Псым и мыхьэнэр сочинение на кабардинском языке

Подборка литературных аргументов к направлениям итогового сочинения 2021/22.1. человек путешествующий: дорога в жизни человека дорога реальная, воображаемая, книжная.л.н. толстой война

Подборка литературных аргументов к направлениям итогового сочинения 2021/22.

1. Человек путешествующий: дорога в жизни человека

(дорога реальная, воображаемая, книжная).

Л.Н. Толстой «Война и мир»

Любимые герои Л.Н. Толстого проходят путь духовных исканий. Например, Пьер Безухов в романе-эпопее «Война и мир» идёт тернистой дорогой к счастью. Вначале он проводит время в компании легкомысленных молодых людей и предаётся развлечениям, женится на весьма посредственной Элен Курагиной, которую интересуют только материальные ценности. В какой-то момент герой понимает, что выбрал неправильное направление и, продолжая поиски себя и своего места в жизни, оказывается в тайном обществе масонов. Пьеру даже кажется, что он способен на преступление: собирается убить Наполеона, чтобы освободить Отечество от главного врага. Однако и выполнение этой миссии не смогло бы сделать героя счастливым. Попав в плен, Безухов чувствует, что именно здесь начинается его духовное перерождение. Любовь и внутренняя свобода выходят на первый план в его системе ценностей, и в итоге Пьер Безухов обретает счастье и душевное равновесие рядом с Наташей Ростовой.

Е. Водолазкин «Лавр»

Каждый человек так или иначе ищет свой жизненный путь. Под влиянием конкретных событий меняется его характер и мировоззрение. Так, главный герой произведения Е. Водолазкина «Лавр» Арсений идёт по стопам своего деда и становится травником. Но жизнь преподносит ему тяжёлое испытание, и герою приходится отправиться в долгий путь на поиски своего предназначения. Арсений не смог спасти возлюбленную Устину и ребёнка, разочаровывается в своих силах, обвиняет себя. Он понимает, что должен кардинальным образом изменить свою жизнь и решает посвятить её самопожертвованию и служению людям. Под именем Устина герой пытается искупить свои грехи, совершает паломничество в Иерусалим, а затем становится монахом. Странствие героя – это путь святого: он учится исцелять даже самые тяжёлые недуги и творит настоящие чудеса. Так происходит превращение травника Арсения в схимника Лавра, целителя и чудотворца.

М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»

Человек, который ищет себя, находится в постоянном движении. Путешествие становится для путника способом познания своего внутреннего мира, но не всегда человек способен к нравственному воскресению. Например, главный герой романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» чувствует себя «топором в руках судьбы», лишним человеком, способным только разрушать чужие жизни и причинять людям страдания. Печорин со своей склонностью к перемене мест действительно лучше познаёт себя и судит самым страшным судом. Он понимает, что не использовал данные от природы способности по назначению и многое упустил. Такие люди, как Печорин, не могут найти своё место и вечно странствуют, пока не умирают где-нибудь в дороге, как это и случилось с главным героем.

2. Цивилизация и технологии – спасение, вызов или трагедия?

(достижения и риски цивилизации, надежды и страхи, с ней связанные).

Е. Замятин «Мы»

Что произойдёт с миром, когда плоды научно-технического прогресса окончательно вытеснят духовные ценности? В антиутопии Е. Замятина рассказывается о Едином государстве, у жителей которого нет имён, есть только номера. Не ведёт ли утрата имени к уничтожению души? Герои ведут размеренную жизнь, встают и ложатся спать по чётко установленному расписанию и не имеют собственного мнения. Например, выборы так называемого Благодетеля проводятся в День Единогласия, и никто не может проголосовать против единственного кандидата. Когда главный герой Д-503 пытается нарушить заведённый порядок, всё оборачивается катастрофой: отступников жестоко наказывают. Тех, кто пытается жить по-другому, стать индивидуальностью, навсегда лишают фантазии. Действительно, иногда стремительное развитие технологий может повлечь за собой серьёзные последствия и даже привести к вырождению человечества.

Р. Брэдбери «451 градус по Фаренгейту»

В антиутопии «451 градус по Фаренгейту» Р. Брэдбери представляет будущее, в котором люди не читают книги. Специальные пожарные команды уничтожают произведения, которые могут каким-то образом повлиять на жителей и пробудить в них способность думать самостоятельно. В новом мире нет места для душевности, люди стали зависимыми от новых технологий, не представляют своей жизни без телепередач и механических псов. Но есть ли будущее у такого мира? Таким вопросом в какой-то момент задаётся Гай Монтэг, который раньше тоже сжигал книги и старался ни о чём не задумываться. После знакомства с Клариссой его жизнь меняется, и он начинает понимать, что всё это время двигался в неправильном направлении. Но чтобы создать, иногда нужно разрушить: после бомбардировки мир был полностью уничтожен. Это доказывает, что духовные ценности не могут быть вытеснены, иначе это приведёт к деградации и разрушению общества.

Д. Киз «Цветы для Элджернона»

Всегда ли научные открытия и эксперименты делаются во благо? Главный герой произведения Д. Киза «Цветы для Элджернона» — умственно отсталый молодой человек, который хотел бы получить хорошее образование, но не может это сделать в силу особенностей своей психики. Однако участие в научном эксперименте, позволяющем повысить уровень своего интеллекта, меняет его судьбу, и юноша через какое-то время становится гением. Казалось бы, мечта сбылась, и теперь перед Чарли открыты все двери, однако это не делает героя счастливым. Напротив, он чувствует себя неподготовленным к новой жизни и ощущает в глубине души пустоту и одиночество. Как оказалось, гении становятся объектами насмешек и издевательств чаще, чем умственно отсталые. Эксперимент не удался, и своими неосторожными действиями учёный разрушил жизнь человека.

3. Преступление и наказание – вечная тема

(преступление и наказание как явление социальное и нравственное, совесть и стыд, ответственность, раскаяние).

Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание»

За каждое преступление человек должен понести наказание, и, наверное, не может быть ничего хуже угрызений совести. В романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» главный герой решает проверить свою теорию, позволяющую делить людей на «право имеющих» и «тварей дрожащих». Он считает, что убийство может быть оправдано, если оно совершено с благой целью. Старуха-процентщица, которую убивает Раскольников, представляется ему «зловредной вошью», чьё существование не приносит никакой пользы. Однако герой совершил серьёзную ошибку: никто не вправе отнимать у другого жизнь, и никакие хорошие поступки не смогут оправдать преступника. Раскольников почувствовал себя слабым после совершения убийства, он тоже оказался той самой «тварью дрожащей». Герой не сразу раскаялся в своём поступке, это произошло только на каторге, но уже становится ясно, что больше он никогда не сможет переступить черту.

Н.С. Лесков «Леди Макбет Мценского уезда»

Главная героиня Н.С. Лескова «Леди Макбет Мценского уезда» совершает несколько преступлений, изначально не чувствуя раскаяния и мук совести. Она готова на всё ради любви к приказчику Сергею и с хладнокровием убивает своих родственников. Но найти счастье с другим человеком женщина всё-таки не может, даже известная пословица гласит: «На чужом несчастье счастья не построишь». Руководимая собственной страстью, она не замечает недостатков своего избранника, которого привлекал только статус Катерины Львовны и её материальное положение. В один момент судьба нанесла Измайловой серьёзный удар: она лишилась всего, что ей было дорого. Кроме того, возлюбленный, ради которого Катерина совершала преступления, оказался предателем. Жизнь утратила для неё всякую ценность, и это стало самым страшным наказанием для преступницы.

Н.М. Карамзин «Бедная Лиза»

Иногда мы невольно причиняем человеку боль, и одно неосторожно сказанное слово может стоить кому-то жизни. Так, герой повести Н.М. Карамзина Эраст влюбился в крестьянку и не мог контролировать свои чувства. Конечно, юноша не был готов создать семью с бедной девушкой, но он и не подозревал, насколько серьёзными могут быть последствия. Лиза совершает самоубийство, и это её личный выбор, но между тем Эраст считает себя преступником. Герой был несчастлив до конца своих дней, потому что его мучили угрызения совести, он не мог простить себя за предательство. Именно муки совести и чувство вины стали для Эраста самым тяжёлым наказанием.

4. Книга (музыка, спектакль, фильм) – про меня

(высказывание о тексте, который представляется личностно важным для одиннадцатиклассника).

М. Цветаева «Книги в красном переплёте»

Книги могут стать для человека лучшими друзьями и помогать в трудную минуту. Едва ли можно представить себе существование мира без искусства. Например, лирическая героиня стихотворения М. Цветаевой «Книги в красном переплёте» говорит о том, какое влияние на неё оказали прочитанные в детстве художественные произведения. Девочка спешила домой после уроков, чтобы поскорее окунуться в вымышленный мир и узнать о судьбе любимых героев. Ей казалось, что Том Сойер и Гекк Финн – это её родственные души, поэтому героине так хотелось проводить с ними как можно больше времени. Она испытывала сильные эмоции, волнуясь и переживая за персонажей книг, получала наслаждение от чтения и в эти мгновения забывала о реальности.

Л.Н. Толстой «Война и мир»

Музыку называют лучшим лекарством от душевной боли. Так, например, герой романа-эпопеи Л.Н. Толстого «Война и мир» Николай Ростов был близок к самоубийству, после того как проиграл в карты крупную сумму. Находясь в тяжёлом состоянии после неприятного разговора с отцом, герой слышит игру и пение своей сестры. В этот момент Николай Ростов забывает о своих трудностях и неудачах, музыка исцеляет его боль и помогает по-другому взглянуть на мир. Герой понимает, что жизнь в сущности своей прекрасна, а человека делают счастливым не материальные ценности. Услышав пение Наташи, Николай осознаёт, какими мелочными были все его переживания, и почувствовал в себе силы двигаться дальше.

А.С. Пушкин «Моцарт и Сальери»

Настоящее искусство способно изменить как отдельного человека, так и весь мир. Талантливых людей достаточно много, однако не каждое имя остаётся в истории. В чём разница между истинным искусством и обычным ремеслом? В маленькой трагедии А.С. Пушкина «Моцарт и Сальери» главные герои – замечательные композиторы, но между тем полные противоположности. Моцарт творит по наитию и может создать что-то совершенное за короткий промежуток времени, Сальери же считает, что творчество – это неустанный труд. Почему Сальери завидует Моцарту? Ему не удаётся так же глубоко чувствовать музыку, во главу угла он ставит славу, мечтает стать известным. Моцарт же лишён тщеславия и корыстолюбия, он умеет получать удовольствие от того, что делает. Именно это и позволяет его музыке вызывать у слушателя столько эмоций.

5. Кому на Руси жить хорошо? – вопрос гражданина

(социальные пороки и общественная справедливость, поиск путей помощи тем, кому трудно, путей совершенствования общества и государства).

Н.А. Некрасов «Кому на Руси жить хорошо?»

В поэме Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо?» герои пытаются найти в России самого счастливого человека. Однако абсолютного счастья не обрёл ни один из встреченных ими людей. Ни среди помещиков, ни среди крестьян нет человека, который мог бы похвастаться своей жизнью, каждому пришлось вынести тяжёлые испытания и пройти тернистый путь лишений и страданий. Что мешает счастью человека? Рабская психология, пьянство, отсутствие средств к существованию, социальное неравенство… Н.А. Некрасов поднимает множество проблем и заставляет читателей задуматься о том, что необходимо изменить в жизненном укладе ради благополучной и счастливой жизни.

Н.В. Гоголь «Ревизор»

В комедии «Ревизор» Н.В. Гоголь обличает недостатки чиновников, которые совершают должностные преступления. В небольшом городе N живёт судья Ляпкин-Тяпкин, который не привык разбираться в судебных делах, почтмейстер Шпекин читает чужие письма, в богоугодных заведениях «больные выздоравливают, как мухи», и абсолютно все берут и дают взятки. Городничий Антон Антонович Сквозник-Дмухановский закрывает глаза на происходящее и начинает по-настоящему волноваться только перед приездом ревизора. Гоголь создаёт характеры людей, практически не способных к изменению. Чтобы добиться процветания государства и счастливой жизни его граждан, необходимо разрешить насущные проблемы.

В.Г. Распутин «Живи и помни»

Н.А. Некрасов писал следующее: «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан. А что такое гражданин? Отечества достойный сын». У гражданина есть важнейшая обязанность – отдавать долг Родине. Что происходит, когда человек забывает о своём долге? Об этом размышляет В.Г. Распутин в повести «Живи и помни». Андрей Гуськов уходит на фронт ради защиты своего Отечества и близких людей, но в какой-то момент он чувствует слабость, нежелание сражаться и рисковать своей жизнью. Герой становится дезертиром, не понимая, на что обрекает свою семью, ведь в таком случает его близкие оказываются в опасности. Герой пытается снять с себя ответственность за произошедшее, и всё это приводит к страшным мучениям и деградации личности. Писатель говорит о том, что у человека, который забывает о своём долге и личной ответственности, нет права на полноценную счастливую жизнь.

Аргументы по направлению  “Цивилизация и технологии — спасение, вызов или трагедия?”

Введение

Цивилизация и технологии – реалии нашей современной жизни. Сейчас уже невозможно быть вне цивилизации и не пользоваться все растущими возможностями технологического прогресса. Человек и сам становится активным членом процесса, он плотно погружается в процесс, на него воздействуют, он воздействует на других. Чтобы быть готовым воспринять новое, нужно быть готовым разрушить то, что уже устарело. Это касается сегодня в первую очередь не материального, а установок человека, особенностей его мировоззрения, характера, устоявшихся привычек. Молодым это сделать легко, хотя и не всем, а вот поколение более старшее, куда сложнее воспринимает новинки в технологическом развитии человечества. Очистить себя от старого, чтобы получить новое, не получается иначе, как с большими усилиями, а кто добровольно желает терпеть лишения и трудности? Иногда это и вовсе невозможно.

Псым и мыхьэнэр сочинение на кабардинском языке

Старшее поколение и даже будущее старшее поколение всегда будет консервативно относится к новым технологиям и прогрессу. Старшее поколение не хотят тратить время и не имеют желания осваивать новые технологии. Многие не доверяют тому же интернету, кто-то боится испортить дорогую вещь, а кто-то боится остаться без работы из-за развития современных технологий, поэтому желают работать по старому. Большая часть старшего поколения считают, что новые технологии очень опасны для здоровья.

Как современные технологии влияют на жизнь общества?

Р. Брэдбери роман «451 градус по Фаренгейту» Аргумент №1

Р. Брэдбери в романе «451 градус по Фаренгейту» знакомит читателя с отрицательной стороной современных технологий. Жена главного героя, Милдред полностью погрузилась в мир телевидения, став от него совершенно зависимой. Она именно захламляла дом огромными экранами, вешая их буквально на каждую стену. В начале у пары были хорошие отношения: взаимное уважение и любовь друг к другу. Однако со временем эти светлые чувства и отношения дали трещину, что произошло из-за зависимости Милдред. Она перестала замечать жизнь вокруг, ведь интерес вызывал только телевизор. После этого брак стал потихоньку распадаться. Из этого роман можно сделать вывод, что люди, погружаясь в мир виртуальности забывают о родных и близких, для них становится самым главным техника.

Я.Вишневский «Одиночество в сети» Аргумент №2

Еще одним примером может послужить роман Вишневского «Одиночество в сети». Это рассказ о мужчине и женщине. Они живут в разных странах и знакомятся в виртуальной реальности. Рассказывают друг другу разные истории, делятся своими переживаниями, но в виртуальном общении и чувства ненастоящие. Они обманывают не только друг друга, но и себя, воображая любовь. В сущности, каждый из героев полюбил собственную фантазию, потеряв связь с реальным миром.

К чему могут привести научные открытия, лишённые гуманности?

М.А. Булгаков «Роковые яйца» Аргумент №3

В фантастической повести «Роковые яйца» М.А. Булгаков подчёркивает, какой непоправимый урон могут нанести обществу некоторые научные открытия. Так, заведующий совхозом Рокк по неосторожности вместо кур выводит гигантских рептилий, пользуясь изобретением профессора Персикова. Всего лишь одна, казалось бы, маленькая ошибка способна оказать губительное влияние на человечество. Луч жизни, который открывает учёный Персиков, действует абсолютно противоположным образом. Если бы сама природа не помогла людям и не наступил внезапный мороз, стремительно размножающиеся чудовища уничтожили бы цивилизацию. Действительно, перемены зачастую касаются не одного человека, а переворачивают жизни миллионов людей.

Р. Брэдбери роман «451 градус по Фаренгейту» Аргумент №4

В антиутопии «451 градус по Фаренгейту» Р. Брэдбери создаёт образ пугающего будущего – результата технического прогресса. Люди больше не заботятся о своём внутреннем мире, духовные ценности дискредитируются, человек, живущий в виртуальной реальности, сам становится похожим на робота. Главный герой, Гай Монтэг, работает пожарным, в чьи обязанности входит сожжение книг. До встречи с Клариссой он живёт, как все остальные, даже не задумываясь о том, что его жизнь в чём-то неправильна.

Герои Брэдбери давно перестали общаться друг с другом, у них нет близких, которыми они дорожат, кроме телевизионных «родственников». Может быть, в скором времени человечество вымрет, а на смену придут бездушные электрические псы? Подобные научные открытия не приносят обществу никакой пользы, оно деградирует, поэтому финал произведения закономерен. У такого города нет будущего, и почти все его жители погибают в результате атомной бомбардировки. Так, можно сделать вывод, что антигуманные открытия ведут к вырождению человечества.

Могут ли новые технологии сделать людей лучше?

Д. Киз роман «Цветы для Элджернона» Аргумент №5

В романе Д. Киза «Цветы для Элджернона» показан научный эксперимент, в ходе которого доктора Штраус и Немур повышают умственные способности умственно отсталого с рождения человека. Центральный персонаж Чарли Гордон получает возможность жить жизнью обычного человека, которой он был лишен до тридцатилетнего возраста, теперь он может общаться с другими людьми, понимая при этом окружающий мир, чем он не мог довольствоваться раньше. То, что с помощью научно-технического прогресса удалось повысить интеллект Чарли Гордона, чему посвящена большая часть романа, заставляет читателя задуматься над тем, что новые технологии могут сделать человека лучше. Однако в повествовании показано, что научный эксперимент оказался неудачным: как резко Чарли Гордон стал гением, так резко он и вернулся в прежнее состояние. Новым технологиям не удалось повысить умственные способности главного героя на всю дальнейшую жизнь. Автор показывает, что новые технологии не могут выиграть борьбу с природой.

Р. Брэдбери рассказ «И грянул гром» Аргумент №6

О том, что новые технологии редко делают людей лучше, рассуждает и Р. Брэдбери в своем рассказе «И грянул гром». Живущие в 2055 году люди создают Машину времени, позволяющую оказаться в любом моменте прошлого. Казалось бы, эта новая технология может помочь человеку: теперь людям не придется мучиться незнанием того, что было в прошлом, что позволит знать абсолютно точную историю, своими глазами увидеть то, что происходило в жизни наших предков. Однако то, что главный герой Экельс, отправившийся в прошлое для того, чтобы убить динозавра, из-за страха сходит с тропы и нечаянно убивает бабочку, из-за чего меняется весь ход истории, демонстрирует, что человек, имея огромные возможности благодаря новым технологиям, не умеет соблюдать правила пользования этими новыми технологиями, и из-за этого неумения новые технология не только не преображают человека и его жизнь, но и делают для его существования хуже.

Всегда ли технический прогресс приносит человечеству пользу?

М.А. Булгаков повесть «Собачье сердце» Аргумент №7

В 1925 году М.А. Булгаков пишет повесть «Собачье сердце», в которой, помимо злободневных тем, связанных со строительством нового мира, раскрывает и тему научного прогресса. Писатель говорит о том, что развитие науки остановить нельзя, но человечество не до конца осознаёт последствия своих действий. Профессор Преображенский проводит необыкновенную операцию: пересаживает бродячей собаке человеческий гипофиз. Но жизнь показывает, что искусственным путём сделать человека, слепить, как из пластилина, невозможно. Новоиспечённый Полиграф Полиграфович Шариков оказывается абсолютно неуправляемым, грубым и наглым. Благородство и отзывчивость ему неведомы. Он начинает видеть в профессоре своего врага, шантажирует Преображенского, угрожая составить донос. Таким образом, М.А. Булгаков говорит нам: чтобы быть человеком, недостаточно иметь «две руки, две ноги». Главное — быть культурным, воспитанным. А это невозможно без долгого становления, без систематической работы над собой. Причём с юности. Такой технический прогресс в буквальном смысле опасен для человечества.

Е.И. Замятин роман «Мы» Аргумент №7

Ещё один пример отрицательного воздействия науки на общество показал Е.И. Замятин в романе «Мы». Произведение, написанное чуть раньше булгаковской повести, в 1920 году, рисует общество будущего. Для людей сделано всё: у них есть дома, работа, они одеты и накормлены. Чем не идеальная жизнь, лишённая неравенства, бедности?! Но есть и обратная сторона: человек здесь — лишь винтик в большом и отлаженном механизме. У него отняли индивидуальность. Право на любовь и самовыражение. Жизнь строго регламентирована: время на работу, на сон, на еду, на отдых. Даже на имя никто не имеет права. Сам Благодетель безлик. Технический прогресс здесь уничтожил эмоциональную вовлечённость в каждодневные дела. Как и М.А. Булгаков, Е.И. Замятин подводит читателя к мысли о том, что человек должен сам развиваться, учиться, находить любимое дело. И регулярно работать над собой.

Заключение

Таким образом, можно сделать вывод, что современные технологии по-разному влияют на жизнь человека. Но все зависит исключительно от личности. Если она может сохранить духовные и семейные ценности даже с последней моделью телефона в руках, то она имеет право говорить о положительном влиянии современных технологий. В противном случае, люди просто не замечают, что погружаясь в мир виртуальной реальности, они перестают быть людьми, забывают о близких.

Темэр:
Макъ, хьэрфхэу Ху, ху.

27-нэ
урок (нап. 44-нэ, 45-нэ)

Мурадыр: макъ [ху]-р пычыгъуэхэм, псалъэхэм, псалъухахэм  къыхагъэщхьэхукIыфу, макъыр тэмэму ягъэIуфу егъэсэн; Ху, ху- хьэрфхэр егъэцIыхун, ахэр зыхэт пычыгъуэхэм, псалъэхэм, псалъухахэм  къеджэфу егъэсэн,
сабийхэм я бзэм, зэхэщIыкIым зегъэужьын, я щIэныгъэм хэгъэхъуэн, къэзыухъуреихь
дунейм гулъытэ хуащIу гъэсэн.

Урокым
ехьэлIапхъэр. 
Хьэрфхэр, хьэрф зэпыупщIахэр, пычыгъуэ
таблицэр, ху- макъыр зи фIэщыгъэцIэм хэт предметхэр къызэрыщ сурэтхэр.

Урокыр
зэрекIуэкIынур.

I. Яджар къэпщытэжын.

1.Урок кIуам зэрагъэщIа псынщIэрыпсалъэхэр
жегъэIэн.

2.Хьэрф зэрыбкIэ къуажэхьхэм я жэуапыр  егъэтхын е
зэхегъэгъэувэн:

Фыз фIыцIэ нэгъуд
(зи нэщIащэр куууэ ис), щIым дыд хэзыIу. (Уэшх) МафIэм имыс, псым
имытхьэлэ. (Мыл)  НатIэрыдз Iэрыдзэн, уеуэ пэтми мыуз. (Топ)
Мышухьэху бадзэ хужь. (Уэс). Ди пщIантIэ пIэтепхъуэ хужь тепхъуащ. (Уэс)
Ди бжэгъу щхьэкIэ джэдыкIэ цIыкIу пысщ. (Уэс).  Псалъэхэм лейуэ
хэтыр къэгъуэтын, ар лейуэ къыщIэплъытэм и щхьэусыгъуэр къыжыIэн. (Мыл, топ,
уэс – хьэрф бжыгъэкIэ зэхуэдизщ,  уэшх – псалъэр хьэрфиплI мэхъу,
ар лейщ.  Топ псалъэри лей мэхъу нэгъуэщI лъэныкъуэкIэ псалъэхэм
уеплъым, уэс, уэшх, мыл – мыхэр псори псым и щытыкIэщ, топыр
зэрыджэгу Iэмэпсымэщ)

3.Доскам ит уэх, уэм, уэн,  хамэ, хадэ, хасэ,
дахэ, махэ
— псалъэхэр зэпкърегъэхын: къегъэджэн, пычыгъуэкIэ зэпегъэудын,
хьэрфзешэхэмрэ хьэрф дэкIуашэхэмрэ зэхегъэгъэкIын,  ударенэ трегъэувэн. Схемэ
хуегъэщIын.

4. СхемэхэмкIэ псалъэухахэр текстым
къыхегъэгъуэтэн, къегъэджэн:

image001______  _______  _______.

image002______  ______   ______  _______.

image003______ 
______ .

5. Текстым хэт
псалъэухахэр зэрызэкIэлъыкIуэм хуэдэу,  схемэхэри зэкIэлъегъэхьын. Апхуэдэ
зэкIэлъыкIуэкIэ псалъэухахэм ямыIэмэ, текст зэрымыхъум гу лъегъэтэн.

6. УпщIэхэмкIэ
гъэлэжьэн.

 Сыт цIыкIухэм ящIэр? (КIэртIоф хасэ.) Хэт кIэртIоф хэзысар? (Абыхэм, цIыкIухэм).
Хэзысэр уэрамэ, дауэ зэрыжыпIэнур? (Сэ хызосэ.) Уэри уахэту хэфсэмэ-щэ? (Дэ
хыдосэ).  Къыббгъэдэсым а лэжьыгъэр зэригъэзащIэр жеIэт. (Уэ хыбосэ.) Ари хэту
гупым ялэжьмэ-щэ? (Фэ хывосэ). Лэжьыгъэр фэрыншэу ягъэзащIэмэ дауэ зэрыжыIэн
хуейр?   (Абыхэм хасэ).

            Хасэ
псалъэм къигъэлъагъуэр иджыпсту ялэжь, хьэмэ яуха лэжьыгъэ? (Иджыпсту ялэжь).
Сыт хуэдэ псалъэм къигъэлъагъуэрэ лэжьыгъэр зэраухар? (Хасащ).

7. НапэкIуэцI
43-нэм  ит сурэтымкIэ гъэлэжьэн. 

— Сыт цIыкIухэм ящIэр? (Хьэсэн псы
къехь, Шорэ ар къэбыстэм щ
IекIэ, Идар
удзыжьхэр
IэкIэ къыхепщIыкI, къэбыстэ зэхуакухэр Данэ фIанэкIэ егъэщабэ.)

—  Адыгэхэм ШорэкIэ еджэу еджагъэшхуэ диIащ. Абы къигупсысауэ щытащ
адыгэхэр зэрытхэн хьэрфхэр. (Сурэтыр егъэлъагъун). Ар хуейт сабийхэр псори
тхэфу, еджэфу, щIэныгъэ яIэу къэхъуну. Арат абы гугъу ехьу тхылъхэр   щIитхри.

II. ТемэщIэм елэжьын.

а) Макъ ху-м 
елэжьын.

1. Шорэ еджэу, тхэуэрэ дыгъэр къэтэджу
уафэ джабэм пшэплъыр къыкIэридзэху  щысу щытащ.  Дыгъэр къыщытэджым деж сыт
къэхъур?  (Нэху мэщ.) Сыт пщIондэ щыст Шорэ?

(Нэху щыху). Мы псалъитIри сыт хуэдэ макъкIэ иухрэ? (Макъ ху-кIэ).

Псалъэжьым
фыкъедаIуэ: ЦIыхур зыгъэщIэращIэр и гуащIэрщ. Макъ ху – зыхэт
псалъэр къэвгъуэт, ху – макъыр здэщыт щIыпIэр вгъэбелджылы.

Мыр макъ
къудейкъым, мыр икIи псалъэщ. ФедаIуэт: «ЦIыкIунитIэ —  ятIэ хэпщ». Сыту пIэрэ
ар зищIысыр? (Ху).  Сыт хум къыхащIыкIыр?   Къэфхьауэ щытын хуейщ ху
жыли  сывгъэлъагъут. Мыбы  къуажэхьыр екIупсу къыхуагупсысащ. Мы къуажэхьри
къафщIэ: ЩIым и IэфIыр къыщIэзыш, шэм и хужьыр къызэрыж, жылэр зыгъэунэ, быныр
къэзыгъатхъэ. (Нартыху). Абы и жылэ къэфхьар  дывгъэлъагъу.  Мы
псалъэм и япэ пычыгъуэр япэ сатырэм тесхэм, етIуанэ пычыгъуэр – етIуанэм, ещанэ
пычыгъуэр – ещанэ сатырэм тесхэм зыжьэу жегъэIэн. МакъыщIэр здэщыт щIыпIэр
егъэгъэбелджылын.

2. Къуажэхьхэм я жэуапыр къегъэщIэн.
МакъыщIэ яджыр къыхегъэгъуэтэн.

        СурэткIэ
егъэлъагъун.

— Джэд хужь цIыкIу
щIокIацIэ (Бжьыныху).

— ПщафIэм и Iэгу, Iэгум щызежэ.  (Хупхъэ).

— Сымаджэр
зыгъэхъуж, хъужам ф
IэмыIуэхуж. (Хущхъуэ).

— Щащэм къыхащIыкI, Iэнлъэм къыщхьэщыкI. (ХупцIынэ).

— Мазэм хуэдэу
хъуреябзэщ, бзэгуу иIэр дагъэ защIэщ, щIым къыхэпщмэ, дыгъэм хуоплъэ.

        (Сэхуран)

3.   
ПсынщIэрыпсалъэхэр жегъэIэн, макъ ху
зыхэт псалъэхэр къыхегъэщхьэхукIын, макъыр здэщыт щIыпIэр егъэубзыхун. Макъым и
къэхъукIэм гу лъегъэтэн, макъзешэрэ дэкIуашэрэ зэхегъэкIын.

Хурсэ — хурсэу 
ху санэ,

Санэху зэраза
кхъузанэ.

            ХьэIупэ
ДжэбрэIил

             Уэ
усэшхуэншэмэ, сэ усхуэсэшхуэншэ-

              Уи
щхьэ ухуэсэншэшхуэжщ.

                                                             
IуэрыIуатэ

Нэхуэ Хуарэр
къихужащ,

Хуарэр шэщым щIахуэжащ.

                                     
IуэрыIуатэ

Бабыху хущхъуэ
зэхуехьэсыр,

Быхуэ сахуэ
зэхуетхъусыр.

                                       
 IуэрыIуатэ                                                            

Махуэ
хуабэм сэхураныр къегъэхуабэ,

Махуэ
хуабэм сэхураныр къегъэхуалэ.

                                              
IуэрыIуатэ

4. Нартыху качаным 
къытрагъэлъэлъым,  зэнтхъ, гуэдз, хьэ, хьэпцIий  щхьэмыжхэм кърагъэлъэлъым 
зэреджэр хьэдзэщ.  (Егъэлъагъун). Къанэм зэреджэр  «мэш гъупщ». (Егъэлъагъун). 
Ахэр 
Iэщым ирагъэшх.

5. Сыт мы стэканхэм
ярылъыр? (Нартыху, сэхуран, ху, хугу, хуэнщ
Iей).

            Псалъэхэр
пычыгъуэкIэ зэпегъэудын, ху – макъыр зыхэт пычыгъуэр  егъэгъэбелджылын.

— Хумрэ  хугумрэ
сыт зищIысыр? Хум и фэр  трахри (яужьгъэри) хугурэ куэнцапIэу зэхокI. Хугум  
къыхащ
IыкI шхыныгъуэхэр къиIуэт.
(Хьэнтхъупс, п
Iастэ). КуэнцапIэр сыт зэращIыр? (Уэншэку
тебзэм иракIутэри сабий къалъхуагъащIэм и гущэм уэншэкуу  иралъхьэ).

— ХуэнщIейр
къыздикIыр дэнэ? (Гуэдзыр яхьэжа нэужь, яухуэнщI, гуэдз хьэдзэм и фэр
къытокIри хуэнщIей мэхъу).
Сыт хуэнщIейр зэращIыр? (Iэщым ирагъэшх).

6. ПсынщIэрыпсалъэр
жегъэIэн: хуэму  къыщIегъэдзэн,  жаIэху нэхъ щIегъэгъэпсынщIэн. Ху
макъыр здэщыт щIыпIэр егъэбелджылын. Жьыхур щэхуу щIехур щихум. (Мыр сыт хуэдэу
зэблэбгъэувыкIми хъунущ).

б) Хьэрфыр
егъэджын.

1. МакъыщIэм
и хьэрфыр егъэлъагъун. Хьэрфышхуэмрэ хьэрф цIыкIумрэ зэрегъэлъытын.

Доскам тет жыг,
кефир, сэху, шы, сэхуран, нартыху, хугу
сурэтхэм я  лъабжьэм  и кIэм
нэгъэсыжын хуей  псалъэхэр щIэтщ: щи ∙  , ш ∙ , сэ ∙ , ∙ арэ, сэ ∙ ран,  нарты
∙ ,  ∙ гу.  Доскам сабийхэр къешалIэурэ хьэрфхэр дегъэтхэжын (дегъэувэжын).
КомпьютеркIэ къэбгъэлъэгъуэну Iэмал уиIэмэ, нэхъыфIыжщ).

2. Пычыгъуэ
таблицэм егъэджэн.

3. Сатырэ къэс 
сабий зырызурэ доскам къыдэшын, псалъэхэр хьэрф зэпыупщIахэмкIэ зэхегъэувэн.
(Адрейхэми я сатырэм щыщ сабийм зэхигъэувэр хьэрф зэрыбхэмкIэ ятх.)
Зэхагъэувахэм къегъэджэжын. Хьэрф   ху-р здэщытыр жегъэIэн.
Хьэрфзешэрэ хьэрф дэкIуашэрэ зэхегъэгъэкIын. Псалъэхэм я мыхьэнэр
къагурыгъэIуэн. Псалъэухахэр зэхегъэлъхьэн.

хуэм

щэху

нэху

махуэ

хуарэ

щахуэ

Нэхунэ

Хурирэ

Хурсанэ

сэхуэ

хуарзэ

захуэ

шхуэ

шху

хуэш

4.
ТхылъымкIэ гъэлэжьэн. НапэкIуэцI 46-47-нэм зыжьэу къегъэджэн.

            Текстхэм 
хэт псалъэухахэм схемэ хуегъэщIын. Мы псалъэухахэр зи жэуап упщIэ  еджакIуэхэм
егъэгъэувын. (Мазэр сыт хуэдэ? Мазэр иджыри сыт хуэдэ? Жэщыр сыт хуэдэ? Изщ,
нэхущ, уэмщ – псалъэхэм предметыр зэрыщытыр къагъэлъагъуэ).
Псалъэухахэр
зэрыупщIэ псалъэуха егъэщIын.

(Мазэр из? Мазэр
нэху?  Жэщыр уэм?)

Сыт Дахэ ищIар?
(Дахэ щиху хисащ). Хисащ псалъэм сыт къигъэлъагъуэр? (Данэ илэжьар).
Щихур сыт хуэдэ? (Дахэщ). Сыт дахэ псалъэм къигъэлъагъуэр? (Щиху
предметым и щытыкIэр.)
Сыт щихум къыщыщIыр? (Мэлыд). Сыт мы псалъэм
къигъэлъагъуэр? (Щихум къыщыщIыр). ЗэрыупщIэ псалъэуха фщIыт Щиху текстым
и псалъэухахэр. (Дахэ щиху хиса? Щихур дахэ? Щихур лыдрэ?)

V. Яджар къызэщIэкъуэжын:

— Макъ дджар сыт
хуэдэ? (Ху). Хьэрфыр псоми къэфIэти сывгъэлъагъу. Дауэ къэхъуа ху хьэрфыр?

-Нэхъ хьэлэмэт
фщыхъуа псалъэхэм фыкъеджи, абы гъэщIэгъуэну хэфлъэгъуар къыджефIэ.

На чтение 8 мин Просмотров 28
Обновлено

Почитателям русской классики рекомендуем читать краткое содержание повести «Записки сумасшедшего» – трагикомического произведения Н. В. Гоголя, включенного автором в состав сборника «Арабески». Дневниковые записи главного героя, свидетельствующие о прогрессирующем сумасшествии, вызывают не только смех, но и жалость к унизительной и бесперспективной жизни мелкого чиновника.

Главные герои

Аксентий Иванович Поприщин – титулярный советник; бедный, невзрачный чиновник, сошедший с ума на почве мечты о повышении чина и любви к дочери директора.

Краткое содержание

Октября 3

Аксентий Иванович проснулся слишком поздно, проспав службу. Поспешно одевшись, он отправился в департамент, размышляя о своем бедственном положении.

Проходя мимо одного магазина, чиновник увидел, как рядом остановилась карета начальника департамента. Из нее выскочила дочка начальника – очень красивая молодая девушка. Следом за хозяйкой бросилась собачонка, которую звали Меджи. Она стала дожидаться девушку перед дверями магазина.

Внезапно Аксентий Иванович услышал, как с собачонкой кто-то поздоровался. Мимо проходили две дамы, но они явно ничего не говорили. За женщинами бежала еще одна собака. Чиновник с изумлением увидел, что две собачки, обнюхавшись, завели беседу. В ходе разговора с подругой по кличке Фидель Меджи заявила, что недавно посылала ей письмо.

Пораженный чиновник решил пойти следом за умной собакой и ее хозяйками. В результате он оказался у большого многоквартирного дома, населенного представителями низших слоев общества. Аксентий Иванович запомнил место, намереваясь разобраться во всем позже.

Октября 4

На следующий день, в среду, чиновник пришел на службу даже раньше положенного времени. Причина заключалась в том, что по средам он работал в домашнем кабинете директора департамента, очиняя для него перья. Здесь Аксентий Иванович мог увидеть его прекрасную дочку, в которую был тайно влюблен. Описывать свои чувства он стеснялся даже в дневнике.

Директор так и не появился в кабинете, зато ближе к обеду пришла его дочь. Поинтересовавшись, не был ли здесь отец, девушка случайно уронила платок. Чиновник неуклюже бросился на помощь и чуть не упал, но все же поднял платок и подал его красавице.

После обеда Аксентий Иванович был отпущен домой. Вечером он опять пришел к дому директора в надежде увидеть его дочку, но долгое ожидание не дало никаких результатов.

Ноября 6

Тайное преклонение мелкого чиновника перед дочерью директора было замечено на службе. Начальник отделения вызвал его к себе и стал укорять за бессмысленные фантазии. Он говорил, что Аксентию Ивановичу уже больше сорока лет. Он очень беден, нехорош собой и не имеет никаких шансов добиться расположения богатой и красивой девушки.

Чиновник выслушал все упреки, но остался при своем мнении. Аксентий Иванович считал, что ему еще не поздно добиться высокого чина и занять равное положение с директором и его дочерью.

Ноября 8

Аксентий Иванович сходил в театр и остался очень доволен спектаклем. Ему нравились легкие комедии, где можно было вволю посмеяться. Симпатичные актрисы нередко напоминали чиновнику прекрасную директорскую дочку. На этот «культурный отдых» Аксентий Иванович тратил последние гроши.

Ноября 9

День прошел как обычно. Аксентий Иванович пробыл на службе до четырех часов. Начальник не напоминал ему о недавнем неприятном разговоре.

Возвращаясь домой, Аксентий Иванович специально прошел мимо дома директора, но никого не увидел.

Ноября 11

Чиновник вновь работал в личном кабинете директора и с завистью размышлял о его образе жизни. Аксентий Иванович мечтал тоже жить в роскошном доме, на равных общаться с представителями высшего света, открыто ухаживать за прелестной дочкой директора.

Неожиданно Аксентия Ивановича осенила мысль, что Меджи может рассказать много интересного об интимной стороне жизни своей хозяйки. Он попытался заговорить с собачонкой, но хитрое животное ничего не ответило и убежало от чиновника.

Вспомнив о подслушанном разговоре между собаками, Аксентий Иванович решил похитить их переписку.

Ноября 12

В два часа дня Аксентий Иванович пришел в дом, в котором жили две дамы и Фидель. Поднявшись на шестой этаж, он позвонил в дверь. Чиновнику открыла какая-то девочка, в которой он сразу же узнал одну из дам. Тут же с яростным лаем выскочила собачонка.

Аксентий Иванович увидел в квартире место в углу, отведенное для собаки. Там стояло какое-то лукошко. Испугав девочку, чиновник ворвался в квартиру, обшарил лукошко и с торжеством нашел связку бумаг. Схватив драгоценную находку, он стремительно убежал.

Аксентию Ивановичу не терпелось тщательно изучить собачью переписку, но служанка затеяла в его квартире уборку. Чиновнику пришлось уйти и до вечера бродить по улицам.

Ноября 13

Аксентий Иванович с нетерпением принялся за чтение писем Меджи к Фидель. Он сразу же отметил «собачий стиль» посланий. Меджи писала очень грамотно, употребляла французские слова, высказывала умные мысли. При этом собака постоянно сбивалась на близкие ей темы о еде, достоинствах и недостатках псов и т. п.

Чиновник узнал, что в последнее время частым гостем в доме директора стал какой-то камер-юнкер. Молодой человек явно ухаживал за хозяйкой Фиджи – Софи. Девушка весьма благосклонно относилась к поклоннику.

По ходу чтения нарастала ярость Аксентия Ивановича. Меджи сообщала подруге о каком-то невзрачном чиновнике, который приходит для очинки перьев. По ее словам, Софи беспощадно высмеивала этого человека.

В последнем послании собачонка писала, что ее хозяйка без памяти влюблена в камер-юнкера. Судя по всему, очень скоро состоится их свадьба.

Разгневанный Аксентий Иванович в бешенстве разорвал все собачьи письма.

Декабря 3

С каждым днем нарастало негодование Аксентия Ивановича на господствующую в обществе несправедливость. Страдая от ревности, он не видел никакой разницы между камер-юнкером и собой – простым титулярным советником.

Чиновник был уверен, что и он может по воле счастливого случая неожиданно получить высокий чин. Вполне возможно, что он и так является «графом или генералом», только об этом никто не знает.

Декабря 5

Аксентий Иванович узнал из газет о непонятных событиях в Испании. После смерти испанского короля на престол должна быть взойти его малолетняя дочь.

Чиновник был в корне не согласен с таким решением. Он был твердо убежден, что государством должен править король, а не королева. Аксентий Иванович пришел к мысли, что настоящий властелин Испании где-то скрывается.

Декабря 8

Аксентий Иванович перестал ходить на службу. Он постоянно думал о событиях в Испании.

Год 2000 апреля 43 числа

Аксентий Иванович наконец-то понял, что именно он и является законным испанским королем, уже долгое время скрывающимся под видом обычного титулярного советника.

Чиновник открыл свою тайну служанке, изрядно испугав ее. Ходить в департамент ему больше было незачем.

Мартобря 86 числа. Между днем и ночью

К Аксентию Ивановичу пришел человек из департамента с требованием явиться на службу, где он не был уже три недели. «Испанский король» решил ради смеха сходить на работу.

С величественным видом чиновник прошел на свое место, храня гордое молчание. Он даже не притронулся к бумагам, проигнорировал появление директора и на одном документе поставил подпись: «Фердинанд VIII».

Под изумленные взгляды сослуживцев Аксентий Иванович покинул департамент и направился в дом директора. Напугав швейцара какой-то дикой фразой, он прошел в комнату Софи и открыто объявил ей, что является испанским королем. Пообещав ошарашенной девушке счастливую совместную жизнь, чиновник ушел.

Некоторого числа. День был без числа

Аксентий Иванович гулял по Петербургу инкогнито. Поняв, что ему нужно представиться российскому императору, он решил самостоятельно изготовить королевскую мантию. Взяв свой новый вицмундир, чиновник засел за работу.

Числа не помню. Месяца тоже не было. Было черт знает что такое

Аксентий Иванович сделал мантию и надел ее. Перед встречей с императором он решил дождаться посланцев из Испании.

Числа 1-го

Испанская депутация явно запаздывала. Аксентий Иванович даже ходил на почту, но там никто ничего не знал об этом.

Мадрид. Февруарий тридцатый

Депутаты, наконец-то, приехали к своему королю. Аксентия Ивановича посадил в карету и очень быстро доставили в Испанию. Там его встретили влиятельные и знатные гранды с обритыми головами. Король был доволен. Его только смущали странные испанские обычаи. Согласно одному из них, великий канцлер часто бил короля палкой.

Январь того же года, случившийся после февраля

Аксентий Иванович заподозрил, что попал в лапы инквизиции. Ему зачем-то обрили голову и подвергли невыносимому наказанию. Короля связали и стали капать ему на голову ледяной водой.

Число 25

Судя по всему, Аксентий Иванович жестоко ошибся. Он перепутал великого канцлера с великим инквизитором. Тот постоянно избивал короля палкой и грубо ругал его.

Чи 34 сло Мц гдао. 349

Лечение холодной водой не давало никаких результатов. Аксентий Иванович окончательно сошел с ума. В непрерывном бреду он мечтал, что его кто-нибудь спасет и увезет из Испании к любимой матушке.

Зарубежные и российские деятели пера, которые отпразднуют свои юбилеи в 2022 году. Списки юбиляров представлены в виде общей таблицы, а также список по месяцам для библиотек с разбивкой на русских и зарубежных авторов с кратким описанием их литературной деятельности. Используйте тот вариант, который для Вас более удобен.

Общий список в виде таблицы

Кстати! Эта таблица может отсортировать юбиляров, например по возрастанию или убыванию их возраста. А ещё в верхней её части есть поиск — может пригодиться ?

Юбилей, сколько лет Месяц и число рождения Писатели и поэты-юбиляры Годы жизни
145 Январь, 1 Иван Алексеевич Новиков 1877–1959
130 Январь, 3 Дж. Р. Р. Толкиен 1892–1973
400 Январь, 15 Жан Батист Мольер 1622–1673
140 Январь, 18 Алан Александр Милн 1882–1956
290 Январь, 24 Пьер де Бомарше 1732–1799
140 Январь, 25 Вирджиния Вульф 1882–1941
190 Январь, 27 Льюис Кэрролл 1832–1898
125 Январь, 28 Валентин Петрович Катаев 1897–1986
210 Февраль, 7 Чарльз Диккенс 1812–1870
75 Февраль, 14 Борис Геннадьевич Штерн 1947–1998
130 Февраль, 24 Константин Федин 1892–1977
105 Февраль, 25 Энтони Бёрджес 1917–1993
220 Февраль, 26 Виктор Гюго 1802–1885
100 Март, 7 Дмитрий Гаврилович Сергеев 1922–2000
85 Март, 13 Владимир Семёнович Маканин 1937–2017
120 Март, 18 Лидия Яковлевна Гинзбург 1902–1990
95 Март, 27 Сесиль Скаар Бедкер 1927–2020
140 Март, 31 Корней Иванович Чуковский 1982–1969
100 Апрель, 1 Сергей Петрович Алексеев 1922–2008
90 Апрель, 3 Михаил Филиппович Шатров 1932–2010
210 Апрель, 6 Александр Иванович Герцен 1812–1870
205 Апрель, 10 Константин Сергеевич Аксаков 1817–1860
85 Апрель, 10 Бэлла Ахмадулина 1937–2010
120 Апрель, 19 Вениамин Александрович Каверин 1902–1989
130 Апрель, 19 Георгий Викторович Адамович 1892–1972
120 Май, 7 ВладИслав СтанИслав Реймонт 1867–1925
90 Май, 10 Галина Николаевна Щербакова 1932–2010
135 Май, 16 Игорь Северянин 1887–1941
150 Май, 21 Надежда Александровна Тэффи (Лохвицкая) 1872–1952
110 Май, 24 Михаил Афанасьевич Стельмах 1912–1983
145 Май, 28 Максимилиан Александрович Волошин 1877–1932
235 Май, 29 Константин Николаевич Батюшков 1787–1855
110 Май, 30 Лев Иванович Ошанин 1912–1996
130 Май, 31 Константин Паустовский 1892–1968
155 Июнь, 15 Константин Дмитриевич Бальмонт 1867–1942
210 Июнь, 18 Иван Александрович Гончаров 1812–1891
90 Июнь, 20 Роберт Рождественский 1932–1994
115 Июнь, 22 Андрей Сергеевич Некрасов 1907–1987
115 Июнь, 25 Арсений Александрович Тарковский 1907–1989
145 Июль, 2 Герман Гессе 1877–1962
145 Июль, 6 Алексей Михайлович Ремизов 1877–1957
85 Июль, 11 Леонид Львович Яхнин 1937–2018
230 Июль, 23 Пётр Андреевич Вяземский 1792–1878
220 Июль, 24 Александр Дюма (отец) 1802–1870
115 Июль, 29 Борис Петрович Корнилов 1907–1938
105 Август, 4 Янка Брыль 1917–2006
95 Август, 8 Юрий Павлович Казаков 1927–1982
125 Август, 11 Энид Мэри Блайтон 1897–1968
155 Август, 14 Джон Голсуорси 1867–1933
85 Август, 19 Александр Валентинович Вампилов 1937–1972
90 Август, 20 Василий Павлович Аксёнов 1932–2009
160 Август, 21 Эмилио Сальгари 1862–1911
75 Август, 24 Пауло Коэльо Родился в 1947 году
85 Август, 31 Марк Сергеевич Харитонов Родился в 1937 году
95 Сентябрь, 3 Алесь Михайлович Адамович 1927–1994
205 Сентябрь, 5 Алексей Константинович Толстой 1817–1875
150 Сентябрь, 10 Владимир Арсеньев 1872–1930
75 Сентябрь, 21 Стивен Кинг Родился в 1947 году
90 Сентябрь, 26 Владимир Войнович 1932–2018
130 Октябрь, 8 Марина Цветаева 1892–1941
95 Октябрь, 11 Владимир Успенский 1927–2000
125 Октябрь, 15 Илья Ильф 1897–1937
135 Октябрь, 22 Джон Сайлас Рид 1887–1920
90 Октябрь, 23 Василий Иванович Белов 1932– 2012
225 Ноябрь, 3 Александр Александрович Бестужев 1797–1837
135 Ноябрь, 3 Самуил Яковлевич Маршак 1887–1964
170 Ноябрь, 6 Мамин-Сибиряк Дмитрий Наркисович 1852–1912
95 Ноябрь, 7 Дмитрий Михайлович Балашов 1927–2000
135 Ноябрь, 10 Арнольд Цвейг 1887–1968
100 Ноябрь, 11 Курт Воннегут 1922–2007
115 Ноябрь, 12 Астрид Линдгрен 1907–2002
85 Ноябрь, 20 Виктория Токарева Родилась в 1937 году.
305 Ноябрь, 25 Александр Петрович Сумароков 1717–1777
355 Ноябрь, 30 Джонатан Свифт 1667–1745
220 Декабрь, 8 Александр Иванович Одоевский 1802–1839
255 Декабрь, 13 Иоганн Генрих Гейне 1797-1856
120 Декабрь, 16 Рафаэль Альберти 1902–1999
105 Декабрь, 21 Генрих Теодор Бёлль 1917–1985
85 Декабрь, 22 Эдуард Николаевич Успенский 1937–2018

Писатели и поэты юбиляры 2022 коллаж

Российские (советские) юбиляры 2022 по месяцам

Информация о днях рождения отечественных авторов с разбивкой по месяцам для библиотек и кратко о том, какие произведения они написали и чем ещё прославились. В 2022 году свои юбилеи отметят следующие русские и советские авторы:

Январь

1 янв. — 145 лет. Иван Алексеевич Новиков (1877–1959)
Сборники рассказов и стихов «Искания», «Вишни», «Небо молчало», «Под родным небом», «Народная память» и др.

28 янв. — 125 лет. Валентин Петрович Катаев (1897–1986)
Поэт, драматург, сценарист, писатель. «Шёл солдат с фронта», «Белеет парус одинокий», «Сухой лиман» и др.

Февраль

14 фев. — 75 лет. Борис Геннадьевич Штерн (1947–1998)
Писатель. Автор фантастических произведений: «Чья планета?», «Кто там?», «Записки динозавра», «Эфиоп» и др.

24 фев. — 130 лет. Константин Федин (1892–1977)
Некоторые произведения юбиляра: «Абхазские рассказы», «Города и годы», «Мужики», «Братья» и др.

Март

7 марта — 100-летний юбилей со дня рождения Константина Федина (1892–1977)
«Абхазские рассказы», «Города и годы», «Мужики», «Братья» и др.

13 марта — 85 лет. Владимир Семёнович Маканин (1937–2017)
Советский и российский писатель.
Произведения: «Предтеча», «Погоня», «Однодневная война», «Дашенька» и др.

18 марта — 120 лет. Лидия Яковлевна Гинзбург (1902–1990)
Писательница была лично знакома с Ахматовой, Маяковским, Мандельштамом и другими литературными гигантами своего времени и оставила о них бесценные биографические записи. Является автором «Записок блокадного человека», «Человека за письменным столом» и др. произведений.

31 марта — 140 лет. Корней Иванович Чуковский (1982–1969)
Настоящее имя: Николай Васильевич Корнейчуков
Автор детских сказок и стихов, которые в представлении не нуждаются: «Мойдодыр», Крокодил», «Бармалей», «Тараканище» и др.

Апрель

1 апр. — 100 лет. Сергей Петрович Алексеев (1922–2008)
Советский и русский писатель
Книги «Богатырские фамилии», «Идёт война народная», «Сто рассказов из русской истории» и др.

 3 апр. — 90 лет. Михаил Филиппович Шатров (1932–2010)
«Именем революции», «Так победим!», «Брестский мир»

6 апр. — 210 лет. Александр Иванович Герцен (1812–1870)
Что нам известно о Герцене кроме того, что его разбудили декабристы:
Издавал революционный еженедельник «Колокол». Писал социальные и философские статьи. Автор книг: «Кто виноват?», «Прерванные разговоры», «Москва и Петербург», «Сорока-воровка» и др.

10 апр. — 205 лет. Константин Сергеевич Аксаков (1817–1860)
Русский поэт и идеолог славянофильства. Произведения: «Освобождение Москвы в 1612 году», «Почтовая карета» и др.

10 апр. — 85 лет. Бэлла Ахмадулина (1937–2010)
Одна из известнейших российских поэтесс 2 половины 20-го столетия. Поэтические сборники «Метель», «Струна», «Озноб», «Уроки музыки» и др. Песни на стихи Ахмадулиной звучат в таких фильмах, как «Жестокий романс», «Ирония судьбы….» и др.

19 апр. — 120 лет. Вениамин Александрович Каверин (1902–1989)
Автор романов «Девять десятых судьбы», «Косой дождь», «Перед зеркалом» и др.
Рассказов «Большая игра», «Бочка», «Пятый странник» и др.
Сказок «Сын стекольщика», «Сильвант», «Снегурочка» и др.

19 апр. — 130 лет. Георгий Викторович Адамович (1892–1972)
Русский поэт-акмеист, автор множества сборников стихов, биографических произведений, литературный критик.

Май

10 мая — 90 лет. Галина Николаевна Щербакова (1932–2010)
(настоящая фамилия — Руденко) русская писательница
Автор книг: «Митина любовь», «Отчаянная осень», «Косточка авокадо», «Радости жизни» и др.
По произведениям Щербаковой сняты несколько художественных фильмов.

16 мая — 135 лет. Игорь Северянин (1887–1941)
Настоящее имя: Игорь Васильевич Лотарёв.
Российский поэт «Серебряного века». Автор многих сборников стихотворений.

21 мая — 150 лет. Надежда Александровна Тэффи (Лохвицкая) (1872–1952)
Автор произведений: «Неживой зверь», «Зигзаг», «Земная радуга», «Митенька» и др.

24 мая — 110 лет. Михаил Афанасьевич Стельмах (1912–1983)
Писатель, автор таких романов, как «Большая родня», «Хлеб и соль», «Правда и кривда», повестей для детей: «Гуси-лебеди летят», «Щедрый вечер».

28 мая — 145 лет. Максимилиан Александрович Волошин (1877–1932)
Российский и советский поэт, выпущено собрание сочинений автора в 13 томах.

29 мая — 235 лет. Константин Николаевич Батюшков (1787–1855)
Пушкин считал Батюшкова своим литературным учителем. Батюшков внёс большой вклад в основы обработки русской поэтической речи. Некоторые стихи поэта: «Переход через Рейн», «Тень друга», «На развалинах замка в Швеции».

30 мая — 110 лет. Лев Иванович Ошанин (1912–1996)
Поэт-песенник советской эпохи. Известны такие песни на стихи автора, как «Дороги», «Солнечный круг», «Течёт река Волга» и др.

31 мая — 130 лет. Константин Паустовский (1892–1968)
Известные произведения писателя: «Северная повесть», «Созвездие гончих псов», «Романтики» и др. Многие из них были экранизированы в виде фильмов и мультфильмов. Например, «Телеграмма», «Стальное колечко», «Тёплый хлеб».

Июнь

15 июня — 155 лет. Константин Дмитриевич Бальмонт (1867–1942)
Русский поэт-символист.
«Перстень», «Соучастие душ», «Светлый час», «Песни мстителя» и др.

18 июня — 210 лет. Иван Александрович Гончаров (1812–1891)
«Обломов», «Обыкновенная история», «Обрыв» и др.

20 июня — 90 лет. Роберт Рождественский (1932–1994)
Полное имя: Рождественский Роберт Иванович
Является автором сотен стихов, на которые исполняли песни такие исполнители, как Магомаев, Пьеха, Пугачёва и др.

22 июня — 115 лет. Андрей Сергеевич Некрасов (1907–1987)
«Приключения капитана Врунгеля», «Судьба корабля», «Электрическое солнце» и др.

25 июня — 115 лет. Арсений Александрович Тарковский (1907–1989)
Сборники стихов «Зимний день», «Волшебные горы», «Быть самим собой» и др.

Июль

6 июля — 145 лет. Алексей Михайлович Ремизов (1877–1957)
Романы «Пруд», «Часы», Повести «Пятая язва», Крестовые сёстры» и другие произведения — рассказы, пьесы, сказки.

11 июля — 85 лет. Леонид Львович Яхнин (1937–2018
Написал книги «Фарфоровый колокол», «Серебряные колесики», «Поющее дерево», «Площадь картонных часов». Перевёл такие сказки, как «Щелкунчик», «Халиф Аист», «Карлик нос», «Храбрый портняжка» и многие другие.

23 июля — 230 лет. Пётр Андреевич Вяземский (1792–1878)
Русский поэт 18-19 веков. Более чем личное творчество поэта интересен факт его дружбы с Пушкиным, который очень ценил Вяземского, вставлял его эпиграфы в свои произведения, посвятил несколько стихов и сделал Вяземского одним из персонажей «Евгения Онегина».

29 июля — 115 лет. Борис Петрович Корнилов (1907–1938)
Поэт советской эпохи. «Песня о встречном», «Африка», «Как от мёда у медведя зубы начали болеть» и др.

Август

4 авг. — 105 лет. Янка Брыль (1917–2006)
Советский писатель, родился в Одессе, умер в Минске
Произведения: «Зелёная школа», «Сиротский хлеб», «Начало зрелости», «Витраж» и др.

8 авг. — 95 лет. Юрий Павлович Казаков (1927–1982)
Произведения писателя: «Тихое утро», «Ночлег», «Запах хлеба», «Оленьи рога» и др.

19 авг. — 85 лет. Александр Валентинович Вампилов (1937–1972)
Прозаик и драматург советской эпохи. Автор пьес «Старший сын», «Утиная охота», «Прощание в июне», «Дом окнами в поле» и др.

20 авг. — 90 лет. Василий Павлович Аксёнов (1932–2009)
Некоторые романы и повести писателя: «Пора, мой друг, пора», «Апельсины из Марокко», «Ожог», «Остров Крым» и др.

31 августа — 85 летний юбилей отмечает  Марк Сергеевич Харитонов. Родился в 1937 году. Известен как переводчик трудов Томаса Манна, Стефана Цвейга, Кафки, Германа Гёссе. Известная повесть юбиляра: «День в феврале».

Сентябрь

3 сен. — 95 лет. Алесь Михайлович Адамович (1927–1994)
Родился в Советской Белоруссии, умер в Москве. Писатель, сценарист, литературовед. Произведения: Партизаны, Последний отпуск, Блокадная книга и др. Являлся соавтором сценария к культовому фильму о войне «Иди и смотри».

5 сен. — 205 лет со дня рождения Алексея Константиновича Толстого (1817–1875)
Представитель великого литературного рода Толстых. Поэт, сатирик, писатель.
«Царь Фёдор Иоаннович», «Князь Серебряный», «Грешница» и др.

10 сен. — 150 лет. Владимир Арсеньев (1872–1930)
Полное имя: Владимир Клавдиевич Арсеньев. Русский путешественник и писатель. Автор произведений «По Уссурийскому краю», «Дерсу Узала», «Сквозь тайгу», «Охота на соболя» и др.

26 сен. — 90 лет. Владимир Войнович (1932–2018)
Войнович Владимир Николаевич
Русский писатель-прозаик. Повести «Два товарища», «Мы здесь живём», «Владычица» и др.

Октябрь

8 окт. — 130 лет. Марина Цветаева (1892–1941)
Цветаева Марина Ивановна. Русская поэтесса «Серебряного века», не нуждающаяся в представлении.

11 окт. — 95 лет. Владимир Успенский (1927–2000)
Успенский, Владимир Дмитриевич, российский и советский писатель. «Школа будущего», «Тайный советник вождя», «Утро большой реки» и др.

15 окт. — 125 лет. Илья Ильф (1897–1937)
«Двенадцать стульев», «Золотой телёнок», «Одноэтажная Америка» ну и ещё полторы сотни рассказов, фельетонов, сценариев в соавторстве с Евгением Петровым.

23 окт. — 90 лет. Василий Иванович Белов (1932– 2012)
Писатель-прозаик. Некоторые произведения юбиляра: «Плотницкие рассказы», «Привычное дело», «Год великого перелома» и др.

Ноябрь

3 нояб. — 255 лет. Александр Александрович Бестужев (1797–1837)
Русский писатель-байронист. Произведения «Поездка в Ревель», «Испытание», «Наезды», «Фрегат Надежда», «Лейтенант Белозор», «Страшное гадание» и др.

3 нояб. — 135 лет. Самуил Яковлевич Маршак (1887–1964)
Детский писатель. «Кошкин дом», «Теремок», «Двенадцать месяцев» и др.

6 нояб. — 170 лет. Мамин-Сибиряк Дмитрий Наркисович (1852–1912)
Настоящая фамилия просто «Мамин». Произведения: «От Урала до Москвы», «В водовороте страстей», «Гуттаперчевый мальчик», «Приваловские миллионы» и др.

7 нояб. — 95 лет. Дмитрий Михайлович Балашов (1927–2000)
Автор исторических романов «Младший сын», «Великий стол», «Отречение», «Воля и власть» и др.

20 нояб. — 85 лет. Виктория Токарева. Юбилярка родилась в 1937 году. Полное имя: Токарева Виктория Самуиловна. Писательница и сценарист. Наиболее известные фильмы, к которым В. Токарева написала сценарии: «Мимино», «Джентльмены удачи», «Шла собака по роялю», «Шляпа»

22 нояб. — 60 лет. Виктор Пелевин — родился в Москве в 1962. «Чапаев и Пустота», «Generation «Пи», «Омон Ра»,»Тайные виды на гору Фудзи» и др.

25 нояб. — 300 лет. Александр Петрович Сумароков (1717–1777)
Русский поэт 18 века. Произведения: «Хорев», «Димитрий Самозванец», «Опекун», «Лихоимец» и др.

Декабрь

8 дек. — 220 лет. Александр Иванович Одоевский (1802–1839)
Наиболее известен как поэт. «Василько», «Зосима», «Старица-пророчица», «Моя Пери» и др.

22 дек. — 85 лет. Эдуард Николаевич Успенский (1937–2018)
Для современников в представлении не нуждается. Является литературным «отцом» Чебурашки и Гены, персонажей из Простоквашино, Братьев-Колобков и др.

Зарубежные юбиляры 2022 по месяцам

Информация о датах рождения зарубежных авторов, которые отмечают свои юбилеи в 2022 году и кратко об их произведениях. Разбивка по месяцам для библиотек:

Январь

3 янв. — 130 лет. Дж. Р. Р. Толкиен (1892–1973)
Толкиен (или Толкин) Джон Рональд Руэл. Литературный отец любимых всеми хоббитов и компании. Помимо этого, написал ещё около 3 десятков произведений в жанре фэнтези. Среди них: «Сэр Гавейн и Зелёный Рыцарь», «Лист кисти Ниггля», «Дорога вдаль и вдаль идёт», «Сильмариллион» и др.

15 янв. — 400 лет. Жан Батист Мольер (1622–1673)
Мольер — литературный псевдоним. Настоящая фамилия — Поклен. Французский писатель-комедиограф («Тартюф», «Дон-Жуан», «Мизантроп» и др.)

18 янв. — 140 лет. Алан Александр Милн (1882–1956)
Английский писатель и поэт. Нам наиболее близок как создатель Винни-Пуха и его друзей.

24 янв. — 290 лет. Пьер де Бомарше (1732–1799)
Пьер-Огюстен Карон де Бомарше. Французский драматург и автор пьес: «Севильский цирюльник», «Женитьба Фигаро» и др.

25 янв. — 140 лет. Вирджиния Вульф (1882–1941)
Вирджиния Вульф (или Вулф) — английская писательница. «Комната Джейкоба», «Миссис Дэллоуэй», «На маяк», «Орландо», «Волны» и др.

27 янв. — 190 лет. Льюис Кэрролл (1832–1898)
Наст.имя: Чарльз Лютвидж Доджсон. «Алиса в Стране чудес», «Алиса в Зазеркалье», «Охота на Снарка»

Февраль

2 фев. — 140 лет. Джеймс Джойс (1882 — 1941) Полное имя- Джеймс Огастин Алоишес Джойс. «Улисс», «Поминки по Филлигану» и др.

7 фев. — 210 лет. Чарльз Диккенс (1812–1870)
Полное имя: Чарльз Джон Хаффем Диккенс. «Большие надежды», «Тайна Эдвина Друда», «Посмертные записки Пиквикского клуба», «Оливер Твист» и др.

25 фев. — 105 лет. Энтони Бёрджес (1917–1993)
Английский литературовед и писатель. «Мёд для медведей», «Заводной апельсин», «Трепет намерения», «Враг под покрывалом», «Человек из Назарета» и др.

26 фев. — 220 лет. Виктор Гюго (1802–1885)
Полное имя: Виктор Мари Гюго. «Собор Парижской Богоматери», «Отверженные», «Мария Тюдор» и др.

Март

6 марта — 95 лет. Габриэль Гарсиа Маркес (1927-2014)
Знаменитый прозаик из Колумбии. «Сто лет одиночества», «Полковнику никто не пишет», «Любовь во время холеры» и др.

27 марта — 95 лет. Сесиль Скаар Бедкер (1927–2020)
Детская писательница из Дании. «Силас и вороной», «Снег», «Дверь», «Глухой»,»Тинке, маленькая волчица»

Май

7 мая — 120 лет. ВладИслав СтанИслав Реймонт (1867–1925)
Писатель из Польши, является лауреатом Нобелевской премии по литературе в 1924 году. Произведения: «Земля обетованная», «Мужики», «Вампир» и др.

Июль

2 июля — 145 лет. Герман Гессе (1877–1962)
Германский писатель, лауреат Нобелевской премии в 1946 году. «Степной волк», «Гертруда», «Игра в бисер», «Сиддхартха» и др.

24 июля — 220 лет. Александр Дюма (отец) (1802–1870)
Циклы произведений о мушкетёрах, о Франции наполеоновской эпохи, о дворах королевы Марии-Антуанетты и династии Валуа.

Август

4 авг. — 230 лет.  П.Б. Шелли (1792-1822), английский поэт

11 авг. -125 лет. Энид Мэри Блайтон (1897–1968)
Английская писательница, писала книги для детей и подростков. На русский язык переведены «Великолепная пятёрка» и «Пять юных сыщиков и верный пёс».

14 авг. — 155 лет. Джон Голсуорси (1867–1933)
Британский прозаик. «Сага о Форсайтах» — пожалуй, самый известный роман из нескольких десятков произведений автора.

21 авг. — 160 лет. Эмилио Сальгари (1862–1911)
Итальянский писатель-романист. Сочинял исторические романы и книги в приключенческом стиле. «Карфаген в огне», «Последние флибустьеры» и др.

24 авг. — 75 лет отметит юбиляр Пауло Коэльо. Родился в 1947 году. Бразильский прозаик. «Алхимик», «Паломничество», «Валькирия», «На берегу Рио-Пьедра села я и заплакала» и др.

Сентябрь

21 сен. — 75 лет Стивену Кингу. Юбиляр родился в 1947 году. Американский писатель и сценарист, автор более 60 романов, большая часть из которых экранизированы.

Октябрь

22 окт. — 135 лет. Джон Сайлас Рид. (1887–1920)
Журналист, публицист и писатель из США. Известные произведения: «Десять дней, которые потрясли мир», «Восставшая Мексика».

Ноябрь

10 няб. — 135 лет. Арнольд Цвейг (1887–1968)
«Спор об унтере Грише», «Время созрело», «Возведение на престол» и др.

11 нояб. — 100 летний юбилей. Курт Воннегут (1922–2007)
Писатель и общественный деятель из США. «Механическое пианино», «Бойня номер пять, или Крестовый поход детей», «Завтрак для чемпионов» и др.

12 нояб. — 115 лет. Астрид Линдгрен (1907–2002)
Детская писательница из Швеции. «Малыш и Карлсон», «Пэппи Длинный Чулок», «Калле Блумквист» и др.

30 нояб. — 355 лет. Джонатан Свифт (1667 — 1745) Писатель родился в Ирландии. Наиболее известная книга: «Путешествия Гулливера».

Декабрь

16 дек. — 120 лет. Рафаэль Альберти (1902 — 1999). Поэт и драматург из Испании. Известны такие стихотворения юбиляра, как «Между гвоздикой и шпагой», «Прилив», «Весна народов», «Стихи с посвящением» и др.

21 дек. — 105 лет. Генрих Теодор Бёлль (1917–1985)
Немецкий писатель, автор около сорока сочинений — романов, повестей, рассказов, пьес. «Солдатское наследство», «Ангел молчал», «Завет» и др.

Пожалуйста, поделитесь в соцсетях:

  • Птицы зажужжали лошади заржали как называется сказка
  • Прочитайте фрагмент сказки я ларри необыкновенные приключения карика и вали герои этого произведения
  • Прочитайте предложения из рассказа ивана сергеевича тургенева муму выпишите из них однокоренные
  • Прочитайте отрывок из сказки пока бьют часы какое впечатление произвела на слушателей игра скрипача
  • Прочитайте материалы ключевые слова к сочинению и план их сбора 6 класс