БОЖЬЯ ТВАРЬ

Не знал, что столько даёт и открывает человеку собака. А эта даже и не собака, а собачонка, помесь дворняжки с терьером — метис. Невзрачное существо, красавцем уж никак не назовёшь. Но глаза… Иногда даже жутко, когда смотришь в них, — всё, ка­жется, понимающие.

Ему уже семь лет, он не приучен ни к какому собачьему языку, и я не могу почему-то говорить с ним на «фу» и подобных наре­чиях. Я обращаюсь к нему на нормальном человеческом языке, он, конечно, ничего не понимает, но смотрит так, как будто всё понимает. А то подойдёт, уткнётся в колени, сгорбится, опустив голову, как ослик. Бывает, тяжеловато у хозяина на душе, мой пёс весь как-то притихнет, ляжет рядом, а то, прижавшись к ноге, начинает лизать носок. Поразительна чуткость его к настроению и мыслям человека.

Божья тварь, рождённая в назидание нам — чтобы радовать че­ловека. Учить его радости бытия, блаженству каждого мгновения. Не знает это существо ни скуки, ни раздражения, ни пресыще­ния. Сплошная любовь под этой шёрсткой. Я и раньше слышал, что животные имеют душу, но вот и сам я на днях вычитал об этом из творения одного из святых подвижников — Антония Велико­го. И на моего четвероногого дружка смотрю уже иными глазами. «Милый мой, у тебя ведь тоже душонка имеется! Потому-то у тебя такой проникающий в мою душу взгляд».

(По М. Лобанову)

209 слов

ВАРИАНТ 22

Часть 1

Прослушайте текст и выполните задание С1 на отдельном листе. Сначала напишите номер задания, а затем текст сжатого изло­жения.

С1 Прослушайте текст и напишите сжатое изложение.

Учтите, что Вы должны передать главное содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом.

Объём изложения — не менее 70 слов.

Пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком.

Часть 2

Прочтите текст и выполните задания А1—А7; В1—В9; С2.

РАЗДУМЬЕ

(1)Я уезжал на охоту. (2)Всё было собрано, все прощальные сло­ва сказаны, а я ещё стоял в передней, одетый, с ружьём и походным мешком за плечами и раздумывал: брать мне с собой Боя, охотни­чью мою собаку, или не брать. (З)Вопрос был серьёзный, драмати­ческий. (4)Бой стоял рядом и глядел с тоской и надеждой: как она повернётся, жизнь-то, — радостью или горем?

(5)Думалось надвое. (6)На дворе стояла поздняя холодная осень, и работать собаке по-настоящему было негде, время её охоты про­шло. (7)С другой стороны — почему бы и не дать псу лишний раз подышать воздухом и побегать по лесу. (8)Каждое птичье перо, каждое дуновение ветра с реки — для собаки радость.

(9)Я не взял с собой Боя. (Ю)Стоило ли из-за одной собачьей радости доставлять себе беспокойство: за собакой надо смотреть, кормить её, то да сё. (11)На осенних перелётах собака не нужна. (12)Я уехал один. (13)Дверь за мной захлопнулась. (14)Всё стало тихо в квартире. (15)Бой, наверно, понурил, как всегда в таких случаях, голову, пошёл и лёг под письменным столом. (16)Он ещё и завтра утром будет обнюхивать у порога оставленные мной следы.

(17)Я вернулся с охоты через три дня, измученный и отдохнув­ший. (18)Так, мучаясь, отдыхаем только мы, охотники.

(19) Ещё с порога в распахнутую настежь дверь я увидел посреди комнаты Боя. (20)Он не выбежал мне навстречу. (21)Низко нагнув голову, широко расставив передние лапы, он стоял неподвижно. (22)Теперь была его очередь думать.

(23)3адачу он решал трудную: подойти ко мне или нет, обрадо­ваться или не стоит. (24)Вот он приехал — жестокий, несправедли­вый и очень любимый человек, и надо бы залаять, прыгнуть к нему на грудь, а может быть, просто лизнуть ему тихонько руку. (25)Но горькую, незаслуженную обиду простить трудно.

(26)Можно, конечно, подойти, а можно и не подходить, это бу­дет нехорошо, но справедливо…

(27)Так вот мы и стояли друг против друга, как чужие, как вра­ги, а потом Бой поднял голову, и я увидел в умных собачьих гла­зах прощение и радость. (28)Это всё-таки здорово, что я вернулся. (29)На охоте бывает всякое. (30)Я был ему нужен всегда и сегодня тоже.

(По Б. Емельянову*)

* Емельянов Борис Александрович (1903—1965 гг.) — русский советский пи­сатель, автор рассказов для детей, цикла рассказов и повестей об Аркадии Гай­даре и рассказов о войне. В 1942 году вышел первый сборник рассказов «Возмез­дие» — о героической борьбе Советской Армии, советских и югославских партизан против немецких оккупантов. Произведения: «Китобой и его друзья», «Военная тайна», «Клятва Гайдара», «Талант», «Полный пенсион», «Раздумье», «Буян», «Добро и зло», «Сапоги-собаки».

Задания А1—А 7 выполните на основе анализа содержания прочитан­ного текста, К каждому заданию А1—А 7 даны 4 варианта ответа, из которых только один правильный. Номера выбранных ответов на задания А1—А7обведите кружком.

А1 Какое суждение Противоречит Содержанию текста?

1) Поздней осенью на охоте собаке нечего было делать, потому что на осенних перелётах собака не нужна.

2) Любая поездка в лес для охотничьей собаки — радость, одна­ко это беспокойство для её хозяина.

3) Автор вернулся с охоты измученный, потому что не взял с со­бой собаку.

4) Бой простил хозяина и радовался тому, что он вернулся с охоты.

А2 Укажите словосочетание, в котором оба слова употреблены в Прямом значении.

1) охотничья собака (предложение 2)

2) жизнь-то повернётся (предложение 4)

3) осень стояла (предложение 6)

4) горькая обида (предложение 25)

АЗ Укажите предложение, в котором Нет эпитета.

1) Всё было собрано, все прощальные слова сказаны, а я ещё стоял в передней, одетый, с ружьём и походным мешком за плечами и раздумывал: брать мне с собой Боя, охотничью мою собаку, или не брать.

2) Бой стоял рядом и глядел с тоской и надеждой: как она повер­нётся, жизнь-то, — радостью или горем?

3) Вот он приехал — жестокий, несправедливый и очень любимый человек, и надо бы залаять, прыгнуть к нему на грудь, а может быть, просто лизнуть ему тихонько руку.

4) Но горькую, незаслуженную обиду простить трудно.

А4 Укажите Ошибочное Суждение.

1) В слове НАДВОЕ все согласные звуки имеют пару по твёрдо — сти/мягкости.

2) В слове ЕЁ звуков в два раза больше, чем букв.

3) В слове ПОЗДНЯЯ согласный звук [Д] является непроизно­симым.

4) В слове ОТДОХНУВШИЙ три глухих согласных звука.

А5 Укажите слово с Непроверяемой Безударной гласной в Корне.

1)собрано

2) прощальные

3) доставлять

4) выбежал

А6 Укажите слово, в котором Приставка Пишется через дефис.

1) жизнь-то

2) по-настоящему

3) из-за

4) всё-таки

А7 В Каком слове правописание Суффикса Определяется тем, что слово является кратким причастием?

1)собрано

5) осенних

6) измученный

7) незаслуженную

Задания В1—В9 выполните на основе прочитанного текста. Отве­ты на задания В1—В9 записывайте словами или цифрами.

В1 Замените фразеологизм «то да сё» В предложении 10 стили­

Стически нейтральным словом-синонимом или синонимич­ным словосочетанием. Напишите это слово (или словосо­четание).

Ответ:.

В2 Замените словосочетание «на осенних перелётах» В предло­жении 11, построенное на основе подчинительной связи согласование, синонимичным словосочетанием со связью Примыкание. Напишите получившееся словосочетание.

Ответ:.

ВЗ Выпишите Грамматическую основу Предложения 30.

Ответ:.

В4 Среди предложений 9—22 найдите предложение(-я) с Необ­особленным распространённым определением. Напишите но — мер(-а) этого(-их) предложения(-й).

Ответ:.

В5 В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозна­чающие запятые при Вводном слове.

Можно,(1) конечно,(2) подойти,(3) а можно и не подхо­дить^) это будет нехорошо,(5) но справедливо…

Ответ:.

В6 Укажите количество Грамматических основ В предложении 2. Ответ запишите цифрой.

Ответ:.

В7 В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозна — чающую(-ие) запятую(-ые) между частями сложного пред­ложения, связанными Сочинительной Связью.

Всё было собрано, (1) все прощальные слова сказаны, (2) а я ещё стоял в передней,(3) одетый,(4) с ружьём и походным меш­ком за плечами и раздумывал: брать мне с собой Боя, (5) охот­ничью мою собаку, (6) или не брать.

Ответ:.

В8 Среди предложений 1 — 10 найдите сложное(-ые) Бессоюз — ное(-ые) Предложение(-я). Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-й).

Ответ:.

В9 Среди предложений 23—30 найдите Сложное(-ые) Предложе- ние(-я) С бессоюзной и союзной сочинительной связью Между частями. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-й).

Ответ:.

Часть 3

Используя прочитанный текст из части 2, выполните на отдельном листе ТОЛЬКО ОДНО из заданий: С2.1 или С2.2. Перед написанием сочинения запишите номер выбранного задания: С2.1 или С2.2.

С2.1 Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл вы­сказывания известного лингвиста Г. Степанова: «Словарь языка свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика — как они думают». Аргументируя свой ответ, приведите по 1 примеру из прочитанного текста, иллюстрирующему лек­сические и грамматические явления (всего 2 примера). Приводя примеры, указывайте номера нужных предложе­ний или применяйте цитирование.

Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. На­чать сочинение Вы можете словами Г. Степанова.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Со­чинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

С2.2 Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы по­нимаете смысл 22-го предложения текста «Теперь была его очередь думать».

Приведите в сочинении Два Аргумента из прочитанного тек­ста, подтверждающих Ваши рассуждения.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложе­ний или применяйте цитирование.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Со­чинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

ВАРИАНТ 23

Часть 1

Прослушайте текст и выполните задание С1 на отдельном листе. Сначала напишите номер задания, а затем текст сжатого изло­жения.

С1 Прослушайте текст и напишите сжатое изложение.

Учтите, что Вы должны передать главное содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом.

Объём изложения — не менее 70 слов.

Пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком.

Часть 2

Прочтите текст и выполните задания А1—Л7; В1—В9; С2.

(1 )У писателя Александра Степановича Грина был в тихом Ста­ром Крыму невзрачный пёсик-дворняга Тобик. (2)Пёсика этого вся улица, где жил Грин, несправедливо считала дураком.

(З)Когда соседской цепной собаке — лохматому Жоре — хо­зяйка выносила миску с похлёбкой, Тобик продирался в сосед­ский двор через лаз в заборе, но к миске не подходил, страшась предостерегающего Жориного рыка. (4)Тобик останавливался в нескольких шагах от Жоры, но так, чтобы тот не мог его достать, становился перед Жорой на задние лапки и «служил» долго и тер­пеливо. (5)Так он привык выпрашивать кусочки еды у людей. (6)Но Жора не давал ему даже понюхать похлёбки.

(7)Косясь на Тобика, Жора рычал и давился. (8)Он торопливо лакал похлёбку, а глаза у Тобика мутнели от тоски (…) ожидания. (9) И ной раз даже слёзы появлялись у него на глазах, когда Жора за­канчивал есть похлёбку и тщательно, до блеска вылизывал пустую миску. (Ю)После этого Жора ещё долго обнюхивал землю вокруг миски — не завалилась ли там какая-нибудь косточка.

(11)3а это стояние на задних лапках перед такой же собакой, как и он сам, люди считали Тобика дураком: зря, мол, старается.

(12)Точно так же Тобик выпрашивал кусочки еды у самого Гри­на, и всякий раз удачно. (13)Хозяин был молчаливый и очень доб­рый человек. (14)Обращаясь к Тобику, он говорил ему: (15)«Дру — жище!»

(16)— Ну и дурак ваш Тобик, — злорадно говорили Грину соседи.

(17)— Нет никакого соображения у этой собаки.

(18)На это Грин спокойно отвечал соседям:

(19)— Не дурак, а просто умная и вежливая собака.

(20)Я увидел Тобика после смерти Грина. (21)Он ослеп, как го­ворили, от старости. (22)Он сидел на пороге глинобитного белого дома, в котором умер Грин, и солнце отражалось в его жёлтых бес­помощных глазах. (23)Услышав, как скрипнула за мной калитка, он встал, неуверенно подошёл ко мне, ткнулся холодным носом в ноги и замер. (24)Только старый и пушистый его хвост помахивал из стороны в сторону и поднимал белую известковую крымскую пыль.

(25)— Давно он ослеп? — спросил я.

(26)— Да после смерти хозяина. (27)Всё тоскует, всё ждёт.

(28)Я ожидал, что ответ будет именно таким, так как знал дав­но, что единственные живые существа на земле, которые умирают от разлуки с человеком, — это собаки.

(29)Только один раз за всю жизнь я видел действительно глупую собаку. (ЗО)Это было под Москвой в дачной местности Переделки­но. (31)Молодой рыжий сеттер лаял на шишки, падавшие с вершин сосен. (32)Дул сильный, порывистый ветер, и чем сильнее он дул, тем всё чаще падали шишки и тем всё больше разъярялся сеттер. (ЗЗ)Он свирепо гонялся за шишками, грыз их, мотал головой и от­плёвывался. (34)Потом он выбежал за забор дачи в чистое поле, где не было сосен и вообще никаких деревьев и никакие шишки не па­дали. (35)Он сел среди поля, начал лаять на небо и лаял до рассве­та, пока не охрип. (36)По мнению одного поэта — знатока астро­номии, он лаял на созвездие Малой Медведицы. (37)Очевидно, он полагал, что все шишки сыплются из этого созвездия.

(38)Выражение «собака — друг человека» безнадёжно устаре­ло. (39)У нас нет ещё слова, которое могло бы выразить одновре­менно самоотверженность, смелость и ум — все те великолепные качества, какими обладает собака. (40)Я точно знаю, что человек, избивающий или мучающий собаку, — отпетый негодяй, даже если собака его за это простила.

(41)Не знаю, как вы, а я испытываю величайшую нежность к со­бакам за их ласковость, за бурные проявления радости и обиды. (42)Невозможно удержаться от смеха, когда видишь, как какой — нибудь Бобик бешено мчится со всех ног, чтобы догнать и облаять самое ненавистное для него изобретение человека — обыкновен­ное велосипедное колесо.

(43)Любйте собак. (44)Не давайте их никому в обиду. (45)Они ответят вам троекратной любовью.

(По К. Паустовскому*)

* Паустовский Константин Георгиевич (1892—1968), русский советский писа­тель. После революции много ездил по стране, служил в Красной армии. Во время Великой Отечественной войны был военным корреспондентом. Паустовский на­писал серию книг о творчестве и о людях искусства: «Орест Кипренский», «Исаак Левитан», «Тарас Шевченко», «Повесть о лесах», «Золотая роза» — повесть о ли­тературе, о «прекрасной сущности писательского труда». В последние годы жизни работал над большой автобиографической эпопеей «Повесть о жизни».

Задания А1—А 7 выполните на основе анализа содержания прочитан­ного текста. К каждому заданию А1—А7даны 4 варианта ответа, из которых только один правильный. Номера выбранных ответов на задания А1—А 7 обведите кружком.

А1 В каком предложении содержится информация, необходи­мая для обоснования ответа на вопрос «Почему автор счи­тает выражение «собака — друг человека» безнадёжно уста­ревшим?»

1) Я ожидал, что ответ будет именно таким, так как знал давно, что единственные живые существа на земле, которые умира­ют от разлуки с человеком, — это собаки.

2) У нас нет ещё слова, которое могло бы выразить одновременно самоотверженность, смелость и ум — все те великолепные ка­чества, какими обладает собака.

3) Не знаю, как вы, а я испытываю величайшую нежность к со­бакам за их ласковость, за бурные проявления радости и обиды.

4) Они ответят вам троекратной любовью.

А2 Укажите, какое слово должно стоять на месте пропуска в предложении 8.

1) возможного

2) нетерпеливого

3) напрасного

4) злорадного

АЗ Укажите предложение, в котором средством выразительно­сти речи является Инверсия.

1) Пёсика этого вся улица, где жил Грин, несправедливо считала дураком.

2) Хозяин был молчаливый и очень добрый человек.

3) Я увидел Тобика после смерти Грина.

4) Это было под Москвой в дачной местности Переделкино.

А4 Укажите Ошибочное Суждение.

1) В слове СЧИТАЛА все согласные звуки имеют пару по глухо — сти/звонкости.

2) В слове СТАРАЕТСЯ количество букв и звуков совпадает.

3) В слове ПУШИСТЫЙ один согласный мягкий.

4) В слове НЕНАВИСТНОЕ звука [Т] нет.

Укажите слово, в котором Нет корня С Чередующейся Глас­ной.

1) считала

2) продирался

3) косясь

4) умирают

В каком слове правописание гласной в Приставке Определя­ется её безударным положением?

1) невзрачный

2) несправедливо

3) никакие

4) невозможно

А7 В Каком слове количество букв Н в Суффиксе Зависит от их количества в производящей основе?

1) неуверенно

2) единственные

3) беспомощных

4) обыкновенное

Задания В1—В9 выполните на основе прочитанного текста. Отве­ты на задания В1—В9 записывайте словами или цифрами.

В1 Замените разговорное слово «отпетый» В предложении 40 стилистически нейтральным Синонимом. Напишите это слово.

Ответ:.

В2 Замените словосочетание «в соседский двор» В предложе­нии 3, построенное на основе подчинительной связи со­гласование, синонимичным словосочетанием со связью Управление. Напишите получившееся словосочетание.

Ответ:.

ВЗ Выпишите Грамматическую основу Предложения 1.

Ответ:■.

В4 Среди предложений 38—42 найдите предложение(-я) с Од­нородными членами, Имеющими обобщающее слово. Напи­шите номер(-а) этого(-их) предложения(-й).

Ответ:.

В5 В Приведённых ниже предложениях из прочитанного тек­ста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозна­чающие запятые при Вводном слове.

За это стояние на задних лапках перед такой же собакой,(1) как и он сам, (2) люди считали Тобика дураком: зря,(3) мол,(4) старается.

Очевидно,(5) он полагал,(6) что все шишки сыплются из это­го созвездия.

Ответ:.

В6 Укажите количество Грамматических основ В предложении 28.

Ответ запишите цифрой.

Ответ:.

В7 В Приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозна- чающую(-ие) запятую(-ые) между частями сложного пред­ложения, связанными Сочинительной Связью.

Он сидел на пороге глинобитного белого дома,(1) в котором умер Грин,(2) и солнце отражалось в его жёлтых беспомощ­ных глазах.

Ответ:.

В8 Среди предложений 29—37 найдите Сложноподчинённое Предложение С однородным подчинением Придаточных. На­пишите номер этого предложения.

Ответ:.

В9 Среди предложений 20—28 найдите Сложное Предложение С сочинительной и подчинительной связью Между частями. Напишите номер этого предложения.

Ответ:.

Часть 3

Используя прочитанный текст из части 2, выполните на отдельном листе ТОЛЬКО ОДНО из заданий: С2.1 или С2.2. Перед написанием сочинения запишите номер выбранного задания: С2.1 или С2.2.

С2.1 Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл вы­сказывания известного лингвиста Г. Степанова: «Словарь языка свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика — как они думают». Аргументируя свой ответ, приведите по 1 примеру из прочитанного текста, иллюстрирующему лек­сические и грамматические явления (всего 2 примера). Приводя примеры, указывайте номера нужных предложе­ний или применяйте цитирование.

Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. На­чать сочинение Вы можете словами Г. Степанова.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Со­чинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

С2.2 Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы по­нимаете смысл финала текста: «Любйте собак. Не давайте их никому в обиду. Они ответят вам троекратной любовью». Приведите в сочинении Два Аргумента из прочитанного тек­ста, подтверждающих Ваши рассуждения.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложе­ний или применяйте цитирование.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Со­чинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

ВАРИАНТ 24

Часть 1

Прослушайте текст и выполните задание С1 на отдельном листе. Сначала напишите номер задания, а затем текст сжатого изло­жения.

С1 Прослушайте текст и напишите сжатое изложение.

Учтите, что Вы должны передать главное содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом.

Объём изложения — не менее 70 слов.

Пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком.

Часть 2

Прочтите текст и выполните задания А1—А7; В1—В9; С2.

ДРУГЧЕЛОВЕКА

(1)Обезьяна не тем нам дурна, что некрасива, а что судит о нас по себе и всё, что нам дорого, всё, что отличает человека от живот­ного, принимает за свои обезьяньи естественные потребности.

(2)Напротив, собака видит в нас высшее существо и старается заслужить нашу любовь и уважение.

(З)Бывает, собака-щенок, играя с бумажкой, привязанной на ниточку, вдруг что-то заметит, может быть, даже разгадает секрет игры и глазами, как будто освещёнными настоящим светом разума, заглянет в глаза самому человеку.

(4)Если собака поглядела на меня человеческим взглядом, то значит, был же человек на свете, передавший собаке этот свой человеческий глаз?

(5)Я понимаю, если собака моя ложится на пол и прижимает­ся непременно к моей ноге, это для того, чтобы во время её сна я не ушёл. (б)Понимаю её, как собаку. (7)Но если ночью, когда идти некуда, она проснулась, ей стало не по себе почему-то, и она, взяв зубами своими свой тюфячок, подтащила к моей кровати

На другой стороне комнаты, и уснула, и была довольна, что спала не с печкой, а рядом с человеком, — это у неё человеческое чувство одиночества и жажда близости, и это от человека у неё.

(8)Я иногда думаю предложить эту догадку, что природа вся со всеми своими обитателями знает гораздо больше, чем мы дума­ем, но они не только не могут записать за собой, но даже лишены возможности вымолвить слово.

(9)— Лада, милая собачка, что ты скажешь? (10)Ну, собирайся, друг, шепни одно только человеческое слово — и мы с тобой побе­дим весь мир зла!

(11)Так я не раз говорю своей Ладе, когда она положит мне го­лову на плечо и страстным хрипом пытается высказать свою при­знательность и любовь.

(По М. Пришвину*)

* Пришвин Михаил Михайлович (1873—1954 гг.) — русский советский пи­сатель, автор произведений о природе, рассказов для детей («Этажи леса», «Хромка», «Ярик», «Лисичкин хлеб» и др.). Первый рассказ Пришвина «Сашок» был напечатан в 1906 году. Из книг Пришвина наиболее известны «Кащеева цепь» (1923), «Жень-шень» (1933), «Фацелия» (1940) и «Осударева дорога» (1958).

Задания А1—А7выполните на основе анализа содержания прочитан­ного текста. К каждому заданию А1—А 7 Даны 4 варианта ответа, из которых только один правильный. Номера выбранных ответов на задания А1—А7обведите кружком.

А1 Какая микротема Отсутствует В тексте?

1) В чём заключается отличие собаки от обезьяны?

2) Собаки могут испытывать чувство одиночества.

3) Почему животные не умеют говорить?

4) Животные знают гораздо больше, чем мы можем себе пред­ставить.

А2 Укажите, в каком Значении Употребляется в тексте слово «думаю» (предложение 8).

2) полагаю

3) подозреваю

4) имею намерение

АЗ Укажите предложение, в котором средством выразительно­сти речи является Фразеологизм.

1) Напротив, собака видит в нас высшее существо и старается заслужить нашу любовь и уважение.

2) Если собака поглядела на меня человеческим взглядом, то зна­чит, был же человек на свете, передавший собаке этот свой человеческий глаз?

3) Но если ночью, когда идти некуда, она проснулась, ей стало не по себе почему-то, и она, взяв зубами своими свой тюфячок, подтащила к моей кровати на другой стороне комнаты, и усну­ла, и была довольна, что спала не с печкой, а рядом с челове­ком, — это у неё человеческое чувство одиночества и жажда близости, и это от человека у неё.

4) Ну, собирайся, друг, шепни одно только человеческое слово — и мы с тобой победим весь мир зла!

А4 Укажите Ошибочное Суждение.

1) В слове ЕСТЕСТВЕННЫЕ 13 звуков.

2) В слове БЫВАЕТ все согласные звуки имеют пару по звон — кости/глухости.

3) В слове ЛОЖИТСЯ есть звук [Ц].

4) В слове ЛИШЕНЫ только один согласный звук мягкий.

А5 Укажите слово с безударной Непроверяемой Гласной в Корне.

1) старается

2) разгадает

3) предложить

4) обитателями

А6 Укажите слово, в котором есть неизменяемая Приставка.

2) заметит

3) разгадает

4)довольна

А7 В каком слове правописание Суффикса Определяется прави­лом «В прилагательных, образованных при помощи суффикса — ЕНН-, пишется две буквы Н»?

1) естественные

2) привязанной

3) освещёнными

4)непременно

Задания В1—В9 выполните на основе прочитанного текста. Отве­ты на задания В1—В9 записывайте словами или цифрами.

Замените слово «вымолвить» В предложении 8 Синонимом. Напишите это слово.

Ответ:.

В2 Замените словосочетание «обезьяньи потребности» В пред­ложении I, построенное на основе подчинительной связи согласование, синонимичным словосочетанием со связью Управление. Напишите получившееся словосочетание.

Ответ:.

ВЗ Выпишите Грамматическую основу Предложения 3.

Ответ:.

В4 Среди предложений 1—4 найдите предложения с Обособ­ленным распространённым определением. Напишите номера этих предложений.

Ответ:.

В5 В Приведённых ниже предложениях из прочитанного тек­ста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозна­чающие запятые при Обращении.

— Лада,(1) милая собачка,(2) что ты скажешь? Ну,(3) со­бирайся,^) друг, (5) шепни одно только человеческое слово — и мы с тобой победим весь мир зла!

Ответ:.

В6 Укажите количество Грамматических основ В предложении 1. Ответ запишите цифрой.

Ответ:.

В7 В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозна- чающую(-ие) запятую(-ые) между частями сложного пред­ложения, связанными Подчинительной Связью.

Я понимаю,(1) если собака моя ложится на пол и прижи­мается непременно к моей ноге, (2) это для того,(3) чтобы во время её сна я не ушёл.

Ответ:,

В8 Среди предложений 4— 11 найдите Сложноподчинённое Пред­ложение с придаточным Цели. Напишите номер этого пред­ложения.

Ответ:,

В9 Среди предложений 5—11 найдите сложноподчинённое предложение С однородным и последовательным подчинением. Напишите номер этого предложения.

Ответ:.

Часть 3

Используя прочитанный текст из части 2, выполните на отдельном листе ТОЛЬКО ОДНО из заданий: С2.1или С2.2. Перед написанием сочинения запишите номер выбранного задания: С2.1 или С2.2.

С2.1 Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл вы­сказывания известного лингвиста Г. Степанова: «Словарь языка свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика — как они думают». Аргументируя свой ответ, приведите по 1 примеру из прочитанного текста, иллюстрирующему лек­сические и грамматические явления (всего 2 примера). Приводя примеры, указывайте номера нужных предложе­ний или применяйте цитирование.

Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. На­чать сочинение Вы можете словами Г. Степанова.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Со­чинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

С2.2 Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы по­нимаете смысл следующего предложения текста: «Я иногда думаю предложить эту догадку, что природа вся со всеми сво­ими обитателями знает гораздо больше, чем мы думаем, но они не только не могут записать за собой, но даже лишены воз­можности вымолвить слово».

Приведите в сочинении Два Аргумента из прочитанного тек­ста, подтверждающих Ваши рассуждения.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложе­ний или применяйте цитирование.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Со­чинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.