Пуганая ворона как пишется н или нн

Сложность 15 задания егэ по русскому языку заключается в том, что правописание н/нн зависит от части речи, которую не всегда

Сложность 15 задания ЕГЭ по русскому языку заключается в том, что правописание Н/НН зависит от части речи, которую не всегда бывает легком определить. Также существует ряд исключений, которые нужно запомнить.

Чтобы решить задание 15 ЕГЭ по русскому языку 2022, необходимо знать следующие темы:

  • Правописание Н/НН в прилагательных
  • Правописание Н/НН в причастиях
  • Правописание Н/НН в наречиях
  • Правописание Н/НН в существительных

Материалы для подготовки к ЕГЭ:

  • Теория ЕГЭ по русскому языку 2022
  • Решать тесты ЕГЭ по русскому языку

1. Внимательно прочитайте задание.
2. Определите часть речи слов, в которых пропущены Н или НН.
Запомните: причастия всегда образованы от глаголов, а прилагательные могут быть как отглагольными, так и отымёнными. Правописание Н/НН в прилагательном зависит от того, отглагольное оно или отыменное.
3. Для отглагольных прилагательных и причастий мы используем одну группу правил (написание зависит от наличия приставки, зависимых слов и вида глагола, от которого образовалось слово). Для отыменных прилагательных  — другую (здесь мы обращаем внимание на основу слова, суффикс и др.) 
4. Вспомните исключения.
6. Выпишите цифру/ы в бланк ответов.

Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.

Уже в первом пейзаже В. Серова были проявле(1)ы почти все черты, свойстве(2)ые ему как пейзажисту: острота видения, глубочайшее проникновение в суть изображаемого, изыска(3)ость и точность колорита.


Важно знать о прилагательных и причастиях!

Прилагательное:

  • отвечает на вопросы (какой, какая…) и обозначает признак предмета;
  • может быть образовано от существительного и от глагола несовершенного вида;
  • имеет краткую форму, отвечает на вопрос «каков(а,о,ы)?»

Причастие:

  • совмещает признаки прилагательного и глагола, отвечает на 2 вопроса: какой? + вопросы причастия;
  • имеет краткую форму, отвечает на вопрос: «что сделан (а,о,ы)?»;
  • бывает действительным и страдательным.

Действительные причастия (действие производится предметом) отвечают на вопрос: что делающий, что делавший?

Например: читающий человек (человек сам читает)
 
Страдательные причастия (действие производится над предметом) отвечают на вопросы: что делаемый, что сделанный.

Например: прочитанная книга (кто-то прочитал книгу, т.е. над книгой совершается действие.)

Как отличить отглагольное прилагательное от причастия:

Отглагольные прилагательные — это прилагательные, образованные от глагольной основы суффиксальным способом, сохраняющие только генетическую связь с глаголами (можно заменить прилагательным синонимом).

Примеры: 

Дубильный, копировальный (с суффиксом -льн-ый). 

Восклицательный, гадательный (с суффиксом -тельн-ый). 

Бывалый, вялый, горелый (с суффиксом -л-ый, восходят к древнерусским причастиям). 

Висячий, горючий, гремучий, -уч- (-юч-), восходят к древнерусским причастиям.

Отпричастные образования, (тоже относим к прилагательным) т.е. причастия, утратившие видовременное и залоговое значения, а также глагольное управление (адъективированные причастия). 

Вареный, граненый, дареный, драный, жареный.

Причастия

1) сохраняют свою глагольность (можно заменить на конструкцию с глаголом);

2) могут образовываться от глаголов совершенного вида;

3) могут иметь зависимые слова.  

Н

НН

1. В отыменных прилагательных (образованы от существительных), в основе которых нет н, и в непроизводных прилагательных.

Юбилей-юбилейный
Синий, зеленый

2. В отыменных прилагательных с суффиксами -ан-, -ян-, -ин-:

Песок-песчаный
Кожа-кожаный

Искл: оловянный, стеклянный, деревянный

1. В отыменных прилагательных с основой на -н.

Сон – сонный
Длина – длинный

2. В отыменных прилагательных с суффиксами -енн- , -онн-

Искусство-искусственный,
Лекция-лекционный
Утро-утренний

3. В прилагательных, образованных от глаголов несовершенного вида, без приставок, кроме не-) и зависимых слов

Красить (гл НВ без приставки) — крашеный
Пугать – пуганый
Звать-званый
Не меняется их написание в составе сложных слов (гладкокрашеный, свежемороженый, но гладкоокрашенный, т.к. есть приставка о)


Искл: желанный, деланный, невиданный, неслыханный, нечаянный, нежданный, негаданный, священный, жеманный, медленный, долгожданный, недреманный, окаянный
3. В причастиях, образованных от глаголов совершенного вида, с приставками (кроме не-) и/или с зависимыми словами:

Выкрашенный (но: некрашеный), крашенный (чем?) масляной краской; разношенный (но: неношеный), ношенный (кем?) братом костюм.

Искл: названый брат, посажёный отец, смышленый ребенок, приданое невесты, прощеное воскресенье, конченый человек
 
В некоторых бесприставочных причастиях, образованных от глаголов совершенного вида:

Данный, брошенный, купленный, решенный, лишенный

4. В кратких причастиях:

Засеянный -засеян(а,о,ы)
Отраженный — отражен(а,о,ы)
4. В полных причастиях (прилагательных) на -ованный, -ёванный:
Балованный, циклеванный


Искл: кованый, жёваный
5. В кратких прилагательных, если в полных было одно -н-

Юная девушка – девушка юна
Зеленые деревья – деревья зелены
5. В кратких прилагательных, если в полных было -нн-

Ценная вещь – вещь ценна
Длинная дорога – дорога длинна
Запомните. В существительных и наречиях, образованных от причастий и отглагольных прилагательных пишется столько же -н-, сколько было в слове, от которого они образовались:

Воспитать – воспитанник – воспитанно; путать – путаный след, путаник, путано отвечал; запутать – запутанных, запутанность, запутанно объяснил.
Масленый (=пропитанный маслом) блин, каша, но замасленная ткань
Масляный (=на масле) насос, двигатель
Ветреный (=с ветром) день, человек, но обветренный, безветренный
Ветряной (=приводимый в движение ветром) двигатель
Раненый солдат
Раненный в ногу солдат

НН

Н

Если корень оканчивается на Н, а суффикс начинается с Н.

Например: конница, бесприданница, малинник
Если существительное образовано от основы прилагательного (отыменного) с одним Н.

Например: песчаник, пряности, юность
  • Решать варианты ЕГЭ
  • Решать задание 15

Тема: «Правописание н и нн в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных»

Цель урока: создать условия для овладения знаниями о правописании букв н и нн в суффиксах причастий, отглагольных прилагательных и отработки способа применения этих знаний на письме.

Предполагаемые результаты урока (подцели):

Личностные: бережное и внимательное отношение к русскому языку, понимание роли языка в развитии интеллектуальных способностей, обогащение словарного запаса учащихся, развитие познавательных интересов, учебных мотивов.

Метапредметные: развитие навыков целеполагания и планирования; совершенствование умений микроисследования; осуществление выбора наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; совершенствование умений анализа, сравнения, группировки, обобщения; извлечения информации из различных источников и её преобразования, умения делать выводы, устанавливать закономерности, строить рассуждения; осуществление коммуникативного взаимодействия с одноклассниками и учителем, умение приходить к общему решению в совместной деятельности; создание высказываний в устной и письменной форме.

Предметные: овладение знаниями о способах выбора н и нн в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных, формировать навык написания н и нн в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных, уметь графически обозначать орфограмму.

Оборудование: карточки с тестом; листочки для рефлексии; презентация к уроку; мультимедиапроектор.

Ход урока

  1. Организационный момент.

Приветствие, проверка готовности к уроку, эмоциональный настрой детей на работу.

  1. Актуализация имеющихся знаний и способов их применения.

Учитель организует повторение, проводя игру «Верю – не верю»:

а) причастия образуются от глаголов;

б) у причастий не может быть краткой формы;

в) у причастий нет зависимых слов;

г) причастия в предложении являются определением;

д) в суффиксах прилагательных –ан, -ян, -ин пишется одна буква;

е) в прилагательных оловянный, стеклянный, деревянный пишется одна буква н.

Учащиеся соглашаются или не соглашаются с утверждением учителя (верю – не верю), аргументируют свой ответ, приводят примеры:

а) верю: решить – решённый,

б) не верю: открытый – открыт,

в) не верю: бегающий (как?) быстро,

г) верю: Пылающие искры были похожи на звёзды.

д) верю: гусиный,

е) верю: это слова-исключения.

Проверка домашнего задания.

  1. Столкновение знания и незнания.

Учащимся предлагается прочитать записанные на доске словосочетания, выделить морфему, в которой находится орфограмма, объяснить правописание н и нн, ответить на вопрос: «Правописание каких суффиксов вызвало затруднение?»

Деревянный стол, ветреный день, станционный смотритель, туманная даль, кожаный портфель, гусиное перо, ледяная глыба, осенний лес, вспаханное поле, жареный картофель.

В ходе выполнения работы учащиеся объясняют правописание суффиксов имён прилагательных, отмечают, что затрудняются в написании слов вспаханное и жареная, нельзя применить правило, касающееся суффиксов имён прилагательных.

  1. Целеполагание и планирование этапов деятельности.

Обсуждение затруднений.

— Почему возникли затруднения? Чего мы ещё не знаем?

Учащиеся отмечают, что затруднения возникли, потому что не знают, когда в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени пишется н и нн.

Как бы вы сформулировали цель нашего урока?

Выяснить, когда в суффиксах причастий пишется н, когда нн.
Как бы вы определили тему урока?

«Правописание -Н- и -НН- в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных».

(Запись: Тема урока)

— Что необходимо сделать для достижения поставленной цели?

Необходимо исследовать список слов с одной н в суффиксах, двумя нн в суффиксах, выделить опознавательные признаки орфограммы, оформить результаты исследования в виде схемы и устного высказывания (текста нового правила).

  1. Открытие и осмысление новых знаний.

Учитель предлагает материал для исследования (работа в парах):

  1. Жарить – жареный, пережаренный, жаренный в духовке, нежареный

  2. Решить – решённый.

  3. Асфальтированный.

  4. Задача решена.

После сообщения о результатах исследования предлагается сравнить самостоятельно сделанные выводы с теоретическими сведениями учебника (с.89-90), зафиксировать содержание нового правила при помощи схемы и проговорить правило друг другу в парах.

  1. Выведение способа применения новых знаний.

Создание алгоритма применения орфограммы. Работа в группах.

1) Является ли слово причастием?

2) Определи, есть ли у слова приставка (кроме не-)?

Нет Да

Вывод: пиши нн

(испуганный воробей)

3) Установи, от глагола какого вида образовано слово

Несовеш. вид Соверш. вида

Вывод: пиши нн

(брошенные игрушки)

4) Проверь, оканчивается ли слово на –ованный, -ёванный (кроме кованый, жёваный)

Нет Да

Вывод: пиши нн

(асфальтированная дорога)

5) Определи, есть ли у данного слова зависимое слово?

Нет Да

Вывод: пиши н Вывод: пиши нн

(жареный (жаренный

картофель) в масле)

  1. Закрепление новых знаний и отработка способа их применения.

Упражнение 1. Цель: прочитайте пословицы, вставьте пропущенные буквы, пользуясь выведенным правилом. Объясните смысл одной пословицы.

  1. Потеря — ого времени не вернешь.

  2. Подстреле — ого сокола и ворона носом долбит.

  3. Дарё — ому коню в зубы не смотрят.

  4. Посея — о с лукошко, так и вырастет немножко.

  5. Не нужен уче — ый, а нужен смышленый.

  6. Что написа — о пером, не вырубишь топором.

Из слов, записанных в начальной форме, соберите пословицу, объясните смысл:

Ворона, куст, бояться, и, пуган_ый. ( Пуганая ворона и куста боится).

Упражнение 2. Назовите фразеологизм по его толкованию, объясните правописание н и нн в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных:

  1. Лишен свободы действий, поступков (связан по рукам и ногам).

  2. Угнетённый, подавленный чем-либо (как в воду опущенный).

  3. Суждено, предопределено (на роду написано).

  4. Никуда не годится, не представляет никакой ценности (гроша ломаного не стоит).

  5. Слишком просто (проще пареной репы).

Составьте предложение с одним фразеологизмом.

Упражнение 3. Цель: выпишите номера слов, в которых пишется НН. Взаимопроверка. Оценивание. Критерии оценивания: «5» — нет ошибок, «4» — одна ошибка, «3» — две ошибки, «2» — три ошибки и более.

1вариант: 1. Жаре-ая рыба. 2. Посея-ые озимые. 3. Дело сдела-о. 4. Вскипяче-ая вода. 5. Созда-ый документ. 6. Собрание не проведе-о. 7.Запута-ая тропинка. 8. Вяза-ый крючком свитер. 9. Краше-ый краской забор. 10. Копче-ая рыба.

2 вариант: 1. Варен-ый картофель. 2. Пожарен-ая рыба. 3. Гружен-ая кирпичом машина. 4. П Оторва-ая пуговица. 5. Суше-ые овощи. 6. Выглаже-ое белье. 7. Связа-ый свитер. 8. Фрукты замороже-ы. 9. Некоше-ый луг. 10. Иллюстрирова-ый журнал.

1вариант

2 вариант

2,4,5,7,8,9

2,3,4, 6,7, 10

8. Рефлексия. Подведение итогов урока.

Рефлексия с помощью вопросов учителя:

Какую цель ставили?

Удалось ли достичь поставленной цели?

Каким способом?

Сможете ли объяснить орфограмму соседу по парте?

На индивидуальных листочках отметить значком:

!!! – понял, смогу объяснить товарищу,

! – понял, но не совсем уверен,

? – не все понял, надо еще позаниматься шей работе учащихся на уроке.

9. Домашнее задание.

1) Выучить правило по учебнику или по алгоритму. Привести 3 — 4 собственных примера.

2) Задание: составить карточку для соседа, включить 10-12 слов на изученную орфограмму.

Список использованной литературы:

  1. Медведева Н.В., Рябухина Е.А., Фоминых Л.С. Методика обучения русскому языку: типы и структура уроков русского языка (грамматика и правописание). – Пермь: ПГГПУ, 2015. – 103 с.

  2. Русский язык, 6 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений/ Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Комисарова Л.Ю., Текучёва И.В – Изд. 3-е перераб. – М.: Баласс, 2008. — 143 с.

  3. Русский язык. 6 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений в 3ч. /Львова С.И., Львов В.В.- Изд. 9-е перераб. – М.: Мнемозина, 2012. – 207 с.

  4. Рябухина Е.А. Теоретические основы моделирования обучения русскому языку в школе в логике компетентностного подхода: монография. – Пермь:ПГПУ, 2012. – 183 с.

Построение урока открытия новых знаний и способов их применения в соответствии с требованиями системно-деятельностного подхода.

Урок открытия новых знаний и способов их применения, построенный в соответствии с требованиями системно-деятельностного подхода. Как отмечал один из основоположников деятельностного подхода А.Н. Леонтьев, «необходимо обучать ориентировке в предмете и условиях деятельности, формировать мотив, стимулирующий и направляющий эту деятельность, обучать учащихся также средствам, без которых осуществление этой деятельности невозможно». Ведущим методом изучения нового при деятельностном подходе является исследовательский. Применение этого метода требует постановки учебной проблемы, результатом решения которой являются новые знания и способы их применения. Также на уроке должны быть созданы условия, необходимые для самостоятельного открытия школьниками нового в процессе обучения:

  • Опора на имеющиеся у них знания.

  • Включение учащихся в анализ собственного языкового и речевого опыта.

  • Организация исследования языкового материала с целью определения содержания новых знаний и способов их практического применения.

  • Развитие универсальных действий анализа, группировки, сравнения, систематизации изучаемых языковых явлений.

  • Отработка способов применения новых знаний в стандартных и нестандартных ситуациях.

  • Вовлечение учащихся в деятельность по оценке и самооценке.

Эта заметка адресована тем, кто все еще не научился определять, сколько букв н писать в том или ином слове. Или тем, кто на десятый раз перечитывает правила и не может их понять. Заварите себе чай, сделайте бутерброды. Разговор будет серьезным.

Интересные и каверзные задания по русскому языку

Пуганая ворона как пишется н или нн

Общие советы

Как понизить вероятность правильного написания

Легко. Писать наугад или потому, что так «красиво» выглядит. Или первое и второе одновременно.

Как повысить вероятность правильного написания

Не ленитесь и не пропускайте ни один из пунктов алгоритма. Только тогда вы доведете навык определения количества букв н в слове до автоматизма.

Высший пилотаж — определять количество н на ходу.

Сможете, но не сразу.

Последовательность действий

Для начала всегда определяем часть речи. Делать это нужно по вопросу, который мы задаем к слову.

  • Имя существительное — кто? что?
  • Имя прилагательное — какой?
    • Краткое прилагательное — каков?
  • Наречие — как?
  • Причастие — какой?
    • Краткое причастие — каков?
  • Отглагольное прилагательное — какой?

У вас уже назрел вопрос: как различать те части речи, которые отвечают на один и тот же вопрос?

Имена прилагательные и причастия

Пуганая ворона как пишется н или нн

Прилагательное образовано от существительного, а причастие образовано от глагола.

Длинный — это прилагательное, потому что отвечает на вопрос какой? и образовано от существительного длина.

Усыпанный — это причастие, потому что отвечает на вопрос какой? и образовано от глагола усыпать.

Кстати, еще у причастий есть характерные суффиксы. В формах настоящего времени: -ущ-, -ющ-, -ащ-, -ящ-, -ем-, -ом-, -им-. В формах прошедшего времени: -вш-, -ш-, -ин-, -т-, -енн-, -ённ-, -нн-. Эти суффиксы используются как дополнительная проверка того, правильно ли вы определили часть речи.

Причастия и отглагольные прилагательные

Теперь у нас еще одна проблема: и причастия, и отглагольные прилагательные образованы от глагола. Оба отвечают на вопрос какой?. Как их различать?

Во-первых, отглагольное прилагательное образовано от глагола несовершенного вида, а причастие образовано от глагола совершенного вида.

Как определить вид глагола? Легко. Если он отвечает на вопрос что делать?, то вид несовершенный (обозначает незавершенное действие). Если он отвечает на вопрос что сделать?, то вид совершенный (обозначает завершенное действие).

Во-вторых, у отглагольных прилагательных отсутствуют зависимые слова.

Зависимое слово — это слово, к которому можно задать вопрос от главного слова.

Попробуйте самостоятельно определить, какое из этих слов является причастием, а какое — отглагольным прилагательным: решенная задача, груженая машина.

Ответ. Решенная — причастие. Вот все аргументы: оно отвечает на вопрос какой?; образовано от глагола решить; этот глагол совершенного вида, потому что отвечает на вопрос что сделать?.

Груженая — отглагольное прилагательное. И вот почему: отвечает на вопрос какой?; образовано от глагола грузить; этот глагол несовершенного вида, потому что отвечает на вопрос что делать?; зависимые слова отсутствуют.

Для того, чтобы отглагольное прилагательное стало причастием, достаточно сделать одно из двух:

  1. Добавить зависимое слово.
    Груженная человеком машина. Груженная кем? — человеком. Теперь это причастие.
  2. Изменить вид глагола.
    Загруженная машина. Образовано от глагола загрузить, который отвечает на вопрос что сделать? и потому относится к совершенному виду.

Пуганая ворона как пишется н или нн

Краткие прилагательные и краткие причастия

Последовательность действий такая:

  1. Осознали, что слово отвечает на вопрос каков?.
  2. Думаем, от какой полной формы слово образовано.
  3. Определяем часть речи у полной формы (отличия имен прилагательных от причастий читаем выше).

Вот таблица для наглядности.

Прилагательное Причастие
Полное Дорога длинная Усыпанный листьями
Краткое Дорога длинна Усыпан листьями

Ура. Теперь мы знаем, к какой части речи относится наше слово.


Применяем правила

Посмотрите, как всё просто, когда мы знаем часть речи:

Причастие Краткое причастие Отглагольное прилагательное
нн н н
Высушенные фрукты Фрукты высушены Сушеные фрукты
Сваренный картофель Картофель сварен Вареный картофель

Мы также пишем две буквы н в причастиях с суффиксами -ова- и -ева-.

В слове асфальтированный пишем нн, потому что имеется суффикс -ова-.

Следите за тем, чтобы -ова- или -ева- были именно суффиксами. В словах кованый и жеваный таких суффиксов нет. В них есть корни ков- и жев-. В этих словах пишется одна буква н, потому что они относятся к отглагольным прилагательным.

Еще нужно запомнить слова: нежданный, негаданный, виданный, невиданный, виденный, читанный, слыханный, неслыханный, желанный. Просто запомните их.


Осталось разобраться с именами прилагательными, именами существительными и наречиями.

В прилагательных и существительных пишем одну н только в одном случае: если имеется суффикс -ан-, -ян-, -ин-: кожаный, серебряный, куриный, песчаник. Исключения: стеклянный, оловянный, деревянный.

В прилагательных пишем нн в следующих случаях:

  1. В суффиксах -онн-, -енн-: станционный, временный.
  2. Если слово образовано от существительного, основа которого заканчивается на : туманный.
    Обратите на второй пункт особое внимание. Без него вы бы написали в слове туманный одну букву н, поскольку там суффикс -ан-. Но в этом слове нет суффикса -ан-! Почему? Потому что -ан- является частью корня. Слово образовано от существительного туман, основа которого заканчивается на н. По аналогии пишутся прилагательные карманный, длинный, лимонный и многие другие. Не забывайте про это правило.

Слова ветреный, масленый, масляный не являются прилагательными, поскольку образованы от глаголов: ветрить, маслить. Тут всё работает по правилам отглагольных прилагательных и причастий. Или просто запомните, что эти три слова пишутся с одной буквой н. В остальных случаях уже с двумя (ветреный, безветренный).


Окей. Как быть с краткими прилагательными?

Тут всё просто: в них пишется столько же букв н, сколько и в полных.

Полное прилагательное Краткое прилагательное
Мысли туманные Мысли туманны
Яблоки румяные Яблоки румяны

Как быть с наречиями?

Тут та же история. Пишем столько же н, сколько в слове, от которого наречие образовано.

Медленно — наречие, потому что отвечает на вопрос как?. Образовано от прилагательного медленный. В этом прилагательном мы пишем нн в суффиксе -енн-, поэтому и в наречии пишем так же.

Внимание! Наречие может быть образовано не только от прилагательного, но и от других частей речи. Например, путано объяснять. Логика здесь хитрая. Наречие путано образовано от слова путаный, которое является отглагольным прилагательным (отвечает на вопрос какой?; нет зависимых слов; образовано от глагола несовершенного вида путать). Поскольку путаный — отглагольное прилагательное, то в нем мы пишем одну н. А раз так, то и в наречии, которое от него образовано, пишем столько же.


Небольшое упражнение. Объясните постановку н-нн в предложении.

Маринованные грибы, поджаренная колбаса, масленые ржаные лепешки, сгущенное молоко, говяжья печенка, печеный картофель, немного вывалянный в золе, и глоток напитка, настоянного на каком-то диковинном снадобье, покажутся вкусными на свежем воздухе самому сверхизысканному гурману.

Пуганая ворона как пишется н или нн

Статья находится на проверке у методистов Skysmart.
Если вы заметили ошибку, сообщите об этом в онлайн-чат (в правом нижнем углу экрана).

Основные группы причастий

Для начала поймем, что такое причастие и какая разница между действительными и страдательными причастиями.

Причастие — самостоятельная часть речи или особая форма глагола, которая обозначает признак предмета по действию и отвечает на вопросы прилагательного.

Еще раз повторим самое важное: причастие характеризует предмет с точки зрения действия. Из этого следует:

  • Если действие совершает сам предмет, к которому относится причастие, то оно действительное.

  • Если предмет испытывает на себе действие другого — причастие страдательное.

Основные группы причастий:

  • Страдательные причастия настоящего времени.

  • Страдательные причастия прошедшего времени.

  • Действительные причастия настоящего времени.

  • Действительные причастия прошедшего времени.

Рассмотрим пример действительных причастий:

  • Получающий подарок именинник — это именинник, который получает подарок, то есть действие совершает сам именинник.

  • Получивший подарок именинник – это именинник, который получил подарок, то есть действие совершил сам именинник.

Это все действительные причастия.

Рассмотрим пример страдательных причастий:

  • Подарок, получаемый именинником – это подарок, который получает именинник, то есть подарок подвергается действиям именинника, сам подарок действие не выполняет.

  • Подарок, полученный именинником – это подарок, который получил именинник, то есть подарок был подвергнут действиям именинника.

Это все страдательные причастия.

Еще один наглядный пример:

  • Ребенок обнял собаку.

    Теперь есть ребенок, обнявший собаку (он сам совершал действие), и собака, обнятая ребенком (она испытывала на себе действие другого).

    Обнявший — действительное причастие, обнятая — страдательное.

Суффиксы действительных и страдательных причастий

Чтобы разобраться в том, как различать страдательное и действительное причастие, смотрим на их суффиксы.

Все правила уже придумали за нас — осталось их запомнить и применять. В таблице мы привели суффиксы, с помощью которых можно образовать действительные и страдательные причастия.

Запоминаем!

Причастия настоящего времени образуются от основы настоящего времени (суффикс зависит от спряжения), а причастия прошедшего времени — от основы инфинитива (гласная перед суффиксом зависит от гласной перед «ть»).

Действительные

Страдательные

настоящего времени

прошедшего времени

настоящего времени

прошедшего времени

1 спр.

2 спр.

-ш-, -вш-

1 спр.

2 спр.

-нн-, -енн-, -т-

-ущ-, -ющ-

-ащ-, -ящ-

-ем-

-им-

Иногда действительное причастие можно использовать в пассивном залоге. В таком случае оно характеризует предмет, который сам действие не производит. Например:

  • Строящееся здание.

  • При этом мы понимаем, что здание строится не само.

Запоминаем!

Суффиксы действительных причастий можно запомнить по тому, как они «шипят».

От страдательных причастий прошедшего времени можно образовывать краткую форму. Она не изменяется по падежам, всегда стоит в именительном падеже и в предложении всегда выступает в качестве сказуемого. Например:

  • Задача поставлена.

Полные причастия изменяются по падежам, родам и числам. Чтобы правильно написать окончание, нужно поставить вопрос. Вот так:

  • БушующИм морем — КакИм морем?

Действительные причастия можно образовать от глаголов как переходных, так и непереходных. Страдательные причастия образуются только от переходных глаголов.

Глаголы

Причастия

действительные

страдательные

наст. вр.

прош. время

наст. вр.

прош. вр.

переходные

несовершенного вида

+

+

+

+

совершенного вида

+

+

непереходные

несовершенного вида

+

+

совершенного вида

+

Далее рассмотрим, как образуются действительные и страдательные причастия.

Изучайте русский язык в онлайн-школе Skysmart — с внимательными преподавателями и на интересных примерах из современных текстов.

Образование действительных причастий настоящего времени

Действительные причастия настоящего времени образуются:

  • от глаголов 1 спряжения с помощью суффиксов ущ/ющ;

  • от глаголов 2 спряжения с помощью суффиксов ащ/ящ.

Например:

  • читать (1 спр.) — читающий,

  • писать (1 спр.) — пишущий,

  • слышать (2 спр.) — слышащий,

  • дышать (2 спр.) — дышащий.

Действительные причастия настоящего времени можно образовать только от глаголов несовершенного вида.

Образование действительных причастий прошедшего времени

Действительные причастия прошедшего времени можно образовать от переходных и непереходных глаголов как совершенного, так и несовершенного вида.

Действительные причастия прошедшего времени образуются с помощью суффиксов -вш- и -ш-.

Например:

  • отдать — отдавший,

  • прибыть — прибывший,

  • привести — приведший.

Если основа глагола, от которого образовано действительное причастие прошедшего времени, оканчивается на согласный, тогда мы используем суффикс -ш-. Например:

  • привести — приведший.

Если основа глагола оканчивается на гласный, тогда мы используем суффикс -вш-. Например:

  • прибыть — прибывший.

Запоминаем!

При написании действительных причастий прошедшего времени перед суффиксом нужно сохранить ту же гласную, что и в неопределённой форме глагола перед «ть». Например: увидеть — увидевший, заклеить — заклеивший.

Образование страдательных причастий настоящего времени

Страдательные причастия настоящего времени образуются от основы настоящего времени глаголов несовершенного вида:

  • от глаголов 1 спряжения с помощью суффиксов ем/ом:

    ведут — ведомый, управляют — управляемый;

  • от глаголов 2 спряжения с помощью суффикса -им-:

    видит — видят — видимый, хранит — хранят — хранимый.

Образование страдательных причастий прошедшего времени

При образовании страдательных причастий прошедшего времени вид глагола не имеет значения. Такие причастия можно образовывать от переходных глаголов как совершенного, так и несовершенного вида.

Образуются страдательные причастия прошедшего времени с помощью суффиксов -нн-, -енн-, -ённ-, -т-. Например:

  • понять — понятый,

  • решить — решенный,

  • продать — проданный.

Суффикс -нн- можно присоединять только к основе глаголов на ать/ять. Например:

  • обещать — обещанный.

При использовании суффикса -енн- и -ённ- нужно отсекать конечную гласную глагольной основы. Например:

  • лишить — лишённый.

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 15 х. Садовый

Открытый урок по русскому языку

по теме:

«Правописание сочетаний -чк-, –чн-, -чт-»

Автор: Редкозубова Т. П.

учитель начальных классов

2021 г.

Урок русского языка в 1-м классе «Правописание сочетаний -чк-, –чн-, -чт-»

Цели:

Создать комфортные условия для усвоения материала и реализации возможностей учащихся.

Развивать умения правильно формулировать учебную цель, делать самостоятельные выводы.

Задачи:

  • Уточнить представление учащихся о звуке [ч] как всегда мягком;

  • Познакомить с правилом правописания ЧК, ЧН, ЧТ;

  • Формировать умение правильно писать сочетание ЧК, ЧН, ЧТ;

  • Закрепить знания изученных слов с непроверяемым написанием;

  • Продолжить работу по формированию умения оформлять предложение на письме;

  • Развивать словарный запас учащихся.

Планируемые образовательные результаты

Предметные: находить в словах сочетания чн, чк, чт, подбирать примеры слов с такими с сочетаниями;

Метапредметные:

познавательные – развивать умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

коммуникативные – активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач; готовность слушать собеседника и вести диалог; признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий

регулятивные – определять наиболее эффективные способы достижения результата.

личностные: развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, доброжелательности, эмоциональной отзывчивости.

Оборудование: портрет Красной Шапочки, карточки, мультимедийное оборудование.

Ход урока

1. Организационный момент.

Настроение у нас – отличное,
А улыбки – дело привычное,

Пожелаем друг другу добра,
Ведь урок начинать нам пора!

2. Мотивация.

— Ребята, вы хотели бы найти клад? А что это такое?

—  Клад — это богатство, деньги, золото.

—  Правильно. Но есть на земле вещи гораздо ценнее золота и денег. Их нельзя потратить, с годами их становится все больше. Это (знания). Именно за таким кладом мы сегодня отправимся. Наш путь лежит через сказку. Угадайте, кто сегодня у нас в гостях?

Тёмный лес, цветы, тропинка,

У нее в руках корзинка.

Пирожки в корзинке той,

масло бабушке больной.

Серый волк уж тут как тут: 

«Как тебя дитя зовут?»

Все давно меня прозвали

(Красной Шапочкой). Узнали?

— А кто автор этой сказки? (Шарль Перро — Французский сказочник).

— Красная Шапочка приглашает нас в гости к бабушке. Но как вы знаете, путь ее был через лес, который таит в себе загадки, если мы готовы их разгадать, то без препятствий придем к бабушке. Вы готовы? Тогда, счастливого пути!

Но прежде, чем познакомится с 1 заданием откройте тетради, запишите число и классная работа.

3. Минутка чистописания. Актуализация знаний.

— Перед вами тропинка, на которой мы должны написать буквы. На доске записаны буквы, но писать все мы не будем, а напишем только те, которые выберем, ответив на вопросы.

Н, т, ю, ч, ф,  ь, к.

— Назовите согласную букву, которая обозначает шипящий мягкий звук? (ч)

— Назовите согласные буквы, которые обозначают глухие парные звук? (к, т)

— Какая буква обозначает звонкий сонорный звук? (н)

— Правильно! Мы с вами выбрали 4 буквы. Напишите букву Чч, Кк, Тт, Нн по образцу.

4. Целеполагание.

— Определите учебную познавательную задачу урока. (Что надо знать о написании слов с буквосочетаниями чк, чт, чн?). Сегодня на уроке вы будете учиться писать слова с сочетаниями чк, чн, чт. Подберите примеры слов с этими сочетаниями.

5. Словарь.

— Мы вышли с вами на опушку. Смотрите сколько цветочков. А под каждым спрятано словарное слово. Соберем букет для бабушки?

Задание: Отгадайте загадки.

Говорят, она хитра,
Кур уносит со двора.
Но зато красавица –
Всем ребятам нравится! (Лисица).

Длинноухий очень ловко
По утрам грызет морковку.
Он от волка и лисы
Быстро прячется в кусты. (Заяц).

Бурый он и косолапый,
Ловит рыбу мощной лапой.
А ещё он любит мёд!
Кто сластёну назовёт? (Медведь).

Сильная, большая птица
Даже кошки не боится!..
Очень важная персона
Чёрно-серая … (Ворона).

Кто приносит на хвосте
Много разных новостей?
Всем расскажет все до срока
Белобокая … (Сорока).

В куртку серую одетый,
С нами он зимой и летом,
На асфальте, средь полей,
Добрый малый… (Воробей).

Танечки и Галочки

Сонечки и Аллочки

Машеньки и Верочки

Маленькие … (Девочки).

6. Актуализация знаний.

Организация восприятия и осмысления новой информации, то есть усвоение исходных знаний.

Ребята, Волк решил нас запутать и поменял указатели. Посмотрите, что у него получилось. Укажите номера слова, в которых допущены ошибки.

Тест.

  1. птичька

  2. деньки

  3. ночьной

  4. внучка

  5. сказочьный

  6. сочный

  7. бабочка

  8. девочька

Обоснуйте свой ответ. (При написании слов с буквосочетаниями чк, чн, чт мягкий знак не нужен, так как ч — всегда мягкий звук.)

7. Музыкальная физминутка (под песню «Про Красную Шапочку»).

8. Работа по теме урока.

а) Работа по учебнику.

— Знакомство с правилом. (Учебник, с. 111).

Работа над орфоэпией. Отработка правильного произношения. (с. 111, упр. 4, словарь на с. 136).

Прочитайте эти слова.

— А вы знаете, что сочетание чн очень интересное. Некоторые слова с этим сочетанием особенно произносятся.

Очень часто слова конечно, нарочно, скучно люди произносят с чн, хотя правильное произношение этих слов такое коне[шн]о, наро[шн]о, ску[шн]о.

Я предлагаю вам проверить эту информацию, обратившись к орфоэпическому словарю. (с. 136).

б) Обобщение изучаемого на уроке и введение его в систему ранее усвоенных знаний и умений.

— Выборочный диктант.

Продолжаем путешествие. И перед нами густой лес. Чтобы не заблудиться мы должны быть внимательными.

Задание:

— Выпишите из текста слова с сочетаниями ЧК и ЧН.

Прилетела к нам синичка,

Села прямо под окном.

Эту маленькую птичку

С нетерпением мы ждём.

И чтоб ей полегче стало,

Ведь исчезли червячки,

Для неё кусочки сала

Мы повесим на сучки.

— Какие слова вы выписали. Подчеркните буквосочетания чк, чн.

в) Организация усвоения способов деятельности путём воспроизведения информации и упражнений в её применении.

Самостоятельная работа.

Задание: выполнение упражнения № 8, с.112.

— Ребята, кто это у нас на пути? (Появляется волк). Будем осторожны!

Предлагаю заговорить зубы волку. А вы знаете, что значит заговорить зубы? (Это значит обманывать, заставлять соглашаться с ложью).

Задание: «Игра Большие и маленькие».

Усыпив внимание волка, мы сможем продолжить путь.

Я называю предмет, а вы произносите его название ласково, записываете слово и подчеркиваете сочетания.

туча                   яблоко                                      

ёлка                   птица          

рука                   дочь                                          

собака               ночь

9. Подведение итогов урока.

Мы благополучно добрались до домика бабушки. Предлагаю подвести итоги нашего путешествия.

— Назовите тему, над которой мы работали урока?

— Что нового вы узнали на уроке?

— Пригодятся ли вам в дальнейшем полученные сегодня на уроке знания.

Ответьте на вопросы рубрики «Проверь себя» (с. 114).

10. Рефлексия:

На уроке мне показалось наиболее интересным задание…

Затруднение у меня вызвало …

Я оцениваю свою работу …

Я могу себя похвалить за …

Тест.

Укажите номера слова, в которых допущены ошибки.

  1. птичька

  2. деньки

  3. ночьной

  4. внучка

  5. сказочьный

  6. сочный

  7. бабочка

  8. девочька

Тест.

Укажите номера слова, в которых допущены ошибки.

  1. птичька

  2. деньки

  3. ночьной

  4. внучка

  5. сказочьный

  6. сочный

  7. бабочка

  8. девочька

Тест.

Укажите номера слова, в которых допущены ошибки.

  1. птичька

  2. деньки

  3. ночьной

  4. внучка

  5. сказочьный

  6. сочный

  7. бабочка

  8. девочька

Тест.

Укажите номера слова, в которых допущены ошибки.

  1. птичька

  2. деньки

  3. ночьной

  4. внучка

  5. сказочьный

  6. сочный

  7. бабочка

  8. девочька

Тест.

Укажите номера слова, в которых допущены ошибки.

  1. птичька

  2. деньки

  3. ночьной

  4. внучка

  5. сказочьный

  6. сочный

  7. бабочка

  8. девочька

Тест.

Укажите номера слова, в которых допущены ошибки.

  1. птичька

  2. деньки

  3. ночьной

  4. внучка

  5. сказочьный

  6. сочный

  7. бабочка

  8. девочька

  • Пугало аргументы к итоговому сочинению
  • Пубертатный период как правильно пишется
  • Публика избалована гастролерами как пишется
  • Публичное акционерное общество как пишется в тексте
  • Публикация первого рассказа горького год