Пушкин и его сказки вступительное слово 5 класс

Сочинения /по литературе /моя любимая сказка пушкинаалександр сергеевич пушкин величайший русский поэт и писатель! несмотря на свою не очень
  • Сочинения
  • /

  • По литературе
  • /

  • Моя любимая сказка Пушкина

Александр Сергеевич Пушкин — величайший русский поэт и писатель! Несмотря на свою не очень долгую жизнь, он написал большое количество произведений: стихи, сказки, поэмы, романы.

Дети всех возрастов любят сказки Пушкина за то они написаны в стихах, легко читаются и всегда содержат мораль и очень интересный сюжет. А мой любимой сказкой Александра Сергеевича является «Сказка о рыбаке и рыбке». По сюжету этой сказки старик и старуха живут в маленькой, ветхой лачуге, и кроме разбитого корыта у них ничего нет. Дед ходит к мору и ловит там рыбу. Как то раз в невод к старику заплыла Золотая Рыбка. Она просила отпустить ее в море взамен на любое желание. Старик по своей доброте просто отпустил ее обратно. Но, узнав об этом, старуха рассердилась на деда и велела ему у Рыбки просить исполнить ее желания, и каждый раз было мало. В итоге Рыбка рассердилась и вернула старикам все как было раньше.

Эта сказка полюбилась и запомнилась мне тем, что описывает человеческие пороки, и к чему они могут привести. Пушкин в образе сварливой старухи показал всем читателям, что человеческая жадность не знает границ, нужно знать меру в своих желаниях, нужно уметь благодарить за помощь. Старухе это было не свойственно, она часто бранила старика: «Дурачина ты, простофиля!», а тот все терпел и молчал. После первого желания бабка поняла как легко могут исполняться желания, и начинала требовать все больше и больше, а терпение у Рыбки становилось меньше и меньше.

Как и в других сказках добро всегда побеждает зло. Старуха получила по заслугам, и вернулась в свою землянку с разбитым корытом. А старик ничего не потерял, так как он только передавал Рыбке желания старуха, а для себя ничего не просил.

«Сказку о рыбаке и рыбке» полезно читать не только детям, но иногда перечитывать взрослым, так как она учит нас быть добрыми, благоразумными, благодарными, довольствоваться даже малыми успехами. Людям лучше рассчитывать на свои силы в достижении целей, чем надеяться, что кто-то просто так за нас все сделает!

Золотая рыбка

Мне нравиться читать поучительные, интересные сказки. Больше всего написанные в стихотворной форме А. С. Пушкиным. Самая поучительная из них – «Сказка о золотой рыбке».

На примере жадной старухи: мы проходим весь путь от Царицы до крестьянки, расположенной у «разбитого корыта». Основные отрицательные стороны в натуре старухи доводят героиню до полной нищеты. Это властная, жестокая женщина, думающая только о себе. Не принимая никакого участия в ловле рыбы, ни разу не подумала о муже. Она не принимала участие и не захватила в сети «волшебную рыбку». Однако, постоянно требует расплаты. Старик так и остался нищим, а ей всё было мало. Казалось бы, чего можно ещё пожелать? Правит государством, есть слуги, ест вкусные блюда. Только ходи и командуй. А всё равно, надо и рыбку к себе в рабыни поставить и управлять ею.

Бедный старичок не знает, как противостоять алчной, коварной, ненасытной старухи. Чтобы не делал для жены, почему – то получается всё плохо. Выполняя любые прихоти, ни способен ей не в чём угодить. Этот герой трудолюбивый, покорный судьбе человек. Он очень добрый мужчина, хоть он и голоден, но отпускает, говорящую рыбку в морские просторы. Делает благородные поступки и ничего не просит взамен. Варит в котелке на костре простую уху, в то время как у его жены, стол ломится от заморских блюд. Продолжает ходить и ловить рыбу и не жалуется на свою судьбу.

Такие люди живут и сейчас. В итоге у многих получается такой же результат. Обижая людей, помогающих им достичь высот, не понимая, откуда идёт благо, теряют всё и сидят у разбитой посуды.

Если бы люди больше вникали в сюжеты сказок и притч, то было бы меньше проблем. Надо радоваться тому, что имеешь и требовать слишком много. Со стороны библии мы не можем попросить у Иисуса о том, что бы он нам приклонялся и служил. Прогневав покровителя, всё человечество может погибнуть.

Сказка о царе Салтане

Александр Сергеевич Пушкин известен в нашей стране не только как поэт, но и писатель. Он писал различные произведения, но лучше всего получалось писать детские сказки. Их у него очень много, самые известные: «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о золотом петушке» и другие. Я же люблю его творение «Сказка о царе Салтане».

Сказка начинается с разговора трех девиц, который подслушал царь Салтан. Он решил взять одну девушку в жены, двух других определил на должности ткачихи и поварихи при дворце.

Однако, завистливые подруги, оболгали девицу, написав Салтану о том, что царица родила вместо наследника неизвестное существо. Царь расстроился, но приказал его дождаться. Однако, царицу посадили в бочку вместе с сыном и выбросили в море.

К счастью, они не погибли. Добрались до острова, где молодой царевич встретил свою будущую жену, в образе прекрасного лебедя. Несмотря на все невзгоды, Гвидон остался добрым и справедливым. Хотел повидать отца.

Именно царевна Лебедь в знак благодарности за свое спасение, подарила молодому князю возможность побывать в родной стране и посмотреть на отца. Она подарила ему много чудес, начиная городом и заканчивая невестой. Именно она оказалась девицей, в которую влюбился Гвидон, после рассказа о ней теткой.

Когда наконец-то состоялась их встреча, счастью не было предела. Царь просил прощения у своей жены, оба плакали. Узнали наконец-то от кого были все беды. Хотя царь мог их сильно покарать, даже казнить, он проявил милосердие, отправив их домой. После этого они счастливо жили всей семьей.

В этом произведении собрано множество добродетелей. Сказка учит нас помогать нуждающимся, быть благодарными за помощь, милостивыми и прощать чужие ошибки. Вырастая на таких примерах, дети обязательно станут добрыми и отзывчивыми людьми.

1.Предисловие

Александр Сергеевич Пушкин – самый любимый писатель в нашей стране. Его все знают, книги его все читают. Его стихи заучиваются наизусть.

В нынешнем году исполняется 200 лет со дня рождения Пушкина, а память о нем не умирает, любовь к нему не проходит, и слава его все растет.

Пушкина не только читают, но и старательно изучают. Я в своей работе тоже попытаюсь раскрыть небольшую часть творчества этого великого писателя. Темой для исследования я избрал сказки. С самого раннего детства многие из нас слышат их от родителей. Становясь старше, мы узнаем и другие, более серьезные и трудные произведения Пушкина, а перечитывая старые, с детства нам знакомые его вещи, начинаем видеть и понимать в них многое такое, чего раньше не понимали. И тогда нам еще ближе, еще дороже становится Пушкин. Раньше или позже, в детстве или в зрелом возрасте, произведения этого писателя затронут сердце каждого. Сказки А. С. Пушкина – это универсальные произведения, которые будут интересны и взрослому и ребенку. Каждый найдет в них что-то для себя. Мне показалась интересной и увлекательной эта тема. Очень интересно открыть для себя что-то новое из того, что знакомо нам с детства. Именно поэтому я и увлекся этой частью творчества великого писателя.

Сказка о мертвой царевне

В мелодичных строках, написанных А.С. Пушкиным, всегда торжествуют добрые силы над силами зла. Моя любимая его сказка — Сказка о мертвой царевне.

На переднем плане выделены жестокие и коварные поступки властной царицы. Она не видит ничего вокруг, кроме себя. Постоянно любуется в зеркало и расхваливает свою природную красоту. Своей соперницей она считает падчерицу. Завидуя её молодым, нежным чертам, кротости характера, решается уничтожить и погубить бедную девушку. Жестокость и надменность — главные черты характера героини. Ей не жалко убить человека. Лишь бы никто не был лучше и красивее Царицы (во всём государстве). Все разговоры она ведёт только с волшебным зеркальцем. В конце и зеркало она разбивает. Этот предмет хранит все её тайны и желания. Зеркало умеет говорить и развлекает Царицу своими беседами.

Кроткая, нежная и милая царевна добивается того, что служанка не убивает девушку. Проживая в лесу, она хозяйничает в доме богатырей и ждёт возлюбленного королевича. Умирает от руки переодетой коварной, злобной Царицы. Но, силы добра побеждают. Смерть отступает там, где правит любовь. Молодому юноше помогают все природные стихии (ветер, солнце, месяц) и он находит любимый образ в гробу. Силы зла рушатся и наступает радостное событие — свадьба. Злая царица не выдерживает переживаний, что не получилось её коварство и умирает от тоски. И любовь побеждает. Заканчивается всё торжеством.

Во всех сказках торжествует добро. Надо помнить о том что, если сильно любишь, то обязательно преодолеешь любые трудности. Надо идти вперёд и не бояться. Трудности закаляют характер. Чем труднее было достичь желаемое, тем приятней и ощутимей результат.

Если в душе живёт любовь, то можешь преодолеть любые преграды. Главное верить и идти вперёд. Тогда победа будет за человеком с уверенным твёрдым, мужественным характером. Победит тот — кто не испугался и ни сдался на середине пути. Фортуна и успех любят настойчивых, с сильным характером людей.

Сочинение Моя любимая сказка Пушкина О рыбаке и рыбке

С тех самых пор, как ребенок появляется на свет, родители начинают читать ему сказки. Так, уже в маленьком возрасте, у каждого малыша есть своя любимая сказка – у кого-то «Красная Шапочка» Шарля Перро, у других «Гадкий утенок» Андерсена, а моя самая любимая сказка принадлежит перу выдающегося русского писателя девятнадцатого века – Александру Сергеевичу Пушкину, и называется она «Сказка о рыбаке и рыбке».

Многим хорошо знаком сюжет этой истории, где старуха день ото дня ругала своего мужа-рыбака, от того, что ей не нравилось жить бедно, а она мечтала быть богатой и ни в чем не нуждаться. И однажды удача им улыбнулась, закинув невод, старик сумел поймать золотую рыбку, пообещавшую исполнить одно заветное желание, взамен на спасение.

Сказка заканчивается печально, старик со старухой так и остаются сидеть у разбитого корыта, как это было вначале. Все волшебство рассеялось в один миг, как будто ничего этого никогда не было. Таким было наказание рыбки старухе, которая хотела слишком многого, не осознавая, что никому в этой жизни ничего не дается просто так, а каждому воздается по заслугам.

Писатель стремился показать своим юным читателям, что никогда жадность, зло и жажда богатств не смогут сделать человека абсолютно счастливым. Так, из раза в раз, становясь все богаче и знатнее, старуха продолжала требовать большего, постоянно, будучи чем-то недовольной. Ни богатая жизнь, ни слуги, ни роскошное убранство дома не сделали ее счастливой, она продолжала оставаться все той же завистливой, сварливой, недовольной своим положением женщиной, которая хотела изменить все, не прикладывая для этого никаких усилий.

Эта сказка поучительна, она помогает читателям со стороны посмотреть на людей, живущих в ссорах с жадности. Старик же, напротив, является олицетворением хорошего, он всю свою жизнь ежедневно рыбачил, чтобы им с женой было чем питаться, никогда не позволил себе сказать плохого слова в ее адрес, он пожалел маленькую рыбку, проявив милосердие. Даже в самом конце рассказа, когда он вернулся домой и увидел старуху у старого разбитого корыта, он не расстроился, он все понял, но также он знал, что жизнь на этом не заканчивается.

5 класс

Другие сочинения: ← Экология моего района↑ 5 классМой любимый цветок →

Сочинение на тему сказки пушкина 5 класс

Все дети любят сказки! Я их тоже очень люблю! Потому что, во-первых, в сказках всегда побеждает добро и торжествует справедливость! А, во-вторых, в сказках можно встретиться с удивительными сказочными героями, с чудесами и волшебством! Когда я была маленькой, мне читали и рассказывали сказки мама, папа или бабушка. Сказки учат детей тому, что добро будет всегда вознаграждено, а зло наказано, смелый и честный победит, терпеливый дождётся, правда восторжествует. Лучше всего это выражено в народных сказках. Прожитые чувства вместе со сказочными персонажами делают нас добрее и милосерднее, смелее и сильнее. Сказки помогают нам справляться со страхом, перебороть свои слабости и поверить в собственные силы. Мой папа утверждает, что самую лучшую, самую интересную и самую правдивую сказку человек может сделать реальностью только своими силами, потому что доброе сердце и вера в лучшее – самые могущественные волшебники. Я с ним, конечно, согласна и, думаю, что у меня всё ещё впереди. Научившись читать, я прочитала много разных сказок: русские народные сказки, казахские народные сказки, сказки народов мира, сказки Бажова, сказки Андерсена, сказки братьев Гримм, сказки Шарля Перро. Но особенно дороги и близки моему сердцу сказки Александра Сергеевича Пушкина. Читая сказки Пушкина, ты погружаешься в удивительный и волшебный мир! И в этот мир тебя заводит твой любимый поэт-сказочник. Здорово, когда есть такие взрослые, которые понимают детей и могут сочинять такие замечательные сказки! Жизнь без сказок была бы очень скучной. К сожалению, многие взрослые забывают, что они тоже были когда-то детьми. По стихам и сказкам А.С. Пушкина видно, что он был очень весёлым и жизнерадостным человеком. Когда я узнала, как прошло его детство, я поняла, почему он стал всеми любимым поэтом. Воспитанием Александра Сергеевича занимались бабушка Мария Алексеевна Ганнибал и няня Арина Родионовна. Бабушка научила поэта читать и писать по-русски, а сказки маленькому Саше рассказывала Арина Родионовна. Она была крепостной крестьянкой, человеком из бедного и многострадального русского народа. Пушкин её очень любил и посвятил ей несколько стихотворений, наполненных любовью и благодарностью к этой простой русской женщине. Русские народные сказки, былины, предания, звучавшие из уст няни Арины Родионовны, раскрыли перед будущим поэтом красоту и величие русского языка и пробудили в нем любовь к русскому народу. По-моему, главным секретом мастерства Пушкина-сказочника является особый певучий и мелодичный стихотворный язык поэта. Мне даже кажется, что мой любимый учёный кот – это на самом деле сам Александр Сергеевич, который когда своими мягкими и пушистыми лапками «идёт направо – песнь . Ученый кот протяжно «мурлычет» много сказок, в которых происходят чудеса и волшебство. В этих сказках «на неведомых дорожках» можно увидеть «следы невиданных зверей», избушку на курьих ножках; встретить знакомых нам с детства героев из русских народных сказок – лешего, русалку, тридцать прекрасных витязей, морского дядьку, королевича, царя, колдуна, богатыря, бурого волка, царевну, Бабу Ягу, Кащея! Сам Пушкин писал, что в этих сказочных местах обитает «русский дух…» и «там Русью пахнет!». Мои любимые сказки Пушкина – это «Руслан и Людмила», «Золотой петушок», «Сказка о царе Салтане», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о попе и работнике его Балде», «Сказка о мёртвой царевне». Особенно завораживает «Сказка о Царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебедь». Мне кажется, что эта самая чудесная сказка. В этой сказке самая щедрая, самая загадочно-прекрасная из всех сказочных волшебниц – это царевна Лебедь. Какие только чудеса не происходят по велению царевны! Это чудо-остров, удивительная белочка, выход морского войска из пенной волны и, конечно, главное чудо – превращение птицы-Лебеди в царевну, князя Гвидона в комара, шмеля и муху. А какая она красавица – «месяц под косой блестит, а во лбу звезда горит». В этой сказке побеждают любовь и добро. Пушкин дал миру много поучительных произведений. Я тоже учусь на примерах сказочных героев А.С. Пушкина. Сказки А.С. Пушкина учат таким качествам, как: доверие, доброта, щедрость, смелость. Так, например, в «Сказке о мёртвой царевне и семи богатырях» мы попадаем в мир царей и цариц, богатырей и волшебных зеркал. Но и здесь, в стенах богатого дворца, живут зависть и ревность, злоба и лицемерие. Много горя и бед довелось испытать молодой прекрасной царевне, оставшейся без матери. Но чистота души, терпимость, верность данному слову и чувству, доброта и трудолюбие помогли ей преодолеть все козни злой и коварной мачехи и дождаться своего счастья. Эта сказка учит нас тому, что чудеса в мире происходят не только благодаря волшебству и колдовству. А вот в «Сказке о рыбаке и рыбке» хорошо виден характер жадного человека. В нашей жизни тоже встречаются жадные люди, которые всегда желают чего-то большего, чем они имеют или могут иметь, не знают меру и границу своих возможностей. Александр Сергеевич показал, что за жадность и незнание этой грани люди наказывают себя сами. С одной стороны, старуху можно понять. Бедная женщина, ей надоело жить в нищете, и тут появилась возможность жить хорошо. Она совсем потеряла голову от возможностей и богатства, которые у неё появились. В этой сказке олицетворением зла и жадности считается старуха. Добро учит и наказывает зло. Добро зло не уничтожает, а поучает – рыбка посмеялась над старухой. А.С. Пушкин хотел показать, что люди ещё не поняли, что счастье не в богатстве. Как смешно выглядят люди в погоне за богатством. Рыбка в этой сказке выступает в роли добра, она олицетворяет добро. Рыбка готова была исполнить любые желания старухи, но не хотела служить оружием, с помощью которого старуха хотела добиться величия. Почему же все так любят стихи и сказки Александра Сергеевича?! Да потому что они написаны простым и понятным языком. Его стихи запоминаются очень легко. Можно прочитать или услышать его стихотворение или сказку один раз, и многое запоминается дословно. А ещё его сказки очень добрые, и даже отрицательные герои не кажутся страшными монстрами. В сказках А.С. Пушкина показывается, как честный и добрый может преодолеть все испытания и трудности и в конце стать счастливым победителем. Сказки Пушкина хочется читать или слушать снова и снова… В сказках А.С. Пушкина ощущаешь всю красоту и богатство русского языка и русской культуры.

Категория: Литература.

Обобщающий урок по теме «Сказки А. С. Пушкина», 5 класс

Тема урока: «В мире сказок А. С. Пушкина»

Тип урока: систематизация и обобщение изученного материала

Вид урока:урок-игра

Цель:Повторение и обобщение знанийучащихся по теме «Сказки А. С. Пушкина»

Задачи:

1. Образовательная:

Обобщить и систематизировать знания о сказках А. С. Пушкина

2. Развивающая:

Способствовать развитию мыслительной деятельности и аналитических способностей обучающихся, умению работать в группах

3. Воспитывающая:

Создать условия для повышения интереса обучающихся к учебному процессу и творчеству А. С. Пушкина

Ожидаемые результаты:

– личностные: осознание социальной, практической и личностной значимости учебного материала;

– метапредметные: умение работать с текстами, сотрудничать в группах;

– предметные: овладение навыками анализа и работы с текстами такого жанра, как литературная сказка

Оборудование:портрет А. С. Пушкина, выставка книг, карточки с заданиями, проектор, ноутбук, презентация «В мире сказок А. С. Пушкина»

Методы обучения: словесный, наглядный, практический

Контроль знаний учащихся:групповой, индивидуальный

Участники урока-игры: учитель, обучающиеся 5 класса, ребята-помощники (Кот ученый и Почтальон Печкин)

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

Класс заранее поделен на 2 команды («Золотой петушок», «Золотая рыбка»). Фоном урока звучит песня «В гостях у сказки»

Вступительное слово учителя

Знакомство с классом. Сообщение темы, цели и формы урока. Задачи обучающиеся формулируют самостоятельно. Учитель объясняет правила урока-игры.

II. Урок-игра

Учитель:

И так, друзья, начнем программу!

Затей у нас большой запас!

А для кого они? – Для вас!

Мы знаем, вы любите игры,

Песни, загадки и пляски,

Но нет ничего интересней

Чем наши волшебные сказки!

Презентация (слайд 1)

Читайте Пушкина, читайте,

И не живите днем одним.

С ним и любите, и мечтайте,

И размышляйте вместе с ним.

И дружбой светлой дорожите,

Её, как свет звезды неся,

Как Пушкин пламенно любите, –

Жить нам без Пушкина нельзя!

(Слайд 2)

1. Входит КОТ УЧЕНЫЙ со словами из Пролога к поэме «Руслан и Людмила».

– Мяу! Здравствуйте, ребята! Когда я шел к вам по неведомым дорожкам, то нашел вот этот мешочек с вещами. Но я не знаю, чьи это вещи, из каких они сказок. Может, вы мне поможете?

Конкурс «Угадай сказочные вещи» (Проводит Кот ученый):

Зеркальце («Сказка о мертвой царевне и 7 богатырях»)

Меч/петушок («Сказка о золотом петушке»)

Заяц/конь («Сказка о попе и о работнике его Балде»)

Орех/белочка («Сказка о царе Салтане…»)

Рыба/невод («Сказка о рыбаке и рыбке»)

– Молодцы! На обратном пути я разнесу предметы по сказкам.

2. Стук в дверь. Входит почтальон Печкин:

– Привет, ребята! Я принес вам письмо от царя Дадона. Ему надоело царствовать, лежа на боку, и решил он свой ум потренировать. Шлет он вам вопросы, да не простые, а мудреные.

Конкурс «Отгадай сказку». (Проводит Почтальон Печкин). Первую «телеграмму» зачитывает почтальон, а остальные по очереди – представители команд.

1. Предлагаю свои услуги: работаю за семерых.

Могу:

– запрягать лошадь;

– топить печь;

– закупать продукты на рынке;

– печь яйца, варить кашу;

– нянчить детей.

Мой адрес: («Сказка о попе и о работнике его Балде»)

2. Торговая фирма предлагает импортные товары:

– соболя, черно-бурые лисицы;

– донские жеребцы;

– чистое серебро, злато.

И все по доступным ценам.

Адрес фирмы: («Сказка о царе Салтане…»)

3. Сдаем на лето горницу за умеренную плату. В ней имеются:

– кругом лавки, крытые ковром;

– под святыми стол дубовый;

– печь с лежанкой изразцовой.

Наш адрес: («Сказка о мертвой царевне и 7 богатырях»)

4. Тем, кто не может проснуться рано утром по звонку будильника, предлагаем приобрести петушка из чистого золота, который выручит вас всегда и везде.

Обращать по адресу: («Сказка о золотом петушке»)

5. Кто желает поменять старое на новое, сарай на дворец, обращайтесь по адресу: («Сказка о рыбаке и рыбке»)

Молодцы! Хорошо знаете сказки!

Презентация (слайды 3-9)

3. «Лучший знаток сказок»

Конкурс знатоков (по командам) (Проводит учитель)

(Задания написаны на петушках и рыбках, которые размещены на магнитной доске. Капитаны команд по очереди берут листы с заданиями. На обдумывание каждого вопроса отводится по 30 секунд)

Как звали пса, который сторожил терем 7 богатырей? (Соколко)

Какая сказка Пушкина заканчивается словами: «Я там был, мед, пиво пил, да усы лишь обмочил»? («Сказка о мертвой царевне и 7 богатырях»)

С какими словами обращается царица к своему зеркальцу? («Свет мой, зеркальце, скажи, да всю правду доложи…»)

В кого превращала Лебедь князя Гвидона? (В комара, муху, шмеля)

Под каким деревом белка грызла орехи? (Под елью)

Какую песенку пела белка при честном народе? («Во саду ли, в огороде…»)

Как звали жениха царевны в сказке о мертвой царевне и 7 богатырях? (Елисей)

В какой сказке «Царь с царицею простился, в путь – дорогу снарядился…) («Сказка о мертвой царевне и 7 богатырях»)

4. Конкурс капитанов (Жизнь и творчество А. С. Пушкина) (Проводит учитель)

(Слайды 10-12)

– В каком году родился А. С. Пушкин? (1899, 1799, 1999)

– В каком городе родился А. С. Пушкин? ( Москва, Петербург, Калуга)

– В какой школе учился? ( В Царскосельском лицее)

– К кому обращается А. С. Пушкин с такими словами:

Подруга дней моих суровых.

Голубка дряхлая моя…? (К няне Арине Родионовне)

– О каком городе писал А. С. Пушкин

Люблю тебя, Петра творенье… (Петербург)

«У Лукоморья дуб зеленый…» – так начинается поэма «Руслан и Людмила». А что такое Лукоморье? (Изгиб морского берега, залив, бухта)

5. Блиц-опрос по сказке о рыбаке и рыбке (для команды «Золотая рыбка») (Проводит учитель):

– Процитируйте зачин сказки. (Жил старик со своею старухой у самого синего моря)

– Сколько лет рыбачил старик? (30 лет и 3 года)

– С чем приходил невод? (1 – с тиной, 2 – с травой морской, 3 – с золотой рыбкой)

– Что молвила золотая рыбка, когда старик ее поймал? (Отпусти ты меня, старче, в синее море, дорогой за себя дам откуп, откуплюсь, чем только пожелаешь…)

– Какими словами бранила старуха старика? (Дурачина ты, простофиля…)

– За что рыбка наказала старика и старуху? (за жадность, алчность, ненасытность)

6. Блиц-опрос по сказке о золотом петушке (для команды «Золотой петушок») (Проводит учитель):

– Кто являлся верным сторожем царя Дадона? (Золотой петушок)

– Что кричал петушок, сидя на спице? (Кири-куку, царствуй, лежа на боку!)

– Что обещал царь мудрецу в награду за петушка? (Волю первую твою я исполню, как свою)

– Как отблагодарил Дадон мудреца за помощь? (Царь хватил его жезлом по лбу – тот упал ничком, да и дух вон)

– Сколько сыновей было у Дадона? (2)

– Процитируйте концовку (исход, развязку) («Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок!»)

III. Самоконтроль (на листочках выставляют себе оценку за работу на уроке), контроль знаний обучающихся (самостоятельная работа – отсроченный контроль знаний обучающихся).

1. Герой из какой сказки описан в отрывке? И что это за сказка?

Правду молвить, молодица

Уж и впрямь была царица:

Высока, стройна, бела,

И умом, и всем взяла;

Но зато горда, ломлива,

Своенравна и ревнива.

(«Сказка о мертвой царевне и о 7 богатырях» – новая царица)

2. Из каких сказок взяты строки:

К морю лишь подходит он,

Вот и слышит будто стон…

Отпусти ты, старче, меня в море!

Дорогой за себя дам откуп:

Откуплюсь, чем только пожелаешь.

(«Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди» и «Сказка о рыбаке и рыбке»)

3. О героях из каких сказок А. С. Пушкина здесь говорится:

Месяц под косой блестит,

А во лбу звезда горит…

Вся сияя как заря,

Тихо встретила царя.

(Царевна Лебедь «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди» и Шамаханская царица «Сказка о золотом петушке»)

4. В каких сказках и каких авторов встречается такая героиня, как спящая царевна? (В. А. Жуковский «Спящая царевна», Ш. Пьеро «Белоснежка»)

IV. Подведение итогов урока, рефлексия, оценивание

– Что мы планировали сделать на уроке?

– Достигли ли мы на уроке намеченных целей и задач?

– Что у нас получилось, а что нет?

– Выставление отметок за работу на уроке с комментариями учителя и капитанов команд (групповое оценивание)

V. Домашнее задание

Одно задание по выбору обучающегося:

1. Выполнить рисунок к любимой сказке А. С. Пушкина.

2. Инсценировка наиболее понравившейся сцены из сказки А. С. Пушкина (по группам).

3. Написать сочинение-миниатюру (развернутый ответ) «Чему научили меня сказки А. С. Пушкина?»

Метки: Литература

Литературный конкурс в 5 классе «По страницам пушкинских сказок».
Цели:
• Пробуждать в детях интерес к книге, к чтению; расширять их литературный кругозор.
• Приобщить учащихся к сказкам А.С.Пушкина.
• Обобщить и систематизировать знания сказок А.С. Пушкина.
• Пропагандировать творчество А.С.Пушкина.
• Развивать внимание, мышление, речь, память детей.
• Развитие интереса к чтению художественной литературы.
• Развитие навыков читательской деятельности – умение работать с художественным текстом.
• Развитие навыков коммуникативной деятельности учащихся: умение слушать
• и слышать, уважительное отношение к чужому мнению, умение отстаивать
• свою точку зрения, умение соглашаться и принимать чужую точку зрения.
• Развитие умения работать в группе.
• Воспитывать любовь к чтению, к русской культуре.
• Воспитывать культурных слушателей и зрителей.

Ход конкурса.
I. Вступительное слово учителя (на фоне слайд – презентации о сказках А.С. Пушкина).
Первым свидетельством интереса А. С. Пушкина к стихотворным сказкам была стихотворная поэма «Бова», написанная в пятнадцатилетнем возрасте. Она создана на основе тех народных сказок о Бове, которые слышал поэт в детстве. Творческое озарение пришло позднее, когда в 1824 году, находясь в Михайловском, слушал сказки своей няни Арины Родионовны. В письме брату он отмечал: «Вечерами слушаю сказки, вознаграждаю тем недостатки проклятого своего воспитания. Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма».После этого в черновых набросках появляются отрывки, связанные со сказочными сюжетами. Оказывается, поэт не только слушал, но и записывал сказки, которые рассказывала ему няня. Они – то и послужили основой для будущих стихотворных сказок. В 1834 году Пушкин составил проект отдельного издания своих сказок, записав на последней странице «Сказки о золотом петушке»: «Простонародные сказки (с позволения высшего начальства). В этом сборнике поэт хотел видеть шесть своих стихотворных сказок: «Сказка о женихе» (1827г.), «О царевне Лебеди» (1831г.), «О мёртвой царевне» (1833г.), «О Балде» (1830г.), «О рыбаке и рыбке» (1833г.). «О золотом петушке» (1834г.). К сожалению, проект этот не был осуществлён, т. к. сказки напечатали в новом сборнике поэта вместе со стихотворениями.

II. Итак, начинаем! Конкурс «Назови сказки Пушкина, из которых взяты эти строки».
1. На престоле и в венце
С грустной думой на лице.
2. С синя моря глаз не сводит.
3. Но жена не рукавица:
С белой ручки не стряхнёшь.
4. Негде в тридевятом царстве
В тридесятом государстве
Жил…
5. Старичок хотел заспорить,
Но с иным накладно спорить.
6. Сказка — ложь, да в ней намёк,
Добрым молодцам урок.
7. Да понадеялся на русский авось.
8. Ест за четверых,
Работает за семерых.
9. Разбежались по углам,
Их нашли насилу там.
10. Они жили в ветхой землянке
Ровно 30 лет и 3 года.
11. Дорогой за тебя выкуп дам,
Откуплюсь, чем только пожелаешь.
12. Белолица, черноброва,
Нраву кроткого такого,
И жених сыскался ей.

Ответы.
«Сказка о царе Салтане…» — 1,2,3,9
«Сказка о мёртвой царевне…» — 12
«Сказка о золотом петушке» — 4, 5, 6
«Сказка о попе и его…» — 7, 8
«Сказка о рыбаке и рыбке» — 10, 11

III. Конкурс «Угадай имена! »
1. Сватья баба (Бабариха)
2. Царь (Салтан)
3. Князь (Гвидон)
4. (Поп) толоконный лоб
5. Дядька (Черномор)
6. Королевич (Елисей)
7. Остров (Буян)
8. Славный царь (Дадон)
9. Пёс (Соколка)
10. Сенная девушка (Чернавка)
11. Царевна (Лебедь)
12. Работник (Балда)

IV. Конкурс «Закончи строку»!
1. Жил был поп
(Толоконный лоб).
2. Ум у бабы догадлив,
На всякие хитрости (повадлив).
3. Не гонялся бы ты, поп,
(За дешевизной).
4. Три девицы под окном
(Пряли поздно вечерком).
5. Родила царица в ночь
Не то сына, не то дочь:
6. (Не мышонка, не лягушку,
А неведому зверюшку).
В синем небе звёзды блещут,
В синем море волны хлещут).
7. Туча по небу идёт,
(Бочка по небу плывёт).
8. Ветер по морю гуляет
И (кораблик подгоняет).
9. Пушки с пристани палят,
Кораблю (пристать велят).
10. Раз он в море закинул невод,-
Пришёл (невод с одною тиной).
11. Он в другой раз закинул невод, —
Пришёл (невод с травою морскою).
12. В третий раз закинул он невод, —
Пришёл (невод с одною рыбкой).

V. Конкурс «Назови эпитеты из сказок Пушкина».
1. Государыня (родная)
2. Лебедь (птица)
3. На (добра) коня
4. (Батюшка) – царь
5. (Красная ) девица
6. Грусть – (тоска)
7. (Сине) море
8. Красавица – (душа)
9. Путь – (дорога)
10. Гости – (господа)
11. (Государыня) – рыбка
12. (Душа) — девица

VI. Конкурс « Кому принадлежат эти слова»?
1. «Тяжек воздух нам земли». (Черномор)
2. «Мы объехали весь свет,
За морем житьё не худо». (Корабельщики)
3. «Я там был, мёд, пиво пил
И усы лишь обмочил». (Автор)
4. «Ввек тебя я не забуду:
Ты найдёшь меня повсюду,
А теперь ты воротись,
Не горюй и спать ложись». (Лебедь)
5. «Не печалься, ступай
Себе с богом». (Золотая рыбка)
6. «Ты встаёшь во тьме глубокой
Круглолицый, светлоокий» (Королевич Елисей)
7. «Я ль на свете всех милее,
Всех румяней и белее». (Злая мачеха)
8. «Условия сам назначу,
Задам тебе, вражонок задачу». (Балда)
9. «Грусть – тоска мне съедает —
Диво дивное хотел перенесть я в свой удел». (Гвидон)
10. «Чем вы, гости, торг ведёте
И куда теперь плывёте»? (Гвидон)
11. «Да вот верёвкой хочу море морщить,
Да вас, проклятое племя корчить». (Балда)
«Люди женятся, гляжу,
Не женат лишь я хожу». (Гвидон)
12. «Ты волнуешь сине море,
Всюду веешь на просторе
Не боишься никого,
Кроме бога одного». (Елисей)

VII. Конкурс «Закончи сравнения! Из каких они сказок?»
1. И очутятся на бреге
В чешуе, как (жар горя),
Тридцать три богатыря.
2. Что ты тих,
Как (день ненастный)?
3. Сладку речь – то говорит,
будто (реченька журчит).
Ответ. Из «Сказки о царе Салтане…»

VIII. Конкурс «Чёрный ящик» «Откуда эти сказочные предметы?»
1. Месяц, звёзды, коса.
2. Белка, орешки, изумруд.
3. Невод, пряжа, корыто.
4. Зеркальце, пирожок, яблоко.
5. Верёвка, палка, мешок.
6. Бочка, корабли, письмо.
7. Клюка, хрустальный гроб, хлеб.
8. Мешок, колесница, шатёр.
Ответы.
«Сказка о царе Салтане…» — 1,2, 6.
«Сказка о рыбаке и рыбке» — 3.
«Сказка о золотом петушке – 8.,
«Сказка о мёртвой царевне…» — 4, 7.
«Сказка о попе и его работнике…» — 5.

IX. Конкурс «Подбери синонимы»!
1. Терем –
2. Светлица (светёлка)
3. Горница –
4. Полати –
5. Подворье –
6. Сват –
7. Девичник –
8. Приданое –
9. Сенная девушка –
10. Лежанка –
11. Названый брат –
12. Рать –

X. Конкурс « Ответь на вопросы! »
1. В каких насекомых трижды превращается Гвидон? (Комар – муха – шмель)
2. Кого назвал Балда своим братцем? (Зайца)
3. Как звали старшего чёрта? (Бес)
4. Чем должен был платить поп Балде за работу? (Лбом)
5. Что любил есть Балда? (Полбу)
6. Что грызла белочка (Золотые орешки с изумрудными ядрами)
7. Кем доводился бесёнок Бесу? (Внуком)
8. Какие животные помогли Балде выиграть соревнование по бегу? Зайцы, сивая кобыла)
9. Что стало с попом после 1-го, 2-го и 3-го щелчков? ( После 1-го – прыгнул до потолка, после 2-го – лишился поп языка, после 3-го — вышибло ум у старика)
10. В каких сказках одним из мест действия является море? («Сказка о попе…», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о царе Салтане…»)
11. В каких сказках проходят свадьбы? (Сказка о мёртвой царевне…», Сказка о царе Салтане»)
12. Куда послала старуха служить своего старика? (На конюшню)
13. У кого было приданое «7 торговых городов да 140 теремов? (У молодой царевны)
14. Как меняется море в «Сказке о рыбаке и рыбке? (1- «Море слегка разыгралось», 2 – «Помутилося синее море», 3 – «Почернело синее море», 4 – разыгралась «чёрная буря»)
15. Кто выезжал «дружною толпою» «погулять, серых уток пострелять»? (7 братьев)
16. Кем хотела стать старуха из «Сказки о рыбаке и рыбке»7 (1 – столбовою дворянкой, 2 – вольною царевной, 3 – владычицей морскою)
17. К каким природным силам обращался Елисей за помощью? (Солнце, месяц, ветер)
18. Что пробудило царевну ото сна? (Удар Елисея о гроб)

ХI. Конкурс «Оживи сказочную строку!» (Соперники должны угадать, из какой сказки «немая сцена»)
1. Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком…
Дверь тихонько заскрипела,
И в светлицу входит царь…».
2. Под ёлкою высокой
Видит: Белочка при всех
Золотой грызёт орех,
Изумрудец вынимает,
А скорлупки собирает,
Кучки равные кладёт
И с присвисточкой поёт
При честном при всём народе…
3. Пёс залаял, и девица
Видит: нищая черница…
….Царевна хочет
Выйти к ней,
И хлеб взяла…
Пёс ей под ноги и лает,
И к старухе не пускает…
И к царевне наливное,
Молодое, золотое
Прямо яблочко летит.

XII. Конкурс инсценировок из сказок (домашнее задание).

XIII. Конкурс болельщиков (пока жюри подводит итоги).
1. Назовите самую длинную по словам в названии сказку.
2. Назовите самую длинную и самую короткую по содержанию сказки.
3. Отчего умерла молодая царевна, а отчего злая царица в Сказке о мёртвой царевне…»?
4. Назовите строку из «Сказки о попе и его …», выражающую её идею.
5. Сколько всего сказок сочинил А. С. Пушкин?
6. Назовите первую и последнюю из сочинённых А. С. Пушкиным сказок.
Ответы.
1. «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди».
2. «Сказка о царе Салтане…», «Сказка о попе и его работнике Балде».
3. От отравленного яблока, от тоски.
4. «Не гонялся бы ты, поп, за дешевизною».
5. 6 +1 незаконченная. (Седьмая сказка — «Сказка о медведихе»)
6. Первая — « Жених», последняя – «Сказка о золотом петушке».

XIV. Награждение победителей.

***
Урок позволяет в форме увлекательной игры (по группам или командам) провести занятие по внеклассному чтению и привлечь учащихся к самостоятельному вдумчивому чтению сказок великого поэта. Желательно все задания, наряду со слайд – презентациями по творчеству А. С. Пушкина, выводить на интерактивную доску.
Автор – Алипова Наталья Николаевна, учитель русского языка и литературы
школы – гимназии № 17 г. Астана.
Стаж работы – 30 лет.
Категория – высшая.

Источник: http://Библиотека поэта.А. С. Пушкин, т. 2, стр. 217-280

Тема. Сказки А.С.Пушкина. Сказка о золотой рыбке. Сказка о золотом петушке. Сказка о мертвой царевне и семи богатырях.

Цель: знакомство с творчеством русского классика А.С. Пушкина.

Задачи урока: обучающие: формировать навыки правильного, выразительного, беглого,

сознательного чтения; воспитывающие: – воспитывать самостоятельность;

– творческую активность; – эстетическое восприятие произведений искусства;

– воспитывать чувство красоты, интерес к творчеству, живописи, музыке; развивающие: развивать внимание, воображение, наблюдательность, творческие способности.

Оборудование урока:

  • Презентация (иллюстрации сказок А.С.Пушкина, портреты)

  • Музыка (фрагмент сказки)

  • Выставка книг со сказками поэта

Тип урока: изучение нового материала.

Ход урока.

I. Организационный момент.

— С каким настроением мы встречаем каждый наш урок? Показали!

II. Актуализация опорных знаний.

1. Постановка цели и темы урока.

(музыка – песня « Приходи сказка» )

-Кто зовёт нас в гости?

-Кто догадался, чему будет посвящён наш урок?

— Вы любите сказки?

Сегодня мы познакомимся со сказками А.С. Пушкина.

III. Работа по теме урока.

  1. Биография А.С.Пушкина

(слайды 1-5 )

А.С.Пушкин – один из самых любимых писателей в нашей стране.

Родился он два века назад в Москве.

Его отец, Сергей Львович, принадлежал к старинному дворянскому роду.

Мать, Надежда Осиповна Пушкина была начитана, прекрасно владела французским языком.

С детства он был окружен заботой и вниманием родителей. Но особенно заботилась о нем его няня—простая крестьянка, мастерица петь песни, рассказывать сказки. Говор у нее был особый, певучий, она «окала».

Маленький Саша очень любил свою няню и называл ее ласково матушкой.

-А кто из вас знает, как звали няню поэта?

Когда Александр Сергеевич был совсем еще маленьким ребенком, родители между собой говорили только по-французски и маленького Сашу к этому языку приучали. Даже учителя француза ему наняли. А все же Александр Сергеевич больше любил с няней разговаривать. Бывало, начнет она сказки рассказывать, так он и не шелохнется, боится слово пропустить. На основе этих рассказов он создал свои сказки.

  1. Викторина по сказкам.

В чём особенность сказок А.С.Пушкина? (написаны в стихах)

Сейчас дети будут читать отрывки из сказок , а вы попробуйте отгадать из каких они сказок.

В синем небе звезды блещут

В синем море волны плещут,

Туча по небу идет,

Бочка по мору плывет.

Словно горькая вдовица

Плачет, бьется в ней царица …» «Сказка о царе Салтане

«Старичок к старухе воротился,

Что ж? пред ним царские палаты,

В палатах видит свою старуху,

За столом сидит она царицей,

Служат ей бояре да дворяне,

Наливают ей заморские вины;

Заедает она пряником печатным…» «Сказка о рыбаке и рыбке»

«Нужен мне работник:

Повар, конюх и плотник.

А где найти мне такого

Служителя не слишком дорогого ?» «Сказка о попе и о работнике его Балде»

«Но царевна молодая,

Тихомолком расцветая,

Между тем росла, росла,

Поднялась — и расцвела,

Белолица, черноброва,

Нраву кроткого такого

И жених сыскался ей,

Королевич Елисей…» «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»

«Смолоду был грозен он

И соседям то и дело

Наносил обиды смело;

Но под старость захотел

Отдохнуть от ратных дел

И покой себе устроить…» «Сказка о золотом петушке»

Сегодня на уроке мы будем читать отрывок из этой сказки

Послушайте его. (чтение отрывка учителем)

Затем дети рассматривают иллюстрации к сказке.

Иллюстрации к каким сказкам вы видите?

Прежде чем читать этот отрывок в учебнике самостоятельно, познакомимся со значение некоторых слов.

  1. Пересказ сказки «Сказка о золотой рыбке».

— Назовите главных героев этой сказки. Почему они главные?

— Назовите второстепенных героев сказки.

— Какой характер у рыбки? Старика? Бабки?

— Почему старуха так себя вела? Она позитивный герой?

— Кто вам больше понравился и почему?

Физминутка « Танцуем сидя»

4. Анализ сказки о золотом петушке и частичный пересказ понравившихся моментов.

(так же как и о золотой рыбке)

-чтение вслух (2-3 строчки)

5. Сравниваем «Сказку о мертвой царевне и семи богатырях» и «Белоснежку и семь гномов».

— Ищем ответ на главный вопрос. В чем различия? В чем похожи эти сказки?

6. Лексическая работа.

С мольбой погнался – с просьбой

Позолоченный рожок – в виде полукруга

Светлоокий – тот, у кого светлые глаза

Обычай – традиция

Дева красная – устойчивое выражение (эпитет), часто используется в сказках.

На стороже я стою

Только в очередь мою.

— Как понимаете?

Физминутка для глаз «Где спит месяц»

(найти, где спрятался месяц)

Дружно вверх мы посмотрели,

Опустили глазки вниз,

Вдруг на лево посмотрели

Где ты, месяц, отыщись?

Повернули взгляд направо

Кто мигает нам с экрана?

— Сейчас мы ещё раз прочитаем отрывок, а вы подумайте, сколько человек нам потребуется, чтобы прочитать его по ролям?

Найдите и прочитайте слова жениха, месяца, автора

— чтение по ролям

— Как жених величает месяц?

— Что вы скажите об их культуре общения? ( вежливы, уважительны)

-работа над выразительностью

7. Чтение отрывка учениками.

— Кто лучше ? Какие ошибки были допущены? Как не допускать их больше?

IV. Закрепление и осмысление материала.

Произведения А.С.Пушкина можно читать и слушать много раз, каждый раз наслаждаясь изяществом их языка.

Как вы уже заметили, что сказки А.С.Пушкина написаны в стихах?

-Как вы думаете, трудно ли сочинять стихи?

А хотите попробовать себя в роли поэта и сочинить стихи?

Для начала нужно научиться подбирать рифму.

Рифма — это созвучие концов стихотворных строк.

Кошка – мошка, плошка, окошко;

Майка – лайка, чайка, гайка;

Ночка – почка, кочка, дочка …

Найди рифмующие слова в сказке А.С.Пушкина.

Работа с выставкой книг А.С.Пушкина.

V. Итог урока.

— С творчеством, какого поэта знакомились?

— Отрывок, из какой сказки читали?

Рефлексия

Что пробовали сами?

Что особенно понравилось на уроке?

Какое настроение у вас в конце урока?

Кому было интересно на уроке- подтвердите личиками на ваших смайликах.

— А теперь супер-игра для самых внимательных! Внимание на экран!

(слайды 6-25)

Урок внеклассного чтения.

Тема урока: «Мои любимые сказки А. С. Пушкина»

14.11.2018 5-А класс

Цель урока: организация работы по обобщению знаний сказок
А.С. Пушкина.

Формирование УУД.

Личностные УУД: самооценка на основе успешности, адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности.

Регулятивные УУД: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, оценка, коррекция, выделение и осознание усвоенного, волевая регуляция в ситуации затруднения.

Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества, умение слушать, выражать свои мысли, постановка вопросов, монологическая и диалогическая речь.

Познавательные УУД: формулирование цели, проблем, сравнение, обобщение и классификация, доказательство, построение цепочки рассуждения.

Основные понятия: устное словесное рисование, элементы сюжета, характеристика героя, анализ эпизода, художественные особенности произведения, основная мысль произведения.

Результаты формирования УУД:

  1. Метапредметные результаты: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, целеполагание, постановка вопроса, умение выражать свои мысли, контроль, оценка, коррекция выделения и осознание освоенного, волевая регуляция в ситуации затруднения.

  1. Предметные результаты: самостоятельное формирование цели, проблемы, решение проблем, построение логической цели рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез.

Межпредметные связи: русский язык, изобразительное искусство.

Образовательные ресурсы: портрет Пушкина, выставка книг, иллюстрация к сказке, учебник по литературе, отрывки из сказок Пушкина.

Характеристика основных видов деятельности, ученика (на уровне действий):

— передавать краткое содержание сказок Пушкина;

— определять тему сказки, основную мысль, поучительный смысл;

— характеризовать персонажей сказок;

— анализировать эпизоды сказок;

— находить художественные особенности (эпитеты, олицетворение);

— систематизировать информацию, полученную на уроках.

Основные понятие: сюжеты, персонаж, галерея, устаревшие слова.

Прогнозируемые результаты. В ходе урока учащихся усваивать информацию звуковую, визуальную информации. Учащиеся овладевают знаниями в ходе получения информации учителя, одноклассник, самостоятельной, групповой работы с текстами, иллюстрациями, понятиями, знают сюжеты сказок, умеют находить художественные средства, давать характеристики персонажам, определять поучительный смысл сказки.

Тип урока: обобщение и систематизация знаний.

Эпиграф
«Что за прелесть эти сказки!»
А.С. Пушкин

Ход урока

  1. Организационный этап.

  2. Работа на уроке.

Вступительное слово учителя.

Ребята у нас сегодня гости, поприветствуйте их.

У нас урок внеклассного чтения.

Вы получили опережающие задания: подготовить презентацию любимых сказок Пушкина, нарисовать к ним иллюстрации. Нам надо определить тему урока. Для этого предлагаю выполнить задание по карточкам, которые вы сейчас получите.

Как мы выполняем задание?

Слева написаны ряды имен существительных, справа название сказок. Ваша задача, определить в какой сказке употреблены эти слова. Поставьте номер ряда предметов и названию той сказки, в которой они встречаются. (Выполнение работы).

Проверяем:

1 — «Сказка о мертвой царевне…»

2 – «Сказка о рыбаке и рыбке»

3 – «Сказка о золотом петушке»

4 – Сказка о царе Салтане…»

5 – «Сказка о попе и работнике его Балде»

Проверим. (За каждый правильный ответ 1 бал), если за урок вы наберете 10 баллов, получите оценку 5.

— Догадались, о чем пойдет речь?

— О сказках Пушкина.

Давайте запишем тему урока: Мои любимые сказки Пушкина.

Чем мы займемся на уроке?

  1. Вспомним сюжеты сказок, рассмотрим иллюстрации.

  2. Определим основную мысль каждой сказки.

  3. Найдем некоторые художественные средства и определим их роль в отрывках из сказок.

  4. Охарактеризуем одного из персонажей сказки.

  5. Выясним, чему же учат сказки Пушкина нас, читателей.

На доске записан эпиграф к нашему уроку. Это слова самого Пушкина:
«Что за прелесть эти сказки!»

Запишите его в тетрадь.

Актуализация знаний.

Как вы думаете, это он сказал о своих сказках или о тех, которые читал и слышал?

Чьи сказки, были и небылицы любил слушать Пушкин?

Какую сказку вы выучили на прошлом уроке? Напомните мне, назовите основную мысль сказки. Подойдите к иллюстрациям, назовите, какие фрагменты сказки художник нарисовал?

Как сказка заканчивается?

У вас на столах лежат напечатанные отрывки из разных сказок Пушкина.

Первый отрывок, из какой сказки? Давайте прочитаем отрывок и обратим внимание на слова, которые вам непонятны. Это устаревшие слова. Пушкин писал сказки в 19 веке, тогда эти слова употребляли в речи все, а сейчас их значение мы можем узнать только из толкового словаря Даля. Я объясню вам значение этих слов.

Мы познакомились только с отрывком, а сейчас узнаем, о чем эта сказка.

Кто готовил презентацию этой сказки?

Чем заканчивается сказка?

А эту сказку вы знаете по началу:

Три девицы под окном

Пряли поздно вечерком

«Кабы я была царица,-

говорит одна девица,-

То на весь крещенский мир

Приготовила б я пир»

«Кабы я была царица,-

говорит ее сестрица,-

То на весь бы мир одна

Наткала я полотна».

«Как бы я была царица

Третья молвила сестрица,-

Я б для батюшки-царя

Родила богатыря.

Что же произошло дальше?

Презентация сказки. Иллюстрация.

Основная мысль сказки. Чему учит эта сказка? Работа с отрывком.

Физкультминутка.

Продолжим наш урок.

Эту сказку вы тоже узнаете по началу.

«Жили-били старик со старухой

У самого синего моря…»

И что же случилось дальше?

Кто готовил презентацию этой сказки?

Мы тебя с удовольствием послушаем.

Посмотрим иллюстрации.

Анализ отрывка из сказки.

Что увидел старик, когда вернулся домой?

Соответствует ли последняя строчка сказки основной мысли?

«Сказка о золотом петушке»

Читаем от рывок из сказки.

Давайте посмотрим, как Пушкин характеризует Дадона.

Как же дальше развеваются события в сказке?

Презентация сказки. Иллюстрация.

Основная мысль сказки.

Самая поучительная из сказок какая, как вы думаете?

Пословицы.

Рефлексия.

На уроке я понял, что…

Сила и красота сказок в том, что…

В сказках Пушкина высмеивает…

Оценки.

Домашнее задание: повторить все, что учили по творчеству Пушкина, знать определения эпитетов, метафор, олицетворений.

Читайте Пушкина, друзья!

Читайте сказки!

И будет жизнь тогда полна

Тепла и ласки.

Читайте Пушкина, друзья!

Вот вам подсказка.

И пронесете сквозь года

Вы радость сказки.

  • Путинское сочинение сколько слов
  • Путешествовать значит развиваться сочинение аргументы война и мир
  • Путешествие на ковре самолете в страну сказок
  • Путешествие по сказкам игра презентация
  • Путешествие по русским народным сказкам во второй младшей группе