Пушкин о своих сказках высказывания

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение основная общеобразовательная школа 9 разработка внеурочного предметного мероприятия литературный час тема: а.с. пушкин. сказка о

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
основная общеобразовательная школа № 9

Разработка внеурочного предметного мероприятия

Литературный час

 Тема: А.С. Пушкин. «Сказка о рыбаке и рыбке»

        Подготовила

учитель нач. классов

Бреус И.Н.

ст.Нефтяная-2019г.

Цель: Обобщение знаний учащихся о сказке А.С.Пушкина
«Сказка о рыбаке и рыбке».

Задачи

 Образовательные: активизировать имеющиеся у
учащихся знания о сказке; прививать любовь к чтению; учить работать в команде;
развивать умение анализировать характер героев, доказывать свой ответ;

Воспитательные: воспитывать у детей уважение к книге; воспитание
выдержки и умения выслушать других; способствовать установлению доброжелательных
взаимоотношений между учащимися; учить на примере сказки Пушкина правильно
оценивать поступки героев;

Развивающие: способствовать развитию творческого мышления; развитие
внимания, памяти, мышления;

Формирование коммуникативных УУД:

·       
Умения участвовать в 
диалоге и оформлять диалогическое высказывание (умение объяснять свой выбор, 
строить фразы, отвечать на поставленные вопросы, аргументировать;  дополнять
ответы учащихся; работать в группе);

·       
Умения строить
монологические высказывания  (описывать объект: передавать его внешние
характеристики, используя выразительные средства речи).

Оборудование:

Иллюстрации из сказки, презентация, книги со сказкой
А.С.Пушкина о рыбаке и рыбке, портрет писателя,  карточки с вопросами и
заданиями, толковые словари, иллюстрация дерева- успеха.

 Участники:

       Ученики 2-го класса.

Ход мероприятия

I.ФАЗА ВЫЗОВА

-Здравствуйте, ребята!

-Сегодня мы собрались вместе с вами для того, чтобы провести 
литературный час в виде групповой игры  и в этом вы будете мне помогать!

-Прежде, чем я перейду к мероприятию, я хочу спросить у вас, знаете ли
вы, почему мы решили провести это мероприятие? Чему оно посвящено?

На доске эпиграф .

«Сказка ложь да в ней намёк, добрым молодцам урок»

— Кто мог бы так сказать? Музыкант, поэт, или художник?

-Значить речь пойдёт о поэте.

-Представьте, что  перед вами  корзина, накидаем в неё разные идеи.

— Предположите, когда мог жить этот поэт, что он писал, какого он
возраста?

-Ребята,
перед вами ряд иллюстраций, ваша задача догадаться, кому принадлежат эти
предметы и  из какого они  произведения .

На доске иллюстрации:

невод, печатный пряник, море


Кто из вас догадался, о каком произведении пойдёт речь? А кто его автор?

-Попробуйте сформулировать тему нашего занятия.


Сегодня мы с вами войдем  в замечательный мир сказок А.С.Пушкина. Вы уже прочитали
сказку о рыбаке и рыбке, посмотрели мультфильм, а сегодня мы продолжим изучение
 этой сказки, внимательно проследим за её  сюжетом  и поговорим о главных
героях.

-Кто
сегодня чувствует себя готовым на «5»? На «4»? На  «3»? Спасибо…

II. ФАЗА РЕАЛИЗАЦИИ.

— Перед вами лежат листочки с высказываниями . Прочтите высказывания.
Напротив каждого поставьте   знак «+»  или «-«   в зависимости от того, верите
ли вы этому или нет.

Предложены высказывания

1.В этом году исполняется 220 лет со дня рождения А.С. Пушкина.________

2. Произведения А.С. Пушкина  знакомы нам с самого раннего детства.____

3. Александр был любимцем матери.____

4. Мама научила его писать и читать по –русски.______

-Проверить правильность ваших предположений вы сможете, прочитав о
Пушкине небольшую статью.

Слайд 1, 2,3


Ребята, вначале мы свами высказали разные идеи, какие из них подтвердились?

 — Кто из вас сейчас может сказать, чему посвящен наш литературный
час?   (В этом году отмечается  220-лет со дня рождения великого русского
поэта А.С. Пушкина)

-Предлагаю вам разделиться на три группы, по количеству главных героев
сказки.  Каждый ряд –это группа. Напоминаем правила работы в группе.

 а) каждый должен слушать
своих товарищей,

б) каждый должен принимать участие в работе,

в) каждый должен просить о помощи, когда она ему нужна,

г)
каждый должен оказать помощь, если его об этом попросят

         Сказка о рыбаке и рыбке написана Пушкиным  в 1833 году, то
есть 186 лет назад, и конечно многие слова,  встречающиеся в сказке, сейчас
считаются устаревшими.  Сейчас мы с вами поработаем над толкованием некоторых
слов. Каждая группа получает небольшой  фрагмент  сказки где встречаются
устаревшие слова. Ваша задача  найти устаревшее слово в тексте, найти его в
толковом словаре и прочитать его значение.  Распределите роли в группе: кто
читает фрагмент, кто находит устаревшие слова, кто работает с толковым словарём
и кто прочитает значения слов и ознакомит всех участников группы.

(Работа с толковым словарём)

1 группа.

Пошёл он ко своей землянке,

А землянке нет уж и следа;

Перед ним изба со светёлкой,

С кирпичною, белёною трубою,

С дубовыми , тесовыми вороты.

Землянка- крытое углубление в земле, вырытое для жилья.

Светёлка- небольшая комнатка, обычно в верхней части жилья.

2 группа

Воротился старик ко старухе.

Что ж он видит? Высокий терем.

На крыльце стоит его старуха

В дорогой собольей душегрейке,

Парчёвая на маковке
кичка.

Душегрейка- женская тёплая кофта, обычно без рукавов, со сборками по
талии.

Парча – плотная узорчатая шёлковая ткань с переплетающимися золотыми,
серебряными нитями.

Кичка- старинный праздничный головной убор замужней женщины.

 3 группа

Приплыла к нему рыбка, спросила:

«Чего тебе надобно, старче?»

Ей с поклоном старик отвечает:

«Смилуйся, государыня  рыбка»

Пуще  прежнего
старуха  вздурилась,

Не даёт старику мне покою:

Уж не хочет быть она крестьянкой.

Хочет быть столбовою дворянкой.

 Смилуйся-   сжалиться, проявить милосердие.

Пуще- больше, сильнее

Столбовой – дворянин, относящийся  к древнему потомственному
дворянскому роду, в 16 веке, заносившиеся в специальные столбцы(родословные
книги)

-Ребята, вы молодцы, соблюдая правила работы в группе справились с
заданием.

— А хорошо ли вы помните содержание сказки?

Предлагаю посоревноваться группам и поиграть в игру «Жокей и лошадь».

 — Каждая группа получит вопросы по содержанию  сказки, но ответы все
перемешались.  Вам нужно найти ответ на ваш вопрос. Каждая команда – это «жокей»,
а ответ на вопрос это его «лошадь».  Желаю каждой команде оседлать свою
«лошадь».

1 группа

1.С чем первый раз
пришел невод?  ( с одною тиной)

2.С чем второй раз
пришел невод?  ( с травою морскою)

3Что сделала старуха
в гневе, когда пожелала стать царицей?(ударила по щеке старика)

2 группа

1.    
Куда отправила
старуха-дворянка старика работать?(на конюшню)

2.    
Какое желание старухи
рыбка не исполнила?  ( стать владычицей морскою)

3.    
Каким было второе
желание старухи?   ( изба)

3 группа

1.    
Каким было первое желание
старухи?   (новое корыто)

2.    
Как бранила старика
старуха?   (Дурачина ты, простофиля!»)

3.    
Как старуха относилась к
своим слугам? (Она бъёт их, за чупрун таскает)

Проверим,  как справились группы со своим заданием.

— Как вы думаете,
почему старик не отказывался  ходить с просьбами к морю?

Давайте выясним,
какой характер у каждого героя.

— Вот сейчас вы будете
работать каждый  в своей команде. Вы устно обсудите характер вашего героя, а
затем обобщите свои ответы и один из вашей команды даст характеристику герою.

1 группа -старуха ( жадная, вредная, сварливая, сердитая, старая, глупая, грубая, плохая,
требовательная, жестокая)

2 группа- старик(добрый,
старый, послушный, исполнительный, работящий, хороший, безотказный.)

3 группа – рыбка(добрая,
послушная, исполнительная, вежливая, красивая, жалостливая, хорошая.)

-Напишите  групповой
синквеин о вашем герое (пятистрочие)

1 строчка-
(существительное)

2 строчка (два
прилагательных)

3 строчка (два
глагола)

4 строчка(одно
предложение)

5 строчка (слово
синоним)

 -Прочитайте, что у
вас получилось.

            
Рыбка                                                                       старик

Добрая.
Отзывчивая                                             безвольный, безотказный

Плавала, исполняла                                                    
выполнял, просил

Рыбка исполняла
желания старухи.             Старик боялся ослушаться старуху.

         Милосердие           
                                                    невежа

Физ. минутка

-Ребята, а сейчас я предлагаю вам отдохнуть и провести физкультминутку

Продолжаем работу по
сказке.

.- Кто из героев вам
больше всего нравится? Почему?

– Вы уже сказали, что
старуха за свою жадность была наказана. Она оказалась опять у разбитого корыта.

— Почему был наказан
старик, ведь он обладал мягким, податливым, добрым характером?

— Являются ли
положительными такие качества, как безвольность?

— Смиренность,
податливость – положительные черты только в том случае, если они оправданы. Но
в сказке  Пушкина у старика не хватило смелости противостоять старухе,
возразить ей, указать на ее неправоту, остановить ее жадность. Он не смел ей
перечить, слепо подчинялся, выполняя все ее прихоти.

— Случается ли такое
в жизни?

 – В жизни бывают моменты, когда просто необходимо проявить свой
характер, твердо сказать – нет. Например, если окружающие или знакомые просят
тебя сделать то, что, по твоему мнению, является плохим поступком.

— Мы начали наше
занятие с эпиграфа

А.С.Пушкина «Сказка
ложь, да в ней намек, добрым молодцам  — урок»

– Какой же урок
преподал нам великий поэт?

Выберите наиболее
точную формулировку:

Слайд 4

Как здорово
поймать волшебную рыбку.

Как плохо быть
сварливым и жадным.

Если ты сварливый
и жадный, ты можешь потерять свое счастье.

Есть ситуации, когда
необходимо проявить твердость характера, иначе ты можешь пострадать.

— Ребята, вы молодцы
мне очень понравились ваши ответы.

III. ФАЗА РЕФЛЕКСИИ

На доске  нарисованное
дерево
.

– Ребята, как вы
думаете, что это такое.

 – Правильно, это
дерево, но это не простое дерево, а дерево-успеха.  Как вы думаете, чего ему не
хватает?

-Правильно листочков.

— У вас на столах
лежат конверты, а в них листья зеленые, красные и желтые. Если вам сегодня на
занятии все было понятно и интересно, вы должны повесить на дерево зеленые
листочки, если что-то было непонятно – желтые, а если вы вообще ничего не
поняли, вам было скучно и неинтересно – красные.

— За работу. Свой
выбор надо подтвердить словами, что понравилось, а что нет

— Ребята, посмотрите,
какое у нас получилось дерево.

— Проходят годы, но
во все времена дети будут с удовольствием читать и перечитывать сказки
А.С.Пушкина. Сегодня мы поработали только с одной сказкой, но осталось ещё
много не известного. Я думаю,  что у вас возникнет желание познакомиться и с
другими сказками этого великого писателя.

 -Спасибо за активную
работу.

I. Мотивация к учебной деятельности (2 мин)

Цели:актуализация требований к ученику со стороны учебной деятельности;

— создание условий
для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную
деятельность; уточнение типа урока;  уточнение тематических рамок.

Проговаривают правила поведения на уроке, объясняют, для чего нужно
выполнять эти правила.

Проговаривают девиз урока, определяют тип урока.

Организует выставку.

Уточняет тематические рамки. Доброе утро! Солнцу и птицам! Доброе утро
улыбчивым лицам! Пожелаем друг другу
успехов на
сегодняшний урок. 

Организация выставки книг и
рисунков.

Начинается урок,
Он пойдёт ребятам впрок.
Постарайтесь всё понять —
И внимательно считать.

Уметь оформлять свои мысли в устной форме; договариваться с
одноклассниками совместно с учителем о правилах пов
едения и общения и следовать им (Коммуникативные
УУД).

II. Формулирование темы урока, постановка цели        
(3 мин)

Цели: формулирование темы урока учащимися;

— организовать
постановку цели урока учащимися.

С помощью учителя формулируют тему урока. С помощью учителя ставят цель
урока.

Организует
формулирование темы урока учащимися

Организует
постановку цели, формулировку темы урока учащимися

 На доске перед вами
«Картинная галерея», созданная вашими руками. В ней я поместила ваши рисунки
по «Сказке о рыбаке и рыбке».

— Как можно
назвать эту выставку рисунков? (Наши любимые сказки А.С. Пушкина)

Как назовём выставку книг?

-Сказки А.С.
Пушкина.

Строить предложения при ответе на вопросы.

 Уметь
оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД).

Уметь
определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя (Регулятивные
УУД).

III. Повторение и обобщение прочитанного  (27  мин)

Цели:
повторное чтение текста с элементами анализа содержания прочитанного;
выборочное чтение по частям Как вы думаете, что ждет нас на этом уроке?
(театральный занавес) Что же такое театр? (место для зрелищ — краткий словарь
театральных терминов) Я доверила Лере поработать со словарем, и она найдёт
значение слова театр. Театр — (от греч. theatron — место для зрелищ,
зрелище), род искусства, средством выражения которого является сценическое
действие, возникающее в процессе игры актера перед публикой. Давайте
только слегка приоткроем занавес. Что можно увидеть за кулисами перед началом
спектакля? (репетицию актеров, подготовка декораций и костюмов, работу грима,
технического персонала)

Целевое обоснование этапа, связь с результатами выявления первичного
восприятия.

Организация медленного «вдумчивого» чтения, диалога с
автором через текст, вычитывание подтекста.

Постановка к тексту вопросов разной смысловой направленности.

Краткий и ёмкий комментарий текста.

Деление текста на смысловые части и постановка уточняющего вопроса к
части.

Организация в случае необходимости попутного составления плана,
пересказа (в том числе, и с опорой на учебную тетрадь).

Проведение необходимой словарной работы по ходу перечитывания и
комментирования текста.  Просмотр театрализованного фрагмента сказки.

Организует  учащихся на представление сообщений, сказок, пробуждение
актёрских способностей.

Как жили старик со старухой?

-Какое чудо произошло?

-Каким мы видим старика в начале сказки?

-Как отнеслась старуха к рассказу старика?

-Каким вам представляется старик? А старуха?

-Почему именно корыто в первую очередь потребовалось старухе?

Попробуйте по иллюстрации рассказать об этом изображённом эпизоде
сказки(1чел)

— А вы бы выпустили
рыбку или загадали желание?

-Как вы думаете,
любое ли желание может исполнить золотая рыбка?

— Ребята, вы
нарисовали свою золотую рыбку, не простую, а волшебную.

Я предлагаю вам на
обратной стороне рисунка написать ваше желание.

— Зачитайте,
пожалуйста, что бы вы попросили у золотой рыбки. Почему именно это?

— Давайте отпустим
ваших рыбок в море, пусть гуляют там себе на просторе.)

— Предлагаю заслушать несколько человек с чтением
любимого отрывка из сказки..

— Кто приготовил пословицы к этой сказке.

Работа с
пословицами.

— Ребята, для вас
золотая рыбка приготовила необычные пословицы.

Подумайте и измените
текст этих пословиц так, чтобы они приобрели привычный вид.

1.Без труда не
вытащишь золотую рыбку из пруда. (Без труда не вытащишь рыбку из пруда.)

2. Не всё золотая
рыбка, что блестит. (Не всё то золото, что блестит.)

3.Мала золотая
рыбка, да дорога. (Мал золотник, да дорог.)

— Объясните смысл
каждой пословицы.

( Если не
потрудишься, не приложишь своих усилий, то ничего в жизни не добьёшься.
Маленький ребёнок дорог каждой маме. Хоть и маленькая вещь, но дорога, так
как сделана своими руками…)

Откройте ТПО, выполним задания на стр
44 №2, стр 45 №4 -101

(Коллективная работа по выполнению
заданий ТПО)

Уметь полным ответом отвечать на вопросы, опираясь на
текст.

 У каждого ученика нарисованная рыбка.

— Ребята, вы
нарисовали свою золотую рыбку, не простую, а волшебную.

Учитель: — Какая
фраза из этой сказки стала крылатой? Как вы её понимаете?

Остаться у разбитого
корыта, то есть остаться ни с чем, всё потерять

Дополнительное задание (если на уроке останется время).

Игра «Хорошо – плохо».

1. Учитель:


Старуха стремится к большей власти – это хорошо. Почему?

Хорошо,
когда есть стремление достичь большего.

Учитель:


Это плохо. Почему? Плохо,
когда всё получаешь в готовом виде, за счёт других, сам не прикладывая
никаких усилий. Тогда ты не ценишь того, что имеешь.

2. Учитель:


Старик добрый и покорный – это хорошо. Почему?

— Это плохо. Почему?

В группах указать на любую понравившуюся иллюстрацию
и рассказать по ней отрывок из произведения.

Отвечать на вопросы, построив речевые высказывания;
разгадывать кроссворд по материалу раздела учебника; анализировать
прочитанные произведения.

 Вступать в общение,
выражать свою точку зрения, слушать других, соблюдать правила общения;
аргументировать высказывания.

 (Коммуникативные
УУД)

 (Познавательные
УУД)

VI. Рефлексия учебной деятельности на уроке,
инструктаж о домашнем задании
(3 мин)

Цели:
Оценивание качества своей работы на уроке.

Оценивают свою работу на уроке

Организует рефлексию, выставляет отметки за урок.

Дает инструкцию по домашнему заданию.

— Работа с рефлексивным плакатом

— Оцените свою работу и покажите цветовым сигналом.

Оценка и рефлексия собственной и коллективной деятельности
(«Сегодня я научилась …», «Я ещё не очень хорошо читаю
выразительно, мне надо …»)

Работа с таблицей самооценки.

-Работа с психологическим комфортом урока.Нарисована  на доске
лестницу успеха и оцените деятельность своей группы на уроке. (Учащиеся
прикрепляют  смайлик на одной из ступенек по 1 человеку из группы.).

Дома можно подготовить с пересказ любой сказки А.С
Пушкина

2.Сделать поделку к изученному произведению.  ДОМА: ТПО
стр 46

Оценивать  свою деятельности на уроке

Дети оценивают свою работу цветными смайликами: хорошее настроение-зелёный
цвет, плохое настроение-красный цвет.

 Способность
к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные
УУД
).

Уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения
на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок (Регулятивные УУД).

Лучшие проекты по искусству 9 класс «Пушкин — наше всё!»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №1 г. Углегорска Сахалинской области

Исследовательский проект

«Пушкин — наше всё»

по теме «Образы пушкинской прозы и поэзии в книжных иллюстрациях»

Автор: ученица 9Б класса Евдокимова Ольга, ученица 9Б класса Ю Валерия

Проверил: Головко Ольга Николаевна

г. Углегорск

2018

Введение:

Пушкин — наше всё: Пушкин представитель всего нашего душевного, особенного, такого, что останется нашим душевным, особенным после всех столкновений с чужими, с другими мирами. Пушкин — пока единственный полный очерк нашей народной личности, самородок, принимавший в себя, при всевозможных столкновениях с другими особенностями и организмами, — все то, что принять следует, отстранивший все, что отстранить следует, полный и цельный, но еще не красками, а только контурами набросанный образ народной нашей сущности, — образ, который мы долго еще будем оттенять красками. Сфера душевных сочувствий Пушкина не исключает ничего до него бывшего и ничего, что после него было и будет правильного и органически — нашего.

Вообще же не только в мире художественных, но и в мире общественных и нравственных наших сочувствий — Пушкин есть первый и полный представитель нашей физиономиями.

Пушкин есть явление чрезвычайное и, может быть, единственное явление русского духа: это русский человек в его развитии, в каком он, может быть, явится чрез двести лет. В нем русская природа, русская душа, русский язык, русский характер отразились в такой чистоте, в такой очищенной красоте, в какой отражается ландшафт на выпуклой поверхности оптического стекла.

В многогранном и обширном мире русской культурной жизни одним из самых ярких и выдающихся явлений был и есть Александр Сергеевич Пушкин, творческое наследие которого интегрирует практически все виды искусства. Об этом и наш проект.

Цели проекта:

-Исследовать биографию и творчество поэта.

-Формирование духовного мира школьника, его идейно-моральных убеждений, эстетической воспитанности путем воздействия разных видов искусства в их взаимосвязи.

Задачи проекта:

-Развитие творческого потенциала личности учащегося, формирование познавательной компетентности в области искусства.

-Развитие художественно-творческих способностей, образного и ассоциативного мышления, фантазии, воображения, коммуникативных навыков.

-Овладение практическими умениями и навыками художественно-творческой деятельности, умением анализировать произведения искусства, высказывать собственное суждение о них.

-Освоение знаний об искусстве как о способе эмоционально-практического освоения окружающего мира, о выразительных средствах и социальных функциях живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, скульптуры, дизайна, архитектуры.

Объект исследования:

Творчество А.С. Пушкина, его биография и произведения.

Произведения искусства, связанные с именем А.С. Пушкина.

Глава № 1

Образы пушкинской прозы и поэзии в книжных иллюстрациях:

6 июня 1799 года в Москве в дворянской помещичьей семье Пушкиных родился мальчик, которому суждено было стать одним из величайших поэтов России.

В 12 лет Александр был отвезен учиться в новое, только что открывшееся

19 октября 1811 г. учебное заведение — Царскосельский Лицей под Петербургом, место, где располагалась летняя резиденция русских императоров «Пушкин в Царском Селе», картина И. Репина, 1911.

В 1815 г. Пушкин с триумфом прочел на экзамене свое стихотворение «Воспоминание в Царском Селе» в присутствии знаменитого поэта Г.Р.Державина. Срок пребывания в лицее кончился летом 1817 года.

9 июня состоялись выпускные экзамены. Лицей был закончен — детство прошло. Началась жизнь. Пушкин переехал в Петербург и поступил в коллегию иностранных дел в чине коллежского секретаря, но служба мало интересовала его. Он увлекался театром, балами, стал участником разных литературных обществ, завел много знакомств в разное время. В селе Болдина Нижегородской губернии в 1830 году написаны «Сказка о медведихе» и «Сказка опопе и его работнике Балде». Там же в 1833 году созданы «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях», «Сказка о рыбаке и рыбке», возник замысел «Сказки о золотом петушке». Эти периоды называются первой и второй Болдинской осенью.

Сказки Пушкина – это не только своеобразный взгляд на мир и человека в нём, но и отражение собственной судьбы поэта. «Сказка о царе Салтане» написана почти сразу после женитьбы на Наталье Николаевне Гончаровой и является своеобразным величанием невесты-красавицы.

Один известный русский художник мечтал проиллюстрировать все сказки А.С. Пушкина, но смог выполнить рисунки лишь к двум, его иллюстрации поражают зрителей точностью линий, красочностью, декоративностью. Но самое главное в этих работах, по словам искусствоведов, то, что художник смог достигнуть единства и целостности образного мира сказок Пушкина и своих иллюстраций.

Сказка о медведихе» послужила толчком к созданию одного из шедевров русской живописи.

И.И. Шишкин в 1889 году написал картину «Утро в сосновом лесу»

Иван Яковлевич Билибин. Иллюстрации к «Сказке о царе Салтане…»

Настоящим кладом была для Пушкина каждая сказка его доброй и самобытно талантливой няни Арины Родионовны. «Он все с ней, коли дома», вспоминали дворовые люди с. Михайловского.

Многие ее сказки Пушкин использовал впоследствии как сюжеты собственных сказок (в стихах).

Сказки Пушкина – это не только своеобразный взгляд на мир и человека в нём, но и отражение собственной судьбы поэта. «Сказка о царе Салтане» написана почти сразу после женитьбы на Наталье Николаевне Гончаровой и является своеобразным величанием невесты-красавицы.

Глава II «Практическая часть исследования»

Глава II «Практическая часть исследования»

Среди многочисленных высказываний поэта мы находим такие, в которых он предстает перед читателями XXI в. как пророк и неиссякаемый оптимист, человек, наделенный глубокими чувствами: «Недаром жизнь и лира мне были вверены судьбой»; «Дана мне лира от богов, поэту дар бесценный…»; «Да здравствует солнце, да скроется тьма!»; «Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать…».

Для работы над исследовательским проектом, надо разделиться на небольшие группы (5—7 человек) и выбрать одну из тем.

Разрабатывая содержание этой темы, обратитесь в первую очередь к поэзии и прозе А. Пушкина, к уже знакомым и новым для вас его сочинениям.

Найдите произведения различных искусств, в которых воплощены образ самого поэта и образы его литературных произведений. Представьте изученный вами материал в виде реферата, компьютерной презентации, виртуального путешествия по пушкинским местам.

Защита каждого мини-проекта должна превратиться в увлекательное событие, в котором могут быть представлены различные виды художественной деятельности: выразительное чтение, пение, театрализованная постановка, видео- и фотокомпозиции, хореография, выставка творческих

художественных работ.

илюстрация

Заключение:

Память о Пушкине. Она проявляется в названиях улиц, школ, музеев, городов, планет, заявляет о себе в памятниках великому поэту России. Всё это – крупицы огромной любви к А.С. Пушкину, сердце которого взволнованно откликалось на все события общественно-политической и культурной жизни страны.

Моя исследовательская работа «Увековечение имени А.С. Пушкина в топонимике, памятниках, в названиях общественных организаций» и презентация к ней могут быть использованы на уроках предмета «Искусство», литературы, при изучении творчества А.С. Пушкина, на уроках краеведения и классных часах, посвящённых великому поэту.

Таким образом, цели проекта, на мой взгляд, достигнуты. Очевидно повышение уровня общей культуры.

Список литературы

https://kupidonia.ru/spisok/spisok-proizvedenij-pushkina

Ссылки:

Статья о Пушкине — https://pushkin.niv.ru/pushkin/text/articles/article-153.htm

Книги о Пушкине — https://pushkin-live.ru/o_pushkine/

Семья Пушкина — https://pushkin.niv.ru/pushkin/family/semya.htm

Список литературы — https://kupidonia.ru/spisok/spisok-proizvedenij-pushkina

Приложение 1

Список произведений Пушкина

  1. Поэмы:
  • Анджело
  • Бахчисарайский фонтан
  • Братья — разбойники
  • Гавриилиада
  • Граф Нулин
  • Домик в Коломне
  • Кавказский пленник
  • Езерский
  • Медный всадник
  1. Сказки:
  • Сказка о золотом петушке
  • Жених
  • Песнь о вещем Олеге
  1. Повести:
  • Барышня – крестьянка
  • Выстрел
  • Гробовщик
  • Египетские ночи
  • История села Горюхина
  • Капитанская дочка
  • Кирджали
  • Метель
  1. Романы в стихах:
  • Евгений Онегин
  1. Трагедии:
  • Борис Годунов
  1. Стихотворения:
  • Александр Радищев
  • Андрей Шенье
  • Анчар
  • Арион
  • Батюшкову
  • Беги, скройся от ночей
  • Бесы
  • Битва у Зеницы – Великой
  • Бородинская годовщина
  • Будь подобен полной чаше
  • Вот здесь лежит больной студент
  • В древние времена при объявлении войны
  • В дыму, в крови, сквозь тучи стрел
  • В надежде славы и добра
  • В начале жизни школу помню я
  • В пещерах Геликона
  • В раю, за грустным Ахероном
  • В Сибирь
  • В сиянии и в радостном покое
  • В стране, где я забыл тревоги прежних лет
  • Вакхическая песня
  • Вдали ты зришь утёс уединённый
  • Великий день Бородина
  • Весёлый мир
  • Видение короля
  • …Вновь я посетил
  • Война
  • Княгине З.А. Волконской
  • Вольность. Ода
  • Вольтер
  • Ворон к ворону летит
  • Воспоминания в Царском селе
  • Восстань, о Греция, восстань
  • Все в таинственном молчаньи
  • Генералу Пущину
  • Герой
  • Кн. Голицыной, посылая ей оду «Вольность»
  • Город пышный, город бедный
  • Гроб Анакреона
  • Добрый свет
  • Друзьям
  • Если ехать вам случится
  • Есть роза дивная: она
  • Желал я душу освежить
  • Здесь Пушкин погребён, он с Музой молодою
  • Зимнее утро
  • Из Байрона
  • Из Пиндемонти
  • Из Alfieri
  • К вельможе
  • К Лицинию (с латинского)
  • К морю
  • К ней
  • К Чаадаеву
  • Кавказ
  • Как по Волге реке, по широкой
  • Как счастлив я, когда могу покинуть
  • Клеопатра
  • Когда б не смутное влеченье
  • Когда порой воспоминанье
  • Конь
  • Король ходит большими шагами
  • Краёв чужих неопытный любитель
  • Кривцову
  • Леда
  • Лициний , зришь ли ты? На быстрой колеснице
  • Лук звенит, стрела трепещет
  • Любви, надежды, тихой славы
  • Мадонна
  • Меж тем, как изумлённый мир
  • Мне бой знаком — люблю я звук мечей
  • Мне не спится, нет огня
  • Моё беспечное незнанье
  • Моему Аристарху
  • Мой голос для тебя и ласковый и томный
  • Монах и юбка
  • Мордвинову
  • Моя родословная
  • Моя эпитафия
  1. Публикации:
  • Возражение критиками «Полтавы»
  • Возражение на статьи Кюхельбекера в «Мнемозине»
  • Возражение на статью А. Бестужева «Взгляд на русскую словесность и в начале годов»
  • Заметки по русской истории
  • Заметки по русской истории XVIII в.
  • Замечания на черноморских и донских казаков
  1. Отрывки произведений:
  • Бова
  • Записи народных сказок
  1. Историческое произведение:
  • История Петра
  • История Пугачёва
  1. Пьесы:
  • Каменный гость
  • Маленькие трагедии
  • Моцарт и Сальери

14

Проект «Путешествие по сказкам А. С. Пушкина»

Проект для старшей группы «Путешествие по сказкам А. С. Пушкина»

Тип проекта:

познавательно — творческий.

Участники проекта:

дети старшей группы, воспитатели, родители.

Актуальность:

Недостаточные, малочисленные знания детей о сказках А. С. Пушкина. Устный опрос родителей показал, что лишь некоторые родители читали детям сказки А. С. Пушкина, небольшая часть родителей показывала детям мультфильмы, снятые по сказкам А. С. Пушкина.

Цель проекта

:

Формирование целостного восприятия окружающего мира, связанного с именем А. С. Пушкина. Приобщение детей к богатствам русской художественной литературы на примере творчества А. С.Пушкина;

Развитие творческих способностей, фантазии детей;

Содействие гармонизации отношений между взрослыми и детьми, между самими взрослыми.

Задачи:

1. Познакомить с жизнью и творчеством А. С. Пушкина

2.Сформировать высокий познавательный интерес детей и родителей к творчеству великого русского поэта.

3. Учить понимать мораль каждой сказки, знакомить с человеческими пороками и добродетелью.

2. Закрепить правила общения с книгой и подбором литературы для книжного уголка.

3. Организовать заучивание некоторых стихов А. С. Пушкина.

4. Воспитывать чувство прекрасного по произведениям поэта.

5. Воспитывать патриотические чувства, гордость за Россию.

6. Формировать у детей устойчивый интерес к чтению, умение слушать и понимать художественный текст.

7. Поощрять творческое проявление в творческих играх по сюжетам произведений, инсценировках, драматизациях, выразительном чтении, рисовании и других видах деятельности.

8. Развивать коммуникабельность и умение общаться со взрослыми людьми в разных ситуациях;

9.Побуждать детей обращаться к взрослым с вопросами, суждениями; к речевому общению между собой;

Участники проекта:

Дети старшей группы, родители воспитанников, воспитатели группы.

Продолжительность проекта:

1 неделя

Ожидаемый результат:

Расширение знаний детей о жизни и творчестве А.С.Пушкина.

Знание сказок, стихов А.С. Пушкина.

Обогащение предметной среды группы.

Улучшение взаимоотношений между взрослыми и детьми, детьми между собой.

Повышение уровня нравственно-эстетической воспитанности детей.

Вызвать интерес детей и родителей к чтению, к русской поэзии, к творчеству А. С. Пушкина.

Работа с родителями

Расширять представления родителей о детской литературе, о возможностях восприятия детьми литературных произведений разной сложности;

Помочь почувствовать и понимать язык сказок А.С.Пушкина;

Помочь увидеть красоту и богатство родного языка, вызвать интерес и желание перенести в собственную речь наиболее выразительные слова, речевые обороты (высказывания, метафоры, поговорки и т.п.);

( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )

В произведениях Александра Сергеевича Пушкина часто фигурирует тема дуэли – распространенного и вполне «обыденного» явления для начала 19-го века. Впрочем, у поэта было полное право писать о дуэлях, поскольку и сам он имел большой опыт участия в них. О последнем поединке наверняка известно каждому человеку хотя бы в общих чертах. Но на счету величайшего русского поэта их было немало.

Сколько дуэлей было у Пушкина?

Несостоявшиеся дуэли

Мнения исследователей насчет того, в каком количестве дуэлей пришлось принять участие А. С. Пушкину, немного расходятся – однозначного ответа на данный вопрос нет. Этот список определенно состоит как минимум из нескольких десятков поединков, но большинство из них не состоялись по разным причинам – дуэлянты разрешали конфликт сами или же при участии третьих лиц. Кроме того, поводом для вызова на дуэль могла стать самая банальная ситуация, например, спор по поводу книги или неудачная шутка. Чаще всего инициатором поединка выступал сам поэт.

По словам современников Пушкина, он имел неоднозначный характер с резко меняющимся настроением. Частенько шутил, в том числе в стихотворной форме. Многим его высказывания казались обидными. Сам же Александр Сергеевич чаще всего был недоволен тем, что ему делают разного рода замечания. А главной причиной дуэли для него всегда была острая необходимость отстоять свою честь.
Сколько дуэлей было у Пушкина?А. С. Пушкин с женой, Натальей Гончаровой

Первый вызов на дуэль Пушкин сделал еще в 17-летнем возрасте (1816 г.). Причем оппонентом стал его родственник – двоюродный дядя Павел Ганнибал, а поводом – понравившаяся обоим мужчинам девушка на балу. Конфликт быстро разрешился, а дуэль отменили.

А впервые поэт действительно встретился с противником лицом к лицу в 1819 г. Им стал Кондратий Рылеев. Инициатором поединка выступил Пушкин, поскольку ему не понравилось, как Рылеев пересказывал о нем шутку – будто Пушкина высекли в Тайной канцелярии (в 18-м веке орган политического сыска и суда в России). Поводом для нее были, видимо, радикальные политические взгляды молодого Александра. Но дуэль нельзя назвать состоявшейся, так как оппоненты выстрелили вверх.

Точно известно о 25 дуэлях А. С. Пушкина, которые фактически не состоялись – противники не стреляли друг в друга либо дело до поединка так и не доходило. Больше всего таких ситуаций пришлось на 1822 год – целых 5 вызовов. Частые причины: замечания поэту по поводу его поведения, дискуссии во время светских приемов, эпиграммы Пушкина в адрес других личностей (сатирические стихотворения) и др.

Интересный факт: несмотря на особое отношение Пушкина к дуэли и множество конфликтов, он никогда не стрелял первым и не нанес повреждения никому из оппонентов, кроме последнего поединка. К тому же, Александр Сергеевич отлично владел оружием.

Сколько дуэлей было у Пушкина?

Состоявшиеся дуэли

А. С. Пушкин принял участие в 5 поединках, которые в результате состоялись – хотя бы один из оппонентов совершил выстрел. 1819 год Первая официальная дуэль произошла в 1819 г. Ее инициатором стал друг Пушкина – Вильгельм Кюхельбекер, русский поэт. Причиной для ссоры стал короткий насмешливый стих Александра, который он озвучил на светском мероприятии и тем самым задел друга. Согласно некоторым источникам, во время дуэли Кюхельбекер выстрелил мимо, а Пушкин – то ли выстрелил в воздух, то ли вообще выбросил оружие.

1822 год В 1822 состоялась вторая дуэль с подполковником Семеном Старовым в роли инициатора. В ресторане мужчины одновременно заказали разную музыку. Оркестр исполнил пожелание Пушкина, из-за чего Старов ощутил неуважение к себе и вызвал поэта на дуэль. По другой версии музыку заказывал подчиненный Старова, а тот решил заступиться. Дуэлянты стреляли, причем по несколько раз, но промахивались. Поединок прекратили секунданты.

После этого Пушкин оставил записку в стихах: «Я жив, Старов здоров, дуэль не кончен».
Сколько дуэлей было у Пушкина?

В этом же году Пушкин жил в Молдавии – в доме боярина Тодора Балша. У него произошел конфликт с женой хозяина дома – Марией. Причина ссоры неясна, но поэту не понравилось, как грубо с ним разговаривала женщина, и он вызвал Балша на дуэль. По самой распространенной версии она состоялась, но оппоненты промахнулись. По другой – поединок предотвратил генерал Инзов, который начальствовал над Пушкиным во время его многолетней ссылки. Поэту пришлось 2 недели пробыть под домашним арестом.

Еще одна ссора случилась за карточным столом. Пушкин играл с офицером Генерального штаба Александром Зубовым, уличил его в обмане и рассказал об этом другим. Зубов вызвал поэта на дуэль. Тот пришел с черешней и, пока оппонент целился, ел ягоды. В итоге офицер промахнулся, а Пушкин отказался стрелять.

Интересный факт: среди всех 30 известных дуэлей Пушкина он становился инициатором 24 раза. Из 5 состоявшихся поединков поэт бросил вызов оппоненту лишь 1 раз.


1837 год, последняя дуэль

Предыстория последней дуэли Пушкина длилась долгое время. Главной ее причиной стали распространяемые в светском обществе слухи относительно супруги поэта Натальи Гончаровой и Жоржа Дантеса (Геккерна) – приемного сына нидерландского посла в Санкт-Петербурге.

Сколько дуэлей было у Пушкина?

Снова была задета честь Пушкина, поэтому он вызвал Дантеса на дуэль. Но тот в скором времени женился на сестре Гончаровой – Екатерине. Александр Сергеевич вынужден был отказаться от поединка, однако конфликт на этом не закончился. Его отношения с Геккернами были крайне сложные. Пушкин отправил оскорбительное письмо приемному отцу Дантеса, в результате чего дуэль все-таки состоялась. В ходе нее А. С. Пушкин получил серьезное ранение, но все же выстрелил в ответ. Он попал противнику в область груди и в руку (как известно, пуля срикошетила о металлическую пуговицу мундира).

***
Источник: kipmu.ru

«Сказка о золотом петушке» – последняя из стихотворных сказок А.С. Пушкина .

Александр Сергеевич Пушкин – автор знакомой из детства сказки о волшебном петушке, заимствовал ее сюжет из новеллы «Легенда об арабском звездочёте» Вашингтона Ирвинга. Это открытие сделала поэтессе А.А. Ахматова в своей литературоведческой работе «Последняя сказка Пушкина». Хотя до сих пор есть литературные критики и историки литературы, которые утверждают, что сюжет для своей сказки Пушкин придумал сам.

Анализ сказки Пушкина о золотом петушке

Элемент народных песен, былин и сказок пронизывал всю творческую жизнь А. С. Пушкина. Народная поэзия окружала гениального поэта с детства. В течение 20 лет он занимался разработкой и написанием различных сказочных сюжетов.

Пушкинские сказки – это не пассивный рассказ, не просто веселые приключения героев с интригующей любовью, а также освещение в тексте социальных вопросов. От народных сказок произведения Александра Пушкина отличаются, прежде всего, поэтикой и досконально проработанной сюжетной линией. Все они написаны в стихотворной, легко запоминающейся форме на подлинном народном языке.

А. С. Пушкин, подобно сказочникам, разнообразит сюжеты, добавляя новых вымышленных героев, заимствуя что-то из русского и зарубежного фольклора, создает новую русскую сказку, но сохраняет ее национальные особенности. Ничего подобного до него не было написано. Почти все сказки, которые взрослые знают с детства, и возвращаются к ним снова, когда вырастают их собственные дети и внуки, — это сказки Пушкина.

Пословицы и поговорки из сказок Пушкина

А в некоторых сказках Пушкина содержатся такие фразы, которые понравились людям, прочно вошли в разговорную речь, и со временем стали пословицами и поговорками. Вот часть из них:

Сказка о рыбаке и рыбке

  • Дурачина ты, простофиля!
  • Поделом тебе, старый невежа.
  • Чего тебе надобно, старче?
  • Что ты баба, белены объелась?

Сказка о Царе Салтане

«Сказка о царе Салтане» зовет нас в глубь минувших времен. Три девицы в старинных русских сарафанах сидят с прялками у вечернего огонька. «Кабы я была царица…» — мечтает одна. Потаенными мыслями делится другая. Потом третья: «„.кабы я была царица, я б для батюшки царя…». Эта фраза также употребляется в разговорной речи, с некоторой долей юмора. В произведении «Сказка о Царе Салтане» можно выделить такие выражения, которые уже обрели пословичное значение:

  • Жена не рукавица, с белой ручки не стряхнешь, да за пояс не заткнешь.
  • Пораздумай ты путем, не раскаяться б потом.
  • Кабы я была царица.
  • Растет ребенок … не по дням, а по часам.

Сказка о попе и работнике его Балде:

  • Ест за четверых, работает за семерых.
  • Не гонялся бы ты, поп, за дешевизной.

Аннотация к сказке

И все-таки о чем же сказка? Как правдива история о царе Дадоне и как актуальна она для современности. В сказке изображена фантасмагорическая картина — гибель сказочной страны, исчезновение царской династии. Пушкин-провидец еще в 1834 году описал историческое крушение Российской империи. В конце этой сказочной истории лишь груды трупов, над которыми летает ворона. Сказка содержит совет и урок для тех, кто выжил:

  1. не позволяй разжигать войну, особенно братоубийственную.
  2. держи свои обещания, иначе будешь жестоко наказан.

Сказка о золотом петушке краткое содержание

Храбрый и хитрый царь Дадон в молодости был задирист и не щадил соседей. Он никого не жалел, вел агрессивные войны. Повзрослев, постарев, правитель устал и жаждал покоя. Но не тут-то было. Соседи, почуяв слабость государственного правления, стали нападать на ослабевшую страну. Старый государь не знал, как защитить свою державу от вражеских набегов.

Поэтому решил прибегнуть к волшебству. Для чего старый правитель обращается за помощью к астрологу-звездочёту. Этот шаг, как выяснилось позже, окажется роковым, как для царя, так и для волшебника.

Сначала все пошло хорошо. Царь Дадон получил от звездочета в подарок волшебного золотого петушка. При этом загадочный астролог платы за диковинную птицу не взял, а попросил исполнить лишь одно желание, которое озвучит позже. Эта птица обладала уникальной способностью, она могла заранее предупреждать о возможных проблемах и неприятностях. Лишь только кто-нибудь из врагов задумает нарушить границу дадонового государства, птица почувствует беду и предупредит о ней. Петушок тут же встрепенётся и, повернувшись в нужном направлении, громко сообщает жителям «мирно дремлющей» страны, откуда идут неприятности. Таким образом, стареющий монарх вовремя мог сориентироваться и выслать свое войско в нужном направлении для защиты границ государства, предупредив внешнее нападение врагов.

Но внезапно опять начались проблемы. Сначала уезжает старший сын с дружиною на войну. Затем младший. Однако предчувствие беды не оставляет петушка в покое. Он опять оповещает жителей государства, о приближении врага. Теперь сам царь вынужден отправиться в поход.

И что он видит после нескольких дней пути? Поле брани, погибшую дружину, мертвых сыновей. Причем сыновья погибли, сражаясь между собой. А посредине поля битвы стоит загадочный шатер. Царь подходит к нему, полог откидывается, и из шатра выходит распрекрасная дева. Увидев шамаханскую царицу, престарелый государь тут же забывает о своем горе, о погибших сыновьях и влюбляется в загадочную девицу.

В конце концов, после любовных утех, царь возвращается домой вместе с шамаханской царицей. Он вновь чувствует себя молодым. Он влюблен и счастлив. Однако неожиданно появляется волшебный звездочет и требует платы за золотого петушка. В награду он хочет получить раскрасавицу царицу. Царь рассержен и в порыве гнева убивает волшебника. В ответ на это золотой петушок слетает со своего насиженного места, подлетает к царю и клюет Дадона в темя, чем убивает престарелого правителя. При этом легкомысленная девица царица сама бесследно исчезает.

Пословицы к сказке «Золотой петушок» (А.С. Пушкин)

***

Сказка о золотом петушке принадлежит перу великого русского поэта и прозаика Александра Сергеевича Пушкина. Это написанный в новаторской для современников автора, очень живой, красочный, проникнутый глубоким смыслом и символизмом текст. Вышедшее в свет как сказка для детей, сегодня это произведение – скорее, притча для тех редких взрослых, кто не только продолжает читать классику, но и хорошо воспринимает и разумеет поэзию. Потому как современному читателю, воспитанному на произведениях массовой культуры, стиль Пушкина, в большинстве своём, покажется излишне вычурным, неспешным и малопонятным.

Но, в нижеследующей статье сказка будет выглядеть гораздо проще и понятнее. А украшение пересказа пословицами сделает его ещё красочнее и точнее.

Итак, начнём.

В общем, жил-был в тридесятом царстве славный царь Дадон. По молодости царь-государь любил показать соседям, кто на территории хозяин да у кого войско сильнее. Сильно натерпелись от царя-забияки соседние государства. Как говорят украинцы: «Кому война – верёвка, а кому – дойная коровка». Но, увы, всему в этом мире однажды приходит конец. Пришёл конец и дадоновому тщеславию: как царь постарел и захотелось ему покоя.

Но не тут-то было! Соседи быстренько всё поняли и дружною толпою накинулись на царство постаревшего завоевателя. Как говаривают в Мордовии, «Где справедливость, там и правда». Царю пришлось непомерно увеличить своё и так большое войско. Военачальники, вроде бы, работали отлично, слаженно, врагов стабильно побеждали, – но перед поражением агрессоры, всё же, успевали нанести большой вред дадоновым землям и подданным. Да и армия, какая бы она большая ни была, иногда не успевала вовремя реагировать на все акты агрессии соседей. Старый правитель очень переживал по этому поводу: часто мучился бессонницей, а иногда даже плакал.

Совершенно впав в отчаяние, Дадон решил обратиться за помощью к известному «мудрецу, звездочёту и скопцу». Несчастный царь послал к этому человеку «гонца с поклоном». Как говорится у кумыков, «Если все помогают, то и войлочный кол в землю войдёт».

Мудрец, естественно, приехал. Представши пред государевы очи, он показал Дадону золотого механического петушка. И велел этого самого петушка посадить на спицу на крыше самого высокого здания царства. Работал этот механический сторож таким образом: если на земли Дадона никто не нападал, то петушок сидел смирно, а если с какой-то стороны царю следовало ожидать нападения, набега или ещё какой беды, то птица кричала и оборачивалась в направлении неприятеля или опасности.

Дадон, понятное дело, «растаял». Думал, все его проблемы решатся разом. Русские в таких случаях говорят: «До лысины дожил, а ума не нажил». И, будучи очень глубоко благодарным мудрецу, сначала посулил тому горы золота. Звездочёт отказался. Дадон ответил: раз так, значит, я исполню первое, что ты у меня попросишь. На это мудрец с радостью согласился.

Петушка посадили на спицу и он, так сказать, приступил к несению службы. Справлялась механическая птичка на отлично. Если кто где через дадонову границу с недобрыми намерениями переходил, петушок тут же оборачивался в то место, хлопал крыльями и кричал: «Кукареку! Царствуй, лежа на боку!» По прошествии времени даже неугомонные соседи, все как один, присмирели – снова стали опасаться пожилого завоевателя. А Дадон с радостью зажил спокойной жизнью.

Прошло несколько лет. Петушок ни разу не пошевелился. Как вдруг… Очень рано утром птица закричала, обратившись в сторону востока. Поначалу народ впал в панику, но царь и чиновники всех вскоре успокоили. На восток было отправлена рать под предводительством наследника престола.

Пролетает неделя и ещё один день. От защитников – ни одной весточки. Петух-сторож снова кричит-заливается. Дадон посылает туда же второе войско, которым предводительствует уже его меньшой отпрыск. Опять безрезультатно ждут семь дней и ещё один. И снова петушок заливается криком. Собрав остатки войска, Дадон собственноручно ведёт их на восток, хоть и не видит в этом особого смысла.

Войско продвигается на восток в спешке, не останавливаясь на привал. Ищут пропавших, но не находят ни лагеря, ни побоища, ни надгробий. К вечеру восьмого дня войско царя приходит в гористую местность. В глубоком ущелье между высокими горами они видят шёлковый шатёр. Вокруг шатра – побитое войско. А внутри…: его сыновья, оба мёртвые, без доспехов, лежат, вонзивши мечи друг в друга. Завыл от горя Дадон, запричитал. Все остальные подхватили…

Вдруг шатер открылся – и оттуда появилась Шамаханская царица, как всегда, прекрасная и опасная. Посмотрела Дадону в глаза – и тот через секунду забыл о мёртвых детях, ослеплённый колдовской красотой. Волшебница взяла царя за руку, отвела в свой шатёр, напоила, накормила, спать положила. Так продолжалось ровно неделю.

А по прошествии недели государь с войском и молодой женой отправился в обратный путь. На въезде в столицу их встречало целое море людей. В этом «море» Дадон увидел давнего знакомого, скопца, который смастерил золотого петушка.

Спросил правитель мудреца, чего тот желает. И мудрый старец ответил: «Твою суженую, царицу Шамаханскую». Дадон остолбенел от неожиданности – он готов был исполнить что угодно, но не это. Как говорится, «Сытый бранится при виде котелка». Попробовал откупиться от старого мага, посулил ему чины, золото, земли, – но тот ничего не взял. Мудрец менять желание отказался. Царь взбеленился и велел старому знакомому убираться, пока цел, а потом ударил мага жезлом по лбу – и тот умер на месте. Толпа испуганно заахала – а царица всё громче смеялась.

Въехали в столицу. Сильно встревоженный Дадон с собой совладал и снова мило улыбался суженной. И тут произошло нечто необычайное: петушок взлетел со своего высоченного насеста, опустился Дадону на темечко, клюнул царя – и убил. А Шамаханская царица вдруг растворилась в воздухе, будто бы её и не бывало.

.

*** Авторский материал — копирование статьи запрещено

.

На этой странице: пословицы и поговорки, подходящие к сказке «Золотой петушок», написанной Александром Сергеевичем Пушкиным; краткое содержание сказки «Золотой петушок».

.

План пересказа «Сказки о золотом петушке»

  1. Звездочет и его подарок.
  2. Золотой петушок на службе у царя.
  3. Тревожный знак.
  4. Пропали сыновья Дадона вместе с дружиною.
  5. Царь сам идет в поход.
  6. Дадон в шатре.
  7. Звездочет погибает.
  8. Месть Золотого петушка.

Сказка о золотом петушке главные герои

Основные сказочные герои:

  1. царь Дадон,
  2. звездочет.

Царь Дадон

Бурная молодость, которую вел глупый царь Дадон, ничему его не научила. Он не заключал мирных договоров с соседями, а только постоянно воевал. Он не чувствовал раскаяния в грехах своей юности. Он не изменился и в старости. Ленивый и небрежный, он считал, что всегда был прав в любой ситуации.

Чтобы править страной, необходимо постоянно быть начеку. А если ты обленился и хочешь жить в покое, то решить проблему защиты государства может только чудо. Вот и появился звездочет и его петушок. Однако по старинке жители государства считали именно царя гарантом их спокойствия и благополучия. Царь был украшением государства, но на самом деле он был бесполезен.

Царь Дадон отрицательный или положительный образ в сказке? В юности монарх был грозен, в старости — ленив. Это была не мудрая старость, когда нажитый опыт и знания тратятся на благо государства, а праздное существование. Вроде бы Дадон и проявляет свои положительные качества, когда отправляется на защиту своего государства. Однако, как можно симпатизировать царю, который

  1. не оплакивает свое горе при виде убитых сыновей, а забывается в любовных объятьях «ветреной» царицы,
  2. не выполняет обещание при оплате за востребованный долг,
  3. убивает невинного человека.

Зло коренится в самодержавии, — утверждал Пушкин и призывал читателя к самостоятельному изучению его произведения. Вероятно, поэтому последние строки были удалены в первом издании при опубликовании.

Звездочет

Старый ученный, способный решить житейские проблемы царя. К деньгам волшебник равнодушен. Однако красота шамаханской царицы его прельщает и в обмен на золотого петушка, он требует у Дадона раскрасавицу девицу. Образ мудрого старика Пушкин изобразил поверхностно, он необходим был, чтобы подчеркнуть негативные черты характера главного героя «Сказки о золотом петушке» царя Дадона.

Характеристика второстепенных персонажей

Золотой петушок

Золотой петушок – птица яркая, блестящая и солнечная. В славянских верованиях петухи могут отпугивать злых духов, поэтому их вышивали на одежде, рисовали на домах, делали флюгеры и «коньки» крыш в виде птиц. Именно поэтому, по сюжету сказки Пушкина, золотой петушок решает вопрос справедливого возмездия. Видя, что царь расплатился со звездочетом злом, волшебная птица слетела со своего флюгера, клюнула царя в макушку и улетела.

Шамаханская царица

Пушкин сравнивает восточную красавицу с Солнцем, а царя — с птицей ночи. Это означает, что царь стар и дни его сочтены. Увидев ее, царь забыл о смерти своих сыновей. Он пировал с ней и отвез ее в столицу. Красивая девица волшебным образом имеет власть над людьми:

  1. над молодыми царскими сыновьями, которые забыли свое родство и убили друг друга,
  2. над седым царем,
  3. над волшебником, что требовал обещанной компенсации за петушка.

Все были влюблены и все были убиты. Роковая красавица была легкомысленна и коварна. Никого не любила и сеяла вокруг себя лишь горе и ненависть.

Сюжет

Царь Дадон был грозным и могущественным царем, которого боялись все в округе. Когда он постарел, то ушел от ратных дел, и вскоре его стали тревожить набегам воинствующие соседи. Дадон обратился за помощью к одному мудрецу, и тот подарил царю Золотого петушка, который заранее предупреждал о появлении вражеских войск. В обмен же Звездочет попросил Дадона исполнить одно его желание, и тот согласился.

Золотой петушок, сидя на высокой башне, исправно нес свою службу, и вскоре соседи Дадона присмирели. Однажды Золотой петушок поднял тревогу – к царским владениям приближались враги. Дадон отправил в поход старшего сына с войском, но спустя восемь дней сын так и не вернулся. Тогда Дадон отправил ему на подмогу младшего сына, но и от того не было вестей.

Петушок не унимался, и Дадон отправился в поход сам. Он прибыл на место великой битвы, где все были мертвы, в том числе и его сыновья. Неподалеку царь увидел богато украшенный шатер, в котором находилась прекрасная Шамаханская царица. Увидев красавицу, Дадон тут же позабыл об убитых сыновьях. Решив жениться на Шамаханской царице, он повез ее к себе во дворец. Тут подошел к нему Звездочет, и наполнил об обещании. Он попросил у царя Шамаханскую царицу, но тот в порыве гнева убил старого мудреца. В тот же миг Золотой петушок слетел с башни и что есть силы клюнул Дадона в лоб. Царь скончался на месте, а Шамаханская царица исчезла.

Краткое содержание сказки

Грозный царь Дадон в старости хотел отдохнуть от ратных дел. Но враги все чаще стали досаждать царю, потерявшему былую силу. Один мудрец подарил Дадону золотого петушка, который предупреждал царя о приближении неприятеля. За ценный подарок Дадон обещал исполнить любое желание мудреца. Теперь был спокоен Дадон. Мудрая птица стояла на страже и вовремя извещала об опасности. Какое-то время враги не осмеливались нападать на Дадона. Но вот закукарекал петушок, повернувшись в восточную сторону. Послал Дадон старшего сына с войском на восток. Не получив от него никаких вестей, послал ему на помощь младшего. Потом собрал войско Дадон и сам отправился на войну. Попал он в сети прекрасной искусительницы – Шамаханской царицы, из-за которой его сыновья друг друга убили. Ослепленный неземной красотой, Дадон остается семь дней в шатре красавицы, затем вместе с ней возвращается домой. Тут к правителю явился мудрец и напомнил про его обещание. Потребовал хитрый старик отдать красавицу ему. Дадон рассердился, ударил мудреца так, что тот упал замертво. Подлетел золотой петушок к царю, клюнул его в темя, царь испустил дух. В тот же миг и петушок, и царица исчезли. Читать сказку онлайн полностью можно на нашем сайте.

Отзыв

В жизни очень много соблазнов, однако всегда нужно иметь голову на плечах, и не поддаваться им. Старый царь Дадон ради красивой царицы позабыл о сыновьях, о данном обещании, о собственной части. Неудивительно, что он поплатился за свою слабость головой.

Рисунок-иллюстрация к Сказке о Золотом петушке.

  • Пушкин сказка о медведихе о чем
  • Птицы рассказ дафна дю морье
  • Прячься не прячься как пишется
  • Пугало как правильно пишется
  • Прыгать по заячьи как пишется