Психологизм рассказа ю казакова запах хлеба

Сочинения по литературе другие анализ произведения запах хлеба казакова жанровая направленность произведения представляет собой лирическую прозу, основной тематикой которой являются
  • Сочинения
  • По литературе
  • Другие
  • Анализ произведения Запах хлеба Казакова

Жанровая направленность произведения представляет собой лирическую прозу, основной тематикой которой являются авторские размышления о проявлении любви к самому близкому человеку в лице матери.

Главной героиней рассказа является Дуся, представленная в образе обычной русской женщины, проживающей в столице совместно со своим супругом.

Сюжетная линия рассказа разворачивается после Нового года, когда в квартиру Дуси приносят телеграмму, уведомляющую женщину о смерти ее матери. Неожиданная новость становится шоком для женщины, однако она принимает решение не посещать родную деревню и даже не может заплакать, несмотря на то, что не видела мать более пятнадцати лет.

Через несколько месяцев Дусе приходит письмо от сына сестры Миши с приглашением посетить родной дом, в котором остались вещи умершей матери. И женщина принимает решение об отъезде.

Доехав до родного села, Дуся с удивлением обнаруживает изменения, произошедшие с деревней, которая стала гораздо больше, нежели ранее. Встреча с сестрой проходит у женщины достаточно тепло, после чего Дуся направляется к родному дому, в котором прошло все ее детство.

Дом оказывается заколоченным, но войдя во внутрь Дуся неожиданно ощущает аромат свежеиспеченного хлеба, который готовила ее мать. В памяти начинают всплывать воспоминания о счастливых моментах прошлой жизни. Побыв в доме, Дуся принимает решение о продаже избы, а затем направляется на кладбище с целью навестить могилу матери в сопровождении племянника.

Подойдя к могиле, на глазах женщины выступают горькие слезы, и она не в силах сдержать подступающий к горлу крик души. Миша пугается истерики женщины и убегает домой за матерью, которая, прибежав на кладбищенский погост, обнаруживает Дусю лежащей на земле и рыдающей по безвозвратно ушедшей матери.

На следующее утро Дуся покидает родную деревню, возвращаясь в Москву, а в ее отчем доме начинается жизнь для новых людей.

Смысловая нагрузка произведения заключается в необходимости слушать зов собственного сердца, поскольку оно хранит светлые и добрые человеческие воспоминания, особенно о самом дорогом человеке на земле, о матери.

История создания:

Рассказ был написан Козаковым в1961 году.

Жанр: рассказ

Сюжет

Главную героиню произведения зовут Дуся. Она живёт со своим мужем в Столице. Действие рассказа начинается после Нового года первого января, в это время на адрес супругов приходит телеграмма, сообщающая о смерти матери Дуси – семидесятилетней старухи, жившей в деревне, откуда женщина родом. Узнав от мужа эту новость Дуся некоторое время думает об этом, но ехать не решается, так как все вещи уже могли растащить родственники. Женщина не видела свою мать уже пятнадцать лет, поэтому узнав о её смерти, Дуся даже не может заплакать, ей просто становится грустно.

В мае к Дуси снова приходит телеграмма, только уже от своего племянника Миши, в котором он пишет, что дом и вещи её матери остались целы, а также предлагает приехать. Наконец, она принимает решение отправиться в деревню.

По приезду Дуся обнаружила, что её никто не встретил и ей приходится идти пешком, но благодаря этому она смогла по дороге рассмотреть деревню. Она была очень удивлена тем изменениям, которые сделали неузнаваемой её деревню. Женщине они совсем не понравились.

В доме сестры Дусю встретили тепло и радушно, она, в свою очередь, привезла всем гостинцы. От своей сестры женщина узнала, что некоторые вещи из дома матери забрала родня. Сестра же забрала всю скотину. Сначала Дуся жалела, что не приехала сразу, но потом успокоилась и забыла об этом.

Подойдя к дому матери, Дуся увидела, что окна были забиты досками, а двери закрыты на замки. Женщины с трудом открыли их. Как только Дуся зашла, сразу услышала знакомый ей с детства запах хлеба. Она словно оказалась в давно приснившемся и уже забытом сне. Через некоторое время, продав пожитки и дом матери, Дуся решается навестить ее могилу, сопровождать её отправился Миша. По дороге она задаёт ему вопросы про изменения в деревне и его жизнь. Как только они подошли к могиле матери Дуси, у женщины при её виде началась истерика и мальчик, испугавшись, побежал за помощью в деревню. Через час Дусю нашли лежащей на могиле и плачущей. Её отвели домой к сестре и уложили спать.

На утро Дуся уже спокойно пила с сестрой чай, была весела и спокойна, и рассказывала о своём доме в Москве. Немного позже она уехала. Через две недели в дом её матери заселились новые жильцы.

Тематикой произведения являются размышления автора о проявлении любви к самому близкому человеку – матери. Примером главной героини автор напоминает, что человек всегда должен слушать своё сердце, так как оно хранит в себе самые лучшие и светлые воспоминания о наиболее важных людях в нашей жизни.

Главные герои

Дуся является единственной главной героиней рассказа в образе простой русской женщины, проживающей вместе со своим супругом в столице. Помимо неё в произведении упоминаются её муж, сестра, проживающая в деревне с сыном Мишей, который приходится главной героине племянником.

Композиция

Переплетение собственного зова сердца и ума, помогают главной героине принять правильное решение, поехать в родное место, где на нее нахлынули воспоминания, при которых она не смогла сдержать слез, не смотря что прошло много лет.

Также читают:

Картинка к сочинению Анализ произведения Запах хлеба Казакова

Анализ произведения Запах хлеба Казакова

Популярные сегодня темы

  • Сочинение Скоро Новый год 4 класс

    Приближается самый замечательный праздник, Новый год. Этот праздник любят практически все, и взрослые и дети. Новый год – это сказка, волшебство и чудеса. В этот праздник все счастливы. Я тоже люблю Новый год.

  • Катерина Измайлова в повести Леди Макбет Мценского уезда характеристика, образ сочинение

    Множество образов русских женщин создано великими классиками. Одни вызывают глубочайший трепет, другие восхищение, третьи – уважение. Но нет, пожалуй, другого такого образа, который вызвал бы целую гамму чувств

  • Сочинение В жизни всегда есть место подвигу (5, 7, 8 класс)

    Подвиг — это такой поступок, который сделан во благо, без корысти, а просто добровольно. Такие поступки в основном совершаются в экстренных ситуациях. Людей, совершивших подвиг, называют героями. В обществе они были и будут необходимыми.

  • Роль художественной детали в рассказе Хамелеон Чехова сочинение

    А. П. Чехов имел навык писать красочные и небольшие рассказы. Он искусно пускал в ход художественные детали в своих произведениях, чтобы представить читателям все полноту картины так, как видел её сам автор.

  • Сочинение Книги, без которых не могу обойтись

    Я солгу, если скажу, что читать люблю все книги — в мире есть писатели, слог в произведениях которых оставляет желать лучшего. И хотя классиков ценю за их огромный труд

Опубликовано: 05.01.2022

Avatar

Список вопросов теста

Вопрос 1

Что означает имя Арктур?

  • Так называется немеркнущая голубая звезда.
  • Так звали короля, героя кельтского эпоса.
  • Так звали одного из героев мифов Древней Греции.
Вопрос 2

Когда в городе появился гончий пёс?

  • Зимой
  • Весной
  • Летом
Вопрос 3

О каком малом народе упоминает автор в начале рассказа, предполагая, что они могли бросить Арктура в этом городе?

  • О татарах
  • О цыганах
  • О бурятах
Вопрос 4

Как получилось, что Арктур ослеп?

  • Он родился слепым
  • Потерял зрение в драке с другой собакой
  • Переболел сложной инфекцией и после этого ослеп
Вопрос 5

У кого поселился пёс?

  • У рассказчика
  • У учителя
  • У доктора
Вопрос 6

Какое увлечение было у доктора, хозяина Арктура?

  • Он любил петь
  • Он любил готовить
  • Он любил охотиться на уток в свободное время.
Вопрос 7

От чьего лица ведется повествование в рассказе Ю.П.Казакова «Арктур — гончий пес»?

  • От лица доктора
  • От лица Арктура
  • От первого лица, от автора
Вопрос 8

Какие звуки внешнего мира поначалу пугали и страшили Арктура?

  • Звуки машин, тракторов, мотоциклов
  • Шум дождя
  • Голоса соседей
Вопрос 9

Какая черта характера была у пса?

  • Он не напрашивался на жалость
  • Он не искал любви
  • Он всех боялся
Вопрос 10

Почему, по мнению автора, коровы не любят собак (по рассказу Ю.П.Казакова «Арктур-гончий пес»)?

  • Напротив, коровы очень любят собак! Автор пошутил.
  • Из-за врожденной ненависти к волкам-собакам
  • Из-за своей чрезмерной коровьей капризности
Вопрос 11

Куда увязался за рассказчиком пёс?

  • Гулять по городу
  • На реку
  • В лес
Вопрос 12

Как Арктур вел себя в лесу?

  • Пугался каждого шороха и поджимал хвост
  • Сидел неподвижно и слушал пение птиц
  • Бегал, исследуя дорогу нюхом, выслеживал животных по запаху
Вопрос 13

Зачем в дом доктора стали наведываться охотники?

  • Жаловались, что Арктур мешает им охотиться, пугает дичь. Просили не пускать собаку в лес
  • Просили продать им Арктура
  • Они были больны и приходили полечиться
Вопрос 14

Из-за чего пес предал хозяина, по мнению рассказчика?

  • Из-за слепоты
  • Из-за чужой ласки
  • Из-за леса
Вопрос 15

Когда пёс не вернулся домой, кого заподозрили в его краже?

  • Старика-охотника
  • Местных ребятишек
  • Рассказчика
Вопрос 16

Как погиб Арктур?

  • Его случайно убил выстрелом охотник
  • Наткнулся с разбегу на острую палку, торчащую из сосны
  • Его задрал медведь
Вопрос 17

О чем думал рассказчик, найдя останки пса?

  • О судьбе
  • О верности
  • Об имени пса

Получите комплекты видеоуроков + онлайн версии

etengl7

algebra11

etrus9

tokrmir1

math5

de7

fizika8fgos

etrus11

comments
0
viewed
0
Нравится
Нравится 0

Комментарии 0

Чтобы добавить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Как работать с тестами?

Дата создания: 1957.

Жанр: рассказ.

Тема: любовь к животным.

Идея: даже искалеченное судьбой животное имеет свое призвание.

Проблематика. Слепой пес был гончей собакой.

Основные герои: пес Арктур, доктор, рассказчик.

Сюжет. Слепой пес появился в городе внезапно. Никто не знал, откуда он пришел. Можно было лишь догадываться о его происхождении. Родившись, пес ничем не выделялся среди остальных щенков. Но когда у всех прорезались глаза, обнаружилась слепота пса. Сам он даже не догадывался, что чем-то отличается от своих собратьев. Просто окружающий мир сразу же стал враждебным, состоящим из острых и твердых предметов. Когда мать оставила повзрослевших щенков, псу пришлось самому добывать себе пропитание на помойках. В схватках с другими бездомными собаками ему было тяжелее всех. Слепой пес не смог бы долго прожить, но ему повезло.

Рассказчик снимал комнату у одинокого детского доктора. Этот человек пережил многое: жена умерла, а сыновья были убиты на войне. Доктор уже несколько раз встречал слепого пса. Однажды он проникся к нему искренней жалостью. Доктор привел животное домой, тщательно вымыл его и накормил. Но когда он мягко попытался его выгнать, пес не захотел уходить. Впервые в жизни он столкнулся с человеческой добротой.

Доктор задумался. Он тоже устал от одиночества. Глядя на показавшиеся звезды, доктор неосознанно произнес: «Арктур. «. При этом слове пес открыл глаза и попытался завилять хвостом. Так несчастное животное получило имя.

Арктур обрел хозяина. Преданность пса к человеку, впервые пожалевшему его, была безгранична. Он никогда не выражал ее открыто, но по поведению Арктура было видно, что находиться рядом с доктором, слышать его голос было для пса истинным наслаждением.

С этого времени у рассказчика появилось больше возможностей поближе присмотреться к слепому псу. Он был уверен, что Арктур осознавал свою неполноценность. Физически пес был развит превосходно, но не мог воспользоваться своей силой в полной мере. Его походка всегда была настороженной. Другие животные превосходили его в скорости передвижения, могли внезапно исчезать в недоступных местах.

Отсутствие зрения сказалось на других чувствах пса: он обладал тончайшим обонянием и невероятным слухом. Внешний мир он познавал только через запахи и звуки, но этого псу было вполне достаточно.

Рассказчик стал свидетелем одного случая, в котором проявился твердый характер Арктура. Пес пробегал мимо стада коров и напугал животных. Разъяренный бык поддел его рогами, а подоспевший пастух еще и ударил кнутом. Рассказчик подбежал к Арктуру, который лежал, не двигаясь. Он сильно пострадал и испытывал боль и обиду, но даже не скулил.

Однажды случайно выяснилось настоящее призвание Арктура. Рассказчик пошел на охоту, а пес побежал за ним. Раньше он никогда не покидал город. Оказавшись в лесу, Арктур был ошеломлен разнообразием звуков и запахов. Сначала он испугался, но рассказчик начал тихо и спокойно разговаривать с псом. Арктур постепенно успокоился и начал с любопытством изучать новый для себя мир.

Внезапно пес моментально преобразился и быстро помчался в сторону. Через какое-то время раздался его пока что неуверенный лай. В животном проснулся инстинкт гончей собаки. Когда рассказчику удалось его поймать, Арктур был сильно поцарапан. Почуяв и погнав зверя, он не обращал внимания на препятствия.

С этого времени жизнь Арктура переменилась. Охотничий инстинкт начал борьбу с привязанностью к человеку. Пес страдал от того, что доктор не ходит с ним в лес. Арктур убегал один и возвращался всегда грязным и исцарапанным. Слепой пес, конечно, никогда не настигал свою добычу. Его увлекал сам процесс дикой гонки за неуловимым запахом зверя.

Арктур оказался прирожденным гончим псом. Его замечали охотники, росли слухи о необыкновенной собаке. К доктору стали часто приходить люди и предлагать за Арктура большие деньги. Но хозяин был слишком привязан к своему псу и не соглашался ни на какие условия.

Однажды Арктур пропал. Доктор сходил с ума от горя. Многие помогали ему в поисках, но они ничего не дали.

Через два года рассказчик вновь посетил эти места. Возвращаясь с охоты, он наткнулся на собачьи кости, среди которых был знакомый ошейник. Арктур погиб, напоровшись во время гона на острый сук. Своей смертью слепой пес подтвердил, что был достоин громкого имени.

Отзыв о произведении. Рассказ об Арктуре вызывает большую жалость к несчастному животному. С другой стороны, смерть еще молодого пса была возвышенной и благородной. Его ждала медленная старость домашнего животного. Но проснувшийся инстинкт заставил пса забыть свою неполноценность и придал настоящий смысл его жизни.

Очень кратко : История о слепом псе. Его особенность не помешала ему любить, быть мужественным и следовать своему главному призванию — охоте. Он умер, выполнив своё предназначение.

Повествование ведётся от лица мужчины, имя которого в рассказе не упоминается.

Гончий пёс появился в городе внезапно, никто не знал, откуда он пришёл. Одни говорили, что весной его бросили цыгане, другие — что его принесло на льдине.

Прошлое гончего было неизвестным, однако рассказчик догадывался, что он появился под каким-нибудь крыльцом. В отличие от своих братьев и сестёр, открыв глаза, пёс не увидел мира, он был слепым. Вскоре мать оставила своих детей. Гончий стал никому не нужным псом. Ему было тяжело на улице, слепота мешала псу выживать, даже обычная собачья драка давалась ему с трудом.

Но однажды в его жизни появился человек…

В то лето рассказчик жил в небольшом городке, он поселился в доме одинокого добродушного доктора. Однажды доктор увидел того самого слепого пса, привёл его к себе домой, вымыл и накормил, после чего хотел отпустить обратно, однако пёс не хотел уходить и продолжал дрожать.

Ночью доктор решил оставить пса себе. На небе горела большая звезда, и он назвал гончего Арктуром. Тот сразу же откликнулся на имя и полюбил нового хозяина. Впоследствии рассказчику удалось узнать Арктура поближе.

Арктур понимал, что он не такой как все, в его походке читалась неуверенность и осторожность. Он познавал мир с помощью носа и ушей, хорошо ориенти­ровался в городе, но многое так и оставалось для него неизведанным. Арктур никогда не просил пожалеть его. Рассказчик был свидетелем того, как бык боднул пса, а пастух ударил его кнутом, но Арктур даже не заскулил.

Одним ранним утром рассказчик пошёл в лес, Арктур увязался за ним. Вначале гончему было страшно, но постепенно лес начал восхищать его и вызывать интерес. Выйдя на луг, Арктур помчался в кусты, учуяв кого-то. Рассказчик долго не мог поймать пса, но когда, наконец, увидел его, Арктур выглядел уже по-другому. Пёс бежал уверенно, в глазах горела страсть, несмотря на видимые ушибы, он выглядел возбуждённым.

С тех пор жизнь пса поменялась. С утра он пропадал в лесу на охоте. Ему было тяжело поймать добычу, поэтому домой он возвращался несытым. Как-то рассказчик увидел, как Арктур охотился на лису, и понял, что тот — хороший охотник. Арктуру не хватало хозяина-охотника, из-за этого отношения с доктором у него немного изменились.

Вскоре по городу разнеслась молва о выдающемся гончем псе, в дом доктора стали приходить люди, чтобы посмотреть на Арктура и уговорить хозяина продать его, но он категорически отказывался. Неприятный старик-охотник долго умолял доктора отдать ему собаку. Получив отказ, старик пригрозил, что собака всё равно будет его. После его ухода огорчённый доктор спросил у пса, предаст ли тот его когда-нибудь. Рассказчик же считал, что Арктур уже изменил хозяину, войдя когда-то в лес.

В конце лета Арктур не вернулся со своей охоты, все заподозрили старика, но оказалось, что он не крал собаку. Весь город старался найти пса, выяснилось, что многие его любили. Доктор тяжело переживал потерю друга, рассказчик тоже. В глубине души он жалел, что это была не его собака. Но и доктор, и рассказчик знали, что поиски бесполезны, потому что Арктур погиб. В доме стало тихо и пусто.

Рассказчик уехал. Вернувшись через два года, весной, он вновь поселился у доктора. На следующий день он пошел в лес на охоту и нашёл там останки Арктура. Пёс умер, наткнувшись на острый, обвалившийся сук ёлки, когда бежал за добычей. Рассказчик побрёл обратно, размышляя над именем Арктура.

Понравился ли пересказ?

Ваши оценки помогают понять, какие пересказы написаны хорошо, а какие надо улучшить. Пожалуйста, оцените пересказ:

Что скажете о пересказе?

Что было непонятно? Нашли ошибку в тексте? Есть идеи, как лучше пересказать эту книгу? Пожалуйста, пишите. Сделаем пересказы более понятными, грамотными и интересными.

Юрий Павлович Казаков Арктур – гончий пёс

Юрий Казаков (1927–1982) – замечательный советский прозаик, автор тонких и лирических рассказов, продолжатель традиций И. Бунина. Как и у многих современников, судьба его была нелёгкой: полуголодное детство в Москве в семье выходцев из смоленских крестьян, вскоре – Великая Отечественная война, после – строительный техникум. В 15 лет – музыкальное училище имени Гнесиных, затем – оркестр Музыкального театра им. К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко, работа в джазовых и симфонических оркестрах и – поступление в литературный институт имени М. Горького. А скоро в печати появились его первые работы, и в 1957 году – целая книга: «Арктур – гончий пёс», после которой стало очевидно – родился настоящий, большой писатель.

Юрий Казаков путешествовал много и в каких местах только не бывал – и Печоры, и Таруса, и Новгородская земля, и северные края, рассказы о которых так завораживают читателя. Но ещё писатель был и альпинистом, и охотником, и рыбаком; любил ходить пешком, не боялся заночевать где придётся в любую погоду, останавливался в глухих деревнях и, как он сам писал: «всё время смотрел, слушал и запоминал». Вот поэтому так мелодичны и правдивы рассказы этого писателя, искренне любящего свою землю.

Арктур – гончий пёс

История появления его в городе осталась неизвестной. Он пришёл весной откуда-то и стал жить.

Говорили, что он приплыл на льдине в весеннее половодье. Он стоял, чёрный, среди бело-голубого крошева, один неподвижный среди общего движения. А наверху летели лебеди и кричали: «Клинк-кланк!»

Шурша и глухо лопаясь, шёл по реке лёд, кричали лебеди, а он стоял на льдине, поджав хвост, настороженный, неуверенный, внюхиваясь и вслушиваясь в то, что делалось кругом. Когда льдина подошла к берегу, он заволновался, неловко прыгнул, попал в воду, но быстро выбрался на берег и, отряхнувшись, скрылся среди штабелей леса.

Так или иначе, но, появившись весной, когда дни наполнены блеском солнца, звоном ручьёв и запахом коры, он остался жить в городе.

О его прошлом можно только догадываться. Наверно, он родился где-нибудь под крыльцом, на соломе.

Он родился, как и все щенки, слепым, был тотчас облизан матерью и положен поближе к тёплому животу, ещё напряжённому в родовых схватках. И пока он лежал, привыкая дышать, у него всё прибавлялись братья и сёстры. Они шевелились, кряхтели и пробовали скулить – такие же, как и он, дымчатые щенки с голыми животами и короткими дрожащими хвостиками.

В своё время у всех щенят прорезались глаза, и они узнали с восторгом, что есть мир, ещё более великий, чем тот, в котором они жили до сих пор. У него тоже открылись глаза, но ему никогда не суждено было увидеть свет. Он был слеп, бельма толстой серой пленкой закрывали его зрачки. Для него, слепого, настала горькая и трудная жизнь. Она была бы даже ужасной, если бы он мог осознать свою слепоту. Но он не знал того, что слеп, ему не дано было знать. Он принимал жизнь такой, какой она досталась ему.

У него не было хозяина, который дал бы ему кров, кормил бы его и заботился о нём, как о своём друге. Он стал бездомным псом-бродягой, угрюмым, неловким и недоверчивым. Мать, выкормив его, скоро потеряла к нему, как и к его братьям, всякий интерес. Он научился выть, как волк, так же длинно, мрачно и тоскливо. Он был грязен, часто болел, рылся на свалках возле столовых, получал пинки и ушаты грязной воды наравне с такими же бездомными и голодными собаками.

Он не мог быстро бегать, ноги, его крепкие ноги, в сущности, не были ему нужны. Всё время ему казалось, что он бежит навстречу чему-то острому и жёсткому. Когда он дрался с другими собаками – а дрался он множество раз на своём веку, – он не видел своих врагов, он кусал и бросался, ориентируясь на шум дыхания, на рычание и визг, на шорох земли под лапами врагов, и часто бросался и кусал впустую. Неизвестно, какое имя дала ему мать при рождении, – для людей он не имел имени. Неизвестно также, остался бы он жить в городе, ушёл бы или сдох где-нибудь в овраге, но в судьбу его вмешался человек, и всё переменилось.

В то лето я жил в маленьком северном городе. Город стоял на берегу реки. По реке плыли белые пароходы, грязно-бурые баржи, длинные плоты, широкоскулые карбасы с запачканными чёрной смолой бортами. У берега стояла пристань, пахнувшая рогожей, канатом, сырой гнилью и воблой. На пристани этой редко кто сходил, разве только пригородные колхозники в базарный день да командированные в серых плащах, приезжавшие из области на лесозавод.

Вокруг города по низким, пологим холмам раскинулись леса, могучие, нетронутые: лес для сплава рубили в верховьях реки. В лесах попадались большие луговины и глухие озёра с огромными старыми соснами по берегам. Сосны всё время тихонько шумели. Когда же с Ледовитого океана задувал прохладный, влажный ветер, нагоняя тучи, сосны грозно гудели и роняли шишки, которые крепко стукались о землю.

Я снял комнату на окраине, наверху старого дома. Хозяин мой, доктор, был вечно занятый, молчаливый человек. Раньше он жил с большой семьёй, но двух сыновей его убили на фронте, жена умерла, дочь уехала в Москву, и доктор жил теперь один и лечил детей.

Окно моей комнаты выходило в одичавший сад, заросший смородиной, малиной, лопухом и крапивой вдоль забора. По утрам за окном возились воробьи, тучами налетали дрозды клевать смородину – доктор не гонял их и ягоду не собирал. На забор иногда взлетали соседские куры с петухом. Петух громогласно пел, вытягивая кверху шею, дрожал хвостом и с любопытством смотрел в сад. Наконец он не выдерживал, слетал вниз, за ним слетали куры и поспешно начинали рыться возле смородиновых кустов. Ещё в сад забредали коты и, затаившись возле лопухов, следили за воробьями.

Я жил в городе уже недели две, но всё никак не мог привыкнуть к тихим улицам с деревянными тротуарами, с прорастающей меж досок травой, к скрипучим ступеням лестницы, к редким гудкам пароходов по ночам.

Ночью наш сад пах смородиной и росой, с террасы доносился тихий храп доктора. А на реке бубнил мотором катер и пел гнусавым голосом: «Ду-ду-ду…»

Однажды в доме появился ещё один обитатель. Вот как это произошло. Возвращаясь как-то с дежурства, доктор увидел слепого пса. С обрывком верёвки на шее он сидел, забившись между бревнами, и дрожал. Доктор и раньше несколько раз видел его. Теперь он остановился, рассмотрел его во всех подробностях, почмокал губами, посвистал, потом взялся за верёвку и потащил слепого к себе домой.

Дома доктор вымыл его тёплой водой с мылом и накормил. По привычке пёс вздрагивал и поджимался во время еды. Ел он жадно, спешил и давился. Лоб и уши его были покрыты побелевшими рубцами. – Ну, теперь ступай! – сказал доктор, когда пёс наелся, и подтолкнул его с террасы.

Пёс уперся и задрожал.

– Гм. – произнёс доктор и сел в качалку.

Наступал вечер, небо потемнело, но не гасло совсем.

Загорелись самые крупные звёзды. Гончий пёс улёгся на террасе и задремал. Он был худ, рёбра выпирали, спина была острой, и лопатки стояли торчком. Иногда он приоткрывал свои мёртвые глаза, настораживал уши и поводил головой, принюхиваясь. Потом снова клал морду на лапы и закрывал глаза.

А доктор растерянно рассматривал его и ёрзал в качалке, придумывая ему имя. Как его назвать? Или лучше избавиться от него, пока не поздно? На что ему собака? Доктор задумчиво поднял глаза: низко над горизонтом переливалась синим блеском большая звезда.

– Арктур… – пробормотал доктор.

Пёс шевельнул ушами и открыл глаза.

– Арктур! – снова сказал доктор с забившимся сердцем.

Пёс поднял голову и неуверенно замотал хвостом.

– Арктур! Иди сюда, Арктур! – уже властно и радостно позвал доктор.

Пёс встал, подошёл и осторожно ткнулся носом в колени хозяину. Доктор засмеялся и положил руку ему на голову.

Собаки бывают разные, как и люди. Есть собаки нищие, побирушки, есть свободные и угрюмые бродяги, есть глупо-восторженные брехуны. Есть унижающиеся, вымаливающие подачки, подползающие к любому, кто свистнет им. Извивающиеся, виляющие хвостом, рабски умильные, они бросаются с паническим визгом прочь, если ударить их или даже просто замахнуться.

Много я видел преданных собак, собак покорных, капризных, гордецов, стоиков, подлиз, равнодушных, лукавых и пустых. Арктур не был похож ни на одну из них. Чувство его к своему хозяину было необыкновенным и возвышенным. Он любил его страстно и поэтично, быть может, больше жизни. Но он был целомудрен и редко позволял себе раскрываться до конца.

date image
2020-06-29
views image
41

facebook icon
vkontakte icon
twitter icon
odnoklasniki icon

Тема урока: Анализ рассказа Ю. Казакова «Арктур – гончий пес»

Дата: 18.05

Сегодня мы будем анализировать рассказ Ю. Казакова «Арктур – гончий пес»

1. Работа по теме урока

Выполните тест

Когда в городе появился гончий пёс?

Как получилось, что Арктур ослеп?

А. Он родился слепым

Б. Потерял зрение в драке с другой собакой

В. Переболел сложной инфекцией и после этого ослеп

У кого поселился пёс?

А. У рассказчика

Какая черта характера была у пса?

А.Он не напрашивался на жалость

Б. Он не искал любви

В. Он всех боялся

О чем думал рассказчик, найдя останки пса?

Юрий Казаков обладал замечательным даром просто и бесхитростно говорить о важных и сложных проблемах человеческой жизни, давать свои ответы на вечные вопросы: зачем и как должен жить человек? Что главное в его жизни? Но говоря о серьезном, писатель настолько мастерски умеет увлечь нас динамичным ходом событий, убежденностью в важности происходящего, что мы и не замечаем, как ненавязчиво автор раскрывает нам свою душу, свое представление о мире и человеке.

– Обратимся к названию. Выясним значение слова Арктур.

( Арктур– название самой яркой звезды Северного полушария неба. Наиболее благоприятные условия видимости в апреле-мае.)

– Вспомните, как получил пес свое имя? ( С одной стороны, случайно, т.к. в момент, когда доктор принял решение оставить собаку и искал ему имя, его взор заметил взошедшую на небе звезду. Её название и стало именем собаки. С другой стороны, выбор оказался очень символичным. Но об этом поговорим позже.)

– Верно. Но есть и еще одна причина. Оказывается, Ю. Казаков, увлеченный творчеством Пришвина, в 1956 году поехал в командировку на Север и прошел тем же путем, что и Пришвин, но только полвека назад. А через год после путешествия Казаков написал историю про Арктура. Пришвин был близок Ю. Казакову родственным отношением к природе. Поэтому рассказ «Арктур – гончий пес» посвящен М. Пришвину. Чем можно объяснить связь рассказа с именем Пришвина?

( И Пришвин, и Казаков пишут о взаимоотношениях человека и природы.)

– Как построен рассказ? ( Поделен на 9 глав.)

I. Экспозиция. «О его прошлом можно только догадываться» – гл.1.

II. Развитие сюжета.

1. «Однажды в доме появился еще один обитатель».

2. « Собаки бывают разные… Арктур не был похож ни на одну из них» – гл.2-3.

3. «Лес ошеломил Арктура» – гл. 4.

4. «С этого дня жизнь его пошла другим чередом» – гл. 5-6.

5. «Слава о необыкновенном гончем псе скоро разнеслась по городу и по всей округе» – гл. 7.

6. «…если бы все прекрасные истории имели счастливый конец» – гл. 8.

III. Эпилог.

«…ни одна собака не была так достойна громкого имени, имени немеркнущей голубой звезды!» – гл. 9.

– Теперь соотнесем главы и периоды жизни главного героя.

О чем говорится в первой главе – экспозиции рассказа? (Экспозиция повествует о большей части жизни Арктура, но этому посвящена только одна глава.)

– Как долго прожил Арктур у доктора?

( Около трех месяцев.)

– Почему же этому периоду писатель посвящает 7 глав?

(Видимо, потому, что эти три месяца оказались важнее всей предыдущей жизни.)

– Что же произошло за это время?

(«Встретил хозяина», «Нашел хлеб и кров», «Узнал лес», «Научился гонять дичь», «Его полюбили» и т. д.)

image001

–Вы помните, что однажды в августе Арктур исчез. Доктор и его знакомые пытались отыскать знаменитого на весь город пса. Представьте себе, что вы тоже вместе со всеми ищите Арктура. Опишите его так, чтобы незнакомые люди поняли, какую собаку вы потеряли.

–Что же произошло в жизни Арктура за три летних месяца, прожитых у доктора?

(главное – это осознание Арктуром себя не просто собакой, а гончим псом. )

–Автор утверждает, что открытие в себе охотника придало всей жизни Арктура возвышенный и героический смысл

Жизнь собаки наполнилась новым содержанием, обрела цель, смысл. Каждый последующий день приносил всё новые впечатления и открытия и в мире и в себе самом. Арктур не просто бесцельно носился по лесу, а служил незримому хозяину–охотнику, исполняя своё, уготованное свыше предназначение. Делать это приходилось, преодолевая слепоту, терпя боль и голод, разрываясь между любовью к доктору и зовом крови.

— Сформулировать идею рассказа, ту заветную мысль, которую писатель хотел донести до нас, читателей.

«Никто на земле не рождается бесцельно… и …нет ничего лучшего, чем служить своему предназначению» – в этих словах заключена главная мысль рассказа Ю. Казакова.

Подобное утверждение можно найти и в дневниковых записях М. Пришвина: «У каждого ручья свой есть свой долг: ему надо донести свою воду до большой воды, его цель – большая вода океана. У той большой воды есть своё большое. Надо – подняться на высоту и вернуть воду обратно маленьким ручьям» (А. Овчаренко. Новые герои, новые пути. Стр. 144 ) . Теперь мы видим, что Пришвина и Казакова, кроме всего прочего, роднит убеждённость в глубинном смысле любого проявления жизни.

И если это важно для ручья, берёзы, слепого пса, то что тогда говорить о человеке! Писатель вновь обращается к этой проблеме, чтобы человеческая жизнь не проходила впустую, чтобы каждый успел исполнить свой долг перед людьми и матерью–Землёй, как сделал это слепой пёс со звучным именем Арктур.

–Почему автор убеждён, что Арктур был достоин своего « громкого имени, имени немеркнущей голубой звезды!»? (Слепой пёс не удовольствовался сытым, будничным существованием, он погиб, как воин, в погоне за врагом. Голубая звезда Северного полушария может гордиться, что на Земле у неё был такой тёзка.)

2. Домашнее задание

Ответьте на вопрос (письменно):

– О чем заставляет задуматься рассказ Ю. Казакова «Арктур – гончий пес»?

Читайте также:

      

  • Почему у собаки поднимается шерсть
  •   

  • Чем кормить той терьера при гастрите
  •   

  • Что делать если щенка украли
  •   

  • Корм для собак gosbi кто производитель
  •   

  • Можно ли собакам молоки рыбные давать

Инфоурок

Литература
ПрезентацииПрезентация по литературе «Ю.Казаков «Запах хлеба» (9 класс)

 Юрий Павлович Казаков (1927-1982)

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

 Юрий Павлович Казаков (1927-1982)

Описание слайда:

Юрий Павлович Казаков (1927-1982)

2 слайд

Юрий Казаков обладал замечательным даром просто и говорить о важных и сложных

Описание слайда:

Юрий Казаков обладал замечательным даром просто и говорить о важных и сложных проблемах человеческой жизни, давать ответы на вечные вопросы: зачем и как должен жить человек? Что главное в его жизни? Родился Казаков в Москве, в августе 1927 года. Родители его были простыми рабочими, отношения в семье были не самые простые. Юрий проживал с матерью в коммуналке. Годы Великой Отечественной Войны он провел в Москве. Здесь же во время бомбежки Юра получил контузию. Травма отразилась впоследствии заиканием. Сам писатель потом говорил, что именно травма подтолкнула его к занятию творчеством. На фронтах еще гремели бои, а Юрий стал писать стихи и обучаться игре на виолончели.

3 слайд

После войны Казаков поступил в Гнесинское музыкальное училище. Учиться юноша

Описание слайда:

После войны Казаков поступил в Гнесинское музыкальное училище. Учиться юноша закончил в 1951 году. Сразу же Казакова приняли в оркестр Музыкального театра имени Станиславского.   Спустя два года (1953г) Юрий Казаков поступил в литературный институт имени Горького. Писательским талантом Казаков, естественно обделен не был.   Юрий Казаков умер в Москве в ноябре 1982 года. Автору удалось оставить огромно творческое наследие. Произведения писателя включены в школьную программу и учебную литературу по хрестоматии. Книги его переведены на множество иностранных языков.

4 слайд

-Какие слова рождаются у вас, когда мы говорим «родной дом»?

Описание слайда:

-Какие слова рождаются у вас, когда мы говорим «родной дом»?

5 слайд

 Родной дом – это… Мама Тепло Свет Уют Семья Аромат маминых пирогов, хлеба

Описание слайда:

Родной дом – это… Мама Тепло Свет Уют Семья Аромат маминых пирогов, хлеба

6 слайд

-Почему рассказ получил название «Запах хлеба»?

Описание слайда:

-Почему рассказ получил название «Запах хлеба»?

7 слайд

- Какое впечатление произвела на вас героиня, судя по первым строчкам рассказ

Описание слайда:

— Какое впечатление произвела на вас героиня, судя по первым строчкам рассказа? Мать свою Дуся не видела лет пятнадцать, из деревни уехала и того больше и никогда почти не вспоминала ничего из своей прошлой жизни. -Как вы думаете, ждала ли мать Дусю все эти годы?

8 слайд

-Когда приезжает Дуся в деревню? Прошла зима, и Дуся вовсе позабыла о матери.

Описание слайда:

-Когда приезжает Дуся в деревню? Прошла зима, и Дуся вовсе позабыла о матери. Муж ее работал хорошо, жили они в свое удовольствие, и Дуся стала еще круглее и красивее. Но в начале мая Дуся получила письмо от двоюродного племянника Миши. Письмо было написано под диктовку на листке в косую линейку. Миша передавал приветы от многочисленной родни и писал, что дом и вещи бабушкины целы и чтобы Дуся обязательно приехала. -Чем она занимается в деревне? -Что почувствовала Дуся в родном доме?

9 слайд

Ароматный запах хлеба, Тёплого в избе, Светлым праздником прошёл. По моей суд

Описание слайда:

Ароматный запах хлеба, Тёплого в избе, Светлым праздником прошёл. По моей судьбе. Моё детство озорное Тем пропахло хлебом. И зелёною лужайкой, И безбрежным небом. Видно время подошло Детство вспоминать.- Мне всё чаще снится хлеб, Что пекла нам мать.

10 слайд

-В какой момент героиня чувствует горечь утраты? -Как она ведет себя на кладб

Описание слайда:

-В какой момент героиня чувствует горечь утраты? -Как она ведет себя на кладбище? Почему? Дуся совсем побелела, и вдруг будто нож всадили ей под грудь, туда, где сердце. Такая черная тоска ударила ей в душу, так она задохнулась, затряслась, так неистово закричала, упала и поползла к могиле на коленях и так зарыдала неизвестно откуда пришедшими к ней словами, что Миша испугался. — У-у-у, — низко выла Дуся, упав лицом на могилу, глубоко впустив пальцы во влажную землю. — Матушка моя бесценная… Матушка моя родная, ненаглядная… У-у-у… Ах, и не свидимся же мы с тобой на этом свете никогда, никогда! Как же я без тебя жить-то буду, кто меня приласкает, кто меня успокоит? Матушка, матушка, да что же это ты наделала?

11 слайд

утраты связи с отчим домом забвения матери Одиночества Распавшиеся человеческ

Описание слайда:

утраты связи с отчим домом забвения матери Одиночества Распавшиеся человеческие связи. Проблематика

12 слайд

Мама и Родина очень похожи: Мама – красивая, Родина – тоже! Вы присмотритесь:

Описание слайда:

Мама и Родина очень похожи: Мама – красивая, Родина – тоже! Вы присмотритесь: у мамы глаза Цвета такого же, как небеса. Мамины волосы, словно пшеница, Что на бескрайних полях колосится. Мамины руки теплы и нежны, Напоминают луч солнца они. Если поет мама песню, то ей Вторит веселый и звонкий ручей… Так и должно быть: что дорого нам, Напоминает всегда наших мам. (А. Стариков)

13 слайд

Не забывайте матерей Не оставляйте матерей одних, Они от одиночества стареют.

Описание слайда:

Не забывайте матерей Не оставляйте матерей одних, Они от одиночества стареют. Среди забот, влюбленности и книг, Не забывайте с ними быть добрее! Им нежность ваша — это целый мир, Им дорога любая ваша малость. Попробуйте представить хоть на миг, Вы в молодости — собственную старость! Когда нет писем от детей, ни встреч И самый близкий друг вам — телевизор! Чтоб маму в этой жизни поберечь, Неужто нужны просьбы или визы. Меж вами, ни границ и не морей! Всего-то надо сесть в трамвай, машину или поезд. Не оставляйте в прошлом матерей! Возьми ее в грядущее с собою.

  • Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта,
    Вы можете оставить жалобу на материал.

    Пожаловаться на материал

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

Проверен экспертом

Общая информация

Учебник:
«Литература (в 2 частях)», Коровина В.Я., Журавлёв В.П., Збарский И.С. и др./ Под ред. Коровиной В.Я.


Номер материала:

ДБ-883255

Вам будут интересны эти курсы:

Казаков Юрий «Запах хлеба»

Юрий Казаков. «Запах хлеба»

1
Телеграмму получили первого января. Дуся была на кухне, открывать пошел ее муж. С похмелья, в нижней рубахе, он неудержимо зевал, расписываясь и соображая, от кого бы это могло быть еще поздравление. Так, зевая, он и прочел эту короткую скорбную телеграмму о смерти матери Дуси — семидесятилетней старухи в далекой деревне.
«Вот не вовремя!» — с испугом подумал он и позвал жену. Дуся не заплакала, только побледнела слегка, пошла в комнату, поправила скатерть и села. Муж мутно поглядел на недопитые бутылки на столе, налил себе и выпил. Потом подумал, налил Дусе.
— Выпей! — сказал он. — Прямо черт ее знает, до чего башка трещит. Ох-хо-хо… Все там будем. Ты как — поедешь?
Дуся молчала, водя рукой по скатерти, потом выпила, пошла к постели, как слепая, и легла.
— Не знаю, — сказала она минуту спустя.
Муж подошел к Дусе, поглядел на ее круглое тело.
— Ну ладно… Что делать? Что ж будешь делать! — больше он не знал, что сказать, вернулся к столу и опять налил себе. — Царство небесное, все там будем!
Целый день Дуся вяло ходила по квартире. Голова у нее болела, и в гости она не пошла. Она хотела поплакать, но плакать как-то не было охоты, было просто грустно. Мать свою Дуся не видела лет пятнадцать, из деревни уехала и того больше и никогда почти не вспоминала ничего из своей прошлой жизни. А если и вспоминалось, то больше из раннего детства или как провожали ее из клуба домой, когда была девушкой.
Дуся стала перебирать старые карточки и опять не могла заплакать: на всех карточках у матери были чужое напряженное лицо, выпученные глаза и опущенные по швам тяжелые темные руки.
Ночью, лежа в постели, Дуся долго говорила с мужем и сказала под конец:
— Не поеду! Куда ехать? Там теперь холодина… Да и барахло, какое есть, родня растащила уж небось. Там у нас родни хватает. Нет, не поеду!
2
Прошла зима, и Дуся вовсе позабыла о матери. Муж ее работал хорошо, жили они в свое удовольствие, и Дуся стала еще круглее и красивее.
Но в начале мая Дуся получила письмо от двоюродного племянника Миши. Письмо было написано под диктовку на листке в косую линейку. Миша передавал приветы от многочисленной родни и писал, что дом и вещи бабушкины целы и чтобы Дуся обязательно приехала.
— Поезжай! — сказал муж. — Валяй! Особо не трясись, продай поскорее чего там есть. А то другие попользуются или колхозу все отойдет.
И Дуся поехала. Давно она не ездила, а ехать было порядочно. И она успела как следует насладиться дорогой, со многими поговорила и познакомилась.
Она послала телеграмму, что выезжает, но ее почему-то никто не встретил. Пришлось идти пешком, но и идти было Дусе в удовольствие. Дорога была плотна, накатана, а по сторонам расстилались родные смоленские поля с голубыми перелесками на горизонте.
В свою деревню Дуся пришла часа через три, остановилась на новом мосту через речку и посмотрела. Деревня сильно пообстроилась, расползлась вширь белыми фермами, так что и не узнать было. И Дусе эти перемены как-то не понравились.
Она шла по улице, остро вглядываясь во всех встречных, стараясь угадать, кто это. Но почти никого не узнавала, зато ее многие признавали, останавливали и удивлялись, как она возмужала.
Сестра обрадовалась Дусе, всплакнула и побежала ставить самовар. Дуся стала доставать из сумки гостинцы. Сестра посмотрела на гостинцы, снова заплакала и обняла Дусю. А Миша сидел на лавке и удивлялся, почему они плачут.
Сестры сели пить чай, и Дуся узнала, что многое из вещей разобрали родные. Скотину — поросенка, трех ярочек, козу и кур — взяла себе сестра. Дуся сперва пожалела втайне, но потом забыла, тем более что многое осталось, а главное, остался дом. Напившись чаю и наговорившись, сестры пошли смотреть дом.
Усадьба была распахана, и Дуся удивилась, но сестра сказала, что распахали соседи, чтобы не пропадала земля. А дом показался Дусе совсем не таким большим, каким она его помнила.
Окна были забиты досками, на дверях висел замок. Сестра долго отмыкала его, потом пробовала Дуся, потом опять сестра, и обе успели замучиться, пока открыли.
В доме было темно, свет еле пробивался сквозь доски. Дом отсырел и имел нежилой вид, но пахло хлебом, родным с детства запахом, и у Дуси забилось сердце. Она ходила по горнице, осматривалась, привыкая к сумеркам: потолок был низок, темно-коричнев. Фотографии еще висели на стенах, но икон, кроме одной, нестоящей, уже не было. Не было и вышивок на печи и на сундуках.
Оставшись одна, Дуся открыла сундук — запахло матерью. В сундуке лежали старушечьи темные юбки, сарафаны, вытертый тулупчик. Дуся вытащила все это, посмотрела, потом еще раз обошла дом, заглянула на пустой двор, и ей показалось, что когда-то давно ей все это приснилось и теперь она вернулась в свой сон.
3
Услышав о распродаже, к Дусе стали приходить соседки. Они тщательно рассматривали, щупали каждую вещь, но Дуся просила дешево, и вещи раскупали быстро.
Главное был дом! Дуся справилась о ценах на дома и удивилась и обрадовалась, как на них поднялась цена. На дом нашлось сразу трое покупателей — двое из этой же и один из соседней деревни. Но Дуся не сразу продала, она все беспокоилась, что от матери остались деньги. Она искала их дня три: выстукивала стены, прощупывала матрацы, лазила в подполье и на чердак, но так ничего и не нашла.
Сговорившись с покупателями о цене, Дуся поехала в райцентр, оформила продажу дома у нотариуса и положила деньги на сберкнижку. Вернувшись, она привезла сестре еще гостинцев и стала собираться в Москву. Вечером сестра ушла на ферму, а Дуся собралась навестить могилу матери. Провожать ее пошел Миша.
Денек было замглился во второй половине, посоловел, но к вечеру тучи разошлись, и только на горизонте, в той стороне, куда шли Дуся и Миша, висела еще гряда пепельно-розовых облаков. Она была так далека и неясна, что казалось, стояла позади солнца.
Река километрах в двух от деревни делала крутую петлю, и в этой петле, на правом высоком берегу, как на полуострове, был погост. Когда-то он был окружен кирпичной стеной, и въезжали через высокие арочные ворота. Но после войны разбитую стену разобрали на постройки, оставив почему-то одни ворота, и тропинки на погост бежали со всех сторон.
Дорогой Дуся расспрашивала Мишу о школе, о трудоднях, о председателе, об урожаях и была ровна и спокойна. Но вот показался старый погост, красно освещенный низким солнцем. По краям его, там, где когда-то была ограда, где росли кусты шиповника, были особенно старые могилы, которые давно потеряли вид могил. А рядом с ними виднелись в кустах свежевыкрашенные ограды с невысокими деревянными обелисками — братские могилы…
Дуся с Мишей миновали ворота, свернули направо, налево — среди распускающихся берез, среди остро пахнущих кустов, и Дуся все бледнела, и рот у нее приоткрывался.
— Вон бабушкина… — сказал Миша, и Дуся увидела осевший холмик, покрытый редкой острой травкой. Сквозь травку виден был суглинок. Небольшой сизый крест, не подправленный с зимы, стоял уже косо.
Дуся совсем побелела, и вдруг будто нож всадили ей под грудь, туда, где сердце. Такая черная тоска ударила ей в душу, так она задохнулась, затряслась, так неистово закричала, упала и поползла к могиле на коленях и так зарыдала неизвестно откуда пришедшими к ней словами, что Миша испугался.
— У-у-у, — низко выла Дуся, упав лицом на могилу, глубоко впустив пальцы во влажную землю. — Матушка моя бесценная… Матушка моя родная, ненаглядная… У-у-у… Ах, и не свидимся же мы с тобой на этом свете никогда, никогда! Как же я без тебя жить-то буду, кто меня приласкает, кто меня успокоит? Матушка, матушка, да что же это ты наделала?
— Тетя Дуся… тетя Дуся, — хныкал от страха Миша и дергал ее за рукав. А когда Дуся, захрипев, стала выгибаться, биться головой о могилу, Миша припустил в деревню.
Через час, уже в глубоких сумерках, к Дусе прибежали из деревни. Она лежала все там же, совсем обеспамятевшая, и не могла уже плакать, не могла ни говорить, ни думать, только стонала сквозь стиснутые зубы. Лицо ее было черно от земли и страшно.
Ее подняли, натерли ей виски, стали успокаивать, уговаривать, повели домой, а она ничего не понимала, глядела на всех огромными распухшими глазами — жизнь казалась ей ночью. Когда ее привели к сестре в дом, она свалилась на кровать — еле дошла — и мгновенно уснула.
На другой день, совсем собравшись уезжать в Москву, она пила напоследок с сестрой чай, была весела и рассказывала, какая прекрасная у них квартира в Москве и какие удобства.
Так она и уехала, веселой и ровной, подарив еще Мише десять рублей. А через две недели дом матери-старухи открыли, вымыли полы, привезли вещи, и стали в нем жить новые люди.
1961

  • В рассказе Юрия Казакова «Тихое утро» в образах главных героев представлены два мальчика: городской житель Володя и простой деревенский парень Яшка. Яша – типичный житель сельской местности, знаток настоящей рыбалки. Автор не описывает его внешности, но я думаю, что он среднего роста, широкий в плечах, сильный, выносливый, так как постоянно занимается спортом, лицо продолговатое, худое, загорелое на солнце. На нём старые штаны и рубаха. Он бос, и по-видимому это не приносит ему неудобств.
    Городской мальчик – полная противоположность Яшки: собрался на рыбалку в ботинках. Яшка специально встал на целый час раньше, червяков накопал, удочки приготовил, а в ответ вместо благодарности получил – “А не рано?” Ребята поссорились из-за этого пустяка, поэтому сердятся друг на друга. Но постепенно благодаря восторгу Володи от утренней прогулки напряжение между мальчиками спадает, они начинают вести бойкий разговор о рыбалке. Яшка с готовностью рассказывает об особенностях клёва на заре, о рыбе, которая водится в здешних водоемах, о реке.
    И вдруг случается непредвиденное, Володя падает в реку и начинает тонуть. Яшка, хотя был и зол на товарища, не раздумывая, бросился спасать тонущего друга, он поступил как настоящий герой и верный товарищ. Спасение Володи –заслуга Яши, сам бы он не выбрался, да и Яшка в какой-то момент уже не верил, что он выживет.
    Всё это произошло с ними за короткое время, за утро. За эти несколько часов, особенно за те несколько минут, которые прошли в борьбе за жизнь Володи, Яша проявили себя с лучшей стороны. наверное так)

  • Образ Яшки, является одним из лучших образов данного произведения «Тихое утро». Главным сюжет данного произведения, является отличие двух мальчишек, разность их характеров и взглядов на жизнь.
    Всё начинается с того, что приехавший друг Яшки, абсолютно не имеет понятия, что такое деревенская жизнь, и что здесь можно делать. Яшка, является главным персонажем данной работы. Он смелый деревенский мальчишка. В силу своего воспитания, он одет в рваные и старые вещи, которые практически ни когда не снимает. Яшка очень популярный среди деревенских парней, так как характер у него был ворчливый и не простой. Любимое занятие у Яшки, это была рыбалка. Именно ей он уделял большую часть своего свободного времени. Рыбалка для Яшки, это не только хобби, но и познавательное увлечение. Благодаря своей любознательности, мальчишка очень досконально изучает виды рыб, как их ловить и в каком водоёме она обитает. Приехавший друг из Москвы Володя, становиться тесно связан с Яшкой и его увлечением рыбалкой.   Несмотря на то что, Яшка постоянно ворчит по пустякам, их дружба продолжается. Именно своим хмурым лицом Яшка и отличался от других, тем самым ставя себя на первое место среди своих ровесников.
    Очень ярко выражались его тёмные руки. Именно руками он любил искать червей, дабы доказать свою любовь к этому занятию. Володя не знал, как правильно поступать в неких ситуациях, и ему приходилось просто молчать и слушать Яшку. В таком течении, между друзьями возникали ссоры, но они быстро забывались, когда Яшка показывал, как он умеет ловить рыбу. Сельская жизнь, приучила Яшку вставать очень рано, и этим он очень отличался от своего городского друга Володи.
    Но в один прекрасный день, на рыбалке, Володя по своей неосторожности попадает в воду. Видя это, Яшка понимает, что его городской друг начинает тонуть, не думая бросается в воду, дабы спасти товарища. Именно такого  поступка от Яшки не ожидал ни кто в деревне,  ведь Яшка прыгнул в незнакомый водоём, который даже был незнаком взрослым. В отчаянии, Яшка всеми силами спасет друга, забыв о тех недоразумениях, которые возникали в их отношении, не смотря на то, что они были абсолютно разные люди. Этот подвиг стал известен всем в округе, и Яшка стал ещё более популярным среди детей.
    Данная работа автора, дала пример многим читателям, о том, какой может быть сила воли юноши. Благодаря данному произведению, автор показал, какой может быть настоящая дружба. Эту работу по достоинству оценили многие современные писатели, что повысило карьеру  Михаил Михайловича Козакова.

  • Вот: В рассказе Юрия Казакова «Тихое утро» выведены в образах главных героев два мальчика: городской житель Володя и простой деревенский парень Яшка. Яшка – типичный житель сельской местности, знаток настоящей рыбалки. Портрет героя примечателен: старые штаны и рубаха, босые ноги, испачканные пальцы. Мальчик презрительно отнесся к вопросу городского Володи: «А не рано?» Городской мальчик – полная противоположность Яшки: собрался на рыбалку в ботинках. Ребята поссорились из-за пустяка, поэтому сердятся друг на друга. Но Володя имеет более мягкий и уступчивый характер, поэтому не задает лишних вопросов, боясь еще больше рассердить Яшку. Постепенно благодаря полному восторгу Володи от ранней утренней прогулки напряжение между мальчиками спадает, они начинают вести бойкий разговор о рыбалке. Яшка с готовностью рассказывает об особенностях клева на заре, о рыбе, которая водится в здешних водоемах, объясняет услышанные в лесу звуки, говорит о реке.
    Будущая рыбалка сближает мальчиков. Природа как бы созвучна настроению героев: она притягивает своей красотой. Володя, как и Яшка, начинает чувствовать природу, мрачный омут реки пугает своей глубиной. Через некоторое время Володя упал в воду. Яшка, видя, что его напарник тонет, принимает единственно верное решение: бросается в холодную воду спасать Володю: «Чувствуя, что сейчас задохнется, Яшка рванулся к Володе, схватил его за рубашку, зажмурился, торопливо дернул тело Володи вверх… Не выпуская Володиной рубашки, он стал подталкивать его к берегу. Плыть было тяжело. Почувствовав дно под ногами, Яшка положил Володю грудью на берег, лицом в траву, тяжело вылез сам и вытащил Володю». Слезы Яшки в финале рассказа свидетельствуют об огромном облегчении, которое испытал герой. Видя улыбку Володи, Яшка «заревел, заревел горько, безутешно, сотрясаясь всем телом, задыхаясь и стыдясь своих слез, плакал он от радости, от пережитого страха, от того, что все хорошо кончилось…».
    Оба героя из рассказа Ю. Казакова «Тихое утро» проявили себя с лучшей стороны, а Яшка спас своего друга, как настоящий герой.

  • План
    Введение
    Ю.П. Казаков пишет о типичных вещах с несвойственной стороны.
    Основная часть
    Володя и Яша — главные герои рассказа:
    — портретные характеристики героев;
    — характеры героев;
    Природа созвучна настроению мальчиков:
    — омут пугает своей глубиной;
    — Володя упал в воду;
    — Яша спасает приятеля;
    — слёзы Яшки.
    Заключение
    Оба героя проявили себя с лучшей стороны.
    Юрий Павлович Казаков — прозаик второй половины двадцатого века. Писатель обладает особой способностью: писать о типичных вещах, но характеризовать их с несвойственной стороны.
    В рассказе Юрия Казакова «Тихое утро» выведены в образах главных героев два мальчика: городской житель Володя и простой деревенский парень Яшка. Яшка — типичный житель сельской местности, знаток настоящей рыбалки. Портрет героя примечателен: старые штаны и рубаха, босые ноги, испачканные пальцы. Мальчик презрительно отнесся к вопросу городского Володи: «А не рано?». Городской мальчик — полная противоположность Яшки: собрался на рыбалку в ботинках. Ребята поссорились из-за пустяка, поэтому сердятся друг на друга. Но Володя имеет более мягкий и уступчивый характер, поэтому не задает лишних вопросов, боясь еще больше рассердить Яшку. Постепенно благодаря полному восторгу Володи от ранней утренней прогулки напряжение между мальчиками спадает, они начинают вести бойкий разговор о рыбалке. Яшка с готовностью рассказывает об особенностях клева на заре, о рыбе, которая водится в здешних водоемах, объясняет услышанные в лесу звуки, говорит о реке. Будущая рыбалка сближает мальчиков. Природа как бы созвучна настроению героев: она притягивает своей красотой. Володя, как и Яшка, начинает чувствовать природу, мрачный омут реки пугает своей глубиной. Через некоторое время Володя упал в воду. Яшка, видя, что его напарник тонет, принимает единственно верное решение: бросается в холодную воду спасать Володю: «Чувствуя, что сейчас задохнется, Яшка рванулся к Володе, схватил его за рубашку, зажмурился, торопливо дернул тело Володи вверх… Не выпуская Володиной рубашки, он стал подталкивать его к берегу. Плыть было тяжело. Почувствовав дно под ногами, Яшка положил Володю грудью на берег, лицом в траву, тяжело вылез сам и вытащил Володю». Слезы Яшки в финале рассказа свидетельствуют об огромном облегчении, которое испытал герой. Видя улыбку Володи, Яшка «заревел, заревел горько, безутешно, сотрясаясь всем телом, задыхаясь и стыдясь своих слез, плакал он от радости, от пережитого страха, от того, что все хорошо кончилось…».
    Оба героя из рассказа Ю. Казакова «Тихое утро» проявили себя с лучшей стороны, а Яшка спас своего друга, как настоящий герой.

  • В рассказе Юрия Казакова «Тихое утро» в образах главных героев представлены два мальчика: городской житель Володя и простой деревенский парень Яшка. Яша – типичный житель сельской местности, знаток настоящей рыбалки. Автор не описывает его внешности, но я думаю, что он среднего роста, широкий в плечах, сильный, выносливый, так как постоянно занимается спортом, лицо продолговатое, худое, загорелое на солнце. На нём старые штаны и рубаха. Он бос, и по-видимому это не приносит ему неудобств.
    Городской мальчик – полная противоположность Яшки: собрался на рыбалку в ботинках. Яшка специально встал на целый час раньше, червяков накопал, удочки приготовил, а в ответ вместо благодарности получил – “А не рано?” Ребята поссорились из-за этого пустяка, поэтому сердятся друг на друга. Но постепенно благодаря восторгу Володи от утренней прогулки напряжение между мальчиками спадает, они начинают вести бойкий разговор о рыбалке. Яшка с готовностью рассказывает об особенностях клёва на заре, о рыбе, которая водится в здешних водоемах, о реке.
    И вдруг случается непредвиденное, Володя падает в реку и начинает тонуть. Яшка, хотя был и зол на товарища, не раздумывая, бросился спасать тонущего друга, он поступил как настоящий герой и верный товарищ. Спасение Володи –заслуга Яши, сам бы он не выбрался, да и Яшка в какой-то момент уже не верил, что он выживет.
    Всё это произошло с ними за короткое время, за утро. За эти несколько часов, особенно за те несколько минут, которые прошли в борьбе за жизнь Володи, Яша проявили себя с лучшей стороны. наверное так)

  • (1 вариант)
    Русская природа с давних времен привлекает прозаиков и поэтов своей одухотворенной простой красотой. Писатели используют пейзажные зарисовки в своих художественных произведениях, делая их поэтичнее, выразительнее.
    В самом названии рассказа Юрия Павловича Казакова «Тихое утро» запечатлено одно из явлений природы. Действительно, все действие произведения происходит ранним летним утром. Но такое название дано писателем не для того, чтобы точно определить время действия. Тишина утра позволяет Ю. Казакову увидеть красоту природы, а также выделяет кульминационное событие, произошедшее с главными героями рассказа на рыбалке.
    Природа в этом произведении не является обычным фоном, на котором разворачиваются основные сюжетные перипетии. Пейзаж помогает писателю раскрыть психологическое состояние героев, передать их эмоциональные переживания. Деревенский мальчик Яшка встал очень рано, чтобы подготовиться к рыбалке со своим городским другом Володей. Повествование в рассказе начинается с описания тумана, который окутал всю деревню рано утром: «Деревня, будто большим пуховым одеялом, была укрыта туманом. Ближние дома были еще видны, дальние едва проглядывали темными пятнами, а еще дальше, к реке, уже ничего не было видно и, казалось, никогда не было ни ветряка на горке, ни пожарной каланчи, ни школы, ни леса на горизонте…». Благодаря используемым сравнениям и метафорам читатель представляет себе открывающуюся перед ним картину. Расстилающийся туман является своеобразным обезличенным героем рассказа: он то отступает перед мальчиками, идущими на рыбалку, «открывая все новые и новые дома, и сараи, и школу, и длинные ряды молочно-белых построек фермы», то «будто скупой хозяин» показывает это все только на минуту и затем вновь смыкается сзади. Омут реки, куда пришли мальчики ловить рыбу, предупреждает ребят о своей опасности. Для его описания Ю.П. Казаков использует следующие эпитеты и сравнения: «разливалась глубокими мрачными омутами», «в омутах раздавались редкие тяжкие всплески», «пахло сыростью, глиной и тиной, вода была черная», «было сыро, угрюмо и холодно». Природа как бы предупреждает мальчиков о грозящей опасности, но Яшка с Володей не видят этого предостережения, слишком велико их желание поскорее начать рыбалку.
    Безмятежный пейзаж контрастирует со страшными событиями, произошедшими с мальчиками во время рыбалки, когда Володя чуть было не утонул, поэтому в рассказе постоянно повторяется фраза: «ярко светило солнце, и листья кустов и ветлы блестели… все было так же, как и всегда, все дышало покоем и тишиной, и стояло над землей тихое утро…», но неспокойно было на душе у Яшки, который видел тонущего Володю, поэтому, собрав все свои силы, Яшка пришел другу на помощь и спас его от неминуемой гибели.
    Итак, природа в рассказе Ю.П. Казакова «Тихое утро» помогает раскрыть внутренние переживания героев, передать их чувства.
    (2 вариант)
    Природа может являться в произведении только красивым фоном, может сама выступать в качестве героя, отражать чувства главных героев произведения, может быть и средством характеристики персонажей.
    В рассказе описано раннее утро, когда двое ребят пошли на рыбалку. Утро это было туманное: «Деревня, будто большим пуховым одеялом, была укрыта туманом». Еще очень не хочется просыпаться и природе, и главным героям. По дороге к омуту туман как бы играет с ребятами: «Туман отступал перед ними… Будто скупой хозяин, он показывал все это только на минуту и потом снова смыкался сзади».
    Природа в рассказе полна звуков: из кузницы раздается стук, что-то «звякнуло», кто-то «мелодически прокричал» в лугах, в реках плещется рыба. Эти звуки понятны деревенскому парню и интересны городскому. Пока дошли до омута, «как-то необыкновенно быстро посветлело, порозовело все вокруг». Туман продолжает тихонько поддаваться солнцу: «туман пришел в движение, поредел и стал неохотно открывать стога сена».
    Само место рыбалки сразу настораживает одного из главных героев: Володя «поразился мрачности, которая царила в этом омуте».
    Река действительно оказалась опасной, во время рыбалки земля под ногами, как живое существо, «зашевелилась, подалась», и Володя упал в воду. Яшка от страха полез наверх, и земля как бы не пускает его, она «сыпалась у него из-под ног». В воде, когда Володя чуть не утопил своего спасителя, Яша немного успокоился, «только ухватясь за прибрежную осоку».
    Спокойствие природы противопоставлено тому, что происходит: «ярко светило солнце… радужно горела паутина между цветами… и все было так, как и всегда, все дышало покоем и тишиной… а между тем вот только сейчас, совсем недавно случилось страшное – только что утонул человек…». Ветка тростника для Яши стала соломинкой, за которую хватается утопающий, а Володя чуть не утонул, потому что «одна нога его запуталась в траве».
    Природа и отражает чувства героев, и вступает с ними в противоречие, кому-то помогает, а для кого-то становится страшным испытанием. В конце рассказа «светило солнце, пылали кусты, обрызганные росой, и только вода в омуте оставалась все такой же черной». Не подходи, я предупреждала, как бы говорит она. Кругом же всё, как и ребята, радовалось «новому светлому дню», раннее утро которого чуть не стоило обоим героям жизни.

  • В рассказе Казакова “Тихое утро” перд нами предстают два главных героя – Яшка и Володя. Яшка на правах местного жителя решил отвести своего нового друга Володю, приехавшего из Москвы, на рыбалку. Володя совершенно не приспособлен к деревенской жизни. Яшка смеется над ним, что тот даже на рыбалку одел ботинки, предлагая ему еще и галстук одеть.
    Яшка не понимает, как это не уметь различить звук заводящегося в поле трактора от обыкновенного мотоцикла.
    Яшка снисходительно относится к Володе. Тот в свою очередь немного завидует Яшке, который ходит босиком да еще такой шикарной походкой.
    Все эти чувства и ощущения отходят на второй план, когда Яшке предстоит сделать самое главное решение.
    Когда Володя начинает тонуть, он со страху убегает в деревню, но, сделав десяток шагов он понимает, что только он сможет спасти тонущего Володю. Однако и это сделать нелегко, так как Володя навалился всем весом на приплывшего Яшку. И вот уже Яшка может пойти ко дну. Он в ужасе отталкивает друга, спасаясь сам.
    На берегу к нему приходит осознание, что Володя пошел на дно и только Яшка может нырнуть и вытащить его. Что и делает Яшка.
    Главная мысль рассказа – не теряться в трудную минуту, сосредоточиться, собрать все свои силы и сделать тот единственный правильный шаг, который необходим в данную минуту. Ведь Яшка спас своего друга, не смотря на все разногласия, которые были у них в это утро, на разность взглядов на жизнь.

  • Прячься или прячся как пишется
  • Псевдо как пишется со словами
  • Прыжок толстой читать рассказ полностью
  • Прочтите отрывок из сочинения современного историка и укажите как назывались в древней руси сборы
  • Прощание с матерой рассказ краткое содержание