Психологические портреты героев сказок

Цветной журнал с электронными приложениями; бумажные и электронные версии; скидки постоянным подписчикам. вы можете ознакомиться с номером журнала. тип урока

портреты сказочных героев рисунки

  • Цветной журнал с электронными приложениями;
  • Бумажные и электронные версии;
  • Скидки постоянным подписчикам.

Вы можете ознакомиться с номером журнала.

Тип урока – урок совершенствования знаний,
умений, навыков.

Вид занятий: рисование по
представлению и с опорой на схемы образов
сказочных персонажей

Цели урока: создание портрета
сказочного персонажа в профиль с использованием
графического редактора “Paint”.

Задачи урока: закрепление навыков
изображения профильного портрета, анализ
характерных частей, пропорций, передача в
рисунке разнообразных черт. Формирование
навыков творческого освоения программы “Paint”.
Развитие художественного вкуса учащихся и
творческого воображения, совершенствование
навыков. Воспитание информационной культуры.

Зрительный ряд: И. Репин “Портрет Е.
Баташевой”, А.А. Иванов “Голова Иоанна
Крестителя”, Б.Кустодиев “Женщина с чашкой”,
В.Серов “Портрет балерины Т. Карсавиной”,
Леонардо да Винчи “Пропорции головы”, Гюстав
Доре “Французский политик”, В.Васнецов “Иван
Царевич на сером волке”, В.Васнецов
“Кощей Бессмертный”, Л. Бакст “Красная
султанша”, И. Билибин “Пляшущая
Баба-яга”.

Оборудование: ПК, программное
обеспечение – графический редактор Paint,
проектор, экран, презентация “Построения головы
в профиль”, заготовка частей лица в электронном
виде.

ХОД УРОКА

I. Повторение

Ребята, на прошлом уроке вы
познакомились с разновидностями портретов,
познакомились с пропорциями лица человека и
научились изображать лицо человека в
соответствии с пропорцией.

Что называется портретом? (Портрет –
это жанр изобразительного искусства, в котором
художник изображает людей.) Слайд 1-2
.

Как называются взаимоотношения между
частями и целым? (Пропорции) Слайд 3

II. Сообщение нового материала

Иногда, для передачи наиболее точной
характеристики характера человека художники
выбирают построение рисунка головы в профиль.
Слайд 4

Художники всегда стремятся не только к
передаче внешнего сходства, но и к раскрытию
внутреннего мира своего героя, его настроение. Карикатура
– намеренно искаженные, подчёркнуто смешное
изображение лица. Вглядитесь в портрет
французского политика 19 века, выполненный
Гюставом Доре. Великолепно изображены глупость,
чванство, высокомерие. Слайд 5

Формы носа, ушной раковины, различны и
индивидуальны. Слайд5-6

Основные этапы построения рисунка головы в
профиль. Слайд 8-9

Начнём рисунок с габаритов контура головы в
профиль. Построим квадрат.

  • Для определения положения линии глаз, разделим
    квадрат пополам.
  • Найдем линию основания носа.
  • Из передней части глаз опускаем вертикаль для
    определения границы крыльев носа.
  • Определим лицевой угол.
  • Проверим пропорциональное соотношение: высота
    уха равна высоте носа, уголки губ и зрачки глаз
    располагаются на одной вертикальной линии.
  • Чем определяется выбор черт лица при
    изображении сказочного персонажа? (Характером,
    литературным описанием) Слайд 10-11.

    Тип урока – урок совершенствования знаний,
    умений, навыков.

    Вид занятий: рисование по
    представлению и с опорой на схемы образов
    сказочных персонажей

    Цели урока: создание портрета
    сказочного персонажа в профиль с использованием
    графического редактора “Paint”.

    Задачи урока: закрепление навыков
    изображения профильного портрета, анализ
    характерных частей, пропорций, передача в
    рисунке разнообразных черт. Формирование
    навыков творческого освоения программы “Paint”.
    Развитие художественного вкуса учащихся и
    творческого воображения, совершенствование
    навыков. Воспитание информационной культуры.

    Зрительный ряд: И. Репин “Портрет Е.
    Баташевой”, А.А. Иванов “Голова Иоанна
    Крестителя”, Б.Кустодиев “Женщина с чашкой”,
    В.Серов “Портрет балерины Т. Карсавиной”,
    Леонардо да Винчи “Пропорции головы”, Гюстав
    Доре “Французский политик”, В.Васнецов “Иван
    Царевич на сером волке”, В.Васнецов
    “Кощей Бессмертный”, Л. Бакст “Красная
    султанша”, И. Билибин “Пляшущая
    Баба-яга”.

    Оборудование: ПК, программное
    обеспечение – графический редактор Paint,
    проектор, экран, презентация “Построения головы
    в профиль”, заготовка частей лица в электронном
    виде.

    ХОД УРОКА

    I. Повторение

    Ребята, на прошлом уроке вы
    познакомились с разновидностями портретов,
    познакомились с пропорциями лица человека и
    научились изображать лицо человека в
    соответствии с пропорцией.

    Что называется портретом? (Портрет –
    это жанр изобразительного искусства, в котором
    художник изображает людей.) Слайд 1-2
    .

    Как называются взаимоотношения между
    частями и целым? (Пропорции) Слайд 3

    Image5972

    II. Сообщение нового материала

    Иногда, для передачи наиболее точной
    характеристики характера человека художники
    выбирают построение рисунка головы в профиль.
    Слайд 4

    Художники всегда стремятся не только к
    передаче внешнего сходства, но и к раскрытию
    внутреннего мира своего героя, его настроение. Карикатура
    – намеренно искаженные, подчёркнуто смешное
    изображение лица. Вглядитесь в портрет
    французского политика 19 века, выполненный
    Гюставом Доре. Великолепно изображены глупость,
    чванство, высокомерие. Слайд 5

    Формы носа, ушной раковины, различны и
    индивидуальны. Слайд5-6

    full.h1

    Основные этапы построения рисунка головы в
    профиль. Слайд 8-9

    Image5973

    • Начнём рисунок с габаритов контура головы в
      профиль. Построим квадрат.
    • Для определения положения линии глаз, разделим
      квадрат пополам.
    • Найдем линию основания носа.
    • Из передней части глаз опускаем вертикаль для
      определения границы крыльев носа.
    • Определим лицевой угол.
    • Проверим пропорциональное соотношение: высота
      уха равна высоте носа, уголки губ и зрачки глаз
      располагаются на одной вертикальной линии.

    Чем определяется выбор черт лица при
    изображении сказочного персонажа? (Характером,
    литературным описанием) Слайд 10-11.

    full.h2

    При изображении сказочных персонажей
    художники не редко изображают отдельные части
    лица увеличено, условно, иногда комично.
    Слайд 12-14.

    full.h3

    full.h4

    III. Инструктаж практического задания

    Необходимо выполнить рисунок профиля головы
    сказочного персонажа или воссоздать портрет,
    воспользовавшись заготовленными файлами:
    “Заготовка”, “Носы”, “Уши”, “Губы, борода,
    усы”, “Платки”, “Прически”, “Головные уборы”.
    Обратите внимание на пропорции вставляемых
    объектов.

    Для изображения профиля головы человека
    использовать “кривую линию”.

    Выполняем действия для копирования: выделить
    фрагмент, Правка – Копировать; правой кнопкой,
    через контекстное меню или с помощью клавиатуры.

    Для выполнения команды отражения используем:
    рисунок-отразить.

    Практическая часть

    За ступенькою ступенька – станет лесенка
    Слово к слову ставь складенько – будет песенка!
    А колечко на колечко – станет вязочка.
    Сядь, дружочек, на крылечко
    Слушай сказочку!

    Загадаю вам загадки,
    Просьба: слушать, не мешать!
    Очень верно, очень дружно
    Вместе хором отвечать!
    Я в жилье твоём живу,
    И с животными дружу.
    Охраняю твой покой.
    Кто я? Добрый ……..

    Домовой

    Рассказ простой
    Он царь лесной.
    Ни конному , ни пешему
    Не уйти от ………..

    Лешего

    Повелитель всех чертей,
    И земли хранитель.
    Сбережёт он и людей,
    Только попросите!

    Чур

    То ли жил, то ли был старичок,
    По ночам вставал на часок.
    Он бродил и пугал людишек,
    И зверей, и птиц, и детишек.

    Призрак

    Жар и пыл у русской бани.
    Старикашка в ней живёт,
    Он опасный, очень странный,
    В гости Водяного ждёт.

    Банник

    Она живёт в болоте,
    Совсем как на курорте,
    Обожает “стиморол”
    Зелёная ……………

    Кикимора

    Любит вкусный коктейль
    И болотный кисель,
    Он в лесу проживает,
    Подскажите кто его знает?

    Водяной

    Пугает ночью филин,
    Кричит в лесу сова.
    Там в маленькой избушке
    Живёт …….

    Баба- Яга

    В поле пусто , в поле тихо.
    Чуть колышится трава.
    Вдруг: стон, скрип, визг, крики.
    Слышишь: снова тишина

    Лихо

    Расплетая косы у воды сижу,
    И мотив печальный для тебя пою.
    Подойди поближе, наклонись к воде,
    Утяну в пучину, будем жить на дне!

    Русалка

    Пролетают дни, столетия,
    Откроем маленький секрет
    Есть мечта у нас заветная:
    Нарисуйте наш ……….

    Портрет!

    IV. Самостоятельная практическая работа.

    Image5974Image5975

    V. Итог урока

    . Выставление оценок.

    VI. Домашнее задание.

    Источник: festival.1september.ru

    Ключевые слова:

    русские народные сказки
    ,
    русская народная сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»

    Тип урока: интегрированный (литературное чтение, изобразительное искусство) 3 класс.

    Формирование УУД:

    Предметные:

    • Познакомятся с сюжетом и содержанием сказки;
    • Научатся определять особенности волшебных сказок; классифицировать сказки (народные и авторские),
    • Отвечать на вопросы; ориентируясь в тексте произведения;
    • Правильно передавать с помощью зрительных ощущений характер и настроение героев сказки; сравнивать их внешность и жилище;
    • Научиться отличать и изображать дом положительного и отрицательного героя;

    Личностные:

    • Приобретут эстетические ценности и этические чувства на основе анализа и сравнения устного народного творчества;
    • Научатся давать характеристики таких понятий, как добро и зло;
    • Получат навыки работы с различными материалами по изобразительному искусству

    Метапредметные:

    познавательные:

    • познакомятся с особенностями народной сказки,
    • научатся давать характеристику героям русской сказки;
    • сделают выводы по сказке на основе вопросов;
    • получать представление о жизни и быте наших предков.

    регулятивные:

    • организовать свою деятельность по выполнению задач урока,
    • сформировать умение работать умственно и творчески на интегрированном уроке;
    • оценить результаты своей работы по содержанию урока.

    коммуникативные:

    • учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству в рамках учебного диалога;
    • умение с достаточной точностью и полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

    Временные рамки, участия педагогов в период урока: 50% /50%

    Место урока в программе предмета:

    • Литературное чтение: Русская народная сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка». Характеристика персонажей.
    • Изобразительное искусство: «Русская деревня и её уклад жизни».

    Цель урока: Научиться понимать характер сказочных героев, опираясь на их образ и внешний вид жилища на основе русского народного фольклора.

    Учебная задача урока:

    • Вспомнить произведения, относящиеся к русскому народному творчеству.
    • Научиться определять характер персонажей по одежде героев, представлять внешний вид и внутреннее убранство их жилища.
    • Изобразить дом доброго или злого персонажа в виде эскиза.

    Воспитательная задача урока: Понять принцип формирования противопоставления доброго и злого человека, и подобрать характеризующие их качества.

    Здоровье сберегающая задача урока:

    • Физкультминутка, введенная в сценарий урока направлена на подготовку детей к практической работе.
    • Научить детей состраданию и сопереживанию по средствам русских народных сказок.

    План урока: 40 минут

    Организационный момент

    Актуализация и постановка цели урока

    Закрепление полученных знаний

    Сравнительный анализ персонажей

    Физкультминутка

    Практическая работа по выбору: создание эскиза жилища

    Подведение итогов урока

    Рефлексия

    2 минуты

    5 минут

    10 минут

    3 минут

    2 минуты

    15 минут

    2 минуты

    1 минуты

    Инструменты, материалы и оборудование:

    • Сопроводительная презентация для интегрированного урока (11 слайдов: 5 основных и 6 дополнительных);
    • Учебник «Литературное чтение» 3 класс (1 часть), автор: Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, М.В.Голованова;
    • Альбом для рисования;
    • Простой карандаш и восковые мелки, фломастеры, акварельные карандаши.

    Ход урока

    1 ЭТАП. Организационный момент

    Учитель (литературное чтение): Начнём сегодня наш урок с речевой разминки. Давайте прочитаем скороговорку и ответим на вопрос: «Можно ли считать текст этой скороговорки сказочным?»

    На опушке в избушке

    Живут старушки — болтушки.

    У каждой старушки лукошко.

    В каждом лукошке кошка.

    Кошки в лукошках

    Шьют старушкам сапожки.

    Ответ учащихся: Он сказочный, т.к. кошки не могу сшить сапожки.

    2 ЭТАП. Актуализация и постановка цели урока

    Учитель (литературное чтение): На предыдущих уроках мы с вами изучали русскую народную сказку: «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка». Почему сказки называют народными?

    — Их сочинил народ, и они передавались из уст в уста. Автора определить нельзя.

    В русских народных в сказках главные персонажи всегда описываются ярко. Мы можем сразу узнать положительный это герой или отрицательный по тому, как он одет, чем занимается, где живёт.

    — Назовите цель нашего урока: (научиться понимать характер сказочных героев, опираясь на внешний вид и их жилище)

    3 ЭТАП. Закрепление полученных знаний

    Учитель (литературное чтение): Что вы узнали об Алёнушке и Иванушке из первых строк сказки?

    — Алёнушка и Иванушка были братом и сестрой. Родители их умерли, и остались они одни-одинёшеньки.

    В кого превратился братец Иванушка? Как это случилось?

    — Он превратился в козлёночка, потому что испил водицы из козьего копытца.

    Правильно ли это не слушать старших — почему вы так считаете?

    — Старших надо слушать. Они лучше знают, что может случиться, так как у них больше опыта.

    Хорошо ли им жилось вместе?

    — Да, жили они хорошо, дружно.

    Кто же помешал их счастью?

    Им помешала колдунья. Она утопила Алёнушку, а сама превратилась в неё.

    4 ЭТАП. Сравнительный анализ персонажей

    Учитель (изобразительное искусство): Ребята посмотрите на экран, перед вами портреты двух женщин в головных уборах и национальных костюмах. Что вы можете сказать об их характере?

    — Одна из них недобрая женщина, злая, а вторая наоборот добрая и щедрая.

    Как вы это поняли, что послужило подсказкой?

    — Взгляд, цвет одежды и их головных уборов (кокошников),

    Исходя из вашего утверждения, можно сказать, что на слайде представлены положительный и отрицательный персонаж? Перечислите в нашей сказке, кого вы относите к положительным персонажам, а кого к отрицательным?

    Положительные персонажи — Алёнушка, Иванушка и купец, а отрицательный персонаж — колдунья.

    Есть такое выражение. Покажи мне свой дом, и я скажу, кто ты. Попробуйте отгадать по картинке на слайде, где, чей дом изображён?

    (Ребята легко угадывают избу Алёнушки и братца Иванушки, а также избушку колдунью).

    Учитель (литературное чтение): Ребята, представьте какое жилище у колдуньи?

    (Дом находится в дремучем лесу, вокруг летают черные вороны и летучие мыши, из трубы идет черный дым, рядом с домом растут мухоморы, из которых колдунья варить свое зелье)

    5 ЭТАП. Физкультминутка

    Разминка кистей рук перед рисованием.

    6 ЭТАП. Практическая работа по выбору: создание эскиза жилища

    Учитель (изобразительное искусство): Практическая индивидуальная работа по выбору: создание эскиза жилища сказочного персонажа. Во время рисования учитель демонстрирует и комментирует слайды внутреннего убранства крестьянского дома конца XIX века.

    7 ЭТАП. Подведение итогов урока

    Учитель (литературное чтение):

    1. На чём построено противопоставление в сказке добра и зла?

    Добрый человек живёт, радуется жизни и никому не мешает, злой человек всегда замышляет какие-то плохие поступки, вредит окружающим.

    2. Можете ли вы назвать нам подобную сказку?

    Разные варианты ответов.

    3. Перечислите качества доброго и злого человека?

    Добрый человек делает хорошие поступки, помогает слабым, а злой мешает жить добрым людям, завидует им и хочет у них это счастье отобрать.

    8 ЭТАП. Рефлексия

    — Оцените свою работу, используя красный, зеленый и желтый карандаш.

    • «Зеленый» — всё получилось.
    • «Желтый» — было сложно, но я справился.
    • «Красный» — что-то не получилось.

    Домашнее задание: 1) дорисовать эскиз, используя различные художественные материалы.

    Рекомендации педагогов, разработавших урок

    1. Интеграция литературного чтения и изобразительного искусства является наиболее гармоничной, именно поэтому можно её рекомендовать для других подобных уроков, связанных с лирическими или художественными произведениями.
    2. Распределение времени на уроке между учителями может проходить по двум вариантам 50% на 50%, как в нашем случае, или 75% на 25%, где основной сценарий урока ведет главный учитель, а другой педагог выступает помощником.

    Возраст обучающихся: 6-7 лет.

    Срок реализации: 1 год.

    Пояснительная записка

    Направленность программы — художественная.

    Актуальность

    Главные задачи современной системы образования — раскрытие способностей каждого ученика, воспитание высоконравственного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире.

    В настоящее время в России возрождаются духовные ценности культуры и образования, значимость духовно-нравственного воспитания стали понимать и родители учащихся. Родители понимают, что на сегодняшний день у детей снижены ценностные ориентиры. Становится очевидным, что решение важных вопросов и актуальных проблем в нашей стране будет зависеть от нравственных качеств подрастающего поколения.

    Многие современные дети, приходя в 1 класс, умеют читать, владеют компьютером, имеют достаточно широкий для своего возраста кругозор. Но общаться они не умеют, часто конфликтуют по незначительным причинам, глухи к чужим переживаниям. Им одиноко в мире людей, а комфортно лишь в виртуальном мире: любимое занятие первоклассника — компьютерные игры.

    С каждым годом становится все больше детей, которые не любят читать сказки, не знают лучших народных и классических литературных произведений данного жанра, как отечественных, так и зарубежных, предпочитают смотреть современные мультфильмы, далеко невысокого художественного и нравственного уровня. А ведь сказки — это народная мудрость, уроки добра и человечности, именно сказки учат жизни. Не зря говорят: «Сказка ложь, да в ней намек — добрым молодцам урок».

    В связи с этим была разработана программа дополнительного образования для обучающихся 1 б класса МОУ СОШ № 8 «В мире сказок».

    Цель программы: Создать условия для нравственного и эстетического развития личности ребенка, раскрытия его художественных и познавательных способностей.

    Задачи программы:

    • Обучающая: приобщить детей к истокам родной культуры посредством введения их в духовный мир народной и авторской сказки, сформировать основы читательской грамотности
    • Воспитательная: воспитывать у детей любовь к культурному наследию своего народа, способности отличать хорошее от плохого в сказке и в жизни, делать нравственный выбор, навыки нравственного поведения.
    • Развивающая: развивать у детей социально-коммуникативные навыки (вести диалог, уступать, помогать друг другу и с благодарностью принимать помощь, договариваться при совместной работе), мыслительные способности (рассуждать, обобщать, делать выводы), художественно-практические навыки (инсценировать художественные произведения, сочинять свои мини-сказки, использовать лепку, рисование, аппликацию для выражения своих чувств и мыслей)
    • личностные — формирование гражданской позиции, культуры общения и поведения в социуме, навыков здорового образа жизни;
    • метапредметные — развитие мотивации к чтению, потребности в саморазвитии, самостоятельности, ответственности, активности, аккуратности;
    • образовательные (предметные) — приобретение знаний, умений, навыков грамотного читателя.

    Отличительные особенности программы

    Сказка — это особое средство постижения жизни, близкий и понятный детям способ познания, изучения, раскрытия действительности. В сказке содержатся мечты народа, общественная мораль, народный характер, история жизни людей. Через сказку старшее поколение учит детей строить жизнь по законам добра и красоты. Хорошо рассказанная сказка — это начало культурного воспитания. Данная программа построена на глубоком, осмысленном прочтении детьми народных и авторских сказок. Следовательно, ориентирована на создание условий для социализации личности, становления гражданской идентичности младшего школьника, его духовно-нравственного развития.

    Адресат программы

    Возраст обучающихся: 7 лет.

    Основным новообразованием младшего школьного возраста является отвлеченное словесно-логическое и рассуждающее мышление, возникновение которого существенно перестраивает другие познавательные процессы детей; так, память в этом возрасте становится мыслящей, а восприятие — думающим. Благодаря такому мышлению, памяти и восприятию дети способны в последующем успешно осваивать подлинно научные понятия и оперировать ими. Другим важным новообразованием этого возраста можно назвать умение детей произвольно регулировать свое поведение и управлять им, что становится важным качеством личности ребенка.

    Объем и срок освоения программы: срок освоения программы — 1 год. Общее количество учебных часов, запланированных на весь период обучения — 36 часов.

    Формы обучения — очная.

    Особенности организации образовательного процесса

    Основная форма работы на занятии — групповая. Реализуется программа в объединении, сформированном из учащихся одного возраста. Состав группы постоянный.

    Новизна программы

    Новизна программы заключается в сочетании изучения мира сказок через чтение и инсценирование с развитием изобразительных способностей ребенка.

    Режим занятий

    Продолжительность занятия — 1 академический час, который составляет 45 минут.

    Планируемые результаты

    Должны знать:

    • примеры не менее 5 русских народных сказок и 5 литературных сказок русских писателей
    • признаки сказки как жанра
    • виды сказок (волшебные, сказки о животных, бытовые);

    Должны уметь:

    • оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей;
    • оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие;
    • высказывать своё отношение к героям прочитанных сказок к их поступкам;
    • высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией книги;
    • иллюстрировать услышанное или прочитанное различными художественными средствами;
    • пересказывать сказку кратко, выборочно или подробно;
    • передавать эмоции и свое отношение к поступкам героев при инсценировке сказок;
    • ориентироваться в книге (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);
    • находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
    • оформлять свои мысли (на уровне предложения или небольшого текста);
    • слушать и понимать речь других;
    • работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя);
    • воспринимать на слух художественный текст (рассказ, стихотворение) в исполнении учителя, учащихся;
    • отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного;
    • уметь рассказывать сказки;

    Личностные, метапредметные и предметные результаты

    Личностные —

    • чувство гордости за свою Родину, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества;
    • уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов;
    • доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей;
    • навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками;
    • установка на безопасный, здоровый образ жизни;
    • мотивация к творческому труду.

    Метапредметные

    • умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата (умения познавательной и личностной рефлексии);
    • умения понимать причины успеха/неуспеха деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
    • овладение действиями сравнения, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений;
    • готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
    • умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
    • умение работать с художественной литературой, словарями и средствами интернет.

    Предметные

    • развитие познавательного интереса к чтению сказок,
    • включение в познавательную деятельность по изучению сказок народных и литературных, отечественных и зарубежных,
    • приобретение определенных знаний о сказке как о литературном жанре,
    • приобретение умений, навыков в чтении, инсценировании, анализе текста сказки, сочинении собственной сказки, выражении своих чувств и мыслей после прочтения сказки различными средствами.

    Формы аттестации: Зачет: творческая работа.

    Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов: журнал посещаемости, наблюдение, устный опрос, тестирование, готовая творческая работа.

    Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов: защита творческих работ.

    Материально-техническое обеспечение программы

    Помещение — кабинет 20 кв.м., освещение лампами дневного света.

    Оборудование:

    • Столы — 14 шт;
    • Стулья — 28 шт;
    • Доска;

    Техническое оснащение кабинета:

    • Компьютер с выходом в Интернет
    • Фотоаппарат
    • Проектор
    • Электронная доска
    • Колонки

    Инструменты и приспособления:

    • Ножницы, клей, карандаши и кисточки, стаканчики для воды, доска для лепки.

    Материалы:

    • Бумага и картон для аппликации, бумага и краски для рисования, пластилин.

    Информационное обеспечение программы

    • Художественная литература — сказки в соответствии с содержанием программы.

    Интернет-источники для педагога:

    1. http://russkaja-skazka.ru
    2. http://sovkinofilm.ru
    3. http://nukadeti.ru
    4. http://narodstory.net
    5. http://deti-onlain.com
    6. http://mamontenok-onlain.ru
    7. http://mishka-knizhka.ru
    8. http://vse-raskraski.ru

    Интернет-источники для обучающихся:

    1. http://russkaja-skazka.ru
    2. http://sovkinofilm.ru
    3. http://nukadeti.ru
    4. http://narodstory.net
    5. http://deti-onlain.com
    6. http://mamontenok-onlain.ru
    7. http://mishka-knizhka.ru
    8. http://vse-raskraski.ru

    Кадровое обеспечение программы

    Программа может быть реализована педагогом дополнительного образования, имеющим среднее специальное или высшее образование в области педагогики. Должен владеть навыками и приёмами организации занятий с младшими школьниками, должен обладать навыками обучения литературному чтению, изобразительному искусству, технологии.

    Желательно владение ИКТ на уровне, достаточном для организации просмотра и прослушивания аудио и видео материалов, работы с ресурсами интернета, создания и демонстрации презентаций.

    Учебный план 1 год обучения



    п/п

    Название раздела, темы

    Количество часов

    Формы аттестации/ контроля

    Всего

    Теория

    Практика

    1

    Вводное занятие

    1

    0,5

    0,5

    Первичная диагностика

    2

    Безопасность дорожного движения

    1

    0,5

    0,5

    Устный опрос

    3

    Русские народные сказки

    16

    6

    10

    3.1

    Чтение, прослушивание, просмотр русских народных сказок

    8

    3

    5

    Наблюдение, опрос

    3.2

    Обсуждение прочитанного, инсценировка эпизодов, рисование, лепка, аппликации по мотивам русских народных сказок

    7

    3

    4

    Наблюдение, опрос

    3.3

    Викторина по русским народным сказкам

    1

    1

    Опрос

    4

    Сказки разных народов

    6

    2

    4

    4.1

    Чтение, прослушивание, просмотр сказок разных народов

    3

    1

    2

    Наблюдение, опрос

    4.2

    Обсуждение прочитанного, инсценировка эпизодов, рисование, лепка, аппликации по мотивам сказок разных народов

    2

    1

    1

    Наблюдение, опрос

    4.3

    Викторина по сказкам народов мира

    1

    1

    Опрос

    5

    Авторские (литературные) сказки

    10

    4

    6

    5.1

    Чтение, прослушивание, просмотр авторских сказок

    5

    2

    3

    Наблюдение, опрос

    5.2

    Обсуждение прочитанного, инсценировка эпизодов, рисование, лепка, аппликации по содержанию сказок

    4

    2

    2

    Наблюдение, опрос

    5.3

    Викторина по литературным сказкам

    1

    1

    Опрос

    6

    Итоговая аттестация

    1

    1

    Представление творческих работ

    7

    Итоговое занятие

    1

    1

    Опрос

    Итого

    36

    17

    19

    Содержание программы 1 год обучения

    1. Вводное занятие. 1 ч.

    Теория -0,5 ч

    Что такое сказка? Признаки сказки.

    Практика -0,5 ч

    Первичная диагностика: определить жанр произведения, которое называет педагог (сказка или нет), привести свои примеры сказок.

    2. Безопасность дорожного движения. 1 ч.

    Теория — 0,5 ч

    Правила безопасного передвижения по улице.

    Практика — 0,5 ч

    Устный опрос по пройденному материалу.

    3. Русские народные сказки. 16 ч.

    3.1 Чтение, прослушивание, просмотр русских народных сказок. 8ч

    Теория — 3 ч.

    Сказка — вид устного народного творчества. Виды сказок (волшебная, бытовая, о животных). Собиратели русских народных сказок (Афанасьев, Толстой, Даль)

    Беседы о здоровом образе жизни: «Режим дня школьника».«Правила поведения в школе».

    Практика — 5 ч.

    Чтение, просмотр и слушание русских народных сказок. Чтение по ролям.

    3.2 Обсуждение прочитанного, инсценировка эпизодов, рисование, лепка, аппликации по мотивам русских народных сказок. 7 ч.

    Теория — 3 ч.

    Герои сказки положительные и отрицательные, помощники, волшебные предметы и персонажи. Волшебные числа и троекратные повторы. Чему учит сказка? Зачин и концовка сказки. Архаизмы в сказках.

    Беседы о здоровом образе жизни: «Почему мы болеем?» «Здоровый образ жизни». «Вредные привычки».

    Практика — 4 ч.

    Анализ сказки: характеристика героев, пересказ сюжета, главная мысль (поучение)

    Инсценирование эпизодов

    Иллюстрирование эпизодов

    3.3 Викторина по русским народным сказкам. 1ч

    Практика — 1 ч.

    4. Сказки разных народов 6 ч.

    4.1 Чтение, прослушивание, просмотр сказок разных народов. 3 ч.

    Теория — 1 ч.

    Что общего у сказок разных народов мира? Как по сказке узнать об условиях жизни и обычаях народа?

    Беседы о здоровом образе жизни: «Солнце, воздух и вода — наши лучшие друзья»

    Практика — 2 ч.

    Чтение, просмотр и слушание сказок. Чтение по ролям.

    4.2 Обсуждение прочитанного, инсценировка эпизодов, рисование, лепка, аппликации по мотивам сказок разных народов. 2 ч.

    Теория — 1 ч.

    Сравнение сюжетов и героев русских народных сказок и сказок других народов. Сходство и отличие.

    Практика — 1 ч.

    Анализ сказки: характеристика героев, пересказ сюжета, главная мысль (поучение)

    Инсценирование эпизодов

    Иллюстрирование эпизодов

    4.3 Викторина по сказкам народов мира. 1ч

    Практика — 1 ч.

    5. Авторские (литературные) сказки 10 ч

    5.1 Чтение, прослушивание, просмотр авторских сказок. 5 ч.

    Теория — 2 ч.

    Как родилась литературная сказка? Русские писатели-сказочники.

    Сказки 19-20 вв. Современные сказки-несказки.

    Беседы о здоровом образе жизни: «Безопасность при любой погоде».«Безопасное поведение на улице, в транспорте».

    Практика — 3 ч.

    Чтение, просмотр и слушание сказок. Чтение по ролям.

    5.2 Обсуждение прочитанного, инсценировка эпизодов, рисование, лепка, аппликации по содержанию сказок. 4 ч.

    Теория — 2 ч.

    Сравнение сюжетов и героев народных и литературных сказок. Сходство и отличие.

    Беседы о здоровом образе жизни: «Безопасное поведение дома».

    Практика — 2 ч.

    Анализ сказки: характеристика героев, пересказ сюжета, главная мысль (поучение)

    Инсценирование эпизодов

    Иллюстрирование эпизодов

    Создание собственной сказки по аналогии с народной или литературной сказкой

    5.3 Викторина по литературным сказкам. 1ч

    Практика — 1 ч.

    6. Итоговая аттестация. 1 ч

    Практика — 1 ч

    Защита творческой работы. Дети представляют сказку собственного сочинения.

    7. Итоговое занятие. 1 ч

    Практика — 1 ч

    Подведение итогов, анализ работы объединения за год.

    Методическое обеспечение программы

    Методы обучения:

    • словесный, наглядный практический;
    • объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый;
    • игровой, проектный и др.

    Методы воспитания: убеждение, поощрение, упражнение, стимулирование, мотивация и др.

    Форма организации образовательного процесса — групповая.

    Формы организации учебного занятия: Беседа, практическое занятие, комбинированное занятие

    Современные педагогические технологии:

    Технология личностно-ориентированного обучения, автор И.С.Якиманская.

    Цель данной технологии воспитать и развить личность ребенка, раскрыть его способности.

    Ожидаемые результаты:

    • Формированию духовно-нравственной культуры личности обучающегося.
    • Повышение исполнительского уровня, развитие способностей, осмысление собственных действий, приемов и способов читательской и художественной деятельности.
    • Развитие личностных качеств, таких как: целеустремленность и настойчивость в достижении цели, умение работать в коллективе, развитие самоанализа деятельности.
    • Технология коллективной творческой деятельности, автор доктор педагогических наук РАО И.П.Иванов.

    Цель данной технологии выявить и развить творческие способности личности путем сотрудничества между учащимися, сотворчества между педагогом и учащимися.

    Ожидаемые результаты:

    • Развитие художественно — эстетического вкуса детей
    • Раскрытие творческих способностей
    • Реализация коммуникативных потребностей детей.
    • Технология развития критического мышления через чтение и письмо, авторы — американские педагоги Чарльз Темпл, Джинни Стил, Курт Мередит.

    Цель: Развитие мыслительных навыков, которые необходимы детям в дальнейшей жизни

    Ожидаемые результаты:

    • Умение принимать взвешенные решения.
    • Умение работать с информацией, выделять главное и второстепенное.
    • Умение анализировать различные стороны явлений природы и жизни
    • Технология игровой деятельности, авторы — Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, Д.Б.Эльконин.

    Цель — создание полноценной мотивационной основы для формирования навыков и умений деятельности в зависимости от учебной задачи и уровня развития детей.

    Ожидаемые результаты:

    • Повышение познавательного интереса;
    • Вызывает эмоциональный подъём;
    • Способствует развитию творчества;
    • Максимально концентрирует время занятий за счёт чётко сформулированных условий игры;
    • Позволяет педагогу варьировать стратегию и тактику игровых действий за счёт усложнения или упрощения игровых задач в зависимости от уровня освоения материала
    • Здоровьесберегающие технологии (авторы: В.А.Лищук, Н.М.Амосов, И.И. Брехман, А.Г.Щедрина)

    Цель — сохранение здоровья обучающихся.

    Ожидаемые результаты:

    • Формирование установки на здоровый образ жизни
    • Привитие здоровых привычек и отказ от вредных

    Беседы о здоровом образе жизни проводятся в течение всего учебного года по 10-15 минут.

    Применение здоровьесберегающих приемов и методов:

    • применение эмоциональных разрядок на занятиях;
    • проявление уважительного отношения к индивидуальным особенностям личности ребенка;
    • помощь в процессе самостоятельной работы;
    • контроль за правильной осанкой;
    • соблюдение питьевого режима и санитарных норм.

    Алгоритм учебного занятия

    Организационный этап

    Подготовка учащихся к работе на занятии. Создание психологического настроя на деятельность и активизацию внимания.

    Проверка имеющихся знаний, умений и готовности, обучающихся к освоению новой темы.

    Устный опрос.

    Объяснение нового материала

    Сообщение темы, цели учебного занятия и мотивация учебной деятельности учащихся. Использование заданий и вопросов, которые активизируют познавательную деятельность учащихся. Освоение новых знаний.

    Практическая работа.

    Чтение, просмотр или слушание сказки. Обсуждение (анализ). Чтение по ролям, инсценирование, иллюстрирование эпизодов сказки (рисование, лепка, аппликация).

    Подведение итогов.

    Формы работы на занятиях:

    • Беседа, рассказ учителя.
    • Слушание.
    • Различные виды чтения.
    • Озвучивание героев, пантомима, инсценировка.
    • Театрализация.
    • Иллюстрирование с помощью рисования, лепки, аппликаций.
    • Конкурсы, викторины.
    • Творческая работа: составление сказок, загадок, ребусов, создание книжек-малышек
    • Практические занятия с элементами игр
    • Просмотр видео и прослушивание сказок;
    • Самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) при выполнении различных заданий;

    Дидактические материалы

    Дидактические материалы — тексты сказок и иллюстрации к ним, аудио и видео со сказками, загадки, викторины, портреты писателей и др.

    Диагностика результатов по общеразвивающей программе. Критерии оценки

    Для оценивания теоретических знаний, практических навыков и умений, личностных качеств используются методы наблюдения за деятельностью обучающихся, опроса в устной игровой форме и представления своих творческих работ.

    Наличие интереса к чтению сказок, постоянное расширение знаний о писателях и их произведениях — основной критерий достижения цели программы.

    Критерии оценивания теоретических знаний:

    (может самостоятельно, без ошибок / может самостоятельно, допускает ошибки / может только с помощью учителя)

    Умения:

    • узнавать сказки среди других литературных жанров
    • определять вид сказки
    • называть примеры сказок и их авторов

    Критерии оценивания практических навыков и умений:

    (может самостоятельно, без ошибок / может самостоятельно, допускает ошибки / может только с помощью учителя)

    Умения:

    • давать характеристику героев сказки
    • находить зачин и концовку
    • определять главную мысль
    • пересказывать
    • выразительно читать, инсценировать, иллюстрировать средствами ИЗО
    • составлять свою небольшую сказку по аналогии

    Критерии оценивания личностных качеств:

    • наличие интереса к самостоятельному чтению сказок
    • способность понять поучительную мысль из сказки и применять её в жизненных ситуациях

    Список литературы, используемый педагогом в своей работе

    Книги

    1. Адыгейская сказка «Кто сильнее?».
    2. Белорусская народная сказка «Пых»
    3. Бурятская сказка «Почему у сороки длинный хвост».
    4. Венгерская сказка «Два жадных медвежонка»
    5. Заходер, Б. «Буква Я», «Песенки Вини Пуха», «Кискино горе»
    6. Латвийская народная сказка «Заячий домик».
    7. Мансийская сказка «Отчего у зайца длинные уши».
    8. Маршак, С. «Сказка о глупом мышонке», «Сказка об умном мышонке» и др.
    9. Пляцковский, М. «Тыква», «Длинная шея», «Фу и Фи», «Что лучше всего?», «Эй, ты!», «Урок дружбы», «Непонятливый львёнок», «Шишки», «Сказка о знаменитом крокодиле и не менее знаменитом лягушонке», «Кролик, который никого не боялся», «Ёжик, которого можно было погладить»
    10. Русские народные сказки («Курочка Ряба», «Теремок», «Репка», «Пузырь, соломинка и лапоть», «Заюшкина избушка», «Кот, петух и лиса», «Петух и жерновцы», «Лисичка со скалочкой», «Лисичка-сестричка и серый волк», «Вершки и корешки», «Бычок — смоляной бочок», «Крошечка — Хаврошечка», «Никита Кожемяка», «Царевна-лягушка», «Несмеяна-царевна», «Терёшечка»,«Морозко» и др.)
    11. Сутеев, В. «Цыплёнок и утёнок», «Три котёнка», «Петух и краски», «Кораблик», «Мышонок и карандаш», «Мешок яблок» и др.
    12. Токмакова, И. «Ку-ка-ре-ку!», «Котята», «Вечерняя сказка» и др..
    13. Украинские народные сказки «Рукавичка», «Колосок».
    14. Чуковский, К. «Муха-цокотуха», «Мойдодыр», «Телефон», «Тараканище», «Айболит» и др.
    15. Чукотская сказка «Хвост».

    Электронные ресурсы

    1. http://russkaja-skazka.ru
    2. http://sovkinofilm.ru
    3. http://nukadeti.ru
    4. http://narodstory.net
    5. http://deti-onlain.com
    6. http://mamontenok-onlain.ru
    7. http://mishka-knizhka.ru
    8. http://vse-raskraski.ru

    Список литературы, рекомендуемый детям и родителям

    1. Адыгейская сказка «Кто сильнее?».
    2. Белорусская народная сказка «Пых»
    3. Бурятская сказка «Почему у сороки длинный хвост».
    4. Венгерская сказка «Два жадных медвежонка»
    5. Заходер, Б. «Буква Я», «Песенки Вини Пуха», «Кискино горе»
    6. Латвийская народная сказка «Заячий домик».
    7. Мансийская сказка «Отчего у зайца длинные уши».
    8. Маршак, С. «Сказка о глупом мышонке», «Сказка об умном мышонке»и др.
    9. Пляцковский, М. «Тыква», «Длинная шея», «Фу и Фи», «Что лучше всего?», «Эй, ты!», «Урок дружбы», «Непонятливый львёнок», «Шишки», «Сказка о знаменитом крокодиле и не менее знаменитом лягушонке», «Кролик, который никого не боялся», «Ёжик, которого можно было погладить»
    10. Русские народные сказки («Курочка Ряба», «Теремок», «Репка», «Пузырь, соломинка и лапоть», «Заюшкина избушка», «Кот, петух и лиса», «Петух и жерновцы», «Лисичка со скалочкой», «Лисичка-сестричка и серый волк», «Вершки и корешки», «Бычок — смоляной бочок», «Крошечка — Хаврошечка», «Никита Кожемяка», «Царевна-лягушка», «Несмеяна-царевна», «Терёшечка»,«Морозко» и др.)
    11. Сутеев, В. «Цыплёнок и утёнок», «Три котёнка», «Петух и краски», «Кораблик», «Мышонок и карандаш», «Мешок яблок» и др.
    12. Токмакова, И. «Ку-ка-ре-ку!», «Котята», «Вечерняя сказка» и др..
    13. Украинские народные сказки «Рукавичка», «Колосок».
    14. Чуковский, К. «Муха-цокотуха», «Мойдодыр», «Телефон», «Тараканище», «Айболит» и др.
    15. Чукотская сказка «Хвост».

    Электронные ресурсы

    1. http://russkaja-skazka.ru
    2. http://sovkinofilm.ru
    3. http://nukadeti.ru
    4. http://narodstory.net
    5. http://mamontenok-onlain.ru
    6. http://mishka-knizhka.ru
    7. http://vse-raskraski.ru

    Календарный учебный график дополнительная общеразвивающая программа «В мире сказок» (стартовый уровень)

    Приложение

    На телевидении выходит первый сезон комедийного сериала «Жена олигарха». В ленте рассказывается, как семья объявленного в розыск миллиардера приспосабливается к жизни в российской глубинке, справляется с языковым барьером и восстанавливает работу местного завода. В ролях: Елена Подкаминская, Антон Филипенко, Владимир Гостюхин, Алексей Маклаков и другие. К настоящему моменту проект насчитывает 17 эпизодов.

    11 октября в эфир выходит новый комедийный сериал от телеканала СТС и компании Keystone Production. «Жена олигарха» — зеркальное отражение сказки о Золушке: по сюжету главной героине, избалованной Альбине, приходится забыть о красивой жизни в Лондоне и научиться выживать в уральском городке Добруйске. Осваиваясь в новых реалиях, она заново выстраивает отношения с детьми, обретает новых друзей и открывает в себе неожиданные таланты.

    Съёмками «Жены олигарха» руководила режиссёр Мария Кравченко, продюсерами выступили Дмитрий Дьяченко, Александр Рубцов и Антон Федотов. Для многих членов команды это не первый совместный проект: поклонники сериалов «Кухня» и «Родком» наверняка узнают почерк съёмочной группы — стилистику, характерные ракурсы и приёмы монтажа.

    Главную роль в ленте исполнила актриса Театра сатиры Елена Подкаминская, известная телезрителю по сериалам «Кухня» и «ИП Пирогова». Детей героини, вынужденных вместе с матерью терпеть всевозможные лишения, сыграли Маргарита Дьяченкова и Кай Гетц. В колоритных образах жителей провинциального города на экранах предстанут Антон Филипенко, Владимир Гостюхин и Алексей Маклаков. Саму себя в одном из эпизодов сериала сыграла Ольга Бузова. 

    С завязкой истории сценаристы «Жены олигарха» не затягивают. Намекнув на специфику отношений героев в первых кадрах, зрителя перебрасывают в главный конфликт: муж Альбины исчезает, а с ним — состояние семьи.

    От юриста потрясённая Альбина узнаёт, что единственное оставшееся в её распоряжении имущество — это завод по производству кирзовых сапог, расположенный в российской глубинке. Героиня отправляется оценить «наследство» и сталкивается с убыточным производством, своевольными сотрудниками и местными властями, у которых на «Кирзачпром» имеются свои планы.

    61604f5102e8bd07ff423264

    • © Телеканал СТС

    В условиях драматичной смены статуса Альбина сбрасывает маску инфантильной тусовщицы и превращается в решительную, находчивую женщину. Она добивается (весьма нестандартным способом) аудиенции мэра, выступает на местном телевидении и, несмотря на возможность продать завод и вернуться в Лондон, решает остаться в Добруйске, чтобы исправить ошибки мужа. Её история становится развёрнутой сатирой в духе Гоголя или Салтыкова-Щедрина на очередной «уездный город N», в котором остались те же проблемы, что и двести лет назад: «И плохие дороги, и разные чиновники, и в целом провинциальные порядки» — как их характеризует сама Мария Кравченко.

    Погоня за юмором иногда приводит к нелогичным, а то и вовсе необъяснимым сценарным решениям. Так, диалоги детей Альбины — друг с другом или с местными жителями — строятся то на ломаном русском, то на английском, откровенно неудачно имитирующим аристократический акцент. При этом переключения с одного языка на другой не поддаются никакой логике: будь речь героев последовательна и единообразна, её специфику можно было бы списать на особенности жизни в билингвальной среде. Однако постоянные противоречия в том, насколько хорошо семья Барвашиных владеет родным языком, наводят на мысли скорее об ошибке сценария, чем о намеренном гротеске.

    Впрочем, логические нестыковки (взять хотя бы действующий аэропорт в поселении, которое по всем признакам является большой деревней) просмотр сериала не портят, а даже добавляют ему особого комедийно-сатирического шарма. Концентрация культурных штампов и ассоциаций позволяет Марии Кравченко создать особый добруйский хронотоп, который существует по собственным законам — иногда очевидно невероятным.

    К числу сильных сторон сериала стоит отнести работу художников по костюмам и звукорежиссёров. Гардероб Альбины Барвашиной удачно дополняет её психологический портрет, а порой и становится драйвером развития сюжета. Музыкальные композиции, разнообразные по темпу и жанру, соответствуют персонажам и позволяют лучше понять мотивацию героев.

    «Жена олигарха» имеет все шансы стать очередным успешным проектом телеканала: сериалу присущи и удачный хронометраж (в первый сезон вошло 17 серий по 24 минуты), и хороший каст, и понятная, оформленная в качественный продакшен история. Этот сериал вряд ли удивит глубиной или смелостью тех, кто по какой-то причине решит искать в нём высказывание, зато принесёт искреннее удовольствие зрителю, готовому к беззаботному просмотру.

    Ошибка в тексте? Выделите её и нажмите «Ctrl + Enter»

    Искусство

    Нагота и эротика, непонятные сюжеты, обманки, смешанные цвета и психологические портреты: рассказываем о том, как определить итальянскую живопись XVI века

    Автор Галина Ельшевская

    Термин «маньеризм» принадлежит к числу блуждающих: у искусствоведов нет единого мнения о том, самостоятельный это стиль или прелюдия барокко, а также в какой мере он распространяется на искусство XVI века.  Не вдаваясь в долгие рассуждения, мы будем, во-первых, говорить в основном об итальянском искусстве XVI века, где признаки маньеризма обладают некоторой «табличной» внятностью: отсюда маньеризм распространяется в другие страны, вызывая к жизни романизм  Романизм — направление в нидерландском искусстве XVI века, появившееся благодаря расширению культурных связей с Италией. в Нидерландах и обе школы Фонтенбло во Франции. А во-вторых, станем рассматривать в числе прочего и те приметы искусства чинквеченто  Чинквеченто — итальянское название XVI века, используется для обозначения определенного периода в развитии итальянского искусства эпохи Возрождения., которые не вполне жестко ограничиваются лишь маньеристской зоной бытования. 

    1. Динамика, композиционные диагонали, сложные ракурсы и беспокойные ритмы

    В итальянской живописи XV века евангельские сцены или эпизоды из житий святых часто включали в себя публику — свидетелей, обсуждающих происхо­дящее, и даже в толпе они не заслоняли друг друга; обретенное ренессансное достоинство являло себя в величавой осанке персонажей, в мерном ритме и ясной фронтальности постановок. Но уже ближе к концу столетия (у Ботти­челли, например) в картинах усиливается динамика — и чем дальше в следую­­щий век, тем больше движение проникает даже в те сцены, где сюжет его вовсе не предусматривает. Фигуры изгибаются (зачастую в жертву сложному ракурсу приносится анатомическая правильность); композиции делаются асимметрич­ными, выстраиваются на композиционных диагоналях, отрицающих статику вертикалей и горизонталей. Персонажи экспрессивно жестикулируют; иногда эта экспрессия переходит в аффект. И само человеческое тело, прежде уверен­но прямостоящее, теперь норовит склониться, уцепиться в поисках опоры за другое тело, почти упасть — или почти взлететь, оторвавшись от земли.

    1 / 11

    Порденоне. Путь Иисуса Христа до Голгофы
    1520 год
    Сattedrale Сremona

    2 / 11

    Антонио да Корреджо. Мадонна делла Скоделла
    Около 1528–1530 годов
    Galleria nazionale di Parma

    3 / 11

    Пармиджанино. Мадонна с длинной шеей
    1534–1540 годы
    Galleria degli Uffizi

    4 / 11

    Пармиджанино. Мадонна с младенцем и ангелом
    1523–1524 годы
    Städelsches Kunstinstitut und Städtische Galerie

    5 / 11

    Якопо Понтормо. Наказание хлебодара
    Около 1515 года
    The National Gallery, London

    6 / 11

    Якопо Понтормо. Вертумн и Помона. Фрагмент
    Около 1519–1521 годов
    Villa Medici, Poggio a Caino

    7 / 11

    Тициан Вечеллио. Каин и Авель
    1542–1544 годы
    Basilica di Santa Maria della Salute, Venezia

    8 / 11

    Тициан Вечеллио. Давид и Голиаф
    1542–1544 годы
    Basilica di Santa Maria della Salute, Venezia

    9 / 11

    Тинторетто. Тайная вечеря
    1592–1594 годы
    Basilica di San Giorgio Maggiore, Venezia

    10 / 11

    Тинторетто. Положение во гроб
    Конец 1550-х годов
    Scottish National Gallery

    11 / 11

    Паоло Веронезе. Оплакивание Христа
    1547 год
    Museo Civico di Castelvecchio

    2. Новая живописность, новое отношение к цвету

    Усиливающаяся динамика чревата последствиями — или же, наоборот, сама является следствием перемен. Если раньше самодостаточность фигур подчер­ки­валась жесткими контурами, то теперь контуры часто бывают размыты красочной вибрацией: живописность побеждает и отчасти вытесняет рисунок (особенно в венецианском искусстве). И цветовые решения уже в полной мере могут именоваться колоритом: прежнее предпочтение открытых цветов, сопоставленных отдельными зонами (то есть цвета, а не оттенки — синий, красный и так далее — расположены рядом, зонами, а не смешиваются), сменяется сложноустроенными пятнами, нанесенными широкой кистью. Получают распространение новые популярные оттенки: например, розовый или он же в сочетании с оранжевым и ярко-зеленым; у многих художников утверждается авторская узнаваемая палитра — излюбленные гаммы, перехо­дящие из картины в картину. 

    1 / 6

    Якопо Понтормо. Юноша в розовом плаще
    Около 1525 года
    Museo Nazionale di Palazzo Mansi, Lucca

    2 / 6

    Россо Фьорентино. Оплакивание Христа
    1537–1540 годы
    Musée du Louvre

    3 / 6

    Лоренцо Лотто. Портрет епископа Бернардо де Росси
    1505 год
    Museo di Capodimonte

    4 / 6

    Джованни Баттиста Морони. Мужчина в розовом
    1560 год
    Palazzo Moroni, Bergamo

    5 / 6

    Джованни Джироламо Савольдо. Святой Матфей и ангел
    Около 1534 года
    Metropolitan Museum of Art

    6 / 6

    Тинторетто. Тайная вечеря
    1579–1581 годы
    Scuola Grande di San Rocco

    3. Религиозная живопись: «облачные» сюжеты и взлетающие герои 

    С усилением живописного начала отчасти связано распространение сюжетов, чье действие происходит в двух мирах — на земле и на небе: небо обозначено облаками, в которых порхают ангелы. Облако — самый очевидный пример «тела без контуров»; конечно, сцены вознесений и воспарений и прежде входили в сакральный репертуар, но теперь они обретают гораздо большую популярность — и в плафонах и купольных росписях, где небо как бы представлено впрямую, и в станковых картинах. Это связано еще и с акценти­рованием мотивов чудесного: сверхъестественное, мистическое побуждает к изображению пространства, где земное тяготение теряет власть. У Тинто­ретто в «Сошествии во ад» Христос не сходит в ад, но стремительно влетает; так же влетает в комнату Девы Марии архангел Гавриил в «Благовещениях» того же Тинторетто или Веронезе. 

    1 / 7

    Антонио да Корреджо. Вознесение Богоматери
    1526–1530 годы
    Duomo, Parma

    2 / 7

    Джорджо Вазари. Аллегория непорочного зачатия
    1541 год
    Galleria degli Uffizi

    3 / 7

    Аньоло Бронзино. Воскресение Христа
    1552 год
    Basilica della Santissima Annunziata, Firenze

    4 / 7

    Тинторетто. Сошествие во ад
    1568 год
    Chiesa di San Cassiano, Venezia

    5 / 7

    Тинторетто. Благовещение
    1583–1587 годы
    © Scuola Grande di San Rocco / Getty Images

    6 / 7

    Паоло Веронезе. Благовещение
    Около 1580 года
    Colección Thyssen-Bornemisza, en depósito en el Museu Nacional d’Art de Catalunya

    7 / 7

    Паоло Веронезе. Вознесение Богоматери
    1586 год
    Gallerie dell’Accademia, Venezia

    4. Многофигурность: чрезмерное и безмерное

    Бурное движение в маньеристических картинах и особенно в плафонах и фресках (там ему есть где развернуться), естественно, множит число его участников. Вместо отдельных людей мы часто видим сгустки человеческой материи, сплавленные воедино. Если прежде было невозможно обрезать фигуру краем холста, то теперь это происходит сплошь и рядом: пространство изображения уже не подразумевает целостности мира в каждом эпизоде. Характерный признак многих композиций — перенасы­щенность форм, охваченных беспокойством, скоплений фигур, пребывающих в состоянии экстаза или сумятицы и стресса. Популярны сюжеты массовых казней или битв — от гигантомахии до эпизодов Троянской войны или библейских сцен насилия, и нередко такие сюжеты — с апологией ужасного и чрезмерного — украшали дворцовые залы: вкусы заказчиков совпадали с вкусами художников.

    1 / 5

    Якопо Понтормо. Мученичество одиннадцати тысяч христиан из легиона святого Акакия
    1529–1530 годы
    Galleria Palatina, Palazzo Pitti

    2 / 5

    Тинторетто. Мученичество десяти тысяч. Фрагмент
    Около 1538 года
    Gallerie dell’Accademia, Venezia

    3 / 5

    Джулио Романо. Роспись восточной стены Зала гигантов в палаццо Те. Фрагмент
    1532–1534 годы
    Sala dei Giganti, Palazzo Te, Mantova

    4 / 5

    Перино дель Вага. Низвержение гигантов
    1531–1533 годы
    © Palazzo del Principe, Genova

    5 / 5

    Россо Фьорентино. Моисей и дочери жреца Иофора
    1523–1527 годы
    © Galleria degli Uffizi / Getty Images

    5. Сюжеты, которые трудно узнать

    Следствием пространственной перенасыщенности может оказаться невоз­можность прочесть сюжет без словесного пояснения. Склонность к фигура­тивному многословию порой побуждала авторов населять дополнительными персонажами даже канонические евангельские сцены, где присутствие толп не только не подразумевалось, но могло сделать само содержание сцены неузнаваемым. И это означало, что семантическая внятность уступает место эмоциональной вовлеченности; в моду входит все, что способно поразить воображение — виртуозностью, размахом, бравурностью.

    Иного рода уход от семантической внятности происходит в картинах, где сюжет либо вообще с трудом поддается изобразительному воплощению, либо художник пренебрегает пересказом, сосредотачиваясь на психологической подоплеке события. «Динарий кесаря» Тициана представляет диалог героев крупным планом — и здесь трудно было найти другое решение (сюжет был задан заказчиком). А еще раньше Пальма Веккьо сводит к поединку взглядов историю про Христа и грешницу, которая обычно трактуется подробно-повествовательно. Такого рода отказ от развернутых нарративов не строго связан с маньеризмом, но обретает популярность именно в XVI веке.

    1 / 6

    Тинторетто. Крещение Христа
    1579–1581 годы
    Scuola Grande di San Rocco

    2 / 6

    Тинторетто. Обращение святого Савла
    Около 1544 года
    National Gallery of Art, Washinngton

    3 / 6

    Франческо Сальвиати. Встреча Марии и Елизаветы
    1538 год
    San Giovanni Decollato, Rome

    4 / 6

    Якопо Понтормо. Иосиф в Египте
    Около 1518 года
    National Gallery, London

    5 / 6

    Тициан Вечеллио. Динарий кесаря
    Около 1516 года
    Staatliche Kunstsammlungen Dresden

    6 / 6

    Якопо Пальма Старший. Христос и грешница
    1510–1511 годы
    Государственный Эрмитаж

    6. Новые сюжеты и авторские трактовки знакомых сюжетов

    В «Благовещении» Лоренцо Лотто испуганная Мария бежит от архангела (это бегство повторено в «Благовещении» Алессандро Аллори), и вместе с ней в ужасе выгибает спину кошка: откуда кошка в доме Богородицы и дано ли кошке видеть ангелов? Подобного рода загадки, частые у Лотто (его «Прине­сение во храм» с престолом на человеческих ногах и книгой, которую читает человек без головы, открывает широкий простор для интерпретаций), не только его прерогатива. В авторских версиях иначе выглядят привычные герои и радикально меняется иконография знакомых эпизодов. Потребность в индивидуальном прочтении побеждает былую зависимость от изобразитель­ной традиции. Более всего это иллюстрирует история с «Тайной вечерей» Веронезе. Обилие персонажей (слуг, собак, попугаев) стало поводом для разбирательства трибуналом инквизиции; вызванный на допрос художник отстаивал право на воображение, на свободное сочинительство — и в ответ на требование переписать картину просто изменил ее название: «Тайная вечеря» превратилась в «Пир в доме Левия».

    1 / 9

    Лоренцо Лотто. Благовещение
    1534–1535 годы
    Villa Colloredo-Mels, Recanati

    2 / 9

    Лоренцо Лотто. Принесение во храм
    1554–1555 годы
    Palazzo Apostolico, Loreto

    3 / 9

    Паоло Веронезе. Пир в доме Левия
    1573 год
    Gallerie dell’Accademia, Venezia

    4 / 9

    Аньоло Бронзино. Святой Себастьян
    1533 год
    Museo Nacional Thyssen-Bornemisza

    5 / 9

    Аньоло Бронзино. Иоанн Креститель
    1550–1555 годы
    Galleria Borghese

    6 / 9

    Пармиджанино. Купидон, изготавливающий лук
    1523 год
    Kunsthistorisches Museum Wien

    7 / 9

    Тинторетто. Поклонение пастухов
    1579–1581 годы
    Scuola Grande di San Rocco

    8 / 9

    Тинторетто. Воскрешение Лазаря
    1579–1581 годы
    Scuola Grande di San Rocco

    9 / 9

    Доссо Досси. Аполлон
    1524 год
    Galleria Borghese

    7. Мифологии и аллегории 

    В живописи XVI века расширяется круг востребованных сюжетов; античная мифология, вошедшая в обиход веком раньше, теперь занимает приоритетные позиции. Канонических правил по отношению к таким сюжетам не существует, поэтому художник может в полной мере проявить свою индивидуальность (а маньеристы этим дорожат) и в выборе темы, и в ее композиционном реше­нии. Самые популярные мифы связаны с любовными мотивами: их герои — Венера, Амур, Психея, Даная, Леда. С одной стороны, так являет себя гедонист­ская тенденция, заметная в общем поле маньеристского искусства, а с другой — подобные сюжеты активно используются в разного рода аллегориях, подчас весьма затейливых и с трудом поддающихся прямой расшифровке: жанр аллегории тоже расцветает именно в этом столетии. 

    1 / 8

    Антонио да Корреджо. Даная
    1531–1532 годы
    Galleria Borghese 

    2 / 8

    Тинторетто. Даная
    Около 1580 года
    Musée des Beaux-Arts de Lyon

    3 / 8

    Тинторетто. Венера, Марс и Вулкан
    Около 1551 года
    Alte Pinakothek, Munich

    4 / 8

    Аньоло Бронзино. Венера, Купидон, Безрассудство и Время
    1540–1545 годы
    National Gallery, London

    5 / 8

    Парис Бордоне. Венера, Флора, Марс и Купидон
    1558–1560 годы
    Государственный Эрмитаж

    6 / 8

    Доссо Досси. Аллегория музыки
    1522 год
    © Museo Horne / Getty Images

    7 / 8

    Якопо Понтормо. Венера и Купидон
    1532–1533 годы
    © Galleria dell’Accademia, Firenze

    8 / 8

    Якопо Понтормо. Леда и лебедь
    1512–1513 годы
    © Galleria degli Uffizi

    8. Нагота и эротика

    Маньеристское искусство полно обнаженных тел: в тех же мифологических сюжетах и аллегориях, даже в ситуациях, которые по канону наготу исклю­чают («Мертвый Христос с ангелами» Россо Фьорентино), и тогда, когда эти тела вовсе не прекрасны (двусторонний портрет карлика Морганте у Брон­зино далек от идеалов красоты). С одной стороны, сцены с явной эротикой или с подразумеваемым эротическим подтекстом пользуются успехом: феррарский герцог Альфонсо д’Эсте и император Филипп II заказывают подобные сцены Тициану. С другой — тираж гравюр Маркантонио Раймонди, сделанных по ри­сун­кам Джулио Романо (сборник «Любовные позы» сопровождался «Сладо­страстными сонетами» Пьетро Аретино — по сонету к каждому рисунку) был сочтен порнографией и уничтожен дважды, а гравер поплатился за их издание кратковременным тюремным заключением. 

    1 / 7

    Россо Фьорентино. Мертвый Христос с ангелами
    Около 1524–1527 годов
    Museum of Fine Arts Boston

    2 / 7

    Аньоло Бронзино. Портрет карлика Морганте
    Около 1553 года
    Galleria Palatina, Palazzo Pitti

    3 / 7

    Доссо Досси. Цирцея и ее любовники в пейзаже
    Около 1525 года
    National Gallery of Art, Washington

    4 / 7

    Джулио Романо. Любовная сцена
    1520–30-е годы
    Государственный Эрмитаж

    5 / 7

    Паоло Веронезе. Марс, раздевающий Венеру
    Около 1580 года
    Scottish National Gallery

    6 / 7

    Антонио да Корреджо. Леда и лебедь
    Около 1532 года
    Gemäldegalerie der Staatlichen Museen zu Berlin

    7 / 7

    Лоренцо Лотто. Сусанна и старцы
    1517 год
    Galleria degli Uffizi

     9. Обманки (trompe-l’œil) и перспективные иллюзии

    Стремление поразить и удивить зрителей (в равной мере присущее и худож­никам, и их заказчикам) приводит к изобретению разного рода спецэффектов, к практике иллюзорных и перспективных фокусов. Реальная архитектура незаметно переходит в изображенную, живопись притворяется скульптурой (и наоборот), рисованные фигуры выглядят натуральными. Подобного рода обманки и имитации одних материалов и видов искусства в других особенно расцветут в XVII веке, в эпоху барокко, но уже маньеристы активно пользо­вались такими приемами — главным образом в декоре замков и палаццо.

    1 / 4

    Джулио Романо. Фрагмент фрески из Зала коней палаццо дель Те
    1526 год
    Palazzo del Tè, Mantua

    2 / 4

    Паоло Веронезе. Фрагмент фрески виллы Барбаро
    1560–1561 годы
    © Villa Barbaro, Maser / Getty Images

    3 / 4

    Перино дель Вага. Фреска зала Паолина замка Сант-Анджело
    1545–1547 годы
    © Castel Sant’Angelo, Roma

    4 / 4

    Франческо Сальвиати. Фреска виллы Фарнезе
    1552–1554 годы
    © Palazzo Farnese, Roma

    10. Психологический портрет: характеры и реакции 

    Портреты XVI века в сравнении с портретами века предыдущего выглядят более представительно. Наряду с привычными погрудными много поясных, поколенных и в рост; вместо нейтрального или пейзажного фона — предметная среда, говорящие атрибуты, сложно организованное пространство, а если пейзаж, то он виден лишь краешком за драпировкой или за обрывом глухой стены. Расширился возрастной спектр, стало больше женских портретов, появи­лись групповые и портреты с аллегорическими или сюжетными програм­мами. И главное, возникло разнообразие индивидуальных интонаций, которых не было прежде. Если на портретах XV века человек по-хозяйски ощущал себя в гармоническом мире и ему не требовались дополнительные усилия для самоутверждения, то теперь эта владельческая уверенность исчезла. Новые герои — задумчивые, погруженные в себя или высокомерные, глядящие отчужденно и настороженно, с выражением «не тронь меня»: теперь у них есть отчетливые характеры. Так рождается психологический портрет.

    1 / 11

    Франческо Сальвиати. Мужской портрет
    1543–1546 годы
    Частное собрание / Wikimedia Commons

    2 / 11

    Якопо Понтормо. Портрет Джованни делла Каза
    Предположительно, 1541–1544 годы
    National Gallery of Art, Washington

    3 / 11

    Якопо Понтормо. Портрет двух друзей
    1522 год
    Collezione Vittorio Cini, Venezia

    4 / 11

    Лоренцо Лотто. Портрет мужчины с перчатками
    1543 год
    Pinacoteca di Brera

    5 / 11

    Лоренцо Лотто. Портрет женщины в образе Лукреции
    1533 год
    National Gallery, London

    6 / 11

    Лоренцо Лотто. Семейный портрет
    1523–1524 годы
    Государственный Эрмитаж

    7 / 11

    Аньоло Бронзино. Портрет Уголино Мартелли
    1535–1537 годы
    Gemäldegalerie der Staatlichen Museen zu Berlin

    8 / 11

    Аньоло Бронзино. Портрет молодого человека с лютней
    1530–1532 годы
    Galleria degli Uffizi

    9 / 11

    Джованни Баттиста Морони. Портрет аббатисы Лукреции Альярди Вертова
    1557 год
    The Metropolitan Museum of Art

    10 / 11

    Моретто да Брешиа. Мужской портрет
    Около 1520 года
    Szépmûvészeti Múzeum, Budapest

    11 / 11

    Пармиджанино. Портрет молодой женщины
    Около 1535 года
    Museo di Capodimonte

    11. Парадный портрет: костюмы и атрибуты

    Вместе с психологическим портретом появляется и портрет парадный. Он рождается из той же потребности утверждения себя в мире и из потреб­ности защититься от него тоже: уйти в себя, нарастить непроницаемый панцирь. Такая защита, броня может быть броней и буквальной (портреты людей в латах создаются во множестве), а может быть сложносочиненным костюмом — и здесь мужские наряды ничем не уступают женским. Разного рода гуманистические атрибуты — книги, письма, статуэтки — обустраивают личное пространство вокруг героев (в отсутствие утерянного пространства общего). И зеркала — еще один популярный мотив — не только позволяют художникам проявить композиционную виртуозность, но косвенно свидетель­ствуют о проблеме поисков своего бытийного места: кто я и всегда ли я похож на самого себя?

    1 / 10

    Аньоло Бронзино. Портрет Бартоломео Панчиатики
    1540 год
    Galleria degli Uffizi

    2 / 10

    Аньоло Бронзино. Портрет Лукреции Панчиатики
    1540 год
    Galleria degli Uffizi

    3 / 10

    Аньоло Бронзино. Портрет Козимо I Медичи в латах
    Около 1545 года
    Galleria degli Uffizi

    4 / 10

    Джованни Баттиста Морони. Портрет рыцаря с турнирным шлемом
    1554–1558 годы
    National Gallery, London

    5 / 10

    Джулио Романо. Женский портрет (возможно, Маргариты Монферратской)
    1531 год
    Hampton Court Palace Royal Collection, Windsor Castle

    6 / 10

    Джироламо Романино. Портрет молодого мужчины
    1520–1525 годы
    Szépmûvészeti Múzeum, Budapest

    7 / 10

    Джироламо Савольдо. Портрет мужчины в латах с зеркалом
    Около 1529 года
    Musée du Louvre

    8 / 10

    Пармиджанино. Автопортрет в конвексном зеркале
    1524 год
    NKunsthistorisches Museum, Wien

    9 / 10

    Лоренцо Лотто. Портрет ученого
    Около 1527 года
    Gallerie dell’Accademia, Venice

    10 / 10

    Лоренцо Лотто. Тройной портрет ювелира
    1525–1535 годы
    Kunsthistorisches Museum, Wien

    10 признаков того, что перед вами картина передвижников

    17 признаков того, что перед вами экспрессионистская картина

    12 признаков того, что перед вами импрессионистская картина

    18 признаков того, что перед вами романтическая картина

    микрорубрики

    Ежедневные короткие материалы, которые мы выпускали последние три года

    Архив

  • Прячущий как пишется правильно
  • Прочтите отрывок из сочинения современного историка и укажите как называлась летопись о которой
  • Прощание с осенью рассказ
  • Прочтите отрывок из сочинения историка 19 века и укажите чье правление характеризует автор
  • Прочитая рассказ менее значительный в две тысячи пятом году поезжай домой их успехи