Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком.
«Кабы я была царица, –
Говорит одна девица, –
То на весь крещеный мир
Приготовила б я пир».
– «Кабы я была царица, –
Говорит ее сестрица, –
То на весь бы мир одна
Наткала я полотна».
– «Кабы я была царица, –
Третья молвила сестрица, –
Я б для батюшки-царя
Родила богатыря».
Только вымолвить успела,
Дверь тихонько заскрыпела,
И в светлицу входит царь,
Стороны той государь.
Во все время разговора
Он стоял позадь забора;
Речь последней по всему
Полюбилася ему.
«Здравствуй, красная девица, –
Говорит он, – будь царица
И роди богатыря
Мне к исходу сентября.
Вы ж, голубушки-сестрицы,
Выбирайтесь из светлицы.
Поезжайте вслед за мной,
Вслед за мной и за сестрой:
Будь одна из вас ткачиха,
А другая повариха».
В сени вышел царь-отец.
Все пустились во дворец.
Царь недолго собирался:
В тот же вечер обвенчался.
Царь Салтан за пир честной
Сел с царицей молодой;
А потом честные гости
На кровать слоновой кости
Положили молодых
И оставили одних.
В кухне злится повариха,
Плачет у станка ткачиха –
И завидуют оне
Государевой жене.
А царица молодая,
Дела вдаль не отлагая,
С первой ночи понесла.
В те поры война была.
Царь Салтан, с женой простяся,
На добра коня садяся,
Ей наказывал себя
Поберечь, его любя.
Между тем, как он далеко
Бьется долго и жестоко,
Наступает срок родин;
Сына бог им дал в аршин,
И царица над ребенком,
Как орлица над орленком;
Шлет с письмом она гонца,
Чтоб обрадовать отца.
А ткачиха с поварихой,
С сватьей бабой Бабарихой
Извести ее хотят,
Перенять гонца велят;
Сами шлют гонца другого
Вот с чем от слова до слова:
«Родила царица в ночь
Не то сына, не то дочь;
Не мышонка, не лягушку,
А неведому зверюшку».
Как услышал царь-отец,
Что донес ему гонец,
В гневе начал он чудесить
И гонца хотел повесить;
Но, смягчившись на сей раз,
Дал гонцу такой приказ:
«Ждать царева возвращенья
Для законного решенья».
Едет с грамотой гонец
И приехал наконец.
А ткачиха с поварихой
С сватьей бабой Бабарихой
Обобрать его велят;
Допьяна гонца поят
И в суму его пустую
Суют грамоту другую –
И привез гонец хмельной
В тот же день приказ такой:
«Царь велит своим боярам,
Времени не тратя даром,
И царицу и приплод
Тайно бросить в бездну вод».
Делать нечего: бояре,
Потужив о государе
И царице молодой,
В спальню к ней пришли толпой.
Объявили царску волю –
Ей и сыну злую долю,
Прочитали вслух указ
И царицу в тот же час
В бочку с сыном посадили,
Засмолили, покатили
И пустили в Окиян –
Так велел-де царь Салтан.
В синем небе звезды блещут,
В синем море волны хлещут;
Туча по небу идет,
Бочка по морю плывет.
Словно горькая вдовица,
Плачет, бьется в ней царица;
И растет ребенок там
Не по дням, а по часам.
День.прошел – царица вопит…
А дитя волну торопит:
«Ты, волна моя, волна?
Ты гульлива и вольна;
Плещешь ты, куда захочешь,
Ты морские камни точишь,
Топишь берег ты земли,
Подымаешь корабли –
Не губи ты нашу душу:
Выплесни ты нас на сушу!»
И послушалась волна:
Тут же на берег она
Бочку вынесла легонько
И отхлынула тихонько.
Мать с младенцем спасена;
Землю чувствует она.
Но из бочки кто их вынет?
Бог неужто их покинет?
Сын на ножки поднялся,
В дно головкой уперся,
Понатужился немножко:
«Как бы здесь на двор окошко
Нам проделать?» – молвил он,
Вышиб дно и вышел вон.
Мать и сын теперь на воле;
Видят холм в широком поле;
Море синее кругом,
Дуб зеленый над холмом.
Сын подумал: добрый ужин
Был бы нам, однако, нужен.
Ломит он у дуба сук
И в тугой сгибает лук,
Со креста снурок шелковый
Натянул на лук дубовый,
Тонку тросточку сломил,
Стрелкой легкой завострил
И пошел на край долины
У моря искать дичины.
К морю лишь подходит он,
Вот и слышит будто стон…
Видно, на море не тихо:
Смотрит – видит дело лихо:
Бьется лебедь средь зыбей,
Коршун носится над ней;
Та бедняжка так и плещет,
Воду вкруг мутит и хлещет…
Тот уж когти распустил,
Клев кровавый навострил…
Но как раз стрела запела –
В шею коршуна задела –
Коршун в море кровь пролил.
Лук царевич опустил;
Смотрит: коршун в море тонет
И не птичьим криком стонет,
Лебедь около плывет,
Злого коршуна клюет,
Гибель близкую торопит,
Бьет крылом и в море топит –
И царевичу потом
Молвит русским языком:
«Ты царевич, мой спаситель,
Мой могучий избавитель,
Не тужи, что за меня
Есть не будешь ты три дня,
Что стрела пропала в море;
Это горе – все не горе.
Отплачу тебе добром,
Сослужу тебе потом:
Ты не лебедь ведь избавил,
Девицу в живых оставил;
Ты не коршуна убил,
Чародея подстрелил.
Ввек тебя я не забуду:
Ты найдешь меня повсюду,
А теперь ты воротись,
Не горюй и спать ложись».
Улетела лебедь-птица,
А царевич и царица,
Целый день проведши так,
Лечь решились натощак.
Вот открыл царевич очи;
Отрясая грезы ночи
И дивясь, перед собой
Видит город он большой,
Стены с частыми зубцами,
И за белыми стенами
Блещут маковки церквей
И святых монастырей.
Он скорей царицу будит;
Та как ахнет!.. «То ли будет? –
Говорит он, – вижу я:
Лебедь тешится моя».
Мать и сын идут ко граду.
Лишь ступили за ограду,
Оглушительный трезвон
Поднялся со всех сторон:
К ним народ навстречу валит,
Хор церковный бога хвалит;
В колымагах золотых
Пышный двор встречает их;
Все их громко величают,
И царевича венчают
Княжей шапкой, и главой
Возглашают над собой;
И среди своей столицы,
С разрешения царицы,
В тот же день стал княжить он
И нарекся: князь Гвидон.
Ветер на море гуляет
И кораблик подгоняет;
Он бежит себе в волнах
На раздутых парусах.
Корабельщики дивятся,
На кораблике толпятся,
На знакомом острову
Чудо видят наяву:
Город новый златоглавый,
Пристань с крепкою заставой –
Пушки с пристани палят,
Кораблю пристать велят.
Пристают к заставе гости
Князь Гвидон зовет их в гости,
Их он кормит и поит
И ответ держать велит:
«Чем вы, гости, торг ведете
И куда теперь плывете?»
Корабельщики в ответ:
«Мы объехали весь свет,
Торговали соболями,
Чорнобурьши лисами;
А теперь нам вышел срок,
Едем прямо на восток,
Мимо острова Буяна,
В царство славного Салтана…»
Князь им вымолвил тогда:
«Добрый путь вам, господа,
По морю по Окияну
К славному царю Салтану;
От меня ему поклон».
Гости в путь, а князь Гвидон
С берега душой печальной
Провожает бег их дальный;
Глядь – поверх текучих вод
Лебедь белая плывет.
«Здравствуй, князь ты мой прекрасный!
Что ты тих, как день ненастный?
Опечалился чему?» –
Говорит она ему.
Князь печально отвечает:
«Грусть-тоска меня съедает,
Одолела молодца:
Видеть я б хотел отца».
Лебедь князю: «Вот в чем горе!
Ну послушай: хочешь в море
Полететь за кораблем?
Будь же, князь, ты комаром».
И крылами замахала,
Воду с шумом расплескала
И обрызгала его
С головы до ног всего.
Тут он в точку уменьшился,
Комаром оборотился,
Полетел и запищал,
Судно на море догнал,
Потихоньку опустился
На корабль – и в щель забился.
Ветер весело шумит,
Судно весело бежит
Мимо острова Буяна,
К царству славного Салтана,
И желанная страна
Вот уж издали видна.
Вот на берег вышли гости;
Царь Салтан зовет их в гости,
И за ними во дворец
Полетел наш удалец.
Видит: весь сияя в злате,
Царь Салтан сидит в палате
На престоле и в венце
С грустной думой на лице;
А ткачиха с поварихой,
С сватьей бабой Бабарихой
Около царя сидят
И в глаза ему глядят.
Царь Салтан гостей сажает
За свой стол и вопрошает:
«Ой вы, гости-господа,
Долго ль ездили? куда?
Ладно ль за морем иль худо?
И какое в свете чудо?»
Корабельщики в ответ:
«Мы объехали весь свет;
За морем житье на худо,
В свете ж вот какое чудо:
В море остров был крутой,
Не привальный, не жилой;
Он лежал пустой равниной;
Рос на нем дубок единый;
А теперь стоит на нем
Новый город со дворцом,
С златоглавыми церквами,
С теремами и садами,
А сидит в нем князь Гвидон;
Он прислал тебе поклон».
Царь Салтан дивится чуду;
Молвит он: «Коль жив я буду,
Чудный остров навещу,
У Гвидона погощу».
А ткачиха с поварихой,
С сватьей бабой Бабарихой
Не хотят его пустить
Чудный остров навестить.
«Уж диковинка, ну право, –
Подмигнув другим лукаво,
Повариха говорит, –
Город у моря стоит!
Знайте, вот что не безделка:
Ель в лесу, под елью белка,
Белка песенки поет
И орешки все грызет,
А орешки не простые,
Все скорлупки золотые,
Ядра – чистый изумруд;
Вот что чудом-то зовут».
Чуду царь Салтан дивится,
А комар-то злится, злится –
И впился комар как раз
Тетке прямо в правый глаз.
Повариха побледнела,
Обмерла и окривела.
Слуги, сватья и сестра
С криком ловят комара.
«Распроклятая ты мошка!
Мы тебя!..» А он в окошко
Да спокойно в свой удел
Через море полетел.
В зале все напоминает о великом поэте: его портреты, его книги, рисунки детишек к пушкинским сказкам. Звучит фортепианная музыка. В зал, держа в руках зажженные свечи, входят четыре ребенка.
Сценарий праздника, посвященного А.С. Пушкину
Мы Пушкину наш праздник посвятим,
Наполнив зал чудесными стихами.
О Пушкине сегодня говорим
Поэзии волшебными словами.
Мой Пушкин!
Ты мне дорог с малых лет,
Твои стихи я слышу с колыбели.
Я сказками волшебными согрет,
Что музыкой в душе моей звенели.
Мне сладок слог твой,
Наслаждаюсь я
Таким божественным прекраснейшим звучаньем.
Читаю с упоением тебя
И предаюсь различным состояньям.
Мой Пушкин!
Преклоняюсь пред тобой,
Перед твоим талантом безупречным.
К тебе пылаю нежной, неземной
Любовью безграничной, бесконечной.
Музыка нарастает с новой силой и в зал входят все участники праздника. В их исполнении звучит песня «Посвящение Пушкину»*.
Огонь свечи озарил портрет,
Твое лицо мы видим, поэт.
Твои стихи нас к себе манят
И взрослых, и ребят.
Припев:
К нам из сказки приходит Салтан,
Лебедь к нам уж плывет по волнам,
Озорной рассмешит нас Балда,
В море рыбка уйдет навсегда.
Под звуки фортепианной музыки дети занимают свои места. Один из чтецов выставляет в центре сцены кубы. Затем читает стихи «Посвящение».
Для вас, души моей царицы,
Красавицы, для вас одних
Времен минувших небылицы,
В часы досугов золотых,
Под шепот старины болтливой,
Рукою верной я писал;
Примите ж вы мой труд игривый!
Ничьих не требуя похвал,
Счастлив уж я надеждой сладкой,
Что дева с трепетом любви
Посмотрит, может быть, украдкой
На песни грешные мои.
Чтец уходит в глубь сцены, а к кубам подходят другие исполнители.
Они разыгрывают отрывок из поэмы «Руслан и Людмила». На сцене появляются две маленькие подружки. В руках у них большая и очень красочная книга. Одна из девочек присаживается на кубик, а вторая стоит рядом с ней. Та девочка, которая держит книгу, читает по слогам ее название.
Девочка: Пуш-кин. Сказ-ка о ры-ба-ке и рыб-ке.
Я сказку эту каждый день читаю,
Ее почти уж наизусть всю знаю,
Но снова, снова книгу открываю
И рыбкой золотою стать мечтаю.
Мне пушкинская сказка помогает
Представить море…
Как оно играет,
И как бурлит оно,
И как хохочет …
Сказать как будто море
Что-то хочет.
Звучит музыка – ласковая, морская.
Ведущий: Ребята, а давайте вместе с вами пофантазируем и представим то синее море, которое так красочно описывал А. С. Пушкин. Мы побываем в подводном царстве Золотой рыбки; полюбуемся красотою игривых волн, И в этом нам поможет не только наше воображение, но и наши умелые руки.
Итак, добро пожаловать в морскую пучину.
Звучит музыка. Взрослые вносят и устанавливают на сцене выполненные детьми панно «Морская пучина». Дети тут же что-то пририсовывают, подправляют.
Ведущий: Ребята, ваше море как живое,
Такое яркое, такое голубое…
Волнами ласково зовет к себе, манит
И в сказку мудрую
Нам двери отворит.
Дети играют отрывок из «Сказки о Золотой рыбке».
Ведущий: На свете нет, пожалуй, равнодушных
К поэзии великого поэта.
В ней жизни свет,
И нет в ней строчек скучных,
И фальши, слава Богу,
Тоже нет.
Но есть в ней музыка!
Она внутри таится
И в каждой строчке гения искрится.
Я приглашаю вас сейчас, сегодня, сразу
Открыть страничку музыкальных сказок.
Юные пианисты исполняют небольшие фрагменты пьес из детского альбома П. И. Чайковского по выбору.
На сцену выходит девочка. В руках у нее большой яркий кораблик.
Девочка: Ветер по морю гуляет
И кораблик подгоняет.
Сделали кораблик сами
Мы своими же руками
И теперь по океану
К царству славного Салтана
Вместе с вами поплывем
И спектакль мы свой начнем.
Дети разыгрывают отрывок из «Сказки о царе Салтане».
Звучит вальс Ф. Шопена. На сцену выходит девочка, в руках у нее веер. К девочке хочет обратиться, но так и не решается взволнованный
мальчик.
Мальчик: Я в девочку влюблен,
Но как ей в том признаться?
Увижу лишь ее,
И вновь начну смущаться.
Так хочется в любви
Признаться романтично,
Как Пушкин признавался,
Возвышенно и поэтично.
Мальчик набирается смелости и, обращаясь к девочке, читает стихотворение «Я вас любил».
Я вас любил: любовь еще, быть может,
В душе моей угасла не совсем;
Но пусть она вас больше не тревожит;
Я не хочу печалить вас ничем.
Я вас любил безмолвно, безнадежно,
То робостью, то ревностью томим;
Я вас любил так искренно, так нежно,
Как дай вам Бог любимой быть другим.
Мальчик приглашает девочку на танец, и вот уже все кавалеры ведут своих красавиц танцевать. Во время танца они объясняются друг с другом стихами А. С. Пушкина.
1-я пара
Мальчик: Я помню чудное мгновенье:
Передо мной явилась ты,
Как мимолетное виденье,
Как гений чистой красоты.
Девочка: Я слушаю тебя и сердцем молодею.
Мне сладок жар твоих речей,
Печальный, снова пламенею
Воспоминаньем прежних дней.
2-я пара
Мальчик: Пред ней задумчиво стою,
Свести очей с нее нет силы;
И говорю ей: как вы милы!
И мыслю: -как тебя люблю!
Девочка: Он мне ровесник, он так мил.
Всегда видала в нем я брата,
Он, как сестру, меня любил.
Скажите, чем я виновата.
3-я пара
Мальчик: Без вас мне скучно, – я зеваю;
При вас мне грустно, – я терплю;
И, мочи нет, сказать желаю,
Мой ангел, как я вас люблю!
Девочка: Весна, весна, пора любви,
Как тяжко мне твое явленье.
Какое томное волненье
В моей душе, в моей крови…
4-я пара
Девочка: Зачем вы посетили нас?
В глуши забытого селенья
Я никогда не знала б вас,
Не знала б горького мученья.
Мальчик: Алина! Сжальтесь надо мною.
Не смею требовать любви:
Быть может, за грехи мои,
Мой ангел, я любви не стою!
Но притворитесь! Этот взгляд
Все может выразить так чудно!
Ах, обмануть меня не трудно!..
Я сам обманываться рад!
Мальчики провожают девочек на места. Один из них, стоя у своего стула, говорит:
Мальчик: Нам не дано как Пушкин говорить,
Но будем мы с поэзией дружить
И сможем подарить своим любимым
Поэзии прекрасные мотивы.
Ведущий: Мир Пушкина чудесных полон красок.
А мы вернемся на страничку Музыкальных сказок.
Идет вторая часть фортепианного блока. В этой части могут прозвучать отрывки из произведений: М. Глинка «Я помню чудное мгновенье», И. Штраус «Весенние голоса», В. Моцарт «Весенняя»)
Ребенок: Яркий, шумный балаган
До чего приятен нам!
Сколько в нем веселья, смеха…
А герои – вот потеха!
Поп, Балда и попадья,
Пес и вся его семья
В сказке этой поселились,
Чтобы мы повеселились.
Эй, ребятки, не зевайте!
К сказке кукол создавайте!
Звучит веселая балаганная музыка. Дети завершают последними штрихами работу над созданием перчаточных кукол.
Ведущий: О чудо! Куклы оживают
И в сказку всех нас приглашают.
Дети разыгрывают «Сказку о hone и о работнике его Балде».
И вновь звучит фортепианная музыка, гаснет свет. В мерцании свечей на сцену выходят ребята.
Дети: Мы Пушкину наш праздник посвятили,
Наполнив зал чудесными стихами.
О Пушкине сегодня говорили
Поэзии волшебными устами.
Читать твои стихи, великий Пушкин,
Мы учимся и бережно, и нежно.
С поэзией твоей давно мы дружим,
Она для нас, как океан, безбрежна.
Мой Пушкин!
Мой поэт!
Моя отрада!
Спасибо за любовь к родному слову.
Мы этой встрече очень-очень рады!
Твои стихи читать мы будем снова.
Дети поют песню, которая прозвучала в начале вечера.
Стихи для всех веков и поколений
Ты подарил, мой Пушкин, безвозмездно.
Ты – чудо!
Ты – поэт!
Ты – гений!
Твоя поэзия – цветок прелестный!
К ребятам, участникам праздника, подходят их родители. В руках у них цветы. Вместе с детьми родители подходят к портрету великого поэта и ставят цветы в вазы).
Советы и рекомендации
Обратите внимание на костюмы и прически детей. Постарайтесь сделать их в стиле пушкинских времен.
И девочки превратятся в настоящих пушкинских красавиц, а мальчики в истинных кавалеров. Конечно же, при разыгрывании сказок костюмы дополняются накидками, коронами, платками и т. д.
В завершение праздника родители или организаторы мероприятия могут сделать ребятам подарки – книги со сказками А. С. Пушкина или видеокассеты с мультфильмами по сказкам поэта.
С. Маршак
Пушкин
У памятника на закате летом
Играют дети. И, склонив главу,
Чуть озаренную вечерним светом,
Он с возвышенья смотрит на Москву.
Шуршат машины, цепью выбегая
На площадь из-за каждого угла.
Шумит Москва – родная, но другая –
И старше и моложе, чем была.
А он все тот же. Только год от года
У ног его на площади Москвы.
Все больше собирается народа
И все звучнее влажный шум листвы.
Участник наших радостей и бедствий
Стоит, незыблем в бурю и в грозу,
Там, где играл, быть может, в раннем детстве,
Как те ребята, что снуют внизу.
4 июня 2021 в 4:56
Базовый учебник и рабочая тетрадь: Литературное
чтение. Учебник. Л.Ф.Климанова, В.Г. Горецкий, Л. А.
Виноградская. Учебник. 3 класс. Часть 1, 2.
Климанова Л.Ф. Чтение. Рабочая тетрадь. 3 класс.
Цель урока: Познакомить с
содержанием «Сказки о царе Салтане»;
раскрыть идейно-художественное своеобразие
пушкинской сказки. Провести сопоставительный
анализ литературной сказки Пушкина с народной.
Задачи:
- Обучающая: познакомить с понятием
литературная сказка; сравнить сказку Пушкина и
русскую народную сказку «По колено ноги в
золоте»; показать детям, что «Пушкинская сказка
– прямая наследница сказки народной» (Самуил
Яковлевич Маршак). - Развивающая: развивать навыки
выразительного чтения (определять задачу чтения,
выбирать нужный тон и темп чтения, наблюдать за
употреблением знаков препинания, указывать
паузы и выделять логические ударения) - Воспитательная: воспитывать непримиримое
отношение к зависти, хитрости, злобе.
Способствовать воспитанию чувства любви к
ближнему, незлобливости, добросердечности и
умению прощать.
Тип урока: комбинированный.
Формы работы учащихся: фронтальная.
Необходимое техническое оборудование Книга
«Русские народные сказки», Сказки русских
писателей. Текст сказки А.С. Пушкина «Сказка о
царе Салтане…», портрет А.С. Пушкина, выставка
книг А.С.Пушкина, рисунки учащихся с любимыми
героями сказок А.С. Пушкина
Подготовительная работа: Чтение
сказок А.С. Пушкина; знакомство с отдельными
моментами жизни поэта; конкурсы рисунков:
«Остров Буян», «Чудеса князя Гвидона»;
Оформление доски:
ХОД УРОКА
1. Оргмомент
Прозвенел звонок. Встали красиво, спинки
прямые, с хорошим настроением начнём наш
урок. Жалею вам удачи.
2. Объявление темы урока
Учитель: Ребята, мы с вами прочитали
«Сказку о царе Салтане…» А.С. Пушкина. А сегодня я
предлагаю провести исследование, то есть
научную работу. В любом исследовании есть гипотеза
(слово ГИПОТЕЗА на доске)
3. Словарная работа
– Кто знает значение слова ГИПОТЕЗА? (Гипотеза
– предположение)
– Так вот, мы возьмём за гипотезу, то что
сказал Самуил Яковлевич Маршак.
Прочитайте
На доске:«Пушкинская сказка – прямая
наследница сказки народной».
4. Постановка цели урока
– Нам с вами нужно будет доказать , что это так,
или опровергнуть, то есть доказать, что это
высказывание не верно.
5. Основная часть урока
Учитель: Ни в одной стране мира за
столь короткий период времени не возникло такое
ярчайшее созвездие блистательных имён, как в
русской литературе 19 века. Но именно А.С. Пушкина
мы по праву считаем родоначальником нашей
классической литературы.
Докладчик выйдет к доске, и расскажет нам
немного о замечательнейшем поэте.
Прослушивание мини доклада о жизни Пушкина
Вывешиваю на доску портрет Пушкина и
табличку с датами жизни
Александр Сергеевич Пушкин – русский
поэт, родоначальник русской литературы
Родился 6 июня 1799 года в Москве. Здесь он
жил с отцом, Сергеем Львовичем, и матерью,
Надеждой Осиповной, с бабушкой, Марией
Алексеевной, и няней Ариной Родионовной, до того
времени, пока его не определили в
Царскосельский лицей в Петербурге. Будучи уже
известным поэтом, Пушкин за вольнолюбивые стихи
против царского самодержавия ссылался в
Молдавию, Крым, в село Михайловское – родовое
имение Пушкиных. В ссылке в Михайловском жил
вместе с няней. Много писал, по вечерам слушал
нянины сказки.
Погиб Александр Сергеевич Пушкин очень рано: в 37
лет. Он был убит на дуэли французом Дантесом.
Похоронили поэта в Святогорском монастыре
Псковской губернии, недалеко от
Михайловского.
Учитель: Пушкин был настолько
многогранным, что, практически во всех
существующих литературных жанрах сумел
создать замечательные классические
произведения, а в некоторых настоящие шедевры
(обращение к выставке книг.)
К которым мы по праву относим его сказки
– Сколько сказок написал Пушкин ? ( (5)
– Давайте перечислим их.
Дети:
- 1830 г. «Сказка о попе и работнике
его Балде» - 1831 г. «Сказка о царе Салтане, о
сыне его славном и могучем богатыре князе
Гвидоне и о прекрасной царевне Лебеди» - 1833 г. «Сказка о мертвой царевне
и о семи богатырях» - 1833 г. «Сказка о рыбаке и рыбке»
- 1834 г. «Сказка о золотом
петушке».
Учитель:Кстати сказать, «Сказка о Попе
и работнике его Балде» в этом году отметила
юбилей так как была написана ( 1830 году) С
момента написания прошло 180 лет!
Пушкин создал мир сказки, подобный существовал
на Руси лишь в устном народном творчестве.
– А теперь посмотрим, как хорошо вы знаете
сказки Пушкина.
Викторина
1. Сколько лет жил старик со своею старухой? (
33 года).
2. О ком написан отрывок?
«Что и жить в такой тревоге?
Вот он с просьбой о подмоге
Обратился к мудрецу,
Звездочету и скопцу». (О царе Дадоне «Сказка
о Золотом петушке»)
3. Кого испугался герой сказки Пушкина?
«Испугался бесёнок и к деду
Пошёл рассказать про такую беседу.
Черти стали в кружок,
Делать нечего – собрали полный оброк…»
(Балду. Из «Сказки о попе и
работнике его Балде»)
4. Послушайте отрывок и сказки:
« В дорогой собольей душегрейке,
Парчовая на маковке кичка,
Жемчуги огрузили шею,
На руках золотые перстни,
На ногах красные сапожки».
– О ком идёт речь? Из какой сказки? (О
Старухе из «Сказки о Рыбаке и Рыбке»)
5. Посмотрите на этот предмет и скажите, из
какой сказки? (Яблоко из «Сказки о
мёртвой царевне и семи богатырях)
6. Что грызла белочка под высокой елью? И в
какой сказке это происходило? (Золотой орех в
«Сказке о царе Салтане)
7. Рисунки КОМАРА, МУХИ, ШМЕЛЯ. Кто это? С какой
сказкой и как их можно соотнести? (Князь
Гвидон в «Сказке о царе Салтане…»
превращается в комара, муху, шмеля)
Учитель: Молодцы! Сказки Пушкина вы
знаете хорошо. А теперь начнём нашу исследовательскую
работу. Но прежде чем мы начнём говорить о
народных сказках, ответьте
– Кто рассказывал Пушкину сказки? (Его няня)
– Как звали няню Пушкина? (Яковлева Арина
Родионовна)
(Портрет появляется на доске)
– Любимая нянюшка – Арина Родионовна.
Простой русской женщине посвятил Пушкин
такие строки
Ученица рассказывает отрывок.
НЯНЕ
Подруга дней моих суровых,
Голубка дряхлая моя!
Одна в глуши лесов сосновых
Давно, давно ты ждёшь меня.
Ты под окном своей светлицы
Горюешь, будто на часах,
И медлят поминутно спицы
В твоих наморщенных руках.
Глядишь в забытые вороты
На чёрный путь;
Тоска, предчувствия, заботы
Теснят твою всечасно грудь…
А.С. Пушкин
Учитель: Она знала великое множество
русских народных песен, сказок и была
замечательной рассказчицей. Именно от няни
Пушкин услышал много сказок.
Мы с вами говорили о русских народных сказках.
– Что характерно для них?
Троекратные
повторы
на доске
– Какие повторы встречаются в народных
сказках? (Три сына, дочери, три задания,
три чуда)
Учитель: А ещё об одинаковых ситуациях
в народных сказках говорят одними и теми
же словами.
- «Колобок» песенка всегда начинается одинаково,
- «Сивка Бурка» заклинание тоже повторяется
- Емеля «По щучьему велению, по моему
хотению»…
Учитель: Итак, для русской народной
сказки характерны всевозможные повторы. А ещё из
сказки в сказку повторяются устойчивые
выражения, помните
Устойчивые выражения
на доске
– Что такое устойчивые выражения ? (Это
выражения, которые встречаются , повторяются
во многих сказках)
- Близко ли, далёко ли
- Долго ли коротко
- Я там пил, мёд пиво пил
- Скоро сказка сказывается, да не скоро дело
делается - И стали они жить поживать да добра наживать
– Зачем использовались в сказках
устойчивые выражения? (Чтобы было лучше
запомнить текст сказки)
Учитель: В русских народных
сказках встречаются устойчивые эпитеты
Устойчивые
эпитеты
на доске
– Ответьте, что такое эпитеты? (Ответы детей)
Эпитеты – это образные
художественные определения, чаще всего
выраженные прилагательными.
– Приведите примеры эпитетов из сказок
русских народных
Учащиеся приводят примеры
- Терем высокий
- Сети шелковы
- Буйна голова
- Земля сыра
и т.д.
Учитель: А теперь будем работать со
сказкой Пушкина. Давайте прочитаем, каким
словами начинается сказка А.С. Пушкина.
(Дети читают)
Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком
Кабы я была царица
– Смотрите, как и в русских народных
сказках: «три девицы», «кабы я была царица».
Давайте сравним. Какие слова говорят
сестрицы в русской народной сказке «По колено в
золоте» (Дети читают)
«…Взял бы меня царь замуж, я бы весь мир
накормила одним караваем
А вторая говорит:
А меня бы царь замуж взял, я бы всё войско его
одним куском холста одела…»
– Похожи эти две сказки?
– Которая на ваш взгляд интереснее?
– Почему?
– А в сказке Пушкина есть повторы? Найдите.
– Гвидон три раза превращается в насекомое,
найдите это в тексте.
– В кого первый раз? (Комар)
– Второй раз (Муха)
– Третий раз (Шмель)
– Сто ещё неоднократно повторяется? (Царевна
Лебедь выполняет три раза по просьбе Гвидона
чудеса)
– Найдите и прочитайте.
Выборочное чтение.
1. Сначала появляется на острове белка
Белка песенки поёт
Да орешки всё грызёт.
2. В чешуе как жар горя тридцать три богатыря»
3. Третье чудо, когда лебедь превращается в
царевну.
«Встрепенулась, отряхнулась
и царевной обернулась,
Учитель: В народных сказках о сходных
ситуациях рассказывается одними и теми же
словами. Нашли ли вы такие эпизоды в сказке
Пушкина (троекратные повторы у
Пушкина)
– Корабельщики приплывают к князю, прочитаем
это.
Ветер по морю гуляет
И кораблик подгоняет;
Он бежит себе в волнах
На раздутых парусах»
Пушки с пристани палят,
Кораблю пристать велят.
Князь Гвидон зовёт их в гости,
Их и кормит и поит,
И ответ держать велит»
– Да, одними и теми же словами Пушкин пишет о
прибытии корабельщиков, а ещё когда корабельщики
плывут к царю Салтану, фразы тоже начинаются
одинаково.
– А ещё когда Князь хотел увидеться с отцом , что
он говорит Лебеди? Найдите и прочитайте.
(Выборочное чтение)
Грусть, тоска меня съедает,
Одолела молодца:
Видеть я б хотел отца»
– Как вы думаете, почему же царевич Гвидон
попросил Лебедь исполнить все три чуда? (Он
хотел, чтобы отец к нему приехал на остров.)
– Ведь он тогда сразу бы узнал жену и сына, а
так царевичу приходится превращаться то в
комара, то в муху, то в шмеля. Ведь царь все равно
не узнал бы его и не поверил, что это его сын.
Ведь ему сообщили что царица родила кого? Найдите
и прочитайте (Выборочное чтение)
Родила царица в ночь
Не то сына, не то дочь;
Не мышонка, не лягушку,
А неведому зверушку.
– Князь старался, чтобы отец узнал, что у него
есть сын.
Нет, он хотел, чтобы мама
Его была счастлива.
Учитель: А теперь я предлагаю вам
ответить на вопрос: использовал ли Пушкин в своей
сказке устойчивые эпитеты. (Да)
– Приведите примеры. (Красная девица,
голубушка сестрица, царь-отец, князь прекрасный,
лебедь белая, небо синее, царь-батюшка)
Учитель: Пушкин использует в своей
сказке, троерактные повторы, устойчивые
выражения, эпитеты, так же как и народные
сказители. Ещё Пушкин ввел в сказку народную
речь.
Выборочное чтение в книге, когда дети
зачитывают на доске появляются записи.
На доске:
- Наступает срок родин
- В гневе начал он чудесить
- Глядь по верх текучих вод
- Лебедь белая плывёт
– Как вы понимаете смысл этих выражений
- Срок родин – значит, что царица должна
родить ребёнка. - Начал чудесить – разозлился,
разгневался - Плывёт по воде, а в народе говорили раньше «поверх
текучих вод»
– Приведите свои примеры простонародных
выражений:
1.«За морем житью не худо»
2.« Здравствуй, красная девица»
3.«И пустили в окиян»
Учитель: Народная сказка не знает
подробностей, она рисует всё общим планом. В
народной сказке обычно царевна такой красоты…
Что ни в сказке сказать.
Ни пером описать
– А у Пушкина как описывается царевна Лебедь?
(Ответы детей)
Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит;
А сама то величава,
Выступает, будто пава…
– И он подробно описывает город, который
принадлежит Гвидону. Давайте прочитаем
(выборочное чтение)
Стены с частыми зубцами,
А за белыми стенами
Блещут маковки церквей
И святых монастырей.
– Давайте вспомним, чем похожи сказки
Пушкина и русская народная «По колено ноги в
золоте»
1. Три сестры
2.Третью взял в жёны царь
3. Первые две стали завидовать
4. Там тоже царевну посадили в бочку, которую
засмолили.
5. Царевна тоже плавал по морю, по океану, с
третьим сыном, который тоже рос не по годам, а по
часам.
6. Есть корабельщики
7. Есть три чуда и т.д.
Учитель: А какая сказка вам
понравилась больше? (Ответы детей)
– Почему? (Она интереснее, добрая, красивее,
глубже народной сказки, подробнее описания.
Пушкин воплотил в своих героях идеалы народа.)
– Каким был князь Гвидон? (Добрым, умным,
внимательным. Он очень любил своих
родителей и хотел, чтобы они были вместе. Находчивым,
придумал, как сделать так, чтобы отец приехал. Он
даже маме не говорил, что видел отца, что тот
скоро приедет.
Князь Гвидон гостеприимный.)
– А царевна лебедь ? (Она добрая, нежная,
отзывчивая. Она скромная, только в
последний момент Гвидон узнаёт, что Лебедь –
царевна, а не птица. Хоть она и сказочная
птица, она этим не гордится. Не показывает своего
превосходства над князем и его матушкой. Князь
Гвидон и царевна Лебедь – главные герои, на
которых стремились быть похожими люди.)
На доске: Сказка ложь, да в ней намёк –
добрым молодцам урок.
– Чему учит нас сказка? (Какими нам быть, как
себя вести и общаться с другими людьми.)
6. Итог урока
– Мы с вами провели большую исследовательскую
работу. К какому же выводу мы пришли? Мы
высказывали ГИПОТИЗУ
Дети сами формулируют вывод.
Вывод: Так как в сказке Пушкин
использует формы народного песенного стиха,
использует в сказке зачин, концовку, а также
элементы народного поэтического языка –
повторы, постоянные эпитеты, народную
разговорную лексику.
Мы можем сделать вывод, что сказка Пушкина –
прямая наследница сказки народной.
Учитель: Вы согласны с высказыванием
Самуила Яковлевича Маршака? .
Дети высказывают своё мнение
7. Выставление оценок
8. Домашнее задание
– Если хотите, перечитайте сказку ещё раз. А я
предлагаю написать вам в тетради небольшое
сочинение, которым вы попытаетесь ответить на
вопрос:
- Чему нас учит князь Гвидон?
- Чему нас учит царевна Лебедь?
Или выучить наизусть понравившийся отрывок
сказки,
9. Рефлексия
– Ребята по кругу высказываются одним
предложением, выбирая начало фразы из
ниже перечисленных:
- сегодня я узнал…
- было интересно…
- было трудно…
- я выполнял задания…
- я понял, что…
- теперь я могу…
- я почувствовал, что…
- я приобрел…
- я научился…
- у меня получилось …
- я смог…
- я попробую…
- меня удивило…
- урок дал мне для жизни…
- мне захотелось…
– Спасибо всем за работу! Молодцы!
Цели.
1. Создание условий для формирования у учащихся
умений и навыков проектирования.
2. Способствовать умению ставить перед собой
задачи и искать пути их решения.
3. Развитие индивидуальности и творческой
самореализации учащихся.
Задачи.
Образовательные.
Познакомить со сказкой А.С.Пушкина, с
биографией поэта, учить понимать смысл сказки,
анализировать поступки героев, учить проводить
параллель между сказками Пушкина и русскими
народными сказками, поиск доказательств
народности сказок А.С.Пушкина.
Развивающие.
Развивать навыки выразительного чтения,
формировать умение самостоятельного поиска
информации, развивать мышление, умение работать
в группах, сотрудничать.
Воспитательные.
Прививать любовь к творчеству А.С.Пушкина, к
чтению, воспитывать терпимость, милосердие,
коммуникабельность, отзывчивость.
Ход урока.
1. Орг.момент.
— Сегодня у нас с вами необычный урок чтения. У
нас в классе присутствует много гостей. Это —
учителя, они пришли посмотреть, как мы с вами
работаем на уроке. Прошу всех быть внимательными
и активными, мы начинаем урок.
2. Сообщение темы урока.
На протяжении нескольких уроков мы занимались
проектом по исследованию произведения
А.С.Пушкина “Сказка о царе Салтане, о сыне его
славном и могучем богатыре князе Гвидоне
Салтановиче и о прекрасной царевне лебеди”. Вы
разделились на группы, каждая группа хорошо
поработала, собрали много интересного материала,
занимались исследованием и поиском
доказательств того, что действительно ли сказки:
А.С.Пушкина близки к народным. И сегодня у нас
урок-отчёт, мы посмотрим, что же у нас получилось.
— Эпиграфом к нашему уроку я взяла слова
художницы Татьяны Мавриной (запись на доске).
“Сказки Пушкина…для меня, как народные. Более
русского поэта и не сыскать”. Т.Маврина
— Почему же Т.Маврина так охарактеризовала
поэта и его творчество. Ответ на этот вопрос даст
наш урок!
— Ребята, как вы думаете, какое отношение имела
художница к А.С.Пушкину?
— Сейчас вы просмотрите презентацию о Татьяной
Мавриной, будьте внимательны, найдите ответ на
этот вопрос!
3. Просмотр презентации. (Приложение
1)
— Как вы думаете, к какому произведению данные
иллюстрации? (Вопрос к последнему слайду).
(Т.Маврина иллюстрировала произведения поэта).
— Обратите внимание, что поэт и художница жили в
разное время и никогда не встречались. Сказки
А.С.Пушкина вдохновляли многих художников на
создание замечательных картин.
— А.С. Пушкин прожил недолгую, но удивительно
яркую жизнь. Он писал коротко и сжато, но каждое
его слово полно смысла и поэтичности.
— Сегодня ребята приготовили небольшое
сообщение о жизни поэта, давайте их послушаем.
4. Сообщение о биографии поэта.
Трудно найти в нашей стране человека, который
не знал бы и не любил замечательные произведения
великого русского поэта Александра Сергеевича
Пушкина. Ещё при жизни его называли «солнцем
русской поэзии». Александр Сергеевич Пушкин
родился 6 июня 1799 года в Москве в семье отставного
военного. Он рос упрямым, неповоротливым и не
похожим на других ребёнком. В семье воспитанием
мальчика занимались две женщины: его бабушка —
Мария Александровна Ганнибал и няня — отпущенная
на волю крестьянка Арина Радионовна.
Это они спешили утешить и приласкать мальчика,
они рассказывали ему сказки, познакомили с
Кащеем и добрыми волшебниками и злыми колдунами.
Пушкин любил слушать песенки, стишки русского
народа, истории о своих предках. Обучением
мальчика занимались французские гувернанты. они
обучали танцам, французскому, арифметике,
истории и другим наукам, но главным источником
знаний была книга. Он часто забирался в кабинет
отца и читал. Первые слова комедии он написал в
восемь лет, в девять лет — басни, пьесы и даже
сказочную поэму.
Когда Александру исполнилось 12 лет, родители
определили сына в Царскосельский лицей. Там он
проучился 6 лет.
Это был порывистый, необузданный, вспыльчивый,
дерзкий, бешено веселый и угловатый, застенчевый
и насмешливый, угловатый и изящный, откровенный и
замкнутый подросток с толстыми губами.
В 1814 году, когда Пушкину было 15 лет, было
опубликовано первое стихотворение «К другу
стихотворцу». А уже восемнадцати летний поэт
пишет много политических и вольнолюбивых стихов.
По окончании Лицея, Пушкин приезжает в
Питербург, куда был определен на службу. Молодой
поэт радостно бросается в водоворот шумной
столичной жизни. Там он пишет «Руслан и
Людмила», а также свободолюбивые, высмеивающие
власть стихи. За это его выслали на юг России,
позднее будет Одесса, имение Михайловское.
Именно в селе Михайловское он вплотную
столкнется с жизнью простого народа. Он часто
бывал на ярмарках, ходил в толпе крестьян,
записывал меткие слова и выражения, запоминал
народные песни. Но и там не покидала его няня, она,
как и в детстве, рассказывала поэту сказки. А он
их записывал, запоминал. Александр Сергеевич
Пушкин написал 6 сказок. Одна из них, это
«Сказка о Медведихе», которая так и не была
закончена. А «Сказка о царе Салтане» создана
в споре.
Восемнадцатого февраля 1831 года Пушкин
обвенчался Натальей Николаевной Гончаровой, Это
была юная, необыкновенной красоты девушка.
Двадцать седьмого января 1837 года Пушкин,
защищая свою честь и честь своей жены, был
смертельно ранен на дуэли. 29 января 1837 года
Пушкина не стало.
Вся жизнь великого поэта прошла в творчестве и
ссылках.
По словам Твардовского Пушкин — это часть
культуры нашей страны и его творчество будет
жить. (4 учащихся делают заранее подготовленное
сообщение).
— Молодцы, ребята, очень интересное сообщение
подготовили. (Учитель оценивает учащихся)
— Как вы, думаете, откуда у поэта такая любовь
русским народным сказкам? (Её привила няня Арина
Родионовна и бабушка М.А.Ганнибал)
5. Словарная работа.
— Пушкин первый из поэтов заговорил простым
народным языком. Этот язык в его стихах и сказках
льётся свободно, звонко, как прозрачный родник.
Поэт всегда восторгался богатством,
выразительностью, меткостью, русского языка и не
переставал изучать его всю жизнь.
— А мы тоже с вами занимались изучением, но уже
“пушкинского языка” в сказке о царе Салтане.
Автор использует много слов, понятных народу
того времени. Сейчас мы называем их устаревшими.
— А как эти слова называются в русском языке ? (Архаизмы,
учитель прикрепляет к доске карточку с
названием)
— Ребята из следующей группы подготовили
словарь устаревших слов. (Дети показывают
картинки архаизмов и объясняют их значение)
— “Сказка скоро сказывается, да не скоро дело
делается!”.
— Что это за выражение? (Присказка)
— У Пушкина тоже были свои присказки.
Воспользуемся одной из них для минутного отдыха.
6. Физминутка.
“Ветер весело шумит (махи руками над головой
вправо-влево)
Судно весело бежит (руки вытянуты вперёд
лодочкой, слегка покачиваясь)
Мимо острова Буяна (показывают рукой вправо)
В царство славного Салтана (разводят руки перед
грудью, кланяясь)
И желанная страна (разводят руки над головой в
разные стороны)
Вот уж издали видна (руки сложены в “подзорную
трубу”).
7. Чтение отрывков из произведения.
— Мы читали сказку А.С.Пушкина “О царе
Салтане…” и занимались её иллюстрированием.
Какие красочные и яркие рисунки вы сделали для
нашей выставки! (Учитель показывает указкой на
стенд с рисунками)
— Давайте их оживим!
— Для этого, вспомним, как надо читать стихи!
На доске появляются слова:
— интонация,
— дикция,
— логическое ударение.
Учитель показывает на один из рисунков.
— Чей это рисунок? (И так 5 рисунков)
5 учащихся читают отрывки из сказки к своим
рисункам.
— Удалось ли ребятам “ оживить свои рисунки”?
8. Инсценировка.
— “Сказка лож, да в ней намёк — добрым молодцам
урок”.
— Такие строчки встречаются практически в
каждой сказке. О каком намёке идёт речь? Что
обязательно есть в любой сказке? (Мысль)
— Что обязательно происходит в каждой сказке?
(Добро побеждает зло)
— Чему учит нас сказка Пушкина? (Сострадать
ближнему, быть милосердным, терпимым)
— В сказке о царе Салтане добро побеждает зло,
там много добрых чудес.
— “Белка там живёт ручная,
Да, затейница, какая!
Белка песенки поёт,
Да орешки всё грызёт,
А орешки не простые,
Всё скорлупки золотые,
Ядра чистый изумруд;
Слуги белку стерегут…”.
— “Всё в том острове богаты,
Изоб нет, везде палаты;
А сидит в нём царь Гвидон…”.
— А что происходило далее, нам покажут ребята из
группы инсценировки.
Ученики демонстрируют подготовленный отрывок
из сказки.
— Спасибо, ребята, молодцы, вы от лично
справились со своим заданием. Все аплодируют.
9. Подведение итогов проекта.
— Давайте ещё раз возвратимся к эпиграфу
нашего урока.
— Чем сказка А.С.Пушкина роднится с народной?
— Где черпал сюжеты для своих сказок поэт?
— Кто привил Пушкину любовь к народным сказкам?
— Согласны ли вы с высказываниями Т.Мавриной?
10. Рефлексия.
— Каждый урок – это открытие. Мне хотелось бы
узнать, что нового вы открыли для себя на этом
уроке.
— Перед вами листы бумаги, продолжите фразу: “на
уроке чтения я …”, напишите, что вам запомнилось,
что понравилось? Какое настроение было у вас?
…
— Наш урок подходит к концу. Нам хотелось бы
сделать всем нашим гостям сюрприз. Мы были
вдохновлены сказкой А.С.Пушкина, и наше
вдохновение передаём вам!
Дети дарят сюрпризы, сделанные своими руками
(коробочка в виде лебедя).
Урок окончен, всем спасибо.
Ход урока
2.Актуализация знаний
— Чтобы читать выразительно и правильно сделаем речевую разминку.
-Наш урок литературного чтения начинается в цветочном магазине.
1. Дыхательная гимнастика.
« В цветочном магазине».
Представьте, что вы пришли в магазин цветов и почувствовали
восхитительный аромат цветущих растений. Сделайте шумный вдох носом
и выдох ртом (3 раза).
«Задуйте свечу»
Сделайте глубокий вдох и задуйте одну большую свечу.
Представьте, что на руке стоят три свечки. Сделайте глубокий вдох и
задуйте каждую свечу.
Представьте, что перед вами именинный торт. На нём много маленьких
свечей. Сделайте глубокий вдох и задуйте как можно больше маленьких
свечек.
III. Проверка домашнего задания.
— Дети, работу над какой большой темой мы закончили?
(Люблю природу русскую.)
— О каком времени года говорили на всех уроках?
(Мы говорили об осени.)
-Напомните, название раздела, над которым мы начали работать? (русские
писатели)
— И сегодня мы познакомимся с первым русским писателем А.С. Пушкиным. Может кто-то знает о нём? Просмотрите видео о его жизни.
— Расскажите, что интересного вы запомнили о его жизни?
— А.С. Пушкин прожил короткую, но яркую жизнь. Прошло 222 года со дня
его рождения, а память о нём живёт. Читая Пушкина, слышишь его голос.
Пушкин говорит с читателем “на равных”, как принято между близкими
людьми. «Солнце русской поэзии» -так всегда называли А.С. Пушкина.
-Нас ждёт интересное путешествие в мир книг, знакомство с новым произведением.
Изучение нового материала.
1.1. Сообщение темы урока.
— (слайд 4) А сейчас литературная разминка. Из какой сказки этот
отрывок?
(слайд 5) «Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком.
«Кабы я была царица,-
Говорит одна девица,
То на весь крещёный мир
Приготовила бы пир.»
(слайд 6) « В третий раз закинул он невод,-
Пришёл невод с одною рыбкой,
С непростою рыбкой, — золотою.»
— Кто автор этих сказок?
(А.С.Пушкин)
«Ель растет перед дворцом,
А под ней хрустальный дом;
Белка там живет ручная,
Да затейница какая!» (Сказка о царе Салтане,о сыне его славном и могучем
богатыре Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди)
2. « В третий раз закинул он невод,-
Пришёл невод с одною рыбкой,
С непростою рыбкой, — золотою.»(Сказка о рыбаке и рыбке)
3.Свет мой, зеркальце! скажи
Да всю правду доложи:
Я ль на свете всех милее,
Всех румяней и белее? (Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»)
4.Петушок с высокой спицы
Стал стеречь его границы. («Сказка о золотом петушке)
5.Жил – был поп
Толоконный лоб.
Пошел поп по базару
Посмотреть кой –какого товару. (Сказка о попе и его работнике Балде)
-Мы с вами вспомнили один из литературных жанров. Еще раз назовите его.
-Какие бывают сказки?
— Произведения А.С. Пушкина входят в жизнь русского человека с самого
раннего детства. В любой семье есть книги великого поэта. Их читают
и перечитывают и дети и взрослые. Почему?- Как вы думаете, какова
тема нашего сегодняшнего урока?-А какие жанры вы знаете еще? (быль,
рассказ, былины)
— Сейчас я прочитаю отрывок, а вы скажите к какому жанру относятся эти
строки.
Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день,
Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась…..
— Определи жанр (стихотворение)
— Назовите жанры произведений А.С. Пушкина?
— Но есть еще один жанр, в котором писал А.С. Пушкин.
— А как называется жанр, я предлагаю вам прочитать самим.
— Что такое поэма? Как ответить на этот вопрос? (Поэма – это большое стихотворное произведение на историческую, героическую или возвышенную лирическую тему.
— Сегодня на уроке мы будем читать вступление к поэме А. С. Пушкина
«Руслан и Людмила», которое называется «У лукоморье дуб зеленый».
-А сейчас я предлагаю отправиться в удивительное место, для этого закройте
глаза и внимательно послушайте звуки природы (аудиозапись шум моря)
— Расскажите, что вы слышали?(крик чаек, шум моря)
— Как вы думаете, где оказались?
— И вдруг, на берегу моря мы видим ……
-Кто узнал это дерево, назовите? (на доске появляется рисунок огромного
дуба)
— Отройте учебники на с. 86 и рассмотрите иллюстрацию
— Как вы думаете, о чём произведение?
5. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
— А теперь я приглашаю вас отправиться в Лукоморье.
Первичное восприятие (прослушивание аудиозаписи «У лукоморья дуб
зеленый..»,исп. А. Фрейндлих)
— Подтвердились ли наши предположения?
-Как теперь ответите на вопрос о чём произведение?
— С какими героями вы встретились?
Словарная работа.
— Прежде чем приступить к чтению, объясним значение выделенных слов.
-Где мы найдем значение этих слов?
-Правильно, в словаре. (Дети,сами читают и отвечают)
Словарная работа
-Слова «златая», «песнь», «брег», «чредой» — устаревшие, сейчас мы их в
речи не услышим.
-А подумай те, как бы они звучали сегодня?
-Подберите синонимы к словам «чахнет», «тужит»
Тужит – горюет,тоскует,печалится
Чахнет – (слабеет, умирает.)
Чтение по цепочке
— Прочитаем вступление по цепочке по 2 строки.
— Посмотрите на наш дуб.
— Как вы думаете он похож на дуб из произведения? (напоминает,
-Что не хватает нашему дубу? (не хватает волшебства, чуда не хватает
некоторых персонажей.)
— Какой картиной начинается отрывок из поэмы?
-Что представляете? (учитель добавляет дуб недостающими предметами)
— Прочитайте описание этой картины.
— А что дальше, впереди? (Леший)
— Скажите, что узнали о Лешем? А что делал Леший?
-Что узнали про Русалку? Может ли она сидеть на дереве?
— Прочитайте, кого встречаем на неведомых дорожках?
— Как понимаете невиданные звери?
— Почему неведомые дорожки? Может автор ошибся? Как дорожки могут
быть неведомые?
— Прочитайте как автор описывает избушку на курьих ножках?
— Кто живёт в Избушке на курьих ножках? Как Баба Яга попадает в
избушку?( с помощью волшебства, поэтому она без окон и дверей)
— Прочитай предложение со словом дол. Что значит видений полны?
-Что привиделось?( прихлынут волны и тридцать витязей прекрасных чредой
из вод выходят ясных, дядька морской)
— Кто попадал под волну, какое испытывали чувство. (Дух захватывало)
-Зачем появляются тридцать витязей? Что они охраняют?( охраняют сказку
от непрошенных гостей)
-Какие ещё злодеи появляются в произведении? Прочитайте.
— Чем можно объяснить появление в прологе героев, которые творят зло?(
Борьба добра со злом)
— Кто не даёт творить зло перед народом?
-Почему Царевна тужит? Что можно предположить?
— Почему ступа идёт , бредёт сама собой?
— Что говориться о Кащее? Почему над златом чахнет? ( если заберут для
него это будет конец)
-Найдите в тексте строчку:
«Там русский дух…там Русью пахнет!»?
— Найдите в строке родственные слова?
— Какие чувства хотел передать автор( что нам хотел сказать этими словами
автор)?
-Какими строками заканчивается произведение?(прочитать)
-Какое произведение устного народного творчества может заканчиваться
такими словами? (Произведение заканчивается так же, как и народная
сказка.)
-Так что же хотел сказать нам автор, какими чувствами поделиться с нами в
этом отрывке?
-А мы с вами можем гордится тем что в России жил такой великий поэт как
А.С. Пушкин.
Выразительное чтение
— Будем учиться выразительно читать отрывок из поэмы.
— Что значит читать выразительно? (Задача выразительного чтения: поставить
себя на место автора и прочитать сказку так, чтоб всем было интересно
слушать, соблюдать интонацию, темп, паузы, логическое ударение).
-Какую выберем интонацию? (таинственную, волшебную)
— Каким должно быть чтение этого произведения? (напевно, плавно)
7.Включение в систему знаний и повторение
-Вспомните, с каким жанром мы познакомились сегодня на уроке?
— Вступление, к какой поэме мы сегодня читали?
— Как называется это вступление?