Пугало лесков итоговое сочинение

Короткие рассказы и небольшие по объему произведения для подготовки к итоговому сочинению 2021 по направлениям: забвению не подлежит, я и

Короткие рассказы и небольшие по объему произведения для подготовки к итоговому сочинению 2021 по направлениям: «Забвению не подлежит», «Я и другие», «Разговор с собой», «Время перемен», «Между прошлым и будущим: портрет моего поколения»

М. А. Шолохов рассказ «Судьба человека» (55 минут) 
Б. Л. Васильев рассказ «Экспонат № …» (50 минут)
В. П. Астафьев рассказ «Фотография, на которой меня нет» (35 минут)
Д. С. Лихачёв «Письма о добром и прекрасном»
Ю. В. Бондарев рассказ «Частица» (1 минута)
А. И. Пантелеев рассказ «Кожаные перчатки» (3 минуты)
А. Солженицын крохоток (рассказ) «Путешествуя вдоль Оки» (2 минуты)
Н. С. Лесков сказ «Левша» (50 минут)
В. С. Гроссман рассказ «Мама» (26 минут)
Р. Брэдбери рассказ «И грянул гром» (25 минут)
И. А. Бунин рассказ «Лапти» (4 минуты)
С. Беллоу рассказ «На память обо мне» (1ч 20 минут)
Ю. Буйда рассказ «Продавец добра» (3 минуты)
В. Богомолов рассказ «Первая любовь» (8 минут)
А. И. Приставкин рассказ «Фотографии» (2 минуты)
Р. Шекли рассказ «Лавка миров» (16 минут)
Н. Тэффи рассказ «Мой первый Толстой» (8 минут)

Н. В. Гоголь повесть «Шинель» (1 час)
В. Г. Короленко рассказ «В дурном обществе» (2 часа)
А. П. Чехов рассказы «Хамелеон» (6 минут), «Толстый и тонкий» (5 минут), «Смерть чиновника» (5 минут), «Размазня» (3 минуты), «В аптеке» (8 минут), «Беззащитное существо» (9 минут), «Человек в футляре» (25 минут), «Ионыч» (35 минут), «Тоска» (9 минут), «Скрипка Ротшильда» (20 минут)
К. Г. Паустовский рассказы «Теплый хлеб» (15 минут), «Телеграмма»(20 минут), «Попрыгунья» (45 минут)
А. И. Куприн рассказ «Чудесный доктор» («Добрый доктор») (20 минут), «Куст сирени» (13 минут)
М. Горький рассказ «Старуха Изергиль» (40 минут)
А. П. Платонов рассказ «Юшка» (14 минут), «Песчаная учительница» (12 минут)
А. Грин рассказ «Зеленая лампа» (9 минут)
В. Г. Распутин рассказ «Уроки французского»   (55 минут)
Ф. А. Искандер рассказы «Тринадцатый подвиг Геракла» (30 минут), «Милосердие» (3 минуты)
Д. С. Лихачев «Письма о добром и прекрасном»
В. С. Гроссман рассказы «Жилица» (4 минуты), «Из окна автобуса» (5 минут)
И. С. Тургенев «Милостыня» (2 минуты), «Эгоист» (2 минуты), «Близнецы (стихотворения в прозе) (1 минута)
В. О. Богомолов рассказ «Кругом люди» (3 минуты)
А. Моруа рассказ «Фиалки по средам» (24 минуты)
Х. К. Андерсон рассказ «Девочка со спичками» (6 минут)
О. Генри рассказ «Мишурный блеск» (12 минут), «Последний лист» (15 минут)
К. Г. Паустовский рассказ «Заячьи лапы» (9 минут)
Ю. П. Казаков рассказ «Тихое утро» (20 минут)
Ю. Я. Яковлев рассказы «Багульник» (17 минут), «Собирающий облака» (17 минут), «Рыцарь Вася» (17 минут)
А. де Сент-Экзюпери повесть-сказка «Маленький принц» (2,5 часа)
Л. Н. Толстой рассказ «После бала» (22 минуты)
И. А. Бунин рассказы «Слепой» (4 минуты), «Цифры» (18 минут), «Лапти» (4 минуты)
О. Генри рассказ «Дары волхвов» (12 минут)
Дж. Лондон рассказ «Сказание о Кише» (14 минут), «Любовь к жизни» (40 минут)
Б. П. Екимов рассказ «Говори, мама, говори» (12 минут)
Л. Улицкая рассказ «Бумажная победа» (13 минут)
Б. Васильев рассказ «Великолепная шестерка» (24 минуты)
В. Осеева рассказ «Бабка» (18 минут)
Р. Брэдбери рассказы «Все мои враги мертвы» (9 минут), «Все лето в один день» (13 минут)
В. М. Шукшин рассказ «Срезал» (18 минут)

argumety

Ф. М. Достоевский рассказ «Сон смешного человека» (1 час)
И. С. Тургенев повесть «Дневник лишнего человека» (2 часа)
А. И. Куприн повесть «Гранатовый браслет» (2 часа), повесть «Молох» (2,5 часа)
А. П. Чехов рассказ «Черный монах» (1 час) «Пари» (16 минут)
И. А. Бунин рассказ «Солнечный удар»  (13 минут)
А. Н. Островский драма «Бесприданница»  (2 часа)
А. Вампилов пьеса «Утиная охота»  (2 часа)
Э. А. По рассказ «Человек толпы» (20 минут)
Р. Бах повесть «Чайка по имени Джонатан Ливингстон» (1 час)
А. П. Платонов рассказ «Песчаная учительница» (12 минут)
Ю. П. Казаков рассказ «Тихое утро» (20 минут)
А. де Сент-Экзюпери повесть-сказка «Маленький принц» (2 ч 30 минут)
Ю. Я. Яковлев рассказ «Багульник» (17 минут)
Ю. Я. Яковлев рассказ «Разбуженный соловьями» (19 минут)
Ю. Я. Яковлев рассказ «Собирающий облака» (17 минут)
Л. Н. Толстой рассказ «После бала» (22 минуты)
В. П. Крапивин рассказ «Мокрые цветы» (1 час)
И. А. Бунин рассказ «Слепой» (3 минуты)
Дж. Лондон рассказ «Любовь к жизни» (47 минут)
А. П. Чехов рассказ «Скрипка Ротшильда» (20 минут)
Ю. Я. Яковлев рассказ «Рыцарь Вася» (13 минут)
И. А. Бунин рассказ «Цифры» (15 минут)
К. Г. Паустовский рассказ «Теплый хлеб» (15 минут)
В. Вересаев рассказ «Легенда» (2 минуты)
В. Астафьев рассказ «Зачем я убил коростеля?» (5 минут)
Р. Шекли рассказ «Лавка миров» (16 минут)

А. С. Пушкин повесть «Станционный смотритель» (25 минут)
Н. В. Гоголь повесть «Шинель» (1 час)
А. П. Чехов рассказы «Ионыч» (35 минут), «Пари» (16 минут), «Скрипка Ротшильда» (20 минут)
А. И. Куприн рассказ «Чудесный доктор» (20 минут)
Е. И. Носов повесть «Моя Джомолунгма» (1 час 20 минут)
А. И. Солженицын (жанр: крохоток, т.е. короткий рассказ) «Молния» (1 минута)
А. П. Платонов рассказ «Песчаная учительница» (12 минут)
Л. Н. Толстой рассказ «После бала» (22 минуты)
А. де Сент-Экзюпери повесть-сказка «Маленький принц» (2 часа 30 минут)
В. П. Крапивин рассказ «Мокрые цветы» (1 час)
Дж. Лондон рассказ «Сказание о Кише» (14 минут)
К. Г. Паустовский рассказ «Акварельные краски» (13 минут)
Б. П. Екимов рассказ «Говори, мама, говори» (12 минут)

Р. Бах повесть «Чайка по имени Джонатан Ливингстон» (1 час)
Е. Гришковец статья «Антитвиттер» (12 минут)
Е. И. Носов рассказ «Кукла (10 минут)
И. Полянская рассказ «Утюжок и мороженое» (19 минут)
Р. Шекли рассказ «Лавка миров» (16 минут)
В. Шукшин рассказ «Критики» (14 минут)
Ж. Жионо рассказ «Человек, который сажал деревья» (24 минуты)
Елена Долгопят рассказ «Часы» (9 минут)
Р. Брэдбери «Улыбка»  (11 минут)
О. Генри «Мишурный блеск» (12 минут)
И. Лёвшин рассказ «Полет» (20 минут)
А. Жвалевский, Е. Пастернак повесть «Время всегда хорошее»

В творчестве Николая Семеновича Лескова есть удивительное, ни не что не похожее произведение, в котором автор предпринял попытку рассмотреть русскую действительность сквозь призму религии. Главным героем своей повести «Очарованный странник» писатель выбрал весьма колоритный мужской образ, в котором воплотил истинно русский характер, с его широкой душой и бесконечными внутренними противоречиями. На примере его жизни, душевных поисков Лесков показал, насколько тесно связана ментальность русского народа с православием. Облачив свое произведение в форму знаменитой притчи о блудном сыне, Николай Семенович поставил перед читателем извечные вопросы, которые на протяжении многих столетий не дают покоя всему человечеству.

История создания

Работа над «Очарованным странником», несмотря на всю сложность поднятой темы, далась Лескову легко: он создал повесть буквально на одном дыхании. Во время своего путешествия по Ладожскому озеру летом 1872 года писатель оказался в заповедных местах с сильной энергетикой. Это были острова Валаам и Корелу, на которых исстари жили монахи. Эта поездка оказала на Николая Семеновича столь сильное впечатление, что он решил написать книгу, связанную с духовным поиском человека.

Уже к концу 1872 года повесть была готова. Лесков озаглавил ее как «Черноземный Телемак», тем самым ссылаясь на древнегреческую мифологию. Как известно, Телемак был одним из героев поэмы Гомера. Отважный сын Пенелопы и Одиссея отправился на поиски своего бесследно пропавшего отца. В этом образе Лесков увидел сходство со своим героем, который также отправился в долгий, полный опасностей и соблазнов путь в поисках своего истинного предназначения.

После прочтения повести редактор «Русского вестника» М. Н. Катков вернул ее обратно автору, сказав, что материал достаточно «сырой». Также он порекомендовал изменить название, которое, на его взгляд, совершенно не вязалось с содержанием книги. Его смутил тот факт, что главный герой повести, истинно православный человек, сравнивается с древнегреческим язычником. Лескову ничего не оставалось, как сменить название. После некоторых раздумий он отнес повесть в издательство «Русский мир», где она и была впервые опубликована в 1873 году.

Смысл названия

С первым вариантом названия книги все понятно: автор взял за основу один из древнегреческих мифов и сопоставил главных героев. Но что значит новый вариант названия повести – «Очарованный странник»? В него Лесков вложил особый смысл. В первую очередь,  подобное заглавие указывает на весьма насыщенный образ жизни героя, который много путешествует, общается с большим количеством людей, находится в непрестанном духовном поиске. Это то, что лежит на поверхности заглавия повести. Более глубокий смысл кроется в прилагательном «очарованный». Он указывает на то, что главный герой, несмотря на свой солидный возраст и пережитые испытания, не утратил способности видеть красоту окружающего мира и искренне восхищаться ею.

Подобное название было выбрано Лесковым и потому, что оно является отражением финала повести. При рождении героя мать предрекла ему его будущее, пообещав сына Богу. С тех пор жизненные ситуации вокруг героя складывались таким образом, чтобы исполнить предначертанное свыше и направить его к служению Господу.

Композиция

Композиция произведения во многом напоминает структуру сказа, и являет собой его модернизированный и усовершенствованный вариант. Сказ – это фольклорное произведение с определенными жанровыми особенностями, который чаще всего имеет форму устного импровизированного рассказа. Он всегда состоит из пролога и экспозиции, и эта же черта характерна для «Очарованного странника»: путешественники знакомятся на судне, и только затем следует повествование героя о своей жизни. Каждое из воспоминаний Флягина выглядит как отдельная история, рассказанная в особой стилистической манере, свойственной для людей разных сословий того времени.

Повесть состоит из двадцати глав. Они не выстроены в хронологическом порядке, а следуют друг за другом согласно предпочтениям рассказчика, основанных на случайных воспоминаниях и ассоциациях. Таким образом автор показывает, что его герой вел стихийную, неупорядоченную жизнь, ставшую отражением его мятущейся натуры.  Все события, происшедшие в его жизни – лишь цепочка случайностей, которые непостижимым образом были связаны друг с другом.

Еще одной особенностью композиции произведения является тот факт, что писатель добавил цикл легенд о русских праведниках. Сделал он это намеренно, чтобы подчеркнуть  связь книги с житием. Это особый религиозный жанр, в основе которого лежит описание жизни и религиозных подвигов святого. Форма подачи «Очарованного странника» во многом напоминает этот жанр. Поначалу автор знакомит читателя с детством героя, в  котором  присутствовали знамения свыше. Затем он описывает трудную, противоречивую жизнь, наполненную особым смыслом. И уже в кульминации произведения описывает внутреннюю борьбу героя с собственными бесами и искушениями. В итоге Господь дает герою силы, и помогает ему выстоять против соблазнов.

О чем повесть?

Два путешественника, стоя на палубе небольшого судна, разговорились о дьячке, покончившем жизнь самоубийством. Вскоре к их разговору присоединился монах – высокий, крепкий еще мужчина преклонных лет, настоящий богатырь. Выяснилось, что мужчина этот путешествует по святым местам, спасая свою душу от мирских соблазнов. Путешественников не на шутку заинтересовал столь колоритный персонаж, и они попросили его рассказать о себе. История Ивана Флягина и легла в основу повести «Очарованный странник».

Герой родился в семье крепостных крестьян, и в юности работал барским кучером. Когда его мать была на сносях, она очень боялась, что ребенок не выживет и, обращаясь с молитвами к Богу, пообещала, что ее дитя будет служить ему верой и правдой, если родится живым и здоровым. Во время тяжелых родов женщина умерла, но мальчик выжил, и вырос на удивление всем очень крепким и сильным. Обладая живой натурой и неуемной энергией, он не собирался с юных лет запирать себя в стенах монастыря. Однако Ивана регулярно преследовали странные видения, которые призывали его выполнить обещание, данное матерью. Флягин продолжал упрямиться, и в итоге навлек на свою голову немало бед. Однажды он стал невольной причиной смерти монаха, который приснился ему и предрек трудную жизнь, в которой будет несколько «погибелей». Лишь пережив их, Флягин придет в монастырь. Однако подобный вещий сон никак не отразился на жизненных ценностях героя, который стремился получить как можно больше удовольствий от жизни.

Поначалу Иван чуть было не погиб, выполняя работу кучера. Затем, лишившись барской милости, отважился на кражу хозяйских коней. Этот проступок остался безнаказанным, и Флягин, сделав фальшивые документы, устроился в качестве няньки к ребенку одного богатого поляка, которого бросила жена. Однако и на этом месте герой не смог долго задержаться, поскольку нарушил хозяйскую волю.

Флягин отправился куда глаза глядят. На одном из рынков он ввязался в бой за коня и, обладая огромной силой, случайно убил человека. Спасаясь от неминуемой тюрьмы, он решил бежать в степь вместе с татарами. Они приютили русского силача, который обладал знаниями врачевателя. Чтобы Флягин никуда не сбежал от них, татары затолкали ему в пятки конский волос. Герой не стал противиться такому решению, и даже обзавелся на новом месте женой и детьми. Но со временем он так сильно затосковал по родине, что, воспользовавшись удобным случаем, сбежал от ненавистных татар.

По воле судьбы Флягин оказался в родных краях, из которых он был изгнан за свои прегрешения. Ему удалось устроиться на службу  к одному князю, которому он помогал выбирать крепких лошадей для нужд армии. Всей силой своего горячего сердца Флягин влюбился в цыганку Грушу – любовницу князя. Груша была полностью предана князю, но когда тот собрался жениться на дворянке, чуть не сошла с ума от горя. Она принялась умолять Флягина покончить ее страдания и убить ее. Герою было нестерпимо больно смотреть на горе любимой женщины и он взял на свою душу очередной грех, столкнув Грушу в воду.

Флягин вновь отправился в путь. Он повстречал бедных пожилых крестьян, которые сетовали на свою судьбу – их единственного сына забирали в армию, и о стариках некому было больше позаботиться. Флягин пожалел их, и вместо сына отправился на войну. Во время одного из сражений он совершил подвиг, за что получил офицерский чин. Выйдя в отставку, герой попробовал было устроиться в мирной жизни, но так и не смог. Как следует поразмыслив, он решил исполнить данный матерью обет, и отправился в монастырь. Именно там герой впервые почувствовал, что его душа успокоилась.

Главные герои и их характеристика

В повести «Очарованный странник» можно встретить множество второстепенных героев – представителей самых разных сословий, национальностей, религий.  Они стали пестрым, узорчатым фоном для раскрытия личной драмы главного героя, его духовного поиска.

  1. Иван Флягин – центральный персонаж повести. Это 53-летний мужчина исполинского роста, обладающий огромной физической силой. Лесков описал его так: «Он был в полном смысле слова богатырь, и притом типический, простодушный, добрый русский богатырь, напоминающий дедушку Илью Муромца в прекрасной картине Верещагина и в поэме графа А. К. Толстого». Обладая внушительными данными, Флягин оставался добрым, простодушным, наивным человеком, не способным на откровенную подлость или предательство. Он всегда открыто высказывает свои мысли, а его поступки не отличаются двусмысленностью. Несмотря на низкое происхождение, героя отличает чувство собственного достоинства, гордость. Он высоко ценит себя, свою личность, и признается: «Только я себя не продавал ни за большие деньги, ни за малые, и не продам». Флягин очень любит свою родину, и даже в плену не собирается изменять ей. Герой обладает массой положительных качеств, но при этом совершает много откровенно глупых, необдуманных поступков. Таким образом писатель демонстрирует всю противоречивость характера Флягина, который является отражением всего русского народа. Возможно, именно по этой причине жизнь герой богата судьбоносными событиями. Десять лет он проводит в татарском плену, затем поступает на службу и в течение пятнадцати лет служит на Кавказе. Он совершает подвиг, за что получает Георгиевский крест и звание офицера.  Таким образом Флягин из вчерашнего крестьянина становится дворянином. Казалось бы, судьба дарует ему шанс на совершенно иную жизнь, но герой не чувствует себя по-настоящему счастливым. В возрасте пятидесяти лет он решает покинуть свет, и отправляется в монастырь, получив имя Измаил. Однако и в церковной обители Флягин не испытывает чувства удовлетворения. Его начинают досаждать бесы, открывается дар предвидения. Обряд изгнания бесов не приносит никакого результата, и Флягин отправляется в странствие по святым местам, уповая на Господа и его милость.
  2. Груша – молодая красивая цыганка, страстная, глубокая натура, способная на сильные чувства. Несмотря на то, что каждый мужчина готов был на подвиги ради ее благосклонности, Груша оставалась верна единственному своему возлюбленному – князю. Подобная преданность демонстрирует силу духа Груши, ее честность, бескомпромиссность. Узнав о том, что князь бросает ее ради другой женщины, Груша решает покончить жизнь самоубийством: она не в силах стерпеть предательство любимого человека, и начать новую жизнь с другим мужчиной. Это цельная, сильная личность, глубоко порядочная и добродетельная. Но при этом Груша обладает поразительной внешностью, способной погубить любого мужчину. Даже Флягин не в состоянии устоять перед очарованием черноглазой цыганки. Сочетая в себе положительные и отрицательные качества, Груша после смерти является герою то образе ангела, то в образе искусительницы: она то уберегает Флягина от вражеских пуль, то нарушает его душевный покой в монастыре. Так автор демонстрирует двойственность женской природы, в которой мирно уживаются роковая искусительница и заботливая мать, капризная любовница и заботливая жена, порок и святость.
  3. Персонажей дворянского происхождения автор намеренно показывает в карикатурном свете. Хозяин Флягина предстает жестоким человеком, самодуром, который безжалостно эксплуатирует крепостных крестьян. Князь – легкомысленный, эгоистичный человек, который печется лишь о собственном комфорте и благополучии. Он предает чистую любовь Груши ради выгодного во всех отношениях брака. На примере самого Флягина писатель демонстрирует, что само по себе дворянство не дает человеку никаких привилегий: достойно жить можно лишь при наличии денег и связей, но никак не благодаря высокому званию. Даже заслуженно получив офицерский чин и став дворянином, герой не в состоянии обеспечить себе нормальную жизнь. Это весьма важная деталь, которая характеризует дворянское сословие.
  4. Чужеземцы и иноверцы – также важные персонажи повести, несущие в себе особую смысловую нагрузку. К примеру, степные татары совершенно не придают никакого значения ни своему быту, ни семье. Имея по нескольку жен и множество детей от них, он не ценят  семейные узы и не способны на преданность одному человеку. Значит, в их жизни нет места настоящей, сильной любви: все их существование подчинено лишь удовлетворению примитивных потребностей. Именно по этой причине Флягин быстро забывает детей и жен, которые у него были во время татарского плена: к ним он никогда не испытывал душевной привязанности. Автор показывает, насколько бедной бывает духовная жизнь общества, в  котором нет развитой культуры, социальных институтов. Степным татарам он противопоставляет русский народ,  объединенный православной верой. С нескрываемым презрением Лесков описывает и бесчестных цыган, и безнравственных поляков. Знакомясь с образом жизни разных народов, герой понимает, что ему с ними некомфортно.
  5. Персонажи духовного звания с большим пониманием относятся к непростой судьбе главного героя. Они суровы и немногословны, но становятся настоящей семьей для Флягина, который остро нуждался в поддержке. Они не сразу смогли принять в свое братство героя, который прожил столь насыщенную сомнительными событиями жизнь. Так, например, отец Илья отказался исповедовать Флягина – беглого крестьянина, который на протяжении много лет вел порочный образ жизни среди татар. Однако подобная строгость по отношению к герою была полностью оправдана: священнослужитель видел, что на тот момент Флягин еще не был готов к посвящению, и должен был до конца пройти мирские испытания, уготованные ему Господом.

Тема

  1. Тема праведничества – центральная в повести «Очарованный странник». Автор делает акцент а том, что истинный праведник – это не тот, кто прожил благочестивую жизнь, не совершив не единого греха, а тот, кто пережил немало на своем пути, но в итоге переосмыслил свою жизнь, раскаялся в содеянных грехах и решил искупить их ценой полного отречения от мирских соблазнов. Флягин не раз ошибался, совершал неправильные поступки, о которых потом сожалел. Однако, словно герой из притчи о блудном сыне, он вернулся домой после долгих странствий. Пережитые испытания помогли ему понять, кем он является на самом деле, и своим путем прийти к вере. Он смиренно принимал все, что с ним происходит, и не роптал на Бога за те испытания, что тот ему посылал. Несмотря на многочисленные искушения, он не погубил собственную душу, и в итоге смог обрести долгожданную гармонию с самим собой. В конце жизненного пути Флягин  пришел к пониманию того, что его истинное предназначение – служить Господу, служить своему народу, то есть полностью позабыть о своих эгоистических желаниях и направить все свои силы на высшее, благородное дело.
  2. Тема любви раскрывается во взаимоотношениях Флягина с его женами-татарками и Грушей. Автор демонстрирует, что герой не способен на духовную близость с женщиной, если его не соединяет с ней общая культура и вера. Даже рождение общих детей не заставило Флягина полюбить своих жен, и после расставания с ними он не чувствовал ни сожаления, ни тоски. Более сильные эмоции герой испытал к красавице Груше, но его привлекала лишь ее страстная красота, которой Флягин хотел обладать. Он готов был даже пойти на преступление, и бросить казенные деньги к ногам роковой цыганки, лишь бы заполучить ее благосклонность. На протяжении всей жизни Флягин по-настоящему не любил ни одну женщину, поскольку его душа откликалась лишь на образы Бога, Родины, народа.
  3. Тема патриотизма красной нитью проходит через все произведение Лескова. Флягин без раздумий не раз жертвовал собой ради блага народа. Он готов был умереть за свою Отчизну, и подобная смерть не пугала его. Даже сытая, комфортная жизнь на чужбине не смогла заставить его позабыть родные края. Флягин был настоящим патриотом, который без единого намека на пафос верой и правдой служил своему народу.
  4. Тема веры – одна из центральных в повести «Очарованный странник». Православная вера оказала огромное влияние на всю жизнь героя, она незримыми нитями опутала весь его жизненный путь. Писатель полагает, что именно православие является той важной составляющей, без которой невозможно представить русский народный характер.

Проблемы

В повести «Очарованный странник» Николай Семенович поднял множество важных социальных, морально-этических, духовных проблем, с которым сталкивается человек на протяжении своей жизни.

  1. Поиск правды. Главный герой пытается отыскать свое место жизни. На его пути часто встречаются разного рода препятствия, и не всегда он преодолевает их достойно. Совершенные грехи тяжелым грузом ложатся на душу Флягина, который интуитивно стремится к праведной жизни, но не всегда у него это получается. Лишь пройдя длинный путь, наполненный ошибками, и получив важный жизненный опыт, он понимает, что его призвание – служение Господу и скромная жизнь в монашеской обители. Без испытаний герой не смог бы самостоятельно прийти к истине, поиск которой всегда дается очень непросто. Вот только ему пришлось заплатить слишком высокую цену за откровение свыше: пережив серьезные душевные терзания, он стал настоящим мучеником.
  2. Социальное неравенство. На примере главного героя Лесков поднимает проблему тяжелой доли крепостных крестьян, которая имеет поистине гигантские масштабы. По вине барина Флягин получил увечье на каменоломне. Не менее печальна участь бедных стариков, что чуть было не лишись единственного кормильца, которого собирались забрать в рекруты. В мучениях заканчивает свои дни и мать главного героя, которая не в состоянии получить от кого-либо помощи. В обществе отношение к крепостным крестьянам было ничуть не лучше, чем к домашней скотине. К примеру, барина гораздо больше волновали его лошади, чем люди, которые работали на него.
  3. Невежество. Эта проблема всегда стояла остро в дореволюционной России, поскольку образование было доступно лишь для привилегированных  слоев общества. Возможно, если бы Флягин образованным человеком, он бы смог быстрее осознать свое предназначение в этом мире. Кроме того, невежество героя не позволяло ему выбиться в люди, даже после получения вольной и при наличии дворянства: он не мог прижиться в городе, найти себе место в светском обществе. Вольный крестьянин, получая путевку в жизнь, был обречен на жалкое прозябание: отсутствие необходимого образования, воспитания и манер не позволяли ему чувствовать себя своим в новом для него социуме.
  4. Искушение. На протяжении всей своей жизни Флягин упорно боролся с собственными «бесами» — теми темными сторонами своей души, что не позволяли ему встать на путь истинный. Недаром красавица-цыганка Груша предстает перед героем в образе искусителя: желание, которое вызывала в нем эта женщина, не давало ему покоя и в новой, праведной жизни. Флягин, с юности привыкший к вечным скитаниям, не способен обрести покой в монашеской келье. Его манит дорога, притягивает к себе жизнь с ее бесконечным преодолением трудностей. Чтобы чувствовать себя живым, Флягин нуждается в страданиях, подвигах. Ему нужна своя Голгофа, на которую он должен взойти за свое Отечество.
  5. Тоска по родине. Герой является настоящим патриотом, который чувствует себя по-настоящему комфортно лишь в родных краях. Спокойная, налаженная жизнь среди чужеземцев не способна сделать его счастливым. Его душа тоскует по родине, и однажды он отваживается на побег, который приносит ему новые муки: чтобы утихомирить русского великана, татары зашивают ему в пятки конский волос. В течение десяти лет Флягин терпит эти мучения, но в итоге все равно сбегает на родину.
  6. Проблема веры. По ходу повествования автор описывает сложные судьбы православных миссионеров, которые предпринимали попытки обратить в православие татар.

Основная идея

Главный замысел автора заключается в том, чтобы раскрыть душу русского народа сквозь призму простого мужика. Зачастую его поступки нелогичны и откровенно легкомысленны, но, что хуже всего, они совершенно непредсказуемы. Их невозможно объяснить с  точки зрения логики и здравого смысла, поскольку внутренний мир простого, казалось бы, и необразованного мужика оказывается настоящим лабиринтом, в котором легко можно заблудиться. Но даже в самой сложной, запутанной ситуации всегда на помощь приходит свет, способный вывести человека на верный путь. Для русского народа этим светом является православие – сильная, непоколебимая вера в то, что душа будет спасена, даже если жизнь была омрачена греховным поступками. Таким образом, Лесков подводит к мысли о том, праведником может стать любой человек, если в его сердце есть место для Бога, и он искренне раскаивается в совершенных дурных поступках. Как никто другой из русских писателей, Николай Семенович смог понять и максимально точно отразить всю сущность русского духа. В простом мужике, который является воплощением всего русского народа, он видит чистую, не замутненную условностями и сомнениями веру, которую многие отрицают. Душа русского народа открыта для спасения, для настоящего чуда. Она до последнего ищет в окружающей действительности нечто непостижимое, святое, духовное.

Особенность книги заключается в том, что автор мастерски вписывает библейскую притчу о блудном сыне в современные для него декорации. Таким образом он хочет показать, что христианская мораль – вне времени, она не перестает быть актуальной в любом историческом отрезке. Так же, как и блудный сын, Иван покинул отчий дом, устав от надоевшего уклада. Но на тот момент он не знал, что его настоящим домом была не барская усадьба, а церковь. Флягин отдалился от Господа, предаваясь грешным радостям и все больше погружаясь в пучину разврата и порока. Его жизнь была полна досадных случайностей, и таким образом Лесков решил показать, насколько пустой и нелепой является жизнь без веры: бессмысленно барахтаясь в реке жизни, человек оказывается влекомым ее течением, которое зачастую заносит его не туда, где бы он хотел отказаться. В итоге Флягин, как и его библейский прототип, возвращается к своим истокам – монашескую обитель, завещанную ему матерью.

Смысл повести «Очарованный странник» заключается в поиске и обретении смысла жизни. Для Флягина его предназначение кроется в бескорыстном служении народу, Родине, отказа от эгоистичных мыслей и желаний, самоотречении ради высшей цели. Будучи простым, необразованным мужиком, Флягин сделал все, на что был способен – просто посвятил себя служению всему человечеству. В этом и заключается его праведность, и вместе с тем личное счастье.

Критика

После публикации повесть Лескова «Очарованный странник» вызвала  большую реакцию в обществе. Мнение критиков о произведении разделились из-за идеологических разногласий: кто-то находил в повести отражение собственных мыслей, а кто-то категорически был не согласен с мировоззрением автора и тем, что он называл «русским духом». К примеру, литературный критик Н. К Михайловский выразил своя явное одобрение писателю, которое было опубликовано в журнале «Русское богатство»:

В смысле богатства фабулы это, может быть, самое замечательное из произведений Лескова, но в нем же особенно бросается в глаза отсутствие какого бы то ни было центра, так что и фабулы в нем, собственно говоря, нет, а есть целый ряд фабул, нанизанных как бусы на нитку, и каждая бусинка сама по себе и может быть очень удобно вынута, заменена другою, а можно и еще сколько угодно бусин нанизать на ту же нитку.

Не менее лестно о повести «Очарованный странник» отозвался и критик из журнала «Русская мысль»:

Поистине чудное, способное растрогать самую черствую душу собрание высоких приме­ров добродетелей, которыми крепка земля русская и благодаря которым «стоит град»…

Однако был и иной взгляд на книгу Лескова. Один из издателей «Русского вестника», Н. А. Любимов, отказался печатать ее на том основании, что «вся вещь кажется ему скорее сырым материалом для выделки фигур, теперь весьма туманных, чем выделанным описанием чего-либо в действительности возможного и происходящего». На это высказывание весьма красноречиво ответил Б. М. Маркевич, который был одним из первых, кто познакомился с этой книгой и видел, какое произведение она произвела на слушателей. Он считал повесть чем-то «в высшей степени поэтическим». Особенно сильное впечатление на него произвело описание степи. В письме к Любимову он написал следующее: «Интерес его все время поддерживается равно, и когда рассказ кон­чается, жаль становится, что он кончился. Мне кажется, лучшей похвалы нет для художественного произведения».

Рецензент «Варшавского дневника» акцентировал внимание читателей на том, что произведение очень близко народу, и написано по всем канонам фольклорной традиции. По его мнению, главный герой обладает уникальной, поистине русской выдержкой. Он способен спокойно воспринимать собственные беды, и рассуждать о них максимально отстраненно:

Физически герой рассказа — родной брат Илье Муромцу: он выносит такие пытки у номадов, такую обстановку и условия жизни, что не уступает ни одному богатырю древности. В нравственном мире героя преобладает то благодушие, которое так свойственно русскому простому человеку, в силу которого он делится последней коркой хлеба со своим недругом, и на войне, после сражения, подает помощь раненому врагу наравне со своим.

Не остался равнодушным к произведению Лескова и рецензент Р. Дистерло, который также отметил все особенности русского менталитета, описанные автором. Он был покорен тем, как точно Лескову удалось отобразить на бумаге все простодушие, наивность и покорность судьбе русского народа. На его взгляд, Флягин не отвечал за свои поступки: он принимал все происходящее с ним как данность, и смирился с собственной жизнью, как с тяжестью креста. В том же духе охарактеризовал главного героя повести и Л. А. Анненский: «Герои Лескова — люди вдохновенные, очарованные, загадочные, опьяненные, отуманенные, безумные, хотя по внутренней самооценке всегда «невиноватые», всегда – праведники».

Не оставил без своего внимания повесть «Очарованный странник» и литературный критик Меньшиков,  который, помимо одобрения своеобразной манеры книги, отметил и недостатки стилистики:

Стиль его неправилен, но богат и даже страдает пороком богатства: пресыщенностью.

В свою очередь, Николай Семенович Лесков весьма эмоционально реагировал на критику в адрес своего детища:

Нельзя от картин требовать того, что Вы требуете. Это жанр, а жанр надо брать на одну мерку: искусен он или нет? Какие же тут проводить направления? Этак оно обратится в ярмо для искусства и удавит его, как быка давит веревка, привязанная к колесу.

Через полтора месяца одиннадцатиклассников ждёт первое серьёзное испытание — итоговое сочинение. По результатам ИС ты будешь допущен к сдаче ЕГЭ (либо не допущен, но такой вариант мы даже не рассматриваем). За сочинение ты также можешь получить дополнительные баллы при поступлении, а это веский аргумент, чтобы подготовиться и написать итоговое хорошо.

Совет № 1: изучи темы

В нашем материале мы рассказали всё, что тебе нужно знать об итоговом сочинении. Там же ты найдёшь темы, которые ФИПИ определил для абитуриентов 2022 года. Для начала перейди по ссылке и выпиши их. Далее — выдели в каждой из них главную мысль и поставь вопрос, на который ты должен будешь ответить в своём сочинении. Поможет тебе в этом подсказка от ФИПИ.

Подумай, какая из тем тебе ближе или на какую ты сможешь привести больше аргументов. Для этого постарайся рассмотреть темы с разных сторон. К примеру, если берёшь «Преступление и наказание — вечная тема», то подумай, как можно раскрыть понятия «преступления», «наказания» и «вечности» темы. Делай акцент не на том, что преступления — плохо, а наказания — хорошо, а на причинах этого. Поразмышляй, почему преступления совершаются, в каких жизненных ситуациях находится человек, почему всегда следует наказание и так далее.

Совет № 2: подбери литературу

Хоть итоговое сочинение и не является проработкой школьной программы, отсылки к произведениям русской литературы от тебя всё же ждут. Это поможет тебе в аргументации своей точки зрения и в любом случае послужит плюсом. Если ты уже разобрал темы итогового сочинения 2022, то подбери к каждой из них подходящую литературу. Причём это могут быть не только художественные, но и научно-популярные книги.

Из названия темы тебе может показаться, что сочинение нужно написать по произведению. Например, как в случае с темой «Преступление и наказание — вечная тема». Да, безусловно, ты можешь обратиться к книге Достоевского, но тут скорее нужно раскрыть саму тему, а не написать пересказ произведения классика. Помимо «Преступления и наказания» можешь вспомнить «Леди Макбет Мценского уезда» Николая Лескова или Герасима из «Муму» Тургенева.

Совет № 3: сделай конспекты

Не исключено, что некоторые произведения ты мог забыть или вовсе не читал. Мы прекрасно понимаем, что перечитывать их в полном объёме — задача времязатратная (есть ведь дела поважнее, правда?). А краткие содержания обычно не запоминаются, а потом сюжет путается в голове. Как быть? Отличный выход — сделай мини-конспекты по каждому произведению!

Какая информация пригодится: имена героев, их роли, краткий сюжет. Также обязательно выпиши цитаты, которые сможешь использовать при аргументации в своём сочинении.

Совет № 4: продумай структуру

Мы уже рассказывали, как написать сочинение-рассуждение на любую тему, где подробно рассказали о том, какая структура должна быть в сочинении. Если кратко, то это: вступление, основная часть и заключение. В основной части должно быть три аргумента с разных сторон: пример из науки (факты), из литературы и личный опыт. По этой схеме ты легко сможешь продумать структуру сочинения на каждую из тем. Просто составь краткий план на каждую из них: что можешь сказать во вступлении, какую литературу вспомнить и так далее.

Совет № 5: поищи факты

Как мы говорили в предыдущем пункте, твоя линия аргументации должна содержать какой-то факт, пример из литературы и личный опыт, если с последними двумя пунктами ты ещё можешь справиться без подготовки, то факты придётся поискать заранее. Какими они могут быть? Наука, статистические данные, результаты опросов — в общем, всё, что может подойти к твоей теме. И да, факты обязательно нужно записать, потому что незаписанная мысль = потерянная мысль.

Совет № 6: почитай другие сочинения

Ты можешь поискать в интернете, какие сочинения абитуриентов предыдущих лет набирают больше всего баллов. Проанализируй их: как выглядит вступление, какие выбраны метафоры, какие примеры приводятся и так далее. Это нужно для того, чтобы у тебя была «насмотренность» — навык, который поможет тебе быстро определить, что хорошо написано, а что не очень. В идеале, конечно, потренироваться и самому писать сочинения, так как теорию всегда нужно закреплять на практике.

Надеемся, советы Адукар были для тебя полезными. Если вдруг у тебя начинается паника, то спешим тебя успокоить: ешё есть все шансы подготовиться к сочинение не просто на «хорошо», а на «отлично»! Поэтому не теряй времени приступай к изучению материала. И да, помни, что в сочинении важна не только творческая подача, но и грамотность. Навыки правописания можешь здорово прокачать на наших онлайн-курсах подготовки к ЕГЭ.

kakie stipendii poluchayut studenty rossijskih vuzov 33

Готовься к ЕГЭ 2022 с АдукаромПрисоединяйся к нашему сообществу во Вконтакте! Там мы делимся полезными шпаргалками и хрустим мемами. И конечно, помогаем сдать ЕГЭ на 80+ баллов.Подписаться

Спасибо, что дочитал до конца. Мы рады, что были полезны. Чтобы получить больше информации, посмотри ещё:

Итоговое сочинение 2022: всё, что о нём нужно знать

Как написать сочинение-рассуждение на любую тему?

Насколько хорошо ты знаешь произведения из школьной программы?

Не пропускай важные новости и подписывайся на наш YouTube, ВК, Instagram, Telegram.

***

Если хотите разместить этот текст на своём сайте или в социальной сети, свяжись с нами по адресу info@adukar.by. Перепечатка материалов возможна только с письменного согласия редакции.

lend ege 2022 2

Тематическое направление: Человек путешествующий: дорога в жизни человека.

22.10.2021 01:16:48

Автор: Гузель


Можно ли судить человека по его внешности? Я считаю, что нельзя судить людей по их облику, поскольку он во многих случаях обманчив. К сожалению, зачастую люди ставят ярлыки, исходя из собственных соображений. Для аргументации своей позиции приведу примеры из читательского опыта.
В произведении Н.С.Лескова «Пугало» идёт речь о Селиване, к которому все люди относились с презрением. Его дом казался разбойничьим, а сам он будто постоянно замышлял злодеяния. Однажды тетушка потеряла шкатулку, в которой хранились все ее драгоценности. Конечно же, главным подозреваемым стал Селиван. Исправник и вовсе предположил, что тот успел сбежать с деньгами, зажить по-новому. И вдруг вошёл «воришка» с укладочкой в руках, задыхаясь от волнения. Оказалось, что шкатулку тетушка забыла. В знак благодарности она протянула деньги Селивану. Он отказался их брать, заявив, что не мог поступить иначе. После этого все изменили своё отношение к герою, отныне его лицо казалось добрым, честным, а сам он- с доброй душой. На данном примере мы видим, что пусторечие, воображение «темных» людей мешает увидеть в человеке чистую совесть, его истину.
Для дальнейшей аргументации своей точки зрения приведу пример из романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание». Соня Мармеладова, одна из героинь произведения, жила по желтому билету. Несмотря на облик, работу девушки, ее душа оставалась чиста: на протяжении всей своей жизни она жертвовала собой ради любимых детей. Также Соня Мармеладова помогла Родиону Раскольникову очистить его грешную душу. На данном примере мы видим, что иногда человек вынужден выглядеть не так, как хочет, тем не менее его внутренний мир в любом случае не изменяется: под самой небрежной одежкой может скрываться чистейшая совесть.
В заключение хотелось бы отметить, что человека, как и книгу, не стоит судить по «обложке». Никто не выбирает, каким ему рождаться, однако у каждого есть выбор: обогащать свою душу или нет.


Здравствуйте, Гузель!

Вам удалось в своем сочинении выполнить требование по количеству слов (минимальному!), написать самостоятельную работу, привлечь подходящие литературные примеры. Вместе с тем следует обратить внимание на несовершенство тезисно-доказательной части, замену анализа произведений пересказом с искажением содержания (фактические ошибки).

В соответствии с критериями проверки итогового сочинения ваша работа оценивается следующим образом.

К1 (соответствие теме) + 1 балл.

К 2 (наличие литературного аргумента) + 1 балл.

Произведения, которые Вы приводите, хорошо подходят для раскрытия темы, но Вы не сумели сделать это убедительно и логично, поэтому по К2 Вы получаете зачёт, но за логику —  незачёт.

В произведении Н.С.Лескова «Пугало» идёт речь о Селиване, к которому все люди относились с презрением. Его дом казался разбойничьим, а сам он будто постоянно замышлял злодеяния. Однажды тетушка потеряла шкатулку, в которой хранились все ее драгоценности. (Это рассказчик называет героиню рассказа тётушкой, сейчас Вы анализируете произведение, поэтому некорректно так писать). Конечно же, главным подозреваемым стал Селиван. Исправник и вовсе предположил, что тот успел сбежать с деньгами, зажить по-новому. И вдруг вошёл «воришка» с укладочкой в руках, задыхаясь от волнения. Оказалось, что шкатулку тетушка забыла. В знак благодарности она протянула деньги Селивану. Он отказался их брать, заявив, что не мог поступить иначе. После этого все изменили своё отношение к герою, отныне его лицо казалось добрым, честным, а сам он- с доброй душой. На данном примере мы видим, что пусторечие (обычно говорят «пустословие». В национальном корпусе русского языка найдено только одно вхождение слова «пусторечие»), воображение «темных» людей мешает увидеть в человеке чистую совесть, его истину.  (Смысл этой части предложения выглядит «туманно»: что значит «тёмные» люди»? что значит истину?)

Доминирует пересказ.

Для дальнейшей аргументации своей точки зрения приведу пример из романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание». Соня Мармеладова, одна из героинь произведения, жила по желтому билету. Несмотря на облик, работу девушки, ее душа оставалась чиста: на протяжении всей своей жизни она жертвовала собой ради любимых детей. (Фактическая ошибка: у Сони не было детей, это дети мачехи Катерины Ивановны. Грамматическая ошибка: душа не имеет облик). Также Соня Мармеладова помогла Родиону Раскольникову очистить его грешную душу. (Как помогла?) На данном примере мы видим, что иногда человек вынужден выглядеть не так, как хочет, тем не менее его внутренний мир в любом случае не изменяется: под самой небрежной одежкой может скрываться чистейшая совесть. (Во-первых, однотипность микровыводов (повторы); во-вторых, совершенно не понятно, какой смысл Вы вкладываете в эти слова. Как, например, словосочетание «небрежная одёжка» характеризует Соню Мармеладову? Или это такая метафора? Одним словом, много вопросов вызывает  содержание микровывода).

Примеры, на мой взгляд, выглядят неубедительно. Если лаконично сформулировать ответ на вопрос темы, получится следующая мысль: нельзя судить человека по его внешности (это Ваш тезис). Далее должны бы прозвучать убедительные доводы: почему это так. Эти доводы подкрепляются примерами. Акцент нужно было сделать на внешнем облике героев, но в работе этого нет. Во втором примере есть только намёк: жила по жёлтому билету, несмотря на облик… Девушка вынуждена была носить яркую одежду, красить лицо…

К3 (логика и композиция) + 0 балл

Причина выставления незачёта обоснована в предыдущем критерии.

Ошибки

Можно ли судить человека по его внешности? Я считаю, что нельзя судить людей по их облику, поскольку он во многих случаях обманчив. К сожалению, зачастую люди ставят ярлыки, исходя из собственных соображений. Для аргументации своей позиции приведу примеры из читательского опыта.

На мой взгляд, Вы недостаточно аргументировали, почему нельзя судить людей по их внешнему облику. Формулировка темы предполагает согласие или несогласие и обоснование (причинно-следственные связи) своего мнения.

В заключение хотелось бы отметить, что человека, как и книгу, не стоит судить по «обложке». Никто не выбирает, каким ему рождаться, однако у каждого есть выбор: обогащать свою душу или нет.

Вывод тоже выглядит нелогично. Как последнее предложении мы можем «применить» к образу Селивана, Сони Мармеладовой? Герои же не родились с увечьями. Почему вдруг возникает противительный союз «однако»? Мысль выражена непонятно .

К 4 (речь)+ 1 балл

Ошибки

К сожалению, зачастую люди ставят ярлыки, исходя из собственных соображений.

Лексическая несочетаемость. Говорят так: вешать ярлыки.

Несмотря на облик, работу девушки, ее душа оставалась чиста: на протяжении всей своей жизни она жертвовала собой ради любимых детей.

Слово «работа» не употреблялось в то время, о котором писал Ф.М. Достоевский (Это реалии уже 20 века). Лучше заменить это слово на другие, например: Несмотря на род деятельности.. Несмотря на то, чем занималась Соня… Несмотря на то что Соня вынуждена была продавать себя…

К5 (грамотность) + 1 балл, всего допущено ошибок: 2

Ошибки

Орфография — 0

Пунктуация — 0

Грамматика — 2

Исправник и вовсе предположил, что тот успел сбежать с деньгами, зажить по-новому.  

Пропуск слова. Исправник и вовсе предположил, что тот успел сбежать с деньгами, чтобы зажить по-новому.  

Несмотря на облик, работу девушки, ее душа оставалась чиста: на протяжении всей своей жизни она жертвовала собой ради любимых детей.

Неправильно построено предложение. Душа не имеет облик.

Общий вывод по работе

Итак, Гузель, ваше сочинение оценивается на «зачет», однако следует тщательно поработать над тезисно-доказательной частью.

Удачи!

Баллы по критериям К1: 1; К2: 1; К3: 0; К4: 1; К5: 1;

Итоговый балл — 4 Зачёт

Пугало лесков итоговое сочинение

Итоговое сочинения является допуском выпускника к ЕГЭ. Нужно получить за него зачёт.

Уже известны направления итогового сочинения 2022. Внимательно изучим их, вспомним свою читательскую полку, чтобы начать подготовку к этому мероприятию, намеченному на 1 декабря 2021 года.

Как известно, чтобы разворачивать собственное рассуждение в соответствии с поставленной задачей (не менее 250 слов), писать грамотно, самостоятельно, экспромтом (темы заранее не известны), нужно уметь доказывать позицию, формулировать аргументы, подкреплять их примерами из опубликованных литературных произведений, логично выстраивать соотношение между тезисом и доказательствами, создавать сочинение в отведенное время (не более 4 часов).

Это задача не одного месяца подготовки. За 3 месяца (сентябрь, октябрь и ноябрь) можно лишь освежить в памяти сюжеты и образы известных книг, прочитать сравнительно короткие новеллы, рассказы. Но на данный момент важно понимать, какому принципу следовать и что включить в свой круг чтения.

И ещё одно важное замечание: даны самые общие направления, конкретные темы выпускники традиционно узнают уже перед началом сочинения.

1. Человек путешествующий: дорога в жизни человека.

Тематическое направление нацеливает выпускника на размышление о дороге: реальной, воображаемой, книжной.

Выпускник сможет написать о личном опыте путешествий и путевых впечатлениях других людей, дорожных приключениях литературных героев, фантазийных перемещениях во времени и в пространстве, о теме дороги в произведениях искусства. Не исключено понимание дороги как пути научных исследований и творческих поисков. Дорога может быть осмыслена не только в конкретном, но и в символическом значении. Темы сочинений позволят рассуждать о том, как человек на жизненном пути обретает практический и духовный опыт, меняется, лучше понимает самого себя и других людей.

Обращение к художественной, философской, психологической, краеведческой, научной литературе, мемуарам, дневникам, травелогам и публицистике, позволит рассмотреть путешествие как важное средство познания действительности и внутреннего мира человека.

В направлении два ключевых слова «путешествующий», «дорога». Почему человек отправляется в путешествие? По своей воле или по необходимости? Как долго и где он странствует? Что и кого встречает на своём пути? Как меняется? Кого из литературных героев можно назвать путниками, странниками, путешественниками?

Вспоминается классика:

Поэма Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» (семь мужиков отправились в путь, бросив свои дома и забыв о будничных заботах, в поисках сáмого счастливого.

В романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин» отправилась на ярмарку невест на возках в Москву из провинции Татьяна Ларина, а Онегин отправился в путешествие, чтобы забыть о дуэли с Ленским.

Рассказчик радищевского «Путешествия из Петербурга в Москву» преодолевает дорогу между столицами, когда ещё не было железных дорог. Главы в этой книге соответствуют «станциям», остановкам, которые делал повествователь после дневного переезда на лошадях.

Отправляется за славой и карьерой из провинции Гасконь в Париж небогатый дворянин д’Артаньян (А. Дюма, «Три мушкетёра»).

Также едет испытать судьбу русский дворянин Пётр Гринёв (А.С. Пушкин «Капитанская дочка»).

Приезжают из-за границы Владимир Ленский (А.С. Пушкин «Евгений Онегин») и Александр Андреевич Чацкий (пьеса А.С. Грибоедова «Горе от ума»).

Странствует по югу России и Кавказу поручик Печорин (М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»).

А уж за поездками Чичикова Павла Ивановича к помещикам и его жизнью в городе N мы всласть наблюдаем в поэме
Н.В. Гоголя «Мёртвые души».

С книгой И.А. Гончарова «Фрегат «Паллада»» можно идти в кругосветку и оказаться в Японии.

Свой путь испытаний и выбора проходят и Наташа Ростова, и Андрей Болконский, и Пьер Безухов в романе Л.Н. Толстого «Война и мир».

Вместе с путником становимся слушателями Макара Чудры, старухи Изергиль (рассказы М. Горького).

С героем поэмы А.Т. Твардовского «Василий Тёркин», весельчаком и балагуром, проходим дорогами войны.

Вот классика, изученная на уроках литературы в школе. Но разве других книг не вспомним, кроме программных произведений? А надо бы!

Ясон с аргонавтами (Мифы Древней Греции), Одиссей (Гомер «Одиссея»), Гулливер («Путешествия Гулливера» Дж. Свифта), Робинзон Крузо («Жизнь, необыкновенные и удивительные приключения Робинзона Крузо, моряка из Йорка, прожившего 28 лет в полном одиночестве на необитаемом острове у берегов Америки близ устьев реки Ориноко, куда он был выброшен кораблекрушением, во время которого весь экипаж корабля кроме него погиб, с изложением его неожиданного освобождения пиратами; написанные им самим» Даниэля Дэфо), Жак Паганель («Дети капитана Гранта» Жюля Верна), Филиас Фогг («Вокруг света за 80 дней» Жюля Верна), «Одиссея капитана Блада» Рафаэля Сабатини, Зебулон Стамп («Всадник без головы» Майн Рида), «Следопыт» Фенимора Купера, «Капитан Сорви-голова» Луи Буссенара, «Остров Сокровищ» Р.-Л. Стивенсон, «Повелитель мух» У. Голдинг, «Земля Санникова» В. Обручев...

2. Цивилизация и технологии — спасение, вызов или трагедия?

Тематическое направление заостряет внимание выпускника на достижениях и рисках цивилизации, надеждах и страхах, связанных с её плодами.

Темы сочинений будут способствовать раздумьям выпускника о собственном опыте столкновения с технологическими новшествами и экологическими проблемами, дадут импульс к рассуждению о влиянии научно-технического прогресса на человека и окружающий его мир. Все эти проблемы стали особенно актуальны на фоне вызовов пандемии 2020−2021 гг. Темы позволят задуматься о диалектике «плюсов» и «минусов» цивилизационного процесса, о благих и трагических последствиях развития технологий, о способах достижения равновесия между материально-техническими завоеваниями и духовными ценностями человечества.

Примеры из философской, научной, публицистической, критической и мемуарной литературы покажут, как мыслители, деятели науки и искусства понимают технологический прогресс, в чем видят его пользу и вред. Оправданно также обращение к художественным произведениям, в которых присутствует мотив научных открытий, в том числе к жанрам научной фантастики, утопии и антиутопии.

Н.Г. Чернышевский «Что делать?», М.А. Булгаков «Собачье сердце», «Роковые яйца», «Мастер и Маргарита», «Мы» Е.И. Замятина, В. Распутин «Прощание с Матёрой», «Часодеи» Натальи Щерба, Г.Уэллс «Война миров», «Человек-невидимка», Ж. Верн «Таинственный остров», «Двадцать тысяч лье под водой», «Пятнадцатилетний капитан», «О дивный новый мир» О. Хаксли, «1984», «Скотский двор» Дж. Оруэлла, Р. Брэдбери «Зелёное утро», «И грянул гром», «451 градус по Фаренгейту».

3. Преступление и наказание — вечная тема.

Тематическое направление предлагает осмыслить «преступление» и «наказание» как социальные и нравственные явления, соотнести их с понятиями закона, совести, стыда, ответственности, раскаяния.

Темы сочинений позволят анализировать и оценивать поступки человека с правовой и этической точек зрения. В рассуждениях можно касаться таких проблем, как ответственность за сделанный выбор, последствия преступления для окружающих и самого преступника, возмездие и муки совести и др.

Многообразны литературные источники, рассматривающие вечную тему с научной точки зрения (юридической, психологической, социальной, философской). Богата названной проблематикой публицистическая, мемуарная и, конечно, художественная литература, в которой особое место занимает роман «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевского, 200-летний юбилей со дня рождения которого все человечество будет отмечать в конце 2021 года.

А.С. Пушкин «Дубровский», М.Ю. Лермонтов «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова», Н.В. Гоголь «Тарас Бульба», «Шинель», «Мёртвые души», И.С. Тургенев «Муму», А.Н. Островский «Гроза», Н.С. Лесков «Леди Макбет Мценского уезда», М. Булгаков «Мастер и Маргарита», «Ночь после выпуска» В. Тендряков, Эдгар По «Сердце-обличитель», «Портрет Дориана Грея» Оскар Уайльд, «Матео Фальконе» Проспер Мериме, «Убить пересмешника» Харпер Ли.

4. Книга (музыка, спектакль, фильм) — про меня.

Тематическое направление позволяет высказаться о произведении различных видов искусства (литература, музыка, театр или кино, в том числе мультипликационное или документальное), которое является личностно важным для автора сочинения.

В сочинении раскроются читательские (зрительские, музыкальные) предпочтения, выпускник даст собственные интерпретации значимого для него произведения. Мотивировка выбора произведения может быть разной: сильное эстетическое впечатление, совпадение изображенных событий с жизненным опытом выпускника, актуальность проблематики, близость психологических и мировоззренческих установок автора и выпускника.

Высказываясь о произведении искусства с опорой на собственный опыт осмысления жизни, участник может привлечь при аргументации примеры из художественных текстов (включая сценарии), мемуаров, дневников, публицистики, а также из искусствоведческих трудов критиков и учёных.

Трудно посоветовать.

Рассказы и повести: «Девочка и море» М.А. Дудина, «Школьный альбом» Ю. Нагибина, «Первокурсница» Виктория Ледерман, «Разноцветный снег» Наталии Волковой, «Первая работа» Юлии Кузнецовой, «Дарвин» Евгения Гришковца, «Три твоих имени» Дины Сабитовой.

кольный альбом
Подробнее на livelib.ru:
https://www.livelib.ru/author/114142/top-yurij-nagibin

Школьный альбом
Подробнее на livelib.ru:
https://www.livelib.ru/author/114142/top-yurij-nagibin

5. Кому на Руси жить хорошо? — вопрос гражданина.

Тематическое направление сформулировано с отсылкой к известной поэме Н.А. Некрасова, 200-летие со дня рождения которого отмечается в конце 2021 года. Поставленный вопрос дает возможность рассуждать о самом понятии «гражданин», об общественной справедливости и личной ответственности гражданина, о счастье и долге, о причинах социальных пороков и способах их устранения, о необходимости помогать тем, у кого возникли жизненные проблемы, о путях совершенствования общественного и государственного устройства.

Темы сочинений, ориентированные на широкий круг социально-философских вопросов, позволят соотнести историю и современность, опереться на читательский кругозор и опыт социально-значимой деятельности выпускника.

При раскрытии тем этого направления можно привлечь для аргументации примеры из художественной, исторической, психологической, философской литературы и публицистики, обозначая при их интерпретации свою гражданскую и нравственную позицию.

В 2021 году будет отмечаться 200-летие со дня рождения Н.А. Некрасова (10 декабря) и Ф.М. Достоевского (11 ноября), с произведениями которых связаны направления тем сочинения в этом году.

Д.И. Фонвизин «Недоросль», Н.В. Гоголь «Ревизор», И.А. Гончаров «Обломов», М.Е. Салтыков-Щедрин «История одного города», Н.С. «Левша», А.П. Чехов «Человек в футляре», М.А. «Тихий Дон», В. Маяковский «Прозаседавшиеся», «Пара гнедых» и «Хлеб для собаки» В. Тендряков.

  • Пуганая ворона как пишется н или нн
  • Пугало главные герои рассказ
  • Пугало аргументы к итоговому сочинению
  • Пубертатный период как правильно пишется
  • Публика избалована гастролерами как пишется