Психотерапевтические сказки для дошкольников

Советы библиотекаря: с малышами читаем истории про животных и дружбу, с подростками обсуждаем серьезные темы.по выходным сотрудники столичных библиотек рассказывают

Советы библиотекаря: с малышами читаем истории про животных и дружбу, с подростками обсуждаем серьезные темы.

По выходным сотрудники столичных библиотек рассказывают о книгах, способных собрать вечером всю семью вместе. Варвара Купцова из библиотеки № 92 — культурного центра имени К.И. Чуковского выбрала шесть сказок и повестей, которые помогут детям полюбить чтение.

Малышам

«Лисенок Фокстрот» Гельме Гейне

Самым маленьким, безусловно, понравится эта добрая и интересная сказка. Однажды лисенок по имени Фокстрот выбрался из темной норы, в которой жил со своими родителями, и обомлел: оказывается, в мире так много разных звуков! Очень скоро он открыл в себе певческий талант и решил всерьез им заняться.

Маленький рыжий герой очарует всю семью, вы будете с огромным удовольствием следить за его приключениями и размышлениями. Если вы хотите научить своего ребенка читать и ищете что-то подходящее, то это идеальный вариант: буквы здесь крупные, текста не так много. Книжку написал современный немецкий писатель Гельме Гейне, лауреат Европейской детской литературной премии (European children’s book award) и обладатель других престижных наград. Милые иллюстрации, в которые вы влюбитесь с первого взгляда, выполнил сам автор.

«Только все вместе» Лоренца Паули

Швейцарский автор Лоренц Паули, лауреат нескольких литературных премий, написал прекрасную книгу о дружбе. Главные герои — олень, мышь, рыбка, медведь и сурикат. Что может объединять таких разных существ, вы сможете обсудить с ребенком сразу после прочтения. Интересно, что подружились они вовсе не сразу — им пришлось присматриваться друг к другу и даже делать первые неверные выводы. Но в конце концов они научились общаться друг с другом.

Про иллюстрации хочется сказать отдельно. Взрослые их обязательно оценят — художница Катрин Шерер создала очень смешные, трогательные образы.

Психотерапевтические сказки для дошкольников

Ребятам постарше

«Вратарь и море» Марии Парр

Эта книга — продолжение «Вафельного сердца», которое норвежская писательница Мария Парр написала в 2005 году. Обе можно читать отдельно друг от друга: понимание сюжета не пострадает, даже если возьмете в руки сразу вторую часть.

Главным героям, Трилле и Лене, по 12 лет. Как и все дети, они обожают приключения. В первой книге их дружба проверялась на прочность расстоянием, а во второй они отправились в бухту Щепки-Матильды, чтобы затеять там кое-что интересное. Что именно — узнайте сами. Мария Парр пишет очень простым, легким языком. Многие сравнивают ее с Астрид Линдгрен — я думаю, что это вполне заслуженно.

«Тео — театральный капитан» Нины Дашевской

Советую познакомиться с мышонком Теодором, или Тео, который вместе со своей семьей живет в здании оперного театра. Долгое время люди и не подозревали о соседстве с мышами, пока Тео случайно не испортил наряд одной из балерин. Вот тут-то и началось все самое интересное. Могу сказать только одно: финал вас точно растрогает.

Нина Дашевская, лауреат литературной премии «Книгуру», Международной литературной премии имени В.П. Крапивина, не только рассказывает историю мышиного семейства, но и знакомит детей с миром музыки, упоминая некоторые профессиональные термины и тут же их объясняя. Так что это не только интересное, но и полезное чтение.

Психотерапевтические сказки для дошкольников

Подросткам

«Двенадцать зрителей» Инны Манаховой

Главная героиня этой очень серьезной и трогательной книги — 15-летняя Аня. Но с ней читатель познакомится не сразу: девочка пропала. В ее поисках принимает участие весь город. 12 человек, которые так или иначе были с ней знакомы, рассказывают, где и при каких обстоятельствах видели ее в последний раз.

Незначительных деталей здесь нет — каждый эпизод складывается в одну общую картину, через которую читатель понимает, что же произошло с Аней на самом деле. Характеры персонажей переданы очень ярко и точно.

Инна Манахова — популярная современная писательница. За «Двенадцать зрителей» она получила награду Международного конкурса имени Сергея Михалкова.

«Мальчик в полосатой пижаме» Джона Бойна

Тема, затронутая ирландским писателем Джоном Бойном, очень непростая. Однако подросткам, я считаю, необходимо читать такие книги. Действие разворачивается во время Второй мировой войны. Мальчик Бруно вместе со своей семьей переезжает в Польшу из Германии — этого требует работа отца, которого назначили комендантом концлагеря. Но он в силу слишком юного возраста ничего не знает о том, чем занимается его родитель.

Бруно знакомится с мальчиком Шмуэлем. У них очень много общего, и вскоре они становятся лучшими друзьями. Вот только Шмуэль живет по ту сторону колючей проволоки — его вместе с родными и другими еврейскими семьями привезли сюда, чтобы уничтожить. История заканчивается страшно. Но вместе с тем заставляет задуматься, дает много тем для разговоров.

В 2008 году режиссер Марк Херман снял по роману одноименный фильм. Если понравится книга, обязательно познакомьтесь и с экранизацией.

Кадр из фильма «Мальчик в полосатой пижаме». Режиссер М. Херман. 2008 год

Как увлечь ребенка чтением: лайфхаки библиотекарей

Больше отличных книг, проверенных читателями детских библиотек и их сотрудниками, — в рубрике «Советы библиотекаря».

Сценарии новогодних праздников

Литературно-музыкальная композиция к новогодним праздникам.

time20.12.2021

Цель: вызвать интерес к предстоящему празднику, создать праздничное новогоднее настроение.

time15.12.2021

Цель: развивать у детей умение работать в команде, помогать друг другу, находить совместные решения.

time14.12.2021

Сценарий новогоднего концерта – спектакля в Доме культуры.

time11.11.2021

Для удобства чтения иные слова написаны в транскрипции.

time20.10.2021

Сценарий новогоднего праздника «В гости к нам бычок идет» для 1 класса.

time21.04.2021

Новогодний музыкальный спектакль для старшеклассников по мотивам сказки К.Чуковского «Муха-Цокотуха» «Коварство и Любовь».

time24.01.2021

Сценарий проведения новогоднего праздника для обучающихся старших классов.

time25.02.2020

Сценарий праздничного новогоднего утренника «Приключения Кузи и Бабы-Яги на елке в детском саду. Дети под музыку вбегают в зал и встают в хоровод.

time11.02.2020

Действующие лица: Ваня, Люся, Мальчик, Девочка, Снеговик, Дружок, Лиса, Филин, Волк, Медведь, Дед Мороз, Снегурочка, Мишка, Зайка, Зайчиха.

time16.10.2019

Цель: создать праздничную сказочную обстановку, вызывать у детей радостные положительные эмоции, формировать всесторонне развитую, целостную личность.

time26.12.2018

Старый год кончается,
Хороший добрый год…

time15.12.2018

Не далеко не близко, не высоко не низко,
А это было в тридесятом царстве, тридевятом государстве…

time15.12.2018

Забавная новогодняя сценка для учащихся 4 — 6 классов по мотивам мультсериала о Смешариках. Встраивается в любой новогодний сборный сценарий и позволяет задействовать большое количество учащихся. Если же класс маленький, то можно легко сократить количество участников. Сценка предполагает исполнение 2-х песен,- лирическую (О Новом годе, например, о дружбе, о счастье) и забавную (мы пели «Шёл по Африке медведь»). Уходят Смешарики под песню «Маленькой ёлочке холодно зимой», можно просто музыку, без слов..

time12.09.2018

В Новогодний праздник не должно быть уныния и скуки. поэтому все дети, присутствующие в зале принимают активное участие в победе добра над злом. т.е. помогают Козе наказать Волка и Лису. Конечно же, побеждает Коза. Всё заканчивается хорошо. Тёплая. непринуждённая атмосфера праздника помогает создать уют и по-настоящему доброе веселье в зале.

time11.09.2018

Сценарий Новогодней дискотеки для учащихся 6-х классов. Действующие герои: Петрушка, Домовой Кузя, Баба Яга, леший, Дед Мороз, Снегурочка из числа учащихся. Традиционные игры и новогодние песни.

time24.07.2018

Цель: формировать у дошкольников представление о Новом годе как о веселом и добром празднике, как начале календарного года; формировать умения доставлять радость близким людям и благодарить за новогодние сюрпризы и подарки; вызывать эмоционально положительное отношение к празднику, приобщать детей к всенародному веселью.

time20.02.2018

Детская мюзикл — сказка для детей 1-4 классов. Наверное, ни один праздник детвора так не ожидает,как Новый год!Это и сюрприз, и веселье, а главное сказка, куда дети попадут на данном празднике.

time26.11.2017

Сценарий новогоднего утренника предназначен для учащихся начальной школы. В сюжет вставляются концертные номера, поэтому принять участие в таком празднике могут как первоклассники, так и выпускники начальной школы. Ведущими являются ученики 4 класса. Они же помогают педагогам в проведении игр и конкурсов.

time27.06.2017

Этот сценарий поможет вам встретить Новый год весело, с иронией, даст возможность раскрыться артистическим способностям даже у самого «закрытого» ученика. Ведущая в самом начале делает делает установку на представление по примеру развлекательного шоу, в дальнейшем она же исполняет роль тёти Оксаны.

time01.11.2016

Сценарий новогодней сказки можно использовать при организации общешкольных новогодних мероприятий. Материал подходит для классов начальной школы. Актерами могут выступать обучающиеся старших классов. Между сценами сказки – музыкальные номера на новогоднюю тематику. Количество действующих лиц (учеников 8а класса) можно варьировать. Продолжительность действия: 30 минут.

time01.02.2016

Проектный продукт: сценарий спектакля и постановка спектакля «Сказка в новогоднюю ночь».  Я подробно описываю творческий процесс, проблемы во время репетиций, выступление, предлагаю созданный в процессе творческого поиска сценарий и «музыкальную дорожку» для сценария. Ребятам очень понравилась работа над проектом.

time26.01.2016

В этой доброй музыкальной сказке рассказывается о том, как девочка Маша и ее друг Медведь — герои любимого мультфильма «Маша и Медведь» в новогоднюю ночь отправляются за волшебной снежинкой к самой Снежной Королеве… на пути им встречаются герои наших любимых сказок…это и Баба Яга ,Кощей Бессмертный,Король и Принцесса, Водяной, цыгане,и конечно же сам Дед Мороз со своей внучкой Снегурочкой…..А какие же приключения их ждали? Вы узнаете, когда прочтете сценарий!

time26.11.2015

Предназначен для детей подготовительного к школе возраста, включает в себя игры и упражнения различной направленности (на развитие связной речи, активизацию лексического запаса, развитие общей и мелкой моторики, развитие фонетического восприятия и др.). Во время образовательной ситуации происходит быстрая смена видов деятельности, что позволяет удержать внимание детей, вызвать у них интерес. Использование аудиозаписей вносит в процесс деятельности эффект новизны, волшебства (дети впервые слышат голос Деда Мороза в записи). Интересен прием использования крахмала (получение звука шагов) — развивает фонематический слух, происходит процесс экспериментирования, знакомства с новым, ранее неизвестным детям веществом.  Актуален к использованию, так как составлен на основе интеграции всех образовательных областей, в соответствии с ФГОС дошкольного образования.

time31.08.2015

Сценарий новогоднего праздника, который можно провести в зрительном зале, на сцене которого будут выступать герои праздника: Пеппи, Незнайка, Баба Яга, Дед Мороз и Снегурочка. Учащиеся начальной школы выступают в роли активных зрителей, с ними проводятся конкурсы, игры. каждый класс представляет свой новогодний номер.

time13.12.2013

Библиотечное занятие составлено в форме Исторического экскурса в прошлое: история возникновения праздника «Новый год», знакомство с образами Деда Мороза и Снегурочки». Занятие разработано с главной целью — прививать любовь и уважение к народным традициям.

time25.10.2013

Задача праздника воспитывать у каждого ученика активное отношение к окружающей действительности, развитие индивидуальных особенностей каждого ребенка в атмосфере яркого эмоционального праздника, формирование традиций классного коллектива, проведение совместных мероприятий с участием родителей.

time10.01.2013

Урок ознакомления и закрепление лексики по теме Рождество и Новый год. На уроке учащиеся учатся создавать мультфильмы на английском языке онлайн. Урок проводится в компьютерном классе.

time18.12.2012

Сценарий внеклассного мероприятия: «Новый год!». В сценарий включены стихотворения — поздравления с Новым годом, различные конкурсы, проводимые в игровой форме. Праздник подходит для учеников 2-4 классов.

time08.09.2012

Внеклассное занятие, позволяющее расширить представления детей о праздновании Нового года в России и других странах; развивать речь, внимание, мышление, сообразительность, находчивость; повторить правила пожарной безопасности при работе с пиротехникой: бенгальскими огнями, фейерверками, ёлочными гирляндами и т.д

time26.06.2012

Что это такое в психологии?

Все проблемы родом из детства.

Если в нежном возрасте родители не уделяли воспитанию своего малыша достаточное внимание, в старшем возрасте ребенок столкнется с комплексами, блоками и непроработанными внутренними конфликтами.

«Сказкотерапия» — это направление в психотерапии, с помощью которого осуществляется коррекция поведенческих реакций, фобий и страхов, развитие творческого потенциала и расширение сознания.

Данный метод с успехом применяют в отношении пациентов разных возрастных групп. Но чаще всего к помощи сказкотерапии прибегают в случае с детскими поведенческими патологиями.

Среди ученых, которые исследовали метод сказкотерапии, числятся И. Вачков, Т. Зинкевич-Евстегнеева, Е. Лисина и другие уважаемые специалисты.

Польза сказок для детей

Сказкотерапия относится к универсальным методам, выполняющим множество функций и помогающим специалистам решать множественные проблемы своих подопечных. Повествование помогает вызывать правильные эмоции у объектов воздействия.

Используя прием сказочной истории можно избавить ребенка от навязчивых фобий и отрицательных черт характера. Сказка помогает ценить любовь и дружбу, понимать жизненные ценности и прощать других людей.

Ученые много лет исследовали влияние сказочного повествования на растущую личность и выявили 3 способа ее использования.

1. Инструмент воспитания детей. Происходит формирование понимания о существовании в социуме, развиваются знания о нормах и правилах поведения, происходит привитие моральных принципов.

2. Инструмент развития, который можно применять, к детям разных возрастных категорий.

Например, дети в 3 года учатся различать понятия добра и зла, понимать окружающий мир и события в нем. Здесь рекомендуется останавливать свой выбор на историях про игрушки, маленьких человечков и животных.

Дети старше 10 лет учатся противостоять жизненным обстоятельствам, принимают то, что в реальной жизни нужно брать ответственность за свои слова и поступки.

3. Психотерапия. Групповая и индивидуальная работа со сказкой позволяет решать жизненные проблемы, избавляться от страхов и принимать правильные решения. В 4 года правильно будет использовать произведения про фей и волшебников.

Что сказка дает детям?

Древняя мудрость гласит: «Сказка – ложь, да в ней намек». Получается, по большому счету, сюжет сказки – вымысел. Но при этом в ней в метафорической форме заложены извечные истины и человеческие ценности, на которые сказка ненавязчиво намекает ребенку. Не говоря в лоб: «Сделай так!», а показывая на примерах, чем оборачиваются для героев те или иные действия. Конечно же, никто не заставляет тебя поступать так же. Но ребенок сам непременно сделает правильные выводы. Особенно, если обсуждать с ним сказки, задавать вопросы по ним, побуждать к размышлению.

Чему учат сказки наших детей? Если попробовать систематизировать все те функции, с которыми успешно справляется сказка, может получиться примерно такой список:

Воспитание хороших человеческих качеств

На примере героев сказки ребенок учится быть добрым, смелым, искренним, порядочным, достигать своих целей и любить ближних.

Мягкое обучение без насилия

Из сказок малыш узнает что-то новое, ранее неведомое. Есть даже специальный тип сказок – дидактические сказки – которые пишутся для обучения ребенка в игровой форме. В таких произведениях предмет обучения – геометрические фигуры, цифры, буквы, другие абстрактные символы, — помещается в волшебную страну. Ребенок наблюдает за его жизнью, а потом, в решающий момент, приходит на помощь герою. Обычно в таких сказках в конце детям дается специальное задание на закрепление материала. Заметьте, никакого назидания и зубрежки! А знания будут получены.

Но, конечно же, не только дидактические сказки обучают. Фактически все сказки содержат образовательный аспект, только порой он более завуалирован.

Проживание эмоций

Слушая сказку, ребенок сопереживает героям, может плакать и смеяться вместе с ними. Он учится различать эмоции и чувства, озвучивать их, называть своими именами. Все это в значительной мере пригодится ему во взрослой жизни.

Привитие извечных ценностей

Сказка в доступной малышу форме учит понимать и различать, что хорошо, а что плохо, где добро, а где зло. Она объясняет, почему важно быть честным, добрым и справедливым, и что добро все равно побеждает.

Понимание мира вокруг и отношений между людьми

Ребенку нужно видеть, что вокруг него – огромный мир, он полон всего интересного и пока неизведанного. И у каждого в этом мире есть свое место. И, конечно же, на примерах героев малыш знакомится с моделями взаимоотношений между людьми, а, значит, в будущем будет готов строить их сам.

Мягкая коррекция поведения ребенка

В сказкотерапии существует специальный вид сказок – коррекционные сказки. Они призваны помочь малышу справиться с трудностями в поведении, заменяя их более эффективными формами поведения. Такие сказки пишутся специалистами- психологами, сказкотерапевтами, педагогами, которые работают с детьми. А также заботливыми мамочками. И мы с вами сегодня познакомимся с примером такой сказки.

Лечение души

Иногда человеку, пусть даже маленькому, не хватает жизненных ресурсов, понимания и сил для решения той или иной проблемы. И тогда ему на помощь приходят психотерапевтические сказки – глубокие истории, которые в буквальном смысле лечат душу. Они помогают взглянуть на ситуацию с другой стороны, осознать глубинный смысл происходящего.

Расслабление, набор положительного опыта

С этой задачей хорошо справляются медитативные сказки – произведения без конфликтов и плохих героев. Они показывают ребенку модели идеальных взаимоотношений, мира, в котором все хорошо и спокойно. Настраивают на позитивный лад, помогают расслабиться и уснуть. Такие сказки полезно читать перед сном.

Практическое использование метода сказкотерапии в работе с детьми

Сочинение сказки, практическая методика

Сеанс строится по следующему образцу:

  1. Терапевт вместе с ребенком описывает главного героя похожего на ребенка по внешности, характеру и возрасту.
  2. Ведущий рассказывает о жизни героя так, чтобы ребенок увидел сходство между собой и им.
  3. Герой сталкивается с проблемой похожей на реальную ситуацию ребенка, у него возникают такие же переживания и чувства.
  4. На заключительном этапе сказочный герой ищет выход и ситуацию и с успехом находит его.

В данной практике ведущий обязательно вовлекает ребенка в творческий процесс, интересуется его мнением, задает вопросы, предлагает варианты развития сюжета. но не настаивает на них.

Внимание! Во время сочинения истории не следует называть главного героя именем ребенка, чтобы не навязывать ему готовые модели поведения. Если методика сработала, ребенок сам проведет параллели между собой и главным героем

Медитативная сказкотерапия для детей 5-7 лет

Цель практики — сформировать у ребенка энергетический фундамент личности, компенсировать отсутствие родительского тепла.

Построение занятия:

  1. Ведущий включает легкую медитативную музыку и предлагает ребенку расслабиться и закрыть глаза.
  2. Терапевт обращают внимание ребенка на дыхание, дышать нужно глубоко и медленно. Вдох – через нос, выдох – через рот.
  3. Психолог неторопливо начинать рассказывать сказку. Его задача — включить у ребенка все органы чувств. Через сказку он должен почувствовать образы: с как выглядит голубое небо, как журчит ручей, как пахнет земляника и т.д. Здесь важно включить все виды ощущений (зрительные, слуховые, тактильные, обонятельные, вкусовые).
  4. На заключительном этапе терапевт постепенно выводит ребенка из медитации с такими словами: «Все что ты для себя нашел в этом прекрасном мире остаётся с тобой, постепенно открываем глаза и возвращаемся». На этом этапе важно чтобы ребенок подольше сохранил ощущения из медитации, запомнил их и научился входить в это состояние самостоятельно.

Такая методика раскрывает в ребенке заложенный потенциал, повышает самооценку, помогает разобраться в различных явлениях. Медитация на сказку часто применяется в работе с детьми из неблагополучных семей.

Постановка сказки для детей 4-5 лет

Цель техники – раскрытие внутреннего «Я» через образ игрушки. Практику проводят как с одним пациентом, так и с группой.

Как проходит сеанс:

  1. Терапевт показывает детям в шкатулку с игрушками и предлагает выбрать главного героя.
  2. Ведущий рассказывает детям о герое: как его зовут, какой у него характер. Так же он предлагает детям описать героя, выразить свое отношение к нему.
  3. Психолог описывает ситуацию, в которую попадает герой и предлагает детям построить сюжетную линию, поиграть за героя, пофантазировать. Ведущий произносить следующие слова: «Представьте, что вы оказались на острове попали в сказочную страну или улетели на другую планету. Что вы будете делать?»
  4. В спектакле может учувствовать и больше одного героя. По желанию дети могут выбрать из шкатулки еще несколько игрушек и расширить сюжетную линию.
  5. По окончании спектакля ведущий задает детям вопросы: Как вы себя чувствовали в роли? Почему вы вели себя именно так? Какие выводы можно сделать?

Главная задача практики — помочь детям проявить себя в творчестве, показать себя настоящего, научится гармонично общаться. Ни в коем случае здесь не должно быть формальности и лицемерия.

Рекомендуем почитать интересную статью:Округляя результат: увлекательная мандалотерапия

Мандалотерапия считается безопасным и экологичным методом психокоррекции и психотерапии. В процессе творчества личность обретает целостность и укрепляет собственное «я»

Типы сказок

Метод сказкотерапии включает в себя пять типов сказок:

  • медитативная;
  • психотерапевтическая;
  • дидактическая;
  • психологическая;
  • психокоррекционная.

Дидактическая сказка — самая простая и легкая для восприятия. Их используют при работе с детьми младшего школьного возраста и дошколятами. Задача таких сказок — передача навыков и обучение малыша новым знаниям с помощью примера.

Персонажи таких терапевтических рассказов выполняют простые задания и объясняют, почему данный навык так важен (как переходить дорогу, самостоятельно мыть за собой посуду, быть вежливым, убирать за собой игрушки и т.д.).

Благодаря тому, что сказка «одушевляет» предметы и окрашивает простые действия привкусом волшебства, получается очень эффективная агитация малыша к правильным действиям.

Психологическая сказка — психологическая сказка, как и дидактическая, обучает малыша правильному поведению на примере вымышленных персонажей.

Но если дидактический вариант касается бытовой стороны жизни, то психологический затрагивает сферу личностного роста.

Здесь уже рассказчик переходит на высокие категории, рассказывая о проявлениях добра и зла, зачем любить окружающих, почему так важно и ценить все то, что имеешь.

Психокоррекционная сказка — это вымышленная история, которая меняет поведение человека. За основу таких сказок всегда берут сравнение.

В первом случае герой поступает «плохо» (т.е. неэффективно), а затем слушателю демонстрируют альтернативную модель поведения героя.

В результате малыш не просто выслушивает от родителей скучную поучающую лекцию. Он сам делает вывод о том, как надо себя вести, на основе прослушанного материала.

Психотерапевтическая сказка — это самый глубокий и эффективный тип сказок.

Эти сказки наполнены мудростью, которая помогает слушателю справиться со своими страхами и комплексами, пережить психоэмоциональные травмы, выйти из сложной жизненной ситуации.

Большая часть психотерапевтических сказок создается на основе духовных и религиозных источников (притч).

Медитативная сказка — самая сложная из арсенала сказкотерапии. Она не требует наличия логичной структуры, и четкой сюжетной линии.

Главное условие — яркие персонажи и образы, которые можно без труда визуализировать. Важно погружение слушателя в сказку за счет максимальной заинтересованности и сосредоточенности.

Для чего применяется: цели, задачи и функции

Сказкотерапия — это комплексный подход к воспитанию ребенка. Но если разобрать процесс воспитания через терапию на составляющие, можно получить целый перечень задач, которые решает этот чудесный метод:

  1. Воспитание положительных человеческих качеств. Ребенок перенимает модель поведения у сказочных героев. Он осуждает отрицательных персонажей и сопереживает положительным персонажам. А после прослушивания материала малыш хочет идентифицировать себя как положительными героями и подражает своим любимчикам.
  2. Обучение в игровой форме (без насилия). Сказка — это развлечение. Но погружаясь в волшебные миры, ребенок узнает от героев сказки что-то новое. Это могут быть цифры, геометрические фигуры, исторические факты, названия стран, интересные обычаи и т.д.
  3. Практика эмоций. В момент погружения в сказку ребенок сочувствует персонажам, радуется вместе с ними, переживает, смеется и плачет. Но малыш не просто испытывает те или иные чувства. С помощью рассказчика он учится называть эти эмоции своими именами, различать и классифицировать их. Такая практика помогает становлению личности, ведь в будущем человек сможет анализировать свое поведение и находить первопричины (эмоции), приводящие к определенным действиям.
  4. Привитие базовых ценностей. Честность, справедливость, помощь и любовь к миру. То, насколько важны эти понятия, прекрасно отражают сказки. Они также показывают малышу, что добро всегда побеждает зло.
  5. Изучение моделей взаимоотношений. Как помочь ребенку найти свое место в мире? С помощью сказок. Примеры героев — это самый простой способ разобраться в типах и моделях взаимоотношений.

    Ребенок понимает как нужно вести себя в обществе, общаться с окружающими и поддерживать дружбу.

  6. Лечение. Потеря близкого человека, смерть домашнего животного, жестокость со стороны взрослых и детей, привитые страхи и фобии. Ребенок, не обладающий достаточным багажом знаний и жизненным опытом, не может справиться с этими проблемами самостоятельно. На помощь приходят сказки, которые в мягкой форме и с помощью образов помогают докопаться до сути проблемы. Сказки позволяют взглянуть на ситуацию с другой стороны и успокоить душевную боль, найти справедливость.
  7. Расслабление и отдых. Во время прослушивания медитативных сказок (без отрицательных героев) малыш расслабляется, заряжается позитивом и учится находиться в потоке гармонии с самим собой и происходящим вокруг.

Функции сказки:

  • диагностическая;
  • прогностическая;
  • терапевтическая.

Как применять сказкотерапию для взрослых и детей

Сказкотерапия может применяться по-разному в зависимости от особенностей человека, с которым проводится работа. Учитывается возраст, психические и физические способности. Сказка благодаря своей простоте способна проникать в бессознательное каждого индивида и влиять на его личностные ориентиры, под воздействием которых предоставляется множество выходов с любой проблемной ситуации.

Как использовать сказкотерапию в работе с дошкольниками

Сказкотерапия для дошкольников является самым эффективным методом, направленным на всестороннее развитие малыша, и выступает одной из интереснейших технологий психоанализа и психотерапии. Занятие может проводиться как в индивидуальной форме, так и групповой (до 12-ти человек).

Сказки подбираются согласно возрасту ребенка. Детям в возрасте от 1-го до 4-х лет подходят произведения, где главными героями выступают животные. Малышам от 5-ти до 6-ти лет можно уже читать сказки с несуществующими персонажами, такими как феи, гоблины и прочие.

Способы, которые помогут достичь успеха при работе с детьми:

  • Практическая деятельность на основе сказки. Необходимо выяснить, чем ребенок в большей степени любит заниматься (рисовать, лепить, конструировать и пр.), и включить его желание в структуру занятия. Таким образом, в процессе практической деятельности предвидится беседа, закрепится материал и расширятся границы для психоанализа.
  • Заинтересованность ведущего. Сказкотерапевт во время чтения рассказа сам должен погрузиться в сказку, и только тогда у него получится донести до ребенка нужный смысл произведения и заинтересовать его.
  • Эмоциональное оформление сказок. Чтобы заинтересовать дошкольников произведением, необходимо проявлять те эмоции, которые присущи героям сказки. В этом помогут выразительное чтение, интонация, мимика, жесты.
  • Работа над настроением ребенка. Если малыш расстроен, не выспался или устал, то занятие по сказкотерапии нужно отложить, ведь он не сможет погрузиться в работу, а только загрустит еще больше.

Правила организации сказкотерапевтической работы с дошкольниками:

  1. Учитывайте возраст детей. Подготавливаясь к занятию, нужно выбирать произведение согласно возрасту, чтобы малыш мог понять содержание и осмыслить его.
  2. Дозировка представляемой информации. Занятия должны выстраиваться по определенной структуре, помните, что все хорошо в меру. Знакомство со сказкой сопровождается только рассматриванием иллюстраций к ней.
  3. Терапевтическая направленность. После чтения желательно обыграть сюжет, обсудить его или нарисовать фрагменты из сказки.
  4. Отсутствие нравоучений. Необходимо избегать давления на ребенка, нравоучений со стороны взрослого, ведь обстановка в процессе занятия должна быть ненавязчивой и дружеской.
  5. Подведение итога. После чтения обязательно нужно проанализировать сказку, героев и узнать, какое впечатление это произвело на детей.

Данный метод позволяет раскрыть душу малыша, обогатить его знаниями и сформировать характер. Учитывая все правила во время подготовки к занятию, ведущий получает возможность достичь поставленных целей и выстроить доверительные отношения со своими подопечными.

Сказкотерапия в работе с детьми школьного возраста

Сказкотерапия для детей школьного возраста помогает им раскрыться и избавиться от волнующих проблем. Для младших школьников рекомендуют использовать сказки, в сюжете которых присутствует волшебство, а в работу со старшими вносят уже сказки-притчи, ведь они несут смысл жизненной философии.

Формы проведения сказкотерапии:

  • Рассказывание или сочинение сказок. Во время рассказа ребенок выражает эмоции, которые он чувствует. На основе этого можно провести анализ его отношения к тому или иному событию и персонажу. Предлагая школьнику сочинить собственную сказку, ведущий дает возможность развивать фантазию и воображение.
  • Рисование сказки. Это помогает выразить свое отношение к произведению в цветах и в некоторых случаях является способом избавления от страхов.
  • Изготовление кукол. Создание персонажей своими руками позволяет развить моторику пальцев, улучшить внимание. Создавая куклу, дети вкладывают в нее свою душу и продумывают порядок действий, что тренирует мышление. Далее малыши играют с героями, могут инсценировать сказку и взять на себя ответственность за роль. Этот способ развивает коммуникативные навыки, обогащает опыт взаимодействий между людьми.

Сказки способствуют развитию личности и сознания, они заставляют верить в чудеса. Применяя в своей работе различные формы проведения занятий и поэтапно пользуясь ими, родители, учителя или психологи смогут развить у детей интерес к данному роду деятельности, что избавит их от проблемных проявлений.

Как применять сказкотерапию в работе с подростками

Подростковый возраст — это жизненный этап, на котором происходит становление личности. Сказкотерапия для подростков является инструментом, связывающим их внешний и внутренний мир. Благодаря сказкам молодежь учится взаимодействовать с окружающим миром, вступать в контакт с людьми и показывать свою индивидуальность.

Работа с подростками разделяется на три стадии:

  1. Начальная. На данном этапе совершается сплочение подростков на групповом занятии, обговариваются правила общения. Если участники незнакомы между собой, то на этой стадии происходит знакомство. Сказки выбирают простые по содержанию и легкие для восприятия, это позволит расположить детей к продуктивной деятельности. Начальный этап должен включать в себя переход в сказочный мир через заранее подобранное упражнение (волшебное слово, счет до определенного числа).
  2. Основная. Проходит работа над выявленной проблемой (борьба со страхами, повышение самооценки и пр.). Тут используют различные упражнения и проигрывание сюжетов по представленной сказке. Выбираются произведения, в содержании которых проявляется проблемный характер персонажей, а борьба с представленной ситуацией должна завершаться обязательно позитивно. В основную стадию можно включить рисование, что поможет в выявлении и преодолении существующей проблемы.
  3. Заключительная. Обсуждаются проблемные ситуации и способы их решения, проводится интерпретация рисунков. По завершению занятия обязательно нужно совершить ритуал выхода из сказочного мира, он может быть таким же, как вхождение, а можно добавить что-то новое.

Таким образом, метод сказкотерапии не ограничивается правильно подобранными сказками, а во многом зависит от потенциала подростков, настроенных на положительный результат под действием волшебной атмосферы.

Использование сказкотерапии в работе со взрослыми

На сегодняшний день сказкотерапия для взрослых стала популярной, ей все больше отдают предпочтение в диагностике и коррекции различных заболеваний.

Данный вид терапии можно применять такими способами:

  • Обсуждение уже написанного произведения. Открывает новые грани возможностей, человек объясняет содержание согласно своим убеждением, что раскрывает его сущность.
  • Написание сказки. Придумывать свое произведение можно вместе со специалистом, который поможет выявить по содержанию проблемный аспект и избавиться от него.
  • Проигрывание сказки. При данном способе происходит переживание пугающей ситуации, что способствует выплескиванию всех внутренних эмоций наружу.

Главным аспектом в работе со сказками является осознание, которое предоставляет возможность принять свои душевные процессы и контролировать их. Выход в волшебное пространство позволяет все неурядицы и проблемы переносить на персонажей. Нередко человек, воспользовавшийся сказкотерапией, обретает цель в жизни.

Особенности проведения занятий по сказкотерапии

Занятия затрагивают несколько аспектов жизни человека, которые в свою очередь раскрывают его архетипы и социальные установки. Через сюжет сказки можно узнать, чем именно живет в данный момент индивид и что его беспокоит. Только по завершению этого этапа можно будет выстраивать дальнейшее лечение.

Современные методы сказкотерапии:

  • Работа над уже существующей сказкой. На занятии прорабатывается всем известное произведение. Обсуждаются персонажи и их отношения между собой.
  • Самостоятельное написание сказки. Человек составляет рассказ, который помогает психологу более подробно изучить его состояние, круг общения и отношения с друзьями.
  • Драматизация или инсценировка написанной сказки. Данный метод позволяет побыть актером и взять на себя роль, несущую определенный эмоциональный смысл, пережить те пугающие, волнующие людей моменты и понять, что в этом ничего страшного нет, что все плохое когда-то заканчивается.
  • Работа над окончанием сказки. Это может быть обсуждение известной сказки, конец которой предлагается изменить. Кроме того, можно придумать ее продолжение.
  • Арт-терапевтическая работа по сюжету сказки. Здесь за основу взято изобразительное творчество, которое подразумевает рисование, лепку или конструирование по мотивам содержания определенного произведения.

Для того чтобы занятие по сказкотерапии прошло продуктивно, необходимо заранее к нему подготовиться. Отталкиваясь от выбранного метода, подготавливаются раздаточные материалы (картинки, карандаши, альбомные листы, пластилин и пр.), книги, картины, музыка, костюмы, выбирается оптимальный способ проведения (сидя за партами, в кругу, на полу), по определенной структуре выстраивается план занятия.

Структура занятий по сказкотерапии:

  1. Ритуал «погружения» в сказку. Создается настроение для совместной работы — прослушивание сказочных мелодий или медитация по переходу в сказочный мир.
  2. Знакомство со сказкой. Происходит чтение либо прослушивание аудиозаписи.
  3. Обсуждение. Ведущий задает вопросы, связанные с главным героем и сюжетом всего рассказа. Обязательно определяется ценность сказки, чему она может научить аудиторию.
  4. Арт-терапевтическая работа. Рисование героев или самого интересного момента сказки.
  5. Ритуал «выхода» из сказки. Закрыть глаза и вместе сосчитать до 3-х, на счет «три» перенестись из мира волшебства в аудиторию.
  6. Подведение итогов. По ответам на поставленные вопросы терапевт интерпретирует личность каждого участника. По завершению он доносит свои выводы до них, делая это индивидуально или при всей группе.

Таким образом, имея скелет занятия и необходимый для него материал, ведущий с легкостью сможет расположить ребенка или взрослого к себе и настроить его на продуктивную работу.

Виды сказок для метода сказкотерапии

Дидактические сказки

Главное предназначение дидактических сказок – это занимательная подача учебного материала. Даже сложные абстрактные символы (буквы, арифметические действия, цифры, звуки) подаются в игровой форме, одушевляются. Сказочные образы раскрывают смысл и качественно передают определенные знания.

Характерный признак данной коррекции – это использование предметной информации. Наряду с этим происходит развитие творческих способностей детей, совершенствуется мыслительная деятельность, формируются речевые навыки.

  Почему люди грызут ногти? Онихофагия у взрослых и детей

Методическая составляющая включает в себя определенные этапы работы со сказкой: прослушивание, обсуждение, анализ, оценку сказочному действию.

Систематическое и мотивированное применение данного приема терапии позволяет избегать типичных ошибок по изучаемой теме и добиваться высоких результатов даже у отстающих в учебе учащихся. В подростковом возрасте эффективен прием сочинения дидактических сказок. Посредством такого приема происходит полная реализация творческих и интеллектуальных ресурсов.

В таких историях к решению учебной задачи ребенок подходит через восприятие достижения успеха посредством сложных испытаний.

В учебной работе с младшими школьниками дидактическая сказка является основным направлением. Замечено, что самые трудновоспитуемые и трудно обучаемые дети проявляют всплеск внимания к материалу, подаваемому посредством сказочной истории.

Дидактическая игра

Психокоррекционные и психотерапевтические сказки

Особенность психокоррекционных сказок состоит в том, что сюжет должен быть идентичен проблеме ребенка, но без прямого сходства. Сюжет повествования должен предлагать замещающее решение реальной проблемы.

Терапевтические истории помогают раскрыть глубинный смысл происходящих событий. Их еще называют «Сказками врачующими душу». Подобные истории отлично работают в развитии положительных нравственных качеств, как детей дошкольного возраста, так и подростков.

Виды психотерапевтических сказок

Принято выделять их несколько видов.

Терапевтические сказки о ребенке, который похож на вашего малыша.Рассказывая ребенку такую сказку важно сделать его другом главного героя.

События в истории должны быть аналогичны жизненной ситуации. На таком примере он учится решать проблемы и приходит к самостоятельным выводам. Например, если ребенок не хочет заниматься гимнастикой, то здесь будет уместна история, где герой подслушал разговор об ее пользе, какую силу и энергию она может дать, чтобы добиваться желаемого.

Психотерапевтические сказки о вашем ребенке. С помощью таких историй ребенок напрямую отождествляет себя с главным героем.

Обязательно включение элементов перенесенных из реальной жизни. Подойдут имена друзей, названия игрушек или любимых мультигероев.

Важный нюанс такой сказки это наделение героя истории теми качествами, которые нужно привить самому ребенку. Невежливость можно корректировать поступками героя, который со всеми здоровался и всем помогал. Для детей, которые боятся темноты полезно слушать сказки о том, как маленький персонаж помогает другому выбраться из темного и страшного подземелья.

Психологи утверждают, что таким образом происходит эмоциональное восприятие. По истечении времени начинается соотнесение сказки с реалиями. Модель поведения может измениться в положительную сторону уже через нескольких часов.

Ребенок примеряет роль героя сказки на себя

Влияние психотерапевтических сказок на детей

Психокоррекционные сказки выполняют следующие функции:

  • воспитывают лучшие человеческие качества, а именно порядочность, доброту, смелость, искренность, отзывчивость, честность;
  • обучают правилам поведения мягко, ненавязчиво и без насилия;
  • позволяют проживать эмоции радости, грусти, сопереживания героям и переносить их в реальную жизнь;
  • прививают извечные ценности;
  • обучают понимание окружающего мира и отношений между людьми;
  • расслабляют, позволяют воспринимать положительный опыт и показывают модели идеальных взаимоотношений.

  5 эффективных практик для снятия стресса при помощи дыхания

Положительные качества сказочных героев играют вспомогательную роль, помогая тем самым формированию необходимых черт характера. Можно сюжет истории завуалировать и сделать несколько запутаннее, чем реальные события. В решении проблемной ситуации рекомендуется разговаривать с малышом, как с взрослым. Так духовная работа будет иметь большую эффективность, ведь гармонизуется состояние самого взрослого.

Для детей младшего школьного возраста важно при выборе повествования опираться на соответствие сюжетов их личностным интересам.

В 6 лет на детей предпочтительно воздействовать через забавные сказки с увлекательными приключениями.

В 7 лет оптимальный вариант — волшебные сказки. Рекомендуется начинать знакомство с произведениями других стран и различных авторов.

В 8-9 лет — время, когда детям будет интересно чтение историй притчей и бытовых сказок. Подойдут сложные истории с разветвленным сюжетом, где к описаниям чувств и переживаний героев добавляются авторские размышления.

Медиативные сказки

Позволяют накопить положительный образный опыт, способствуют снятию эмоционального напряжения. Кроме того, они помогают даже детям с умственной отсталостью развивать свои личностные ресурсы и проецировать правильный опыт взаимоотношений на поведение с близкими людьми.

Главное назначение медиативных повествований полное отсутствие конфликтов и злых героев. Формирование идеальных отношений и только положительная направленность сказок, делает их популярными к коррекции поведенческих навыков детей с отклонениями в психическом и физическом развитии.

Разделяют 3 вида медиативных сюжетов.

1. Сказки, направленные на осознание себя в настоящем, «здесь и сейчас». Они позволяют развивать зрительные, слуховые, обонятельные, кинетические, вкусовые и тактильные ощущения. Сюжетная линия повествований создана в форме путешествий.

2. Сказки, отражающие образы идеальных взаимоотношений между родителями и детьми.Духовные ориентиры направлены на формирование качественных отношений между друзьями, учителем и учеником, между мужчиной и женщиной. Сказкотерапия данной направленности показана детям и подросткам с негативным социальным опытом. Нужно читать такие сказки в периоды адаптации к новым условиям жизни (при поступлении в детский сад, школу).

3. Сказки, направленные на поддержку потенциала личности и раскрытие самореализации.Посредством данного вида терапии важно, чтобы ребенок почувствовал себя нужным и хорошим, научился осознавать свое место и предназначение в жизни. Подобные истории позволяют представить, как изменится человек, если постоянно будет прислушиваться к своему внутреннему миру.

  Что такое гештальт-терапия простыми словами

Медиативные сказки позволяют воздействовать мягко и ненавязчиво.

Принципы метода

Для того, чтобы сказка оказала необходимый эффект, нужно придерживаться базовых правил:

  1. История должна быть идентичной проблеме ребенка, но не являться фактическим пересказом этой проблемы (не иметь прямых пересечений).
  2. Она должна иметь альтернативный (замещающий) вариант поведения. Недостаточно просто показать ребенку, что его поведение или вывод является неправильным. Надо предложить другой, правильный вариант решения проблемы/выхода из ситуации/поведения.
  3. Сказка не должна изобиловать множеством образов и решать несколько проблем сразу. Она, как лекарство, должна воздействовать на одну «болезнь».

    В противном случае внимание ребенка рассредоточиться и малыш не сможет сделать выводы.

  4. Чтобы сказка подействовала, необходимо рассказать ее несколько раз. Это не обязательно должна быть одна и та же история. Можно рассказать разные истории на одну тему. Так материал точно усвоится.
  5. Нельзя делать выводы за ребенка или объяснять мораль сказки. Суть терапии в том, чтобы ребенок сам проработал внутренние проблемы с помощью прослушанного материала. Можно помогать малышу, задавая наводящие вопросы или обсуждая сказку после ее прочтения.

Примеры

Пример психологической сказки/притчи для дошкольников 3-4 лет поможет сориентироваться и самостоятельно сочинить сказку.

Благородный мышонок

Стал маленький мышонок сыр из мышеловки воровать.

Да так аккуратно и тихо он это делал, что ни разу не попался!

Но больше всего удивляло то, что сыр со стола мышонок не трогал. И даже если кусочек хозяйского сыра лежал на самом видном месте, зверек все равно съедал только тот, что доставал из ловушки.

— Почему? — спросила как-то старая кошка у мышонка.

— Не хочу воровать у хозяев сыр и портить им настроение! — сказал мышонок. — Я и своим сыром могу довольствоваться…

«Какой честный и благородный мышонок!» — решила кошка, и рассказала обо всем хозяйке.

С тех пор хозяева перестали ставить мышеловки, и поменяли их на маленькие мисочки, в которых всегда был кусочек сыра для мышонка. Ведь и хозяева дома были благородными людьми.

Беззащитный

Собака громко лаяла, пытаясь сорваться с ненавистной цепи. Перед ней, стараясь слиться с забором, мяукал маленький котенок. Он очень боялся большой и злой собаки. Рядом играли два мальчика. Услышав лай, они забыли про мячик и стали наблюдать за происходящим.

В окне показалась женщина. Увидев котенка, попавшего в беду, женщина поспешила отогнать собаку. Затем она сердито одернула двух друзей:

— Вам совсем не стыдно?

-А чего мы должны стыдиться? Ведь мы просто стояли рядом, ничего не делая! — воскликнули ребята.

— Вот за это и должно быть стыдно! — гневно сказала женщина.

Злая кошка

Кошка Аня не могла найти покоя. Ее мучила зависть к дворовому псу, который жил в своей маленькой будке.

Конкура такая крохотная, а хозяйский дом такой большой!

Но будка ведь принадлежит исключительно псу. А кошка делит свой угол с людьми. Отсюда и зависть.

Стала кошка жаловаться на собаку. Тихо намурлыкивала она о том, что пес обленился и перестал охранять дом.

Умные хозяева выгнали собаку из будки и посадили на цепь злую кошку, чтоб с энтузиазмом охраняла двор. А собаку пустили в сени — век доживать!

Книги Вачкова

Игорь Вачков — доктор наук, профессор, член Президиума Федерации психологов образования России, Президент общества сказкотерапевтов и автор более 50 книг.

Так как он является отечественным специалистом, его методология наиболее подходит менталитету детей стан СНГ.

Его книги рекомендованы к прочтению родителям, которые хотят использовать сказкотерапию для воспитания своих малышей:

  • «Введение в сказкотерапию»;
  • «Сказкотерапия. Развитие самосознания через психологическую сказку».

Сказкотерапия: сказки своими руками

Вскоре вы и сами научитесь придумывать воспитывающие истории, и вам не придется каждый раз хвататься за книгу. Если каприз случился на прогулке, то, не отходя от кассы, сочините короткий рассказ о герое, в котором ребенок обязательно узнал бы себя.

Он должен быть понятным, со знакомым и любимым персонажем – кошечкой Муркой, игрушкой Слоней, мальчиком Васей.

Начинается педагогическая сказка с ситуации, близкой к той, в которой оказались вы. Например, кошечка Мурка не хотела одеваться на прогулку, капризничала и плакала. Потому что ей было скучно и хотелось скорее гулять. А еще она очень не любила всовывать лапки у рукава – у нее ведь целых четыре лапки, а это жутко неудобно!

Заметьте, поначалу вы объясняете чувства персонажа, которые испытывает и само дитя. Так оно отождествляет себя с героем. Затем добавляете каплю юмора: когда ребенок смеется, он прогоняет стресс.

Заканчиваться «местная» сказкотерапия будет словами о том, как кошечка Мурка однажды убежала гулять, не успев одеться, и заболела.

И болела она целую неделю, и все это время сидела дома, пока другие кошки гуляли. С тех пор Мурка стала всегда тепло одеваться, да еще и младшего братика укутывать.

Как работает сказкотерапия для дошкольников: реальные примеры

Вот, например, одна история, написанная мною в помощь одной чудесной мамочке, для мягкого отлучения уже подросшего ребенка от груди.

Как Медвежонок стал кушать мед

Жила-была большая Медведица. И однажды она стала самой счастливой Медведицей на свете, потому что у нее родился маленький Медвежонок. Поначалу Медвежонок был очень маленьким и слабеньким, и мама носила его на ручках и поила своим молочком. Медвежонку было очень вкусно, уютно и совсем не страшно. После еды Медвежонок засыпал, и мама могла в это время убираться в берлоге, или охотится.

Но иногда маленький Медвежонок просыпался и не видел рядом мамы. Тогда он начинал очень громко плакать и кричать до тех пор, пока мама не приходила к нему и не поила его молочком.

Медвежонок рос, и вскоре у него выросли большие крепкие зубки. Однажды, когда Медвежонок вновь заплакал, мама попыталась накормить малыша; но Медвежонок нечаянно укусил ее. Мама вскрикнула от боли. Медвежонок испугался и заплакал еще сильнее: он очень боялся, что теперь мама уйдет и оставит его голодным. Тогда мама взяла его на ручки и понесла в кухню. Там она показала ему бочонок с медом, и сама зачерпнула оттуда большую ложку.

— Попробуй! – сказала мама Медвежонку, и сунула ему в рот ложку.
Медвежонку стало так вкусно и приятно, что он заурчал от удовольствия. А после еды мама дала ему бутылочку с молоком, и он от души напился.

Потом Медвежонок с мамой долго играли, обнимались и веселились. А вечером они пошли в гости. В гостях были еще дети, они играли и веселились, звали к себе. Медвежонок убежал играть, но потом забыл и прибежал к маме снова просить молочка. И в этот раз он укусил ее еще больнее. Мама опять вскрикнула, и предложила Медвежонку бутылочку с молочком.

Весь вечер к ним с мамой подходили взрослые дяди и тети и спрашивали, почему такой большой Медвежонок не идет к деткам за стол кушать мед. Ведь большие мишки уже не пьют мамочкино молочко! Медвежонок совсем испугался и спрятался у мамы на груди.

День за днем Медвежонок рос, и росли его зубки. Теперь они были очень острые. Медвежонок начал очень много кушать, и маминого молочка ему не хватало. Он понемножку стал кушать мед, орехи, малинку и прочие вкусности. Медвежонку очень хотелось вместе с другими детками бегать по зеленой полянке возле дома, строить куличики из песка, и тут же кушать мед, но так страшно было уходить от мамы. Ему так хотелось все время быть с ней рядом, прижиматься к ее груди и чувствовать ее тепло, он все еще хотел быть маленьким.

Однажды утром мама-Медведица ушла в магазин. Медвежонок проснулся, увидел, что мамы рядом нет, и заплакал. Так он плакал и плакал, а мама все не приходила.

Вдруг в окно Медвежонок увидел соседских мальчиков, которые сидели за столом и ели мед из большого бочонка, на блюде лежали лесные орехи, а в миске была сладкая малина. Им было очень весело. А Медвежонок был очень голодным. Он перестал плакать и решил, что тоже сможет сам, без мамы умыться, одеться и пойти к ребятам. Так он и сделал. Ребята с радостью приняли его к себе. Он наелся меда, а потом бегал и прыгал вместе с друзьями. А вскоре пришла мама и похвалила его, что он такой смелый и самостоятельный.

Теперь мама может каждое утро ходить по делам и в магазин — ведь Медвежонок уже совсем не боится оставаться один, без мамы и ее молочка. У него есть свой бочонок с медом, и он всегда может покушать, даже когда мамы нет дома. Медвежонок знает, что днем мама может быть занята своими делами, но по вечерам она обязательно поиграет с ним, и они полежат, крепко обнявшись.

Казалось бы, незамысловатый сюжет, простые слова. Но, тем не менее, они сделали свое дело, без насилия и обид. И теперь обе – и мама, и дочка – счастливы.

Вот еще один пример сказкотерапии. Эта сказка для деток, которые дерутся и обижают друзей.

Полет на Луну

В одном доме жил-был маленький, но очень веселый тигренок. Он любил играть и прыгать, бегать по двору вместе со своими друзьями-зверушками. А друзей у него было много: и лисичка, и волчок, и зайчонок серенький, и мишка-топтыжка, да еще и ежик колючий. Всех любил тигренок, всем с радостью рассказывал смешные истории, катал на своем трехколесном велосипеде и угощал сладкой ватой. И все бы хорошо, но только тигренок иногда мог заиграться и ударить друга или подружку, укусить или больно ущипнуть. Ему казалось, что это весело и забавно, а друзья почему-то обижались. Тогда, увидев их грустные лица, тигренок еще сильнее начинал их кусать и царапать – чтобы они развеселились и снова начали с ним дружить. Но, конечно, друзья только сильнее обижались на Тигренка и убегали от него прочь.

А однажды Тигренок, как обычно, вышел на площадку поиграть, и увидел, что никто из зверят к нему не подходит, даже не здоровается. Наоборот, все поспешили поскорее убежать с площадки. И Тигренок остался один.

— Не хочу быть один! – зарычал Тигренок. – Не хочу!

На небе как раз появилась молодая Луна. Она взглянула на Тигренка, пожалела его и сказала:

— Так иди ко мне! У меня тут есть компания для тебя – два моих сыночка.

Тигренок кивнул, Луна протянула к нему руки и забрала его высоко-высоко. Там, на Луне, Тигренку сразу стало холодно и очень темно. Он испугался и заплакал.

— Почему ты плачешь?- спросил чей-то голос из темноты.

— Потому что я один. Я никому не нужен, и никто не хочет со мной играть, — вздохнул Тигренок. И тут же встрепенулся. — А ты кто такой?

— А я Морфей, сын Луны. И со мной Орфей, мой младший брат.

Тигренок оглянулся и увидел два силуэта.

— А разве тебе кто-то нужен? – раздался голос младшего брата. – Мы вот сами по себе. И нам никакие друзья и даром не нужны.

— Да, мы тут самые главные. Можем наблюдать за вами и смеяться, как странно вы живете, — ухмыльнулся Морфей. – Самое главное – это ночь. Время, когда все спят, и мы правим Вселенной. Мы, сыновья великой Луны!

А друзья, по-моему, только мешают нашей великой миссии, — добавил Орфей.

– Я вот умею играть на арфе, и от моей музыки вы все засыпаете. И тогда я передаю власть над вами своему брату Морфею.

— Вы что, друзья – это здорово! – Тигренок аж подпрыгнул . – Без них – никак!

— Ха-ха-ха, — засмеялся Морфей. – И где же сейчас твои друзья?

Тигренок задумался. Тем временем братья пошли осматривать свои владения.

— Тигренок, я знаю, как тебе помочь! – пропищал тоненький голосок справа.

Тигренок повернулся и увидел мышку.

— Ты не смотри, что я такая маленькая. Мне под силу менять свой облик, — улыбнулась мышка. — Я дам тебе волшебную палочку, и ты с ее помощью сможешь вернуть своих друзей!

— Здорово! – оживился Тигренок. – Мне надо просто стукнуть их палочкой, и они снова будут со мной играть?

— Все не так просто, маленький Тигренок. Ты не сможешь изменить друзей. Но в твоих силах вернуть их доверие. А палочкой ты должен будешь каждый раз прикоснуться к своим ручкам, когда захочешь царапнуть или ударить друга.

— Хорошо, я попробую, — улыбнулся Тигренок и взял подарок. – Спасибо тебе, Мышка!

Через минуту Тигренок снова оказался на площадке в своем дворе. В руке у него светилась маленькая палочка.

«Чудеса!» — подумал Тигренок и пошел спать. Во сне он увидел Морфея и Орфея, таких одиноких и холодных… И ему так стало их жаль!

Наутро Тигренок первым выскочил на площадку. Постепенно стали приходить зверята. К каждому Тигренок подходил и просил прощения за прошлые обиды, обещая больше никогда не царапаться и не кусаться. Зверята сначала смотрели на него недоверчиво, а потом снова приняли его в свои игры.

С тех пор Тигренок всегда весело играет с друзьями. А когда вдруг ему хочется кого-то ущипнуть или ударить, он сразу достает волшебную палочку, и та напоминает ему о волшебном полете на Луну.

И напоследок – теплая и нежная сказка на ночь, которую я частенько читаю сыну перед сном.

Медвежонок Топа и волшебный полет

Жил-был маленький медвежонок Топа. Он очень любил играть в песочнице, рисовать яркими красками и гулять вместе с мамой. А еще он всегда помогал по дому – убирал свои игрушки, мыл овощи на суп и подметал в берлоге. Мама очень радовалась такой помощи, и всегда хвалила медвежонка. И потом они вместе шли творить: рисовать чудесные картины, лепить из соленого теста и делать аппликации.

Так, в творчестве и веселых заботах, пролетал день. И вот уже солнышко начинало садиться за горизонт, и на земле появлялись большие тени. Медвежонок очень радовался, ведь в это время к нему прилетал добрый сказочник. Он садился на одеяло к Топе, и они вместе улетали в волшебную страну снов.

И вот они уже поднимаются высоко-высоко. Где-то внизу остаются шумные города и дороги, леса и поля. А перед ними – огромное ночное небо! Мимо плывут звездочки. Они тихо шуршат, и, кажется, даже напевают негромкую песенку «Сон-сон, сон-сон».

— Послушай, Топа! Звездочки поют! Значит, мы уже совсем близко! – улыбается сказочник.

— Ура! – радостно отвечает медвежонок. Ему так хорошо и тепло на мягком одеяле. Так и хочется потянуться, с клубочком и задремать.
Небо вкусно пахнет ванилью. Топа с мамой всегда добавляют ваниль, когда пекут ароматные булочки к чаю. Ням-ням. Какие же они вкусные!

Рядом проплывает маленькое облачко.

— Можно, я его потрогаю? – спрашивает медвежонок.

— Попробуй. Ведь это твоя сказка!

Топа прикасается к облачку, и его лапки погружаются во что-то мягкое и нежное. И снова появляется чудесная музыка.

«Баю-бай! Баю-бай! Спи, сыночек, засыпай!», — звучит в воздухе, и медвежонок закрывает глазки. Теперь он в стране снов, где его ждут волшебные единороги, мишки и тигрята, нежные цветочки и зеленые полянки. Полеты на радуге и тихие разговоры с луной и звездочками. Здесь все возможно.

Топа очень любит бывать тут. Ведь он знает, что утром проснется свежий и бодрый, и снова будет играть и творить. А пока что его ждет волшебное путешествие. Ура… Глазки слипаются. Баю-бай…

Друзья, этими примерами сказкотерапии я хочу показать вам, что сказка на самом деле способна творить чудеса! И почему бы нам не пользоваться такими ее свойствами?

Очень здорово, что существует такой волшебный метод помощи ребенку, как сказкотерапия. Большое спасибо его автору, Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой, и всем замечательным учителям, которые несут сказку в мир.

Техники и приемы написания

Условно все терапевтические сказки можно поделить на две категории:

  • сказки про ребенка;
  • сказки о ребенке.

В первом случае героем приключений выступает сам ребенок, который в компании сказочных друзей покоряет моря и океаны, открывает новые землю и борется со злом.

А во втором случае сказки описывают ситуацию из жизни ребенка, но модель базового и замещающего поведения переносится на героев.

Как писать сказки? Можно использовать для этого каркас или сценарий из:

  • реальных ситуаций из жизни (моменты непослушания, страха, проявления отрицательных эмоций и т.д.);
  • народных сказок;
  • притч;
  • собственного жизненного опыта.

Как проводится терапия?

Подбор материала для сказкотерапии необходимо производить в индивидуальном порядке, опираясь на особенности ребенка. Но для большей эффективности лучше придерживаться сценария:

  1. Расслабление и подготовка (для этого можно использовать легкую медитативную сказку).
  2. Чтение сказки (не обязательно ограничиваться устной формой изложения, в ход могут пойти куклы, бумажные фигурки персонажей, игрушки и т.д.).
  3. Обсуждение и анализ (чтец задает ребенку наводящие вопросы, интересуется его мнением и направляет малыша в момент формирования выводов).

Также очень важно использовать ритуалы входа и выхода из сказки, чтобы ребенок смог легко войти и из драматической/волшебной реальности в привычную.

Для этого можно чертить магический круг, рассыпать «волшебную пыль» и делать любые простые действия, которые будут означать начало терапии.

Источники

  • https://psyholic.ru/deti/skazkoterapiya-dlya-doshkolnikov.html
  • https://bestlavka.ru/skazkoterapiya-dlya-detej-kak-metod-psixologicheskoj-korrekcii/
  • https://irinazaytseva.ru/skazkoterapiya-dlya-myagkogo-resheniya-detskix-problem.html
  • https://naturopiya.com/art-terapiya/vidy-i-metody/metody-skazkoterapii-primery-primeneniya.html
  • https://tutknow.ru/psihologia/6372-kak-provodit-skazkoterapiyu.html
  • https://dobro.pw/chto-takoe-skazkoterapiya/

[свернуть]

Польза ребусов для детей и взрослых

  • развивается логика: чтобы правильно «считать» картинку, нужно порассуждать над взаимным расположением элементов головоломки, подобрать верные правила;
  • развивается память: если в ребусе зашифровано длинное слово, нужно запоминать разгаданные части слова или фразы, а также ошибочные предположения;
  • развивается нестандартное мышление: картинку-шифровку можно интерпретировать по-разному, а решение ребусов на скорость может превратиться в увлекательную игру;
  • регулярные тренировки развивают сообразительность и скорость мышления;
  • увеличивается словарный запас.

Советы родителям: как помочь ребёнку разгадать ребус?

Преимущества ребуса перед обычной задачкой состоит в том, что в первом идёт упор на развитие логики. Чтобы картинки «читались», нужно понять рисунок, подобрать к нему нужное определение. Например, одно только изображение мужского лица может иметь несколько трактовок: «лицо», «рожа», «человек», «мужчина». В зависимости от возраста, внешности и наличии головного убора подойдут определения: «старик», «юноша», «парень», «полицейский», «спасатель», «пожарный», «доктор» и т.д. Таким образом, благодаря подбору нужного варианта и совершению некоторых манипуляций с загадкой ребусы для детей  помогают развивать память ребёнка, пополняют его словарный запас, увеличивают скорость мышления, учат ориентироваться в конкретной ситуации и использовать опыт предыдущих решений

Главные правила в любом обучении: неспешность, последовательность, систематизация и закрепление материала. Обучая правилам решения ребусов детей шести-восьми лет, выбирайте несколько правил, а не все сразу. Таким образом, вы постепенно познакомите ребёнка со всеми тонкостями ребусов, а не завалите его кучей правил. Объяснив тот или иной принцип решения, предложите малышу разгадать несколько ребусов на это правила. Таким образом, ребёнок не только услышит правило, но и увидит его работу в действии, сможет на своём опыте опробовать решение и насладиться победой.

Следует объяснить ребёнку важный момент разгадки ребуса — в решении прежде всего нужно верно подобрать слово к изображению на картинке. Дальнейшие правила относятся к конкретному слову, и, если выбрать неверное определение, то следующие действия не принесут результат.

Ребусы для детей 7-8 лет

Большой интерес к ребусам проявляют дети разных возрастов, но особенно 7-8 лет.
Чтобы ребёнок сам мог разгадывать зашифрованные слова, нужно объяснить ему основные правила, что обозначают различные знаки.

Основные виды ребусов

Остановимся поподробнее, какие бывают ребусы, и что обозначают различные комбинации и знаки в них.

  • Добавление к картинке одной или нескольких букв.

Впереди рисунка или после него добавляются буквы. Это самый простой вид.

  • Около картинки зачёркнутая буква. Это обозначает, что её нужно убрать из слова
  • Замена букв

Когда рядом с зачёркнутой буквой стоит другая, её нужно вставить вместо зачёркнутой.

Иногда рядом с картинкой стоит буква со знаком равенства, это означает, что её тоже нужно заменить в слове.

  • Запятые в начале рисунка или в конце.

Запятая указывает на то, что от слова убирается буква, первая или последняя, в зависимости, где она стоит: в начале или конце. Какое количество запятых присутствует, столько букв и убирается.

  • Картинка или слово перевёрнуты вверх ногами.

Это значит, что слово нужно прочитать справа налево.

  • Черта горизонтальная между буквами или картинками.

Она обозначает предлоги «на, над, под».

  • Различное расположение букв относительно друг друга.

Когда одна располагается в другой, это подразумевает предлог «в». Если одна буква находится за другой-подразумевается «за» или «перед».

  • Несколько одинаковых букв или слогов.

Это значит, что количество букв нужно проговорить цифрой.

  • Использование вместе с буквами или картинками различных цифр.

Добавляется цифра к слову, рисунку или буквам, с разных сторон.

  • На поверхности одной или нескольких букв прописана какая-то другая буква несколько раз.

В таком случае добавляется предлог «по». (Повар)

  • Под рисунком стоят цифры мелким шрифтом.

Нужно буквы в слове переставить в таком же порядке.

Чаще всего в одном ребусе используется несколько видов одновременно.

Ребусы различной сложности и для разных возрастов можно найти в детских журналах, специальных сборниках и в интернете: онлайн или распечатать.

Родители и сами могут составлять ребусы для своих детишек.

Теперь вы знаете, какие ребусы для детей 7-8 лет и другого возраста можно использовать для занятий с детьми.

Большинство детишек любят разгадывать ребусы и головоломки, поэтому поддерживайте их стремление в этом увлекательном и полезном деле.

Примеры ребусов для детей 7-8 лет:

Уделяйте время для игр с ребенком, предлагайте нескучные задания для интеллектуального развития — ребусы, головоломки, шарады, кроссворды, которые подходят ребенку по возрасту.

Решаем ребусы с цифрами

Самый простой вариант использования цифр в ребусах — для замены части слова.

Ответ: Сорока.

Если цифра рядом с рисунком зачеркнута, нужно убрать её из слова.

Слово «ТОРТ» читаем наоборот и отнимаем у получившегося слова «ТРОТ» первую букву «Т».

Ответ: Рот.

В ребусе над рисунком может располагаться ряд чисел. Если чисел ровно столько, сколько и букв в слове, просто меняем буквы местами, как указывает числовой ряд.

В слове «КАБАН» 5 букв и столько же букв изображено над рисунком. Просто выстраиваем буквы в порядке, указанном в числовом ряду, и получаем новое слово.

Ответ: БАНКА.

Если цифр над или под рисунком меньше, чем букв в слове, значит для разгадки используем только те, что соответствуют цифрам в числовом ряду.

Легко заметить, что цифр в загадке меньше, чем букв в слове «КРОКОДИЛ» или «АЛЛИГАТОР». Осталось выбрать верное слово и буквы из него.

Ответ: Кролик.

Решение

Из букв слова «КРОКОДИЛ» мы собрали новое слово – КРОЛИК.

10 детских ребусов для детей 9-10 лет

10 детских ребусов — это прекрасное времяпрепровождение, приносящее одновременно радость и пользу, поскольку является отличной гимнастикой для развития интеллекта.

Ребусы

Ответы:

  • Груша
  • Карта
  • Дочка
  • Концерт
  • Ласка
  • Тигр
  • Карандаш
  • Носорог
  • Лук
  • Рукав

Про животных и о птицах

Давая детям задание про птиц или животных, убедитесь, что он уже сталкивался с такими названиями животных, а также понимает все, что изображено на картинке.

Ребусы о семье, о маме

Кто для ребенка милее всех, если не мамочка! А кого он с радостью встречает каждый раз, кроме мамы и папы? Деткам очень понравится узнавать и угадывать в зашифрованных картинках бабушку, дедушку, сестричку и других родных. Распечатайте или нарисуйте картинки поярче и начинайте развлекаться, заодно обучая ребенка!

О спорте, о здоровье

Ребусы о труде, здоровье, спорте, профессиях и многие другие можно использовать в качестве тематических игровых пособий. В выпускной группе детсада, первых классах школы или дома намечается занятия либо беседа на одну из тем? Загадка в виде картинки позволит усвоить материал лучше, чем обычный безликий рассказ. Малышей заинтересует нестандартная подача материала.

Ребусы по сказкам

Сказки со знакомыми героями, современные или классические мультфильмы – неисчерпаемый кладезь вдохновения. Если ребенок не очень интересуется логическими загадками, можно попробовать увлечь его отгадыванием любимых персонажей. Загадок на эту тему гораздо больше, чем приведено в качестве примера. Зная интересы и любимые сказки вашего ребенка, вы можете создать ребусы в виде аппликаций самостоятельно.

Про осень, про зиму, о весне, летние

Практика показывает, что зимние загадки наиболее любимы детьми. Еще бы, ведь удовольствие приносят игры на снегу, катание на коньках и любимый праздник – Новый год.

Источники

  • https://logiclike.com/math-logic/rebusy
  • https://shkolaveka.ru/articles/rebusy-dlya-detey/
  • http://sovetmama.ru/rebusyi-dlya-detey-7-8-let/
  • https://alfikum.ru/rebusy/rebus-7-8-let/
  • https://kindbi.com/article/10-detskih-rebusov/
  • https://golovolomka.temaretik.com/1739148253723626201/10-rebusov-dlya-detej/
  • https://detki.today/rebusyi-v-kartinkah-s-otvetami-dlya-detey-6-7-let.html

Помогло?

Авторские развивающие логические игры от автора Попадейкиной Л. А. для детей 5,6,7 лет «В мире сказок». Игры пригодятся педагогам подготовительных и старших групп для улучшения логического мышления детей.

Задачи:

  • прививать любовь к книге, воспитывать любовь к сказкам;
  • развивать сообразительность и смекалку, логическое мышление, умение подбирать определения, расширять словарный запас;
  • воспитывать дружеские взаимоотношения в коллективе.

Ход занятия «Развивающие логические игры»

Ведущая: «Сказка — ложь, да в ней намёк. Добрым молодцам — урок.» Все мы любим читать и слушать сказки. И сказок в мире великое множество.
А знаете ли вы сказки? Это мы сегодня и узнаем. Приготовьтесь, мы отправляемся в приключение по сказкам.

Игра «Отгадай сказку»

(нужно отгадать название сказки)

— Он от бабушки ушёл
И от дедушки ушёл,
А лиса перехитрила
И на носик посадила ( Колобок)

— Кто-то в домик к ним пришёл
Беспорядок в нём навел.
Съел из миски,
Стул сломал
И в кроватке полежал (Три медведя)

— Сидит в корзине девочка у Мишки за спиной
Он сам того не ведая несёт её домой.
Хотел присесть он на пенёк и скушать вкусный пирожок,
Но Маша в коробе сидит и тихо — тихо говорит:
«Не садись ты на пенёк, и не кушай пирожок.
Неси бабушке, неси дедушке» (Маша и медведь)

— Рыбкой кто не поделился —
Мёртвым зверем притворился.
Рыбку кто ловил хвостом,
Битый был потом ведром.
Догадайтесь, я о ком ( Лиса и волк)

— Мышка там зерно толчёт,
Лягушка пироги печёт —
А лиса с колючим ёжиком
Режут сало острым ножиком ( Теремок)

— Кто не слушался сестрицу,
Воду выпил из копытца.
Кто кого потом искал?
Из озёрной тины звал.
Отвечайте без подсказки
Кто герои этой сказки? (Сестрица Алёнушка и братец Иванушка)

Ведущая: Что ж загадки отгадали и героев вы узнали. Но в сказке не один герой, вы немножко поищите — всех героев покажите. У меня на столе лежат картинки персонажей сказок — нужно для каждой сказки подобрать своих героев.

Игра «Покажи сказку»

( детям даётся название сказки и они должны на магнитную доску выставить из общего набора персонажей тех, кто подходит для их сказки)

Например:

  • для сказки «Колобок» — колобок, бабка, дед, заяц, медведь, волк, лиса;
  • для сказки «Репка» — репка, дед, бабка, внучка, Жучка, кошка, мышка;
  • для сказки «Заюшкина избушка» — лиса, заяц, волк, медведь, петух и т. д.

Ведущая: Ну, ребята, молодцы! Все герои — хороши! А сейчас давайте представим, что вы — актёры театра. И вам необходимо приготовиться к выступлению.

Игра «Одень сказочного героя»

( выбираем четырёх детей: из них двое будут сказочными героями, а двое будут помогать им наряжаться)

Ведущая: Вот здесь у нас костюмы сказочных героев, но к сожалению, из-за частого переезда театра, они перемешались. Вам нужно найти костюм именно вашего сказочного героя. В каждом костюме по 5 предметов.( даётся название сказочного героя)

Например:

  • дед — парик, усы, шляпа, рубаха, шаровары;
  • баба — платок, юбка, блузка, лапти, корзина;
  • волк — уши, жилет, шаровары, хвост, игрушечный заяц;
  • лиса — уши, жилетка, юбочка, хвост, игрушечная рыбка.

Ведущая: Молодцы, ребята! Хоть сейчас на сцену! Если присмотреться к нашим сказочным персонажам — про них можно многое рассказать.

Игра — развлечение для старших дошкольников «В мире сказок» (по сюжетам русских народных сказок)

Игра «Какие они?»

  1. Крошечка — хаврошечка. Какая она? (добрая, трудолюбивая, ласковая, сострадательная, работящая…)
  2. Лиса в сказках. Какая она? (рыжая, хитрая, изворотливая, жадная, лживая…)
  3. Машенька из сказки «Машенька и медведь». Какая она? (добрая, любящая, трудолюбивая, смекалистая…)
  4. Волк в сказках. Какой он?(серый, злой, грубый, жадный, голодный…)
  5. Петушок из сказки «Петушок — золотой гребешок». Какой он? (глупый, непослушный, крикливый, беспомощный…)
  6. Снегурочка. Какая она? (снежная, ледяная, любящая, боязливая…)

Ведущая: Вот теперь, благодаря вам, ребята, мы знаем, какие они — сказочные персонажи. Вы, конечно, знаете, что у каждой сказки есть начало и есть конец. Давайте с вами попробуем по началу и концу сказки отгадать её название.

Игра «Отгадай сказку»

  1. Эта сказка начинается со снежной бабы, а заканчивается белым облачком (Снегурочка).
  2. Эта сказка начинается со стрелы, а заканчивается смертью Кощея (Царевна — лягушка).
  3. Эта сказка начинается с посадки овоща, а заканчивается помощью мышки (Репка).
  4. Эта сказка начинается с запретного питья из копытца, а заканчивается гибелью ведьмы (сестрица Аленушка и братец Иванушка).
  5. Эта сказка начинается с выпечки, а заканчивается на кончике носа лисы (Колобок).
  6. Эта сказка начинается с рыбки, а заканчивается поездкой на битом волке (Лисичка — сестричка и волк).
  7. Эта сказка начинается со скалочки, а заканчивается оторванным хвостом (Лисичка со скалочкой).

Ведущая: Молодцы, ребята, отгадали названия сказок. Но какая бы не была сказка, в ней добро всегда побеждает зло. Читайте сказки и вырастайте добрыми, умными, честными. А наше приключение в мире сказок закончилось и за ваше невероятное знание сказок вы получаете медали «Сказочные знатоки».

Живёт в каждой сказке какой — то герой,
Мечтает герой подружиться с тобой
Ты руку ему протяни поскорей
И в сказочный мир шагни посмелей.

Автор: Попадейкина Людмила Александровна
Должность: воспитатель
Место работы: МБДОУ Д/С КВ № 27 «Ёлочка»
Месторасположение: город Северск, Томская область, Россия.

Дата изменения: 17.02.2021
Дата публикации: 19.06.2014

  • Птенчик как пишется суффикс
  • Птица в которую превращался герой русской сказки финист как называется
  • Птица додо википедия рассказ
  • Психотерапевтические сказки для подростков
  • Птица говорун как пишется