Психологический смысл сказки гуси лебеди отражает

Сказка гуси-лебеди краткое содержание старшей сестре было поручено присматривать за своим братом, но она гуляла и не видела, как гуси-лебеди

Сказка Гуси-лебеди краткое содержание

Старшей сестре было поручено присматривать за своим братом, но она гуляла и не видела, как гуси-лебеди увезли мальчика. Девушка пошла искать брата, и ей помогли яблоня, печь и река. История показывает, насколько важно слушаться родителей и нести ответственность.

Чему эта сказка учит детей?

Сказка «Гуси-лебеди» учит, как важно слушаться родителей. Если вы этого не сделаете, вы можете столкнуться с неприятностями и даже опасностями. Но если вы будете добры и благодарны, то сможете решить любую проблему.

Сказка Гуси-лебеди. Картинка к рассказу

skazka gusi lebedi

«Гуси лебеди» краткое содержание сказки

Муж и жена пошли на работу, а своего маленького сына оставили дома. Старшая сестра, которой было приказано следить за своим братом («не выходи из двора, будь умницей — купим тебе платок»), вышла поиграть и оставила его одного. Малыша унесли гуси-лебеди на крыльях. Сестра бежит догонять гусей-лебедей.

По дороге встречает печку, яблоню, молочную речку — желейные берега. Девушка спрашивает про своего брата, но печь просит отведать пирожное, яблоню — яблоко, речку — кисель с молоком. Придирчивая девочка отказывается принимать угощения и рассказывает ей, куда улетели гуси с ее братом.

Девушка бежит по темному лесу, плача по брату. Она наткнулась на хижину на гусиных лапках. Девушка выглянула в окно: а там с веретеном в руке сидит Баба Яга. По соседству знали, что у старухи на службе есть гуси-лебеди, детей для нее вывели из дома.

Девушка и ее брат убегают, но Баба Яга посылает гусей в погоню.

Девушка просит реку спрятать его и соглашается съесть желе. Потом девочка ест яблоко из леса, и яблоня накрыла ее своим братом своими толстыми ветвями. Да, он так надежно прикрыл, что гуси не заметили. Потом дети прячутся в печь, а девочка ест ржаной пирог. Гуси этого не видят и ни с чем не улетают.

Девушка и ее брат убежали домой, они просто вошли в свою дверь, а потом отец и мать вернулись с работы. Приносили детям подарки, объятия, поцелуи. Они хвалят свою дочь за заботу о брате.

Но девушка им ничего не рассказывала и никогда не оставляла брата одного.

Главные герои

Дочь — веселая, озорная, капризная и безответственная девочка, забывшая о брате.

Гуси-лебеди — коварные птицы, которые похищают маленьких детей и привозят их к Бабе-Яге.

Печка, яблоня, речка, ёжик — девушки-помощницы.

План произведения для пересказа:

1. Назначение родителей

2. Брат без присмотра

3. Кража

4. Найдите брата

5. Побег

6. Дома

План пересказа

  1. Родительский порядок.
  2. Забывчивость девушки.
  3. Похищение брата.
  4. Девушка идет к Бабе Яге.
  5. Девушка находит брата и бежит домой.
  6. Помощь от молокозаводов «Речка», «Мели» и «Печка.
  7. Возвращение на родину.

Синквейн:

Девушка.

Мужественный, решительный.

Не отследил, нашел, сохранил.

Я понимал важность дружеской поддержки.

Взаимопомощь.

Чему учит

Сказка учит слушаться родителей, помогать им, учит смелости и решительности.

Отзыв

История показывает, как важно помогать друг другу в сложной ситуации. Только благодаря доброте Яблоньки, Печки и Речки девочке и ее брату удалось спастись от преследования.

gusi lebedi e1560992160157

Рисунок-иллюстрация к сказке Гуси-Лебеди.

Краткий отзыв по произведению «Гуси — лебеди» для читательского дневника:

Эта сказка очень увлекательна, интересна и поучительна.

Из-за своей ошибки девушке пришлось преодолеть множество препятствий.

Но она не сдалась, поняла важность дружеской взаимопомощи и добилась своей цели.

Я рекомендую всем прочитать этот рассказ, потому что он содержит много ценных моральных качеств.

Пословицы к произведению:

Если вам нужна помощь, помогите себе.

Кто бы это ни приготовил, и убирает.

Готовый читательский дневник 2-го класса: аннотация произведений, рисунок — иллюстрация, план, основная идея, краткий обзор и пословицы для развития логического мышления ребенка.

Сюжет сказки «Гуси Лебеди» краткое содержание

У пожилой пары было двое детей: мальчик и девочка. Сын был еще очень молод, а дочь была старше. Родители их младшего сына доверяли ей, когда уходили на работу.

Девушка усадила брата на траву, пока играла. Однажды я так много играла, что не уследила за ребенком. А потом прилетели гуси — лебеди, схватили мальчика и понесли к Бабе Яге.

Подруга младшего брата долго искала, но успела заметить только улетающих в небе птиц, которые забрали ее брата.

Девушка побежала за ним. По дороге он встретил Печку, который попросил меня съесть его лепешки; Яблоня просит попробовать яблоки с ее веток; молочная река с банками из желе, которая также предложила девушке попробовать кисель с молоком.

Но каждый раз девушка отказывалась от предложений и бежала вперед.

Ежик, встретивший ее по дороге, рассказал, где жила Баба Яга, куда гуси увели мальчика.

Девушка нашла избу Бабы Яги, схватила брата и побежала домой. Их стали настигать гуси-лебеди. Но каждый раз девочка бежала к реке, потом на Печку, на Яблонку. Он попросил их исправить их с братом.

Для этого девушке пришлось выпить молоко с киселем, съесть яблоко и лепешку. Но это помогло ей благополучно добраться домой с братом. Они сделали это как раз вовремя. Когда родители вернулись с работы, дети уже были дома.

Основные тезисы для читательского дневника

Прочитав аннотацию о гусей-лебедях, вы можете внести в читательский журнал следующие записи:

  1. По просьбе родителей девочке пришлось ухаживать за братом.

  2. Вместо этого девушка пошла играть, оставив брата одного — и его украли гуси-лебеди.

  3. Увидев произошедшее, главный герой испугался и бросился в погоню.

  4. Попутно она отказывает себе в лакомствах, так как заботится о мальчике.

  5. Девушке удается найти брата, но на обратном пути их преследуют гуси-лебеди.

  6. Чтобы спрятаться от птиц, герои снова обращаются к реке, яблони и печи и накрывают их.

  7. Брат и сестра возвращаются домой живыми и невредимыми.

После основных тезисов владелец дневника читателя должен вкратце высказать свое мнение о сказке и ее нравственности.

Пословицы

  • Нужно научит бутерброды кушать.
  • Начало не дорого, конец хвалят.
  • Глаза боятся, а руки делают.

Главная мысль

Вы должны помогать другим, и тогда в нужный момент они помогут и вам.

Источники

  • https://school1208.ru/raznoe/gusi-lebedi-chitatel-skiy-dnevnik.html
  • https://nauka.club/literatura/kratkie-soderzhaniya/russkaya-narodnaya-skazka-gusi-lebedi-kratkoe-soderzhanie.html
  • https://obrazovaka.ru/chitatelskiy-dnevnik/gusi-lebedi.html
  • https://logoprav.ru/literatura/gusi-lebedi

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа» №13 г. Йошкар-Олы»

Христианские мотивы

в русских народных сказках

исследовательская
работа

Выполнили:

ученики 5а класса

Егошин Максим,

Милина Анастасия.

Руководитель:

учитель русского
языка

и литературы

Ямайкина Т. В.

Йошкар-Ола

2016
год

Содержание

1. Введение………………………………………………………………………3

Вековая мудрость русской сказки…………………………………………….3-6

Цель………………………………………………………………………………6

Задачи……………………………………………………………………………..6

Гипотеза………………………………………………………………………….6

Актуальность…………………………………………………………………….7

Практическая значимость………………………………………………………..7

2. Обзор литературы:

2.1. Христианские мотивы в русских народных
сказок………………………7

2.2. Мотивы смирения в сказке «Морозко»…………………………………..7-8

2.3. Тема добра в сказке «Несмеяна-царевна»………………………………..8-9

2.4. Христианский смысл сказки
«Иван-крестьянский сын и чудо-юдо»……..9

2.5. Христианский смысл сказки «Гуси-лебеди»……………………………..9-10

2.6. От «Заповедей блаженства» к логике
развития сказочного сюжета…..10-11

3. Заключение. Русская сказка-кладезь
духовности……………………………11

4. Библиография…………………………………………………………………..12

I. Введение. Вековая мудрость русской сказки.

Русские народные сказки мне рассказывает и читает моя прабабушка
перед сном. А ей их рассказывала её прабабушка.

Слушая русские сказки, я чувствую, что заключенная в них мудрость
исходит из глубины веков. Сказки очень разные: о царях и птицах, о солдатах и
ведьмах, о страданиях добрых людей, но неизменна в них победа добра над злом. И
от этого на душе становится тихо и радостно, и в эти моменты я чувствую, что
рядом со мною милостивый Господь.

В русских сказках богатство никогда не имело собственной ценности, и
богатый никогда не был добрым, честным и порядочным человеком. Богатство имело
значение как средство достижения других целей и теряло это значение, когда
важнейшие жизненные ценности были достигнуты. В связи с этим, богатство в
русских сказках никогда не зарабатывалось трудом: оно случайно приходило (с
помощью сказочных помощников — щуки, Сивки-Бурки, волшебных предметов…) и часто
случайно уходило.

Образы русской сказки прозрачны и противоречивы. Всякие попытки
использовать образ сказочного героя как образа человека приводят к мысли о
существовании в народной сказке противоречия — победы героя-дурачка,
«низкого героя». Это противоречие преодолевается, если рассматривать
простоту «дурачка», как символ всего того, что чуждо христианской
морали и осуждение ею: жадность, хитрость, корысть. Простота героя помогает ему
поверить в чудо, ведь только при этом условии чудеса возможны. Представления о
дураке в сказке развиваются по следующей схеме: «Жили-были три брата: два
умные, а третий глупый. Хотя он был и глупый, а ему все удавалось лучше, чем
умным». Емеля сознает отсутствие «ума» (знания этикета, необходимого царскому
зятю), просит волшебного помощника дать ему ум и красоту: «По щучьему веленью,
а по моему прошенью, кабы я сделался такой молодец, чтоб мне не было подобного
и чтоб был я чрезвычайно умен!» Мудрость героя-«дурака» проявляется в том, что
он ждет своего часа, своего места.

Иван – древнееврейское имя (Yohanan — Бог милует), и пришло в русский
именослов с принятием православия как имя Иоанна-крестителя. Имя Иоанн наряду с
Мария является одним из знаковых в христианстве, и неслучайно они проникли ко
всем без исключения народам, принявшим крещение. Следовательно, имя Иван
подчёркивает, что наш герой является православным христианином. А значит, сказки
про Ивана лишь включают в себя некие более древние истории, которыми наделили
дозволенного христианской церковью персонажа. Особенностью Ивана является то,
что в одних сказках он фигурирует как Иван-дурак, а в других — как
Иван-царевич. В сказках позднего христианского времени Иван никогда не
совершает поступков по злому умыслу. Все его чудачества – лишь от недоумия.
Такими людьми в христианстве считались юродивые — умалишённые или увечные люди,
вызывающие жалость. Их недееспособность сближала с детьми, которые подобно
бездвижным калекам и умалишённым («дураки»), безгрешны и не могут
сознательно творить зло. Почему герой был наречён Иваном, вроде бы ясно, но как
с ним связан образ царевича? Царевич — сын царя. Царь – помазанник божий
(христианская догма). Сын царя всегда должен быть положительным и сильным; не
случайно в русском языке сильные и положительные поступки называются
благородными, и совершающий их человек считается «благородным»
(благородное происхождение – из помазанников божиих). Поэтому Иван-царевич —
народный положительный герой.

Еще одна важная особенность народной духовной жизни находит свое
отражение в народных сказках — соборность. Труд выступает не как повинность, а
как праздник. Соборность — единство дела, мысли, чувства — противостоит в русских
сказках эгоизму, жадности, всему тому, что делает жизнь серой, скучной,
прозаической. Все русские сказки, олицетворяющие радость труда, кончаются одной
и той же присказкой: «Тут на радостях все они вместе в пляс-то и
пустились…».

В сказке отражаются и другие нравственные ценности народа: доброта, как
жалость к слабому, которая торжествует над эгоизмом и проявляется в способности
отдать другому последнее и отдать за другого жизнь; страдание как мотив
добродетельных поступков и подвигов; победа силы духовной над силой физической.
Воплощение этих ценностей делает смысл сказки глубочайшим в противовес
наивности ее назначения. Утверждение победы добра над злом, порядка над хаосом
определяет смысл жизненного цикла сущего живого. Жизненный смысл трудно выразить
в словах, его можно ощущать в себе или нет, и тогда он очень прост.

Таким образом, мудрость и ценность сказки в том, что она отражает,
открывает и позволяет пережить смысл важнейших общечеловеческих ценностей и
жизненного смысла в целом. С точки зрения житейского смысла сказка наивна, с
точки зрения жизненного смысла — глубока и неисчерпаема.

До христианства на Руси было язычество. С приходом христианства
появляется новый этикет общения с Божеством, привычка призывать Божье
благословение, по-иному обращаться за помощью. Так сказочный герой, отправляясь
в путь, спрашивает благословения у родителей. Так же, как и в жизни
православных христиан, мы не найдем в сказке жестких правил на то, когда
следует спрашивать благословение. Практически все старшие могут благословлять
младших именем Божиим в случае особого вдохновения (особенно имеющие на это
право: родители, крестные, духовники). Волшебный помощник — добрая сила по
отношению к герою, значит, и он должен благословить Даже Баба-Яга, выступая советчицей,
может сказать: «Поезжай с Богом!..»

Согласно православному этикету, когда входишь в дом с иконами, следует
перекреститься на иконы, а потом только здороваться. Не является невежливостью
даже перед царем сперва помолиться, а не царю кланяться. Сказка говорит с
обычным пафосом, что герой всем хорош: «Иван вошёл в царские покои, помолился
на святые иконы, поклонился царю и вымолвил…». Герой отправляется в путь и,
если встречает кого работающим, обязательно помолится, пожелает помощи Божьей.
Один герой сказки советует другому герою: «Молись Богу да ложись спать. Утро
вечера мудренее». Нетрудно понять, что речь идет о некоем вечернем молитвенном
правиле героя – обыкновенном на все дни его жизни. Герой сказки как бы говорит,
«успокойся, делай как всегда», а идеальный герой в православной сказке должен
молиться.

Самосознание народа как «православного», «крещеного» входит в речевую
норму, становится синонимом к «русский», «человеческий»: «Здесь живет ведьма,
летает она по дорогам на соколе и ловит крещеный народ к себе на мытарства».
Герой упрекает змея: «Крещеный народ поедаешь, а сыт не бываешь!». «Вздумали
они задать пир на весь крещеный мир» — то есть пир для всех живущих.

Одна из наиболее ярких христианских традиций волшебной сказки –
колокола и колокольный звон. Звучание колокола сопровождает все переживания
жизни человека, и вполне естественно переносится на подземное царство: в
подземных садах (медный, серебряный и золотой) звонят колокола, когда срывают
яблоко. Отдают царскую дочь на съедение змею и город погружается в траур,
звонят колокола, герой слышит этот звон и спрашивает, что же случилось. Когда
герой спасает царевну, то радостный колокольный звон возвещает о всеобщем
ликовании. Спящий город царь-девицы просыпается от колокольного звона: богатырский
конь шнуры зацепил копытом «и зазвонили во всех церквях колокола». Кроме того,
колокола эти – в церквях.

Сказка охотно использует христианские «чудесные средства». К ним
следует отнести, прежде всего, чтение Псалтыри и окропление святой водой, замещающее
образ живой/ мертвой воды: «сбрызнул раз тело святой водой – тело срослось,
взбрызнул в другой – царевна ожила и сделалась краше прежней».

Важным христианским элементом является проявление героем жалости,
сочувствия, сострадания к встреченным по пути персонажам.

Символично использование в сказках чисел: три, семь. Число «3» издревле
считали магическим. Даже в библии бог предстает в триедином лице. 3- это
божественное совершенство. Известно выражение: Бог троицу любит. Цифра «3» в
сказках наталкивает читателя на мысль о волшебстве, о совершенстве. Ведь в
русских сказках всегда желания исполняются только в третий раз. Символика числа
7 характерна и для библейских сюжетов. Богословы трактуют это число как
соединение числа 3-божественного совершенства и 4 –мирового порядка. В русских
поговорках и пословицах слово «семь» часто выступает в значении «много»:
«Семеро одного не ждут», «Семь раз отмерь – один раз отрежь», «Семь бед – один
ответ», «Лук от семи недуг» и т. д.

Цель:

Раскрытие христианских мотивов в русских народных сказках на
примере наиболее любимых нами произведений.

Задачи:

1.Изучить христианские традиции, законы, заповеди.

2.Прочитать русские народные сказки.

3. Проанализировать содержание сказок «Морозко»,
«Несмеяна-царевна» «Иван – крестьянский сын и чудо-юдо», «Гуси-лебеди».

4. Отобрать и оформить материал на тему «Христианские
мотивы в русских народных сказок.

Гипотеза:

 Нами было выдвинуто предположение, что в русских народных сказках
отражены христианские традиции, особенности народной духовной жизни,
нравственные ценности народа.

Актуальность:

Мудрость народных сказок, на наш взгляд, прежде всего заключается
в умении жить согласно евангельскому учению, быть добрым, смелым и милосердным,
честным и трудолюбивым. В условиях современной жизни, когда всё чаще мы
сталкиваемся с бездуховностью, необычайно возрастает роль русских народных
сказок в воспитании молодёжи  на христианских традициях, нравственных ценностях
народа.

Практическая значимость:

С данной исследовательской работой мы выступили на школьной
научно-практической конференции « Шаг в науку», на
VI Городских чтениях
«Православная книга а жизни человека» с целью духовного обогащения людей.

Мы хотим убедить слушателей в том, что русские народные сказки
дарят человеку незримые духовные богатства, помогают жить согласно христианским
заповедям, возрастать духовно.

II. Обзор литературы:

    2.1. Христианские мотивы в русских народных сказках.

Мотивы смирения  в сказке «Морозко»

Чему может научить мудрость народных сказок?
Самое главное – это стараться жить согласно евангельскому учению, быть добрым,
смелым и милосердным, честным и трудолюбивым. И сказочные повествования
ненавязчиво рассказывают о том, что добро и трудолюбие будет вознаграждено, а зло
наказано.

В известной сказке «Морозко» говорится о
девочке-сиротке, которую невзлюбила злая мачеха. Свою родную дочку баловала и
лелеяла, а старикову дочку работой тяжёлой изводила и при этом сильно обижала.
Мне кажется, что мачеха – один из самых отвратительных персонажей русских
народных сказок. Даже бабу-ягу иногда можно смягчить, и она сменит гнев на
милость. А злая женщина пылает ненавистью к несчастному ребенку, который не
может защититься и пожаловаться отцу, часто такому же смиренному и жертвенному,
как и его дитя. И вот по настоянию мачехи младшую дочь отвезли в лес, чтобы она
там замерзла в сильный мороз. Обратимся к тексту сказки. «Осталась, бедненькая,
трясется и тихонько молитву творит. Приходит Мороз, попрыгивает, поскакивает,
на красную девушку поглядывает:

– Девушка, девушка, я Мороз красный нос!

– Добро пожаловать, Мороз, знать Бог тебя принес,
по мою душу грешную.

Мороз хотел её  заморозить, но полюбились ему её
умные речи, жаль стало!»

Чем же тронула Мороза добрая девочка? Смирением и
незлобливостью. Морозко даёт сиротке теплую шубу и богатые дары.

Хотя и зла мачеха, а посылает мужа в лес за
замёрзшей девочкой, чтобы похоронить по-христиански. Отец привозит из леса
дочку – живую и невредимую, да ещё с богатыми подарками. Но это чудо вызывает у
мачехи только злость и зависть. Теперь мать посылает в лес родную дочь, сердце
которой полно грубости и злобы. Дерзко отвечает она Морозке и из-за этого
погибает.

Почему же так случилось? Наверное, это расплата
за грехи. И здесь чувствуется предупреждение всем детям и родителям. Недаром
сложена в народе поговорка «Не в силе Бог, а в правде».

Мачехина дочка была избалована и ничего не
делала, и от этого она стала грубиянкой и ленивицей. Возможно, чтобы она не
согрешила ещё больше и не принесла много зла, и случилось это наказание. Только
трудолюбие и честность могут сделать человека благородным. Такова мораль этой
сказки.

2.2. Тема добра в сказке «Несмеяна-царевна»

Подтверждение этому можно найти в другой сказке:
«Несмеяна-царевна», которая начинается необычными словами: «Как подумаешь, куда
велик Божий свет! Живут в нём люди богатые и бедные, и всем им просторно, и
всех их презирает и рассуждает Господь. Живут роскошные – и празднуют; живут
горемычные – и трудятся; каждому своя доля!»

Вот как говорится об этом в сказке: «В царских
палатах, в княжьих чертогах, в высоком терему красовалась Несмеяна-царевна.
Какое ей было житьё, какое приволье, какое роскошье. Всего много, всё есть,
чего душа хочет; а никогда она не улыбалась, никогда не смеялась, словно сердце
её ничему не радовалось».

Значит, царевне чего-то не хватает, иная пища
нужна для души. Несмеяне противопоставлен бедный, но счастливый «честный
работник». Самое ценное для этого человека не деньги, а добрые дела. Три года
он работал на хозяина и за это время заработал три копейки. Другой бы этими
деньгами дорожил, а работник, не колеблясь, отдал их мышке, сому и жуку.
Благодарные животные обеспечили этому человеку победу: помогли рассмешить
Несмеяну-царевну.

Вот, оказывается, чего не хватает человеческой
душе – радости, не связанной с материальными благами. Хлеба единого человеку
мало, он радуется и улыбается тому, что, казалось бы, не даёт пользы.

Народ понимал, что материальная сторона – далеко
не всё, что нужна жизнь духа. Недаром были сложены такие пословицы: «Злой
плачет от зависти, добрый от радости», «От радости кудри вьются, от печали
секутся», «Делай не ложью – всё выйдет по Божию».

2.3. Христианский смысл сказки «Иван –
крестьянский сын и чудо-юдо»

  Рассматривая сюжет русской народной сказки «Иван –
крестьянский сын и Чудо-юдо», вспомним замечательные слова великого А. С.
Пушкина: «Сказка – ложь, да в ней намек: добрым молодцам урок». В ней мы
наблюдаем христианские добродетели: ответственность, послушание, трудолюбие,
сострадание, соучастие, содействие.

Это богатырская сказка героического содержания на тему
мирного труда и защиты родной земли. Братья отправляются на борьбу с Чудом-юдом,
но настоящим героем оказывается только младший брат. Сказка учит чувству
ответственности каждого за весь народ. Главный герой сказки не царского роду,
он младший сын в простой крестьянской семье. Эта сказка прославляет
крестьянский труд. Старик и старуха были крестьянами. В сказке так и говорится:
«Жили они – не ленились, целый день трудились: пашню пахали да хлеб засевали».
Братьям пришлось уехать из родной деревни, потому что они решили вступить в
битву с «Чудом-юдом поганым, которое собиралось на их землю напасть, всех людей
истребить, города-сёла огнём спалить». Когда братья приехали в сожжённую
деревню, они поняли, что ненапрасно покинули родную землю: нужно было спасти
людей от беды. Ивану бои давались тяжело, потому что его предали старшие братья.
Иван-крестьянский сын проявляет решимость, храбрость и упорство, мужество и
бесстрашие. После побед он не хвастает перед братьями, а просит их поддержать
его во время третьего боя. Образ Ивана – это воплощение лучших черт русского
крестьянина-землепашца: сила, храбрость, верность своей родине, любовь к труду
на земле. Сказка учит: как бы тебе ни было плохо, умей слышать ближнего.
Способность участия в беде другого, когда и самому — то тяжело, признается в
народе высшим нравственным качеством и подчеркивает богатство души. Поделись
последним, протяни руку помощи, скажи доброе слово надежды, утешения, избавь от
страданий — и Господь наградит тебя по делам твоим, покайся в грехах своих,
стань на путь исправления – и Господь простит грехи твои.

                  2.4. Христианский смысл сказки
«Гуси – лебеди» 

  Сказка «Гуси – лебеди» рисует путь от страданий к радости. Не
послушалась девочка отца с матерью, бросила братца одного – и наказал ее
Господь: «Налетели гуси – лебеди, подхватили братца, унесли на крыльях». Обуяла
душу девочки гордыня: «Стану я ржаной пирог есть! У моего батюшки и пшеничные
не едятся… У моего батюшки и садовые яблочки не едятся… У моего батюшки и
сливочки не едятся…» — Господь послал ей испытания. Осталась она одна – одинешенька.
Долго она бегала по полям по лесам, по мхам, по болотам ходила, платье изорвала
и только к вечеру нашла своего братца в дремучем лесу у злой Бабы – Яги.

Страдания и лишения, желание искупить грехи, любовь к братцу помогли
девочке смирить свою гордыню. И дал Господь надежду на спасение. Услышала
девочка мольбу голодной мышки, накормила ее кашкой – мышка помогла ей в трудную
минуту: попряла за нее кудель. Протянула девочка руку помощи яблоньке, у
которой гнулись ветки под тяжестью плодов, съела лесное яблочко – заслонила
яблоня ее ветвями, прикрыла листами. Помогла девочка печке, съела ржаного
пирожка – спрятала ее печь в самом устьице. Послушала девочка речку, поела ее
простого киселька – речка укрыла ее под кисельным бережком. Гуси – лебеди не
увидали, пролетели мимо. Так и спаслась девочка от злой Бабы – Яги и братца
спасла. Ответственность, послушание, трудолюбие, сострадание помогли девочке в
трудную минуту. А за терпение и учтивость наградил ее Господь спасением: «Гуси
– лебеди полетали – полетали, покричали – покричали и ни с чем улетели к Бабе –
Яге. Девочка сказала печке спасибо и вместе с братцем прибежала домой. А тут и
отец с матерью пришли».

Грехопадение, очищение, путь от страданий к радости – такова логика
развития сказочного сюжета. И именно в этом и состоит христианский смысл
сказки.

​ 2.5. От «Заповедей блаженства» к логике развития сказочного сюжета

В сказках часто изображается много страданий и
много смирения перед ними. И в сердце это вызывает чувство милосердия и
сострадания. Сказка рисует путь от страданий к радости.

Логику развития сказочного сюжета помогают понять
изложенные в Евангелии от Матфея «Заповеди блаженства», данные в Нагорной
проповеди Христом Спасителем:

«Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство
Небесное.

Блаженны плачущие, ибо они утешатся.

Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю.

Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они
насытятся.

Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут.

Блаженны чистые сердцем,
ибо они Бога узрят.

Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены
сынами Божиими.

Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть
Царствие Небесное»

III.
Заключение. Русская сказка – кладезь духовности

Рассмотрев христианские мотивы в двух русских
народных сказках, выскажусь о современных западных сказках и мультфильмах.
После их просмотра на душе часто остаётся опустошенность и тоска. Это,
наверное, оттого, что герои их проявляют часто жестокость друг к другу,
немилосердие, непрощение, гордыню, ими часто движет стремление к славе и
наживе. И всё это преподносится как цель жизни.

Русские народные сказки, наоборот, дарят человеку
незримые духовные богатства. И я верю: пока рассказывают бабушки русские сказки
внукам, в душе человека будет побеждать не злое начало, не стремление к
призрачным материальным благам, а возвышенное стремление к правде и добру.

IV. Библиография:

1. Литературный энциклопедический словарь / По общ. ред. В.М.
Кожевникова, П.А. Николаева. – М.: «Советская энциклопедия», 1987 г.-680 с.

2.   Литература.5 кл.
Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2-х ч.Ч.1/авт.-сост. В. Я. Коровина и
др.-8-е изд.-М.: «Просвещение»,2007.-318с.

3.   Русские народные сказки. По изданиям А.Н.Афанасьева./
Составитель Н.И.Сазонов.-Йошкар-Ола,1993.-480с.

4.   Седов А. К.
Зачем детям нужны сказки? – «Русский дом», 2007, №9.-55с.

5.  Трубецкой Е. Н.
Три очерка о русской иконе. «Иное царство» и его искатели в русской народной
сказке. – М.: «Лепта», 2000.-170с.

6.  Четвероевангелие.
Новый Завет. Псалтирь.- Библия для всех. Санкт-Петербург,1993.- Евангелие от
Матфея.-гл.5 «Нагорная проповедь. Заповеди блаженства»-с.4

На чтение 8 мин. Просмотров 1 Опубликовано

Гуси-лебеди. Читательский дневник

Исследование сказки о волшебных гусях

В русском народном предании виной всем бедам стала безответственность сестрицы. Если бы она старательно выполняла поручения старших, то ничего страшного не произошло. За халатностью последовало наказание, с которым девочка героический справилась.

Разбор структуры народной легенды:

  1. Завязка — мальчишку забирают к Бабе Яге волшебные птицы.
  2. Кульминация — сестричка добирается до избушки на курьих ножках, где спрятан её брат.
  3. Развязка — прибытие детей в родной дом.

Характеристика героев

Семья — главная и вечная ценность. Это центральная тема литературного произведения. В сюжете основных действующих лиц не так много, присутствует чёткое разграничение героев на положительных и отрицательных.

Персонажи сказки:

personazhi_skazki_gusi-lebedi.jpg

  1. Баба Яга.
  2. Гуси-Лебеди.
  3. Братец.
  4. Сестра.
  5. Волшебные помощники Речка, Печка, Яблоня.

Текст старинного русского предания очень подвижен, есть множество глаголов, привносящих динамику. К примеру, волшебные гуси подлетают, внезапно хватают, несут и тут же пропадают из вида. В ритме словооборотов ощущается весь накал происшествия.

Описание сестрицы:

  • Смелая — выбегает в открытое поле, видит, как волшебные птицы скрылись за тёмными деревьями сказочного леса. Эти пернатые давным-давно себе худую славу прижили, часто безобразничали и малышей воровали.
  • Умеет быть ответственной за свои промахи — сама проглядела, сама исправилась.

В народном творчестве часто применяется приём, когда олицетворяются неодушевлённые предметы, то есть наделяются свойствами и признаками живых существ. Например, в легенде о чудесных птицах печь умеет говорить, яблоня скрывает своими ветками от опасностей, река делится с героями необходимой информацией. Сакральное и символичное для русской культуры — это цифра три, например, трое чудесных помощников (печка, яблонька, речка).

Описание сюжета

Сказка «Гуси-Лебеди» в кратком содержании представляет собой историю о бессовестном отношении к своим обязанностям. Отец и мать оставили маленького сына под присмотром старшей сестры. Она пренебрежительно отнеслась к возложенной на неё ответственности, недоглядела, мальчишку похитили чудесные Гуси-Лебеди. Таким образом мальчик оказался в избушке Бабы Яги.

otec_mat_ostavili_malenkogo.jpg

Сестрице сразу стало известно обо всём случившемся. Она поспешила возвращать пропажу. По дороге встречаются трое волшебных помощника. Во владениях Бабы Яги находится Мышка. Она надоумила девушку немедленно устроить побег. Вслед за братиком и сестричкой тут же отправились Гуси-Лебеди, чтобы вернуть их обратно. Но девочка с братом благополучно добираются до родного дома.

Зло — это Баба Яга и её волшебные птицы. Добро — маленькая сестричка, которая представляет собой русский народ. Наделена острым умом, храбростью, твёрдостью в принятии решений. Чудесные помощники предлагают своё гостеприимство и вкусные сладости (пирожки, яблоки и кисель). Им нельзя отказывать, потому что следует быть вежливыми по отношению к чужой доброте. Необходимо не бояться сложностей, так как для любых проблем есть решение. Нужно лишь посмотреть под другим углом. Любовь сестры к младшему братику спасла жизнь мальчишке.

План по сказке:

  1. Волшебные птицы крадут мальчика.
  2. Сестра отправляется на помощь.
  3. Встреча с чудесными помощниками.
  4. В избушке на курьих ножках.
  5. Прибытие домой.

Поучительная мораль произведения

Ребята возвращаются в отчий дом до прихода с работы матери и отца. Примечательно, что родителей не заставляют переживать и горевать. Они даже не узнают о случившемся. Это необходимо отметить, ведь очень важна забота и почитание старших.

Основная идея народного предания

Финал сказки благополучный, что заставляет верить в идею победы добра над злом, во всемогущество любви, в нерушимость родственных кровных уз. История об умении благодарить, она воспитывает в подрастающем поколении доброжелательность, уважение к родителям, ответственность за собственные действия.

final_skazki_gusi-lebedi.jpg

Сюжетная линия во всех версиях сказки «Гуси-лебеди» одинакова, а детали пересказа могут быть различны в зависимости от региона. Это произведение относится к классу фольклора. Здесь присутствуют типичные мистические злодеи и другие основные персонажи из мира магии.

В народной сказке «Гуси-Лебеди» главная мысль в том, что доброта и храбрость всегда вознаграждаются. Ребёнок после ознакомления со сказочной историей о волшебных птицах понимает, что запреты папы и мамы необходимо исполнять, иначе быть беде, где спасаться придётся самостоятельно.

При анализе сказки конфликтов в художественном произведении два: внутренний и внешний. Внутренний: необходимость девочки меняться и расти над собой, что поможет преодолеть испытания. Внешний: противостояние добрых сил и сил зла, любящая семья и злая Баба Яга. Сказка — трансформация народной легенды. В этих произведениях фантастические герои находятся в невероятных ситуациях.

Главная функция народного творчества — воспитательная и развлекательная. Показываются нравственность и глубокая мудрость русских людей.

Народные предания сочинялись нашими мудрыми предками, длительно передавались устно из уст в уста от старшего поколения младшему, потому что письменность была составлена значительно позднее.

Нравственные уроки

Родительское наставление следить за младшим братом было нарушено, что повлекло вслед за собой драматические события для провинившейся. Если упростить «Гуси-Лебеди» до краткого пересказа, то это художественное произведение представляет традиционную народную страшилку, которая повествует о том, что при ослушании родителей злодей может унести к себе в логово. Звать на помощь некого, придётся спасаться самостоятельно.

sestrica_poela_plodov_yabloni.jpg

Также наесться плодов яблони и утолить жажду у берегов реки — это необходимые действия для выживания во власти природы на большом расстоянии от других людей. Так можно спастись от голодной смерти. Печка, возможно, является символом огня, в котором крайне нуждается человек для того, чтобы оградить себя от хищников и в тёмное время суток оставаться в тепле.

Сказки появились более двух тысяч лет тому назад. Приятно окунуться в чтение литературных рассказов, где предстаёт перед читателем удивительный фантастический мир с его тайнами и загадками. Они формируют моральные качества, учат добру и справедливости. Сколько на страницах сказок мудрости и рассудительности!

И в современном мире необходимо быть осмотрительным и ответственным, чтобы неприятности и невезение не похитили что-то ценное и значимое.


Глава 3

До войны Марьянов писал стихи. Два его стихотворения даже опубликовали в журнале, при этом сильно раскритиковав. После войны он начал писать повесть об их с Таней любви, но за год так и не закончил её.

Марьянову не давалась концовка — он понимал, что Таня погибла, но не мог «убить» её на страницах своей повести.

Непреложность факта её гибели он опровергал любовью, мечтой и надеждой, которые делают бессмертным род человеческий.

Было несколько вариантов финала, и во всех Таня оставалась в живых. Повесть осталась незаконченной.

Продолжение после рекламы:

Развязка произведения

1489651.jpg

«Гуси-лебеди», сказка, краткое содержание которой мы здесь излагаем, подходит к концу. Бежит Маша с братом и видит, что настигают их птицы. Тогда она кинулась к речке и попросила ту укрыть их. Спрятала их речка, и пролетели мимо преследователи, ничего не заметили.

И снова бегут дети, недалеко до дома осталось. Но тут птицы снова заметили беглецов. Норовят вырвать братца из рук. Но тут Маша заметила печку, в которой и укрылась с Ванюшей. Не смогли гуси-лебеди добраться до детей и вернулись обратной к Бабе-яге.

Выбрались брат с сестрой из печки и побежали домой. Здесь Маша умыла и причесала Ваню, посадила на лавку, рядом сама присела. Вскоре вернулись родители и привезли детям гостинцы. Ничего им не рассказала дочка. Так ни с чем остались гуси-лебеди.

Сказка (краткое содержание это подтверждает) относится к так называемым волшебным. Для подобных произведений характерно присутствие магического злодея (Баба-яга в нашем случае) и волшебных помощников (печка, яблонька, речка, ежик).

Анализ сказки «Гуси лебеди» — тема, идея, чему учит сказка «Гуси-лебеди»

«Гуси лебеди» анализ сказки

Тема

: В сказке рассказывается о том, как Гуси- лебеди служившие Бабе-Яге украли братца, когда сестрица заигралась с подружками, потом она бросилась его спасать и спасла.

Идея

: Ничто не заменит дом родной, родной земли, любви к родным. Восхваляется добро, находчивость, смекалка.

Чему учит сказка «Гуси-лебеди»?

Сказка «Гуси-лебеди» учит детей любви к родным и близким, ответственности, решительности, смелости, умению добиваться целей. Сказка также учит уважительному отношению к просьбам родных людей.

Главный смысл сказки «Гуси-лебеди» состоит в том, что дороже всего для человека его семья. Любовь к родным и близким, ответственность за их судьбу — такая тематика красной нитью проходят через всю сказку. Сказка также учит читателя быть находчивым и решительным, не теряться в трудных ситуациях. Хотя сестрица и допустила ошибку, оставив братца без присмотра, она приложила все усилия, чтобы исправить ситуацию и добилась при этом успеха, вернув маленького братца домой. Сестрица поставила перед собой цель — и этой цели добилась, несмотря на чинимые ей преграды.

Герои «Гуси-лебеди»:

  • Братец
  • Сестрица
  • Печка, речка и яблонька — чудесные помощники
  • Баба Яга .
  • Гуси-Лебеди

Особенности композиции сказки «Гуси-лебеди»:

  • Начало сказкитрадиционное : Зачин(Жили – были….)
  • Экспозиция (наказ родителей)
  • Завязка (брата похищаю гуси – лебеди, сестра отправилась на поиски брата)
  • Кульминация (сестра нашла брата у Бабы-Яги)
  • Развязка (побег из избушки Бабы-Яги и возвращение в родительский дом)

Сказка очень динамичная

, в ней много глаголов движения передающих внезапные и быстрые действия. Например, о Гусях – лебедях говориться :«Налетели, подхватили, унесли, пропали» они передают всю остроту ситуации.

«Гуси-лебеди» – это популярная русская народная сказка, которую писатель Александр Афанасьев включил в свой замечательный сборник «Русские народные сказки». Сказка показывает, как важно быть добрым и внимательным к другим, слушать родителей.

  • Психологический портрет лизы в рассказе бедная лиза
  • Психологическая кульминация рассказа гранатовый браслет заключается в сцене прощания веры
  • Психологические сказки для детей 7 10 лет сказкотерапия читать
  • Психологический портрет как пишется
  • Психологические рассказы для детей 7 лет