Пушкин произведения сказка о мертвой царевне и о семи богатырях

Автор: гавохина людмила сергеевна организация: гкоу казачий кадетский корпус населенный пункт: ставропольский край, г. буденновск цели урока: -раскрыть нравственный смысл

Автор: Гавохина Людмила Сергеевна

Организация: ГКОУ «Казачий кадетский корпус»

Населенный пункт: Ставропольский край, г. Буденновск

Цели урока:

раскрыть нравственный смысл сказки А.С. Пушкина, рассмотреть категории добра и зла на примере данной сказки;

-продолжить обучение элементам анализа художественного текста, умению сравнивать, обобщать;

-формирование прочной нравственной позиции, положительных ориентаций на распознавание истинной красоты.

Эпиграф урока:

Лишь добро одно бессмертно.

Зло подолгу не живет.

Шота Руставели

Методические приемы: беседа, анализ эпизодов, выразительное чтение сказки.

Оборудование урока: текст “Сказки о мертвой царевне и семи богатырях”, иллюстрации к сказке, слайды, портрет А.С.Пушкина.

Ход урока

1. Организационный момент. (Приветствие учащихся. Отметить отсутствующих).

2. Слово учителя. ПРИТЧА. Слайд 1.

Когда-то давным-давно жил Человек на свете и не знал, что существует на земле Добро и Зло. Отправился человек в дорогу, встретилась ему на пути гора. На вершине горы стояли два сосуда. Один сосуд был наполнен Добром, другой – Злом. Заинтересовало Человека содержимое сосудов, решил он заглянуть вовнутрь и узнать, что же такое Добро и Зло. Разбил он кувшины, перемешалось всё их содержимое. Наполнило содержимое кувшинов душу человека. Живёт человек и не знает, что же такое добро и зло, чего в его душе больше.

— Так о чём же пойдёт речь на сегодняшнем уроке?

(Ученики отвечают, что мы будем говорить о добре и зле).

— На примере какого литературного произведения мы будем говорить об этих понятиях?

(На примере сказки А.С. Пушкина, будем говорить о добрых и злых героях, о царевне и мачехе, будем сравнивать их).

  • Правильно, молодцы. (СЛАЙД 2)

Вот вы и сформулировали цель нашей работы – раскрыть значение терминов «добро» и «зло» на примере анализа сказки А.С.Пушкина.

Мы будем учиться сравнивать образы героев, анализировать текст.

Работа с эпиграфом к уроку.

Лишь добро одно бессмертно.

Зло подолгу не живет.

Шота Руставели (грузинский поэт)

— Как вы думаете, так ли это? Можем ли мы согласиться с высказыванием поэта?

— Отвечают.

Учитель:

-Ребята, мы с вами говорили о необыкновенном интересе А.С.Пушкина к народному творчеству.

— Кто знакомил Пушкина с русским народным творчеством?

(Поэт с огромным удовольствием слушал песни и сказки в исполнении своей няни, Арины Родионовны, других простых людей).

3. Проверка домашнего задания.

Учитель:

-Нам всем хорошо знакомо выражение “В сказках Добро всегда побеждает Зло”.

Так что же это такое – Добро и Зло?

(Обучающиеся формулируют определение добра и зла).

Учитель:

-Хорошо, ребята, молодцы.

СЛАЙД 3. (На экране при помощи проектора выводятся заранее подготовленные толкования терминов):

Учитель:

-Ребята, как вы думаете, можно ли утверждать, что добро и зло являются противоположными понятиями? Как в русском языке называются такие группы слов?

(Да, добро и зло – противоположные понятия, это антонимы).

Учитель:

-Мне хотелось бы, чтобы вы усвоили сегодня не только значения слов, данные в словаре, но и попытались увидеть, как А. С. Пушкин показывает добро и зло в “Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях”.

4. Объяснение нового материала.

  • 4). А теперь давайте вспомним, чем отличается народная сказка от литературной?

(СЛАЙД 5). СХОДСТВА И РАЗЛИЧИЯ НАРОДНОЙ И ЛИТЕРАТУРНОЙ СКАЗОК.

1. Работа с текстом.

Беседа.

Учитель: (СЛАЙД 6)

— В народных сказках всех героев можно разделить на положительных и отрицательных.

— Можем ли мы, ребята, так же четко разграничить положительных и отрицательных героев в “Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях”?

Вспомним героев сказки, совершающих добрые дела. (Царевна, Елисей, Соколко, ветер, месяц, солнце, зеркальце).

— Мы встретились в сказке не только с положительными, но и с отрицательными героями.

— Кого мы отнесём к отрицательным героям? (Царицу – мачеху).

(СЛАЙД 7).

— Подумайте, в образах каких героев заметна наиболее яркая характеристика Добра и Зла?

(СЛАЙД 8.) (В персонажах Царевны и царицы).

Работа с иллюстрациями, на которых изображена царица – мать и царица – мачеха.

Учитель:

— Для того чтобы представить образы Царевны-мачехи и Царицы, мы обратимся к устному словесному рисованию портретов Царевны и Царицы.

(Учащиеся представляют словесные портреты Царевны и Царицы, зачитывают из текста определения).

Учитель:

(СЛАЙД 9).

-Хорошо, ребята. А сейчас запишите в тетрадях определения, характеризующие героинь, в два столбика в виде таблицы. Посмотрим, что у нас получилось.

(Учащиеся зачитывают определения в таблицу).

Царица

Царевна

Внешность

Высока

Стройна

Бела

Белолица

Черноброва

Поведение,

характер

Горда

Ломлива

Своенравна

Ревнива

Злая

Красавица-душа

Милая

Приветливая

Цветовая гамма

Черны

(зависть)

Белый

Красный

Румяный

Делаем вывод по таблице.

Нрав – характер, душевные качества.

Кроткий – незлобливый, покорный, смирный.

Гордый – сознающий своё превосходство.

Ломлива – капризна.

Своенравный – упрямый, поступающий так, как вздумается.

Ревнива – здесь: мучительно желающая быть лучшей.

Учитель:

-Ребята, почему царица- мачеха решила погубить царевну? В чем суть конфликта между ними?

(Царица-мачеха считает себя самой красивой, а царевна становится ее соперницей, потому что волшебное зеркало сообщает, что падчерица “милее и белее”, чем она.

Учитель:

-А какими словами мы можем выразить отношение царицы к царевне?

(Ненависть, зависть)

Учитель:

-Обладает ли добрый человек такими чувствами?

(Нет, эти чувства характерны для злых людей)

Учитель:

-А как относится царевна к царице, которая ее решила погубить, к Чернавке, которая уводит девушку в темный лес?

(Она даже к своим врагам относится хорошо, не держит на них зла, не пытается им отомстить).

Учитель:

-Ребята, и царица-мачеха, и царевна – внешне красивы. Про какую из героинь мы можем сказать, что она обладает и внутренней, душевной красотой?

(Царица-мачеха красивая, но злая, никого не любит. Она весела только с зеркальцем. Значит душа у нее черная. А царевна по-настоящему красива, она всех любит, творит добро, и все ей помогают).

Учитель:

— В сказках у добра всегда много помощников, а зло – одиноко. Так кто из героев встает на путь добра и совершает добрые поступки???

Соколко пытается помочь Царевне, он даже съедает отравленное яблоко, чтобы объяснить богатырям, что произошло с Царевной.

Царевич Елисей, обратившись к помощи Солнца, месяца, ветра спасает свою невесту.

Даже явления природы помогают Елисею найти невесту.

Учитель:

— Что же в конце происходит со злой царицей-мачехой?

Найдите строки, в которых говорится о последних минутах ее жизни.

Учащиеся зачитывают строки:

“Злая мачеха, вскочив,

Об пол зеркальце разбив,

В двери прямо побежала

И царевну повстречала

Тут ее тоска взяла,

И царица умерла”.

Учитель:

-Пять раз в сказке царица названа злой. И она, действительно, причиняет зло тем, кто рядом с ней. Но справедливость восстановлена. Добро торжествует.

(СЛАЙД 10.)

5. Закрепление. Самостоятельный вывод учащихся.

Учитель: (СЛАЙД 11.)

-А сейчас, ребята, давайте еще раз обратимся к эпиграфу урока.

Можем ли мы, рассмотрев образы царицы и царевны, согласиться с высказыванием грузинского поэта Шота Руставели “Лишь добро одно бессмертно. Зло подолгу не живет”?

(Да, ведь Царица умирает, а царевна оживает. Значит, добро победило.)

Учитель:

-Скажите, ребята, какой вопрос на уроке был главным? К какому выводу мы пришли? (Как А.С.Пушкин противопоставляет в сказке два понятия: Добро и Зло?)

(Как А.С.Пушкин противопоставляет в сказке два понятия: Добро и Зло.

ВЫВОД: В сказках Добро всегда побеждает, а Зло наказано.

Учитель:

-В произведениях литературы отражается жизнь. В сказках мы наблюдаем борьбу добра со злом. В жизни все происходит гораздо сложнее, мы не можем разделить людей на добрых и злых. В душе каждого человека наблюдается противостояние добра и зла. Ведь мы совершаем и добрые поступки, и злые. Любим, желаем добра, здоровья. И тут же завидуем, обижаемся и даже, бывает, ненавидим.

  • 12) ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ. Подумайте, пожалуйста, чему научила вас сказка А. С. Пушкина, и считаете ли вы себя добрыми?

Запишите ответ на этот вопрос дома в тетрадях. Отрывок из сказки выучите наизусть.

Литература.

  1. http://xn--h1admk1b.xn--p1ai/main/2803.html
  2. http://festival.1september.ru/articles/560119/
  3. Борисов, А.С. Занимательное пушкиноведение: Викторины, литературные игры, кроссворды.— М.: НТЦ «Университетский», 1999 .— 191 с.
  4. Зуева Т.В. Сказки А.С. Пушкина: книга для учителя. – М.: Просвещение, 1989 – 159с.
  5. Пушкин в школе. Пособие для учителей, студентов, учащихся старших классов. Сост. В.Я. Коровина. – М.: РОСТ, Скрин, 1998
  6. Мищенко М.В. Фольклорно-мифологические мотивы в «Сказке о золотом петушке» А.С. Пушкина // Литература в школе – 2014. — № 5. – с. 14 – 16
  7. Кармазина Ж.Б., Федорищева Т.Д. «Сказка о царе Салтане…» в литературе, музыке и живописи (5-й класс) // Начальная школа плюс до и после – 2003. — № 4 – с. 49 – 55
  8. Демиденко Е. В надежде славы и добра (разговор с пятиклассниками о Пушкине и его сказках) / Литература // Первое сентября. – 1995. — №7 – с. 4 – 5

Источники.

  1. Литература: учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч. 1 / авт.-сост. В.Я. Коровина, В.И. Коровин, В.П. Журавлев. – М.: Издательство «Просвещение», 2020. – 328с.
  2. http://pushkin.ellink.ru

Приложения:

  1. file0.doc.. 59,0 КБ

  2. file1.pptx.zip.. 597,4 КБ

Опубликовано: 05.10.2021
  1. Сочинения
  2. По литературе
  3. Пушкин
  4. Анализ Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях

Знакомая всем с детства сказка А.С.Пушкина «О мертвой царевне и семи богатырях» описывает чудеса любви, доброты, нравственности, верности.

В центре произведения поставлен конфликт между молодой царевной и ее мачехой, прекрасной царицей. Конфликт возникает из-за ревности царицы к своей падчерице.

Прекрасная царица хочет быть единственной красавицей во всем «белом свете». Стремясь в этой цели, она полностью забывает о таких качествах как доброта, порядочность, отзывчивость. Подрастающая молодая царевна становится главной конкуренткой перед поставленной задачей, стать «всех красивей, всех милей».

Гоняясь за званием «самой красивой» царица идет на преступление, забывая обо всем. Она слишком «своенравна и горда», чтобы думать о других. Царица враждебно относится ко всему своему окружению.

Когда узнает, что служанка не убила в лесу молодую царевну, и та спокойно живет среди 7 богатырей, решается на преступление. Царица хочет отравить молодую царевну. В своем порыве быть «самой, самой» решает убить молодую девушку, что в результате у царицы не получилось.

Обладая решимостью, царица в то же время не уверенна в себе. Ей требуются похвалы «зеркальца» в своей красоте, неповторимости. Когда она узнает от зеркала, что падчерица жива и здорова, то ее сердце разрывается на части от ужаса, царица умирает.

Воскресшая прекрасная молодая царевна, обладающая добродетелью, кротостью, отзывчивостью, верностью, становится женой царевича Елисея. Царевну все любят отец, каждый из 7 богатырей рад взять ее в жены, царевич Елисей. Но она остается верной своему возлюбленному, ждет, когда Елисей отыщет свою невесту. В конце сказке они играют пышную свадьбу.

Как и во всех сказках, в данном произведении зло наказывается, добро побеждает.

Сказка А.С.Пушкина учит нас добру, что нельзя ради красоты, карьеры, пренебрегать важнейшими качествами людей, нельзя «перешагивать через людей». Только доброта, понимание, взаимовыручка, дружба, любовь могут творить чудеса не только в сказках, но и в реальной жизни.

Вариант 2

Пушкин Александр Сергеевич самый великий поэт. Он с детства заслушивался рассказами своей няни Арины Родионовны. Стал записывать народные песни и сказки, любил фольклор. А потом начал сочинять и свои. Он автор многих произведений. «Сказку о мёртвой царевне и о семи богатырях» написал Александр Сергеевич в 1833 году в Болдино.

В сказке Пушкина А.С. описываются такие качества человека, как доброта, верность, нравственность, любовь, которая творит чудеса. Главный корень в произведении: зависть мачехи (царицы) к молодой царевне. Царица ревнует свою падчерицу. А всё из-за чего? Всего лишь красота становится виной. Царица мечтает быть самой красивой во всём свете, хотя она, итак, очень красива. Но она впала в полное забвение о том, что есть добро, чувство любви, милосердия, отзывчивости. Ей надо устранить свою первую соперницу царевну, которая год за годом подрастает и становится всех краше и милее.

Царица совершает тяжкий грех. Хочет убить царевну ради своего титула «Красавица во всём свете». Она «горда и своенравна», ей некогда подумать о других людях. Всё окружающее ей чуждо, лучше сеять вокруг зло, враждебность.

Служанка по приказу царицы не смогла убить царевну, оставила её одну в глухом лесу. Царевна, блуждая, вышла к дому семи богатырей и начала жить там, дожидаясь своего любимого царевича Елисея. Царица, конечно же, узнала об этом с помощью своего говорящего зеркала. И злая мачеха сама идёт в далёкий путь, чтобы убить падчерицу. Но добро побеждает зло. И царевна всеми чудесами остаётся жива.

Полная решимости, но всё же не уверенная в себе, царица вновь обращается к своему зеркальцу. Зеркало опять ей ответило, что царевна лучше неё. Ужас охватывает царицу. Гнев и жестокость, сидящие внутри царицы настолько охватывают разум, что сердце не выдерживает и наступает смерть.

Царевна, имеющая все хорошие качества, душевная, любящая, верная, кроткая выходит замуж за царевича Елисея. Семь богатырей, у которых она жила, были влюблены в неё. Но она была верна только Елисею. Его любовь помогла ему разыскать свою возлюбленную. Их свадьба была пышной.

Добро победило зло, как это всегда бывает. Сказка на том и стоит, чтобы показать насколько бессильно зло. А добро всегда в цене.

Сказка «О мёртвой царевне и о семи богатырях» показывает нам, что нельзя думать только о себе, печься о красоте наружной. Нужно хранить в себе и красоту духовную. Беречь и ценить друзей. Относиться к людям с пониманием, потом может случиться и так, что они тебе тоже в нужный момент протянут руку помощи.

Несостоятельная языческая подоплека сказки

Школьные мифы о сказке

Начиная изучать «Сказку о мертвой царевне и о семи богатырях», школьникам часто даются пояснения тем или иным мотивам, образам и поступкам, не учитывая все то, о чем мы писали выше. Действительно, как можно говорить детям что королевич Елисей был язычником, так как он обращался к солнцу, ветру и луне? Как можно говорить детям, что сказка отражает собою языческие верования народа? Как можно вообще объяснять сказку, не учитывая ее христианские мотивы, которые заложил в нее Пушкин? Как можно не учитывать христоцентричность русского человека, которая отражена в сказке? Как можно не учитывать то, что Пушкин не только отлично знал Священные Писание и Предание, но и к концу жизни был глубоко верующим человеком и просто не мог превозносить язычество в том понимании, в котором понимают сказку сегодня?

Почему королевича зовут Елисей?

Разбивается миф о язычестве Елисея очень просто, если мы найдем ответ на вопрос, заданный выше. В инвариантах сказки такого имени вы не найдете, значит, Александр Сергеевич вставил это имя намеренно, вложив в него, несомненно, какой-то смысл.

Если внимательно читать сказку, то можно обратить внимание, что имя есть только у одного персонажа – королевича Елисея. Другие герои только отождествляются: Царь, Царица, Царевна, богатыри, Чернавка и собака по кличке Соколко.

Елисей, безусловно, положительный персонаж, на плечи которого ложится спасение Царевны от мертвого сна. Кто мог быть прототипом или образом Царевича и какая аллюзия должна возникать при восприятии его имени?

Самый известный человек, носивший имя Елисей – это пророк Елисей, живший в IX веке до Р.Х., который был учеником другого пророка – Илии. Самым известным чудом, которым прославился пророк Елисей – это воскрешение мертвых (! а Царевич Елисей разбудил Царевну от мертвого сна), об этом вы можете прочитать в его житии. Пророк Елисей прославился также тем, что мог повелевать силами природы (! а Царевич Елисей просил помощи у сил природы), в частности, разделял воды реки Иордан. Имя Елисей переводится как «Бог – спасение» (! а Роль Царевича Елисея в сказке – это спасение Царевны). Оно было весьма популярно среди христиан, в том числе на Руси.

Согласитесь, здесь совпадения быть не может, автор намеренно выбрал главному герою подчеркнуто–христианское имя Елисей, что в корне разрушает мнение о языческой природе Королевича.

Разрушая миф о язычестве

Стоить также вспомнить как Королевич Елисей собирался в путь:

Королевич Елисей, Помолясь усердно Богу, Отправляется в дорогу За красавицей душой, За невестой молодой.

Согласитесь, что язычник, скорее всего, молился бы «богам».

Обращаясь к силам природы, стоит сказать, что Елисей называет их следующими словами: «солнышко», «месяц», «ветер». У Пушкина все эти обращения написаны с маленькой буквы (если обращение не попадает на начало предложения или строки), что, конечно, не позволительно при обращении к «богам» если таковы подразумеваются. Наоборот, слово Бог у Пушкина всегда с большой буквы. К сожалению, со времен советского книгопечатания практически по всем изданиям «гуляет» вариант сказки, в котором слова: «Бог», «Царь», «Царица» написаны с маленькой буквы. Как было напечатано в первом издании 1834 года можете посмотреть здесь. В последнем обращении к силе природы – к ветру, Королевич Елисей и вовсе говорит следующее:

“Ветер, ветер! Ты могуч, Ты гоняешь стаи туч, Ты волнуешь сине море, Всюду веешь на просторе, Не боишься никого, Кроме Бога одного.

Бога одного или Бога единого. Здесь в принципе разговоры о «язычнике Елисее» можно закрывать. Вы, конечно, понимаете, что «Бог один» может подразумеваться только у монотеистической религии, которой является Христианство, но никак не язычество, имеющим целый сонм богов.

Анализ сказки 3

Александр Пушкин один из величайших писателей русской литературы. С раннего детства он увлекался народными песнями и сказками. А рассказывала ему их его няня Арина Родионовна. И уже во взрослой жизни Пушкин использовал фольклорные сюжеты услышаны с детства при создании своих замечательных сказок. Он был известным автором стихов, поэм, романов, поэтому для многих показалось странным, что писатель взялся писать сказки. На самом деле это не была обычная обработка народной сказки, Пушкин в произведении нарушил вечные вопросы, на которые мудрецы многих поколений не могли дать ответа.

«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» написана в Болдино в1833 году. В сказке рассказывается о том, что в одном королевстве жили-были царь и царица. Однажды правитель отправился в дальний путь, а пока его не было царица родила дочь. Как только царь возвращается, его жена умирает. Царь тоскует, но со временем он находит себе новую жену. Она прекрасна, но бессердечная, завистливая.

Также у нее есть магическое зеркальце, которое ежедневно говорит ей, что она самая красивая в мире. Но проходят годы, ее падчерица подрастает, у нее уже есть жених. И как-то раз зеркало сказало царице, что нет никого прекраснее на свете, чем ее падчерица. Царица как будто сходит с ума от гнева, немедленно зовет служанку и приказывает ей отвести падчерицу в лес и оставить ее волкам. Служанка не хочет этого делать, но не может идти против ее воли. Царевна обо всем догадывается и просит ее отпустить.

Царь горюет, что потерял дочь, Елисей, невеста царевны, отправляется на ее поиски. А царевна наткнулась на дом семи братьев богатырей и остается в них. Царица узнает, что царевна жива и решает сама ее убить. Притворяется старой нищей и идет к дому братьев богатырей и дарит царевне яблоко, пропитанное ядом. Только она откусила кусочек яблока, как упала не дыша. Братья увидев ее тело, решили положить ее в хрустальный гроб в пещере. Между тем ее жених ее повсюду ищет, спрашивает помощи у солнца, луны и ветра. Ветер рассказал ему о пещере. Елесей мчится туда. От отчаяния он разбивает гроб, и царевна оживает. Они возвращаются в королевства и когда царица встречает свою соперницу, то умирает он злобы и зависти. Сказка заканчивается свадьбой царевны и королевича.

Сравнивая образы царевны и ее мачехи читатели хорошо понимают, что внешняя красота ничего не стоит без красоты внутренней, доброты и искренности. А зависть, коварство теряют красавицу — царицу. В мире, где искренние чувства, преданность и любовь побеждают, нет и не может быть места коварства. Концовка пушкинского произведения, как и полагается в сказке, — счастлив. Человеческие добродетели — вознаграждаются. Красота, Добро и Справедливость — побеждают.

Другие сочинения: ← Народ в произведении Капитанская дочка↑ ПушкинИстория создания Повестей Белкина →

Что сделал Пушкин с народной сказкой?

Для Александра Сергеевича, народные сказки оказались неограненным алмазом, из которого он творил свои произведения. Действительно, многие народные сказки записаны простым языком, порою не имеют вообще никакой литературной обработки. В этом их и ценность и недостаток. Например, в сборнике сказок А.Н. Афанасьева вы можете найти много грубых или простоватых выражений, местечковых слов, что сильно мешает восприятию сказки. Впоследствии многие литераторы специально обрабатывали сказки, например, Алексей Толстой, Лев Толстой, Владимир Одоевский и другие, придавая им литературный лоск.

Пушкин не просто обработал сюжет народной сказки о мертвой царевне.., переложив записанную с устных рассказов сказку на стихи, а вдохнул в нее Евангельский дух, запечатлел в ней русскую самобытность. Это выразилось в созданных персонажах, характерах главных героев, в деталях, по которым легко можно идентифицировать русскость сказки. Когда читаешь сказки Пушкина, чувствуешь необыкновенную легкость слова, его текучесть, плавность и певучесть.

Обрабатывая таким образом народные сказки, Пушкин оказался у истоков русского языка, создав тот литературный эталон, который оказался фундаментом последующей русской литературы. Можно сказать, что Поэт поднял обычные народные сказки, близких к устной разговорной речи (что можно назвать низким уровнем языка), до уровня литературного, не являющимся самым высоким типом (есть еще более сложный, высший уровень – церковнославянский), но который стал главенствующим для все более секуляризирующегося общества.

Несколько интересных сочинений

  • Грибоедов А.С.
  • Сочинение Язык это путь цивилизации и культуры (Куприн)
    Первобытные люди не могли общаться между собой так, как можем мы.Они пользовались невербальным видом общения, используя вместо полноценного грамотного языка жесты, мимику, различные звуки
  • Сочинение Авторское отношение к Мцыри
    Талантливый писатель Лермонтов в произведении не указывает на своё отношение к главному герою поэмы. Если сравнивать это произведение с поэмой «Евгений Онегин» не менее выдающегося автора А. С. Пушкина,
  • Сочинение по поэме Василий Теркин 8 класс
    Александр Твардовский написал поэму «Василий Теркин» в 1941 году в марте. Поэма посвящена вечно теме, которая всегда остается актуальной. Это тема – война. И имеется в виду даже не только война на поле боя, но и война
  • Образ и характеристика Жени Комельковой в повести А зори здесь тихие Васильева сочинение
    Евгения Комелькова — одна из ключевых фигур повести «А зори здесь тихие…». История её жизни трагична. Зенитчица, поступившая со своим батальоном на попечение Федота Евграфыча, вместе с такими же молодыми девушками, как и она сама.

10 сказок

Сказка о царе Салтане

Пушкин произведения сказка о мертвой царевне и о семи богатыряхСказка о царе Салтане начинается с беседы трех сестер, которые представляют, что бы они сделали, став царицами. Царь Салтан подслушивает разговор и женится на сестре, которая обещала родить ему богатыря. Другие девушки становятся ткачихой и поварихой. Когда царь уехал на войну, жена родила ему сына – Гвидона. Из-за козней сестер и сватьи царицу с…

волшебная про людей про царя

Автор: Пушкин А. С.

(Время чтения: 20 мин.)

Сказка о золотом петушке

Сказка о золотом петушке читать ПушкинаСказка о золотом петушке рассказывает о царе Дадоне. Соседи начали разорять его земли. Дадон попросил помощи у мудреца-звездочета, который посоветовал ему завести золотого в петушка, предупреждающего об опасности. В обмен Дадон поклялся исполнить любое желание мудреца. Два года длилось мирное время, но вдруг пришло войско с востока. Дадон потерял…

про людей про царя

Автор: Пушкин А. С.

(Время чтения: 5 мин.)

Сказка о рыбаке и рыбке

Пушкин произведения сказка о мертвой царевне и о семи богатыряхВ Сказке о рыбаке и рыбке старик и старуха живут на берегу синего моря. Однажды старик отправился на рыбалку и поймал золотую рыбку. Рыбка попросила старика отпустить ее в обмен на желание. Рыбак сжалился и отпустил ее просто так. Вернувшись домой, он рассказал об этом своей жене. Старуха обозвала его простофилей и отправила обратно, чтобы он…

волшебная про людей

Автор: Пушкин А. С.

(Время чтения: 6 мин.)

У лукоморья дуб зеленый

Пушкин произведения сказка о мертвой царевне и о семи богатыряхУ лукоморья дуб зеленый – вступительный отрывок из поэмы «Руслан и Людмила». Он знакомит читателя с волшебным краем Лукоморьем. В тексте упоминаются различные сказочные существа, в том числе ученый кот, который якобы рассказал автору историю о Руслане и Людмиле. Отрывок не является самостоятельным произведением, он только погружает читателей в…

в стихах волшебная

Автор: Пушкин А. С.

(Время чтения: 1 мин.)

Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях

Пушкин произведения сказка о мертвой царевне и о семи богатыряхСказка о мертвой царевне и о семи богатырях написана на основе популярного народного сюжета, похожего на прототип «Белоснежки» братьев Гримм. В начале истории царица родила красавицу-дочь, но вскоре умерла. Царь женился снова, но его новой супругой оказалась жестокая и завистливая женщина. С помощью волшебного зеркала она узнала, что молодая…

богатыри волшебная мачеха про людей

Автор: Пушкин А. С.

(Время чтения: 12 мин.)

Сказка о попе и о работнике его Балде

Пушкин произведения сказка о мертвой царевне и о семи богатыряхСказка о попе и о работнике его Балде была напечатана уже после смерти А. С. Пушкина. В ней поп встречает на базаре Балду, который соглашает работать за «три щелчка тебе по лбу». Жадный поп соглашается. Когда приходит время оплаты, он начинает беспокоиться и дает Балде невыполнимое задание: отправляет его к чертям за оброком. В конце Балда сумел…

про людей

Автор: Пушкин А. С.

(Время чтения: 5 мин.)

Руслан и Людмила (поэма)

поэма Пушкина Руслан и ЛюдмилаПервую поэму Руслан и Людмила А. С. Пушкин поэт сочинил на основе русских былин. Царевна Людмила должна была выйти за богатыря Руслана, однако в день свадьбы девушку похитил злой волшебник Черномор. Царь объявил, что спаситель девушки станет ее мужем. Три других претендента на ее сердце не справились с заданием, а Руслан сумел узнать секрет…

богатыри сказки с картинками

Автор: Пушкин А. С.

(Время чтения: 57 мин.)

Песнь о Вещем Олеге

Пушкин произведения сказка о мертвой царевне и о семи богатыряхПеснь о Вещем Олеге – баллада, основанная на летописи Н. Карамзина. В поэме князь Олег отправился на войну и встретил по пути волхва, поклоняющегося Перуну. Кудесник предсказал, что князь одолеет врагов, но примет смерть от своего коня. Олег поверил ему, оставил животное и поехал дальше. Годы спустя князь вспомнил о верном «товарище» и решил…

богатыри героическая

Автор: Пушкин А. С.

(Время чтения: 3 мин.)

Сказка о медведихе

сказка о медведихеСказка о медведихе не получила авторского называния, не была опубликована при жизни А. С. Пушкина и считается незаконченным черновиком. По сюжету медведица вышла с медвежатами на прогулку. Зверей увидел охотник. Медведица пыталась защитить детенышей, но не смогла. Медведь узнал о гибели своей семьи и стал горевать. Посочувствовать ему пришли…

Автор: Пушкин А. С.

(Время чтения: 2 мин.)

Жених

сказка Пушкина ЖенихСказка «Жених» написана в стиле русской баллады. Главная героиня – дочь купца Наташа. Она пропадает из дома на 3 дня и случайно находит в лесу избушку, где двенадцать молодых мужчин жестоко убивают девушку. Главным среди убийц оказывает жених Наташи. Во время свадьбы Наташа всем рассказывает о преступлении. Сначала ей не верят, но она…

Автор: Пушкин А. С.

(Время чтения: 4 мин.)

Раскрасить мир яркими красками, поднять настроение и полностью развить воображение ребенка можно с помощью сказок Александра Сергеевича Пушкина. Самая полная коллекция историй от всемирно известного поэта к вашим услугам на нашем сайте. Есть лучшие аудио версии с картинками и виртуальные книги, которые будет интересно читать взрослым и слушать малышам.

Читайте лучшие сказки Пушкина на ночь

Уникальный стихотворный стиль, легкость восприятия, народные и всем знакомые сюжеты в сочетании с красочными иллюстрациями сделают каждый сеанс чтения увлекательным и запоминающимся. Выбирайте и читайте те тексты, которые по душе сыну или дочке, и сами получайте радость от погружения в детство.

Все сказки бесплатны онлайн

Разнообразие историй открывает безграничные возможности для фантазирования, при этом каждое повествование развивает важные душевные качества: честность, доброту, сопереживание, ответственность. Авторские сказки Пушкина отлично подойдут для посиделок перед сном, развивающих занятий, и веселого времяпровождения. Здесь они доступны бесплатно 24/7!

Популярные сказки Пушкина

  • О царе Салтане
  • О золотом петушке
  • О рыбаке и рыбке
  • О мертвой царевне и о семи богатырях
  • О попе и о работнике его Балде

План урока:

История написания «Сказки о мертвой царевне и семи богатырях»

Описание сказочных событий. Образы царицы-мачехи и царевны

Поэтика и своеобразие языка сказки Пушкина

История написания «Сказки о мертвой царевне и семи богатырях»

Фольклорные истоки сказочного сюжета. Отличие литературной сказки от народной

Одной из самых замечательных сказок А.С. Пушкина стала созданная в Болдино в ноябре 1833 г. «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях». Сказка со схожим сюжетом о заблудившейся в лесу царевне и 12 братьях была записана Пушкиным по рассказу няни Арины Родионовны Яковлевой во время ссылки в Михайловском. Сюжет пушкинской сказки также напоминает фабулу[1] сказки «Белоснежка и семь гномов» из сборника братьев Гримм. Так источником для литературной сказки Пушкина стали русская и немецкая народные сказки.

Пушкинская сказка обрела новое звучание, она наполнена духовным смыслом, раскрывает вечную тему человеческих взаимоотношений, любви, дружбы,прославляет преданность и верность. Героями сказки стали не гномы-карлики, а воины-богатыри, что придало национальный колорит сюжету. Сказка Пушкина отличается манерой изложения, это не прозаическое, а поэтическое произведение. «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» вышла в 1834 г. в литературном журнале «Библиотека для чтения».

pushkin i nyanya v mihailovskom
Пушкин с няней в Михайловском

Описание сказочных событий. Образы царицы-мачехи и царевны

Характеристики богатырей и королевича Елисея Авторское отношение к героям

В сказке, записанной братьями Гримм в 1812 г., одна сюжетная линия, завязанная вокруг главной героини Белоснежки. В «Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях» многоплановый сюжет: рассказ о рождении дочери в царской семье и смерти царицы, история разговоров второй жены царя с волшебным зеркалом; судьба царевны, ее жизнь в лесу у богатырей, гибель и возрождение; скитания королевича Елисея в поисках невесты. Для Пушкина важны не только цепь событий, но и характеры героев, картины природы, детали обстановки.

Обладая чертами фольклорной сказки, «Сказка о мертвой царевне» как литературное произведение имеет авторский голос, ее герои наделены психологическими характеристиками. Пушкин создал образы-характеры, выразив собственное авторское мнение, в народных сказках хорошим и плохим персонажам оценка дана с общепринятой точки зрения.

Представления народа об идеале женщины отражены в образе царевны, которая красива не только внешне, но и духовно. Она ведет себя не как особа царского происхождения, а как трудолюбивая «хозяюшка», которая печь затопит, в тереме уберет и приготовит еду. Она «нраву кроткого», чтит христианские обряды, «засветит Богу свечку» под образами. Героиня наделена индивидуальными чертами, ее облик, речь, особенности поведения детально описаны. Она «белолица» и «черноброва», «всех милее», «всех румяней и белее». По ее речи богатыри сразу догадались, что «царевну принимали» в своем доме, а не простолюдинку. Царевна доверчива и сострадательна, о чем свидетельствует эпизод с нищенкой, с которой она поделилась хлебом. Для характеристики скромной и доброжелательной царевны часто используются слова со значением «тихо»: «тихо молвила», «тихомолком расцветая», «тихонько заперла», «тихонько улеглась», «тиха, свежа лежала» и пр.

carevna i bogatyri

Царевну все любят: царь «тужит» по дочери, богатыри «милую девицу полюбили», служанка Чернавка, «в душе любя», не смогла оставить ее связанной в лесу на погибель. Даже преданный пес бегает за царевной, «ласкаясь», и погибает, пытаясь спасти жизнь своей хозяйке.В образе царевны изображена не только героиня сказки, в нем художественно воплощен и женский идеал самого автора. Авторское расположение к главной героине, любовь и восхищение ее нравственным совершенством переданы в определениях: «моя душа», «милая девица», «красавица – душа» и пр.

Если добродетельные качества людей в сказке Пушкина отражены через любовь к ближнему, то человеческие пороки показаны прежде всего через любовь только к самому себе, себялюбие. Положительной оценки автора и других персонажей лишена новая царица, мачеха царевны. Она красива: «высока, стройна, бела». Но характер у нее непростой: «горда», «своенравна и ревнива» была царица. Она тщеславна, но не уверена в себе, ей постоянно нужно подтверждение, что она самая красивая на свете. Для самоутверждения она обращается к волшебному зеркальцу, которое безучастно к самолюбованию царицы, невольно правдивым ответом провоцирует гнев мачехи на падчерицу. Переполненная «черной зависти», царица в гневе велит своей служанке свести девушку в глушь леса на «съедение волкам».

carica i zerkalo

Услышав, что царевна спаслась, мачеха под видом старой монахини находит ее и губит, угостив отравленным яблоком. Образ царицы невольно соотносится с наливным, румяным, красивым, но ядовитым яблочком. Пушкин показал, что внешне привлекательный человек, исполненный яда зависти и злобы, лишен красоты души. Пушкиным в образах главных героинь олицетворены понятия добра и зла, отражена основная идея народных сказок о торжестве добра над злом. Царевна вознаграждена счастьем за добродетель, любовь и преданность. Мачеха, потеряв смысл жизни, который был для нее в том, чтобы оставаться первой красавицей, губит себя собственной завистью и умирает от тоски. Она слепо верила в свою вечную молодость и красоту, забыв о подлинной душевной красоте. Сказка учит, что доброта по сути наивна и доверчива, она нуждается в защите от коварства и подлости зла, которое все же обречено, само себя уничтожает.

carevna i chernica

Множество положительных качеств отражены в образах богатырей, «семи румяных усачей». Внешность суровых богатырей, живущих отшельниками в лесу, свидетельствует о крепком здоровье и добром нраве. Богатыри промышляли охотой, охраняли свою землю от врагов. Они доброжелательны и гостеприимны, приняли в свою семью попавшую в беду девушку, дали ей приют, окружили заботой, стали для нее братьями. Благодаря богатырям царевна смогла выжить в лесу. У царевны и богатырей сложились задушевные отношения: им она «не прекословит», «не перечат ей они». Искренне полюбив девушку, они делают ей предложение стать женой одному из них. Но узнав, что у царевны есть жених, смиренно принимают свою участь.

Темой верности пронизана история королевича Елисея, который помолившись «усердно Богу», отправился в одиночку на поиски своей пропавшей суженой. Это единственный персонаж, которому автор дал имя. Самым известным человеком с именем Елисей был библейский пророк, который совершал чудеса, в том числе воскрешение человека. Это популярное на Руси имя среди христиан означало «Бог – спасение». Имя королевича подчеркивает его роль спасителя царевны.

Благородный юноша был настойчивым, не отчаивался от неудач, терпеливо продолжал свой путь, несмотря на трудности. Как в русской волшебной сказке автором использован закон троекратных повторов. Королевич трижды спрашивает силы природы о своей невесте. От ветра Елисей узнает, что его любимая мертва и лежит в хрустальном гробу в пещере. Разбив гроб, он воскрешает царевну силой своей любви.

Волшебные и житейские темы гармонично переплетены в пейзажах сказки. Королевич Елисей, подобно героям древнерусского эпоса, в поисках разгадки тайны исчезновения невесты обращается к природным стихиям: «красну солнцу», «месяцу ясному», «ветру буйному». Солнце, месяц и ветер представлены как живые существа, которые обладают человеческими качествами, владеют речью. Преклоняясь перед могуществом сил природы, королевич сначала с почтительностью восхваляет их, только потом просит о помощи.

korolevich elisei

Поэтика и своеобразие языка сказки Пушкина

Пушкин с большим интересом изучал народное творчество, пытаясь познать стремления, идеалы и интересы народа. Он обращался к народной поэтической стихии, хранившей веками нравственные устои и традиционные представления о правде, добре и справедливости, народное понимание тайн законов бытия. Сочинение сказок в народном духе в творчестве Пушкина занимало особое место. За кажущейся простотой сюжетов сказок Пушкина в них скрыт глубокий смысл. Сказка, как мир вымысла и чудес, давала простор для разговора с читателем, возможность изложить нравственный кодекс[2], которому следовал сам поэт.

Пушкина восхищал народный язык своей напевностью и выразительностью, он стремился его сохранить, придавая ему своей литературной обработкой новые грани. Значительную роль в «Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях»играет речевая организация. Автор, словно перевоплотившись в народного сказителя, повествует о событиях прошлого, прибегая иногда к описаниям внешности персонажей, деталей обстановки или рассуждениям. Литературный язык сказки близок к народному говору, включает элементы разговорного стиля и фольклорного сказа, различные архаизмы[3] и историзмы[4], передающие дух старинного времени: «черница[5]», «очи», «пожаловать», «кручиниться[6]» и пр. Использованы характерные для народных сказок речевые обороты: «царь-отец», «путь-дорога», «ждет-пождет», «мед-пиво пил» и др.

Непринужденная повествовательная манера дополняется монологами и диалогами героев. Речь персонажей отлична от привычной сказочной, она является одним из средств обрисовки характера, раскрывает внутренний мир героев, объясняет их поступки.  Например, обращаясь к зеркалу,царица его называет то «свет мой», то «мерзкое стекло». Эти обращения говорят о вздорности и нетерпимости мачехи, нежелании слышать правду.

Пушкинские сказки стали наследницами народных сказок. Поэт, сохраняя фольклорную самобытность, придал прозаическому жанру сказки стихотворную форму. Он создал новый поэтический язык, используя в литературном языке слова из народной речи. Пушкин опоэтизировал обыденные вещи, которые ранее не принято было воспевать в поэзии, далекие от дворянской сферы народную культуру и быт. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» стала не только шедевром искусного словесного мастерства Пушкина, она глубока и поучительна по своей сути.

Словарь

Фабула – основа сюжета, история.

Кодекс – закон, норма.

Архаизм – слово, которое вышло из употребления, в современном языке у него есть синоним (Например, «очи» — «глаза»).

Историзм – устаревшие слова, обозначающие предметы или явления прошлого, не существующие в настоящем. (Например, «черница»).

Черница – так звали в народе монашек из-за черного одеяния.

Кручиниться – печалиться, горевать

Задания к сказке А. С. Пушкина «Сказка о мертвой
царевне и о семи богатырях» (урок № 2) (5 класс)

Задание
№ 1
:
впишите
пропущенные слова из «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях»:

№ 1. «Вмиг по речи те познали, / Что (..?) принимали…».

— царевну.

№ 2. «Пирожок лишь разломила / Да (..?) прикусила…».

кусочек.

№ 3. «Братья дружною толпою / Выезжают погулять, / Серых (..?)
пострелять…».

— уток.

№ 4. «Помири нас как-нибудь: / Одному женою будь, / Прочим
ласковой (..?)».

— сестрою.

№ 5. «Но другому я навечно / Отдана. Мне всех милей / Королевич (..?)».

— Елисей.

№ 6. «Но живёт без всякой славы, / Средь зелёныя (..?), /
У семи богатырей / Та, что всё ж тебя милей».

— дубравы.

№ 7. «Раз царевна молодая, / Милых братьев поджидая, / (..?),
сидя под окном».

— Пряла.

№ 8. «“Ради скуки / Кушай (..?), мой свет. / Благодарствуй
за обед…”».

— яблочко.

№ 9. «И она под образа / Головой на лавку пала / И тиха, (..?)
стала».

— недвижна.

№ 10. «“Свет ты мой, — / Красно (..?) отвечало, — / Я
царевны не видало…».

— солнце.

№ 11. «“Месяц, месяц, мой дружок, / Позолоченный (..?)!».

— рожок.

№ 12. «“Ветер, ветер! Ты могуч, / Ты гоняешь стаи (..?)…».

— туч.

№ 13. «В той норе, во тьме печальной, / Гроб качается (..?)».

— хрустальный.

№ 14. «И в хрустальном гробе том / Спит царевна (..?)
сном».

— вечным.

№ 15. «В путь пускаются обратно, / И (..?) уже молва: /
Дочка царская жива!».

— трубит.

№ 16. «Злая мачеха, вскочив, / Об пол (..?) разбив, / В
двери прямо побежала…».

— зеркальце.

№ 17. «И никто с начала мира / Не видал такого (..?)».

— пира.

Задание
№ 2
: по цитате определите, о
каком герое из «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях» идет речь:

№ 1. «До зари в лесу блуждая,
/ Между тем всё шла да шла / И на терем набрела».

— Царевна.

№ 2. «На него она взглянула,
/ Тяжелёшенько вздохнула, / Восхищенья не снесла / И к обедне умерла».

— 1-я царица.

№ 3. «Ей в приданое дано /
Было зеркальце одно».

— 2-я царица – мачеха царевны.

№ 4. «Тихомолком расцветая, /
Между тем росла, росла, / Поднялась — и расцвела…».

— Царевна.


5.
«Ждёт-пождёт с утра до ночи, / Смотрит в
поле, инда очи / Разболелись…».

— 1-я царица.

№ 6. «…в лес пошла / И в
такую даль свела, / Что царевна догадалась / И до смерти испугалась».


Чернавка.

№ 7. «Белолица, черноброва, /
Нраву кроткого такого…».

— Царевна.

№ 8. «И плечами пожимать, / И
подмигивать глазами, / И прищёлкивать перстами…».

— 2-я царица – мачеха царевны.

№ 9. «Помолясь усердно богу, /
Отправляется в дорогу / За красавицей душой…».

— Королевич Елисей.

№ 10. «Засветила богу свечку,
/ Затопила жарко печку, / На полати взобралась / И тихонько улеглась».

— Царевна.

№ 11. «Отвели они
девицу / Вверх, во светлую светлицу…».

— Семь братьев богатырей.


12.
«Не убила, не связала, / Отпустила и
сказала: / “Не кручинься, бог с тобой”».

— Чернавка.

№ 13. «Выезжают погулять, /
Серых уток пострелять…».

— Семь братьев богатырей.


14.
«В терему меж тем одна / Приберёт и
приготовит…».

— Царевна.

№ 15. «Высока, стройна, бела,
/ И умом и всем взяла; / Но зато горда, ломлива…».

— 2-я царица – мачеха царевны.

№ 16. «Ходит по двору, клюкой
/ Отгоняя пса…».

— Нищая черница.

№ 17. «Возвращалися толпой / С
молодецкого разбоя…».

— Семь братьев богатырей.


18.
«Он горько плачет, / И кого ни спросит он,
/ Всем вопрос его мудрён».

— Королевич Елисей.

№ 19. «…сидела / Перед
зеркальцем своим / И беседовала с ним…».

— 2-я царица – мачеха царевны.

№ 20. «…очутилась / В светлой
горнице; кругом / Лавки, крытые ковром».

— Царевна.

Задания к сказке А. С. Пушкина «Сказка о мертвой
царевне и о семи богатырях» (урок № 2) (5 класс)

Задание №
1:
впишите
пропущенные слова из «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях»:


1.
«Вмиг по речи те познали, / Что (..?) принимали…».
№ 2. «Пирожок лишь разломила / Да (..?) прикусила…». № 3.
«Братья дружною толпою / Выезжают погулять, / Серых (..?) пострелять…».
4.
«Помири нас как-нибудь: / Одному женою будь, / Прочим ласковой (..?)».
№ 5. «Но другому я навечно / Отдана. Мне всех милей / Королевич (..?)».
№ 6. «Но живёт без всякой славы, / Средь зелёныя (..?), / У семи
богатырей / Та, что всё ж тебя милей». № 7. «Раз царевна молодая, /
Милых братьев поджидая, / (..?), сидя под окном». № 8. «“Ради
скуки / Кушай (..?), мой свет. / Благодарствуй за обед…”». № 9.
«И она под образа / Головой на лавку пала / И тиха, (..?) стала».
10.
«“Свет ты мой, — / Красно (..?) отвечало, — / Я царевны не
видало…». № 11. «“Месяц, месяц, мой дружок, / Позолоченный (..?)!».
№ 12. «“Ветер, ветер! Ты могуч, / Ты гоняешь стаи (..?)…».
13.
«В той норе, во тьме печальной, / Гроб качается (..?)». № 14.
«И в хрустальном гробе том / Спит царевна (..?) сном». № 15. «В
путь пускаются обратно, / И (..?) уже молва: / Дочка царская жива!».
16.
«Злая мачеха, вскочив, / Об пол (..?) разбив, / В двери прямо
побежала…». № 17. «И никто с начала мира / Не видал такого (..?)».

Задание № 2: по цитате определите, о каком
герое из «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях» идет речь:

№ 1. «До зари в лесу блуждая, / Между тем всё шла да шла / И на
терем набрела». № 2. «На него она взглянула, / Тяжелёшенько вздохнула, /
Восхищенья не снесла / И к обедне умерла». № 3. «Ей в приданое дано /
Было зеркальце одно». № 4. «Тихомолком расцветая, / Между тем росла,
росла, / Поднялась — и расцвела…».
№ 5. «Ждёт-пождёт с утра до ночи, / Смотрит в
поле, инда очи / Разболелись…». № 6. «…в лес пошла / И в такую даль
свела, / Что царевна догадалась / И до смерти испугалась». № 7. «Белолица,
черноброва, / Нраву кроткого такого…». № 8. «И плечами пожимать, / И
подмигивать глазами, / И прищёлкивать перстами…». № 9. «Помолясь усердно
богу, / Отправляется в дорогу / За красавицей душой…». № 10. «Засветила
богу свечку, / Затопила жарко печку, / На полати взобралась / И тихонько
улеглась». № 11. «Отвели они девицу / Вверх, во светлую
светлицу…».
№ 12. «Не
убила, не связала, / Отпустила и сказала: / “Не кручинься, бог с тобой”».
13.
«Выезжают погулять, / Серых уток пострелять…».
№ 14. «В терему меж тем одна / Приберёт и
приготовит…». № 15. «Высока, стройна, бела, / И умом и всем взяла; / Но
зато горда, ломлива…». № 16. «Ходит по двору, клюкой / Отгоняя пса…».
17.
«Возвращалися толпой / С молодецкого разбоя…».
№ 18. «Он горько плачет, / И кого ни спросит он,
/ Всем вопрос его мудрён». № 19. «…сидела /
Перед зеркальцем своим / И беседовала с ним…». № 20.
«…очутилась / В светлой горнице; кругом / Лавки, крытые ковром».

  • Пушкин рассказы для детей 2 класса читать
  • Пушкин роман дубровский рассказ
  • Пушкин рассказ евгений онегин
  • Пушкин рассказ про няню
  • Пушкин отрывок из сказки о царе салтане