Личные окончания глаголов ⇐ Орфография
Модератор: Селена
-
Автор темы
Елена
- —
- Всего сообщений: 3779
- Зарегистрирован: 10.10.2005
- Образование: высшее гуманитарное
- Профессия: любимая
Личные окончания глаголов
Сообщение
Елена »
Почему вылететь при спряжении «даёт» окончания 2 спряжения?
К какому спряжению относится данный глагол?
Есть ещё подобные примеры с приставкой вы — (или без неё)?
«Мы с тобой одной крови: ты и я!» Я верю в нас. Но если сомневаешься, не выбирай меня.
-
Селена
- —
- Всего сообщений: 2733
- Зарегистрирован: 27.01.2009
- Образование: высшее гуманитарное
- Откуда: Москва
Re: Личные окончания глаголов
Сообщение
Селена »
Данный глагол относится бесспорно ко II спряжению, посколько он производный от «лететь», с ударными личными окончаниями II спряжения.
Правила предусматривают, что глаголы с приставками, перетягивающими на себя ударение (к таковым в первую очередь относится именно приставка «вы-«), того же спряжения, что и исходные бесприставочные.
Только это почему-то очень слабо дается в школе при изучении глагола.
-
Автор темы
Елена
- —
- Всего сообщений: 3779
- Зарегистрирован: 10.10.2005
- Образование: высшее гуманитарное
- Профессия: любимая
Re: Личные окончания глаголов
Сообщение
Елена »
Селена:Данный глагол относится бесспорно ко II спряжению, посколько он производный от «лететь», с ударными личными окончаниями II спряжения.
Селена, спасибо, что откликнулись.
Логическая цепочка в определении спряжения (школьная практика) отталкивается от окончания инфинитива. Поэтому для какого-нибудь пятиклассника — третьеклассника очевидно, что если глагол на -еть, то он как раз первого спряжения.
Почему в данном случае вылететь имеет окончания второго спряжения?
Селена:Правила предусматривают, что глаголы с приставками, перетягивающими на себя ударение (к таковым в первую очередь относится именно приставка «вы-«), того же спряжения, что и исходные бесприставочные.
Да.
Но в учебных пособиях этот вопрос всё-таки открыт:
«Ошибки возникают в том случае, если учащиеся незнакомы с ролью приставки
вы — и при анализе соответствующих глаголов не обращают на наличие
приставки вы -, определяя спряжение глаголов по неопределенной
форме.
Спряжение глаголов некоторые учащиеся определяют по вопросу
что делать?
Если этот вопрос ставится к глаголам I спряжения, то ошибки,
разумеется, не допускаются, если же этот вопрос ставится к глаго-
лам II спряжения, то появляются ошибки».
Селена:Только это почему-то очень слабо дается в школе при изучении глагола.
Этот вопрос слабо освещается в школе, по-моему, потому, что вопрос трудный, нестандартный.[/q
uote]Добавлено спустя 1 час 11 минут 9 секунд:
Нашла ещё один пример (по инфинитиву — 1 спряжение, по спряжению — 2-ое и с вы-) —
глагол выбежать.
Оба глагола с приставкой вы — и значением движения.
Правда, в форме 3 л. мн. числа окончание — ут (выбегут). Пока больше никаких выводов и мыслей нет.
«Мы с тобой одной крови: ты и я!» Я верю в нас. Но если сомневаешься, не выбирай меня.
-
Селена
- —
- Всего сообщений: 2733
- Зарегистрирован: 27.01.2009
- Образование: высшее гуманитарное
- Откуда: Москва
Re: Личные окончания глаголов
Сообщение
Селена »
Елена, ну, обращать внимание детей, что спряжение глагола определяется по инфинитиву только при безударном личном окончании, это обязанность учителя. Не остановился на этом специально — его вина. Ничего трудного для детей в этом вопросе нет. Какой навык им привить — так они и будут поступать.
Что касается глагола бежать, то это же разноспрягаемый глагол. Соответственно — и выбежать тоже.
Вот цитата хотя бы из учебника с Грамоты. ру:
В русском языке есть глаголы, у которых часть личных окончаний относится к первому спряжению, а часть — ко второму. Такие глаголы называются разноспрягаемыми. Это хотеть, бежать, чтить и все глаголы, образованные от приведенных.
Глагол хотеть имеет окончания I спряжения во всех формах ед. числа и окончания II спряжения во всех формах мн. числа.
Глагол бежать имеет окончания II спряжения во всех формах, кроме 3 лица мн. числа, где он имеет окончание I спряжения.
Глагол чтить может либо быть разноспрягаемым, либо относиться ко II спряжению, что зависит от формы 3 лица мн. числа чтут/чтят.
http://www.gramota.ru/book/litnevskaya.php?part4.htm#i7
-
Автор темы
Елена
- —
- Всего сообщений: 3779
- Зарегистрирован: 10.10.2005
- Образование: высшее гуманитарное
- Профессия: любимая
Re: Личные окончания глаголов
Сообщение
Елена »
Селена:спряжение глагола определяется по инфинитиву только при безударном личном окончании, это обязанность учителя.
про обязанность учителя — это отдельный разговор. Глагол вылететь как раз тот самый случай с безударным
окончанием, насколько я понимаю…
В разноспрягаемых глаголах мне и интересна как раз та самая «историческая природа».
Возникает вариант окончания, и мы почти автоматически относим глагол к разноспрягаемым.
По всей видимости, вылететь тоже предполагается отнести к разноспрягаемым.
«Мы с тобой одной крови: ты и я!» Я верю в нас. Но если сомневаешься, не выбирай меня.
-
Автор темы
Елена
- —
- Всего сообщений: 3779
- Зарегистрирован: 10.10.2005
- Образование: высшее гуманитарное
- Профессия: любимая
Re: Личные окончания глаголов
Сообщение
Елена »
Сама с собой побеседую, пока Селена сюда не заглянула
Елена:Глагол вылететь как раз тот самый случай с безударным
Нет, видимо, всё-таки не тот самый случай. Скорее всего, оттолкнуться надо от глагола лететь — летишь, летим и т.д.(при спряжении ударные формы). Тогда что-то встаёт на свои места, хотя в правилах этот случай всё-таки не рассматривается (имею в виду место, где упоминаются глаголы с приставкой вы-).
Елена:По всей видимости, вылететь тоже предполагается отнести к разноспрягаемым.
нет, к разноспрягаемым он не относится.
Добавлено спустя 5 минут 37 секунд:
Селена:Ничего трудного для детей в этом вопросе нет.
Это как-то гладко и уверенно у Вас прозвучало. Мне кажется, что вообще спряжение (наряду с темами, в которых не одно-два исключения) — одна из наиболее трудных тем в русском языке не только для детей, но и для многих взрослых, в том числе языком интересующихся и занимающихся.
«Мы с тобой одной крови: ты и я!» Я верю в нас. Но если сомневаешься, не выбирай меня.
-
Тимур
- поэт не про заек
- Всего сообщений: 127
- Зарегистрирован: 31.07.2009
- Образование: школьник
- Откуда: Сергиев Посад
- Возраст: 29
- Контактная информация:
Re: Личные окончания глаголов
Сообщение
Тимур »
Не знаю как во всех школах,но у нас преподают все случаи определения правильного окончания глаголов.
-
Автор темы
Елена
- —
- Всего сообщений: 3779
- Зарегистрирован: 10.10.2005
- Образование: высшее гуманитарное
- Профессия: любимая
Re: Личные окончания глаголов
Сообщение
Елена »
Тимур:Не знаю как во всех школах,но у нас преподают все случаи определения правильного окончания глаголов.
да дело, пожалуй, не в том, как преподают в той или иной школе данную тему.
А в том, что остаётся в головах абсолютно разных людей через много лет после окончания
этой самой школы.
Вижу, что в этой теме очень большой процент ошибок, возможно, даже и
независимо от профессионализма преподавания. Количество плавающих здесь можно сравнить с «заплывом»
в «не с частями речи» и в «н и нн».
Добавлено спустя 6 минут 49 секунд:
Вернусь к слову, подтолкнувшему к созданию данной темы.
Ясно, что вузовские преподаватели не растерялись и что-то вразумительное ответили,
хотя и не очень конкретное.Собственно, и мой вопрос-то родился из разговора с преподавателем исторической грамматики.
Ради интереса спросила и не у самых слабых школьных учителей.
Один спросил, зачем мне это надо, второй подумал, что я объясняю какому-то пятикласснику и сказал,
что трудные случаи в школе можно не рассматривать, третий сказал, что подумает.
В общем, конкретного ответа вопрос
Елена:Почему вылететь при спряжении «даёт» окончания 2 спряжения?
ожидает.
«Мы с тобой одной крови: ты и я!» Я верю в нас. Но если сомневаешься, не выбирай меня.
-
Селена
- —
- Всего сообщений: 2733
- Зарегистрирован: 27.01.2009
- Образование: высшее гуманитарное
- Откуда: Москва
Re: Личные окончания глаголов
Сообщение
Селена »
Елена:пока Селена сюда не заглянула
Я заглянула, хотя и припозднилась.
Ну как же «ожидает»?
Вот из той же Литневской:
Если личные окончания глагола ударные, то спряжение определяется по окончаниям. Так, глагол спать относится к II спряжению (сп-ишь), а глагол пить — к I спряжению (пь-ешь). К тому же спряжению относятся производные от них приставочные глаголы с безударными окончаниями (выпь-ешь).
Если окончания безударные, то спряжение определяется по тому, какой вид имеет инфинитив глагола: к II спряжению относятся все глаголы на -ить, кроме брить, стелить, зиждиться, а также 11 исключений: 7 глаголов на -еть (смотреть, видеть, терпеть, вертеть, зависеть, ненавидеть, обидеть) и 4 глагола на -ать (слышать, дышать, гнать, держать). Остальные глаголы относятся к I спряжению.
http://www.gramota.ru/book/litnevskaya.php?part4.htm#i7
Что же касается оставшегося в памяти, так это — на что мотивирован ученик. И вообще данный человек. Считает нужным держать знания в памяти — помнит, чему учили. Не считает нужным — забывает. Если кому-то без разницы, насколько грамотно он пишет, с чего он будет помнить все премудрости, которые ему вбивали в голову?
Причем так — по любому предмету.
Для отправки ответа, комментария или отзыва вам необходимо авторизоваться
-
- 2 Ответы
- 1727 Просмотры
- Последнее сообщение Гудвин01
-
- 11 Ответы
- 1158 Просмотры
- Последнее сообщение газалина
-
- 1 Ответы
- 1237 Просмотры
- Последнее сообщение Алиса
-
- 22 Ответы
- 1069 Просмотры
- Последнее сообщение daslex
-
- 11 Ответы
- 802 Просмотры
- Последнее сообщение Мирандолина
4
8 ответов:
2
0
В русском языке существует 2 спряжения.
Ко второму спряжению относятся все глаголы на -ить (кроме брить, стелить), и ещё 11 глаголов-исключений, их можно запомнить с помощью стишка:
Все остальные глаголы относятся к 1-му спряжению, включая брить и стелить.
Если же в личной форме глагола окончание ударное, то определять спряжение нужно по нему. (В 1 спряжении в окончаниях буква е, во множественном числе — у/ю. В окнчаниях 2 спряжения буква и, во множественном числе а/я)
Что же мы получаем?
Вылететь. Дело имеем с другим случаем. Это изменённая форма глагола лететь. Ставим в личную форму. ЛетИт. Ударное окончание 2-го спряжение, значит пишем и — ВЫЛЕТИМ
2
0
Отношение к тому или иному спряжению глагольной формы «вылетим» (я полагаю, что написать следует её именно так) в школьном варианте есть смысл проверять по так называемому инфинитиву, то есть признать основой нашего анализа начальную форму — «вылететь». Формально и без лишних размышлений мы могли бы однозначно отнести «вылетать» или «вылететь» к 1-му спряжению.
Однако, при таком решении мы получаем орфографически неверное «вылетем» (в значении «будем вылетать позже», как я понимаю). Поэтому отталкиваться мы станем от бесприставочного «лететь» с ударным окончанием и явными гласными второго спряжения в личных формах (в том числе «летим» и «вылетим»; например: «Вылетим и полетим в Санкт-Петербург»).
Итак, 1) гласная «И»; 2) спряжение второе.
1
0
В чем разница между личными формами «Мы вылетим» и «Мы вылетаем»?
Они образованы от разных глаголов и являются формами разного времени.
Мы вылетим — будущее время и получена эта форма от глагола совершенного вида Вылететь.
Мы вылетаем — настоящее время и получена данная форма от глагола несовершенного вида Вылетать.
Глагол Вылетать очевидно 1 спряжения, но к какому спряжению мы отнесем глагол Вылететь?
Оказывается здесь следует учитывать то, что приставка ВЫ обладает особенностью оттягивать на себя ударение, а значит, для нахождения спряжения следует либо убрать приставку совсем, либо заменить ее: Лететь, Облететь. Для этих глаголов характерны личные формы Летим и Облетим с ударными личными окончаниями. Ошибиться в их написании нельзя, это глаголы 2 спряжения.
Но тогда и глагол Вылететь также является глаголом 2 спряжения: Вылетим, вылетишь, вылетит.
1
0
Слово «вылетим» — это глагол будущего времени 2 лица, множественного числа, который отвечает на вопрос «что сделаем?». Чтобы написать окончание глагола правильно, нужно узнать к какому спряжению он относится. Мы знаем, что все глаголы, оканчивающиеся на -ить (искл.: брить стелить), относятся ко второму спряжению. А для того, чтобы определить спряжение необходимо поставить данный глагол в неопределенную форму, но если у глагола в личной форме ударное окончание, то спряжение надо определять по ней. Личная форма глагола будет «летит» (без приставки). Поэтому можно сделать вывод, что глагол «вылетим» — это глагол второго спряжения. Значит пишем в окончании «и».
Правильно: вылетим.
Пример предложения со словом вылетим: мы вылетим из Москвы в полпервого.
1
0
Как пишется вылетим или вылетем, с буквой «и» или «е» в безударном окончании, можно понять, обратившись к начальной форме глагола «вылететь».
Приставочный глагол «вылететь» образован от слова «лететь», который, хотя заканчивается на -еть, но не относится к первому спряжению.
У этого глагола ударные личные окончания второго спряжения:
1 лицо я лечу — мы летИм
2 лицо ты летИшь — вы летИте
он летИт — они летЯт.
Слово «лететь» является глаголом второго спряжения.
Наличие приставки в производном глаголе «вылететь» не меняет его спряжения.
Следовательно форму 1 лица множественного числа глагола «мы вылетим» напишу аналогично с окончанием -им.
Слово «вылетим» правильно пишется с буквой «и» в безударном окончании.
Мы вылетим вовремя в соответствии с расписанием самолета.
1
0
Правило о том, что правописание формы глагола зависит от инфинитива, имеет много нюансов.
Что сделаем? — вылет…м. Неопределённая форма — «вылететь». Окончание «еть», если не анализировать глагол глубже, говорит о первом спряжении. Предположив, что неопределённой формой может стать и слово «вылетать», мы снова скажем о первом спряжении. Но ошибка будет заключаться в том, что приставка «вы», которая, перетягивая на свою гласную ударение, отводит нас от формы «летим» с ударным окончанием, между тем являющейся опорной.
Таким образом, глагол «лететь» и его форма «летим» будут проверочными для словоформы «вылетим». Правильный вывод будет другим, нежели первоначальное предположение: говорить нужно о втором спряжении и о гласной «и».
Точно так же мы будем писать формы «перелетим, облетим, залетим, прилетим, улетим».
0
1
Верным вариантом написания будет «вылетим», а объясняется это по правилам русского языка тем, что перед нами, глагол второго спряжения, так как в неопределенной форме, он имеет окончание «еть», а глаголы данного спряжения, в форме первого лица множественного числа, имеют окончание «им».
0
0
Перед нами глагол и причём глагол второго спряжения.
А это значит что в окончании должна присутствовать гласная «И», а не «Е».
То есть правильно писать «вылетим».
Вот пример:
Мы вылетим завтра, встречайте нас в аэропорту.
Читайте также
В написании слова сгущенка имеется несколько ошибкоопасных мест.
Во-первых, перед звонким согласным корня слова (с-гущ-ён-к-а — приставка/корень/суффикс/суффикс/окончание) происходит фонетический процесс озвончения глухого согласного с. Но, обратившись к морфему разбору существительного, выясним, что пишется только приставка с-.
Вторая трудность в написании слова: какую букву написать в суффиксе, ё или о?
Опять здесь поможет разбор по составу. В суффиксах отглагольных существительных после шипящих пишется ё:
густой — сгустить — сгущённый — сгущёнка.
Слово «сгущенка» является производным от глагольной формы — причастия.
Аналогично пишутся отглагольные существительные:
коптить — копчёный — копчёнка,
тушить — тушёный — тушёнка.
Слово университет состоит из пяти фонетических слогов:
у-ни-вер-си-тет.
Как назло, ударным является самый последний слог. По этой причине можно совершить кучу ошибок в написании безударных гласных в этом длинном существительном мужского рода.
Чтобы слово не изменилось при написании до неузнаваемости, попытаемся проверить безударные гласные, вспомнив родственное прилагательное «университетский» и сложное слово «универсиада»
Но в них звучит пятый по счету ударный гласный.
Так что написание этого заимствованного слова из латинского языка через язык-посредник немецкий придется запомнить или обратиться к помощи орфографического словаря.
Слово Аллегория оказывается существительным женского рода и первого склонения в котором выделим окончание -Я: Аллегория-Аллегорией-Аллегорию.
Ударение в нем падает на третий слог: аллегОрия.
Корнем слова оказывается морфема АЛЛЕГОРИ-: Аллегорический.
Обратим внимание, что в этом корне имеется безударная гласная А, безударная гласная Е и сдвоенные согласные Л, а само слово можно ошибочно написать как ОЛИгория.
Проверить безударные гласные а также согласные Л в слове Аллегория мы не можем, слово целиком заимствованное из древнегреческого языка и подлежит запоминанию.
Буквально слово означает иносказание, переносный смысл.
Слово Градация оказывается существительным женского рода и первого склонения в котором выделим окончание -Я: Градация-Градацией-Градацию.
Ударение в нем падает на второй слог: градАция.
Корнем слова оказывается морфема ГРАД-: Градуировать-Градус.
Обратим внимание, что в этом корне имеется безударная гласная А, а само слово можно ошибочно написать как грОдация.
Проверить безударную гласную в этом слове можно с помощью слова грАдус.
Написание суффикса АЦИ следует помнить, в нем не может быть гласной Ы.
Слово Депеша оказывается существительным женского рода и первого склонения в котором выделяется окончание -А: Депеша-Депешей-Депешу.
Ударение в нем падает на второй слог: депЕша.
Корнем слова оказывается морфема ДЕПЕШ-, а однокоренных слов не находится.
Обратим внимание, что в этом корне имеется безударная гласная Е, а само слово можно ошибочно написать как дИпеша.
Проверить безударную гласную Е в слове Депеша однокоренными словами мы не можем, ведь слово Депеша пришло в русский язык из французского и сохранило оригинальное правописание. Поэтому слово Депеша следует запомнить и справляться у словаря.