Как «Додо Пицца» помогла Владимиру Горецкому взлететь

Screen Shot 2014-11-15 at 17.03.35

Предприниматель из Смоленска строил свою сеть «Торро» и мечтал покорить мир, но в итоге стал франчайзи «Додо Пицца». Не прогадал ли он?

Должность менеджера по рекламе на Смоленской чулочно-носочной фабрике сложно назвать работой мечты, но это, что называется, теплое местечко.

Неплохую для Смоленска зарплату платят всегда вовремя. Лет через десять, наверное, можно стать директором по маркетингу, если, конечно, нынешний уйдет на пенсию.

Благо Владимир Горецкий у начальства на хорошем счету – как-то раз смоленские носки даже показали по Первому каналу в программе «Пусть говорят». 

Красные носки ведущий Андрей Малахов подарил знаменитому клоуну Олегу Попову. «Такие носки делают в России только на Смоленской чулочно-носочной фабрике», — говорил ведущий в камеру.

Горецкий телевизор не смотрит и о сюжете узнал от коллег. Но ведь именно он предложил начать производить носки разных цветов, а не только черного или белого.

«Яркую одежду запрещал дресс-код, так что я стал носить на работу яркие носки. Потом убедил производственников их выпускать», — вспоминает Владимир.

Несмотря на носки, ярких красок в жизни Горецкого сильно не хватало.

Утром он приезжал в офис, с обязанностями справлялся за пару-тройку часов, после обеда мог подремать, поиграть в онлайн-покер или почитать. И так день за днем.

А ведь мечтал Горецкий совсем о другом. Идеи для своего собственного бизнеса он придумывал чуть ли не каждую неделю, но до реализации пока не доходило – не было денег, опыта, да ничего не было. Замкнутый круг разорвала любовь к чтению.

Горецкий прочитал «Теряя невинность» Ричарда Брэнсона и «Доставляя счастье» Тони Шея. Первая книга убедила Владимира, что создать масштабный бизнес с нуля может любой человек, вторая показала, как именно это сделать.

В 2011 году Горецкий решился начать новую жизнь. И тут могла бы последовать стандартная история о человеке, который однажды рискнул стать предпринимателем и построил свою компанию. Первые трудности, бессонные ночи, кассовые разрывы, рисковые авантюры, большие успехи, слава, деньги…

Все сложилось иначе.

Додо Пицца Смоленск

КОРМ ДЛЯ ИДЕЙ

Родился Владимир в Новом Уренгое, а это, прямо скажем, не лучшее место для жизни: температура там порой падает до минус 57. Суровый климат дополняют суровые люди. Городом долго управляла Наталья Комарова, ее муж родом из Чечни, так что в городе образовалась большая чеченская диаспора.

Когда Горецкий закончил девятый класс, родители предложили ему выбрать город, где он хотел бы жить. Москву Владимир как-то сразу невзлюбил после пары туристических поездок, так что выбрал Смоленск.

Кто-то мечтает в детстве стать спортсменом, кто-то – космонавтом, Горецкий с детства грезил о судьбе «нового русского».

Не то чтобы ему нравились малиновые пиджаки и черные BMW, его увлекала возможность самому определять свою жизнь. Поэтому Владимир и поступил на факультет экономики и управления Смоленского филиала Московского энергетического института.

Начиная бизнес, Горецкий решил, что главное – найти свободную нишу, придумать необычный, нестандартный бизнес. Так, он рассудил, что корма для животных покупать приходится постоянно, они объемные и тяжелые. Почему бы не открыть интернет-магазин зоотоваров с доставкой?

В Смоленске конкурентов у магазина Горецкцого zoongle.ru не было, и продажи пошли. Владимир продолжал работать на фабрике, а магазином занимался нанятый им менеджер. Собственно, на его зарплату и курьеров уходили все доходы. Местный рынок оказался очень маленьким. «Иметь наемный персонал для такого магазина – слишком круто», — считает Владимир. Он продолжал искать идеи для бизнеса.

Как-то раз Горецкий наткнулся на блог Федора Овчинникова, основателя компании «Додо Пицца». В предпринимателе из Сыктывкара Владимир увидел близкого по духу человека, который сумел реализовать то, о чем мечтал Горецкий, совершить прыжок веры и превратиться из наемного сотрудника в бизнесмена.

Горецкий загорелся идеей открыть пиццерию, специализирующуюся на доставке. «Фаст-фуд – стабильный понятный бизнес, в кризис продажи только растут», — рассуждал Владимир. Больше всего его зацепило уникальное торговое предложение «Додо» — «доставим за 60 минут или пицца бесплатно». «В небольшом городе сделать это не сложно, но в Смоленске никто раньше так не делал», — говорит Владимир.

Рынок общепита в его городе жесткий и конкурентный. Там уже было шесть компаний, которые занимались доставкой пиццы. Главный конкурент – Андрей Большаков. Он скупил лучшие для общепита площадки в городе и развивает в них двадцать заведений фаст-фуда, в частности сеть пиццерий «Домино». Сильные федеральные ресторанные холдинги, когда приходят в Смоленск, зачастую не могут найти место для ресторанов. Но Горецкий решил, что сможет сделать на этом рынке что-то новое.

К тому же он не думал ограничивать себя одним городом. Начав в Смоленске, можно уже будет развернуться по всей России — страна большая. Пока сам Овчинников ковыряется в своем Сыктывкаре, можно осваивать другие регионы и, кто знает, со временем обойти того, кто послужил источником вдохновения и первым проторил тропу.

ЧИСТКА ТУАЛЕТОВ

Одна из любимых книг Горецкого – «Путь самурая». Каждый самурай должен каждую минуту помнить о смерти – не в абстрактном смысле, а самом буквальном. Большой позор для самурая, если, погибая, он упадет спиной к врагу. Смерть для бизнеса – это банкротство, так что Горецкий, как настоящий самурай, готовил пути отступления заранее.

Чтобы открыть пиццерию в конце 2011 года он набрал потребительских кредитов на миллион рублей – ежемесячные выплаты достигали тридцати тысяч, чуть меньше зарплаты Горецкого на фабрике.

«Если все рухнет, буду жить на зарплату жены, а из своей погашу кредит», — рассуждал Горецкий.

Как все начиналось

Вскоре у него появился единомышленник – знакомый сестры Владимира Руслан Хитров продал свою долю в рекламном агентстве и не знал, куда инвестировать 700 тысяч рублей. Он предложил деньги Горецкому. Партнеры арендовали место в здании бывшего детского сада и наняли бригаду, чтобы сделать там ремонт.

Горецкий взял отпуск на фабрике и поехал в Москву, где по примеру самого Овчинникова устроился на работу в «Папа Джонс», а его партнер Руслан – в Сыктывкар, где стажировался в «Додо Пицца». Как и Федор, в первый же день Владимир сфотографировал все рецепты и стандарты пиццерии под предлогом, что так быстрее сможет их изучить. Менеджер даже похвалил Владимира за старательность.

Я в Папа Джонс

Когда Руслан и Владимир вернулись в Смоленск, выяснилось, что денег, чтобы закончить ремонт, все равно не хватает – еще 300 тысяч рублей на запуск одолжила Владимиру его мама.

На продвижение средств уже не оставалось, так что Горецкий решил использовать соцсети – он объявил на свой странице «Вконтакте» конкурс: кто придумает лучшее название для нового сервиса по доставке пиццы, тот получит сто долларов и две пиццы в месяц пожизненно. Выиграл человек, предложивший название «Торро пицца». Знакомый дизайнер нарисовал логотип с быком. Но главное – Горецкий получил около тысячи контактов потенциальных клиентов. В первый же месяц оборот пиццерии превысил 450 тысяч рублей.

Как и «Додо Пицца», «Торро пицца» гарантировала своим клиентам доставку в течение часа, как и Овчинников, Горецкий описывал все свои шаги в блоге и на смоленском форуме. Предприниматели даже внешне похожи – интеллигентная улыбка, очки, манера говорить. «Многие наши «последователи» скопировали меню, процессы, но при этом в них не было духа, заряженности на отличный сервис и создание идеального продукта. А в «Торро Пицца» это все было. Я видел в «Торро» единомышленников», — писал в блоге Федор Овчинников.

Например, первые сотрудники «Торро Пиццы» отказывались убирать туалет, потому что считали эту работу унизительной. Тогда Владимир и Руслан сами стали чистить унитазы – унизительной работы не существует.

Торро Экскурсия

БЕССОННЫЕ НОЧИ

Как-то раз летом 2012 года Горецкий написал в своем блоге, что собирается заказать программистам разработку своей ИТ-системы. «Зачем, у нас уже есть готовый софт?», — удивился в комментариях Овчинников и предложил пообщаться при случае в Петербурге.

Ничего хорошего от встречи Горецкий не ждал – ну какому предпринимателю понравится, когда его бизнес в наглую копируют? Однако любопытство взяло верх, к тому же Владимир решил выманить у конкурента побольше информации. Встреча состоялась. На ней вместо того, чтобы предъявлять претензии, Овчинников предложил Горецкому стать одним из первых франчайзи «Додо Пицца».

Для смоленского предпринимателя это стало шоком. Из Петербурга Горецкий вернулся домой в смятении. Он стал переписываться с Овчинниковым, посетил офис в Сыктывкаре. «Додо» произвела на него впечатление: именно такой бизнес он рассчитывал создать. Только — через пару-тройку лет, когда получится наконец твердо встать на ноги.

Что важнее – амбиции или результат? Можно ли считать себя успешным предпринимателем, если ты развиваешь чужой бренд? Чем по большому счету франчайзи отличается от наемного менеджера – оба ведь «работают на дядю», на владельца торговой марки?

Владимир Горецкий задавал себе все новые вопросы, он мало спал и, кажется, даже немного похудел. Разум подсказывал, что предложение выгодное и его стоить принять: Федор стартовал раньше и успел сильно продвинуться, с самого начала вступать в конкурентную гонку с таким опозданием было самым разумным решением.

Владимир планировал развивать свою франшизу, но тогда ему пришлось бы конкурировать с «Додо» лоб в лоб. При этом бренд «Торро» никому за пределами Смоленска не известен, а сам Владимир, стоило это признать, не имел нужных ресурсов для того, чтобы обскакать Овчинников. У него не было ни опыта, ни команды, ни известности Федора.

При этом основатель «Додо пицца» для первой — экспериментальной — пиццерии предлагал льготные условия франшизы и обещал, что бизнес «Торро» сразу же станет более эффективным. Пока все доходы пиццерии Горецкого уходили на погашение кредитов. О том, чтобы догнать и перегнать Овчинникова, речи пока не шло. А рентабельность «Додо» была почти в два выше, чем «Торро».

Однако расстаться со своим брендом для Владимира было непросто. Как и любой нормальный предприниматель, Горецкий честолюбив и амбициозен. Он мечтал создать большой бизнес, мечтал, что о нем когда-нибудь напишут книгу, как о Федоре. Но кому интересен скромный франчайзи? У него даже бренда своего нет.

«Для меня амбиции так же важны, как и результат. Но когда речь заходит о деле, я приучаюсь отключать все личное», — говорит Горецкий. Он понял, что ему интереснее заниматься открытием пиццерий, чем выстраивать сетевой бизнес. Ведь он и так двигался по стопам Овчинникова, копируя его ходы. Почему бы не делать все то же самое — только официально? Спустя пару бессонных ночей Владимир принял предложение Федора.

Открытие Додо Смоленск с залом

БАРАБАННАЯ ДРОБЬ

1 сентября 2012 года Горецкий сменил «Торро» на «Додо». Что он получил? Прежде всего — инфосистему DODO IS.

«У нас была уже своя информационная система – стикеры желтого, красного и зеленого цветов», — смеется Владимир. Когда в «Торро пиццу» звонил клиент, сотрудник выбирал один из стикеров, в зависимости от размеров пиццы, шел на кухню и вешал его на стену. Все эти перемещения занимали время, а сотрудники путались в листочках.

Когда «Торро» превратилась в «Додо», заказы стали поступать через единый колл-центр на планшет на кухне. Это сократило время обслуживания заказа в несколько раз.

При ежемесячном обороте около миллиона рублей на кухне в «Торро» тесто готовили три человека. Спустя два года оборот превысил три миллиона, а количество людей не выросло.

Сейчас через компанию Горецкого проходит шесть тысяч заказов в месяц. «Это было бы шесть тысяч бумажек, пришлось бы все стены оклеить», — смеется Владимир.

Другой пункт экономии – закупки. Основные ингредиенты пиццы Горецкий закупал у московского поставщика. «Додо Пицца» работает с ним же, но за счет больших объемов заказов имеет большую скидку – закупочные цены стали ниже более чем на 5%.

Новый 2013 год расставшийся с независимостью Горецкий, новоиспеченный франчайзи «Додо Пицца», встречал с воодушевлением. В ноябре-декабре продажи скакнули, сеть вышла на операционную прибыль. Горецкий отправился с супругой отдыхать в Испанию и даже осуществил давнюю мечту – купил себе барабанную установку.

Додо Пицца в Смоленске

В бизнесе предприниматель тоже не экономил. Смоленская «Додо Пицца» не доставляла еду в крупный район города – Заднепровье. Владимир считал, что курьеры не будут успевать туда доставить пиццу за час. Горецкий решил открыть еще один цех в Заднепровье. Деньги на проект (больше полутора миллионов) выделил один из родственников. Но дело не пошло – цех работал в ноль. Через несколько месяцев Горецкому пришлось его закрыть и брать новые кредиты, чтобы расплатиться с долгами.

Да и в первом цеху к лету продажи пошли вниз. Компания стала приносить убытки. «Все франчайзи смотрят на Сыктывкар и надеются, что будут все время расти, как и бизнес Федора, но это происходит не всегда, — говорит Горецкий, — Федор говорил – надо увеличить выручку. Но как это сделать, черт подери?»

ТОМАТЫ И БЕЗДЕЛЬНИКИ

Оказалось, что франчайзинг все-таки сильно отличается от работы по найму. Владелец франшизы — не нянька и не начальник, а партнер. Он может помочь тебе советом, ресурсами, технологиями — но бизнесом за тебя заниматься не будет. Как и любому другому предпринимателю, свои проблемы тебе придется решать самому.

К тому же став одним из первых франчайзи, Горецкий получил выгодные условия. Но закон экономики суров: за любые льготы приходится платить. В прошлом году Овчинников только разрабатывал стандарты работы для франчайзи, а его айтишники еще «допиливали» информационную систему. Программного обеспечения, позволяющего контролировать доходы и расходы тоже не было. Помогать каждому франчайзи индивидуально Федор не успевал.

Додо Пицца в Смоленске

Горецкий перестал платить себе зарплату и жил на доходы жены. Тогда Владимир написал в Facebook Сергею Дробышевскому, гендиректору Volkswagen Смоленск: «Вы опытный топ-менеджер, а я начинающий предприниматель. Помогите советом». Удивительно, но Сергей согласился общаться с незнакомым стартапером.

Более того, предприниматели стали общаться раз в неделю по четвергам и подружились. «Владимир взялся за свое дело с такой энергией, что мне это понравилось», — вспоминает Сергей.

Дробышевский предложил Горецкому завести стратегический монитор: каждый день отслеживать все основные параметры бизнеса – расходы на персонал, на ингредиенты пиццы, процент пицц, отданных бесплатно, и пр. Владимир так и поступил. В результате сделал множество удивительных открытий.

Например, Горецкий выяснил, что кухня списывает колоссальное количество томатов – продажи летом сократились, а овощей заказывали по инерции столько же, сколько зимой. В его маленькой компании с штатом в восемь человек обнаружились бездельники, которые могут спать на рабочем месте, как он сам когда-то на чулочно-носочной фабрике.

В результате проведенной оптимизации с сентября прошлого года компания вышла на стабильную прибыль. С тех пор информационная система DODO IS сильно усовершенствовалась, теперь она дает больше инструментов по ежедневному контролю за ключевыми параметрами бизнеса. Появилось и понимание, как привлекать клиентов. Сейчас рентабельность «Додо Смоленск» превышает двадцать процентов.

Кстати, Дробышевскому так понравилась роль ментора, что он уволился из автомобильного концерна и сейчас работает бизнес-консультантом.

Додо Пицца в Смоленске

ОТКУДА У НЕГО СТОЛЬКО ДЕНЕГ?

Как только бизнес по доставке пиццы начал стабильно приносить прибыль, Горецкий решил открыть настоящую пиццерию с залом. Такую же открыл Овчинников в Сыктывкаре рядом с первым цехом «Додо Пицца», и сразу получил превосходные результаты.

Проект требовал совсем других инвестиций (Горецкий насчитал пять с половиной миллионов). Но и доходы могли здорово вырасти. Как и Федор, Владимир решил искать инвестора через собственный блог – расписал финансовые показатели своего бизнеса и расчеты будущих доходов.

Прежде чем публиковать инвестпредложение, предприниматель решил показать его своему приятелю – бизнесмену Андрею Ефимову («Он любит покритиковать и бьет в самую больную точку»). Тот быстро перезвонил и сказал, что уже нашел инвестора для пиццерии – Андрей был готов вложить в проект собственные деньги.

«Я еще подумал, откуда у него столько денег?», — смеется Владимир. Горецкий решил инвестпредложение все-таки опубликовать, чтобы посмотреть на реакцию людей, Федор его разрекламировал в своем блоге и социальных сетях.

На этот раз смоленский предприниматель смог оценить еще одно преимущество сотрудничества с «Додо Пицца». В блоге «Силе ума» собралось немало людей, которые интересуются развитием бизнеса. Реклама на таком ресурсе и рекомендация Овчинникова сделали свое дело.

В итоге Горецкий получил за две недели восемь предложений об инвестициях. А он-то он прежде думал, что главная проблема на старте бизнеса – найти деньги.

Куда сложнее оказалось найти помещение для кафе – Владимир объездил весь город, побывал в самых злачных местах, но договориться об аренде за адекватные деньги не удавалось. «Удивляет безграничная жадность владельцев недвижимости – они готовы годами содержать пустующие площади, но не снижать ставки», — говорит Горецкий.

Додо Пицца Смоленск

На один вариант он уже было согласился, но его отверг Федор – посмотрел на «Яндекс. Карты» и попросил поискать еще. «Ну как так, — вскипел Горецкий, — Даже не посмотрел на объект вживую и сразу отказал».

Предприниматели спорили не первый раз. Один из основных маркетинговых инструментов «Додо Пицца» — рекламный каталог, который разбрасывают по почтовым ящикам в ближайших к пиццерии районах. На каждый тираж уходит до 200 тысяч рублей. Правда, его хватает на три месяца. Но все равно — бешеные для Горецкого деньги – он долгое время отказывался их печатать, предпочитая SMS-рассылки постоянным клиентам и соцсети. Пока наконец Овчинников не убедил его, что каталог работает на перспективу.

Амбициозный предприниматель с взрывным характером и франшиза – две вещи, на первый взгляд, несовместимые. Франчайзи должен следовать стандартам – шаг влево, шаг вправо – расстрел. Горецкий же все время что-то придумывает. То он собирается расширить меню пиццерий за счет супа, то поставить в кафе игровые автоматы.

Если Федору и Владимиру как предпринимателям еще удается договориться (авторитет Овчинникова помогает тушить костры амбиций), то с менеджерами «Додо пиццы» ему удается находить общий язык намного сложнее. «Эти люди говорят нам, что делать, но сами не открыли ни одной пиццерии», — сетует Горецкий.

Впрочем, нередко ему приходится уступать давлению владельцев франшизы — и как правило, результат не заставляет себя ждать. Так произошло и с местом для кафе: подумав пару дней, Владимир решил, что Федор прав и помещение, и правда, ужасное. В итоге подходящее место удалось найти только в спальном районе, зато на оживленном перекрестке и неподалеку от цеха, который обслуживал доставку.

Додо Пицца Смоленск

Пиццерия открылась в мае 2014 года и практически сразу вышла на прибыль. К августу ее месячный оборот превысил три миллиона триста тысяч рублей. Изменился и подход владельца франшизы: теперь менеджеры “Додо Пицца” больше не говорят франчайзи, что делать, а лишь рассказывают о лучших практиках сети, выступая не столько начальниками, сколько коучами.

“Невозможно заставить франчази поднять выручку, — говорит Федор Овчинников. — Можно только помочь им это сделать”.

КОСТРЫ АМБИЦИЙ

Обычно жизнерадостный Горецкий подходит к машине после переговоров с арендодателем, он в ярости. «Иногда мне хочется вцепиться ему в горло – с «советским» поколением очень трудно договориться», — сетует Владимир.

Обошлось без кровопролития – через несколько недель предприниматель подписал-таки договор аренды второго кафе, в самом центре Смоленска, переговоры шли почти десять месяцев. Это культовое место – в девяностые здесь работало первое кооперативное кафе «Минутка».

Теперь Горецкий сражается с бабушкой-соседкой – та обещают писать жалобы во все инстанции, если ресторатор не застеклит ей балкон. Причем балкон этот соседка сделала на крыше кафе без каких-либо разрешений.

В декабре в Смоленске заработает торговый центр «Макси» – крупнейший в городе. Горецкий уже внес миллион рублей за аренду и собирается открыть здесь «Додо-экспресс» — версию пиццерии для фуд-кортов. Таким образом, к концу года у предпринимателя будет уже три кафе.

Два года назад Владимир Горецкий наступил на горло собственной песне, отказавшись от независимости. Но, как ни странно, несмотря на все сложности, в результате он получил куда больше возможностей, чем было у него в те времена, когда он один на один боролся с убытками в пиццерии «Торро Пицца».

Владимир Горецкий

Теперь у Владимира нет своего бренда, зато есть совершенно грандиозные планы, которые еще в 2012 году казались бы блажью. Он хочет за четыре года построить под брендом «Додо Пицца» сеть, состоящую из сорока пиццерий в четырех областных центрах центрального федерального округа и получить мастер-франшизу на республику Беларусь.

И это уже не просто мечты. Возможности информационной системы Dodo IS, предпринимательский опыт Овчинникова, популярность «Додо Пицца» — все вместе это дало Горецкому настоящий рычаг для изменения мира.

Даже привлечение инвестиций под новые точки удалось поставить на поток. В июне предприниматель разместил в своем блоге второе инвестпредложение – и за неделю нашел двух инвесторов для «Додо-экспресс», еще пяти инвесторам пришлось отказать. Один из них предложил профинансировать сразу двадцать пиццерий, но Владимир решил, что к столь масштабной экспансии не готов. Пока не готов.

«Ты себе не представляешь, — то ли в шутку, то ли всерьез говорит Горецкий, — насколько трудно позвонить человеку и сказать, что его деньги мне пока не нужны».

Этим постом мы начинаем серию откровенных рассказов о победах и поражениях предпринимателей партнеров-франчайзи «Додо Пицца». О том, что вас ждет еще в обновленном блоге «Сила ума», читайте здесь.