Пушкин и лермонтов кто мне ближе сочинение 10 класс

Разница между лирикой пушкина и лермонтова поэтический мир лермонтова не стал зеркальным отражением мотивов и образов лирики пушкина. его отличительной

Разница между лирикой Пушкина и Лермонтова

Поэтический мир Лермонтова не стал зеркальным отражением мотивов и образов лирики Пушкина. Его отличительной чертой является глубокая сосредоточенность на конфликте между мечтой и реальностью, определившая романтическое содержание творчества поэта, мироощущение которого формировалось под значительным влиянием лирических произведений Дж. Байрона.
Основной лейтмотив в поэзии Лермонтова — тема одиночества, внутренней обособленности, неудовлетворенности своей судьбой. Он звучит и как внутренний голос лирического героя в стихотворении «Парус», и как философский подтекст в пейзажной лирике, и как отголоски душевного томления в зрелых произведениях «Нет, я не Байрон, я другой», «Выхожу один я на дорогу», «И скучно и грустно», «Мое грядущее в тумане».

В творчестве Пушкина нет такого трагического звучания. В его стихах романтический идеал связан с утверждением светлого начала, творческой свободы, определения роли поэта как служителя высокого искусства.

Интимная лирика Пушкина полна личных переживаний, но в ней нет безысходности и отрицания, свойственных поэзии Лермонтова. «Я помню чудное мгновенье», «Что в имени тебе моем», Кольцо», «Я Вас любил» — стихи, в которых печаль светла, а чувства возвышенно прекрасны. У Лермонтова эта тема звучит как обреченность и неверие в возможность счастья. Примером может служить стихотворение «Я не унижусь пред тобой».

Пейзажную лирику Пушкина можно назвать зарисовками с натуры: ее образы не обременены излишней метафоричностью, просты, выразительны и совершенны. «Зимнее утро», «Погасло дневное светило», «Редеет облаков могучая гряда», «Осень» — стихи, в которых вечно живая природа олицетворяет гармонию мира. В лирике Лермонтова, посвященной этой теме, преобладает жанр пейзажной миниатюры с использованием сложных аллегорий и мифологизированных образов, связанных с размышлением поэта о жизни и смерти. «Горные вершины», «Когда волнуется желтеющая нива», «Тучи», «Кавказ», как и другие лирические произведения поэта, построены на внутренних контрастах, отражающих дисгармонию окружающего мира.

Особое место в творчестве Пушкина занимают жанры дружеского послания и философской элегии. Они наполнены положительным смыслом и осознанием божественного начала во всем, что предначертано человеку судьбой. В лирике Лермонтова тема общения с современниками окрашена субъективным ощущением неудовлетворенности и тоски по несбыточному идеалу. Отсюда – хрестоматийные лермонтовские строки: «Печально я гляжу на наше поколенье…»

Этот же мотив преобладает и в гражданской лирике Лермонтова. В стихотворениях «Родина», «Прощай, немытая Россия», «Как часто, пестрою толпою окружен» лирический герой противопоставлен среде, стремится вырваться за ее пределы, подняться над обыденным сознанием своего окружения. В стихах Пушкина гражданский мотив связан со стремлением «глаголом жечь сердца людей» и «лирой пробуждать» лучшие человеческие чувства.

Источник

Сравнительный анализ стихотворений Пушкина и Лермонтова

Александр Сергеевич Пушкин и Михаил Юрьевич Лермонтов – сравнительная характеристика авторов и их произведений.

Лермонтов и Пушкин – два современника, ставших одними из величайших поэтов России и мира. При жизни они ни разу не встречались и не были знакомы лично. Однако для Лермонтова Пушкин стал примером для подражания, он восхищался его силой, свободолюбием и мужеством. Михаил Юрьевич знал наизусть множество пушкинских произведений. Также через знакомых ему была известна личная жизнь Александра Сергеевича. Прийти и увидеться с Пушкиным лично он не решался. Возможно ему казалось, что он ещё не создал произведений, которые мог бы продемонстрировать своему кумиру. Со смертью Пушкина было создано знаменитое стихотворение «Смерть поэта». Лермонтов писал об осмелившемся восстать против мнений света поэте, которого за это незаслуженно убили. Свою карьеру Лермонтов начинает с этого произведения. Примечательно, что оба поэта погибли на дуэлях. Труды поэзии Пушкина становятся образцами для Лермонтова, поэтому затрагиваемые темы и идеи этих авторов схожи. Они были верные себе и народу поэты, часто обращавшиеся к темам осмысления предназначения поэта и сущности искусства. Самыми известными произведениями Пушкина и Лермонтова, сравнивающимися между собой, являются одноименные стихотворения «Пророк». В них авторы поднимают тему назначения поэта, наделенного сверхъестественным даром слова. Каждое произведение особым образом повествует о нелегкой судьбе поэтов, ставших жертвами людского недопонимания. Пушкинский герой странствует в одиночку по пустыне, он испытывает духовную жажду. Жажду можно трактовать как творческие трудности, отсутствие музы. Впоследствии герой встречается с серафимом, тот, в свою очередь, выбирает поэта носителем истины и воли Божьей. Поэт становится пророком с орлиным зрением и острым слухом. Также язык становится словно «жало мудрыя змеи», а сердце превращается в пылающий огнём уголь. Происходит перерождение, после которого сам Бог велит поэту «глаголом жечь сердца людей». В эти строки заключена основная цель Пушкина как поэта: он должен нести людям правду. Стихотворение Лермонтова полностью пропитано горечью и болью. Здесь затрагивается тема страданий поэта, на которого выпадает тяжелая ноша – нести правду в массы. Сам пророк предстает в образе худощавого, бедного и бледного человека. Один из наиболее часто используемых конфликтов Лермонтова – конфликт человека и общества – был затронут и в этом произведении. Лирический герой отречен от общества, однако един с природой. В обществе его не воспринимают всерьез, высмеивают, презирают, считают сумасшедшим. Тем не менее, как и Пушкинский пророк, он – избранный, который продолжает нести волю Бога, однако дар его – его же проклятье. Оба стихотворения связаны между собой: «Пророк» Лермонтова является логическим продолжением «Пророка» Пушкина. Каждое из них было построено с использованием библейских образов. Говоря о творчестве Пушкина, всегда подразумеваются произведения, наполненные оптимизмом, красочностью и надеждой. Творчество Михаила Юрьевича наоборот, состоит из мрачных и пессимистичных оттенков. В его произведениях ведется беспрестанная борьба добра со злом. Взаимопонимание и гармония между людьми отсутствуют. Несмотря на практически антонимичные по своему характеру произведения, поэзия обоих была направлена на пробуждение в человеке светлых чувств. Каждый из них внес неоценимый вклад в развитие русской художественной литературы. Несмотря на то, что оба поэта давно мертвы, их произведения продолжают жить и по сей день.

сравнительный анализ стихотворений «поэт» пушкина и «поэт» лермонтова ?

Оба поэта убеждены в том, что необходимым условием творчества является свобода. Пушкин говорит об этом в стихотворении “Поэту”, Автор на себе испытал “суд глупца и смех толпы холодной”, но не утратил веры в себя и свое призвание. Он призывает поэта: . Дорогою свободной Иди, куда влечет тебя свободный ум.. . Ты сам свой высший суд; Всех строже оценить умеешь ты свой труд.

Поэт, по мнению Пушкина, должен творить, “не требуя наград за подвиг благородный”. Лермонтов также считает, что труд поэта должен быть бескорыстным. Об этом он говорит в стихотворении “Поэт”. Это произведение представляет собой развернутое сравнение истории кинжала и судьбы поэта. Кинжал был когда-то грозным оружием, но со временем он “свое утратил назначенье” и превратился в золотую игрушку. То, что случилось с кинжалом, напоминает автору судьбу поэта. Лермонтов обвиняет поэта в том, что он “на злато променял ту власть, которой свет внимал в немом благоговенье”. Автор считает, что истинному искусству чужды “блестки и обманы”. Голос поэта должен звучать, “как колокол на башне вечевой / Во дни торжеств и бед народных”.

А. С. Пушкин и М. Ю. Лермонтов внесли значительный вклад в отечественную литературу, положили начало развитию новых традиций в русской словесности.

Пушкин и Лермонтов — почти современники. Но формирование пушкинской поэзии происходило в момент подъема общественного самосознания после победы в войне 1812 года. Лермонтов же начал писать после разгрома декабристов, в 30-е годы. «Ничто не может с большей наглядностью свидетельствовать о перемене, происшедшей в умах с 1825 года, чем сравнение Пушкина с Лермонтовым», — писал А. И. Герцен. Поэтому у двух великих поэтов, живших в разные исторические эпохи, были свои особенности в постановке жизненных вопросов, в том числе и проблемы назначения поэта и поэзии.

Стихотворение Пророк А. С. Пушкина было написано в 1826 году. М. Ю. Лермонтов написал одноименное стихотворение в 1841 году, тем самым продолжая творение Пушкина. В двух одноименных стихотворениях затрагивается тема поэта и поэзии. Тем не менее, у этих произведений достаточно много различий. Для того чтобы проследить это, проведём их сравнение, ведь в данном случае это очень важно. Пророк Пушкина носитель истины, так необходимой людям.

Источник

Сравнительная характеристика творчества А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова. 9-й класс

Разделы: Литература

Класс: 9

Оборудование: портреты А.С.Пушкина и М.Ю.Лермонтова.

1. (На доске портреты А.С.Пушкина и М.Ю.Лермонтова)

– Вы, конечно, догадались, о ком пойдёт речь на уроке? В день смерти Пушкина В.Ф.Одоевский сказал: «Солнце русской поэзии закатилось». В 20 веке философ Дм.Мережковский продолжил мысль Одоевского: «Пушкин – дневное, а Лермонтов – ночное светило русской поэзии. Вся она между ними колеблется». Первая мысль бесспорна. А вот вторая? Поэтому позволю себе в конце фразы, обозначившей тему урока, поставить вопросительный знак. Это и будет проблемным вопросом урока. Наша задача – подтвердить или опровергнуть точку зрения Мережковского.

2. Но прежде чем говорить о лирических произведениях Пушкина и Лермонтова, мне бы хотелось вместе с вами осмыслить понятия «дневное» и «ночное». Какие ассоциации вызывают у вас эти образы? (Уровень природы, уровень чувств, уровень человека) (Ассоциативная таблица была предложена И.Н.Свечниковой, доцентом АГУ, кафедра русской литературы)

Дневное светило Природа Солнце День Свет Тепло Ночное светило Природа Луна Ночь Тьма Прохлада
Чувства Радость Уверенность Чувства Печаль Сомнения, неопределённость
Человек Полон жизненной энергии Душевная гармония, покой Способен понять и принять противоречия жизни Человек Сомнения в себе Лишён внутренней гармонии Борьба чувств в душе Разочарован в мире и себе

1. Теперь мы готовы от абстрактных рассуждений о дневном и ночном перейти к разговору о наших великих поэтах. Но вот вопрос: в каких стихотворениях наиболее ярко проявится мировоззрение поэта: в любовной лирике, пейзажной, лирике дружбы или философской? Всем ли понятен термин «философская лирика»? Это лирика размышлений о жизни, о своём месте в ней, о своём предназначении.

2. Приходим к выводу, что вернее всего сопоставить стихотворения о предназначении поэта и стихотворения – размышления о жизни.

1. Чтение стихотворений А.С.Пушкина «Поэту» и М.Ю.Лермонтова «Пророк».

2. Основные вопросы:

А) каким видят поэта Пушкин и Лермонтов? Б) как складываются отношения поэты и толпы?

Поэт – царь: свободен, независим от толпы, самодостаточен, уверен в благородстве того дела, которому посвятил жизнь. Поэзия – подвиг благородный, п.ч. подчинена не сиюминутности, а вечности и создаётся взыскательным художником вопреки мнению толпы. Поэтому он сознательно выбирает одиночество. Поэзия – явление самодостаточное, не нуждающееся в оправдании, в чьём-либо одобрении. Поэт выше толпы: её похвалы, суд, смех – детская резвость не трогают его, не колеблют уверенности в благородном подвиге.

Вывод: поэт Пушкина обладает душевным покоем и твёрдой уверенностью в благородстве дела, которому посвятил жизнь. Поэтому он сознательно выбирает одиночество. Пророк Лермонтова не обладает душевной гармонией. Поэтому ему необходимо признание своего учения людьми, выполнение миссии, возложенной на него Богом.(Толпа – у Пушкина, люди, ближние – у Лермонтова). Обратим внимание на таблицу. Вы можете уже дать предварительный ответ на наш проблемный вопрос?

Учитель читает из Мережковского: «В жизни Пушкин весь на людях, но в творчестве один. Лермонтов обратно: в жизни – один, в творчестве идёт к людям; пусть не доходит, но идёт, пусть ненавидит, но не бесстрастен».

1. В элегиях «Безумных лет угасшее веселье…» и «И скучно и грустно…» поэты размышляют о жизни и своём месте в ней.

2. Выберите и подготовьтесь выразительно прочитать то стихотворение, которое наиболее близко вам. Попытайтесь объяснить, почему вами выбрано именно это стихотворение.(Чтение стихотворений)

3. Сравните первые строки: что чувствуют ЛГ? (Печаль, грусть) Но в чём разница? ( У лирического героя Пушкина было, хотя и прошлом, веселье, безумное, легкомысленное, им была полна жизнь, но память о нём тяжела; вокруг лирического героя Лермонтова бездонная пустота, в прошлом не было ничего)

4. А будущее? У Пушкина представлены две его контрастных возможности: «труд и горе» / «гармонией упьюсь», «блеснёт любовь» (жизнь понимается и принимается как чаша страданий и наслаждений. И труд уже видится вдохновенным творчеством, и не одинокая старость ждёт впереди, а жизнь, согретая любовью. От чего это зависит? От мироощущения человека. И в этом весь Пушкин: ощущая дихотомию жизни, энергичным «но» утверждает оптимистическое её течение).

Тема поэта и поэзии в творчестве А.С.Пушкина и М.Ю.Лермонтова.

Немаловажный вклад в развитии русской литературы внес М.Ю.Лермонтов. Тема поэта и поэзии свойственна позднему творчеству поэта, но занимает одну из важных ролей в его жизни и произведениях. Пушкин всегда был кумиром для Лермонтова. Для анализа мы выбрали стихотворение Лермонтова «Поэт». Многие считают, что Лермонтов подражал Пушкину, якобы многие стихотворения были схожи, но это не подражательство, изучив материал, мы пришли к выводу, что это был некий односторонний диалог одного поэта с другим.

Поэт сравнивает поэзию с кинжалом, пока кинжал остр, блистает, он много чего может сделать, если его повесить на стену, станет просто сувениром и игрушкой, так и с поэзией, нужно постоянно творить, говорить и выражать в словах все, что твориться вокруг. Автор зол и огорчен тем, что нет таких поэтов, которые смогли бы открыть простому народу глаза, вести их, сплотить и встать на борьбу с произволом, бедностью, ложью. Поэт понимает, что поэзия стала для многих пустым звуком. От этого у него болит душа . Его печалит то, что происходит утрата истинных ценностей, общество интересует только то, что блестит, можно вкусно покушать. Он с печалью спрашивает, настанет ли время, когда новый певец вынет из ножен клинок, «покрытый ржавчиной презренья», и в полную силу заговорит с миром на действительно важные темы.

Отделкой золотой блистает мой кинжал; Клинок надежный, без порока; Булат его хранит таинственный закал — Наследье бранного востока.

Наезднику в горах служил он много лет, Не зная платы за услугу; Не по одной груди провел он страшный след И не одну прорвал кольчугу.

Поэт касается проблемы духовных ценностей и особой роли поэта. Основная тема произведения – поэт и поэзия, сила художественного слова.

Стихотворение Лермонтова мы считаем пророческим. Уже в девятнадцатом веке он озвучил важную проблему нашего времени: потерю веры в звучащее слово. Мы согласимся с Лермонтовым в том, что слово – редкое и драгоценное оружие, а не игрушка. Оно может поранить или защитить.

Смерть Пушкина стала невосполнимой утратой для Лермонтова. Поэтому мы с большим удовольствием прикоснулись к следующему творению Лермонтова — это его стихотворение, написанное в январе тысяча восемьсот тридцать седьмого года. Смерть Пушкина для Лермонтова стала невосполнимой утратой, а главное для России, немногие понимали о том, какую драгоценность они потеряли в лице Пушкина.

В своем стихотворении поэт воспевает не только талант , но и доброе сердце, справедливость и благородство Пушкина. Образ Пушкина автор приравнивает образу Иисуса Христа. Идея произведения – показать, что великий поэт погиб не только из-за дуэли, в его гибели виновато всё общество.

Сочинения

На уроке нам задали сочинение, в котором нужно сравнить двух замечательных писателей. Они сделали большой вклад в литературу нашей страны и в ее развитие. Это всем известные Пушкин и Лермонтов.

Пушкин и Лермонтов

Два известных имени, два поэта, которых смело можно назвать современниками, но в то же время это люди разного поколения. Пушкин рос как личность, во время расцвета передовой мысли, Лермонтову пришлось творить не в самую лучшую эпоху, во времена тирании и той реакции, что повлекла за собой восстание декабристов. Между тем это два замечательных писателя. Стихи Пушкина и Лермонтова — это вершина мастерства. Это писатели, которые достойны звания Поэт с большой буквы.

Вашему вниманию предлагается сочинение ТЕМА ПОЭТА И ПОЭЗИИ В ТВОРЧЕСТВЕ А. С. ПУШКИНА И М.Ю. ЛЕРМОНТОВА. Сочинение может быть использовано в средних и старших классах.

Текст сочинения.

Неоценимый вклад в отечественную литературу внес А.С. Пушкин, положив начало развитию новых традиций в русской словесности. М.Ю. Лермонтов является его преемником и продолжателем его творчества.

Они почти современники. Формирование пушкинской поэзии происходило на волне общественного самосознания после победы в войне 1812 года, а Лермонтов вошел в литературу после разгрома декабристов, в 30-е годы. «Ничто не может с большей наглядностью свидетельствовать о перемене, происшедшей в умах с 1826 года, чем сравнение Пушкина с Лермонтовым», — писал А. И. Герцен. У двух великих поэтов, родственных по духу, но разделенных во времени рядом исторических событий, были свои особенности в понимании ряда жизненных вопросов, в том числе задач и предназначения поэта и поэзии.

Пушкин в своих ранних произведениях («Лицинию», «Вольность», «Андрей Шенье»), созданных до восстания декабристов, видит поэта как вдохновителя идей «вольности святой», прославляющего «свободу», обличающего порок:

Хочу воспеть свободу миру,

На тронах поразить порок.

После поражения декабристов Пушкин ощутил себя лично ответственным за все произошедшее, одиноким и вместе с тем единым с судьбой народа и родины, переосмысляет свои воззрения на то, какими качествами должен обладать поэт, чтобы достойно выполнять свое назначение. В стихотворении «Пророк», посланник Бога изменяет человека, его природу, чтобы создать истинного поэта-пророка:

И он мне грудь рассек мечом,

И сердце трепетное вынул,

И угль, пылающий огнем,

Во грудь отверстую в о двинул.

Обретя цель, к которой призывает «Бога глас», пройдя через мучения и страдания, человек только тогда становится поэтом-пророком и может нести людям вещее слово:

Восстань, пророк, и виждь, и внемли,

Исполнись волею моей,

И, обходя моря и земли,

Глаголом жги сердца людей.

“Глас бога”, по убеждению Пушкина, пробуждает душу поэта, наполняя ее вдохновением, высокими и благородными чувствами.

Поэт ищет уединения, общения с природой, богом, только тогда выделяется он из обычных людей. Об этом стихотворение «Поэт»:

Но лишь божественный глагол,

До слуха чуткого коснется,

Душа поэта встрепенется,

Как пробудившийся орел.

Тоскует он в забавах мира,

Людской чуждается молвы,

К ногам народного кумира

Не клонит гордой головы…

Ранние стихотворения Пушкина были восторженно приняты читателем. После восстания 1826 года отношение к творчеству поэта резко изменилось. Читатель, запуганный жестокой реакцией, не принимал пушкинской поэзии, она стала для него чуждой и непонятной. Критики ругали каждое новое произведение. Пушкин глубоко переживая все это, в стихотворении «Эхо» сравнивает поэта с эхом, чутко откликавшимся на все окружающие звуки жизни, но на его голос никто и ничто не отзовется:

Ты внемлешь грохоту громов,

И гласу бури и волов,

И крику сельских пастухов —

И шлешь ответ;

Тебе же нет отзыва…

Таков и ты, поэт!

Обида, чувство непонятости звучит и в стихотворении «Ответ анониму»:

Холодная толпа взирает на поэта,

Как на заезжего фигляра…

В стихотворении «Поэту» Пушкин призывал поэта отстаивать свои убеждения и жизненные принципы, не поддаваться соблазну восторженных похвал, не изменять высокому предназначению поэта:

Поэт! не дорожи любовию народной.

Восторженных похвал пройдет минутный шум;

Услышишь суд глупца и смех толпы холодной,

Но ты останься тверд, спокоен и угрюм.

«Поэт и толпа» — стихотворение Пушкина бросающее вызов реакционным обывателями, критике. Пушкин обрушивается с уп­реками на толпу, которая за материальной выгодой и пользой не видит и не ценит красоту:

Молчи, бессмысленный народ,

Поденщик, раб нужды, забот!

Несносен мне твой ропот дерзкий,

Ты червь земли, не сын небес;

Тебе бы пользы все — на вес

Кумир ты ценишь Бельведерский,

Ты пользы, пользы в нем не зришь.

Но мрамор сей ведь Бог!

Пушкин считает, что поэт рожден «для вдохновенья, для звуков сладких и молитв», а «не для житейского волненья, не для корысти, не для битв».

В стихотворении «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…», написанном незадолго до трагической гибели, Пушкин как бы подводит итог своей поэтической деятельности.

И долго буду тем любезен я народу,

Что чувства добрые я лирой пробуждал,

Что в мой жестокий век восславил я свободу

И милость к падшим призывал.

Достойным приемником Пушкина на поэтической ниве стал М.Ю. Лермонтов.

«Пистолетный выстрел, убивший Пушкина, пробудил душу Лермонтова»,— писал А. И. Герцен.

Стихотворение «Смерть Поэта» в один день сделало Лермонтова знаменитым, определило его поэтическую судьбу. Как не парадоксально, «Смерть Поэта» как бы олицетворяет вечный круговорот жизни: «…угас, как Светоч, дивный гений…» Пушкина, и появился на свет новый поэт, достойный продолжатель его дел — М.Ю. Лермонтов. Круг жизни не разорван, жизнь продолжается вопреки всему, не погубили его «жадною толпой стоящие у трона надменные потомки известной подлостью прославленных отцов», которые направляли пистолет Дантеса:

Не вы ль сперва так злобно гнали

Его свободный, смелый дар

И для потехи раздували

Чуть затаившийся пожар?

Они живут «под сенью закона», перед ними «суд и правда — все молчи». Лермонтов предрекает им суровый суд небес и потомков: «Есть грозный судия: он ждет…». Произнося слова своего “реквиема” он еще не знает, что все это отчасти и о нем, что судьба уже распорядилась и его жизнью — судьба до странности похожая на судьбу его кумира…

М.Ю. Лермонтов создает серию стихотворений, в которых рассматривает судьбы поэтов и пути возрождения лучших традиций русской поэзии. В стихотворении «Поэт» он сравнивает поэзию с кинжалом — грозным боевым оружием, верно служившим на поле битвы, которое превратилось в золотую игрушку, бесславную и бесполезную, как и судьба поэта и его творчества в обществе того времени:

В наш век изнеженный не так ли ты, поэт,

Свое утратил назначенье,

На злато променяв ту власть, которой свет

Внимал в немом благоговенье?

Вспоминая времена Рылеева и раннего Пушкина, когда поэт был великой силой, зовущей и вдохновляющей, указывавшей цели борьбы, Лермонтов пишет:

Твой стих, как божий дух, носился над толпой

И отзыв мыслей благородных

Звучал, как колокол на башне вечевой

Во дни торжеств и бед народных.

Исполненные внешней красивости, но бессодержательные стихи становятся венцом поэтов современников Лермонтова. Разобщенные со своим народом, они замкнуты в личных переживаниях, прозябают в салонах и на светских пирушках. Лермонтов призывает возродить традиции гражданской поэзии, возвращаясь к пушкинскому образу:

Проснешься ль ты опять, осмеянный пророк!

Иль никогда на голос мщенья

Из золотых ножон не вырвешь свои клинок,

Покрытый ржавчиной презренья?

Своему другу Лермонтов посвящает стихотворение “Памяти А.И. Одоевского”. Его судьба поэта и гражданина трагична:

Из детских рано вырвался одежд

И сердце бросил в море жизни шумной,

И свет не пощадил — и Бог не спас!

Все стихотворение пронизано нежностью и любовью:

Он сохранил и блеск лазурных глаз,

И звонкий детский смех, и речь живую,

И веру гордую в людей и жизнь иную.

Как и Пушкин, Лермонтов в своем стихотворении «Не верь себе» возвращается к теме «поэта и толпы», но у него другая позиция. Симпатии поэта отданы «молодому мечтателю», его способности открывать в своей душе «родник простых и сладких звуков», а «толпа» здесь не безликая масса, она показана в скрытых драмах, трагедиях отдельных людей:

А между тем из них едва ли есть один,

Тяжелой пыткой не измятый,

До преждевременных добравшийся морщин

Без преступленья иль утраты!..

«Пророк» завершает тему «поэт и общество». Лермонтовский поэт, наделенный «всевиденьем пророка», начинает с того, чем пушкинский заканчивает: он идет к людям, но обречен на одиночество.

Провозглашать я стал любви

И правды чистые ученья:

В меня все ближние мои

Бросали бешено каменья.

Поэт, несущий людям правду и любовь, вызывает ненависть к себе. Люди относятся к его проповеди с озлоблением, они глухи к подлинной поэзии.

Это непонимание и нежелание воспринимать поэтическую “проповедь” стало драмой для многих поэтов и писателей того времени — Грибоедова, Пушкина, Лермонтова.

Пушкин и Лермонтов при всех имеющихся между ними различиями решали вопрос о назначении поэта и его поэзии, исходя из взглядов на поэта как на гражданина, борца за общественное благо, выразителя высоких идеалов и «добрых чувств».

Тема поэта и поэзии в лирике Пушкина и Лермонтова

Пушкин и Лермонтов — великие русские поэты. В своем творчестве каждый из них достиг вершин мастерства. Поэтому так интересны и важны их мысли о поэте и поэзии, о месте писателя в обществе. Мысли эти выстраданы, подчеркнуто независимы от мнений “светской черни” (стихотворения Пушкина “Разговор книгопродавца с поэтом”, “Поэт и толпа”, “Поэту” и др.). Кто же такой поэт в представлении Пушкина и Лермонтова? Поэт — это избранник неба (Лермонтов о себе: “Нет, я не Байрон, я другой / Еще неведомый избранник…”), наперсник богов (вспомним стихотворение “Дельвигу” Пушкина: “»наперснику богов» не страшны бури злые…”), обладающий рядом качеств, которые отличают его от обычных людей. Поэт наделен всечеловеческой, вселенской отзывчивостью, способностью видеть мир таким, каков он есть,— “чувством правды”. Есть чувство правды в сердце человека, Святое вечности зерно: Пространство без границ, теченье века Объемлет в краткий миг оно,— писал Лермонтов в стихотворении “Мой дом”. Высшая художественная правда достигается ценой больших лишений, ценой жертвенного служения добру. Пушкин вообще считал, что Пока не требует поэта К священной жертве Аполлон, В заботах суетного света Он малодушно погружен… (“Поэт”) Поэтическое служение —: всегда жертва, связанная с отречением от многих мирских благ. В послании “К другу стихотворцу” Пушкиным сказаны горькие слова о судьбе русских поэтов: Лачужка под землей, высоки чердаки — Вот пышны их дворцы, великолепны залы. Поэтов — хвалят все, читают —лишь журналы; Катится мимо их Фортуны колесо… К идее жертвенности поэтического служения подводили Пушкина и Лермонтова раздумья об их собственных судьбах, сама историческая действительность. Перед глазами Пушкина был пример поэтов-декабристов, в ушах Лермонтова словно бы звучал еще преступный выстрел Дантеса. Показательно, что “глагол смерти” дважды используется уже в самом начале стихотворения “Смерть Поэта”: Погиб поэт! — невольник чести — Пал, оклеветанный молвой… Мотив жертвенности чувствуется в стихотворении Пушкина “Пророк” и одноименном произведении Лермонтова. Пушкинский пророк дан в развитии, динамике, движении. Кульминация стихотворения заключается в словах: И он мне грудь рассек мечом, И сердце трепетное вынул, И угль, пылающий огнем, Во грудь отверстую водвинул. Но принесенная жертва не напрасна. Энергия находит выход в повелительном “жги” последней строки стихотворения: И Бога глас ко мне воззвал: “Восстань, пророк, и вождь, и внемли, Исполнись волею моей, И, обходя моря и земли, Глаголом жги сердца людей”. Стихотворение Лермонтова “Пророк” создано совсем в другую эпоху. Усиление консервативных тенденций в обществе оказало влияние и на поэзию. Лермонтовского пророка забрасывают камнями. Он бежит от “ближних”, бежит, но остается пророком. Жертва принесена, но это бесполезная жертва. В этом и заключается трагизм лермонтовского героя. Пророку внемлет лишь безгрешная природа: Завет предвечного храня, Мне тварь покорна там земная; И звезды слушают меня, Лучами радостно играя. Самолюбивые старцы пугают им детей: Смотрите ж, дети, на него: Как он угрюм, и худ, и бледен! Смотрите, как он наг и беден, Как презирают все его! Сходные мотивы находим и во многих других лермонтовских стихотворениях периода политической реакции в стране (“Поэт”, “Не верь себе”, “Журналист, читатель и писатель”), а также в лирике 30-х годов Пушкина. Достаточно вспомнить стихотворение “Эхо”: Ревет ли зверь в лесу глухом, Трубит ли рог, гремит ли гром, Поет ли дева за холмом — На всякий звук Свой отклик в воздухе пустом Родить ты вдруг. Ты внемлешь грохоту громов, И гласу бури и валов, И крику сельских пастухов — И шлешь ответ; Тебе ж нет отзыва… Таков И ты, поэт! Печальные, горькие слова! Трагическое признание гения, обреченного на непонимание современников! И все-таки время расставило все на свои места. Поэзия Пушкина и Лермонтова заняла достойное место в русской классической литературе. Сбылись пророческие слова Пушкина: Нет, весь я не умру — душа в заветной лире Мой прах переживет и тленья убежит — И славен буду я, доколь в подлунном мире Жив будет хоть один пиит.

Сочинение на тему Лермонтов м. ю. — Пейзажная лирика м. ю. лермонтова

Одна из ведущих тем творчества М. Ю. Лермонтова — одиночество. Обычно мы связываем это с мрачной эпохой, в которой ему довелось жить, со светской средой, в которой он вращался. Принято противопоставлять “образы бездушные людей”, принадлежащих к светскому обществу, светлому миру природы как вместилищу этических ценностей, олицетворению “естественного добра”, противостоящего “испорченному свету”. В стихотворении “Как часто пестрою толпою окружен…”, построенном на контрасте — “приличьем стянутые маски” и “родные места” поэта, — природа названа “царством дивным”: Зеленой сенью трав подернут спящий пруд, А за прудом село дымится — и встают Вдали туманы над полями. В аллею темную вхожу я; сквозь кусты Глядит вечерний луг, и желтые листы Шумят под робкими шагами. Эти картины оживляют душу поэта: “…я плачу и люблю…” Казалось бы, вот она — гармония, которую так тщетно ищет Лермонтов в мире людей, гармония — в единении с природой. Но, перечитывая внимательно страницы лирических стихотворений М. Ю. Лермонтова, невольно замечаешь, что у его лирического героя нет полного слияния с природой, и чаще всего чувство мучительного одиночества охватывает его и наедине с ней. Это воплощено в своеобразных пейзажных зарисовках, в которых чувствуется затаенная боль. В стихах возникает образ сосны, тоскующей о пальме, одинокого утеса, от которого умчалась “тучка золотая”, одинокого паруса, одинокого дубового листка, оторвавшегося от “ветки родимой” и нигде не находящего приюта. Пейзажная лирика раскрывает еще одну грань раздумий Лермонтова — природа в духовной жизни человека. В стихотворении “Когда волнуется желтеющая нива…” лирический герой испытывает умиротворяющее воздействие “румяного вечера”, “златого утреннего часа”, когда “волнуется желтеющая нива”, кивают головками ландыши, играет по оврагу ключ, “свежий лес шумит при звуке ветерка”. Для создания картины идеальной красоты поэт использует эмоциональные эпитеты: сладостный листок, душистая роса, приветливое кивание ландыша, таинственная сага, мирный край. Все средства изобразительности направлены на то, чтобы показать поэтичность и вместе с тем успокоительное воздействие природы на человека: Тогда смиряется души моей тревога, Тогда расходятся морщины на челе, — И счастье я могу постигнуть на земле, И в небесах я вижу бога… Но каждый раз, когда я читаю это стихотворение, меня что-то смутно беспокоит, задевает, не дает наслаждаться идиллической картиной. Загадка кроется в несоответствии — цветущий ландыш и желтеющая нива. Возможно ли это в реальной жизни? Что это? Ошибка поэта или намеренный намек на то, что гармония возможна лишь в мечтах? По своему настроению стихотворение “Когда волнуется желтеющая нива…” перекликается с описанием “природы голосов” в поэме “Мцыри”: Кругом меня цвел божий сад; Растений радужный наряд Хранил следы небесных слез, И кудри виноградных лоз Вились, красуясь меж дерев… Природа в поэме Лермонтова полна одушевления, огромной и таинственной жизни. “Волшебные, странные” голоса природы “речь свою вели о тайнах неба и земли”, все вокруг Мцыри сливалось воедино в хвалебных одах создателю, но не человеку: …не раздался В торжественный хваленья час Лишь человека гордый глас. Сознавая трагизм своего одиночества, поэт не может ощутить полного слияния с природой. С особенной выразительностью это раскрывается в стихотворении “Выхожу один я на дорогу…”, принадлежащем к числу наиболее проникновенных созданий лермонтовской лирики. Блаженству умиротворения, которое царствует в природе, тихой беседе звезд, спокойному сну земли “в сиянье голубом” Лермонтов противопоставляет взволнованный мир человеческих чувств, муку неустанных вопросов, входящих в противоречие с гармонией вселенной. Перекличка вопросов и ответов: Жду ль чего? Жалею ли о чем? Уж не жду от жизни ничего я, И не жаль мне прошлого ничуть… — придает особую тональность стихотворению. Слова, звучащие, казалось бы, безнадежно, не означают, однако, отказа от жизни. При всей тяжести существования (“Что же мне так больно и так трудно”), при всех ударах судьбы поэт противится холодному сну могилы. Еще дремлют в груди его силы жизни, еще дорог ему сладкий голос песен. Сквозь торжественную и чудную тишину небес раздается голос поэта, протестующего против вечного сна, который ему словно предлагается засыпающей природой. Эта мысль о разобщенности природы и человека остро выражена и в стихотворении “Три пальмы”, где она приобретает неожиданно современный оттенок. Все мы сегодня обеспокоены варварским отношением человека к природе. В стихотворении “Три пальмы” человек предстает как разрушитель, он вносит в мир страдание и гибель: По корням упругим топор застучал, И пали без жизни питомцы столетий! А завершается стихотворение и вовсе апокалипсической картиной: И ныне все дико и пусто кругом… Это закономерный итог вражды человека с природой. В этом противостоянии Лермонтов на стороне природы, он не может понять человека, осуждая его: Я думал: “Жалкий человек. Чего он хочет!.. небо ясно, Под небом места много всем, Но беспрестанно и напрасно Один враждует он — зачем? (“Валерик” ) Так многообразно раскрывается в лирике Лермонтова мысль о взаимозависимости человека и природы. Готовых ответов нет, но задуматься поэт заставляет.

( 1 оценка, среднее 5 из 5 )

  • Сочинения
  • По литературе
  • Другие
  • Лирика Пушкина и Лермонтова

Если сравнивать лирику этих великих русских поэтов, то нужно сказать, что лично мне более близок Лермонтов. Всё, что будет написано здесь – это моё личное мнение.

Михаил Юрьевич ближе современному поколению – просто он чуть моложе Пушкина. Во многом он стал продолжателем этого гения и, я бы сказала, «улучшателем». Стихи Лермонтова более мелодичны, на их основе создано больше романсов. Кроме того, эти стихи легче по стилю, по рифме. В пример можно привести то, что у Александра Сергеевича больше архаизмов, он точно чаще прибегает к разным мифологическим примерам, незнакомым нам богам, существам… У Лермонтова больше о чувствах, о природе. Он так любил Кавказ, женщин и войну. Может быть, в его творчестве чуть меньше философии, иронии…

Я понимаю, что Пушкин стал для нас всех самым важным поэтом. Люди не забудут его имя и отчество, а вот Лермонтова не всегда назовут правильно. (Мне кажется, что это тоже важно.) Но для меня сравнение лирики Пушкина и Лермонтова, это как сравнение Державина и Пушкина. Ни у кого не возникнет ведь сомнений, что в этой паре произведения Пушкина более лёгкие, понятны, близкие нам. Но при этом никто не умаляет заслуг первого в паре поэта.

Для примера сравним два стихотворения обсуждаемых поэтов. Специально беру произведение с одним названием – «Узник». Строки Александра Сергеевича известны всем, расхвачены на цитаты. Здесь он сравнивает себя-узника с птицей, смотрит на орла за решеткой, призывает его улететь. Михаил Юрьевич говорит без сравнений — прямо, требуя у кого-то, мол, «отворите». По-моему, тут больше чувств. Он представляет и коня, который унесет его, и девицу, которую он поцелует. Но в итоге грустный финал, в котором узник всё ещё в тюрьме.

Или стихотворения «Пророк». Легко заметить, что у Пушкина оно проникнуто христианскими мыслями, что его герой идёт к людям, а вот у Лермонтова пророк, скорей, романтический герой, который бежит от общества. Вообще ,Михаил Юрьевич в своих стихах более романтичен.

У Пушкина ещё, как в его эпоху полагалось, больше од, философских произведений. Ему, вероятно, приходилось преодолевать большее сопротивление общества, ведь известно, что он вводил новые слова «просторечные». Вероятно, ему было сложней творить, но именно он подготовил русский язык для таких творцов как Лермонтов Михаил.

Могу лишь повторить, что лирика Лермонтова мне ближе. И теперь я разобралась, почему.

Разница между лирикой Лермонтова и Пушкина

В русской литературе XIX века поэзию А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова разделяет не эпоха, а краткий миг, которого хватило бы, чтобы перелистнуть книжную страницу. М. Ю. Лермонтов откликнулся на трагическую гибель А. С. Пушкина стихотворением «На смерть поэта», и Россия узнала о новом даровании, по силе таланта не уступающем пушкинской гениальности.

Поэтический мир Лермонтова не стал зеркальным отражением мотивов и образов лирики Пушкина. Его отличительной чертой является глубокая сосредоточенность на конфликте между мечтой и реальностью, определившая романтическое содержание творчества поэта, мироощущение которого формировалось под значительным влиянием лирических произведений Дж. Байрона.

Основной лейтмотив в поэзии Лермонтова тема одиночества, внутренней обособленности, неудовлетворенности своей судьбой. Он звучит и как внутренний голос лирического героя в стихотворении «Парус», и как философский подтекст в пейзажной лирике, и как отголоски душевного томления в зрелых произведениях «Нет, я не Байрон, я другой», «Выхожу один я на дорогу», «И скучно и грустно», «Мое грядущее в тумане».

В творчестве Пушкина нет такого трагического звучания. В его стихах романтический идеал связан с утверждением светлого начала, творческой свободы, определения роли поэта как служителя высокого искусства.

Интимная лирика Пушкина полна личных переживаний, но в ней нет безысходности и отрицания, свойственных поэзии Лермонтова. «Я помню чудное мгновенье», «Что в имени тебе моем», Кольцо», «Я Вас любил» стихи, в которых печаль светла, а чувства возвышенно прекрасны. У Лермонтова эта тема звучит как обреченность и неверие в возможность счастья. Примером может служить стихотворение «Я не унижусь пред тобой»

Пейзажную лирику Пушкина можно назвать зарисовками с натуры: ее образы не обременены излишней метафоричностью, просты, выразительны и совершенны. «Зимнее утро», «Погасло дневное светило», «Редеет облаков могучая гряда», «Осень» стихи, в которых вечно живая природа олицетворяет гармонию мира. В лирике Лермонтова, посвященной этой теме, преобладает жанр пейзажной миниатюры с использованием сложных аллегорий и мифологизированных образов, связанных с размышлением поэта о жизни и смерти. «Горные вершины», «Когда волнуется желтеющая нива», «Тучи», «Кавказ», как и другие лирические произведения поэта, построены на внутренних контрастах, отражающих дисгармонию окружающего мира.

Особое место в творчестве Пушкина занимают жанры дружеского послания и философской элегии. Они наполнены положительным смыслом и осознанием божественного начала во всем, что предначертано человеку судьбой. В лирике Лермонтова тема общения с современниками окрашена субъективным ощущением неудовлетворенности и тоски по несбыточному идеалу. Отсюда хрестоматийные лермонтовские строки: «Печально я гляжу на наше поколенье»

Этот же мотив преобладает и в гражданской лирике Лермонтова. В стихотворениях «Родина», «Прощай, немытая Россия», «Как часто, пестрою толпою окружен» лирический герой противопоставлен среде, стремится вырваться за ее пределы, подняться над обыденным сознанием своего окружения. В стихах Пушкина гражданский мотив связан со стремлением «глаголом жечь сердца людей» и «лирой пробуждать» лучшие человеческие чувства.

Источник

Популярные сочинения

  • Любовь Базарова в романе Отцы и дети Тургенева сочинение
    Роман «Отцы и дети» был написан И.С.Тургеневым в 60-е годы 19 столетия. В произведении автор отразил конфликт между «веком нынешним» и «веком минувшим», а именно противоречия между людьми 30-х и 60-х годов
  • Опыт и ошибки — сочинение (11 класс)
    Человек ошибается — часто случается так, что ты не ошибаешься, если почти не предпринимаешь никаких действий в жизни. Нормально быть неправым и нет безгрешных людей, это факт
  • Сочинение по картине Портрет Арсеньевой Боровиковского (описание для 5, 9 класса)
    На портрете изображена молодая девушка лет семнадцати. У нее милое лицо, белоснежная кожа и румяные щеки. Красивые кудрявые волосы, пухлые щеки и пронзительный взгляд

Нужна информация к сочинению на тему: . Сходство и различия лирики пушкина и лермонтова

Пушкин и Лермонтов — великие русские поэты. В своем творчестве каждый из них достиг вершин мастерства. Звание Поэта всегда было самым почетным, самым великим из человеческих званий.

Святую миссию поэзии они видели в служении своей Родине и своему народу. Имена Пушкина, Лермонтова в этом смысле стали чуть ли не нарицательными.

Они били во все колокола, чтобы пробудить человеческую душу, открыть ее для всех радостей земного бытия. Два этих великих поэта с предельной страстью и силой смогли донести до будущих поколений и показать всю мощь и значение поэтического слова и высокое гражданское призвание поэта.

Но при всем сходстве высоких идей и жизненных целей каждый из них по-своему неповторим в своем творчестве, отличается особым поэтическим даром и мироощущением. Общий колорит поэзии Пушкина — оптимистичный, проникнутый светом, надеждой, любовью, стремлением к теплу, уюту, дому, который воспринимается и как личный Дом, и как вся Россия. Пушкин, как никто, умел радоваться красоте и гармонии мира, природы, человеческих отношений.

Тема дружбы — одна из ведущих в лирике Пушкина. «Мой первый друг, мой друг бесценный!

И я судьбу благословил, Когда мой двор уединенный, Печальным снегом занесенный, Твой колокольчик огласил.» Многие вольнодумные стихи Пушкина адресованы друзьям, единомышленникам. Таким является стихотворение «К Чаадаеву», где Пушкин призывает своего старшего по возрасту приятеля посвятить отчизне «души прекрасные порывы» Лермонтовской же поэзии свойственны мрачный колорит, пессимистическая настроенность, безверие, неуют и бездомье.

В поэзии Лермонтова постоянно борются две противоположные стихии, принимая разные обличья , которые символизируют силы добра и зла, гармонии и разрушения в душе каждого человека. Лермонтов был очень одинок. Эти мотивы одиночества находят воплощение в ряде основных образов его лирики: одинокий парус, одинокая сосна, одинокая пальма, одинокий утес.

Он не верит в возможность взаимопонимания между людьми.

Но, как ни странно, ощущение постоянного одиночества не отрывает поэта от жизни, не уводит его в мир мечтаний и грез. Лермонтов — глубокий и тонкий психолог, который чутко раскрывает психологию своих героев, их мгновенные настроения и переживания.

Как в творчестве А. Пушкина, так и М. Лермонтова мы находим размышления на тему значения поэта и поэзии. Образ поэта — пророка Пушкин впервые использовал в стихах, в которых пытался утвердить свой взгляд на то, каким должен быть настоящий поэт. Именно о таком поэте он говорил в своем стихотворении «Пророк», в котором показал трудный процесс превращения простого смертного человека в глашатая истины. » Восстань, пророк, и виждь, и внемли, Исполнись волею моей И, обходя моря и земли, Глаголом жги сердца людей.

» Поэзия — это часть духовной жизни человека. А роль поэта — пробуждать в человеке то лучшее, что есть в нем. Лермонтов же, в одноименном стихотворении говорит о падении роли поэта в современном ему обществе.

Поэт, наделенный божественным даром, осознает всю тяжесть своего предназначения. Я думаю, что стихотворение «Пророк» прекрасно отражает мироощущение Лермонтова, одинокого, отвергнутого, видящего вокруг себя лишь пороки и злобу: «С тех пор, как вечный судия Мне дал всеведенье пророка, В очах людей читаю я Страницы злобы и порока.

» У Пушкина чувствуется вера в свободу, оптимизм, у Лермонтова мы замечаем совсем иное настроение: здесь нет надежды. Век Лермонтова — эпоха, которой была чужда поэзия.

Подводя итог, можно сказать, что и А. Пушкин и М. Лермонтов с предельной страстью и силой смогли донести до будущих поколений и показать всю мощь и значение поэтического слова и высокое гражданское призвание поэта — пророка и не только раскрыли каждый по — своему тему роли поэта, но и всем своим творчеством доказали, что поэт действительно может быть пророком. Многое из того, о чем мечтали ве

Сочинение Тема поэта и поэзии в лирике Пушкина и Лермонтова

Пушкин и Лермонтов — великие русские поэты. В своем творчестве каждый из них достиг вершин мастерства. Поэтому так интересны и важны их мысли о поэте и поэзии, о месте писателя в обществе. Мысли эти выстраданы, подчеркнуто независимы от мнений “светской черни” (стихотворения Пушкина “Разговор книгопродавца с поэтом”, “Поэт и толпа”, “Поэту” и др. ). Кто же такой поэт в представлении Пушкина и Лермонтова? Поэт — это избранник неба (Лермонтов о себе: “Нет, я не Байрон, я другой / Еще неведомый избранник. . . ”), наперсник богов (вспомним стихотворение “Дельвигу” Пушкина: “»наперснику богов» не страшны бури злые. . . ”), обладающий рядом качеств, которые отличают его от обычных людей. Поэт наделен всечеловеческой, вселенской отзывчивостью, способностью видеть мир таким, каков он есть,— “чувством правды”. Есть чувство правды в сердце человека, Святое вечности зерно: Пространство без границ, теченье века Объемлет в краткий миг оно,— писал Лермонтов в стихотворении “Мой дом”. Высшая художественная правда достигается ценой больших лишений, ценой жертвенного служения добру. Пушкин вообще считал, что Пока не требует поэта К священной жертве Аполлон, В заботах суетного света Он малодушно погружен. . . (“Поэт”) Поэтическое служение —: всегда жертва, связанная с отречением от многих мирских благ. В послании “К другу стихотворцу” Пушкиным сказаны горькие слова о судьбе русских поэтов: Лачужка под землей, высоки чердаки — Вот пышны их дворцы, великолепны залы. Поэтов — хвалят все, читают —лишь журналы; Катится мимо их Фортуны колесо. . . К идее жертвенности поэтического служения подводили Пушкина и Лермонтова раздумья об их собственных судьбах, сама историческая действительность. Перед глазами Пушкина был пример поэтов-декабристов, в ушах Лермонтова словно бы звучал еще преступный выстрел Дантеса. Показательно, что “глагол смерти” дважды используется уже в самом начале стихотворения “Смерть Поэта”: Погиб поэт! — невольник чести — Пал, оклеветанный молвой. . . Мотив жертвенности чувствуется в стихотворении Пушкина “Пророк” и одноименном произведении Лермонтова. Пушкинский пророк дан в развитии, динамике, движении. Кульминация стихотворения заключается в словах: И он мне грудь рассек мечом, И сердце трепетное вынул, И угль, пылающий огнем, Во грудь отверстую водвинул. Но принесенная жертва не напрасна. Энергия находит выход в повелительном “жги” последней строки стихотворения: И Бога глас ко мне воззвал: “Восстань, пророк, и вождь, и внемли, Исполнись волею моей, И, обходя моря и земли, Глаголом жги сердца людей”. Стихотворение Лермонтова “Пророк” создано совсем в другую эпоху. Усиление консервативных тенденций в обществе оказало влияние и на поэзию. Лермонтовского пророка забрасывают камнями. Он бежит от “ближних”, бежит, но остается пророком. Жертва принесена, но это бесполезная жертва. В этом и заключается трагизм лермонтовского героя. Пророку внемлет лишь безгрешная природа: Завет предвечного храня, Мне тварь покорна там земная; И звезды слушают меня, Лучами радостно играя. Самолюбивые старцы пугают им детей: Смотрите ж, дети, на него: Как он угрюм, и худ, и бледен! Смотрите, как он наг и беден, Как презирают все его! Сходные мотивы находим и во многих других лермонтовских стихотворениях периода политической реакции в стране (“Поэт”, “Не верь себе”, “Журналист, читатель и писатель”), а также в лирике 30-х годов Пушкина. Достаточно вспомнить стихотворение “Эхо”: Ревет ли зверь в лесу глухом, Трубит ли рог, гремит ли гром, Поет ли дева за холмом — На всякий звук Свой отклик в воздухе пустом Родить ты вдруг. Ты внемлешь грохоту громов, И гласу бури и валов, И крику сельских пастухов — И шлешь ответ; Тебе ж нет отзыва. . . Таков И ты, поэт! Печальные, горькие слова! Трагическое признание гения, обреченного на непонимание современников! И все-таки время расставило все на свои места. Поэзия Пушкина и Лермонтова заняла достойное место в русской классической литературе. Сбылись пророческие слова Пушкина: Нет, весь я не умру — душа в заветной лире Мой прах переживет и тленья убежит — И славен буду я, доколь в подлунном мире Жив будет хоть один пиит. .

«Лирика Пушкина и Лермонтова» сочинение

Пушкин жил и писал раньше Лермонтова. Поэтому в творчестве Лермонтова много «пушкинских» традиций. Оба они были умными и прогрессивными людьми своего времени. Пушкин и Лермонтов видели много зла и глупости вокруг себя. Они обличали пороки общества, несовершенство власти, ложное творчество. В свое время Пушкин большое место уделял теме поэта и поэзии. Он считал, что поэт это пророк, который всегда должен говорить только правду. Эта тема отразилась в стихотворении «Пророк». Оно было написано в 1826 году. В это время поэт находился в
ссылке. За основу Пушкин берет библейскую тематику. Пророки, по Библии, бесстрашно говорили правду перед царями, обличали их несправедливость. Поэтому большинство этих людей были казнены. Для Пушкина важно само понимание высокой миссии пророка. Поэт изображает его прозрение, рождение вдохновения, свойственного поэтам. Вначале автор изображает человека одинокого, испытывающего душевные страдания. Но появление святого меняет ситуацию. Именно Серафим может преобразить пророка, зажечь его сердце пламенной любовью к людям. В герое многое изменяется. Сначала происходит прозрение. Он начинает видеть то, чего не видят другие люди. Потом пророк постигает звуки мира. Он слышит все, что его окружает. Потом речь поэта наполнилась мудростью, справедливостью. И в последнюю очередь он изменил восприятие мира. Теперь он стал чувствовать все сердцем поэта: И он мне грудь рассек мечом, И сердце трепетное вынул, И угль, пылающий огнем, Во грудь отверстую водвинул. Таким образом, лирический герой преображается, полностью меняется. Перед нами пророк, тот, кто должен глаголом жечь сердца читателей. У М. Ю. Лермонтова есть стихотворение с таким же названием. Михаил Юрьевич написал «Пророка» через пятнадцать лет после Пушкина. Поэт продолжает стихотворение, начиная его с того, на чем остановился Пушкин. Здесь пророк уже гонимый людьми гений: Провозглашать я стал любви И правды чистые ученья: В меня все ближние мои Бросали бешено каменья. У лермонтовского пророка не может быть друзей. Он одинок. Только звезды слушают лирического героя, только природа способна его понять. Когда он оказывается среди людей, то злоба и непонимание обращены в его сторону. Люди слишком самолюбивы, чтобы понять его слова. Лермонтов понимает тему пророка, как тему трагического непонимания людьми творческой личности. Его герой не ищет благодарности и понимания со стороны людей. Пустыня — это единственное место, где герой по-настоящему счастлив. Пушкин для Лермонтова во многом был учителем. Когда Пушкин был убит на дуэли, поэт очень тяжело переживал его смерть. Ведь он считал Пушкина гением, пророком. Он создал стихотворение «Смерть Поэта». В этом стихотворении Лермонтов скорбит по безвременно ушедшему гениальному поэту. Он один был среди толпы, боролся с несправедливостью. Но никто не понимал его. Ведь человек, посвятивший себя настоящему творчеству, всегда одинок. Лермонтов не называет имени убийцы, но читатель сразу понимает, что речь идет о Дантесе. Творчество Александр Сергеевича Пушкина оказало большое влияние на лирику Лермонтова. У них есть похожие темы и мотивы. Лермонтов всегда считал Пушкина гением и своим учителем.

Пейзажная лирика в творчестве Пушкина и Лермонтова — сочинение

Если говорят о литературе первой половины ХIХ века, то первыми на ум обыкновенно приходят имена Александра Сергеевича Пушкина и Михаила Юрьевиче Лермонтова. Это не просто выдающиеся поэты своего времени – можно сказать, что каждый из них и есть свое время. Тематика лирики обоих поэтов разнообразна – свобода, Родина, любовь и дружба, поэт и его назначение. Но сегодня хотелось бы поговорить о другой теме – о природе и об особенностях ее отображения в их лирике.

Любая тема, какое бы выражение она ни находила, неразрывно связана с судьбой автора. Оба поэта прожили недолгую жизнь, но время наложило неизгладимый отпечаток на их творчество. И сколь несхоже оказалось это влияние! Юность Пушкина пришлась на период революционного подъема и веры в прекрасные идеалы свободы и равенства всех людей, расцвет свободомыслия и вольных мечтаний. Юность Лермонтова – на режим николаевской реакции, жесточайшие репрессии любой вольной мысли. И если Пушкина время впоследствии несколько (а затем и значительно) охладило, то Лермонтова лишь заставило утвердиться в мрачных своих взглядах на жизнь. И хотя во многом Лермонтов является продолжателем пушкинских традиций, его поэзия глубоко трагична, а разочарование в надеждах юности придает ей оттенок безысходности.

У Пушкина многие, особенно ранние стихи наполнены оптимизмом, верой в существование прекрасного на земле – и его пейзажи расцвечены яркими красками, природа ликует и цветет вместе с ним. У Лермонтова же тема одиночества прослеживается повсюду. Лермонтовский герой одинок, он ищет – и не находит в чужом краю неведомое «что-то». И если природа родственна для его лирического героя, то родственна не просто, а в противовес людям и окружающему. Яркий пример этого мы видим в поэме «Мцыри». В описаниях природы у Лермонтова преобладают экзотические картины Кавказа, его любимого края.

Александр Сергеевич из всех других времен года отдавал предпочтение осени: «из годовых времен, я рад лишь ей одной». Живописными, красочными цветами он описывает осенний пейзаж: «прекрасное природы увяданье», «в багрец и золото одетые леса». Читая его стихотворения о природе, которые наполнены волшебными звуками, мы невольно видим, представляем себе великолепные просторы русской природы. Его пейзаж радостен, и даже в унылости осени он видит не предвестье смерти, а торжество красоты.

Природа в поэзии М.Ю. Лермонтова – свободная, романтическая стихия, но стихия грозная. Лермонтовскому лирическому герою зачастую приходится вступать в единоборство с природой, и это борьба равных сил. В стихах он часто обращается к разными природным явлениям. Для него ветер в небесах – нечто могучее и сильное.

Шуми, шуми же, ветер в ночи,

Играй свободно в небесах

И освежи мне грудь и очи.

Для Пушкина природа — это родной дом, в котором он скрывается от надоевших ему проблем, где он отдыхает от суеты жизни. В стихотворении «Деревня» он говорит:

Я здесь от суетных оков освобожденный,

Учуся в истине блаженство находить.

У Лермонтова же природа предстает в обличии могучего, сильного существа.

Впрочем, в ранней лирике – например, в стихотворении «Утро на Кавказе», появляется и романтическое описание пейзажа – звезды, луна, туман, тучи, облака.

Светает — вьется дикой пеленою

Вокруг лесистых гор туман ночной…

Вот на скале новорожденный луч

Родился вдруг, прорезавшись меж туч,

И розовый по речке и шатрам

Разлился блеск, и светит там и там.

В изображении же Пушкина даже буря не выглядит угрожающе, а, скорей, по-домашнему. Вспомним несколько строчек:

Буря мглою небо кроет,

Вихри снежные крутя,

То как зверь она завоет,

То заплачет как дитя.

Рисуется, вроде бы, мрачная картина – но кажется, что эти строчки читает глава семейства ребенку, сидящему у него на коленях. Ветер воет, вихри кружат, но в очаге горит огонь и, в общем-то, не страшно. У Пушкина – уют, у Лермонтова – бесприютность. И все же пейзажная лирика обоих поэтов показывает, что при всей разности подходов и мироощущения оба они во многом чувствовали себя детьми природы. Вот только Пушкин чувствовал себя ребенком обласканным, а Лермонтов – заброшенным.

В чем сходство и отличие лирики М.Лермонтова и А.Пушкина

Звание Поэта всегда было самым почётным, самым великим из человеческих званий. Судьба и творчество русских поэтов были неразрывно связаны с жизнью общества, с его нравственными и духовными интересами. Святую миссию поэзии они видели в служении своей Родине и своему народу. Имена Пушкина, Лермонтова в этом смысле стали чуть ли не нарицательными. Они били во все колокола, чтобы пробудить человеческую душу, открыть её для всех радостей земного бытия. Два этих великих поэта с предельной страстью и силой смогли донести до будущих поколений и показать всю мощь и значение поэтического слова и высокое гражданское призвание поэта. Но при всем сходстве высоких идей и жизненных целей каждый из них по-своему неповторим в своем творчестве, отличается особым поэтическим даром и мироощущением.

Общий колорит поэзии Пушкина — оптимистичный, проникнутый светом, надеждой, любовью, стремлением к теплу, уюту, дому, который воспринимается и как личный дом, и как вся Россия. Пушкин, как никто, умел радоваться красоте и гармонии мира, природы, человеческих отношений. Перечитывая пушкинские строки, мы почти физически ощущаем бодрящий холод зимы, знойную жару лета, любуемся «в багрец и золото одетыми» лесами. Тема дружбы — одна из ведущих в лирике Пушкина. Одно из первых стихотворений, в котором отражена тема дружбы, было написано поэтом в пятнадцатилетнем возрасте. Это шутливое стихотворение «Пирующие студенты». В нём набросаны легкие поэтические портреты друзей, собравшихся у праздничного стола. Многие вольнодумные стихи Пушкина адресованы друзьям, единомышленникам. Таким является стихотворение «К Чаадаеву», где Пушкин призывает своего старшего по возрасту приятеля посвятить отчизне «души прекрасные порывы».

Лермонтовской же поэзии свойственны мрачный колорит, пессимистическая настроенность, безверие, неуют и бездомье. В поэзии Лермонтова постоянно борются две противоположные стихии, принимая разные обличья (земли и неба, ангела и демона), которые символизируют силы добра и зла, гармонии и разрушения в душе каждого человека. Лермонтов был очень одинок. Эти мотивы одиночества находят воплощение в ряде основных образов его лирики: одинокий парус, одинокая сосна, одинокая пальма, одинокий утес. Он не верит в возможность взаимопонимания между людьми. Но, как ни странно, ощущение постоянного одиночества не отрывает поэта от жизни, не уводит его в мир мечтаний и грез. Полагаю, стихотворение « Выхожу один я на дорогу» принадлежит к лучшим его творениям. Вместе с автором мы видим величие ночи, очарование торжественной тишины и покоя. Это гимн красоте гармонии природы, которая не знает противоречий. От ночного пейзажа мысль переходит к человеческому обществу, в котором бушуют страсти и душевные тревоги. В этом стихотворении взгляд поэта в большей степени сосредоточен на душевных переживаниях человека. Лермонтов — глубокий и тонкий психолог, который чутко раскрывает психологию своих героев, их мгновенные настроения и переживания.

Творчество Пушкина начиналось во времена декабристов и надежд на изменение существующего в России порядка; Лермонтов пришел в литературу, когда эти надежды были разрушены. Пушкин был не только единомышленником декабристов, его стихи воодушевляли их. Поэт призывает их «хранить гордое терпение», говорит о том, что их «скорбный труд» не пропадёт, что их дело будет продолжено единомышленниками и что «придёт желанная пора» — свобода. Поколение Лермонтова, вступившее в жизнь после поражения восстания декабристов, было обречено на бесплодную растрату сил в условиях николаевской реакции. Большинство произведений Лермонтова написано именно в это время, поэтому многие из них пронизаны горечью и одиночеством, с сознанием того, что его современники живут бесцельно. Об этом автор пишет в стихотворении «Дума». На мой взгляд, это поэтическая исповедь, чистосердечная и печальная. В самом начале стихотворения автор высказывает свои общие суждения о поколении 30х годов: Печально и гляжу на наше поколенье!
Его грядущее — иль пусто, иль темно,Меж тем, под бременем познанья и сомненья,В бездействии состарится оно.
Как в творчестве А. Пушкина, так и М.Лермонтова мы находим размышления на тему значения поэта и поэзии и можем попробовать понять, какие ответы дают великие русские поэты на некоторые из этих нелёгких вопросов:Кто такой поэт? Каково его место в жизни? В чем сущность самого процесса творчества?

Образ поэта – пророка Пушкин впервые использовал в стихах, в которых пытался утвердить свой взгляд на то, каким должен быть настоящий поэт. Его идеал – человек, одарённый «высокой мыслью и душой», ни перед кем не склоняющий «гордое чело», ничего не страшащийся. Именно о таком поэте он говорил в своём стихотворении «Пророк», в котором показал трудный процесс превращения простого смертного человека в глашатая истины.

Восстань, пророк, и виждь, и внемли,

Исполнись волею моей

И, обходя моря и земли,

Глаголом жги сердца людей.

Такой видит свою миссию Пушкин. Он говорит о великом общественном значении поэзии — «глаголом жечь сердца людей». Он не пытается исправить людей, научить их, как нужно поступать, но, будучи поэтом, обращается к нашим сердцам. Поэзия апеллирует не к разуму, а к душе. То есть, можно сказать, что Пушкин раскрывает в этом стихотворении роль поэзии как чего-то возвышенного, стоящего над людьми, но не назидательного. Поэзия – это часть духовной жизни человека. А роль поэта – пробуждать в человеке то лучшее, что есть в нём.

Лермонтов же, в одноименном стихотворении говорит о падении роли поэта в современном ему обществе. Поэт, наделенный божественным даром, осознает всю тяжесть своего предназначения. Он понимает, как трудно выполнять «веленье Божие». Трудно потому, что люди, которым он говорит о любви и правде, не верят ему, насмехаются над ним, и даже презирают. Но поэт не отказывается от своей высокой миссии. Он возвращается в пустыню, где слушают его звезды да тварь земная. И хотя он остался один, поэт продолжает свое дело. Я думаю, что это стихотворение прекрасно отражает мироощущение Лермонтова, одинокого, отвергнутого, видящего вокруг себя лишь пороки и злобу:

С тех пор, как вечный судия

Мне дал всеведенье пророка,

В очах людей читаю я

Страницы злобы и порока.

У Пушкина чувствуется вера в свободу, оптимизм, у Лермонтова мы замечаем совсем иное настроение: здесь нет надежды. Век Лермонтова — эпоха, которой была чужда поэзия. Лермонтов, предчувствовавший свое время, писал об утрате поэзией своего высокого назначения, о ее обреченности на непонимание и презрение людьми,равнодушными к вольной проповеди свободы и правды.

Я думаю, что Лермонтов так определил судьбу поэта не только в России, но и в любом государстве, где подавляется всякая общественная мысль, царит произвол и насилие.

И все же Лермонтов заявил о себе не только как о поэтическом наследнике Пушкина, но и как о преемнике его идей. В слове поэта он тоже видел оружие битвы. В стихотворении «Поэт» появляется образ карающего кинжала. Поэзия – кинжал, излюбленная лермонтовская параллель. Назначение стихотворца сродни назначению кинжала.

Подводя итог, можно сказать, что и А.Пушкин и М.Лермонтов с предельной страстью и силой смогли донести до будущих поколений и показать всю мощь и значение поэтического слова и высокое гражданское призвание поэта – пророка и не только раскрыли каждый по – своему тему роли поэта, но и всем своим творчеством доказали, что поэт действительно может быть пророком. Многое из того, о чём мечтали великие поэты, к чему призывали в своих стихах, сбылось. А самое главное – их поэзия до сих пор служит пробуждению в нас самых высоких и светлых чувств. Величие этих людей в том, что их творения не умирали вместе с ними, а продолжали жить, пробуждая в человеческих душах самые лучшие качества. Они были совестью нации, властителями дум, выразителями чаяний народных. Это о них сказал Евтушенко: «Поэт в России – больше, чем поэт».

Поиск по сайту:

Сходство и различие в творчестве пушкина и лермонтова

Сходство и различие в лирике Пушкина и Лермонтова Пушкин и Лермонтов — великие русские поэты. В своем творчестве каждый из них достиг вершин мастерства. Звание Поэта всегда было самым почётным, самым великим из человеческих званий. Святую миссию поэзии они видели в служении своей Родине и своему народу. Имена Пушкина, Лермонтова в этом смысле стали чуть ли не нарицательными. Они били во все колокола, чтобы пробудить человеческую душу, открыть её для всех радостей земного бытия. Два этих великих поэта с предельной страстью и силой смогли донести до будущих поколений и показать всю мощь и значение поэтического слова и высокое гражданское призвание поэта. Но при всем сходстве высоких идей и жизненных целей каждый из них по-своему неповторим в своем творчестве, отличается особым поэтическим даром и мироощущением. Общий колорит поэзии Пушкина — оптимистичный, проникнутый светом, надеждой, любовью, стремлением к теплу, уюту, дому, который воспринимается и как личный дом, и как вся Россия. Пушкин, как никто, умел радоваться красоте и гармонии мира, природы, человеческих отношений. Тема дружбы — одна из ведущих в лирике Пушкина. «Мой первый друг, мой друг бесценный! И я судьбу благословил, Когда мой двор уединенный, Печальным снегом занесенный, Твой колокольчик огласил.» Многие вольнодумные стихи Пушкина адресованы друзьям, единомышленникам. Таким является стихотворение «К Чаадаеву», где Пушкин призывает своего старшего по возрасту приятеля посвятить отчизне «души прекрасные порывы» Лермонтовской же поэзии свойственны мрачный колорит, пессимистическая настроенность, безверие, неуют и бездомье. В поэзии Лермонтова постоянно борются две противоположные стихии, принимая разные обличья (земли и неба, ангела и демона), которые символизируют силы добра и зла, гармонии и разрушения в душе каждого человека. Лермонтов был очень одинок. Эти мотивы одиночества находят воплощение в ряде основных образов его лирики: одинокий парус, одинокая сосна, одинокая пальма, одинокий утес. Он не верит в возможность взаимопонимания между людьми. Но, как ни странно, ощущение постоянного одиночества не отрывает поэта от жизни, не уводит его в мир мечтаний и грез. Лермонтов — глубокий и тонкий психолог, который чутко раскрывает психологию своих героев, их мгновенные настроения и переживания. Как в творчестве А. Пушкина, так и М. Лермонтова мы находим размышления на тему значения поэта и поэзии. Образ поэта – пророка Пушкин впервые использовал в стихах, в которых пытался утвердить свой взгляд на то, каким должен быть настоящий поэт. Именно о таком поэте он говорил в своём стихотворении «Пророк», в котором показал трудный процесс превращения простого смертного человека в глашатая истины. « Восстань, пророк, и виждь, и внемли, Исполнись волею моей И, обходя моря и земли, Глаголом жги сердца людей.» Поэзия – это часть духовной жизни человека. А роль поэта – пробуждать в человеке то лучшее, что есть в нём. Лермонтов же, в одноименном стихотворении говорит о падении роли поэта в современном ему обществе. Поэт, наделенный божественным даром, осознает всю тяжесть своего предназначения. Я думаю, что стихотворение «Пророк» Прекрасно отражает мироощущение Лермонтова, одинокого, отвергнутого, видящего вокруг себя лишь пороки и злобу: «С тех пор, как вечный судия Мне дал всеведенье пророка, В очах людей читаю я Страницы злобы и порока.» У Пушкина чувствуется вера в свободу, оптимизм, у Лермонтова мы замечаем совсем иное настроение: здесь нет надежды. Век Лермонтова — эпоха, которой была чужда поэзия. Подводя итог, можно сказать, что и А. Пушкин и М. Лермонтов с предельной страстью и силой смогли донести до будущих поколений и показать всю мощь и значение поэтического слова и высокое гражданское призвание поэта – пророка и не только раскрыли каждый по – своему тему роли поэта, но и всем своим творчеством доказали, что поэт действительно может быть пророком. Многое из того, о чём мечтали великие поэты, к чему призывали в своих стихах, сбылось. А самое главное – их поэзия до сих пор служит пробуждению в нас самых высоких и светлых чувств.

( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )

  • Пушкин как личность сочинение
  • Пушкин дубровский и маша сочинение 6 класс
  • Пушкин и его няня арина родионовна рассказ
  • Пушкин золотая рыбка о чем сказка
  • Пушкин дубровский основная мысль рассказа