Пушкин пиковая дама повесть или рассказ

пиковая дама одно из самых оригинальных творений а. с. пушкина, в котором знаменитый автор покорил новую для себя высоту.

«Пиковая дама» — одно из самых оригинальных творений А. С. Пушкина, в котором знаменитый автор покорил новую для себя высоту. Сюжет книги находится на стыке между романтизмом и реализмом, реальностью и вымыслом, мистикой и обыденностью. А финал загадочной истории и вовсе оставляет читателю право на выбор: то ли Германн действительно стал жертвой колдовства, то ли помешался на почве нервного перенапряжения. Как бы там ни было, многомудрый Литрекон разберет эту повесть по едва уцелевшим косточкам.

История создания

Повесть А. С. Пушкина «Пиковая дама» была написана в 1833 году в Нижегородской области. Она по праву считается одним из самых мистических произведений автора. В ее основу легла настоящая история князя Голицына, сумевшего отыграть карточный долг по трём картам, подсказанным его знаменитой бабушкой Н. П. Голицыной. Наш народ всегда любил суеверия, и даже элита не могла устоять, поэтому Солнце русской поэзии не могло проплыть мимо подобного сюжета.

Реальные события, которые позже повлекли за собой создание данного произведения, А. С. Пушкин узнал от своего приятеля С. Г. Голицына, бабушка которого действительно жила в Париже и была знакома с известным аферистом (или же магом, как угодно) Сен-Жерменом. От него она узнала карточный секрет. Остальные детали и подробности повести были выдуманы Пушкиным.

Смысл названия

Произведение переполнено неожиданными поворотами, развязками и мистикой, которые удерживают внимание читателя на протяжении всего текста. С самого начала мы пытаемся найти взаимосвязь названия «Пиковая дама» с самим текстом. И вот, казалось бы, уже конец произведения, а совпадений нет. Именно в этом и заключается виртуозность А. С. Пушкина — удерживать внимание аудитории до самого последнего слова. Лишь в заключении произведения мы видим тайную и мистическую взаимосвязь, когда та самая карта Пиковой дамы рушит все надежды и мечты главного героя, как бы подмигивая одним глазом в напоминание о его преступлении.

Пиковая дама – это тот самый призрак, который является к Германну после преступления. Он принял вид графини, чтобы заставить персонажа оторопеть при виде такого зрелища. Это злой дух, порождение тьмы, которое, как ему и подобает, заключает сделку с человеком. Произведения названо его именем, так как данный образ вобрал в себя всю силу азарта, который сводит игроков с ума. По сути, герой стал жертвой своей алчности, воплощенной в пиковой даме, а не мистических демонов.

Жанр и направление

«Пиковую даму» принято считать повестью. Но многие литературные критики, в том числе и Белинский, настаивали на том, что по компактности повествования, одной сюжетной линии, а также при ограниченном количестве героев – это рассказ.

Книгу можно отнести к мистическому реализму, но тогда такого понятия не было. Современники повести полагали, что в ней можно найти и романтические, и реалистические черты. Так, сам Германн является пародией на романтического героя. Он — немец, а ведь именно в этой стране появился романтизм, и почти все его теоретики родом оттуда. Персонаж сталкивается со сверхъестественным миром, получает доступ к тайнам бытия, но использует их прозаически и чертовски правдоподобно – чтобы разбогатеть. Автор намеренно высмеивает стереотипные образы юношей из романов в духе того времени. Он показывает, как реальный человек использовал бы мистические силы. Также само обращение к мистике, стилистика описания сновидений и неоднозначный финал говорят о том, что писатель использовал романтические каноны для создания произведения. Реализм проявляется в описании быта и нравов дворянского общества, а также в самом поведении героев. Они ведут себя естественно: графиня отыгрывается на зависимости своей воспитанницы, Томский распускает салонные слухи о полной ереси, Германн любой ценой хочет приобрести капитал, а Лиза зазывает к себе на интимное свидание чуть ли не незнакомца. Все, как в жизни.

Композиция

Произведение состоит из шести частей и краткого заключения. Каждую часть предваряет эпиграф, который помогает читателю понять точку зрения автора, настраивает на определенное восприятие.

Композиционно первая часть представляет собой завязку сюжета, в третьей наступает кульминация – сцена смерти графини, в шестой части происходит развязка.

Суть

Весь сюжет закручивается вокруг истории нравственного падения молодого немецкого инженера Германна. Он вел скромный и ничем не примечательный образ жизни, но, как говорится, в тихом омуте черти водятся. Так и получилось.

Встреча читателя с героем происходит в первом же эпизоде произведения. После очередной карточной игры у конногвардейца Наумова, продлившейся до раннего утра, все действующие лица беседуют о прошедшей партии. Некий Томский рассказывает об удивительной удаче своей бабушки, которая получила от Сан-Жермена заветную комбинацию карт. Никто из игроков не воспринимает этот анекдот серьезно, и только Германн ничего не может поделать со своими мыслями. История так сильно его зацепила, что он начал продумывать коварные планы по получению тайной комбинации от старухи. Несмотря на то, что скромное жалование никогда не позволяло ему рисковать своими деньгами, общество игроков и секрет тайной арифметики карточной игры не выпускали из своих сетей мужчину.

В дальнейшем главный герой приводит в действие все свои темные мысли: обманом попадает в дом старухи-графини (влюбляет в себя воспитанницу дворянки и приходит к ней в гости), дожидается её прихода и пытается выпытать из неё три карты. Однако всё идет не по плану. От страха старая графиня умирает.

После всего этого Германну начинают казаться странные вещи: на похоронах труп старухи словно подмигивает ему, в собственном доме он видит её призрака, который раскрывает заветную комбинацию карт. По иронии судьбы, Германн оказывается в психбольнице из-за этих же карт. Заветная комбинация оказывается ложной, и он проигрывает всё своё состояние.

Главные герои и их характеристика

  1. Германн – главный герой повести, выходец из Германии. Молодой инженер без особого достатка. Живёт скромно, но всегда пытается найти выход из бесконечной бедности. Одержим жаждой богатства и уважения. В грош не ставит других людей, думает только о себе. Имеет пылкое воображение, даже чересчур. Писатель наделил своего персонажа не свойственным для русского человека именем «Германн», которое имеет две буквы «н» в окончании. По мнению многих литераторов и критиков, Александр Сергеевич подразумевал не имя персонажа, а его фамилию. По своему происхождению Германн был немцем.
  2. Графиня — это типичный образ богатой сварливой дамы, которая угнетает всех приближенных. Капризный и вздорный характер свой она в большей степени вымещает на своей бедной и беззащитной воспитаннице Лизе. Когда-то была светской львицей, красавицей, очень азартной и кокетливой. Теперь напоминает живой манекен, который наряжают как рождественскую елку.
  3. Образ пиковой дамы имеет много общего с Мефистофелем Гёте. Она вводит героя в соблазн, издевается над ним и смеется даже тогда, когда оставляет его ни с чем. Это дьявольское проявление, в лице которого мы видим порок. Призрак старухи тоже навязывает персонажу принять условия пари, правда, у Пушкина основное грехопадение Германн совершил еще до знакомства со злым духом, и бессмертная душа мужчины уже находилась в лапах тьмы на момент заключения сделки.
  4. Елизавета – воспитанница графини, которая день и ночь должна исполнять все ее указы. Образ героини очень противоречивый. С одной стороны, она вызывает у читателей жалость, ведь ежедневно девушка должна бегать за сварливой старухой и угождать ей. С другой стороны – Лиза не так проста, ведь она во всем угождает графине не из чистых побуждений, а исходя из корыстных целей.

Темы

  1. Основная тема повести – судьба. Автор ставит вопрос: может ли человек управлять ею с помощью тайных знаний? Видимо, нет, ибо герой, который дерзнул сразиться с неумолимым роком, с треском проиграл ему и, более того, был наказан за свою дерзость. Люди, по мнению Пушкина, не должны пытаться покорить то, что не находится в их ведении.
  2. Тема справедливости. Что посеешь, то и пожмешь – там можно обозначить вывод из этой истории. Ведь если проследить за героями, то нам без особых размышлений становится понятно, Германн в наказание за свои темные помыслы проигрывается в карты и сходит с ума, а та же Елизавета, «бедная воспитанница» графини, терпит все издевательства только ради денег, а не из чистых помыслов. Как следствие, внутри неё зарождается зло. Уже после обретения своей собственной воспитанницы Лиза вступает на путь того же внутреннего очерствения, что и старуха-мучительница.
  3. Мистическая тема. Пушкин описывает колдовскую силу карт, погружая читателя в иллюзию. Он до конца не знает, заключается ли магия в загадочной комбинации, или все это лишь игра больного воображения Германна, немецкого романтика, который и не такое мог бы выдумать? Даже в финале нет прямого ответа, автор выдерживает интригу до конца, позволяя мечтателям думать, что персонаж и вправду был наказан самой судьбой.

Проблемы

Проблематика богата, но мы перечислим только основные проблемы:

  1. Алчность разрушает внутренний мир главного героя. Жажда богатства толкает его на самые ужасные поступки: обман, лицемерие, угрозы и убийство. Германн, сам того не понимая, переходит на сторону Дьявола. Мы видим, что он готов идти по головам ради своей ложной мечты. Внутренние монологи героя до и после преступления ещё ярче раскрывают этапы очерствения его души и помрачения рассудка.
  2. Двуличие и лицемерие. В обществе Германн пытается выставить себя скромным тружеником, который презирает риск, а на деле он поиграл бы, но у него просто нет денег. Также он хочет казаться богаче и значительнее, чем есть на самом деле. Это мучительное несоответствие желаемого и действительного губит молодого человека, он становится все более лицемерным и скрытным. Если бы у него не было утомительной обязанности отыгрывать роль, пускать пыль в глаза, персонаж не стал бы ставить свое будущее на кон.
  3. Равнодушие. Все герои безразличны к судьбе друг друга, поэтому у каждого из них нет никого, кроме себя. Все остальные люди (их родственники и друзья, даже кавалеры) преследуют только меркантильные цели, только это их вместе и удерживает. Но, по сути, Лизе наплевать на графиню, что взаимно, а Германну наплевать на них обеих. Да и все высшее общество пронизано равнодушием, так что судьба человека считается за их игральным столом самой ничтожной разменной монетой.

Основная мысль

Смысл книги в том, что никакое мистическое таинство не может возвысить пошлого и меркантильного человека. Германн искал магию, чтобы достичь банальных и алчных целей — обогащения и авторитета в продажном обществе. Поэтому сама судьба посмеялась над ничтожеством людей, приговорив одного из них к полному проигрышу. Вместе с деньгами герой потерял и рассудок, и честь. Так автор показал, что без материальных благ те, кто живет ради роскоши, ничего собой не представляют, вся сущность таких господ выражена в драгоценностях и деньгах. Как только их развеяло провидение, Германн потерял все то немногое, что у него было.

Пушкин испытал своего персонажа, и тот не выдержал проверки на прочность. Нежданная удача так исказила его принципы, что он даже не сдержал слово, данное Пиковой даме. Перед нами полный упадок личности, который произошел из-за роковой силы, но не магов, а денег. Описав это превращение человека в чудовище, автор выразил обеспокоенность состоянием современного ему общества, помешанного на чинах и золоте.

Чему учит произведение?

Автор хотел научить своих читателей тому, что вне зависимости от ситуации нужно сохранять чистые помыслы. Ведь важнее всегда то, что у тебя в душе, а не то количество материальных благ, которыми ты владеешь. Поиски постоянной наживы и выгоды очерняют человека изнутри, не предоставляя ему ничего взамен. Вывод прост: нужно обогащаться духовно и интеллектуально, тогда и деньги, и уважение придут сами собой.

Также автор заложил мораль, которая была бы полезна и ему самому: нужно держаться подальше от игрального стола или хотя бы не испытывать удачу бесконечно. Шальные деньги не принесут счастья и устойчивого положения, ведь куда важнее богатства в обществе авторитет, который приобретается годами кропотливой работы. Баловень судьбы так и останется в глазах людей выскочкой, и никто не будет действительно уважать его, ибо не за что.

Критика

Пиковая дама» — собственно не повесть, а мастерский рассказ. В ней удивительно верно очерчена старая графиня, её воспитанница, их отношения и сильный, но демонически-эгоистический характер Германна. Собственно, это не повесть, а анекдот: для повести содержание «Пиковой дамы» слишком исключительно и случайно. Но рассказ — повторяем — верх мастерства. (В. Г. Белинский)

Произведение нашло массу положительных откликов у известных критиков, литераторов и издателей, а также получило большую популярность в странах Европы.

Моя Пиковая дама в большой моде, — Игроки понтируют на тройку, семерку и туза. При дворе нашли сходство между старой графиней и кн. Н(атальей) П(етровной) и, кажется, не сердятся (Дневник Пушкина, 7 ап-реля 1834 г. )

Сам же автор был крайне рад тому, какой тон современной жизни задало его произведение, ведь игроки поголовно начали ставить на тройку, семерку и туза, а придворные женщины начали поиски прототипа той самой Пиковой дамы.

Автор: Алёна Бурдина

Конспект урока литературы в 8 классе

по повести А.С. Пушкина «Пиковая Дама»

Тема: » У этого человека по крайней мере три злодейства на душе».

Эпиграфы к уроку:

— Я не в состоянии жертвовать необходимым в
надежде приобрести излишнее.


— Я готов взять грех ваш на свою душу.


-… у него профиль Наполеона, а душа
Мефистофеля.

1. Вступительное слово учителя об истории создания повести.

Повесть “Пиковая дама” написана осенью 1833 года в Болдино, в то же время написана поэма “Медный всадник” и стихотворение “Не дай мне Бог сойти с ума…” Тема безумства очень интересовала поэта в этот период.

“Пиковую даму” Александр Сергеевич читал своему другу П. Нащокину, который впоследствии рассказывал, что “главная завязка не вымышлена.

Старуха графиня – это Наталья Петровна Голицына, действительно жившая в Париже в том роде, как описал Пушкин. Внук ее Голицын, рассказывал Пушкину, что раз он проигрался и пришел к бабке просить денег. Денег она ему не дала, а сказала три карты, назначенные ей в Париже Сен-Жерменом. Внучок поставил карты и отыгрался”.

Повесть пользовалась большим успехом у читателей, свидетельство тому служит запись Пушкина в дневнике от 7 апреля 1834 года. “Моя “Пиковая дама” в большой моде. Игроки понтируют на тройку, семерку и туза. При дворе нашли сходство между старой графиней и кн. Натальей Петровной и, кажется, не сердятся…”

Л.Н.Толстой назвал “Пиковую даму” шедевром.

А вот что писал Ф.М.Достоевский о “Пиковой даме”: “Мы пигмеи перед Пушкиным, нет уж между нами такого гения! Недавно перечитал я его “Пиковую даму”. Вот фантазия! Тонким анализом проследил он все движения Германна, все его мучения, все его надежды, и, наконец, страшное, внезапное поражение”.

  1. Понравилось ли вам повесть А.С.Пушкина?
  2. Cовременна ли она, на ваш взгляд?
  3. А знаете ли вы, что в основу сюжета повести (сложной, философской, символичной) положен курьезный случай (анекдот)?

Курьёзный случай (анекдот), ставший известным Пушкину/ Пушкин сообщил своему другу Нащокину, что главная завязка “Пиковой Дамы” не вымышлена. Молодой князь Голицын рассказал ему, как однажды сильно проигрался в карты. Пришлось пойти на поклон к бабушке Наталье Петровне Голицыной, особе надменной и властной (Пушкин был с ней знаком), и просить у неё денег. Денег она не дала. Зато благосклонно передала магический будто бы секрет трёх выигрывающих карт, сообщённый ей знаменитым в своё время графом Сен-Жерменом. Внук поставил на эти карты и отыгрался.

  1. В хвастливом рассказе Пушкин уловил сюжет, вернее, зерно сюжета. О каком герое повести слова, вынесенные мной в тему урока? (о Германне)
  2. Какие слова в теме являются ключевыми? (душа, злодейство)
  3. Как вы думаете, на какие вопросы мы должны ответить, чтобы раскрыть тему?  (Что за человек Германн? Какой он по характеру? Что твориться в его душе? И о каких злодействах идет речь?) Молодцы! То есть мы должны проследить все движения души Германна, все его мучения, все его надежды и, наконец, страшное, внезапное поражение.
  4. В какой обстановке мы впервые видим Германна? Что говорит о себе он сам, что окружающие? (Ответы детей. Читаем: “Игра занимает меня сильно, — сказал Германн, — но я не в состоянии жертвовать необходимым в надежде приобрести излишнее”. ЭПИГРАФ 1. ЖИЗНЕННОЕ КРЕДО ГЕРМАННА.  (открываем) Томский о нём: “Германн немец: он расчётлив, вот и всё!” Автор о герое: “…не позволял себе малейшей прихоти. Впрочем, он был скрытен и честолюбив… он имел сильные страсти и огненное воображение, но твёрдость спасла его от обыкновенных заблуждений молодости…”

Выпишем ключевые слова, характеризующие натуру героя: расчётлив, скрытен, честолюбив, сильные страсти, огненное воображение, твёрдость. Обратим внимание учащихся, что Германн, говоря о себе, уже тогда называет эти карты, они скрыты в глаголах УТРОИТ, УСЕМЕРИТ, ДОСТАВИТ ПОКОЙ И НЕЗАВИСИМОСТЬ.

  1. Что за человек предстаёт перед нами? (Цельный или сложный, может быть, подберут другое слово) Вывод: Перед нами психологический портрет человека во многом противоречивого: в нём совмещаются страсть и сдержанность, огненное воображение и скрытность.
  2. С кем и когда сравнивает Германна Томский?  «Этот Германн — лицо истинно романическое: у него профиль Наполеона, а душа Мефистофеля». Именно после смерти графини произносит Томский эти слова. 
  3. Почему Германна сравнивают с Наполеоном и Мефистофелем?  Наполеон — французский полководец, жаждущий завладеть всей Европой. Мефистофель — злой дух, предлагающий человеку власть и знания в обмен на человеческую душу. Германн предлагает графине в обмен на тайну трёх карт взять её грех на свою душу. А это мотив Мефистофеля. Ведь именно дух тьмы искушает человека.
  4. Какую историю о своей бабушке рассказывает Томский и как реагирует на неё Германн? (О трех картах, «сказка»)
  5.  Назовите имя и отчество графини, главной героини повести (Анна Федотовна)
  6.  Сколько проиграла графиня денег в Париже 60 лет тому назад? (что-то очень много)
  7.  Кто помог графине Анне Федотовне в ее пикантном вопросе «Долг – это вопрос чести)? (Сен-Жермен) 
  8.  Какое условие надо было выполнить, приняв на себя ответственность тайны трёх карт? (отыгравшись, больше никогда не играть)
  9.  Кому однажды, сжалившись над молодым человеком, открыла тайну трѐх карт старая графиня? (Чаплицкому)
  10.  Роман с каким содержанием просила графиня привезти Томского почитать? («пришли не, какой-нибудь новый роман, только, пожалуйста, не из нынешних. Где бы герой не давил ни отца, ни матери и где бы не было отопленных тел. Я ужасно боюсь утопленников).
  11.  Кто такая Лизонька? (воспитанница графини)
  12.  Какими картами обладал Германн до встречи с графиней? («расчёт, умеренность и трудолюбие»: вот мои три верные карты)
  13.  На что готов наш герой ради обогащения?  (Стать любовником старухи, взять на себя чужой грех, убить).

Второй эпиграф (открываем). Прокомментируйте его. (Человек без моральных принципов, готов продать душу дьяволу).

  1.  Какая минута решила  участь Германна?  («Он остановился и стал смотреть на окна. В одном увидел он черноволосую головку, наклоненную, вероятно, над книгой или над работой. Головка приподнялась. Германн увидел личико и чёрные глаза»).
  2.   Что содержало первое письмо от Германа? (признание в любви: оно было нежно, почтительно и слово в слово взято из немецкого романа)
  3.  Чего больше всего, больше любви  жаждал Германн? «…эти страстные письма, эти пламенные требования, это дерзкое, упорное преследование, всё это было не любовь! Деньги, – вот чего алкала его душа!»
  4.  Что ужасало главного героя после убийства?  («одно его ужасало:невозвратная потеря тайны, от которой ожидал обогащения»)
  5.  Зачем Герман идет на похороны графини? (верил, что мертвая графиня могла иметь вредное влияние на его жизнь).
  6.  С какой просьбой ночью явилась графиня к Герману? («Я пришла к тебе против своей воли, но мне велено исполнить твою просьбу. Тройка, семерка, туз выиграют тебе сряду, — но с тем, чтобы ты в сутки более одной карты не ставил и чтоб во всю жизнь уже после не играл. Прощаю тебе мою смерть, с тем, чтоб ты женился на моей воспитаннице Лизавете Ивановне…»)
  7.  В каком часу к нему явилась графиня? (было без четверти три)
  8.  Какое общество состоялось в Москве? (общество богатых игроков, под председательством славного Чекалинского…)
  9.  Сколько тысяч поставил Германн над своею картой, когда впервые решился играть? (47 тысяч)
  10.  Что на это ему ответил Чекалинский? (Игра ваша сильна: никто более 275 семпелей здесь еще не ставил)
  11.  Сколько выиграл Германн на другой день? (94 тысячи)
  12.  Почему вместо туза у Германа стояла пиковая дама на третий день игры? (Герман не сдержал данное слово графини, жениться на ее воспитаннице)
  13.  Что необыкновенного показалось Германну на 3-й день игры? («В эту минуту ему показалось, что пиковая дама прищурилась и усмехнулась. Необыкновенное сходство поразило его…»)
  14.  Что стало с Германном после проигрыша в карты? (сошел с ума)
  15.  В какую больницу и в какую палату поместили больного? (Он сидит в Обуховской больнице в 17 номере)
  16.  Что постоянно повторяет Германн? («Тройка, семерка, туз! Тройка, семерка, дама!..)
  17. Чем закончилась судьба Лизаветы Ивановны?  (Лизавета Ивановна вышла замуж за очень любезного молодого человека; он где-то служит и имеет порядочное состояние.  У Лизаветы воспитывается бедная родственница)

Направление – романтизм, имеются реалистические черты (тогда этого направления еще не было)

Жанр – повесть (В.Г. Белинский считал это произведение рассказом)

Композиция – 6 глав и краткое заключение

1 глава – завязка

3 глава – кульминация

6 глава – развязка

 Эпиграф – у каждой главы (в традиции А.С. Пушкина)

Тема –  судьба и рок

размышления о пороках и наказаниях

цели и средства

справедливости

мистика

любовь

Прототипом графини является графиня Наталья Петровна Голицина

Германн – это пародия на романтического героя

Проблемы

Алчность,    лицемерие,   зависть,   двуличие,   равнодушие

Проблема не в одном человеке, а в системе, где все имеет свой денежный эквивалент.

Превосходство духовного богатства над материальным

Главная мысль

     Смысл «Пиковой дамы» состоит и в том, чтобы показать неизбежность наказания за совершённое преступление.

Описав превращение человека в чудовище, автор выразил обеспокоенность состоянием современного ему общества, помешанного на чинах и золоте.

Чему  учит  повесть

Не стоит гнаться за легкими деньгами, тем самым искушая судьбу. Путь к цели, даже если эта цель – благосостояние, должен быть честным и достойным.

Кроме того, благородство человека измеряется не полнотой кошелька, а богатством души. Только тот, что воспитывает в себе подлинную добродетель, достоин уважения и счастья. Любовь, искренность и дружбу не купишь на карточный выигрыш, каков бы он ни был.

Мораль

     Нужно держаться подальше от игрального стола или хотя бы не испытывать удачу бесконечно. Шальные деньги не принесут счастья и устойчивого положения, ведь куда важнее богатства в обществе авторитет, который приобретается годами кропотливой работы. 

На чтение 21 мин. Просмотров 2 Опубликовано

Авторы: Александр ПушкинЖанр: ПовестиФормат: epubМеждународный стандартный книжный номер: 978-5-4472-3729-5

Сюжет повести в манере Гофмана и Нодье был подсказан Пушкину молодым князем Голицыным, который, проигравшись, поставил по совету бабки — известной в московском обществе «усатой княгини» Голицыной, матери московского губернатора Д.В. Голицына, — на три карты, некогда подсказанные ей графом Сен-Жерменом, и вернул себе проигранное состояние. «Пиковая дама» открывает традицию произведений русских классиков на тему «преступления и наказания»: беспринципный молодой человек Германн соблазняет невинную девушку Лизу, проникает в опочивальню воспитывающей ее старухи-графини и под дулом пистолета пытается добиться от нее комбинации трех заветных карт. Однако вместо чаемого успеха по роковому стечению событий Германн теряет не только благополучие, но и здравый ум.

Предположительно, повесть написана осенью 1833 года в Болдино; рукописный текст не сохранился. Опубликована во 2-м номере альманаха «Библиотека для чтения» за 1834 год.

Александр ПушкинСказка о медведихеСказкиАлександр ПушкинМарья ШонингПовестиАлександр ПушкинО народном воспитанииОчеркиАлександр ПушкинТазитПоэмы

«Пи́ковая да́ма» — повесть Александра Сергеевича Пушкина с мистическими элементами, послужившая источником сюжета одноимённой оперыП. И. Чайковского. В жанровом отношении повесть примыкает к таким (неоконченным) замыслам Пушкина, как «Египетские ночи», «Уединённый домик на Васильевском» и знаменитый отрывок «Гости съезжались на дачу…». Повесть неоднократно экранизирована.

Сюжет

Иллюстрация (1937-1940) Кравченко А. И.

Сюжет повести обыгрывает излюбленную Пушкиным (как и другими романтиками) тему непредсказуемой судьбы, фортуны, рока. Молодой военный инженер немец Германн ведёт скромную жизнь и копит состояние, он даже не берёт в руки карт и ограничивается только наблюдением за игрой. Его приятель Томский рассказывает историю о том, как его бабушка-графиня, будучи в Париже, проиграла крупную сумму в карты. Она попыталась взять взаймы у графа Сен-Жермена, но вместо денег тот раскрыл ей секрет трёх выигрышных карт. Графиня, благодаря секрету, полностью отыгралась.

Германн, соблазнив её воспитанницу, Лизу, проникает в спальню к графине, мольбами и угрозами пытаясь выведать заветную тайну. Увидев Германна, вооружённого пистолетом (который, как выяснилось впоследствии, оказался незаряженным), графиня умирает от сердечного приступа. На похоронах Германну мерещится, что покойная графиня открывает глаза и бросает на него взгляд. Вечером её призрак является Германну и говорит, что три карты («тройка, семёрка, туз») принесут ему выигрыш, но он не должен ставить больше одной карты в сутки. Второе условие — он должен жениться на Лизе. Последнее условие Германн впоследствии не выполнил. Три карты становятся для Германна навязчивой идеей:

…Увидев молодую девушку, он говорил: «Как она стройна!.. Настоящая тройка червонная». У него спрашивали: который час, он отвечал: — без пяти минут семёрка. — Всякий пузастый мужчина напоминал ему туза. Тройка, семерка, туз — преследовали его во сне, принимая все возможные виды: тройка цвела перед ним в образе пышного грандифлора, семёрка представлялась готическими воротами, туз огромным пауком. Все мысли его слились в одну, — воспользоваться тайной, которая дорого ему стоила…

В Петербург приезжает знаменитый картёжник миллионер Чекалинский. Германн ставит весь свой капитал (47 тысяч рублей) на тройку, выигрывает и удваивает его. На следующий день он ставит все свои деньги (94 тысячи рублей) на семёрку, выигрывает и опять удваивает капитал. На третий день Германн ставит деньги (188 тысяч рублей) на туза. Выпадает туз. Германн думает, что победил, но Чекалинский говорит, что дама Германна проиграла. Каким-то невероятным образом Германн «обдёрнулся» — поставил деньги вместо туза на даму. Германн видит на карте усмехающуюся и подмигивающую пиковую даму, которая напоминает ему графиню. Разорившийся Германн попадает в лечебницу для душевнобольных, где ни на что не реагирует и поминутно «бормочет необыкновенно скоро: — Тройка, семёрка, туз! Тройка, семёрка, дама!..»

Работа над повестью

Княгиня Голицына — прототип главной героини повести

Сюжет «Пиковой дамы» был подсказан Пушкину молодым князем Голицыным, который, проигравшись, вернул себе проигранное, поставив деньги по совету бабки на три карты, некогда подсказанные ей Сен-Жерменом. Эта бабка — известная в московском обществе «усатая княгиня» Н. П. Голицына, урождённая Чернышёва, мать московского губернатора Д. В. Голицына.

Повесть в манере Гофмана и Нодье писалась Пушкиным, по-видимому, осенью 1833 года в Болдине. Рукописный текст не сохранился. Опубликована во 2-м номере «Библиотеки для чтения» за 1834 год и, по дневниковой записи автора, имела недюжинный успех у читающей публики: «Моя „Пиковая дама“ в большой моде. Игроки понтируют на тройку, семерку, туза» (апрель 1834).

Влияние и аллюзии

«Пиковая дама» открывает собой вереницу произведений русских классиков на тему «преступления и наказания»: беспринципный молодой человек — русский Растиньяк — ради материального преуспеяния двигается «по наклонной» (соблазнение Лизы, запугивание старухи), однако вместо чаемого успеха по роковому стечению событий теряет не только благополучие, но и здравый ум (что особенно пугало Пушкина: «Не дай мне Бог сойти с ума…»).

Другой, также популярный в русской классике тематический слой связан с Наполеоном. Эпиграф к IV главе — «Человек, у которого нет никаких нравственных правил и ничего святого!» — взят из некоей «личной переписки», с датой 7 мая 18** (Наполеон умер 5 мая 1821). Далее в этой же главе Томский упоминает, что у Германна «профиль Наполеона».

«Пиковая дама» — одно из первых произведений на русском языке, имевших успех в Европе. На французский язык её переводили такие классики, как Проспер Мериме и Андре Жид. До Чайковского оперу на этот сюжет написал австриец Франц фон Зуппе (1864). Повесть не раз экранизировалась, в том числе Яковом Протазановым в 1916 и Игорем Масленниковым в 1982. Англоязычная экранизация участвовала в третьем Каннском кинофестивале (1949). С 1996 года в театре Вахтангова в Москве идёт поставленный Петром Фоменко по мотивам повести одноименный спектакль.

Имена главных героев

В тексте повести главный герой назван Германном, без указания на то, имя это или фамилия. Согласно распространенному мнению, это именно фамилия[2], несмотря на то, что в немецком языке имя Hermann встречается гораздо чаще, чем фамилия. В пользу этого приводятся следующие аргументы:

  1. В русском языке немецкое имя Hermann обычно транскрибируется как Герман.
  2. Остальные участники игры в повести названы только по фамилии, и обращаются друг к другу по фамилии.
  3. Пушкин упоминает, что Германн «сын обрусевшего немца»; в таких случаях нередко иностранное имя (или этноним) становилось русской фамилией.

Однако, д. ф. н. И. А. Балашова доказывает, что это именно имя[3]:

  1. В рукописных черновиках герой назван Германом; возможно, второе «н» было добавлено издателями под влиянием немецкого написания.
  2. Фраза «его зовут Германном» включает в себя конструкцию «звать + твор. падеж», которая в русском языке того времени употреблялась только с именем; в других произведениях Пушкин также следует этому правилу.
  3. Кюхельбекер, свободно владевший немецким языком, в своем дневнике называет героя повести Германом, то есть наличие двойного «н» не играло для него определяющей роли.

Как заметил филолог, профессор Анатолий Андреев, фамилия Германн содержит «германскую семантику Herr Mann („Господин человек“)»[4][5].

Ту же параллель обыгрывает российский драматург Николай Коляда в своей пьесе DREISIEBENAS (ТРОЙКАСЕМЁРКАТУЗ)[6].

Именно в честь этого пушкинского героя, со слов его собственного отца, был назван второй космонавт планеты Земля — Герман Титов — однако (очевидно, в силу традиций) его имя по документам пишется с одной Н.

***

На протяжении всей повести Пушкин называет старуху «графиня ***», хотя нетрудно догадаться, что ее имя — графиня Анна Федотовна Томская:

«…он расчетлив, вот и все! — заметил Томский. — А если кто для меня непонятен, так это моя бабушка графиня Анна Федотовна»

«Да, черта с два! — отвечал Томский, — у ней было четверо сыновей, в том числе и мой отец»

Мнения и оценки

Пушкин и пиковая дама. Граффити. Харьков, 2008Неоконченные произведения выделены курсивом</td> Эта страница в последний раз была отредактирована 18 декабря 2020 в 11:53.

Александр Сергеевич Пушкин Повесть «Пиковая дама» Краткое содержание

Александр Сергеевич написал «Пиковую даму» в 1833 году, за четыре года до своей смерти на дуэли. Читая повесть «Пиковая дама» в кратком содержании или полностью, следует учитывать, что литературный гений Пушкина постиг реалистические мотивы намного раньше своих современников, других мастеров пера. Это объясняет балансирование последних его сочинений на грани двух направлений — обещающего скоро исчезнуть с главной сцены романтизма и идущего ему на смену реализму. Отсюда возможен двоякий способ постижения основной мысли повести: принять за правду мистические события описываемые автором или приписать персонажам некоторое расстройство психики, спровоцировавшее видения и галлюцинации.

Очень краткий пересказ сюжета повести «Пиковая дама»

Петербург, начало XIX века. Любитель карточных игр Германн узнаёт о существовании беспроигрышной комбинации из 3-х карт. Лёгкие деньги манят героя, он задумывает выведать секрет у его носительницы — старой графини. К самой старухе не подобраться, но Германн знакомится и влюбляет в себя её наивную воспитанницу Лизу.

Лиза мечтает о замужестве, которое освободит её он гнёта властной опекунши. Она отвечает на лживые ухаживания и соглашается на тайное свидание под покровом ночи. Получив доступ в дом графини, Германн направляется не на встречу к Лизе, а в спальню её тётки. Он угрожает старухе пистолетом и требует открыть ему заветную комбинацию карт.

Не выдержав напора, графиня умирает, так и не раскрыв тайны. На похоронах Германну мерещится, что старуха ухмыляется ему из гроба. В эту же ночь герой видит её во сне, она называет ему тайные карты — тройка, семёрка, туз. Германн спешит испробовать их в игре и долго выигрывает, пока ему не выпадает пиковая дама с лицом покойной графини. Герой теряет рассудок и проводит остаток жизни в психиатрической клинике.

Список действующих лиц повести «Пиковая дама» и их краткая характеристика

Главные герои повести «Пиковая дама»:

  • Германн— молодой военный инженер, «русский немец» по происхождению, получил небольшое наследство. Германну присущи пытливый ум, любовь к труду, твёрдый характер и яркое воображение.
  • Анна Федотовна— графиня, бабушка друга Германна, несмотря на преклонный возраст, обожающая карточные игры. Старушка олицетворяет между строк повести образ самой судьбы.
  • Лизавета Ивановна — юная, красивая внешне и мечтательная внутренне воспитанница графини. Лиза, по причине своего бедственного материального положения, вынуждена прислуживать капризной бабке.

Второстепенные герои повести «Пиковая дама»:

  • Поль Томский— внук Анны Федотовны. Близкий друг Германа, поведавший ему о существовании мистической тайны трёх карт.
  • Нарумов — приятель Германна и Поля, конногвардеец.
  • Чекалинский — игрок, знакомый Германна.

Повесть «Пиковая дама» в кратком содержании подробно по главам

Читать краткое содержание произведения классической литературы, чтобы проследить его сюжет и основную идею, удобнее всего по главам. Ниже предложено легкое для восприятия и очень краткое содержание повести «Пиковая дама».

Глава 1

Действия первой главы переносят читателя в Петербург 19 века и начинаются с истории рассказа о мистической тайне трех карт. За карточным столом своим оппонентам по игре Поль Томский рассказывает удивительную историю, произошедшую с его бабушкой в молодости. Однажды Анна Федотовна крупно проигралась, а её законный супруг наотрез отказался выплачивать образовавшийся долг. Графиня обратилась за помощью к обеспеченному Сену-Жермену и он выручил её, но не деньгами, а открыв тайну трёх карт тройки, семёрки и туза. Бабушка Томского отыграла крупный долг за один вечер и много лет хранила доверенный ей секрет. Собравшиеся с недоверием отнеслись к рассказу Поля. Тайна старой графини в серьёз заинтересовала лишь его приятеля Германна, который не принимал участия в игре, опасаясь проигрыша.

Глава 2

Вторая глава повести начинается с уборной Анны Федотовны. Три девушки прислуживают бабушке Томского. Старая графиня сидит перед зеркалом. У окна рукодельничает её воспитанница Лиза. Прибывает Поль и просит позволения представить одного из своих приятелей.

Лизавета Ивановна осторожно интересуется, кого именно хочет познакомить с бабушкой Томский. Она надеется, что это будет Германн, но её надежды не оправдываются. Бедная воспитанница графини мечтает встретить человека, который избавит её от ненавистного положения. Девушка больше всего на свете хочет поскорее покинуть дом капризной опекунши, замучившей её своими бесконечными упрёками и переменчивыми просьбами. По этой причине Лизу заинтересовал Германн, самостоятельный, сильный, настойчивый и привлекательный молодой офицер, которого, в свою очередь, не отпускает навязчивая идея — узнать тайну трёх карт. Одержимый этими мыслями Герман бродит по улицам и сам не замечает, как оказывается у дома графини. Воспитанница графини, оставшись одна, в задумчивости стоит у окна и видит Германна.  Он ловит на себе смущенный взгляд Лизы. В голове расчётливого мужчины рождается план авантюры: подобраться к старой графине, расположив к себе её неопытную и наивную воспитанницу.

Глава 3

Чтобы проникнуть в особняк Анны Федотовны, Германн активно оказывает знаки внимания её воспитаннице. Он тайно передаёт Лизе письмо с объяснениями в любви. Девушка, задетая дерзостью неожиданного поклонника, просит его в ответной записке относиться к ней более уважительно. Спустя три дня Германн вновь передаёт Лизе послание. Во втором письме он настойчиво требует свидания. Лизавета Ивановна смущена, она рвёт записку в клочья. Но Германну в упорстве не занимать, он пишет теперь уже ежедневно, его письма становятся всё нежнее и длиннее. Лизе нравится их читать, она смягчается и выбрасывает в окошко долгожданный ответ, в котором сообщает время, когда её хозяйка будет на балу. Дождавшись назначенного часа, Германн проник в особняк графини и укрылся в темноте её кабинета. Ночью он слышит, как засуетились слуги, спешащие встретить свою строгую госпожу. Когда дом вновь затих, Германн пробрался к графине в спальню. Он увидел, как старая графиня сидит с каменным лицом в своём кресле. Германн вышел перед ней из темноты и стал умолять поведать ему тайну трёх карт. Старуха толи из страха, толи из упрямства отчаянно оказывает сопротивление незваному гостю. Но настырный инженер не думает сдаваться, он угрожает графине пистолетом. Сердце старой женщины не выдерживает, и она умирает.

Глава 4

Оставив мёртвую графиню, Германн идёт в комнату Лизы. Он рассказывает ей о смерти Анны Федотовны и о том, что воспользовался её наивностью, чтобы подобраться к старухе. Лиза очень расстроена, но подсказывает своему обманщику, как незаметно покинуть дом.

Глава 5

Германн приходит проститься со старой графиней, он надеется на прощение. Угрызения совести подводят его к самому гробу, и молодому человеку кажется, что покойная подмигивает ему. Германна охватывает страх. В эту же ночь к нему приходит призрак Анны Федотовны и сообщает секретный набор карт, который поможет ему сорвать выигрыш — тройка, семёрка, туз.

Глава 6

На одном из светских вечеров Германн участвует в карточной игре. Он ставит на тройку небывалую сумму — сорок семь тысяч рублей. Карта сыграла и принесла Германну выигрыш. Тогда он ставит в другой вечер на семёрку и это приносит ему новую победу. В третий раз все свои деньги Германн поставил на туза, но вместо ожидаемой карты ему приходит пиковая дама. Приглядевшись, он замечает, что картинка ужасно похожа на покойную графиню. Пиковая дама с карты подмигивает Германну.

Заключение

После игры Германн попадает в психиатрическую лечебницу, ни с кем не говорит и лишь бормочет одно: тройка, семёрка, туз. Лизавета Ивановна вышла замуж за прекрасного человека. Томского повысили в должности, и он тоже женился.

Тест по повести «Пиковая дама»

Произведение Пушкина «Пиковая дама» вышло из-под пера великого поэта в 1833 году. Основой для него послужила известная в свете таинственная салонная легенда о внезапной и потрясающей карточной удаче княгини Натальи Голицыной. Повесть цельна, напоминает увлекательный рассказ и читается «с первого раза».

С обычного для собравшейся карточной компании рассказа (повествует помещик Томский) начинает завязку сюжета Пушкин. «Пиковая дама» содержанием своим вводит нас в гусарский XVIII век. Бабушка рассказчика, графа Томского, Анна Федотовна в молодые годы проиграла графу Орлеанскому все до копейки. Не получив средств от возмущенного мужа, она в помощь от известного оккультиста и алхимика графа Сен-Жермена (у которого затем попросила денег) узнала тайну трех карт. При этом таинственным французом было обусловлено, что графиня проведет всего лишь одну игру. Анна Федотовна Томская тогда отыгралась и уехала в Северную Пальмиру. Никогда более она не садилась за игровой стол. Лишь однажды раскрыла секрет г-ну Чаплицкому, предварительно заручившись от него обещанием, аналогичным своему. Тот слово не сдержал, выиграв однажды, не остановился вовремя и затем, проиграв миллионы, умер в нищете. Согласитесь, дорогие читатели, мастерски сплел интригу своей повести Пушкин. «Пиковая дама» — произведение увлекательное и динамичное.

Рассказ не остался «висеть в воздухе». Его услышал съедаемый страстями и честолюбием молодой инженер Германн. Он не играет, поскольку состояние его скромно, и нет у него другого дохода, кроме жалованья. Подавляемая сильной волей страсть к игре заставляет его жадно ловить каждый ее нюанс. Услышанный рассказ графа Томского потряс молодого инженера, и жажда скорого обогащения овладела ним.

Уклад жизни графского дома описывает в следующей главе Пушкин. «Пиковая дама» знакомит нас с графиней Томской, живущей замкнуто в имении, бессмысленно соблюдающей дворцовый этикет XVII века, маниакально следящей за своим убранством и внешностью. Бесконечны ее мелочные придирки. Этой своей манерой помещица изводит и достает всех окружающих, а особенно молоденькую воспитанницу Елизавету. Горячий и пылкий Германн очаровывает Лизоньку, пишет ей записки и добивается тайного свидания в графском доме. Знакомство молодых людей — тема третьей главы. Воспитанница подробно рассказывает ему план комнат. Но в назначенный час Германн идет не к девушке, а к ее хозяйке. Барыню он видит сидящей в бессоннице у окна. Молодой человек просит, а затем и требует от графини Томской раскрытия вожделенной тайны, но та упрямо молчит. Когда же инженер приступает к угрозам, вытащив пистолет, с помещицей происходит сердечный приступ, и та погибает.

Четвертая глава психологическая, нравственная. Германн поднимается к воспитаннице, рассказывает той о несчастье. Елизавета потрясена его корыстностью. Однако ни слезы влюбленной девушки, ни ее чувства не трогают алчного молодого человека.

В пятой главе Пушкин показывает свой талант как писателя-мистика. На отпевании графини Германну чудится насмешливый взор и подмигивание покойницы. Следующей же ночью его разбудил незнакомый шум, затем в комнату вплыл призрак Анны Федотовны и объявил ему тайную комбинацию карт – тройка, семерка, туз. Закончило виденье свою речь прощением Германна и просьбой сыграть лишь один раз и на этом прекратить, а затем жениться на Елизавете. Такую кульминацию сюжета создал Пушкин. «Пиковая дама» усиливает динамику своей линии.

Вскоре возникает идеальная ситуация для обогащающей игры. В Москву съезжаются богатые игроки. В первый день Германн удваивает свое состояние, поставив его все на тройку, но на этом не останавливается. Удача благосклонна к нему и на второй день – семерка также приносит удачу, он становится богатым. Однако страсть игрока, алчность властно ведут его к погибели. Он решается на третью игру, ставя на туза все свои добытые игрой шальные деньги – 200 000 рублей. Выпадает туз, но торжество Германна прерывает замечание оппонента Чекалинского, что его дама проиграла. Инженер понимает — случилось непостижимое: вытаскивая из колоды туза, его пальцы почему-то достали совершенно другую карту — даму пик — символ тайной недоброжелательности.

Отчаянный аферист потрясен, его сознание не справляется со стрессом, и он сходит с ума. Именно в шестой главе, содержащей и саму роковую игру, и расплату за нее наметил неотвратимую развязку сюжета Пушкин. «Пиковая дама» воздает Германну по заслугам: его дом теперь — семнадцатая палата Обуховской лечебницы для умалишенных. Сознание бывшего инженера с этого момента навечно замкнуто в комбинации трех карт. Судьба же воспитанницы Елизаветы складывается счастливо: брак, достаток и семейное счастье.

Повесть «Пиковая дама» произвела фурор. В среде игроков даже возникла мода – ставить на упомянутые Пушкиным карты. Современники отмечали мастерское психологическое изображение автором образа старой графини, а также ее воспитанницы. Однако наиболее рельефно изображен «байроновский» персонаж Германна. Удача произведения неслучайна: классик, в жилах которого течет действительно горячая кровь, пишет на близкую для себя тему фарта, удачи. Вместе с тем мы видим его фаталистические убеждения, глаголющие, что все-таки над всей жизненной суетой довлеет рок.

«Пиковая дама» — мистическая история с драматическим сюжетом написана Пушкиным в 1833 году. Основой для сюжета послужили реальные события, произошедшие с князем Голицыным. Благодаря подсказке своей родственницы, княгини Голицыной, мужчина смог отыграть огромный карточный долг. Три карты, что назвала ему Наталья Петровна, спасли князя от полного краха. Повесть заслуженно считается одним из шедевров творчества Александра Сергеевича.

Содержание

Смысл названия повести Пиковая дама

Взаимосвязь названия с сюжетом становится очевидной в конце повествования. Роковая карта рушит все мечты и надежды Германна. Ухмыляясь и как бы подмигивая молодому человеку одним глазом, дама напоминает о совершенном преступлении. Она, словно призрак графини, открывшей ему тайну.

Пиковая дама всегда предвещает неприятный исход. В данном случае это символ злого духа, заключившего сделку с главным героем. Игрок, одержимый пагубной зависимостью от азарта, стал жертвой собственных пороков. В названии произведения содержится ответ на вопрос, какое наказание ждет героя, совершившего преступление.

Сюжет произведения

Главный герой – молодой инженер Германн. Ведя скромную жизнь, далекую от соблазнов, он мечтал скопить состояние. Перемены в жизни мужчины начались после того, как его приятель Томский рассказал историю своей бабушки Анны Федоровны.

Графиня проиграла в карты большую сумму денег. Из безвыходной ситуации ее спасла помощь графа Сан-Жермена. Он не одолжил ей денег, а открыл тайну трех карт. Благодаря секретной комбинации Анна Федоровна полностью отыгралась.

Германн становится одержимым желанием узнать секретное сочетание карт. Ради своей цели молодой человек готов был идти на все. Он соблазняет воспитанницу графини Лизу. Получив доступ в дом, герой проникает в покои Анны Федоровны. Появление мужчины с пистолетом в руках пугает престарелую женщину. Она умирает от сердечного приступа. Ее призрак является к Германну и называет три заветных карты: тройка, семерка, туз.

Приезд в Петербург профессионального игрока миллионера Чекалинского становится для бедного инженера единственным шансом разбогатеть. Он твердо решает использовать силу трех карт. Тройка удвоила весь поставленный капитал героя в первый день. Семерка увеличила выигрыш в два раза на второй день. Германн, окрыленный успехом, был уверен в удаче на третий день игры. Поставив все, что имел, на туза, молодой человек не сомневался, что выиграл. Однако вместо туза пред глазами была усмехающаяся Пиковая дама, похожая на умершую графиню.

Полное разорение, крах всей жизни сводит главного героя с ума. Находясь в клинике для душевно больных, он постоянно повторял одно и то же: «Тройка, семерка, туз! Тройка, семерка, дама»!

Смысл произведения Пиковая дама

Повествование состоит из шести частей, каждая из которых помогает понять смысл всей рассказанной истории. Описывая судьбу Германна, Пушкин раскрывает основные пороки общества.

  • Равнодушие и безучастность. Все герои «Пиковой дамы» абсолютно безразличны к судьбе друг друга. Они живут только для себя, стараясь получить во всем выгоду. Лиза терпит графиню из-за денег. Германн соблазняет ее, преследуя свои меркантильные цели. Человеческая жизнь – ничтожная разменная монета за игральным столом высшего общества.
  • Алчность. Жажда обогащения присуща всем героям. Ради денег люди способны на любые преступления и поступки: обман, угрозы, убийство. Германн нашел самый легкий, как ему казалось, путь к богатству. Он продает свою душу за заветную комбинацию карт.
  • Двуличие и лицемерие. Главный герой представляет себя скромным тружеником, далеким от соблазнов. На самом же деле соблазны ему просто не доступны по причине отсутствия материальных средств. Желание стать богаче, повысить свою значимость в обществе не дает Германну покоя, делает его лицемерным и скрытным. Поставив свое будущее на кон, он надеется стать на один уровень с представителями высшего общества.

Пушкин показал сущность господ, живущих ради материальных благ и утех. Никакие мистические силы не способны возвысить этих ничтожных и меркантильных людей.

Смысл финала

История Германна вызывает желание задуматься об отношении к жизни. Финал произведения показывает, к чему приводит стремление к легкой наживе. Уважения в обществе и благосостояния нужно добиваться, повышая свою духовность. Нельзя забывать о вечных ценностях: честности, любви и доверии. Не стоит продавать свою душу ради везения и обогащения. Сумасшествие главного героя – трагический итог его поступков. Это напоминание о том, что за каждое преступление неизбежно последует наказание.

Используемые источники:

  • https://www.culture.ru/books/65/pikovaya-dama
  • https://wiki2.org/ru/пиковая_дама
  • https://book-briefly.ru/vse-proizvedeniya/pushkin/pikovaya-dama
  • https://fb.ru/article/122689/pushkin-pikovaya-dama-kratkoe-soderjanie
  • https://kakoy-smysl.ru/meaning-book/smysl-proizvedeniya-pikovaya-dama-pushkina/

</tr>

Категория:  Общественно-политическая жизнь в России




Санкт-Петербург еще со времен его основания прославился как город мифов, загадок, мистики и легенд. В культурной столице России существуют места, от тайн которых просто мурашки по коже. Они окутаны загадками и устрашающими рассказами.

s13490073

В Питере своя атмосфера, которую еще больше подчеркивают: белые ночи, старинные архитектурные сооружения, скульптуры античных богов и многое другое. А насыщенное историческое прошлое еще больше вовлекает жителей и туристов в магическую, таинственную силу этого прекрасного города. В этой статье собраны наиболее известные мистические места Питера.

Медный всадник

Медный всадник Медный всадник — памятник Петру I на Сенатской площади в Санкт-Петербурге работы скульптора Фальконе

Одним из самых известных российских памятников является Медный Всадник, который расположен напротив Исаакиевского собора. Памятник Петру Первому — символ российской державности и первый конный памятник русскому императору. На его открытии в 1782 году жители-старообрядцы прозвали его «Всадником Апокалипсиса». Истоки самой популярной легенды, связанной с этим памятником, ведут еще во времена войны между Российской и Французской империями в 1812 году. Тогда вышел приказ эвакуировать ценный постамент, чтобы он не пострадал в бою.

Но одному из военных приснился сон, где оживший Медный всадник сказал: «Покуда я на месте, моему городу нечего опасаться». Император Александр I был необычайно впечатлен этим сном, что решил отменить эвакуацию памятника. Кстати, во времена Великой Отечественной войны ленинградцы также верили, что до тех пор, пока памятники Петру I, а также Кутузову, Суворову и другим великим полководцам стоят на местах, враг не сможет войти в их город. Невероятно, но за девятьсот дней блокады Ленинграда гитлеровские войска так и не смогли его взять.

Еще одна легенда появилась благодаря А.С.Пушкину. В центре его поэмы оказался «Медный всадник», который был явлением апокалипсиса. Кстати, всадник «оживал» еще и в произведениях Анны Ахматовой, Александра Блока, Владимира Маяковского и других. Что удивительно, Медный всадник «оживал» в наиболее сложные периоды России. В строках пушкинской поэмы всадник оживает и мчится по городу за жертвой, вскоре настигнув её. К слову, все это не совсем выдумки поэта, он описал события ужасного наводнения в Санкт-Петербурге в 1824 году, забравшего тысячи жизней горожан.

После этой трагедии в адрес Петра I посыпались проклятия, где жители возмущались, что он решил выстроить город на болотах, да еще и в таком низком месте. После этих оскорблений дух Петра начал мстить. Некоторые коренные жители Петербурга утверждают, что иногда по ночам видят фигуру ожившего всадника. А рядом с памятником часто происходят несчастные случаи, не прекращающиеся и в наши дни.

Башня грифонов

Башня грифонов Башня грифонов – одна из уникальных достопримечательностей Санкт-Петербурга

В 1858 году на Васильевском острове появилась аптека, во дворе которой стоит древняя кирпичная башня. Существуют легенды, которые гласят, что фармацевт Вильгельм Пель занимался алхимией и к нему частенько захаживал даже Менделеев. Кирпичная башня полностью усеяна числами, в которых по легенде заключен код Вселенной. Считается, что пересчитав их все, можно даже открыть тайну бессмертия.

Поговаривают, что днем фармацевт Пель изготавливал и продавал лекарства, а ночью практиковал черную магию. Ходят слухи, что прямо в этой башне алхимик вывел грифонов — мифологических крылатых существ. По сей день многие верят, что если прийти ночью к этой башне, то можно будет увидеть тени грифонов, слетающихся домой.

Обводной канал

Обводной канал Обводной канал — самый крупный канал в Санкт-Петербурге, берет начало от реки Невы в районе Александро-Невской лавры и доходит до реки Екатерингофки

Странные истории Обводного канала начались в 1923 году, когда рабочие рыли здесь траншею. На большой глубине они случайно наткнулись на довольно странное сооружение, состоящее из выложенных по кругу плит, на которых были древние письмена и знаки. На одной из поднятых плит рабочие нашли останки человека. Археологи смогли установить, что данное захоронение имеет скандинавское происхождение и относится к XI-ХII векам. Ученые полагают, что это сооружение являлось местом жертвоприношений.

Несмотря на требования ученых закончить работы в данном месте, строительство продолжилось. Теперь здесь проложена теплотрасса. Найденные останки людей были выброшены, а таинственные плиты стали бортовыми камнями Лиговского проспекта. В скором времени здесь начали происходить несчастные случаи. Мистика или нет, но всего за один год более восьмидесяти человек здесь покончили с жизнью. Спустя десять лет — та же история, но с еще большим количеством самоубийств. Согласно сводкам, сейчас каждый третий год десятилетия в этом районе растет число самоубийств.

Ротонда на Гороховой

Ротонда на Гороховой Ротонда на Гороховой считается одним из самых мистических мест Санкт-Петербурга из-за городских легенд о проводившихся в ней масонских ритуалах

Ротонда — мистическое место в жилом доме на Гороховой, который в 1827 году построил купец Устинов. Сам дом по себе уже странный: на первом этаже вообще нет квартир, второго этажа в принципе не существует, а на третьем — три квартиры. Левая винтовая лестница этого дома ведет в никуда, попросту заканчиваясь. Ужаса еще добавляют легенды, что в XIX веке здесь проходили тайные собрания масонов, которые были запрещены в 1822 году на территории России.

Этим объясняется огромное количество загадочных и необъяснимых настенных символов. Кстати, у подножия лестницы есть дверь, ведущая в подвал, где и проходил обряд посвящения в масоны. Ходят слухи, что все кто пытался проникнуть в подвал, молниеносно старели или лишались рассудка. Что интересно, говорят, таких Ротонд в Питере шесть штук, а на карте они образуют единую пентаграмму.

Загадочные сфинксы

Загадочные сфинксы Загадочные древнеегипетские сфинксы на Университетской набережной в Санкт-Петербурге появились в разгар египтомании в Европе

В 1832 году из древней египетской столицы Фив в Питер были доставлены сфинксы. Спустя два года их установили на набережной напротив Академии художеств. По преданию египтян, сфинксы обладают магией, которая способна защитить гробницу фараона. Главное не нарушать покой самих сфинксов, и тем более не увозить их с родины.

Ходят легенды, что долгое нахождение рядом с древними сфинксами, и уж тем более прикосновения к ним, грозят человеку душевным расстройством. Что удивительно, выражение лиц сфинксов меняется в течение дня: утром — спокойное и безмятежное, вечером — зловещее и даже угрожающее. Некоторые считают, что сфинксы, которым уже около 35 веков, все еще не теряют надежды вернуться домой, чтобы вечно охранять могилу покоящегося фараона.

Квартира Григория Распутина

Квартира Григория Распутина Григорий Распутин — сибирский крестьянин, имевший в определённых кругах петербургского общества репутацию царского друга, старца и целителя

Бывшая квартира Григория Распутина, находящаяся по адресу улица Гороховая, дом 64, окутана мистикой. Здесь сибирский крестьянин жил со своими двумя дочерьми в пятикомнатной квартире. У его дома всегда выстраивалась очередь от обычных людей до знатных дворян. Распутин был рад помочь абсолютно всем. Кто-то просил об исцелении от тяжелой хвори, кто-то помочь заглянуть в будущее. В декабре 1916 года Григорий ушел в Юсуповский дворец, где его убил Феликс Юсупов вместе с подельниками.

Поговаривают, что дух Распутина до сих пор обитает в доме на Гороховой. Его портрет даже сейчас украшает стену общей кухни. Жители дома утверждают, что они до сих пор иногда ночью слышат тихие шаги и мужской голос. А самое интересное то, что до сих пор на адрес квартиры Распутина приходят письма, адресованные бывшему хозяину. Люди даже сейчас верят в силу этого человека и просят его о помощи.

Загадка «Пиковой дамы»

Загадка «Пиковой дамы» Наталья Петровна Голицына стала прототипом главной героини повести А. С. Пушкина «Пиковая дама»

И снова Пушкин, точнее его произведение «Пиковая дама». Его история с тремя картами не выдумана, а взята из реальной жизни. Прототипом старой графини, главной героини произведения, стала Наталья Голицына, в прошлом фрейлина российской императрицы Екатерины II. За пару месяцев до написания этой повести поэт жил недалеко от особняка Натальи Петровны, которая проживала по адресу Малая Морская улица, 10, где сейчас находится поликлиника.

Говорят, племянник Голицыной лично рассказал Пушкину, что после очередного его крупного проигрыша старуха поведала ему тайну «трех карт» (тройки, семерки и туза), которую ей доверил маг граф Сен-Жермен. Этот рассказ вдохновил поэта, как и история смерти Натальи Петровны. Ходят слухи, что перед кончиной к старой княгине являлся призрак черного офицера, который и увел ее на тот свет.

После этого дух уже самой Голицыной обитал в доме на Малой Морской. Самое интересное, что композитор Чайковский, написавший знаменитую оперу по одноименной повести Пушкина, умер от холеры, проведя последние дни своей жизни в доме на улице, где жила Голицына. Причем в квартире брата Модеста, которая находилась прямо напротив особняка Натальи Петровны.

Больше всего ужасает, что Пушкин и Чайковский умирают спустя три года после выхода в свет их произведений. Повесть Александра Сергеевича была напечатана в 1834 году, а погиб он в 1837, а опера Петра Ильича была впервые поставлена 1890 году, а в 1893 он умирает. Что это, магическая сила цифры «три» или просто совпадение?

В любом случае Санкт-Петербург окутан загадками и тайнами. Возможно, все эти истории подогревают местные жители, чтобы привлечь туристов. Правда это все или вымысел, тут пусть каждый решает сам. Но все же что-то магическое есть в этом атмосферном городе и его достопримечательностях. 

Источник

Внимание! Мнение авторов может не совпадать с мнением редакции. Авторские материалы предлагаются читателям без изменений и добавлений и без правки ошибок.

Приглашаем на наш Телеграм-канал.

Темы школьных проектов по русскому языку, литературе

Темы школьных проектов по русскому языку, литературе 5 класс

1. Античная мифология в «Хрониках Нарнии» («Лев, колдунья и волшебный шкаф»).
2. Былина «Илья Муромец и Соловей разбойник» в современном кинематографе
(мультипликационные фильмы 1978 г. и 2007 гг.).
3. Миф об Орфее в произведениях живописи
4. Образ Геракла в произведениях живописи
5. Образ дракона в детской литературе
6. Подвиги Геракла на античных вазах
7. Красна речь пословицей
8. Литературная сказка – прямая наследница сказки народной
9. Мы в зеркале пословиц
10. Малые жанры фольклора
11. Русская народная тематика в курсе математики 5 класса
12. Фольклор моей семьи
13. Фольклорная шкатулка
14. Мифопоэтическая основа рассказа В.П. Астафьева «Ночь темная-темная».
15. Мифопоэтическая основа книги В.П. Астафьева «Последний поклон» (на примере рассказов «Ночь темная-темная» и «Пир после Войны».
16. Образы животных в рассказах В.П. Астафьева «Гуси в полынье» и «Белогрудка»
17. Образ музыки в рассказе В.П. Астафьева «Далекая-близкая сказка».
18. Гоголь Н.В. — словесный кулинар.
19. Предметный мир в повести Н.В. Гоголя «Старосветские помещики»
20. Символика цвета в повести Гоголя «Тарас Бульба»
21. Басни Крылова и сказки Салтыкова-Щедрина.
«Люблю, где случай есть, пороки пощипать…» (Особенности басни как литературного жанра).
22. Образ волка (лисы) в народных сказках и в баснях Крылова
23. Повесть Н.С. Лескова «Левша» и ее кинематографическая интерпретация.
24. Словотворчество и народная этимология в произведениях Н.С. Лескова
25. Античные образы в поэзии А.С Пушкина.
26. Звуковые образы в стихотворениях Ф.И. Тютчева о природе
27. Античные имена в ранних рассказах А.П. Чехова
28. Имена героев греческой мифологии в ранних рассказах А.П. Чехова
29. «Чины и звания» героев в ранних рассказах А.П. Чехова
30. Средства выражения комического в сказке Л. Филатова «Про Федота-стрельца».
31. Рассказ Геродота о скифах и рассказ Толстого «Много ли человеку земли нужно?».
32. Языковая игра в произведении Л. Кэрролла «Алиса в стране чудес».
33. Герои английских лимериков
34. Литературные портреты героев в «Приключениях Гекльберри Финна» и иллюстрации к книге.
35. «Приключения Гекльберри Финна»: карта путешествий.
36. Литература и мой край
37. Мои ровесники в литературных произведениях
38. Какие загадки знают современные школьники?
39. Писатели, поэты рядом
40. Произведения в интерпретации иллюстраторов

Темы школьных проектов по русскому языку, литературе 6 класс

1. Самоотверженность , любовь и страдание в сказке Андерсена «Русалочка»
2. Мифоэпическая основа рассказа Астафьева «Деревья растут для всех»
3. Мифоэпическая основа книги Астафьева «Последний поклон»
4. Мистика и реальность в повести Гоголя «Ночь перед Рождеством»
5. Роль мистики в творчестве Гоголя
6. «Цветные» прилагательные в произведении Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки»
7. Роль пейзажа в художественном мире феерии Грина «Алые паруса»
8. Цветовые образы в феерии Грина «Алые паруса»
9. Образ морской волны в поэзии лермонтова
10. Тема дуэли в лирике Лермонтова
11. Быт и нравы русского дворянства(на примере романа Пушкина «Дубровский» и сборника «Повести белкина»)
12. Образ няни в жизни и творчестве Пушкина
13. Завтрашний день книги
14. Ильф и Петров: ирония и сатира в рассказе «Любители футбола»
15. Литературные места нашего города
16. Литературные места нашей области
17. Особенности организации художественного пространства в романах-путешествиях
18. Образ учителя в произведениях писателей 20в
19. По следам литературных героев
20. Пословицы и поговорки в речи современных школьников и их аналоги в современном языке.
21. Прозвища моих одноклассников и их значения.
22. Тексты современных песен: поэзия или антипоэзия.
23. Что читают мои сверстники?
24. Что читают в моем классе?
25. Тема любви в произведениях Драгунского, Нагибина, Фраермана.
26. Роль эпитетов и метафор в повести И.Христолюбовой « Топало и чертенок Тришка»
27. Ричард Львиное Сердце в повести А.Линдгрен и исторической легенде.
28. Зачем нужны псевдонимы?
29. Семантика образа камня в художественном мире сборника О.Мандельштама «Камень»
30. Словообразовательные инновации в речи подростков

Темы школьных проектов по русскому языку, литературе 7 класс

1. Географические знания в романе А. Беляева «Остров погибших кораблей».
2. Кинематографические приемы в романе А. Беляева «Остров погибших кораблей».
3. Поэтизация бытовой жизни в творчестве Б. Окуджавы.
4. Быт запорожских казаков в изображении Гоголя (на материале повести «Тарас Бульба»).
5. Образ Петербурга в «Петербургских повестях» Н.В. Гоголя.
6. Слуги и господа (по произведениям А.С. Пушкина и Н.В. Гоголя).
7. Биологические знания героев романа Ж. Верна «Пятнадцатилетний капитан» и современная наука.
8. Латинские «крылатые выражения» в романе Ж. Верна «Пятнадцатилетний капитан».
9. Терминологическая лексика в романе Ж. Верна «Пятнадцатилетний капитан».
10. Античные образы в поэзии А.С. Пушкина.
11. Библейская легенда о блудном сыне и ее трансформация в повести А.С. Пушкина «Станционный смотритель».
12. Мотив игры в повести А.С. Пушкина «Барышня-крестьянка» и в одноименной экранизации А. Сахарова.
13. Семейная тема в произведениях А.С. Пушкина на примере романа «Дубровский» и повести «Барышня-Крестьянка».
14. От комических поэм А.С. Пушкина («Граф Нулин», «Домик в Коломне») к комическим поэмам М.Ю. Лермонтова («Сашка», Казначейша», «Сказка для детей»).
15. Библейские цитаты в сказках М.Е. Салтыкова-Щедрина (любое произведение).
16. Комическое и его формы в сказках М.Е. Салтыкова-Щедрина.
17. Лаконизм прозы: функции глагольной лексики в художественном тексте (на примере рассказа А.П. Чехова «Смерть чиновника»).
18. Говорящие фамилии в произведениях писателей.
19. Имена античных героев в бытовой жизни современного школьника.
20 Какие существуют литературные премии сегодня
21. Литературные сообщества в Интернете.
22. Образ дождя в творчестве современных поэтов
23 Античные образы в поэзии Ф.М. Тютчева.
24. Древнерусская «Повесть о Петре и Февронии» и ее кинематографические интерпретации
25. Образы растений и цветов в литературе
26. Памятники литературным героям
27. Письма героев и их роль в сюжетах пушкинских произведений
28. Символика яблока в русской литературе как прекрасное прошлое родной страны
29. Слова-символы в японской поэзии
30. Языковые средства создания юмора в произведениях

Темы школьных проектов по русскому языку, литературе 8 класс

1. Символика жёлтого цвета в произведениях Ф.М. Достоевского и А.А. Ахматовой
2. «Собачье сердце» М. Булгакова и В. Бортко
3. Художественная природа и функция гротеска в «Петербургских повестях» Гоголя.
4. Образ морской волны в поэзии М.Ю. Лермонтова
5. Использование старославянизмов в лирических произведениях А.С. Пушкина
6. Традиции жанра «готической новеллы» в повести Пушкина «Пиковая дама».
7. Казачество в поэтическом и историческом сознании А.С. Пушкина
8. Фольклорные традиции русской народной сказки в повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка».
9. Пейзажи Тургенева и их место в структуре художественного повествования
10. Своеобразие «народных портретов» в «Записках охотника» И.С. Тургенева.
11. Анализ тематической группы пословиц и поговорок, включающих в свою структуру личные имена
12. Древнерусская и западноевропейская версии сходного сюжета (сопоставление «Повести о Петре и Февронии Муромских» и романа «Тристан и Изольда»).
13. Игра морфемами и морфологическими признаками в современной отечественной литературе
14. Использование антонимов для создания контраста, антитезы, оксюморонов
15. Образ Богородицы в русской иконописи и русской литературе
16. Образ предмета-символа в русской и зарубежной литературе
17. Обряд инициации в поэме Гомера «Одиссея» и в русских волшебных сказках.
18. Одиссея и русские народные сказки
19. Роль газетного заголовка в эффективности печатных СМИ
20. Символика поэмы «Медный всадник».
21. Собираем «зеркала»! («Снежная королева», «Сказка о мертвой царевне и 7 богатырях», «Светлана», «Алиса в Зазеркалье», «Ночи перед Рождеством
22. Стилистические функции синонимов в произведениях художественной литературы.
23. Стилистическое использование профессиональной и терминологической лексики в произведениях художественной литературы
24. Штампы и стереотипы в современной публичной речи.
25. Пейзаж в поздних рассказах Л.Н.Толстого.

Темы школьных проектов по русскому языку, литературе 9 класс

1. Особенности поэтического языка «Горе от ума».
2. Интерпретация образа Чацкого, главного героя комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума», в постановках русских театров.
3. Герои века в романах М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» и А. Мюссе «Исповедь сына века».
4. Зилов и Печорин по пьесе А. Вампилова «Утиная охота» и роману М.Ю. Лермонтова
5. Тема пророка в лирике М.Ю. Лермонтова
6. Актуальность фантастических образов Н.В. Гоголя для современной России
7. Призраки и фантомные образы в произведениях Н.В. Гоголя.
8. Интертекстуальность романа И.С. Тургенева «Отцы и дети
9. Мир дворянской усадьбы и мир города в романах «Гордость и предубеждение» Джейн Остин и «Отцы и дети» И.С. Тургенева.
10. Арина Родионовна Яковлева в жизни и творчестве А.С. Пушкина
11. Бал как элемент дворянского быта на страницах романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин».
12. Библейская легенда о блудном сыне и ее трансформация в повести А.С. Пушкина «Станционный смотритель».
13. Дуэль в жизни и творчестве А.С. Пушкина
14. Книжные полки Онегина
15. Поэтизмы в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин».
16. Приметы времени и быта в романе в стихах «Евгений Онегин» А.С. Пушкина.
17. Смешное и грустное в рассказах А.П. Чехова: «Маленькая трилогия».
18. Э. Дикинсон и М. Цветаева: схожие мотивы лирики.
19. Женские судьбы в стихах в лирике Цветаевой и Ахматовой.
20. Влияние творчества Дж. Байрона на русскую классическую литературу
21. Испытание героев дуэлью (по произведениям русской литературы
22. Коммуникативная функция подростковой анкеты
23. Концепция любви в произведениях А.И. Куприна
24. Образ города в творчестве С. Довлатова
25. Образ моря в русской классической литературе
26. Образ собаки в литературе XX века
27. Птичьи фамилии в литературе
28. Цветовая палитра в романе Ф.М. Достоевского «Белые ночи».
29. Языковая палитра в «Слове о полку Игореве…».
30. Экологический контекст романа Германа Мелвилла «Моби Дик

Темы школьных проектов по русскому языку, литературе 10 класс

1. Зооморфная символика романа И.А. Гончарова «Обрыв».
2. Библейские мотивы в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание
3. Реформы Александра II и их отражение в романе «Преступление и наказание»
4. Риторические приемы в диалогах героев Ф.М. Достоевского (на материале нескольких эпизодов романа «Преступление и наказание»).
5. «Шекспировское» в русской прозе второй половины XIX века (на материале одного из произведений Ф.М. Достоевского).
6. Что читают герои романа Достоевского «Преступление и наказание»
7. Пословица в творчестве А.Н. Островского (любое произведение)
8.Значение стихотворения Пушкина «Рыцарь бедный» в структуре романа Достоевского « Идиот»
9. Образ Петербурга в произведениях А.С. Пушкина
10. Пушкинский интертекст романа Гончарова « Обыкновенная история»
11.Вооружение русской и французской армий в романе Толстого «Война и мир»
12. Изображение военных действий в произведениях Толстого
13. Рассказ Геродота о скифах и рассказ Толстого «Много ли человеку на земле нужно?»
14. Роль сравнений в романе Толстого « Война и мир»
15. Традиции русского и немецкого романтизма в очерке Тургенева «Призраки»
16. Античные образы в поэзии А.А.Фета
17. Тютчевские размышления о космосе и хаосе
18. Звуковые образы в стихотворениях Ф.И. Тютчева о природе
19. Кольцевая композиция в стихотворениях А.А.Фета
20. А.Меньшиков в истории и в литературе ( по роману Толстого А. «Петр 1»)
21. Герой современной русской и французской литературы
22.Герой-правдоискатель в литературе конца 20-начала 21 в
23. Карты и карточная игра в литературе 19 в
24. Женские судьбы в стихах наших современниц
25.Образ еды в произведениях русских писателей
26. Образы деревьев в русской поэзии 19в
27. Язык и юмор в произведении Ильфа и Петрова «Двенадцать стульев»
28. Учитель…Какой он на страницах отечественной литературы?
29. Флора и фауна в поэзии Серебряного века
30.Шолоховская география: от истоков до Нобелевского триумфа.

Темы школьных проектов по русскому языку, литературе 11 класс

1.А.Пушкин в лирике А.Ахматовой
2.Цветовая символика образа розы в поэзии Ахматовой
3. Цветы в поэзии Ахматовой
4. Эпиграф как средство формирования диалогической модальности художественного текста в произведениях Ахматовой
5. Игра как прием постмодернизма в творчестве Акунина
6. Художественные приемы и особенности романов Акунина
7. Библейские мотивы в романе Булгакова «Мастер и Маргарита»
8. Вечные темы в романе Булгакова « Мастер и Маргарита»
9. «Мастер и Маргарита» Булгакова и «Фауст» Гете
10. Роман Булгакова в оценке священнослужителей
11. Твой выбор:жизнь или…(проблема наркомании в произведениях Булгакова « Морфий» и Айтматова «Плаха»)
12 Концепция мира и человека в творчестве Бунина и Хемингуэя
13. Кавабато и Бунин: диалог с красотой, любовью и смертью.
14. Трансформация идеи вечной женственности в В.Соловьева в образе Прекрасной Дамы в творчестве Блока
15. Телевидение и литература: что окажется сильнее?
16. Своеобразие стиля сатирических рассказов М.Жванецкого
17. Роль снов в литературных произведениях.
18. Средства речевой выразительности в различных типах политического текста( на материале предвыборных публикаций)
19. Развитие жанра антиутопии в литературе 20в
20. Приемы речевого воздействия в газетных публикациях.
21. Памятники литературным героям в России.
22. Мир фэнтези в современной литературе
23. Концепт «грусть» и «тоска» в русском фольклоре и поэзии Кольцова
24. Использование устаревших слов в повседневной жизни.
25. Влияние драгоценных камней на судьбы литературных героев.
26.Концепты «истина» и «правда» в русском языке и произведениях Платонова.
27. Концепт «пустыня» в русской поэзии 19-20 вв
28. Интерпретация образов славянской мифологии в романе М.Вишневецкой «Кощей и Яга или небесные яблоки»
29. «Их взоры прикованы к небу» (мотив звезды в русской поэзии 19-20 в)
30. Никнейм как раз

    новидность современных антропонимов

Summary

Темы школьных проектов по русскому языку, литературе

Article Name

Темы школьных проектов по русскому языку, литературе

Description

Темы школьных проектов по русскому языку, литературе с 5-11 класс.

Author

Татьяна

Publisher Name

Studyfive.ru

Publisher Logo

Studyfive.ru

  • Пушкин песнь о вещем олеге краткий рассказ
  • Пушкин народный поэт сочинение рассуждение
  • Пушкин нянины сказки читать
  • Пушкин наше все сочинение рассуждение
  • Пушкин метель аргументы к сочинению