Психологический портрет лизы в рассказе бедная лиза

681 слово повесть бедная лиза является одним из выдающийся произведений николая михайловича карамзина. этого автора неспроста считают писателем-новатором. одна из

(681 слово) Повесть «Бедная Лиза» является одним из выдающийся произведений Николая Михайловича Карамзина. Этого автора неспроста считают писателем-новатором. Одна из главных его заслуг заключается в том, что он открыл в отечественной литературе мир сентиментализма. Свою знаменитую повесть автор создал именно в этом направлении. В произведении «Бедная Лиза» автор продемонстрировал читателю динамичное раскрытие человеческих чувств. Николай Михайлович создал очень интересные образы. Рассмотрим характеристику главных героев поподробнее. 

В трогательной истории любви между обычной крестьянкой и богатым дворянином есть два главных героя: Эраст и Лиза. С них и начнем.

Главной героиней произведения является юная крестьянка, которую звали Лиза. В её образе автор изобразил молодую и привлекательную девушку. Когда Лизе было пятнадцать лет, она осталась без отца и одна содержала мать, которая слегла от болезни. Главная героиня обладала большим трудолюбием и усердием. Лиза была вынуждена каждый день ходить в Москву, чтобы заработать на жизнь себе и пожилой матери. Зимой девушка зарабатывает вязанием, а в летний сезон она собирает цветы, предназначенные для продажи. Образ Лизы символизирует чистоту, естественность и скромность. Девушка обладает очень ранимой и чувствительной душой. Лиза, питая сильные чувства к молодому дворянину, отдаётся ему. Будучи очень наивной и доверчивой, главная героиня искренне верит в чувства Эраста. Когда девушка узнает о предательстве своего возлюбленного, она осознает, что потеряла весь смысл жизни. В итоге, Лиза прыгает в пруд, послав матери все деньги, которые дал ей Эраст.

В образе Эраста автор воплотил молодого дворянина. Он был добрым и умным человеком, пресыщенным светом и богатством. Он тосковал в высшем обществе и тяготился скукой. Однако, несмотря на это, Эраст был безвольным, легкомысленным и зависимым от денег. Когда персонаж увидел Лизу, то осознал, что впервые встретился с нравственной чистотой. Девушка подарила Эрасту совершенно новые чувства. Он даже сам верит в то, что женится на ней. Он навещает ее мать, каждый день встречается с Лизой и берет ответственность за ее судьбу. Однако после достижения близости Лиза быстро надоедают герою. Как только Эрасту удалось завладеть Лизой, он снова стал скучать и искать новые развлечения. Когда герой проиграл в карты все свое состояние, он был вынужден жениться на богатой вдове. После смерти главной героини, персонаж до конца своих дней считал себя виновником ее самоубийства.

Не менее яркими являются второстепенные персонажи в повести «Бедная Лиза». Рассмотрим поподробнее их характеристику. 

В образе матери Лизы автор воплотил больную и пожилую женщину, которая очень сильно переживала из-за смерти супруга. По своей натуре она была невероятно доброй и чувствительной. Женщина очень любила свою дочь. Заветная мечта героини заключается в том, чтобы Лиза встретила достойного человека и создала с ним семью. Можно заметить, что матери Лизы очень нравится общаться с Эрастом. Женщине нравится этот человек. Несмотря на всю симпатию к нему, мать Лизы не представляет Эраста в качестве супруга  Лизы из-за их разного социального положения. Женщина не выдержала известие о смерти своей дочери. Она умерла вслед за Лизой. 

Также второстепенным героем является автор. Именно он повествует читателю о трагической истории любви. В образе автора представлен честный и искренний человек, способный на сострадание. С особым трепетом он раскрыл образ своей героини. Также он с пониманием отнёсся и к молодому дворянину. Он ни в коем случае не осуждал двух влюблённых. 

В образе Анюты изображена молодая девушка, которая являлась соседкой главной героини. К этой девушке Лиза обращается перед своей смертью. По своей натуре Аня является очень милой и честной девушкой. Главная героиня обратилась к Анюте с просьбой, чтобы она передала матери деньги и раскрыла истинную причину её поступка. Анюта очень растерялась от безумных слов девушки и от её поведения. Аня не смогла помочь Лизе. Девушка в слезах отправилась в деревню просить помощи. 

Листая страницы известного произведения, читатель узнает, что отцом главной героини был зажиточный крестьянин, который придерживался трезвого образа жизни. Ему было присуще такое потрясающее качество, как трудолюбие. Это качество мужчина передал свое дочери. Он был прекрасным мужем и отцом. Из-за его кончины семья сильно страдала.

В образе богатой вдовы представлена пожилая женщина, которая влюбилась в молодого дворянина. Эраст вынужден взять её в жены, чтобы улучшить свое финансовое положение. 

Таким образом, Николай Карамзин очень подробно раскрыл образ каждого персонажа произведения «Бедная Лиза». Автор не просто описал внешность и характер героев, но и в полной мере раскрыл мир их чувств и переживаний, что свойственно сентиментализму.

Автор: Виктория Комарова

Похожие вопросы:

Иконка предмета

Литература, 02.03.2019 08:50

Народ, совсем не прёт, ! стих тютчева «летний вечер», надо ответить на 1)какие чувства вызвало у вас это стихотворение? какие картины возникли в вашем воображении? 2)назовите ключевые образы каждой строфы. раскройте их
эмоциональный характер, обращая внимание на эпитеты. почему именно олицетворение в последней строфе венчает всё произведение? найдите и другие изобразительные средства, поэту нарисовать переход от знойного дня к
прохладному вечеру, и определите их художественное значение. 3)какую роль в содержание стихотворения играют слова и выражения: полна морская, влажным, река, как струя, ключевые воды? устаовите общность их семантики и
назовите основной мотив стихотворения. 4)как передано состояние человека вечером? сравните стихотворение тютчева с одноимённым стихотворением блока. 5) в чём заключается своеобразие пространственно-временной
организованности стиха? как автор характеризует изменения, произошедшие на земле, в небесной сфере, «меж небом и землёй»? какую художественную роль играет анафора «уж»? надо, заранее ) ответьте на что сможете)

Ответов: 2

Иконка предмета

Литература, 10.03.2019 01:00

Расскажите о чём произведение «голубое и зелёное»( в сокращении) заранее

Ответов: 2

Иконка предмета

Литература, 12.03.2019 11:05

Отзыв на рассказ выскочка м. м.пришвин мне

Ответов: 3

Иконка предмета

Литература, 13.03.2019 20:38

Составте и напишите 2 стиха о природе .

Ответов: 3

Иконка предмета

Литература, 16.03.2019 08:10

Чацкий — победитель или побеждённый? повесть «горе от ума» сочинение-миниатюра.

Ответов: 2

Иконка предмета

Литература, 16.03.2019 11:10

Нужны высказывания и цитаты петровича о поэзии. в романе тургенева «отцы и дети»

Ответов: 3

Иконка предмета

Литература, 18.03.2019 00:10

Здесь нужно указать все эпититы ( надо) много эпитит — определение при слове, влияющее на его выразительность. выражается преимущественно именем прилагательным, но также наречием («горячо любить»), именем существительным («веселья шум»), числительным (вторая жизнь). три пальмы (восточное сказание) в песчаных степях аравийской земли три гордые пальмы высоко росли. родник между ними из почвы бесплодной, журча, пробивался волною холодной, хранимый, под сенью зеленых листов, от знойных лучей и летучих песков. и многие годы неслышно прошли; но странник усталый из чуждой земли пылающей грудью ко влаге студеной еще не склонялся под кущей зеленой, и стали уж сохнуть от знойных лучей роскошные листья и звучный ручей. и стали три пальмы на бога роптать: «на то ль мы родились, чтоб здесь увядать? без пользы в пустыне росли и цвели мы, колеблемы вихрем и зноем палимы, ничей благосклонный не радуя не прав твой, о небо, святой приговор! » и только замолкли — в дали голубой столбом уж крутился песок золотой, звонком раздавались нестройные звуки, пестрели коврами покрытые вьюки, и шел, колыхаясь, как в море челнок, верблюд за верблюдом, взрывая песок. мотаясь, висели меж твердых горбов узорные полы походных шатров; их смуглые ручки порой подымали, и черные очи оттуда и, стан худощавый к луке наклоня, араб горячил вороного коня. и конь на дыбы подымался порой, и прыгал, как барс, пораженный стрелой; и белой одежды красивые складки по плечам фариса вились в беспорядке; и с криком и свистом несясь по песку, бросал и ловил он копье на скаку. вот к пальмам подходит, шумя, караван: в тени их веселый раскинулся стан. кувшины звуча налилися водою, и, гордо кивая махровой главою, пальмы нежданных гостей, и щедро их поит студеный ручей. но только что сумрак на землю упал, по корням топор застучал, и пали без жизни питомцы столетий! одежду их сорвали малые дети, изрублены были тела их потом, и медленно жгли до утра их огнем. когда же на запад умчался туман, урочный свой путь совершал караван; и следом печальный на почве бесплодной виднелся лишь пепел седой и холодный; и солнце остатки сухие дожгло, а ветром их в степи потом разнесло. и ныне все дико и пусто кругом — не шепчутся листья с гремучим ключом: напрасно пророка о тени он просит — его лишь песок раскаленный заносит да коршун хохлатый, степной нелюдим, добычу терзает и щиплет над ним.

Ответов: 2

Иконка предмета

Литература, 20.03.2019 10:30

Вчём скрытый смысл стихотворения м. ю. лермонтова «парус» (белеет парус , ! заранее спасяб))

Ответов: 3

Иконка предмета

Литература, 20.03.2019 18:11

1. прочитайте рассказ и. бунина «кавказ». 2. дайте развёрнутый ответ на вопросы (письменно, можно печатать): когда происходит действие рассказа? кто виноват в трагедии, которой завершается рассказ? осуждает ли автор кого-нибудь? какие чувства у вас вызвали поступки героев? своими словами, ..

Ответов: 3

Иконка предмета

Литература, 20.03.2019 20:59

Напишите план сочинения на тему «наташа ростова на пути к счастью» по роману толстого «война и мир»

Ответов: 1

Иконка предмета

Литература, 20.03.2019 23:20

Что ценил в личности пушкина маяковский?

Ответов: 2

Иконка предмета

Литература, 21.03.2019 19:10

Время действия в произведении стрижонок скрип​

Ответов: 2

Вопросы по другим предметам:

Категория

Окружающий мир, 17.07.2019 17:30

Категория

Математика, 17.07.2019 17:30

Категория

Русский язык, 17.07.2019 17:30

Осл(а, о)в(а, о)рях. какую(бы) про(ф, фф)е(с, сс)ию в своей ж(и, ы)зни вы (н(е, и)и(з, с)брали сл(а, о)в(а, о)ри (во)что(бы)то(н(е, и)стало должны стать ваш(и, ы)ми постоя(н, нн)ым…

Категория

Математика, 17.07.2019 17:30

Категория

Математика, 17.07.2019 17:30

Категория

Математика, 17.07.2019 17:30

Категория

Математика, 17.07.2019 17:30

Категория

Математика, 17.07.2019 17:30

Категория

Русский язык, 17.07.2019 17:30

Категория

Русский язык, 17.07.2019 17:30

Конспект урока по литературе в 9 классе.

Тема урока: «Бедная Лиза» как произведение сентиментализма.

Цель урока: ознакомиться с текстом произведения и на
основании этого обобщить и систематизировать знания учащихся по содержанию,
тематике, характеристике героев, нравственной проблематике, позиции автора
повести Н.М.Карамзина «Бедная Лиза».

Задачи:

обучающие:

— формировать
умения видеть отличительные черты сентиментализма в литературе;

развивающие:

— способствовать
развитию критического мышления, интереса к литературе сентиментализма,
развивать интерес к истокам русской литературы;

— способствовать
развитию умения рассуждать на поставленную проблему, опираясь на материал
повести, на личный опыт;

—  способствовать
развитию навыка построения связных  высказываний в устной и письменной форме.

воспитательные:

— способствовать
воспитанию духовно развитой личности, формированию гуманистического
мировоззрения;


воспитывать  внимательное  отношение к чувствам людей;


воспитывать чувство ответственности за свои поступки.

Тип
урока:
 Урок изучения нового
материала.

Оборудование: портрет Н.М.Карамзина, иллюстрации к повести
«Бедная Лиза», художественный текст повести «Бедная Лиза»,
учебник по литературе 9 класс под редакцией В.Я. Коровиной,
раздаточный материал для самостоятельной работы обучающихся,
иллюстрация  О. А. Кипренского «Бедная Лиза».

Эпиграф:

Только
влюблённый имеет

право на
звание человека.

Александр 
Блок.

                                                                                       
Ход урока:

1.                 
Организационный
этап (3 мин.)

2.                 
Повторение
ранее изученного материала (7 мин.)

На
прошлом занятии мы с вами говорили о биографии замечательного русского писателя
Н.М. Карамзина. Попытаемся вспомнить, каким он был человеком при жизни, чем
увлекался?

Помимо
этого мы работали с таким понятием, как сентиментализм. Что же мы знаем
о нём, в чём его отличие от классицизма, например, произведений М.В.Ломоносова
и Г.Р.Державина? Также мы начали знакомиться с повестью Н.М.Карамзина «Бедная
Лиза». Давайте попытаемся вспомнить, чему же посвящено данное произведение?

3.                 
Слово
учителя

Мы
снова обращаемся к проблеме, которая  всегда волновала и будет волновать
человечество: разум и сердце. Мы знаем, что сентиментализм утверждает культ
чувства. Но оказывается, что без разума всё же не обойтись. И сегодня вам
предстоит выполнить серьёзную, но увлекательную работу: раскрыть проблематику
повести «Бедная Лиза», рассмотреть систему образов в произведении.

4.                 
Комментированное
чтение текста произведения по учебнику В.Я Коровиной (25 мин).

5.                 
Работа
с иллюстрацией  О. А. Кипренского «Бедная Лиза» (7 мин.)

Какой предстаёт
Лиза в данной картине? Какие чувства у вас вызывает данная картина? Мы видим
девушку, которая тоскует и печалится. Она юна и миловидна. В глазах ее мольба.
Она смотрит на того человека, расставание с которым ей предстоит. В руках она
держит цветок красного цвета, символизирующий любовь. Кипренский просто не мог
по-другому изобразить крестьянку. Ее чувства ни для кого не имеют значения. Ее
любовь просто не имеет будущего. Виной всему стало неравенство социального
характера.

6.                 
Обсуждение
проблем повести «Бедная Лиза» (15 мин)


Современный ученый Владимир
Браниславович Муравьев убежден, что по­
весть «Бедная Лиза» «не знала за два века ни забвения, ни
утра­
ты читательской
любви». А это значит, что и сейчас повесть чи­
тается с интересом. Выскажите
свое мнение и вы как читатели. Интересна ли вам эта повесть? Если да, то чем? Что привлекает в ней? Правдива ли она, на
ваш взгляд? Что, по-вашему, в ней правда, а что — нет?
Попытайтесь понять свои чувства и переживания,
испытанные
при чтении, и объяснить их.


Сейчас мы с вами разделимся на три группы, каждая из которых постарается
ответить на ряд вопросов, касающихся данной повести.

Группа №1

1. Проблема воспитания в повести. Как нарисован в
произведении образ Лизы? Каков характер героини? Почему она именно
 такая? Ваша версия смысла названия произведения?

2. Проблема воспитания в повести. Как представлен в
произведении образ Эраста? Объясните причины и мотивы его поступков, особенности
поведения.

Группа №2

1. Проблема любви в повести. Отличается ли любовь,
которая связывает «отцов»? «детей»? Одинаковы ли чувства, которые испытывает
Лиза к Эрасту и Эраст к Лизе? Как ведут себя герои по отношению друг к другу?
Возможна ли любовь между барином и крестьянкой?

2. Исследуйте композицию произведения. Определите характер
пейзажей, их роль в повести. Раскройте роль обрамления: картина Москвы с
монастырями, храмами в начале произведения и четыре последних абзаца повести.

Группа №3

1. Каким представляется нам образ автора в произведении?
Как оценивает он поступки, характеры своих героев? Как воспринимает
происходящее, случившееся? Какие идеи хочет он утвердить в произведении?
Удалось ли ему воплотить в повести свой замысел? Как он это делает?

2. Что побудило Лизу покончить с собой? Ваше отношение к ее
поступку? Можно ли было иначе избежать позора? Выскажите свое мнение по финалу
повести.

— Вопросы для обсуждения:


От чьего лица ведется повествование? (От лица рассказчика.)


Исчерпывается ли только этим роль повествователя? Докажите по тексту
присутствие рассказчика
. (Рассказчик душевно вовлечен в отноше­ния
героев. Мы видим в нем благородного, гуманного человека, ра­нимого, остро
ощущающего чужую беду. Повествователь  бывает  печален,   радостен, гневен).


Какой мы видим главную героиню в родительской семье? Чему смогли научить её
отец с матерью?  Как называла Лизу мать?


Какими эпитетами наделяет автор свою героиню? (по тексту)


Проследим, какой характер носят чувства героев, как они раз­виваются, к чему
приводят.  Прежде всего, чувства главной героини повести — Лизы. Чем было
вспыхнувшее чувство для Лизы?

(Можно 
выявить  внутренние пережива­ния, говорящие о любви Лизы: смущение, во­лнение,
грусть, безумная радость, счастье, тревога, тоска, страх, отчаяние, потрясение.
Чувства Лизы отличаются глубиной, по­стоянством, бескорыстием. Она прекрасно
понимает, что ей не суждено быть женой Эра­ста, и даже дважды говорит об этом в
повес­ти: «Матушка! матушка! как этому статься? Он барин; а между
крестьянами…», «Однако ж те­бе нельзя быть моим мужем!.. Я крестьянка…» Но
любовь оказывается сильнее разума. Признание Эраста наполнило сердце Лизы
«чистым и вместе с тем страстным чувством», которое она не может и не хочет
скрыть. Ге­роиня забыла обо всем и отдала всю себя любимому).


Как автор передает то или иное состо­яние Лизы? (
Лиза «еще
более закраснелась и, потупив глаза в землю, сказала…», «тихим голосом пела
жалобные песни», «провожала его гла­зами», «все жилки в ней забились», «встала,
хотела идти, но не могла» и т.д.  Делаем вывод о том, что точно найденные
писателем внешние проявления переживаний позволяют понять, что происходит в
душе ге­роини. Душа Лизы отличается богатством, глубиной. «И крестьянки любить
умеют!»)

—           Как
вы думаете, почему Лиза выража­ется таким правильным и поэтичным языком?

(Карамзин
в по­вести решал вопрос о внесословной ценности человека, хотел раскрыть
красоту и благород­ство чувств своей героини, потому такой язык.)


Что читатель узнает об Эрасте до встречи с Лизой?


А какое мнение сложилось у вас о нем? Чем было вспыхнувшее чувство для уже
успевшего вкусить «светских забав» Эраста?

(Самоотверженному
характеру крестьянки противопоставлен характер доброго, но из­балованного
барина, не способного думать о последствиях своих поступков. Лиза привлек­ла
его прежде всего своей внешностью. На­мерение обольстить доверчивую девушку не
входило в его планы: «Ему казалось, что он нашел в Лизе то, что сердце давно
искало». Отметим, что подобное воздействие женской красоты на мужскую душу —
постоянный мо­тив сентиментальной литературы. Первоначально он думал «о чистых
радостях», наме­ревался «жить с Лизой, как брат с сестрою». Чувствуется
авторская ирония. Но все же Эраст изображен Карамзиным не веро­ломным
обманщиком-соблазнителем. По словам автора, «довольно богатый дворя­нин» с
«добрым от природы» сердцем, но «слабым и ветреным, он вел рассеянную жизнь,
думал только о своем удовольст­вии…». Предательство его ненамеренное, но тем
более коварное).


Значит, любовь стала испытанием для героя?

(Он
плохо знал свой характер, слишком переоценил свои нравственные силы. Сенти­ментальные
идеалы Эраста сложились под воздействием книг: «Он читывал романы, идиллии;
имел довольно живое воображение и часто переселялся мысленно в те времена
(бывшие или небывшие), в которые, если верить стихотворцам, все люди беспечно
гуляли по лугам <…> и в счастливой праздности все дни свои провождали».
Вскоре, по словам Карамзина, он «не мог уже доволен быть <…> одними
чистыми объ­ятиями. Он желал больше, больше и, наконец, ничего желать не мог».
Наступает пресы­щение и желание освободиться от наскучив­шей связи. В его
чувстве нет глубины, оно эгоистично).

           В
«Бедной Лизе» существенное место занимает тема денег. Как все, связанное с
деньгами, освещает человеческие отношения’?

(Лейтмотив
денег сопутствует образу дворянина Эраста, а не бедной Лизы. У героини нет
никаких своеко­рыстных помыслов. Во время одного из сви­даний Лиза сообщает
Эрасту, что к ней сва­тается сын богатого крестьянина из соседней деревни и что
ее матушка очень хочет этого брака. «И ты соглашаешься?» — насторажи­вается
Эраст. «Жестокий! можешь ли об этом спрашивать?» — упрекает его Лиза. Разбив
сердце девушки, Эраст хочет от­купиться от нее: «Вот сто рублей — возьми их (он
положил ей деньги в карман) — позволь мне поцеловать тебя в последний раз — и
пойди домой». Он женится на богатой вдове, чтобы поправить свои дела.)


Как можно назвать в этот момент Эраста? Какой он?

—           А
как расценить поступок Лизы? Этими ста рублями не «откупается» ли она от
матери?

(В 
сентиментальной литературе деньги всегда вызывали осудительное отношение к
себе. Искренняя, настоящая помощь должна  выражаться в поступках, в
непосредственном участии в судьбе людей. Деньги же создаю лишь видимость
участия и часто служат прикрытием нечистых намерений. «Я забываю человека в
Эрасте — готов проклинать его — но язык мой не движется — смотрю на небо и
слеза катится по лицу моему») .


Как проявляется здесь отношение автора к герою?


Как разрешается тема любви крестьянки Лизы и дворянина Эраста
?  (Человек
в литературе сентиментализма лишен боевого духа, не борется за свои чувства,
подчиняясь обстоятельствам. Для Лизы потеря Эраста равнозначна утрате жизни.
Дальнейшее существование становится бес­смысленным, и она накладывает на себя
руки).


Как, по-вашему, относится автор к самоубийству героини?


Что  узнаем мы об Эрасте из финала повести? Произошло ли очищение души?

(Да,
он понял свои ошибки, «не мог уте­шиться», жестоко корит себя, ходит на моги­лу
Лизы. Карамзин говорит о встрече и при­мирении их душ в ином мире) .


Делаем вывод: на примере жизни Эраста Карамзин показывает, какую большую роль
играет чувство любви в формировании чело­веческой личности, но и предупреждает
о не­обходимости рассудка в любви.


В чьи уста вкладывает писатель эти размышления? (
Матери
Лизы и Повествователя. Они люди зрелые, мудрые, лучше знают жизнь, понимают,
что человек строит свое счастье на гармонии чувства и разума…)


Как понимать финальную фразу повести?


Для достижения максимального прав­доподобия Карамзин связал сюжет своей по­вести
с конкретными местами тогдашнего Подмосковья. Домик Лизы расположен на бе­регу
Москвы-реки, неподалеку от Симонова монастыря. Свидания Эраста и Лизы проис­ходили
возле Симонова пруда, который пос­ле повести Карамзина получил название
Лизиного пруда. В духе сентиментализма автор соединяет описание природы с
изображени­ем мыслей и настроений человека.


Обратимся к пейзажу, как он связан с другими сторонами повествования?

(Ребята
анализируют пейзажные зарисов­ки, дают толкование символам весны, ланды­ша,
тумана, осени; отмечают связь природы с Лизой («Печальная горлица соединила жа­лобный
голос свой с ее стенаниями» и про­чие примеры) и отсутствие такой связи с
Эрастом. Говорят о свете и мраке в повести. Автор, по их мнению, наделяет
природу разу­мом.


В чем смысл заглавия?


Какие, на ваш взгляд, «чувства доб­рые» воспитывает в читателях повесть Ка­рамзина?
Могут ли извлечь из нее современ­ные молодые люди нравственные уроки? Ес­ли да,
то какие?

(Карамзин
учит ценить человека не по сословной принадлежности, а за душевное богатство,
проявляемое в любви. Учит ответственности за свои поступки).

7.     
Самостоятельная
работа по повести Н.М.Карамзина «Бедная Лиза»(20 мин)

8.       

1.Найдите слова и выражения, характеризующие героев,
заполните таблицу.

Лиза

Эраст

9.       

2.Определяем по тексту повести, какие ценности значимы в
каждом из миров героев.

“Мир Лизы”

“Мир Эраста”

3.Образ Лизы.

Вопрос

Ответ

1.Расскажите
о Лизе. Какой мы видим главную героиню в родительской семье? Чему научили ее
родители?

2.Какими
эпитетами наделяет автор свою героиню?

3.Каковы
взаимоотношения между матерью и дочерью?

4.В чем
Лиза видит свой долг перед матерью?

5.Что
можете сказать о матери Лизы?

6.Как,
по-вашему, она воспитывала дочь?

7.С
какой целью образ матери Лизы введён в повесть?

10.   

4.Образ Эраста.

Вопрос

Ответ

1.Расскажите
об Эрасте. Каким предстал он перед вами,  перед матерью Лизы? 

На ваш взгляд,
Эраст – это положительный или отрицательный герой?

2.Что мы
узнаем об Эрасте до встречи с Лизой?

3.При
каких обстоятельствах произошла встреча Эраста и Лизы?

4.Как
Карамзин показывает развитие чувства между молодыми людьми?

5.Чем
было вспыхнувшее чувство для Лизы и для уже успевшего вкусить светских забав
Эраста?

7.Чувства
героев, их состояние тесно связаны с природой. Докажите, что описания природы
«готовят» героев и читателей, «настраивают» их на определенные события.

5.Взаимоотношения героев.

Вопрос

Ответ

1.Как вы
думаете, почему Эраст не захотел, чтобы мать Лизы знала об их встречах?

2.О чем
предупреждает автор Эраста?

3.Когда
и почему отношение Эраста к Лизе резко переменилось?

4.Каково
отношение автора к Лизе?

5.В
каких словах автора звучит оценка поступку героя? Осуждает ли он Эраста?

8.Чем
закончились отношения героев?

9.Какова
судьба героев? Был ли счастлив Эраст?

11.   

8.
Подведение итогов урока.


Подборка по базе: Копия Повесть временных лет.pdf, Практическая работа 2 бытовая повесть 2 половины 17 века.docx


Повесть Н.М. Карамзина «Бедная Лиза» как произведение русского сентиментализма

Вопросы для обсуждения:

  1. Истоки сентиментальной прозыКарамзина.

Эстетические принципы Карамзина, легшие в основу его прозы, нашли отражение и в программных произведениях, и в теоретических статьях писателя. По мнению Карамзина, чувство, а не рационалистическое задание, свойственное поэтике классицизма, должно преобладать в литературном произведении. Изображая жизнь человека со всеми ее радостями и горестями, передавая его интимные переживания, писатель должен уметь «трогать наше сердце», «наполнять его горестными или сладостными чувствами», вести читателя к нравственному совершенству.

Для Карамзина характерно внимание не только к английской и немецкой поэзии, но и к античности.

Теоретически обосновывая эстетику сентиментализма, Карамзин опирался и на Руссо, в произведениях которого ему были близки чувствительность, психологизм и тонкое понимание природы. Однако критика Руссо лжепросвещенного абсолютизма и его революционные проповеди были чужды Карамзину. «Руссоизм» стал для Карамзина не стимулом разрушения феодального уклада, а методом оправдания свободы от политики» Умеренный либерализм, стремление социальные вопросы решать в морально-этическом плане, стремление достичь «всеобщего блага» путем постепенного развития просвещения были характерны для мировоззрения Карамзина.

Окружающая действительность, объективный мир преломлялись через призму авторского, субъективного «я» писателя. Карамзин считал, что только истинно гуманный человек, способный сострадать чужим несчастьям, может браться за перо. Писатель утверждал, что только приятное, «изящное в действительности достойно изображения, ибо только оно способно доставить читателю эстетическое наслаждение.

Субъективные переживания, субъективно-эмоциональное восприятие и оценка жизненных явлений, а не сама реальная действительность, в отличие от Радищева, занимают главное место в творчестве Карамзина. Автор должен «писать портрет души и сердца своего», помогая в то же время «согражданам лучше мыслить и говорить».

Наиболее полно черты сентиментальной прозы Карамзина: пафос гуманности, психологизм, субъективно-чувствительное, эстетизированное восприятие действительности, лиризм повествования и простой «изящный» язык — проявились в его повестях. В них отразилось повышенное внимание автора к анализу любовных чувств, душевных переживаний героев, усилилось внимание к анализу любовных переживаний героев, усилилось внимание к психологическим действиям. С именем Карамзина связано рождение русской психологической прозы.

Важным и прогрессивным моментом в творческой деятельности писателя было признание права личности независимо от сословной принадлежности на осуществление внутренней свободы. Отсюда идейной основой повести «Бедная Лиза» было утверждение писателя «и крестьянки любить умеют». У Карамзина нет резких оценок, нет пафоса негодования, он и в страдании героев ищет утешения, примирения. Драматические события призваны вызвать не возмущение, гнев, а грустное, меланхолическое чувство. Несмотря на жизненность ситуации, авторское субъективно-эмоциональное восприятие действительности мешало подлинной типизации. Жизнь Лизы и ее матери мало чем напоминала реальную жизнь крестьян. Лиза, подобно героиням сентиментальных идиллий, живет в хижине.

Лирическая манера повествования создает определенное на строение. Этому в повести служит и пейзаж, на фоне которого развивается действие, пейзаж, созвучный настроениям героев, и особый интонационный строй речи, делающий прозу Карамзина мелодичной, музыкальной, ласкающей слух и действующей на душу читателя, который не мог не сопереживать героям.

Впервые в прозе Карамзина пейзаж стал средством сознательного эстетического воздействия. Читатели повести поверили в достоверность рассказа, и окрестности Симонова монастыря, пруд, в котором погибла Лиза, стали местом паломничества.

Успех прозаических произведений Карамзина в значительной степени зависел от стилистической реформы писателя. Левин, говоря о лексике Карамзина, пишет: «Стилистическая окраска слова здесь не определяется предметом, а накладывается на предмет, поэтизирует его — и нередко чем ближе предмет к бытовой жизни, тем менее поэтичен он сам по себе, тем необходимей оказывается поэтизация его при помощи отображенного слова».

В чем же сущность литературной реформы Карамзина? Стремясь создать новый русский литературный язык взамен принятых классицизмом трех «штилей», Карамзин ставил своей задачей приблизить литературный язык к языку разговорному. Он считал, что любые идеи и «даже обыкновенные мысли» можно выражать ясно и «приятно».

Карамзин выдвинул требование — писать «как говорят», но он ориентировался на разговорную речь образованного дворянского сословия, очищая язык не только от архаизмов, но и от простонародных слов. Он считал правомерным обогащать русский язык за счет усвоения отдельных иностранных слов, новых форм выражения. Карамзин внес много новых слов: влюбленность, человечный, общественность, промышленность и др., которые остались и обогатили словарный состав русского языка.

Он стремится создать единый слог «для книг и для общества, чтобы писать, как говорят, и говорить, как пишут». И в противоположность Тредиаковскому Карамзин осуществляет это. Он освобождает лексику от излишней книжности, замечательно упрощает синтаксис, создаёт логически и вместе с тем лёгкий, изящный, одинаково удобный и в произношении и на письме «новый слог». Всё это имело очень важные последствия. «Слог его изумил всех читателей, подействовал на них, как удар электрический»,— пишет по горячим следам Н. И. Греч. «Схоластическая величавость, полуславянская, полулатинская,— замечает Пушкин о Ломоносовском языке,— сделалась было необходимостью: к счастью Карамзин освободил язык от чуждого ига и возвратил ему свободу, обратив его к живым источникам народного слова».

Противники стилистической реформы Карамзина жестоко упрекали его в офранцужении русского языка — в чрезмерном засорении галлицизмами. Ориентация Карамзина на французский язык в первый период его литературной деятельности, действительно, принимала подчас характер механического перенесения в русский язык французских слов, выражений и оборотов, засорявших его не менее чем прежние славянизмы и латинизмы. Однако в дальнейшем сам Карамзин пытался освободиться от этого

Недостатком реформы литературного языка Карамзина был отход от сближения русского литературного языка с языком простого народа. Ограниченность реформы Карамзина была связана с тем, что язык его был далек от народной основы. Это сумел понять и исправить Пушкин. Вместе с тем заслугой Карамзина явилось стремление, осуществленное им в своей литературной практике, к расширению границ литературного языка, освобождению его от архаизмов, сближению литературного языка с живой разговорной речью образованного общества.

  1. Этико-эстетическая программа русского сентиментализма и ее реализация в повести «Бедная Лиза». Название повести. Внешний и внутренний конфликт. Авторскаяпозиция.

Повесть «Бедная Лиза» написана на классический сентименталистский сюжет о любви представителей разных сословий: ее герои — дворянин Эраст и крестьянка Лиза — не могут быть счастливы не только в силу нравственных причин, но и по социальным условиям жизни. Глубокий социальный корень сюжета воплощение в повести Карамзина на своем самом внешнем уровне, как нравственный конфликт «прекрасной душою и телом» (1, 620) Лизы и Эраста — «довольно богатый дворянина с изрядным разумом и добрым сердцем, добрым от природы, но слабым и ветреным »(1, 610). И, конечно, одной из причин потрясения, произведенного повестью Карамзина в литературе и читательском сознании, было то, что Карамзин первым из русских писателей, обращавшихся к теме неравной любви, решился развязать свою повесть так.

Однако новшества литературной манеры Карамзина этим не исчерпываются. Сам образный строй повести, манера повествования и угол зрения. Повесть «Бедная Лиза» начинается со своеобразной музыкальной интродукции — описания разнообразностей Симонова монастыря, сопряженных в ассоциативной памяти автора-повествователя с «воспоминанием о плачевной судьбе Лизы, бедной Лизы» (1, 606):

Стоя на сей горе, видишь на правой стороне почти всю Москву, сию ужасную громаду домов и церквей ‹…›: великолепная картина, когда вечерние лучи его пылают на бесчисленных златых куполах… ›. Внизу расстилаются тучные, густо-зеленые цветущие луга, а за ними, по желтым пескам, течет светлая река, волнуемая легкими веслами рыбачьих лодок или шумящая под рулем грузных стругов, которые ‹…› наделяют алчную Москву хлебом. ‹…›

Там, опершись на развалины гробных камней, внимаю глухому стону времен, бездною минувшего поглощенных, — стону, от которого сердце мое содрогается и трепещет. ‹…› Все сие обновляет в моей памяти историю нашего отечества — печальную историю тех времен, когда свирепые татары и литовцы огнем и мечом опустошали окрестности российской столицы и когда несчастная Москва, как беззащитная вдовица, от одного Бога ожидала помощи в любых своих бедствиях (1 , 605-606).

До, как начнется развитие сюжета, эмоционально-насыщенном пейзаже четко обозначены темы главных героев повести — тема Эраста, чей образ неразрывно связан с «ужасной громадой домов» «алчной» Москвы, сияющей «златом куполов», тема Лизы, сопряженная неразрывной ассоциативной связью с жизнью естественной природы, описанной при помощи эпитетов «цветущие», «светлая», «легкие», и тема автора, чье пространство имеет не физический или географический, а духовно-эмоциональный характер: автор выступает как историк, летописец жизни своих героев. и хранитель памяти о них.

С голосом автора в частный сюжет повести входит тема большой истории отечества — и история одной души и оказывается ей равновелика: «человеческую душу, любовь Карамзин мотивировал исторически и тем самым ввел в историю». Это сопоставление двух разных и мыслившихся до того несопоставимыми контекстами исторического и частного — делает повесть «Бедная Лиза» основополагающим литературным фактом, на базе которого возникнет русский социально-психологический роман.
В своем эстетическом единстве три центральных образа повести — автор-рассказчик, бедная Лиза и Эраст — с невиданной для русской литературы полнотой реализовали сентименталистскую концепцию личности, ценной своими внесословными нравственными достоинствами, чувствительной и сложной. Каждый герой всем обладает комплексом этих признаков, но имеет свой собственный доминанту. Основным носителем категории чувствительности является автор-рассказчик. С образом бедной Лизы соединяется идея внесословной ценности личности, — кстати, именно с этой идеей связан единственный случай прямой авторской декларации в повести — «ибо и крестьянки любить умеют!» (1, 607). Наконец, Эраст является воплощением сложности и противоречивости обратной натуры в сочетании своих субъективных качеств («добрый от природы, но слабый и ветреный»), объективной вины перед Лизой и столь же объективной невиновности, поскольку он, так же, как и Лиза, является жертвой обстоятельств, не дающих из сложившейся ситуации никакого выхода кроме трагедии. Такое последовательное воплощение сентиментальной идеологии в безупречно художественной форме и новаторской поэтике сделало повесть Карамзина «Бедная Лиза» не только эстетическим манифестом русского сентиментализма, но и подлинной родиной русской художественной прозы.
Подлинная литературная слава пришла к Карамзину после публикации повести «Бедная Лиза» (Московский журнал. 1792 г.). Показателем принципиального новаторства Карамзина и того литературного потрясения, каким явилась его повесть для русской художественной прозы, стала волна подражаний, захлестнувшая русская литература на рубеже XVIII-XIX вв. Одна за другой повести, различные карамзинский сюжет: «Бедная Маша» А. Измайлова, «Обольщенная Генриетта» И. Свечинского, «Даша, деревенская девушка» П. Львова, «Несчастная Маргарита» неизвестного автора, «Прекрасная Татьяна» В. Измайлова, «История бедной Марьи» Н. Брусилова и т. д.

Еще более убедительным доказательством переворота, совершенного карамзинской повестки дня в литературе и читательском сознании, стало то, что литературный сюжет был воспринят русским читателем как сюжет жизненно достоверный и реальный, а ее герои — как реальные люди. После публикации повести вошли в моду прогулки в окрестностях Симонова монастыря, где Карамзин поселился в своем героиню, и к пруду, который она бросила и который получил название «Лизина пруда». Как точно заметил В. Н. Топоров, определяя место карамзинской повести в эволюционном ряду русской литературы, «впервые в русской литературе создала такой образ жизни, который воспринимался как более сильный, острый и убедительный, чем сама жизнь».

Внешний и внутренний конфликт повести

“Бедная Лиза” – повесть о трагической любви. Простая, крестьянская девушка Лиза, живущая в окрестностях Москвы, отправляется в город торговать цветами. Там она встречает молодого человека по имени Эраст. Они влюбляются друг в друга.

Сюжет повествования основывается на системе внутренних и внешних конфликтов. Внешний конфликт представляет собой социальное противоречие: он – дворянин, она – крестьянка. Герои страдают из-за общественных предрассудков, но затем начинают верить в то, что сила любви преодолеет их. И читателю в определенный момент кажется, что история любви будет иметь счастливый финал. Но в повести есть и другие конфликты, которые развивают действие трагическим образом. Это внутренний конфликт в душе Эраста, возникший из-за сложившихся жизненных обстоятельств. Герой уезжает в расположение действующей армии, а Лиза остается его ждать, поверив обещаниям и признаниям своего возлюбленного. Проиграв в карты деньги и имение, Эраст оказывается неспособным заплатить образовавшиеся долги. И тогда он находит единственный выход: жениться на богатой невесте. Лиза случайно узнает о предательстве и решает утопиться. Мотив самоубийства тоже был новым для русской литературы. Узнав о смерти любимой, Эрасмт мучительно переживает свое предательство. Об этом мы узнаем из концовки повести.

Эта история вызывает сочувствие в сердцах читателей к персонажам повести. Автор тоже сочувствует своим героям. Авторская позиция видна в названии повести. Эраста мы тоже не можем назвать отрицательным героем, этот образ вызывает сочувствие тем искренним раскаянием, которое он испытывает, осознав весь ужас своего поступка, глубину предательства, приведшего к смерти Лизы. Авторская позиция выражается и через прямые высказывания, принадлежащие в повести повествователю: “Безрассудный молодой человек! Знаешь ли ты свое сердце”

  1. Система образов повести. Принципы изображения любовного чувства. Психологическая сложностьхарактеров.

Характеристика героев «Бедная Лиза»

Главные герои

Лиза

Молоденькая, привлекательная девушка, в 15 лет осталась без отца. Трудолюбивая и усердная Лиза усиленно работает, помогая своей старой матери. Она вяжет носки, изготавливает холсты, в летнее время собирает ягоды и цветы, и носит все это на продажу в Москву. Это чистая и скромная девушка, с чувствительной и ранимой душой. Влюбившись в молодого офицера, полностью отдается своим чувствам. Доверчивая и наивная, она искренно верит в любовь Эраста. Узнав о его женитьбе, не может пережить измены, и заканчивает жизнь самоубийством.

Эраст

В «Бедной Лизе» герои не только вызывают симпатию, но и заставляют усомниться в подлинности чувств. Поведение Эраста в случае с Лизой – яркий пример этому несоответствию слова и дела. Эраст – молодой, богатый дворянин, умный и добрый человек. Вместе с этим, он слабохарактерный и безвольный. Влюбившись в Лизу, испытывает новые чувства впервые столкнувшись с нравственной чистотой. Завладев Лизой, он снова стал самим собой. Проиграв состояние, женится на богатой даме своего круга.

Второстепенные персонажи

Мать Лизы

Пожилая женщина, больная, сильно переживает смерть мужа. Очень добрая и чувствительная, любит и жалеет Лизу. Ее мечта – выдать замуж дочь за хорошего человека. Общительная старушка, любит вести разговоры с Эрастом. Ей нравится молодой человек, но она не представляет его Лизиным мужем, так как хорошо понимает социальное неравенство. Услышав о смерти дочери, сердце старушки не выдержало, и она умерла вслед за ней.

Автор

Автор рассказывает о несчастной любви двух молодых людей, историю которых узнал от Эраста. Это хороший и честный человек, умеющий глубоко чувствовать и сострадать. С нежностью и восхищением автор описывает образ несчастной девушки, с пониманием и сочувствием относится и к Эрасту. Он не осуждает молодых людей, и посещает Лизину могилку из самых светлых побуждений.

Отец Лизы

При жизни был зажиточным крестьянином, вел трезвый образ жизни, умел и любил трудиться, чему научил и свою дочь. Был любящим мужем и заботливым отцом, его смерть принесла семье много страдания.

Богатая вдова

Автор вскользь упоминает об этой даме. Это уже пожилая женщина, давно влюблена в молодого офицера. Чтобы окончательно не разориться, Эраст женится на ней.

Анюта

Молоденькая девушка, соседка Лизы. Именно к ней обращается Лиза перед смертью. Анюта честная и надежная девушка, которой можно доверять. Лиза попросила Анюту передать матери деньги, и объяснить ей причину своего поступка. Растерявшаяся от безумной речи Лизы, от ее внезапного броска в реку, Анюта не сумела оказать помощь тонущей соседке, и с плачем побежала в деревню за помощью.

  1. Функция пейзажа впроизведении.

Пейзаж – это одно из основных средств раскрытия чувств, душевных переживаний и волнений главной героини.

В самом начале произведения автор описывает Москву – «ужасную громаду домов и церквей». Противопоставлением величественного, но мрачного амфитеатра выступает естественная красота природы: цветущие луга, светлая речка, дубовая роща. Описание природы в начале повести служит для выражения позиции автора. Карамзин встает на сторону всего прекрасного, естественного, дышащего красотой и гармонией. С любовью и нежностью изображает он долины, раскинувшиеся по берегам Москвы-реки. В этом чудесном, естественном и прекрасном мире живет трудолюбивая, добрая, искренняя девушка Лиза. Она является частью натуры. Красивая, искренняя, живая раскрывается она навстречу любви, отдает этому чувству всю себя. Не способная на обман и ложь девушка не ожидает предательства и со стороны любимого ею человека.

Зарождение чувств Лизы сопровождают «белые туманы», волнующиеся в воздухе. Они становятся отражением внутренних переживаний, волнений молодой девушки. Мир оживает, расцветает вокруг Лизы, когда Эраст признается ей в любви. Также как природы, ее душа расцветает навстречу новому, еще неведомому ранее ей чувству. Пока отношения между Лизой и Эрастом были честными, искренними, то и природа вокруг оставалась такой же красивой, светлой, как и их любовь.

Проходит пора невинных отношений, Лиза с Эрастом становятся близки. Девушка чувствует себя грешницей, внутреннее смятение Лизы предстает в образе безлунной черной ночи, когда небосвод изредка освещается вспышками молнии, а тишину нарушают раскаты грома. Тревога, смятение царствуют в душе молодой героини. Гроза становится предвестником трагичного финала повести.

Чувства Эраста постепенно угасают, и он оставляет девушку под предлогом того, что ему необходимо удалиться в полк. Все время разлуки Лиза живет надеждой снова увидеться с возлюбленным. Узнав о предательстве Эраста,  девушка кончает жизнь самоубийством. Лиза бросается в тот самый пруд, сидя на берегу, которого она была так счастлива. Свидетелем счастья героини и ее трагичной смерти становится «мрачный» дуб, в тени которого находит приют бездыханное тело Лизы.

Таким образом, роль пейзажа в повести «Бедная Лиза» неоднозначна и сложна. С одной стороны, натура – это фон событий произведения. Но основная его роль заключается в более полном раскрытии характера главной героини, ее чувств.

  1. Речевая характеристика, мимика, жест, художественная деталь как средства создания образа. Портрет и его роль вповести.

Знаменитая повесть Карамзина «Бедная Лиза» (1792), в которой он продолжил линию изображения «простых поселян», удачно начатую «Фролом Силиным», привлекла современников своей гуманистической идеей: «и крестьянки любить умеют». Сюжет повести незамысловат. В центре внимания – психология героев. Много лирических отступлений. Главная героиня – крестьянка Лиза – воплощение представления писателя о «естественном человеке»: она «прекрасна душой и телом», добра, искренна, способна преданно и нежно любить. Жизнь её тесно связана с природой». Карамзин вывел героиню из того сословного круга, в котором, как считалось, только и возможны чувства утончённые и просвещённые, эстетизировал действительность.

Повествование о «плачевной судьбе» Лизы предваряется величественной панорамой Москвы и окрестностей города с акцентированием внимания на отдельных топографических приметах (Данилов монастырь, Воробьёвы горы, стены Симонова монастыря) и лаконичным, но весьма эмоциональным экскурсом в прошлое российской столицы. Такого рода вступление к повести позволяет Карамзину обозначить тот реальный географически-топографический и исторический контекст, который призван помочь читателю лучше понять рассказанную затем историю.

В самом начале своего повествования Карамзин указывает место и время действия (окрестности Москвы, близ Симонова монастыря, «лет за тридцать перед сим») и подчёркивает, что «пишет не роман, а печальную быль». Начальные страницы «Бедной Лизы» свидетельствуют о неравнодушии Карамзина к своему Отечеству. Примечательно, что свою героиню писатель поселил рядом с Симоновым монастырём: со стен именно этого монастыря он любуется Москвой и её окрестностями, именно в Симоновом монастыре он вспоминает о прошлом Москвы и об истории Отечества. Соседство пустой, полусгнившей хижины, в которой когда-то жили Лиза со своей матерью, и опустевшего, полуразрушенного монастыря позволяет Карамзину органично перейти от размышлений о судьбах Отечества к раздумьям о судьбе отдельного человека – не прославленного своими подвигами героя, а простой крестьянской девушки.

Карамзин в «Бедной Лизе», как и во «Фроле Силине», последовательно, целеустремлённо привлекал внимание читателей к нравственным проблемам, ибо был убеждён, что не только состояние общества, но и судьбы отдельных людей во многом зависят именно от этого – от уровня нравственности. Социальные коллизии затрагивались писателем в предельно лаконичной, ненавязчивой форме. Лиза заслужила своей внешней и внутренней красотой право на человеческое счастье. Но в том социальном и нравственном мире, в котором она живёт, это право не может быть реализовано. 

Трагический конец героини  предопределён различием в социальном положении Эраста и Лизы: он – «довольно богатый дворянин», она – крестьянка. Вместе с тем Карамзин вуалирует социальный конфликт, переводя его в моральный план, и заканчивает свою повесть примиряющими аккордами, придающими ей элегический тон: «Эраст был до конца жизни своей несчастлив. Узнав о судьбе Лизиной, он не мог утешиться и почитал себя убийцею. Я познакомился с ним за год до его смерти. Он сам рассказал мне сию историю и привёл меня к Лизиной могилке. – Теперь, может быть, они уже примирились!».

Герой повести Карамзина – отнюдь не злодей, не насильник и не расчётливый, коварный соблазнитель. Он действительно увлёкся Лизой, искренне восторгался её красотой, её душевной чистотой, её нравственным обликом.

Эраст принадлежит не к самой худшей части дворян. Он – человек «с изрядным разумом и добрым сердцем, добрым от природы, но слабым и ветреным». Ему кажется, «что он нашёл в Лизе то, чего сердце его давно искало». И различие в социальном положении его вроде бы не смущает. «Однако ж тебе нельзя быт моим мужем!» – восклицает Лиза. На что Эраст заявляет: «Ты обижаешь меня. Для твоего друга важнее всего душа, чувствительная, невинная душа, – и Лиза будет всегда ближайшая к моему сердцу». Эраст искренне мечтает об идиллической любви, о забвении сословных предрассудков. Но мечтания его призрачны. Отсюда – столкновение мечты с реальностью и печальная развязка.

Эраст не обманывал Лизу, когда говорил ей о том, что собирается идти на войну, послужить своему отечеству. Однако его слабохарактерность, ветреность сыграли свою роковую роль. Отправившись в армию, он, «вместо того, чтобы сражаться с неприятелем, играл в карты и проиграл почти всё своё имение. Скоро заключили мир, и Эраст возвратился в Москву, отягчённый долгами. Ему оставался один способ поправить свои обстоятельства – жениться на пожилой богатой вдове…». От былой любви, от благородных заверений и обещаний не осталось ни следа. Эраст предаёт Лизу, предаёт их любовь, предаёт фактически и самого себя. Он оказывается человеком ущербным в нравственном отношении (порочный герой противопоставляется добродетельной героине как «человек цивилизованный» – «естественному человеку»). Вместе с тем, совершив жестокий поступок, Эраст раскаивается всю оставшуюся жизнь. Повесть «Бедная Лиза» – исповедь Эраста, поведанная автором-рассказчиком, которому он доверился.

В образе Эраста впервые намечен тип разочарованного русского аристократа, предшественника Онегина, Печорина и т.д.  В образе Эраста Карамзин изображает противоречия человеческого характера.

Лиза предстаёт натурой цельной и сильной, по-настоящему благородной, высоконравственной. При всей глубине и силе любви к Эрасту она не может допустить и мысли о том, чтобы попытаться удержать любимого ценою «бесславия», потери чести. В образе Лизы нашли отражение некоторые черты женского национального характера. Хотя в облике героини чересчур явно проглядывают сентименталистские установки на «чувствительность» повествования и на «изящность» изображения натуры, благодаря чему натура эта предстаёт в «очищенном» своём виде, преимущественно однолинейной. Карамзин выводит Лизу из быта, помещает в лабораторную колбу, и этого довольно: Лизе надобно сочувствовать за то, что она человек (Ст. Рассадин).

Карамзин психологически достоверно раскрывает процесс зарождения и развития чувства у своих героев. Средствами создания психологической сложности их характеров выступают динамика и изменчивость чувства, портрет, пейзаж (природа – действующее лицо повести), речевая характеристика, интонация, мимика, жест, художественная деталь:

 «…Лиза пришла в Москву с ландышами. Молодой, хорошо одетый человек, приятного вида, встретился ей на улице. Она показала ему цветы – и закраснелась».

 «…незнакомец остановил её за руку».

 «На другой день нарвала Лиза самых лучших ландышей и опять пошла с ними в город. Глаза её тихонько чего-то искали».

 «»Ничего, матушка, – отвечала Лиза робким голосом, – я только его увидела»».

 «Старуха выглянула в окно. Молодой человек поклонился ей так учтиво, с таким приятным видом, что она не могла подумать об нём ничего, кроме хорошего».

 «Услужливая Лиза, не дождавшись ответа от матери своей побежала на погреб – принесла чистую кринку, покрытую чистым деревянным кружком, – схватила стакан, вымыла, вытерла его белым поло-

тенцем, налила и подала в окно, но сама смотрела в землю. Незнакомец выпил – и нектар из рук Гебы не мог показаться ему вкуснее. Всякий догадается, что он после того благодарил Лизу и благодарил не столько

словами, сколько взорами».

 «Эраст выскочил на берег, подошёл к Лизе и – мечта её отчасти исполнилась: ибо он взглянул на неё с видом ласковым, взял её за руку… А Лиза, Лиза стояла с потупленным взором, с огненными щеками, с трепещущим

сердцем – не могла отнять у него руки – не могла отворотиться, когда он приближился к ней с розовыми губами своими… Ах! Он поцеловал её, поцеловал с таким жаром, что вся вселенная показалась ей в огне горящею! …в сию минуту восторга исчезла Лизина робость…».

 «Лиза возвратилась в хижину свою совсем не в таком расположении, в каком из неё вышла. На лице и во всех её движениях обнаруживалась седечная радость. «Ах, матушка! Какое прекрасное утро! Как всё ве-

село в поле! Никогда жаворонки так хорошо не певали, никогда солнце так светло не сияло, никогда цветы так приятно не пахли!»».

И т.д. и т.п.

Несмотря на то, что социальная тема в повести теряет свою остроту, переходя в любовную историю, Карамзин проявил определённую смелость, утверждая внесословную ценность человека. Мало того, открытие насчёт умения любить, встречаемого и среди крестьянок, наводило на мысль о том, что у крестьян, у народа есть какие-то личные функции, неподнадзорные, неподвластные монарху и не имеющие прямого отношения к исполнению своего долга в обществе.

Крестьянка Лиза, в которой Эраст видел наивную, простодушную «пастушку», совершает поступок, приобщающий её к кругу избранных ― тех, кто не хочет мириться с предрассудками общества, отстаивая свою любовь.Именно самоубийство делало карамзинскую Лизу в глазах читателей подлинной героиней, способной по-настоящему любить. Проявляя решимость умереть из-за несчастливой любви, героиня как бы присваивает привилегию «благородных». Сентиментализм приносит в русскую литературу представление о чести «маленького человека», который защищает свое достоинство в обществе, где сильны сословные предрассудки. «Честь дороже жизни» ― эта формула оказалась применимой к «чувствительной» героине, независимо от её происхождения.

Непосредственно оценивает происходящее сопереживающий «чувствительный» автор-рассказчик: «сердце моё обливается кровью», «язык мой не движется», «слеза катится по лицу моему». Он любит бродить в окрестностях  Москвы, наслаждаясь приятными видами; размышляет об истории отечества, разглядывая развалины монастыря; сожалеет о судьбе Лизы, но способен понять и простить заблуждение Эраста.

 Повесть породила многочисленные подражания: «Бедная Маша» А.Е. Измайлова, «Несчастная Лиза» И.М. Долгорукова, «Бедная Лилия» А.Попова, «Несчастная Маргарита» неизвестного автора и т.п. Язык повести – самое значительное достижение Карамзина. Ему удалось добиться лёгкости и приятности речи. Но за счёт обилия «чувствительных» слов «изящность» повествования нередко переходит в слащавость. В речи геро-

ев Карамзин не стремится к той индивидуализации, которая уже была известна русской литературе (особенно благодаря журналистике Н.И.Новикова, «Недорослю» Фонвизина): и Лиза, и Эраст, и автор говорят одним и тем же языком. Более того, и в «Фроле Силине», и в «Бедной Лизе» крестьяне говорят не простонародным, а литературным языком. Отказ от употребления «грубых», режущих слух, выражений привёл писателя и к отказу от использования пословиц и поговорок, колоритных русских слов и фразеологизмов.

Если в «Бедной Лизе» встречаются предромантические вкрапления (описание Симонова монастыря, гром, буря, дождь «из чёрных облаков», последовавшие за потерей «Лизиной невинности»), то «Остров Бóрнгольм» (1794) ―повесть с предромантическими тенденциями, где переосмысляется классицистический конфликт Закона, долга (традиции, общепринятые мнения) и Природы, чувства (естественного голоса натуры). Проза её приобретает лирический характер, приближаясь к поэзии.

  1. Традиции повести «Бедная Лиза» в русской литературе XIX–ХХвв.

  1   2

  • Психологическая кульминация рассказа гранатовый браслет заключается в сцене прощания веры
  • Психологические сказки для детей 7 10 лет сказкотерапия читать
  • Психологический портрет как пишется
  • Психологические рассказы для детей 7 лет
  • Психологические рассказы для подростков со смыслом