Психологические рассказы для подростков со смыслом

наталья гредина 21 дек 2021, 08:29трое мужчин, содержащихся в новосибирском сизо-1, пожаловались на издевательства. один рассказал, что сотрудники повредили

© Наталья Гредина

«Жить хочешь — молчи»: заключенные новосибирского СИЗО рассказали об издевательствах

21 Дек 2021, 08:29

Трое мужчин, содержащихся в новосибирском СИЗО-1, пожаловались на издевательства. Один рассказал, что сотрудники повредили ему руку после жалоб на плохое самочувствие, другой заявил, что его избили заключенные, а администрация учреждения грозилась «оборвать его жизнь в любой момент», третий — объявил голодовку и вскрыл вены после неоказания ему медпомощи.

В декабре 2021 года трое заключенных новосибирского СИЗО-1 написали обращения о пыточных условиях содержания в учреждении. Родственники одного из них предоставили Тайге.инфо копии писем. Редакция рассказывает о жалобах арестованных.

Голодовка и члены ОНК

Заключенный новосибирского СИЗО-1 Сергей Кобец объявил голодовку и вскрыл вены в знак протеста, сообщили Тайге.инфо его родственники.

В качестве причин голодовки Кобец указал ограничение доступа к личным вещам, подделку документов администрацией учреждения, подписанных якобы самим заключенным, отказ в назначении курса лечения травмы грудного отдела и другие. Он отказался принимать пищу, пока к нему не приедет прокурор Новосибирска Роман Сивак.

«По вполне понятным основаниям регистрация письменного заявления [о голодовке] в журнал не занесена», — рассказал заключенный в обращении, подписанным им и еще двумя заключенным.

14 декабря Кобеца перевели в одиночную камеру и дали ему подписать рапорт, в котором говорилось, что он якобы дал устные показания о голодовке из-за «несогласия с режимом содержания».

«Таким методом администрация СИЗО в очередной раз скрывает истинные причины голодовки, приходится идти на крайние меры», — уточнил Кобец.

Тайга.инфо уже писала о Сергее Кобеце, который весной 2021 года жаловался на избиение и издевательства со стороны сотрудников СИЗО-1. В знак протеста он несколько раз объявлял голодовку, дважды «вскрывался» и зашивал себе рот, но не получил медицинской помощи. Мужчина обращался в службу собственной безопасности ФСИН и к уполномоченной по правам человека. Он жаловался на неоказание помощи и незаконную принудительную госпитализацию в туберкулезный диспансер.12 октября в СИЗО-1 приезжали члены ОНК Новосибирской области вместе с прокурором по надзору, которые проверяли «информацию о нарушении прав» Кобеца. По словам родственницы Сергея, комиссия попросила разрешения у сокамерников сфотографировать их кровати, потому что «красиво заправлены». Однако ни одного вопроса про невыдачу лекарств заключенному не задали. Позже прокурор и председатель ОНК Евгений Анисимов пригласили его побеседовать в присутствии начальства СИЗО. На его рассказы Анисимов ответил: «Мы вам поможем, пожалуйста, всегда пишите нам, не режьтесь только»

«Анисимов забыл подписать мое согласие на обработку персональных данных. То есть моего личного дела Анисимов даже не касался, так как не имел на это права. После проверки ОНК отчиталась, что содержащихся под стражей хорошо кормят, а медпомощь — высший класс», — передали слова Кобеца родственники.

Материалы проверки направили в отдел Следственного комитета по Дзержинскому району, которые рассматривал следователь Чеботарев. Он, по словам заключенного, даже не опросил его и свидетелей, не потребовал журнал регистрации травм у СИЗО и медсанчасти и вынес постановление об отказе в возбуждении уголовного дела

«После вынесения указанного постановления следователем Чеботаревым через 10 суток замруководителя следственного отдела Латыпов передал мне документ, в котором указал, что по моему заявлению все еще ведется проверка. Интересно получается: следователь отказывает в возбуждении дела, а его начальник даже не знает об этом», — возмутился Кобец.

Из ответа ФСИН 17 ноября и Минздрава 29 октября заключенному следует, что лечат его в стационаре МСЧ-11 и туберкулезной больнице ЛИУ-10, куда Кобеца якобы поставили на учет с 6 июля 2018-го «с хроническими заболеваниями».

«Вот только МСЧ-54 ФСИН предоставили ложные сведения для проверки, потому что хронических болезней у меня никогда не было, а в тубдиспансер меня увезли в недобровольном порядке абсолютно здоровым, — рассказал заключенный. — В МСЧ-11 же вообще отсутствуют стационарные условия. И если бы они тут были, страшно представить, сколько бы заключенных оставили тут свои жизни с такими начальниками как [врио начальника медсанчасти Зоя] Кречетова, но зато точно знаю, что первый в этом списке был бы я. Без реагирования Москвы тут не разберешься. Как процветал беспредел, прикрывающийся формальными отписками, так и будет. Надеюсь, это не закончится для меня летальным исходом в стенах СИЗО».

«Будешь писать жалобы — тебя поместят в карцер»

Второй заключенный, заявивший об издевательствах в СИЗО-1 — 34-летний Дмитрий Клементьев. Утром 22 апреля 2021-го его собирались этапировать в суд. Перед этим он сказал сотруднику СИЗО Железнову, что плохо себя чувствует, и попросил вызвать медика. За три с половиной часа никакой помощи мужчина не получил, рассказали родственники Кобеца.

«Железнов пригласил других сотрудников СИЗО, которые применяли ко мне необоснованную физическую силу, заломали мне руки за спиной в разные стороны, хотя я даже не сопротивлялся. Надели наручники, специально застегнули их слишком жестко, отчего я испытал сильную физическую боль. В спецмашине меня посадили в одиночный отсек — „стакан“», — рассказал в письме Клементьев.

По словам заключенного, сотрудники, когда заталкивали его в «стакан», видели, что он зацепился левым предплечьем за замок камеры и получил рваную рану. Клементьев сказал об этом Железнову, но тот ответил, что ему **** [наплевать], и он «отпишется», после чего пнул заключенного по копчику.

Только после того, как Клементьева привезли в Новосибирский областной суд, сотрудники конвоя вызвали скорую. Больше четырех часов у него шла кровь из раны. Когда заключенный вернулся в СИЗО, то обратился к администрации, но сотрудники пригрозили ему: «Будешь писать жалобы — тебя поместят в карцер, подумай над этим хорошо, ведь тебе еще отбывать срок».

Тем же вечером Клементьев написал две жалобы и передал их дежурному корпуса. К заключенному вызвали сотрудника оперативного отдела СИЗО, но тот сказал, что заявление не примет, и ушел.

23 апреля перед очередным этапом в суд Клементьева досматривал Железнов. Он нашел у заключенного документ с жалобой, разозлился и дважды ударил его кулаком в висок. В суде Клементьеву снова вызвали скорую, медики зафиксировали ушиб. Сотрудники СИЗО снова заявили ему: «Мы-то отпишемся, что бы ни случилось, а тебе будет еще хуже».

Очередное написанное Клементьевым на Железнова заявление «о превышении должностных полномочий» дежурный сотрудник ему вернул и предложил отправить через ящик для писем, а также «наотрез отказался» регистрировать документ в журнале.

«Все заявления о противоправных действиях сотрудников администрации так и не дошли до адресатов, так как не покинули территорию СИЗО и исчезли бесследно», — отметил Клементьев в письме.

После жалоб к заключенному приехал тот же следователь из Дзержинского райотдела С К Чеботарев, который отказался возбуждать дело по заявлению Сергея Кобеца. Он опросил заключенного и вынес постановление об отказе в возбуждении уголовного дела. Но следователь, по словам Клементьева, не стал смотреть записи с камер наблюдения и с регистраторов сотрудников ФСИН.

«Постановление Чеботарева об отказе в возбуждении дела находится в обжаловании. Зато вместо приобщения справки от „скорой“ и рапорта конвоя суда о ране он [следователь] приложил справку от МСЧ-11 с ложной информацией о якобы самопорезах», — считает заключенный.

После допроса Клементьева администрация СИЗО поставила его на профилактический учет как «склонного к членовредительству и суициду».

Насилие в кабинете администрации

12 ноября сотрудники СИЗО-1 вызвали в кабинет 25-летнего Михаила Семенова «для проведения беседы». В помещении оказались еще трое заключенных, с которыми у него были конфликты. Семенов пытался уйти, но сотрудники перегородили ему выход и оттолкнули от двери, говорится в письме.

«Далее заключенные начали оказывать на меня психологическое и моральное давление, с периодичностью нанося мне удары по разным частям тела, лица и ног, отчего я испытывал сильную физическую боль на протяжении 20−30 минут, в то время когда сотрудники администрации молча наблюдали за всем происходящим в кабинете, даже не пытаясь вмешаться», — рассказал Семенов.

При этом оперативники просили заключенных бить мужчину так, чтобы не осталось синяков, уточнил Семенов. После нападения сотрудники администрации предупредили заключенного, что он может умереть в СИЗО: «Хочешь жить — молчи».

Семенова вернули в камеру, а всех, кто с ним содержался, перевели в другую. Он попытался вызвать фельдшера из МСЧ-11, но медик отказался, потому что врио начальника медсанчасти Зоя Кречетова якобы дала указание «ничего у него не регистрировать».

«Фельдшер закрыл форточку на дверях моей камеры и ушел, оставив меня мучиться с острой болью в левой части тела. Ко мне не приходили врачи, сколько бы я ни пытался вызвать их в камеру», — пожаловался заключенный.

15 ноября Семенова этапировали в суд, туда же вызвали и скорую помощь. Медики диагностировали ссадины за ушами и перелом ребра. Заключенного хотели отвезти в больницу, но судья отказала, потому что «нужно провести заседание». Мужчина рассказал обо всем супруге.

«После того, как меня вернули в СИЗО, конвой высказал администрации, что те скрыли мои травмы. Также конвой написал рапорт о том, что „скорая“ всё зафиксировала, — уточнил Семенов. — Тут же сбежались работники медсанчасти и стали уговаривать меня подписать бумагу, якобы я сломал ребро, потому что выпал из окна. Я не стал подписывать. Врачи психанули и ушли, бросая мне разные угрозы».

Несколько жалоб «в разные инстанции» написала и жена заключенного. После этого, по словам Семенова, на него начал давить «спецконтингент черной масти». Мужчину якобы заставляли писать «нужные» показания, иначе с ним «произойдет несчастный случай».

«Некоторое время я отказывался, но после разговора с управлением, когда осознал, что они все заодно и далеко не шутят, начал делать так, как они хотят. Единственное, чего я не выполнил — оговор своей супруги. Позже я понял, что они хотели напугать ее уголовной ответственностью за дачу якобы ложных показаний», — добавил заключенный.

Перед тем как давать «нужные» показания, Семенова снова увезли в суд, где он попросил жену записать видео с его рассказом, но конвой запретил. Заключенному все же удалось передать запись своему адвокату.

«Всё может быть по справедливости, если материалы проверки направить не в отдел СК по Дзержинскому району, а в другой правоохранительный орган, не относящийся к территории СИЗО», — подчеркнул Семенов.

Семенов утверждает, что в отделе СК по Дзержинскому району, все дела о «превышении должностных полномочий» сотрудниками СИЗО-1 остаются «без выявленных нарушений», после чего выносится постановление об отказе в возбуждении.

«В основном, следователем Чеботаревым почему-то», — отметил заключенный.

Тайга.инфо обратилась за комментарием в ГУФСИН по Новосибирской области.

Ирина Беляева

Почему не получается выстроить личные границы?

Почему знания о важности личных границ ещё не гарантируют успеха в их построении?

Что входит в качественно выстроенные границы?

Давайте разбираться вместе…

О важности личных границ знают все, даже те, кто далёк от изучения психологии.

О том, как выстраивать личные границы тоже знают многие. Некоторые даже отваживаются начать их выстраивать, хотя это зачастую многим людям страшно и сложно.

Пробуя, они терпят поражение, их границы снова и снова нарушаются другими, даже если о них было заявлено. И порой тому, кто решил отстоять свои границы кажется, что изменить ничего нельзя, и повлиять он ни на что не может.

Увы — это заблуждение. Просто человеку не хватает нескольких компонентов для успешного построения и защиты собственных границ.

Каждый компонент — это психологический процесс или явление, а вместе они представляют собой сложную систему реагирования не те или иные ситуации ради защиты собственных ценностей и «Личностного-Я».

Совокупность этих компонентов я называю — «Алгоритмом Готовности».

Список необходимых психологических компонентов

Наделение повышенным смыслом — отстаивания личных границ.

  1. Расстановка приоритетов.
  • Присвоение первостепенного приоритета собственным интересам перед интересами других.
  • Разрешение сомнений по поводу праведности своего выбора решительно и твёрдо в свою пользу, ещё на этапе планирования выстраиванию личных границ.
  • Выбор собственного мнения раз за разом.
  1. Доброжелательное отношение к себе, своим мыслям, ценностям и решениям.

  • Когда этот компонент присутствует, желание перемен усиливается за счёт увеличения интенсивности в положительные эмоции.
  • Одобрение и бережное отношение к самому себе становятся партнёром в борьбе за границы, а это гипер-важно, когда окружающие против ваших перемен.
  • Мужество следовать собственному решению не смотря на препятствия, возникающие как извне, так и во внутреннем мире.
  • Трансформация личностных границ. Сперва построение в моменте «здесь и сейчас», с последующим выстраиванием на долгосрочную перспективу.
  1. Опора на причину.

  • Основная причина выстраивания личностных границ — это достижение независимости, а значит, внутренней безопасности и уверенности в себе.
  • Опираясь на неё — проделывается масштабная работа, как над отношениями, так и над жизнью в целом: такая само-терапия всегда повышает качество вашего бытия. И даёт потрясающие социальные результаты.

Когнитивный ресурс

Повышения уровня знаний о личных границах, о способах их отстаивания и возможных проблемах на пути к цели, благодаря которому можно принимать более взвешенные и действенные решения.

Расширение мировосприятия по средством познания себя, нового реагирования, навыков давать обратную связь, и получение от новоиспечённых действий нового когнитивного опыта.

Практические навыки общения

  • Освоение и уверенное использование приёмов экологичного, продуктивного общения. например, владение техникой «Я-Сообщения».
  • Умение распознавать манипуляции со стороны окружающих и эффективно обезвреживать их, не позволяя мешать становлению собственных границ.
  • Умение отстаивать собственные границы, если их системно пытаются ломать.
  • Научение выстраивания: гибких и жёстких границ. Их сочетание.
  • Построение индивидуальных границ с самыми близкими, родственниками, друзьями. Тонкая настройка границ с ними.

Психолого-Личностный Ресурс

  • Знания об особенностях собственной личности, имеющих влияние на ситуации, связанные с заданной целью.

Например, как личные качества влияют на исход ситуации, когда необходимо отстаивать свои границы?

  • Знание собственных сильных сторон, которые помогут в достижении цели, и слабых сторон, которые будут препятствовать.
  • Смелость признаться себе в реальном уровне своей готовности к переменам.
  • Готовность следовать за своим решением и бороться с препятствиями, переносить трудности, неизбежно возникающих в связи с переменами.
  • Готовность следовать своему решению, не смотря на осуждение других, их обиды, сильные эмоции, несмотря на своё чувство одиночества в новом, свободном от чужого влияния пространстве, страх самостоятельного принятия решений.
  • Понимание возможности негативных последствий неудачных попыток выстраивания границ, вероятности появления сильных негативных эмоций.
  • Готовность брать ответственность за своё решение и за его возможные негативные последствия.
  • Готовность пережить моменты, когда прогресс в достижении цели останавливается или «завоёванные» позиции будут вновь утеряны.
  • Выносливость перед лицом рутинных трудностей, готовность к постоянной самоподдержке и самомотивации ради конечной цели.

Если какого-то из этих компонентов не хватает, работа над построением личных границ будет прерывистой, с сильными откатами и скорей всего травматичной.

Проверить, насколько велика готовность преодолевать трудности ради построения границ можно с помощью того, кто осведомлён обо всех нужных знаниях, действиях и качествах для этого, а так же обо всех возможных трудностях на пути к этому.

Таким человеком может выступать психолог или целая группа людей, которые уже достигли построения границ в собственных пространствах посредством практических действий.

Что делать, если готовности ещё недостаточно?

Если степень готовности невелик, необходимо временно отложить работу по построению границ для того, чтобы повысить уровень своей готовности, увеличивая показатели, из которых она складывается.

Пока готовности не достаточно (не хватает какого-либо её компонента совсем, или он слишком мал), пытаться выстроить свои границы может быть не только бесполезным, но и опасным!

Настоящая готовность воплотить своё намерение в жизнь, формируется из набора реальных психологических механизмов и ресурсов. Она превращает хаотичные атаки на реальность в правила жизни.

Благодаря этому соблюдению, выстроенные границы перестают быть пустым звуком для токсичных людей и становятся непреклонным требованием к окружающим. За несоблюдением которого следует неизбежное, адекватное нарушению «наказание» без ущерба для собственных интересов и ценностей.

Я рекомендую подходить к построению границ — системно.

Начать с консультации у психолога и выявления совместно с ним личностных ресурсов для этого важного шага.

Вы можете обратиться к автору статьи, мои клиенты получают результат уже после первой консультации, а прохождения курса, гарантирует приобретение навыка построения крепких границ.

Участники «Школы Доброблогеров» посетили православный Свято-Софийский социальный дом в Москве

16 декабря 2021 г. 10:42

В Москве с 6 по 9 декабря 2021 года проходила «Школа Доброблогеров», которую организовала платформа «Фавор» при поддержке Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ и автономной некоммерческой организации «Диалог».

В обучении приняли участие православные блогеры, а также специалисты по социальным сетям общественно-церковных и церковных благотворительных организаций из различных регионов. С участниками встретились председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ В.Р. Легойда, генеральный директор телеканала «Спас» Борис Корчевников, ведущие представители медиа-сферы.

7 декабря участники школы посетили Свято-Софийский социальный дом православной службы «Милосердие», где вместе со специалистами провели занятия с детьми с тяжелыми нарушениями. По итогам посещения состоялось обсуждение роли и значения церковной социальной деятельности, перспектив совместной работы, в котором принял участие пресс-секретарь Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению Василий Рулинский.

«Для меня было большой радостью встречать участников школы в Свято-Софийском доме службы «Милосердие», говорить о 4500 церковных социальных проектах, обсуждать перспективы сотрудничества, — рассказал Василий Рулинский. — Был под впечатлением от нашей глубокой беседы о служении ближним. Порадовало, что многие участники Школы сами участвуют в делах милосердия, а некоторые даже ходят в «красные зоны» как добровольцы. Для целого ряда участников «Школа Доброблогеров» стала продолжением нашей стажировки для ответственных за информационное развитие церковного социального служения, которую мы провели в конце ноября».

Свято-Софийский социальный дом службы «Милосердие» — первый в стране негосударственный дом для детей с тяжелыми множественными нарушениями развития. В 2015 году Свято-Софийский дом принял в свои стены 22 ребенка с инвалидностью из самого тяжелого отделения государственного дома-интерната. Несмотря на тяжелые множественные нарушения развития, все дети в Свято-Софийском доме пошли в школу, семеро детей обрели приемные семьи.

Свято-Софийский социальный дом устроен по семейному типу. У каждого подопечного есть свой значимый взрослый. Присутствие такого взрослого частично компенсирует отсутствие родительской заботы. Кроме воспитателей, с детьми работают дефектолог, социальный работник, специалист по развитию движения, специалист по развитию коммуникативных навыков. В отличие от практики детских домов, достигнув совершеннолетия, дети не переезжают в ПНИ, а остаются жить в Свято-Софийском социальном доме. Это крайне важно для их психологического комфорта и успешной реабилитации.

В настоящее время в Свято-Софийском социальном доме 21 воспитанник, 4 из них переехали в квартиру сопровождаемого проживания.

«Благодаря стажировке для ответственных за информационное развитие церковного социального служения, организованной Синодальным отделом по благотворительности, я узнала о таком интересном проекте, как «Школа Доброблогеров», и приняла в нем участие, — поделилась участница проекта Карина Дрыганова. — В рамках обучения состоялось посещение уникального места — Свято-Софийского социального дома. У меня уже был опыт посещения детских домов и общения с особенными детьми, и вот впервые я оказалась в удивительной атмосфере настоящей семьи, а не просто дома для проживания. Нам дали возможность повзаимодействовать с воспитанниками — мы играли с ними, создавали поделки, ребята оказались доброжелательными, открытыми и общительными, а это показатель огромных трудов со стороны воспитателей. Посещение Свято-Софийкого дома дало нам новую особую глубину, которую каждый по-своему пережил внутри себя. Огромная благодарность за этот волшебный вечер, наполненный любовью и смыслом».

В настоящее время в России свыше 400 православных организаций, которые помогают детям и взрослым с инвалидностью. В 75 православных храмах в 48 митрополиях ведется работа с глухими и слабослышащими людьми.

Церковь участвует в создании проектов сопровождаемого проживания для людей с инвалидностью. Такие общественно-церковные инициативы уже работают в Пензе, Новой Москве, в Тюменской, Ленинградской и Ивановской областях. Дом сопровождаемого проживания планируют также открыть в Ливнах Орловской области.

Новости и истории о церковном социальном служении публикуются в Telegram-канале «Дела Церкви» и «Дела Церкви. Кратко», в группе Синодального отдела по благотворительности в Facebook, «ВКонтакте», «Одноклассники», в Youtube-канале и аккаунте Отдела в Instagram. Экспертные комментарии и ответы на вопросы — в аккаунте Отдела в Яндекс.Кью.

Диакония.ru/Патриархия.ru

Я.А. Столярова

Психологические особенности подростков, склонных к агрессивному поведению.

На сегодняшний день изучение проблемы агрессивного поведения человека стало одним из популярных направлений в исследованиях психологов со всего мира. Связано это, скорее всего, с высоким уровнем  роста агрессивного поведения и насилия в современном обществе.

Современный подросток входит в мир, предельно сложный по своему содержанию и тенденциям социализации, что связано с перенасыщенным характером информации, глубинно воздействующей на психику подростка, у которого еще не выработано четкой жизненной позиции и защитных механизмов; с темпом и ритмом научно-технических преобразований, предъявляющих новые требования к учащимся; с экологическим и экономическим кризисами, сложными политическими и идеологически–нравственными трудностями, поразившими наше общество; с нарушением преемственности между поколениями, усилением бездуховности и внедрения чуждых ценностей, традиций; с падением образовательного и культурного уровня значительной части подрастающего поколения и вызывающими у детей чувство безнадежности и раздражения[1]. Повышается агрессивность, дерзость подростков при совершении преступлений, возросло число фактов изъятия у несовершеннолетних наркотических средств, наблюдается устойчивая тенденция к омоложению преступности за счет роста криминальной активности подростков младшего возраста[2]. Агрессивное поведение имеет непосредственную связь с личностью, указывает на любые отклонения в ее формировании и затрудняет социальную адаптацию взрослеющего человека.    Классические и современные представления о природе и механизмах агрессии представлены в работах: А. Басса,  К.Лоренца,  А. Бандуры, Л. Берковица,  З. Фрейда, и др. Все концепции агрессии условно можно разделить на две группы: 1) Теории, в которых агрессивность трактуется как врожденное, инстинктивное свойство индивида[3,4]; 2) Концепции, которые рассматривают агрессивность как поведение, приобретенное посредством социального научения [5,6]. Индивидуальные и типологические особенности агрессии освещены такими учеными, как Р. Бэрон, А.А. Реан, Д. Ричардсон, С. Фешбек и др. По мнению Р. Бэрона и Д. Ричардсона, агрессия часто ассоциируется с негативными эмоциями, мотивами и установками. Данные факторы играют значимую роль в поведении, но их наличие не является необходимым условием для агрессивных действий. Исследователи отмечают, что агрессия может разворачиваться как в состоянии полнейшего равнодушия, так и в состоянии сильного эмоционального возбуждения[7]. С. Фешбах выделил друг от друга экспрессивную, враждебную и инструментальную агрессию. Экспрессивная агрессия – это непроизвольный взрыв ярости и гнева, нецеленаправленный и быстро прекращающийся, причем, источник нарушения спокойствия не обязательно подвергается нападению. Инструментальную агрессию ученый  подразделяет на индивидуальную и социально – мотивированную, также можно говорить о своекорыстной и бескорыстной, или антисоциальной и просоциальной агрессии[12].

 В отечественной науке проблему агрессии рассматривают в своих работах Г. Э. Бреслав, Л. М. Семенюк, Н. М. Платонова, А. А. Реан и др. По мнению П.А.Ковалева  агрессивные действия человека обусловлены его агрессивностью, как психологическим свойством личности [8]. Лонгитюдные исследования проведенные А. И. Захаровым показывают, что агрессивность закладывается в детстве, становится устойчивой чертой характера и сохраняется на протяжении всей дальнейшей жизни[9]. И. Ю. Кулагина связывает проявления агрессивного поведения подростков с тем, какие трудности в социальной адаптации испытывал подросток в условиях подростковой группы, т.е. такие подростки не умеют выстраивать взаимоотношения со своими сверстниками и контролировать свое нормативное поведение, связывая все это проявление с их характерными чертами характера и личностными особенностями[10].

В психологических исследованиях агрессии традиционно поднимались вопросы её происхождения, выяснялись причины и специфика её проявления в разных возрастах, зависимость агрессивного поведения от личностных черт и ситуативных факторов. Существуют данные о том, что именно в критические периоды жизни проявление агрессивности достигает своего апогея. Данную проблему в своих работах затрагивали многие ученые: А. Бандура, Р. Уолтерс, А.А.Реан, Р. Бэрон, Д. Ричардсон[11]. Все это находит отражение, как в поведении индивида, так и в его внутренней организации. Между тем, вопросы изменчивости или, напротив, устойчивости агрессивных проявлений, обострения агрессивного поведения, смены умеренных его форм более резкими и открытыми, представляются крайне важными. Изучение агрессивного поведения подростков является важнейшей работой для коррекции профилактики агрессивности.

Целью нашего исследования являлось изучение психологических особенностей подростков склонных к агрессивному поведению.

В исследовании приняли участие 54 подростка 8-х классов общеобразовательной  школы  г. Архангельска, из которых  25 мальчиков (46,3%) и 29 девочек (53,7%).

         В ходе нашего исследования использовались следующие методики: опросник Басса – Дарки, для диагностики показателей и форм агрессии, тест Спилбергера – Ханина, для определения показателей ситуативной и личностной тревожности, опросник Г. Шмишека (подростковый вариант), для диагностики акцентуаций характера личности.

        Анализ полученных результатов по опроснику Басса – Дарки показал, что высокий  индекс агрессивности (состоящий из физической, косвенной и вербальной агрессии)  был выявлен у 40,7% подростков, свидетельствующий о том, что наши испытуемые, в основном, выражают свою агрессию открыто, используя физическую силу против другого лица и  выражая негативные чувства как через форму (крик, визг), так и через содержание словесных ответов (проклятия, угрозы). Косвенная агрессия, используется ими реже. Средний уровень агрессивности составляет 44,4 %.

Низкий уровень агрессивности был выявлен только у  14,8%. Высокий уровень враждебности, состоящий из показателей обиды и подозрительности, отмечался у 37,0% подростков. Средний уровень –  у 46,2% и низкий уровень у 16,6 % обследуемых.

     Высокая ситуативная тревожность по методике Спилбергера – Ханина     была выявлена у 7,4% подростков, что свидетельствует о том, что ситуация, в которой находится подросток, чрезвычайно важна для него. Она затрагивает актуальные на данный момент потребности, подросток воспринимает ее как несущую угрозу его физическому существованию, престижу, авторитету в группе или собственной оценке самого себя. Низкая ситуативная тревожность встречалась у 66,6% испытуемых, что свидетельствует о недостаточно высокой значимости для подростка той ситуации, в которой он оказывается на момент обследования. Это признак недостаточной актуализации потребностей организма, отсутствие заинтересованности в том, что происходит в мире и в самом себе. По исследованию личностной тревожности показатели таковы: высокая личностная тревожность наблюдается у 61,1 % ребят, что говорит о том, что  большинство ситуаций, воспринимаются подростком как угрожающие ему, его престижу или самооценке. Поведение, взаимодействие с окружающими регулируются, прежде всего, эмоциями. Высокая эмоциональная чувствительность сочетается с повышенной ранимостью, обидчивостью. Замечания окружающих воспринимаются как порицание, оскорбление. Одобрение, поддержка, особенно комплименты, не вызывают доверия или принимаются за лесть. Конфликтные ситуации или избегаются, или вызывают чувство собственной вины. Неудачи часто переживаются как трагедии и надолго приковывают внимание, снижают активность, необходимую для их реального преодоления и анализа. Умеренная личностная тревожность у –  33,3%, низкая – у 5,5% испытуемых.

 Анализ результатов по опроснику Шмишека показал, что преобладающими акцентуациями характера у подростков являются такие типы, как гипертимический тип – 42,5 %,  экзальтированный тип – 24,0%,  циклотимный тип – 24,0%.

Все подростки нами были разделены на 2 группы: 1 группа – с высоким уровнем агрессивности и 2 группа – со средним и низким уровнем агрессивности.

У  40,7 % подростков 1 группы и 59, 2 % подростков 2 группы были выявлены высокие показатели ситуативной тревожности, характеризующейся напряжением, беспокойством, мышечной скованностью и недовольством собой. Высокая личностная тревожность встречалась у  61,1%  1 группы и 38, 8 % 2 группы. Анализируя наше исследование, мы можем сказать, что  у подростков с высоким уровнем агрессивности и враждебности наиболее частая корреляция с  высоким и средним уровнем ситуативной и личностной тревожности.

У подростков 1 группы преобладающей акцентуацией характера был гипертимический тип, характеризующийся большой подвижностью, общительностью, болтливостью, выраженностью жестов, мимики, пантомимики, чрезмерной самостоятельностью, склонность к озорству, недостатку чувства дистанции в отношениях с другими. Везде вносят много шума, любят компании сверстников, стремятся ими командовать. Это люди с повышенной самооценкой, веселые, легкомысленные, поверхностные энергичные, деятельные, инициативные. Большое стремление к самостоятельности может служить источником конфликтов. Им характерны вспышки гнева, раздражения, особенно когда они встречают сильное противодействие, терпят неудачу. Склонны к аморальным поступкам, повышенной раздражительности.   У подростков  2 группы  преобладающей акцентуацией характера были: экзальтированный тип, характеризующийся высокой контактностью, словоохотливостью, влюбчивостью. Такие люди часто спорят, но не доводят дела до открытых конфликтов. В конфликтных ситуациях они бывают как активной, так и пассивной стороной. Могут быть паникерами, подвержены сиюминутным настроениям, порывисты, легко переходят от состояния восторга к состоянию печали, обладают лабильностью психики. Циклотимному типу характерны частые периодические смены настроения, а также зависимость от внешних событий. Типичные циклоиды в детстве обычно производят впечатление гипертимных, но затем проявляется вялость, упадок сил, то, что раньше давалось легко, теперь требует непомерных усилий. Прежде шумные и бойкие, они становятся вялыми домоседами, наблюдается падение аппетита, бессонница, или, наоборот, сонливость. Учатся неровно, случившиеся упущения наверстывают с трудом, порождают в себе отвращение к занятиям. В период подъема выражены желания иметь друзей, быть в компании. Настроение влияет на самооценку.

Таким образом, подростки с высоким уровнем агрессивного поведения отличались высоким и средним уровнем ситуативной и личностной тревожности, а также подростки, обладающие повышенным агрессивным поведением, имеют гипертимический тип личности.

Библиографический список

  1. Киселев К.А. Психолого-педагогическая коррекция агрессивного поведения подростков 12-13 лет. Челябинск. ФГБОУ ВО «ЧГПУ».2016. – 120 стр.
  2. Белоусова З.И., Овсянникова В.В. Социально-психологические проблемы девиантного поведения детей и подростков: Учебное пособие. Запорожье: ЗГУ. 1998. – 87 стр.
  3.  Лоренц К. Агрессия (так называемое зло). М.: Издательская группа «Прогресс», «Универс», 1994. — 272 с.
  4.  Берковиц Л. Агрессия: причины, последствия, контроль. М.: Прайм-Еврознак, 2005. — 512 с.
  5.  Скиннер Б. Технология поведения //Американская социологическая мысль. М., 1994. – 496 с.
  6. Бандура А. Подростковая агрессия: Изучение влияния воспитания и семейных отношений. М.:Апрель Пресс, Эксмо Пресс, 2000. – 512 с.
  7. Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. СПб.: Питер, 2001. — 352 с.
  8. Ковалев, П. А. Возрастно-половые особенности отражения в сознании структуры собственной агрессивности и агрессивного поведения [Текст] / П.А. Ковалев /Автореф. канд. дисс. — СПб., 1996. —  22с.
  9. Захаров А. И. Опыт группой психотерапии при неврозах детского подросткового возраста. Методические рекомендации. М.: Апрель-Пресс, Эксмо-Пресс, 2000. — 448 с.
  10. Кулагина И. Ю. Возрастная психология: полный жизненный цикл развития человека / И. Ю. Кулагина, В. Н. Колюцкий. — М.: ТЦ «Сфера», 2002. — 464 с.
  11. Реан, А. А. Изучение агрессивности личности [Текст] / А.А. Реан // Психология изучения личности. — СПб., 1999. — С. 216 — 251.
  12. Feshbach S. Dynamics and morality of violence and aggression: Some psychological considerations // American Psychologist. 1971. P. 26. 281–292.

Москва, 2 декабря 2021 г.

Психологические рассказы для подростков со смыслом     

В Москве завершил работу XVIII Международный благотворительный кинофестиваль «Лучезарный ангел», мероприятия которого прошли с 23 по 30 ноября 2021 года в кинотеатре «Поклонка» Музея Победы, сообщает Патриархия.ru.

Гостями церемонии закрытия стали кинорежиссер, сценарист, актер народный артист России Николай Досталь, актер, режиссер народный артист России Александр Галибин, режиссер, сценарист, кинопродюсер заслуженный деятель искусств России Андрей Эшпай и другие известные деятели культуры и духовные лица.

В ходе кинофестиваля зрители увидели 156 картин из 12 стран мира. Все показы были ориентированы на семейную аудиторию, детей, подростков и молодежь. Организаторы также представили обширную программу тематических встреч, мастер-классов и специальных показов, творческих и образовательных мероприятий. Все мероприятия проходили в соответствии с рекомендациями по обеспечению эпидемиологической безопасности.

Кинофестиваль «Лучезарный ангел» является благотворительным проектом. Духовный попечитель кинофорума — Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Фестиваль проводится под патронатом председателя Попечительского совета Комплексной целевой программы «Духовно-нравственная культура подрастающего поколения России», президента Фонда социально-культурных инициатив С.В. Медведевой.

Организаторы кинофестиваля — Фонд социально-культурных инициатив, Центр духовно-нравственной культуры «Покров», Продюсерская компания «Фест-Фильм» при финансовой поддержке Министерства культуры Российской Федерации, Департамента средств массовой информации и рекламы города Москвы и содействии Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ.

В программе фестиваля нашли отражение важные события в истории, культуре и искусстве России, в том числе 800-летие со дня рождения благоверного князя Александра Невского, 200-летие со дня рождения писателя Ф.М. Достоевского, 80-летие начала Великой Отечественной войны 1941-1945 гг., 60-летие первого полета человека в космос, 15-летие Дня семьи, любви и верности. Кинопоказы и мероприятия ориентированы на семейную аудиторию, детей, подростков и молодежь.

К участникам, гостям и организаторам церемонии закрытия кинофестиваля с видеообращениями обратились министр культуры Российской Федерации О.Б. Любимова и председатель Попечительского совета Комплексной целевой программы «Духовно-нравственная культура подрастающего поколения России», президент Фонда социально-культурных инициатив, председатель оргкомитета Международного благотворительного кинофестиваля «Лучезарный Ангел» С.В. Медведева.

С.В. Медведева в своем видеообращении подчеркнула: «Сейчас как никогда нашей стране важна помощь, поддержка и содействие каждого из нас. Жизнь учит нас проявлять милосердие, терпение, любовь и заботу о ближнем. Наш кинофестиваль, девиз которого «Доброе кино», напоминает о важных человеческих качествах и традиционных ценностях, вдохновляет на новые творческие идеи и дает возможность кинематографистам со всего мира продемонстрировать киноленты, наполненные идеалами гуманизма, преданности и справедливости. Отрадно, что в этом году было представлено большее количество детских и юношеских фильмов, картин, посвященных семейной тематике, взаимоотношениям между поколениями. Уверена, что представленные на кинофестивале художественные, документальные и анимационные фильмы нашли живой отклик в сердцах зрителей».

Министр культуры О.Б. Любимова в своем выступлении отметила: «Проведение форума уже стало доброй традицией. Каждую осень в ведущих кинотеатрах страны проходят показы отечественных и зарубежных фильмов, интересных и детям, и взрослым. Представленные киноленты — настоящие проводники в мир доброго, глубокого, гуманистического искусства. Особая социальная культура проведения мероприятия выделяет смотр как одно из значимых событий в российской фестивальной жизни. Это замечательная площадка для теплого творческого общения, семейных кинопросмотров, душевных встреч».

На торжественной церемонии закрытия были объявлены победители и призеры в четырех номинациях конкурсной программы, а также победители и лауреаты конкурса сценариев «Доброе кино», который проводится в рамках фестиваля раз в два года.

Специальным призом дирекции фестиваля «За выдающийся вклад в отечественный кинематограф» был награжден художник-мультипликатор, художник-оформитель игровых кукол, заслуженный работник культуры Российской Федерации Павел Гусев.

Гран-при фестиваля жюри под руководством Николая Досталя вручило картине «Наш отец» (Италия, режиссер Клаудио Ноче). Фильм рассказывает о дружбе двух мальчиков из разных социальных слоев, картина основана на реальных событиях, произошедших в жизни режиссера в 1976 году. Ранее фильм получил кубок Вольпи 77-го Венецианского международного кинофестиваля за лучшую мужскую роль (Пьерфранческо Фавино).

Вторая премия вручена фильму «Папье-маше» (Россия, режиссер Виталий Суслин).

В номинации «Лучший фильм для детей и юношества» победителем стал фильм «Про Лёлю и Миньку» (Россия, режиссер Анна Чернакова).

В номинации «Лучший полнометражный дебютный фильм» награда была вручена картине «Анимация» (Россия, режиссер Сергей Серёгин).

По итогам зрительского голосования победил фильм «Маленький воин» (Россия, режиссер Илья Ермолов).

Специального диплома «Моя Родина — моя Россия» удостоена кинолента «Архипелаг» (Россия, режиссеры Алексей Тельнов и Михаил Малахов-мл.).

Специальный диплом «За бережное отношение к семейным ценностям и традиции» вручен фильму «Детство Чика» (Россия, режиссер Аслан Галазов).

Специальный диплом «За освещение темы подростковых отношений, за их чистоту и понимание» вручен фильму «Новенький» (Россия, режиссер Александр Кулямин).

Специальный диплом «За яркое воплощение на экране целеустремленности юного героя» вручен фильму «Маленький воин» (Россия, режиссер Илья Ермолов).

Специальный приз Духовного экспертного совета присужден картине «Ласточки Христовы» (Россия, режиссер Юлия Бочарова).

Полный список победителей опубликован на сайте кинофестиваля.

Для дополнительного освещения работы кинофестиваля использовалась цифровая платформа, созданная для просмотра из любой точки мира прямых трансляций с мероприятий, проводимых Фондом социально-культурных инициатив. Удобный сервис объединил на одной площадке всю актуальную видеоинформацию в сопровождении текстового контента и познавательной графики. После завершения кинофестиваля платформа доступна для ретроспективных просмотров видеоматериалов. Переход к сервисам возможен также по ссылке с официальных сайтов Фонда и фестиваля.

Контактный телефон для СМИ: +7 (903) 994-79-35. Сайт кинофестиваля: www.luchangela.ru. Социальные сети: «ВКонтакте», Instagram, Facebook.

2 декабря 2021 г.

  • Психолог рассказ о профессии
  • Психолог наталья кучеренко сказки
  • Психически больной как пишется
  • Психоанализ сказки аленький цветочек
  • Психокоррекционные сказки для дошкольников