

– Появляются новые герои в сказке – бесы. Это злая нечистая сила. Но Балда вступает с ними в борьбу и побеждает их.

(Вот из моря вылез старый Бес:

«Зачем ты, Балда, к нам залез?»

**************************

Экого послали супостата!

Подожди-ка моего меньшого брата».)

— Какие человеческие качества помогли Балде победить? (ум, смекалка, находчивость) – запишите в таблицу.

— Каким автор показывает бесёнка? (жалкий, глупый, наивный) подтвердите текстом.

— Прочитайте, как Балда вернулся с победой. Почему он рад? (всё получилось, накажет попа)

— Прочитайте, как ведет себя поп, завидя Балду? (боится?) Почему? (Балда – сильный, молодой, здоровый парень)

Какими словами автор заканчивает сказку? «Не гонялся бы ты, поп, за дешевизной»

— Какой хотел дать урок автор? (Сказка учит не жить за чужой счет, быть трудолюбивым и щедрым.)

— Назовите основной закон сказки. (В сказках добро побеждает зло).

Дети смотрят видеоролик

Регулятивные УУД: планировать свои действия и следовать установленным правилам в соответствии с поставленной задачей;

этикета.

IV. Итог урока

V. Рефлексия

— С творчеством, какого писателя мы сегодня познакомились?

— С каким произведением мы сегодня познакомились?

-О чём эта сказка?

-Какие ещё произведения А.С.Пушкина вы запомнили?

— На этом наш урок подошел к концу. Всем спасибо за активную работу, до свидания!

-С творчеством А.С. Пушкина

-«Сказка о попе и работнике его Балде»

— поэма «Руслан и Людмила», «поэмы «Кавказский пленник», «Братья-разбойники», «Песнь о вещем Олеге».

Коммуникативные: умение выражать свои мысли. Познавательные: умение формулировать вывод.

Личностные: самооценка на основе критериев успешности УД. Регулятивные: умение адекватно воспринимать оценку учителя, товарищей.

Инфоурок

Внеурочная деятельность
Другие методич. материалыСценка по мотивам Сказки о попе и работнике его Балде АС Пушкина для 5 класса

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с
сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Пожаловаться на материал

Пушкин сказка о балде и работнике его балде смотреть

  • Сейчас обучается 939 человек из 79 регионов

Пушкин сказка о балде и работнике его балде смотреть

  • Сейчас обучается 893 человека из 81 региона

Пушкин сказка о балде и работнике его балде смотреть

  • Сейчас обучается 421 человек из 68 регионов

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

  • Все материалы

  • Статьи

  • Научные работы

  • Видеоуроки

  • Презентации

  • Конспекты

  • Тесты

  • Рабочие программы

  • Другие методич. материалы

Краткое описание документа:

Сценка для Пушкинского бала 2021 год постановки. Поставлена в 5 классе.Музыкальный фониз-за кулис выходят ВедущиеВедущая 1. Сказки гуляют по свету,Ночь запрягая в карету. Сказки живут на полянах,Бродят на зорьке в туманах.А принц Белоснежку полюбит,А жадность Кощея погубит…Пусть зло на проделки хитро,Но всё же побеждает Добро!Ведущий 2.Сказки со мною повсюду,Их никогда не забуду.Стоит сомкнуть мне ресницы-Вмиг Сивка-Бурка приснится.Месяц засветится ясныйВ глазах Василисы Прекрасной…Пусть зло на проделки хитро,Но всё же побеждает добро!Ведущие уходят за кулисыСказка «О Попе и о работнике его Балде»Звучит музыка «Ярмарка». На сцену выходит скоморох 1; продавец 1; продавщицы рыбы все одеты в старинные русские наряды.Скоморох 1:Подходи честной народ-Базар-ярмарка идет!Здесь найдете, что хотите,Набегайте! Подходите!Продавец 1 :Лопаточки покупайте-Сына, дочку обувайте!Кому кафтаны?Кому платки?Кому портки?Скоморох 1:А вон бубликиПо три рублика!А без рубликаДайте бублика,А у меня только пятак -Дайте бублик за «Так»!После сказанных слов садится на край сцены. На сцену выбегает второй скоморох.Скоморох 2:А вон рыбы Целые глыбы!Продавщицы рыбы прохаживаются по сцене и расхваливают свой товар. Второй скоморох суетится вокруг них.Продавщица рыбы 1:Покупайте рыбу!Скажете: «Спасибо!»Рыба свежая, рыба вяленная,Рыба варёная, рыба копчёная-Продавщица рыбы 2И неграмотному, и учёному-Всем по вкусу будет рыба,Все нам скажете спасибо!Скоморох 2:Что ж ты, матушка, расхвасталась?Как наседка раскудахталась?Скоморох 1 :А просто за «спасибо»Дашь немного рыбы? (пауза)- Ну то-то…Продавщица рыбы 1 отмахивается от Скомороха, тот отходит:- Иди работай! прячет рыбу, уходит от них.Скоморох 2 :До чего скупой народ-Ничего нам не даёт!Бог с вами, люди,Плакать не будем!Будем петь да плясать,Да на ярмарку всех звать!Звучит музыка, танец «Ярмарка»После того, как танец заканчивается на сцене остаётся 2 скомороха (1 и 2, оба сидят на краю сцены с разных сторон в пол оборота к зрителям). Все продавцы стоят в глубине сцены на некотором расстоянии друг от друга.С одной стороны сцены выходит Скоморох 3 , а с другой Поп под ручку с попадьёй .Скоморох 3 :Ой, кого мы видим! кланяется, Поп ей кивает в ответПроходи, батюшка, не обидим!Узнаем: ты поп-Толоконный лоб!Поп кивает в залВидать, пошёл по базаруПоискать кой-какого товару?Поп с попадьёй проходят по сцене, рассматривая товары продавцов (к зрителям в пол-оборота), доходят до крайнего продавца, становятся рядом, лицом к зрителям.С другой стороны сцены выходит Балда , проходит круг по сцене, важной походкой.Скоморох 2 :Ну да, ну да!Ой! А это кто? Балда?И правда — Балда!Скоморох 1:Идет, сам не зная куда!Диалог между Попом и Балдой . Скоморохи сидят на краю сцены и ко всему прислушиваются.Балда : Что, батька, так рано поднялся?Чего ты взыскался?Поп делает шаг навстречу Балде: Да нужен мне работник:Повар, конюх и плотник.А где найти мне такогоСлужителя не слишком дорогого?Балда:Могу служить тебе славно,Усердно и очень исправно,В год за три щелка тебе по лбу.Поп задумывается и чешет лоб.Скоморох обращается к зрителям. Скоморох 3 :Призадумался поп,Стал себе почесывать лоб.Щелк щелку ведь рознь.Да понадеялся он на русский авосьПоп махнув рукой в сторону:Ну ладно.Не будет нам обоим накладно…Поживи-ка на моем подворье,Покажи свое усердие и проворье…Музыка. Поп хлопает Балду по плечу, все уходят со сцены.Скоморохи 1,2,3 уходят за кулисы, на их место выбегают Скоморох 4 и 5.Сцена поповского дома на сцене стоит стул, накрытый накидкой. Балда на сцене выполняет разную работу (проходит всю сцену со шваброй или метлой, садится на стул, достаёт из-под накидки миску с ложкой, ест с аппетитом)Скоморох 4 :Живёт Балда в поповом доме,Спит себе на соломе,Ест за четверых,Работает за семерых;До светла все у него пляшет.Лошадь запряжёт, полосу вспашет,Печь затопит, все заготовит, закупит,Яичко испечёт, да сам и облупит.Выходит попадья с поповной, становятся по бокам стула, на котором сидит Балда.Скоморох 4 :Попадья Балдой не нахвалится, Попадья восхищается работником, гладит его.Поповна о Балде лишь и печалится.Музыка. Танцевальная зарисовка Поповны (Гостевой Елизаветы), берёт Балду под руку, уходят за кулисы. Скоморох 4:Только поп один Балду не любит,Никогда его не приголубит. Поп грозит кулаком в сторону ушедшего Балды.Скоморох 5:О расплате думает частенько:Время идёт, и срок уж близенько. Поп шагает по сцене из стороны в сторонуПоп ни ест, ни пъёт, ночи не спит:Лоб у него заранее трещит.Вот он попадье признается:Поп Как быть? Что делать остается?»Ум у тебя догадлив,На всякие хитрости повадлив.Придумай любое средство,Как удалить от нас такое бедство!Попадья:Ну, что ж, придумала я средство,Как удалить такое бедство.Закажи Балде ты службу,С виду держи с ним дружбу,Дело задай чтоб было невмочь,А исполнения требуй точь-в-точь!Тем себя от расправы избавишь,Балду без расплаты оставишь.Попуспокоившись и повеселев:Ох, на сердце стало веселее,И на мир смотрю я посмелее!Ох, хитра ты, матушка, хитра!Уж не жди от нас, Балда, добра! (громко в сторону, манит пальцем)Ну-кося, поди-кося, Балда,Поскорее к нам иди сюда!Попадьягромко, приказным тоном в сторону:Эй, куда пропал, Балда?Поскорее к нам иди сюда!Балда выходит на сцену. Поп Балде, заискивая перед ним говорят.Поп :Ну-ка, верный мой работник,Дорогой ты мой Балда!Ты и повар нам, и плотник!Всем ты — парень хоть куда!Попадья , обходя Балду с другой стороны:Да-да-да! Наш БалдаПарень хоть куда!Балда смотря то на одного, то на другого:Вы, хозяева, уж слишкомЗахвалили среди дня,Не пойму своим умишком-Чё вам надоть от меня?Поп :Слушай, обязались чертиМне оброк до самой смертиДо моей платить, да вотТретий год уже идет,А оброк мне не идет!Попадья: Да! Да! Да!Третий год, а доход нам не идёт!Балда:Все понял — оброк вам полныйСоберу! Наемся полбы, -И пойду вперед, не споря,Прямо к этному я морю!Балда уходит за кулисы .Поп восторженно:Ой, матушка!Попадья хлопая в ладоши:Ой, батюшка!Поп усмехаясь:Со смеху болит живот!Попадья:Тише! Вон Балда идет!Балда возвращается. К нему подходят Поп с Попадьёй.Балда : Ну, хозяева, прощайте!Лихом здесь не поминайте!Попадья:Ну, прощай, Балда! Прощай!Поп торопливо машет:Ну, прощай! Шагай! Шагай!Балда уходит.Поп в сторону попадьи:Пропадёт! Умом убогий!Попадья:Знать, туда ему дорога!Ну а мы с тобой пойдемОтдохнем, чайку попьем!Поп:Пойдем, пойдем!Чайку попьем!Поп и попадъёй под ручку уходят со сцены.Музыка, Скоморохи 6 и 7 растягивают на сцене синюю ткань, за ней прячутся черти. Балда выходит на сцену, снимает верёвку с плеча, опускает её за синюю ткань, крутит. За тканью начинают прыгать черти.Скоморох 6: Балда, с попом понапрасну не споря,Пошёл, стал у берега моря;Там он стал верёвку крутитьДа конец её в море мочить.Вот из моря вылез Бес.Скоморохи 6 и 7 отпускают ткань, кладут на сцену и садятся по разные стороны сцены.Чёрт 1 :Зачем ты, Балда, к нам залез?Балда:Да вот верёвкой хочу море морщитьДа вас, проклятое племя, корчить.Чёрт 1 :Скажи, за что такая немилость?Балда :Как за что? Вы не платите оброка,Не помните положенного срока;Чёрт 2 Какой тебе надобен оброк?Чёрт 3 :Об оброке век мы не слыхали,Не было чертям такой печали.Скоморох 7 :А Балда над морем опять шумитДа чертям верёвкой грозит.Чёрт 3 : берёт палку из-за кулисПолно, мужичок,Вышлем тебе весь оброк -Только слушай. Видишь ты палку эту?Выбери себе любимую мету.Кто далее палку бросит,Тот пускай и оброк уносит. (пауза 5 секунд) передаёт палку Балде.Что ж? боишься вывихнуть ручки? (пауза 3 секунды)Чего ты ждешь?Балда :Да жду вон этой тучки:Зашвырну туда твою палку,Да и начну с вами, чертями, свалку. Черти испугавшись убегают Барышев Матвей прибегает с мешком, отдаёт его Балде, убегает со сцены.Скоморох 6 :Делать нечего — собрали оброк…Да на Балду свалили мешок.Идёт Балда, покрякивает.Балда уходит со сцены.На сцену выходят поп с попадьёй, Балда выходит с мешком на плече.Скоморох 7 :А поп, завидя Балду, вскакивает,За попадью прячется,Со страху корячится.Балда его тут отыскал,Отдал оброк, платы требовать стал.Бедный поп подставил лоб:Балда :Что вы матушкаЧто вы батюшкаЧто же вы друзья-ребятушкиЗнаете меня с Тех пор-Что ж я, братцы, живодёр?Успокойтесь, да идитеИ по совести живитеПоп :Ах, Балдушенька, дружокпопадьяПриходи на пирожокПриходи на чай с вареньемБалда :А побольше угощенья не отыщется у вас,Чтоб хватило на всех нас?Попадья:Хватит угощенья всем,Изменились мы совсем!Поп:Уж я жадничать не буду!Попадья:Я про хитрости забуду!В мире, дружбе жить хотимВсех приветим, угостим!Поп:Несите ватрушки,Несите пампушки,Раздавайте плюшки!Звучит музыка, выходят скоморохи и торговцы с баранками и бубликами, музыка «Ярмарка» , все подходят к краю сцены на общий поклон.Занавес!Музыкальный фониз-за кулис выходят ВедущиеВедущая 1. Сказки гуляют по свету,Ночь запрягая в карету. Сказки живут на полянах,Бродят на зорьке в туманах.А принц Белоснежку полюбит,А жадность Кощея погубит…Пусть зло на проделки хитро,Но всё же побеждает Добро!Ведущий 2.Сказки со мною повсюду,Их никогда не забуду.Стоит сомкнуть мне ресницы-Вмиг Сивка-Бурка приснится.Месяц засветится ясныйВ глазах Василисы Прекрасной…Пусть зло на проделки хитро,Но всё же побеждает добро!Ведущие уходят за кулисыСказка «О Попе и о работнике его Балде»Звучит музыка «Ярмарка». На сцену выходит скоморох 1; продавец 1; продавщицы рыбы все одеты в старинные русские наряды.Скоморох 1:Подходи честной народ-Базар-ярмарка идет!Здесь найдете, что хотите,Набегайте! Подходите!Продавец 1 :Лопаточки покупайте-Сына, дочку обувайте!Кому кафтаны?Кому платки?Кому портки?Скоморох 1:А вон бубликиПо три рублика!А без рубликаДайте бублика,А у меня только пятак -Дайте бублик за «Так»!После сказанных слов садится на край сцены. На сцену выбегает второй скоморох.Скоморох 2:А вон рыбы Целые глыбы!Продавщицы рыбы прохаживаются по сцене и расхваливают свой товар. Второй скоморох суетится вокруг них.Продавщица рыбы 1:Покупайте рыбу!Скажете: «Спасибо!»Рыба свежая, рыба вяленная,Рыба варёная, рыба копчёная-Продавщица рыбы 2И неграмотному, и учёному-Всем по вкусу будет рыба,Все нам скажете спасибо!Скоморох 2:Что ж ты, матушка, расхвасталась?Как наседка раскудахталась?Скоморох 1 :А просто за «спасибо»Дашь немного рыбы? (пауза)- Ну то-то…Продавщица рыбы 1 отмахивается от Скомороха, тот отходит:- Иди работай! прячет рыбу, уходит от них.Скоморох 2 :До чего скупой народ-Ничего нам не даёт!Бог с вами, люди,Плакать не будем!Будем петь да плясать,Да на ярмарку всех звать!Звучит музыка, танец «Ярмарка»После того, как танец заканчивается на сцене остаётся 2 скомороха (1 и 2, оба сидят на краю сцены с разных сторон в пол оборота к зрителям). Все продавцы стоят в глубине сцены на некотором расстоянии друг от друга.С одной стороны сцены выходит Скоморох 3 , а с другой Поп под ручку с попадьёй .Скоморох 3 :Ой, кого мы видим! кланяется, Поп ей кивает в ответПроходи, батюшка, не обидим!Узнаем: ты поп-Толоконный лоб!Поп кивает в залВидать, пошёл по базаруПоискать кой-какого товару?Поп с попадьёй проходят по сцене, рассматривая товары продавцов (к зрителям в пол-оборота), доходят до крайнего продавца, становятся рядом, лицом к зрителям.С другой стороны сцены выходит Балда , проходит круг по сцене, важной походкой.Скоморох 2 :Ну да, ну да!Ой! А это кто? Балда?И правда — Балда!Скоморох 1:Идет, сам не зная куда!Диалог между Попом и Балдой . Скоморохи сидят на краю сцены и ко всему прислушиваются.Балда : Что, батька, так рано поднялся?Чего ты взыскался?Поп делает шаг навстречу Балде: Да нужен мне работник:Повар, конюх и плотник.А где найти мне такогоСлужителя не слишком дорогого?Балда:Могу служить тебе славно,Усердно и очень исправно,В год за три щелка тебе по лбу.Поп задумывается и чешет лоб.Скоморох обращается к зрителям. Скоморох 3 :Призадумался поп,Стал себе почесывать лоб.Щелк щелку ведь рознь.Да понадеялся он на русский авосьПоп махнув рукой в сторону:Ну ладно.Не будет нам обоим накладно…Поживи-ка на моем подворье,Покажи свое усердие и проворье…Музыка. Поп хлопает Балду по плечу, все уходят со сцены.Скоморохи 1,2,3 уходят за кулисы, на их место выбегают Скоморох 4 и 5.Сцена поповского дома на сцене стоит стул, накрытый накидкой. Балда на сцене выполняет разную работу (проходит всю сцену со шваброй или метлой, садится на стул, достаёт из-под накидки миску с ложкой, ест с аппетитом)Скоморох 4 :Живёт Балда в поповом доме,Спит себе на соломе,Ест за четверых,Работает за семерых;До светла все у него пляшет.Лошадь запряжёт, полосу вспашет,Печь затопит, все заготовит, закупит,Яичко испечёт, да сам и облупит.Выходит попадья с поповной, становятся по бокам стула, на котором сидит Балда.Скоморох 4 :Попадья Балдой не нахвалится, Попадья восхищается работником, гладит его.Поповна о Балде лишь и печалится.Музыка. Танцевальная зарисовка Поповны (Гостевой Елизаветы), берёт Балду под руку, уходят за кулисы. Скоморох 4:Только поп один Балду не любит,Никогда его не приголубит. Поп грозит кулаком в сторону ушедшего Балды.Скоморох 5:О расплате думает частенько:Время идёт, и срок уж близенько. Поп шагает по сцене из стороны в сторонуПоп ни ест, ни пъёт, ночи не спит:Лоб у него заранее трещит.Вот он попадье признается:Поп Как быть? Что делать остается?»Ум у тебя догадлив,На всякие хитрости повадлив.Придумай любое средство,Как удалить от нас такое бедство!Попадья:Ну, что ж, придумала я средство,Как удалить такое бедство.Закажи Балде ты службу,С виду держи с ним дружбу,Дело задай чтоб было невмочь,А исполнения требуй точь-в-точь!Тем себя от расправы избавишь,Балду без расплаты оставишь.Попуспокоившись и повеселев:Ох, на сердце стало веселее,И на мир смотрю я посмелее!Ох, хитра ты, матушка, хитра!Уж не жди от нас, Балда, добра! (громко в сторону, манит пальцем)Ну-кося, поди-кося, Балда,Поскорее к нам иди сюда!Попадьягромко, приказным тоном в сторону:Эй, куда пропал, Балда?Поскорее к нам иди сюда!Балда выходит на сцену. Поп Балде, заискивая перед ним говорят.Поп :Ну-ка, верный мой работник,Дорогой ты мой Балда!Ты и повар нам, и плотник!Всем ты — парень хоть куда!Попадья , обходя Балду с другой стороны:Да-да-да! Наш БалдаПарень хоть куда!Балда смотря то на одного, то на другого:Вы, хозяева, уж слишкомЗахвалили среди дня,Не пойму своим умишком-Чё вам надоть от меня?Поп :Слушай, обязались чертиМне оброк до самой смертиДо моей платить, да вотТретий год уже идет,А оброк мне не идет!Попадья: Да! Да! Да!Третий год, а доход нам не идёт!Балда:Все понял — оброк вам полныйСоберу! Наемся полбы, -И пойду вперед, не споря,Прямо к этному я морю!Балда уходит за кулисы .Поп восторженно:Ой, матушка!Попадья хлопая в ладоши:Ой, батюшка!Поп усмехаясь:Со смеху болит живот!Попадья:Тише! Вон Балда идет!Балда возвращается. К нему подходят Поп с Попадьёй.Балда : Ну, хозяева, прощайте!Лихом здесь не поминайте!Попадья:Ну, прощай, Балда! Прощай!Поп торопливо машет:Ну, прощай! Шагай! Шагай!Балда уходит.Поп в сторону попадьи:Пропадёт! Умом убогий!Попадья:Знать, туда ему дорога!Ну а мы с тобой пойдемОтдохнем, чайку попьем!Поп:Пойдем, пойдем!Чайку попьем!Поп и попадъёй под ручку уходят со сцены.Музыка, Скоморохи 6 и 7 растягивают на сцене синюю ткань, за ней прячутся черти. Балда выходит на сцену, снимает верёвку с плеча, опускает её за синюю ткань, крутит. За тканью начинают прыгать черти.Скоморох 6: Балда, с попом понапрасну не споря,Пошёл, стал у берега моря;Там он стал верёвку крутитьДа конец её в море мочить.Вот из моря вылез Бес.Скоморохи 6 и 7 отпускают ткань, кладут на сцену и садятся по разные стороны сцены.Чёрт 1 :Зачем ты, Балда, к нам залез?Балда:Да вот верёвкой хочу море морщитьДа вас, проклятое племя, корчить.Чёрт 1 :Скажи, за что такая немилость?Балда :Как за что? Вы не платите оброка,Не помните положенного срока;Чёрт 2 Какой тебе надобен оброк?Чёрт 3 :Об оброке век мы не слыхали,Не было чертям такой печали.Скоморох 7 :А Балда над морем опять шумитДа чертям верёвкой грозит.Чёрт 3 : берёт палку из-за кулисПолно, мужичок,Вышлем тебе весь оброк -Только слушай. Видишь ты палку эту?Выбери себе любимую мету.Кто далее палку бросит,Тот пускай и оброк уносит. (пауза 5 секунд) передаёт палку Балде.Что ж? боишься вывихнуть ручки? (пауза 3 секунды)Чего ты ждешь?Балда :Да жду вон этой тучки:Зашвырну туда твою палку,Да и начну с вами, чертями, свалку. Черти испугавшись убегают Барышев Матвей прибегает с мешком, отдаёт его Балде, убегает со сцены.Скоморох 6 :Делать нечего — собрали оброк…Да на Балду свалили мешок.Идёт Балда, покрякивает.Балда уходит со сцены.На сцену выходят поп с попадьёй, Балда выходит с мешком на плече.Скоморох 7 :А поп, завидя Балду, вскакивает,За попадью прячется,Со страху корячится.Балда его тут отыскал,Отдал оброк, платы требовать стал.Бедный поп подставил лоб:Балда :Что вы матушкаЧто вы батюшкаЧто же вы друзья-ребятушкиЗнаете меня с Тех пор-Что ж я, братцы, живодёр?Успокойтесь, да идитеИ по совести живитеПоп :Ах, Балдушенька, дружокпопадьяПриходи на пирожокПриходи на чай с вареньемБалда :А побольше угощенья не отыщется у вас,Чтоб хватило на всех нас?Попадья:Хватит угощенья всем,Изменились мы совсем!Поп:Уж я жадничать не буду!Попадья:Я про хитрости забуду!В мире, дружбе жить хотимВсех приветим, угостим!Поп:Несите ватрушки,Несите пампушки,Раздавайте плюшки!Звучит музыка, выходят скоморохи и торговцы с баранками и бубликами, музыка «Ярмарка» , все подходят к краю сцены на общий поклон.Занавес!

Проверен экспертом

Общая информация

Похожие материалы

  • Презентация «Виртуальная экскурсия в «Художественно-историческое объединение » города Северобайкальск»

  • Огонь- друг, огонь-враг. Разработка внеклассного меропрития

  • Презентация по культуре общения «Протокольно-этикетное выступление»(7 класс)

  • Презентация по культуре общения «Описание как тип информационного выступления»(7 класс)

  • Рабочая программа кукольного кружка «Теремок»

  • Презентация по культуре общения «Понятие об информационном выступлении»(7 класс)

  • Презентация по культуре общения «Риторические приемы»(7 класс)

  • Рабочая программа кружка «Народные игры»

  • Не нашли то что искали?

    Воспользуйтесь поиском по нашей базе из

    5451663 материала.

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс профессиональной переподготовки «Основы религиозных культур и светской этики: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс профессиональной переподготовки «Экскурсоведение: основы организации экскурсионной деятельности»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация логистической деятельности на транспорте»

  • Курс повышения квалификации «Управление финансами: как уйти от банкротства»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация деятельности по подбору и оценке персонала (рекрутинг)»

  • Курс повышения квалификации «Разработка бизнес-плана и анализ инвестиционных проектов»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация маркетинга в туризме»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация деятельности секретаря руководителя со знанием английского языка»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация деятельности по водоотведению и очистке сточных вод»

  • Курс повышения квалификации «Международные валютно-кредитные отношения»

  • Курс профессиональной переподготовки «Теория и методика музейного дела и охраны исторических памятников»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация и управление службой рекламы и PR»

  • Курс повышения квалификации «Информационная этика и право»

В. Лысенко

Сказ
о попе, Балде и оброке беса

/по
сказке А. Пушкина Сказка о попе и о работнике его Балде/

Действующие лица:
ПОП
БАЛДА
ПОПОДЬЯ
БЕС
БЕСЕНОК
ПОЧЕТАТЕЛИ в образе маленьких Пушкиных.
 
Входят в образе маленьких Пушкиных ребята разворачивают книгу сказок . Каждый с недоумением рассматривает друг друга.
Почитатели 1. А. С. Пушкин
Почитатели 2. Пушкин А. С.
Почитатели 3. Сказки А. С. Пушкина

Почитатели
4.
О попе и о
работнике его Балде.

Звучит ярмарочная музыка

Почитатели 1.Жил-был поп.
Почитатели 2.Толоконный лоб.
Почитатели 3. Пошел поп по базару
Почитатели 4. Посмотреть кой-какого товару.
Почитатели перестраиваются в их руках латки для торговли.
Этюд базар.
Почитатели 1. Навстречу ему Балда
Все. Идет…
Балда. Иду сам не зная куда.
Встречается с попом
Что, батька, так рано поднялся?
Чего ты взыскался?
Поп. Нужен мне работник:
Повар, конюх и плотник.
А где найти мне такого
Служителя не слишком дорогого?
Балда. Буду служить тебе славно,
Усердно и очень исправно,
В год за три щелка тебе по лбу,
Есть же мне давай вареную полбу".
Почитатели 2. Призадумался поп.
Почитатели 3. Стал себе почесывать лоб.
Почитатели 4. Щелк щелку ведь розь.
Да понадеялся он на русский авось.
Поп. Ладно.
Не будет нам обоим накладно.
Поживи-ка на моем подворье,
Окажи свое усердие и проворье.
Почитатели 1 Живет Балда в поповом доме.
Почитатели 2 Спит себе на соломе.
Ест за четверых,
Работает за семерых;
Почитатели 3 До светла все у него пляшет.
Почитатели 4 Лошадь запряжет, полосу вспашет,
Почитатели 1 Печь затопит, все заготовит, закупит,
Почитатели 2 Яичко испечет да сам и облупит.
Почитатели 3 Попадья 
Поповна. Попадья Балдой не нахвалится,
Попадья. О Балде лишь и печалится,
Поповна. Попенок зовет его тятей:
Кашу заварит, нянчится с дитятей.
Только поп один Балду не любит,
Никогда его не приголубит.
Попадья. О расплате думает частенько:
Балда. Время идет, и срок уж близенько.
Почитатели 1.  Поп ни ест,
Почитатели 2. Ни пьет, 
Почитатели 3.  Ночи не спит:
Балда (Разменная кисти рук). Лоб у него заранее трещит.
Почитатели. Вот он попадье признается:
Поп (чуть не плача). Так и так: что делать остается?
Ум у бабы догадлив…
Попадья (заговорчески). Догадлив… 
На всякие хитрости повадлив.
Знаю средство,
Как удалить от нас такое бедство:
Закажи Балде службу, чтоб стало ему невмочь;
А требуй, чтоб он ее исполнил точь-в-точь.
Тем ты и лоб от расправы избавишь
И Балду-то без расплаты отправишь.
Поп (Улыбаясь). Стало на сердце попа веселее,
глядеть на Балду посмелее!
Балда. Вот он кричит. 
Поп (Кричит). Поди-ка сюда,
Верный мой работник Балда.
Слушай: платить обязались черти
Мне оброк но самой моей смерти;
Лучшего б не надобно дохода,
Да есть на них недоимки за три года.
Как наешься ты своей полбы,
Собери-ка с чертей оброк мне полный.
Балда.  С попом понапрасну не споря,
Пошел, сел у берега моря;
Стал веревку я крутить
Да конец ее в море мочить.
Вот из моря вылез старый Бес?
Старый Бес. Зачем ты. Балда, к нам залез?
Балда. Да вот веревкой хочу море морщить
Да вас, проклятое племя, корчить.
Беса старого взяла унылость.
Старый бес. Скажи, за что такая немилость?
Балда. Как за что? Вы не плотите оброка,
Не помните положенного срока;
Вот ужо будет нам потеха,
Вам, собакам, великая помеха.
Старый бес. Балдушка, погоди ты морщить море.
Оброк сполна ты получишь вскоре.
Погоди, вышлю к тебе внука.
Балда. Этого провести не штука!
Вынырнул подосланный бесенок,
Замяукал он, как голодный котенок:
Бесенок. Здравствуй, Балда-мужичок;
Какой тебе надобен оброк?
Об оброке век мы не слыхали,
Не было чертям такой печали.
Ну. так и быть -- возьми, да с уговору,
С. общего нашего приговору --
Чтобы впредь не было никому горя:
Кто скорее из нас обежит около моря,
Тот и бери себе полный оброк,
Между тем там приготовят мешок".
Засмеялся Балда лукаво:
Балда (Смеется). Что ты это выдумал, право?
Где тебе тягаться со мною,
Со мною, с самим Балдою?
Экого послали супостата!
Подожди-ка моего меньшего брата".
Почитатели 1.  Пошел Балда в ближний лесок,
Почитатели 2. Поймал двух зайков да в мешок.
Почитатели 3. К морю опять он приходит,
Почитатели 4. У моря бесенка находит.
Бесенок. Держит Балда за уши одного зайку:
Балда. Попляши-тка ты под нашу балалайку;
Ты, бесенок, еще молоденек,
Со мною тягаться слабенек;
Это было б лишь времени трата.
Обгони-ка сперва моего брата.
Раз, два, три! догоняй-ка".
Почитатели 1. Пустились бесенок и зайка:
Почитатели 2.  Бесенок по берегу морскому,
Почитатели 3. А зайка в лесок до дому.
Балда. Вот, море кругом обежавши,
Высунув язык, мордку поднявши,
Прибежал бесенок 
Бесенок (Задыхаясь). Задыхаюсь…
Балда. Весь мокрешенек, лапкой утираясь,
Мысля: дело с Балдою сладит.
Глядь - а Балда братца гладит,
Братец мой любимый,
Устал, бедняжка! отдохни, родимый".
Бесенок оторопел,
Хвостик поджал, совсем присмирел,
На братца поглядывает боком.
Бесенок. Погоди,
Балда. Что говоришь?..
Бесенок. Схожу за оброком.
Балда. К деду?
Бесенок. Пошел к деду, 
Бес. Говори.
Бесенок. Беда!
Обогнал меня меньшой Балда.
Бес. Старый Бес стал тут думать думу.
Балда начинает шуметь
Бесенок. А Балда 
Бес. Ай, наделал такого шуму,
Что все море смутилось
И волнами так и расходилось.
Балда. Вылез бесенок.
Бесенок. Полно, мужичок,
Вышлем тебе весь оброк .
Только слушай. Видишь ты палку эту?
Выбери себе любимую мету.
Кто далее палку бросит,
Тот пускай и оброк уносит.
Что ж? боишься вывихнуть ручки?
Чего ты ждешь?
Балда. Да жду вон этой тучки:
Зашвырну туда твою палку,
Да и начну с вами, чертями, свалку.
Испугался бесенок ?
Бесенок. Да, пойду к деду,
Балда. Рассказывать про мою победу
Бесенок уходит. Балда начинает опять мутить море. Выходит Бесенок.
Бесенок. А Балда над морем опять шумишь
Да нам веревкой грозишь.
Балда. Вылез чумазый бесенок: 
Бесенок. Что ты хлопочешь?
Будет тебе оброк, коли захочешь..."
Балда. Нет!
Бесенок. Говори Балда,
Балда. Теперь моя череда,
Условия сам назначу,
Задам тебе, враженок, задачу.
Посмотрим, какова у тебе сила.
Видишь: там сивая кобыла?
Кобылу подыми-тка ты,
Да неси ее полверсты;
Снесешь кобылу, оброк уж твой;
Не снесешь кобылы, ан будет он мой".
Почитатель 1.Бедненький бес
Почитатель 2. Под кобылу подлез,
Почитатель 3. Понатужился,
Понапружился,
Почитатель 4. Приподнял кобылу, два шага шагнул.
На третьем упал, ножки протянул.
Бесенок. А Балда… 
Балда. Глупый ты бес,
Куда ж ты за нами полез?
И руками-то снести не смог,
А я, смотри, снесу промеж ног.
Почитатель 1. Сел Балда на кобылку верхом
Балда. Да версту проскакал, так что пыль столбом.
Испугался бесенок и к деду
Пошел рассказывать про такую победу.
Бес. Черти стали в кружок,
Делать нечего - собрали полный оброк
Бесенок. Да… 
Бес. На Балду взвалили мешок.
Балда. Идет Балда, покрякивает,
А поп, завидел Балду, вскакивает,
За попадью прячется,
Со страху корячится?
Поп. Балда?..
Балда. Балда, Балда…
Поп. (Трясясь от страху). Я тут, отыскал.
Балда. Вот оброк, плати
Поп. Платы требовать стал.
Балда. Бедный поп
Подставляй лоб:
Балда бет щелчок
Почитатель 1. С первого щелка
Поп (Визжит). Прыгнул поп до потолка;
Балда бет щелчок
Почитатель 2. Со второго щелка
Поп (Мычит как немой). Лишился поп языка,
Почитатель 3. А с третьего щелка
Почитатель 4. Вышибло ум у старика.
Поп (Плача). А Балда приговаривал с укоризной:
Балда. Не гонялся бы ты, поп, за дешевизной!
Почитатели на зрителя.
Почитатели 1.Вот вам. Жил-был поп.
Почитатели 2.Толоконный лоб.
Почитатели 3. Пошел поп по базару
Почитатели 4. Посмотреть кой-какого товару….
Все смеются над попом 
Поклоны
А.С. Пушкин 1831

А.С. Пушкин «Сказка о попе и его работнике
Балде».

Жил-был поп,
Толоконный лоб.
Пошёл поп по базару
Посмотреть кой-какого товару.
Навстречу ему Балда
Идёт, сам не зная куда.

Толоконный – разг. о глупом,
бестолковом  человеке. Толокно – овсяная мука, для ее получения зерна не
мололи на мельнице, а толкли с помощью деревянной толкушки.

“Что, батька, так рано поднялся?
Чего ты взыскался?”
Поп ему в ответ: “Нужен мне работник:
Повар, конюх и плотник.

А где найти мне такого
Служителя не слишком дорогого?”
Балда говорит: “Буду служить тебе славно,
Усердно и очень исправно,

В год за три щелка тебе по лбу.
Есть же мне давай варёную полбу”.
Призадумался поп,

Стал себе почёсывать лоб.
Щёлк щелку ведь розь.
Да понадеялся он на русский авось.

А.С. Пушкин «Сказка о царе
Салтане, о сыне его, славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче, и
о прекрасной царевне Лебеди».

1. Знать названия сказок
полностью + «У Лукоморья дуб зеленый»

2. Какими товарами торговали
корабельщики в сказке?

Соболями,

чернобурыми лисами,

конями, донскими жеребцами,

булатом, чистым серебром и златом.

2. Кем пожелали стать три
девицы?

1- пир

2- ткачихой

3 – родить богатыря

3. В кого превращался князь
Гвидон? КОМАР, МУХА, ШМЕЛЬ
Хотел повидать отца

Коршун – чародей, его стрелой
погубил Гвидон.

4. Сколько
дней пришлось голодать царице и Гвидону? (3) Не тужи, что за меня есть не
будешь ты три дня,

Что стрела
пропала в море.

5. Что такое
светлица?

И в светлицу
входит царь,

Стороны той государь.

Светлица – самая светлая
комната в доме.

И роди
богатыря

Мне к исходу сентября.

Царь
недолго собирался:

В тот же вечер обвенчался.

В сени
вышел царь-отец.

Все пустились во дворец.

Сени  
неотапливаемое и нежилое помещение, отделяющее улицу и дом.

Царь Салтан за
пир честной

Сел с царицей молодой;

Честной- 
почетный, уважаемый.

Сына бог им
дал в аршин,

+28 дюймов,
0,7 метра

«Царь велит
своим

А.С.
Пушкин «Сказка о Золотом Петушке».

1.
царь – Дадон Сколько у него было сыновей? (2)

2. Но под старость
захотел

Отдохнуть от ратных
дел

Ратных
военных, боевых

1.     
Чтоб
концы своих владений

Охранять от нападений,
Должен был он содержать
Многочисленную рать.
Рать – войско.

2.     
К кому обратился царь за помощью?
К мудрецу- звездочету

3.     
Что подарил ему мудрец?

Вот мудрец перед Дадоном
Стал и вынул из мешка
Золотого петушка.
«Посади ты эту птицу, —
Молвил он царю, — на спицу;
Петушок мой золотой
Будет верный сторож твой:
Коль кругом всё будет мирно,
Так сидеть он будет смирно;
Но лишь чуть со стороны
Ожидать тебе войны,
Иль набега силы бранной,
Иль другой беды незваной,
Вмиг тогда мой петушок
Приподымет гребешок,
Закричит и встрепенется
И в то место обернется».

Толоконный — сделанный  из немолотой
овсяной муки, разг. о глупом, бестолковом человеке.

Полба – разновидность пшеницы, каша из нее. Растение среднее  между
пшеницей и ячменем.

Оброк – денежный налог.

Супостат – недруг.

Мета – намеченная цель.

Недоимки— неуплата.

Поп говорит Балде: “Ладно.
Не будет нам обоим накладно.
Поживи-ка на моём подворье,
Окажи своё усердие и проворье”.

Накладно –невыгодно. Подворье – дом с хозяйственными
постройками.

Живёт Балда в
поповом доме,

Спит себе на соломе,
Ест за четверых,
Работает за семерых;
Досветла всё у него пляшет,
Лошадь запряжёт, полосу вспашет.
Печь затопит, всё заготовит, закупит,

.

 (Повариха)

Б) ЦАРЕВНА-ЛЕБЕДЬ

За морем
царевна есть,

Что не можно глаз отвесть:
Днем свет божий затмевает,
Ночью землю освещает,
Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит.
А сама-то величава,
Выплывает, будто пава;
А как речь-то говорит,
Словно реченька журчит.

В) 33
БОГАТЫРЯ

Море
вздуется бурливо,

Закипит, подымет вой,
Хлынет на берег пустой,
Разольется в шумном беге,
И очутятся на бреге,
В чешуе, как жар горя,
Тридцать три богатыря,
Все красавцы удалые,
Великаны молодые,
Все равны, как на подбор,
С ними дядька Черномор.

Кем по
родству приходятся

Ей и сыну злую долю

Злая доля— участь, судьба.

 Как выбрались царица и
Гвидон из бочки?

Сын на ножки поднялся,
В дно головкой уперся,
Понатужился немножко:
«Как бы здесь на двор окошко
Нам проделать?» —

Молвил он, вышиб дно и вышел вон.

Какое дерево росло на острове Буяне? (Дуб).

Из чего сделал себе царевич оружие для охоты?

Ломит он у дуба сук
И в тугой сгибает лук,
Со креста снурок шелковый
Натянул на лук дубовый,
Тонку тросточку сломил,
Стрелкой легкой завострил

В колымагах золотых
Пышный двор встречает их;

Колымага —  тяжелая закрытая четырехколесная повозка.

В
тот же день стал княжить он

И нарекся: князь
Гвидон.

Нарекся – назвался.

Город
новый, златоглавый,

Пристань
с крепкою заставой.

Застава
место въезда в город, являющееся пунктом
контроля привозимых грузов и приезжающих.

4.      
Князь для белочки потом
Выстроил хрустальный дом.
Караул к нему приставил
И притом дьяка заставил

5.      
Какую награду обещал царь мудрецу-звездочету за
петушка?

Горы золота сулит.
«За такое одолженье, —
Говорит он в восхищенье, —
Волю первую твою
Я исполню, как мою».

7.Что кричал петушок?

 «Кири-ку-ку.
Царствуй, лежа на боку!»
8. Сколько лет царь жил в мире? (2 года)


Год, другой проходит мирно;
Петушок сидит всё смирно.
Видит, бьется петушок,
Обратившись на восток.

1.      
Сколько дней нужно было добираться до Шамаханской
цирицы? (8)

2.      

Войска идут день и ночь;

Им становится невмочь.
Ни побоища, ни
стана
,

Ни надгробного кургана
Не встречает царь Дадон.

Побоище –

Стан –

Перед ним его два сына
Без шеломов и без лат

,

Попадья говорит: “Знаю средство,
Как удалить от нас такое бедство:
Закажи Балде службу, чтоб стало ему невмочь,
А требуй, чтоб он её исполнил точь-в-точь.

Слушай: платить обязались черти
Мне оброк по самой моей смерти;
Лучшего б не надобно дохода,
Да есть на них недоимки за три года.

( На самом деле черти не должны были ничего платить!)

1)    Какие задания давал Чертенок Балде?

Кто скорее из нас обежит около моря,
Тот и бери себе полный оброк,

Засмеялся Балда лукаво:
“Что ты это выдумал, право?
Где тебе тягаться со
мною,

Со мною, с самим Балдою?
Экого послали супостата!

Лукаво- хитро.

Тягаться – соперничать, состязаться.

Супостат – противник, неприятель.

Раз, два, три! догоняй-ка”.
Пустились бесёнок и зайка:
Бесёнок по берегу морскому,
А зайка в лесок до дому.

Глядь — а
Балда братца гладит,

Приговаривая: “Братец мой любимый,
Устал, бедняжка! отдохни, родимый”.
Бесёнок оторопел,

Родимый – родной.

Оторопел – растерялся.

Видишь ты палку эту?
Выбери себе любую мету.

 царевне-лебеди?

Эти
витязи морские

Мне ведь братья
все родные.

Лебедь нас к тебе послала
И наказом наказала
Славный город твой хранить

И дозором обходить.
Мы отныне ежеденно
Вместе будем непременно
У высоких стен твоих
Выходить из вод морских

волшебный
город, который появился за одну ночь

И дивясь,
перед собой

Видит город он большой,
Стены с частыми зубцами,
И за белыми стенами
Блещут маковки церквей
И святых монастырей.
Отдает ей войско честь;

Что
делали с золотыми скорлупками?

Из скорлупок льют монету,
Да пускают в ход по свету;
Девки сыплют изумруд
В кладовые, да под спуд;
Все в том острове богаты,
Изоб нет, везде палаты;

Под
спуд
– в скрытом, потаенном месте.

Палаты – дворцы из камня.

— князь Гвидон
вырос не по дням, а по часам

Туча по небу идет,
Бочка по морю плывет.

И растет ребенок там
Не по дням, а по часам.

6.    Что говорила царевна-лебедь Гвидону?

Строгий счет орехам весть.
Князю прибыль, белке честь.

Ой вы, гости-господа,
Долго ль ездили? куда?
Ладно ль за морем, иль худо?
И какое в свете чудо?»
Ладно— хорошо.

боярам

Бояре –
богатые люди, владеющие землями, служили царю.

11. Сколько дней пировал Дадон у Шамаханской царицы?

Там за стол его сажала,
Всяким яством угощала;
Уложила отдыхать
На парчовую кровать.
И потом, неделю ровно,
Пировал у ней Дадон

Яства – кушанье. Парчовый
златотканый. Парча
плотная узорчатая шёлковая ткань с переплетающимися
золотыми, серебряными нитями.

12. Перед ним молва бежала,
Быль и небыль разглашала.

Молва – слухи, вести.

Молвить – сказать.

13.  В сарачинской шапке белой,

 = в арабской

14. Что захотел получить мудрец- звездочет в обмен на петушка?

Подари
ты мне девицу,

Шамаханскую царицу.

15.
Что  предлагал ему царь вместо этого?

Попроси ты от меня
Хоть казну, хоть чин боярской,
Хоть коня с конюшни царской,
Хоть пол-царства моего».

Кто далее палку бросит,

Тот пускай и оброк уносит.
Что ж? боишься вывихнуть ручки?
Чего ты ждешь?” — “Да жду вон этой тучки;
Зашвырну туда твою палку,
Да и начну с вами,чертями,свалку”.

Свалка — драка, побоище.

Задачка Балды:

Кобылу подыми-тка ты
Да неси её полверсты;
Снесёшь кобылу, оброк уж твой;
Не снесёшь кобылы, ан будет он мой”.

Полверсты  — 500 метров. Верста 1066,8 м+ км+

Понатужился,
Понапружился,
Приподнял кобылу, два шага шагнул,
На третьем упал, ножки протянул.

Сел Балда на кобылку верхом
Да версту проскакал, так что пыль столбом.

А поп, завидя Балду, вскакивает,
За попадью прячется,
Со страху корячится.

(неуклюже передвигается)

А Балда приговаривал с укоризной:
“Не гонялся бы ты, поп, за дешевизной
”.

«Здравствуй, князь ты мой прекрасный!
Что ты тих, как день ненастный?
Опечалился чему?» —
Говорит она ему.

7.    Что отвечал Гвидон царевне?

«Грусть-тоска меня съедает,
Одолела молодца:
Видеть я б хотел
отца».

«Чем
вы, гости, торг ведете

И куда теперь плывете?»

Гости  —  купцы.

Корабельщики
в ответ:

«Мы объехали весь свет,
Торговали соболями,
Чернобурыми лисами
;

Торговали
мы конями,

Всё донскими жеребцами,

Торговали
мы булатом,

Чистым серебром и златом,

Неуказанным
товаром
;
А теперь нам вышел срок,
Едем прямо на восток,
Мимо острова Буяна,
В царство славного
Салтана…»

Видит:
весь сияя в злате,

Царь Салтан сидит в палате
На престоле
и в венце

С грустной думой на лице;

Палата – дворец. Престол – трон царя.

Венец – корона.

16.
Как был наказан царь Дадон?

Вот
— въезжает в город он…

Вдруг раздался легкой звон,
И в глазах у всей столицы
Петушок спорхнул со спицы,

К
колеснице полетел

И царю на темя сел,

17. Какой  поговоркой заканчивается сказка?

Сказка ложь, да в ней намек!
Добрым молодцам урок.

Мастер-класс
по произведению А. С. Пушкина «Сказка о попе и

работнике
его Балде».

Цель
урока: знакомство со сказкой Александра Сергеевича Пушкина «Сказка о попе
и работнике его Балде».

Задачи
урока:

Образовательная:
продолжить обучение выразительному чтению, развивать умение работать с
литературоведческими терминами (сказка, герой). 

Коррекционная:
работать над выработкой навыков осмысленного чтения, умением ставить вопросы к
прочитанным смысловым отрывкам сказки.

Воспитательная:
воспитывать чувство ответственности за данное слово.

I.
Организация начала урока.


Здравствуйте, ребята. Поверьте, вашу готовность к уроку. На столе должны лежать
книга, тетрадь, дневник, ручка, карандаш.

II.
Формулировка цели, определение задач урока.


Сегодня утром почтальон принес нам посылку, что в ней, я не знаю. Давайте
вместе откроем ее и выясним, это поможет нам узнать тему сегодняшнего урока
(открывает). Ребята, вы только посмотрите, какая красивая книга. В ней собрано
много сказок одного очень известного автора. Интересно, кто же их написал?

Всех
героев этих сказок мы узнаем без подсказок:

Царь
Салтан и Черномор, Поп, Балда и царь Гвидон,

И
Людмила и Руслан, кот, что ходит по цепям

Слышали
их с детства наши ушки

Ведь
их автор …………. (Александр Пушкин).


Совершенно верно. Сегодня мы продолжим знакомиться с творчеством великого
русского писателя (Портрет Пушкина на экране), а именно поговорим о «Сказке о
попе и работнике его Балде».


Как вы думаете, чему мы сегодня можем научиться на уроке?

Дети:

Ø отвечать
на вопросы,

Ø задавать
вопросы,

Ø выразительно
читать,

Ø пересказывать,

Ø находить
в тексте нужные отрывки,

Ø думать,

Ø узнаем
значения новых слов.

III.
Актуализация знаний.

С
самого детства А. С. Пушкин воспитывался няней Ариной Родионовной, которая
рассказывала маленькому сказки, знала много поверий, пословиц, поговорок. Именно
от нее будущий великий писатель и почерпнул интерес к народному творчеству, что
позже отразилось в его произведениях.

От ужаса не
шелохнусь, бывало,
Едва дыша, прижмусь под одеяло,
Не чувствуя ни ног, ни головы…
Я трепетал – и тихо наконец
Томленье сна на очи упадало.
Толпа толпой с лазурной высоты
На ложе роз крылатые мечты,
Волшебники, волшебницы слетались,
Обманами мой сон обворожали.

В
сказках автор изображал как волшебных, вымышленных героев, так и обычных людей.


Перед вами определение понятия «сказка». Прочтите его внимательно и ответьте на
вопрос: как вы думаете, в чем ее главное отличие от других произведений?

IV.
Работа с новым материалом.

(Знакомство
со «Сказкой о попе и работнике его Балде». Учащиеся слушают чтение отрывка
сказки учителем, по ходу чтения отмечая карандашом непонятные слова,
расставляя пометки «+», «-»,   «?» (приём «Плюс, минус, интересно».


Каковы ваши впечатления от услышанного?


Что вам больше всего запомнилось из этой сказки?


Какие слова и выражения были непонятны?

V.
Словарная работа.

Поп
— название православного священника.

Балда
– недогадливый, простодушный человек. А у Пушкина это имя собственное.

Полба
– зерновой злак, один из видов пшеницы.

Взыскаться –
искать.

Исправно
— старательно, усердно, добросовестно.

VI.
Работа с текстом сказки (описание характеров героев).


Кто является главными героями сказки?


Что мы можем сказать о характерах героев? Можем ли мы подтвердить свое суждение
текстом?


Перед вами карточки с цитатными характеристиками героев. Ваша задача соотнести
характеристику с героем. Какие качества характера героев мы можем назвать,
опираясь на цитаты?

Устная
характеристика героев, подведение итога
.

«Сказка
о попе и работнике его Балде»

Жил-был
поп,
Толоконный лоб.
Пошел поп по базару
Посмотреть кой-какого товару.
Навстречу ему Балда
Идет, сам не зная куда.
«Что, батька, так рано поднялся?
Чего ты взыскался?»
Поп ему в ответ: «Нужен мне работник:
Повар, конюх и плотник.
А где найти мне такого
Служителя не слишком дорогого?»
Балда говорит: «Буду служить тебе славно,
Усердно и очень исправно,
В год за три щелка тебе по лбу,
Есть же мне давай вареную полбу».
Призадумался поп,
Стал себе почесывать лоб.
Щелк щелку ведь рознь.
Да понадеялся он на русский авось.
Поп говорит Балде: «Ладно.
Не будет нам обоим накладно.
Поживи-ка на моем подворье,
Окажи свое усердие и проворье».
Живет Балда в поповом доме,
Спит себе на соломе,
Ест за четверых,
Работает за семерых;
До светла все у него пляшет.
Лошадь запряжет, полосу вспашет,
Печь затопит, все заготовит, закупит,
Яичко испечет да сам и облупит.
Попадья Балдой не нахвалится,
Поповна о Балде лишь и печалится,
Попенок зовет его тятей:
Кашу заварит, нянчится с дитятей.
Только поп один Балду не любит,
Никогда его не приголубит.
О расплате думает частенько:
Время идет, и срок уж близенько.

  • Пушкин детские сказки список
  • Пушкин жар птица сказка
  • Пушкин лицейские годы сочинение
  • Путешествовал ли ты по россии в какой природной зоне ты был подготовь о ней рассказ
  • Путник как правильно пишется