Главная » Разное » Сказки психотерапевтические для детей
Терапевтические сказки. Сказкотерапия для детей
У психологов существует много способов для лечения детских комплексов и страхов, но один из самых любимых форм работы является сказкотерапия. Именно при помощи сказки дети в игровой манере могут избавиться от страхов, побороть боязнь, стать уверенным и самостоятельным. Решить проблемы и справиться с возникшими жизненными трудностями помогут терапевтические сказки. Они гораздо результативнее всяческих уговоров родителей. Хорошая сказка на самом деле творит настоящее чудо. Терапевтические сказки для младших школьников помогут бороться с различными трудностями, связанными с учебой и общением с одноклассниками (сверстниками). Примерный возраст ребенка: 5-11 лет. Так откуда же появляются детские страхи? Может, вылезают темной ночью из ящика с игрушками или из стенного шкафа? Дети часто фантазируют и придумывают их подобным образом. В темной детской комнате страх может притаиться везде. И под одеялом, и под кроваткой, и за батареей. Существует много способов борьбы со страхами, но сегодня мы рассмотрим те сказки, которые каждый родитель может прочитать или рассказать своему малышу дома.
Как Кенгуреныш стал самостоятельным
Сказка о подсолнечном семечке Белочка-Припевочка Случай в лесу Сказка о Вороненке Сказка про ежика Витю Маленький гном Сказка о песике по имени Тобик Роза и ромашка Цветок по имени Незабудка Маленький медвежонок Сказка про Енота Помидор Сашка Сказка о Зайчике, который обиделся на свою маму Сказка о глупенькой маме Гномик Сказка про семью карандашиков Маленький Котенок Сказка о маленьком Тигренке «Серое ухо» Смелый Гномик Медвежонок и Баба Яга Мышонок и темнота Белочка Нуся Слоненок, который боялся темноты Приключения медвежонка Сказка о Ежике, который хотел, чтобы на него обращали внимание Фея Равнодушие и Страна Надежды Кенгуренок Вася Цветик-семицветик Медвежонок и Старый Гриб Котенок Маша Шустрик и Обжорик Сказка о простой царевне Любе, которой не хотелось учиться Кораблик Сказка о Котенке, или Чего мне волноваться? Сказка о двух братьях и сильной воле Сказка о непоседливой Обезьянке Петя-Петушок Один обычный год, или Чрезвычайное проишествие Мальчик и Светлячок Девочка Надя и Баба Яга Сказка о Ежонке Мальчик Сережа Тип и Топ Сказка про маленькое Облачко Маленькое Привидение Часы Хвостатик Гусеница-крапивница Нужная вещь Скрипочка Костерчик Ловкая Лапка На маленькой полянке Щечка Светлячок Тёма и сон Смелый мальчик и Тётушка Ночь Сказка про кроватку Как Илюша животик кормил Почему нужно кушать Про Катюшину Капризку Как Андрюша гостей встречал Как Оля полюбила садик Сказка про смелого Алёшу Бум-бум-бум Сказка про Мишку и порядок Поцелуй Хотелки Как Ваня научился одеваться Сказка про командировку
Читать еще больше терапевтических сказок Читать короткие сказки на ночь детям
Психологи выделяют страхи по возрастам: 2-3 года дети испытывают ночные страхи, боятся животных; в 4 года пугаются сказочных персонажей и насекомых; в 5-6 лет катастроф, школы, пожаров, несчастий; в 7-8 лет — умереть и смерти близких. Еще в древности считалось, что сказка лечит душу человека. А еще сказка учит жизни, и в сказочной форме свою проблему легче увидеть и принять (не так обидно, не так больно). Множество авторов-психологов придумали свои терапевтические сказки и рассказы на все случаи жизни, а родителям остается лишь выбирать те, которые окажут помощь ребенку. Терапевтическая сказка – это сказочная история, построенная определенным образом с учетом конкретных страхов и особенностей ребенка. В таких историях очень важен главный герой, который встречается со своими страхами лицом к лицу. Ведь чем больше знаешь о том, что пугает, тем меньше боишься. По ходу действия главный герой может преодолевать разные препятствия или встречаться с монстрами и чудовищами. Дети с большим энтузиазмом воспринимают истории, где есть персонажи с теми же самыми проблемами, что и у них. Контекст этой истории может быть совсем непохожим на реальную жизнь, поскольку в сказке вполне уместны чудеса и необыкновенные события. Самое главное, чтобы в конце истории главный герой преодолел все препятствия и победил страхи. Часто в терапевтических сказках присутствуют добрые помощники, спешащие на помощь герою. Главного героя могут защищать члены его семьи или животные, волшебные предметы или сказочные персонажи. Они могут наделять его силой и специальными умениями. В терапевтических сказках часто звучат темы дружбы и любви, и одним из основных посланий ребенку является то, что окружающий мир проявляет доброту к человеку. Из терапевтических сказок ребенок узнает, что главному герою помогает и его собственная внутренняя сила. Это могут быть сказки о проснувшейся самостоятельности, вовремя подоспевшей смелости или об обретенной храбрости. Для страхов непереносимо, если герой способен побороться с ними один на один, за счет собственных ресурсов, качеств, умений. Поскольку ребенок отождествляет себя с главным героем, знание его сильных сторон подает пример, придает решимости и поднимает дух ребенку.
Читать еще больше терапевтических сказок Читать короткие сказки на ночь детям
skazkibasni.com
Психологические сказки для детей | Психологическая консультация Татьяны Блиновой
Маленькому лисенку не спалось. Он ворочался и все думал, думал, думал. О том, какой большой мир вокруг и сколько в нем всего интересного. А он, лисенок, маленький и пока многого не знает.
Продолжить чтение
В некотором удивительном мире, в долине, раскинувшейся среди высоких и неприступных гор, в волшебном лесу, где поют свои дивные песни удивительные птицы, росли… Деревья-Характеры. Это были необычные деревья. Их внешний вид был отражением характеров людей, живших далеко-далеко за горами. У каждого Дерева-Характера от ствола отходили четыре главные ветви, а от них — множество маленьких. Эти четыре ветви имели свои названия: Отношение к людям, Отношение к делу, Отношение к себе, Отношение к вещам. У каждого Дерева-Характера эти ветви имели свою, не похожую на других форму, свою характерную особенность.
Продолжить чтение
Для детей 6-11 лет.
Рассматривает проблему: Неуверенность в себе, в своих силах. Чувство неполноценности.
Жил недалеко от города в лесу маленький Костерчик. У него были такие маленькие язычки, что его и костром-то люди не хотели называть, а говорили про него: “Так, какой-то костерчик”. Ему очень обидно было слушать такие слова, но уж очень он боялся разгореться по-настоящему. Он не знал, что из этого всего получится, поэтому и боялся. Вдруг у него ничего не выйдет, только все будут смеяться над ним: как он старается, потрескивает, раздувает свои язычки. Некоторые люди, проходившие мимо, говорили: “Что от него толку – ни обогреть, ни осветить не может”, а другие и вовсе хотели его потушить,- зачем, мол, он тут горит такой никчемный. Продолжить чтение
Для детей 4-7 лет.
Рассматривает проблему: Страх темноты. Ночные кошмары. Общая боязливость.
В одном лесу жил Зайчишка Серое ухо, у которого было много-много друзей. Однажды его друг Ежик Маленькие ножки пригласил Зайчишку на свой день рожденья. Зайчишка очень обрадовался приглашению. Он пошел на дальнюю поляну и набрал для Ежика целую корзину земляники, а потом отправился в гости.
Его путь лежал через лесную чащу. Светило солнышко, и Зайка весело и быстро добрался до домика Ежика. Ежик очень обрадовался зайчику. Потом к ежику пришли Белка Рыжий хвостик и Барсучонок — Мягенький животик. Они все вместе танцевали и играли, а после пили чай с тортом и земляникой. Было очень весело, время бежало быстро, и вот уже начало темнеть – пора было гостям собираться домой, где их ждали родители. Друзья попрощались с ежиком и пошли по своим домам. И наш Зайчишка отправился в обратный путь. Сначала он шел быстро, пока тропинку было хорошо видно, но вскоре совсем стемнело, и Зайчику стало чуть-чуть страшно. Продолжить чтение
Для детей 4-6 лет.
Рассматривает проблему: Нарушение общения со сверстниками. Повышенная агрессивность.
Продолжить чтение
Для детей 6-10 лет.
Рассматривает проблему: Страх сделать что-либо неправильно. Боязнь школы, ошибок, оценок. Общая боязливость.
Продолжить чтение
Мальчик Женя не умел говорить букву «р».
Ему говорят:
— Ну-ка, Женя, скажи: «пароход».
А он говорит: «палоход».
Продолжить чтение
Для детей 5-9 лет.
Рассматривает проблему: Боязнь темноты, повышенная тревожность. Ночные кошмары. Общая боязливость.
Продолжить чтение
Для детей 6-9 лет.
Рассматривает проблему: Нежелание учиться. Негативное, отрицательное отношение к учебе. Непонимание смысла учебы.
Продолжить чтение
Для детей 5-10 лет.
Рассматривает проблему: Трудности в общении со сверстниками. Чувство неполноценности. Одиночество. Ощущение себя “белой вороной”.
Продолжить чтение
www.blinova-sp.ru
Психотерапевтические сказки для детей 6-10 лет
Психолог Наталья Сазаненок
Опубликовано 11 Ноябрь 2012
Сказка «Две звезды»
( для детей 9-10 лет; проблема: соперничество между двумя лидерами в классе)
Наверное, каждый из вас, мои дорогие друзья, любовался звездным небом в ясную лунную ночь. Но, думаю, не каждый знает, что среди тысяч миллионов горящих звездочек есть две – с которыми не так давно произошла одна необычная история.
Так вот. Это были две звезды-соседки: одна горела ярким желтым светом, другая – ярко-красным. Их так и называли: Ярко-жёлтая и Ярко-красная. И хотя звёзды жили почти рядом – они практически не общались между собой. Может быть потому, что обе были удивительно красивы, и каждая считала ниже своего достоинства первой заговорить с соседкой. А может быть потому, что каждая звезда была очень уж занята своим делом. Хотя дело-то у них было почти общее: освещать планету Жизни и согревать ее обитателей. Вот только Ярко-желтая звезда освещала левую часть планеты, а Ярко-красная – правую. И всё было бы ничего. Но вот однажды прямо на границе левой и правой части планеты вырос красивый благоухающий нежнейшим ароматом цветок. Звёзды не могли не заметить его. И одна, и вторая звезда захотели согреть и приласкать цветок своими лучами. И вот их лучи скрестились над цветком.
— Послушай, я первая увидела цветок, и значит он мой! – сказала Ярко-жёлтая звезда.
— Ну уж нет! Это я первая его заметила, да и смотрит он в мою сторону – значит цветок принадлежит мне! – рассерженно возразила Ярко-красная звезда.
— Я лучше смогу его согреть! – уже почти кричала Ярко-жёлтая.
— Нет, я! – гневно отзывалась Ярко-красная. Ни одна из звёзд не хотела уступать другой.
— Сейчас я тебе покажу, на что я способна! — Ярко-жёлтая звезда собрала всю свою энергию и злость и засветила в тысячу раз ярче обычного.
— Ты не знаешь, на что способна я! – Ярко-красная звезда, вся багровая от гнева, собрала все свои силы и направила жгучие лучи на звезду-соседку, стараясь заслепить её своим светом.
Соревнуясь в своем превосходстве, поддавшись злобе и гневу, звезды совсем забыли о цветке, о растениях и животных на планете Жизни. А те изнемогали от палящих звездных лучей: еще немного – и всёуничтожающий пожар охватит планету!
— Остановитесь! – прогремел вдруг на всё небо чей-то голос. Это Месяц – предводитель звёзд вовремя оказался рядом. – Опомнитесь!
И тут только две звезды, умерив свою энергию, вспомнили, из-за чего вышла ссора. Обратив свои взоры на цветок, звёзды не сразу увидели его: когда-то нежный трепетный бутончик и стройный стебелек с листочками распластались на земле. Цветок погибал от жары, впрочем, как и всё вокруг.
Слёзы раскаяния и горечи пришли на смену лучистому свету. Звёзды беспомощно рыдали – теперь свети сколько хочешь, только кому он нужен – твой свет? Звёздные слёзы потоками лились на планету Жизни. И потихоньку она стала оживать. Распрямил стебелёк, поднял головку и цветочек.
— Ну что ж, я думаю, вы поняли свою ошибку, – обратился к звёздам Месяц. Даже не будучи подругами, вы должны уметь спокойно решать все споры. Помните – ещё одна такая ссора – и погибнет не только планета Жизни, но и вы потеряете всю свою силу и красоту и превратитесь просто в холодные камни.
— А что же нам делать с цветочком, как его делить? – спросила у Месяца Ярко-красная звезда.
(Вопрос детям: «Как вы думаете, что посоветовал Месяц звёздам?»- предположения ребят)
— Попробуйте договориться, — ответил Месяц и поплыл дальше осматривать свои владения.
— Давай сделаем так, – предложила Ярко-жёлтая звезда, — я буду согревать цветок до обеда, а ты – после.
— Хорошо, пусть будет так, — согласилась Ярко-красная звезда.
Две звезды так и не стали близкими подругами, но живут сейчас без ссор. И каждая знает: рядом с ней – самой красивой и яркой – светит точно такая же – яркая и красивая звезда. Ну что ж – и пусть светит!
Автор: Наталья Рыженкова
Самое главное
(для детей 6-9 лет; проблема развода в семье)
— Добрый день, мой маленький друг! Как, ты не знаешь, кто я? Тогда догадайся! У меня рыжая шерстка и красивый пушистый хвостик. Я живу в лесу, в дупле старого, раскидистого дуба. Больше всего на свете я люблю щелкать лесные орешки и прыгать по деревьям. Догадался? Ну, конечное, это я – бельчонок Тимка! Я вижу, что ты часто грустишь в последнее время, и поэтому решил рассказать тебе свою историю. Итак…
В дупле старого раскидистого дуба жил да был бельчонок Тимка (то есть — я). Жил он, конечно, не один, а с мамой и папой. Днем мама и папа много трудились: собирали орешки и грибы, готовили запасы на зиму. Бельчонок же в это время вместе с другими малышами-зверюшками учился разным лесным премудростям у тетушки Совы. Зато по вечерам вся беличья семья собиралась вместе. Мама, папа и Тимка очень любили играть в игру «самый меткий»: каждый своим хвостиком старался забросить в лунку как можно больше шишек. Да, веселое было время!
Но потом… Бельчонок стал замечать, что родители часто ссорятся, папа возвращается домой все позже, а иногда и вовсе не бывает дома по нескольку дней. Мама-белка грустила и говорила, что папа просто собирает орешки очень далеко, в соседнем лесу, и не успевает вернуться домой вовремя. Тимка тоже стал грустить, ведь теперь по вечерам не было ни игр, ни веселья. А в один из вечеров мама позвала его к себе и сказала: «Сынок, мы с папой больше не будем жить вместе. Нам очень трудно стало понимать друг друга – так бывает у взрослых. Мы с тобой будем жить здесь, а папа будет жить в соседнем лесу. Но в любое время, когда захочешь, ты сможешь видеться с ним. Помни, мы очень любим тебя – и я, и папа.»
После этого разговора Тимка долго не мог уснуть. «Наверное, это я виноват во всем: плохо стараюсь в школе, проказничаю – поэтому папа рассердился на меня и решил переселиться в другой лес», — такие мысли не давали покоя бельчонку. И на следующий день, когда только появился папа, Тимка бросился к нему и, плача, стал просить: «Папа, я буду хорошо-хорошо учиться, буду послушным – только не сердись на меня и не бросай нас с мамой!» Папа тяжело вздохнул, крепко прижал к себе сынишку и сказал: «Сынок, я очень люблю тебя – и послушного и непослушного. В том, что мы с мамой решили жить раздельно, твоей вины нет никакой. Я не бросаю тебя. Я был, есть и буду твоим папой, и как прежде буду заботиться о тебе. Прости нас с мамой, сынок. Когда вырастешь, я думаю, ты все поймешь».
Теперь бельчонок засыпал с мыслью: «И что за странные эти взрослые. Как у них все запутанно. И как хочется побыстрее вырасти, чтобы хоть чуточку их понять.»
— Вот такая история произошла в моей семье, дружок. Она ведь очень похожа на твою, правда? С тех пор прошло уже несколько месяцев. Мне все еще немножко грустно, что мои родители живут раздельно. Но я все равно их люблю, а они любят меня. И это – самое главное! Помни об этом и ты, малыш!
Автор: Наталья Рыженкова
Сказка «Урок чтения»
(для детей 6-8 лет с проблемами речевого развития, неуверенностью в себе)
Этот учебный день в школе зверюшек начался как обычно. Первым уроком у первоклассников была математика. А вторым – чтение. К этому уроку зверятам-первоклассникам задали выучить наизусть стихотворение. Львёнок немножко волновался. Нет, он выучил очень красивое стихотворение и знал, что сможет рассказать его очень выразительно . Но… Дело в том, что Львёнок так и не научился выговаривать звук «р», и ребята-зверята иногда поддевали его: «Что ж ты за Лев, если даже рычать не умеешь!» Вот и сейчас малыш побаивался, что его одноклассники ( а что если и учитель?!) начнут смеяться над ним.
Начался урок . Первой стихотворение рассказывала Белочка. Она очень торопилась и у неё не очень красиво получилось.Потом учитель вызвал Медвежонка. А третьим — попросил рассказать стихотворение Львёнка. Он стал рассказывать стихотворение и чувствовал себя не очень уверенно. И когда несколько раз вместо звука «р» произнес «л», за спиной услышал смех – кто-то смеялся над ним.
Львёнок очень расстроился и не смог рассказать стихотворение до конца. Он сел за парту и закрыл голову лапками. Тогда учитель обратился к зверятам-первоклассникам: «Ребята, мы все приходим в школу учиться. И все мы такие разные! И это здорово! Кому-то сложно дается письмо, зато он прекрасно решает задачки. Кто-то не умеет быстро бегать, а вот стихи рассказывает просто замечательно. А кто-то заикается, но лучше его никто из ребят не нарисует. У нас у каждого есть свои особенности. У кого-то они заметны сразу: вот Львёнку, например, пока трудно выговаривать звук «р», но вы обратили внимание, какие у него «золотые руки» — поделки у Львёнка одни из лучших. К тому же он очень добрый, всегда придет на помощь. Так над чем же здесь смеяться?
А ты, Львёнок, не переживай. Знаешь ли ты, что у такого великого полководца как Юлий Цезарь, тоже были проблемы с речью – он заикался. Но это ничуть не помешало ему завоевать полмира! Т.е. эта его небольшая особенность просто не замечалась за другими его качествами: умом, целеустремленностью, смелостью. Вот так-то.»
На следующем уроке чтения Львенок подошёл к учителю и попросил: «Можно я расскажу сегодня свое стихотворение до конца?» Учитель конечное же согласился.
«Я смогу, у меня получится», — сказал себе Львёнок, и рассказал все стихотворение до конца – очень красиво и выразительно. Кто-то попытался хихикнуть, но Львёнок не обратил на это никакого внимания.
«Звук «р» — это моя особенность. Зато я умный, настойчивый и смелый, и никогда не смеюсь над слабостями других» , — так успокоил себя Львенок.
«Ты – молодец!» — сказал в конце урока учитель Львёнку. А все ребята захлопали.
Автор: Наталья Рыженкова
Про Чебурашку
(для детей 6-8 лет; ребенок боится темноты)
Как-то раз, проводив друзей, Чебурашка остался дома один. Время было позднее. Он прибрался, умылся и собирался лечь спать. Коснувшись ручки двери, которая вела в неосвещенную темную спальню, Чебурашка вдруг почувствовал сильную тревогу; ему показалось, что в спальне кто-то есть. Этот «кто-то» скрывается в темноте, его не видно, и невозможно придумать, как себя вести: спасаться от него или предлагать дружбу. Страх Чебурашки стал настолько сильным, что он так и не решился войти в спальню. Что же делать? Может, позвонить Крокодилу Гене? А вдруг он засмеет его? А если про эти страхи еще узнает Шапокляк, тогда точно Чебурашке не избежать насмешек. Размышляя таким образом, Чебурашка вновь попробовал войти в спальню. Теперь этот «кто-то» даже чем-то потрескивал в комнате. Стало еще страшнее. «Надо покрепче закрыть дверь в спальню и срочно звонить Гене. Неважно, будут надо мной смеяться или нет», — подумал Чебурашка.
«Алло», — ответил на другом конце провода Крокодил Гена.
«Гена, мне срочно нужна твоя помощь. Похоже, Шапокляк подложила в мою спальню бомбу. Я чувствую, как она тикает».
«Чебурашка, а ты не забыл, что у тебя в спальне стоят большие часы с кукушкой — они и тикают». «Ой, Гена, может, это и не бомба, но точно что-то опасное. Приезжай скорее».
— Как хорошо, что ты приехал! — воскликнул Чебурашка, открывая дверь Крокодилу Гене.
Они подошли к двери, ведущей в спальню. Чуть приоткрыли ее. Все было тихо. Ничего не тикало и не потрескивало. Но именно это и настораживало. Особенно Чебурашку. Скоро его настороженность и тревога начали передаваться и Гене.
«Что за глупости, — подумал он, — я начинаю бояться как в далеком детстве».
И тут Гена вспомнил, как в детстве ему было страшно заходить в неосвещенные комнаты.
— Послушай, Чебурашка, я, кажется, понимаю, в чем тут дело. Со мной уже такое было.
— Да?! Тебе тоже Шапокляк подкладывала бомбу? Почему ты мне не рассказывал?!
— Шапокляк здесь ни при чем. Просто когда я был помладше, мне казалось, что в неосвещенных комнатах, таких как твоя спальня, обитают незнакомые мне существа. Я не знал, злые они или добрые, навредят они мне или, наоборот, будут помогать. Я ничего про них не знал, не мог их толком разглядеть, и мне ничего не оставалось, как их бояться. Ведь всем известно, что если ты чего-то или кого-то не знаешь, то ты начинаешь бояться.
— Знаешь, Гена, я ведь вовсе не хочу с ними знакомиться. Если бы они были нашими друзьями, они давно бы вышли на свет, или как-то дали о себе знать.
— Дорогой Чебурашка, они, может, и стали бы нашими друзьями, если бы действительно существовали.
— Ну, а кто же тогда издает все эти странные звуки? — воскликнул Чебурашка.
— Ты знаешь, Чебурашка, я тоже задавал себе этот вопрос. Когда я включал везде свет, мне казалось, что никаких посторонних звуков нет. И мне совсем не было страшно. Страх приходил только тогда, когда становилось темно. Я понял, что эти существа, если они, конечно, есть на самом деле, сами боятся!
— Чего же?!
— Боятся света. Но, — продолжал Гена, — когда я стал более внимательно прислушиваться к звукам в доме, полном света, то обнаружил, что все эти звуки есть!
— Ой, — прошептал Чебурашка, — значит, эти существа все-таки не боятся света.
— Не волнуйся, Чебурашка, — Гена улыбнулся и ласково обнял друга за плечи, — оказывается, наши дома умеют издавать звуки! Дом ведь тоже имеет свою жизнь. Просто звуки, которые он издает, очень тихие. Когда мы чем-то заняты, или разговариваем, мы издаем звуки громкие. Поэтому нам сложно услышать, как живет наш дом. А когда дневная жизнь затихает — не слышно машин на улице, выключен радиоприемник, спят соседи, мы можем слышать, как поскрипывает пол, ветер гудит за окном, тихий ход часов. Дом, в котором мы живем, начинает рассказывать нам свои сказки.
— Ничего себе сказочки, что даже страшно войти в спальню! — воскликнул Чебурашка.
— Когда чего-то не знаешь или не можешь себе объяснить, тогда и боишься. Придумываешь себе и бомбы, которые подложила Шапокляк, и чудовищ.
— Чебурашка смутился — теперь его выдумка о бомбе казалась смешной.
— Знаешь, Чебурашка, ведь я теперь, когда ложусь спать, слушаю сказки, которые рассказывает мне мой дом. Его звуки сплетаются в интереснейшие рассказы о приключениях и путешествиях.
— Да, но чтобы лечь спать и слушать сказки, которые рассказывает мне мой дом, нужно еще войти в темную спальню, найти включатель и включить свет…
— Значит, я не убедил тебя в том, что твой дом тебя охраняет, — задумчиво сказал Крокодил Гена. — Тогда я раскрою один волшебный секрет: когда входишь в темную комнату, начерти пальцем в воздухе круг и скажи: «Охраняй, Волшебный Круг. Мне знакомо все вокруг!»
— Спасибо тебе, дорогой Гена! А почему ты мне сразу не сказал про волшебный круг и заклинание?
— Проговорив заклинание, ты бы преодолел свой страх только на время. Тебе было бы не до того, чтобы слушать сказки своего дома. Потратив силы на борьбу со страхом, ты не узнал бы, как много интересного происходит в это время рядом с тобой.
Когда дверь за Крокодилом Геной закрылась, Чебурашка совсем по-новому оглядел свой дом. Он погладил рукой стены, двери.
«Неужели, вы каждую ночь рассказываете мне сказки! Конечно же, вы ждете меня, когда я гуляю с друзьями и учусь. Согреваете меня, когда холодно. Пробуете со мной разговаривать, издавая звуки. А я, не зная этого, боялся. Спасибо вам». И Чебурашке показалось, что пол благодарно скрипнул.
На всякий случай, входя в темную спальню, Чебурашка начертил Волшебный Круг и произнес заклинание. Правда, делая это, он уже совсем не чувствовал страха. Он лег в свою кроватку, подушка и одеяло его мягко и приятно обняли. Чебурашка закрыл глаза, и дом стал нашептывать ему сказочные истории, которые потом превращались в удивительные и прекрасные сны…
Автор: Татьяна Зинькевич-Евстигнеева
Сказка про Медвежонка
(для детей 6-8 лет; проблема ревности старшего ребенка к младшему)
В одном сказочном лесу жила-была семья медведей: Папа-медведь, Мама-медведица и маленький Медвежонок. Жили они дружно. Ходили за вкусными ягодами, дружили с лесными пчелами и те делились с ними лесным медом, загорали на солнышке, купались в речке, — словом, все делали вместе.
И вот однажды Мама-медведица сообщила всем радостную новость — скоро в семействе медведей будет пополнение. Действительно, Медвежонок замечал, как мамин живот рос день ото дня. Ему было очень любопытно, кто же родится?
Вот, наконец, настал счастливый день. Все поздравляли Маму, и Папу, и его. Правда, Сестренка медвежонка оказалась совсем не такой, какой он ее себе представлял. Но самое неприятное было то, что она постоянно требовала к себе внимания. Особенно Мамы.
Жизнь в семье медведей изменилась. Теперь уже за ягодами и медом редко ходили все вместе. Уходя, Папа и Мама оставляли Медвежонка присматривать за сестрой. Нельзя сказать, что это ему особенно не нравилось или было трудно. Просто было очень-очень обидно, когда, приходя домой, родители первым делом бежали к сестренке, беспокоились о ней, расспрашивали: «Как она?» Когда вся семья была в сборе, играли с малышкой, а не с ним.
«А я, что же, больше им не нужен?» — спрашивал себя Медвежонок. И так ему становилось горько, что хотелось даже уйти из дома.
И однажды так и случилось. Медвежонок шел по лесной дорожке и думал о том, как несправедливы к нему Папа и Мама. Ему хотелось их чем-то наказать: «Вот когда я умру, они поймут, кого потеряли, но будет поздно!» От этих мыслей слезы навернулись на глаза, так Медвежонку стало жаль себя.
Шел-шел Медвежонок и пришел к домику зайцев. В их семье тоже было пополнение. Медвежонок наблюдал, как старшие братья с удовольствием учат маленьких зайчат грызть морковку. «Что с них возьмешь, — зайцы!» — продумал Медвежонок и пошел дальше.
Вскоре тропинка привела его к семейству лис. Старший лисенок с любовью укачивал свою маленькую сестру. Странно, похоже он совсем не испытывал тех чувств, что Медвежонок. «Где ему меня понять, — подумал Медвежонок. — Что с них взять, — лисы!» И наш герой, махнув рукой, пошел прочь.
Неподалеку стоял дом семейства волков. И Медвежонок видел, как старший волчонок весело кувыркался с младшим, учил его охотится. «Да он притворяется, что ему нравится играть с младшим братом!» — подумал Медвежонок и пошел дальше.
Стемнело, стал накрапывать дождик, Медвежонок проголодался, чувствовал себя одиноким и усталым, ему очень хотелось домой. Но вернуться он не мог.
Как ты думаешь, почему?
Ноги привели Медвежонка к старому дубу, в ветвях которого находился домик Мудрой Совы.
— Ух, — удивилась Сова, — что ты делаешь здесь в поздний час, Медвежонок?
— Да ничего, просто гуляю и все! Я — самостоятельный.
— Это верно, — согласилась Сова, — слышала я от Сороки, что Мама с Папой разыскивают тебя по всему лесу.
— Да это они просто перед сном с сестренкой гуляют! — ответил Медвежонок.
— Э-э-э, видно ты в обиде на родителей? — догадалась Сова.
— Да нет, просто… — Медвежонок не знал что сказать.
— Просто, да непросто… — глубокомысленно изрекла Сова и, помолчав, добавила:
— Похоже, мне придется открыть тебе один секрет… правда, я обещала Папе-медведю никому не рассказывать…
— Что это за секрет?
— Дело в том, что вскоре после того как ты родился, ко мне приходил Папа-медведь. Он был очень расстроен тем, что его жена-медведица больше его не любит. «Теперь у нее есть сын, а я ей совсем не нужен», — так говорил он…
— Не может быть! — воскликнул Медвежонок. — Папа так не мог говорить!
— Ты почему так думаешь?
— Но не мог же он чувствовать то же, что и я!
— А разве ты чувствуешь то же самое?!
— Медвежонок опустил голову. Мудрая Сова слетела на землю и обняла его за плечи. Помолчав некоторое время, Сова сказала:
— Знаешь, когда рождаются маленькие дети, они требуют к себе очень много внимания, а жизнь семьи перестает быть прежней. В маленькое существо нужно вложить много любви, терпения и добра, прежде чем оно вырастет. Поэтому все внимание членов семьи отдается малышу. А некоторые, забыв или не зная об этом, могут чувствовать себя обиженными, ненужными и нелюбимыми…
— Так значит я покинул родителей в то время, когда они во мне особенно нуждались?! Мне так стыдно.
— Чувства, которые руководили тобой, может испытать каждый. Иногда не просто увидеть любовь, если тебе уделяют немного внимания. Иди скорей домой, тебя там ждут и очень любят…
Медвежонок побежал по тропинке, ведущей к дому. А Мудрая Сова еще долго смотрела ему вслед.
Как ты думаешь, о чем она думала?
Автор: Татьяна Зинькевич-Евстигнеева
kabinet.school20.by
Сказкотерапия для детей. Читаем детям терапевтические сказки
Сказкотерапия — это «лечение сказкой», один из самых доступных и в то же время эффективных методов корректирования поведения и сознания ребенка. В сказкотерапии используются терапевтические сказки – истории, рассказывающие о проблемах и переживаниях, с которыми сталкивается ребенок. Благодаря сказкотерапии у ребенка формируется творческое отношение к жизни, она помогает увидеть многообразие способов достижения цели, развивает скрытые способности к решению жизненных задач, появляется уверенность в своих силах, развивается самооценка и самоконтроль.
Кто не хочет чистить зубки
Котенок Максик Зачем нам мыло Унесенные водой Сон Колобка Рыбка Буль-буль Колобок и Колобик Зайчик в детском саду О вирусах и прививках В темной норе Почему Сережа не боится засыпать сам? Сказка о солнышке История о самолетике Тоше Мокрая фея Обещание Страшный Страх Карандаши Сказка про то, как одежда обиделась Сказка про электрический ток Мишкина помощь Сказка про горшочек Сказка про пожар Георгин и бабочка Широкое небо Сказка про медвежонка Сказка про больные зубки Сказка про соску Сказка про Зайца-забияку Сказка про лисенка Сказка про животных во дворе Сказка про высокий дуб Сказка про запрещенные вещи Сказка про хвастливого муравья Сказка для папы и сына Сказка про храбрую старшую сестру Первый полёт Кирюши Королевство Лентяев Сказка о полезных овощах Сказка о грустной тарелочке Волшебные капли Честный петушок из Барселуша Зайчонок, который убегал от мамы Тимошка и Темнота Сказка про медвежонка-невежу Сказка про грустный горшочек Сказка про Непослушку Слонёнок и шарики Сказка про Колю и его друзей Сказка про доброго Петю Федя и компьютер Как Костя стал умываться Сладкоежки и сладкоежки Сказка про Лягушонка Васю Как Юля научилась говорить правду Как Егорка ходил гулять Сказка о вредной еде Маленькая история о грозе Как щенок нашел друга О Темноте-Темноте Сказка про Таню-ябеду
Читать еще больше терапевтических сказок Читать короткие сказки на ночь детям
Сказкотерапия существует с давних времен. Возможно, тогда ее не рассматривали, как способ лечебного воздействия, но мифы, легенды, притчи и сказания всегда несли в себе некий смысл, послание, решение какой-то проблемы, понимание, что есть добро и зло. Сказкотерапия подходит для детей довольно раннего возраста, когда малыши начинают понимать речь. С возрастом сюжет усложняется. Когда ребенку трудно разобраться с тем, что с ним происходит, как поступить в сложной ситуации, можно придумать для него сказку – это и безопасно, потому что это не про него самого, а про зайку и мишку, и интересно.
Психотерапевтические сказки всегда глубоки, проникновенны, часто посвящены проблемам жизни и смерти, отношению к потерям и приобретениям, любви и жизненному пути. Сказки помогают в работе с детскими страхами, агрессией, гиперактивностью. Вовремя рассказанная сказка для ребенка означает столько же, сколько психологическая консультация для взрослых. Терапевтические сказки помогают там, где другие психологические техники могут оказаться бессильны. Сказкотерапия по сравнению с другими подходами практически не имеет ограничений. Нет возрастных границ: в каждом возрасте своя сказка, миф, притча и т. д. Также этот метод может применяться для работы с детьми с особенностями развития».
Читать еще больше терапевтических сказок Читать короткие сказки на ночь детям
skazkibasni.com
Книги жанра Детские книги
- 4 января 2022, 13:40
Жанр: Сказки, Детские книги
В лесу незаметно наступила осень. Крошке пора готовиться к зимней спячке и обустраивать уютную постельку. Но неожиданно к ней в гости заглянул друг Орешек и предложил… посмотреть, как упадёт последний листочек в лесу! Это настоящее чудо, которое можно…
- Просмотров: 19
- 2 января 2022, 08:40
Жанр: Сказки, Детские книги
Имя Александра Сергеевича Пушкина (1799–1837) знакомо каждому в нашей стране. Его вклад в развитие языка и литературы неоценим. Темы творчества Александра Сергеевича Пушкина многообразны – природа, любовь, дружба, поэзия, история, философия. В сборнике…
- Просмотров: 201
- 30 декабря 2021, 17:49
Жанр: Сказки, Детские книги
+6
ЛитРес: Самиздат совместно с онлайн-школой цифровых навыков для детей и подростков Kodland провел литературный конкурс, результатом которого стал новогодний сборник «Сказки из мешка Деда Мороза». Среди множества участников жюри конкурса отобрало десять…
- Просмотров: 180
- 30 декабря 2021, 17:01
Жанр: Детская проза, Детские книги
+16
Ваня Творогов из «Поиска звука» – подросток, который хочет, чтобы его оставили в покое. Все учителя, друзья, родители, даже автор. Ловит за хвост идею, к примеру сделать серию необычных фото, и тут же отпускает – «мне лень». Не лень, конечно, просто все…
- Просмотров: 79
- 30 декабря 2021, 17:01
Жанр: Зарубежные детские книги, Детские книги
+12
Румыния, 1989 год. Люди живут в постоянном страхе – Вождь-диктатор, тайная полиция Секуритате следят за каждым, а за любые действия против власти можно получить наказание. Читать запрещённые книги, смотреть запрещённые фильмы, слушать запрещённую музыку…
- Просмотров: 131
- 30 декабря 2021, 17:00
Жанр: Детская проза, Детские книги
+6
Эта книга о том, что приручить чудо проще простого. Стоит только очень захотеть: снега, когда осень всё не уходит, или тепла, чтобы самую малость согреться. А волшебство найдётся, и у каждого – а как иначе? – будет своё.
«– Послушай, но ведь раньше такого…
- Просмотров: 90
- 29 декабря 2021, 23:09
Жанр: Детская проза, Детские книги
+6
История о двух братьях и их няне-волшебнице. Герои путешествуют по разным странам и узнают новое о природных явлениях и достопримечательностях, созданных природой и человеком.
- Просмотров: 80
- 29 декабря 2021, 23:04
Жанр: Учебная литература, Детские книги
+12
В 2010 году в Новосибирске были задержаны и в этот же день арестованы вице-мэр Новосибирска А.А. Солодкин и его отец, советник по спорту губернатора Новосибирской области А.Н. Солодкин. В книге исследуется информация, поступавшая в СМИ из Генеральной…
- Просмотров: 65
- 29 декабря 2021, 22:56
Жанр: Детская проза, Детские книги
+12
Сказка для подростков с юмором и глубоким смыслом, что в каждом из нас, мальчишке и девчонке, живет волшебник. И если это волшебство еще не проявилось, то это не означает, что его нет. А перед лицом опасности, например, надвигающейся угрозы, неважно,…
- Просмотров: 73
2022-01-04 23:07:33
Veledar: Рекс Стаут известен своим циклом детективных романов о Ниро Вульфе и Арчи Гудвине. Почти каждый из них является ярким образцом «классического детектива» и «Цезарь» относится к ним же….
2022-01-04 23:04:03
Veledar: Хорошая книжка про старичка, который для многих видится жутким брюзгой, сухарем, буквоедом, консерватором «до мозга костей». Но никто не замечает его доброй души, которую Уве прячем глубоко внутри….
2022-01-04 22:58:00
Veledar: Изменение прошлого для изменения настоящего… Редкого писателя фантастики не посещала эта идея. Владимир Савченко тоже обратился к ней. И его история получилась знатная! В ней все хорошо: и фантастическая составляющая, и сами приключения во времени, и эмоциональное состояние героя….
Популярные за сутки
-
Просмотров: 35
Тайна эльфов моря
Аниэла Лэй
Лиа, обыкновенная девочка, в результате неверного заклинания оказавшаяся в теле…
-
Просмотров: 34
Единая теория всего. Том 4 (финальный).…
Константин Образцов
Долгожданное завершение романа, который читатели ждали два года. Первые три книги…
-
Просмотров: 33
Единая теория всего
Константин Образцов
Автор бестселлера «Красные Цепи» предпринимает исследование тайн мироздания. Великолепный…
-
Просмотров: 33
Чужое полушарие
Александр Тамоников
Роман о напряженной работе специалистов уникального подразделения КГБ. От мозгового…
-
Просмотров: 32
У Лондона твои глаза
Евгения Татаева
Дэниэл Пирс, молодой британский актер, просыпается после бурной вечеринки и не понимает,…
-
Просмотров: 31
Свод знаний по управлению…
Коллектив авторов
Управление бизнес-процессами (BPM, Business Process Management), или процессное…
-
Просмотров: 30
Эксперименты с биополем
И. Зобнин
Здравствуйте, уважаемые читатели. Представляю вашему вниманию уникальное исследование.…
-
Просмотров: 29
Котлета в подорожнике. И это все о вас……
Маша Ноткина
Мы часто выбираем то, что нам нравится на других, в журнале, на экране, но они – это не…
-
Просмотров: 29
Записки дауншифтера. Из серых…
Алёна Аксёнова
Что такое дауншифтинг и кто такие дауншифтеры? Каждый путешественник и авантюрист ответит…
-
Просмотров: 28
ПОСЛЕДНЯЯ ПОЕЗДКА
Ксения Степанова
Главный герой решил «по пятам» найти друга, чье путешествие затянулось но неопределенный…
-
Просмотров: 28
Большая книга рунических практик и…
Галина Горелова
Руны – это древний магический инструмент, открывающий безграничные возможности. С его…
-
Просмотров: 26
Комментарий к Федеральному закону от 26…
Александр Борисов
В третьем издании комментария рассмотрены законодательные нововведения, в том числе новый…
-
Просмотров: 26
Недовольная
Ксения Николова
Марго решила уйти. Собрала вещи, обдумала план и вот уже стояла на пороге. Но его милое…
-
Просмотров: 25
Судебная налоговая экспертиза в…
Александр Борисов
Книга содержит практические рекомендации налогоплательщикам, участвующим в налоговых…
-
Просмотров: 24
Комментарий к Федеральному закону от 5…
Александр Борисов
Пятое издание комментария подготовлено с учетом многочисленных изменений, в том числе…
-
Просмотров: 24
Марфа
Нина Калева-Прохоренко
Повесть о Марфе Ивановне Антощенковой написана со слов моей мамы Анны Андреевны…
-
Просмотров: 24
Я помню! Я горжусь! Жизнь и военная…
Василий Поздеев
Автор в своем рассказе пишет об отце, и родословной семьи Поздеевых, которая начиналась в…
-
Просмотров: 24
Та, которая смогла. Завоюй любовь…
Мишель Кеннелли
Мечтаешь стать блогером с миллионами подписчиков? Думаешь, для этого нужны особые…
-
Просмотров: 23
Дом воспоминаний
Anricay
Чего ещё желать от лета, которое стало последним беззаботным временем в жизни подростка?…
-
Просмотров: 23
Лирика. По следам притчей, мифов и…
Евгения Салохина
В книгу вошли как самые первые лирические произведения, так и созданные совершенно…
-
Просмотров: 23
История изучения восточных языков в…
Михаил Басханов
Монография впервые в отечественной и зарубежной историографии представляет в системном и…
-
Просмотров: 22
Мир Астрала. Книга вторая: Каратели(ли)
Рэнди Айнс
Действия второй книги разворачиваются в недалеком будущем. Проект Мира Астрала вышел…
-
Просмотров: 21
Китай на киноэкране
Чжун Дафэн
В издании рассказывается о развитии и изменениях в китайском кинематографе за последнее…
-
Просмотров: 19
Сонные истории
Сабина Больманн
В лесу незаметно наступила осень. Крошке пора готовиться к зимней спячке и обустраивать…
Подробнее ➤
Некоторые психологические методики и упражнения на первый взгляд больше напоминают детские игры. Но на самом деле эти «игры» помогают решить сложные проблемы, разобраться в своих чувствах и отношениях.
Сказка ложь, да в ней намек
Взрослые люди, придя на прием к психологу, сильно удивляются, когда их просят… рассказать сказку. Сказкотерапия – один из методов диагностики и решения психологических проблем. Слушая сказку, которую рассказывает клиент, психолог понимает, кем тот представляет себя в жизни: заколдованной принцессой, ждущей своего принца в высокой башне; Иваном-Дураком, которого посылает на бессмысленные задания царь-самодур, или всеми обижаемой Золушкой. В сказочной форме человек повествует о проблемах, которые его волнуют. А ведь понимание проблемы – уже половина дела. И порой понять и признать ее через сказку проще, чем через реальную ситуацию.
Веди меня за руку
Поводырь – упражнение на доверие, которое помогает наладить сложные отношения. Психологи часто используют его в работе с родителем и ребенком. Одному участнику завязывают глаза, а другой должен провести его по комнате с препятствиями, взяв за руку или руководя только голосом. Причем роль «поводыря» вполне может достаться и ребенку. Это нужно для того, чтобы родители тоже учились слушать своего ребенка и доверять ему.
Пустой стул
Эта методика помогает в преодолении конфликтных ситуаций. Психолог ставит перед клиентом пустой стул и просит представить, что на нем сидит человек, к которому у него есть вопросы или претензии. А потом честно рассказать стулу, то есть, воображаемому недругу, о своих чувствах. После этого клиенту предлагают самому сеть на этот стул и ответить от лица воображаемого собеседника на свои собственные претензии. Такое упражнение помогает избавиться от эгоцентрического взгляда на мир и заставляет людей лучше понимать точку зрения тех, кто их окружает.
Пишу к себе
Еще одна психологическая методика – письма в будущее. Человеку предлагают написать письмо самому себе через пять, десять или пятнадцать лет. Во-первых, это помогает снять остроту текущих проблем, ведь вряд ли эти трудности будут всерьез волновать вас в будущем. Во-вторых, помогает определиться со своими целями и планами. Чем вы хотите заниматься через десять лет? Где жить? С кем общаться? Если вы будете знать ответы на все эти вопросы, значит, сможете воплотить их в жизнь.
А у вас есть какие-нибудь свои секреты, которые помогают справиться с негативными эмоциями или психологическими проблемами?
Пусть помнится только хорошее!
Читайте также
Психолог и писатель Эндрю Фереби опросил 400 успешных людей по поводу их привычек и рекомендаций.
29.11.2021, 14:13
—
41
просмотр
Подробнее
Начнем с азов. Что же такое Социализация? Если смотреть определение, то это непрерывный …
19.11.2021, 21:48
—
1 725
просмотров
Подробнее
Здравствуй мой чудесный город. Здравствуй центр районный мой.Ты, как прежде …
30.11.2021, 13:41
—
379
просмотров
Подробнее
Нужно помнить, что символ наступающего года – хищник, то есть любит мясо. Также …
30.11.2021, 15:41
—
324
просмотрa
Подробнее
«Многие страны, включая Россию, проводя массовую вакцинацию, фактически ставят …
01.06.2021, 08:11
—
2 977
просмотров
Подробнее
Члены стран ЮНЕСКО одобрили первые в истории глобальные этические стандарты, касающиеся …
29.11.2021, 15:22
—
92
просмотрa
Подробнее
Жанры: МелодрамаГод создания: 2021Страна: РоссияДата выхода: 29 ноября 2021Количество серий:…
30.11.2021, 15:45
—
3 245
просмотров
Подробнее
Усиление коронавирусных ограничений осенью 2021 года поставило перед многими …
23.11.2021, 12:31
—
27 248
просмотров
Подробнее
Год: 2021 (1 сезон), РоссияЖанр: мелодрамаРежиссер: Максим ДемченкоВозраст: 12+Время: 52 минВ ролях:…
29.11.2021, 13:04
—
4 547
просмотров
Подробнее
Потоки солнечного ветра и заряженных космических частиц, попадая в земную атмосферу, дестабилизируют …
29.11.2021, 09:10
—
2 394
просмотрa
Подробнее
Режиссер: Ольга ФренкельВозраст: 18+Время: 55 минВ ролях: Гоша Куценко, Ирина Старшенбаум, Мария Миронова,…
30.11.2021, 14:47
—
320
просмотров
Подробнее
В Нижнем Новгороде, как грибы после дождя, появляются все новые
10.09.2021, 10:58
—
714
просмотров
Подробнее
Если вы подозреваете, что вас приворожили, не оставляйте это без внимания, а проверьте, есть …
13.02.2021, 19:46
—
46 964
просмотрa
Подробнее
| |
Сказки приходят сказочникам из жизни, из увиденного. Они слагаются народом, или одним автором как вымышленный рассказ и передаются из уст в уста, несут в себе важный смысл – обучение жизни. Сказки один из жанров фольклора или литературы. Возникли они в глубокой древности и делятся на бытовые, волшебные, героические, реалистические, сатирические, о животных. Сказки всегда поучительные, с хорошим и добрым концом.
Сказки пишут не только для детей, но и для взрослых. «Взрослые иногда нуждаются в сказках даже больше, чем дети», — сказал однажды писатель Олег Рой и это абсолютная правда.
Казахские сказки
Казахские сказки — своими истоками уходят в далекую древность, это образец устного поэтического творчества казахского народа, страницы его истории, красочный мир народного художественного вымысла. Они отражают быт, нравы, обычаи, традиции, передают народную мудрость, остроумие, находчивость, щедрость степного кочевника. Они являются составной частью казахской мифологии наряду с генеалогическими родословными – шежире. Включают в себя предания, легенды о происхождении племени, родов, повествуют о жизни знаменитых людей разных родов. Из них мы узнаем о героической борьбе героев с чужеземными захватчиками, о вековой ненависти к своим угнетателям, о тяжёлом и непосильном труде казахского народа.
В сказках прославляется находчивость и мудрость, героизм и простота бедняков, высмеивается алчность, глупость, жадность баев. Всегда добро побеждает зло, торжествует правда и справедливость.
Казахские сказки выразительны и лаконичны. В них много фантазии, юмора и сарказма. В них прослеживаются национальные элементы свойственные казаху степняку это одежда — шапан, обувь — мясы, музыкальные инструменты – домбра, кобыз, животные – тулпар и прочие.
Сказки – это бесценный клад большой информации, в котором собраны исторические и культурные ценности народа. Проникновение арабских, китайских, индийских, русских сказок, культурные и торговые связи казахов с соседями способствовали возникновению и распространению общих сказочных сюжетов у народов Средней Азии. Сказки имели различное идейное содержание, в зависимости от общественного положения сказителя.
Казахский фольклор содержит большое количество легенд, сказаний, героических мифов и эпосов.
Г. Потанин делил казахские сказки на:
— сказки о животных
— волшебные
— богатырские
— волшебно-новеллистические
— бытовые новеллистические
— бытовые назидательные
— сатирические
М. Ауэзов квалифицировал сказки по следующим направлениям:
— сказки-легенды
— сказки об образе жизни древних людей и их подвигах, к которым писатель относит сказки, отражающие древний образ жизни, борьбу добра и зла, то есть это — волшебные сказки
— сатирические сказки, повествующие о борьбе добра и зла, правды и кривды
— сказки-побывальщины, повествующие об эпических героях
— небылицы, рассказываемые для веселья и забавы
Три основных вида сказок выделяет казахская фольклористика:
— волшебные
— бытовые
— сказки о животных
Сказки о животных
Часто в сказках помощники и друзья героя домашние животные – овца, коза, лошадь, верблюд, враги – змея, тигр, медведь, лиса, волк. Наши праотцы считали предками – тотемами животных и птиц. В повадках зверей показаны черты поведения людей: лиса лукава, волк жадный хищник, прототип угнетателя и насильника, медведь – увалень. Сказки создали определенные стереотипы, отталкивающие образы хищников. Например, волк поедает младенцев, набрасывается на труп умершего человека.
В сказке «Волк-жених» волк является оборотнем, превращаясь в человека, сватает прекрасную девушку, увозит её, после перевернувшись на земле превращается в волка. Сказка отображает бесправное положение женщины-казашки показывает её тяжёлое положение, горькую многострадальную долю.
Казахская пословица сравнивает баев с волками «Волк овце не товарищ, бай бедняку не товарищ».
Собака Сырттан (непобедимый) верный друг человека, наделена сверхъестественной силой, умом идеал трудового казаха-пастуха.
С особой теплотой и юмором казахи подчеркивают роль и значение домашнего скота в жизни кочевника.
Волшебные фантастические сказки
Сочетание шаманских и мусульманских верований и представлений казахов хорошо видны в фантастических сказках. В них видно стремление народа проникнуть за пределы видимого, найти землю обетованную, и разгадать тайны природы. Меткие стрелки, охотники, батыры участвуют в мужественной борьбе, совершают благородные подвиги спасают прекрасных красавиц, встречают на пути мудрых старцев-прорицателей, преодолевают опасности, борются с враждебными силами, например в таких сказках-легендах как «Ер-Тосик», «Кара-мерген», «Асан-Кайгы» и другие.
Сказки о необыкновенных приключениях охотников, повествующие о их быте, показывающие реалистические черты их характера, переплетающиеся с фантастическими чудовищами и животными. Например «Едиль — Жаик», два охотника жившие на берегах Волги (Едиль) и Урала (Жаик). Один боролся с кара-куланом, другой – с жалмаузом.
Сказка «Кула-мерген» («Одинокий охотник») повествует об охотнике, которого преследует сын хана подсылая к нему различных фантастических существ – мыстан-кемпир, жалмауза на сказочном верблюде желмайя – с целью отнять жену Мергена, золото косую Алтыншаш. Они спасают свою любовь от притязаний насильника, в этом им помогает выросший за время длительной борьбы в богатыря их сын.
Героям обычно помогают верные друзья: «быстроногий тулпар», чудесная птица «самрук» (птица-великан), великаны проглатывающие озера, скороходы. Герои фантастических сказок наделены необычной силой, острым зрением, чутким слухом, высокими моральными качествами, обладают высоким умом.
Отрицательные персонажи: одноглазый жалмауз (параллель с одноглазым циклопом из древнегреческих мифов); семиголовый жалмауз (людоед); жалмауз (параллель русская баба-яга); мыстан-кемпир, казык-аяк, карга-тумсук – старуха-злодейка, с ногой как кол, с вороньим клювом, коварная притворщица; айдахар – многоголовый змей, дракон; жез-тырнак – оборотень с медными когтями, являющийся в образе прекрасной девушки; фантастические джинны – бесы.
Им противоборствующие силы: пери, царь змей, волшебное кольцо, ковер-самолет, шапка-невидимка, и прочие.
Во всех сказках воображаемый и реальный мир сводится в одно слитное единство, проступает одна мысль – настойчивая попытка разгадать тайны природы, упорное стремление человека разгадать и проникнуть фантазией за приделы видимого, скудного окружения.
Богатырские сказки или сказки-побывальщины
Устный народный рассказ повествование о каких-либо событиях, быль, сказание, исторический эпос.
Главный герой в них батыр – защитник, отправляющийся в долгий путь с яркими приключениями, совершающий подвиг, выручающий из бед или неволи красавицу, или друзей, целые народы от невиданных чудовищ, проходящий через определенные испытания, защищающие честь рода. Богатырские сказки учат справедливости, отваге, взаимовыручке, мужеству, состраданию, трудолюбию, почтению к старшим, любви к отчизне, природе, простым людям. Перекликающиеся с эпосами, сказаниями, легендами и мифами.
Волшебно-новеллистические сказки
носят авантюрный характер, где герои сказки проходя различные приключения добиваются благополучия. К героям волшебно- новеллистических сказок относятся такие персонажи, как воры, приносящие благо людям, обманывающие баев, визирей и прочих. Мотив этих сказок является пародийно-переосмысленным мотивом волшебной сказки.
Сказки с героями-дурнями, как правило это третьи сыновья, обманутые старшими братьями в дележе наследства, простофиля. Бай всегда глуп и визирь жаден и любвеобилен. Бедняк всегда находит способ их наказать. Герои типичны. Они носят маски простофили, дурака, шута отстраненных от мира, безнаказанно нарушающие закон. Их поступки позволяют проверить человека. В сказках много комических парадоксов, нелепостей, ситуаций, в них высмеивается мнимое чудо. Отрицательные герои черти, великаны. Сказки этой группы представляют собой переходную ступень от фантастических к бытовым.
Бытовые новеллистические или социально — бытовые сказки притягивают слушателя интересным переплетением сюжетов, описанием умения героя ловко выпутываться из запутанных ситуаций, прочно связаны с реальностью. Здесь существует один земной мир, передаются особенности пастушеского быта, главный персонаж обычный человек из народной среды, борющийся за справедливость с властями с помощью хитрости, смекалки, ловкости и добивающийся своего любыми путями. Мечтающий о горах, долинах и пастбищах, покрытых сочной травой, прекрасным климатом исключающем джут (гололедица), мор скота.
Глубокая по смыслу сказка «Жупар-корыги» о матери огромного семейства – Жупар, после джути и мора уводит своих детей из обнищавшего рода и находит благодатную долину, куда впоследствии переселяет свой род. Именно женщина – мать осуществляет извечную мечту казахского народа о счастливой стране, в яростной и неустанной борьбе за счастье своих детей, чего не могли найти герои. Подчеркивается мысль, что материнство – основа зарождения и расцвета жизни, могучей, мудрой силой жизни утверждения.
В основном новеллистические сказки предназначены для взрослых, отличаются простым разговорным языком.
Бытовые семейные сказки
Обычно два брата – богатый и бедный, глупый и умный, скупой и щедрый, смелый и трус. Герои – пастухи, спасающие стада от хищных зверей, стихийных бедствий, хитроумных воров. Цикл об остроумных, ловких, находчивых ворах, например Тазша, Алдар-Косе.
Ханы изображаются в основном суровые, коварные, мстительные, пытающиеся погубить главного героя сказки, дают невыполнимые задания юноше, пока герой не окажется победителем жестокого хана. Сюжет обычно построен на описаниях поединков, походов, набегов злых и добрых персонажей.
Детские сказки
Детские сказки представляют собой смешение фантастических, бытовых, и сказок о животных, отличающиеся занимательностью, комичностью, «небылицами», переносящими человека из обычной среды в мир фантастических существ, птиц, насекомых и т.п. Несмотря на малые размеры герои сказок Куийрчик и Котыр-торгай, становятся победителями и людей и волков.
Тема утверждения жизнеспособности и победоносности маленького существа проходит через все детские казахские сказки, внедряя веру в свои силы в сознание детей, воспитывая находчивость, волю к победе. Они стирают грань между человеком и окружающей его природой. Человек сливается с природой и чудесным образом возникает из нее, являясь неким космическим существом, разрушившим рамки обычного физического существования реального человека. Они способствуют развитию фантазии и воображению в детском сознании.
Бытовые назидательные сказки
притчи, семейно-бытовой тематики, личной жизни, осуждающие и высмеивающие человеческие недостатки в семье и быту, сюжеты назидательного характера, близкие к бытовым анекдотами рассказам и т.д. Персонажи связаны между собой супружескими, родственными отношениями. В их обрисовке важна сословная принадлежность: ханы, баи, купцы, бедняки, нарушены естественные основы феодального быта, что заставляет героев страдать, а читателей переживать. Сказки о жадности мужа или жены, о жадности хозяев с приемами комизма.
Сатирические сказки
Спецификой сатирических сказок является гротескный характер образов, осмеяние пороков и недостатков героев, пародийное изображение положений. Сатирическая сказка — это нередко ряд самостоятельных эпизодов, связанных одним персонажем, общей идеей, основой содержания является бытовая, социальная сатира.
Небылицы
сказки, построенные на бессмыслице, небольшие по объёму, имеющие вид ритмизованной прозы. Особый жанр фольклора, самостоятельное произведение, или часть сказки, былина.
Мифологические сказки — cказки древности, в которых упоминаются божественные или полу божественные существа, животные, вышучивающие и обманывающие соперников, богов.
Фольклорная сказка — эпический жанр устного и письменного народного творчества, прозаический, повествовательный рассказ о вымышленных событиях в фольклоре разных народов. В ее основе лежит традиционный прозаический сюжет. Миф стал сказкой утратив свои функции. События, происходящие в сказке увлекательны.
Обычно сказка начинается со слов: жили-были, в некотором царстве, в некотором государстве, скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается. Заканчивается словами: «и я там был, мёд-пиво пил, по усам текло, да в рот не попало», «Сказка — ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок».
Фольклорные туры
На данный момент возникло такое новшество как фольклорные туры. Путешественникам и туристам предлагается посетить легендарные места казахского фольклора, гиды экскурсионных туров не хуже сказочника расскажут вам о красотах и чудесных местах Казахстана: Бурабай, Зеренды, Баянаул, Туркестан и прочие.
Достаточно интересных и уникальных мест, связанных с известными историческими личностями, их жизнью, творчеством. Фольклорные туры — это своего рода переплетение имиджа и истории нашего государства.
Литературная сказка — принадлежит конкретному автору, не существовавшая до публикации в устной форме и не имевшая вариантов, написанная в народнопоэтическом стиле, либо дидактическое произведение на основе фольклорного сюжета.
Надо отметить, что со временем изменилась и подача сказок. Сначала мы слушали их от сказителей, потом от своих родителей, дедушек и бабушек, вскоре появились сказочные программы, по телевидению и радио, граммофонные пластинки, после кассеты, диски, затем аудиозаписи.
Аудиосказки
Аудиосказки рассказываются актером в формате аудиоспектакля с музыкальным сопровождением, с различным количеством аудиоперсонажей, это живые диалоги. Они учат фантазировать, представлять, додумывать, развивают воображение, абстрактное мышление, концентрацию внимания, формируют фонематический слух у ребенка. (В разделе «мультимедиа»
портала El.kz представлены аудиосказки народов мира).
Созданы аудиосказки для тех, кто любит слушать и не любит читать, бережёт зрение, развивает речь. У ребенка формируется фонематический слух, что является непременным условием для правильного восприятия речи. Польза родителям, когда ребенок слушает аудиосказку, в это время можно выполнить домашние дела. Но есть и опасность, что аудиосказки могут отбить охоту у детей к чтению. Поэтому полезно обсуждать с ребенком прослушанную книгу и предложить вариант её прочтения по ролям вместе, так вы укрепляете семейную связь и отношения с ребенком.
Сказитель
Известно, что у казахов сказки рассказывал сказитель, у иных народов балагур, увеселитель, сказочник. Сказочников всегда ценили в народе. Они пользовались уважением. При повествовании использовали присказки, эмоционально сопровождая рассказ жестами, восклицаниями и вопросами, понижая голос, делая паузы, смеясь, играя словами, обозначая размеры руками.
Собиратели сказок
Первыми собирателями казахских сказок были Шокан Уалиханов, Абубакир Диваев, Василий Радлов, Платон Мелиоранский, Александр Алекторов, Алексей Белослюдов и другие. Публиковались они в «Киргизской степной газете», «Айкапе», в отдельных сборниках.
Шокан Уалиханов в трудах «Предания Большой киргиз-кайсацкой орды», «Исторические предания о батырах XVIII века», «Древности, «Язык». «Самородная словесность» исследует множество народных сказок, поэм, легенд казахского народа.
В 19 веке казахский просветитель Ыбырай Алтынсарин создал первые образцы казахской детской литературы в современном виде, собрав их в «Киргизской хрестоматии» (1879, 2 изд.1906). Им собраны образцы устного народного творчества (притчи, сказки и прочие) переводы басен И.А. Крылова, рассказы Л.Н. Толстого на казахский язык, собственные дидактические рассказы.
М.О. Ауэзов отмечал влияние «Тысячи и одной ночи» на казахский фольклор. Казахский народ творчески относился к памятнику восточной литературы, заимствуя мотивы и сюжеты из арабских сказок, тем самым обогащая свои фантастические сказки. Из заимствований древне турецких народного романа «Бахтияр» («Бахтажар»), арабо-иранской древней эпической старины, значительная связь казахских сказок со сказочным фольклором русского народа прослеживается в разделе сказок о животных.
Сказкотерапия
Народная сказка может показать выход из сложной проблемы, добраться до подсознания, вывести глубоко спрятанные эмоции наружу. Она помогает взрослым разобраться в психологии. В далеком прошлом целители, рассказчики были почитаемы. В сказках есть ключи к разным аспектам жизни: взрослению, становлению, отделению от родителей, межличностным отношениям и т.д. сказки обладают терапевтическим эффектом.
«Ключ к сказке не в настоящем, а не в прошлом»
Исследователь мифологии Кэмпбелл считает, что важно просто подобрать правильную сказку в затруднительной ситуации, с помощью которой вы сможете найти выход и справиться со стоящими перед вами задачами.
Именно сказка соединяет наше сознательное с бессознательным. Наш мир образов и эмоций с нашими глубинными переживаниями. Когда мы хотим понять, что происходит внутри нас, и не можем найти выход из проблем, мы обращаемся к сказкотерапии.
Сказки помогают людям вернуться к своему эмоциональному содержанию, исцеляют. Рассказываю сказку человек как бы проживает её. При работе со сказкой выделяют два уровня: объективный, то есть события, реально происходящие в жизни и второй субъективный, где персонажи сказки выражают наше внутреннее состояние. Рассказывая сказку человек, может осознать что-то, понять и даже оплакать травматическую ситуацию. Сказочные истории помогают взглянуть на себя со стороны и понять собственную историю, произошедшую с нами, и что на нас оказало влияние. У ребенка формируется творческое отношение к жизни, сказка помогает увидеть способы достижения целей, появляется уверенность в своих силах, развиваются скрытые способности к решению жизненных задач, самоконтроль, поднимается самооценка.
Сказкотерапия — это психологическое направление, в котором используются метафорические ресурсы сказки, позволяющие развить самосознание, творческие способности, улучшить взаимодействие с окружающим миром, избавиться от комплексов и страхов, построить доверительные отношения с окружающими.
В сказкотерапии используются:
— сказки для детей, испытывающих страх темноты, перед медицинским кабинетом, работником;
— для гиперактивных детей;
— для агрессивных детей;
— для детей, страдающих расстройством поведения с физическими проявлениями: проблемы с мочевым пузырем, едой и т.п.
— для детей столкнувшихся с проблемами семейных отношений: развод, появление нового члена семьи и т.п.
Надо отметить, что все люди умеют сочинять сказки, это навык человеческой природы, а написание сказки является мощным терапевтическим воздействием.
Все жанры сказок в целом образуют единое богатое и разнообразное сказочное творчество народа, выразившего в необычных, вымышленных историях свои представления о том, каким должен быть человек, к чему он должен стремиться в действительности.
Наши предки открывали для себя мир, осмысливали, что их окружало. Сказки — это драгоценное наследие, доставшееся нам от предков, важный жанр устного народного творчества. Казахские сказки несут в себе много информации о постоянных и непостоянных элементах социальной организации казахского общества, объединили в себе различные элементы социально структуры и религиозных верований.
Однажды кандидат филологических наук Едеге Турсунов сказал о сказках так: «Трудолюбие и благородство, ратный труд на благо народа, уважение к старшим и защита слабого, честность и вера слову – вот что славят они. Эти моральные ценности — вечны»
И наверно прав был Ганс Кристиан Андерсон, когда отметил, что: «Нет сказок лучше тех, которые создаёт сама жизнь».