Муниципальное
бюджетное общеобразовательное учреждение
«Ногинская специальная (коррекционная) школа-интернат для обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья»
Конспект
урока литературного чтения в 4 классе.
Тема:
«А.С.Пушкин поэма «У лукоморья дуб зелёный…»
Подготовила:
Зотова Валерия Алексеевна
Учитель начальных классов
2020
год.
Тема
урока. А.С.Пушкин «У Лукоморья дуб зелёный…»
Цель урока: Познакомить
учащихся с новым произведением А.С.Пушкина, новым литературным жанром (поэма).
Подвести их к осознанию богатства мира отечественной литературы как искусства
художественного слова.
Задачи:
- Образовательные: проверить
знание детей сказок поэта, формировать умение выразительно читать,
анализировать текст, ориентироваться в тексте, расширить словарный запас
детей. - Развивающие: развивать
умение чувствовать себя и передавать своё отношение через цвет, эмоции,
развивать память, внимание. - Воспитательные:
- прививать любовь к чтению,
воспитывать любовь к творчеству А.С. Пушкина и русской поэзии. - формировать коммуникативные навыки
работы в группах; - развивать позитивную самооценку
учащихся.
Оборудование:
— ИКТ (презентация)
— Учебник С.Ю. Ильина ( 2 часть)
— Раздаточный материла
Ход
урока.
1.Орг.момент.
Здравствуйте, сегодня мы с вами продолжим
путешествие по стране волшебной сказки. Давайте проверим вашу готовность к
уроку.
2. Массаж здоровья.
Путешествие нас ждет долгое, тяжёлое,
поэтому давайте сделаем с вами массаж здоровья.
3. Актуализация пройденного материала.
Напомните мне какую сказку мы проходили на
прошлом уроке? Напомните мне, что такое сказка? Волшебная сказка? Откуда у
младшей сестры появилось серебряное блюдечко и наливное яблочко? Что сделали
сестры из-за зависти? Чем закончилась сказка?
4. Чистоговорки.
НА – НА – НА — наступила вновь весна
НЕ – НЕ – НЕ — очень рады мы весне
КО – КО – КО — солнце светит высоко
ЧЬИ – ЧЬИ – ЧЬИ — звонкие ручьи
ГА – ГА – ГА — растаяли снега
4.Введение нового материала.
И так я предлагаю нам с вами отправляться
в путь.
Первая наша станция называется «Отгадай
сказку»
На этой станции нам необходимо соотнести
иллюстрацию сказок и их название. Необходимо вспомнить автора и сюжет сказки. А
вы знаете автора этих сказок?
Молодцы, сегодня на уроке мы с вами будем
знакомиться с поэмой А.С.Пушкина «У лукаморья дуб зелёный…»
5.Знакомство с автором.
Прежде чем мы отправимся к станции,где
будем изучать произведение,мы отправляемся к станции «Знакомство с
автором», отправимся пешком,пошли дружно вместе.
6. Пальчиковая гимнастика.
Открываем тетради и записываем число,
автора и тему нашего урока.
Александр Сергеевич Пушкин (1799-1837гг.)
Александр Сергеевич Пушкин родился в 1799
году в Москве. Маленький Саша рано научился читать. Он в детстве в совершенстве
изучил французский язык, много читал по-французски, но особая любовь была у
мальчика к русской речи.
Бабушка и няня Арина Родионовна были
самыми близкими его сердцу людьми. Талантливая сказительница Арина Родионовна
первая познакомила Сашу Пушкина с русской народной поэзией. Её песни и сказки
запомнились ему на всю жизнь.
Прошли годы. Александр Сергеевич стал
поэтом. Он написал много стихов о свободе, о любви, о дружбе, о природе.
Представьте себе: старый дом, зимний
вечер, за окном падает снег, поет в трубе ветер, жужжит веретено. Няня
рассказывает сказку. Поэт гусиным пером, торопливо записывает её. Сюжеты этих
сказок поэт использовал при создании своих сказок.
Пушкин перенес в свои сказки чудесные и
живые образы народной фантазии: золотую рыбку, царевну Лебедь, Черномора и
морских богатырей, золотого петушка и затейницу белку. И вместе с народом в
своих сказках Пушкин жестоко высмеял и осудил глуповатых и злых царей, жадных
попов, хитрых и невежественных бояр.
Каждый, кто прочтет сказки впервые, будет
счастлив этим, а кто станет перечитывать их, будет счастлив вдвойне. Имя
Пушкина никогда не забудется: он всегда с нами, наш живой, любимый, наш великий
Пушкин
8. Знакомство с произведением.
Следующая станция называется «Поэма-сказка»
. Но чтобы в нее попасть нужно переместиться в сказку . Готовы?
Физминутка.
А сейчас мы отдохнем,
По тропиночке пойдем.
Между сосен и березок,
В Лукоморье попадем.
Мы глазами миг-миг;
Мы плечами чик-чик;
Мы руками хлоп-хлоп;
Мы ногами топ-топ;
Раз – туда, два – сюда,
А потом – вокруг себя
Надо низко поклониться,
Чтобы в сказке очутиться
В сказке – бабушка Яга, у нее одна нога.
В сказке – смелый князь Гвидон,
Он Салтану шлет поклон.
В сказке петушок сидит – во все стороны
глядит.
Сказки Пушкина стоят – нас к себе
позвать хотят!
Эта станция не просто так называется. Наше
с вами произведение это вступление в поэме «Руслан и Людмила» Эту поэму Пушкин написал в 1820 году, когда
ему было 20 лет, а вступление к ней в 1824 году. О
том, как злой волшебник унес со свадьбы невесту Руслана Людмилу. О том, как он
и еще три жениха Людмилы отправились ее искать, об их приключениях и счастливом
конце.
Что такое поэма кто-нибудь знает?
ПОЭМА –
поэтичное повествование, стихотворный рассказ целостного содержания.
Кто слышал эту поэму? О чем она?
(О том, как злой волшебник унес со свадьбы
невесту Руслана — Людмилу.
О том, как он и еще три жениха Людмилы
отправились ее искать, об
их приключениях и счастливом конце.)
9. Первичное прочтение.
Сейчас, я предлагаю вам расслабиться и
послушать вступление.
Что вы себе представили, когда я читала
это произведение?
Каким изобразил поэт лукоморье?
Какие чудеса и сказочные герои вас
удивили? Чем? Что особенно понравилось и почему?
10. Чтение текста детьми.
Сейчас мы с вами будем по цепочке читать
поэму. Открываем учебник, начинаем читать, отмечаем слова, которые вам были не
понятны.
Какие слова вам не понятны или трудно
произносятся.
Какие незнакомые слова вам встретились?
Попробуйте объяснить.
Лукоморье
— такой изгиб морского берега, когда часть моря вдается в сушу. Морской залив.
На неведомых дорожках
— на незнакомых дорожках.
Дол —
долина.
Витязь
— в старину: воин, богатырь.
Чредой
— чередой, по очереди.
Дядька
— в старину: слуга-воспитатель при мальчике в дворянской семье.
Мимоходом
— по пути, проходя мимо.
Пленяет
— берет в плен.
Чахнуть —
сохнуть, изводить себя, страдать.
11. Физминутка
12. Проверка понимание текста.
Закрепление.
С какими чудесами в сказке вы
познакомились?
Я покажу вам иллюстрации чудес,
которые происходят в сказке, а вы выберите из текста строки, которые к ним
подходят. (Учитель демонстрирует иллюстрации, дети находят соответствующие
строки). (Зеленый дуб, кот учёный, Леший, Русалка, 30 витязей, Колдун,
Царевна, Кощей.)
13. Итог урока.
Нам пора возвращаться из сказки в
реальность, но мы ещё вернемся. Давайте покружимся быстро ,быстро
потопать,хлопнуть раз и хлопнуть два. Мы вернулись в интернат.
С каким новым видом жанра познакомились
сегодня на уроке?
Что особенно вам понравилось?
14. Рефлексия.
15. Домашнее задание.
Учить отрывок наизусть.
С 12 октября по 2 ноября 2021 года проходит Олимпиада Учи.ру по литературе для учеников 1–9 классов, которая проходит . Увлекательное онлайн-состязание проверяет знания по русской литературе и фольклору, начитанность, эрудированность и понимание литературных жанров.
Предлагаем вам ответы на вопросы Олимпиады Учи.ру по литературе для учеников 5, 6, 7, 8 и 9 классов.
Ответы на Олимпиаду Учи.ру по литературе 5, 6, 7, 8, 9 класс за 2021 год
Чтобы участвовать, нужно зарегистрироваться на Учи.ру или получить логин и пароль от учителя. Если они у вас уже есть, просто войдите на платформу На решение заданий дается час Количество набранных баллов будет известно сразу после завершения олимпиады. В зависимости от результатов ученики могут получить сертификат, грамоту или диплом, учителя — благодарственные письма.
«Олимпиада создана для школьников, и мы ждем, что ученики будут решать задачи самостоятельно. Алгоритмы помогают нам определить, выполнял ребенок задания сам или ему помогали взрослые.»
Книжные памятники
Прочитай слова персонажей и выбери, как бы они звучали на современном языке, ь читается как «е».
5 класс
1 — Стоящю же ему при краи моря и стрежаше обою пути, и пребысть всю нощь въ бдънии. Житие Александра Невского
Ответ: Он стоял на берегу моря, наблюдая за обоими путями, и провёл всю ночь без сна.
2 — И нача слыти имя его по всъмь странамъ… Житие Александра Невского
Ответ: И прославилось его имя во всех странах…
3 — Инии же, не въдуще, ркоша, яко Кий есть перевозникъ бысть… Повесть временных лет
Ответ: Некоторые же, не зная, говорили, что Кий был перевозчиком…
4 — В льто 6544. Мъстиславъ изыиде на ловы и разболься и умре. Повесть временных лет
Ответ: В 6544 году Мстислав отправился на охоту, разболелся и умер.
6 и 7 классы (всё тоже самое, как и в 5 классе и добавилось ещё одно)
5 — Тако же и князь Александръ — побъжая, а не побъдимъ. Житие Александра Невского
Ответ: Князь Александр был непобедим.
8 и 9 классы (всё тоже самое, как и в 5 и 6 классах и добавилось ещё одно)
6 — И ръша ему мужи смысленъи: «Не кушайся противу имъ, яко мало имаши вой». Повесть временных лет
Ответ: И сказали ему разумные мужи: «Не пытайся идти против них, потому что у тебя мало воинов».
Средства выразительности
Антитеза — противопоставление.
Гипербола — художественное преувеличение.
Градация — постепенное нагнетание или ослабление смысловой и эмоциональной значимости слов.
Ирония — иносказание, при котором за внешне положительной оценкой скрывается насмешка.
Литота — художественное преуменьшение.
Метафора — употребление слова или выражения в переносном значении, основанное на сходстве, сравнении, аналогии.
Олицетворение — приписывание человеческих свойств неодушевлённому предмету, явлению или понятию.
Сравнение — уподобление одного предмета или явления другому по какому-то общему для них признаку.
Эпитет — красочное определение.
Какие средства художественной выразительности и фигуры речи использованы в отрывках? Выбери один вариант в каждом посте.
5 и 6 классы
1 — Бурсаки вдруг преобразились: на них явились… шаровары шириною в Чёрное море, с тысячью складок и со сборами… H.В. Гоголь, «Тарас Бульба»
Ответ: гипербола
2 — Она и в пятьдесят лет была замечательная красавица. Но в молодости, восемнадцати лет, была прелестна: высокая, стройная, грациозная и величественная, именно величественная. Л.Н. Толстой, «После бала»
Ответ: эпитет
3 — Налево, как будто кто чиркнул по небу спичкой, мелькнула бледная, фосфористическая полоска и потухла. А.П. Чехов, «Степь»
Ответ: сравнение
4 — Что ищет он в стране далёкой? Что кинул он в краю родном?… Играют волны — ветер свищет, И мачта гнётся и скрыпит… М.Ю. Лермонтов, «Парус»
Ответ: антитеза
7 класс (из предыдущих взяли Л.Н. Толстой, «После бала», остальные новые)
5 — Приводили обыкновенно новичка к дверям этой комнаты, нечаянно вталкивали его к медведю, двери запирались, и несчастную жертву оставляли наедине с косматым пустынником. Таковы были благородные увеселения русского барина! A.С. Пушкин, «Дубровский»
Ответ: ирония
6 — Тот имеет отличного повара, но, к сожалению, такой маленький рот, что больше двух кусочков никак не может пропустить… Н.В. Гоголь, «Невский проспект»
Ответ: литота
7 — Толстый только что пообедал на вокзале, и губы его, подёрнутые маслом, лоснились, как спелые вишни. A. П. Чехов, «Толстый и тонкий»
Ответ: сравнение
8 — Не жаль мне лет, растраченных напрасно, Не жаль души сиреневую цветь. В саду горит костёр рябины красной, Но никого не может он согреть. C. Есенин, «Отговорила роща золотая…»
Ответ: метафора
8 класс (из предыдущих взяли А.П. Чехов, «Степь» и М.Ю. Лермонтов, «Парус», A.С. Пушкин, «Дубровский» добавили два новых)
9 — Произошла такая бестолковщина: донос сел верхом на доносе, и пошли открываться такие дела, которых и солнце не видало, и даже такие, которых и не было. H.В. Гоголь, «Мертвые души»
Ответ: гипербола
10 — Не жаль мне лет, растраченных напрасно, Не жаль души сиреневую цветь. В саду горит костёр рябины красной, Но никого не может он согреть. C. Есенин, «Отговорила роща залотая…»
Ответ: метафора
9 класс (из предыдущих взяли A.С. Пушкин, «Дубровский», H.В. Гоголь, «Мертвые души», А.П. Чехов, «Степь», Л.Н. Толстой, «После бала», C. Есенин, «Отговорила роща залотая…»)
Вечеринка писателей
Писатели играют в игру. Каждый называет собственное произведение, название которого начинается на последнюю букву предыдущего ответа. Чтобы выбрать произведение, нажми на него.
5, 6, 7, 8 и 9 классы
A. С. Пушкин — Медный всадник
A. П. Чехов — Каштанка
Л. Н. Толстой — Анна Каренина
М. Ю. Лермонтов — Ашик-Кериб
И. С. Тургенев — Бежин луг
A. И. Куприн — Гранатовый браслет
K. И. Чуковский — Телефон
H. В. Гоголь — Нос
И. А. Крылов — Свинья под дубом
Жанры
Ода — торжественное стихотворение в честь значительного события или человека.
Роман — большое произведение со сложным сюжетом.
Мемуары — произведение в форме личных воспоминаний человека о событиях прошлого.
Новелла — небольшое повествовательное произведение в прозе.
К каким жанрам может относиться произведение, о котором говорит персонаж? Выбери один или несколько ответов.
5, 6 и 7 классы
Девушка: «Я появляюсь в небольшом прозаическом произведении». — Рассказ, Сказка, Новелла
Богатырь: «Я появляюсь в произведении-сказании о моих подвигах». — Былина, Сказка
Колдунья (ведьма): «Я появляюсь в произведении, где есть волшебные существа». — Сказка, Поэма, Стихотворение
Свинья: «Я изображаю человека и какую-то черту его характера в нравоучительном рассказе или стихотворении». — Басня
8 и 9 классы (как в 5, 6 классах, только вместо богатыря другой персонаж)
Юноша: «Я герой прозаического произведения, которое написано в форме личных воспоминаний человека о событиях прошлого». — Мемуары
Писатели спрятались
Выбери среди слов фамилию писателя и название одного из его произведений. Название может состоять из двух и более слов.
Образец: Мы поехали в Пушкин. Маме и няне там нравится.
Ответ: Пушкин, Няня
5 класс
Всё детство я коллекционировала наклейки и хранила их в толстой тетради .
Ответ: Толстой «Детство»
Мой друг из Англии, Майкл Грин, нарисовал корабль и теперь раскрашивал паруса. Я принёс ему алые и голубые краски.
Ответ: Грин «Алые паруса»
Здесь небезопасно: вблизи города больше нет волков и медведей, но напротив изумрудного берега живёт злой волшебник.
Ответ: Волков «Волшебник Изумрудного города»
6 класс (из предыдущего остались Толстой «Детство» и Грин «Алые паруса», добавились два новых)
Я застегнул шинель и вышел к озеру: у берега плавала птица, обыкновенный гоголь.
Ответ: Гоголь «Шинель»
Папа смотрит футбол, болеет за чехов. Я читаю, в террариуме спит наш хамелеон. Моя сестра его очень боится.
Ответ: Чехов «Хамелеон»
7 класс (из предыдущего остался Гоголь «Шинель», остальные новые)
Дочка Андрея не поехала в Пушкин. Она осталась дома и разбирала старый комод. Там были альбомы, книги, капитанская фуражка отца.
Ответ: Пушкин «Капитанская дочка»
Мы проехали только пару маленьких лесков и большое озеро. Мне стало скучно, и я начала рисовать. «Ты левша?» — спросила Лена.
Ответ: Лесков «Левша»
Олег оставил скрипку в футляре и пошёл в гостиную. Пятеро человек уже смотрели матч. Болели за чехов.
Ответ: Чехов «Человек в футляре»
После бала я отправилась домой искать ту записку. Она нашлась в толстой тетради.
Ответ: Толстой «После бала»
8 класс (из предыдущего остался Гоголь «Шинель», Пушкин «Капитанская дочка», Лесков «Левша», Чехов «Человек в футляре», остальные новые)
Кажется, детство закончилось: я полюбила горький шоколад.
Ответ: Горький «Детство»
9 класс (Тоже самое, как и в 8 классе, но ещё одно добавили)
После бала я отправилась домой искать ту записку. Она нашлась в толстой тетради.
Ответ: Толстой «После бала»
Тайный автор
Тебе предстоит найти Тайного автора. Читай факты о писателях и убирай одного из них на каждом шаге, чтобы в конце остался Тайный автор.
5 и 6 классы
Убери автора, который написал книги о Незнайке. — Н.Н. Носов
Убери автора, на основе произведений которого были созданы мультфильмы студии Уолта Диснея. — X.К. Андерсен
Убери автора, который в основном писал детские книги о природе и животных. — В.В. Бианки
Убери автора, который стоял у истоков советской рекламы. — B. В. Маяковский
Убери автора, который написал повесть о жизни детей во время Великой Отечественной войны. — B. А. Осеева
7, 8 и 9 классы (всё тоже самое, как в предыдущих, но добавляется ещё один автор)
Убери автора, который был близким другом И. Бунина. — A. П. Чехов
Исторические книги
Сегодня ты будешь определять, какие книги являются историческими, а какие нет. При решении задачи помни:
В исторической литературе рассказывается о знаменательных событиях прошлого с участием реально существовавших людей.
Нажимай на книги и выбирай, какие являются историческими, а какие нет.
5 класс
1 — A.С. Пушкин «Руслан и Людмила» Людмилу похищает злой колдун сразу после свадьбы. Её муж Руслан отправляется на поиски. У колдуна есть шапка-невидимка.
Ответ: Нет, потому что шапки-невидимки не существует.
2 — B. Ян «Чингисхан» Чингисхан — полководец и основатель Монгольской империи, которая воевала с другой сильной страной.
Ответ: Да, потому что Чингисхан действительно существовал. В книге описаны исторические события.
3 — П.П. Бажов «Медной горы хозяйка» Молодой парень встретил девушку, Хозяйку Медной горы, которая умела превращаться в ящерицу. Она очень помогла парню.
Ответ: Нет, потому что человек не может превращаться в животное.
4 — М.Ю. Лермонтов «Бородино» Ветеран русской армии рассказывает о Бородинском сражении с наполеоновским войском.
Ответ: Да, потому что в стихотворении идёт речь о реальной исторической битве.
5 — «Слово о полку Игореве» Древнерусский князь Игорь Святославич с войском идёт против половцев, проигрывает битву, попадает в плен, но вскоре освобождается и возвращается домой.
Ответ: Да, потому что князь Игорь действительно существовал и сражался с половцами.
6 и 7 классы (с 5 класса остаются 2, 4, 5, остальные новые)
6 — «Илья Муромец и Соловей-разбойник» Богатырь Илья Муромец отправился воевать с Соловьём- разбойником. От свиста разбойника склоняются леса, осыпаются цветы, падают замертво люди.
Ответ: Нет, потому что разбойника с такими способностями не могло существовать.
7 — В.Г. Распутин «Уроки французского» Школьник из бедной семьи играл на деньги, чтобы купить еды. Учительница решила помочь ему: она начала играть с ним и специально проигрывать. За это её уволили из школы.
Ответ: Нет, потому что в книге описаны не исторически значимые события.
Рифмы
Выбери два слова на разных карточках так, чтобы они сложились в рифму.
5, 6, 7, 8 и 9 классы
слон — вагон
слива — ива
капель — газель
сигнал — канал
журнал — пенал
торты — коты
Собери героя
5 и 6 классы
Выбери характеристики Пирогова, персонажа рассказа A.И. Куприна «Чудесный доктор».
Лицо — Умное, спокойное лицо с седыми бакенбардами
Род занятий — Врач
Характер — Милосердный, внимательный, неравнодушный к чужой беде
7, 8 и 9 классы
Выбери характеристики Калиныча, персонажа рассказа И. С. Тургенева «Хорь и Калиныч».
Лицо — Добродушное кроткое лицо, голубые глаза, борода
Род занятий — Крестьянин
Характер — Открытый, весёлый, беззаботный, кроткий
Блогеры
Определи, о каких произведениях говорится в постах. Нажми на пост, чтобы прочесть его.
5 класс
@push_kin
«Сказка о царе Салтане» Написал новую сказку! О том, на что способны пойти две сестры из зависти к третьей. Угадайте, как назвал!
@ne_krasov
«Дед Мазай и зайцы» Написал новое стихотворение! Об охотнике, который пожалел животных. Угадайте, как назвал!
6 класс (остался @ne_krasov с 5 класса)
@lermont_off
«Бородино» Новое стихотворение! Посвящено одной очень эпичной битве. Много военной лексики, но вам понравится. Угадайте, как назвал!
7 класс
@push_kin
«Руслан и Людмила» Я тут книгу написал! Волшебная история о похищении девушки с её собственной свадьбы и о том, как жених её искал. Угадайте, как назвал!
@gogol
«Чуб» Кому мистики? Я новую книгу написал! Есть в ней один персонаж… Богатый и упрямый казак. Хочет, чтобы всё было, как он сказал. Угадайте, как я его назвал!
8 класс
@mayakoff_sky
«Хорошее отношение к лошадям» Написал стихотворение. Пронзительное. Пара неологизмов, звукопись. Оно о том, как человеческое участие и поддержка дают силы двигаться вперёд. Многим часто нет дела до беды другого существа. Угадайте, как назвал!
@iturgenev
«Ася» Новая книга готова! Пишу о девушке через призму чувств, которые она испытывает. О невзаимности и о том, что решения порой бывают запоздалыми. Угадайте, как назвал!
9 класс
@push_kin
«Борис Годунов» Написал новую книгу! Это историческая драма о борьбе за русский престол, об угрызениях совести того, кто незаконно его получил. Одно из важных действующих лиц — народ. Угадайте, как я назвал драму!
@gogol
«Чуб» Кому мистики? Я новую книгу написал! Есть в ней один персонаж… Богатый и упрямый казак. Хочет, чтобы всё было, как он сказал. Угадайте, как я его назвал!
Наш ответ унионистам касательно улицы Пушкина в Кишиневе.
Ранее политики, выступающие за вхождение Молдовы в состав Румынии, предложили забрать у столичной улицы Пушкина ее название. В качестве реакции на это политиканство публикуем статью известного пушкиниста Виктора Кушниренко, посвященную великому поэту.
«Об отдаленной старине…»
Маленького Сашу родители часто оставляли дома, надолго выезжая в гости. И тогда его любимая бабушка Мария Алексеевна Ганнибал (ур. Пушкина) часами рассказывала внуку русские народные сказки да все предания об их древнем роде, уходящие своими корнями во времена Рюрика – тысячелетнюю историю Руси.
Люблю от бабушки московской
Я слушать толки о родне,
Об отдаленной старине…
От нее он узнал, что его прадед – Абрам Ганнибал, восьми лет от роду, был куплен в турецкой серали и привезен из Константинополя, через Валахию и Молдову, к царю Петру Алексеевичу – будущему императору Петру Великому. Царь стал крестным отцом арапчика и оставил его при себе.
Абрам находился при царе во время победоносной Полтавской битвы со шведами. Ходил с ним в поход на Прут в 1711 году. Был в Яссах, общался с молдавским господарем Дмитрием Кантемиром, сидел со всеми за огромным «земляным столом Петра», устроенном на берегу Прута, близ молдавского села Симень. Тут отмечали годовщину победы под Полтавой и именины царя.
Бабушка поведала внуку о том, что ее старший брат – Юрий Алексеевич Пушкин был женат на Надежде Герасимовне Рахманиновой, которая приходилась прямым потомком молдавскому господарю Штефану III Великому. Сам Юрий Алексеевич в чине ротмистра в 1769-1771 годах находился под Хотином, Брэилой, Бухарестом, Силистрией, дослужился на юге до полковника. А вот их отец – Алексей Федорович Пушкин еще в 1737-1739 годах прапорщиком брал Хотин, но за раною вышел в отставку капитаном. Ранен был и дед – поручик Ростовского полка Федор Петрович Пушкин. Это было в 1711 году, в тот тяжелый поход на Прут. Но дед с честью вернулся в родные края.
Пушкины и Ганнибалы находились в родстве не только с известными европейскими правителями, но и с упомянутым уже молдавским господарем Штефаном чел Маре, молдавским господарем Дмитрием Кантемиром, валашским господарем Константином Брынковяну. Более того, в сентябре 1704 года в Яссах, в одной из господарских церквей, возможно, в храме Трех Иерархов, Абрам Ганнибал был впервые крещен племянником Константина Брынковяну.
И, наконец, самое удивительное – еще в первой половине XII века легендарный предок поэта – серб Ратша прошел из Петроварадина на Русь – в Киев, потом – в Новгород через Семиградье (Трансильванию), Траянов вал, через молдавские земли. И выходит, что род Пушкиных связан с нашим краем более 850 лет.
От первых впечатлений к глубокому знанию Бессарабии
В проекте предисловия к изданию поэмы «Цыганы» Пушкин писал: «Бессарабия, известная в самой глубокой древности, должна быть особенно любопытна для нас…»
Уже в конце 1814 года, когда поэту-лицеисту шел только 16-й год, когда он уже многое знал о Бессарабии, о русско-турецких войнах, о своих предках, он воспел царскосельский обелиск, воздвигнутый в честь победы над турками при реке Кагул в 1770 году:
В тени густой угрюмых сосен
Воздвигся памятник простой.
О, сколь он для тебя, кагульский брег, поносен!
И славен родине драгой!
Пройдет еще 7 лет, и молодой поэт сам побывает на поле Кагульской битвы у Вулкэнешть, живо будет обсуждать с подполковником И. П. Липранди ход сражений при реках Кагул, Ларга и пр. А потом заключит свои воспоминания в бессмертные строки стихотворения «Баратынскому (Из Бессарабии)»:
Сия пустынная страна
Священна для души поэта:
Она Державиным воспета
И славой русскою полна.
Еще доныне тень Назона
Дунайских ищет берегов;
Она летит на сладкий зов
Питомцев муз и Аполлона,
И с нею часто при луне
Брожу вдоль берега крутого…
В те дни, находясь в Измаиле, поэт задумал написать поэму о взятии этой крепости. Он исходил берега Дуная, все подступы к крепости, восхищался подвигом тех, кто брал ее в 1791 году. Он поклонился праху павших героев. Но эти события были уже воспеты Байроном в «Дон Жуане» – и Пушкин отказался от своего замысла.
Из поездки по югу Бессарабии Пушкин вывез законченное тогда же знаменитое послание «К Овидию», кланяясь бессмертным берегам:
Здесь, лирой северной пустыни оглашая,
Скитался я в те дни, как на брега Дуная
Великодушный грек свободу вызывал,
И ни единый друг мне в мире не внимал;
Но чуждые холмы, поля и рощи сонны,
И музы мирные мне были благосклонны.
Начальные строки этого отрывка из послания изначально были увековечены на памятнике Пушкину, открытому в Кишиневе одним из первых в мире – 26 мая 1885 года.
Пушкин широко воспевал наш край не только в послании «К Овидию», но и во многих стихотворениях («Приметы», «Виноград»), в романе в стихах «Евгений Онегин» и др. Запечатлел не только берега Дуная, Прута, но и речки Бык в Кишиневе.
Пушкин так взирал на реку Прут, на Буджак:
В степях зеленых Буджака,
Где Прут, заветная река,
Обходит русские владенья,
При бедном устье ручейка
Стоит безвестное селенье.
Семействами болгары тут
В беспечной дикости живут,
Храня родительские нравы,
Питаясь трудом,
И не заботятся о том,
Как ратоборствуют державы
И грозно правят их судьбой.
Но еще в сентябре 1820 года, в первые дни в Кишиневе, он с улыбкой писал в Петербург: «В лето 5 Липецкого потопа – мы, превосходный Рейн и жалобный Сверчок, на лужице города Кишинева, именуемой Быком, сидели и плакали, вспоминая тебя, Арзамас, ибо благородные гуси величественно барахтались пред нашими глазами в мутных водах упомянутой речки».
Пройдут годы и, работая над «Историей Петра», переводя «Записки бригадира Моро де Бразе», Пушкин не раз вспомнит реки Дунай, Днестр, Прут, а также Могилев, Рашков, Яссы, Флорешти, Фальцы, Бендеры, Браилов, место переправы Петра в 1711 году – Сороки. Например: «17 июня Петр переправился через Днестр близ Сороки на границах польской и молдавской; пока пекли хлеба, Петр писал сенату…»
В 1823 году из Одессы он напишет – «Я знаю город Кишинев», «О Кишиневе я вздохнул…».
В 1824 году в Михайловском вспомнит:
в «Цыганах»:
Давно, давно, когда Дунаю
Не угрожал еще москаль
(Вот видишь: я припоминаю,
Алеко, старую печаль) –
Тогда боялись мы султана;
А правил Буджаком паша
С высоких башен Аккермана…
в «Полтаве»:
В стране – где мельниц ряд крылатый
Оградой мирной обступил
Бендер пустынные раскаты,
Где бродят буйволы рогаты
Вокруг воинственных могил, –
Останки разоренной сени,
Три углубления в земле
И мхом поросшие ступени
Гласят о шведском короле…
В Бессарабии во времена Пушкина было 1000 селений и городов. И каждое десятое посетил, проехал опальный поэт.
Восхищаясь молдавскими песнями и преданиями
Уже 14 ноября 1820 года Пушкин в Кишиневе сочинил ставшую тут же знаменитой далеко за пределами Бессарабии «молдавскую песню» «Черная шаль».
Перед этим он записал перевод песни «Арде-мэ, фриже-мэ» («Режь меня, жги меня»), которую впервые услышит в доме Варфоломея в исполнении лэутар боярина. В 1824 году это сочинение как «Песню Земфиры» Пушкин включил в ныне всемирно известную поэму «Цыганы». А при работе над поэмой «Братья разбойники» он обратился к молдавской песне «Нас были три брата – мы вместе росли». В Кишиневе он услышал и записал переводы песен на убиение Тудора Владимиреску и на гибель Саввы Бимбаши. Он хранил переводы древних молдавских преданий о Дафне и Дабиже, о Гике.
Песенный край вдохновил Пушкина на создание своих шедевров. В доме Инзова он пережил небывалое вдохновение, широко известное ныне как «Бессарабская весна 1821 года». В марте-мае он сочинил, начал, задумал более 60 сочинений – закончил работу над поэмой «Кавказский пленник», написал поэму «Гавриилиада», начал работу над поэмами «Братья разбойники», «Бахчисарайский фонтан», «Влюбленный бес». А весной 1823 года поэт приступил в Кишиневе к созданию ныне известного романа в стихах «Евгений Онегин», который переведен уже на 100 языков народов мира. Весной 1824 года на молдавской земле, работая над поэмой «Цыганы», написал знаменитое «Письмо Татьяны к Онегину» для третьей главы романа.
21 марта 1821 года Пушкин писал из Кишинева к Н. И. Гнедичу:
В стране, где Юлией венчанный
И хитрым Августом изгнанный
Овидий мрачны дни влачил,
Где элегическую лиру
Глухому своему кумиру
Он малодушно посвятил,
Далече северной столицы
Забыл я вечный ваш туман,
И вольный глас моей цевницы
Тревожит сонных молдаван.
Вдохновение сопровождало поэта всюду – в городе Кишиневе, в его окрестностях, на холмах, виноградниках, у ручья, в роще, в садах, на реке Бык, на озере, в Бендерах, Тирасполе, Дубоссарах, Каменке, Могилеве, Варнице, Каушанах, на Днестре, в Аккермане, на Днестровском лимане, в Шабо, на Черном море, в Татарбунаре, Измаиле, Тучкове, на Дунае, в Болграде, на поле Кагульской битвы, на Пруте, у Траянова вала, в Леово, Гура-Галбеней, Скулянах…
Пушкин приехал в Кишинев 21 сентября 1820 года, а последний день его пребывания в этом городе – 27 марта 1824 года. За это период на молдавской земле написано, начато, задумано более 220 сочинений. Это четвертая часть из того, что поэт оставил всем нам как мировое наследие.
Отзвуки вдохновенных Бессарабских весен опального Пушкина отчасти – в Одесском периоде, отчасти – в Михайловской ссылке. Наиболее полно и неизмеримо выше они проявились в Болдинской осени 1830 года. Молдавией, Бессарабией, Кишиневом дышат и законченный в Болдине «Евгений Онегин», и зашифрованная его десятая глава, и «Повести Белкина» – «Выстрел», «Метель». Именно из Болдина поэт отписал к П. А. Плетневу 9 декабря 1830 года: «Скажу тебе (за тайну), что я в Болдине писал, как давно уже не писал…»
«Скоро оставляю благословенную Бессарабию…»
Еще 23 марта 1821 года, надеясь на быстрый конец Южной ссылки под видом командировки к Инзову, опальный Пушкин писал из Кишинева к А. А. Дельвигу: «Скоро оставляю благословенную Бессарабию – есть страны благословеннее…» Но поэт ошибался. Страны благословеннее Молдавии, он так и не нашел. И в 1833 году в черновой «Осени» он восклицал:
Ура!.. куда же плыть?.. какие берега
Теперь мы посетим: Кавказ ли колоссальный,
Иль опаленные Молдавии луга,
Иль скалы дикие Шотландии печальной,
Или Нормандии блестящие снега,
Или Швейцарии ландшафт пирамидальный…
В том же году, летом, в Петербурге, как писали друзья, Пушкин особенно был грустен, вспомнив Бессарабию: ««В это время плыла вниз по Неве лодка с большим обществом. Раздалось несколько аккордов гитары, и мягкий мужской голос запел “Черную шаль” Пушкина. Лишь только закончилась первая строфа, как Пушкин, лицо которого мне казалось гораздо бледнее обыкновенного, проговорил про себя: “С тех пор я не знаю спокойных ночей!” и, сказав нам коротко по-французски “Доброго вечера, господа!” исчез в зеленой темноте леса».
Бессарабия пребывала с ним с детства и до конца его дней. Даже будучи смертельно раненным на Черной речке, он вспоминал светлую кишиневскую дуэль с Зубовым, описанную им в повести «Выстрел».
Сколько тепла, веры, радости, сколько оптимизма в письме верному кишиневскому другу Н. А. Алексееву 26 декабря 1830 года: «Мой милый, как несправедливы – твои упреки моей забывчивости и лени! Из писем твоих вижу я, душа моя, что мои до тебя не доходят. Не знаю, кого винить, не смею никого винить; но я писал к тебе несколько раз или (чтоб не солгать) два раза – стихами и прозою, как бывало в старину. Ты пишешь, что ты постарел, мой вечно юный; желал бы посмотреть на твою лысину и морщины; вероятно, и ты не узнал бы меня: я оброс бакенбардами, остригся под гребешок – остепенился, обрюзг – но это еще ничего – я сговорен, душа моя, сговорен и женюсь! и непременно дам тебе знать, что такое женатая жизнь. Пиши мне, мой милый, о тех местах, где ты скучаешь, но которые сделались уже милы моему воображению, – о берегах Быка, о Кишиневе, о красавицах – вероятно, состарившихся – о Еврейке, которую так долго и так упорно таил ты от меня, своего черного друга – о Пульхерии, о Стамо, о Худобашеве, об Инзове, об Липранди, словом обо всех близких моему воспоминанию, женщинах и мужчинах, живых и мертвых. Пребывание мое в Бессарабии доселе не оставило никаких следов — ни поэтических, ни прозаических. Дай срок — надеюсь, что когда-нибудь ты увидишь, что ничто мною не забыто…».
Невероятно, но факт: многое из созданного поэтом в той или иной степени связано с Молдавией. Не вспоминая об этих краях, о происходивших тут событиях, об окружении поэта, вряд ли можно говорить полно и верно о «Воспоминаниях в Царском Селе», «Кавказском пленнике», «Гавриилиаде», «Братьях разбойниках», «Бахчисарайском фонтане», «Цыганах», «Полтаве», «Песнях западных славян», «Евгении Онегине», «Сказке о царе Салтане», «Кирджали», «Дубровском», «Повестях Белкина», «Капитанской дочке», «Истории Петра».
Как пронзительны воспоминания современника поэта о том, что в декабре 1836 года, «пробыв у Греча с полчаса, Пушки удалился. Греч сам проводил его в прихожую, где лакей Пушкина подал ему медвежью шубу и на ноги надел меховые сапоги. “Все словно бьет лихорадка, – говорил он, закутываясь, – все как-то везде холодно и не могу согреться; а порой вдруг невыносимо жарко. Нездоровится что-то в нашем медвежьем климате. Надо на юг, на юг!”»
Бессарабия и согревала и берегла Пушкина. Кто знает, может быть, именно тут, на молдавской земле, он мог мирно дожить до глубоких седин, обретя здесь и новое вдохновение, и счастье, и покой.
Виктор Кушниренко, пушкинист, специально для «Блокнот Молдова»
«Блокнот Молдова» предлагает подписаться на наш телеграм-канал https://t.me/bloknotmd
— все новости в одном месте.
На нашем любимом образовательном портале Uchi.ru стартовала бесплатная олимпиада по литературе для учеников 1–9 классов. Соревнование проходит в один тур при поддержке нацпроекта «Культура». Выполняя задания, вы сможете углубить знания в области литературы и фольклора; улучшить понимание системы литературных жанров; развить творческое мышление и логику. Принять участие в олимпиаде можно до 2 ноября включительно. Это состязание только для вас, с пользой проведите время!
Олимпиада по литературе на Учи.ру 2021 год, для 5 — 9 классов
Книжные памятники
Прочитай слова персонажей и выбери, как бы они звучали на современном языке, ь читается как «е».
Задания 5 класс
- — Стоящю же ему при краи моря и стрежаше обою пути, и пребысть всю нощь въ бдънии. Житие Александра Невского
Правильный ответ: Он стоял на берегу моря, наблюдая за обоими путями, и провёл всю ночь без сна. - — И нача слыти имя его по всъмь странамъ… Житие Александра Невского
Правильный ответ: И прославилось его имя во всех странах… - — Инии же, не въдуще, ркоша, яко Кий есть перевозникъ бысть… Повесть временных лет
Правильный ответ: Некоторые же, не зная, говорили, что Кий был перевозчиком… - — В льто 6544. Мъстиславъ изыиде на ловы и разболься и умре. Повесть временных лет
Правильный ответ: В 6544 году Мстислав отправился на охоту, разболелся и умер.
Задания 6 и 7 классов (всё 5 класса, плюс одно)
- — Тако же и князь Александръ — побъжая, а не побъдимъ. Житие Александра Невского
Правильный ответ: Князь Александр был непобедим.
Задание 8 и 9 классов (что и в предыдущих классах, плюс одно)
- — И ръша ему мужи смысленъи: «Не кушайся противу имъ, яко мало имаши вой». Повесть временных лет Правильный ответ: И сказали ему разумные мужи: «Не пытайся идти против них, потому что у тебя мало воинов».
Средства выразительности
- Антитеза — противопоставление.
- Гипербола — художественное преувеличение.
- Градация — постепенное нагнетание или ослабление смысловой и эмоциональной значимости слов.
- Ирония — иносказание, при котором за внешне положительной оценкой скрывается насмешка.
- Литота — художественное преуменьшение.
- Метафора — употребление слова или выражения в переносном значении, основанное на сходстве, сравнении, аналогии.
- Олицетворение — приписывание человеческих свойств неодушевлённому предмету, явлению или понятию.
- Сравнение — уподобление одного предмета или явления другому по какому-то общему для них признаку.
- Эпитет — красочное определение.
Какие средства художественной выразительности и фигуры речи использованы в отрывках? Выбери один вариант в каждом посте.
Задание 5 и 6 классов
- — Бурсаки вдруг преобразились: на них явились… шаровары шириною в Чёрное море, с тысячью складок и со сборами… H.В. Гоголь, «Тарас Бульба»
Ответ: гипербола - — Она и в пятьдесят лет была замечательная красавица. Но в молодости, восемнадцати лет, была прелестна: высокая, стройная, грациозная и величественная, именно величественная. Л.Н. Толстой, «После бала»
Ответ: эпитет - — Налево, как будто кто чиркнул по небу спичкой, мелькнула бледная, фосфористическая полоска и потухла. А.П. Чехов, «Степь»
Ответ: сравнение - — Что ищет он в стране далёкой? Что кинул он в краю родном?… Играют волны — ветер свищет, И мачта гнётся и скрыпит… М.Ю. Лермонтов, «Парус»
Ответ: антитеза
Задание 7 класса ( Л.Н. Толстой, «После бала», и новые)
- — Приводили обыкновенно новичка к дверям этой комнаты, нечаянно вталкивали его к медведю, двери запирались, и несчастную жертву оставляли наедине с косматым пустынником. Таковы были благородные увеселения русского барина! A.С. Пушкин, «Дубровский»
Ответ: ирония - — Тот имеет отличного повара, но, к сожалению, такой маленький рот, что больше двух кусочков никак не может пропустить… Н.В. Гоголь, «Невский проспект»
Ответ: литота - — Толстый только что пообедал на вокзале, и губы его, подёрнутые маслом, лоснились, как спелые вишни. A. П. Чехов, «Толстый и тонкий»
Ответ: сравнение - — Не жаль мне лет, растраченных напрасно, Не жаль души сиреневую цветь. В саду горит костёр рябины красной, Но никого не может он согреть. C. Есенин, «Отговорила роща золотая…»
Ответ: метафора
Задание 8 класса (А.П. Чехов, «Степь» и М.Ю. Лермонтов, «Парус», A.С. Пушкин, «Дубровский», плюс два новых)
- — Произошла такая бестолковщина: донос сел верхом на доносе, и пошли открываться такие дела, которых и солнце не видало, и даже такие, которых и не было. H.В. Гоголь, «Мертвые души»
Ответ: гипербола - — Не жаль мне лет, растраченных напрасно, Не жаль души сиреневую цветь. В саду горит костёр рябины красной, Но никого не может он согреть. C. Есенин, «Отговорила роща залотая…»
Ответ: метафора
9 класс ( A.С. Пушкин, «Дубровский», H.В. Гоголь, «Мертвые души», А.П. Чехов, «Степь», Л.Н. Толстой, «После бала», C. Есенин, «Отговорила роща залотая…»)
Правильные ответы в прошлых классах
Вечеринка писателей
Писатели играют в игру. Каждый называет собственное произведение, название которого начинается на последнюю букву предыдущего ответа. Чтобы выбрать произведение, нажми на него.
Задания для 5, 6, 7, 8 и 9 классов
- A. С. Пушкин — Медный всадник
- A. П. Чехов — Каштанка
- Л. Н. Толстой — Анна Каренина
- М. Ю. Лермонтов — Ашик-Кериб
- И. С. Тургенев — Бежин луг
- A. И. Куприн — Гранатовый браслет
- K. И. Чуковский — Телефон
- H. В. Гоголь — Нос
- И. А. Крылов — Свинья под дубом
Жанры
- Ода — торжественное стихотворение в честь значительного события или человека.
- Роман — большое произведение со сложным сюжетом.
- Мемуары — произведение в форме личных воспоминаний человека о событиях прошлого.
- Новелла — небольшое повествовательное произведение в прозе.
К каким жанрам может относиться произведение, о котором говорит персонаж? Выбери один или несколько ответов.
Задание 5, 6 и 7 классов
- Девушка: «Я появляюсь в небольшом прозаическом произведении». — Рассказ, Сказка, Новелла
- Богатырь: «Я появляюсь в произведении-сказании о моих подвигах». — Былина, Сказка
- Колдунья (ведьма): «Я появляюсь в произведении, где есть волшебные существа». — Сказка, Поэма, Стихотворение
- Свинья: «Я изображаю человека и какую-то черту его характера в нравоучительном рассказе или стихотворении». — Басня
Задание 8 и 9 классов (5, 6 класс, плюс один персонаж)
- Юноша: «Я герой прозаического произведения, которое написано в форме личных воспоминаний человека о событиях прошлого». — Мемуары
Писатели спрятались
Выбери среди слов фамилию писателя и название одного из его произведений. Название может состоять из двух и более слов.
Образец: Мы поехали в Пушкин. Маме и няне там нравится.
Ответ: Пушкин, Няня
Задание 5 класса
- Всё детство я коллекционировала наклейки и хранила их в толстой тетради .
Правильный ответ: Толстой «Детство» - Мой друг из Англии, Майкл Грин, нарисовал корабль и теперь раскрашивал паруса. Я принёс ему алые и голубые краски.
Правильный ответ: Грин «Алые паруса» - Здесь небезопасно: вблизи города больше нет волков и медведей, но напротив изумрудного берега живёт злой волшебник.
Правильный ответ: Волков «Волшебник Изумрудного города»
Задание 6 класса ( Толстой «Детство» и Грин «Алые паруса», два новых)
- Я застегнул шинель и вышел к озеру: у берега плавала птица, обыкновенный гоголь.
Правильный ответ: Гоголь «Шинель» - Папа смотрит футбол, болеет за чехов. Я читаю, в террариуме спит наш хамелеон. Моя сестра его очень боится.
Правильный ответ: Чехов «Хамелеон»
Задание 7 класса ( Гоголь «Шинель», много новых)
- Дочка Андрея не поехала в Пушкин. Она осталась дома и разбирала старый комод. Там были альбомы, книги, капитанская фуражка отца.
Правильный ответ: Пушкин «Капитанская дочка» - Мы проехали только пару маленьких лесков и большое озеро. Мне стало скучно, и я начала рисовать. «Ты левша?» — спросила Лена.
Правильный ответ: Лесков «Левша» - Олег оставил скрипку в футляре и пошёл в гостиную. Пятеро человек уже смотрели матч. Болели за чехов.
Правильный ответ: Чехов «Человек в футляре» - После бала я отправилась домой искать ту записку. Она нашлась в толстой тетради.
Правильный ответ: Толстой «После бала»
Задание 8 класса ( Гоголь «Шинель», Пушкин «Капитанская дочка», Лесков «Левша», Чехов «Человек в футляре», новые)
- Кажется, детство закончилось: я полюбила горький шоколад.
Правильный ответ: Горький «Детство»
Задание 9 класса (8 класс, плюс одно)
- После бала я отправилась домой искать ту записку. Она нашлась в толстой тетради.
Правильный ответ: Толстой «После бала»
Тайный автор
Тебе предстоит найти Тайного автора. Читай факты о писателях и убирай одного из них на каждом шаге, чтобы в конце остался Тайный автор.
Задание 5 и 6 классов
- Убери автора, который написал книги о Незнайке. — Н.Н. Носов
- Убери автора, на основе произведений которого были созданы мультфильмы студии Уолта Диснея. — X.К. Андерсен
- Убери автора, который в основном писал детские книги о природе и животных. — В.В. Бианки
- Убери автора, который стоял у истоков советской рекламы. — B. В. Маяковский
- Убери автора, который написал повесть о жизни детей во время Великой Отечественной войны. — B. А. Осеева
Задание 7, 8 и 9 классов (как и в предыдущих, плюс один автор)
- Убери автора, который был близким другом И. Бунина. — A. П. Чехов
Исторические книги
Сегодня ты будешь определять, какие книги являются историческими, а какие нет. При решении задачи помни:
В исторической литературе рассказывается о знаменательных событиях прошлого с участием реально существовавших людей.
Нажимай на книги и выбирай, какие являются историческими, а какие нет.
Задание 5 класса
- — A.С. Пушкин «Руслан и Людмила» Людмилу похищает злой колдун сразу после свадьбы. Её муж Руслан отправляется на поиски. У колдуна есть шапка-невидимка.
Правильный ответ: Нет, потому что шапки-невидимки не существует. - — B. Ян «Чингисхан» Чингисхан — полководец и основатель Монгольской империи, которая воевала с другой сильной страной.
Правильный ответ: Да, потому что Чингисхан действительно существовал. В книге описаны исторические события. - — П.П. Бажов «Медной горы хозяйка» Молодой парень встретил девушку, Хозяйку Медной горы, которая умела превращаться в ящерицу. Она очень помогла парню.
Правильный ответ: Нет, потому что человек не может превращаться в животное. - — М.Ю. Лермонтов «Бородино» Ветеран русской армии рассказывает о Бородинском сражении с наполеоновским войском.
Правильный ответ: Да, потому что в стихотворении идёт речь о реальной исторической битве. - — «Слово о полку Игореве» Древнерусский князь Игорь Святославич с войском идёт против половцев, проигрывает битву, попадает в плен, но вскоре освобождается и возвращается домой.
Правильный ответ: Да, потому что князь Игорь действительно существовал и сражался с половцами.
Задание 6 и 7 классов (5 класс остаются 2, 4, 5, новые)
- — «Илья Муромец и Соловей-разбойник» Богатырь Илья Муромец отправился воевать с Соловьём- разбойником. От свиста разбойника склоняются леса, осыпаются цветы, падают замертво люди.
Правильный ответ: Нет, потому что разбойника с такими способностями не могло существовать. - — В.Г. Распутин «Уроки французского» Школьник из бедной семьи играл на деньги, чтобы купить еды. Учительница решила помочь ему: она начала играть с ним и специально проигрывать. За это её уволили из школы.
Правильный ответ: Нет, потому что в книге описаны не исторически значимые события.
Рифмы
Выбери два слова на разных карточках так, чтобы они сложились в рифму.
Задание 5, 6, 7, 8 и 9 классов
- слон — вагон
- слива — ива
- капель — газель
- сигнал — канал
- журнал — пенал
- торты — коты
Собери героя
Задание 5 и 6 классов
- Выбери характеристики Пирогова, персонажа рассказа A.И. Куприна «Чудесный доктор».
Лицо — Умное, спокойное лицо с седыми бакенбардами
Род занятий — Врач
Характер — Милосердный, внимательный, неравнодушный к чужой беде
Задание 7, 8 и 9 классов
- Выбери характеристики Калиныча, персонажа рассказа И. С. Тургенева «Хорь и Калиныч».
Лицо — Добродушное кроткое лицо, голубые глаза, борода
Род занятий — Крестьянин
Характер — Открытый, весёлый, беззаботный, кроткий
Блогеры
Определи, о каких произведениях говорится в постах. Нажми на пост, чтобы прочесть его.
Задание 5 класса
- @push_kin
«Сказка о царе Салтане» Написал новую сказку! О том, на что способны пойти две сестры из зависти к третьей. Угадайте, как назвал! - @ne_krasov
«Дед Мазай и зайцы» Написал новое стихотворение! Об охотнике, который пожалел животных. Угадайте, как назвал!
Задание 6 класса (остался @ne_krasov с 5 класса)
- @lermont_off
«Бородино» Новое стихотворение! Посвящено одной очень эпичной битве. Много военной лексики, но вам понравится. Угадайте, как назвал!
Задание 7 класса
- @push_kin
«Руслан и Людмила» Я тут книгу написал! Волшебная история о похищении девушки с её собственной свадьбы и о том, как жених её искал. Угадайте, как назвал! - @gogol
«Чуб» Кому мистики? Я новую книгу написал! Есть в ней один персонаж… Богатый и упрямый казак. Хочет, чтобы всё было, как он сказал. Угадайте, как я его назвал!
Задание 8 класса
- @mayakoff_sky
«Хорошее отношение к лошадям» Написал стихотворение. Пронзительное. Пара неологизмов, звукопись. Оно о том, как человеческое участие и поддержка дают силы двигаться вперёд. Многим часто нет дела до беды другого существа. Угадайте, как назвал! - @iturgenev
«Ася» Новая книга готова! Пишу о девушке через призму чувств, которые она испытывает. О невзаимности и о том, что решения порой бывают запоздалыми. Угадайте, как назвал!
Задание 9 класса
- @push_kin
«Борис Годунов» Написал новую книгу! Это историческая драма о борьбе за русский престол, об угрызениях совести того, кто незаконно его получил. Одно из важных действующих лиц — народ. Угадайте, как я назвал драму! - @gogol
«Чуб» Кому мистики? Я новую книгу написал! Есть в ней один персонаж… Богатый и упрямый казак. Хочет, чтобы всё было, как он сказал. Угадайте, как я его назвал!
Сегодня на повторном процессе об убийстве Таир Рады (пересмотр дела Романа Задорова) выступила Шай Мика Ифрах, израильская «звезда «Инстаграма» и победительница седьмого сезона телешоу «Большой брат».
Эту свидетельницу обвинения в виде исключения ввели в зал через служебный вход, поскольку ей якобы «угрожают». Это вызвало раздражение у защитника Задорова Ярома Халеви, поскольку никаких свидетельств, подтверждающих угрозы в адрес Шай Мики со стороны кого бы то ни было, не имеется.
Эта свидетельница не выступала на первом процессе, хотя ее показания имелись у полицейских. Сегодня она рассказала, что училась классом старше и близко дружила с Таир Радой, что они были «словно сестры», вместе гуляли и танцевали, и их родителей тоже связывала дружба.
Относительно дня убийства Шай Мика рассказала, что отучилась пять уроков и встретила Таир, у которой была перемена перед шестым уроком. Таир сказала ей, что хочет прогулять шестой урок, и Шай Мика, у которой школьный день уже кончился, сидела с ней во дворе. Таир сказала: «Я вернусь через пару секунд». Ее долго не было, и через десять минут Шай Мика поднялась, чтобы пойти посмотреть, куда та делась. Она помнит, что в школе было очень тихо – на шестом уроке учились всего два класса, вокруг никого не было. И тут, по ее словам, она увидела проходящего мужчину. Тот нес что-то в руках, но что именно, она не разглядела, поскольку он был «в широком пальто». Мужчина, согласно ее показаниям, «имел русскую внешность» и «длинный нос», на голове у него была шапка, на нем – куртка с подкладкой («жакет шхавот»), и он был примерно на 15 лет старше их возраста.
По оценкам самой свидетельницы, она видела этого мужчину издалека, в профиль, «всего лишь долю секунды» и «краем глаза». Адвокат зачитал ее показания, сделанные в полиции через три дня после убийства. В них она сообщала, что свидетель был немолод, но пытался выглядеть молодым, был в хорошей физической форме, так как легко взобрался по ступенькам с тяжелой поклажей. В тех показаниях приводились даже мелкие детали – морщины вокруг рта, глубоко посаженные глаза, светлая щетина.
Яром Халеви усомнился в том, что за долю секунды и краем глаза можно углядеть такие детали. В ответ Шай Мика сказала, что девяносто процентов знакомых ей женщин способны с одного взгляда «изучить мужчину любого мужчину и запомнить подробности». Она также заметила, что у нее была и осталась до сих пор «фотографическая память».
К этому скептически отнеслись и судьи, осведомившиеся у свидетельницы, действительно ли она на таком расстоянии и за такое время сумела разглядеть и то, какая была шапка, и другие мелкие детали. Та ответила утвердительно.
В свое время Шай Мика не опознала Задорова как человека, которого она видела, сказав полицейским, что это был не он и что Задорова она вообще никогда не видела в школе. Сегодня Яром Халеви еще раз спросил, узнала ли она впоследствии в этом человеке Романа Задорова, когда его стали показывать по телевизору. Она ответила: «Нет».
На уточняющий вопрос судьи свидетельница сказала, что Задоров действительно «похож на того, кого она описала», но она «не считала правильным определять, точно ли это он и сажать человека за решетку».
По окончании показаний спустившаяся в зал Шай Мика повздорила с матерью убитой, Иланой Радой, которая назвала ее обманщицей и сказала, что та никогда не была подругой Таир и тем более «как будто сестрой».
Илана Рада рассказала журналистам, что ни в чем не обвиняет Шай Мику Ифрах, но та неоднократно солгала во время первоначальных показаний в полиции и впоследствии «сделала карьеру и пролезла в шоу «Большой брат» на этом деле и на утверждениях, что Таир была ей как сестра».
На этом же заседании давал показания свидетель обвинения Амийехуд Лейфер, судмедэксперт. Его свидетельство касалось вопроса о «кровавых следах», то есть отпечатков обуви с кровью. По мнению защиты, их мог оставить только убийца, так как кровь быстро сворачивается, а тело Таир Рады обнаружили через пять часов после убийства.
Амийехуд Лейфер рассказал, что это неправильный вывод и что кровь из тела «может вытекать и спустя много часов после убийства», например, когда к трупу приставляют измерительные линейки и приборы. Таким образом он поддержал версию прокуратуры, согласно которой кровавые следы мог оставить «неизвестный спасатель» спустя несколько часов после убийства, во время следственных действий. Это противоречит заключениям экспертов со стороны защиты, которые утверждают, что подобное возможно только в случае «существенной тряски трупа».
Яром Халеви зачитал показания сотрудников «скорой помощи», которые выносили тело. Согласно этим показаниям, незасохшей крови на месте происшествия не было, притом что труп перемещали, укладывали в полиэтилен и т. п. Медики засвидетельствовали, что на шее жертвы был большой разрез, и кровь из него не вытекала.