Русский язык велик и богат, обладает огромными возможностями изменения различных словоформ и образования новых частей речи. Пожалуй, ни один другой язык не содержит такой обширный словарный запас с учетом различных оттенков значения каждого слова. Одним из способов словообразования является объединение двух и более основ в одно скомбинированное слово, которое может быть и прилагательным, и существительным.
Определение
Сложными считаются части речи, сформированные путем совмещения ряда слов или основ от разных слов в единое целое.
Получившееся слово является сложным существительным, если оно обозначает определенный предмет и отвечает на вопрос «кто» или «что». Примеры: скороварка, электровоз, пулемет.
Способы образования
Ниже перечислены основные методы формирования сложных существительных.
Использование соединительной гласной
Объединяющими буквами обычно являются гласные -о и -е. Создание сложного существительного происходит путем соединения двух слов и использования в качестве связующего звена гласной буквы.
Примеры: кашевар, пешеход, пылесос, электрокар, водомет, ледокол, снегопад.
Без соединительных букв
Сложное существительное может образовываться и без использования соединительных гласных.
Примеры: барышня-крестьянка, платье-халат, полиэтилен, аэропорт, фотоаппарат, жар-птица.
С добавлением суффикса в конце слова
Иногда для образования сложного существительного могут использоваться суффиксы, которые применяются в конце слова.
Примеры: канатоходец, меченосец.
Обратите внимание на расстановку ударений в сложных словах: независимо от способа образования сложного существительного оно всегда содержит единственное ударение, падающее на один слог.
Род сложных существительных
Научимся определять род анализируемого сложного существительного по нескольким признакам:
- Если все части сложного слова склоняются, то род выясняется по первому входящему в состав звену.
- Если первое слово неизменяемое, род вычисляют по второму входящему в состав звену.
- Когда первый элемент слова используется самостоятельно, то он может склоняться, однако в контексте сложного существительного меняется только второй элемент. Тогда род существительного определяется только по второму слову.
- Иногда случается, что род сложного слова невозможно определить, так как оно используется только во множественном числе.
- Наличие в сложном слове существительного «женщина» говорит о том, что это слово – женского рода.
Правописание сложных существительных
Рассмотрим орфографические правила, используемые для грамотного употребления сложных слов.
Поняв основные моменты, в дальнейшем больше не придется сомневаться в правописании тех или иных слов.
Метод образования
Изучим более подробно правописание сложных существительных, исходя из способа их формирования.
С объединяющей буквой
- Если начальная основа заканчивается на твердый согласный, используется буква -о, если же в конце основы стоит шипящий звук, мягкий согласный или буква -ц, то пишется -е. Примеры: землемер, птицефабрика, водопад.
- Если мягкий согласный начальной основы в виде буквы -в, -н, -р, -т имеет твердое произношение, то после него пишется -о, однако при мягком произношении по-прежнему остается -е. Примеры: камнедробилка и каменоломня, коневод и конокрад.
Без объединяющей буквы
- Сложное существительное может образовываться в результате использования первой части слова в его изначальной форме. Примеры: времянахождение, солнцепек, семязачаток.
- При создании нового слова с помощью компонента авиа буква -а на конце остается. Примеры: авиарейс, авиамаяк, авиапарк, авиабомба, авиазавод.
- Первое звено может быть использовано в виде словосочетания с падежным окончанием. Пример: сумасшествие.
- Сложные существительные могут включать имена числительные, склоняемые в родительном падеже. Исключением являются элементы 1, 90, 100, 1000. Примеры: семилетка, столетие, однофамилец.
- Не всегда слово, которое кажется многосоставным, имеет две и более основы, этот момент следует учитывать. Примеры: электромонтаж – электрификация, газобаллон – газификация.
Изначально в каждой паре идет сложное существительное, а вот вторым является простое однокоренное слово.
Основы слитного написания
Правила | Примеры |
При использовании элементов электро-, кино-, микро-, фото-, нео-, зоо-, гидро- и т.д. сложные существительные могут писаться только слитно. | Автостоп, аэросъемка, биоцикл, гелиотехника, гидромасса, зооферма, киногерой, микродатчик, моноцикл, неореализм, радиопеленг, телевещание, электродрель, видеоролик, фотоателье. |
Слова иностранного происхождения пишутся слитно, если при переводе на русский язык не отделяются составные части со свойственными им значениями. | Блицкриг, гуммиарабик, крепдешин, фильдеперс, метрдотель, прейскурант. Для сравнения: креп-шифон, секонд-хенд, крем-брюле, креп-жоржет. |
Надо писать слитно слова с глаголом в первой части, имеющим окончание -и. | Горихвостка, скопидомство, держидерево. НО: перекати-поле. |
При использовании сокращенных основ образовавшее слово никогда не пишется раздельно. | Горкомитет, профком, Центробанк, завуч. |
Также сложные существительные слитно записываются в следующих случаях: если первое звено в слове борт-; если конечное звено в слове -метр. | Бортжурнал, бортрадист. Тонометр, пентаметр. |
Написание через тире
Рассмотрим сначала основы дефисного написания, а затем изучим остальные нюансы.
Правила | Примеры |
При формировании сложного существительного, созданного без применения соединительных букв, и использовании его в качестве названия механизма или политического, либо научного термина, правилами устанавливается дефисное написание этого слова. Также сложные существительные через дефис записываются при использовании компонентов пресс- и блок-. | Вакуум-установка, дизель-молот, пистолет-пулемет, платье-костюм, меч-рыба, премьер-майор, лорд-мэр. Пресс-релиз, блок-пункт, блок-диаграмма, пресс-центр. Исключения: блокгауз, блокнот. |
При написании двухсоставной единицы измерения не следует забывать об использовании тире. | Человеко-койка. Исключения: трудочасы, трудодни. |
Названия сторонников различных партий и самих течений в политике пишутся с использованием дефиса. | Радикал-революционизм, национал-социалист. |
При указании сторон света применяется дефисное написание. | Норд-ост, северо-запад. |
Присутствие в слове чужеземных компонентов, таких как вице-, лейб-, штаб-, оборачивается тем, что это сложное существительное прописывается через дефис. | Лейб-гусар, штаб-ротмистр, экс-вице-мэр, обер-бургомистр. |
Названия растений, включающие в себя союз, записываются через дефис. | Мать-и-мачеха. |
Если один входящий в сложное слово элемент выражает оценку другого, в этом случае ставится дефис. | Бой-девка, чудо-печка, горе-рыболов, ура-патриот. |
Если в слово входят буквы иностранного алфавита и оно представляет собой научно-технический термин, то при его написании используется дефис. | Альфа-распад, икс-единица, гамма-глобулин. |
В предложениях иногда встречается перечисление сложных слов с идентичной второй частью. Чтобы каждый раз ее не писать, можно оставить эту часть только в конечном слове, а для предыдущих слов использовать висящий дефис. | Электро- и энергопотребление, теле- и радиовещание, мото- и велопоездка. |
Грамотное написание многосоставных имен собственных
Разберемся, как правильно писать сложные имена существительные, являющиеся именами собственными.
Двойные фамилии
Сложные фамилии из ряда компонентов пишутся через тире, причем каждая часть должна прописываться с заглавной буквы.
Примеры: Петров-Сидоров, Андерсен-Нексе.
Иноязычные имена
Для многосоставных нерусских имен существуют свои правила.
- Если в двойном или тройном имени первое слово при склонении не изменяется, то его части соединяются дефисом. Примеры: Жан-Поль Бельмондо.
- Комбинированные имена и фамилии отличаются раздельным написанием, в том числе и латинские имена, представляющие собой сложные существительные. Примеры: Артур Конан Дойль.
- Если части имени без фамилии служат средством называния, то они используют тире при написании. Примеры: Мария-Тереза.
Служебные части речи в иностранных именах
Написание служебных слов в иноземных именах также осуществляется по определенным правилам.
- Служебные слова в нерусском имени пишутся отдельно с маленькой буквы. Примеры: фон дер Штольц, ле Шапелье.
- В восточных языках составляющая имени, несущая определенную смысловую нагрузку, пишется с маленькой буквы и присоединяется через тире к последующей части слова или, в случае ее отсутствия, к предыдущей. Примеры: Алиф эд-Дин, Имран эль-Куни.
- Иногда, если в языке-родоначальнике служебное слово пишется с заглавной буквы, оно сохраняет свое написание в русскоязычной версии. Примеры: Франсуа Де Морель, Андреа Де Фурнье.
- Звенья имен О’, Мак-, Сент-, Сан-, Сен- прописываются перед фамилией с заглавной буквы. Буква О- отсоединяется апострофом, остальные элементы – дефисом. Примеры: О’Нилл, Мак-Клейн, Сан-Венсан, Сент-Лоран.
- Слово «дон», если имеется в виду «господин», пишется отдельно с маленькой буквы. Примеры: дон Хосе, дон Николас. (При использовании этого слова как элемента собственного имени оно прописывается с большой буквы и использует в своем начертании тире. Примеры: Дон-Кихот, Дон-Жуан).
Использование вышеперечисленных слов в нарицательном значении определяет их слитное написание с маленькой буквы. Примеры: донжуан, донкихот.
Азиатские имена и фамилии
В азиатских именах собственных таких стран, как Корея, Япония, Китай и других, все составляющие пишутся с заглавной буквы и раздельно. Элемент -сан, используемый как обращение в японских именах, записывается с маленькой буквы через тире. Примеры: Пан Ги Мун, Отояма-сан, У Тан.
Правила написания географических названий
Составные части топонимов пишутся с заглавной буквы и соединяются с помощью тире в следующих случаях:
- Если сочетаются два существительных, имеющих значение целого объекта или его частей. Примеры: Улан-Удэ, Спас-Деменск.
- Если название города состоит из существительного в начале и прилагательного в конце. Примеры: Ленинск-Кузнецкий, Гусь-Хрустальный.
- При сочетании компонента соль-, усть-, верх- с наименованием географического пункта. Примеры: Верх-Нарым, Усть-Илимск. Исключение: Сольвычегодск.
- При соединении иноязычных составляющих. Примеры: Сьерра-Леоне, Монте-Карло.
Обратите внимание: несмотря на то, что топонимы прописываются через дефис, наименование жителей, проживающих в данном поселении, пишется слитно. В качестве примера можно рассмотреть предложение с двумя сложными существительными: «Уланбаторцы проживают в городе Улан-Батор».
Дополнительно
Обычно однородные члены предложения отделяются друг от друга запятой. Однако и из этого правила есть исключения. Через тире пишутся следующие парные сочетания, в итоге становясь частью предложения со сложными существительными:
- Парные сочетания – синонимы. Примеры: конца-краю не видно, узнать про житье-бытье, определить пользу-выгоду.
- Антонимы, формирующие сложные существительные. Примеры: договор купли-продажи, прием-выдача денег, собрать вопросы-ответы.
- Сочетания, имеющие ассоциативные связи. Примеры: всякие есть птицы-рыбы, пойти в лес по грибы-ягоды, угощать хлебом-солью.
Подводя итог
Конечно, все многообразие сложных слов и правил их написания в одной статье охватить невозможно, но основные положения здесь были рассмотрены. Сложные имена существительные могут различаться по способу образования, роду, правописанию, значению и т.д.
Образование сложных слов путем их сложения – это одна из довольно интересных функций русского языка, помогающая увеличить его словарный запас, а также используемая для более точного отображения тех или иных значений определенных предметов.
Как правильно пишется словосочетание «как не бывало»
/>Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.
Насколько понятно значение слова соподчинённость (существительное):
Ассоциации к слову «бывать»
Синонимы к словосочетанию «как не бывало»
Предложения со словосочетанием «как не бывало»
- Так вот, однажды на приём пришёл мужчина средних лет, у которого после конфликта на работе открылась язва желудка, появилась сыпь на руках, повысилось артериальное давление и сна как не бывало!
Цитаты из русской классики со словосочетанием «как не бывало»
- Широкими, но поспешными шагами, с тревогой на лице, перешла она через двор и поднялась к Вере. Усталости — как не бывало . Жизнь воротилась к ней, и Райский радовался, как доброму другу, страху на ее лице.
Сочетаемость слова «бывать»
Значение словосочетания «как не бывало»
Как не бывало кого-чего — об исчезнувшем без следа. Взошло солнце, и снега как не бывало. Боли как не бывало (совершенно излечился). См. также бывало. (Толковый словарь Ушакова)
Афоризмы русских писателей со словом «бывать»
- Все на свете бывает!
Отправить комментарий
Дополнительно
Значение словосочетания «как не бывало»
Как не бывало кого-чего — об исчезнувшем без следа. Взошло солнце, и снега как не бывало. Боли как не бывало (совершенно излечился). См. также бывало.
Предложения со словосочетанием «как не бывало»
Так вот, однажды на приём пришёл мужчина средних лет, у которого после конфликта на работе открылась язва желудка, появилась сыпь на руках, повысилось артериальное давление и сна как не бывало!
Хорошего настроения как не бывало. Порывы ветра, топот копыт, бешено колотящееся сердце – всё это осталось в прошлом.
Дни идут за днями, часы бегут за часами – целого года как не бывало.
«Не бывало» или «небывало»: как пишется слово?
В правописании слов, которые начинаются на «не», часто допускают ошибки. Главный вопрос – грамотно использовать слитный или раздельный вариант? Вызывают множество споров подобные лексические единицы: «не бывало» или «небывало». Разберёмся в этом вместе, вспомнив орфографию.
Как пишется правильно: «не бывало» или «небывало»?
Учитывая правила современного русского языка, укажем две кодифицированные формы – «не бывало» и «небывало».
В устной речи эта пара слов произносится одинаково, поэтому на письме тяжело выбрать верный вариант. Написание будет зависеть от того, какой частью речи выражается фраза в том или ином контексте.
Использование наречия «небывало»
В качестве наречия напишем «небывало» слитно. Проверить, действительно перед нами неизменяемая часть речи можно с помощью вопроса «как?». Ещё одно важное отличие – слово можно заменить синонимичными лексемами «очень», «невероятно», «необыкновенно» без потери смысла высказывания.
В предложении употребляется в единственном значении «как никогда ранее; как не случалось до этого».
Морфемный разбор слова «небывало»
Определим, из каких морфем состоит наречие «небывало»:
- «не» – префикс;
- «бы» – корень;
- «ва», «л» – суффиксы;
- «о» – формообразующий суффикс, который не входит в основу;
- «небывал» – основа.
Примеры предложений
Рассмотрим предложения с наречием «небывало», чтобы без труда запомнить его правописание:
- В этом году новогодняя ёлка в центре города небывало высокая.
- Атмосфера в коллективе небывало дружелюбная.
- Июль выдался небывало знойным, а июль – дождливым.
- Книга была написана за небывало короткий промежуток времени.
- Вот уже несколько лет между нами небывало прочная связь.
- Её свадебное платье казалось мне небывало красивым и изящным.
- В супермаркете небывало низкие цены на кондитерские изделия.
- Последние пару лет в апреле небывало сильные ветра.
- Известно, что совещание будет длиться небывало долго.
- Спрос на бытовую технику небывало увеличился.
Глагол с частицей «не бывало»
По правилам, глаголы с отрицательной частицей «не» пишутся в два слова (исключение: те слова, которые без «не» употребляться не могут). Изучаемое сочетание может употребляться без частицы, поэтому напишем раздельно – «не бывало».
Глагол «бывало» обозначает действие, представлен формой 3-го лица, среднего рода, единственного числа и прошедшего времени.
Примеры предложений
Приведём контексты предложений, в которых употребляется частица с глаголом «не бывало»:
- Семья Архиповых осталась без кормильца, поэтому еды в их доме не бывало по несколько дней.
- Рядом с подругой никогда не бывало грустно.
- После ночного шума в нашем подъезде порядка как не бывало.
- Дмитрий Аркадьевич вдруг понял, что с ним никогда не бывало приключений.
- В селе, где жила бабушка, не бывало людей злых и грубых.
- Такого чудесного представления в любительском театре ещё не бывало.
- Всех стараний Марии Николаевны как не бывало.
- Оля любила гулять, поэтому её почти никогда не бывало дома.
- Такого неприятного случая у меня ещё не бывало.
- Не бывалотакого задания, с которым бы Никита не справился.
Синонимы слова «небывало»
Наречию «небывало» синонимичны такие слова: «неслыханно», «немыслимо», «невероятно», «необыкновенно», «исключительно», «очень», «беспрецедентно», «необычайно», «невиданно».
Неправильное написание слов «не бывало» и «небывало»
Не соответствует норме слитное написание частицы и глагола «небывало» и раздельное употребление наречия – «не бывало». Также нельзя писать «а» на конце слова – «небывала», «не бывала» (форма женского рода этого же глагола).
Заключение
Мы выяснили, что две рассмотренные лексемы могут использоваться на письме – «не бывало» и «небывало». Тем не менее, ошибки в их написании случаются часто. Сложность заключается в том, чтобы правильно определить часть речи изучаемых слов в предложении.
если слово в тексте выражает какое-либо действие, значит, это глагол, который следует писать с частицей «не» раздельно – «не бывало»;
если к лексеме можно задать вопрос «как?» или заменить слово схожими по смыслу фразами, значит, перед нами наречие, которое напишем слитно, – «небывало».
Как писать правильно: как не в чем не бывало?
Сегодня мы поговорим об одном интересном устойчивым выражением «как ни в чем не бывало». Рассмотрим правило его написания, пунктуации. Обратим внимание на значение фразы.
Значение фразы «как ни в чем не бывало»
Выражение мы употребляем в тех случаях, когда хотим рассказать о чем-то, что происходило или происходит (или даже произойдет в будущем) в обычном виде, без каких-то изменений.
В общем, ничего особенного.
Я как ни в чем не бывало отправилась по грибы.
Здесь сразу можно понять, что мне всё равно, что там произошло с кем-то или чем-то, я делаю свои обыденные дела — иду по грибы.
Или вот ещё пример.
Сосед как ни в чем не бывало полил мою гряду помоями.
Здесь мы видим, что сосед противный, делает мне гадости и не считает себя виноватым.
Ну и ещё пример.
Бабушка вчера только охала и ахала, а сегодня уже как ни в чем не бывало отправилась в магазин за семечками.
Тут тоже факт невинности. Вчера только мы ходили вокруг бабушки, поднося ей то водичку, то таблеточку.
А сегодня она уже в магазин побежала. Впечатление, что вчера ничего даже не было, и она не была хворая.
Таким образом, значение «как ни в чем не бывало» следующее: обозначение того, что идёт своим чередом без причин и последствий.
Нужна ли запятая с «как ни в чем не бывало»
Данная фраза является наречным выражением, не требующим знаков препинания ни до неё, ни после.
Выражение отвечает на вопрос как? и выполняет в предложении роль обстоятельства образа действия.
Как пишется «как ни в чем не бывало»
Как ни в чем не бывало.
Как не в чем не бывало.
Как ни в чем ни бывало.
Как не в чем ни бывало.
Вот четыре варианта одной и той же фразы. Какой вариант является правильным? И почему?
То, что фраза пишется в шесть отдельных слов, тут сомневаться даже не стоит.
Здесь есть глагол, частицы «не» и «ни», есть предлог «в», местоимение «чем», есть союз «как».
Выражение является выражением устойчивым. А трудности вызывают лишь частицы «не» и «ни».
Везде ли они пишутся одинаково, если нет, то где писать «не», а где писать «ни». С этим будем разбираться.
Как не в чем не бывало — вариант не правильный. Потому что две «не» для того, чтобы показать двойное отрицание, пишутся только в утвердительных конструкциях, содержащих в себе по два глагола — Я пойду в зоопарк — Я не могу не пойти в зоопарк.
Как ни в чем ни бывало — не правильно. Так как «ни» следует использовать только для усиления. А усилять глагол «бывало», по крайней мере, не логично.
Как не в чем ни бывало — опять мимо. Опять попытка усилить глагол «бывало», а этого делать нельзя.
Ну и последний вариант, на который мы ещё не обратили внимание — Как ни в чем не бывало.
В первом случае мы должны писать «ни», так как перед «в чем» стоять должна усилительная частица, именно таковой и является «ни».
Вторая позиция частицы — перед глаголом, не требующим усиления.
С другим устойчивым выражением «во что бы то ни стало» мы будем разбираться в следующий раз. Именно оно и вводило в заблуждение многих при употреблении «как ни в чем не бывало».
Как правильно пишется слово не видели?
Правильный вариант написания: не видели
Именно такой вариант зафиксирован в орфографическом словаре.
Правило написания глагола с частицей «не»
Иногда путаница возникает при написании с «не» разных частей речи, когда имя существительное или прилагательное пишутся слитно, а глаголы и причастия пишутся раздельно:
- Незнание закона не освобождает от ответственности. Незнайка на Луне. НО: Не знаю, что сказать. Не зная, где искать.
- Незначительный проступок может испортить репутацию. НО: Не значит ничего.
- Незабытый подвиг дедов остается в нашей памяти. НО: Не забыть былые времена. Не забывая о былом.
Поэтому первым делом определим часть речи. В нашем случае — это глагол (означает действие и отвечает на вопросы: «что делать?», «что сделать?»). Теперь обратимся к правилам, регламентирующим написание глаголов с частицей «не»:
- Частица «не» с глаголами и глагольными формами пишется раздельно: не читать, не знать, не понимать, не увидеть.
- Без «не» не употребляются глаголы: ненавидеть, негодовать, невзлюбить, несдобровать, нездоровиться, невзвидеть (свет), неводить (от слова невод, но не водить в значении вести), неметь, неволить, недужить, нежить(ся), неймётся и их словоформы. В данных словах глагол без «не» теряет смысл.
- Слитно пишутся глаголы с приставкой «недо» в значении частичного, неполного действия: недоделать, недовесить, недооценивать. Будьте внимательны с глаголами, начинающимися на «до», в таких случаях возможно и слитное, и раздельное написание с «не». Например: Почему бы не допить чашу до дна? — Недоедали, недопивали, всё детям отдавали.
Таким образом, «не видели» является единственным правильным вариантом в русском языке, иные способы написания данной фразы — неверны.
Примеры использования и цитаты с «не видели»
Не видели они, как время пролетало; Бывало грустно им, а скучно не бывало. … Бессовестный! когда меня тебе не жаль, Так вспомни хищных птиц, силки, грозы ужасны, И всё, чем странствия опасны! Хоть подожди весны лететь в…
Два Голубя — Крылов И.А. полное содержание онлайн
Такое разнообразие мероприятий, конечно, не могло не воздействовать и на … Много видел я на своем веку поразительных сих подвижников, много видели таковых и мои предместники.
«История одного города» — Салтыков-Щедрин Михаил
Приходившие поклонники видели, как он простаивал иногда весь день на молитве, не вставая с колен и не озираясь. Если же и вступал когда с ними в беседу, то был краток, отрывист, странен и всегда почти груб. Бывали однако очень…
Библиографическое описание:
Бельских, М. А. Проблемное обучение как способ развития мыслительной деятельности учащихся на уроках русского языка / М. А. Бельских. — Текст : непосредственный // Исследования молодых ученых : материалы XXV Междунар. науч. конф. (г. Казань, ноябрь 2021 г.). — Казань : Молодой ученый, 2021. — С. 16-20. — URL: https://moluch.ru/conf/stud/archive/404/16715/ (дата обращения: 04.01.2022).
Долгое время в школе использовались репродуктивные методы, согласно которым учитель все сам рассказывал и объяснял, а ученики только запоминали и воспроизводили материал.
Традиционный урок формировал пассивную личность. Такой урок не отвечает современным требованиям, и поэтому учителю приходится искать другие пути для того, чтобы воспитать и развить в ребенке активную, решительную личность.
Достичь этой цели мне помогает современная технология проблемного обучения.
Проблема (греч.) — задача, вопрос, требующий изучения, разрешения.
Основная особенность технологии проблемного обучения заключается в том, что новые знания не даются в готовом виде.
Учитель создает проблемную ситуацию, направляет учащихся на ее решение, организует поиск решения. В процессе такой систематической работы на уроке формируются регулятивные, познавательные, коммуникативные действия.
Этапы технологии проблемного обучения:
- Постановка учебной проблемы; организация проблемной ситуации. Результат этого этапа — затруднение учащихся и постановка проблемного вопроса, который и будет являться целью урока.
- Поиск решения проблемы:
— через диалог;
— выдвижение гипотез.
- Проверка гипотез.
- Формулировка правила, сравнение его с научным образцом в учебнике.
- Обучение постановке учебных вопросов (проблемных)
- Проведение контрольных и проверочных работ с включением заданий проблемного характера.
Проблемное обучение можно применять на уроках, создавая проблемную ситуацию на любом его этапе.
Например, урок русского языка в 7 классе по теме. «Правописание НЕ с причастиями» (7 класс).Работаем парами. На доске записаны слова:
негодующий взгляд, незакончившееся собрание;
не работающий, а сломанный компьютер;
поля не засеяны.
Проблемная ситуация «Почему одни причастия пишутся с НЕ слитно, а другие раздельно?
Формулировка темы, цели.
Или урок в 5 классе. Тема «Буквы З//С на конце приставок».
1.Определяем проблему урока.
—
Вставьте согласную в приставку:
Бе
..
вкусный, бе
..
надежный,
Бе
..
честный, бе
..
совестный.
— В каком случае возникла проблема выбора?
— Какую букву З или С нужно писать в приставке?
—Что общего в словах 1-го и 2-го столбика? А в чем различие?
— Попробуйте сформулировать тему нашего урока. (Правописание буквы З/С на конце приставок)
— Цели урока:
1) познакомиться с…
2) научиться…
2.Решаем проблему, открываем новые знания
ра | ра |
бе | бе |
в | в |
ра | ра |
— Прочитайте слова вслух. Какой звук слышится в приставке? Какие буквы пишутся?
На какие согласные — звонкие или глухие — начинается корень? Что в приставке? Сравните результаты.
3. Сравни и
запомни!
Сжечь разжечь здесь здешний
Сдача раздача здание
Сбить счистить здоровье
Стереть сделать здравствуй
— Что вы заметили? Есть догадки о правописании согласных в приставке?
— Аргументируйте ответ. Проверьте информацию в учебнике, которая поможет вам ответить на этот вопрос.
— Сделайте вывод: От чего же зависит правописание З/С на конце приставок?
Дальше используем продуктивные задания: выборочный диктант, самостоятельная работа, творческая работа.
Фрагмент урока в 5-м классе по теме «Знаки препинания при обращении»
| | |
Побуждение к осознанию противоречия Озвучивание мнений Формулировка проблемы | — Прочитайте предложения на электронной доске. — Что вы заметили? — Сформулируйте тему урока? | Читают предложения: 1.Свет мой, зеркальце, скажи… 2. Колокольчики мои, цветики степные, что глядите на меня, темно-голубые? 3. Люблю я вас, леса поля и горы. 4. А теперь ты сыграй что-нибудь, Котик. — Все предложения содержат обращения. Но в некоторых стоит одна запятая, а в некоторых — две. Тема — |
Фрагмент урока в 6-м классе по теме
«Дефисное и слитное написание сложных прилагательных»
| | |
| — Начнем с орфографической разминки. Запишите слова, объясните их написание. — Что мы повторили? — Как пишутся сложные существительные? | Записывают слова: — Слитно и через дефис |
Озвучивание мнений Формулировка проблемы | — Работа в парах. Запишите на доске слова столбиком. (Диктует сложные прилагательные) — Что общего у них со словами, записанными ранее? Как это доказать? Какие это части речи? Сравним, как вы записали сложные прилагательные. — Задание было одно, а какой получился результат? Почему? — Чего мы еще не знаем? — Значит, какая будет тема урока? | Записывают слова: — Это сложные слова. Имена прилагательные. Учащиеся сравнивают записи и видят, что кто-то поставил дефис, а кто-то написал слова слитно. — Результат получился разный. Мы не знаем, как пишутся сложные прилагательные. Тема — |
Проблемное обучение активизирует мыслительную деятельность, без которой школьнику очень сложно учиться, тем более с интересом.
У большинства учащихся формируется положительная мотивация к изучению предметов, познавательный интерес, возрастает эффективность развития интеллектуальных и творческих способностей учеников.
Уроки с использованием проблемных технологий увлекают детей, приносят радость и учителю, и ученику, расширяют кругозор, развивают зоркость, смекалку и наблюдательность.
Литература:
- Гузеев В. В. Методы и организационные формы обучения.- М.: Народное образование, 2001
- Гульчеиская В. Г. Что должен знать педагог о современных образовательных технологиях: практическое пособие / В. Г. Гульчеиская. -2011.-280с.
- Махмутов М. И. Организация проблемного обучения.- М. Педагогика,1987.-200с.