Пушкин любил ее больше всех она рассказывала ему сказки

Ответы на вопросы учебника литература 5 класс, 1 часть, коровина, страница 93-95а. пушкин нянеразмышляем о прочитанном1. к кому обращено стихотворение?

Ответы на вопросы учебника «Литература» 5 класс, 1 часть, Коровина, страница 93-95

А. Пушкин «Няне»

Размышляем о прочитанном

1. К кому обращено стихотворение? Каким чувством оно пронизано? В каких словах выражено отношение поэта к няне? Назовите их.

Это стихотворение обращено к няне поэта. Оно пронизано нежностью и любовью.

Отношение поэта к няне выражено в первых двух строках: Подруга дней моих суровых, голубка дряхлая моя.

2. Какими представляются автору стихотворения занятия, заботы и чувства няни?

Поэту кажется, что няня горюет, тоскует, грустит. Ей одиноко, она привычно вяжет спицами, но постоянно смотрит в ворота. Она ждёт и переживает, волнуется.

3. Как вы понимаете слова и выражения:

Подруга дней моих суровых. Няня всегда поддерживала поэта, даже в самые тяжелые для него минуты.

Давно, давно ты ждёшь меня. Поэт давно не был у няни.

Горюешь, будто на часах. Печалишься каждую минуту.

Глядишь в забытые вороты. Тревожно ждёшь, что поэт приедет.

Тоска, предчувствия, заботы, теснят твою всечасно грудь. У няни тяжело на душе, она боится за поэта.

4. Какие сравнения, эпитеты, метафоры передают впечатление о напряжённом ожидании няней своего питомца?

Эпитеты: наморщенных, забытые, чёрный, отдалённый.

Сравнения: будто на часах.

Метафоры: медлят спицы, теснят грудь.

Творческое задание

Подготовьте с одноклассниками беседу «Пушкин и няня».

Пример беседы с одноклассниками на тему «Пушкин и няня» для 5 класса

— Пушкин очень любил свою няню Арину Родионовну Яковлеву и посветил ей несколько стихотворений, в том числе и изученное на этом уроке.

— Это действительно так, ведь няня воспитывала поэта в детстве, рассказывала ему сказки, утешала в горе, радовалась его успехам.

— Няня была для поэта настоящим другом, поэтому он так нежно к ней относился.

— Даже став взрослым, поэт не забыл о няне и часто навещал её, по-прежнему с удовольствием слушая её сказки.

— В сказках няни Пушкин черпал вдохновение для своих собственных сочинений. Он запоминал особенности их звучания и использовал народный язык в сказках.

— Таким образом, няня оказала большое влияние на творчество великого поэта, за что мы все должны быть ей благодарны.

А. Пушкин «У лукоморья»

Размышляем о прочитанном

1. О каких чудесах, необыкновенных героях знаете вы из народных сказок? Приведите пример чудесных превращений героев.

Из народных сказок я знаю о многих необычных героях: Иване-царевиче, Емеле, Елене Прекрасной, Бабе-Яге, Кощее Бессмертном.

В народных сказках постоянно происходят чудеса и превращения. Лягушка становится царевной, волк оборачивается конём или Еленой Прекрасной, Емеля становится красавцем и ездит на печи.

2. Каково общее настроение этого отрывка?

Общее настроение возвышенное, поэт рассказывает про огромный волшебный мир, которым гордится. Но он не может удержаться от улыбки.

3. Какие картины возникают в вашем воображении, когда вы читаете: «там леший бродит… Кощей над златом чахнет»? Расскажите об этом.

Я представляю сказочный тёмный лес, полный странных следов и обитателей. Среди елей бродит леший, оборванный старичок с носом-веткой. Я вижу, как на берег моря выходят прекрасные витязи и отряхиваются, как кошки. Я вижу бой красавца королевича со старым злым царём, я вижу волшебника, поднявшего в небо богатыря, а тот размахивает мечом и крепко держится за бороду. И я вижу Кощея, скелет, который склонился над сундуком с золотом.

4. Какие народные и литературные сказки вспоминаете вы когда читаете пролог к поэме «Руслан и Людмила»? В каких строках сочетаются юмор и фантастика?

Я вспоминаю народные сказки «Баба-Яга», «Иван-царевич и серый волк».

Литературные: Пушкин «Руслан и Людмила», «Сказка о царе Салтане», Андерсен «Русалочка».

Юмор и фантастика сочетаются в строках: ступа бредёт сама собой, Кощей чахнет, русалка на ветвях и многих других.

Фонохрестоматия.

1. Вы прослушали пролог к поэме «Руслан и Людмила».

2. Есть ли в прослушанном вами прологе традиционные для народной сказки зачин и концовка? Найдите их в тексте, а затем ещё раз внимательно прослушайте. Как их читает актёр? Меняется ли интонация актёра? Если да, то попробуйте объяснить причину этих изменений.

Первые шесть строк пролога является классическим зачином, в котором автор знакомит нас с местом действия.

Последние четыре строчки классическая концовка, где автор пьёт мёд и слушает сказки кота.

Зачин и концовку актёр сознательно выделяет интонацией. Он их читает возвышенно, но спокойно. Он словно подготавливает слушателя, читая зачин, и успокаивает эмоции, читая концовку.

А вот когда он читает основную часть пролога, он добавляет в голос восхищение красотами и чудесами, говорит проникновенно, доверительно, местами улыбаясь.

3. Подготовьте выразительное чтение пролога, постарайтесь при этом передать таинственную, волшебную атмосферу зачина, широту и величие панорамы сказочного пространства, мягкий юмор концовки.

Читаем проникновенно, доверительно. Добавляем улыбку в смешные строки, например, про русалку или ступу.

AVvXsEivy6xqQa4d6JWihBwVq6dTCZw49yaCEGfw7Uyp34rPgdFl9LhmWGwbJEbVfIDNWjb8uEO76brgigIZoNuWqRa9iWTKU6PRIZKr6FP0PHvj9fTFZU3zY7 EhNWO6tGjIAbDzcd9nub8jIv2T3b66ltShUTu7G11MDsBkAkfZPMwzsqoW1c Kz BMGmTQ=w400 h266

На чтение 19 мин. Опубликовано

(51)

ПУШКИН Александр Сергеевич (1799-1837). Александр Сергеевич Пушкин — поэт, прозаик, драматург. Родился в Москве, в дворянской семье. Отец- офицер в отставке, мать — внучка знаменитого «арапа Петра Великого» Ганнибала. Мальчика воспитывали бабушка и няня Арина Родионовна. Няня рассказывала ему сказки, пела народные песни. В 12 лет Пушкин поступил в Лицей в Царском Селе под Петербургом. Окончив Лицей, Пушкин посвятил себя литературе. Первой его изданной книгой стала поэма «Руслан и Людмила». В 1820 году за вольнолюбивые стихи Пушкина по приказу царя Александра I выслали на юг России. Там он написал поэмы «Кавказский пленник», «Бахчисарайский фонтан», «Цыганы», стихотворения «Ночь», «Демон», «К морю». Затем поэта сослали в псковское имение его родителей — село Михайповское. Там Пушкин жил замкнуто, слушал сказки няни Арины Родионовны, читал ей свои новые стихи: «19 октября», «Зимний вечер», «Няне» И другие. В Михайловском он создал трагедию «Борис Годунов», почти закончил роман в стихах «Евгений Онегин». Вернувшись из ссылки, Пушкин написал повесть «Капитанская дочка», поэмы «Полтава», «Медный всадник», «Сказку о царе Салтане … », «Сказку о рыбаке и рыбке» и множество стихов. 27 января 1837 года, защищая честь жены, Пушкин дрался на дуэли близ Петербурга и был смертельно ранен. Через двое суток (29 января) он умер.

image

Рассказать о Пушкине дошкольнику и просто и трудно. Просто – потому, что об этом великом поэте написано много книг и его жизнь хорошо известна. Трудно – потому, что современному дошкольнику надо рассказать так, чтобы увлечь его жизнью и творчеством этого великого человека.  Надеемся, что не большая подборка материала по данной теме поможет Вашему малышу увлечься Пушкиным с детства! Родителям рекомендуется: начать знакомство с поэтом рассказом о его детстве; чтением произведений: “Сказка о рыбаке и рыбке”, отрывок из поэмы «Руслан и Людмила» – «У Лукоморья дуб зеленый….», отрывок «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди» – «Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет….»; разъяснением значения устаревших и непонятных слов для дошкольника в произведениях Пушкина; побывать с ребенком в местах в Москве, связанных с именем Пушкина. Любимый сказочник в детстве 26 мая на одной из окраинных улочек Москвы у майора Сергея Львовича Пушкина Бабушка Александра – Мария Алексеевна и няня Арина Родионовна рассказывали ему сказки, познакомили с добрыми волшебниками и злыми колдуньями, с прекрасным миром поэтического народного вымысла. К Арине Родионовне поэт испытывал истинное родственное чувство, любил и уважал ее, заботился о ее здоровье, называл ее «мамой». Долгими зимними вечерами он слушал сказки, которых Арина Родионовна знала великое множество и мастерски их рассказывала. Позднее со слов няни поэт записал семь сказок и несколько песен, Няне он посвятил стихотворение «Зимний вечер». Игра «Доскажи словечко». Темной ночки Елисей Дождался в тоске своей. Только месяц показался, Он за ним с мольбой погнался. “Месяц, месяц, мой дружок, Позолоченный ….. (рожок) Свет мой, зеркальце! Скажи, Да всю правду доложи: Я ль на свете всех милее, Всех ….. (румяней и белее?) Днем свет божий затмевает, Ночью землю освещает, Месяц под косой блестит, А во лбу ….. (звезда горит.) Игра «Кто такой?» – герои в сказках Пушкина Витязь – отважный воин Леший – хранитель и хозяин леса Колдун – это человек, который имеет мистические способности Богатырь – герой, совершающий воинские подвиги Кощей – злой старик, обладатель сокровищ и тайны долголетия Игра «Объясни слово» лукоморье (морской залив) супостат (враг) явства (еда, пища) сенная девушка (служанка) толоконный лоб (глупый человек) душегрейка (теплая кофта без рукавов) перст (палец) оброк (деньги, по Пушкину) горница (комната) полба (каша из пшеницы) Чернавка (служанка) чупрун (чуб) град (город) соболья душегрейка (кофта без рукавов) Именем великого поэта в Москве названы: Одна из центральных площадей столицы ….. Станция метрополитена …… Музей изобразительных искусств ……… Московский драматический театр …… Посмотрите мультфильмы с детьми и побеседуйте об увиденном “Сказка о рыбаке и рыбке” здесь >>> “У Лукоморья дуб зеленый …”здесь >>> “Сказка о золотом петушке” здесь >>> “Сказка о царе Салтане” здесь >>>

Здравствуйте, друзья, на связи Георгий Кесов. Сегодня я хочу перечислить самые интересные факты о Пушкине (для детей и не только).

Я уже упоминал Александра Сергеевича, когда составлял подборку лучших книг русских писателей. Но всё внимание тогда было сосредоточено на произведении «Евгений Онегин», нежели на его создателе. Так что время исправить эту ситуацию!

Также в дополнение к этой записи рекомендую ознакомиться с интересными фактами о Гоголе, которые никто не знает.

Итак, что будет в статье: я перечислил интересные факты о Александре Сергеевиче Пушкине — они затрагивают как личную жизнь, так и творчество автора.

Всего вышло 30 фактов. Благодаря им вы узнаете, какой интересной личностью был Пушкин.

А теперь приступим!

Интересные факты из жизни Пушкина: Топ-30

1 — Александр Сергеевич Пушкин прожил всего тридцать семь лет. Он умер примерно за 4 месяца до своего 38-летия.

2 — Александр Сергеевич является основателем русского литературного языка. Также благодаря ему в русском языке появились такие слова, как: «жилет», «фрак», «панталоны» и многие другие.

3 — Интересные факты о Пушкине для детей: первая дуэль поэта чуть не произошла ещё когда он был лицеистом. Ему было семнадцать лет и соперником должен был быть его дядя. Однако дуэль отменили.

4 — Многие писатели XIX века с увлечением отзывались о творчестве Пушкина. Например, Иван Сергеевич Тургенев предлагал в случае возникновения меланхолии читать вслух не менее десяти стихотворений Александра Сергеевича. А французский писатель Проспе́р Мериме́ считал Пушкина величайшим поэтом мира.

5 — Пушкин был заядлым картёжником и нередко оказывался в долгах. Однако здесь была и положительная сторона: долги мотивировали его работать быстрее. Получается, что многие интересные факты о жизни Пушкина и его творчестве возникли благодаря азартным играм.

6 — Из-за своей вспыльчивости Пушкин много раз оказывался на дуэлях. За всю жизнь он участвовал в двадцати одной дуэли.

Читайте также:  Как найти книгу по сюжету не зная названия

7 — Рост поэта составлял 166 сантиметров.

8 — Нельзя перечислить интересные факты о Александре Сергеевиче Пушкине, не упомянув этот: его называют «своим» поэтом не только русские, но и эфиопы. А всё потому, что его прадедушка Абрам Ганнибал был уроженцем Эфиопии.

9 — Поэму «Граф Нулин» Пушкин написал всего за 2 дня. Причина такой продуктивности была указана в одном из предыдущих фактов: ему надо было срочно погасить долги.

10 — Некоторые интересные факты из жизни Пушкина являются ещё и удивительными. Например, это он создал женское имя Наина. Так зовут персонажа известной поэмы «Руслан и Людмила».

11 — 1 марта 1981 года астероиду главного пояса, открытому советским астрономом, дали название «(2208) Пушкин».

12 — Александр Сергеевич любил подшучивать над приятелями. И даже его хорошему другу и однокурснику Вильгельму Кюхельбекеру в этом плане нередко доставалось. Как-то раз поэт настолько взбесил Вильгельма, что тот вызвал его на дуэль. Пушкин принял вызов, но, к счастью, до крови не дошло: в последний момент они смогли помириться.

13 — Нельзя перечислить интересные факты о Пушкине для детей, не упомянув этот момент: те, кто хорошо знал Александра Сергеевича, рассказывали, что в душе́ он сам был ребёнком.

14 — Несмотря на то что Александр Сергеевич был метким стрелком, ему не приходилось пускать пистолет в ход вплоть до последних дней жизни. Единственный человек, в которого он выстрелил, был Жорж Шарль Данте́с — французский офицер. Это произошло на дуэли: Жорж выстрелил первым и смертельно ранил Пушкина. Но тот смог выстрелить в ответ и также попал в соперника.

15 — Из-за участия в дуэли с Пушкиным (в то время дуэль уже была запрещена законом), Дантес был лишён всех званий и выслан заграницу. Однако это не помешало ему стать известным политическим деятелем во Франции и дожить до глубокой старости.

Читайте также:  Интересные факты о Достоевском, которые никто не знает

16 — Накануне последней дуэли Пушкин задал жене вопрос: «По ком ты будешь плакать»? На что та сказала: «По том, кто будет убит».

17 — После кончины Пушкина, император Николай I погасил все задолженности поэта, коих было немало.

18 — А вот ещё интересные факты о детстве Пушкина: он говорил, что помнит себя с 4 лет. И в этом возрасте он почти погиб под копытами коня российского императора Александра I. К счастью, император успел придержать жеребца.

19 — Во время учёбы лицеисты дали Пушкину прозвище «Француз». А всё потому, что он очень любил французскую литературу.

20 — Наталья Гончарова (жена Пушкина) была выше мужа на десять сантиметров. Чтобы это не бросалось в глаза, поэту приходилось на светских мероприятиях не подходить близко к жене.

21 — Интересные факты о Пушкине, о которых мало кто знает: Александр Сергеевич умел неплохо рисовать. Зачастую он дополнял рукописи иллюстрациями.

22 — Несмотря на широкую известность, поэт никогда не был богат. А всё из-за многочисленных долгов: заработанных творчеством денег просто не хватало, чтобы погасить все долги.

23 — Пушкин был явно не лучшим учеником Царскосельского лицея: по успеваемости он занимал 26 место из 29.

24 — Наверное, самое известное произведение Пушкина — «Евгений Онегин». На его создание у поэта ушло семь лет.

25 — Поэт учился в лицее в городе «Царское Село». Позже название было изменено на «Детское Село», а 9 февраля 1937 года город получил название «Пушкин».

Читайте также:  Известные писатели России: Топ-15

26 — Александр Сергеевич смог поступить в лицей благодаря тому, что его дядя был знаком с известным государственным деятелем того времени — Михаилом Сперанским.

27 — А вот ещё интересные факты о Пушкине, о которых мало кто знает: Александр Сергеевич был не только поэтом, он также был прозаиком, драматургом, критиком и теоретиком литературы, а также историком и публицистом.

28 — Хоть Пушкин и не был красавцем, но он всегда пользовался успехом среди женщин. Его брат не понимал, как при низком росте и невзрачной внешности поэту удавалось привлекать внимание прекрасного пола.

29 — В период ухаживаний за будущей женой Натальей Гончаровой, поэт часто говорил товарищам: «Я восхищен, я очарован, короче – я огончарован!».

30 — Александр Сергеевич предпочитал надевать шляпу-цилиндр потому, что так он казался выше.

Итак, теперь вы знаете интересные факты из жизни Пушкина!

А хотите, чтобы миллионы читателей искали увлекательные факты о вашей жизни? Тогда пройдите тест: «Кто ты из писателей». Благодаря ему вы узнаете, на кого из известных литераторов вам сто́ит равняться, чтобы добиться успеха в писательстве!

На этом всё, с вами был Георгий Кесов!

Надеюсь, что вам понравились интересные факты о Пушкине, о которых мало кто знает.

Чтобы не потерять статью, сделайте репост в соц. сети! А также подписывайтесь на сообщество «Академия Писателей» ВКонтакте.

До новых встреч!

Содержание:

Биография Пушкина для начальных классов кратко

В 

Александр Сергеевич Пушкин – великий русский поэт и писатель. Он написал большое количество стихотворений, поэм, повестей и т. д.

В 

В честь Пушкина построено множество памятников. Его именем названы улицы и площади во многих городах нашей страны. Россия по праву гордится этим знаменитым человеком.

В 

↑ Детские годы

В 

А. С. Пушкин родился в 1799 г. в Москве. Его предком был знаменитый “арап Петра Великого” – Ганнибал. Поэтому мальчик был смуглым и кучерявым.

В 

Родители Пушкина были высокообразованными культурными людьми. Они стремились дать сыну самое лучшее образование и воспитание.

В 

Александр Пушкин в детстве фото

В 

Маленький Саша уже в детстве свободно говорил на французском языке. На всю жизнь его лучшей подругой стал няня – Арина Родионовна. Она познакомила мальчика с богатым миром русских народных сказок и преданий.В 

↑ Лицейские годы

В 

С 1811 по 1817 гг. Пушкин учился в Царскосельском лицее. Это было лучшее в то время учебное заведение. Для обучения лицеистов были приглашены самые известные преподаватели. У юного Александра быстро обнаружился поэтический талант. Он очень много читал и писал.

Александр Пушкин фото

В 

Мальчик не любил точные науки: математику, геометрию. В Лицее у Пушкина появилось множество друзей. С большинством из них он поддерживал теплые отношения на протяжении всей жизни.

В 

↑ Ссылка

В 

Окончив Лицей, Пушкин твердо решил стать поэтом. Он не хотел служить ни чиновником, ни военным. Из-под пера Александра Сергеевича постоянно выходят новые произведения. Романтически настроенный поэт воспевал идеалы добра и справедливости. Это не нравилось царской цензуре. Часто стихотворения Пушкина запрещали печатать.

В 

В 1820 г. смелого поэта приговорили к ссылке на юг Российской империи. Сначала его определили на службу в Кишинев, а в 1823 г. он перевелся в Одессу. Пушкин ненавидел свою работу мелкого чиновника. Он с пренебрежением относился к своим обязанностям и продолжал писать стихотворения. В этот период великий поэт создал множество произведений, посвященных свободе и вольности. Пушкин вызывал неудовольствие у начальства. Генерал-губернатор потребовал его перевода.

Александр Сергеевич, ссылка в селе Михайловское фото

В 

В 1824 г. Александра Сергеевича сослали в “домашнюю” ссылку в село Михайловское. Поэт очень сильно скучал в деревне. Единственной радостью Пушкина была верная няня. Иногда к нему приезжали самые преданные друзья. В 1825 г. произошло восстание декабристов. Среди восставших было много приятелей Пушкина. Он тяжело переживал их поражение. В 1826 г. новый император Николай I простил поэта и освободил его из ссылки.В 

В 

↑ Зрелые годы

В 

Пушкин вновь получил возможность приезжать в Москву и Петербург. Но он не любил высшее общество. К тому же у поэта уже была скандальная слава. Перед ним были закрыты двери многих домов.

В 

Пушкин и Гончарова фото

В 

В 1830 г. Пушкин впервые приехал в деревню Болдино, которую ему подарил отец. Там он почувствовал огромный прилив вдохновения и написал большое количество знаменитых произведений: “Бесы”, поэма “Цыганы”, повести Белкина. В этом же году Александр Сергеевич женился на Наталье Гончаровой. Став главой семьи, Пушкин начал работать еще больше.

В 

↑ Смерть на дуэли

В 

В феврале 1837 г. Пушкин поссорился с французом Дантесом. В то время дворяне выяснили отношения только на дуэлях. Во время поединка Дантес смертельно ранил великого поэта. Пушкин прожил в мучениях еще три дня. Все это время перед домом поэта стояла большая толпа народа, переживающая за его судьбу. Пушкин скончался 10 февраля 1837 г.В 

В 

Дуэль Пушкина и Дантеса фото

↑ Заключение

В 

А. С. Пушкин внес огромный вклад в русскую литературу. Он мог бы сделать значительно больше. Трагическая смерть на дуэли слишком рано оборвала его жизнь. Граждане России должны с огромным уважением относиться к памяти своего великого поэта.

  • Home /
  • Расскажите детям о А.С. Пушкине /
  • Записи /
  • Консультации и рекомендации /
  • Расскажите детям о А.С. Пушкине

05.06.2020

6 июня наша страна отмечает 221-ю годовщину со дня рождения великого русского поэта и писателя Александра Сергеевича Пушкина.

А.С. Пушкин — автор всем известных и любимых сказок. Не одно поколение детей выросло на сказках Пушкина, его творчество, ставшее неотъемлемой частью нашей культуры, сопровождает нас на протяжении всей жизни.

Сказки Пушкина написаны в живой и легко воспринимаемой стихотворной форме, созвучной народным напевам и сказаниям. Фольклор вдохновил поэта и обогатил его творчество красочными образами и сюжетами. «Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма, – писал Пушкин под впечатлением от рассказов своей няни Арины Родионовны, донесшей до него великолепие и мудрость народного творчества. – Что за роскошь, что за смысл, какой толк в каждой поговорке нашей! Что за золото!»

Сказочный мир Пушкина наполнен героями, созданными под влиянием фольклора, такими как царь Салтан, царевна Лебедь, кот ученый, богатыри, Балда, также здесь присутствуют исконно славянские мифологические персонажи — Кощей и Баба Яга с Избушкой на курьих ножках.

Как провести этот день с дошкольником? 

1. Немного биографии

Александра Сергеевича  знают не только в нашей стране. Он известен всему миру. Конечно, сначала был просто маленький Саша Пушкин. Родился он очень давно – 6 июня 1799 года. В то время ещё не жили ни вы, ребята, ни я, не было на свете даже моей бабушки. Саша жил в большой семье. У него были старшая сестра и два младших брата. А ещё у Саши была няня Арина Родионовна. В доме у них было очень много книг. Отец Саши очень любил читать и писал стихи. Саша тоже начал писать стихи очень рано – в три года.

Но мы с вами знаем, что Александр Сергеевич Пушкин писал не только стихи. Он написал ещё и сказки. Сказки он любил с детства Арина Родионовна знала много сказок и очень хорошо их рассказывала. Арина Родионовна брала в руки вязанье, садилась, и начиналась сказка… Эти сказки маленький Саша мог слушать подолгу. Но когда он вырос, он не забыл свою няню, он написал о ней стихотворение «Буря мглою небо кроет…» и, когда приезжал домой, обязательно слушал сказки и рассказы своей старенькой няни.

Когда Саше исполнилось 11 лет, его привезли учиться в Царское Село, в Лицей – школу для мальчиков. Здесь он проучился шесть лет,встретил своих будущих друзей: Ивана Пущина, Антона Дельвига. В Царском Селе Пушкин начал писать свои настоящие стихи (можно продемонстрировать рисунок : Пушкин читает стихи своим друзьям). Пушкин любил рисовать и часто рядом со стихами он рисовал пером.

Прошло много лет с того времени, когда жил великий поэт. Но его стихи не забыты. Его помнят и любят не только в нашей стране, но и во всём мире. Его именем названы город, станция метро, улицы, площади. В Казани, в самом центре города стоит памятник поэту. Создан музей Пушкина.

Каждый год печатаются новые книги с его стихами, сказками. Но есть одна старая книга, которая хранится в музее. Учитель- Онегин Д. С. – прислал с фронта своим дочерям письмо и книгу со стихами Пушкина. Он думал, что погибнет на войне, не вернётся домой. В письме он написал, чтобы дочери хранили эту книгу, раненую в бою. Но он вернулся, много лет хранил эту книгу, а потом передал её в музей.

2. Посмотрите этот замечательный мультфильм в котором говорится о Великом поэте простыми, понятными любому ребёнку словами.

https://yadi.sk/i/ET5mbxBJpoSMog

3. С какого возраста  нужно читать детям Пушкина?

В соответствии с Примерной общеобразовательной программой дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой знакомство со сказками Пушкина начинается уже в 1 младшей группе (дети от 2 до 3 лет). Воспитатель читает отрывок из «Сказки о царе Салтане»

Конечно, педагог не сообщает детям автора и название сказки, а привлекает внимание малышей к кораблику с парусами, пущенному по воде. Предлагает всем подуть, посмотреть, как побежит кораблик на раздутых парусах. Вот так в игровой форме начинается знакомство с волшебными сказками великого поэта.

Во второй младшей группе (дети от 3 до 4 лет) воспитатель знакомит детей с отрывками из «Сказки о мёртвой царевне и семи богатырях».

Образы солнышка, ветра, месяца дотупны и понятны детям этого возраста. Иллюстрации в книгах прекрасно дополняют чтение отрывков. Конечно, воспитатель вправе сам решать сообщать ли дошкольникам автора данных строк или нет. Я считаю, что уже в младшей группе дети вполне могут запомнить фамилию Пушкин.

В средней группе (дети от 4 до 5 лет) предагается заучивание отрывка из «Сказки о мертвой царевне и семи богатырях»- «Ветер, ветер, ты могуч!». Работа над поэтическим прозведением включает в себя всегда предварительную работу- знакомство с новыми словами, объяснения их смысла, чтобы не отвлекаться на это во время чтения. Детям необходимо сообщить имя, отчество и фамилию поэта, показать портрет. Предложить вспомнить стихотворение про ветер, которое они уже читали ранее. Если дети затрудняются, педагог читает. Здесь снова на помощь приходят иллюстрации.

Почему объяснение новых слов так важно в работе над сказками Пушкина? Дело в том, что в них содержится столько архаизмов, т. е. слов, вышедших из употребления, что дошкольнику будет очень трудно понять смысл целой фразы. Следует привести примеры архаизмов: ланиты (щеки, выя (шея, длань (ладонь, внемлить (слушать).

Сказки Пушкина нужно читать очень внимательно, а не вырывать какие-то места для запоминания.

Так в старшей группе знакомство со сказками продолжается чтением «Сказки о царе Салтане,сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди». Сказка достаточно большая по объему, поэтому прочитать за один раз не получится. Значит, это будет чтение с продолжением. Здесь можно использовать прием-запомнить место, на котором остановились, а в следующий раз предложить вспомнить. 

В подготовительной к школе группе детям читают «Сказку о мертвой царевне и семи богатырях».

4. А теперь можно и повтворить.

Рисуйте, делайте поделки, аппликацию. Здесь Вас никто не ограничивает. Дайте полёт фантазии.

Ника торопилась, сегодня четверг — день Петра Васильевича, поэтому закончить дела надо быстрее. Вторник и четверг были самыми любимыми днями рабочей недели девушки, будь ее воля, она бы ходила к пожилому мужчине каждый день даже бесплатно. Непонятная сила влекла ее в маленькую, заставленную книжными шкафами, квартирку, Вероника и сама не могла объяснить, почему ей там спокойно, почему с таким сожалением она захлопывает за собой дверь. Она и работу-то терпела ради этих нескольких часов в неделю, когда приходила в дом к пожилому ученому.

Подарок покойника

2 января отмечается День научной фантастики

То, что Петр Васильевич был ученым, Ника сразу догадалась, но так и не поняла, в какой именно области. По его библиотеке узнать было сложно, каких только книг там не было: и по медицине, и философские труды, и какие-то умные книжки с математическими расчетами. А еще в ней было много художественной литературы, мужчина любил читать хорошую классику.

На вопросы Ники о своем прошлом Петр Васильевич отвечал уклончиво, говорил лишь, что все это давно позади, а в настоящем, он – немощный старик, а она прекрасная девушка, которая тратит свою молодость на ухаживание за ним. Она возражала, что работа ей нравится, а он – самый лучший ее опекаемый.

— Вы не представляете, какие бывают старики. Вот сегодня отнесла заказ Маргарите Наумовне, она просила селедки, так я выбирала на рынке, но все равно не понравилась. Кричала, стала этой селедкой в меня тыкать.

— Как в Ваньку Жукова, — рассмеялся Петр Васильевич.

Ника смутилась, из всех Жуковых она знала только певца.

— Учиться тебе надо, — грустно говорил Петр Васильевич, понимая, что слова эти он произносит больше для себя, никуда Ника учиться не пойдет. – А почему ты стала соцработником?

— Не знаю, как-то само вышло. Маму я не помню свою, нет, она жива, наверное, но я ничего о ней не знаю, она уехала давно, мне четыре года было. Я с бабушкой росла, а когда она умерла, пусто в душе стало, а на работе это чувство проходит.

— Замуж бы тебе выйти, детишек нарожать.

— Да кто меня возьмет, не красавица. – В голосе Ники звучало отчаяние, девушка и правда, была какой-то нескладной, словно собирали ее из крупных частей, а подогнать друг под друга поленились. Слишком тонкая шея соседствовала с очень широкими плечами, длинные руки с мужскими, грубыми ладонями и такие же длинные полные ноги, крепко стоящие устойчивыми столбами на земле – в ней всего было чересчур, даже огромные глаза не красили девушку, казалось, она все время чему-то удивляется.

— Но ведь это можно исправить…

— Как? На операцию денег нет, да и вряд ли мне она поможет.

— Можно, хотя… — Петр Васильевич вдруг осекся, — иди-ка лучше домой сегодня, в четверг поговорим.

Ника не стала спорить, в четверг так в четверг. А в четверг она узнала, что Петра Васильевича больше нет, он скончался за несколько часов до ее прихода.

— Вчера еще все хорошо было, — рассказывала Нике Ольга, соседка Петра Васильевича по лестничной площадке, — я ему булочку купила и пакет сливок к кофе. Он говорил, что ничего не надо, мол, завтра ты придешь, все необходимое купишь. А сегодня в шесть утра звонок от него, у меня же ключи были, пришла, а он уже еле говорит. Когда «скорая» приехала, он умер. Вот, перед смертью велел тебе передать, — женщина протянула Веронике небольшой пакет.

— Мне?

— Да, тебе, я не могла перепутать.

Дома Ника раскрыла пакет, в нем была небольшая запечатанная коробочка и письмо, написанное Петром Васильевичем.

«Дорогая Ника, если ты читаешь это письмо, значит, меня уже нет в живых. Я знаю, что это случится очень скоро, поэтому спешу все подготовить. Ты всегда интересовалась, чем я когда-то занимался, перед тобой в коробке – одно из моих изобретений. Это облучатель, не буду тебе писать о частоте волн и прочих характеристиках, в них ты никогда не разберешься, скажу лишь, что об этом моем изобретении знаю только я, теперь еще и ты. Я понимал, как оно изменит мир, поэтому столько лет держал свое открытие втайне. Если совсем просто – этот прибор повышает привлекательность человека, позволяет ему управлять волей других людей. Достаточно трех небольших сеансов, чтобы покорить мир. Я прошел два, когда понял, с чем имею дело. Мне признавались в любви незнакомые женщины, они преследовали меня, а моя жена все это терпела, из-за страха меня потерять. Бедная, несчастная женщина, ее покорность вызывала у меня отвращение. Коллеги перестали оппонировать, соглашаясь со всеми моими заявлениями, даже самыми бредовыми. Именно тогда я понял, управлять волей других – большое зло. Мне пришлось переехать в другой город, начать все сначала — я пошел работать в школу, а потом вышел на пенсию. Прибор действует даже теперь, я вижу, как ко мне относятся соседки, вижу, что ты с трудом покидаешь мою квартиру.

Я хотел уничтожить его, но никак не мог решиться, так и доживаю свой век, борясь с искушением. После нашего разговора я вдруг подумал – почему я все решаю за других, я дам тебе шанс, а ты сама должна взять ответственность за свое решение. Помни, прибор можно включить только на пару минут, я облучался два раза по пять, это была фатальная ошибка. Две минуты добавят тебе привлекательности, но умоляю, сначала хорошенько подумай.

Пришла пора прощаться, я хочу пожелать тебе счастья, у тебя очень красивая душа, милая Ника».

Коробочка никак не хотела открываться, девушке мешали слезы. Наконец она справилась и извлекла небольшой шарик с крошечной линзой. Нашла таймер и включила прибор на пять минут…

источник

Этап урока

Ход урока

1.Организационное
начало урока.

1.1
Приветствие

1.2
Проверка рабочего места

1.3
Мотивация к учебной деятельности

У: Добрый
день, ребята! Меня зовут Анастасия Станиславовна, и сегодня урок
литературного чтения проведу у вас я. Проверьте, все ли у вас готово к уроку.
На столе должны лежать учебники чтения, пенал, дневник.

У: Я рада
видеть ваши лица, ваши улыбки. Я думаю, что этот день принесет вам радость
общения друг с другом. Сядьте удобно, закройте глаза и повторяйте за мной: «
Я в школе, я на уроке. Я радуюсь этому. Внимание мое растет. Я как разведчик,
все замечу. Память моя крепка. Голова мыслит ясно. Я хочу учиться. Я готов к
работе. Я работаю»

2.
Актуализация знаний.

У:
Ребята,
послушайте внимательно  стихотворение и попробуйте назвать автора.

Прослушивания
стихотворение А.С. Пушкина «Зимний вечер»

У:
Поднимите
руку те, кто догадался чьё это стихотворение?

Д:
А.С.
Пушкин

У:
Верно.
Это Александр Сергеевич Пушкин. Что вы знаете об этом авторе? Какие
стихотворение у него читали или учили?

Д:  У него
была няня Арина Родионовна.

Он
написал сказку «О рыбаке и золотой рыбке»

Его
воспитывала бабушка и няня

«У
лукоморья дуб зеленый…» (отрывок из «Руслан и Людмила»)

«Я
памятник себе воздвиг нерукотворный..»

У:
Ребята,
как вы думаете, в чём особенность стихотворений Пушкина? Что он хотел нам
показать или передать? Прослушав стихотворение «Зимний вечер», что вы
почувствовали или представили?

Д:
Он
нам показывает красоту природу, что она человеку очень близка.

У: 
Да,
Пушкин, как никто, умел радоваться красоте и гармонии мира, природы,
человеческих отношений.

Что
он и показывал в своих стихотворениях «В тот год осенняя погода»,
«Волшебница-зима»,
«Уж небо осенью дышало…».

3. Знакомство
с биографией А.С. Пушкина

У:
А
теперь послушаем вашего одноклассника, он подготовил сообщение про А.С.
Пушкина.

А.С.
Пушкин родился 6 июня 1799 года.  Маленький Саша рано научился читать. Он с
детства в совершенстве знал французский язык, читал по-французски, но особая
любовь у него была к русской речи.

Бабушка
поэта, Мария Алексеевна Ганнибал и его няня, Арина Родионовна были самыми
близкими его сердцу людьми. Талантливая сказительница Арина Родионовна первая
познакомила Пушкина с русским народным творчеством. Она рассказывала
маленькому Саше сказки, пела колыбельные песни. Они запомнились ему на всю
жизнь.

Прошли
годы, Александр Сергеевич стал поэтом. Он написал много стихотворений о
свободе, любви, дружбе, о природе. С августа 1824 по сентябрь 1826 года
Пушкин жил в ссылке в псковском имении своих родителей селе Михайловском, где
жила его няня. Так же есть несколько интересных фактов о александре
Сергеевиче Пушкине:

1.     
Александр
Пушкин помнил себя с возраста четырёх лет.

2.     
Интересно
произошла первая встреча поэта и императора Александра I. Будучи ребёнком,
Пушкин решил прогуляться и чуть было не попал под колёса императора.

3.     
В
школьных классах поэт не блистал хорошими знаниями и оценками, находился
среди отстающих учеников. Однако это не помешало ему стать полиглотом.
Писатель знал несколько языков: французский, немецкий, испанский, греческий,
латинский.

4.     
Поэт
рано начал писать стихи. В 8 лет он мог писать сложные большие эпиграммы на
иностранном языке.

5.     
Брат
Александра Сергеевича отмечал некую особенность в его поведении: если
собеседник поэту интересен, то он сам обретал азарт и интерес. Если же беседа
была скучна, сам писатель становился невыносимо скучным.

6.     
 В
жизни поэта было 90 дуэлей, причём большинство из них он затевал сам.
Зачастую причинами конфликтов были несущественные мелочи.

7.     
Пушкин
слыл азартным человеком, его всегда окружали карточные долги. Если возникала
длительная задолженность перед кредиторами, поэт присылал им карикатуры и
злобные стишки. Такое поведение нередко становилось причиной публичных
скандалов.

8.     
Поэт
не отличался внешней красотой, однако, он выглядел привлекательно благодаря
своему красноречию и обаянию.

9.     
Александр
Пушкин с детства находился под влиянием няни Арины Родионовны и её сказок.
Именно она привила ему любовь к сказкам.

У:
К сказке Пушкина тянуло всю жизнь. И первая его поэма, которую закончил он
двадцатилетним юношей, «Руслан и Людмила», была сказкой.

У:
Спасибо ребята. Итак, когда родился А.С. Пушкин?

Д:
В 1799 году

У:
Кто воспитывал поэта?

Д:
Бабушка и няня

У:
Назовите их имена, если вы запомнили

Д: 
Бабушка – Мария, няня – Арина

У:
Что запомнилась на всю жизнь поэту?

Д:
Сказки и колыбельные, которые рассказывала ему няня

У:
О чём писал в своих стихах Александр Пушкин?

Д:
Он
написал много стихотворений о свободе, любви, дружбе, о природе.

3
Выставка книг

4
Кроссворд «Герои сказок Пушкина»

3
Выставка книг

«Сказка
о попе и его работнике Балде», «Сказка о царе Салтане»,  «Сказка о рыбаке и
рыбке»,  «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»,  «Сказка о золотом
петушке».

У:
Раз
речь пошла о сказках, как вы услышали, Пушкин очень любил сказки, поэтому
много сказок он написал сам, опираясь на рассказы своей няни. Начнём мы с
вами со «Сказки о золотом петушке». Кто может нам её представить? О чём там
рассказывается?

Д:
В ней рассказывается о том, как золотой петушок наказал царя за обман

У:
Верно, а чем вас удивила сказка, или чем она вам запомнилась?

Д:
 Тем, что Шамаханская царица после смерти царя неожиданно исчезла

У:
Следующая сказка, я уверена, всем знакома «Сказка о рыбаке и рыбке». Кто
помнит, о чём в ней говориться?

Д: В ней
рассказывается о том, как старик поймал рыбку, и она исполнила 3 желания.

У: А что
автор хотел рассказать в этой сказке, что хотел донести до нас?

Д: В ней
рассказывается о том, как жадность доводит до беды и несчастья.

У: Верно. Сейчас
у меня в руках «Сказка о царе Салтане». В этом произведении говорится о том,
как бочку с царевной и царевичем Гвидоном выбросили в море, но им повезло и
они выжили. А почему с ними так жестоко поступили, и что произошло дальше, вы
узнаете, прочитав сказку.

Не
менее интересная «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях», где мачеха
пытается избавиться от красивой падчерицы. Удалось ей это или нет, вы
узнаете, прочитав эту сказку.

А
«Сказка о попе и его работнике Балде»  является поучительной, в ней
рассказывается о том, как поп не захотел платить работнику Балде за работу. А
что с ними произошло и почему поп не хотел платить, узнаете, прочитав сказку
Александра Сергеевича Пушкина.


Кроссворд «Герои сказок Пушкина»

У:
Сегодня,
ребята, мы еще раз обратимся с вами к творчеству Александра Сергеевича и
познакомимся с новой сказкой. А какой, вы узнаете, отгадав кроссворд.

По
горизонтали:

1. Верный страж границ царства Дадона, подаренный
мудрецом.

2.
Кто помог Дадону избавиться от неожиданных набегов врагов.

3.
Наниматель Балды, не очень любящий платить по счетам.

4.
Ядро золотого ореха.

5.
Та самая, что «орешки все грызет, а орешки не простые, все скорлупки
золотые, ядра — чистый изумруд».

6.
Кем оборотился князь Гвидон в первый раз, когда полетел к отцу?

7.
Имя царя в сказке А.С. Пушкина.

8.Сеть
для ловли рыбы.

9.
Имя царя из «Сказки о золотом петушке».

(Ответы
по горизонтали:

1.Петушок,
2. Звездочёт, 3. Поп, 4. Изумруд, 5. Белка, 6. Комар, 7. Салтан, 8.Невод,
9.Дадон.)

У: Теперь
посмотрите, какое название сказки у нас получается?

Д: Поп и Балда

У: Верно,
сегодня мы с вами познакомимся со «Сказкой о попе и его работнике его Балде».

5.
Работа с текстом сказки

5.1.
Работа с текстом до чтения

5.2.
Работа с текстом во время чтения

5.3.
Работа с текстом после чтения

5.1
Работа с текстом до чтения

У:
Ребята,
посмотрите внимательно на название сказки, и предположите, о чём мы с вами
будем читать?

Д:
Мы будем читать о попе и работнике Балде.

У:
Обратите внимание на то, что с помощью имён автор создает образы героев.
Какие здесь герои?

Д: Поп и
Балда

У: А как
вы понимаете слово «Балда»?

Д:
Глупый человек

У:
Слово балда имеет два значения:

1)бран.,
прост. «бестолковый, глупый человек»;

2)спец.
«тяжелый кузнечный молот».

В
говорах балдА — «долговязый и неуклюжий дурень»

У
Пушкина Балда — личное имя, возможно, под влиянием многочисленных сказок о
глупцах пушкинского Балду стали смешивать с дурнем народной сказки.
А
так имя подчёркивает недюжинную силу: в ту пору балдой называли дубину,
кувалду. 

У:
А что с ними могло произойти, посмотрите на обложку книги

Д:
Может быть поп что-то задумал сделать с работником Балдой, а черти ему в этом
помогли.

У:
Возможно, это мы с вами узнаем, прочитав сказку.

5.2 Работа
с текстом во время чтения

У: Чтобы
проверить, правы мы или нет, прочитаем сказку. Итак, читаем сначала по
желанию, но ребята, если кто-то будет отвлекаться и мешать своему
однокласснику, вы, таким образом, покажете, что плохо воспитаны и не уважаете
свой класс. Поэтому внимательно следим, начинает читать у нас Миша.

Комментирование

1
часть

1.
Как вы понимаете толоконный лоб, что автор имел в виду?

 Толоконный
лоб – это глупый, бестолковый  человек. То есть «лоб, набитый толоконной
мукой», по-другому говорят, в голове опилки

2.
Вам не кажется странным, что поп скупой и жадный? Русская авось – это удача

3.
Полба – это такой сорт пшеницы. Интересно, почему Балда предложил такую цену
за свою сил?

Может
он хотел проучить попа?

4.
Как вы думаете, почему поп не любит Балду, когда все в нём души не чаят?

Он
не хотел платить

5.
Попадья тоже не так проста, раз посоветовала попу отправить Балду к чертям.

Вопросы

1.
Куда пошёл поп за работником?


на базар

2.
Какого он работника там искал?


человека, который был бы поваром, конюхом и плотником

3.
Готов ли он был платить за его работу по достоинству?


Нет, он искал, что по дешевле.

4.
Какую цену назначил Балда?


3 щелчка и чтобы его кормили варенной полбой

5.
Хорошо ли работал Балда? Как к нему относились? Прочитайте в тексте


Живет Балда в поповом доме,

Спит
себе на соломе,

Ест
за четверых,

Работает
за семерых;

До́
светла всё у него пляшет,

Лошадь
запряжет, полосу вспашет,

Печь
затопит, всё заготовит, закупит,

Яичко
испечет да сам и облупит.

Попадья
Балдой не нахвалится,

Поповна
о Балде лишь и печалится,

Попенок
зовет его тятей;

Кашу
заварит, нянчится с дитятей.

Только
поп один Балду не любит,

Никогда
его не приголубит,

6.
Кто помог попу избавиться от Балды и как?


Попадья, он предложила отправить Балду собрать несуществующий оброк с чертей

Комментирование

2
часть

6.
Очень хитро придумал чёрт, предложив Балде бег на скорость, но работник не
так прост.

7.
Супостата – это значит противник или враг.

8.
На самом ли деле Балда такой глупый, как говорит его имя? (Предположения
детей.

Д:
Нет, он не глупый.

У:
А почему вы так думаете?

Д:
Он смог обхитрить чёрта

У:
Верно, главный герой не такой уж и глупый, как говорит его имя. Он смог
обхитрить чёрта с помощью своей смекалки и зайцев

9.
А как вы думаете, Балда хороший работник? В чём это проявляется?

Д:
Он пытался как можно быстрее выполнить поручение попа.

У:
Да, Балда очень трудолюбивый работник, он всеми силами старался побыстрее
закончить задание, которое ему дал поп..

10.
Как вы думаете, почему чёрт не смог выполнить задание, а у Балды получилось
пронести кобылу?

Д:
У него не хватало сил, а проехать на лошади он не додумался.

У:
Верно, таким образом  Балда и поставил в тупик маленького чёрта предложив ему
поднять кобылу и протащить её. Подумайте, он же не говорил на руках
протащить, а чёрт об этом и не подумал, поэтому и не смог. А Балда хитрый
работник.

Вопросы:

1.
Что придумал Балда, чтобы перехитрить чёрта в беге на скорость?


Он взял 2-х зайцев, один из них побежал вместе с чёртом, но убежал домой в
лес, а другой остался с Балдой. Так ему удалось убедить, что он быстрее, чем
чёрт

2.
Какое второе задание придумал чёрт?


Кто дальше кинет палку?

3.
Как Балда обхитрил чёрта с этим заданием? Если нашли в тексте, зачитайте нам.


Да жду вон этой тучки;

Зашвырну
туда твою палку,

Да
и начну с вами, чертями, свалку».

Испугался
бесенок да к деду

4.
Кто придумал третье задание, и какое оно было?


Придумал Балда. Он предложил чёрт поднять кобылу и пронести её полверсты

5.
В чём был подвох у Балды?


В том, что он не говорил, что кобылу нужно на руках пронести. На неё можно
было сесть и проехать.

Комментирование

3
часть

11.
Ребята, скажите, насколько поп жадный.

Д:
Он настолько жадный, что отправил Балду на невыполнимое задание, а потом
увидев, что Балда идёт с оброком, спрятался.

У:
Да, поп очень жадный и скупой, поэтому он пришёл в ужас от мысли, что Балда
справился с заданием и ему придется платить.

12.
Балда правду говорит, не стоит быть жадным, потом пожалеешь об этом

Вопросы

1.
Заплатил ли поп Балде?


Да

2.
Что  стало с попом?


Он лишился языка и ума

3.
Что сказал Балда попу в конце сказки, прочитайте


«Не гонялся бы ты, поп, за дешевизной»

4.
Как вы понимаете данной высказывание?


Не нужно гнаться за тем, что дёшево. То есть не стоит быть скупым, а всему
давать свою цену

5.3.
Работа с текстом после чтения

У:
Кого
искал поп на базаре?

Д:
Работника, который был бы поваром, конюхом и плотником

У:
А готов ли он был хорошо отблагодарить работника за такую работу?

Д:
Нет, они искал такого, кто не дорого берёт

У:
Правильно ли поп поступал? То есть требовал, чтобы человек был поваром, конюхом
и плотником, а платил мало?

Д:
Нет

У:
А как он должен был поступить, чтобы в конце остаться с языком и умом?

Д: 
Он должен был хорошо отблагодарить Балду за усердную работу.

У:
Чему же учит нас эта сказка?

Д:
Не нужно быть жадными за всё платить свою цену.

У:
Верно, жадность никогда не доведёт человека до добра

6.
Физкультминутка

У:
Вы,
наверное, устали?

Ну,
тогда все дружно встали.

Ножками
потопали,

Ручками
похлопали.

Покрутились,
повертелись

И
за парты все уселись.

Глазки
крепко закрываем,

Дружно
до 5 считаем.

Открываем,
поморгаем

И
работать продолжаем.

(Выполнение
движений вслед за учителем.)

7.
Конкурс «Самый внимательный читатель»

6
Конкурс «Самый внимательный читатель»

У:
Сейчас
мы проверим, кто из вас внимательнее всех читал сказку. Он сможет ответить на
все вопросы

1.
Где встретил поп Балду?

А)
на ярмарке

Б) на базаре

В)
на рынке

2.
Какой работник  не нужен был  попу?

А)
повар

Б) гончар

В)
конюх

3.
Кто придумал средство, как спасти попа от расплаты?

А)
Поповна

Б) Попадья

В)
Поп

4.
Где жили черти?

А)
в озере

Б)
в пруду

В) В море

5.
Кого подослал Балде старый бес?

А)
сына

Б)
племянника

В) внука

6.
Чего не делал Балда в сказке?

А)
Не ловил зайцев

Б) Не бросал палку

В)
Не скакал на лошади

7.
Какое задание Балда выполнил сам?

А)
Обежал вокруг моря

Б) Поднял  коня

В)
высоко забросил палку

8.
После какого «щелчка лишился поп языка»?

А)
Первого

Б) Второго

В)
Третьего

9.
На что надеялся поп, когда брал Балду на работу?

А)
На то, что Балда забудет уговор

Б) На русский авось

В)
На совесть Балды

10.
Как продолжить фразу «Не гонялся бы ты, поп ….»

А)
за мной

Б)
за самим Балдой

В) за дешевизной

(Выигрывает
тот, кто получает больше звездочек за правильные ответы)

У: Самым
внимательным слушателем у нас оказался Миша, молодец. Другие ребята, тоже
хорошо поработали, были активными. Давайте друг другу негромко похлопаем,
потому что у нас урок и нужно вести себя тихо.

8.
Работа в парах «Расшифруй имена героев сказки»

У:
Ребята,
теперь я вам приготовила другое задание: в парах из данных букв составьте
слова – имена героев сказки. У вас у всех на столах лежат карточки, на них и
запишите.

ОПП
— Поп

ДАБАЛ
— Балда

КАЗАЙ
— зайка

НОКСЕБЕ
— бесёнок

ДЬЯПАПО
– попадья

9.
Подведение итогов

У: Итак, о
каком авторе мы сегодня говорили?

Д: А.С.
Пушкин

У: Что в
биографии автора вас больше всего тронуло или запомнилось?

Д: его
няню звали Арина Родионовна

У: С какой
сказкой мы познакомились?

Д:  «Сказка
о попе и работнике его Балде»

У: Что вам
 больше всего запомнилось в сказке?

Д: Что поп
лишился языка из-за щелчка

У: Почему
героя зовут Балдой? Что хотел Александр Пушкин эти передать?

Д: Он
создаёт образ глупого человека

У: Верно,
но ребята, не смотря на то, что Пушкин хотел создать образ глупого человека,
вы не забыли, как Балда перехитрил человека. То есть ко всему нужно подходить
с умом. Чему же учит нас сказка?

Д:
Нельзя быть жадным, потому что это до добра не доведёт

У:
Верно. Нельзя в жизни быть жадным, ни к чему хорошему это не приведет. Надо
быть умным и трудолюбивым, чтобы своего добиваться.

10.
Рефлексия

У:
Ребята,
поднимите руку те, кто считал, что сегодня поработал на «5». А теперь те, кто
считает, что поработал на «4». Остальные тоже молодцы, вы были активными,
отвечали на мои вопросы. В следующий раз покажите, что вы можете работать ещё
лучше.

11.
Домашнее задание

У:
Домашнее задание, перечитать ещё раз сказку и выполнить задание на карточке.
Вам нужно записать качества, присущие данным героям.

Поп

Балда

Бесы

12.
Организационное завершение урока

У:
На этом наш урок закончен. До свидания.

Вторая супруга писателя Елена Бомбина рассказала «Комсомолке» о том, что близкие делают в память о нем

Михаил Задорнов с дочерью Еленой. Фото: www.zadornov.net

Михаил Задорнов с дочерью Еленой. Фото: www.zadornov.net

Михаила Задорнова не стало год назад — боровшийся с раком мозга сатирик ушел из жизни 10 ноября. Во время болезни за ним ухаживали обе его жены. Долгое время Задорнов жил на две семьи, не в силах разорвать связь с первой супругой Велтой, но воспитывая внебрачную дочь Алену от возлюбленной, Елены Бомбиной, позже ставшей его второй законной женой. Обеим любимым женщинам сатирика мы позвонили накануне скорбной даты.

«Познакомилась не ради его популярности»

Со своей первой женой Велтой Михаил учился в одной школе Риги. Оба — представители высокопоставленных семей. Она — дочь бывшего первого секретаря латвийского ЦК Калнберзиня. Он — сын признанного советского писателя Николая Задорнова, лауреата нескольких Государственных премий. Велта бывала в доме Задорновых, дружила с его родителями. Вместе они отправились покорять Москву. При этом сестра Задорнова признавалась, что Михаил с юности испытывал страсть к женскому полу: «С Велтой он познакомился в первом классе. И обратил на нее внимание. Но Велта Велтой, однако другие девочки Михаила тоже интересовали. Однажды пришел поздно и сказал маме: мол, так устал, пока всех девочек проводил. Так что, когда они с Велтой поженились, мне, знавшей его страсть к женскому полу, было ее жаль».

Поженились Велта и Михаил 6 марта 1971 года. А в конце 80-х Задорнов обратил внимание на другую рижанку — Елену Бомбину.

— Елена, как вы познакомились с Михаилом Задорновым? Были его поклонницей? — спрашиваю вторую супругу писателя.

— Я с 14 лет читала и собирала лирические рассказы Задорнова из журнала «Юность». Тогда он еще не был известен. Меня познакомили с Михаилом за год до того, как он снялся в программе «Вокруг смеха» с монологом про два девятых вагона. Так что упрекнуть меня, что я познакомилась с ним ради популярности, точно нельзя.

Когда я сказала, что собираю его рассказы, Михаил был удивлен, даже не очень поверил. И тогда на следующую встречу я принесла зеленый портфель с вырезками. Мы стали общаться.

О том, как развивался роман с женатым сатириком, который на 16 лет был ее старше, Елена Бомбина предпочитает не рассказывать. Но отмечает, что рождение в 1990 году их общей дочки, названной Еленой в честь мамы Задорнова, стало для писателя точкой отсчета их общей жизни.

— Конечно же, Михаил встречал нас с дочкой из роддома. Когда он первый раз увидел дочку, то смотрел на нее с трепетом и восторгом: как она чихает, кашляет, сопит. Сказал: «Она уже все умеет делать. Какая талантливая!» Он с пеленок читал ей Пушкина, Гумилева, включал классическую музыку…

В домашнем архиве сохранилось видео: Задорнов рассказывает своей четырехлетней дочке о воскресении Христа. Та слушает, раскрыв рот, и задает вопрос: «Что такое «воскрес»?» Писатель серьезно объясняет…

— Он любил устраивать сюрпризы для дочки, — продолжает Елена Бомбина. — Например, перед самым Новым годом вдруг мог объявить: «Мы летим в Африку встречать Новый год у подножия Килиманджаро». Мы втроем много путешествовали.

За какое-то время до ухода Михаила мы нашли чемодан, в нем оказались вещи, которые он собирал с самого рождения дочери, — ее локоны, первые рисунки, детские варежки. И ее первый подарок творческий, который она ему сделала в 1998 году с надписью: «Дорогому папке мой автопортрет от дочки». Сохранил и детские пеленки, на которых я когда-то вышила для Лены слоненка и мишку…

Он был настолько сентиментальным, что сберег эти вещи. Вообще, когда мы заставали какие-то моменты его сентиментальности, он раздражался — ему казалось, его застали врасплох. Смущался из-за этого…
Этот портрет маленькой дочки Елена Бомбина (Задорнова) нарисовала сама. Фото: Татьяна ВЛАСОВА

Этот портрет маленькой дочки Елена Бомбина (Задорнова) нарисовала сама. Фото: Татьяна ВЛАСОВА

Сторожевой кот

— Слышала, что он был таким и в отношении к животным. Вроде бы некий человек шел на речку топить котят. А дети, среди которых была и ваша с Задорновым дочка Лена, не дали этого сделать. Одного котенка дочка принесла к вам домой…

— Да, такое было. Михаил на даче в Юрмале построил для него двухэтажный домик и в холода обогревал заднюю стенку. Он очень привязался к питомцу, с гордостью говорил, что у нас есть сторожевой кот. Повесил табличку: «Осторожно: злой кот». Когда тот за зиму набирал лишний вес, Михаил искренне переживал, что мы его перекармливаем. А весной, когда кот возвращался с мартовских похождений — тощий и ободранный, всем доставалось, потому что он «совсем исхудал, и мы его забываем кормить». Кот прожил 12 лет и действительно вел себя как сторожевой — встречал и провожал нас.

«Обид нет и не было»

Задорнов, воспитывая внебрачную дочку в Риге, оставался женатым на первой жене Велте (она живет в Москве). Потом писатель развелся с первой женой Велтой, так и не родившей ему детей, сохранив с ней дружеские отношения, и официально женился на Елене Бомбиной.

Завещание он составил задолго до смерти. И по нему основной наследницей осталась первая жена. Некоторые полагали, что это могло обидеть Бомбину, но она рассказала «КП»: «Обид не было и нет. На Михаила невозможно было обижаться, его нельзя было не любить». Намекнула, что, возможно, отчасти это испытание болезнью и было дано, чтобы «примирить непримиримое»: «Мы, любящие его женщины, собрались, возле болеющего Михаила, собрались в желании спасти и помочь ему».
О путешествии на остров Пасхи Михаил мечтал с детства. Друзья шутили: мол, Задорнов и там будет искать следы Рюрика. А тот и правда нашел! Оказалось, что первый русский корабль, который в 1816 году пришел на остров Пасхи, назывался «Рюрик».

О путешествии на остров Пасхи Михаил мечтал с детства. Друзья шутили: мол, Задорнов и там будет искать следы Рюрика. А тот и правда нашел! Оказалось, что первый русский корабль, который в 1816 году пришел на остров Пасхи, назывался «Рюрик».

Фото: семейный архив.

— Мне не хочется рассказывать о личном, — признается Елена. — Для сохранения доброй памяти Михаила мы решили больше сил тратить на реальные дела — слова люди быстро забывают, а дела остаются. На днях мы провели в Риге благотворительный радиоэфир в помощь полуторагодовалому больному мальчику. За неделю собрали сумму, в два раза большую, чем требовалось для его лечения и реабилитации. Я уверена, что для Михаила это было бы важней, чем просто добрые слова о нем. Он сам в последние годы сделал много добрых дел. Это помощь детдомам и интернатам, материальная помощь ветеранам и учителям в Латвии. Он перевез 50 одиноких пожилых людей из Прибалтики в подмосковные пансионаты, помогал детям из хосписа в Питере. Установил памятник «Одуванчик» как символ доброты. А еще три памятника няне Пушкина Арине Родионовне. Все это и многое другое Михаил делал на свои деньги. И за счет своего здоровья.

Сейчас мы ведем большую работу в московской библиотеке по созданию там Центра юмора и сатиры и присвоении ей имени Михаила Задорнова. Кстати, публичная библиотека в Риге тоже теперь будет носить имена двоих Задорновых — отца и сына. Если говорить о наследстве, то на счетах Михаила остались миллионы — но это миллион зрительских улыбок, его работ и добрых дел.

А В ЭТО ВРЕМЯ

Первую жену сатирика выкормила грудью будущая свекровь

Сестра Задорнова Людмила рассказывала, что женщин Михаил шутя разделял на горизонтальных и вертикальных. Свою первую жену Велту называл вертикальной — потому что «за ней надо было тянуться вверх».

Велта Яновна многие годы преподает в МГУ на кафедре иностранного языка филфака. После развода с Задорновым замуж она больше не вышла.

— На годовщину Михаила я уеду в Ригу. Схожу на его могилу, — рассказала «КП» Велта Яновна.

— Вы дружите с его родной сестрой?

— Да. Мы обязательно с ней встретимся.

— Сестра Михаила рассказывала, что вы с Михаилом родились в одном роддоме Юрмалы с разницей в пять дней. У вашей мамы было мало грудного молока, а у его мамы излишек. И она кормила вас обоих. Получается, вас вскормила своим молоком будущая свекровь!

— Да, есть такая семейная легенда. Хотя моя мама об этом не рассказывала. Скорее это именно семейная легенда.

— Говорят, вы были первым критиком рассказов Задорнова?

— Да. Но мне неловко говорить о своей роли в его судьбе — это не для публики.
Велта Задорнова. Фото: philol.msu.ru

Велта Задорнова. Фото: philol.msu.ru

— Вы были около него в последние часы — какими были его последние слова?

— Никаких последних слов не было. Он не говорил. Он просто хотел жить…

— Вы стали его наследницей?

— Мы все занимаемся его делами понемножку. Над книгами, которые он задумал, работают его помощницы. Я разбираю его рукописи. Хотим закончить все, что он начал. На годовщину его смерти планируется открытие мемориальной доски на здании факультета МАИ, где учился Михаил, вечер памяти в ДК МАИ и выставка там же, посвященная Михаилу Николаевичу.

БЫЛ ЕЩЕ СЛУЧАЙ

86 поцелованных девочек

В издательстве «Центрполиграф» готовится книга о Задорнове. Фрагмент из нее мы публикуем с разрешения издательства.

Вспоминает народный артист РФ Владимир Качан:

«Перед вами школа, в которой мы учились, 10-я рижская средняя школа с производственным обучением. С производственным, потому что это была одиннадцатилетка, и по окончании ее я, как и Михаил, получил специальность токаря первого разряда, чуть не оттяпав себе при обучении мизинец кулачком кулачкового патрона. А его будущей жене Велте, учащейся той же школы, повезло стать чертежницей-деталировщицей, и, если бы не это обстоятельство, не знаю, сумела бы она потом защитить докторскую диссертацию и преподавать в МГУ.

Вот в этой самой школе мы и познакомились с Мишкой. Мне тринадцать, ему двенадцать лет. Знакомство произошло во время легкомысленной игры в настольный теннис. Он всякий раз рассказывает, что, мол, играли мы в настольный теннис, и я, проиграв, решил взять реванш тем, что спросил: скольких девочек он уже целовал? Зардевшись, он соврал, что одну. На что я с нахальством опереточного любовника якобы небрежно ответил, что у меня, мол, за плечами уже семьдесят пять поцелованных девочек. В каждом новом изложении количество девочек растет, и на моем бенефисе в театре Мишка назвал цифру восемьдесят шесть».

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Вдова Михаила Задорнова: Главное наследство, которое Михаил оставил дочери, — достоинство и чувство юмора

Елена Бомбина впервые высказалась о болезни сатирика и об отношениях в семье

Интерес к личности ушедшего из жизни писателя не ослабевает. Недавно знакомые семьи сатирика рассказали «Комсомолке» о том, как разделили его наследство. (подробности)

Лион Измайлов — о Михаиле Задорнове: Он был вынужден раздваиваться между женщинами

20 июля исполнилось бы 70 лет одному из лучших писателей-сатириков страны

«Комсомолка» публикует фрагменты из сборника воспоминаний коллег и друзей Михаила Николаевича, который готовит издательство «Центрполиграф». (подробности)

В Одессе были уверены: Настоящая фамилия Задорнова — Райтер

Ученик юмориста Сергей Дроботенко написал о сатирике книгу

Она называется «Михаил Задорнов. Шеф, гуру, незвезда…» и скоро появится на прилавках. С разрешения издательства «ЭКСМО» и автора предлагаем фрагменты из книги. (подробности)

Источник: kp.ru

  • Пушкин и пущин дружба сочинение
  • Пушкин и русский язык сочинение
  • Пушкин его рассказы список
  • Пушкин дубровский аргументы к итоговому сочинению
  • Пушкин дубровский краткое содержание для читательского дневника 6 класс и главные герои рассказа