Пушкин час обеда приближался название сказки

22:21, 20 декабря 2021, паи вторая, зимняя часть xxviii пушкинского театрального фестиваля продлилась шесть дней, со вторника, 14-го, по воскресенье,

Спектакль «Интервью В». Театр ненормативной пластики (СПб), режиссёр — Роман Каганович. Фото: Игорь Ефименко

Вторая, зимняя часть XXVIII Пушкинского театрального фестиваля продлилась шесть дней, со вторника, 14-го, по воскресенье, 19 декабря, и вместила в себя шесть спектаклей (пять из которых были показаны зрителям дважды, включая одну премьеру), открытие выставки театрального плаката Ксении Люстиковой в галерее «ЦЕХ» и две театроведческие лекции. Это статистика, а что касается содержания, то его можно выразить формулой, которая прозвучала в последний день фестиваля на лекции «Пушкин в зрительном зале» преподавателя РУТИ-ГИТИСа, завлита московского театра «Человек» Александра Вислова, попытавшегося ответить на вопрос: почему Пушкин не пошёл на премьеру спектакля по собственной пьесе «Моцарт и Сальери»?

Концептуальный тезис лектора: «В те годы Пушкин провидел какой-то другой театр», – то есть в своей драматургии Пушкин был настолько новатор, что режиссёры лишь в начале XXI века начали догонять его дерзкие замыслы. То, что казалось современникам Пушкина несценичным, непонятным, невнятным, находит воплощение и развитие на русской сцене почти по крылатому выражению Гоголя: двести лет спустя.

Мысль лектора, разумеется, была посвящена прежде всего драматургическим опытам Пушкина, но если говорить о «другом театре» как об особом художественном феномене и отдельной творческой рефлексии, то именно афишу XXVIII Пушкинского театрального фестиваля можно считать своего рода яркой презентацией, пусть небольшой, но ёмкой панорамой поиска новых форм сценического представления от Петербурга до Севастополя через Псков и от Москвы до Лесосибирска. Все представленные публике спектакли, от «Барышни-крестьянки» Российского академического молодёжного театра, показанной в первый день, до завершивших фестиваль «Мёртвых душ. Тома 2» Лесосибирского театра «Поиск», так или иначе «пересочиняли» классические произведения (на нынешнем фестивале – за авторством Пушкина и Гоголя), вводили их в новый и актуальный контекст.

Сцена из спектакля «Барышня-крестьянка (вариации)». Российский академический молодёжный театр, режиссёр — Кирилл Вытоптов. Фото: Игорь Ефименко

Явление Акулизы

Спектакль «Барышня-крестьянка (вариации)», поставленный Кириллом Вытоптовым на сцене РАМТ, как считается, театра, успешно сочетающего уверенный академизм с вольными творческими поисками, сделан как своего рода попурри из песен, цитат и многообразных отсылок к популярной массовой культуре. Надетые и нанизанные на изящные одёжные плечики весёлого пушкинского маскарада, эти современные вставки и нашивки заставляют классику заиграть новыми красками и смыслами.

В ателье, где шьют подвенечное платье невесты, вполне себе современные парень и девушка разыгрывают лёгкий фарс на три роли – Алексея Берестова, Лизы Муромской и выдуманной крестьянской девушки Акулины. Режиссёр открывает эффект мерцания, если не зияния, между нашими современниками из XXI века, танцующими и целующимися под один из каверов Wicked game Криса Айзека, и пушкинскими героями, по воле Лизы устроившими игру в переодевание.

Поисковая система голосом робота постоянно напоминает нам, что мы находимся внутри какого-то глобального гаджета: «Вот что мне удалось найти по запросу…» – информирует нас мобильное приложение к развлекательному шоу.

Молодой человек, прикидывающийся персонажем Берестовым (или – кто знает? – персонаж, прикидывающийся реальным человеком), поёт то «Всё очень просто. Сказки – обман…» из репертуара «Машины времени», то «Товарищ Сталин, вы большой учёный, в языкознаньи знаете вы толк…» Высоцкого, то вдруг цитирует двустишие Павла Когана «Я с детства не любил овал, я с детства угол рисовал» и ещё десятка два фрагментов и обрывков, а актриса мечется между Акулиной и Лизой, в процессе игры обращаясь в нечто третье, в спецэффект живого раздвоения и явления новой героини – Акулизы.

«Барышня-крестьянка» Вытоптова и есть такая Акулиза – модель бесконечной вариации, текст-мутант, словно творение Франкенштейна, соединивший и адсорбировавший в себя сюжет Пушкина и целый ряд прихотливых режиссёрских ассоциаций, данных нам в ощущение как на уровне слов и реминисценций, так и на уровне сценической пластики: танцев, движений и жестов. Всё это похоже на импровизацию (тщательно продуманную и отрепетированную до мелочей, разумеется), всё легко и непринуждённо, только и делаешь, что развлекаешься и отдыхаешь. Акулиза Вытоптова – услада ума и сердца. Парадоксально, но в финале остаётся крепкое, как страстный поцелуй, впечатление, что, несмотря на все прозвучавшие темы и вариации, то, что мы увидели, – это и есть настоящий, стопроцентный Пушкин, «ай да сукин сын»!

Спектакль «Нос». Севастопольский ТЮЗ, режиссёр — Яна Тумина. Фото: Игорь Ефименко

Страшный сон Гоголя

Спектакль «Нос» Яны Туминой в сценической версии Севастопольского ТЮЗа – это развёрнутое на полтора часа прихотливое сновидение, подробная и виртуозная иллюстрация, а лучше сказать, инсталляция рассказа Гоголя, который, сколько ни читай, всё равно останется для тебя злой загадкой, сопряжённой с абсурдом и мистикой, а тут режиссёр, художники и актёры сделали, кажется, невозможное: перевели текст в визуальный объём, да настолько убедительный, что его теперь не забудешь вовек. Тут сразу вспоминается замечание Набокова, что «Нос» Гоголя – это анаграмма, перевёртыш, на самом деле означающий сон.

Так оно, конечно, и есть, но спектакль Яны Туминой ценен прежде всего изначальным назначением театра: раскрывать перед нами литературу, делать её зримой и наглядной, медленно её нам читать и показывать, выворачивать изнанку вроде бы знакомого сюжета. Ан нет, вдруг оказывается, что ты не знал и не понимал текста, а если и понимал, то как-то подспудно, лишь догадываясь о его смыслах. «Нос» Севастопольского ТЮЗа ещё раз демонстрирует гений Гоголя, его мастерство и волшебство: раскрывает в живых движущихся картинах, казалось бы, очевидный факт: Гоголь предвосхитил не только литературу абсурда, но и самые безумные находки сюрреализма. Режиссура Яны Туминой конгениальна тексту Гоголя.

Вместе с тем «Нос» Яны Туминой имеет какое-то щемящее человеческое измерение: это спектакль о потере, об утрате чего-то необычайно важного, напрямую и буквально экзистенциального, без чего жизнь маленького человека превращается в вечное страдание. Пропавший нос – это метафора потери смысла существования, его сути, того, без чего и жить больше нельзя. Майор Ковалев встаёт тут в один ряд с жуткими маленькими гоголевскими персонажами, ассоциироваться с которыми очень не хочется, но которыми, по сути, если честно признаться самим себе, все мы и являемся. Сей жуткий сон о потере носа каждый из нас когда-нибудь да переживал, и иногда длиться этот болезненный кошмар, увы, может годами.

Спектакль изысканно красив, сложен, многослоен и многоэтажен, уходит вбок и вглубь – буквально, на плоскости декораций или в пространстве сцены, и метафизически, апеллируя одновременно к зрению и подсознанию. Как же повезло детям и подросткам, которые пришли в вечер пятницы 17 декабря в Народный дом Пушкина и записывали сцены спектакля на свои смартфоны! Пусть они многого не поняли, но наверняка почувствовали, а главное, у них на всю жизнь сохранится верное впечатление о Гоголе, которого они, возможно, никогда больше не откроют, как о магическом художнике, умевшем запечатлеть таинственное течение света между явью и сном. Художественный театр Яны Туминой это тоже умеет делать.

Спектакль «Мёртвые души. Том 2». Театр «Поиск», г. Лесосибирск, режиссёр — Олег Липовецкий. Фото: Игорь Ефименко

«Мёртвые души». Сиквел

Ещё один спектакль, который псковский зритель наверняка бы никогда не увидел, если бы не Пушкинский фестиваль, – «Мёртвые души. Том 2» Олега Липовецкого, поставленный в Лесосибирском театре «Поиск». Это как бы сиквел, продолжение первых «Мёртвых душ», показанных в Пскове три года назад. Как мы знаем, Гоголь сжёг второй том своей поэмы, но благодаря фантазии Олега Липовецкого и его счастливой коллаборации с актёрами «Поиска» мы можем вдруг убедиться в верности сомнительной булгаковской истины: рукописи действительно не горят. «Том 2» – это такой развёрнутый и выморочный фантазм о том, куда, в какую Россию явился бы Чичиков, воскресни он во плоти через двести лет здесь, у нас, и сейчас. Пушкин вот пока не явился, а Чичиков – нате вам, пожалуйста!

Основной приём «Тома 2» – совмещение гоголевского текста и нашего российского бытия в изводе начала двадцатых годов века двадцать первого. «Поиск» – театр мгновенных актёрских перевоплощений и остроумной «игры в театр», постоянной рефлексии о нём, об эффектах (и аффектах) телесности на сцене, это реально то, что требует приставок типа «мета-мета» и «пост-пост». Олег Ермолаев, Максим Потапченко и Виктор Чариков с явным удовольствием, с почти садомазохистским сладострастием изображают все эти «свиные рыла», обрыдлые и отвратительные типажи вечного российского макабра. «Мёртвые души» – как раз подходящее название для этой инфернальной дискотеки.

 Спектакль «Серёжа очень тупой». Псковский театр драмы имени Пушкина, режиссёр — Дмитрий Месхиев. Фото: Игорь Ефименко

Классики и современники

Кроме Белинского и Гоголя, которых, как ни бейся, вот уже полтора столетия русские мужики и бабы не хотят нести с базара, а тащат преимущественно телесериалы, кто – отечественные, кто – импортные, Пушкинский фестиваль в этом году представил интересную современную драматургию: это два спектакля Псковского театра драмы – «Пленные духи» братьев Пресняковых в постановке Айрата Абушахманова и «Серёжа очень тупой» Дмитрия Месхиева по пьесе Дмитрия Данилова. Недостаток времени и места не даёт возможности поговорить об этих произведениях подробно, остаётся выразить надежду, что два этих названия обязательно украсят афиши театральных фестивалей в других городах России.

Первый спектакль, «Пленные духи», – символический, смешно и обаятельно обыгрывающий теорию символизма Андрея Белого, второй, «Серёжа очень тупой», – постмодернистский, и оба убеждают с какой-то, как выразился бы Набоков, «наглядностью, быть может, излишней», что символизм – это постмодернизм и, наоборот, постмодернизм – это на самом деле символизм. На этот счёт существуют серьёзные искусствоведческие исследования, печатавшиеся в журнале «Вопросы философии», но для меня в данном случае это не какая-то схоластика, жонглирование терминами, а как раз подтверждённая сценой художественная практика. Это в спектаклях особенно ценно – собственными глазами увидеть, что такое живой и актуальный постмодерн в русском репертуарном театре.

Спектакль «Пленные духи». Псковский театр драмы имени Пушкина, режиссёр — Айрат Абушахманов. Фото: Игорь Ефименко

Несколько особняком в программе фестиваля стоял моноспектакль «Интервью В.» Санкт-Петербургского независимого «Театра ненормативной пластики», сделанный по мемуарам легендарного русского актёра и певца Александра Вертинского. Первая откровенная сцена спектакля оказалась шокирующей для провинциального (и не только) зрителя. Актёр Сергей Азеев произносит свой монолог, письмо Вертинского к наркому иностранных дел СССР Молотову с просьбой вернуться на родину, стоя на столе, повернувшись к зрителям обнажённым тылом. Сцена длится долгих десять минут, и не всякий зритель к ней готов, и не всякий актёр её способен исполнить, тут необходимо особое эмоциональное напряжение, хотя метафора понятна и оправданна: вот он, артист, художник, абсолютно нагой и открытый, честный и уязвимый, как на Голгофе, голый нерв, чистая, беспримесная боль.

Он же ребёнок, рождённый в мир, чтобы дарить людям радость, ничего не имеющий, кроме своего тела и своего голоса. А потом актёр облачается, наносит на лицо грим и превращается в того Вертинского, которого мы знаем и одновременно не знаем, потому что талант – это единственная новость, которая всегда нова. Жизнь Вертинского, от юности до смерти, проходит перед глазами зрителя в череде пластических этюдов, смешных или горьких исповедей русского Пьеро, любимого народом, но так и не дождавшегося официального признания.

Александр Донецкий

Приснился мне странный сон (реально приснился, не для красного словца). Будто я собираюсь на публичные дебаты с Зеленским. Не спрашивайте, зачем мне это надо – вот должен участвовать, прямо сейчас. А никакой заготовленной речи и никаких предварительных тезисов у меня нет (я, собственно, так почти никогда и не делаю, но не важно).

Я понимаю, что нужно говорить о самом важном. Можно, конечно, уничтожать маленького наполеончика цифрами нищенских зарплат, высокой коммуналкой, темпами вымирания населения, общим упадком экономики и разгулом преступности. Но всё это мелко, бытовуха, о таком может и Тимошенко с Рабиновичем вещать. Нужно о более глобальном и важном.

И тут я проснулся. Не получилось дебатов. Но вопрос о самом важном остался. Поэтому напишу текстом, уже не торопясь.

Можете со мной не соглашаться, но я считаю, что самое главное – это культура. В широком смысле этого слова. История, традиции, сказки, песни, музыка, искусство, архитектура, литература, философия. И то, сложноуловимое и слабо поддающееся определению, что обычно называют «духовность».

Суверенитет – дело наживное. Были в нашей истории моменты, когда Русь его утрачивала. Потом собирались, напрягались – и возвращали.

Хотя опять же, отношение к суверенитету – это важно. Русские всегда стремились его обрести и удерживать. Какие-нибудь шотландцы или ирландцы тоже. У них не получалось, сил не хватало, но они продолжают регулярно пытаться. Столетиями. А «Украина» всегда вела себя как распутная девка, под крики о незалежности пытающаяся продаться и лечь под кого-то, под кем лежать выгодно – под Польшу, под Россию, под Германию, под далёкую Швецию, даже под Турцию.

То есть для каких-нибудь болгар или сербов православие и славянские корни важны. А «украинцы» готовы есть сало и одновременно служить мусульманским правителям в качестве янычар (в том числе воюя против единоверцев), подкладывая под них своих лучших девок – как ту самую Роксолану, которой некоторые даже умудряются гордиться (как и поляки продажной девкой Валевской, сделав её национальной героиней).

Дело и не в вере. Хотя в «украинцы» изначально записывали малороссов и русинов, которые переходили из православия в католичество и/или униатство.

Дело и не в географии. Потому что «украинцем» может стать и рождённый в Курске Климкин, и рождённый в Архангельске Степанов, и рождённый в молдавских Бендерах Вальцман-Порошенко.

Возможно, частично дело в уме. Ибо, как говорил Лев Николаевич Гумилёв «Когда украинец умнеет, он становится русским». И наоборот, кстати, тоже – если ты тупой, как Климкин, то превращаешься в «украинца».

Но главное дело именно в культуре. Русские – это культура городов. Недаром викинги называли Русь «Гардарики», то есть «Страна городов». У скандинавов и немцев «гард», у русских «город», у украинцев «мисто».

Украинская культура – это культура села. Хутора. Хатынки с соломенной крышей.

Город – это цивилизация. Город – это долгосрочное мышление, стратегия, наука, технологии. Село – это «дожить бы до весны», дальше село не думает. И это очень наглядно видно.

У русских есть непобедимый Суворов на суше и непобедимый Ушаков на море. У «украинцев» есть Сирко. Так обычно собак называют, причём гадящих исподтишка.

У русских есть Куликовская битва, Полтава, Рымник, Бородино, Осовец. У «украинцев» тоже есть Полтавская битва. Правда, они там были с обеих сторон, и с обеих сторон их не рискнули выпустить на поле боя – потому что чем с такими союзниками, то лучше без них.

Понятно, почему русские воюют лучше? У нас для этого есть соответствующие традиции и образцы для подражания. Украинцы просто не знают, что это такое – побеждать. Когда-то знали. Когда были русскими. Но перестали и забыли. А у нынешних образцы для подражания – это «воякы УПА*», каратели против мирного населения и схронные сидельцы.

В архитектуре у русских Большой театр, Эрмитаж, Зимний дворец, Петергоф, соборы, построенные лучшими европейскими зодчими. В архитектуре у украинцев – то, что построили русские.

Для полной украинизации ведь нужно снести в Одессе памятник Дюку Ришелье и разобрать Потёмкинскую лестницу. Убрать ступеньки. Не, не так: «розибраты сходынкы». И солому постелить. Оцэ будэ гарно!

В литературе у русских Пушкин, Толстой, Достоевский – их экранизируют во всём мире, от Голливуда до Китая. У украинцев Тарас Шевченко, которого не экранизирует никто (включая самих украинцев).

А, вру! У галичан ещё есть Леопольд Захер-Мазох (он, правда, австриец). Но я бы таким не гордился. Хотя удовольствие от унижения – это у галичан в крови, тут не поспоришь.

В музыке у русских Чайковский, Мусоргский, Римский-Корсаков, Глинка, Бородин. У украинцев – пустота.

В живописи у русских Рублёв, Васнецов, Репин, Суриков, Куинджи. У украинцев – пустота.

В философии у русских Соловьёв, Бердяев, Кропоткин, Фёдоров, Бакунин. У украинцев – Сковорода, принадлежащий к Санкт-Петербургской философской школе (да что ж ты будешь делать!).

В науке у русских Ломоносов, Менделеев, Циолковский, Попов, Курчатов. У украинцев – отчаянные попытки записать в свои Сикорского и Королёва.

И так во всём. Понимаете? Во всём!

Большой театр и пустота!

Как там у товарища Гегеля? Исторические и неисторические народы. Быть русским – это вершить историю. Стать «украинцем» – это вычеркнуть себя из истории.

Есть те, кто побеждает нацизм и отправляет человека в космос, а есть те, кто моет польские унитазы и собирает там же клюбнику для пана.

И это не предопределённость, не судьба. Это сознательный выбор каждого.

Космические корабли, бороздящие просторы Большого театра – или садочок вышнэвый возле хаты на обочине истории.

Каждый выбирает для себя – женщину, религию, дорогу. Дьяволу служить, или пророку…

7289179 5360100 Александр Роджерс

Первые советские столовые приютили полунищих поэтов и художников Серебряного Века

Своеобразные профсоюзы для творческой интеллигенции — Дом литераторов и Дом искусств — были созданы сразу после Октябрьской революции. Вокруг них сосредоточилась вся культурная жизнь Петрограда. Но не только культурная. В общежитиях расселили выдающихся поэтов, писателей и художников Серебряного века. Здесь же они и «харчевались» в столовых.

7516052 5747533

Дом литераторов на улице Бассейной, д. 11.

Дом литераторов: мороженая картошка для Блока

Дом литераторов был открыт 1 декабря 1918 года на улице Бассейной, д. 11 (сегодня ул. Некрасова). Под его нужды отдали опустевший особняк вдовы действительного статского советника Ольги Кушелевой. По словам литературного и театрального критика Александра Амфитеатрова, дом «возник очень просто и скромно, как заурядная «столовка», в которой выдавался обед, несколько лучший, чем в советских «столовках», за чуточку большую плату. Тогда советское кормление не было еще бесплатным». А поэт Георгий Иванов посвятил особняку ряд не комплиментарных строчек: «Помещение… было безобразное и неудобное. Залы, обитые вылинявшим штофом, дрянные огромные картины по стенам. Мебели было мало — тоже плохой и роскошной. Зато при доме был прекрасный старый сад».

Комитет Дома, который возглавил литературовед Нестор Котляревский, занимался исключительно бытовыми вопросами: организацией теплой читальни, рабочих комнат и, прежде всего, столовой. Со временем количество питающихся в ней возросло до 500 человек, среди которых «столовались» Александр Грин, Владислав Ходасевич, Анна Ахматова. «Хожу сюда каждый день, как лошадь в стойло», — говорил Николай Гумилев. Александр Блок часами простаивал здесь в очередях за мороженой картошкой.

Поэтесса Ирина Одоевцева в автобиографической книге «На берегах Невы» описывает случай в столовой, куда она ежедневно приходила за пшенной кашей — пшенка была и завтраком, и обедом, и ужином. Однажды Одоевцева попросила Мандельштама «похвоститься» за нее, но голодный поэт не только получил паек коллеги, но и успел его съесть. Одоевцева вспоминает свое состояние, близкое к отчаянию: «Я чувствую, что у меня начинает щекотать в носу… я… плачу оттого, что съели мою кашу!»

Кстати, именно пшенная каша с растительным маслом, селедкой или моржатиной была «фирменным» блюдом столовой Дома литераторов. И она спасла от голода целый пласт отечественной культуры.

7516052 5747534

Русский историк литературы С.А. Венгеров (сидит крайний справа) в столовой Дома литераторов. Начало 1920-х годов. Фото: РИА Новости

Не хлебом единым

С 1920 года в Доме литераторов началась культурная жизнь: лекции, концерты, выступления писателей, литературно-издательская работа. Под эгидой Дома были изданы сборники «Пушкин — Достоевский», «Петербургский сборник», выходили журналы «Летопись Дома литераторов» и «Литературные записки».

Литературные вечера начались с редких бесплатных выступлений. Но интерес публики был настолько велик, что вечера стали регулярными, а за вход начали взимать плату. Поэт Георгий Иванов вспоминал: «За тяжелой дверью Дома литераторов советское владычество как бы обрывалось. Замерзший и голодный «гражданин» вместе с порцией воблы и пшенной каши как бы получал и порцию душевной свободы…» Литературные вечера были нужны Дому еще и потому, что столовая стала бесплатной, так что ежедневные вечерние сборы поддерживали убыточную кухню.

В ноябре 1922 года Дом литераторов был снят с государственных дотаций, а его помещения опечатаны. Всего на год пережил его Дом искусств.

7516052 5747535

Обложка журнала Дома литераторов. Фото: РНБ / nlr.ru

Дом искусств: пирожные для Мандельштама

«Дом искусств», или, как его сокращенно называли в творческой среде, ДИСК, был образован в 1919 году, на пересечении Мойки, 59, и Невского проспекта в бывшем особняке банкира Степана Елисеева, из династии тех самых Елисеевых. Точно неизвестно, кто был инициатором создания «коммуны литераторов и художников». По одной версии — Максим Горький, по другой — Корней Чуковский. Последний вспоминал, как проходило открытие Дома искусств:

 Гостям подали карамельки, горячий чай и булочки. Еда была явлением столь небывалым и значительным, что Анненков нарисовал в «Чукоккале» чай и булку, а Добужинский пририсовал на булке сверху шатер с флажком; получился Дом искусств, в фундаменте которого лежит булка (взгляд, конечно, варварский, но верный)».

Значительная часть помещений ДИСКа тоже отводилась под общежитие. В роскошном особняке Елисеева расселились Александр Грин, Осип Мандельштам, Владислав Ходасевич, Виктор Шкловский, Михаил Зощенко и многие другие. Среди красного дерева, шелка и золота полунищие художники и литераторы топили комнаты сырыми дровами в маленьких печурках. Всю мебель из особняка вывезли, поэтому новые обитатели сидели и даже спали на книгах.

Но творческая жизнь кипела! Грин читал «Алые паруса», Блок — поэму «Двенадцать», со своими произведениями выступали Максим Горький, Владимир Маяковский, Осип Мандельштам. Проходили выставки художников Александра Бенуа, Мстислава Добужинского и Бориса Кустодиева.

 Что касается столовой, она уступала Дому литераторов. «Обеды были дорогие и скверные», — отмечает поэт Владислав Ходасевич. К тому же здесь никого не кормили бесплатно. Зато в этой столовке было свое «фирменное» блюдо — заячьи котлеты. Почему так назывались — загадка: ни вкусом, ни видом «деликатес» не напоминал зайца. Но и странным котлетам были рады. А еще в столовой ДИСКа подавались пирожные — роскошь военного коммунизма и погибель Мандельштама. Сладкое поэт любил страшно и тратил на него все, что имел. На пирожные он выменивал хлеб, муку, масло, пшено, табак — весь состав своего пайка, за исключением сахара.

Спустя почти полвека Белла Ахмадулина напишет прекрасное стихотворение о поэте — «В том времени», где и злодей…», где трогательно обыграет его страсть к сладостям:

Из мемуаров: «Мандельштам

любил пирожные». Я рада

узнать об этом. Но дышать —

не хочется, да и не надо.

В моем кошмаре, в том раю,

где жив он, где его я прячу,

он сыт! А я его кормлю

огромной сладостью. И плачу.

Неподражаемая Фаина Раневская тоже вспоминала о Мандельштаме как о большом любителе пирожных: «Гора пирожных в кафе Сиу; к столу подсел Мандельштам, заказал шоколад в чашке, съел торт, пирожные; сняв котелок, поклонился и ушел… Все это было неожиданно, подсел он к нашему столику без приглашения. Это было очень смешно. Я тогда же подумала, что он гениальная личность».

… Совместная жизнь литераторов и художников закончилась в 1923 году, когда Дом искусств был закрыт. В здании, которое он занимал, обосновался кинотеатр «Светлая лента», позднее переименованный в «Баррикаду».

7516052 5747536

М. Добужинский. Двор Дома искусств. 1920 год.

МЕНЮ «ОБЕД В ДИСКЕ»

  • Котлеты из зайчатины
  • Пшенная каша с корицей и ванилью
  • Булка из ржаной муки

Котлеты из зайчатины

Предлагаем приготовить блюдо, название которого, в отличие от «дискового», совпадает с содержанием

7516052 5747537

Ингредиенты: тушка зайца-русака — 1 шт. (примерно на 3 кг), засоленное сало — 250 г, луковицы среднего размера — 4 шт., чеснок — 6 зубчиков, немного мякиша хлеба, молоко — полстакана, ледяная вода — полстакана, черный молотый перец и соль — по вкусу.

Рецепт: Зайца разделать на большие куски и вымочить мясо в холодной воде 12 часов, меняя воду 4 раза. Тщательно обрезать мясо с тушки зайца, вытащить дробь. Перемолоть на мясорубке, измельчить лук, чеснок, мякиш булки, замоченный в молоке. Не забыть про сало. Готовый фарш (получается около 2 кг фарша) посолить, поперчить, добавить половину стакана ледяной воды и тщательно вымесить руками до однородной массы. Сформировать небольшие котлетки.

Котлеты из зайчатины можно сделать в пароварке как диетическое блюдо. Для этого выложить котлеты в форму пароварки и готовить в течение часа. Также можно запечь котлеты в духовке. Выложить котлеты в форму для запекания и налить немного холодной воды. Запечь в духовке на 180 С 30-40 минут. Пока готовятся котлеты из зайчатины, подготовить лук. Нарезать тонко полукольцами и сбрызнуть уксусом. Посыпать готовые котлетки луком.

Пшенная каша с корицей и ванилью

Она была сравнима с манной небесной

7516052 5747538

Ингредиенты: жирные сливки — 500 г, пшено — 80 г, сахар — 20-30 г, корица — 2-3 г, стручок ванили — 1 шт.

Рецепт: Вылить в пшено все сливки и сахар. Корицу в виде палочки добавить в готовящуюся кашу. Достать ее в конце приготовления. Стручок ванили вскрыть, острым ножом разрезать вдоль и лезвием выскоблить изнутри, достать из стручка ванильную икру. В хорошем стручке ее много. Икру тоже в кастрюльку. Теперь довести содержимое кастрюльки до кипения и тут же, не позволив сливкам убежать, убавить огонь до минимума, накрыть крышкой и оставить на 15 мин. А потом выключить огонь и дать каше настояться еще 15 мин.

Булка из ржаной муки

Самое настоящее лакомство голодного времени

7516052 5747539

Ингредиенты: вода — 0,25 л, мука ржаная — 220 г, мука пшеничная — 220 г, быстрые сухие дрожжи — 7 г, соль — 0,5 ч. л., сахар — 10 г, раст. масло — 40 мл, желток, немного кунжута..

Рецепт: Соединить оба вида муки, размешать, оставить на столе. Воду подогреть, добавить в нее сахар, ввести дрожжи. Размешать, оставить на 10 мин. Добавить соль, растительное масло. Все вымесить и начать досыпать муку. Тесто замешать до гладкости и однородности. Накрыть салфеткой миску, оставить ржаную массу на час. Поделить поднявшееся тесто на кусочки. Сделать из теста аккуратные шарики, разложить будущие булочки на противне, оставить на полчаса подниматься. К желтку подлить несколько капель воды, хорошо размешать. Смазать булки. Посыпать кунжутом. Отправить в духовку, разогретую до 200 градусов
 

Источник:Текст: Екатерина Зайцева (ведущая рубрики «Кухня Родины»
Родина — № 11(1121)

Госдума приняла в третьем – окончательном – чтении законопроект, предусматривающий увеличение штрафов за нарушение требований экологической безопасности при проведении работ в сфере недропользования. Так, за сокрытие фактов разлива нефти или предоставление ложной информации нарушитель заплатит до миллиона рублей. Также в окончательном чтении принят правительственный законопроект, вводящий новые штрафы для крупных предприятий-загрязнителей, не оборудованных системами мониторинга выбросов. Предусматривается штраф для должностных лиц в размере от 20 тысяч до 40 тысяч рублей, на юридических лиц – от 100 тысяч до 200 тысяч рублей.

12.12.2021, 16:32

Президент напомнил, что в 93-м году Россия взяла на себя обязательство погасить все долги бывшего Советского Союза, за все бывшие союзные республики в расчете на то, что России эти республики передадут зарубежные активы СССР. Но ряд бывших советских республик, в частности, Украина до сих пор не передали России зарубежную собственность, отметил Путин. Глава государства также напомнил, что в двухтысячных годах Россия полностью погасила свои долги перед Лондонским и Парижским клубами кредиторов. По

23.12.2021, 13:40

Гражданам необходимо терпеливо разъяснять важность вакцинации от коронавирусной инфекции, заявил президент России Владимир Путин.

05.01.2022, 18:31

От рук протестующих пострадали женщины и старики. Участники беспорядков также разграбили оружейный магазин.

Главное за день

10.01.2022, 07:06

ДМИТРИЙ КУЛИКОВ: И Российская империя, а особенно Советский Союз целевым образом создавали эти национальные государства. Сначала в виде советских республик, а потом все они получили независимость, объявили себя суверенными. Хорошо, вот есть суверенитет, конституция, президент, флаг, гимн. А в чем вопрос? А вопрос в том, что надо доказать, что ты исторически можешь существовать в качестве такого государства.

10.01.2022, 12:07

СЕРГЕЙ МИХЕЕВ: Ясно, что они прибегли к помощи ОДКБ, потому что очень сильно испугались. Испугались, что сейчас этот бардак понесется по нарастающей. Хотя здесь есть такая опасность – силы ОДКБ надо применять очень аккуратно, потому что провокаторов, которые сейчас попытаются все перевести на рельсы межэтнической вражды, достаточно.

10.01.2022, 11:08

СЕРГЕЙ МИХЕЕВ: На самом деле в подобных границах государство казахов никогда не существовало. Это феномен 91-го года. Советская империя стала таким инкубатором для постсоветских государств. В этом есть определенный плюс для этих наций. Но есть и минус. Так как эти государства были в достаточной степени выдуманными, они оказались довольно слабыми после распада Советского Союза, с чем связаны многие их проблемы.

10.01.2022, 19:09

ЮРИЙ ЦВЕТКОВ: «Политика цифровизации, несущая в себе очень много удобств и комфорта, имеет ещё и обратную сторону. Когда в стране, а Казахстан – достаточно развитая страна, отключается Интернет, замирает вся активность. Даже в банкомате деньги взять сложно, потому что так или иначе все банкоматы – это, фактически, точки доступа».

10.01.2022, 15:09

АЛЕКСАНДР ЯРКОВ: «В том, что произошло, виновато то, что власть утратила доверие к себе. По разным позициям. Тот, кто утратил власть, он боится утратить капитал. И за эту власть и капитал они будут держаться долго. Ну, а то, что на самом верхнем ряду власти Казахстана происходит, опять же, экстраполируется это предостережением всем, мне кажется, постсоветским государствам».

10.01.2022, 16:07

ЕВГЕНИЙ САТАНОВСКИЙ: «С точки зрения наших западных коллег, нет там никаких террористов! Там – «мирные протестующие»! Там – цены на газ, и они «мирно протестуют». Чего они головы отрубают, стреляют в том числе? Дети гибнут, вообще, так, на минуту. Десятки и сотни правоохранителей; по врачам идёт огонь. Сжигается огромное количество транспорта». 

10.01.2022, 08:09

ДМИТРИЙ ЕВСТАФЬЕВ: Вся проблема в том, что эти замечательные люди (конечно, интеллектуалы, конечно, пропитаны духом европейской культуры) глобус знают плохо. Они всё считают, что Центральная Азия – это далеко, они считают, что Казахстан – это где-то в Антарктиде. А я как человек, который там бывал, могу сказать: «Это ближе, чем вы думаете».

10.01.2022, 18:07

ИГОРЬ ЮШКОВ: «Тут, скорее, речь – о сравнении с углём. То есть из ископаемых источников энергии газ – действительно самый чистый. Дальше идёт только возобновляемая энергетика. И здесь Еврокомиссия как раз и говорит, что «пусть из углеводородов газ остаётся, потому что он способствует, давайте хотя бы на него перейдём с угля, а дальше с него будем переходить на возобновляемую энергетику».

10.01.2022, 09:07

АЛЕКСАНДР ЛОСЕВ: Россия вновь и вновь доказывает и показывает, что Россия – экспортёр безопасности. Кстати, сейчас RAND Corporation заткнулись, нет комментариев ни в одном аналитическом центре о том, что происходит в Казахстане. Были доклады 2018 года, 2019-го, 2020-го – как нас будут давить, как вокруг России будут строить дугу напряженности и т.д. А сейчас нет. Видимо то, что наш миротворческий контингент, ОДКБ, находится в Казахстане, для них это такой сюрприз-сюрприз.

10.01.2022, 10:08

ТИМОФЕЙ СЕРГЕЙЦЕВ: Дело не в том, что мы не стреляем в Казахстане. Сейчас говорят, что мы не разгоняем демонстрации, мы не стреляем в нарушителей. Вообще их Токаев совершенно справедливо назвал террористами. Дело в том, что главное в государстве, в культуре создания государства вовсе не полиция, и даже не армия. Потому что сила армии покоится на государстве и народе, которому она служит. А если нет государства, то армия и силу не имеет.

10.01.2022, 14:06

АЛЕКСЕЙ МАРТЫНОВ: Новелла сегодня заключается в том, что эта «цветная технология» государственных переворотов – условно мирная. Часто в аргументах, когда эти мероприятия активно поддерживаются западными структурами, политиками, они говорят о мирном протесте, о гражданском обществе, которое желает перемен. В данном случае мы видим серьезную модернизацию этой технологии.

10.01.2022, 13:43

Еврокомиссия утвердила классификацию «чистых» источников энергии. С оговорками, но в «зеленую» энергетику вписались и природный газ, и ядерное топливо. Проект поддержан большинством стран Евросоюза. Какое влияние окажет составленный список на энергетику самой Европы и рынок в целом? Об этом «Вестям FM» рассказал гендиректор Фонда национальной энергетической безопасности, первый проректор Финансового университета при правительстве Константин Симонов.

10.01.2022, 16:12

В Казахстане использовались «майданные технологии», но быстрые и слаженные решения ОДКБ не допустили деградации ситуации в республике. Об этом заявил Владимир Путин на внеочередной сессии Совета коллективной безопасности организации. Казахстанский президент поблагодарил участников встречи за помощь в борьбе с террористами. По его словам, миротворцы ОДКБ помешали планам боевиков захватить власть в стране.

10.01.2022, 16:54

На Украине могут ввести продуктовые карточки для малоимущих. Предполагается, что они будут электронными. За последний год в стране заметно подорожали все основные продукты. Также взлетели в цене алкоголь, табак и горючее.

10.01.2022, 13:37

НАТО перед диалогом с Россией проведёт переговоры с Киевом. В штаб-квартире альянса в Брюсселе ждут главу украинского МИД Дмитрия Кулебу. Ранее он сообщал, что согласовал с Энтони Блинкеном позиции Украины и США. Риторика Киева неизменна: Запад должен ввести против Москвы «жесткие превентивные меры». В частности, на этом настаивает посол Украины в Германии Андрей Мельник. Он призвал Берлин отказаться от «Северного потока – 2» и пригрозил ФРГ «последствиями», если Киеву не продадут оружие.

10.01.2022, 13:34

Евросоюз предложил Казахстану помощь в «мирном урегулировании» ситуации. Верховный представитель ЕС по иностранным делам и политике безопасности Жозеп Боррель выразил сожаление в связи с гибелью людей и осудил «широкомасштабные акты насилия». Он назвал Казахстан важным партнером для Евросоюза.

10.01.2022, 11:11

В Швейцарии стартовали переговоры между Россией и США. Накануне прошли предварительные консультации на уровне замминистров иностранных дел. Российская сторона оценила настрой американцев как “деловой”.

10.01.2022, 17:19

Во Франции противники антиковидных ограничений атаковали однопартийца Эмманюэля Макрона. Депутата забросали водорослями и галькой, когда тот попытался обсудить с антипрививочниками введение в стране «вакцинных пропусков». Соответствующий закон сенат Франции должен утвердить в ближайшие дни. «Вакцинный паспорт» станет обязательным на междугороднем транспорте, а также при посещении кино, театров и ресторанов.

10.01.2022, 11:18

Внеочередная сессия Совета коллективной безопасности ОДКБ пройдёт по видеосвязи. На переговорах планируют обсудить ситуацию в Казахстане, а также меры по нормализации обстановки. Как заявляют власти республики, очаги террористических угроз нейтрализованы. Города, где бесчинствовали боевики, возвращается к мирной жизни.

10.01.2022, 13:53

В Британии “антиваксеры”, похоже, решили действовать радикально: они проводят военные тренировки. Обучением антипрививочников занимаются профессионалы – бывшие армейцы. По информации издания The Daily Mail, радикальная группировка “антиваксеров” угрожает атаковать прививочные центры, школы и полицию.

Инфоурок

Литература
ПрезентацииПрезентация по литературе на тему«Сказки А.С.Пушкина».

«Что за прелесть, эти сказки»!

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • 1 слайд

    «Что за прелесть, эти сказки»!

    Описание слайда:

    «Что за прелесть, эти сказки»!

  • 2 слайд

    Сказка – занимательный рассказ о необыкновенных фантастических вымышленных с

    Описание слайда:

    Сказка – занимательный рассказ о необыкновенных фантастических вымышленных
    событиях и приключениях

  • 3 слайд

    А знаешь ли ты сказки А.С.Пушкина?

    Описание слайда:

    А знаешь ли ты сказки А.С.Пушкина?

  • 4 слайд

    «У лукоморья дуб зеленый…»

    Описание слайда:

    «У лукоморья дуб зеленый…»

  • 5 слайд

    Представление команд

    Описание слайда:

    Представление
    команд

  • 6 слайд

    УРОК-ИГРА «У ЛУКОМОРЬЯ…»по сказкамА. С. Пушкина

    Описание слайда:

    УРОК-ИГРА
    «У ЛУКОМОРЬЯ…»
    по сказкам
    А. С. Пушкина

  • 7 слайд

    Разминка

    Описание слайда:

    Разминка

  • 8 слайд

    Сказка о золотом петушкеСказка о попе и работнике его БалдеСказка о рыбаке и

    Описание слайда:

    Сказка о золотом петушке
    Сказка о попе и работнике его Балде
    Сказка о рыбаке и рыбке
    Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях
    Сказка о царе Салтане
    Общие вопросы по сказкам А.С. Пушкина
    1
    2
    3
    4
    5
    1
    2
    3
    4
    5
    1
    2
    3
    4
    5
    1
    2
    3
    4
    5
    1
    2
    3
    4
    5
    1
    2
    3
    4
    5

  • 9 слайд

    К кому обратился царь Дадон с просьбой о помощи?«Обратился к мудрецу, Звездоч

    Описание слайда:

    К кому обратился царь Дадон с просьбой о помощи?
    «Обратился к мудрецу,
    Звездочёту и скопцу.»

  • 10 слайд

    2МУДРЕЦЧеловек, подаривший царю петушка?

    Описание слайда:

    2
    МУДРЕЦ
    Человек, подаривший царю петушка?

  • 11 слайд

    2 года «Год, другой проходит мирно; Петушок сидит всё смирно.»Сколько времени

    Описание слайда:

    2 года
    «Год, другой проходит мирно;
    Петушок сидит всё смирно.»
    Сколько времени никто не беспокоил царство Дадона?

  • 12 слайд

    «Видит, бьётся петушок, Обратившись на восток.»Откуда пришла беда в царство Д

    Описание слайда:

    «Видит, бьётся петушок,
    Обратившись на восток.»
    Откуда пришла беда в царство Дадона?

  • 13 слайд

    «Царь к востоку войско шлёт…»«Царь скликает третью рать…» Что такое рать?

    Описание слайда:

    «Царь к востоку войско шлёт…»
    «Царь скликает третью рать…» Что такое рать?

  • 14 слайд

    За какую плату согласился работать Балда у попа?«В год за три щелчка тебе по

    Описание слайда:

    За какую плату согласился работать Балда у попа?
    «В год за три щелчка тебе по лбу».

  • 15 слайд

    Как работал Балда?«Работает за семерых; Досветла всё у него пляшет, Лошадь за

    Описание слайда:

    Как работал Балда?
    «Работает за семерых;
    Досветла всё у него пляшет,
    Лошадь запряжёт, полосу вспашет,
    Печь затопит, всё заготовит, закупит.»

  • 16 слайд

    Доход, который обещали платить черти попу.ОБРОК

    Описание слайда:

    Доход, который обещали платить черти попу.
    ОБРОК

  • 17 слайд

    За сколько лет должен был собрать Балда оброк с чертей?«Лучшего б ненадобно д

    Описание слайда:

    За сколько лет должен был собрать Балда оброк с чертей?
    «Лучшего б ненадобно дохода,
    Да есть на них недоимки за три года».

  • 18 слайд

    Как Балда перехитрил бесёнка?«Пошёл Балда в ближний лесок, Поймал двух зайков

    Описание слайда:

    Как Балда перехитрил бесёнка?
    «Пошёл Балда в ближний лесок,
    Поймал двух зайков да в мешок».

    «Да жду вон этой тучки;
    Зашвырну туда твою палку,
    Да начну с вами, чертями, свалку».

  • 19 слайд

    Сколько лет рыбачил старик?Он рыбачил тридцать лет и три года.

    Описание слайда:

    Сколько лет рыбачил старик?
    Он рыбачил тридцать лет и три года.

  • 20 слайд

    Сколько просьб старика выполнила рыбка?4

    Описание слайда:

    Сколько просьб старика выполнила рыбка?
    4

  • 21 слайд

    Как менялось море по мере того, как старик приходил с различными просьбами?Мо

    Описание слайда:

    Как менялось море по мере того, как старик приходил с различными просьбами?
    Море слегка разыгралось.
    Помутилося синее море.
    Неспокойно синее море.
    Почернело синее море.
    На море чёрная буря.

  • 22 слайд

    Сколько раз старик ходил к рыбке с просьбами?5 раз

    Описание слайда:

    Сколько раз старик ходил к рыбке с просьбами?
    5 раз

  • 23 слайд

    За что рыбка наказала старика со старухой?За жадность.

    Описание слайда:

    За что рыбка наказала старика со старухой?
    За жадность.

  • 24 слайд

    Чей это портрет?«Высока, стройна, бела,И умом и всем взяла;Но зато горда,

    Описание слайда:

    Чей это портрет?
    «Высока, стройна, бела,
    И умом и всем взяла;
    Но зато горда, ломлива,
    Своенравна и ревнива».
    Портрет царицы-мачехи.

  • 25 слайд

    «Раз царевна молодая,Милых братьев поджидая,Пряла, сидя под окном…»Почему

    Описание слайда:

    «Раз царевна молодая,
    Милых братьев поджидая,
    Пряла, сидя под окном…»
    Почему братьев, ведь она была единственной дочерью царя?
    Потому, что семь богатырей сами назвали её сестрицей:
    «Коли красная девица,
    Будь нам милая сестрица».

  • 26 слайд

    Кличка собаки семи богатырей?Соколко.

    Описание слайда:

    Кличка собаки семи богатырей?
    Соколко.

  • 27 слайд

    К кому обращался королевич Елисей с просьбой о помощи?«Свет наш солнышко…» «М

    Описание слайда:

    К кому обращался королевич Елисей с просьбой о помощи?
    «Свет наш солнышко…»
    «Месяц, месяц, мой дружок…»
    «Ветер, ветер! Ты могуч…»

  • 28 слайд

    Кто дал царевне отравленное яблоко?Чернавка.

    Описание слайда:

    Кто дал царевне отравленное яблоко?
    Чернавка.

  • 29 слайд

    Как звали сына царя Салтана ?«В тот же день стал княжить он И нарекся : князь

    Описание слайда:

    Как звали сына царя Салтана ?
    «В тот же день стал княжить он
    И нарекся : князь Гвидон.»».

  • 30 слайд

    Судно, в котором плавал князь Гвидон с матерью по морю?«И царицу в тот же час

    Описание слайда:

    Судно, в котором плавал князь Гвидон с матерью по морю?
    «И царицу в тот же час
    В бочку с сыном посадили…».

  • 31 слайд

    Какими словами встречала царевна-лебедь князя Гвидона у моря?«Здравствуй, кня

    Описание слайда:

    Какими словами встречала царевна-лебедь князя Гвидона у моря?
    «Здравствуй, князь ты мой прекрасный!
    Что ты тих, как день ненастный?
    Опечалился чему?»

  • 32 слайд

    В кого превращался князь Гвидон, чтобы повидать отца, царя Салтана?В комара М

    Описание слайда:

    В кого превращался князь Гвидон, чтобы повидать отца, царя Салтана?
    В комара
    Муху
    Шмеля

  • 33 слайд

    Под каким деревом белка грызла орехи?ЕЛЬ

    Описание слайда:

    Под каким деревом белка грызла орехи?
    ЕЛЬ

  • 34 слайд

    Какое произведение А.С. Пушкина так начинается:«У Лукоморья дуб зелёный;Зла

    Описание слайда:

    Какое произведение А.С. Пушкина так начинается:
    «У Лукоморья дуб зелёный;
    Златая цепь на дубе том;
    И днём и ночью кот учёный
    Всё ходит по цепи кругом»?
    Поэма «Руслан и Людмила»

  • 35 слайд

    Из какой сказки?«Выбрал я жену себе,Дочь послушную тебе.Просим оба разреше

    Описание слайда:

    Из какой сказки?
    «Выбрал я жену себе,
    Дочь послушную тебе.
    Просим оба разрешенья,
    Твоего благословенья».
    «Сказка о царе Салтане»

  • 36 слайд

    О ком речь:«И, кого ни спросит онВсем вопрос его мудрён;Кто в глаза ему см

    Описание слайда:

    О ком речь:
    «И, кого ни спросит он
    Всем вопрос его мудрён;
    Кто в глаза ему смеётся,
    Кто скорее отвернётся…»?
    Королевич Елисей.

  • 37 слайд

    «Вдруг шатёр распахнулся… и девица,Вся сияя, как заря,Тихо встретила царя».

    Описание слайда:

    «Вдруг шатёр распахнулся… и девица,
    Вся сияя, как заря,
    Тихо встретила царя».
    Что это за девица?
    Шамаханская царица.

  • 38 слайд

    Из какой это сказки:«Пошёл, сел у берега моря;Там он стал верёвку крутитьД

    Описание слайда:

    Из какой это сказки:
    «Пошёл, сел у берега моря;
    Там он стал верёвку крутить
    Да конец её в море мочить»?
    Сказка «О попе и работнике его Балде».

  • 39 слайд

    Сказочные объявления

    Описание слайда:

    Сказочные
    объявления

  • 40 слайд

    ЗАШИФРОВАННЫЙ ГЕРОЙ

    Описание слайда:

    ЗАШИФРОВАННЫЙ
    ГЕРОЙ

  • 41 слайд

    КОНКУРСКАПИТАНОВ

    Описание слайда:

    КОНКУРС
    КАПИТАНОВ

  • 42 слайд

    6 июня 1799 года в семье Пушкиных родился мальчик, которому суждено было ста

    Описание слайда:

    6 июня 1799 года
    в семье Пушкиных родился мальчик, которому суждено было стать одним из величайших поэтов России.

  • 43 слайд

    Александр Сергеевич Пушкин родился в Москве.

    Описание слайда:

    Александр Сергеевич Пушкин родился в Москве.

  • 44 слайд

    Детей в семье Пушкиных было трое. Старшая -Ольга, второй - Александр, мл

    Описание слайда:

    Детей в семье Пушкиных было трое.
    Старшая -Ольга,
    второй — Александр, младший – Лёвушка.

  • 45 слайд

    В 12 лет Александр был отвезен учиться в новое, только что открывшееся учебн

    Описание слайда:

    В 12 лет Александр был отвезен учиться в новое, только что
    открывшееся
    учебное заведение- Царскосельский Лицей
    под Петербургом.

  • 46 слайд

    «Подруга дней моих суровых…»Няня – Арина Родионовна

    Описание слайда:

    «Подруга дней моих суровых…»
    Няня – Арина Родионовна

  • 47 слайд

    ЛЮБЛЮ ТЕБЯ, ПЕТРА ТВОРЕНЬЕ!

    Описание слайда:

    ЛЮБЛЮ ТЕБЯ, ПЕТРА ТВОРЕНЬЕ!

  • 48 слайд

    Пушкин час обеда приближался название сказки

  • 49 слайд

    Пушкин час обеда приближался название сказки

  • 50 слайд

    Пушкин час обеда приближался название сказки

  • 51 слайд

    УЗНАЙСКАЗКУ ПОКАРТИНКЕ

    Описание слайда:

    УЗНАЙ
    СКАЗКУ
    ПО
    КАРТИНКЕ

  • 52 слайд

    Только вымолвить успела, Дверь тихонько заскрипела, И в светлицу входит царь,

    Описание слайда:

    Только вымолвить успела,
    Дверь тихонько заскрипела,
    И в светлицу входит царь,
    Стороны той государь.
    Во все время разговора
    Он стоял позадь забора;
    Речь последней по всему
    Полюбилася ему…

    «Сказка о царе Салтане ,
    о сыне его славном и могучем
    богатыре князе Гвидоне
    Салтановиче и о прекрасной
    царевне лебеди»

  • 53 слайд

    Старичок отправился к морю; (Почернело синее море.) Стал он кликать золотую р

    Описание слайда:

    Старичок отправился к морю;
    (Почернело синее море.)
    Стал он кликать золотую рыбку…

    «Сказка о рыбаке и рыбке»

  • 54 слайд

    …к старухе воротился – Глядь: опять перед ним землянка; На пороге сидит е

    Описание слайда:

    …к старухе
    воротился –
    Глядь: опять перед
    ним землянка;
    На пороге сидит его
    старуха,
    А перед нею разбитое
    корыто.

    «Сказка о рыбаке
    и рыбке»

  • 55 слайд

    Но как раз стрела запела, В шею коршуна задела – Коршун в море кровь прол

    Описание слайда:

    Но как раз стрела
    запела,
    В шею коршуна
    задела –
    Коршун в море
    кровь пролил,
    Лук царевич
    опустил…

    «Сказка о царе
    Салтане..»

  • 56 слайд

    Вот из моря вылез старый Бес: «Зачем ты ,Балда,к нам залез?» «Сказка о по

    Описание слайда:

    Вот из моря вылез
    старый Бес:
    «Зачем ты ,Балда,к
    нам залез?»

    «Сказка о попе и о
    работнике его Балде»

  • 57 слайд

    На пороге сидит его старуха, А перед нею разбитое корыто.. «Сказка о рыбаке и

    Описание слайда:

    На пороге сидит его старуха,
    А перед нею разбитое корыто..
    «Сказка о рыбаке и рыбке»

  • 58 слайд

    ТЕЛЕГРАММЫ

    Описание слайда:

    ТЕЛЕГРАММЫ

  • 59 слайд

    ИЗ ОДНОЙ ЛИ СКАЗКИ?

    Описание слайда:

    ИЗ ОДНОЙ ЛИ
    СКАЗКИ?

  • 60 слайд

    Пушкин час обеда приближался название сказки

  • 61 слайд

    Пушкин час обеда приближался название сказки

  • 62 слайд

    Пушкин час обеда приближался название сказки

  • 63 слайд

    Пушкин час обеда приближался название сказки

  • 64 слайд

    Пушкин час обеда приближался название сказки

  • 65 слайд

    Пушкин час обеда приближался название сказки

  • 66 слайд

    Пушкин час обеда приближался название сказки

  • 67 слайд

    Пушкин час обеда приближался название сказки

  • 68 слайд

    Пушкин час обеда приближался название сказки

  • 69 слайд

    ЦЕНТОН

  • 70 слайд

    Центон – это произведение, составленное из отрывков и строк, собранных из ра

    Описание слайда:

    Центон – это произведение, составленное из отрывков
    и строк, собранных из различных произведений одного и того же автора.

  • 71 слайд

    Царь слезами залился, Обнимает он царицу И сынка, и молодицу. И садились все

    Описание слайда:

    Царь слезами залился,
    Обнимает он царицу
    И сынка, и молодицу.
    И садились все за стол,
    И веселый пир пошёл.
    И молва трезвонить стала:
    «Дочка царская пропала.

  • 72 слайд

    Час обеда приближался, Топот по двору раздался. Входят семь богатырей, Семь р

    Описание слайда:

    Час обеда приближался,
    Топот по двору раздался.
    Входят семь богатырей,
    Семь румяных усачей.
    Все красавцы удалые,
    Великаны молодые,
    Все равны как на подбор,
    С ними дядька Черномор.

  • 73 слайд

    Пришел невод с одною рыбкой, С непростою рыбкой,-золотою. Как взмолится золот

    Описание слайда:

    Пришел невод с одною рыбкой,
    С непростою рыбкой,-золотою.
    Как взмолится золотая рыбка!
    Голосом молвит человечьим:
    Ты царевич, мой спаситель,
    Мой могучий избавитель,
    Не тужи, что за меня
    Есть не будешь ты три дня.

  • 74 слайд

    Царь Дадон к шатру спешит. Что за страшная картина! Гроб качается хрустальный

    Описание слайда:

    Царь Дадон к шатру спешит.
    Что за страшная картина!
    Гроб качается хрустальный
    На цепях между столбов.
    Не видать ничьих следов
    Вдоль того пустого места.

  • 75 слайд

    Жил-был славный царь Дадон. С петушком стал княжить он. Петушок с высокой спи

    Описание слайда:

    Жил-был славный царь Дадон.
    С петушком стал княжить он.
    Петушок с высокой спицы
    Стал стеречь его границы.
    У ворот блистают латы-
    То хранят его палаты
    Тридцать три богатыря
    В чешуе как жар горя.

  • 76 слайд

    У Дадона невеста есть, Что не можно глаз отвесть. Днем свет божий затмевает,

    Описание слайда:

    У Дадона невеста есть,
    Что не можно глаз отвесть.
    Днем свет божий затмевает,
    Ночью землю освещает-
    Месяц под косой блестит,
    А во лбу звезда горит.

  • 77 слайд

    Стал он кликать золотую рыбку, Приплыла к нему рыбка, спросила: «Здравстуй, к

    Описание слайда:

    Стал он кликать золотую рыбку,
    Приплыла к нему рыбка, спросила:
    «Здравстуй, князь ты мой прекрасный!
    Что ты тих, как день ннастный?
    Опечалился чему?»

  • 78 слайд

    Ель растет перед дворцом, А под ней хрустальный дом; Белка там живет ручная,

    Описание слайда:

    Ель растет перед дворцом,
    А под ней хрустальный дом;
    Белка там живет ручная,
    Да затейница какая…
    Все порядкрм убрала,
    Засветила богу свечку,
    Затопила жарко печку,
    На полати взобралась
    И тихонько улеглась.

  • 79 слайд

    Вдруг шатер распахнулся… И девица, шамаханская царица Вся, сияя, как заря Тих

    Описание слайда:

    Вдруг шатер распахнулся…
    И девица, шамаханская царица
    Вся, сияя, как заря
    Тихо встретила царя.
    В руки яболчко взяла,
    К алым губкам поднесла.
    Потихоньку прокусила
    И кусочек проглотила…

  • 80 слайд

    МОРЕ СКАЗОЧНЫХ ЗАГАДОК

    Описание слайда:

    МОРЕ
    СКАЗОЧНЫХ
    ЗАГАДОК

  • 81 слайд

    ДОМАШНЕЕЗАДАНИЕ

    Описание слайда:

    ДОМАШНЕЕ
    ЗАДАНИЕ

  • 82 слайд

    И там я был, и мёд я пил; У моря видел дуб зелёный; Под ним сидел, и кот уч

    Описание слайда:

    И там я был, и мёд я пил;
    У моря видел дуб зелёный;
    Под ним сидел, и кот учёный
    Свои мне сказки говорил.

  • 83 слайд

    Ресурсы:http://toolsfor.in/?c=result&query=%D1%81%D0%BA%D0%B0%D0%B7%D0%BA%D0%

    Описание слайда:

    Ресурсы:
    http://toolsfor.in/?c=result&query=%D1%81%D0%BA%D0%B0%D0%B7%D0%BA%D0%B0+%D0%BE+%D0%B7%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D1%82%D0%BE%D0%B9+%D1%80%D1%8B%D0%B1%D0%BA%D0%B5
    http://wow-news.ru/russ/1237-skazka-o-pope-i-o-rabotnike-ego-balde.html
    http://raskrashkirus.ru/risunki-iz-skazok-pushkina.html
    http://forum.rozamira.ws/viewtopic.php?p=54002
    http://raskrashkirus.ru/skazki-pushkina-skachat-besplatno.html
    http://kinita.livejournal.com/26185.html
    http://www.olesya-emelyanova.ru/index-novosti-0006.html
    http://misterblog.ucoz.ru/
    http://www.artlib.ru/index.php?id=13&idp=0&fp=2&uid=2861&iid=33578&idg=0&user_serie=0

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с
сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Пожаловаться на материал

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

  • Все материалы

  • Статьи

  • Научные работы

  • Видеоуроки

  • Презентации

  • Конспекты

  • Тесты

  • Рабочие программы

  • Другие методич. материалы

Проверен экспертом

Общая информация

Учебник:
«Литература (в 2 частях)», Меркин Г.С.

Тема:
Александр Сергеевич Пушкин

Похожие материалы

  • «Образ русского богатыря Алёши Поповича в былине «Алёша Попович и Тугарин Змеевич и в мультфильме «Алёша Попович и Тугарин Змей».

  • Презентация по литературе на тему«Образ русского богатыря Алёши Поповича в былине «Алёша Попович и Тугарин Змеевич и в мультфильме «Алёша Попович и Тугарин Змей».

  • Рабочая программа по литературе 11 класс

  • Рабочая программа по литературе 11 класс

  • Рабочая программа по литературе 10 класс

  • Презентация Стихи известных поэтов о маме.

  • Конспект урока литературы в 5 классе «Роль книги в жизни человека»

  • Карта урока русского языка в 6 классе при дистанционном обучении. Особенности композиции романа «Дубровский». Приемы выражения авторской позиции в романе.

  • Не нашли то что искали?

    Воспользуйтесь поиском по нашей базе из

    5459315 материалов.

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс повышения квалификации «Методические аспекты при изучении литературы «серебряного века» в современной школе»

  • Курс повышения квалификации «История русской литературы конца 20 — начала 21 вв. и особенности ее преподавания в новой школе»

  • Курс профессиональной переподготовки «Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс профессиональной переподготовки «Основы религиозных культур и светской этики: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Методические аспекты при изучении русской литературы последней трети XIX века в современной школе»

  • Курс повышения квалификации «Основы построения коммуникаций в организации»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация деятельности экономиста-аналитика производственно-хозяйственной деятельности организации»

  • Курс повышения квалификации «Финансы: управление структурой капитала»

  • Курс повышения квалификации «Основы менеджмента в туризме»

  • Курс профессиональной переподготовки «Русский язык как иностранный: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Использование элементов театрализации на уроках литературного чтения в начальной школе»

  • Курс профессиональной переподготовки «Уголовно-правовые дисциплины: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс профессиональной переподготовки «Осуществление и координация продаж»

  • Пушкин сказка о царе салтане иллюстрации
  • Пхьа сочинение на ингушском языке
  • Пушкин сказка о золотой рыбке презентация 2 класс школа россии
  • Пушистик по английски как пишется
  • Пушкин отрывок из сказки наизусть