Психологизм в романе евгений онегин сочинение

Сравнение писем онегина и татьяны дает хорошую возможность оценить и сам роман, и величайший тонкий психологизм автора в его произведении

Сравнение писем Онегина и Татьяны дает хорошую возможность оценить и сам роман, и величайший тонкий психологизм автора в его произведении «Евгений Онегин».

Образы героев, их чувства и мысли показаны в письмах особым образом. Ненавязчиво и тонко, искреннее и ярко мы видим открытую душу Татьяны и влюбленного до безумия Евгения, который утратил возможность быть с дамой сердца и понимает это.

сравнение писем онегина и татьяны

Любовная линия романа

Любовная линия в произведении – его основа. Чувства героев проявляются в диалогах и монологах, поступках.

Сравнение двух писем Татьяны и Онегина наиболее ярко дает понять психологию героев, так как именно в своих посланиях они наиболее открыты и откровенны друг с другом.

Евгений появляется в доме Лариных, и юная мечтательница Татьяна влюбляется в него. Ее чувства светлы и сильны настолько, что девушке не совладать с ними. Она пишет письмо Евгению, и он холодным своим ответом ранит девушку. После этого герои расстаются. Спустя три года в Петербурге герой встречает Татьяну на балу. Это уже не юная деревенская девушка, а уверенная в себе благородная дама. И тут настает пора Евгению писать ей. Сравнение писем Татьяны и Онегина (кратко приводится в следующих разделах статьи) покажет нам, насколько похожие и разные их чувства и ситуация, в которой они оказались.

Элементы эпистолярного жанра в романе

Слово «эпистолярный» сегодня практически забыто. Тем не менее во времена Пушкина этот жанр процветал. Ничего сложного в понимании и значении данного слова нет: оно произошло от epistola — «письмо, послание».

Сравнение писем Онегина и Татьяны даст нам возможность понять, насколько важны элементы этого жанра в «Онегине». Именно в своих письмах герои наиболее открыто говорят о своих чувствах и переживаниях. Послания Татьяны и Онегина друг другу показывают нам их внутренний мир, сходства и различия.

сравнение писем татьяны и онегина таблица

Письмо Татьяны

Когда героиня встречает Онегина, она, не избалованная мужским вниманием и находящаяся под властью своих мечтаний и прочитанных книг, конечно же, влюбляется в него. Но ее чувства целомудренны и чисты, возможно, любит она не этого молодого человека, а свое представление о нем. Не в силах бороться со своими чувствами, она выплескивает их в письме.

Сравнение двух писем Татьяны и Онегина очень тонко характеризует главных героев романа, показывает разницу в их мировоззрении и общность печального невзаимного чувства.

В письме Татьяна со всей присущей ей искренностью рассказывает о своей любви и переживаниях. Она описывает свои чувства, возникшие после первой встречи, и понимание того, что перед ней – ее любимый и суженый.

Все это она без прикрас открывает Евгению, молчание которого ранит в самое сердце. Не менее страшен своим равнодушием и показным хладнокровием его ответ. Он говорит, что не пара девушке, и советует ей быть осторожней в своих порывах.

сравнение двух писем татьяны и онегина

Письмо Онегина

Сравнение писем Онегина и Татьяны показывает, насколько разные люди теряют себя и свои принципы перед лицом любви, особенно невзаимной.

Евгений и Татьяна – совершенно разные люди. Их отличает воспитание, место их жизни, мировоззрение. Но сколько же общего в их письмах! Оба героя готовы встретиться со стеной непонимания и даже презрения от оппонента. Если Татьяна боится этого неосознанно, то Евгений понимает, что именно такой реакции и заслуживает после череды своих поступков. Когда-то он держал в руках письмо, теперь же пишет его сам. Три года назад он отверг чувства девушки, потому что считал себя не готовым к браку и ответственности, ограничению свободы и роли семьянина. После его переезда в Петербург Евгений возвращается к обычной жизни, будто и не было ничего: ни влюбленной романтичной девушки, ни убийства близкого друга на дуэли.

Встреча с Татьяной переворачивает внутренний мир героя, он, возможно, впервые в жизни влюбляется. Его любовь – иная, чем у Татьяны. Это всепоглощающая страсть, которая кружит голову, обуславливает неожиданные поступки.

сравнение писем татьяны и онегина кратко

Сравнение писем героев в таблице

Яркая особенность посланий героев заключается в том, что они будто ведут диалог друг с другом. Онегин отвечает на полученное письмо спустя годы. Проведем сравнение писем Татьяны и Онегина. Таблица, представленная ниже, нам в этом поможет.

Письмо Татьяны

Написано на пике переживаний героя, когда уже нет сил скрывать свои чувства

Письмо Онегина

Обращение к объекту своей любви, искреннее и без фальши, передает страдания автора

Что общего

Оба героя в своих письмах готовы к осуждению, но не в силах больше молчать

Кроме общих черт, в письмах много и отличий. Все-таки написаны они разными людьми, с разным мировоззрением и жизненным путем. О них расскажем в следующем разделе.

Сравнение писем Татьяны и Онегина. Таблица различий

Разные черты писем героев обусловлены разностью времени и характеров, жизненными обстоятельствами, в которых находятся персонажи романа в стихах.

Письмо Татьяны к Евгению

Письмо Онегина к Татьяне

Чувства

В письме девушки – чистая искренняя любовь. Она светла и платонична, героине достаточно видеть любимого, слушать «его речи».

Евгением владеет страсть. Она и толкает его на послание девушке. Видеть возлюбленную для него недостаточно, он мечтает «обнять колени» и рассказать о своих чувствах ей.

Переживания

Переживания Татьяны более серьезны и глубоки. Она боится, ей «страшно перечесть» свое письмо. Героиня впервые испытывает такое сильное чувство.

Евгений более опытен в любовных делах. Это видно из его речи в письме, полной сложными оборотами, рассуждениями. Татьяна же пишет простым языком, бесхитростно и не мудрствуя рассказывает о том, что чувствует.

Сочинение: сравнение писем Онегина и Татьяны

Этот раздел статьи мы посвятим краткому примеру сочинения о письмах героев.

евгений онегин сравнение писем татьяны и онегина

Роман «Евгений Онегин» — настоящая жемчужина творчества Пушкина. Его по праву гордо называли «Энциклопедией жизни» россиян пушкинской эпохи. Обусловлено это тем, что в произведении автор описывает жизнь дворянства, интерьеры и одежду, балы и разговоры, легкомысленное воспитание гувернерами и его последствия.

Но ценность романа не только в этом. Настоящей его душой являются письма героев друг другу.

Сравнение писем Онегина и Татьяны дает характеристику внутреннему миру героев. Они, несомненно, разные люди. Под влиянием всепоглощающей любви юная Татьяна выражает свои чувства в письме. Она искреннее и бесхитростно пишет о том, чего уже не может скрывать.

Через несколько лет Евгений, который тогда отверг чувства девушки, встречает ее в Петербурге замужней уверенной в себе дамой и до безумия влюбляется сам. Татьяна делает вид, что не замечает его чувств. В порыве отчаяния Евгений, как она ранее, пишет ей письмо.

В письмах много общего, это будто диалог героев, который они ведут через года. Обеим присущ страх быть осмеянным и отвергнутым, но оба также полагаются на благородство и честь оппонента.

Самое сильное отличие в посланиях Татьяны и Онегина — стиль. Девушка пишет просто и легко, краткими и емкими предложениями о том, что испытывает, с чем не в силах совладать. Письмо же Евгения выверено и продумано, стиль его довольно сложный и наполнен размышлениями. Это говорит о силе переживаний героев: первая любовь Татьяны все же сильнее, чем последняя страсть Евгения.

сочинение сравнение писем онегина и татьяны

В заключение

К самым сильным, психологически тонким шедеврам русской литературы относится роман «Евгений Онегин». Сравнение писем Татьяны и Онегина дает читателю тонко прочувствовать любовь и страдания героев, их душевные метания и тревоги. Именно в письмах герои перед нами – без мишуры воспитания, манер или предрассудков. Поэтому не стоит проходить мимо этого произведения. Хоть оно и написано почти три столетия назад, актуальность поднятых в нем тем не угасает.

8 глава, анализ которой будет приведен ниже — заключительная глава стихотворного романа Александра Сергеевича Пушкина «Евгений Онегин». В ней накал чувств и страстей поднят на новый уровень, нервы у главных героев натянуты до предела, а читатель находится в напряжении, ведь развязка совсем близко. Чем же закончится непростая история отношений Евгения и Татьяны?

Эту главу, как и предыдущую, Александр Сергеевич начинает с авторского лирического отступления, вспоминает о своей учебе в лицее и путешествии по Кавказу, даже затрагивает молдавскую службу. После этого читатель вместе с Пушкиным вновь переносится в Петербург, где в самом разгаре очередной светский раут. Именно здесь, спустя три года, вновь встречаются Евгений Онегин и Татьяна Ларина.

Евгений в огромной зале один, без друзей, без возлюбленной, без привычной стайки влюбленных в него юных девушек. Герой совсем недавно вернулся из своего долгого путешествия, которое так и осталось за границами романа в не вошедшей в него главе. Он по-прежнему привлекает всеобщее внимание, но за несколько лет отсутствия Онегин успел стать незнакомцем, ушел в прошлое светского Петербурга. Татьяна же, наоборот, успела обрести немалую популярность и сильно изменилась, настолько, что Евгений не сразу узнает ее.

Татьяна теперь — княжна, статная, величественная, сдержанная. Она располагает к себе своим обаянием и мудростью, Татьяну уважают так же, как и ее супруга. Ее самообладание восхищает. Ранее при встрече с Онегиным девушка бледнела, краснела, была готова заплакать и поспешно уйти. Сейчас же она ничем не выдает того, что узнала Евгения, сохраняет спокойствие и ведет себя с ним так же, как и с остальными. Она выросла, приспособилась, создала на основе образов светских дам Москвы свой собственный и неповторимый. Теперь она — настоящая светская красавица, вызывающая всеобщее восхищение.

Такая перемена в Лариной не скрылась от Онегина, молодой человек моментально почувствовал нечто волнующее по отношению к этой прекрасной повзрослевшей девушке. Новые чувства гонят его прочь с праздника, он практически не спит, не может отделаться от потрясения. Кто бы мог подумать, что застенчивая несуразная девочка превратится в такую прекрасную даму? Да и равнодушие Татьяны, скрывающее истинные чувства к Евгению, лишь сильнее раззадоривает героя, он загорается идеей разузнать как можно больше о том, что же на самом деле испытывает его несостоявшаяся возлюбленная. Для главного героя все складывается наилучшим образом, ведь сам муж Татьяны приглашает его посетить их дом. Онегин раньше назначенного мчится по приглашению, но все его мысли занимает отнюдь не увлекательная светская беседа с князем, а милая сердцу Татьяна. Сама княжна обезоруживающе приветлива, но холодна, что еще больше смущает Онегина и сбивает с толку. К его облегчению на званый вечер стекаются гости, сам князь оказывается его дальним родственником, что дает Евгению право бывать у семейной четы довольно часто.

Несомненно, все попытки Евгения соблазнить Татьяну были замечены ею, но горький опыт и пребывание в высшем свете в течение несколько лет научили ее сдержанности и осторожности. Онегин не выходил за рамки приличия, а значит, Татьяне оставалось лишь поддерживать с ним светские отношения и любезно отвечать на все ухаживания, не подавая поводов для пересудов и беспокойства супруга.

Евгений же по-настоящему страдает от холодности любимой женщины. Он, несмотря на свою гордыню и эгоизм, пишет героине письмо, где предельно честно признается в своих чувствах. Послание он заканчивает фразой, отсылающей к письму самой Татьяны, подчеркивая, что все еще помнит ее признание и сожалеет. Только теперь он готов к отношениям с ней. Но письмо не находит ответа, как и два последующих. Зиму герой проводит в беспамятстве, занимая свое измученное сознание чтением, но и оно не приносит желанного успокоения. Весна толкает Евгения на отчаянный шаг: он без приглашения едет в дом своей возлюбленной, где застает ее с бумагами в руках, с одним из его писем. Перед ним не та светская барышня, а настоящая Татьяна, какой она может быть только наедине с собой. Но Онегин слишком занят своими чувствами, чтобы заметить такую тонкость. Он бросается перед Татьяной на колени, но героиня остается непреклонна. Она хорошо запомнила тот урок, который когда-то в саду преподал ей Евгений, и теперь припоминает ему. Но не с целью отомстить, а лишь для того, чтобы привести мужчину в чувство. Прошло слишком много времени, как бы она не хотела, путь в прежнюю жизнь закрыт, родная деревня осталась позади. А здесь у нее муж, которому она обязана быть верна, и совершенно иная жизнь. Это не то, о чем она мечтала, но этого более чем достаточно для спокойного размеренного существования. Да, Татьяна по-прежнему любит Евгения, но прекрасно понимает, что их совместному союзу никогда не осуществиться.

Если перед убийством Ленского Онегин опасался призрачного общественного осуждения и из-за своего малодушия сдался собственным страхам, то Татьяна боится вполне возможного позора, который будет преследовать и ее, и супруга в случае измены. Она печальна, но решительна, стоит на своем, несмотря на бурю в душе. Татьяна оставляет Онегина одного, возвращается князь, и вновь приходит время героям надевать свои маски. На этом и заканчивается глава, а вместе с ней и весь роман. Неизвестной остается дальнейшая судьба Онегина, Александр Сергеевич выбирает так называемый открытый финал, где каждый читатель волен сам выбирать то развитие событий, которое ему по душе. Но ясно одно — Евгений никогда не добьется открытой взаимности, Татьяна останется верна мужу и своему выбору несмотря ни на что. Скорее всего она прекрасно понимает, что именно светский образ привлек Онегина, он влюбился вовсе не в ту мечтательную девушку из провинции, а в роковую красавицу. Как и она в свое время испытывала сжигающие чувства к образу, сошедшему со страниц романа и объединённому с образом малознакомого светского юноши.

Евгений Онегин — пример «лишнего человека» который теперь вряд ли найдет свое место в жизни. Он не начал карьеру, не подался в военные, не нашел избранницу, не ушел в искусство. Его участь печальна и трагична, но он сам является виновником своих бед.

Многомудрый Литрекон представляет краткое сочинение-рассуждение для 9 класса «Тема любви в романе «Евгений Онегин»» в двух вариациях. В первой затронуты все любовные отношения в книге, а во второй внимание акцентируется на линии Онегина и Татьяны. Приятного просвещения!

Вариант 1

(505 слов) Любовь к романе «Евгений Онегин» — одна из основных тем. А.С. Пушкин показал, что одно и то же чувство преломляется в душах разных людей и приобретает индивидуальные черты. Чтобы лучше разобраться в многообразии любовных линий, мы рассмотрим их подробнее.

Отношения Татьяны и Онегина являются главными в романе. Оба персонажа близки друг другу, их жизнь могла бы сложиться удачно, но Евгений не готов связать себя узами ответственности и постоянства. Он избалован вниманием дам и вовсе не нуждается в семейной жизни. «Постылая свобода» ему важнее. Татьяна же любит в полную силу, ее опыт ограничен книжными представлениями о любви. Ее выбор обусловлен романтическими идеалами, но это решение серьезно и постоянно. В отличие от Евгения, Татьяна готова отдать свое сердце ему раз и навсегда, не терзаясь сомнениями. Но Онегин лучше знает себя, он понимает, что Татьяна принесет ему жертву и не будет счастлива. Поэтому его решение благородно: он не испортил девушке жизнь своими капризами и пороками. И Татьяна спустя несколько лет была благодарна ему за этот урок: «Вы были правы предо мной: Я благодарна всей душой…». Впоследствии ничего не изменилось: Евгений так и не нашел в своем сердце любви, достойной Татьяны. Он предложил ей не брак, не жертву, а измену, которая возвысит его, но уронит достоинство возлюбленной. Его свобода осталась бы нетронутой, а Татьяна оказалась бы между двух огней. Героиня отвергла это предложение, ведь выше ценила уважение и восторженное преклонение мужа, чем сомнительные предложения эгоистичного Евгения.

Еще одна любовная линия романа — отношения Ольги и Владимира. Идеалист и поэт полюбил музу — голубоглазую девушку с льняными локонами. Но шаблонная внешность Ольги отражает ее внутреннюю пустоту: «Она, как эта глупая луна на этом глупом небосклоне» — говорит о ней Евгений. Героиня очень легкомысленна и совсем не способна на глубокие чувства. Владимир обманывает себя, наделяя милую девушку богатым внутренним миром. Его преклонение перед ней было ошибкой молодости, и автор иронически описывает его возможное будущее с Ольгой: рогатый муж в окружении детишек деградирует и забывает о юношеских амбициях. Такая любовь уничтожает человеческую личность, потому что она навеяна иллюзиями. Как только Ленский гибнет на дуэли из-за кокетства Ольги, героиня тут же забывает его и выходит замуж за офицера.

Не менее интересная история любви связала отца и мать Лариных. Героиня любила красивого военного и городскую жизнь, но родители решили ее участь иначе. Они выдали дочь замуж против воли за зрелого мужчину — Дмитрия Ларина. Он жил в селе безвылазно и не был ни особенно богат, ни особенно знатен. Дмитрий к тому же был значительно старше супруги. Сначала героиня бесновалась и рыдала так, что едва не дошла до развода. Но постепенно привычка взяла свое: женщина изменила не судьбу, а отношение к ней. Семья была построена без любви, зато в покое и довольстве. Очень часто в дворянском обществе привычка заменяла собой искренние чувства.

Таким образом, тема любви в романе «Евгений Онегин» раскрыта в полной мере. Читатель увидел преломление этого чувства в разных характерах и смог сделать свои выводы о героях, их истинных и ложных ценностях. Примеры из книги стали нарицательными. Они до сих пор вдохновляют людей сделать выбор в пользу трудного и ответственного, но такого важного шага — своевременного брака.

Вариант 2

(528 слов) Одним из главных произведений Александра Сергеевича Пушкина является роман «Евгений Онегин». Известный литературный критик Виссарион Белинский однажды назвал книгу «энциклопедией русской жизни». И это не удивительно, ведь благодаря этому роману читатель может узнать все детали и важные подробности, касающиеся того времени. Александр Сергеевич продемонстрировал читателю жизнь русского дворянства и дал нам почувствовать атмосферу того времени. В романе писатель затронул много важных и актуальных тем. Ведущей темой произведения является, конечно же, тема любви. Рассмотрим, как автор раскрыл тему любви в своем произведении.

Автор показал зарождение прекрасного чувства любви в жизни юной барышни — Татьяны Лариной. Она полностью отдалась ему. Главная героиня нисколько не боится новых ощущений. Жизнь Татьяны наполнилась новыми эмоциями и оттенками. Благодаря прекрасному чувству у героини появилась цель — создать семью с любимым человеком. Татьяна набирается смелости и пишет откровенное признание, которое способно тронуть даже холодную душу Евгения — столичного ловеласа, пресыщенного женским вниманием. Получив письмо, герой осознаёт, что не готов к любви. Онегин отказывает Татьяне, потому что свобода ему милее. Он не хочет видеть девушку несчастной, не хочет принимать ее жертву. Евгению Онегину наскучили любовные игры, которыми он занимался в Санкт-Петербурге. Сердце героя окончательно охладело, он стал неспособным к искренним чувствам. Для главного персонажа любовь олицетворяет потерю физической и духовной свободы. Ведь брак — это большая ответственность. И Евгений боится этой ответственности. Когда герой получает письмо от Татьяны, он продолжает думать только о себе. Увы, даже в финале он предлагает возлюбленной не брак, а постыдную связь, которая опять же никак не связывает Евгения, но требует от Татьяны новой жертвы. Онегину, в отличие от Татьяны, присуща только любовь к самому себе.

Однако даже такая любовь, лишенная взаимности, продолжает развиваться. Несмотря на все недостатки и слабости Онегина, героиня продолжает его искренне любить. Даже спустя несколько лет замужняя Татьяна питает нежные чувства к Евгению, совершенно не надеясь на взаимность. Татьяна Ларина выходит замуж и получает абсолютно все то, чего хочет любая девушка. Героиня после замужества становится дамой высшего света. Она устраивает вечера, а также ходит в модные салоны. Но при этом Ларина мечтает вернуться в деревню, к своей родной природе. При этом она все также любит Евгения, но с полным пониманием несбыточности своих желаний. Благодаря уроку, преподнесённому Онегиным, героиня стала более сдержанной. Онегин же оказывается на ее месте и мучается от собственной страсти. Он пишет послание своей возлюбленной. Главный герой жаждет всеми силами вернуть то, от чего однажды отказался. Однако это было не в его силах, ведь в его желании мы видим все тот же эгоизм, скрытый даже от него самого.

Можно заметить, что автор не упомянул в романе ни слова, которое бы говорило о том, что Татьяна не любит своего супруга. Безусловно, признание в любви к Онегину присутствует, но нет отрицания любви к мужу. Это говорит о том, что Пушкин повествует о различных типах любви. Автор рассказывает о супружеской любви, которая заключается в верности браку и постоянстве. Читатель замечает уважение автора к этому типу любви, который противопоставляется искренней, но мимолетной страсти Онегина. 

В своем произведении Александр Сергеевич позволяет читателю увидеть чувство любви с разных сторон. Мы видим эгоистичный поиск наслаждений Онегина, цельную и самоотверженную любовь Татьяны, страстное преклонение генерала перед своей возлюбленной. Все герои любят по-своему, и палитра их чувств столь же богата, как человеческие взаимоотношения, которые нам предстоит развить.

Автор: Виктория Комарова

На чтение 5 мин Просмотров 1.7к. Опубликовано

Сочинение.
«Образ страдающего эгоиста» в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин»

В толковом словаре С.И. Ожегова мы найдем такое толкование слова «эгоизм»: «Себялюбие, предпочтение личных интересов интересам других, интересам общественных». С первого взгляда мы вполне можем принять пушкинского героя за эгоиста: его не интересует мнение окружающих, из-за него погибает на дуэли Владимир Ленский, исковеркана жизнь Татьяны Лариной. Людям, которые находятся рядом с ним, Онегин приносит лишь несчастья. Но это лишь внешняя оболочка героя. Не случайно Белинский, рассказывая об образе Онегина в своих трудах, подбирает к слову «эгоист» эпитет «страдающий». От чего же страдает Онегин? Если внимательно присмотреться к этому герою, то можно понять, что в глубине души он способен чувствовать и переживать. Онегин не может забыть Татьяну, несмотря на длительную разлуку. Он глубоко переживает гибель друга, убийство, совершенное им же самим, и отправляется в путешествие, убегая от страданий. Если же мы проследим путь героя на протяжении всего романа, то сможем объяснить, почему Онегин стал «страдающим эгоистом». Герой Пушкина родился и вырос в Петербурге. С детства его окружала роскошь. Воспитание Онегина, по моде того времени, было поручено французу-гувернеру. Как правило, такие люди не блистали умом, и поэтому знания Онегина были весьма поверхностны. Но этого было достаточно для того, чтобы в обществе его считали человеком образованным. Евгений увлекался политэкономией, читал труды известного английского ученого Адама Смита, но не мог применить свои знания на практике: Отец понять его не мог, И земли отдавал в залог. Литература и искусство не трогают сердце молодого дворянина, и над этим автор иронизирует: Не мог он ямба от хорея, Как мы не бились, отличить. В театре ему скучно, звезда балета того времени Истомина не вызывает восхищения: … Отворотился и зевнул, И молвил: всех пора на смену, Балеты долго я терпел, Но и Дидло мне надоел. В Петербурге Онегин ведет праздную жизнь: с утра и до следующего утра посещает рестораны, балы, театры. Но он и сам страдает от пустого времяпровождения. Чтобы разнообразить жизнь, изгнать скуку, он пытается писать, но «ничего не вышло из пера его», читает много книг, но и это ему неинтересно. Тогда Онегин уезжает в деревню и начинает там прогрессивные преобразования, но и деревенская жизнь вскоре надоедает. «Бездеятельность и пошлость жизни душат его, он даже не знает, что ему надо, что ему хочется…» — так пишет о нем Белинский. Это судьба не одного человека, это судьба целого поколения начала XIX века. И все же пустота и пошлость окружающего мира до конца не убили в Онегине чувства. Мы видим, что и он способен любить. Не случайно из сестер Лариных он предпочел не пустую красавицу Ольгу, а ее сестру Татьяну, способную глубоко чувствовать и переживать. Такие ветреные девушки, как Ольга, надоели ему в Петербурге: В красавиц он уж не влюблялся, А волочился как-нибудь; Откажут – мигом соглашался, Изменят – рад был отдохнуть. Онегин сумел разглядеть в Татьяне ее внутреннюю красоту, богатый духовный мир. И его откровенное признание Татьяне показывает, что он боится брака из-за того, что не хочет сделать ее несчастной: Поверьте (совесть в том порукой), Супружество нам будет мукой. Я, сколько ни любил бы вас, Привыкнув, разлюблю тотчас. Онегин одновременно и любит Татьяну, и убегает от своего чувства, поскольку брак для него – это слишком серьезно, он еще не готов к такому шагу. Своим отказом Евгений разбил сердце Татьяны, заставив ее страдать всю жизнь. Она выходит замуж за важного генерала, становится важной светской дамой, но в душе она все та же провинциальная дворяночка, и ее чувство к Онегину не угасло. Но страдает не только Татьяна. Больше всего страдает сам герой. И мы видим, как выплескиваются наружу его чувства в любовном письме, сколько страсти и переживания в них! Но Татьяна воспитана в деревне, ее взгляды на семью патриархальны. Муж – это святое, на всю жизнь. Она повзрослела, стала более разумной. Татьяна продолжает любить Онегина, но воспитание и мнение света не позволяют ей совершить необдуманный поступок: бросить мужа и уехать вместе с Онегиным. Теперь она больше прислушивается к голосу разума, чем к своему сердцу. И поэтому в конце романа наш герой остается один, отвергнутый и светом, и друзьями, и любимой.
Подводя итог вышесказанному, можно сделать вывод: почему Белинский назвал Онегина «страдающим эгоистом». Душа этого пушкинского героя как будто состоит из двух частей: внешней и внутренней оболочки. Внешне это холодный, расчетливый человек, не способный любить, сопереживать, радоваться жизни. А внутри Онегин тонкий романтик, способный чувствовать окружающий его мир. Драма этого героя заключается в том, что он подменил реальные человеческие чувства, любовь, веру холодным циничным расчетом. Но человек не может прожить жизнь, не совершая ошибок. Нельзя просчитать каждый свой шаг и прислушиваться только к голосу разума, необходимо чувствовать и переживать. поэтому мне искренне жаль пушкинского героя. Ведь если бы он послушал свое сердце, растопил холодный лед, заставил гореть, то тогда, возможно, у романа был бы другой конец. А эгоизм Онегина – это не столько его вина, сколько его беда, и именно поэтому он страдает.

Как написать студенческую работу, чтобы её 100% приняли?

Возникают ситуации, когда очень сложно сделать работу, когда совершенно не понятно каков должен быть конечный результат. В таких случаях лучше не тратить лишние время и нервы, а обращаться к знающим людям.

Помощь в написании учебных работ

Данный конспект — краткое отображение мыслей Виссариона Григорьевича Белинского, высказанных о произведении «Евгений Онегин» в восьмой и девятой статьях «Сочинения Александра Пушкина». Работа Белинского помогает еще глубже погрузиться в произведение и посмотреть на него глазами известнейшего русского литературного критика 19 века. Статьи Виссариона Григорьевича Белинского представляют сбой обширные и наполненные разнообразными отступлениями размышления о природе русского человека, истории и особенностях отечественной литературы, анализ образов русских людей, и, непосредственно, самого произведения с его героями. Данный конспект включает в себя не только сокращенные фрагменты, посвященные роману, но и кратко представленные отступления от темы, без которых многие мысли литературного критика являются незавершенными и отчасти необоснованными.

Восьмая статья — первая часть критического анализа поэмы «Евгений Онегин». Белинский пишет, что данный стихотворный роман — «самое задушевное произведение Пушкина, самое любимое дитя его фантазии». Для Пушкина это произведение является одним из главных творческих достижений, отражает личность поэта. Оценка этого романа является оценкой самого автора.

«Евгений Онегин» — историческая поэма: в произведении отображена картина русского быта целой эпохи, что являлось первым подобным опытом в истории отечественной литературы. В романе «Пушкин является не просто поэтом, но и представителем впервые пробудившегося общественного самосознания», до него русские писатели лишь подражали иностранным мастерам, не решаясь на создание чего-то нового и полностью своего. Пушкин же учится у именитых мастеров, но с каждым произведением привносит все больше личного видения. Так, малоизвестная баллада «Жених» 1825 года «и со стороны формы, и со стороны содержания насквозь проникнута русским духом». Многие современники Пушкина не признали «Евгения Онегина» национально-русской поэмой, ведь произведение не только о простых людях, но и о светском обществе: «у нас издавна укоренилось престранное мнение, будто бы русский во фраке или русская в корсете — уже не русские и что русский дух дает себя чувствовать только там, где есть зипун, лапти, сивуха и кислая капуста». Белинский рассуждает об опасениях соотечественников по поводу того, что привезенные в страну европейские привычки искореняют исконные традиции и привычки, но это совершенно не так. Русский человек хоть и способен внешне сойти за любого европейца, но сущность его все равно будет проявляться, он вряд ли сможет стать своим в чужой стране.

«Всё сказанное нами было необходимым отступлением для опровержения неосновательного мнения, будто бы в деле литературы чисто русскую народность должно искать только в сочинениях, которых содержание заимствовано из жизни низших и необразованных классов.», — заключает Белинский. «Евгений Онегин» — не только русское, но и национальное произведение, несмотря на то, что речь в нем идет о людях, образованных и обладающих европейскими манерами. Национальным поэтом критик называет такого творца, который в равной степени достоверно может изобразить жизнь русского человека любого сословия.

«Евгений Онегин» — не только национальное произведение, но и превосходное поэтическое создание, по словам Белинского. Пушкин не только первым решился создать роман о жизни русских людей, а не эпическую поэму, но и облек его в стихотворную форму, что было нонсенсом для литературы того времени. Форму своего произведения и манеру повествования поэт перенял у Байрона, но сходство между работами поэтов минимальное: «Пушкин писал о России для России», «Байрон писал о Европе для Европы». Роман «Евгений Онегин», как и «Горе от ума», стал началом новой русской поэзии и литературы в целом. Пушкин создал «изображение мира русской жизни» одним из первых, вместе С Грибоедовым они «были школою, из которой вышли и Лермонтов, и Гоголь».

Белинский кратко описывает сюжет «Евгения Онегина», который всем и так уже знаком. Но что примечательно, в конце произведения нет «нет ни смерти, ни свадьбы». Открытый финал — достаточно нетипичное явление для романов, драм и повестей, «в особенности русских». Белинский беззлобно насмехается над теми, кто считает, что в этом романе и вовсе отсутствует сюжет, что «Евгений Онегин» — всего лишь «поэтическая болтовня».

Чтобы понять предпосылки создания романа, критик переключается на историческую эпоху, в разгар которой он был написан. Дворянство, как высшее сословие, развивалось стремительно, образовалось так называемое среднее дворянство, «благородные наслаждения бытия становились уже потребностию, как признак возникающей духовной жизни». Эти люди были источником просвещения более широких масс, стремились к искусству, европейским языкам, появилась более легкая светская литература. Именно таким общество застал Пушкин, а позже изобразил жизнь в 20-ых годах 19 столетия в своем романе.

Критик переходит к анализу главных героев, которых, по его мнению, здесь двое: Онегин и Татьяна. Поэт выбрал в качестве своего героя Онегина, светского человека, несмотря на все общественные предубеждения остальных насчет высшего света. Белинский пишет, что в светскости и аристократии нет ничего предосудительного, если оставаться человеком, какими были и Пушкин, и Байрон. Онегин, будучи не только светским, но и образованным человеком, с трудом находится в обществе Лариных, но в то же время сходится с Ленским, «странным и смешным в глазах света существом». Несмотря на то, что публика видела в Онегине бессердечного и жестокого человека, Белинский же рассуждает о его глубоко светской натуре, которая и позволяет ему вести себя немного насмешливо, непринужденно, актёрствовать и подшучивать даже над серьезными и печальными вещами, с такой ленцой вести свою жизнь. Он считает, что герой делает так не из-за злого умысла, а потому, что это в его природе, это его натура. Критик указывает на твердолобость публики, которая считала, что сам Пушкин хотел представить своего героя «холодным эгоистом». Онегина таким сделал сам век, на который пришлось его существование. Он умен, а потому сам смутно догадывается о причинах своих страданий, он из тех людей, которые «желая «многого», не удовлетворяются «ничем»».

В качестве аргумента, опровергающего бездушие Онегина, Белинский приводит его дружбу с юным мечтателем Ленским. «Онегин — добрый малый, но при этом недюжинный человек», — так говорит о нем автор, отстаивая право Онегина быть героем со своей собственной историей: ни гением, ни злодеем, а человеком, разочаровавшимся и запутавшимся. Онегин — страдающий эгоист, эгоист поневоле. В его окружении нет людей, способных понять его, Онегин сторонится деревенских жителей и слывет среди них чудаком.

Что касается Татьяны, многие современники Пушкина задавались вопросом: как мог Онегин не влюбиться в девушку после такого пронзительного письма и почему позже влюбился в светскую даму? Белинский имеет на этот счет вполне однозначное мнение: «Если б выбор в любви решался только волею и разумом, тогда любовь не была бы чувством и страстью.» Помимо случайности и инстинктивного влечения, которые так часто сопровождают это чувство, критик пишет и о проницательности Онегина. Он прекрасно понял Татьяну, оттого ее детская и чистая любовь была ему чужда и непонятна. Это совсем не те чувства и не те отношения, которые могли бы заинтересовать героя. Онегин — тонкая натура, ведь ему было достаточно одного вечера, чтобы составить убедительные портреты сестер Лариных и понять их натуру. Потому утверждать, что он отказал Татьяне из-за собственной толстокожести — нелогично и неправильно. Онегин — пример той самой непонятной многим тоски и страданий. У него есть все для жизни, но он не в состоянии заняться хоть чем-нибудь, все ему чуждо и бессмысленно. Только страсть к Татьяне после их встречи в Петербурге разбудила «дремавшие в тоске силы его духа». Белинский считает, что Онегин в Татьяне видит теперь женщину, которая «знает цену всему, что дано ей, которая много потребует, но много и даст». Онегин не смыслит страсти и жизни без борьбы, а потому с такой готовностью бросается в омут своих чувств к Татьяне, совершенно искренне и даже без надежды на победу.

Роман обрывается после сцены объяснения Онегина с Татьяной. Что же примечательного в открытом финале романа? Именно такое завершение приближает роман к реальной жизни: «в самой действительности бывают события без развязки, существования без цели, существа неопределенные, никому не понятные».

Девятая статья посвящена Татьяне, чей образ стал первым поэтическим воспроизведением русской женщины. Белинский пишет, что женщина в России «ровно никакой роли не играет», за исключением светских дам, и то в неполной мере. В отличие от европейских женщин, русская девушка в первую очередь невеста, ее готовят к замужеству с ранних лет и большая часть мыслей юных девочек занята именно этим событием. По мнению критика, замужество становится «идеей фикс», к нему сводятся все мечты и стремления. Каким бы не был характер девочки, она «невольно входит в роль, которую дала ей жизнь и в таинство которой ее так прилежно, так основательно посвящают».

Такие девушки выходят замуж, но не знают, что же делать со своей жизнью дальше: их готовили лишь к замужеству, а семейный быт, ценности, нюансы взаимоотношений и воспитания детей остались в стороне. Барышни становятся хозяйками пышно и безвкусно обставленных хором, а все оставшиеся годы проводят в бессмысленных званых вечерах и приемах. Детей они воспитывают так же, как сами когда-то воспитывались маменьками. Но такой сценарий справедлив лишь при удачном стечении обстоятельств — если у мужа достаточно средств на содержание семьи. Если же такая невеста выходит за небогатого, которому необходимо строго рассчитывать свои траты, — «тогда горе ее мужу». Ее воспитывали как будущую барыню, хозяйку, она и здесь будет ею: тратить, командовать, наряжаться, покупать.

Белинский винит в этом не самих девушек, а общество: «взгляд на женщину чисто утилитарный, почти коммерческий: она для вас – капитал с процентами, деревня, дом с доходом; если не это, так кухарка, прачка, ключница, нянька…». Критик называет таких дев «жрицами любви»: все они ищут какой-то несуществующей возвышенной любви, им неинтересны простые чувства, они живут в мире собственных идеалов и фантазий, а когда выходят замуж и понимают, что достигнуть идеала невозможно, то горечь вымещают на избраннике. Исключением является Татьяна Ларина, по-своему гениальная и оттого глубоко несчастная, ведь общество не принимает тех, кто отличен от большинства. Старшие Ларины — типичные представители своего времени, те самые довольные своим положением счастливчики. Их размеренная жизнь прерывалась лишь визитами гостей. В совершенно неподходящем окружении росла Татьяна. Выделялись из него лишь сестра Ольга и жених ее Ленский, но и они были настолько далеки по духу от девушки, что она не могла им довериться: «инстинктивное чувство говорило ей, что они – люди другого мира, что они не поймут ее». Если Ольга после смерти поэт вышла замуж и повторила судьбу мамы, то с Татьяной все куда сложнее. «Натура Татьяны не многосложна, но глубока и сильна.», — пишет Белинский, указывая на целостность ее характера, некую монолитность. Она не меняется, но развивается и растет, лишь подчеркивая этим свою целостность.

Будучи задумчивым и тихим ребенком, Татьяне больше нравились страшные рассказы, чем игры с подругами, а повзрослев девушка увлеклась романами настолько, что они поглотили всю ее жизнь. «Татьяна – это редкий, прекрасный цветок, случайно выросший в расселине дикой скалы», — пишет Белинский, подчеркивая ее уникальность и непохожесть на других девушек. Ее внешняя холодность и отчужденность указывает не на отсутствие способности чувствовать, а на глубину испытываемых чувств, их целостность и полноту. Девушка способна на самопожертвование и самоотдачу без какого-либо хвастовства и выставления себя на показ, она самодостаточна и не имеет потребности обсуждать свой внутренний мир с другими. Критик считает, что с любящим мужем Татьяна стала бы прекрасной женой и матерью, отдающейся детям и браку полностью, молчаливо и решительно, «не по рассудку, а опять по страсти».

Многие, не видя любви и поэтичности в жизни, начинают перенимать их из мира книг в том искаженном состоянии, которое неизбежно возникает при столкновении выдуманного с реальным. Любовные страдания какого-нибудь европейского автора из жизни перешли на страницы произведения, в России же сначала создавались романтические произведения по образу и подобию западных, а лишь после описанные там чувства упорно переносились в реальную жизнь, гасли и видоизменялись под напором реальности, так сильно отличающейся от европейской. Эти размышления приводят Белинского к Татьяне, которая, подобно тем идеальным девам, также стала жертвой книжных страстей, приняв желаемое за действительное. Окружающий мир заключил Ларину в определенную навязанную форму, но благодаря естественному и простому в самой ее натуре она вызывает сочувствие, а не презрение или насмешку. Словно «дикое растение, вполне предоставленное самому себе, Татьяна создала себе свою собственную жизнь, в пустоте которой тем мятежнее горел пожиравший ее внутренний огонь, что ее ум ничем не был занят».

Что касается ее страсти к Онегину, она довольна естественна в своем рождении, но облечена в книжную форму. Еще до знакомства Ларина много слышала о нем, постепенно складывая образ в своем воображении: холодный, загадочный, аристократичный и спокойный, находящийся как бы над миром прекрасный молодой человек. Их первая встреча лишь укрепила домыслы Татьяны, а образ Онегина, такой желанный и романтичный, занял собой все ее чувства, через которые она и воспринимала этот мир. Без своих книг она была бы нема, язык романов — единственный, доступный ей в силу недостаточного воспитания и образованности, следствиями которых и стала некая дикость девушки.

В разговоре Татьяны с няней изображена «русская барышня в разгаре томящей ее страсти». Это единственный раз, когда Ларина не скрывает своей тайны, ведь няня просто не поймет ее, в отличие от сестры или матери, которые могли понять не так, на свой лад.

Чувства Татьяны после отказа Онегина нисколько не угасли, а разгорелись с новой силой. Белинский не видит в этом ничего необычного и считает закономерным: «Несчастие дает новую энергию страсти натур с экзальтированным воображением. Им даже нравится исключительность их положения; они любят свое горе, лелеют свое страдание, дорожат им, может быть, еще больше, нежели сколько дорожили бы они своим счастием, если б оно выпало на их долю…». Страдания приводят Татьяну в дом Онегина, где она в попытке лучше понять возлюбленного берется за те книги, что читал он. «Книжное знакомство с этим новым миром скорбей, если и было для Татьяны откровением… оно испугало ее, ужаснуло и заставило смотреть на страсти, как на гибель жизни, убедило ее в необходимости покориться действительности, как она есть, и если жить жизнию сердца, то про себя, во глубине своей души…». Этот новый опыт стал подготовительным этапом перед новой жизнью и перерождением в светскую особу, которое так поразило Онегина.

  • Психически нездоровый как пишется
  • Психолог на английском языке как пишется
  • Пряный напиток как пишется
  • Пряхи у проруби карельская сказка читать
  • Прячущийся ребенок как пишется