Пушкин краткое содержание рассказа выстрел пушкин

Класс: 7 предмет: русский язык тема : а.с.пушкин повести белкина учитель: щеголева т.с дата: 1. вступительное слово учителя. повести

Класс: 
7

Предмет: 
Русский
язык

Тема :
А.С.Пушкин «Повести Белкина»

Учитель:  Щеголева
Т.С

Дата:
____________

1. Вступительное
слово учителя.

«Повести Белкина» –
первое законченное прозаическое произведение Пушкина. А.С. так сформулировал
основной закон своей прозы: «Точность и краткость – вот первые достоинства
прозы. Она требует мыслей и мыслей – без них блестящие выражения ни к чему не
служат».

Вопрос: Как по вашему, удалось Пушкину
соответствовать этому принципу в «Повестях»?

(Да).

Кто из знакомых вам
писателей XIX века тоже отличался лаконичностью и точностью в своих рассказах?

(А. П. Чехов).

Цикл создан в
знаменитую Болдинскую осень 1830 года за очень короткое время. В село Болдино
Нижегородской губернии Пушкин приехал 3 сентября хлопотать о приданом (у
невесты приданого не было). Ему было немного досадно, что за этими хлопотами
пропадет осень – лучшее для него рабочее время: «Все это не очень утешно, –
пишет он в письме другу и издателю Плетневу. – Еду в деревню, Бог весть, буду
ли там иметь время заниматься и душевное спокойствие, без которого ничего не
произведешь…»

Однако оглядевшись, уже
9 сентября он пишет тому же Плетневу: «Ах, мой милый! Что за прелесть здешняя
деревня! Вообрази: степь да степь; соседей ни души; пиши дома, сколько вздумается,
никто не помешает. Уж я тебе наготовлю всякой всячины, и прозы и стихов».

В болдинском уединении
есть еще одно для Пушкина очарованье, оно совсем не мирное: рядом таится
смерть, кругом ходит холера. Чувство опасности веселит и дразнит – Пушкин любил
опасность и риск, это будило его творческие силы.

Вопрос: Каким
образом это ощущение близости смерти, опасности проявилось в сюжетах
«Повестей»?

(В них есть и дуэли, и
неожиданные случайности, и любовь, и смерть, и тайные страсти, и романтические
приключения).

Итак, за короткий
промежуток времени с 9 сентября по 20 октября были закончены все пять повестей
цикла.

Вопрос: Перечислите
их, пожалуйста
.

(«Выстрел», «Метель»,
«Гробовщик», «Станционный смотритель», «Барышня-крестьянка»).

2. Содержание предисловия
повести.

Цикл предваряет
предисловие «От издателя».

Вопрос: Кто берет на
себя роль издателя?

( Роль издателя Пушкин
взял, вероятно, на себя, обозначив инициалы «А.П.»)

Вопрос: Кому Пушкин
приписывает авторство «Повестей»?

(Авторство же он приписал
провинциальному помещику Ивану Петровичу Белкину).

Вопрос: Что мы о нем
узнаем?

Выступление ученика
с объяснением предисловия:
От
друга и соседа Белкина узнаем, что Иван Петрович родился в добропорядочной
семье, вырос и вел обычную жизнь помещика после их смерти, был человек честный
и кроткий, был сердечно привязан к другу А.П.; оставил после внезапной смерти
много рукописей, одна из которых и досталась А.П. Это первый литературный опыт
Ивана Петровича, и друг в предисловии просит читателя отнестись к нему
снисходительно.

Вопрос: Для чего
Пушкину понадобилась мистификация с авторством Белкина?

(Белкин оказывается
идеальным повествователем, который не сочиняет свои истории, а лишь излагает
то, что услышал от других лиц).

3. Проблема автора и
рассказчика.

Вопрос: Кто еще,
кроме Белкина, выступает в роли рассказчиков в «Повестях»?

(Несколько особ, будто
бы поведавших ему свои истории (см. примечание Пушкина), наконец, сам Пушкин).

Вопрос: Что
объединяет этих «особ», которые выступают в роли рассказчиков?

(Все эти особы – люди
одной среды, деревенской или городской, провинциальной, в их жизни кипят
романтические страсти).

4. Особенности
композиции «Повестей». Роль эпиграфов.

Вопрос: Что еще
общего вам удалось заметить в композиции «Повестей»?

(Эпиграфы).

Вопрос: Что такое
эпиграф? Сколько эпиграфов в «Повестях»?

1) Эпиграф к
Предисловию взят из «Недоросля» Д.И. Фонвизина: То, мой батюшка, он еще сызмала
к историям охотник. – Митрофан по мне.

Вопрос: В чем
признается Пушкин?

(Для Пушкина Белкин
оказывается идеальным повествователем, он «по нему»).

2) Эпиграфы к «Выстрелу»: Стрелялись мы (Е.А. Баратынский). Я поклялся
застрелить его по праву дуэли (за ним остался еще мой выстрел). А.
Бестужев-Марлинский. (Перекликается с сюжетом повести).

3) Эпиграф к «Метели»:
Кони мчатся по буграм, /Топчут снег глубокой…/Вот в сторонке божий храм / Виден
одинокой.

Вдруг метелица кругом;
Снег валит клочками; Черный вран свистит крылом, Вьется над санями; Вещий стон
гласит печаль! Кони торопливы. Чутко смотрят в темну даль, Воздымая гривы. В.А.
Жуковский. (Иллюстрация к описанию метели, в которую попал Владимир, тайный
жених Марьи Гавриловны).

Вопрос: Почему
Пушкин и повесть называет «Метель», и эпиграф посвящает ей?

(Метель становится едва
ли не главным действующим персонажем повести).

4) Эпиграф к
«Гробовщику»: Не зрим ли каждый день гробов, седин дряхлеющей вселенной? Г.Р.
Державин

Вопрос: Какой тон
задает этот эпиграф?

(Философский).

5) Эпиграф к
«Станционному смотрителю»: Коллежский регистратор, /Почтовой станции диктатор.
Князь Вяземский.

Вопрос: Вы заметили
иронию в словах Пушкина? В чем она?

(Ирония: диктатор –
человек, пользующийся неограниченной властью, а Вырин – слабый, робкий, бедный
человек, на него кричат и даже иногда «готовы прибить» проезжающие).

6) Эпиграф к
«Барышне-крестьянке»: Во всех ты, Душенька, нарядах хороша! Богданович.
(Маскарад Лиза – Акулина – Бетси).

5. Повесть
«Выстрел».

Вопрос: В какую
среду погружает нас Пушкин?

Повесть знакомит нас со
средой и образом жизни армейских офицеров: утром ученье, манеж, обед у
полкового командира… вечером пунш и карты.

Рассказ ученика: Вечный военный Сильвио кажется исключительной
личностью, но вся его жизнь ушла на месть графу, счастливому и в жизни, и в
любви. Сильвио не убивает графа, а сам пропадает, не сделав в жизни ничего
значительного.

Ребята читают эпизод приезда Сильвио в дом графа, когда тот возвращается с
женой с прогулки, и жена падает на колени, умоляя Сильвио не стрелять в мужа.
«Я доволен, я видел твое смятение, твою робость … Будешь меня помнить», –
произносит Сильвио на прощание.

Вопрос: Что стало для Сильвио смыслом жизни?

(Вся его жизнь была
положена на то, чтобы увидеть смятение и робость обидчика, заставить его
затрепетать).

Какой вывод мы
сделаем?

(Жизнь Сильвио, который
поначалу представляется фигурой романтической и необыкновенной, пуста и
бесплодна, т.к. отягщена чувством мести).

6. Роль случая в
композиции повести «Метель».

Вопрос: В какую
среду переносит нас «Метель»?

(Повесть «Метель»
переносит нас в среду провинциального дворянства, в семью богатого помещика).

Рассказ ученика.

Чтение эпизода описания метели. Звучит музыка Свиридова.

Вопрос: Что делает
метель?

(Метель соединяет Марью
Гавриловну с Бурминым).

Вопрос: Чем по
прошествии времени так привлек Бурмин нашу героиню?

(Полковник Бурмин имеет
Георгия в петлице, он ранен, у него «интересная бледность», но главное: он до
сих пор не бросился к ногам Марьи Гавриловны).

Чтение по ролям последнего эпизода повести, когда полковник
Бурмин и Марья Гавриловна выясняют, что они муж и жена.

Какой вывод можно
сделать?

Ученики делают вывод с
помощью учителя, что в этой повести свою роль сыграл случай.

7. Ирония в
изображении героев повести «Гробовщик».

Вопрос: с героями из
какой среды знакомит нас Пушкин?

В этой повести мы
погружаемся в мир ремесленников, узнаем об их радостях и горестях.

Учащийся передает
содержание
повести и делает
вывод, что в мире ремесленников, куда из помещичьей среды мы попадаем, живут
только наживой. А для Адриана нажива – это смерть людей. Вот гробовщик ждет
смерти купчихи Трюхиной, чтобы взять побольше денег с ее родственников за
похороны.

Чтение по ролям разговора сапожника с гробовщиком.

Чтение эпизода сна гробовщика, когда к нему во сне
приходят мертвецы поздравить его с новосельем.

Вопрос: Как выглядят
клиенты Адриана Прохорова?

(Все одеты были
благопристойно: покойницы в чепцах и лентах, мертвецы чиновные в мундирах,
купцы в праздничных кафтанах. Только один, стыдясь своего рубища, смиренно
стоял в углу. Его-то и отталкивает гробовщик).

Какой вывод можно
сделать?

(Смерть уравнивает
всех).

8. История Самсона
Вырина.

Вопрос: в какую
среду мы попадаем на этот раз?

(Самсон Вырин – мелкий
чиновник).

Одна из самых сложных,
неоднозначных, на мой взгляд, является повесть «Станционный смотритель».
Поэтому мы еще вернемся к этой повести в седьмом классе.

Первый ученик кратко рассказывает историю Дуни и гусара
Минского.

Второй ученик передает историю Самсона Вырина.

Чтение эпизода, в котором описан приезд Дуни на
могилу отца.

Какой вывод мы можем
сделать?

Сопоставление истории
Дуни с историей о блудном сыне из евангельской притчи.

Вопрос: Кто вызывает
в этой повести наше сочувствие: Дуня, которая невольно повторила историю
библейского блудного сына, или ее отец?

Впервые в русской
литературе XIX века Пушкин раскрыл тему маленького человека, которую дальше
развили в своих произведениях Н.В. Гоголь и Ф.М. Достоевский.

9. Веселый маскарад
в «Барышне-крестьянке».

Вопрос: Чем
отличается эта повесть от всех остальных?

Пушкин завершает цикл
повестей легкой и радостной «Барышней-крестьянкой», в которой мы попадаем в мир
дворянской усадьбы, где действие одновременно происходит и в шутку и всерьез.
Повесть эту можно назвать водевилем.

Вопрос: Что такое
водевиль?

(Веселая театральная
пьеса с музыкой и танцами).

Ученик передает
краткое содержание повести «Барышня-крестьянка». Лиза Муромская – живая, умная,
смелая барышня, не побоявшаяся переодеться в крестьянское платье и очаровать
молодого барина, да так, что Алексей полюбил Акулину, собравшись на ней
жениться. И когда в конце повести обман раскрылся, перед нами предстали милые
русские люди: Иван Петрович Берестов, Григорий Иванович Муромский и их дети –
Лиза и Алексей.

Вопрос: Сколько раз
в повести переодевается Лиза?

(Два раза: она
предстает перед нами в образе крестьянской девушки Акулины и чопорной Бетси).

Чтение эпизода, в котором Лиза предстает перед гостями в
гриме.

Чтение эпизода
счастливой развязки.

10. Заключительное
слово учителя. Подведение итогов урока.

«Повести Белкина» были
первыми законченными произведениями Пушкина-прозаика. Введя условный образ
повествователя Ивана Петровича Белкина и целую систему рассказчиков, Пушкин
прокладывает дорогу Гоголю, Достоевскому, Чехову и последующему развитию
русской прозы. Впервые героями становятся не царственные особы, не исторические
личности, а самые что ни на есть простые люди.

Пушкин,
любитель живого, простого, народного показывает нам, читателям, что жизнь его
провинциальных героев вовсе не заурядна, скорее наоборот. Пушкин любуется
своими героями, жалеет их, сочувствует им, иронизирует над ними – и не
оставляет нас равнодушными. Недаром и в двадцатом веке по «Повестям» снято
много кинофильмов: «Барышня-крестьянка», «Станционный смотритель», «Выстрел»,
«Метель».

В повести «Выстрел» Александра Пушкина рассказывается об истории поединка, длившего в течение нескольких лет. На сайте Литера Гуру читатели могут познакомиться с кратким содержанием произведения великого классика или вспомнить основные события повести. Это поможет также учащимся без лишних затруднений подготовиться к занятиям и сочинениям.

1 Глава. История Сильвио

Повествование ведется от лица военного в звании полковника, на что имеется отсылка во вступлении к сборнику «Повести Белкина».

Начинается рассказ с того, что полковник описывает свое пребывание в одном месте, где жизнь текла скучно и однообразно – по утрам шли учения и манежи, а потом обедали у командира полка или в пивнушке жидов. По вечерам баловались пуншем и заигрывались в карты.

С группой офицеров был лишь один гражданский из высшего света – молчаливый и нелюдимый молодой человек, ему было около тридцати лет от роду. Полковник про себя прозвал парня Сильвио. Для офицеров он – загадочная и таинственная личность, которая по неизвестной им причине решила подать в отставку и обосноваться в глухомани. Так же для них оставалось загадкой финансовое положение у Сильвио – они не знали, как и откуда у него деньги, сколько их. Сам Сильвио ходил в старом изношенном одеянии, однако он угощал офицеров весьма щедро.

У Сильвио имелась одна необычная особенность – он был очень метким стрелком – запросто смог бы метким выстрелом сбить с фуражки яблоко, и ни у кого бы ни возникло ни малейшего сомнения в том, что он промахнется.

Сильвио был уважаем среди военных, но в один момент произошел случай, из-за которого офицеры засомневались в храбрости Сильвио. Один из недавно прибывших офицеров разгорячился, играя в карты, и запустил в Сильвио подсвечником. Сильвио увернулся. Офицеры ждали, что тот вызовет обидчика на дуэль, но Сильвио их удивил – он помирился с тем офицером. По этой причине его популярность несколько снизилась, впрочем, ненадолго, и вскоре к парню вернулась былая слава.

Один лишь полковник, от лица которого и ведется повествование, помнил, как Сильвио решил вопрос чести с офицером, и считал, что тот смалодушничал. Раньше полковник тепло общался с Сильвио, на разные темы вели они разговоры, однако после того полковник предпочитал избегать общества Сильвио.

Но настал день, который изменил жизнь Сильвио. Ему пришло письмо, по прочтении которого он, устроив прощальный обед, рассказал военным, что вскоре ему предстоит отъезд, и попросил полковника поговорить наедине. Сильвио рассказал полковнику, почему он помирился офицером, который его оскорбил – мужчина опасался, что ранит офицера так, что тот скончается, а сейчас Сильвио этого не хотел. Полковник удивился этому, а Сильвио пояснил, что к чему и как. Он рассказал ему историю о том, что произошло ранее.

Он был гусаром, всегда старался быть первым практически во всем – принимал участие в разных дуэлях, пил более других. Товарищи им открыто восхищались, а начальство называло его «необходимым злом». Однако потом в полк прибыл новый гусар, который был родом из дворян – семья его была богата и известна. И этот молодой гусар стал затмевать своими качествами Сильвио, которому это не понравилось. Он стал искать предлога, под которым бы вызвал его на дуэль, где с легкостью бы поразил его.

Наконец, он добился, чего так желал – на балу он отпустил в адрес молодого гусара грубую шутку, за что тот дал ему пощечину. И после этого, на утро, была назначена дуэль.

Дуэлянты бросили жребий – стрелять первым выпало молодому гусару. Но он промахнулся – попал в фуражку Сильвио. Сильвио же уже собирался пристрелить гусара, как увидел, что ему все равно – он не боялся гибели, и стоял, сплевывая косточки от съедаемых ягод в сторону Сильвио. И Сильвио решил, что не станет убивать человека, которому не дорога своя жизнь. Он решил отложить свой выстрел на время. И вот, все это время он жил здесь, а в письме была информация о том, что тот гусар собрался сочетаться браком. Сильвио считал, что теперь уже тот парень не будет так равнодушно ждать своей смерти, значит, время отложенного на той дуэли выстрела пришло.

Сильвио отбыл, оставив полковника в раздумьях.

2 Глава. Возобновление дуэли

Далее действия разворачиваются спустя годы. Полковник обосновался в крошечной деревушке. Заняться там ему было нечем, и он сильно скучал и искал, чем себя занять. На соседей ему не повезло – они пили и были глупыми для общения с ним. Но в один из дней в деревню с пустующим имением, приехал граф с женой. Полковник обрадовался их приезду и поспешил знакомиться с ними.

Поначалу он смутился богатству и роскоши, которые царили в имении, однако граф и его жена общались просто и без чинов. Полковник быстро с ними подружился и разговорился. Разглядывая кабинет главы семейства, он заметил необычную картину – она была прострелена, причем двумя пулями, так, что одна попала в другую. Полковник одобрил меткое попадание, и их разговор перешел на тему оружия и меткости, и в ходе разговора полковник вспомнил о Сильвио, чем обескуражил графа – ведь это именно его и собирался застрелить на дуэли Сильвио. Картина была напоминанием о том дне, когда Сильвио пришел убить графа. Он рассказал полковнику, что произошло тогда.

Пятью годами ранее граф женился, и медовый месяц он проводил вместе с супругой в этой деревне. В одну из прогулок, когда они гуляли верхом на конях, лошадь супруги заупрямилась и не хотела идти. Тогда жена графа решила пойти пешком, а граф прискакал домой раньше ее. По приезду в имение его встретил Сильвио, который сказал, что пришло время отложенного выстрела. Графу стало страшно, и он попросил Сильвио, чтобы тот стрелял быстрее, пока жены нет дома. Но Сильвио потребовал снова бросить жребий, потому что иначе это походило бы на убийство. Граф, охваченный страхом, согласился. По жребию стрелять выпало первому опять графу. И вновь он промахнулся. Пуля, пущенная из его пистолета, прострелила картину, висевшую на стене.

Настал черед Сильвио. Он только начал целиться в графа, как пришла жена, которую охватил ужас и непонимание того, что происходит. Граф попытался ее успокоить, аргументировав, что увиденное ею – шутка. А Сильвио помешал ему – он сказал, что граф всегда шутит, а теперь пора шутить ему, и вновь начал наводить пистолет на графа. Но ему в ноги упала жена графа. Сам граф в ярости сказал, чтоб Сильвио прекратил издеваться над его женой, и спросил, выстрелит ли он. Сильвио ответил ему, что стрелять не будет, поскольку ему хватило страха и смятения своего противника. Он почти вышел из кабинета, но у порога развернулся и выстрелил, не целясь, в картину. И попал точно в пулю графа. Затем Сильвио скрылся в неизвестном направлении.

На этом рассказ графа о появлении в его жизни Сильвио был окончен. А полковник узнал финал истории, о которой был в курсе до появления супружеской четы. А о Сильвио он знал лишь по слухам, которые принесли весть о его гибели во время возмущения Ипсиланти Александра.

Урок по теме: «Эгоизм ради
эгоизма»   (По повести А.С.Пушкин «Выстрел»)

1.Вступительное слово
учителя.

Мы продолжаем работать с
«Повестями Белкина», созданными Пушкиным в Болдино в 1830 году. Работая с
текстом, обращаем внимание на три основных понятия:

  • Смысл
    жизни
  • Цель
    жизни
  • Ценность
    человеческой жизни.

2.Лексическая работа.

Месть- действие в отплату за
причинённое зло, возмездие за что-нибудь.

Ненависть- чувство сильной
вражды, злобы.

Эгоизм- себялюбие,
пренебрежение к интересам общества и окружающих.

3. Задание по группам:

  • Характеристика
    Сильвио
  • Описание
    комнаты
  • Рассказ
    Сильвио
  • Состояние
    Сильвио во время 1 дуэли.
  • Рассказ
    графа.
  • Состояние
    Сильвио во время 2 дуэли.

4. Определение порядка
повестей.

Последовательность повестей,
в которой они были созданы:

Порядок созданный Пушкиным.

Гробовщик

Выстрел

Станционный смотритель

Метель

Барышня-крестьянка

Гробовщик

Выстрел

Станционный смотритель

Метель

Барышня-крестьянка

Композиция
произведения.

1-я часть.

1.Рассказ офицера о военной
жизни и о столкновении Сильвио с молодым поручиком.

2.Рассказ Сильвио о первой
дуэли с графом.

2-я часть

1.Рассказ офицера
повествователя о деревенской жизни.

2.Рассказ графа о второй
встрече с Сильвио.

3.Сведения о дальнейшей
судьбе героя.

Образ главного героя.
Отчёт групп.

— Кто главный герой повести?

1 группа.

Опытность, угрюмость, крутой
нрав, злой язык, таинственность.

Вывод: перед нами личность
неординарная, притягательная, способная на многое – на дела великие,
героические.

— Какой поступок чуть было не
повредил ему во мнении молодёжи?

—  Для Сильвио важно
общественное мнение?

2 группа.

Пушкин кратко и образно
рисует жилище Сильвио: «голые стены, источенные пулями», как эмблема
разрушенного очага.

3 группа.

— Что же не даёт покоя
Сильвио?

— Какие слова из его рассказа
передают его отношение к молодому графу? («Злобствовал», «волнения злобы», «его
равнодушие взбесило меня», «злобная мысль», «думал о мщении»)

— Уместно ли слово «месть»по
отношению к действиям Сильвио?

Единственный повод для вызова
– пощёчина, она преднамеренно спровоцирована им самим. Причиной послужило то,
что»первенство моё поколебалось», возникло желание утвердить своё превосходство
над молодым счастливчиком.

Не «месть», а «ненависть»
движет героем, толкает его на поступки (стремление унизить человека)

4 группа.

«я его возненавидел», —
звучит в рассказе Сильвио повествователю. Дуэль же «взбесила» героя.

— Какой «бес» овладел им?
Раскройте смысл этой метафоры.

Герой дал такое направление
судьбе, которая преследует чёрную, недостойную цель. Ради «мести» он от многого
отказывается.

— От чего, например?

— Как относится к рассказу
Сильвио офицер-повествователь? А как вы относитесь к поступку героя?

5 группа.

— А теперь переходим к
кульминации повествования.

— Каким увидел граф Сильвио,
ожидающего в кабинете? («… увидел в темноте человека, запылённого и обросшего
бородой»; от его голоса «волосы стали вдруг на мне дыбом»)

6 группа.

— Что так изменило героя?

— Какая внутренняя жизнь и
работа шли в сознании Сильвио в течение явно нелёгких для него лет?

— Чем закончилась эта дуэль?

— Какой выстрел вынес Пушкин
в название повести?

— Что хотел сказать Сильвио
своим выстрелом в картину? Ещё раз показать своё превосходство?

Выстрел похож на своего рода
точку.

— Чему мог поставить точку
герой?

Выстрел Сильвио знаменует миг
озарения. Не пора ли было поставить точку бессмысленной озлобленности и
повернуть жизнь в иную сторону? Теперь мы можем объяснить, почему автор не
заканчивает на этом эпизоде повесть, а дописывает ещё один абзац. Мы теперь
видим:ив его жизни появился новый смысл.

Вывод:

Он задумал дьявольскую месть,
ещё не понимая, что, по сути дела, лишает счастья прежде всего самого себя.
Эгоизм ради эгоизма. Все остальные достоинства человека (храбрость, верность
руки, удаль) лишь условия достижения цели.

— Что же получается?

Смысл жизни – добиться
превосходства над всеми.

Цель жизни –месть.

Ценность человеческой жизни
невысока.

Произведение не столько о
самой дуэли как таковой, а о всей жизни главного персонажа, которая так или
иначе оказалась посвящена желанию отмщения.

Мы говорим о том, как важны
для Пушкина такие понятия, как «дом», «семья», «семейное счастье». Обратите
внимание , с чего начинается вторая часть повести. Пушкин ещё раз обращает
внимание читателя не важность счастливой семейной жизни, важность наличия у
человека домашнего очага.

Сильвио задумал дьявольскую
месть, ещё не понимая, что лишает прежде всего самого себя жизни: нет ни семьи,
ни детей.

— О чём эта повесть?

Не о дуэли повесть, а о
смысле жизни человека, о пути человека к этому смыслу, о дороге жизни от себя
прежнего к себе иному. Поддавшись искушению, нужно найти силы остановиться,
поставить на этом точку и повернуть свою жизнь в русло добра и справедливости.

Эта мысль была так важна для
автора, что он вынес повесть «Выстрел», написанную предпоследней,  в начало
цикла.

Д/З: прочитать  повесть А.С.Пушкина
«Станционный смотритель»

Литеровед предлагает познакомиться с кратким содержанием повести А. С. Пушкина «Выстрел», входящей в состав цикла «Повести покойного Ивана Петровича Белкина».

Главные герои

Сильвио – главный герой, офицер.

Молодой граф – обидчик Сильвио.

Иван Петрович Белкин – рассказчик.

Краткое содержание

Повествование идет от лица Белкина. Жизнь армейского офицера проста: утром – учения, вечером – карты, пунш. С офицерами часто проводил время гражданский лет тридцати пяти. Его ценили за опытность. По характеру он был угрюм, язвителен, нрав его был крут. Его окружал ореол таинственности. Когда-то он был гусаром, но рано вышел в отставку. Причины были никому неизвестны. Он не был богат, деньги не экономил. Его стол был открыт, шампанское лилось рекой. У него было много книг, он охотно предоставлял их в общее пользование.

У Сильвио была богатая коллекция оружия. Стрельба из пистолета составляла его хобби. Стены в доме напоминали пчелиные соты, так они были избиты пулями. Сильвио в этом достиг удивительного совершенства. О дуэлях он рассказывал неохотно. Все думали, что на его совести лежала какая-то жертва.

Как-то офицеры обедали у Сильвио. Среди них был новенький. Стали метать банк, Сильвио молча исправил ошибку. Офицер попытался ему объяснить, что он ошибся. Сильвио никак не отреагировал, тогда офицер стер написанное. Сильвио по обыкновению молча записал все, как было. Офицер, оскорбленный поступком Сильвио и разгоряченный вином, запустил в Сильвио шандал. Тот побледнел и попросил его покинуть дом. Поручик сказал, что готов ответить в любое время. После этого игра расстроилась, и все разбрелись по домам.

Офицеры думали, что Сильвио вызовет поручика на дуэль, но прошло несколько дней, а этого не случилось. Сильвио объяснился с обидчиком и помирился. Постепенно все забылось.

Однажды Сильвио получил письмо. Когда он читал его, глаза его сверкали. Он сказал, что обстоятельства вынуждают его уехать. Сильвио пригласил всех к себе на обед.

Когда гости разошлись, Сильвио задержал Белкина. Мужчины закурили, и хозяин рассказал свою историю. После его рассказа стало понятно, почему он простил поручика Р. Событие, которое послужило причиной, произошло шесть лет назад. В те годы Сильвио был блестящим офицером, он был буяном, любил первенствовать. Товарищи его любили, он наслаждался своей славой.

Однажды в их полк определился офицер из знатной семьи. Между ними сразу возникло противостояние, которое не могло не закончиться дуэлью. На балу Сильвио получил пощечину от своего противника, на утро был назначен поединок. Бросили жребий, первым стрелять выпало баловню судьбы, Сильвио оказался вторым. Граф выстрелил и прострелил противнику фуражку. Настала очередь Сильвио. Стоя под дулом пистолета, обидчик стоял и беззаботно ел черешню, доставая ее из фуражки. Он совсем не дорожил жизнью. Это взбесило Сильвио. Он объявил, что продолжать поединок не намерен и оставляет выстрел за собой.

Сильвио вышел в отставку и уехал в местечко, где и находился до сего дня, оттачивая мастерство стрелка. В том письме, которое он получил накануне, сообщалось, что «известная особа» собирается вступить в брак с прекрасной девушкой. Теперь Сильвио собирался ехать за долгом, чтобы посмотреть, так же ли спокоен он будет теперь. При этих словах он бросил простреленную фуражку об пол. Сильвио сел в тележку и уехал.

Прошли годы. Рассказчик поселился в деревне Н. Недалеко находилось поместье графини Б. В первый год там жил только управитель. На второй год прошел слух, что графиня с мужем собираются провести лето в деревне. Рассказчик горел нетерпением познакомиться с ними. Через неделю после их приезда, он отправился засвидетельствовать свое почтение.

Слуга провел его в кабинет и пошел доложить графу. Обстановка была роскошной, герой даже слегка оробел. Через несколько минут вошел хозяин, человек лет тридцати прекрасной наружности. Он держался открыто и дружелюбно. Постепенно они разговорились. Вошла графиня, граф представил гостя супруге.

Осматривая кабинет, рассказчик заметил, что один из пейзажей прострелен «двумя пулями, всаженными одна в другую». Рассказчик похвалил стрелка. Граф поинтересовался, как стреляет гость. О себе сказал, что когда-то неплохо стрелял, но уже четыре года не брал в руки оружия.

Белкин заметил, что пистолет требует ежедневных тренировок. Лучший стрелок, которого он когда-либо знал, стрелял не менее трех раз в день. Граф поинтересовался, как его имя. Узнав, что его звали Сильвио, он вскочил с места. Оказалось, что он был тем баловнем судьбы, который дал Сильвио пощечину. Простреленная картина – память об их последней встрече.

Граф рассказал о том, как Сильвио наказал его. Это произошло пять лет назад. Молодожены решили провести медовый месяц в деревне. Вернувшись домой после верховой прогулки, он увидел во дворе телегу. Граф вошел в кабинет и увидел человека, стоящего у камина. Когда гость заговорил, то он узнал Сильвио.

Он напомнил, что граф должен ему выстрел, он приехал получить долг. Хозяин попросил его поторопиться, потому что может войти жена. Зажгли свечи. Гость предложил бросить жребий, а то ситуация напоминает убийство. Графу снова выпало стрелять первым. Он выстрелил и промахнулся. В этот момент вошла графиня. Муж сказал, что они шутят, она не должна бояться. Сильвио прицелился в него, тогда Маша бросилась к его ногам. Граф потребовал стрелять и не мучить его молодую жену. Сильвио сказал, что не будет стрелять. Ему достаточно того, что он видел страх и смятение графа.

Сильвио пошел к выходу. Приостановившись, он, не целясь, выстрелил в картину. Графиня лежала в обмороке. Сильвио вышел, сел в телегу и уехал прежде, чем граф опомнился.

Так Белкин узнал конец истории Сильвио. Потом до него дошли слухи, что тот был убит в сражении под Скулянами.

Здесь даны основные сведения о поэме А. С. Пушкина «Руслан и Людмила», представлено её краткое содержание для читательского дневника и пересказ, который можно читать по главам (песням). Также дана краткая характеристика главных героев и других персонажей. В конце статьи указаны темы и основная мысль (идея) этой поэмы.

Краткие сведения о произведении

Поэма Александра Сергеевича Пушкина «Руслан и Людмила» написана в 1818–1820 годах, впервые была опубликована в 1820 году. Эта волшебная сказка является первой законченной поэмой поэта.

Главные герои поэмы

  • Руслан — храбрый богатырь, победивший колдуна Черномора.
  • Людмила — дочь князя Владимира, жена Руслана, немного легкомысленная и беспечная красавица.

Другие персонажи

  • Черномор — злобный и коварный карлик с очень длинной бородой, в которой заключена сила его колдовства.
  • Финн — добрый волшебник, помогающий Руслану.
  • Наина — злая колдунья.
  • Голова — огромная голова великана, старшего брата Черномора.

Соперники Руслана:

  • Рогдай — суровый, мрачный витязь.
  • Фарлаф — трусливый, хвастливый человек.
  • Ратмир — юный хазарский хан.

Очень краткое содержание для читательского дневника

Во вступлении описано лукоморье. В этом волшебном краю автор якобы услышал эту сказку.

Киевский князь выдавал дочь Людмилу за богатыря Руслана. Ночью невесту похитил колдун Черномор. Князь объявил, что тот, кто спасёт его дочь, будет её мужем.

Кроме Руслана искать девушку отправились 3 его соперника: Рогдай, Фарлаф и Ратмир. Но соперники потерпели неудачу. А Руслан встретил доброго волшебника, который сообщил, что сила Черномора заключена в его бороде.

Руслан увидел на поле боя огромную голову. Она пыталась его сдуть, но герой проявил упорство. Голова поразилась силе богатыря. Она рассказала, что была великаном, братом Черномора, и тот его обезглавил. Руслан нашёл под этой головой древний меч и поклялся отомстить колдуну.

В это время Людмила очнулась и увидела, что она в роскошном дворце. Колдун хотел поразить девушку своим богатством и величием, но в её руках случайно оказалась шапка-невидимка. Людмила стала невидима для Черномора и убежала бродить по дворцу и саду.

Колдун заманил её в ловушку, но тут явился Руслан. Богатырь вступил в бой с Черномором и схватил его за бороду. Колдун унёс его в небо и после долгого полёта обессилел. Руслан отрубил ему бороду и взял в плен. Людмилу богатырь не смог разбудить от колдовского сна и увёз её спящей.

На обратном пути Руслан встретил Ратмира. Тот стал рыбаком и женился. Возле Киева Руслан остановился на ночлег. Ведьма Наина подговорила Фарлафа убить спящего Руслана и самому отвезти в Киев Людмилу. Тот так и сделал.

Добрый волшебник с помощью мёртвой и живой воды исцелил Руслана и дал ему кольцо, которое сможет разбудить Людмилу. Богатырь достиг Киева и помог победить печенегов, осаждавших город. Затем он пробудил Людмилу.

Фарлаф сознался в обмане, но его и Черномора на радостях простили.

Краткий пересказ по главам (песням) (более подробный, чем краткое содержание)

Поэт говорит, что посвящает этот «труд игривый» красавицам.

Вступление посвящено описанию сказочного лукоморья.

Песнь 1



Князь Владимир-солнце выдавал младшую дочь за князя Руслана. За свадебным столом сидели 3 хмурых соперника жениха: смелый воин Рогдай, надменный крикун Фарлаф и хазарский хан Ратмир.

Когда закончился пир, молодых отвели в спальню. Внезапно там раздался гром, блеснул свет, и Людмила была похищена неизвестно кем.

Князь Владимир был в гневе, что Руслан не смог сберечь своей жены. Он обещал не только отдать дочь в супруги тому, кто найдёт её, но и полцарства в придачу. Вызвались ехать на поиски жених и его соперники.

Сначала они ехали вместе, но потом каждый избрал свой путь.

Руслан увидел пещеру и нашёл в ней седого старика. Тот сказал, что Людмилу похитил страшный волшебник Черномор, и предрёк, что этот злодей погибнет от руки Руслана.

Руслан спросил старца кто он. Тот сказал, что он Финн. В молодости был он пастухом и полюбил красавицу Наину, но она не любила его. Тогда он решил заслужить в боях внимание гордой красавицы, собрал смелых рыбаков и 10 лет с ними провёл в морских битвах с воинами чужих царей.

Когда он вернулся к Наине и бросил к её ногам окровавленный меч, золото и драгоценные камни, красавица ушла, сказав: «Герой, я не люблю тебя!»

Тогда влюблённый Финн решил привлечь её любовными чарами и стал обучаться в лесах у колдунов. Постигнув силу заклинаний, он вызвал Наину, и она появилась перед ним. Но это была уже горбатая, дряхлая старуха с трясущейся головой, ведь прошло 40 лет. Наина призналась, что она колдунья и что только сейчас воспылала любовью к Финну. Но тот в ужасе убежал от неё. Тогда Наина возненавидела его за то, что возмутил её покой, заставив любить себя.

Старец сказал, что Наина возненавидит и Руслана. Утром витязь простился с ним и отправился дальше.

Песнь 2

Витязь Рогдай, оставив своих спутников, ехал, погружённый в думу. Злой дух внушал ему убить Руслана. Витязь повернул коня и поскакал назад.

В это время Фарлаф обедал у ручейка. Увидев, что кто-то мчится к нему на коне, Фарлаф бросив свой обед, копьё и другое снаряжение, вскочил в седло, поскакал прочь и свалился в ров. Рогдай, догнав Фарлафа, узнал его, и у него опустились руки. Поехал он прочь.

Встретилась ему горбатая старушка и сказала, указав на север: «Там найдёшь его». Рогдай обрадовался и полетел, куда указала старушка.

Фарлаф, лёжа во рву, услышал голос старухи. Она сказала, что привела ему коня, чтобы он ехал в своё селение и жил там без забот. Старушка исчезла, а Фарлаф последовал её совету.

Людмила в замке колдуна была окружена роскошью, ей прислуживали 3 прекрасные девы. Людмила тосковала и плакала. Выбежав из замка, она очутилась в чудесном саду. Обойдя его, увидела она мостик, висящий над потоком на двух скалах. Хотела девушка утонуть в волнах, но не прыгнула с мостика.

Когда она присела на травку, перед ней появился роскошный обед. Решила Людмила, что не будет есть, чтобы умереть, но «подумала — и стала кушать».

Когда наступил вечер, в её комнату зашли арапы, несущие на подушках седую бороду горбатого карлика Черномора. Людмила вскочила в постели, схватила Черномора за колпак, хотела ударить и завизжала так, что карлик зажал уши. Он хотел убежать, но запутался в бороде. Арапы унесли его, а шапка колдуна осталась у Людмилы.

В это время Рогдай догнал Руслана и вступил с ним в бой, но был сброшен Русланом в Днепр.

Песнь 3



Утром к Черномору прилетел крылатый змий и обернулся Наиной. Она предупредила Черномора, что ему угрожает опасность, но тот сказал, что пока волшебный меч не перерубит его бороды, никто не погубит его замыслов, и что Людмила будет его, Руслан же обречён на смерть. Ведьма обернулась чёрным змием и улетела.

Черномор снова пришёл в комнату Людмилы, но её там не было. Оказалось, что утром девушка примерила шапку Черномора, надев её задом наперёд, взглянула в зеркало и не увидела себя. Поняла она, что если шапку надеть задом наперёд, можно стать невидимой.

Руслан тем временем приехал в долину, покрытую костями воинов. После битвы с Рогдаем он остался безоружен. Нашёл он на этом поле щит, копьё, шлем, звонкий рог, кольчугу. Только меч он не взял — все мечи были слишком лёгкими для него. Поехал витязь дальше и заметил вдали большой холм. Конь стал упираться, и храбрый князь увидел перед собой огромную спящую живую голову. Чтобы её разбудить, Руслан пощекотал ей копьём ноздри. Голова открыла глаза и чихнула так, что витязь еле усидел на коне. Голова стало грубо прогонять его, но Руслан, услышав грубые слова, крикнул ей, чтобы она молчала. Тогда голова стала изо всей мочи дуть навстречу князю. Руслан сопротивлялся, но иногда ему приходилось отступать, чтобы отдохнуть, и снова он мчался к голове, которая его дразнила языком.

Наконец, Руслану удалось пронзить ей копьём язык и затем с размаху стукнуть в щёку. Голова покатилась, а на том месте, где она была, засверкал богатырский меч. Руслан схватил его и побежал к голове, чтобы обрубить ей нос и уши. Но услышав её стон, он остановился. Голова сказала, что раньше сам был удалым витязем. Его возненавидел младший брат Черномор, так как завидовал его огромному росту. Из этого рассказа Руслан узнал, что сила Черномора таится в его бороде.

Когда-то Черномор сказал брату, что за восточными горами есть подвал, в котором хранится меч, который отрубит бороду Черномора, а брату его отрубит голову. Черномор сказал, что полезно будет добыть этот меч. Великан посадил брата на плечо и пошёл разыскивать подвал. Найдя его, великан разметал его руками и достал меч. Братья поссорились, так как каждый хотел владеть мечом. Черномор предложил, чтобы они приникли ухом к земле, и кто из них услышит первый звон, тот и будет владеть мечом.

Братья легли на землю. Старший из них хотел обмануть, что услышал звон, но Черномор подкрался к нему и отрубил мечом голову. В ней сохранилась жизнь, и Черномор перенёс её в этот уединённый край, чтобы она стерегла меч. Голова сказала Руслану взять меч и попросила отомстить Черномору, если он встретится на его пути.

Песнь 4

Молодой хазарин Ратмир, отправившись на коне к югу, надеялся к вечеру догнать Людмилу. Но наступала уже ночь, и он стал искать ночлег. Увидел Ратмир вдали замок, по его стене шла дева, пела песню и манила ею молодого путника.

Юного хана встретили у ворот красавицы, повели в замок, и он остался жить среди этих отшельниц, забыв Людмилу.

Руслан же продолжил путь, встречая каждый день новые преграды и побеждая богатырей, ведьм и великанов.

Людмила грустила о своём милом друге. Она была невидима в шапке Черномора. Колдун принял вид Руслана, и Людмила, подбежав, обняла его, но призрак исчез, а с её головы упала шапка. Увидела она перед собой колдуна и лишилась чувств. Черномор стал ласкать Людмилу, но тут раздался звук рога — это кто-то его вызывал на бой. Колдун надел шапку на Людмилу, услышал, что трубят уже сильнее, и понёсся навстречу тому, кто трубит.

Песнь 5



Это вызывал на бой колдуна Руслан. Вдруг он ощутил удар по шлему, посмотрел вверх и увидел, что это Черномор летает с булавой. Руслан увернулся от второго удара, колдун упал в снег и там застрял. Руслан схватил его за бороду, и Черномор полетел по небу вместе с витязем. Два дня носил он Руслана, на третий попросил пощады. Руслан велел колдуну нести его к Людмиле.

Когда Черномор, прилетев к своей обители, опустился на землю, Руслан отхватил ему мечом бороду и положил колдуна в котомку за седло.

В замке Руслан не нашёл своей супруги. В ярости он стал всё крушить, нечаянным ударом сбил с княжны шапку Черномора и увидел, что Людмила в сетях. Радостный витязь порвал сети, но княжна не проснулась. Вдруг он услышал голос Финна. Добрый волшебник сказал, что Людмила очнётся от очарованного сна только в Киеве перед отцом — князем Владимиром.

Поехал витязь в Киев. У него в руках лежала Людмила, а в котомке за седлом сидел Черномор. По дороге он увидел огромную голову и сказал ей, что наказал Черномора. Голова, увидев своего злобного брата, пленённым, произнесла ему укор, и «закончилось её долгое страданье». Увидев смерть головы, Черномор в ужасе молился демонам.

Дальше в пути Руслан увидел Ратмира, который стал рыбаком и живёт с любимой пастушкой. Он рассказал Руслану, что его любили 12 молодых волшебниц, но он оставил их для любимой пастушки. Для неё он «сложил и меч, и шлем тяжёлый, забыл и славу, и врагов». Узнав, что Руслан везёт Людмилу, молодой хан пожелал ему счастья.

Фарлаф скрывался в дальнем краю и ждал Наину. Ведьма явилась, велела ступать за ней, превратилась в кошку и побежала. Фарлаф скакал на коне за ней. Ведьма привела его к кургану, около которого спал Руслан. Фарлаф пронзил ему грудь мечом и умчался на коне, схватив Людмилу. Утром раненый Руслан умер.

Песнь 6



Фарлаф привёз Людмилу в Киев к князю Владимиру и сказал, что она спит, потому что заколдована злым лешим. Рассказал он, что бился 3 дня в муромских лесах с лешим и победил его. Когда прервётся дивный сон Людмилы, он не знает.

В это время в Киеве случилась беда — его осадили печенеги.

Волшебник Финн оживил Руслана с помощью мёртвой и живой воды и дал ему кольцо. Если коснуться им чела Людмилы, исчезнут злые чары, и княжна очнётся. Сообщив это и пожелав Руслану счастья, Финн исчез.

Люди осаждённого Киева утром увидели с городских стен, что меж спящими врагами появился «чудесный воин на коне». Он погубил много печенегов. Воспрянувшие конные дружины славян вышли из города, тоже вступили в бой и обратили врагов в бегство.

Богатырь помчался в княжеский дом, подбежал к Людмиле, коснулся её лица, и она очнулась.

Все были счастливы так, что князь простил Фарлафу его злодейство, а Черномора, лишённого силы чародейства, принял во дворец.

Заключение к краткому пересказу

В поэме А. С. Пушкина «Руслан и Людмила» раскрыты темы:

  • любовь и верность;
  • смелость и трусость;
  • предательство.

Основная мысль (идея) поэмы «Руслан и Людмила»: настоящая любовь, верность и упорство преодолевают все преграды.

Эта сказочная поэма учит тому, что добро сильнее зла.

Краткое содержание поэмы может пригодиться для заполнения читательского дневника, а краткий пересказ по главам (песням) — для подготовки к уроку литературы.

  • Пушкин любил ее больше всех она рассказывала ему сказки
  • Пушкин капитанская дочка краткое содержание для итогового сочинения
  • Пушкин написал сказку о том на что способны пойти две сестры из зависти к третьей
  • Пушкин и пущин дружба сочинение
  • Пушкин и русский язык сочинение