Птицефабрика как пишется правильно

Русский язык велик и богат, обладает огромными возможностями изменения различных словоформ и образования новых частей речи. пожалуй, ни один другой

Русский язык велик и богат, обладает огромными возможностями изменения различных словоформ и образования новых частей речи. Пожалуй, ни один другой язык не содержит такой обширный словарный запас с учетом различных оттенков значения каждого слова. Одним из способов словообразования является объединение двух и более основ в одно скомбинированное слово, которое может быть и прилагательным, и существительным.

Определение

Сложными считаются части речи, сформированные путем совмещения ряда слов или основ от разных слов в единое целое.

сложное существительное

Получившееся слово является сложным существительным, если оно обозначает определенный предмет и отвечает на вопрос «кто» или «что». Примеры: скороварка, электровоз, пулемет.

Способы образования

Ниже перечислены основные методы формирования сложных существительных.

Использование соединительной гласной

Объединяющими буквами обычно являются гласные -о и -е. Создание сложного существительного происходит путем соединения двух слов и использования в качестве связующего звена гласной буквы.

Примеры: кашевар, пешеход, пылесос, электрокар, водомет, ледокол, снегопад.

Без соединительных букв

Сложное существительное может образовываться и без использования соединительных гласных.

Примеры: барышня-крестьянка, платье-халат, полиэтилен, аэропорт, фотоаппарат, жар-птица.

сложные имена существительные

С добавлением суффикса в конце слова

Иногда для образования сложного существительного могут использоваться суффиксы, которые применяются в конце слова.

Примеры: канатоходец, меченосец.

Обратите внимание на расстановку ударений в сложных словах: независимо от способа образования сложного существительного оно всегда содержит единственное ударение, падающее на один слог.

Род сложных существительных

Научимся определять род анализируемого сложного существительного по нескольким признакам:

  1. Если все части сложного слова склоняются, то род выясняется по первому входящему в состав звену.
  2. Если первое слово неизменяемое, род вычисляют по второму входящему в состав звену.
  3. Когда первый элемент слова используется самостоятельно, то он может склоняться, однако в контексте сложного существительного меняется только второй элемент. Тогда род существительного определяется только по второму слову.
  4. Иногда случается, что род сложного слова невозможно определить, так как оно используется только во множественном числе.
  5. Наличие в сложном слове существительного «женщина» говорит о том, что это слово – женского рода.

Правописание сложных существительных

Рассмотрим орфографические правила, используемые для грамотного употребления сложных слов.

правописание сложных существительных

Поняв основные моменты, в дальнейшем больше не придется сомневаться в правописании тех или иных слов.

Метод образования

Изучим более подробно правописание сложных существительных, исходя из способа их формирования.

С объединяющей буквой

  1. Если начальная основа заканчивается на твердый согласный, используется буква -о, если же в конце основы стоит шипящий звук, мягкий согласный или буква -ц, то пишется -е. Примеры: землемер, птицефабрика, водопад.
  2. Если мягкий согласный начальной основы в виде буквы -в, -н, -р, -т имеет твердое произношение, то после него пишется -о, однако при мягком произношении по-прежнему остается -е. Примеры: камнедробилка и каменоломня, коневод и конокрад.

сложные существительные примеры

Без объединяющей буквы

  1. Сложное существительное может образовываться в результате использования первой части слова в его изначальной форме. Примеры: времянахождение, солнцепек, семязачаток.
  2. При создании нового слова с помощью компонента авиа буква -а на конце остается. Примеры: авиарейс, авиамаяк, авиапарк, авиабомба, авиазавод.
  3. Первое звено может быть использовано в виде словосочетания с падежным окончанием. Пример: сумасшествие.
  4. Сложные существительные могут включать имена числительные, склоняемые в родительном падеже. Исключением являются элементы 1, 90, 100, 1000. Примеры: семилетка, столетие, однофамилец.
  5. Не всегда слово, которое кажется многосоставным, имеет две и более основы, этот момент следует учитывать. Примеры: электромонтаж – электрификация, газобаллон – газификация.

Изначально в каждой паре идет сложное существительное, а вот вторым является простое однокоренное слово.

Основы слитного написания

Правила

Примеры

При использовании элементов электро-, кино-, микро-, фото-, нео-, зоо-, гидро- и т.д. сложные существительные могут писаться только слитно.

Автостоп, аэросъемка, биоцикл, гелиотехника, гидромасса, зооферма, киногерой, микродатчик, моноцикл, неореализм, радиопеленг, телевещание, электродрель, видеоролик, фотоателье.

Слова иностранного происхождения пишутся слитно, если при переводе на русский язык не отделяются составные части со свойственными им значениями.

Блицкриг, гуммиарабик, крепдешин, фильдеперс, метрдотель, прейскурант.

Для сравнения: креп-шифон, секонд-хенд, крем-брюле, креп-жоржет.

Надо писать слитно слова с глаголом в первой части, имеющим окончание -и.

Горихвостка, скопидомство, держидерево.

НО: перекати-поле.

При использовании сокращенных основ образовавшее слово никогда не пишется раздельно.

Горкомитет, профком, Центробанк, завуч.

Также сложные существительные слитно записываются в следующих случаях:

если первое звено в слове борт-;

если конечное звено в слове -метр.

Бортжурнал, бортрадист.

Тонометр, пентаметр.

Написание через тире

Рассмотрим сначала основы дефисного написания, а затем изучим остальные нюансы.

Правила

Примеры

При формировании сложного существительного, созданного без применения соединительных букв, и использовании его в качестве названия механизма или политического, либо научного термина, правилами устанавливается дефисное написание этого слова.

Также сложные существительные через дефис записываются при использовании компонентов пресс- и блок-.

Вакуум-установка, дизель-молот, пистолет-пулемет, платье-костюм, меч-рыба, премьер-майор, лорд-мэр.

Пресс-релиз, блок-пункт, блок-диаграмма, пресс-центр.

Исключения: блокгауз, блокнот.

При написании двухсоставной единицы измерения не следует забывать об использовании тире.

Человеко-койка.

Исключения: трудочасы, трудодни.

Названия сторонников различных партий и самих течений в политике пишутся с использованием дефиса.

Радикал-революционизм, национал-социалист.

При указании сторон света применяется дефисное написание.

Норд-ост, северо-запад.

Присутствие в слове чужеземных компонентов, таких как вице-, лейб-, штаб-, оборачивается тем, что это сложное существительное прописывается через дефис.

Лейб-гусар, штаб-ротмистр, экс-вице-мэр, обер-бургомистр.

Названия растений, включающие в себя союз, записываются через дефис.

Мать-и-мачеха.

Если один входящий в сложное слово элемент выражает оценку другого, в этом случае ставится дефис.

Бой-девка, чудо-печка, горе-рыболов, ура-патриот.

Если в слово входят буквы иностранного алфавита и оно представляет собой научно-технический термин, то при его написании используется дефис.

Альфа-распад, икс-единица, гамма-глобулин.

В предложениях иногда встречается перечисление сложных слов с идентичной второй частью. Чтобы каждый раз ее не писать, можно оставить эту часть только в конечном слове, а для предыдущих слов использовать висящий дефис.

Электро- и энергопотребление, теле- и радиовещание, мото- и велопоездка.

Грамотное написание многосоставных имен собственных

Разберемся, как правильно писать сложные имена существительные, являющиеся именами собственными.

Двойные фамилии

Сложные фамилии из ряда компонентов пишутся через тире, причем каждая часть должна прописываться с заглавной буквы.

Примеры: Петров-Сидоров, Андерсен-Нексе.

Иноязычные имена

Для многосоставных нерусских имен существуют свои правила.

  1. Если в двойном или тройном имени первое слово при склонении не изменяется, то его части соединяются дефисом. Примеры: Жан-Поль Бельмондо.
  2. Комбинированные имена и фамилии отличаются раздельным написанием, в том числе и латинские имена, представляющие собой сложные существительные. Примеры: Артур Конан Дойль.
  3. Если части имени без фамилии служат средством называния, то они используют тире при написании. Примеры: Мария-Тереза.

сложные существительные слитно

Служебные части речи в иностранных именах

Написание служебных слов в иноземных именах также осуществляется по определенным правилам.

  1. Служебные слова в нерусском имени пишутся отдельно с маленькой буквы. Примеры: фон дер Штольц, ле Шапелье.
  2. В восточных языках составляющая имени, несущая определенную смысловую нагрузку, пишется с маленькой буквы и присоединяется через тире к последующей части слова или, в случае ее отсутствия, к предыдущей. Примеры: Алиф эд-Дин, Имран эль-Куни.
  3. Иногда, если в языке-родоначальнике служебное слово пишется с заглавной буквы, оно сохраняет свое написание в русскоязычной версии. Примеры: Франсуа Де Морель, Андреа Де Фурнье.
  4. Звенья имен О’, Мак-, Сент-, Сан-, Сен- прописываются перед фамилией с заглавной буквы. Буква О- отсоединяется апострофом, остальные элементы – дефисом. Примеры: О’Нилл, Мак-Клейн, Сан-Венсан, Сент-Лоран.
  5. Слово «дон», если имеется в виду «господин», пишется отдельно с маленькой буквы. Примеры: дон Хосе, дон Николас. (При использовании этого слова как элемента собственного имени оно прописывается с большой буквы и использует в своем начертании тире. Примеры: Дон-Кихот, Дон-Жуан).

Использование вышеперечисленных слов в нарицательном значении определяет их слитное написание с маленькой буквы. Примеры: донжуан, донкихот.

Азиатские имена и фамилии

В азиатских именах собственных таких стран, как Корея, Япония, Китай и других, все составляющие пишутся с заглавной буквы и раздельно. Элемент -сан, используемый как обращение в японских именах, записывается с маленькой буквы через тире. Примеры: Пан Ги Мун, Отояма-сан, У Тан.

Правила написания географических названий

Составные части топонимов пишутся с заглавной буквы и соединяются с помощью тире в следующих случаях:

  1. Если сочетаются два существительных, имеющих значение целого объекта или его частей. Примеры: Улан-Удэ, Спас-Деменск.
  2. Если название города состоит из существительного в начале и прилагательного в конце. Примеры: Ленинск-Кузнецкий, Гусь-Хрустальный.
  3. При сочетании компонента соль-, усть-, верх- с наименованием географического пункта. Примеры: Верх-Нарым, Усть-Илимск. Исключение: Сольвычегодск.
  4. При соединении иноязычных составляющих. Примеры: Сьерра-Леоне, Монте-Карло.

 сложные существительные через дефис

Обратите внимание: несмотря на то, что топонимы прописываются через дефис, наименование жителей, проживающих в данном поселении, пишется слитно. В качестве примера можно рассмотреть предложение с двумя сложными существительными: «Уланбаторцы проживают в городе Улан-Батор».

Дополнительно

Обычно однородные члены предложения отделяются друг от друга запятой. Однако и из этого правила есть исключения. Через тире пишутся следующие парные сочетания, в итоге становясь частью предложения со сложными существительными:

  1. Парные сочетания – синонимы. Примеры: конца-краю не видно, узнать про житье-бытье, определить пользу-выгоду.
  2. Антонимы, формирующие сложные существительные. Примеры: договор купли-продажи, прием-выдача денег, собрать вопросы-ответы.
  3. Сочетания, имеющие ассоциативные связи. Примеры: всякие есть птицы-рыбы, пойти в лес по грибы-ягоды, угощать хлебом-солью.

Подводя итог

Конечно, все многообразие сложных слов и правил их написания в одной статье охватить невозможно, но основные положения здесь были рассмотрены. Сложные имена существительные могут различаться по способу образования, роду, правописанию, значению и т.д.

предложение с двумя сложными существительными

Образование сложных слов путем их сложения – это одна из довольно интересных функций русского языка, помогающая увеличить его словарный запас, а также используемая для более точного отображения тех или иных значений определенных предметов.

Как правильно пишется словосочетание «как не бывало»

/>Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.

Насколько понятно значение слова соподчинённость (существительное):

Ассоциации к слову «бывать&raquo

Синонимы к словосочетанию «как не бывало&raquo

Предложения со словосочетанием «как не бывало&raquo

  • Так вот, однажды на приём пришёл мужчина средних лет, у которого после конфликта на работе открылась язва желудка, появилась сыпь на руках, повысилось артериальное давление и сна как не бывало!

Цитаты из русской классики со словосочетанием «как не бывало»

  • Широкими, но поспешными шагами, с тревогой на лице, перешла она через двор и поднялась к Вере. Усталости — как не бывало . Жизнь воротилась к ней, и Райский радовался, как доброму другу, страху на ее лице.

Сочетаемость слова «бывать&raquo

Значение словосочетания «как не бывало&raquo

Как не бывало кого-чего — об исчезнувшем без следа. Взошло солнце, и снега как не бывало. Боли как не бывало (совершенно излечился). См. также бывало. (Толковый словарь Ушакова)

Афоризмы русских писателей со словом «бывать&raquo

  • Все на свете бывает!

Отправить комментарий

Дополнительно

Значение словосочетания «как не бывало&raquo

Как не бывало кого-чего — об исчезнувшем без следа. Взошло солнце, и снега как не бывало. Боли как не бывало (совершенно излечился). См. также бывало.

Предложения со словосочетанием «как не бывало&raquo

Так вот, однажды на приём пришёл мужчина средних лет, у которого после конфликта на работе открылась язва желудка, появилась сыпь на руках, повысилось артериальное давление и сна как не бывало!

Хорошего настроения как не бывало. Порывы ветра, топот копыт, бешено колотящееся сердце – всё это осталось в прошлом.

Дни идут за днями, часы бегут за часами – целого года как не бывало.

«Не бывало» или «небывало»: как пишется слово?

В правописании слов, которые начинаются на «не», часто допускают ошибки. Главный вопрос – грамотно использовать слитный или раздельный вариант? Вызывают множество споров подобные лексические единицы: «не бывало» или «небывало». Разберёмся в этом вместе, вспомнив орфографию.

Как пишется правильно: «не бывало» или «небывало»?

Учитывая правила современного русского языка, укажем две кодифицированные формы – «не бывало» и «небывало».

В устной речи эта пара слов произносится одинаково, поэтому на письме тяжело выбрать верный вариант. Написание будет зависеть от того, какой частью речи выражается фраза в том или ином контексте.

Использование наречия «небывало»

В качестве наречия напишем «небывало» слитно. Проверить, действительно перед нами неизменяемая часть речи можно с помощью вопроса «как?». Ещё одно важное отличие – слово можно заменить синонимичными лексемами «очень», «невероятно», «необыкновенно» без потери смысла высказывания.

В предложении употребляется в единственном значении «как никогда ранее; как не случалось до этого».

Морфемный разбор слова «небывало»

Определим, из каких морфем состоит наречие «небывало»:

  • «не» – префикс;
  • «бы» – корень;
  • «ва», «л» – суффиксы;
  • «о» – формообразующий суффикс, который не входит в основу;
  • «небывал» – основа.

Примеры предложений

Рассмотрим предложения с наречием «небывало», чтобы без труда запомнить его правописание:

  1. В этом году новогодняя ёлка в центре города небывало высокая.
  2. Атмосфера в коллективе небывало дружелюбная.
  3. Июль выдался небывало знойным, а июль – дождливым.
  4. Книга была написана за небывало короткий промежуток времени.
  5. Вот уже несколько лет между нами небывало прочная связь.
  6. Её свадебное платье казалось мне небывало красивым и изящным.
  7. В супермаркете небывало низкие цены на кондитерские изделия.
  8. Последние пару лет в апреле небывало сильные ветра.
  9. Известно, что совещание будет длиться небывало долго.
  10. Спрос на бытовую технику небывало увеличился.

Глагол с частицей «не бывало»

По правилам, глаголы с отрицательной частицей «не» пишутся в два слова (исключение: те слова, которые без «не» употребляться не могут). Изучаемое сочетание может употребляться без частицы, поэтому напишем раздельно – «не бывало».

Глагол «бывало» обозначает действие, представлен формой 3-го лица, среднего рода, единственного числа и прошедшего времени.

Примеры предложений

Приведём контексты предложений, в которых употребляется частица с глаголом «не бывало»:

  1. Семья Архиповых осталась без кормильца, поэтому еды в их доме не бывало по несколько дней.
  2. Рядом с подругой никогда не бывало грустно.
  3. После ночного шума в нашем подъезде порядка как не бывало.
  4. Дмитрий Аркадьевич вдруг понял, что с ним никогда не бывало приключений.
  5. В селе, где жила бабушка, не бывало людей злых и грубых.
  6. Такого чудесного представления в любительском театре ещё не бывало.
  7. Всех стараний Марии Николаевны как не бывало.
  8. Оля любила гулять, поэтому её почти никогда не бывало дома.
  9. Такого неприятного случая у меня ещё не бывало.
  10. Не бывалотакого задания, с которым бы Никита не справился.

Синонимы слова «небывало»

Наречию «небывало» синонимичны такие слова: «неслыханно», «немыслимо», «невероятно», «необыкновенно», «исключительно», «очень», «беспрецедентно», «необычайно», «невиданно».

Неправильное написание слов «не бывало» и «небывало»

Не соответствует норме слитное написание частицы и глагола «небывало» и раздельное употребление наречия – «не бывало». Также нельзя писать «а» на конце слова – «небывала», «не бывала» (форма женского рода этого же глагола).

Заключение

Мы выяснили, что две рассмотренные лексемы могут использоваться на письме – «не бывало» и «небывало». Тем не менее, ошибки в их написании случаются часто. Сложность заключается в том, чтобы правильно определить часть речи изучаемых слов в предложении.

если слово в тексте выражает какое-либо действие, значит, это глагол, который следует писать с частицей «не» раздельно – «не бывало»;

если к лексеме можно задать вопрос «как?» или заменить слово схожими по смыслу фразами, значит, перед нами наречие, которое напишем слитно, – «небывало».

Как писать правильно: как не в чем не бывало?

Сегодня мы поговорим об одном интересном устойчивым выражением «как ни в чем не бывало». Рассмотрим правило его написания, пунктуации. Обратим внимание на значение фразы.

Значение фразы «как ни в чем не бывало»

Выражение мы употребляем в тех случаях, когда хотим рассказать о чем-то, что происходило или происходит (или даже произойдет в будущем) в обычном виде, без каких-то изменений.

В общем, ничего особенного.

Я как ни в чем не бывало отправилась по грибы.

Здесь сразу можно понять, что мне всё равно, что там произошло с кем-то или чем-то, я делаю свои обыденные дела — иду по грибы.

Или вот ещё пример.

Сосед как ни в чем не бывало полил мою гряду помоями.

Здесь мы видим, что сосед противный, делает мне гадости и не считает себя виноватым.

Ну и ещё пример.

Бабушка вчера только охала и ахала, а сегодня уже как ни в чем не бывало отправилась в магазин за семечками.

Тут тоже факт невинности. Вчера только мы ходили вокруг бабушки, поднося ей то водичку, то таблеточку.

А сегодня она уже в магазин побежала. Впечатление, что вчера ничего даже не было, и она не была хворая.

Таким образом, значение «как ни в чем не бывало» следующее: обозначение того, что идёт своим чередом без причин и последствий.

Нужна ли запятая с «как ни в чем не бывало»

Данная фраза является наречным выражением, не требующим знаков препинания ни до неё, ни после.

Выражение отвечает на вопрос как? и выполняет в предложении роль обстоятельства образа действия.

Как пишется «как ни в чем не бывало»

Как ни в чем не бывало.
Как не в чем не бывало.
Как ни в чем ни бывало.
Как не в чем ни бывало.

Вот четыре варианта одной и той же фразы. Какой вариант является правильным? И почему?

То, что фраза пишется в шесть отдельных слов, тут сомневаться даже не стоит.

Здесь есть глагол, частицы «не» и «ни», есть предлог «в», местоимение «чем», есть союз «как».

Выражение является выражением устойчивым. А трудности вызывают лишь частицы «не» и «ни».

Везде ли они пишутся одинаково, если нет, то где писать «не», а где писать «ни». С этим будем разбираться.

Как не в чем не бывало — вариант не правильный. Потому что две «не» для того, чтобы показать двойное отрицание, пишутся только в утвердительных конструкциях, содержащих в себе по два глагола — Я пойду в зоопарк — Я не могу не пойти в зоопарк.

Как ни в чем ни бывало — не правильно. Так как «ни» следует использовать только для усиления. А усилять глагол «бывало», по крайней мере, не логично.

Как не в чем ни бывало — опять мимо. Опять попытка усилить глагол «бывало», а этого делать нельзя.

Ну и последний вариант, на который мы ещё не обратили внимание — Как ни в чем не бывало.

В первом случае мы должны писать «ни», так как перед «в чем» стоять должна усилительная частица, именно таковой и является «ни».

Вторая позиция частицы — перед глаголом, не требующим усиления.

С другим устойчивым выражением «во что бы то ни стало» мы будем разбираться в следующий раз. Именно оно и вводило в заблуждение многих при употреблении «как ни в чем не бывало».

Как правильно пишется слово не видели?

Правильный вариант написания: не видели
Именно такой вариант зафиксирован в орфографическом словаре.

Правило написания глагола с частицей «не»

Иногда путаница возникает при написании с «не» разных частей речи, когда имя существительное или прилагательное пишутся слитно, а глаголы и причастия пишутся раздельно:

  • Незнание закона не освобождает от ответственности. Незнайка на Луне. НО: Не знаю, что сказать. Не зная, где искать.
  • Незначительный проступок может испортить репутацию. НО: Не значит ничего.
  • Незабытый подвиг дедов остается в нашей памяти. НО: Не забыть былые времена. Не забывая о былом.

Поэтому первым делом определим часть речи. В нашем случае — это глагол (означает действие и отвечает на вопросы: «что делать?», «что сделать?»). Теперь обратимся к правилам, регламентирующим написание глаголов с частицей «не»:

  1. Частица «не» с глаголами и глагольными формами пишется раздельно: не читать, не знать, не понимать, не увидеть.
  2. Без «не» не употребляются глаголы: ненавидеть, негодовать, невзлюбить, несдобровать, нездоровиться, невзвидеть (свет), неводить (от слова невод, но не водить в значении вести), неметь, неволить, недужить, нежить(ся), неймётся и их словоформы. В данных словах глагол без «не» теряет смысл.
  3. Слитно пишутся глаголы с приставкой «недо» в значении частичного, неполного действия: недоделать, недовесить, недооценивать. Будьте внимательны с глаголами, начинающимися на «до», в таких случаях возможно и слитное, и раздельное написание с «не». Например: Почему бы не допить чашу до дна? — Недоедали, недопивали, всё детям отдавали.

Таким образом, «не видели» является единственным правильным вариантом в русском языке, иные способы написания данной фразы — неверны.

Примеры использования и цитаты с «не видели»

Не видели они, как время пролетало; Бывало грустно им, а скучно не бывало. … Бессовестный! когда меня тебе не жаль, Так вспомни хищных птиц, силки, грозы ужасны, И всё, чем странствия опасны! Хоть подожди весны лететь в…

Два Голубя — Крылов И.А. полное содержание онлайн

Такое разнообразие мероприятий, конечно, не могло не воздействовать и на … Много видел я на своем веку поразительных сих подвижников, много видели таковых и мои предместники.

«История одного города» — Салтыков-Щедрин Михаил

Приходившие поклонники видели, как он простаивал иногда весь день на молитве, не вставая с колен и не озираясь. Если же и вступал когда с ними в беседу, то был краток, отрывист, странен и всегда почти груб. Бывали однако очень…

Библиографическое описание:

Бельских, М. А. Проблемное обучение как способ развития мыслительной деятельности учащихся на уроках русского языка / М. А. Бельских. — Текст : непосредственный // Исследования молодых ученых : материалы XXV Междунар. науч. конф. (г. Казань, ноябрь 2021 г.). — Казань : Молодой ученый, 2021. — С. 16-20. — URL: https://moluch.ru/conf/stud/archive/404/16715/ (дата обращения: 04.01.2022).



Долгое время в школе использовались репродуктивные методы, согласно которым учитель все сам рассказывал и объяснял, а ученики только запоминали и воспроизводили материал.

Традиционный урок формировал пассивную личность. Такой урок не отвечает современным требованиям, и поэтому учителю приходится искать другие пути для того, чтобы воспитать и развить в ребенке активную, решительную личность.

Достичь этой цели мне помогает современная технология проблемного обучения.

Проблема (греч.) — задача, вопрос, требующий изучения, разрешения.

Основная особенность технологии проблемного обучения заключается в том, что новые знания не даются в готовом виде.

Учитель создает проблемную ситуацию, направляет учащихся на ее решение, организует поиск решения. В процессе такой систематической работы на уроке формируются регулятивные, познавательные, коммуникативные действия.

Этапы технологии проблемного обучения:

  1. Постановка учебной проблемы; организация проблемной ситуации. Результат этого этапа — затруднение учащихся и постановка проблемного вопроса, который и будет являться целью урока.
  2. Поиск решения проблемы:

— через диалог;

— выдвижение гипотез.

  1. Проверка гипотез.
  2. Формулировка правила, сравнение его с научным образцом в учебнике.
  3. Обучение постановке учебных вопросов (проблемных)
  4. Проведение контрольных и проверочных работ с включением заданий проблемного характера.

Проблемное обучение можно применять на уроках, создавая проблемную ситуацию на любом его этапе.

Например, урок русского языка в 7 классе по теме. «Правописание НЕ с причастиями» (7 класс).Работаем парами. На доске записаны слова:

негодующий взгляд, незакончившееся собрание;

не работающий, а сломанный компьютер;

поля не засеяны.

Проблемная ситуация «Почему одни причастия пишутся с НЕ слитно, а другие раздельно?

Формулировка темы, цели.

Или урок в 5 классе. Тема «Буквы З//С на конце приставок».


1.Определяем проблему урока.




Вставьте согласную в приставку:

Бе

..

вкусный, бе

..

надежный,

Бе

..

честный, бе

..

совестный.

— В каком случае возникла проблема выбора?

— Какую букву З или С нужно писать в приставке?

—Что общего в словах 1-го и 2-го столбика? А в чем различие?

— Попробуйте сформулировать тему нашего урока. (Правописание буквы З/С на конце приставок)

— Цели урока:

1) познакомиться с…

2) научиться…


2.Решаем проблему, открываем новые знания

ра

с

сохнуть

ра

з

бить

бе

з

заботный

бе

с

шумный

в

з

лететь

в

с

порхнуть

ра

з

мах

ра

с

смешить

— Прочитайте слова вслух. Какой звук слышится в приставке? Какие буквы пишутся?

На какие согласные — звонкие или глухие — начинается корень? Что в приставке? Сравните результаты.


3. Сравни и


запомни!

Сжечь разжечь здесь здешний

Сдача раздача здание

Сбить счистить здоровье

Стереть сделать здравствуй

— Что вы заметили? Есть догадки о правописании согласных в приставке?

— Аргументируйте ответ. Проверьте информацию в учебнике, которая поможет вам ответить на этот вопрос.

— Сделайте вывод: От чего же зависит правописание З/С на конце приставок?

Дальше используем продуктивные задания: выборочный диктант, самостоятельная работа, творческая работа.

Фрагмент урока в 5-м классе по теме «Знаки препинания при обращении»


Анализ


Деятельность учителя


Деятельность учащихся


Постановка проблемы

Побуждение к осознанию противоречия

Озвучивание мнений

Формулировка проблемы

— Прочитайте предложения на электронной доске.

— Что вы заметили?

— Сформулируйте тему урока?

Читают предложения:

1.Свет мой, зеркальце, скажи…

2. Колокольчики мои, цветики степные, что глядите на меня, темно-голубые?

3. Люблю я вас, леса поля и горы.

4. А теперь ты сыграй что-нибудь, Котик.

— Все предложения содержат обращения.

Но в некоторых стоит одна запятая, а в некоторых — две.

Тема —

«Знаки препинания при обращении»

Фрагмент урока в 6-м классе по теме

«Дефисное и слитное написание сложных прилагательных»


Анализ


Деятельность учителя


Деятельность учащихся


Актуализация знаний

— Начнем с орфографической разминки. Запишите слова, объясните их написание.

— Что мы повторили?

— Как пишутся сложные существительные?

Записывают слова:


языковед, водоросли, северо-запад, птицефабрика, нефтепровод,


диван-кровать, летчик-испытатель




Написание сложных существительных.

— Слитно и через дефис


Постановка проблемы

Озвучивание мнений

Формулировка проблемы

— Работа в парах.

Запишите на доске слова столбиком.

(Диктует сложные прилагательные)

— Что общего у них со словами, записанными ранее?

Как это доказать?

Какие это части речи?

Сравним, как вы записали сложные прилагательные.

— Задание было одно, а какой получился результат? Почему?

— Чего мы еще не знаем?

— Значит, какая будет тема урока?

Записывают слова:


юго-западный (юго-запад), северо-восточный (северо-восток), нью-йоркский (Нью-Йорк), желто-синий (цвет), горько-соленый (горький и соленый), железнодорожный (железная дорога),вечнозеленый, сельскохозяйственный

— Это сложные слова.

Имена прилагательные.

Учащиеся сравнивают записи и видят, что кто-то поставил дефис, а кто-то написал слова слитно.

— Результат получился разный.

Мы не знаем, как пишутся сложные прилагательные.

Тема —

«Дефисное и слитное написание сложных прилагательных»

Проблемное обучение активизирует мыслительную деятельность, без которой школьнику очень сложно учиться, тем более с интересом.

У большинства учащихся формируется положительная мотивация к изучению предметов, познавательный интерес, возрастает эффективность развития интеллектуальных и творческих способностей учеников.

Уроки с использованием проблемных технологий увлекают детей, приносят радость и учителю, и ученику, расширяют кругозор, развивают зоркость, смекалку и наблюдательность.

Литература:

  1. Гузеев В. В. Методы и организационные формы обучения.- М.: Народное образование, 2001
  2. Гульчеиская В. Г. Что должен знать педагог о современных образовательных технологиях: практическое пособие / В. Г. Гульчеиская. -2011.-280с.
  3. Махмутов М. И. Организация проблемного обучения.- М. Педагогика,1987.-200с.

  • Птица ферма как пишется слитно или раздельно
  • Птицей как пишется правильно и почему
  • Птицино перо как пишется
  • Птицелов как пишется правильно
  • Птица кахна таджикская народная сказка план сказки