Пушкин или лермонтов кто мне ближе сочинение

Наверное, трудно назвать писателя, который внес в развитие отечественной литературы больший вклад, чем а. с. пушкин и м. ю. лермонтов.

Наверное, трудно назвать писателя, который внес в развитие отечественной литературы боль­ший вклад, чем А. С. Пушкин и М. Ю. Лермон­тов. У каждого из этих великих поэтов, свой стиль, свое видение мира. Но поэзия их уже на протяжении долгого времени продолжает вызы­вать восхищение и преклонение перед неповто­римым поэтическим талантом, невероятным да­ром художественного слова, перед силой чувства и возвышенностью мыслей.
Главное, что объединяет двух великих гениев художественного слова, это сознание собственно­го высокого предназначения, своего долга перед человечеством.
Как для Пушкина, так и для Лермонтова по­эзия — это не просто способ выражения собствен­ных чувств и настроений. Это средство для про­буждения умов и душ народа, это оружие битвы за свободу, независимость и счастье, это факел, зажигающий огонь в благородных сердцах и выс­ветляющий пороки недостойных и пустых душ.
Хочу воспеть Свободу миру,
На тронах поразить порок, — писал А. С. Пушкин. Он был готов всего себя по­святить делу свободы и до последней минуты слу­жил народу. Ради свободы народа М. Ю. Лермон­тов также готов был пожертвовать своим соб­ственным счастьем и даже жизнью:
За дело общее, быть может, я паду Иль жизнь в изгнании бесплодно проведу…
Поэт несет людям свое вещее, пророческое слово. Он является для народа путеводной звез­дой, освещающей путь, возрождает надежду и веру в будущее, поднимает на битву и сам, с по­мощью своего меткого слова разит врага:
Восстань, пророк, и виждь, и внемли,
Исполнись волею моей,
И, обходя моря и земли,
Глаголом жги сердца людей, — такова, по убеждению Пушкина, основная задача каждого поэта, который, подобно эху, должен чут­ко откликаться на все события жизни, пробуждать людей к действию, быть грозным оружием.
С оружием, с кинжалом сравнивает поэтиче­ское слово и Лермонтов. Твердым и несгибаемым, упорно стремящимся к высокой цели должен быть каждый поэт — эту уверенность оба автора пронес­ли через всю свою жизнь, через все свое творче­ство. «Но ты останься тверд, спокоен и уг­рюм», — обращался к поэту А. С. Пушкин. «Да, я не изменюсь, и буду тверд душой», — словно отве­чая великому предшественнику, обещал М. Ю. Лер­монтов. По мнению обоих авторов, творчеству чужда корысть. Поэт должен творить, «не требуя наград за подвиг благородный», убежден Пушкин. Голос поэта, продолжает мысль Лермонтов, должен зву­чать «как колокол на башне вечевой во дни тор­жеств и бед народных».
Наделенные пылким сердцем, охваченные по­стоянным стремлением к свободе, оба поэта были нетерпимы к пассивности, равнодушию народа. Пушкин обрушивался с гневными обвинениями на толпу, которая не умеет ценить красоту, посте­пенно утрачивает духовность, не умеет и не хочет жить настоящей полноценной жизнью.
Молчи, бессмысленный народ,
Поденщик, раб нужды, забот!
Несносен мне твой ропот дерзкий,
Ты червь земли, не сын небес…
Бездеятельность и бездуховность народа, жи­вущего без цели и без мечты, вызывали возмуще­ние и у Лермонтова. В своей «Думе» он упрекает современников за душевный холод, за отсутствие твердых убеждений, за неспособность к действию, за творческое бесплодие. Он сравнивает молодое поколение с «тощим плодом», «до времени созре­лым», который висит меж цветов, не радуя «ни вкуса», «ни глаз».
В их жизни нет ни радостей, ни стремлений, ни увлечений. Они проживают свою короткую жизнь, не оставив ни «шума», ни «следа».
Жизнь и творчество обоих поэтов пришлись на период великих преобразований в России. Оба они были свидетелями восстания декабристов и его трагических последствий. Крах декабрист­ских идеалов вызвал разочарование в душах мно­гих.
людей. Повлиял он и на лирику, в которой все чаще стали появляться мотивы одиночества и отверженности обществом. «Холодная толпа взирает на поэта, как на заезжего фигляра», — говорит Пушкин. Но если Александр Сергеевич приходит к такому разочарованию в понимании людьми назначения поэта только к концу своей жизни, то Михаил Юрьевич Лермонтов с самого начала сознавал себя «изгнанником».
Один среди людского шума Возрос под сенью чуждой я.
И гордо творческая дума На сердце зрела у меня, — писал он в 1830 году. Эти же мысли он пронес через все свое творчество, признавшись в конце пути:
Провозглашать я стал любви И правды чистые ученья, — В меня все ближние мои Бросали бешено каменья.
А. С. Пушкин видел несправедливость совре­менной ему жизни, косность и фальшивость ок­ружающего общества, пассивность и равнодушие масс. Но при всем при этом он сохранял светлую веру в народ и в его будущее. Он верил также в силу своего поэтического слова, утверждая, что при жизни возвел себе своими стихами «памят­ник нерукотворный». В лирике Лермонтова нет подобной уверенности. На смену жизнеутверж­дающей, светлой поэзии Пушкина приходят скорбь и одиночество лермонтовских стихов. Он глубоко страдал от невозможности быть понятым современниками. Не было у него уверенности и в том, что его по достоинству оценят потомки:
Гляжу на будущность с боязнью,
Гляжу на прошлое с тоской И, как преступник перед казнью,
Ищу кругом души родной…
Великий голос Пушкина трагически оборвал­ся в 1837 году. И его молодой соотечественник не мог остаться равнодушным к этой трагедии. Лер­монтов написал свое знаменитое стихотворение «Смерть поэта», в котором выразил любовь к ве­ликому поэту и ненависть к его подлым убийцам, глубокую скорбь и пламенный гнев, восхищение гением и презрение к палачам. Для него Пушкин — идеал поэта и человека, увенчанный при жиз­ни «торжественным венком» славы. Это «дивный гении» с «чудной силой» таланта и «чудесными песнями». Но, вступив «в этот свет завистливый и душный для сердца вольного и пламенных стра­стей», поэт, по мнению автора, сразу же обрек себя на гибель. «Свободный, смелый» поэтичес­кий дар Александра Сергеевича Пушкина восхи­щал Лермонтова. Он восторженно относится к поэту и глубоко скорбит в связи с его гибелью. При этом он бросает гневное обвинение в лицо «жадной толпы, стоящей у трона». Он бичует «свет завистливый и душный», «свободы пала­чей»:
А вы, надменные потомки Известной подлостью прославленных отцов, Пятою рабскою поправшие обломки Игрою счастия обиженных родов!
Таитесь вы под сению закона,
Пред вами суд и правда — все молчи.
Но есть и Божий суд, наперсники разврата! Есть грозный суд: он ждет…
Автор обещает, что смерть великого гения бу­дет отомщена:
И вы не смоете всей вашей черной кровью Поэта праведную кровь!
Этим стихотворением М. Ю. Лермонтов зая­вил о себе не только как о поэтическом наследни­ке Пушкина, но и как о преемнике его вольнолю­бия. «Пистолетный выстрел, убивший Пушкина, пробудил душу Лермонтова», — писал А. И. Гер­цен. С этого момента судьба Пушкина стала его судьбой. Продолжив лучшие традиции своего «творческого наставника» в вопросах понимания места поэзии в жизни общества, Лермонтов внес и новое, свое понимание поэзии, утверждая пред­ставление о ней как об остром боевом оружии.

Глоссарий:

— лермонтов и пушкин сравнение
— сочинение на тему пушкин и лермонтов
— пушкин и лермонтов сравнение
— пушкин и лермонтов кто мне ближе
— сравнение лермонтова и пушкина

Другие работы по этой теме:

Два поэтических мира Пушкин и ЛермонтовВ. Г. Белинский писал: «Нет двух поэтов столь существен­но различных, как Пушкин и Лермонтов. Пушкин — поэт внутреннего чувства души; Лермонтов — поэт беспощадной мысли.
Напишите сочинение на тему «Пушкин-лицеист»Напишите сочинение на тему «Пушкин-лицеист» Попробуйте представить Пушкина-лицеиста как своего ровесника. Какие мысли и чувства юного поэта близки и понятны вам? А. С. Пушкин стал.
Сочинение на тему: ЛЕРМОНТОВ — ЛЮБИМЫЙ ПОЭТ РУССКОЙ НАЦИИ (С РАЗБОРОМ СТИХОТВОРЕНИЯ «ПАРУС»)Когда речь идет о настоящем гении, даты рожде­ния и смерти — лишь предмет изучения биографов, ведь перед истинным талантом даже время почтитель­но останавливается. Так была.
Сочинение на тему: ЛЕРМОНТОВ И БАЙРОНМихаил Юрьевич Лермонтов… Джордж Гор­дон Байрон… Два имени. Две страны. Два време­ни. Две судьбы… Что общего между этими людь­ми? Что сближает их? Что делает их.
Анализ стихотворения Лермонтова «Смерть поэта»Лермонтов очень любил и ценил творчество Александра Сергеевича Пушкина. Многому поэт научился именно у него. Поэтому смерть Пушкина была воспринята Лермонтовым очень болезненно. Он искренне.
Лермонтов — великий человек (Лермонтов М. Ю.)Михаил Юрьевич Лермонтов — это удивительный человек и талантливый писатель, который всего за 12 лет творчества сумел подарить миру сотни стихотворений, множество поэм, драм и.
Анализ стихотворения Смерть поэта (Лермонтов М. Ю.)В конце января 1837 года, получив известие о трагической гибели Пушкина, Лермонтов отозвался на это ужасное событие стихотворением «Смерть поэта». Это яркий образец гражданской лирики.
М. Ю. Лермонтов в Петербурге. 1834-1836 годы22 ноября он высочайшим приказом произведён по экзамену из юнкеров в корнеты лейб-гвардии гусарского полка. 4 декабря М. Ю. Лермонтов на балу впервые в гусарском.
Лермонтов. ИТОГОВЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯТворчество Лермонтова повлияло на после­дующую литературу не только содержанием, но и своей ритмико-мелодической выразительностью. Так, огромную популярность приобрели многие его стихотворения, которые звучали ораторским моно­логом.
М. Ю. Лермонтов. Смерть Поэта. Как характеризует Поэта в первой части Лер­монтов? Найдите слова, которые создают его обликКак характеризует Поэта в первой части Лер­монтов? Найдите слова, которые создают его облик. В первой части стихотворения Лер­монтов воссоздает духовный облик «див­ного гения». Слова погиб.

Свежие записи

Копирование материалов сайта на сторонние ресурсы без указания активной ссылки запрещено!

Многомудрый Литрекон предлагает Вам итоговое сочинение на тему: «Каким путем человек идет к самому себе?». Аргументы, тезисы, заключения, примеры — все здесь в ассортименте. Приятного просвещения!

Вариант 1

(433 слова) Дорога к самому себе — это тернистый путь самопознания и рефлексии. Необходимо задавать себе сложные и неудобные вопросы, уделять время и силы поиску ответов и оставаться честным, что бы ни случилось. Этот процесс подробно описывали многие авторы, обратимся к их произведениям за примерами.

Вспомним произведение А.С. Пушкина «Капитанская дочка». Жизненный путь Петра Гринева по направлению к себе пролегал через испытания и трудности. Лишь невзгоды и новые вызовы судьбы раскрыли его истинный характер, показали, кем он является на самом деле. Чтобы закалить волю сына и сделать из него воина, отец отправил Петра в отдаленную часть, а не в столичную гвардию. Еще в пути Гринев стал проходить первые проверки на прочность. Он проиграл крупную сумму денег, напился, поссорился с Савельичем и понял, что был не прав. Эти уроки помогли ему исправиться и проявить добродетель в других случаях, когда ставки были более высоки. Так, Петр смог постоять за честь возлюбленной на дуэли и даже простил его обидчика. А во время обороны крепости он проявил смелость, решительность и самоотверженность. Гринев не предал Родину и не изменил присяге, хотя за это ему грозила смерть. Выдержав все испытания и преодолев препятствия, Петр понял себя и свое предназначение. Именно эти события показали его истинную натуру, которая не могла проявиться во всем своем великолепии при рутинных обстоятельствах. То, что герой записал все это, отражает его рефлексию — попытку дать себе оценку и извлечь опыт.

Такая же трудная и напряженная дорога к себе была у Андрея Болконского в романе-эпопее Л.Н. Толстого «Война и мир». Сначала герой искал свое предназначение на войне. Его кумиром был Наполеон, его целью — Тулон. Он хотел славы и величия. Но реальная картина боя изменила его иллюзорные представления о природе сражений. Он увидел лишь грязь и кровь. Ранение под Аустерлицем и ненужный подвиг заставили его переосмыслить свою жизнь и признать ошибку. Следующим этапом были его попытки реализовать себя в деле помещика, а затем и на поприще реформатора. Но и эти направления со временем разочаровали Андрея. Семейная жизнь тоже не удалась, ведь невеста изменила ему. Но все эти события вели героя к более глубокому пониманию себя и своих потребностей. Именно поэтому в финале своей жизни Болконский смог осознать такую высшую мудрость, с которой не живут. Он полностью принял и познал себя, мир, суть своего пути и предназначения. Как он к этому пришел? Методом проб, ошибок и серьезных раздумий над ними.

Таким образом, человек идет к себе дорогой, состоящей из рефлексии, самоанализа и испытаний. Только разговор с собой и самокопание позволяют дойти до глубинной сути личности и найти для нее наиболее полную реализацию в мире. Преодоление терний и, что важнее, себя самого — вот путь, который ведет людей к самим себе.

Вариант 2

(375 слов) Путь человека к самому себе определяется его природой. Кто-то находит себя в рефлексии и самоанализе, а кто-то — в деятельности и активности, которые реализуют потенциал личности и указывают ей направление. А кто-то видит свое истинное лицо только в испытании или же при свете вспышки любовного чувства. Чтобы лучше разобраться в это теме, проанализируем книги известных писателей.

Вспомним психологический роман М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Григорий Печорин был очень развитым и образованным человеком. Он много размышлял о себе и своем предназначении в мире. Все свое время он посвятил разгадке тайны собственной личности. Этот вопрос — главная тема его журнала. Герой не только думал о себе, но и писал, анализировал, делал выводы, то есть превратил самокопание в научную работу. Более того, в этой деятельности было место экспериментальной части и практическим занятиям. Ради проверки и изучения самого себя он участвовал в дуэлях, бросался на пьяного казака, похитил девушку, обманул другую, разрушил семью третьей и так далее. Все это он делал не столько ради развлечения, сколько для открытия новых граней и возможностей своей натуры. Таким образом, жизненный путь Печорина к себе — это интеллектуальная активность, сопряженная с экспериментами и ведением отчетности.

Совсем иной пример можно найти в романе И.А. Гончарова «Обломов». Агафья Пшеницына едва ли могла бы сформулировать свое жизненное кредо и дать оценку своей судьбе. Эта женщина была ограниченной, автор даже употребляет прилагательное «тупой». Она занималась бытом и детьми, на это уходило все ее время, ведь денег у вдовы чиновника было мало. Как же она шла к себе? Именно физическая активность была ее методом постижения своей натуры. В делах и заботах Агафья выражала себя и реализовывала собственные возможности. В ее доме всегда было чисто, уютно, по-человечески тепло и душевно. Она умела создать семейный очаг, маленькую версию Обломовки. На это нужны не только материальные, но и духовные ресурсы. Героиня тоже была в процессе самоидентификации, но не посвящала себе повести, а трудилась во благо близких и генерировала домашнюю атмосферу, выражающую ее суть.

Таким образом, путь к себе у каждого человека свой, нет какой-то универсальной рецептуры, подходящей для всех. Важно нащупать свою индивидуальную тропу, которая ведет именно к вам, а не к той версии вас, которую хотели бы видеть другие люди. Познать себя можно и интеллектуальным, и физическим, и духовным трудом. Главное, чтобы результат соответствовал вашей сущности.

Ответы на вопросы учебника «Литература» 5 класс, 1 часть, Коровина, страница 112-113

А. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»

Часть 1.

Прочитать ответы на вопросы разделов «Литература и другие виды искусства» и «Фонохрестоматия» можно, перейдя по ссылке.

Размышляем о прочитанном

1. Какое настроение вызвала у вас сказка Пушкина?

По мере развития действия у меня сменилось несколько настроений. Сперва — тревога, потом негодование, страх, наконец восторг и радость.

2. Кто из героев особенно понравился вам, кто вызвал другие чувства?

Больше всего мне понравилась царевна. Она была доброй, отзывчивой, не кичилась своим происхождением, вела себя со всеми одинаково хорошо.

Мне не понравилась царица-мачеха. Она была злой, жестокой, эгоистичной, самовлюблённой.

3. Какая сказка — Жуковского или Пушкина ближе к народной? Обоснуйте свой ответ. Какая из них понравилась вам больше? Чём?

Сказка Пушкина ближе к народной. В отличии от сказки Жуковского, Пушкин использовал такие элементы народной сказки, как троекратные повторы, его герои более традиционные: богатыри, королевичи, цари, он вводит в текст описание сил природы, одушевляя их — это тоже приём народной сказки.

Но тем не менее, сказка Жуковского мне понравилась больше. В ней больше юмора, она более лёгкая и увлекательная.

4. Что в описании проводов царя и ожидания его царицей создаёт особенно грустное настроение?

Грустное настроение создаёт описание долгого ожидания царицы, которая всё время сидела у окна и ждала милого друга. Мы понимаем, как сильно она скучала и тосковала.

5. Как вы понимаете строчки «Тяжелёшенько вздохнула, восхищенья не снесла и к обедне умерла»?

Царица ещё не оправилась от родов, была очень слабой, а возвращение царя вызвало сильнейшее нервное потрясение, которое оказалось роковым — она умерла от радости.

6. Похожа ли новая, другая царица на первую и что вы можете сказать о ней?

Новая царица не любила царя, а любила себя. Пушкин про неё сказал прямо: горда, ломлива, своенравна и ревнива. Хотя при этом она была умной и красивой.

7. Понравилась ли вам царевна? Как объяснить что стихотворные строчки о ней начинаются со слова «Но»? Кому противопоставляет её автор?

Царевна мне очень понравилась. Автор противопоставляет её царице, поэтому её описание начинается со слова «Но».

Она описывается роскошной красавицей, но у неё кроткий нрав. Она скромная и добрая.

8. Чего добивалась царица от зеркала и почему Пушкин называет её по-разному: царица, баба, гневная царица, злая царица, злая мачеха? Какое из этих слов выражает в полной мере причину её недоброго отношения к царевне?

Царица хотела знать, всех ли она красивей. Волшебное зеркальце могло дать ей ответ на этот вопрос.

Недоброе отношение к царевне лучше всего выражает слово «Ревнива», которое использует Пушкин, или «Завистлива», как мы бы сказали сейчас.

Из предложенных вариантов лучше всего подходит слово «Злая».

9. Какие черты характера открываются нам в царевне и в богатырях? Как богатыри относятся к царевне и почему?

Живя в доме богатырей, царевна показала себя скромной, вежливой, трудолюбивой, застенчивой, доброй.

Богатыри были мужественными, честными, вежливыми и благодарными. Они полюбили царевну, но, узнав, что у той есть жених, стали вести себя как братья, опекая царевну и заботясь о ней.

10. Чем интересны обращения Елисея к солнцу, месяцу, ветру? Как проявляются в этих обращениях тревога, волнение, печаль, радость королевича Елисея?

Эти обращения интересны прежде всего тем, что в них использован приём олицетворения, автор оживляет слепые силы природы.

Интересна и форма обращения Елисея. Он понимает, что говорит с могущественными силами, обращается к ним очень ласково, расхваливает их, стремясь расположить к себе. Он умоляет не отказать в ответе, говоря, что он жених царевны. В этом проявляется его тревога и печаль.

Узнав о судьбе царевны, Елисей громко рыдает.

11. Прочитайте сцену разговора царевны с Чернавкой. Как вы понимаете этот эпизод?

Чернавка отвела царевну в лес и та перепугалась. Она поняла, что против неё замышляют недоброе. Поэтому она стала умолять Чернавку пощадить её, обещая не забыть об этом, когда станет царицей.

Чернавка сжалилась и оставила царевну в лесу, сказав «Бог с тобой», то есть вручив её судьбу высшим силам.

12. Прочитайте пушкинские строчки и скажите, в чём разница настроения и музыкального тона этих строчек. В чём причина этой разницы? 

«И молва трезвонить стала:

Дочка царская пропала!»

«И трубит уже молва:

Дочка царская жива!»

Первые строчки печальны, вторые — радостны. Разница между ними в ритме. В первых строчках он более протяжный, строка состоит из 8 слогов. Во вторых строчках он более быстрый, строка состоит из семи слогов.

Также автор использует два глагола, задающих общее настроение. Глагол трезвонить ассоциируется с печальным перезвоном колоколов. Глагол трубит ассоциируется с радостными, победными звуками труб.

Будьте внимательны к слову

Выберите слова и выражения, которые встречались в народных сказках, и те, которые могли быть, по-вашему мнению, только в авторской сказке.

Слова из народных сказок: простился, в путь-дорогу снарядился, с белой зари до ночи, желанный, воротился издалече, неутешен, правду молвить, приветливо, сыскался, перемолвился, трезвонить, трубить, величать, красная девица, спознали, отрекался, потешить, прекословить, перечить, поникли головою, вдруг погасла.

Слова из авторской сказки: ждёт-пождёт милого друга, глядючи, белешенька земля, тяжелёшенько, восхищенья не снесла, свойство зеркальце имело, нраву кроткого такого, что-де в гости к ним зашла, аль товар не по купцам, в горести душевной, сотворив обряд печальный, жертвой злобе, с мольбой погнался, трубит молва.

AVvXsEgIwcaUA2gdKXCN5hDOcIzkiqwYQZU8lA9AeyilUggqxeAJerASsvvYS79adYyfeslEu7tG1XMd7ZmvmFY2GeZf dJvh 2mpcGUrAjAtgurdIHj4aXNGGfpmk3QC2Bdt1m3fWrRqSLIawgWZ4QvXrrWh1OJav1gFUv4Je0H21Lc47Dk2rVq rKyTX EwQ=w400 h330

  Контрольная работа по литературе

за I полугодие.

10 класс.

I вариант.

Полугодовая контрольная работа  по литературе для учащихся 10 класса составлена на основе Федерального государственного общеобразовательного стандарта основного общего образования, в соответствии с действующей программой по литературе.

Цель работы – оценить общеобразовательную подготовку учащихся по литературе за первое полугодие 10 класса, занимавшихся по учебнику :

Литература: учебник для 10 класса : среднее (полное)общее образование (базовый уровень) : в 2 ч. /И.Н. Сухих.-М.: Издательский центр «Академия», 2014.

Контрольная работа рассчитана на 60 минут.

Работа состоит из  двух частей : 1 часть — тест из 32 заданий, 2 часть – сочинение.

Часть 1 содержит   32 задания.  К каждому заданию даны  варианты ответов. Каждое правильно выполненное задание  оценивается в 1 балл.

Часть 2 содержит задание, требующее    развернутого ( 13-15 предложений)  ответа на вопрос,  – написание сочинения. Оценивается сочинение  в соответствии  с  критериями ОГЭ по литературе в 9 классе..

  1. Шкала перевода баллов, полученных за решение тестов, в оценки:

Оценка

Оценка «2»;  

Оценка «3»;

Оценка «4»;

Оценка «5»;

0-7  балла

8-18  баллов

19-29  баллов

30-32 балл

  1. Критерии оценивания сочинения. 

Баллы.

Критерии.

                    1. Соответствие сочинения теме и её раскрытие

3

Сочинение написано на заданную тему, тема раскрыта глубоко, многосторонне.

2

Сочинение написано на заданную тему, тема раскрыта глубоко, но односторонне.

1

Сочинение написано на заданную тему, но тема раскрыта поверхностно.

Тема не раскрыта.

                2. Привлечение текста произведения для аргументации.

3

Для аргументации текст привлекается на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т.п.,  авторская позиция не искажена, фактические ошибки отсутствуют.

2

Для аргументации текст привлекается на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т.п.,  авторская позиция не искажена, допущено одна-две фактические ошибки

1

Для аргументации текст привлекается на уровне общих рассуждений о его содержании (без анализа важных для раскрытия темы сочинения фрагментов, образов, микротем, деталей и т.п.),

 ИЛИ

 аргументация подменяется пересказом текста,  авторская позиция не искажена,

И/ИЛИ допущено три фактические ошибки.

Суждения не аргументируются текстом произведения(-ий),

ИЛИ

 при аргументации ( с любым уровнем привлечения текста произведения(-ий)) допущено четыре или более фактические ошибки,

И/ИЛИ

авторская позиция искажена.

                   3. Опора на теоретико-литературные понятия.

2

Теоретико-литературные понятия включены в сочинение и использованы для анализа текста произведения(-ий) в целях раскрытия темы сочинения, ошибки в использовании понятий отсутствуют.

1

Теоретико-литературные понятия включены в сочинение, но не использованы для анализа текста произведения(-ий),

И/ИЛИ допущена одна ошибка в использовании понятий

Теоретико-литературные понятия не включены в сочинение, или допущено более одной ошибки в использовании понятий.

                     4. Композиционная цельность и логичность.

3

Сочинение характеризуется композиционной цельностью, его смысловые части логически связаны, внутри смысловых частей нет нарушений последовательности и необоснованных повторов.

2

Сочинение характеризуется композиционной цельностью, его смысловые части логически связаны между собой,

 НО

 внутри смысловых частей есть нарушения последовательности и необоснованные повторы.

1

В сочинении прослеживается композиционный замысел, НО

есть нарушения композиционной связи между смысловыми частями, 

И/ИЛИ

мысль повторяется и не развивается.

В сочинении не прослеживается композиционный замысел, допущены грубые нарушения последовательности частей высказывания, существенно затрудняющие понимание смысла сочинения.

                              5. Соблюдение речевых норм.

2

Речевых ошибок нет, или допущено не более двух речевых ошибок.

1

Допущено три-четыре речевые ошибки.

Допущено пять или более речевых ошибок.

                                                     Максимальный балл за сочинение – 13.

Критерий №1 – главный !! Если по этому критерию 0 баллов, работа не оценивается!!!

  1. Шкала перевода баллов, полученных за написание сочинения, в оценки:

Оценка

Оценка «2»;  

Оценка «3»;

Оценка «4»;

Оценка «5»;

0-4  балла

5-8  баллов

9-11  баллов

12-13 балл

Распределение заданий по основным темам :

Тема

Количество заданий

Уровень сложности

1

Знание биграфии писателей

1

1

2

Знание программных художественных произведений

17

3

8

6

3

Теория литературы

14

3

7

4

Задания контрольной работы  соответствуют кодификатору , включающему следующие элементы содержания:

Художественная литература как искусство слова. Авторский замысел и его воплощение. Историко-литературный процесс.Литературные направления: классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм. Литературные роды: эпос, лирика, драма. Жанры литературы. Авторская позиция. Тема. Идея. Композиция. Антитеза. Стадии развития действия. Лирическое отступление. Конфликт. Лирический герой. Система образов.Портрет. Ремарка. Говорящие фамилии. «Вечные темы» и «вечные образы» в литературе. Сюжет и фабула. Язык художественногопроизведения. Риторический вопрос. Афоризм. Инверсия. Анафора. Изобразительно-выразительные средства в художественном произведении: сравнение, эпитет, метафора ( включая олицетворение), метонимия. Гипербола. Аллегория. Звукопись : ассонанс, аллитерация. Проза и поэзия. Стихотворные размеры : ямб, хорей, дактиль, амфибрахий, анапест. Ритм. Рифма. Строфа.

«Слово о полку Игореве».

Д.И. Фонвизин. Пьеса «Недоросль»

Н.М. Карамзин. Повесть «Бедная Лиза»

В.А. Жуковский. Баллада «Светлана»

А.С. Грибоедов. Пьеса «Горе от ума»

А.С. Пушкин. Лирика. Роман «Евгений Онегин».Роман «Капитанская дочка». Поэма «Медный всадник».

М.Ю. Лермонтов. Лирика. Роман «Герой нашего времени»

Н.В. Гоголь. Поэма «Мертвые души». Повесть «Невский проспект».

Ф.И. Тютчев. Лирика.

А.А. Фет. Лирика.

И.А. Гончаров. Роман «Обломов».

А.Н. Островский . Пьеса «Гроза».

И.С. Тургенев. Повесть «Ася». Роман «Отцы и дети».

                                                         Часть 1

1.Соотнесите фамилии с  полными именами писателей и поэтов.

  1. Островский       А. Афанасий Афанасьевич
  2. Тютчев               Б. Федор Иванович
  3. Фет                     В. Иван Сергеевич
  4. Гончаров            Г. Александр Николаевич
  5. Тургенев            Д. Иван Александрович

2.Выберите правильную последовательность смены одного литературного направления другим.

а) романтизм, сентиментализм, реализм, классицизм

б) классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм

в) классицизм, реализм, сентиментализм, романтизм

г) сентиментализм, классицизм, реализм, романтизм

3. Заполните таблицу. Соотнесите роды литературы, характеристики родов,  жанры  и названия произведений, укажите авторов данных произведений.

ЭПОС

ЛИРИКА

ДРАМА

Общая характеристика

Жанры

Произведения. Авторы!!

«Светлана», «Герой нашего времени», «Гроза», «Капитанская дочка», «Silentium»,

 « Преступление и наказание»,  «Ревизор», «Пророк», «Отцы и дети», «Обломов»,                                                          

 «Мертвые души»,  «Шепот, робкое дыханье…»,  «Луч света в темном царстве»,

 «Анчар», «Родина», «Горе от ума», «Путешествие из Петербурга в Москву», «Бедная                    

 Лиза»,  «Нищий» /

4. Соотнесите имена героев и названия произведений .

1. Петр Андреевич                       А. «Отцы и дети»

2. Ольга Дмитриевна                   Б. . «Гроза»

3. Марфа Игнатьевна                   В. «Капитанская дочка»

4.  Павел Петрович                       Г. «Обломов»

5.  Илья Ильич                              Д. « Евгений Онегин»

5. В каких  произведениях конфликт поколений является основным, ведущим.

А. «Капитанская дочка»

Б. «Обломов»

В. «Гроза»

Г. «Отцы и дети»

Д. «Евгений Онегин»

6. Определите, в каких произведениях герой проходит испытание любовью.

А. «Герой нашего времени»

Б. «Обломов»

В. «Отцы и дети»

Г. «Ася»

Д. «Медный всадник»

7. Сопоставьте героев произведений и заветы, которые они получили  от родителей. Укажите фамилии героев, названия произведений, авторов.

1.  «Смотри, сынок, …коли хочешь жизнью                                    А.  Павел Иванович

       жуировать, так гляди в оба!»                                                      Б. Премудрый пескарь

2.«Служи верно, кому присягнешь; слушайся                                 В. Петр Андреевич

     начальников; за их лаской не гоняйся; на                                    Г. Алексей Степанович

     службу не напрашивайся; от службы не

     отговаривайся; и помни пословицу:

     береги платье снову, а честь смолоду».

3.«…Учись, не дури и не повесничай, а больше всего

 угождай учителям и начальникам…С товарищами

не водись, они тебя добру не научат…

А больше всего береги и копи копейку: эта вещь надежнее

 всего на свете…Все сделаешь и все прошибешь копейкой».

4.«…Угождать всем людям без изъятия: хозяину, где

 доведется жить, начальнику, с кем буду я служить,

слуге его, который чистит платья, швейцару,

 дворнику, для избежанья зла, собаке дворника,

 чтоб ласкова была.»                                            

8.Где происходит действие пьесы «Гроза»?

А.   в Москве на берегу Яузы;

 Б.   в Санкт-Петербурге на берегу Невы;

 В.   в Калинове на берегу Волги.

 9. Высказывание «А судьи кто? – За древностию лет к свободной жизни их вражда непримирима…» принадлежит:

а) Стародуму из «Недоросля»

б) Чацкому из «Горя от ума»

в) Ленскому из «Евгения Онегина»

г) Вернеру из  «Героя нашего времени»

10. Укажите, кому из героев пьесы А.Н. Островского  «Гроза» принадлежат следующие слова.

«Жестокие нравы, сударь, в нашем городе, жестокие! В мещанстве, сударь, вы ничего, кроме грубости да бедности нагольной, не увидите. И никогда нам, сударь, не выбраться из этой коры! Потому что честным трудом никогда не заработать нам больше насущного хлеба. А у кого деньги, сударь, тот старается бедного закабалить, чтобы на его труды даровые еще больше денег наживать!»

а) Тихон

б) Борис

в) Кудряш

г) Кулигин

11. Сопоставьте названия и эпиграфы к произведениям. Укажите авторов.

1.) «Береги честь смолоду» .                                              А. «Путешествие из Петербурга в Москву»

       Русская пословица.                                                      Б. «Ревизор»

2.) «Вкушая, вкусих мало меду, и се аз умираю»            В. «Капитанская дочка»

         Библия. 1-я Книга Царств.                                         Г. «Мцыри»

3.) « На зеркало неча пенять, коли рожа крива».

          Народная пословица.

4.) « Чудище обло (т.е круглое),озорно, огромно, стозевно и лаяй».

          Из поэмы В.К. Тредиаковского «Телемахида».

12. Соотнесите названия произведений и художественные детали.

                                                                                                         А. «Мертвые души»

     1.  Разрушенная церковь с уцелевшей                                    Б.  «Гроза»

           фреской ,на которой изображена                                       В. «Капитанская дочка»

           гиена огненная;                                                                    Г. «Герой нашего времени»

2.  Перстень с изображением сфинкса;                                  Д. «Обломов»

3.  Адский камень.                                                                    Е. «Отцы и дети»

4.  Гороховая улица в Петербурге .                                        

      5. Лягушки, чтобы «посмотреть, что у них внутри делается»

6.  Халат из персидской материи;

7.  Заячий тулуп;

8. Милитриса Кирбитьевна.

9. Ревизская сказка

13. Чей это портрет?

  1. Человек «высокого роста в длинном балахоне с кистями», лицо «длинное и худое, с широким лбом, кверху плоским, книзу заостренным носом, большими зеленоватыми глазами и висячими бакенбардами песочного цвета», оно «оживлялось спокойной улыбкой  и выражало самоуверенность и ум».
  2. « На вид ему было лет сорок пять: его коротко остриженные седые волосы отливали темным блеском, как новое серебро; лицо его, жёлчное, но без морщин, необыкновенно правильное и чистое, словно выведенное тонким и лёгким резцом, являло следы красоты замечательной; особенно хороши были светлые, черные, продолговатые глаза».
  3. Человек «среднего роста, приятной наружности, с темно-серыми глазами, но с отсутствием всякой определенной идеи, всякой сосредоточенности в чертах лица. Мысль гуляла вольной птицей по лицу, порхала в глазах, садилась на полуотворенные губы, пряталась в складках лба, потом совсем пропадала, и тогда во всем лице теплился ровный свет беспечности».
  4. Он «весь составлен из костей, мускулов и нервов, как кровная английская лошадь. Он худощав; щек у него почти вовсе нет, то есть есть кость да мускул, но ни признака жирной округлости; цвет лица ровный, смугловатый и никакого румянца; глаза хотя немного зеленоватые, но выразительные. Движений лишних у него не было. Если он сидел, то сидел покойно, если же действовал, то употреблял столько мимики, сколько было нужно».

                          А. Обломов

                          Б. Базаров

                          В. КирсановП.П.

                          Г. Штольц

             14. Кому из литературных героев принадлежат фразы?

  1. «Мы, люди старого века, мы полагаем , что без принсипов… принятых, как ты говоришь, на веру, шагу ступить, дохнуть нельзя».
  2. « А по-моему: делай, что хочешь, только бы шито да крыто было».
  3. « Труд- образ, содержание, стихия и цель жизни, по крайней мере моей».
  4.   « Природа не храм, а мастерская,,,»
  5.   « Отчего люди не летают? Я спрашиваю- отчего люди не летают так , как птицы…»
  6.   «А это что за фигура на других баб не похожая ?»
  7.   «..А где же здесь душа ?»

А. Обломов; Б. Штольц; В. Базаров; Г. Кирсанов; Д. Катерина; Е. Варвара

15.Рассказывая историю двух друзей, И.А.Гончаров в романе  «Обломов» использует тот же литературный прием, что и А.С. Пушкин в романе «Евгений Онегин».

А. Гипербола

Б. Ирония

В. Антитеза

16. Кому посвящен роман «Отцы и дети» ?

а) памяти Н.В. Гоголя;

б) памятиН.А. Добролюбова;

в) памяти В.Г. Белинского;

г) памяти Н.Г. Чернышевского

17. Действия каких произведений происходят в Петербурге?

а) «Мертвые души»      Н. В. Гоголя

б) «Медный всадник»   А.С. Пушкин

в) «Обломов»                  И.А.Гончаров

г) «Гроза»                        А.Н. Островский

д) «Отцы и дети»            И.С. Тургенев

18. К какому типу литературных героев можно отнести  И. Обломова.

а) «маленький человек»

б) «лишний человек»

в) «новый человек»

19. В каком произведении автор  использует  «двойников»  главного героя?

А.  «Обломов»

Б.  «Гроза»

В.  «Отцы и дети»

20. Кто из литературных героев принимал  участие в дуэли?

А. Ленский

Б. Грушницкий

В. Штольц

Г. Базаров

21. Укажите, в каких литературных произведениях звучат эти музыкальные композиции.

1. Ария «Casta Diva» Беллини                    А. «Отцы и дети»

     2. Среди долины ровныя.                             Б. «Герой нашего времени»

          На гладкой высоте…                                В. «Обломов»

        (народная песня)                                         Г. «Гроза»

22. У кого из литературных героев есть дети ?

а) Тихон Кабанов; б) Илья Обломов; в) Евгений Базаров; г) Евгений Онегин.

23. По данному описанию жилища определите, кому оно принадлежит.

«Комната… с первого взгляда казалась прекрасно убранною. Там стояло бюро красного дерева, два дивана, обитые шелковою материею, красивые ширмы с вышитыми небывалыми в природе птицами и плодами. Были там шелковые занавесы, ковры, несколько картин, бронза, фарфор и множество красивых мелочей. Но опытный глаз человека  с чистым вкусом одним беглым взглядом на все, что тут было, прочел бы только желание кое-как соблюсти видимость неизбежных приличий, лишь бы отделаться от них…»

а) Штольц

б) Кирсанов П.П.

в) Кабаниха

г) Обломов

24. Укажите,   какое  произведение литературы XIX века заканчивается следующими строчками.  

Есть небольшое сельское кладбище в одном из отдаленных уголков России. Как почти все наши кладбища, оно являет вид печальный: окружающие его канавы давно заросли; серые деревянные кресты поникли и гниют под своими когда-то крашеными крышами; каменные плиты все сдвинуты, словно кто их подталкивает снизу; два-три ощипанных деревца едва дают скудную тень; овцы безвозбранно бродят по могилам… Но между ними есть одна, до которой не касается человек, которую не топчет животное: одни птицы садятся на нее и поют на заре. Железная ограда ее окружает; две молодые елки посажены по обоим ее концам (…)  К ней, из недалекой деревушки, часто приходят два уже дряхлые старичка — муж с женою. Поддерживая друг друга, идут они отяжелевшею походкой; приблизятся к ограде, припадут и станут на колени, и долго и горько плачут, и долго и внимательно смотрят на немой камень, под которым лежит их сын; поменяются коротким словом, пыль смахнут с камня да ветку елки поправят, и снова молятся, и не могут покинуть это место, откуда им как будто ближе до их сына, до воспоминаний о нем… Неужели их молитвы, их слезы бесплодны? Неужели любовь, святая, преданная любовь не всесильна? О нет! Какое бы страстное, грешное, бунтующее сердце ни скрылось в могиле, цветы, растущие на ней, безмятежно глядят на нас своими невинными глазами: не об одном вечном спокойствии говорят нам они, о том великом спокойствии «равнодушной» природы; они говорят также о вечном примирении и о жизни бесконечной…

а) «Герой нашего времени»

б) «Обломов»

в) «Гроза»

г) «Отцы и дети»

25. Критическая статья Н.А.Добролюбова «Луч света в темном царстве» посвящена размышлениям над… ?

а) «Обломов»

б) «Гроза»

в) «Отцы и дети»

г) «Бесприданница»»

26. Кого из русских литераторов называли «Колумбом купеческого Замоскворечья»?

а) Ф.И. Тютчева

б) А.А. Фета

в) И.А. Гончарова

г) А.Н. Островского

27. Анализу какого произведения посвящена статья М.А. Антоновича  « Асмодей нашего времени»?

а) И.А.Гончаров «Обломов»

б) И.С. Тургенев «Отцы и дети»

в) Н.В. Гоголь «Мертвые души»

г) М. Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»

28. Стихотворение «К.Б.» («Я встретил вас…») Ф.И. Тютчева  посвящено:

а) Амалия фон Крюденер

б) Элеонора Петерсон

в) Эрнестина Дернберг

г) Елена Денисьева

29. Какие художественные приемы использованы автором в следующем отрывке?

С поляны коршун поднялся,

Высоко к небу он взвился;

Все выше, дале вьется он,

И вот ушел за небосклон.

Природа-мать ему дала

Два мощных, два живых крыла —

А я здесь в поте и в пыли,

Я, царь земли, прирос к земли!..

 а) олицетворение

 б) антитеза

 в) ирония

 г) анафора

30. Какое стихотворение А.А. Фета можно отнести к философскому размышлению ?

а) «Шепот, робкое дыханье…»

б) «На заре ты ее не буди…»

в) «Учись у них – у дуба, у березы…»

г) «Сияла ночь. Луной был полон сад.»

31. Укажите, какие художественные приемы использовал автор .

Я пришел к тебе с приветом,

Рассказать, что солнце встало,

Что оно горячим светом

По листам затрепетало;

Рассказать, что лес проснулся,

Весь проснулся, веткой каждой,

Каждой птицей встрепенулся

И весенней полон жаждой;

Рассказать, что с той же страстью,

Как вчера, пришел я снова,

Что душа все так же счастью

И тебе служить готова;

Рассказать, что отовсюду

На меня весельем веет,

Что не знаю сам, что буду

Петь — но только песня зреет.

                 а) олицетворение

   б) повтор

      в) эпифора

   г) эпитет

32. Определите стихотворный размер следующего отрывка.

Умом Россию не понять,

 Аршином общим не измерить:

 У ней особенная стать —

 В Россию можно только верить.

а) ямб

       б) дактиль

              в) амфибрахий

      г) анапест

Часть 2

Для выполнения задания части 2 необходимо выбрать только ОДНУ из предложенных тем сочинений. Напишите сочинение (150-200слов), опираясь на авторскую позицию, формулируя свою точку зрения. Аргументируйте свои тезисы , опираясь на литературные произведения, используя теоретико-литературные  понятия для анализа произведения. Продумывайте композицию сочинения. Сочинение пишите четко и разборчиво, соблюдая нормы речи.

  1. О чем может рассказать выбранное автором имя героя? (Приведите 3-4 примера из разных произведений.)
  2. Слово какого поэта XIX века , на Ваш взгляд, звучит современно и почему?
  3. Какие способы раскрытия авторской позиции могут применяться в литературном произведении ( на примере 1-2 произведений по Вашему выбору)?
  4. Если бы Вы составляли сборник избранных стихотворений поэтов XIX века, то какие бы стихотворения и каких поэтов  туда обязательно вошли и почему ( на примере 2-3 стихотворений)?
  5. Какая книга из прочитанных в последнее время вспоминается Вам чаще всего и почему?

  • Пушкин капитанская дочка сочинение петр гринев
  • Пушкин любовная лирика сочинение
  • Пушкин и лермонтов кто мне ближе сочинение 10 класс
  • Пушкин как личность сочинение
  • Пушкин дубровский и маша сочинение 6 класс