Психологические сказки и игры помощники в укреплении психического здоровья дошкольников

Фигура взрослого имеет решающее значение в психическом развитии ребенка. только взрослый для маленького ребенка является носителем человеческой культуры, и только

Фигура взрослого имеет решающее значение в психическом развитии ребенка. Только взрослый для маленького ребенка является носителем человеческой культуры, и только он может передать ее ребенку. Это положение является традиционным и общепризнанным в отечественной психологии.

Психическое развитие ребенка является процессом стадиальным, в котором сменяются качественно своеобразные возрастные периоды.

Наиболее явной и объективной характеристикой возраста является степень зрелости организма ребенка.

Д. Б. Эльконин, исходя из культурно-исторической концепции Выготского, предложил понимание психического развития, которое и легло в основу его периодизации. [1,14] Согласно этому пониманию ребенок не противостоит обществу, а изначально включен в него. Система «ребенок и общество» заменяется системой «ребенок в обществе». Система «ребенок – предмет» является системой «ребенок общественный предмет». Система «ребенок — взрослый», в свою очередь, также имеет существенно иное содержание. Взрослые выступают перед ребенком не только со стороны своих случайных индивидуальных качеств, но и как носители общественной по своей природе деятельности, реализующие определенные потребности, мотивы и задачи. Но на самой деятельности взрослого, а тем более на его внешности не указаны его задачи и мотивы. Поэтому становится необходимым особый процесс присвоения задач и мотивов человеческой деятельности и норм отношений между людьми.

Таким образом, деятельность ребенка внутри систем «ребенок — общественный предмет» и «ребенок — общественный взрослый» представляет собой единый процесс, в котором формируется личность ребенка. В процессе психического развития ребенок усваивает как мотивы человеческой деятельности и нормы отношений между людьми, так и способы действий с предметами. Эти две линии усвоения нельзя рассматривать изолированно, поскольку они взаимо дополняют друг друга. В то же время в разных видах деятельности ребенка осваиваются разные аспекты действительности.

Д. Б. Эльконин выделил две группы деятельности детей. [15]

В первую группу входят те виды деятельности, внутри которых происходит интенсивная ориентация в основных смыслах человеческой деятельности, освоение ее задач, мотивов и норм отношений между людьми. Это деятельность в системе «ребенок — общественный взрослый».

Вторую группу составляют виды деятельности, внутри которых происходит усвоение общественно выработанных способов действий с предметами. Эта деятельность осуществляется в системе «ребенок — общественный предмет».

Рассматривая смену ведущих типов деятельности, характерных для разных возрастных этапов, Д. Б. Эльконин обнаружил определенную закономерность, которая заключается в чередовании данных типов детской деятельности.[15]

Так, для младенческого возраста (первый год жизни) ведущей деятельностью является непосредственно-эмоциональное или ситуативно-личностное общение со взрослым, внутри которого формируются предметные действия ребенка.

В раннем возрасте (от 1 года до 3 лет) на первое место выходит предметно-манипулятивная деятельность, в которой происходит интенсивное овладение предметными и орудийными действиями в сотрудничестве со взрослыми.

В дошкольном возрасте (от 3 до 6 лет) ведущей деятельностью становится ролевая игра, в которой дети воспроизводят (или моделируют) различные социальные роли и отношения между людьми. В такой игре происходит ориентация в самых общих и самых фундаментальных смыслах человеческой деятельности.

Указанные виды деятельности детей по выделенным ранее группам расположены в той последовательности, в которой они становятся ведущими. (Приложение)

Таким образом, в детском развитии имеют место, с одной стороны, периоды, в которых происходит преимущественно освоение задач, мотивов и норм отношений между людьми и на этой основе развитие мотивационно-потребностной сферы, с другой — периоды, в которые по преимуществу осваиваются способы действий с предметами и на этой основе формирование интеллектуально-познавательных сил детей, их операционно-технических возможностей. На основе усвоения общественно выработанных способов действия с этими предметами происходит более глубокая ориентировка в предметном мире, углубляется и начинается развитие новых интеллектуальных возможностей ребенка.

Рассмотрение последовательности смены одних периодов другими позволили сформулировать Д. Б. Эльконину положение о периодичности процессов психического развития ребенка, в которой существует важная закономерность: период освоения задач и мотивов деятельности каждый раз предшествует периоду освоения предметных действий. [15]

Каждая эпоха детства состоит из закономерно связанных между собой двух периодов. Она открывается периодом, в котором идет преимущественное усвоение задач и мотивов человеческой деятельности, т. е. развитие потребностно-мотивационной сферы. Здесь подготавливается переход ко второму периоду, в котором происходит преимущественное усвоение способов действий с предметами и формирование операционно-технических возможностей.

Переходы между различными периодами и эпохами детского развития происходят очень интенсивно и бурно. Они сопровождаются значительными трудностями в отношениях взрослых и детей, нарастанием самостоятельности ребенка и отстаиванием им своих прав. Эти переходные периоды были названы в психологии критическими, или кризисами возрастного развития. В детской психологии выделено четыре основных критических периода:

— кризис одного года (переход от младенчества к раннему детству);

— кризис трех лет (переход от раннего к дошкольному возрасту);

— кризис семи лет (переход от дошкольного к младшем школьному возрасту);

— кризис подросткового возраста.

В отличие от стабильных возрастов, кризисные характеризуются яркими и

быстрыми изменениями в поведении и психике ребенка. На этих этапах развитие идет не эволюционным, а революционным путем, что приносит немало трудностей и взрослым, и детям.

Итак, развитие ребенка нужно рассматривать как процесс стадиальный, состоящий из качественно своеобразных этапов или периодов. Самое важное для детской психологии — выяснение перехода от одного возраста (или периода) к другому.

Д. Б. Эльконин определял возраст как относительно замкнутый период,

значение которого определяется прежде всего местом на общей кривой детского развития. Каждый возраст или период характеризуется следующими главными показателями:

1) определенной социальной ситуацией развития — той конкретной формой отношений, в которые вступает ребенок со взрослыми в данный период;

2) ведущим типом деятельности;

3) основными психическими новообразованиями, приобретаемыми на данном этапе развития (от отдельных психических процессов до свойств личности). [13]

Главным условием психического развития ребенка является его общение со взрослым. Общение со взрослым на протяжении детского возраста развивается и принимает разные формы. В концепции генезиса общения М. И. Лисиной развитие общения рассматривается как смена качественно своеобразных его форм, каждая из которых характеризуется особым содержанием потребности в общении, главными мотивами, побуждающими к нему, и основными средствами общения. В общении со взрослым происходит не только усвоение культурных норм и способов деятельности, но и становление новых смыслов и мотивов ребенка. Систему отношений с другими людьми, характерную для конкретного этапа онтогенеза, называют

социальной ситуацией развития и рассматривают как важнейшую характеристику возрастного периода.

В настоящее время наиболее разработанной и общепринятой в нашей стране является периодизация Д. Б. Эльконина. Эльконин выделил две группы видов деятельности ребенка:

1) в которых происходит ориентация на основные смыслы человеческой деятельности и освоение ее мотивов и задач;

2) в которых осваиваются преимущественно способы действий с предметами. В процессе онтогенеза эти два типа деятельности закономерно чередуются, причем период освоения задач и мотивов всегда предшествует периоду освоения способов действия.

Переходы между различными возрастными периодами называются кризисами развития. Кризисные возрасты, в отличие от стабильных, характеризуются бурными и быстрыми изменениями в психике и поведении ребенка.

Психологическим возрастом, или возрастным периодом, называют относительно замкнутый период, которому соответствуют определенная социальная ситуация развития, тип ведущей деятельности и основные психические новообразования.

Приложение

Виды деятельности детей

Возрастной период Ведущая деятельность Группа
Младенчество Непосредственно-эмоциональное общение I
Ранний возраст Предметно-манипулятивная деятельность II
Дошкольный возраст Ролевая игра I
Младший школьный возраст Учебная деятельность II
Подростковый Интимно-личностное общение I
Юношеский Учебно-профессиональная деятельность II

Список литературы:

1. Выготский Л.С. Орудие и знак в развитии ребенка. Собр. Соч. — М., 1982. – Т.6.

2. Галигузова Л.Н. Формирование потребности в общении у детей раннего возраста // Развитие общения дошкольников со сверстниками. – М., 1989.

3. Галигузова Л.Н., Смирнова Е.О. Ступени общения: от года до шести. –М., 1996.

4. Кулагина И.Ю. Возрастная психология // Развитие ребенка от рождения до 17 лет: Учебное пособие. – М., 1996.

5. Леонтьев А.Н. К теории развития психики ребенка // Проблемы психики ребенка. – М., 1972.

6. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. – М., 1986.

7.Лисина М.И. Межличностные отношения от рождения до семи лет. – М. – Воронеж, 2001.

8. Лисина М.И. проблемы онтогенеза общения. – М., 1989.

9. Поливанова К.Н. Развитие личности ребенка. – М.,1987.

10. Смирнова Е.О. Детская психология. – М.- Владос, 2008.

11. Смирнова Е.О., Утробина В.Г. Развитие отношения к сверстнику в дошкольном возрасте // Вопросы психологии. – 1996. — №3.

12. Фигурин Н.Л., Денисова М.П. Этапы развития поведения в возрасте от рождения до одного года. – М., 1949.

13. Эльконин Д.Б. Детская психология. – М., 1960.

14. Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте // Вопросы психологии. – 1971. — №1.

15. Эльконин Д.Б. Природа детства и его периодизация // Избр. Психологические труды. – М., 1989.

16. Эльконин Д.Б. Заметки о развитии предметных действий в раннем возрасте // Избр. Психологические труды. – М., 1989.

17. Эльконин Д.Б. Развитие речи в раннем детстве // Избр. Психологические труды. – М., 1989.

ФОРМИРОВАНИЕ И УКРЕПЛЕНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ АРТТЕРАПИИ В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ К ДОУФОРМИРОВАНИЕ И УКРЕПЛЕНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ АРТТЕРАПИИ В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ К ДОУ

И. Ю. Реутова,

Е. П. Лавриненко

Музыкальные руководители МБДОУ детский сад №58 г. Белгород

Формирование и укрепление психологического здоровья детей дошкольного возраста — одна из приоритетных задач, стоящая перед дошкольными образовательными учреждениями. Особенно остро она стоит в период адаптации ребенка к ДОУ.

С поступлением в детский сад жизнь ребенка меняется кардинальным образом: более четким становится режим дня, появляется необходимость постоянно контактировать с коллективом сверстников и подчиняться требованиям взрослого человека ранее ему незнакомому, резко уменьшается персональное внимание к нему и т. п. А самое главное — рядом отсутствуют родители и родные ему люди. Все это приводит, как правило, к стрессовой ситуации, в которой оказался ребенок, что может отрицательно сказаться на формировании и укреплении его психологического здоровья.

Психологическое здоровье, наряду с физическим и нравственным, — компонент многоаспектного, целостного феномена здоровья. Психологическое здоровье является необходимым условием полноценного функционирования и развития человека в процессе его жизнедеятельности. Иными словами, с одной стороны, оно позволяет адекватно выполнять возрастные, социальные и культурные роли, с другой, — обеспечивает человеку возможность непрерывного развития в течение всей его жизни.

Адаптация детей к ДОУ нередко происходит с осложнениями. Педагог- психолог А. Ф. Двойнова считает, что сложность привыкания детей к детскому саду обусловлена повышением периода начала посещения дошкольного учреждения и увеличением образовательной нагрузки. По её мнению, адаптация может приводить как к позитивным результатам (адаптированности, т. е. совокупности всех полезных изменений организма и психики), так и негативным (стрессу). Адаптацию она понимает, как активный процесс вхождения человека в новую для него среду и приспособление к ее условиям. А. Ф. Двойнова выделяет два основных критерия успешной адаптации: внутренний комфорт (эмоциональная удовлетворенность) и внешняя адекватность поведения (способность легко и точно выполнять требования среды).

Впервые придя в детский коллектив, малыш во всем видит скрытую угрозу для своего существования на свете. Поэтому он многого боится: боится неизвестной обстановки и встречи с незнакомыми детьми, новых воспитателей, а главное, того, что мама забудет о нем, уйдя из сада на работу. Этот страх — источник стресса, он является пусковым механизмом стрессовых реакций. Очень часто это приводит к возникновению различных заболеваний. Так, повторяющиеся инфекции, отиты и бронхиты, астма, ухудшение аппетита, снижение веса, нарушения сна у детей, регресс в речевом развитии сегодня рассматриваются как реакции ребенка на плохо переносимые внешние условия. О.В. Хухлаева и другие исследователи, подчеркивают наличие тесной взаимосвязи между психологическим и физическим здоровьем детей. Чем младше ребенок, тем более выражена эта взаимосвязь.

Как же облегчить ребенку процесс адаптации, что поможет ему заменить отрицательные эмоции положительными? Ведь, если ребенка постарше можно уговорить, объяснить ситуацию, увлечь интересной игрой, то малыша порой даже трудно успокоить, привлечь его внимание. Здесь на помощь приходит музыкотерапия. Музыкотерапия представляет собой метод, использующий музыку в качестве средства психологической коррекции состояния ребенка в желательном направлении развития.

Беседы с родителями, анкетирование позволили выявить, что в современных семьях очень редко мамы поют малышам незатейливые детские песенки, пестушки. В лучшем случае вспомнят: «Придет серенький волчок…». Дети практически не слышат «живой музыки», ее заменили телевизоры, компьютеры, магнитофоны. А практика показывает, что стоит подойти к рыдающему, страдающему без мамы малышу и запеть, привлекая его внимание к яркой игрушке, слезы высыхают сами собой. Пение взрослого, игра на музыкальном инструменте выполняют уникальную роль «живой музыки» как средства коммуникации.

Психологическое воздействие музыки проявляется в ее влиянии на эмоционально-личностную сферу, при этом музыка выполняет релаксационную, регулирующую функции. Исследования С.М. Миловской, И.В. Евтушенко, Е.А. Медведевой показывают, что ребенок, «входящий» в музыку, действуя в этом удивительном мире, качественно меняется в своём развитии. Во время общения с музыкой он освобождается от тревожности, страхов, негативных переживаний, позитивно относится к окружающему миру.

Сегодня музыкотерапия активно используется в коррекции эмоциональных отклонений у детей дошкольного возраста. Это касается страхов, двигательных и речевых расстройств, психосоматических заболеваний, отклонений в поведении и др. Музыка позволяет успокоить или активизировать, настроить, заинтересовать, помогает установить контакт между педагогом и ребенком, развить коммуникативные возможности ребе-ка.

Непосредственно воздействуя на чувства ребенка музыка побуждает его к сопереживанию, формирует его внутренний мир, повышает самооценку на основе самоактуализации, развивает эмпатические способности, способствует: установлению и развитию межличностных отношений

(замкнутые, скованные дети становятся более спонтанными и развивают навыки взаимодействия с другими людьми), помогает занять ребенка увлекательным делом — музыкальными играми, пением, танцами, движением под музыку, импровизацией на музыкальных инструментах и т.д. Положительнее воздействие музыки на ребенка связано с появлением у него позитивных переживаний, новых творческих побуждений, удовлетворением познавательных, эстетических потребностей. Музыка, имея большое влияние на физиологию человека, благотворно воздействует через телесный уровень и его эмоциональное состояние, способствуя укреплению психологического здоровья.

Применение изотерапии (рисование, лепка) также позволяет получить положительные результаты: создаются благоприятные условия для развития коммуникативных умений у замкнутых детей, обеспечиваются положительные эмоциональные реакции у детей с агрессивными проявлениями, оказывая влияние на осознание ребенком своих переживаний, на формирование позитивной «Я – концепции», уверенности в себе. Рисуя, ребенок дает выход своим чувствам, желаниям, мечтам, безболезненно соприкасается с неприятными, травмирующими образами. Поэтому рисование широко используют для снятия психического напряжения, при коррекции эмоционального неблагополучия, страхов, тревожности.

Процесс сказкотерапии позволяет ребенку актуализировать и осознать свои проблемы, а также увидеть пути их решения. Воспринимая сказку, ребенок, с одной стороны, сравнивает себя со сказочным героем, и это позволяет ему почувствовать и понять, что не только у него есть такие проблемы и переживания. С другой стороны, посредством ненавязчивых сказочных образов ребенку предлагаются выходы из различных сложных ситуаций, пути решения возникших конфликтов, позитивная поддержка его возможностей и веры в себя. Во время прослушивания страшных сказок ребенок учится разряжать свои страхи, его эмоциональный мир становится более гибким.

Куклотерапия — метод коррекции с применением кукол, который используется для профилактики дезадаптивного поведения. Коррекция поведения достигается путем разыгрывания на куклах типичных конфликтных ситуаций, взятых из жизни ребенка.

Применение методов и средств артпедагогики способствуют формированию и развитию у детей дошкольного возраста навыков общения и соучастия, контактности, доброжелательности, взаимоуважения; формированию качеств, способствующих самоутверждению личности: самостоятельности и свободы мышления, индивидуальности восприятия, что в целом положительно сказывается на психологическом здоровье детей и способствует его укреплению.

Спорт нам плечи расправляет,
Силу, ловкость нам дает.
Он нам мышцы развивает,
На рекорды нас зовет
Все ребята знают,
Что закалка помогает,
Что полезны нам всегда
Солнце, воздух и вода. orig b5bb68503c75d1517ac3732fb48019cd

В последние годы можно проследить отчетливую тенденцию  развития здоровьесберегающих технологий,  их внедрения в практику образовательных учреждений и изменения отношения к физическому воспитанию. Физическое воспитание в современной системе воспитания рассматривается не только как средство общего физического развития ребенка, но и как важный фактор в формировании его ценностных ориентаций, развития различных качеств личности, готовности к поддержанию и укреплению своего здоровья.

Физическое воспитание в детском саду является также важным условием для формирования готовности к обучению ребенка в школе. 

Физическое воспитание – это педагогический процесс, направленный на совершенствование формы и функций организма человека, формирования двигательных умений, навыков, связанных с ними знаний и развития физических качеств.

  Физическое воспитание занимает важное место в общей системе воспитания детей дошкольного возраста, без развития физических качеств невозможно развитие ума и души.

orig 552b10927f6579d2ba9fa7326afc7c90

orig 7cb8e670566a6de6f6503b22808977fe

 Многие известные педагоги (например, К.Д.Ушинский), стоявшие у истоков современной педагогической науки, видели возможность физических упражнений не только в укреплении тела …, но и предупреждении болезней, и излечении их.

Современный подход к физическому воспитанию базируется на принципе, провозглашенном Всемирной Организацией Здравоохранения:  «В 21 веке — здоровье каждому человеку планеты!» При этом понятие «здоровье» определяется как его физическое, психическое и социальное благополучие. Такая трактовка понятия «здоровье» поднимает роль физической культуры совершенно на новый уровень: она становится основой формирования здорового образа жизни, основы которого  закладываются в дошкольном возрасте.

Таким образом, физическое воспитание  в дошкольном возрасте очень тесно связано с общим воспитанием, развитием не только физических качеств ребенка, но и его системы знаний и представлений о мире, самом себе.

orig 3fa649ade54f30e7ba00bd890c983098

Сущность физического воспитания раскрывается через ряд взаимосвязанных основных понятий, к которым относятся:

  1. физическое развитие —  как  процесс физического, психического и социального созревания,  изменения форм и функций организма под воздействием условий жизни и воспитания.
  2. физическая подготовленность – как уровень развития двигательных умений и навыков, физических качеств человека.  
  3. физическое воспитание – педагогический процесс, направленный на достижение хорошего здоровья, физического и двигательного развития ребенка во взаимосвязи с развитием умственным, нравственным, эстетическим и трудовым.  

Физическое воспитание в широком смысле  представляет собой образовательно-воспитательный процесс,  направленный на всестороннее физическое развитие воспитанников,  формирование и совершенствование их двигательных умений и навыков.

  1. Физическая подготовка – это процесс в ходе которого достигается  определенный  уровень физической подготовленности. Он направлен воспитание физических качеств и развитие функциональных возможностей, создающих благоприятные условия для совершенствования всех сторон подготовки.  
  2. физическая культура – совокупность материальных и духовных ценностей, связанных с достижениями в области физического, психического и социального здоровья человека.  Ее содержание составляют гигиенические навыки, навыки закаливания организма и физические упражнения.
  3. физическое совершенство – исторически обусловленный уровень гармоничного физического развития, здоровья, физической подготовленности человека, оптимально соответствующий требованиям общества.
  4. физические упражнения-движения, двигательные действия, отдельные виды двигательной деятельности, которые используются для решения задач физического воспитания.  orig d2ab33e592ec8fb8a3003fafcab11201

Система физического воспитания в детском саду представляет собой единство цели, задач, средств, форм и методов работы, направленных на укрепление здоровья и всестороннее физическое развитие детей.  Она построена с учетом возрастных и психологических особенностей детей и в качестве основной цели преследует сохранение и укрепление здоровья детей, формирование у них здорового образа жизни.

Работа по физическому воспитанию детей проходит как в форме  организованной физкультурно-оздоровительной деятельности детей и активных видах отдыха, так и в форме их самостоятельной двигательной активности.

Занятия физическими упражнениями способствуют всестороннему развитию детей, поскольку определяют его мысли, чувства, нравственные качества, поведение.  Они способствуют обогащению нравственного опыта, формируют нравственное поведение ребенка, развивают волевые черты характера, воспитывают эстетические чувства.  В этом состоит их важность и ценность в дошкольном возрасте.

orig 5e80a7204c1849f717ab4f360fd500b5

В нашем саду воспитатели и дети подготовительных групп МАК, КОЛОКОЛЬЧИК и НЕЗАБУДКА очень любят заниматься физкультурой, играть в подвижные игры, участвовать в спортивных эстафетах, делать утреннюю гимнастику на свежем воздухе. Физическая подготовленность очень важна для успешной учебной деятельности будущего первоклассника. Поэтому в нашем   детском саду  созданы все условия, чтобы воспитанники получили достаточную физическую подготовку, которая даст возможность правильно развиваться и обеспечить в дальнейшем базу для успешной учебы в школе.

orig c95807469499c83b14b90a82e8516daf

Регулярные занятия физическими упражнениями воспитывают также навыки поведения в коллективе, способность проявлять волевые усилия, развивают инициативу и самостоятельность, помогает выработать привычку систематически заниматься физической культурой и спортом.

***

Автор:
воспитатель Елена Анатольевна Муравьева 

Задание:коротко законспектировать

Первые 7 лет жизни ребенка характеризуются интенсивным развитием всех органов и систем. Ребенок рождается с определенными унаследованными биологическими свойствами, в т.ч. и типологическими особенностями основных нервных процессов (сила, уравновешенность и подвижность). Но эти особенности составляют лишь основу для дальнейшего физического и психического развития, а определяющим фактором с первых месяцев жизни является окружающая среда и воспитание ребенка. Поэтому очень важно создать такие условия и так организовывать воспитание, чтобы было обеспечено бодрое, положительное эмоциональное состояние ребенка, полноценное физическое и психическое развитие.

Особенностью центральной нервной системы ребенка первых лет жизни является незаконченность морфологической структуры и функционального развития коры головного мозга. Завершение этих процессов происходит в последующие годы под влиянием внешних и внутренних раздражителей.

Уже с первых недель жизни ребенка возможно образование у него условных рефлексов на зрительный и слуховой раздражитель, а также на самые различные внешние раздражители. Если какие-либо внешние раздражители применять длительно, в определенной последовательности, то образуется целостная система ответных реакций – динамический стереотип. Например, можно создать стереотип на весь режим дня, своевременное укладывание спать, обязательное выполнение утренней гигиенической гимнастики после сна и т.д. Учитывая особенности развития движений ребенка на втором году жизни, следует в физкультурные занятия после овладения детьми обычной ходьбой ввести усложненную ходьбу (по дорожке, доске). Ребенок легко справляется с предложенным ему заданием, проявляя интерес к новому движению, стремление его выполнить.

Наличие необходимого оборудования и пособий в повседневной жизни детей, а также систематические занятия способствуют совершенствованию двигательных навыков.

При этом следует учитывать, что у детей дошкольного возраста возбуждения и торможения в коре голоного мозга легко иррадиируют, поэтому внимание у детей неустойчиво, ответные реакции носят эмоциональный характер, и дети быстро утомляются. Кроме того, у детей дошкольного возраста процессы возбуждения преобладают над торможением.

Развитие движений в первые 7лет жизни ребенка:

На втором году жизни ребенок овладевает сложным двигательным актом – ходьбой, а концу этого года он уже начинает бегать.

На втором и третьем году жизни под влиянием воспитания и обучения усложняются и качественно совершенствуются лазанье, бросание.

На третьем году жизни появляются подготовительные движения к прыжкам, а к концу этого года дети уже умеют прыгать с продвижением вперед.

К трем годам ребенок владеет почти всеми основными движениями и, что очень важно, начинает их реализовывать в своей свободной двигательной деятельности.

На протяжении четвертого-седьмого годов жизни условные связи закрепляются, основные виды движения совершенствуются.

Физическое развитие в раннем и дошкольном возрасте характеризуется непрерывным изменением основных показателей: роста, массы тела, окружности головы, грудной клетки.

Рост ребенка за первый год жизни увеличивается примерно на 25 см – это наибольшая прибавка за весь дошкольный период. К 5 годам рост по сравнению с первоначальным удваивается.

Масса тела ребенка на первом году жизни утраивается (по сравнению с массой при рождении), а после года отмечается довольно равномерная прибавка на каждом году жизни по 2 – 2,5 кг, к 6-7 годам отмечается удваивание массы тела годовалого ребенка.

Окружность грудной клетки также изменяется неравномерно, наиболее быстро это происходит за первый год жизни, когда она увеличивается на 12-15 см. И приблизительно на столько же увеличивается окружность грудной клетки за весь остальной дошкольный период. Величина окружности грудной клетки зависит от упитанности ребенка, его физического развития и физической подготовленности (развития мышц, функций дыхания, сердечно-сосудистой системы).

Изменения окружности головы в раннем возрасте определяется главным образом увеличением массы головного мозга (но не следуе6т забывать и о возможностях рахитических изменений в костях черепа).

Костная системаребенка богата хрящевой тканью. Кости его мягкие, гибкие, недостаточно прочные, поэтому они легко под­даются как благоприятным, так и неблагоприятным воздействиям. Эти особенности костной системы требуют внимания педагогов к подбору физических упражнений, мебели, одежды и обуви в соот­ветствии с функциональными и возрастными возможностями ре­бенка.

Окостенение опорно-двигательного аппарата начинается с 2— 3 лет. Оно происходит постепенно в течение всего дошкольного детства. В этот период формируются изгибы в шейном, грудном, поясничном отделах позвоночника. Физиологическое развитие по­звоночника играет жизненно важную роль и влияет на формиро­вание правильной осанки, техники движений, состояние внут­ренних органов, дыхательную и нервную системы. S-образный из­гиб позвоночника предохраняет скелет от травм при выполнении физических упражнений.

В дошкольном детстве происходит формирование свода сто­пы. Оно начинается на первом году жизни и интенсивно продол­жается с освоением ребенком ходьбы весь дошкольный период. В укреплении свода стопы важнейшую роль играют физические упражнения. Важно также подобрать ребенку соответствующую обувь.

Развитие костной системы скелета тесно связано с развитием мускулатуры, сухожилий, связочно-суставного аппарата.

Мышечная системау ребенка раннего возраста развита недоста­точно, мышечная масса у него составляет около 25 % массы тела. По мере развития движений ребенка увеличиваются масса и со­кратительная способность мышечной ткани. Под воздействием фи­зических упражнений происходит увеличение силы мышц.

К 5 годам увеличивается мышечная масса, нарастает мускулатура нижних конечностей, увеличиваются сила и работо­способность мышц. Сила мышц увеличивается с 3,5—4 кг в млад­шем дошкольном возрасте (3 — 4 года) до 13 — 15 кг к 7 годам. С 4 лет появляются различия в показателях у мальчиков и девочек.

Особенности развития детей 5 7 лет

В дошкольном возрасте сердечно-сосудистая системапретерпе­вает морфологические и функциональные изменения. Масса серд­ца увеличивается с 70,8 г у 3—4-летнего до 92,3 г — у б—7-летнего. Увеличивается сила сердечных сокращений, повышается работо­способность сердца.

С возрастом поднимается артериальное давление: на первом году жизни оно составляет 80/55 — 85/60 мм рт.ст., а в возрасте 3—7 лет оно уже в пределах 80/50—110/70 мм рт.ст.

По мере развития ребенка уменьшается частота дыхания: к концу первого года жизни она равна 30—35 в минуту, к концу третьего — 25—30, а в 4—7 лет — 22—26. У ребенка нарастают глубина дыха­ния и легочная вентиляция. Это свидетельствует о расширении дви­гательных возможностей детей. В процессе развития у ребенка уве­личиваются морфологические и функциональные возможности: по­вышается тренированность мышц, работоспособность, совершен­ствование организма.

Таким образом, познание особенностей психофизического раз­вития, формирования двигательных функций позволяет сделать вывод о необходимости создания для ребенка возможности пра­вильно двигаться, т.е. заложить у него основы физической культуры. Важную роль здесь, об этом нельзя забывать, играют воспита­ние и обучение.

Особенности развития детей 5 7 лет

Консультация для родителей «Особенности развития психических процессов у детей 5-7 лет»

Развитие психических процессов у детей 5-6 лет

Ни для кого не секрет, что развитие психических процессов — одно из важнейших условий для успешного обучения ребёнка в школе. Иногда плохая успеваемость связана с маленьким объёмом памяти, бедным воображением или слабо развитым мышлением. Развить процессы помогают простые упражнения. Но сначала давайте вспомним особенности познавательной сферы 5-ти летнего дошкольника.

В возрасте 5-6 лет активно происходит смена игровой деятельности на познавательную. Поведением ребёнка движет желание узнать, познать и применить полученные знания. Старший дошкольник с радостью принимается решать логические задачи, что-то запоминать, фантазировать. В этом возрасте психические процессы, такие как внимание, память, мышление, восприятие и др. принимают произвольный характер. Теперь ребёнок запоминает по инструкции взрослого, делает выводы на основании сведений полученных ранее.

Восприятие и внимание детей 5-6 лет

Восприятие становится более детальным, объём его возрастает до 5-6 объектов одномоментно. Ребёнок с лёгкостью воспринимает зашумлённые, наложенные изображения, разные оттенки цветов, разнообразные плоскостные и объёмные формы. Основная работа по развитию восприятия строится на развитии умения выделять в предметах одинаковые признаки.

Внимание становится более устойчивым и управляемым. Важно в этот период развивать умение распределять и переключать своё внимание. Для этого используют специальные упражнения и игры на внимание. Активно развивается зрительная и слуховая память. Количество слов или картинок, которые ребёнок может запомнить возрастает до 6-7 штук.

Мышление и воображение детей 5-6 лет

В старшем дошкольном возрасте начинает развиваться образное мышление. Ребёнок способен делать умозаключения не только со зрительной опорой, но и в уме. В этом возрасте старший дошкольник с лёгкостью воспринимает знаковую систему, поэтому самое время начать знакомство с цифрами и буквами. При группировании предметов ребёнок может учитывать два и более признаков, анализировать и рассуждать.

Возраст 5-6 лет характеризуется расцветом фантазии, которая проявляется в игре, конструировании и рисовании. Ребёнок занимается словотворчеством и сочинительством. Но этот процесс развивается только в результате постоянной работы над развитием воображения.

Старший дошкольник использует в речи почти все части речи, грамматически верно выстраивают предложения. Предлагайте ребёнку как можно чаще рассказывать, пересказывать, составлять рассказы по картинке (или серии картинок), используя описание и прямую речь героев.

Напомним, что развитие психических процессов происходит комплексно. Развивая внимание, мы стимулируем память и восприятие. Процесс мышления запускает процесс припоминания, восприятие и воображение.

При системном подходе к поступлению в школу у ребёнка будет сформирована психологическая готовность к школе. Помочь в этом смогут специальные игры и упражнения, направленные на развитие внимания, мышления, памяти, восприятия и воображения.

Особенности развития детей 5 7 лет

Развития психических процессов у детей 6-7 лет

Ещё один год пролетит очень быстро и ребёнок пойдёт в первый класс. Нужно не упустить момент и создать все условия для развития психики дошкольника, обеспечив тем самым лёгкий переход к школьной жизни. Чем более развиты психические процессы 7ми-летки, тем проще ему адаптироваться к школе. Давайте вспомним, что происходит с психикой ребёнка 6-7 лет.

Изменения самосознания приводят к появлению умения контролировать свои мысли и действовать во внутреннем плане, то есть выполнять действия в уме, без наглядной опоры. Ребёнок в состоянии проанализировать свои действия и понять причину плохих (или хороших) результатов.

Важное новообразование данного возраста — развитие произвольности всех психических процессов. Внимание становится подвластным ребёнку. Он может сосредоточенно работать в течение 20-25 минут, выполнять работу в одном темпе, не отвлекаться на внешние раздражители. Ребёнок доводит начатое дело до конца.

Память и восприятие детей 6-7 лет

К концу дошкольного возраста происходит активное развитие слуховой и зрительной памяти. Ребёнок может запомнить (специально) 9-10 предметных картинок или слов. Долговременная память всё ещё требует специальных тренировок. Ребёнок сам для себя уже выбрал более удобные и продуктивные способы запоминания (проговаривание, ассоциации, зарисовки и т.д.) Необходимо всячески поощрять ребёнка за то, что он с удовольствием запоминает.

Процесс восприятия становится более объёмным, повышается количество воспринимаемых предметов до 7-8, но некоторые дети всё ещё испытывают трудности, когда в работе нужно учитывать 2 и более признаков. Будущий школьник прекрасно ориентируется в плоскостных и объёмных формах, различает множество оттенков цветов. В этом возрасте ваша дочь или сын могут представить смену времён года, последовательность месяцев и дней недели. Хорошо ориентируются в частях суток.

Воображение и мышление детей 6-7 лет

Происходят изменения и в мышлении старшего дошкольника. Теперь совсем не обязательна наглядность при решении логических задач. Ребёнок может оперировать образами и в уме решать задачи на логику, потому что именно в возрасте 6-7 лет активно развивается образно–логическое мышление. Ребёнок с лёгкостью обобщает, классифицирует предметы, группирует их по нескольким признакам, устанавливает причинно–следственные связи. Это период развития любознательности и экспериментирования.

В 7 лет происходит скачок в развитии творческого воображения. Ребёнок создаёт яркие образы, комбинирует ситуации, сочетает не сочетаемое, сочиняет занимательные истории и сказки. Хоть и кажется, что ребёнок совсем большой, взрослый, игру никто не отменял. Только организовывая весёлые игры, вы сможете развивать память, восприятие и т.д., трудолюбие и аккуратность, усидчивость и умение анализировать…

Важно помнить, что всё чего не хватает ребёнку можно пополнить через игру. Посвятите этот год весёлым играм, которые останутся в памяти на долго и принесут хороший результат.

Психологические сказки и игры помощники в укреплении психического здоровья дошкольников

20 ноября во всем мире отмечали Международный день педиатра и ребенка. Это стало прекрасным поводом пригласить в медиацентр ПАИ врача-педиатра Псковской детской городской поликлиники Татьяну Михайлову и задать ей актуальные вопросы. Ведущая Надежда Назаренко расспросила гостью о причинах частых детских болезней, средствах профилактики и формирования у малышей иммунитета, а также узнала, зачем от ребенка прятать игрушки и как организовать безопасное общение с домашними питомцами.

«Соблюдает дня режим Джим…»

– Начнем с самого распространенного вопроса: почему так часто дети болеют респираторными заболеваниями и как можно укрепить их иммунитет?

– Что вы имеете в виду под словом «часто»? Ребенок болеет – это нормально. В норме считается, что малыш за год может заболеть 10-12 раз.

– Но по сравнению со взрослыми это часто.

– По сравнению со взрослыми – да. Но для малыша это нормально, он вырабатывает свой иммунитет, он только знакомится с вирусами, бактериями и будет болеть.

Дети часто не болеют летом, с мая по август, а дальше остается восемь месяцев. Распределите эти 10 нормальных случаев ОРВИ на восемь месяцев – получается, что малыш, особенно когда он только пошел в детский сад, в первый-второй год может болеть каждый месяц. Но маму это пугает: неделю болеем, неделю дома восстанавливаемся, неделю в сад пошли. Через неделю малыш заболевает, и мама говорит: «Мы только неделю отходили в сад – снова заболели». Но это нормально, этого не стоит пугаться: малыш знакомится с миром, вырабатывает свой иммунитет.

К сожалению, волшебной таблетки нет. Тут нужно укреплять иммунитет такими методами, как закаливание, полноценное питание, вакцинация, которая есть в национальном календаре.

– Сюда входят и прогулки на свежем воздухе, выезды на природу?

– Конечно, это входит в понятие закаливания. И обязательно режим, что сейчас, к сожалению, не соблюдается. Ребенку, особенно маленькому, чтобы восстановиться и чтоб у него были силы, нужен полноценный 10-часовой сон.

– Несмотря на то что он спать вроде как не хочет?

– Да. Мы говорим про ночной сон. Восемь часов сна достаточно для взрослого ребенка, подростка, а для малыша это 10 часов: в девять часов вечера легли, а в садик встаем в семь утра, ну вот и получается. А в современном мире детки поздно ложатся спать, режим не всегда соблюдается. Даже если ребенок спит днем, это не то качество сна, которое ночью.

Психологические сказки и игры помощники в укреплении психического здоровья дошкольников

– Несмотря на свой график, нужно понимать, что это необходимо для здоровья ребенка.

– Да. График взрослого не совпадает с графиком ребенка, ему все-таки нужно отдыхать. Многие мамы говорят: «Мы не можем его уложить, потому что он не хочет». Но ребенок к вечеру переутомляется, ему уже сложно уснуть, это кажущаяся бодрость: малыш на самом деле становится активным, нервным, но это все от переутомления, ему надо лечь и уснуть.

– Если вы его положите на кроватку, посидите с ним какое-то время, он уснет?

– Да. Разговор, тихие игры перед сном, расслабляющая ванна, небольшой «мамский» массажик, приглушенный свет, сказка на ночь – и малыш уснет в положенное ему время, в девять часов.

– Режим дня – это одна из возможностей сделать иммунитет ребенка крепким?

– Да.

Нестрашная «бабочка»

– Если нужно посещать врачей, а ребенок очень боится, как помочь ребенку преодолеть этот психологический барьер?

– Ребенку обязательно нужно объяснять, что его ждет. Ребенок – это маленький взрослый, он все понимает и очень чувствует маму: во-первых, самой маме не надо беспокоиться, а во-вторых, нужно ребенку все объяснить, рассказать, что его ждет, куда он идет, какие процедуры с ним будут происходить, если мы говорим о заборе крови. Если мы говорим о посещении врача – рассказать, что доктор его посмотрит, послушает, попросит показать горло. Можно вначале поиграть с игрушками в ролевые игры, чтоб ребенок понимал, что его ждет в поликлинике.

Со своей стороны я как педиатр стараюсь тоже расположить к себе ребенка, у меня есть игрушечки, которые мы можем вместе послушать стетоскопом, я рассказываю, что сейчас будет происходить. Страх – от неизвестности, мы всегда боимся того, чего не знаем и не понимаем.

– А некоторые родители, наоборот, обманывают, не говорят.

– Да, некоторые обманывают, говорят: «Ой, да мы пойдем в магазин», – а приходят в поликлинику. Но не надо обманывать.

– А как вы относитесь к поощрению, к подаркам ребенку после посещения врача, после сдачи анализов или неприятных процедур?

– Наверно, как врач я должна сказать, что это не очень правильно, но как мама…

Психологические сказки и игры помощники в укреплении психического здоровья дошкольников

– Все-таки у некоторых детей поликлиника ассоциируется с забором крови, бывают и другие неприятные, болезненные процедуры – и все, ребенку уже не объяснишь, что ему просто горлышко посмотрят. Как быть здесь?

– Сейчас, во-первых, уже не такие страшные скарификаторы, это не так больно. Есть специальные системы, там момент укола не так понятен ребенку. У нас в поликлинике используются специальные тонкие «бабочки»: это больно, но не настолько. Тут надо просто объяснить.

– Как вы относитесь к мамочкам, которые вообще не водят детей к врачам? Они говорят, что ребенок должен расти так, иммунитет он получает от того, что его окружает, лечат народными традиционными средствами, травами, вообще не посещают врачей. Я еще не говорю о том, что они вообще не вакцинируют своих детей.

– Это, конечно, право каждой мамы, но врачебная работа заключается не только в лечении, но и в профилактике, и не всегда мама может что-то увидеть, что мы видим на профилактических осмотрах. Это очень важно.

Мы приглашаем каждый месяц малыша в поликлинику именно на профилактический осмотр. Даже если мама не хочет вакцинировать ребенка, мы его взвешиваем, измеряем его рост, в профилактических целях в два месяца и в год сдаются анализы. Но и потом, я как врач должна предупредить, что не всегда болезнь протекает легко. Если, например, у сына вашей соседки болезнь протекает в одной форме и ей помогают определенные лекарства, не факт, что вашему малышу то же самое поможет. Каждый ребенок индивидуален, и не стоит заниматься самолечением, стоит показываться врачу.

Важный этап развития

– Когда обязательно нужно посещать врача-педиатра?

– Каждый месяц до года идут профилактические осмотры. После года это раз в три месяца, после двух лет – раз в полгода, и дальше каждый год в детском саду и в школе ребенок осматривается с профилактической целью педиатром и специалистами.

– Раньше малышей до года с профилактической целью посещали на дому педиатры.

– Да. Сейчас это сохраняется: до месяца мы три раза посещаем малыша на дому. Первичный патронаж – это как только выписался ребенок, дальше – в 14 дней и в 21 день. Медсестра приходит также четыре раза за первый месяц, а дальше каждый месяц посещает малыша на дому. Если возникает настороженность по поводу малыша, а мама не хочет прийти в поликлинику, я могу их посетить с профцелью дома.

– А для чего нужны профилактические посещения?

– Потому что малыш, во-первых, активно растет. Первый год – это период активного роста, и мы измеряем вес и рост, оцениваем, насколько гармонично ребенок прибавляет в весе. Мы можем оценить его прибавки, потом внешний вид, его навыки. Есть определенные возрастные периоды, когда ребенок должен научиться переворачиваться, сесть, встать. И когда это немного задерживается, это повод для педиатра задуматься, возможно, назначить дополнительные обследования и консультации для этого ребенка. Наша цель – предотвратить зарождение болезни на начальном этапе, когда все это можно еще вылечить, поймать этот момент.

Психологические сказки и игры помощники в укреплении психического здоровья дошкольников

– А после года профилактические осмотры?

– С той же целью. Там просто уже не так быстро все меняется, как в первый год.

– Говорят, что самый активный рост человек за всю его жизнь как раз от нуля до года.

– Он утраивает свой рост и вес к году, понимаете? Мы так не растем и не развиваемся больше никогда.

– И такое количество навыков мы не получаем за всю жизнь.

– Да, как до года. Потом темп замедляется, и так часто уже не нужно ходить. Раза в три месяца вполне достаточно.

– Но профилактические осмотры до школьного возраста обязательны?

– До садика и в садике тоже. Предполагается, что в три года малыш идет в садик, и дальше уже в садике проводятся раз в год профосмотры.

– В последнее время серьезный вопрос – это вакцинация. Есть родители, которые не хотят вакцинировать своих детей вообще. Конечно, есть группа родителей, которые не вакцинируют их до определенного возраста, а есть те, кто вообще не вакцинирует. Как вы относитесь к этому? И сколько нужно сделать прививок ребенку по календарю?

– Сколько нужно? Надо посчитать. Есть национальный календарь. Первые прививки ребенок получает уже в роддоме – это БЦЖ и от гепатита, дальше – трехкратная вакцинация от гепатита, БЦЖ – однократно, от кори, краснухи и паротита прививки делаются также однократно в годовалом возрасте. Если мы говорим о коклюше, столбняке, дифтерии и полиомиелите, это такая всеми мамами «любимая» прививка «Пентаксим», она делается трехкратно с дальнейшей ревакцинацией через год. Прививок 15, наверно, в общей сложности.

Если говорить о мамах, которые не вакцинируют детей, это их право, это их ребенок. Но я, конечно, за прививки и рекомендую прививаться: это нужно, и много инфекций в мире побороли именно благодаря вакцинации. И то, что мы сейчас видим, например, возвращение кори в Европе – это все отзыв того, что не вакцинируют детей.

– Сталкивались ли вы с такими случаями, когда мама приходит и говорит: «Я хочу вакцинировать ребенка, а муж не хочет». Иногда даже семейные конфликты возникают. Бывает у вас такое в практике?

– В моей практике не было, но тут моя задача как врача ответить на вопросы, все объяснить, рассказать, для чего нужна вакцинация. А дальше уже каждый принимает решение все-таки сам.

По поводу определенного возраста тоже хотела сказать: все-таки не зря национальный календарь разработан таким образом, что вакцины в основном вводятся до года: ребенок все-таки легче переносит прививки, когда они идут в срок, чем уже в старшем возрасте.

«Ветряночные вечеринки»

– Сейчас регистрируются случаи коронавируса у деток, и в Пскове на прошлой неделе как минимум десять малышей в возрасте от нуля до года заболели коронавирусом. Как вы относитесь к тому, что планируется в дальнейшем вакцинировать от коронавируса и детей?

– Если нужно будет, будем вакцинировать.

– А как малыши переносят коронавирус?

– Я могу говорить только как педиатр на основе своего опыта, но, как правило, дети легче переносят болезни, чем взрослые. Заболевание идет волнообразно: то есть заболевшие детки, то их становится меньше. В целом сейчас с начала эпидемии детей действительно стало больше болеть, но те пациенты, что были у меня, переносят коронавирус в легкой форме.

Психологические сказки и игры помощники в укреплении психического здоровья дошкольников

– А вы каждого ребенка с признаками ОРВИ проверяете на коронавирус?

– Если мама не отказывается, то да, такая возможность есть.

– Сами предлагаете или родители просят?

– И я могу предложить, и родители. Мы не отказываемся, всех смотрим, проверяем, назначаем мазки.

– Есть какое-то специфическое лечение коронавируса у детей, в отличие от ОРВИ?

– К сожалению, нет. Лечение то же самое. Какого-то специфического лекарства именно от коронавируса нет. Особо лечение не поменяется. Возможно, мы будем более внимательны к этому ребенку. Тут, наверно, важнее наблюдение после диспансеризации: все-таки у поликлиники профилактическая задача, поэтому диспансерное наблюдение после коронавируса более важно.

– Вы уделяете потом больше внимания таким деткам?

– Да, чтоб предотвратить последствия.

– Вернемся к вакцинации. Есть группы родителей, которые против вакцин. Они специально организуют встречи на дому, когда заболел их ребенок, чтобы его друзья, одногруппники все сразу переболели. Например, у одного ветрянка – и все пишут в соцсетях: «Здравствуйте, мы заболели ветрянкой, приглашаю всех на вечеринку в семь часов вечера».

– Ну да, «ветряночные вечеринки» так называемые. Я против. До переезда в Псков (работаю здесь год) я работала в НИИ детских инфекций в Санкт-Петербурге, в боксированном отделении, и каждый день там лежал ребенок, у которого был ветряночный энцефалит.

Это я к чему? К тому, что ветрянка кажется легкой инфекцией, но есть процент детей, которые очень тяжело ее переносят. Поэтому, конечно, я против «ветряночных вечеринок»: не факт, что если все в садике перенесли ветрянку легко, то ваш ребенок перенесет ее тоже легко. К сожалению, я видела деток с ветряночными энцефалитами: это довольно тяжелое течение ветрянки.

Если вы действительно хотите защитить ребенка, есть вакцина «Варилрикс»: в национальный календарь она не входит, но ею можно двукратно привить ребенка, и иммунитет у него сформируется.

– Мамы вроде пытаются сделать добро, чтобы ребенок потом в старшем возрасте, не дай бог, не заболел ветрянкой.

– Но для этого есть вакцина.

«Это голубь, он летит»

– Какие сегодня самые распространенные заболевания у детей в регионе, если не говорить о респираторных?

– Если говорить про профосмотры, то у маленьких деток это нарушение речевого развития, у детей школьного возраста это нарушения зрения и осанки.

– А нарушений речевого развития стало больше, чем раньше?

– К сожалению, у меня не такой опыт, чтоб оценивать, что было раньше, поэтому затрудняюсь ответить.

– А с чем связано? Если в случае со зрением и с осанкой мы понимаем, что здесь влияет учеба…

– Это скорее даже гаджеты, а не учеба. Учеба была всегда. Я думаю, что это больше связано именно с гаджетами: и ребенок, да и мы все постоянно скрючившись что-то набираем, экран находится близко к глазам.

– Получается, что нарушения зрения и осанки теперь чаще встречаются, чем раньше?

– Да. Но это не значит, что надо отказываться от гаджетов. Понятно, мы живем уже в другом времени, а наши дети – это вообще другое поколение, поколение компьютеров.

– Вы против запрета?

– Да. Я за компьютеры, это понятно: это наша жизнь, наше развитие, это нормально. Сейчас очень много программ типа зрительной гимнастики, обычной гимнастики. Например, когда ты сидишь за гаджетом, через 40 минут он напоминает тебе: встань, сделай 50 приседаний, руками помаши пять раз, дай отдых глазам.

– И наверно, ограничивать время пребывания за компьютером?

– Хотелось бы, особенно маленьким детям, чтоб это было не больше часа в сутки.

– А нарушение речевого развития, на ваш взгляд, с чем связано?

– Возможно, с тем, что мы стали меньше общаться со своими детьми, меньше разговаривать с ними. Ребенок для хорошего развития должен слышать живую речь, с ним надо постоянно разговаривать, постоянно что-то объяснять. Вы идете с коляской, он маленький еще и, казалось бы, не понимает, но он все слышит, впитывает. И вот идете и объясняете: это голубь, он летит, это дерево, оно зеленое, оно стоит.

– Он должен хотя бы просто слышать речь?

– Да, просто слышать и понимать. Но мы не говорим сейчас о серьезной патологии, которой должны заниматься неврологи, профильные специалисты.

– Я даже слышала, что с детками надо обязательно разговаривать, когда они еще совсем крохи, до года. При массаже, например, нужно уже с ребенком общаться.

– Да, есть же даже специальные потешки.

– Вроде он тебе и не отвечает, но нужно обязательно что-то говорить.

– Он потом ответит, все впитает и в три года ответит.

– Серьезные патологии как часто встречаются?

– Наверно, не мне надо задавать этот вопрос. У меня на участке их небольшой процент: меньше процента.

– Когда педиатр сталкивается с серьезными патологиями, с подозрениями на них, какие дальнейшие действия?

– Дальше уже ребенка должен наблюдать все-таки профильный специалист. Конечно, у нас есть диспансерное наблюдение, я каждый месяц смотрю этого ребенка, но дальше им занимается все-таки специалист.

– Профильные специалисты находятся в детской областной больнице?

– И в детской поликлинике: у нас есть невролог, офтальмолог, хирург, ортопед. Я со своей стороны как педиатр за ним смотрю, а дальше профильный специалист уже проводит его лечение, обследование, дообследование.

Потехе – час

– Мы знаем, что у нас нехватка медицинских кадров, всех причем: и узких специалистов, и хороших терапевтов. Нужны ли нам еще педиатры, на ваш взгляд?

– Педиатры всегда нужны, я считаю.

– У вас большая нагрузка?

– Да, большая. Развиваются Борисовичи, я в том районе работаю и вижу, что это новостройки, соответственно, это маленькие дети в каждой квартире и действительно в районе не хватает педиатров. Они все приходят к нам, хотят наблюдаться в поликлинике.

– Нужны ли в Пскове еще детские поликлиники?

– Я, собственно, про это и говорю: было бы неплохо.

– Про гаджеты мы уже сказали, что вы, в принципе, не против компьютеров и гаджетов.

– Я не то чтобы не против – я понимаю, что от этого уже никуда не уйти, это наша жизнь – и все, дальше мы уже приспосабливаемся.

– С какого возраста вы бы разрешили пользоваться гаджетами ребенку?

– Смотря какими.

– Некоторые дают гаджет ребенку в руки уже после года, лишь бы он не плакал.

– Наверно, именно личный телефон у ребенка должен появиться где-то в школе с первого класса.

– Их в качестве игрушки дают.

– В качестве игрушки – не надо. Нет, можно посмотреть, конечно, мультики в телевизоре, в планшете, главное, чтоб это было дозировано. 15 минут ребенку вполне хватит, чтобы отвлечься, перезагрузиться, и дальше его уже можно отвлечь на какую-то игру.

– А можно ли уже с двух лет ребенку давать компьютерную игру в планшете? Как вы к этому относитесь, что родители иногда замещают общение гаджетом?

– Ну нет, общение – это вопрос развития речи. Мы уже говорили, все-таки живое общение с собственным ребенком никогда ничто не заменит. Но я не против каких-то: есть и специальные логопедические программы, есть игры, разработанные для детей.

– Это должны быть игры, соответствующие возрасту?

– Да.

– Может быть, это даже хорошо для развития ребенка?

– Если у мамы нет возможности поиграть с карточками, почему бы не предложить эту игру на планшете? Мы живем в современном мире, и почему бы не поиграть. Но опять же дозированно: 10-15 минут.

Батарейки замедленного действия

– А нужно ли играть в обычные игрушки, которые можно потрогать?

– Да, конечно, это обязательно, это этап психического развития ребенка. Если ребенок не играет в игрушки, это для нас тревожный звоночек: почему он в них не играет? К трем годам должны появиться ролевые игры, он должен представлять себя доктором, водителем, полицейским, пожарным, это этап его развития, это обязательно должно быть.

Но про игрушки надо помнить: желательно, чтоб это были сертифицированные игрушки, с хорошими красками, без мелких деталей, если мы говорим про деток до трех лет. Сейчас очень модны музыкальные игрушки, но в них не должно быть маленьких круглых батареек, потому что очень часто ребенок проглатывает батарейку.

У ребенка, особенно в первый год, во рту очень много «объемных» рецепторов. Почему дети все тащат в рот? Они узнают мир в том числе с помощью рецепторов во рту, они объем понимают немножко по-другому, не так, как мы, взрослые: ему надо все потрогать, попробовать, понять. И конечно, он эту маленькую батарейку тащит в рот.

Психологические сказки и игры помощники в укреплении психического здоровья дошкольников

– Это действительно стало проблемой?

– Да, это действительно проблема. Если ребенок проглотил маленькую деталь, мы ее можем вытащить. Это неприятно и, к сожалению, под наркозом. Но маленькая батарейка прилипает к пищеводу, окисляется, и в дальнейшем, даже если мы ее удалили, через какое-то время там может образоваться язва, а после разрыв. И тут я всегда предупреждаю своих мам на участке: если это музыкальная игрушка, батарейка должна быть большая.

– Или хорошо закрытой, запечатаной?

– Как бы ее ни закрывали, все равно, даже если она завинчена на винтик, она все равно при игре может выпасть. Лучше вообще убрать такую игрушку и предотвратить опасность.

– А какие еще игрушки опасны для детей? Вы сказали, несертифицированные.

– Да.

– Что вы имеете в виду?

– На которых непонятые краски, резко пахнущие, которые красятся. Бывает, игрушки берешь в руку – они оставляют следы. Вообще много игрушек – это тоже плохо. У ребенка должно быть пять-шесть красивых любимых игрушек.

– Почему много игрушек плохо?

– Он рассредоточивает внимание и не концентрируется на чем-то одном среди этого обилия. И потом, он не учится ценить эти игрушки при их изобилии. Поведение у этого ребенка становится потребительским.

– Если он не может концентрироваться на игрушках, он потом не может концентрироваться на каком-то деле.

– Возможно, да. Понятно, что хочется побаловать, особенно когда в твоем детстве этого не было, и сейчас некоторые игрушки ты больше покупаешь себе. Менять игрушки – очень хорошо. Ребенок поиграл игрушками, он потерял к ним интерес – вы их уберите.

– Отдайте кому-то, правда?

– Да даже достаточно убрать. Убрать на две-три недели – ребенок забывает, через три недели он им радуется как новым.

– Что еще в доме, кроме маленьких батареек, чаще всего становится причиной детских травм?

– Если мы говорим о детях до трех лет, когда ребенок начинает ползать – это, конечно, таблетки и химические вещества, которые стоят на нижних полках. Не всегда мама понимает, что ребенок может их выпить: для нас это запрет, а для него это что-то новое, интересное. Поэтому все таблетки, химические средства, косметика должны храниться на верхних полках. Если возможности нет, тогда должны ставиться специальные заклепки, чтобы ребенок не мог открыть дверцу, чтоб это не было в открытом доступе. Колюще-режущие предметы – тоже.

– Я слышала, что химические препараты, которые мы используем для уборки квартиры, мытья посуды и так далее, к сожалению, и взрослые дети иногда могут зачем-то употребить.

– Могут.

– До какого возраста лучше все-таки прибрать их так, чтобы было не достать?

– Пока он не осознает, что это плохо.

– До трех лет представляют опасность таблетки, косметика и так далее…

– Если более старшие дети, то сейчас модны травматические пистолеты. Не знаете такие игрушки? Почему-то очень популярные. Даже гуляя со своим ребенком на площадке, я вижу, как бегают с этими большими пистолетами, и там довольно приличная пуля, которая хорошо если попадет в руку-ногу, а если в глаз? А у старших детей это, конечно, петарды, хлопушки, особенно в Новый год.

– Это, к сожалению, ежегодная история?

– Ежегодная. 1-2 января у нас травмпункт всегда переполнен. Поэтому использовать пиротехнику можно только под присмотром взрослых.

Как спастись от бешеного хомячка

– Нужно ли детям давать рыбий жир и как часто?

– Рыбий жир содержит витамин D. Вы можете дать рыбий жир, а можете давать специальные препараты, например «Детримакс», «Вигантол», «Аквадетрим».

– Всем деткам?

– В нашем регионе – всем.

– А как часто, как долго?

– Каждый день в профилактической дозе. Если нужны дозы выше, это уже назначает ваш педиатр.

– Желательно все-таки консультироваться?

– В профилактической дозе можете все давать. На профосмотрах мы все это мамам рассказываем.

– Как вы относитесь к домашним питомцам? Опасны ли они для детей? Некоторые считают, что они повышают иммунитет и вырабатывает у деток любовь к животным. А некоторые считают, что животные, собаки, кошки – это разносчики заболеваний.

– Конечно, от животного мы можем заразиться и гельминтозами, и бактериальной инфекцией, и простейшими. Но если это животное ваше, вовремя проводите его дегельминтизацию и вовремя прививайте его. Ребенок должен знать, что после общения с животным нужно обязательно помыть руки, прежде чем мы возьмем еду. Ну и, конечно, на улице белочки, ежики, кошки, собаки – бешенство, к сожалению, есть, оно никуда не ушло. Надо объяснять ребенку, что на улице все-таки к котику, собачке не надо подходить, брать их, носить.

– Это сложно. Вы не против общения с домашними животными?

– Если вы следите за своим домашним питомцем и после моете руки…

Психологические сказки и игры помощники в укреплении психического здоровья дошкольников

– Мойте руки – и все будет хорошо. Это касается собачек, кошек – а птичек, ящериц?

– От птичек тоже можно подхватить орнитоз, даже от хомячка можно заразиться бешенством, как ни странно, поэтому правила те же самые. Желательно, чтобы ребенок, подросток, который уже сам ухаживает за аквариумом, за ящерицами, все это обрабатывал в перчатках. После перчатки убрали, руки помыли – и все.

– Благодарю, что вы пришли к нам и ответили на вопросы. Я желаю вам и всем вашим подопечным здоровья, и еще раз с прошедшим профессиональным праздником вас и ваших коллег!

– Спасибо!

  • Птицеферма как пишется слитно или раздельно
  • Психологический разбор сказки колобок
  • Психиатор или психиатр как пишется слово
  • Птенчик как пишется птенчик без мягкого
  • Псков хирург рассказов дмитрий юрьевич