Личные окончания глаголов ⇐ Орфография

Модератор: Селена

Аватара пользователя

Автор темы

Елена

Всего сообщений: 3779
Зарегистрирован: 10.10.2005
Образование: высшее гуманитарное
Профессия: любимая

 Личные окончания глаголов

Сообщение

Елена »

Почему вылететь при спряжении «даёт» окончания 2 спряжения?
К какому спряжению относится данный глагол?
Есть ещё подобные примеры с приставкой вы — (или без неё)?

«Мы с тобой одной крови: ты и я!» Я верю в нас. Но если сомневаешься, не выбирай меня.

Аватара пользователя

Селена

Всего сообщений: 2733
Зарегистрирован: 27.01.2009
Образование: высшее гуманитарное
Откуда: Москва

 Re: Личные окончания глаголов

Сообщение

Селена »

Данный глагол относится бесспорно ко II спряжению, посколько он производный от «лететь», с ударными личными окончаниями II спряжения.

Правила предусматривают, что глаголы с приставками, перетягивающими на себя ударение (к таковым в первую очередь относится именно приставка «вы-«), того же спряжения, что и исходные бесприставочные.

Только это почему-то очень слабо дается в школе при изучении глагола.

Аватара пользователя

Автор темы

Елена

Всего сообщений: 3779
Зарегистрирован: 10.10.2005
Образование: высшее гуманитарное
Профессия: любимая

 Re: Личные окончания глаголов

Сообщение

Елена »

Селена:Данный глагол относится бесспорно ко II спряжению, посколько он производный от «лететь», с ударными личными окончаниями II спряжения.

Селена, спасибо, что откликнулись.
Логическая цепочка в определении спряжения (школьная практика) отталкивается от окончания инфинитива. Поэтому для какого-нибудь пятиклассника — третьеклассника очевидно, что если глагол на -еть, то он как раз первого спряжения.
Почему в данном случае вылететь имеет окончания второго спряжения?

Селена:Правила предусматривают, что глаголы с приставками, перетягивающими на себя ударение (к таковым в первую очередь относится именно приставка «вы-«), того же спряжения, что и исходные бесприставочные.

Да.
Но в учебных пособиях этот вопрос всё-таки открыт:
«Ошибки возникают в том случае, если учащиеся незнакомы с ролью приставки
вы — и при анализе соответствующих глаголов не обращают на наличие
приставки вы -, определяя спряжение глаголов по неопределенной
форме.
Спряжение глаголов некоторые учащиеся определяют по вопросу
что делать?
Если этот вопрос ставится к глаголам I спряжения, то ошибки,
разумеется, не допускаются, если же этот вопрос ставится к глаго-
лам II спряжения, то появляются ошибки».

Селена:Только это почему-то очень слабо дается в школе при изучении глагола.
Этот вопрос слабо освещается в школе, по-моему, потому, что вопрос трудный, нестандартный.

[/q
uote]

Добавлено спустя 1 час 11 минут 9 секунд:
Нашла ещё один пример (по инфинитиву — 1 спряжение, по спряжению — 2-ое и с вы-) —
глагол выбежать.
Оба глагола с приставкой вы — и значением движения.
Правда, в форме 3 л. мн. числа окончание — ут (выбегут). Пока больше никаких выводов и мыслей нет.

«Мы с тобой одной крови: ты и я!» Я верю в нас. Но если сомневаешься, не выбирай меня.

Аватара пользователя

Селена

Всего сообщений: 2733
Зарегистрирован: 27.01.2009
Образование: высшее гуманитарное
Откуда: Москва

 Re: Личные окончания глаголов

Сообщение

Селена »

Елена, ну, обращать внимание детей, что спряжение глагола определяется по инфинитиву только при безударном личном окончании, это обязанность учителя. Не остановился на этом специально — его вина. Ничего трудного для детей в этом вопросе нет. Какой навык им привить — так они и будут поступать.

Что касается глагола бежать, то это же разноспрягаемый глагол. Соответственно — и выбежать тоже.

Вот цитата хотя бы из учебника с Грамоты. ру:

В русском языке есть глаголы, у которых часть личных окончаний относится к первому спряжению, а часть — ко второму. Такие глаголы называются разноспрягаемыми. Это хотеть, бежать, чтить и все глаголы, образованные от приведенных.

Глагол хотеть имеет окончания I спряжения во всех формах ед. числа и окончания II спряжения во всех формах мн. числа.

Глагол бежать имеет окончания II спряжения во всех формах, кроме 3 лица мн. числа, где он имеет окончание I спряжения.

Глагол чтить может либо быть разноспрягаемым, либо относиться ко II спряжению, что зависит от формы 3 лица мн. числа чтут/чтят.

http://www.gramota.ru/book/litnevskaya.php?part4.htm#i7

Аватара пользователя

Автор темы

Елена

Всего сообщений: 3779
Зарегистрирован: 10.10.2005
Образование: высшее гуманитарное
Профессия: любимая

 Re: Личные окончания глаголов

Сообщение

Елена »

Селена:спряжение глагола определяется по инфинитиву только при безударном личном окончании, это обязанность учителя.

про обязанность учителя — это отдельный разговор. :D Глагол вылететь как раз тот самый случай с безударным
окончанием, насколько я понимаю… :roll:
В разноспрягаемых глаголах мне и интересна как раз та самая «историческая природа».
Возникает вариант окончания, и мы почти автоматически относим глагол к разноспрягаемым.
По всей видимости, вылететь тоже предполагается отнести к разноспрягаемым.

«Мы с тобой одной крови: ты и я!» Я верю в нас. Но если сомневаешься, не выбирай меня.

Аватара пользователя

Автор темы

Елена

Всего сообщений: 3779
Зарегистрирован: 10.10.2005
Образование: высшее гуманитарное
Профессия: любимая

 Re: Личные окончания глаголов

Сообщение

Елена »

Сама с собой побеседую, пока Селена сюда не заглянула :)

Елена:Глагол вылететь как раз тот самый случай с безударным

Нет, видимо, всё-таки не тот самый случай. Скорее всего, оттолкнуться надо от глагола лететь — летишь, летим и т.д.(при спряжении ударные формы). Тогда что-то встаёт на свои места, хотя в правилах этот случай всё-таки не рассматривается (имею в виду место, где упоминаются глаголы с приставкой вы-).

Елена:По всей видимости, вылететь тоже предполагается отнести к разноспрягаемым.

нет, к разноспрягаемым он не относится.

Добавлено спустя 5 минут 37 секунд:

Селена:Ничего трудного для детей в этом вопросе нет.

Это как-то гладко и уверенно у Вас прозвучало. :D Мне кажется, что вообще спряжение (наряду с темами, в которых не одно-два исключения) — одна из наиболее трудных тем в русском языке не только для детей, но и для многих взрослых, в том числе языком интересующихся и занимающихся. :wink:

«Мы с тобой одной крови: ты и я!» Я верю в нас. Но если сомневаешься, не выбирай меня.

Аватара пользователя

Тимур

поэт не про заек
поэт не про заек
Всего сообщений: 127
Зарегистрирован: 31.07.2009
Образование: школьник
Откуда: Сергиев Посад
Возраст: 29
Контактная информация:

 Re: Личные окончания глаголов

Сообщение

Тимур »

Не знаю как во всех школах,но у нас преподают все случаи определения правильного окончания глаголов.

Аватара пользователя

Автор темы

Елена

Всего сообщений: 3779
Зарегистрирован: 10.10.2005
Образование: высшее гуманитарное
Профессия: любимая

 Re: Личные окончания глаголов

Сообщение

Елена »

Тимур:Не знаю как во всех школах,но у нас преподают все случаи определения правильного окончания глаголов.

да дело, пожалуй, не в том, как преподают в той или иной школе данную тему.
А в том, что остаётся в головах абсолютно разных людей через много лет после окончания
этой самой школы.
Вижу, что в этой теме очень большой процент ошибок, возможно, даже и
независимо от профессионализма преподавания. Количество плавающих здесь можно сравнить с «заплывом»
в «не с частями речи» и в «н и нн».

Добавлено спустя 6 минут 49 секунд:
Вернусь к слову, подтолкнувшему к созданию данной темы.
Ясно, что вузовские преподаватели не растерялись и что-то вразумительное ответили,
хотя и не очень конкретное.Собственно, и мой вопрос-то родился из разговора с преподавателем исторической грамматики.
Ради интереса спросила и не у самых слабых школьных учителей.
Один спросил, зачем мне это надо, второй подумал, что я объясняю какому-то пятикласснику и сказал,
что трудные случаи в школе можно не рассматривать, третий сказал, что подумает.
В общем, конкретного ответа вопрос

Елена:Почему вылететь при спряжении «даёт» окончания 2 спряжения?

ожидает.

«Мы с тобой одной крови: ты и я!» Я верю в нас. Но если сомневаешься, не выбирай меня.

Аватара пользователя

Селена

Всего сообщений: 2733
Зарегистрирован: 27.01.2009
Образование: высшее гуманитарное
Откуда: Москва

 Re: Личные окончания глаголов

Сообщение

Селена »

Елена:пока Селена сюда не заглянула

Я заглянула, хотя и припозднилась. :wink:

Ну как же «ожидает»?
Вот из той же Литневской:

Если личные окончания глагола ударные, то спряжение определяется по окончаниям. Так, глагол спать относится к II спряжению (сп-ишь), а глагол пить — к I спряжению (пь-ешь). К тому же спряжению относятся производные от них приставочные глаголы с безударными окончаниями (выпь-ешь).

Если окончания безударные, то спряжение определяется по тому, какой вид имеет инфинитив глагола: к II спряжению относятся все глаголы на -ить, кроме брить, стелить, зиждиться, а также 11 исключений: 7 глаголов на -еть (смотреть, видеть, терпеть, вертеть, зависеть, ненавидеть, обидеть) и 4 глагола на -ать (слышать, дышать, гнать, держать). Остальные глаголы относятся к I спряжению.

http://www.gramota.ru/book/litnevskaya.php?part4.htm#i7

Что же касается оставшегося в памяти, так это — на что мотивирован ученик. И вообще данный человек. Считает нужным держать знания в памяти — помнит, чему учили. Не считает нужным — забывает. Если кому-то без разницы, насколько грамотно он пишет, с чего он будет помнить все премудрости, которые ему вбивали в голову?
Причем так — по любому предмету.

Для отправки ответа, комментария или отзыва вам необходимо авторизоваться

  • 2 Ответы
    1727 Просмотры
    Последнее сообщение Гудвин01

  • 11 Ответы
    1158 Просмотры
    Последнее сообщение газалина

  • 1 Ответы
    1237 Просмотры
    Последнее сообщение Алиса

  • 22 Ответы
    1069 Просмотры
    Последнее сообщение daslex

  • 11 Ответы
    802 Просмотры
    Последнее сообщение Мирандолина