Пугачев и народ в повести капитанская дочка сочинение

Есть что добавить?присылай нам свои работы, получай litrы и обменивай их на майки, тетради и ручки от litra.ru! / сочинения

Есть что добавить?

Присылай нам свои работы, получай litr`ы и обменивай их на майки, тетради и ручки от Litra.ru!

home / Сочинения / Пушкин А.С. / Капитанская дочка / Изображение народа и Пугачева в повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка»

    В исторической повести “Капитанская дочка” А. С. Пушкин обращается к XVIII веку, к крестьянскому восстанию под предводительством Емельяна Пугачева. Действие в произведении происходит в 1772-1775 годах. Пушкин считал, что в повести должна быть “историческая эпоха, развитая в вымышленном повествовании”. Новизна “Капитанской дочки” состоит в том, что “двигательницей событий” (термин Чернышевского) стала народная борьба. “Капитанская дочка” — это реалистическое произведение, главные герои которого типичны для своей эпохи и среды. Исторические персонажи выдвигаются на первый план повествования, написанного в мемуарной форме — “семейных записок”.

    Главным историческим персонажем в повести является Емельян Пугачев — предводитель крестьянского восстания. Он — беглый донской казак “лет сорока”, выдающий себя за покойного царя Петра III. Образ Пугачева раскрывается Пушкиным неоднозначно, противоречиво и многосторонне. Автор наделил его как положительными, так и отрицательными чертами. С одной стороны, это талантливый военачальник, хороший организатор, человек недюжинного ума, трезво оценивающий своих соратников, сильный и мужественный предводитель. К сильным сторонам образа Пугачева относятся такие черты его характера, как справедливость, доверительное отношение к людям, умение быть благодарным (“Все обходились между собой как товарищи”), смелость, решительность, бесстрашие, свободолюбие, широта натуры, доброта. Пугачев обладает чувством юмора, умеет найти выход из создавшейся ситуации. Жестокость при расправе с офицерами и их семьями, безграмотность, хвастовство, склонность к авантюризму, тщеславие, самоуверенность являются слабыми сторонами образа Пугачева.

    Знакомство с персонажем, появившимся из метели, как позже — из стихии народного бунта, начинается с его портретной характеристики: “Он был лет сорока, росту среднего, худощав и широкоплеч. В черной бороде его показывалась проседь; живые большие глаза так и бегали. Лицо его имело выражение довольно приятное, но плутовское. Волоса были обстрижены в кружок; на нем был оборванный армяк и татарские шаровары”. Для характеристики своего героя автор прибегает к методу речевой характеристики. Меткая, живописная речь Пугачева является приметой его народного происхождения: “Долг платежом красен”. Пугачев изображен в соответствии с народно-поэтическим идеалом доброго и справедливого царя. Это соответствие прослеживается в эпиграфе к одной из глав повести, взятом из произведений А. Сумарокова: “В ту пору лев был сыт, хоть с роду он свиреп”. Автор недаром взял эпиграф из басни -лев, царь зверей, ассоциируется с образом Пугачева. Далее в калмыцкой сказке Пушкин сравнивает своего героя с птицей — орлом, являющимся царем птиц. Но при всей своей силе, Пугачев — трагический образ. В произведении присутствуют различные свидетельства обреченности бунта: сон Гринева, песня о разбойнике, которого собираются повесить, а также эпиграф к главе “Приступ”, сравнение героя с Отрепьевым.

    Характер Пугачева раскрывается через его поступки. В произведении Пугачев противопоставлен императрице Екатерине II, законной дворянской царице, своим соратникам, царским генералам, чиновникам в Оренбурге. Объективно обречен не только крестьянский бунт, но и его предводитель. Пушкин высказывает свое отношение к крестьянскому бунту: “Не приведи бог видеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный”.

    Итак, образ Пугачева дан Пушкиным в свете концепции русского национального характера. Он помогает глубже раскрыть нравственную проблематику повести.

    Образ предводителя крестьянского восстания тесно связан с образом народа. Подчеркивая свободолюбие и мятежный дух народа., Пушкин изображает и такие его качества, которые были сформированы рабством, смиренностью и послушанием. Реализм позволил автору раскрыть и величие народа, его историческую миссию и глубоко трагичную, исполненную острых противоречий жизнь в самодержавном крепостническом государстве. Понять дух народа помогают образы Савельича и капитана Миронова. Их объединяет отсутствие самосознания. Они живут во власти традиции, их отличает приверженность установившимся правилам жизни. Так, Савельич, крепостной дворовый человек, исполнен чувства достоинства и отваги, ответственности за порученное ему дело. Он умен и смышлен, по-житейски практичный человек. Он занимается воспитанием “барского дитяти”, проявляя не холопскую, а искреннюю заботу о нем. Всякий раз Пушкин создает ситуации, в которых Гринев совершает проступки, допускает оплошности, а Савельич его выручает, помогает и даже спасает от смерти. Барин остается глух к самоотверженному поступку старика, готового занять место Гринева под виселицей. Савельич же покорно принимает это равнодушие. Он также слеп и к событиям народного бунта, глух к провозглашенной мятежниками вольности. Пугачев для него только “злодей” и “разбойник”.

    Интересен в художественном отношении, по мнению Н. В. Гоголя, образ капитана Миронова. Это “честный и добрый”, скромный служака, лишенный честолюбия, искренно преданный своему делу, получивший офицерское звание за храбрость, проявленную в прусском походе и в сражениях с турками.

    Миронову свойственно чувство верности своему долгу, слову, присяге. В этом и проявляется его русская натура, истинно русский характер. Комендант Белогорской крепости лишь на службе принадлежит к правительственному лагерю, а в остальное время он, выходец из народа, связан с ним своими воззрениями, традициями и образом мышления. При этом образцовое послушание Миронова для Пушкина не добродетель, а тот психологический склад характера русского человека, который навязывается ему извне. Поэтому добрый по природе Миронов буднично прост в своей жестокости, когда он отдает приказ пытать башкира. Поэтому все его действия не освещены сознанием, хотя он деятелен, храбр. Участник исторических событий, он ни разу не задумывается над тем, что происходит. Патриархальность быта Мироновых, следование народным традициям, речь коменданта, наполненная идиомами и народными словечками, — все это оттеняет драматизм судьбы человека из народа.

    Представителей народа мы видим и на совете в ставке Пугачева: бывшего капрала Белобородова и Афанасия Соколова, прозванного Хлопушей. Они умные и дальновидные политики. Однако отношение к дворянам у персонажей разное. Хлопуша стремится обдумать все принимаемые решения, в том числе и насчет казни Швабрина и Гринева, поэтому и обращается к капралу, тем самым давая характеристику и ему и народному бунту: “Тебе бы все душить и резать”.

    Таким образом, Пушкин с подлинным реализмом показал крестьянское восстание, его предводителя и его участников — народ. С того времени народ стал главным героем русской литературы.

/ Сочинения / Пушкин А.С. / Капитанская дочка / Изображение народа и Пугачева в повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка»

Смотрите также по
произведению «Капитанская дочка»:

  • Краткое содержание
  • Полное содержание
  • Характеристика героев
  • Критические статьи

Сочинение на тему капитанская дочка

Здесь вы можете ознакомиться с примером хорошего сочинения на тему «Капитанская дочка». Сочинение написано по одноименной повести А. С. Пушкина специально для посетителей этого сайта и нигде более не публиковалось. Обычно это сочинение пишут в 8 классе школы.

Капитанская дочка

Александр Сергеевич Пушкин — величайший, известнейший и самый читаемый русский поэт, писатель, драматург. За всю свою небольшую жизнь он написал очень много стихотворений, повестей и романов, которые являются актуальными и по сей день. Одним из лучших, по моему мнению, является его произведение «Капитанская дочка».

«Капитанскую дочку» многие называют повестью, но на самом деле это исторический роман, охватывающий очень трагический промежуток времени. Действие происходит в семидесятых годах восемнадцатого века в период народного бунта под предводительством Емельяна Пугачева. Тема восстания в этом произведении не особо важна, ведь Александр Сергеевич старается показать нам те чувства и ощущения, которые испытывали люди, принимающие участие в этой трагедии.

Основной сюжет крутится вокруг одного из главных героев — Петра Гринева. Это молодой семнадцатилетний офицер, которого отправили на службу в Белогорскую крепость. На его долю выпало очень много сложных испытаний. Но Гринев — это честный, добрый и благородный человек. Именно эти качества помогли ему преодолеть все трудности. Несмотря на то, что он — дворянин, отдать свой заячий тулуп крестьянину, который вывел их кибитку из бурана, Петр не отказывается. Также наш молодой офицер — патриот. Когда Белогорскую крепость захватывают и всех пленных ведут на присягу к Пугачеву, Гринев отказывается ее принять, так как он «присягал государыне императрице».

Ко всему прочему главный герой еще умеет любить. Он признается «в сердечной склонности» дочке капитана крепости — Маше Мироновой. И несмотря на то, что получает отказ в родительском благословении, продолжает испытывать к ней сильные чувства. Когда Маша заболевает, Гринев, рискуя своей жизнью ради любимой, едет в Оренбург, чтобы просить помощи.

Сама капитанская дочка тоже всем сердцем любит Петра. Эта благоразумная и чувствительная девушка предпочитает смерть замужеству с поручиком Швабриным — полной противоположностью Гринева. И также именно она после конца восстания едет к самой императрице, для того чтобы спасти своего возлюбленного от клеветы, позора и вечной ссылки в Сибирь. И у нее получается это сделать, благодаря своей любви и верности Петру. На протяжении всего романа мы видим, как Маша Миронова из хрупкой, неуверенной в себе девушки превращается в эмоционально сильную личность, которая ради любимого человека готова отправиться хоть на край света. И это заслуживает уважения.

Думаю, не стоит объяснять почему для меня произведение «Капитанская дочка» — одно из лучших. Когда его читаешь, невольно хочется во всем быть похожим на главных героев. Пушкин хотел показать нам, что в какой бы ситуации не находился человек, крайне важно не терять честь и достоинство. Все эти качества делают из нас «Гриневых», а не «Швабриных». Именно поэтому это не просто повесть или исторический роман, это история о морали и нравственности, о долге перед Родиной и патриотизме, о настоящей любви и благородстве.

Сочинения по произведению «Капитанская дочка» А. С. Пушкина

Сочинения Сочинения по произведениям Пушкин А.С. Капитанская дочка Первая встреча Гринева с Пугачевым. (Анализ II главы повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка».)

Сочинения по роману «Капитанская дочка» Пушкин А.С.

Народ в повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка»

В “Капитанской дочке” А. С. Пушкин создал поистине народные характеры, поистине русские. Он показал, что наравне со свободолюбием и мятежностью, наравне с величием и достоинством, национальному характеру присущи смиренность и послушание — качества, сформированные многовековым рабством. Как пример таких характеров в повести следует рассматривать образы Савельича и капитана Миронова.

Белогорская крепость в жизни Петра Гринёва (по роману А.С. Пушкина «Капитанская дочка»)

Роман А.С. Пушкина «Капитанская дочка» рассказывает о крестьянском восстании под предводительством Емельяна Пугачева. Можно сказать, что все основные события произведения происходят в одном месте – в Белогорской крепости, которая находилась в Оренбургской губернии. Именно эту крепость захватывает Пугачев, именно там он устанавливает свою власть, именно там он планирует свои дальнейшие действия.

Сравнительная характеристика Гринева и Швабрина – главных героев повести «Капитанская дочка»

В основе повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка» представлены столкновение и большой человеческий конфликт взлядов, характеров, натур.
Гринев и Швабрин – два совершенно протвоположных представителя русского дворянства.
Гринев представляется нам человеком добрым, послушным родительской воле, благородным и честным.

Мое любимое произведение А.С.Пушкина (повесть «Капитанская дочка»)

Я знакома уже со многими произведениями А.С.Пушкина. Родоначальник русской литературы, он ныне самый популярный, любимый и читаемый поэт нашей страны. Каждый человек в России, да и во всем мире знает его имя.
Не так давно я прочла произведение А.С.Пушкина «Капитанская дочка», которое стало моим самым любимым.

Береги честь смолоду. (по повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка»)

Нам выпало жить в страшное (я не побоюсь этого слова) время, когда экономический кризис в стране повлек за собой бездуховность, безнравственность, беспринципность. Люди замкнуты и злы, основная проблема большинства из них — добыча денег и пропитания. Не хочу быть строгим судьей, но понятие честь, по-моему, многим людям в наше время вовсе не знакомо. А если и знакомо, то воспринимается как пережиток прошлого.

Смысл названия повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»

«Капитанская дочка» — одна из самых известных исторических повестей А.С. Пушкина. Она рассказывает о сложном периоде в жизни России, связанном с крестьянским бунтом под предводительством Е. Пугачева.
Основные события в произведении связаны с Петром Гриневым – молодым дворянином.

Характеристика Маши Мироновой и Гринева

Роман написан в виде мемуаров Петра Андреича Гринева, где он вспоминает свою молодость и встречи с “разбойником Пугачевым”. Детство и юность Гринева ничем не отличались от жизни других барчат-недорослей, поэтому в романе об этом сказано вскользь, а вот о предстоящей службе в армии Гринев рассказывает подробно, ибо мечтал служить в Петербурге, в гвардии, надеялся на веселую и беззаботную жизнь.

Смысл эпиграфов в «Капитанской дочке»

В конце двадцатых – начале тридцатых годов А.С. Пушкин обращается к изучению русской истории. Его интересуют великие личности, их роль в становлении государства. Писатель обращается к актуальной теме крестьянских выступлений. Результатом его трудов стали произведения – «История Пугачева», «Капитанская дочка», «Дубровский», «Медный всадник».
«Капитанская дочка» — итоговое произведение Пушкина.

Судьба Маши Мироновой в повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»

Самый романтический образ повести — образ дочери коменданта Белогорской крепости Маши Мироновой. Доброта, совесть, душевная щедрость – вот основные качества, которые видим мы в этой героине.
Маша выросла и повзрослела рядом со своими скромными и добрыми родителями, в стенах Белогорской крепости.

Изображение народа и Пугачева в повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка»

В исторической повести “Капитанская дочка” А. С. Пушкин обращается к XVIII веку, к крестьянскому восстанию под предводительством Емельяна Пугачева. Действие в произведении происходит в 1772-1775 годах. Пушкин считал, что в повести должна быть “историческая эпоха, развитая в вымышленном повествовании”.

Сочинение на тему Капитанская дочка

GyicUIv.jpeg

«Капитанская дочка» одно из самых замечательных произведений Александра Сергеевича Пушкина. Оно написано в 1836 году и до сих пор передает те события так красочно и не забываемо.

Читая повесть, невозможно не восхищаться характером Петра Андреевича Гринева. Будучи взрослым человеком он честно признавался в том, что в отроческие годы жил как босый пацан, бегал за птицами и играл в игры с другими босыми мальчишками. В семнадцать лет по велению родного отца поехал в Белогорскую крепость. По пути Петруша с своим слугой Савельичем заехали в Симбирск. Там, будучи чрезмерно самоуверенным и легкомысленным, Петруша проиграл 100 рублей в снукер Зурину. Усвоив, что долг платежом красен, он грубо разговаривает с Савельичем, чтоб тот выдал ему нужную сумму. Но Петр умеет прислушиваться к совести и признавать себя неправым; поэтому он позже извиняется перед Савельичем. Молодежный, с отсутствием мало хоть маломальского опыта и наивный, он страшно мечтает поскорей повзрослеть. Однако для этого он часто выбирает не те способы. И хотя в душе он добр и стыдиться плохих поступков, которые совершает по неопытности, все равно не перестает экспериментировать со своим поведением.

Встретившись во время бурана с путником, который вывел их к настоящему двору, Петруша одаривает его заячьим тулупом, поступая благородно.

Первые впечатления Петруши от Белогорской крепости сразу были не лучшими. Он скучает. Он начал увлекаться написанием стихов и постепенно влюбляется в Машу Миронову. Из-за любви к Маше он решается на дуэль с Швабриным. Ну и Петруша показывает себя с другой стороны как защитник, благодетель и отважный человек. Он уже не дворянский мальчишка, он умеет постоять за свою честь, умеет обращаться со оружием.

Большое влияние на характер Петруши сыграла любовь его к Марии. Мы видим, что Петруша не просто влюблен, он готов сделать все для своей возлюбленной. Взросление Петра и готовность к самопожертвованию проявляются во время казни Петруши, когда он вел себя спокойно и смело смотрел в глаза Пугачеву.

Предложение Пугачева перейти к нему Петруша отверг и остался верен присяге, не изменил своей чести.

Любовь к Маше заставила Петрушу нарушить воинскую дисциплину. Спасая Савельича, Петруша вновь проявляет доброту и смелость. Смело и правдиво он разговаривает с Пугачевым, чем вызывает доверие и тем самым спасает и себя и свою возлюбленную Марию.

Петруша все же не задумывается как со стороны он выглядит, когда принимает помощь Пугачева. Но все же попав в тюрьму, Петруша даже и не пытался защищать себя, не желая впутывать в судебный процесс Марию.

В повести мы видим постепенно взрослеющего Петра, свято соблюдающего данную присягу и завет отца. Его характер, порой юношеский, но добрый и стойкий. Умение платить добром за добро и быть благородным не может не вызывать восхищение.

Сочинение.
Образ Емельяна Пугачева в повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка»

А.С.Пушкин приступил к работе над “Капитанской дочкой” в 1833 году и закончил ее в 1836 году. В последние годы жизни тема крестьянского восстания была одной из центральных в его творчестве. В 30-е годы в России возросло количество крестьянских бунтов и возмущений, направленных прежде всего против крепостничества. Еще в 1824 году Пушкин задумывается о роли народа в истории. В драме “Борис Годунов” поэт поднимает важную проблему народа и власти. Затем снова затрагивает эту тему в незаконченной повести “История села Горюхина” и продолжает ее в “Дубровском”. Начиная работу над “Капитанской дочкой”, писатель акцентирует внимание на “мнении народном”, как активном и даже решающем факторе истории. По мысли Пушкина изменение политической структуры общества невозможно без сближения дворян и крестьянской массы. Вероятно, именно над этой идеей и размышлял Пушкин в своей повести “Капитанская дочка”, в которой не только отражается восстание 1773—1775 годов, но и затрагиваются такие важные темы, как проблемы долга, чести и человеческого достоинства. В произведении повествование ведется от лица очевидца, непосредственно наблюдавшего за событиями тех времен. Но Петруша Гринев не является безликим средством передачи фактов и событий, он человек, имеющий свою оценку, свое личное восприятие и понимание происходящего. Поэтому, наблюдая за событиями через восприятие Гринева, героя довольно типического, мы имеем возможность не только представить историческое положение России в 70-х годах XVIII века, но и узнаем о жизни дворянства того времени, об их идеях, взглядах и идеалах. Показывая образы главных героев, не очень объемные, но содержательные и яркие, Пушкин достаточно отражает нравы русского общества в эпоху Екатерины II. Например, рисуя родителей Гринева, он рассказывает нам о жизни среднего слоя дворян, читающих “ежегодно получаемый” “Придворный календарь”, уважающих службу и ценящих преданность отечеству. Добрый Савельич, терпящий господские несправедливости, но все же любящий “барское дитяте” всем сердцем, тоже является типическим образом. Многие крестьяне перешли на сторону Пугачева и стали бороться против крепостничества и своих господ. Но ведь было и много таких, как Савельич, которые, привыкнув, уже никак не могли представить себя независимо от своих хозяев. Образы Швабрина, обычного русского офицера, ведущего распутную жизнь и не имеющего никаких серьезных мыслей в голове, Миронова и его жены, живущих мирно и просто, их кума Ивана Игнатьевича, добродушного старичка, любящего свою службу, наконец, самого Пугачева, с его “господами генералами” — все эти образы дают нам почти полное представление о жизни провинциального дворянства того времени, о его конфликтах с крестьянами, уставшими терпеть угнетение и несправедливость. Белинский называл эти образы “чудом совершенства по верности, истине содержания мастерству изложения”. Эту повесть можно назвать историческим сочинением не только потому, что в ней хорошо отражена жизнь крестьян и дворянства екатерининской эпохи. Достаточно ясно в ней переданы и конкретные исторические факты, в частности — восстание Пугачева. Пушкин заставляет своего повествователя упоминать даже те события, свидетелем которых не был ни он сам, ни его окружающие (например, известие о взятии Пугачевым других крепостей. Из рассказа посыльного и из письма генерала). Из вышеизложенного можно сделать вывод, что главной темой в повести для автора было именно крестьянское восстание, а не любовная история капитанской дочки с окружным офицером Белгородской крепости. Пытаясь найти пути сближения дворянства с крестьянами и показывая, как воспринимает все окружающее Гринев, Пушкин поясняет: что дворяне еще не способны понять низшее сословие. В некоторых местах повести Гринев не понимает даже разговоров своих спутников; он не может объяснить странную, непонятную тягу свою к Пугачеву. Дворянский офицер лишь слепо повинуется долгу и присяге, ради этого идя против своего сердца. Пушкин, конечно, не согласен с таким пониманием долга и чести, но он не берется спорить со своим главным героем, давая нам возможность увидеть, на каких идеалах стояло общество того времени. Это еще раз показывает, что повесть носит исторический характер. Подчеркивают историчность произведения и точные даты, указанные автором в тексте, и правильная последовательность событий, и конкретные факты о взятии крепостей, об осаде Оренбурга.
Читая повесть А.С.Пушкина “Капитанская дочка”, мы одновременно следим за сюжетом обыкновенной повести и наблюдаем за событиями исторического повествования. Это произведение является интересным и содержательным и, по мнению В.Г.Белинского, одним из самых лучших произведений русской литературы.

Как написать студенческую работу, чтобы её 100% приняли?

Возникают ситуации, когда очень сложно сделать работу, когда совершенно не понятно каков должен быть конечный результат. В таких случаях лучше не тратить лишние время и нервы, а обращаться к знающим людям.

Помощь в написании учебных работ

  • Сочинения
  • По литературе
  • Пушкин
  • Портрет Пугачева в Капитанской дочке

Одним из главных персонажей повести «Капитанская дочка» является реальная историческая личность – Емельян Пугачёв. Образ его противоречив и неоднозначен. С одной стороны – это талантливый предводитель крестьян; с другой – жестокий и беспощадный разбойник.

В начале повести Пугачёв предстаёт в образе простоватого мужичка, любящего выпить, но хитрого и сметливого.  Ему, примерно, лет сорок, он среднего роста, худощавого телосложения, при этом — широкоплечий. У бродяги приятное лицо, примечательное чёрной  бородой с проседью и большими бегающими глазами, которые выдают в нём плута. Волосы по-казацки подстрижены в кружок.

Своеобразна и речь Пугачёва. Она насыщена иносказательными словами и намёками, указывая на его участие в крестьянских бунтах. Вызывает подозрение лёгкая не по сезону одежда мужчины — рваный армяк и широкие шаровары. Возможно, героя застали врасплох,  и ему пришлось скрываться от преследования,  в чём есть. Он с благодарностью принимает от Гринёва заячий тулупчик. Несмотря на то, что подарок мал и трещит по швам, крестьянин не отказывается от него — выбора нет. Все эти качества незнакомца свидетельствуют о его дерзкой натуре авантюриста.

Пугачёв предстаёт совершенно в другом образе, когда становится предводителем мятежников. Во время захвата повстанцами Белогорской крепости он горделиво восседает в красном кафтане на белом коне, украшенном роскошной сбруей. Когда толпу мятежников разгоняет,  произведённый   из пушки залп картечью, Пугачёв остаётся один впереди. Он, размахивая шашкой, призывает сообщников  не пасовать, а идти приступом на крепость. Это говорит о смелости и бесстрашии предводителя.

Во время казни повстанцами защитников крепости,  он важно восседает в кресле на площади, приняв на себя роль Петра III и судьи. Борец с несправедливостью не гнушается роскоши, красивой и дорогой одежды,  богатых пирушек, признания в нём государя, преклонения перед собой.

В то же время, Пушкин всё время подчеркивает близость Пугачёва к народу. Особенно ярко это выражается в его речи, насыщенной пословицами и поговорками. Пугачёв предпочитает свободу и независимость и сравнивает себя с орлом из калмыцкой  сказки, который живёт недолго, но не питается падалью. На одной из пирушек он со своими сообщниками затягивает заунывную народную песню о тяжёлой доле разбойников, которых в итоге ждёт виселица в широком поле. Она производит на Гринёва гнетущее впечатление. Судьба мятежников так же печальна и предсказуема.

Пугачёв бездушен и кровожаден с теми, кто отказывается ему подчиняться.  Вместе с тем, он помнит добро и способен на благородные поступки в знак благодарности за прошлые услуги.

Пугачёв проявляет великодушие по отношению к Гринёву за когда-то подаренный ему заячий тулупчик и стакан вина.  Он спасает его от виселицы, не идёт на поводу Белобородова – испытать офицера пытками за подозрение в шпионаже, помогает освободить Машу Миронову из плена Швабрина.

Иногда Пугачёв с детской непосредственностью и самодовольством любит прихвастнуть своими победами. Ему приятна лесть и заискивание перед ним подчинённых.

В то же время, Пугачёв одинок и неприкаян даже среди своих сотоварищей, которые в любой момент могут предать его. Гринёву даже жаль самозванца и хочется вырвать из стана злодеев.

Последняя их встреча произошла на казни Пугачёва.  Он узнал Петра в толпе и кивнул ему головой, которую через минуту потерял. Так трагически заканчивается жизнь народного героя, который оставил свой след, как в истории, так и в русской литературе.

2 вариант

Характеризуя внешность Емельяна Пугачева – народного атамана, хочется сказать, что он очень похож на героя былин.  В произведении «Капитанская дочка» он является загадочной и неординарной фигурой, о похождениях которого ходят легенды. Он – историческая личность, человек – Легенда.

Рассмотрим портрет казака Емельяна Пугачева подробно. Он похож на беглого каторжника, то ли на пропойцу. У него живые и бегающие глаза, что говорит о том, что он хитрый человек. В нем присутствует, как хитрость, так неожиданная ласка, которая проявляется неожиданно. И широта души велика. Пугачев постоянно лукавит, но он знает людей, как с ними вести. И периодически подыгрывает публике, будто он царь, а окружающие его холопы. Перед своими холопами он играет роль царя. Только перед Гриневым он предстает, не притворяясь. Он открыто ему заявляет, что он самозванец, сравнивая себя с Гришкой Отрепьевым.

Пугачев является и разбойником, и царем-избавителем, и былинным героем сразу одновременно. Он называет и считает себя царем, но крестьяне не пошли бы за ним, если бы не считали его главным атаманом. Для них он избавитель и заступник.

На внешность Пугачев выглядит как обыкновенный рабочий мужик, с широкими плечами и темными волосами. На вид ему около 40 лет, или чуть больше.  На лице имеется длинная борода, где заметны уже седые волосы. У него большие ладони, как у труженика. Пугачев на вид среднего возраста и среднего роста. Он плотный по фигуре. Его нельзя звать ни тонким или толстым мужиком. Он много ест, и может съесть за один присест крупную дичь. Он любит крепко выпить. Характеризуя Емельяна Пугачева следует отметить, что это обычный здоровый русский мужик, настоящий казак. Его можно сравнить с Ильей Муромцем – героя из русских сказок и былин.

Но Емельяна Пугачева можно назвать зверски жестоким, даже безжалостным атаманом. Вспомним, как он приказал казнить защитников крепости, а жену коменданта убить. У Пугачева наблюдаются другие положительные черты: он искренен, правдив и верен своей чести. Он долго помнит оказанное ему добро. Он совсем немстительный человек, так как способен на милость. Напомним, как он благословит Гринева с Машей, дав ему пропуск во все подвластные ему пути. Окончательная встреча Емельяна Пугачева и Гринева происходит, когда осуществляется казнь бунтовщика.

Емельян Пугачев – бунтовщик, злодей, разбойник, на его счету много казненных жизней, даже удивительно, что для него присущи доброта и ласка. В душе злодея тоже нередко проявляются светлые чувства и благородство в поступках. И до настоящего времени, не ясно, кто был Емельян Пугачев – злодей или герой. Но знаем точно, что он не только сделал много зла и жестокости, но и породил в душах людей веру в свободу и волю.

Сочинение 3

Емельян Пугачев – казак с донских степей, поднявший народное восстание. Реально существовавший исторический персонаж. Крестьянский бунт под его руководством был одним из жестоких в истории Отечества. Пушкин изобразил его как неоднозначную личность, показав отрицательные и положительные черты героя в произведении Капитанская дочка.

Читатель знакомится с ним в тот момент, когда его спасает от замерзания на морозе один из главных персонажей в произведении Петр Гринев, заблудившийся с пути на службу. Емельян объяснил куда идти и Петр, угостив водкой и подарив свой тулуп, отблагодарил простого крестьянина за это. Гринев не предполагал, что своим поступком спасет в дальнейшем себе жизнь.

Благодаря своим ораторским качествам и некоторому лукавству, Пугачеву удается убедить народ, в том, что он исчезнувший император и склонить к бунту. Он жестокий и хитрый человек, в легкую может казнить или миловать. С другой стороны, автор показывает его другим. Атаман не забывает добрых людей и их поступках. Он освобождает Гринева, когда захватывает крепость, в которой тот проходил службу. И когда Маша попадает в тюрьму, Петр обращается за помощью к Пугачеву, и он великодушно освобождает пленницу, проявляя гуманность и непредвзятость. Гринев благодарен, но мнение свое о Пугачеве у него по ходу повести, все время разное.

Для простого народа же Пугачев стал царем, за которым шли не раздумывая. Люди уважали и любили его, за простоту речи, с которой он обращался к народу, что не страшится встать против действующего режима власти. Атамана считали великодушным, отзывчивым и правдивым. Пушкин подчеркивает сильные качества лидера в Пугачеве. Предводитель крестьян не разбирался в взаимоотношениях к дворянскому классу. Казнены были даже те, кто заботился о своих крепостных, как например семья Мироновых. Для казака все дворяне были врагами. Со всеми была расправа, кто мог бы лишить свободы крестьян. У Пугачева стояла одна главная цель, освободить крепостных с помощью бунта.

В заключении можно сказать, что автор показывает казака Емельяна как разносторонний характер, где присутствую, как отрицательные, так и положительные стороны. Это необычный персонаж, с твердым характером и организаторскими способностями. Пушкин показал атамана царем, помогающим народу от произвола власти. И вдет он себя подобающим образом, раздавая титулы, награждая или наказывая.

Также читают:

Картинка к сочинению Портрет Пугачева в Капитанской дочке

Портрет Пугачева в Капитанской дочке

Популярные сегодня темы

  • Сочинение Дубровский — благородный герой 6 класс

    Дубровский может быть назван разбойником благородного вида, однако, стоит более подробно описать данное понятие, и что под ним понимается. Здесь имеется ввиду то, что благородство человека, который переходит закон

  • Анализ рассказа Дети подземелья Короленко

    Наполненное трагичности и мировоззренческой оценки справедливости действий повествование Владимира Короленко «Дети подземелья» в самом деле, можно называть примером реальных дружеских отношений и сострадания.

  • Образ и характеристика Гибнера в комедии Ревизор Гоголя сочинение

    Христиан Иванович Гибнер не является главным героем в комедии Гоголя «Ревизор», но его образ необходим в произведении и для лучшего понимания задумки текста.

  • История происхождения глуповцев в Истории одного города Салтыкова-Щедрина

    В городе Глупов когда-то проживал народ, называемый головотяпами. Но позже, как гласит летопись, из-за их глупости головотяпов прозвали глуповцами.

  • Сочинение на тему Разные люди

    Особенно часто заметно такое расхождение вкусов и мнений среди людей, которые вынуждены находиться вместе или желают этого. Если это дружеская компания или семья, то расхождение не вызывает значительного раздражения.

Все сочинения по литературе за 8 класс

cover

Данное пособие поможет написать сочинения для школьников. В нем собраны лучшие сочинения, написанные на основе литературных произведений школьной программы 8 класса.

Оглавление

  • 1. История в повести Н. М. Карамзина «Наталья, боярская дочь»
  • 2. Образы животных в баснях И. А. Крылова
  • 3. История государства Российского в баснях И. А. Крылова (тема Отечественной войны 1812 г.)
  • 4. «История пугачевского бунта» и вымышленное повествование в романе А. С. Пушкина «Капитанская дочка»

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Все сочинения по литературе за 8 класс предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

4. «История пугачевского бунта» и вымышленное повествование в романе А. С. Пушкина «Капитанская дочка»

Исторический материал о Емельяне Пугачеве А. С. Пушкин собирал в течение долгого времени. Его волновал вопрос самого крупного в российской истории народного восстания. В романе «Капитанская дочка» на историческом материале проясняется судьба России и русского народа. Произведение отличается глубоким философско-историческим и нравственным содержанием.

Главная сюжетная линия романа — это, конечно, восстание Емельяна Пугачева. Достаточно мирное течение авторского повествования в первых главах внезапно прерывается. Судьбу главных героев определяет уже не любовь и не воля родителей, а гораздо более страшная сила, имя которой «пугачевщина». Пугачевский бунт — самый страшный и широкий бунт в истории русского народа. А. С. Пушкин погружает нас в особую атмосферу, что царила тогда в нашей стране.

Сначала образ мятежного народа возникает очень смутно — только из обрывков разговоров. Однако события развиваются достаточно стремительно. Очень скоро то, что было лишь догадками, намеками, отдаленными по времени событиями, возникает вдруг отчетливо и ясно при получении капитаном Мироновым письма о начале бунта.

Народ в то смутное время волновался, роптал, но этот ропот не находил себе выхода. Как раз в этот период объявился Пугачев, выдававший себя за императора Петра III. Он оказался в нужном месте в нужное время. Будучи от природы наделен качествами лидера, Пугачев сумел повести за собой огромные массы народа.

Пушкин очень живо описывает вступление Пугачева в город после взятия Белогорской крепости. Народ с хлебом-солью выходил навстречу Пугачеву, кланялся до земли, звонили колокола. Предводителя мятежников встречали как настоящего императора. Затем автор описывает сцену расправы с двумя старыми заслуженными офицерами и беззащитной Василисой Егоровной. Народ не осуждает это убийство. Хотя ни Мироновы, ни Иван Игнатович ни в чем не виноваты, хотя их знали, ценили и уважали многие, но никто не проявил к ним ни капли сочувствия или сострадания в последнюю минуту, никто не пожалел о них. О них забыли сразу, бросившись вслед за Пугачевым. Народ принял расправу над Мироновыми как законную и необходимую меру. Это событие с особенной силой подчеркивает жестокость и беспощадность восстания.

Далее следует сцена попойки Пугачева с товарищами, при которой присутствует Гринев. В этой сцене автор утверждает очень важную мысль: среди мятежников существуют крепкие взаимоотношения, товарищество, их объединяют общая цель и уверенность в своих силах.

Впоследствии Гринев снова станет свидетелем межличностных отношений мятежников, когда будет присутствовать на «совете», в котором принимали участие Пугачев, Белобородов и беглый каторжник Хлопуша. Пугачев здесь проявляет себя как решительный и принципиальный человек, защитник народа, Хлопуша — как умный, расчетливый и дальновидный политик, не лишенный своеобразных представлений о честности (он всегда «губил супротивника» лишь в открытом поединке). Белобородов же показывает себя ярым противником дворянства, он предлагает казнить всех людей дворянского происхождения, попавших к ним в руки, не считаясь с личными качествами дворян.

Создавая образы трех руководителей восстания, Пушкин показал их как ярких личностей со своими индивидуальными чертами. Но все они объединены общим пониманием того, что такое справедливость.

Трагизм судьбы Пугачева и обреченность восстания подчеркиваются в той главе, где Пугачев рассказывает о своем намерении идти на Москву. Он признается Гриневу, что опасается своих людей, так как они могут предать его в любую минуту. Это важно для понимания идеи Пушкина: Пугачев видит безнадежность борьбы, но не считает ее бессмысленной. В Пугачеве ярко проявился народный характер, ведь он и есть выразитель чаяний и надежд народа.

Даже если бунт обречен на поражение, он закономерен, и его нельзя избежать, ведь правда истории — на стороне свободного человека. Свободолюбивый народ должен бороться за свои права. А. С. Пушкин не только не осуждает бунтарей, но и восхищается ими, подчеркивая поэтичность бунта. Однако важно помнить, что при всем этом автор вполне реалистичен. Он не скрывает темных сторон бунта: мелких грабежей, возможности предательства в рядах мятежников, жестоких расправ, бессмысленности некоторых деяний, таких как убийство Василисы Егоровны.

Пугачев и народ в «Капитанской дочке»

В повести «Капитанская дочка» А.С. Пушкин создал удивительный образ русского народа, одним из ее представителей был Емельян Пугачев, которому слава Гришки Отрепьева не давала покоя.

Правда, если быть последовательными, то разговор о русском народе следует начинать с Савельича. Это на редкость удивительный и целостный образ. Он с раннего детства воспитывал Петрушу Гринева, а когда тот отправился в армию, Гринев-старший послал Савельича с ним. У стремянного не было собственной семьи и детей, и поэтому Савельич был искренне привязан к молодому Гриневу, и даже, как покажут дальнейшие события, готов был пойти за него на виселицу.

В повести есть еще одна крепостная – девка Палаша, помогавшая жене капитана по хозяйству. Девушка энергичная, расторопная. В суматохе, после гибели Мироновых, она несколько раз могла сбежать, и никто бы ее не хватился. Но она осталась около Маши, заботилась о ней, помогала ей во время болезни и заточения, как могла.

С Пугачевым главный герой повести познакомился в пути, во время вьюги. Он отличался острым умом, уверенностью в себе, везде был, как у себя дома. Острый, цепкий взгляд проводника еще в первую встречу поразил Гринева.

PugachevВторая встреча Гринева с Пугачевым состоялась во время захвата крепости. В этом эпизоде Пугачев проявил жестокость в отношении к тем, кто отказывался присягать ему. Но эта жестокость нужна была ему, чтобы запугать остальных. Слава Гришки Отрепьева не давала ему покоя. Он хотел почувствовать себя царем всея Руси. Пугачев был крайне недоверчив. Понимая, что любой из его подчиненных, за исключением двух-трех человек, готов всадить ему нож в спину, все проверяет самолично. Например, когда Маша застонала за перегородкой, он пошел лично убедиться в том, что там действительно лежит девушка, а не прячутся его преследователи.

Гринева поразило то обстоятельство, что «пьяница, шатавшийся по постоялым дворам, осаждал крепости и потрясал государством!». Яркими представителями народа в этой повести можно назвать и соратников Пугачева. На Гринева глубокое впечатление произвела простонародная песня, которую они пели после застолья. Гринев понимал, что все эти люди, сидящие за столом, обречены на гибель. И при этом они пели о виселице. Пели выразительно, стройными голосами и с унылым выражением лица.

Ближайшими соратниками Пугачева, его «енералами», были беглый капрал Белобородов, второй – Афанасий Соколов, прозванный Хлопушей. Между ними было явное соперничество. И по замечанию Хлопуши, Белобородов отличался особой жестокостью.

Пугачев явно симпатизировал Гриневу за его великодушие, порядочность и искренность. Гринев тоже испытывал двойственные чувства к предводителю разбойников, виновного в гибели капитана Миронова, его жены и тех, кто отказался присягать. Но с другой стороны он сочувствовал разбойнику, потому что видел перед собой человека неглупого, способного на великодушные поступки, и в то же время честного. «Пугачев был ужасным человеком, извергом, злодеем для всех, кроме одного меня», — признается Гринев.

В повести Пушкин описывает отдельных представителей народа, не имеющих дворянского происхождения и воспитания. Казалось бы, они не должны обладать ни порядочностью, ни образованностью, ни культурой. Но, тем не менее, мы видим, что они способны на благородство и преданность, порой сильнее некоторых представителей дворянства. Недостаток грамотности у них компенсируется острым умом, жизненным опытом и сметливостью.

Простые люди чувствуют прекрасное не хуже представителей дворянства. Достаточно вспомнить пение разбойников. Да и разбойниками они стали не от хорошей жизни.

Но существует другой народ. Это стихийная масса людей, толпа. Она легко управляема. Какой магнетизм лидеров заставляет управлять толпой, изучается даже в наши дни. Пугачев был лидером толпы. Толпа опасна.

«Не приведи бог видеть русский бунт — бессмысленный и беспощадный».

Надо полагать, что Пушкин, изучив архивные документы пугачевского бунта, и побывав в местах, где все это происходило, понял, как заблуждался, призывая к свержению самодержавия. Это тоже бунт в своем роде. Пушкин отказался от большинства своих юношеских идей. В одной из редакций повести «Капитанская дочка» фраза о русском бунте имеет продолжение:

«Те, которые замышляют у нас невозможные перевороты, или молоды и не знают нашего народа, или уж люди жестокосердые, коим чужая головушка полушка, да и своя шейка копейка».

Школьные сочинения

Является ли Онегин убежденным циником и эгоистом?

Но является ли Онегин убежденным циником? Не играет ли он тут роль циника? Предположение вполне вероятное и – не лишено серьезных оснований. Вспомним: Онегин не раз на протяжении романа продемонстрировал, что у него, во-первых, имеются нравственные критерии для оценки своего и чужого поведения, а во-вторых, он. иногда и подтверждает на деле собственные моральные рекомендации. Так, например, он поступил в случае с письмом Татьяны: не обманул, не воспользовался неосмотрительностью бесхитростной провинциалки, хотя ранее он десятки раз обманывал женщин, губил их репутации и даже гордился этой ролью сердцееда, навязанной ему неписаными законами светского общества.

Ради справедливости следует признать: Онегин и в той истории остался верным своей страсти к рисовке. Ведь Татьяна тогда нисколько не увлекла его. Да и пред кем он стал бы гордиться «победой» над этой простушкой? К тому же в глазах светской толпы честь подобной победы была бы весьма сомнительной. Не потому ли сыграл он роль добродетельного человека – сыграл перед ней и перед собой? Причем не без доли ханжеского смирения: ведь он-то вовсе не тот, за кого себя выдает; зато интерес новизны в этой роли мог привлечь его. Вся первая глава романа посвящена изображению этого процесса формирования онегинского характера. Отец – личность заурядная, а матерный единого упоминания; зато сказано о гувернантке и гувернере: вероятно, ребенок видел их чаще, нежели родителей. Во всяком случае, не родители обучают его и дают представление о нравственных нормах: эта обязанность целиком передана «французу убогому». Универсальный гувернер учил его «всему шутя», в том числе и нравственным понятиям. Вероятно, слышал он хотя бы краем уха – о том, что суровые понятия эпохи классицизма уже немодны и что на смену им пришли новые соображения: долг не в том, чтобы жертвовать всем ради государства, а в том, чтобы жить своими чувствованиями, обогащать душу новыми впечатлениями, становиться более тонким и чувствительным человеком. Так что родителям Онегина он мог показаться знающим воспитателем – вполне в духе новейших педагогических учений той поры. Вот следующая ступень на жизненном пути героя:

  • Когда же юности мятежной
  • Пришла Евгению пора,
  • Пора надежд и грусти нежной,
  • Вот мой Онегин на свободе…

И снова он самый обыкновенный: такой же, как и все вокруг него. Учение кончилось, воспитание – тоже; начинается жизнь по собственной воле. Но возможна ли в его положении настоящая воля? Ведь он вступает в круг приличных людей и должен точно имитировать приличного человека. Набор несложный; без особого преувеличения можно даже сказать примитивный набор внешних примет приличного человека. Внутренние качества пока что не заинтересовали свет. И поэтому Онегин не стремится их обнаруживать сразу же: он постепенно входит в это новое общество.

Не преувеличивал ли Пушкин духовную ограниченность так называемого света? Ведь это – правящее сословие империи! Нет, многочисленные свидетельства историков подтверждают, что именно так и обстояло дело при допуске нового человека в верхи правящего сословия. Подчас самые ограниченные, примитивные в своих понятиях люди окружали императорский престол, добивались милостей государя, пробивались к рычагам власти, определяли политику, если они умели имитировать необходимый, издавна утвердившийся тип поведения при императорском дворе.

Так почему же Онегину не прийтись ко двору? Ведь он не только освоил эту роль, но и блистательно разыграл ее при своем вступлении в свет. Приговор придворной толпы и ие мог быть иным, кроме мнения: «…он умен и очень мил». А Онегин в самом деле умен: он ведь не ограничился этой ролью, он тут же попытался встать выше исходного уровня для

новичков и стал осваивать роль «ученого малого».

Обе роли Онегин исполнил отлично – следует признать без оговорок на этот счет. Оговорка есть другого рода – таков ли был Онегин на самом деле? Отдался ли он без остатка игре в порядочного человека и ученого малого, так что его внутренний мир как бы слился с этим миром танцев, пустой болтовни, легковесной учености, паркетной суеты? Оставалось ли у него на душе и на уме что-нибудь иное – заветное, тайное, отличающееся от мнений, толков и сплетен света?

Напоминаем: никого не интересовало, каков он на самом деле. Более того: замкнутость, скрытность – одно из непременных качеств, которыми должен был обладать человек, вступавший в свет. Искренность, доверчивость, откровенность либо осмеивались, либо использовались с корыстной целью прожженными законодателями света; во всяком случае, эти качества приносили неприятности своему обладателю.

«Является ли Онегин убежденным циником и эгоистом»

Но является ли Онегин убежденным циником? Не играет ли он тут роль циника? Предположение вполне вероятное и – не лишено серьезных оснований. Вспомним: Онегин не раз на протяжении романа продемонстрировал, что у него, во-первых, имеются нравственные критерии для оценки своего и чужого поведения, а во-вторых, он. иногда и подтверждает на деле собственные моральные рекомендации. Так, например, он поступил в случае с письмом Татьяны: не обманул, не воспользовался неосмотрительностью бесхитростной провинциалки, хотя ранее он десятки раз обманывал женщин, губил их репутации и даже гордился этой ролью сердцееда, навязанной ему неписаными законами светского общества.

Ради справедливости следует признать: Онегин и в той истории остался верным своей страсти к рисовке. Ведь Татьяна тогда нисколько не увлекла его. Да и пред кем он стал бы гордиться «победой» над этой простушкой? К тому же в глазах светской толпы честь подобной победы была бы весьма сомнительной. Не потому ли сыграл он роль добродетельного человека – сыграл перед ней и перед собой? Причем не без доли ханжеского смирения: ведь он-то вовсе не тот, за кого себя выдает; зато интерес новизны в этой роли мог привлечь его. Вся первая глава романа посвящена изображению этого процесса формирования онегинского характера. Отец – личность заурядная, а матерный единого упоминания; зато сказано о гувернантке и гувернере: вероятно, ребенок видел их чаще, нежели родителей. Во всяком случае, не родители обучают его и дают представление о нравственных нормах: эта обязанность целиком передана «французу убогому». Универсальный гувернер учил его «всему шутя», в том числе и нравственным понятиям. Вероятно, слышал он хотя бы краем уха – о том, что суровые понятия эпохи классицизма уже немодны и что на смену им пришли новые соображения: долг не в том, чтобы жертвовать всем ради государства, а в том, чтобы жить своими чувствованиями, обогащать душу новыми впечатлениями, становиться более тонким и чувствительным человеком. Так что родителям Онегина он мог показаться знающим воспитателем – вполне в духе новейших педагогических учений той поры. Вот следующая ступень на жизненном пути героя:

* Когда же юности мятежной
* Пришла Евгению пора,
* Пора надежд и грусти нежной,
* Вот мой Онегин на свободе…

И снова он самый обыкновенный: такой же, как и все вокруг него. Учение кончилось, воспитание – тоже; начинается жизнь по собственной воле. Но возможна ли в его положении настоящая воля? Ведь он вступает в круг приличных людей и должен точно имитировать приличного человека. Набор несложный; без особого преувеличения можно даже сказать примитивный набор внешних примет приличного человека. Внутренние качества пока что не заинтересовали свет. И поэтому Онегин не стремится их обнаруживать сразу же: он постепенно входит в это новое общество.
Не преувеличивал ли Пушкин духовную ограниченность так называемого света? Ведь это – правящее сословие империи! Нет, многочисленные свидетельства историков подтверждают, что именно так и обстояло дело при допуске нового человека в верхи правящего сословия. Подчас самые ограниченные, примитивные в своих понятиях люди окружали императорский престол, добивались милостей государя, пробивались к рычагам власти, определяли политику, если они умели имитировать необходимый, издавна утвердившийся тип поведения при императорском дворе.

Так почему же Онегину не прийтись ко двору? Ведь он не только освоил эту роль, но и блистательно разыграл ее при своем вступлении в свет. Приговор придворной толпы и ие мог быть иным, кроме мнения: «…он умен и очень мил». А Онегин в самом деле умен: он ведь не ограничился этой ролью, он тут же попытался встать выше исходного уровня для

новичков и стал осваивать роль «ученого малого».

Обе роли Онегин исполнил отлично – следует признать без оговорок на этот счет. Оговорка есть другого рода – таков ли был Онегин на самом деле? Отдался ли он без остатка игре в порядочного человека и ученого малого, так что его внутренний мир как бы слился с этим миром танцев, пустой болтовни, легковесной учености, паркетной суеты? Оставалось ли у него на душе и на уме что-нибудь иное – заветное, тайное, отличающееся от мнений, толков и сплетен света?

Напоминаем: никого не интересовало, каков он на самом деле. Более того: замкнутость, скрытность – одно из непременных качеств, которыми должен был обладать человек, вступавший в свет. Искренность, доверчивость, откровенность либо осмеивались, либо использовались с корыстной целью прожженными законодателями света; во всяком случае, эти качества приносили неприятности своему обладателю.

Конспект урока-семинара по литературе в 9 классе и рабочий материал к нему по теме «Страдающий эгоист Онегин» (по роману А.С.Пушкина)

«Евгений Онегин» — замечательный роман А. С. Пушкина, уже много лет восхищающий читателей. Сюжет романа, его главные герои знакомы каждому. Судьбы Онегина, Татьяны, Ольги и Ленского волнуют вот уже много поколений читателей. Личность главного героя — Онегина — получает неоднозначную оценку критиков. Многие осуждают его за эгоизм. Один из наиболее выдающихся литературных критиков XIX века В. Г. Белинский назвал Онегина «эгоистом поневоле». Характеристика Евгения Онегина тем более интересна, что он считается типичным представителем молодежи высшего общества Петербурга XIX века.

В Петербурге

Евгению Онегину всего 18, но он уже успел пресытиться жизнью и устать от развлечений, заполняющих его день. Можно сделать вывод, что досуг, доступный аристократу, был весьма однообразен. Поэтому многие молодые люди не понаслышке знали о сплине.

Евгений с рождения жил в Петербурге. В статье Белинского об Онегине упоминается, что роскошь и вседозволенность привели к тому, что он с младенчества знал, что все его желания будут исполнены. Жизнь — это получение всевозможных удовольствий: балы, театры, прекрасные женщины, модная одежда.

Онегин и его эпоха

По мнению автора, именно эпоха сформировала характер Евгения. Что же происходило в это время в Российской империи? Не так давно произошло восстание декабристов. Император Николай I ввел ряд суровых мер, которые были направлены на пресечение вольнодумия. Николаевская эпоха — как эпоха предписаний, военной муштры, строгой дисциплины и жесткой цензуры.

В критике об Онегине Белинский пишет, что герой — вовсе не плохой человек, причем отличающийся незаурядным умом. Ему негде проявить свой ум, свои способности. Евгений, желая занять себя и избавиться от скуки, предпринимает попытки писать, много читает. Но, не привыкнув долго и упорно трудиться, он оставляет все эти занятия. И он растрачивает себя на удовольствия, которые ему, в принципе, не слишком и нужны. Чувствуя себя умнее других, он начинает относиться к людям свысока. Возможно, родившись в другую эпоху и отыскав применение своим силам, Онегин стал бы совсем иным человеком. Но его эпоха сделала из него такого человека, каким Онегина назвал Белинский — «эгоистом поневоле». Почему же тогда Евгений Онегин не изменился, уехав из столицы?

В деревне

Герою представился замечательный шанс радикально изменить свою жизнь – он уехал в деревню, ввел в своем имении прогрессивные порядки, заменив барщину на оброк. Но и это надоедает Онегину. Его душа охладела, ей стали чужды порывы, свойственные возрасту Евгения. Написав о романе «Евгений Онегин», Белинский отмечал, что любовь Татьяны могла бы возродить Онегина к жизни. Да, его тронуло пылкое признание наивной девочки, но Евгений не хочет тешить ее напрасными надеждами. Он считает себя уже неспособным любить.

lazy placeholder

Евгений Онегин — страдающий эгоист

Евгений Онегин действительно является страдающим эгоистом. Он находится в ловушке, в которую загнал сам себя. Он очень добрый, “ласковое дитя”, любит общество и каждого человека в отдельности. Но воспитание и окружение сделали свое дело. Родительской ласки он не знал, его воспитывал гувернер. Общество с его поверхностными отношениями, легким флиртом и бездумным времяпрепровождением сделали из Онегина искателя легких удовольствий и необязательных романов. Он даже начал уставать от интрижек, “откажут — рад он был тому”.

Даже пытаясь писать, Онегин не достигает успехов. Его тонкая романтичная натура загрубела, её подменила маска холодного, циничного расчётливого человека. Он живет логикой, заглушая голос сердца. Изредка он показывает своё истинное лицо. Например, когда Татьяна тоже перестала слушать сердце, а стала расчётливой и вышла замуж за генерала, Онегин пишет ей письмо, в которое вложил всю душу, где истинный романтик берет верх над циником.

Но душа Татьяны уже загрубела, поэтому она не смогла ответить Евгению взаимностью. Расстаться с мужем было для нее непозволительно. И беда вся в том, что Онегин — эгоист. Если бы он послушал свое сердце, не думал о возможности лёгких развлечений, всё закончилось бы гораздо лучше. Но это не его вина, ведь не он сам стал таким, его таким сделало общество и отсутствие родительской любви. Эгоизм — беда Онегина, которая не дала ему жить счастливо. К сожалению, сердце не смогло победить холодный разум, Онегин так и остался страдающим эгоистом.

lazy placeholder
Евгений Онегин и Григорий Печорин как типичные представители своего времени в романах «Евгений Онегин» А. С. Пушкина и «Герой нашего времени» М. Ю. Лермонтова

Евгений Онегин и Григорий Печорин как типичные представители своего времени в романах «Евгений Онегин» А. С. Пушкина и «Герой нашего времени» М. Ю. Лермонтова.

Анализ романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин»

«Евгений Онегин» краткое содержание

Образ Онегина и Татьяны в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин»

Сочинение на тему «Евгений Онегин» (9 класс)

Сочинение на тему «Евгений Онегин» (9 класс)

Сочинение на тему «Образ Онегина в романе «Евгений Онегин»

Евгений Онегин как новый тип литературного героя — тип «лишнего человека»

Евгений Онегин как новый тип литературного героя — тип «лишнего человека»

Татьяна Ларина – мой любимый герой в романе «Евгений Онегин»

Образ Татьяны в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин»

Дуэль

Почему Белинский назвал Онегина «эгоистом поневоле»? Вчитываясь в пушкинские строки, можно понять, что в Евгении Онегине еще живы чувства. Он сам себе приносит страдание. Евгений страдает от мук совести, ведь ему пришлось убить друга на дуэли. Согласно кодексу чести эпохи, в которую происходят события, описанные в романе, даже ничтожная ссора решалась при помощи пистолетов. Ослепленный мальчишеской ревностью, Владимир Ленский вызывает Онегина на дуэль. Тот не может отказаться, не уронив собственного достоинства.

Но, если разобраться, то Онегин действительно виноват. Ведь он нарочно уделял внимание Ольге, чтобы досадить Ленскому. Но делал он это не из злого умысла, а из ребяческой мести за то, что Владимир уговорил его пойти вместе с ним на день рождения Татьяны, на котором собралась вся деревенская знать. Ветреная Ольга тут же начинает кокетничать с Евгением, позабыв о Ленском. Владимир взбешен. Зная чересчур пылкого друга, Онегин мог бы превратить все случившееся в шутку или извиниться. Но Евгений поступил так, как поступать было нельзя категорически: он напустил на себя холодный вид и принял вызов друга. Не попытавшись изменить ситуацию, Онегин стал убийцей Ленского, находясь в заложниках у своей гордыни и общепринятых принципов.

lazy placeholder

Благородный ум Евгения и Эгоизм Онегина

Эгоизм Онегина проявляется и, когда, желая отомстить Ленскому за то, что тот уговорил его приехать на провинциальный пир, он начинает ухаживать за его невестой. Евгений не сознает, что тем самым он причиняет страдания и ни в чем не повинной Татьяне. Он пассивно и равнодушно относится ко всему, кроме собственного спокойствия.

Благородный ум Евгения постоянно вступает в противоречие с социальными условиями. Принимая вызов на дуэль, он понимает свою неправоту, сознает, что для поединка нет никаких серьезных причин. Евгений отдает себе отчет, что еще не поздно все исправить. Однако, выросший под влиянием светских предрассудков, он боится сплетен соседей, насмешек Зарецкого, который может распустить слухи о его трусости. Также мы видим глубокое раскаяние Онегина после убийства Ленского. Это событие перевернуло всю его жизнь. Евгений очень страдает. Он потерял покой. Он не в силах даже находиться в тех местах, где ему все напоминает о происшедшем.

Онегин очень изменился, теперь он уже не может игнорировать чувства людей и думать только о себе. К концу литературное произведениеа меняются и его чувства к Татьяне. Однако здесь его также ждет разочарование. Татьяна говорит, что любит его, но «другому отдана» и будет верна своему мужу.

Противоречия в характере героя раскрываются на протяжении всего литературное произведениеа. Светлые порывы его души все время сталкиваются с привычными, внушенными светской средой правилами поведения. Его ум не позволяет ему пойти привычным путем, доступным молодому дворянину, но обстоятельства жизни не дают ему возможности излечиться от гордого невнимания к окружающим, скуки и эгоизма. Конечно, Евгений Онегин — эгоист, но не самодовольный, не влюбленный в себя, а, как справедливо заметил В. Г. Белинский, «страдающий эгоист». Тем не менее, крушение его надежд, его личное несчастье — это справедливый итог, расплата за всю его бесцельно прожитую жизнь.

Образ музы неоднократно предстает на страницах литературное произведениеа, причем в разные периоды жизни муза является поэту по-разному, олицетворяя его душевное состояние и уровень творческой зрелости. Муза — покровительница поэзии, источник поэтического вдохновения, воплощение художественного своеобразия автор произведенияа. Она изменчива, капризна, обаятельна, как ветреная женщина, но ее непостоянство оправдано творческим и человеческим развитием поэта, оно глубоко логично и последовательно. Многоликость вдохновительницы поэтического творчества А. С. Пушкина естественна и гармонична, ведь она — олицетворение этапов духовного созревания поэта, непрерывного, питающегося жизненным и творческим опытом, общением с современниками, размышлениями о предназначении поэзии, обстоятельствами историческими и личными. Муза позволяет глубже раскрыть образ автор произведенияа, и ее глазами читатель отчетливее видит суть многих жизненных событий.

А. С. Пушкин вспоминает: «В те дни, когда в садах Лицея я безмятежно расцветал… весной при кликах лебединых… являться муза стала мне». Впервые явившись автор произведенияу в отрочестве, муза чудесным образом преобразила его жизнь, придала ей высокий смысл, наполненность поэтическими откровениями:

Сочинение на тему: Является ли Онегин убежденным циником и эгоистом

Но является ли Онегин убежденным циником? Не играет ли он тут роль циника? Предположение вполне вероятное и — не лишено серьезных оснований. Вспомним: Онегин не раз на протяжении романа продемонстрировал, что у него, во-первых, имеются нравственные критерии для оценки своего и чужого поведения, а во-вторых, он. иногда и подтверждает на деле собственные моральные рекомендации. Так, например, он поступил в случае с письмом Татьяны: не обманул, не воспользовался неосмотрительностью бесхитростной провинциалки, хотя ранее он десятки раз обманывал женщин, губил их репутации и даже гордился этой ролью сердцееда, навязанной ему неписаными законами светского общества.

Ради справедливости следует признать: Онегин и в той истории остался верным своей страсти к рисовке. Ведь Татьяна тогда нисколько не увлекла его. Да и пред кем он стал бы гордиться «победой» над этой простушкой? К тому же в глазах светской толпы честь подобной победы была бы весьма сомнительной. Не потому ли сыграл он роль добродетельного человека — сыграл перед ней и перед собой? Причем не без доли ханжеского смирения: ведь он-то вовсе не тот, за кого себя выдает; зато интерес новизны в этой роли мог привлечь его. Вся первая глава романа посвящена изображению этого процесса формирования онегинского характера. Отец — личность заурядная, а матерный единого упоминания; зато сказано о гувернантке и гувернере: вероятно, ребенок видел их чаще, нежели родителей. Во всяком случае, не родители обучают его и дают представление о нравственных нормах: эта обязанность целиком передана «французу убогому». Универсальный гувернер учил его «всему шутя», в том числе и нравственным понятиям. Вероятно, слышал он хотя бы краем уха — о том, что суровые понятия эпохи классицизма уже немодны и что на смену им пришли новые соображения: долг не в том, чтобы жертвовать всем ради государства, а в том, чтобы жить своими чувствованиями, обогащать душу новыми впечатлениями, становиться более тонким и чувствительным человеком. Так что родителям Онегина он мог показаться знающим воспитателем — вполне в духе новейших педагогических учений той поры. Вот следующая ступень на жизненном пути героя:

* Когда же юности мятежной
* Пришла Евгению пора,
* Пора надежд и грусти нежной,
* Вот мой Онегин на свободе…

И снова он самый обыкновенный: такой же, как и все вокруг него. Учение кончилось, воспитание — тоже; начинается жизнь по собственной воле. Но возможна ли в его положении настоящая воля? Ведь он вступает в круг приличных людей и должен точно имитировать приличного человека. Набор несложный; без особого преувеличения можно даже сказать примитивный набор внешних примет приличного человека. Внутренние качества пока что не заинтересовали свет. И поэтому Онегин не стремится их обнаруживать сразу же: он постепенно входит в это новое общество.
Не преувеличивал ли Пушкин духовную ограниченность так называемого света? Ведь это — правящее сословие империи! Нет, многочисленные свидетельства историков подтверждают, что именно так и обстояло дело при допуске нового человека в верхи правящего сословия. Подчас самые ограниченные, примитивные в своих понятиях люди окружали императорский престол, добивались милостей государя, пробивались к рычагам власти, определяли политику, если они умели имитировать необходимый, издавна утвердившийся тип поведения при императорском дворе.

Так почему же Онегину не прийтись ко двору? Ведь он не только освоил эту роль, но и блистательно разыграл ее при своем вступлении в свет. Приговор придворной толпы и ие мог быть иным, кроме мнения: «…он умен и очень мил». А Онегин в самом деле умен: он ведь не ограничился этой ролью, он тут же попытался встать выше исходного уровня для

новичков и стал осваивать роль «ученого малого».

Обе роли Онегин исполнил отлично — следует признать без оговорок на этот счет. Оговорка есть другого рода — таков ли был Онегин на самом деле? Отдался ли он без остатка игре в порядочного человека и ученого малого, так что его внутренний мир как бы слился с этим миром танцев, пустой болтовни, легковесной учености, паркетной суеты? Оставалось ли у него на душе и на уме что-нибудь иное — заветное, тайное, отличающееся от мнений, толков и сплетен света?

Напоминаем: никого не интересовало, каков он на самом деле. Более того: замкнутость, скрытность — одно из непременных качеств, которыми должен был обладать человек, вступавший в свет. Искренность, доверчивость, откровенность либо осмеивались, либо использовались с корыстной целью прожженными законодателями света; во всяком случае, эти качества приносили неприятности своему обладателю.

Сочинение на тему: Онегин страдающий эгоист которого душат

Тип работы: Сочинение
Дата добавления: 01.04.2020

240563

240563

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

240459Если вы хотите научиться сами писать любые сочинения, то на странице “что такое сочинение и как его написать” я подробно написала.

240461

Посмотрите похожие темы сочинений возможно они вам могут быть полезны:

Текст сочинения:

240439

В.Г. Белинский назвал Евгения Онегина, главного героя романа А.С. Пушкина, “эгоистичным” и “эгоистично неохотным”.

На самом деле многие, кто читал роман “Евгений Онегин”, считают Евгения лишь эгоистичным, лицемерным и безразличным ко всему, что происходит вокруг него. Можно частично согласиться с их мнением, даже если оно несколько неправильно.

Читатели не могли понять суть Онегина.

И что послужило причиной такого мнения? Евгений вырос в богатой семье, в социальном кругу. С детства он был образован просто так. Вся его жизнь состояла из одного и того же распорядка дня. Из этого можно сделать вывод, что он был “эгоистичным человеком по своей воле”. Светская жизнь охлаждала Онегина к страстям, разговорам, но не лишала его чувств. Юджин был человеком, который не любил мечтать. Он редко открывался никому, говорил очень мало, но был мудрым и честным. Своего рода интровертный человек. Все это служило названием “Эгоист”.

Из-за своей самоотверженности Онегин страдал. Самое поразительное в этом – буквы. Как Евгений отреагировал на письмо Татьяны! Он держал ее от чувства что-то к нему во всех отношениях, и он вдохновил ее верить, что она никогда не найдет своего счастья с ним, потому что он черный и злой, душевные муки не в его характере, и он не может любить в течение долгого времени. И как страдал Онегин, много лет спустя, когда встретил на балу Татьяну. Все его чувства к ней проснулись, и он решил написать признание. Но взаимности уже не было, так как Татьяна благополучно вышла замуж и поклялась в верности мужу, хотя чувства к Онегину все еще размахивали в ней.

Евгений Онегин – порядочный, скромный человек. Странно для людей в обществе. То, что было важным и великим для других, не было для него важным. В нем горела искра неприятия, изоляции от “грязного” мира, потому что именно этот мир и в нем воспитывались такие качества, которые служили развитию его эгоизма, оставляя его наедине со всеми требованиями.

В.Г. Белинский был прав, что Евгений – “страдающий эгоист” и “эгоистичный человек по своей воле”.

Присылайте задания в любое время дня и ночи в ➔ 396373396374

Официальный сайт Брильёновой Натальи Валерьевны преподавателя кафедры информатики и электроники Екатеринбургского государственного института.

Все авторские права на размещённые материалы сохранены за правообладателями этих материалов. Любое коммерческое и/или иное использование кроме предварительного ознакомления материалов сайта natalibrilenova.ru запрещено. Публикация и распространение размещённых материалов не преследует за собой коммерческой и/или любой другой выгоды.

Сайт предназначен для облегчения образовательного путешествия студентам очникам и заочникам по вопросам обучения . Наталья Брильёнова не предлагает и не оказывает товары и услуги.

  • Пуганая ворона как пишется н или нн
  • Пугало главные герои рассказ
  • Пугало аргументы к итоговому сочинению
  • Пубертатный период как правильно пишется
  • Публика избалована гастролерами как пишется