Психокоррекционные сказки для дошкольников

Развитие от а до я сказка ложь, да в ней намк! но это понимаем мы, взрослые, а для детей
  • Развитие от А до Я

Влияние сказок на развитие личности ребёнка

Сказка — ложь, да в ней намёк! Но это понимаем мы, взрослые, а для детей сказка является настоящим реальным миром, не выдуманным и не ложным. Родители должны осознавать, насколько важно влияние сказок на развитие личности ребёнка, на формирование его психики и отношение к окружающему миру.

Дети любят засыпать под рассказанную или прочитанную сказку на ночь, потому что в это время в их голове формируются образы, картинки, они представляют себе героев и себя вместе с ними. И так приятно засыпать под монотонный голос мамы, который повествует о дальних берегах, об оживших предметах, о борьбе добра и зла.

Когда вы покупаете ребенку книгу со сказками, отдавайте предпочтение тем, в содержание которых входят различные виды народного и авторского творчества. Ребенку важно слышать не только добрые, но и грустные сказки, не только о животных, но и богатырях, дабы разнообразить свой внутренний мир.

Механизм воздействия сказки на развитие личности

Мама с ребенком читают сказкуЕсли вы до сих пор не верите в то, что сказки могут влиять на будущее детей, вспомните, сколько девушек мечтает во взрослой жизни о принце на белом коне? Откуда этот образ? Ну конечно из нашего детства, когда мама читала сказку о Золушке или когда мы смотрели Диснеевские мультфильмы. То, что вплетается в наше воображение в детстве, остается там надолго, возможно, и на всю жизнь.

Чтобы понять, как сказка может повлиять на малыша, нужно разбираться в механизме её влияния, знать «рычажки», на которые она воздействует.

Во-первых, это мировосприятие. Ребёнок чувствует окружающий мир на уровне интуиции, он еще многого не понимает, но его ощущения, воображение уже рисуют ему картинки. Ребёнок принимает сказку «за чистую монету», поэтому все вокруг ему кажется живым — его подушка, одеяло, туалетные принадлежности, вся природа вокруг, и, конечно же, животные. Когда ребёнок воображает себе защитников вокруг, которые могут ожить в любой момент, он чувствует себя более защищенным.

Во-вторых, маленького ребёнка можно назвать «подражателем», то есть он старается повторять ваши самые яркие действия, жесты, мимику. Ему чрезвычайно важно найти объекты для подражания, и в сказке он их находит сполна — принц, принцесса, добрая фея, умный кот. Сказки помогают вам донести до ребенка понятия хорошего и плохого. Если вы просто скажете ребёнку «так делать нельзя», он наверняка захочет нашкодничать только потому, что ему запретили и ничего не объяснили. Но если он услышит о последствиях в сказочной форме, это окажет на него большее влияние, поскольку сказочные герои в его воображении имеют некий «авторитет».

В-третьих, в сказках нет замысловатых слов и непонятных фраз — всё изложено настолько доступно и просто, что ребёнку намного легче воспринимать именно сказку, чем рассказы о настоящей жизни. Окунаясь в сказку, ребёнок оказывается в своем вымышленном мире, который является для него вполне реальным. Задача сказки — влиять не на ум, а на чувства, поскольку именно в детском возрасте мы все воспринимаем с помощью чувств, и лишь во взрослой жизни учимся жить умом. Ребёнку именно через сказку легче понять самые сложные чувства в человеке, о которых не хочется говорить малышу прямо — жизнь и смерть, любовь и измена, доброта и коварство.

Ремонт холодильника с вызовом на дом от Холод Групп

Народные и авторские сказки

  • Народные сказки

Русские народные сказкиАбсолютно все сказки — проецирование нашей реальной жизни на вымышленных персонажей, и мы должны отдать должное мудрости нашего народа, который смог в сказках пересказать все свои переживания. Слушая фольклор, мифы своего народа, ребенок впитывает в себя его мышление, привычки, повадки. Благодаря этим сказкам малыш может понять поведение своих родителей, их наставления.

Никто не знает, откуда пошли эти детские сказки, но их развивающие способности неоспоримы, поскольку мудрость, заложенная в них, пронесена неизвестными авторами сквозь века. Именно мудрости, доброте, верности себе и своему народу, геройству и правильности поступков учат народные сказки.

Есть среди народных сказок и страшилки. Именно благодаря ним мы знаем о нечистой силе, о том, что в наших домах водятся домовые, что есть рогатые чертята, способные превратить нашу жизнь в хаос. У каждого народа существуют свои чудища-страшилки, но если присмотреться к ним внимательно, мы увидим, что они все схожи между собой, только называют их по-разному. Ребенку настолько страшны эти сказки, насколько и интересны, ведь это не ужасы, которые сейчас показывают в кино, а некий объект нашего воображения.

  • Авторские сказки

Существует три основных направления авторских сказок — это волшебные, обучающие и психокоррекционные.

Авторские сказки о волшебстве отличаются от народных образностью своих персонажей. Возьмем, например, сказки братьев Гримм. В каждом их повествовании есть определенные персонажи с конкретными именами. В авторской сказке всё более конкретно — «Красная шапочка», «Мальчик-с-пальчик», «Рапунцель». Однако можно сказать, что многие из этих сказок стали даже поистине народными, например, «Волк и семеро козлят». Из народных сказок мы несем в свою взрослую жизнь многолетнюю мудрость народа, а из авторских запоминаем интересный сюжет, например, «Оле-Лукойе», «Русалочка», «Дюймовочка», «Снежная королева», «Принцесса на горошине». Именно эти сказки малыши хотят слышать каждый вечер на ночь, потому что их персонажи очень яркие и легко запоминающиеся. К тому же в этих сказках добро всегда побеждает зло, что очень важно для развития детского восприятия внешнего мира.

Существуют также авторские сказки, которые пишут психологи или педагоги, и в большинстве случаев они направлены на обучение ребенка через интересные рассказы, поскольку так ему легче усваивать материал, да и о волшебных цифрах и буквах интереснее слушать, чем просто учить алфавит.

Разные сказки — разное влияние

Сказка ребенкуНельзя скидывать все сказки в один котёл, думая, что все они одинаково полезны для развития личности ребенка. У сказок также есть свои направления, виды, одни из которых лучше развивают восприятие добра и зла, другие учат любить природу, третьи воспитывают доброту и сострадание. В жизни ребенка всех сказок должно быть по чуть — чуть, чтобы воображение малыша развивалось многосторонне, а для этого ему нужен «фундамент» в виде различных волшебных повествований.

  • Об ожившем мире вокруг

Когда ребёнок начнет говорить, он кроме слов «мама», «папа» начнет говорить «кися», потому что животное его привлекает больше всего. Пушистое, интересное, двигающееся — это положительный образ живого существа, который с помощью сказок еще и оживает, становясь на один уровень с людьми.

Пока ребёнок совсем мал, у него еще нет явных друзей, поэтому сказочные животные становятся для него лучшими товарищами, которые еще и наделены сказочными способностями. К тому же в некоторых сказках животные являются помощниками людей, всегда идущих с ними под руку.

Сказки об оживших предметах и умных животных очень важны для формирования личности ребёнка, поскольку с их помощью он учится быть добрым и внимательным к природе, к растениям, особенно к животным, быть отзывчивым, соучастливым и сопережевательным. Когда для ребёнка каждый жучок является другом, в маленьком сердечке будет меньше злости, коварства, больше любви.

Ребёнку не помешает услышать такие сказки, как «Иван-Царевич и Серый Волк», «Журавль и Цапля», «Коза-дереза», «Колобок», «Петушок-золотой гребешок» и т. д.

  • Об отношениях между людьми (бытовые сказки)

Конечно, идеал семейных отношений должны показывать ребёнку его родители, но если вы будете читать ему бытовые сказки о том, какие ситуации бывают в настоящей жизни, он станет больше понимать.


В бытовых сказках главные герои — это люди, попадающие в те или иные ситуации. С юмором, прибаутками и поучениями герои проходят через все преграды и 
наконец-таки добиваются своей цели. А поскольку главный герой — человек, ребёнок воспринимает его уже не столько как вымышленного персонажа, сколько как действительно существующего героя. А раз он такое смог — значит, и я смогу добиваться своих целей! Бытовые сказки воспитывают в ребенке целеустремленность и рвение, желание поступать правильно.

Яркими примерами станут для ребёнка такие развивающие сказки, как «Сказка о Царе Салтане», «Царевна-лягушка», «Мужик и медведь», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Горшочек-Вари!» и многие другие.

  • О добре и зле

Практически в любой сказке есть противостояние героя, олицетворяющего зло с героем, полным добра. Но они бывают завуалированы за героями-животными или плохими и хорошими людьми. А есть такие сказки, где добро и зло не имеет реальной оболочки — они являются некими образами, у которых нет ни имен, ни характера — они просто олицетворяют плохую и хорошую сторону нашей жизни. Но практически во всех сказках добро верными способами побеждает зло.

Дидактические сказки

Дидактические сказкиЭто самые явные развивающие сказки для детей, поскольку их чаще всего сочиняют педагоги. Дети не хотят учиться потому, что им это неинтересно, в маленьком возрасте им главнее игра, а не буквы и цифры. Чтобы заинтересовать формирующийся мозг, ему нужно предложить альтернативу игре — сказку, в которой переплетается материал урока со сказочными героями, где буквы, цифры, слова сами становятся одушевленными персонажами.

Наверное, все мы помним сказку «В стране невыученных уроков» Л.Гераскиной. По её мотивам даже мультфильм нарисовали, поскольку именно она заложила в нашей памяти интереснейшее правило: запятые — наиважнейшие знаки препинания, потому что они могут кардинально изменить смысл фразы («Казнить, нельзя помиловать!»). Те правила, которые мы просто заучиваем, с возрастом все равно забываются, а то, что мы узнали из сказок, остается в нашей памяти навсегда.

Психокоррекционные и психотерапевтические сказки

С помощью правильно подобранных и сочиненных психологами сказок можно в некоторой степени скорректировать поведение ребёнка, то есть направить его не очень правильные поступки в более позитивное русло, на примере сказки объяснить суть происходящего и возможные последствия.

Полностью изменить поведение ребёнка на примере сказок не получится, но мягко влиять на его подсознание, помогать определиться ребёнку в этом жестоком мире все же возможно. И не обязательно обсуждать с ребёнком развивающие сказки, ведь он может воспринять это как целенаправленное воздействие на его поведение. Многим детям достаточно просто прочитать сказку, рассказать свое мнение о ней, и оставить малыша самого обдумывать суть услышанного. Если ребёнок при вас выставляет свои «иголочки» в знак протеста, это еще не значит, что сказка его не зацепила, он просто не хочет вам этого показывать. Наедине с собой он наверняка сделает определенные выводы.

Сказки, направленные на коррекцию поведения и мышления ребёнка, не всегда с «хэппи-эндом» — многие из них заканчиваются трагически. Но это лишь для того, чтобы раскрыть душу ребёнка, донести до неё самые важные жизненные ситуации и пути их решения.

Девочки! Давайте делать репосты.

Благодаря этому к нам заглядывают специалисты и дают ответы на наши вопросы!
А еще, вы можете задать свой вопрос ниже. Такие как вы или специалисты дадут ответ.
Спасибки ;-)
Всем здоровых малышей!
Пс. Мальчиков это тоже касается! Просто девочек тут больше ;-)

Gnomik.ru
©

Психокоррекционное воздействие сказки известно человечеству уже не одну тысячу лет. Однако как один из методов становления личности оно стало использоваться сравнительно недавно. Сказкотерапия (именно так называется этот способ коррекции) находит свое применение в воспитании и в образовании, в стимулировании развития ребенка и во время тренинговых занятий.

Использование данного метода становится особенно актуальным в наше время. Ведь сказка позволяет оказать активное и в то же время ненавязчивое внушающее воздействие. В своих коллизиях и символах она преподносит в зашифрованном виде самые важные характеристики модели поведения, а также те убеждения, которые являются предпочтительными в обществе, чем и способствует становлению личности.

Характеристика метода сказкотерапии

В каких случаях рекомендовано использование данного способа воздействия на детей? Психокоррекционные сказки применяются в работе с теми пациентами, которые имеют некоторые поведенческие и эмоциональные затруднения. При использовании данного метода решаются проблемы, возникающие у дошкольников, а также у детей младшего школьного и иных возрастов. Психокоррекционные сказки помогают в работе с неуверенными, агрессивными и застенчивыми детьми, а также с теми, у которых особенно выражены чувства вины, стыда и лжи.

девочка грустит

Оказывает содействие сказкотерапия в лечении психосоматических заболеваний, энурезов и т. д. Сам процесс подобного устранения проблемы приводит к тому, что ребенок начинает анализировать существующие у него отклонения и осознавать пути их решения.

В чем причины эффективности сказкотерапии?

Рассказанные взрослыми истории притягивают детей. Сказки позволяют подрастающему человеку свободно фантазировать и мечтать. При этом для ребенка они являются особой реальностью, позволяющей познавать взрослый мир переживаний и чувств.

женщина читает сказку девочке

Кроме этого, маленькие дети обладают сильно развитым механизмом идентификации. Другими словами, им не составляет особого труда эмоционально объединить себя с другим персонажем или человеком, присвоив при этом его образцы норм ценностей. В связи с этим, слушая психокоррекционные сказки, ребенок начинает сопоставлять себя с их героями, понимая при этом, что проблемы и переживания существуют не только у него.

Целью психокоррекционных сказок являются ненавязчивые предложения выхода из самых различных ситуаций в виде позитивной поддержки возможностей маленького человека, а также путей решения возникающих конфликтов. Ребенок при этом начинает представлять себя в роли положительного героя. Почему это происходит? Да потому, что положение главного героя является наиболее привлекательным, если сравнивать его с прочими персонажами. Таким образом, психокоррекционные сказки для детей позволяют им усваивать правильные моральные нормы и ценности, а также различать зло и добро.

По утверждениям специалистов, метафора, без которой не обходится любая фантастическая история, позволяет обеспечить контакт левого и правого полушария мозга. Что происходит при этом в процессе восприятия психокоррекционных сказок? В работу включается левое полушарие. Оно извлекает из сюжета логический смысл. Правое же полушарие остается свободным для творчества, воображения, фантазии и мечтаний.

Специалисты, проводящие психокоррекционную работу с детьми, отмечают, что на вербальном, осознаваемым маленьким пациентом уровне, он может вовсе и не принимать сказку. Тем не менее положительный эффект от такой работы будет непременно присутствовать, так как изменения, как правило, происходят на уровне подсознания. При этом отмечается, что использование одной и той же сказки оказывает различное влияние. Каждый ребенок находит в ней то, что особенно актуально для него, и то, что созвучно его проблемам.

Исходя из имеющейся практики, психокоррекционные сказки у беспроблемных детей чаще всего не находят особого эмоционального отклика. Они воспринимаются ими в качестве интересных историй и не приводят к изменениям в поведении.

В сказкотерапии используется два подхода. Эти психокоррекционные методы отличаются друг от друга по степени индивидуализации волшебных или фантастических историй, а также исходя из уровня директивности способа. Рассмотрим их подробнее.

Направленная форма

При директивном методе сказкотерапии педагог или психолог являются главным лицом, активно участвующим в процессе занятий и внимательно наблюдающим за поведением ребенка. Это позволяет интерпретировать реакции маленького пациента и правильно выстраивать свою дальнейшую тактику.

В этом случае психотерапевтические метафоры, которые используются при такой работе, должны быть созданы и подобраны индивидуально, исходя из целей работы и проблем, имеющихся у ребенка.

мальчик поднял вверх пальчик

Те психологи, которые работают с использованием данного метода, отмечают тот факт, что при создании сказки они, прежде всего, ставят своей целью получение желаемого результата. Он при этом должен быть:

  • конкретным;
  • подконтрольным, то есть зависимым не от внешних обстоятельств, а от самого ребенка;
  • сформулированным в максимально позитивном виде, то есть подчеркивать, от чего следует избавляться, а к чему необходимо стремиться.

И если сама структура истории будет связана с проблемами и с жизнью маленького пациента, то это позволит эффективно сработать психокоррекционным механизмам сказки.

Сюжет повествования при директивном методе

Каков алгоритм составления психокоррекционной сказки при направленной форме работы с детьми? Прежде всего, требуется обращать особое внимание на подбор персонажей. Немаловажное значение имеет и установление между ними определенных отношений. Для максимально эффективного проведения психокоррекционной работы с детьми сказку составляют таким образом, чтобы ее герои соответствовали участникам реального конфликта. При этом специалисту понадобится установить между персонажами символические отношения, сходные с теми, которые имеют место в жизненном конфликте.

Например, основная проблема маленького пациента может заключаться в несогласованности между родителями применяемых ими методов воспитания. Папа, вполне возможно, завышает свои требования к ребенку, а мама всячески заступается и защищает свое чадо. В таком случае сказочный сюжет может повествовать о членах команды какого-либо волшебного корабля. В ее состав психолог включает строгого капитана и доброго помощника, а также неумелого молодого юнгу.

Те специалисты, которые являются сторонниками директивного направления, указывают, что для того, чтобы составить интересную сказку для ребенка, понадобится предварительно выяснить увлечения и интересы маленького пациента. На них впоследствии психологу и рекомендуется опереться при создании истории. Использование понятной и близкой для малыша темы позволяет ему быстро вжиться в предлагаемый образ сказочного героя, соотнеся при этом свои и его проблемы, а также увидеть необходимый выход из конфликтной ситуации.

Например, для шестилетнего мальчика, у которого отмечен высокий уровень развития интеллекта, увлекающегося астрономией, но испытывающего значительные трудности в общении, психологом может быть придумана сказка об одинокой звездочке. Она хотела подружиться с другими звездами, но никак не могла преодолеть огромного расстояния до них.

Ненаправленная форма

Существует и менее директивный метод сказкотерапии. В его основе лежит представление о том, что каждый ребенок – это уникальная личность, по-своему воспринимающая окружающий мир. Такая психокоррекционная программа для детей ставит своей целью помочь маленькому пациенту в выявлении и осознании имеющейся проблемы. Составленная специалистом история обязательно содержит указания ребенку и на некоторые направления их решения.

Педагогом или психологом в данном случае создается особая эмоциональная атмосфера. Она направлена на поддержание всего доброго и позитивного, что есть у ребенка, признавая его право на любые чувства, но при этом выдвигая социальные требования. Например, детям указывают на то, что не следует кусаться, драться или обзываться.

девочка смотрит в книгу и улыбается

Чаще всего при использовании данного направления занятия проводятся сразу с группой маленьких пациентов в составе 3-5 человек. Длительность такого курса составляет 1-2 месяца. Сказки в этом случае создаются для всей группы, так как считается, что ребенок будет воспринимать предложенную историю по-своему, взяв из нее только то, что актуально его проблеме.

Сюжет повествования при недирективном методе

Сказки при ненаправленной форме коррекционной работы составляются в виде целого цикла историй. Между собой они связаны одними и теми же персонажами. В каждой сказке герои попадают в различные приключения. Подобный алгоритм весьма удобен. Ведь ребенок быстро привыкает к постоянным героям, и ему становится намного проще сравнивать себя с ними. Помимо этого, используемый цикл историй порой включает в себя некоторые ритуальные моменты, а команды, которые переходят из одной сказки в другую, позволяют максимально эффективно руководить проводимыми сеансами.

Существуют различные типы сказок для психокоррекционной работы. Рассмотрим некоторые из них подробнее.

Дидактические сказки

Главным предназначением подобных историй является занимательная подача материала. Даже в том случае, когда психологом используются звуки, цифры, буквы, арифметические действия и прочие сложные символы, они должны быть представлены в игровой форме и быть одушевленными. Так сказочные образы начнут раскрывать смысл повествования и максимально качественно передавать необходимые знания.

мальчик играет роль героя сказки

Характерным признаком данного типа коррекции является применение предметной информации. Одновременно с этим начинает происходить развитие у детей творческих способностей, формируются их речевые навыки и совершенствуется мышление.

Работа с дидактической сказкой включает в себя отдельные этапы. В их числе — прослушивание и обсуждение, анализ, а также оценка сюжета. При мотивированном и систематическом применении подобного приема терапии ребенок начинает избегать типичных ошибок и добивается высоких результатов по изучаемой теме.

Сочинение дидактических сказок весьма эффективно и для пациентов подросткового возраста. Подобный прием позволяет полностью реализовать интеллектуальные и творческие ресурсы ребенка. К решению учебной задачи он начинает подходить благодаря восприятию достижения успеха, которого (как он начинает осознавать) можно добиться только после прохождения сложных испытаний.

Дидактические психокоррекционные сказки для младших школьников являются основным направлением в работе с детьми этого возраста. Специалисты отмечают, что при их использовании даже самые труднообучаемые и трудновоспитуемые дети начинают проявлять интерес к материалу.

Психотерапевтические сказки

Особенность подобных историй состоит в том, что их сюжет должен быть аналогичен проблеме, которая имеется у ребенка, но при этом не иметь с ней прямого сходства. Рассказанные истории должны предлагать решение существующей проблемы. Не зря их называют еще и сказками, способными врачевать душу.

учитель занимается с детьми

Для какого возраста подходит использование подобного направления? Весьма эффективным оказываются такие психокоррекционные сказки для дошкольников, а также для старших детей. Применяют их и для подросткового возраста.

Виды психотерапевтических сказок

Специалисты выделяют несколько типов подобных историй. Среди них:

  1. Сказки о ребенке, очень похожем на маленького пациента. В этом случае главный герой повествования может стать другом малыша. События, которые будут происходить в истории, непременно должны быть похожи на те, которые имеют место в реальной жизни. На подобном примере дети учатся не только решать свои проблемы, но и приходить к самостоятельным выводам. Например, ребенку, не желающему заниматься гимнастикой, вполне уместно будет рассказать историю, в которой главный герой случайно подслушал разговор о пользе таких занятий. Он понял, что гимнастика способна придать ему такую энергию и силу, которые позволят добиться желаемого.
  2. Истории о маленьком пациенте. Слушая такие сказки, ребенок начнет напрямую отождествлять себя с ее главным героем. При этом педагогу или психологу понадобится включить в свое повествование некоторые элементы, напрямую перенесенные из реальной жизни. Это названия игрушек и имена друзей или любимых малышом мультяшных героев. В сказке подобного типа главный персонаж должен быть наделен теми положительными качествами, которые желательно привить маленькому пациенту. Например, невежливость может быть откорректирована поступками героя. В сказке он должен со всеми здороваться и каждому помогать. Если ребенок боится темноты, то для него полезными станут истории о маленьком персонаже, вызволяющем кого-либо из страшного и темного подземелья. По утверждениям психологов, таким образом можно добиться эмоционального восприятия истории. По истечении некоторого времени сказка начнет соотноситься с реалиями. Порой модель поведения у ребенка меняется в нужную сторону уже спустя несколько часов после проведенного сеанса. Ведь малыш начнет примерять роль главного персонажа на себя.

Функции психокоррекционных сказок

Какой цели можно добиться, рассказывая ребенку специально придуманные для него истории? Все типы сказок для психокоррекционной работы позволяют:

  1. Воспитать в маленьком человеке самые хорошие качества. Это доброта и порядочность, искренность и смелость, честность и отзывчивость.
  2. Обучить правилам поведения. Психокоррекционные сказки делают это ненавязчиво и мягко. Ведь подобные истории необходимы для того, чтобы малыш прочувствованные им эмоции грусти и радости, а также сопереживания персонажам переносил в реальную жизнь.
  3. Привить маленькому человеку извечные ценности, а также обучить его пониманию окружающего мира и тех отношений, которые существуют между людьми.
  4. Расслабить.
  5. Воспринять положительный опыт и показать модели идеальных взаимоотношений.

Те качества, которыми обладают выдуманные герои, играют в сказкотерапии лишь вспомогательную роль. При этом они помогают сформировать у ребенка необходимые черты характера. Чаще всего психологи пытаются завуалировать сюжет истории. Они делают его несколько более запутанным, чем события реальной жизни. С малышом, который должен найти выход из проблемной ситуации, специалисты разговаривают как с взрослым. Только в таком случае производимая маленьким пациентом духовная работа станет максимально эффективной.

дети читают книги

Психокоррекционные сказки для младших школьников должны иметь сюжет, основанный на их личном интересе. В 6 лет на ребенка желательно воздействовать с помощью забавных историй, содержащих в себе увлекательные приключения. В 7 лет оптимальным вариантом явятся волшебные сказки. В этом возрасте желательно также знакомить малышей с произведениями разных авторов. В 8-9 лет детям будут особенно интересны притчи и бытовые сказки. Они с удовольствием прослушают истории, имеющие разветвленный сюжет, где помимо переживаний и чувств героев добавятся и авторские размышления.

Библиографическое описание:


Якимова, М. С. Сказкотерапия как способ работы учителя-логопеда над успешной адаптацией ребенка с нарушением опорно-двигательного аппарата к условиям дошкольного учреждения / М. С. Якимова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 14 (356). — С. 148-151. — URL: https://moluch.ru/archive/356/79666/ (дата обращения: 04.01.2022).



Адаптация ребенка к условиям дошкольного учреждения — одна из наиболее часто встречающихся проблем дошкольного образования. Когда наступает время отдавать ребенка в детский сад, фактически каждая семья сталкивается с данной сложностью. В этот период дети особенно чувствительны к разлуке с близкими, боятся новизны.

Адаптация к условиям детского сада проходит весьма болезненно особенно у дошкольников с ограниченными возможностями здоровья, в том числе детей-инвалидов. Правильно организованная работа педагога может стать залогом эффективной адаптации детей к условиям детского сада.

Для характеристики результативного аспекта адаптационного процесса в научной литературе нередко употребляется понятие адаптированности.

Понятие «адаптированность» («устойчивая адаптация») является синонимом «нормы», «здоровья». Под стабильной адаптацией принято считать уровень фактического приспособления ребенка-индивида, уровень его социального статуса и самоощущения. [8, с. 100–102]

Анализ литературы показал, что большинством авторов в качестве переменных, влияющих на адаптацию, рассматриваются факторы индивидуально-психологического характера личности ребенка (Л. Г. Дикая, В. И. Ильичева, Е. Р. Калитиевская, С. А. Шапкин, Е. Шмид-Кольмер) и физиологического характера (А. Ф. Белов, Ю. Ю. Бяловский, Л.Г Дикая, И. Г. Кумарина С. А. Шапкин), к которым относятся возможности (или пределы) адаптации конкретного человека, обусловленные его наследственностью, возрастом, состоянием здоровья и степенью тренированности.

У человека существует специальная функциональная система адаптационных механизмов, осуществляющая все приспособительные реакции. Возрастная незрелость системы адаптационных механизмов детей приводит при изменении среды к психическому напряжению, а это вызывает изменения в эмоциональном состоянии, нарушение поведения [1, с. 236].

Таким образом, можно сделать вывод: уровень тревожности у детей в период адаптации к дошкольному учреждению значительно возрастает. Все реакции и проявления организма обостряются, и, как следствие, требуют грамотной коррекционной работы в данном направлении. Поэтому одной из задач логопедической работы становится стабилизация эмоционального состояния воспитанников.

В ГБУ «Комплексный реабилитационно-образовательный центр» ОСП «Раменки» обучаются по адаптированной основной образовательной программе дошкольного образования 18 детей с нарушением опорно-двигательного аппарата и другими нарушениями развития.

Универсальным и комплексным методом воздействия в коррекционной логопедической работе с дошкольниками является сказкотерапия. Этот метод относится к здоровьесберегающим технологиям и одновременно является обновленной технологией духовно-нравственного воспитания.

Сказка для детей — это чудесное перевоплощение в другой образ, снятие зажимов и комплексов, развитие креативных способностей, знакомство с историей, бытом, культурой народов мира, соприкосновение с театральным искусством. Проигрывание ролей в сказке способствует снятию эмоционального, интеллектуального и физического напряжения, делает обучающегося добрее и восприимчивее к окружающему миру, формирует навыки слышать себя и другого. Дети проявляют самостоятельность, что ведет к повышению самооценки и уравновешивает психологическое здоровье обучающихся.

Работа со сказкой может проходить в несколько этапов. Впервые встречаясь с ребенком, мы стараемся установить доброжелательный контакт. В игровой форме знакомимся с персонажами сказок, поем песенки, обязательно подкрепляя свою деятельность положительными эмоциями. Это не всегда получается с первого раза. В таких случаях мы (методика Исаевой Т. Н.) без включения ребенка, при его пассивном участии, сами поем, проигрываем сказки, ведем с персонажами драматизации беседы. Ребенок в таком случае только наблюдает за действиями взрослого.

На следующем занятии мы начинаем такому ребенку, кроме потешек и песенок, предлагать небольшой фрагмент учебного материала. Постепенно переходя от развлечения к занятию.

При помощи приемов сказкотерапии возрастает доверие к педагогу. Появляется интерес. Улучшается эмоциональный контакт. Со временем ребенок начинает реагировать, бросать взгляды, пододвигается ближе к педагогу.

Таким образом, дети шаг за шагом, начинают активно участвовать в сказках: кто-то исполняет знакомую роль, а кто-то может самостоятельно придумать финал сказки.

В ситуации дистанционной работы с ребенком активное участие в наших мини-спектаклях принимают родители. Они не только стали помощниками на занятиях, но и по нашему примеру начинают драматизировать сказки со своими детьми в домашних условиях.

Эта работа принесла свои положительные результаты: повысился интерес родителей к занятиям, так как мамы, папы, дедушки и бабушки включены в работу и видят все изнутри. Многие родители отмечали, что получают не только теоретические знания о особенностях развития своих детей, но и приобретают практические навыки в общении, которые успешно практикуют и закрепляют в домашних условиях.

Таким образом, сказкотерапия несет в себе огромный потенциал и в логопедическом и психологическом воздействии. Никакой иной вид деятельности не может обеспечить такого комплексного воздействия на речевую сферу ребенка. Метод сказкотерапии, ее элементы могут использоваться в работе над всеми компонентами речевой системы и на разных этапах работы. Для этого применяются дидактические, в том числе хорошо известные нам логопедические и психокоррекционные сказки с использованием различных форм работы: анализ сказок, рассказывание сказок, сочинение сказок, рисование по мотивам сказки.

Сказка не только расширяет знания ребенка о мире, но и приобщает к жизни, человеческой культуре, формирует основы поведения и общения, является средством положительного воздействия на эмоциональное состояние ребенка — для детей-инвалидов с нарушением опорно-двигательного аппарата это чрезвычайно важно.

Участие ребенка в сказочных представлениях улучшает его настроение, позволяет проигрывать некоторые сложные жизненные ситуации, снимает уровень проявления негативизма — все это является важным условием для успешной адаптации детей к условиям дошкольного учреждения.

Литература:

  1. Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ [Текст]: практ. пособие / авт.- сост. Л. В. Белкина. — Воронеж: Учитель, 2004.
  2. Баданина, Л. Организация адаптации родителей к детскому саду [Текст] / Л. Баданина // Дошкольное воспитание. — 2007. — № 5.
  3. Баркан, А. И. Практическая психология для родителей, или Как научиться понимать своего ребенка. Его Величество Ребенок какой он есть [Текст] /А. И. Баркан. — М.: АСТ-ПРЕСС, 2001.
  4. Божович, Л. Н. Личность и ее формирование в детском возрасте [Текст] /Л. Н. Божович. — СПб.: Питер, 2009. — 414 с.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, детский сад, дошкольное учреждение, сказка, дошкольное образование, опорно-двигательный аппарат.

Сказкотерапия в детском саду

Сказкотерапия — пожалуй, самый детский метод психологии, и, конечно, один из самых древних.

Сказкотерапия – это метод, использующий форму для интеграции личности, развития творческих способностей, расширения сознания, совершенствования взаимодействия с окружающим миром. К сказкам обращались в своем творчестве известные и зарубежные и отечественные психологи: Э.Фромм, Э.Берн, Э.Гарднер, Вачков И.В., М. Осорина, Е.Лисина, Т. Зинкевич-Евстигнеева и другие.

Сказкотерапия — означает «лечение сказкой».

Исследования показывают, что в любимых сказках запрограммирована жизнь ребенка. «Скажи мне, какая твоя любимая сказка, и я скажу, кто ты».

Сказки для сказкотерапии подбираются разные: русские народные и авторские, специально разработанные психокоррекционные и медитативные сказки, и многие другие. Часто предлагается малышу сочинить сказку самостоятельно. Сочинение сказок ребёнком и для ребёнка — основа сказкотерапии. Через сказку можно узнать о таких переживаниях детей, которые они сами толком не осознают, или стесняются обсуждать их со взрослыми.

В сказках дети находят частички своей души, отголоски своей жизни. Кроме того сказки вселяют в ребенка надежду. Чем дольше ребенок верит в волшебного Деда Мороза, который приносит подарки в новогоднюю ночь, тем оптимистичнее будут его взгляды на жизнь.

Умственное развитие детей от трех до шести лет характеризуется формированием образного мышления, которое позволяет ребенку думать о предметах, сравнивать их в уме даже тогда, когда он их не видит. Ребенок начинает формировать модели той действительности, с которой имеет дело, строить ее описание. Делает он это с помощью сказки. Четыре-пять лет — апогей сказочного мышления. Сказка — это такая знаковая система, с помощью которой ребенок интерпретирует окружающую действительность.

У каждой группы сказок есть своя возрастная аудитория.

Детям 3-5 лет наиболее понятны и близки сказки о животных и сказки о взаимодействии людей и животных. В этом возрасте дети часто идентифицируют себя с животными, легко перевоплощаются в них, копируя их манеру поведения.

Начиная с 5 лет, ребенок идентифицирует себя преимущественно с человеческими персонажами: Принцами, Царевнами, Солдатами и пр. Чем старше становится ребенок, тем с большим удовольствием он читает истории и сказки о людях, потому что в этих историях содержится рассказ о том, как человек познает мир.

Примерно с 5-6 лет ребенок предпочитает волшебные сказки.

Основной принцип подбора сказок – это направленность проблемной ситуации, характерной для данного возраста, нравственный урок, который дает сказка, доступный для осмысления детям старшего дошкольного возраста.

Структура сказкотерапевтического занятия содержит обязательный ритуал «входа в сказку» (настрой), основную часть, где используются приемы работы со сказкой, приемы и упражнения для развития вербального воображения ребенка, и ритуал «выхода из сказки». Подобная структура занятия создает атмосферу «сказочного мира», настрой на работу с метафорой.

Работа со сказкой строится следующим образом:

1) чтение или рассказ самой сказки; ее обсуждение. Причем, в обсуждении ребенок должен быть уверен, что он может высказывать любое свое мнение, т.е. все, что он ни говорит не должно подвергаться осуждению.

2) рисунок наиболее значимого для ребенка отрывка;

3) драматизация, т.е. проигрывание сказки в ролях. Ребенок интуитивно выбирает для себя «исцеляющую» роль. И здесь надо отдавать роль сценариста самому ребенку, тогда проблемные моменты точно будут проиграны.

Эффект на занятии достигается сочетанием трех составляющих образа сказки, сказочной атмосферы: музыкальный образ сказки, образ сказочного пространства (светотехнические эффекты), собственно рассказывание сказки и демонстрация персонажей сказки в настольном театре.

Что могут дать такие сказки для детей?

Во-первых, ребенок понимает, что взрослых интересуют его проблемы, что родители на его стороне.

Во-вторых, он усваивает следующий подход к жизни: «ищи силы для разрешения конфликта в себе самом, ты их обязательно найдешь и победишь трудности», т.е. мы проживаем нашу жизнь так, как мы ее для себя строим.

В-третьих, истории показывают, что выход из любой ситуации есть всегда, надо только его поискать.

В сказочных историях можно выделить следующие группы тем, которые они поднимают.

1. Трудности, связанные с общением (со сверстниками и родителями).

2. Чувство неполноценности. Практически все агрессивное поведение — результат ощущения собственной «малозначимости» и попытки таким способом доказать обратное.

3. Страхи и тревоги по самым различным поводам.

4. Проблемы, связанные со спецификой возраста. Дошкольник сталкивается с необходимостью обходиться без мамы, быть самостоятельным.

В результате сказкотерапии, ребенок чувствует поддержку взрослых, которая ему так необходима. Также в сказке и через восприятие сказочного мира можно создать необходимые условия для развития эмоциональной сферы дошкольника, обогатить образами и представлениями, формирующими воображение.

Формы работы со сказкой также многоцветны и разнообразны, как сама жизнь. Абсолютно всё, что нас окружает, может быть описано языком сказок. Если родители смогут правильно использовать все возможности сказкотерапии, то окажут своим детям неоценимую помощь.

Ребенок будет знать, что родителям небезразличны его проблемы, он сможет усвоить такое жизненное правило: « нужно искать силы для преодоления трудностей в себе самом». Сказки показывают, что безвыходных ситуаций не существует, выход всегда есть — надо только его поискать.

Сказки разовьют воображение ребёнка, научат свободно, не страшась опасностей, импровизировать, дадут ему чудесное умение использовать для решения проблем волшебную силу творчества!




В статье автор предлагает адаптированную дидактическую сказку к УМК «Spotlight», как способ преодоления психологических проблем при изучении сложных грамматических явлений в начальной школе.



Ключевые слова



: сказки, дети, грамматическое явление

Грамматика является одним из основных разделов науки о языке, в котором рассматриваются закономерности изменения и сочетания слов, образующих осмысленные высказывания. Не редко можно встретить понятия «владение грамматикой, грамматический навык», которые являются синонимами грамматики. Формирование умений правильно подобрать нужную форму слова и верно сочетать слова — одно из важнейших необходимых условий использование языка как средство общения. [1, с. 193]

Грамматические навыки обычно рассматриваются как «автоматизированный компонент сознательно выполняемой речевой деятельности, которая обеспечивает правильное употребление грамматической формы в речевом общении». [5,с. 142]

Учащиеся 7–10 лет начального школьного возраста осваивают иностранный язык опосредованно и подсознательно. Им легче понять ситуацию в общем, чем изучать структуры языка по сложным правилам и выстраивать предложения. Также удержать внимание школьников в таком возрасте надолго затруднительно, поскольку они могут сосредоточиться лишь на короткое время. Учащиеся с трудом сосредотачиваются на монотонной деятельности или том, что требует умственного напряжения. Учащиеся отвлекаются, что помогает снизить усталость. Учитывая данную особенность, учитель должен постоянно менять вид деятельности, сочетать разные задания, использовать разные методы и технологии обучения [3,с.87].

По словам З. Н. Никитенко, начинать обучать детей иностранному языку стоит, если обучение будет направлено на развитие личности учащегося, способности к общению, творчества и познания мира в целом [4,с.143]. Создание сильной мотивации необходимо для того, чтобы учащиеся могли концентрироваться на определенном этапе урока.

Эмоции младших школьников в обучении играют не менее важную роль, чем когнитивные функции. Учащиеся, которые имеют низкую самооценку, часто не умеют реализовывать свои способности, становятся неуспевающими. Учащиеся могут быть разными: кто-то агрессивен, кто-то застенчив, кто-то будет переживать из-за неудач и ошибок. Чрезмерная чувствительность к окружающему миру должна настроить учителя на индивидуальный подход к каждому обучающемуся [2,с.64].

Следует отметить, что дети эффективно воспринимают наглядную и эмоциональную информацию. Исходя из этого, важно осознать, что при обучении необходимо использовать яркий материал, красочно проиллюстрированный и показанный в необычной интересной манере. Несомненно, наглядность и разыгранные ситуации влияют на учащихся положительно, дети начинают интересоваться увиденным, у них появляется внутренняя мотивация.

Внедряя в обучение сказки, учитель развивает не только память, мышление, воображение детей, но и повышает мотивацию к изучению иностранного языка. Английский язык, как правило, считается вторым языком в школе, который дети начинают учить со 2 класса (иногда с 1). Первостепенная задача учителя психологически подготовить учащихся к изучению нового языка. Начальный этап изучения иностранного языка очень важен, так как все наши положительные и негативные эмоции идут из детства. Часто можно встретить людей и услышать фразу «я не любил английский в школе». Обычно эти люди помнят скучные занятия по английскому, множество таблиц с правилами и однотипные задания на автоматизацию навыка. Исходя из этого, важно с детства показать, что английский язык (или любой другой иностранный язык) может быть увлекательным и не таким сложным, как кажется. Помимо этого при планировании учебного процесса учитель должен брать во внимании психологические особенности детей начальной школы и индивидуальные особенности каждого ученика. Из общей психологии известно, что существуют аудиалы (восприятие информации на слух), визуалы (восприятие информации зрительно) и кинестетики (восприятие на ощупь), поэтому объясняя новый материал, учитель должен охватить все три типа людей, а именно сделать материал наглядным, озвучивать и рассказывать каждое свое действие и иметь дополнительные материалы, по возможности. Если учитель не учитывает возрастные особенности младших школьников, то вскоре у детей возникнет психологический барьер, который только будет развиваться дальше.

Говоря о грамматике, существует определенная методика обучения грамматике, которую предоставляет А. Н. Щукин (таблица 1). Основное внимание нужно обратить на этап объяснения, от которого зависит формирование грамматического навыка. На этапе объяснения учителю важно заинтересовать, вовлечь учащихся и подготовить к возможным лингвистическим трудностям. Этап ознакомления может быть менее увлекательным, достаточно использовать УМК, который предлагает использовать определенный метод изучения грамматики (дедуктивный, индуктивный). А уже далее на этапе объяснения, учитель может применять свои разработки, дополнительные материалы. Сказки можно использовать при изучении грамматики, данное применение будет положительно влиять на процесс изучения, однако этап объяснения при этом может затянуться.

Таблица 1


Этапы обучения грамматике


Этапы формирования грамматической компетенции


Пояснение

Первый этап

Ознакомление с грамматическим явлением

На данном этапе происходит представление нового правила, рассматривается способ его употребления в языке для достижения цели общения.

Эффективное представление материала основывается на речевом образце, ситуации общения.

Второй этап

Объяснение учебного материала

Рассмотрение возможности употребления грамматического явления в речи, произвести первичное закрепление.

Третий этап

Закрепление введенного грамматического явления

Формирование грамматического навыка с помощью речевого образца и его объяснения, имитации, действий по аналогии, повторение речевого образца для автоматизации и сохранения в долговременной памяти для активного словаря. Используются упражнения в имитации, подстановке, трансформации, в репродукции.

Четвертый этап

Применение грамматического явления в речи

Формирование грамматических умений. Учащиеся учатся использовать грамматическое явление в речи с применением речевых и условно-речевых упражнений.

Известно, сто сказки могут быть разных видов: народные, авторские художественные, дидактические, медитативные, психокоррекционные сказки или психотерапевтические истории. С помощью различных видов сказок можно решить психологические проблемы. Дидактические сказки используются для обучения школьников, именно дидактические сказки учитель может использовать при объяснении грамматического материала. Дидактические сказки — это те сказки, которые придумывает учитель для подачи материала, который нужно усвоит учащимся. Сейчас можно найти множество дидактических сказок на различные грамматические явления. При использовании дидактической сказки, грамматика становиться интересной, увлекательной для детей. Важно, чтобы все учащиеся чувствовали себя вовлеченными, так получится удержать внимание школьников на долгий период. При планировании сказки важно учитывать программу УМК. Если учитель возьмет готовую сказку, которая есть в интернете в свободном доступе, то ее нужно адаптировать именно под программу учебника. Не стоит брать готовую сказку и преподносить учащимся, так как у каждого автора готовой сказки свои собственные лексические единицы. Учителю необходимо отобрать лексический минимум и адаптировать сказку. Проще сказать мы берем «скелет» сказки и создаем свою сказку. Мной была адаптирована дидактическая сказка на тему «Present Continuous» engeasyways.blogspot.com.

Проанализировав модуль учебника 3 класса, известно, какие лексические единицы должны служить для объяснения материала посредством сказки. Кроме этого, на этапе ознакомления учащиеся поют песню, в которой закрепляется новое грамматическое явление и лексические единицы, поэтому наша сказка полностью соответствует программе учебника. Я предлагаю дополнительный материал к УМК «Spotlight» 3. В начале модуля полезно использовать следующие речевые образцы: — I’m playing a game. — I’m driving a car. — I’m making a sandcastle. — I’m watching TV. — I’m painting a picture.

Начать свое вступление можно с представления названия сказки. Наша сказка называется «Приручить дракона». До начала урока важно подготовить дополнительные материалы, распечатать картинки или использовать интерактивную доску, если позволяет техническое оборудование школы. Учитель предлагает детям вспомнить мультфильм «Как приручить дракона?» и делает свою речь наглядной. Учитель демонстрирует картинку и задает вопросы учащимся: «Вы пробовали приручить дракона? Как вы думаете, получиться ли у нас? Ведь есть разные драконы, которых уже приручили». Учитель показывает картинку, учащиеся вспоминают мультфильм или знакомятся с персонажем мультфильма. После вступления учитель может предложить приручить собственного дракона, которого зовут Present Continuous по теме урока. Запомнив имя дракона, учащиеся будут правильно использовать название настоящего продолжительного времени в английском языке.

Далее знакомство с драконом продолжается, учитель объясняет значение грамматического времени и его употребление в речи: «Нам с вами нужно лучше узнать нашего дракона, прежде чем приручать. Итак, Present Continuous живет только в настоящем времени, а еще он очень любит фотографировать. Фотографирует наш дракон самые лучшие моменты, он так любит это делать, что говорит и думает о том, что происходит в данный момент. Представляете, у него даже есть свое любимое слово, которое он произносить в конце каждого предложения — это слово now (сейчас)». Учитель объяснил, в каком случае нужно использовать грамматическое явление, учащиеся запомнят любимое слово дракона, и обучающая функция сказки будет реализована. Используя принцип наглядности, можно убрать грамматические трудности, представляя учащимся речевые образцы, иллюстрированные красочными картинками. Важно, учитывая возникновение внутриязыковой интерференции, сформировать готовность учащихся к преодолению трудностей, поэтому учитель может показать разницу между использованием двух грамматических явлений, а именно Present Simple и Present Continuous. При знакомстве с нашим грамматическим явлением, учащихся уже сформированы грамматические навыки по отношению к теме Present Simple, поэтому могут возникнуть трудности лишь при различии данных правил. Важно указать на точное значение обозначенного грамматического явления в формате сказки: «Наш дракон непостоянный, он не любит, когда действия повторяются, и совсем не знает таких слов: всегда (always), иногда (sometimes), часто (often), редко (rarely), обычно (usually). Он любит только то, что происходит сейчас, то, что происходит сейчас и то, что он может сразу сфотографировать». Данная формулировка будет понятна учащимся, которых учитель подготовит к принятию данного грамматического явления. Можно представить детям картинку для наглядности.

Сказку можно продолжить следующим образом: «Теперь мы знаем, что любит наш дракон, но нам важно узнать строение его тела, чтобы суметь приручить его. Посмотрите, у него три головы: am, is, are. Туловище дракона похоже на мешок, туда и помещаются все глаголы, которые мы знаем. Наш дракон вытаскивает их, когда хочет рассказать, что происходит сейчас. Конечно, у него есть хвост, которого зовут –ing, хвост он носит с собой всегда, без него он не сможет жить». Здесь учителю необходимо показать детям дракона с его «частями тела», там самым мы предлагаем правило, но такое, которое дети легко запомнят.

На этапе изучения формы образования грамматического явления нам важно произвести актуализацию знаний учащихся глагола «to be», вспомнить формы данного глагола. На основе материала 2 класса, учитель продолжает сказку: «У нашего дракона есть друзья, и у каждой головы есть друзья. Посмотрите, голова «am» совсем не дружелюбная и у нее только один друг «я» — «I», а голова «Is» имеет три друга «он» — «he», «она» — «she» «это» — «It». И голова «are» тоже имеет трех друзей «мы» — «we», «ты», «вы» — «you», «они» — «they». Здесь также важно продемонстрировать учащимся правило с формами «to be».

Когда учащиеся изучили правило образования данного грамматического явления, необходимо перейти к типам предложений, которые учащиеся могут составлять, используя правило (дракона). С помощью сказки учащихся подготавливают к использованию данного грамматического явления в упражнениях, а далее в речи, поэтому важно продолжать применять сказку до конца объяснения правила и его употребления в разных типах предложений. Сказку при изучении предложений можно распределить на несколько уроков, чтобы большое количество материала не привело к трудностям усвоения.

Итак, при объяснении утвердительного предложения, учитель может продолжить свою дидактическую сказку: «Мы с вами достаточно изучили нашего дракона, поэтому теперь может начать приручать его. Как же им управлять?!» Данный этап очень важный в формировании грамматических навыков, т. к. учащиеся начинают использовать грамматическое явление в речи, данный этап — «приручение дракона» — является самым интересным. Для того чтобы удерживать внимание младшей аудитории, важно использовать вопросы, чтобы учащиеся были включены в процесс обучения. Далее начинается представление утвердительных предложений: «Давайте научимся управлять драконом! У нас есть три управления: управление-утверждение, управление-отрицание, управление-вопрос». Можно разделить объяснение типов предложений, все зависит от выбора учителя, который руководствуется индивидуальными особенностями класса. «Управление-утверждение мы будем использовать, когда хотим, чтобы наш дракон рассказал, что происходит сейчас. Нам надо сначала назвать друга дракона, затем голову дракона, выбрать нужный глагол из тела нашего дракона, и наконец, не забыть хвост. Не оставляй дракона без друга, а то он обидится. Не отрывай ему голову, не потеряй тело. И не отрывай ему хвост: без хвоста — это уже не дракон! Называй все по порядку: друга, голову, тело, хвост. Дракон будет тебя слушать!». Данную часть сказки учитель иллюстрирует картинкой и примером для наглядности.

«Давайте изучим еще один вид управления — отрицание. Мы будем использовать это управление, когда нам нужно, чтобы дракон рассказал нам о том, чего не происходит. А для этого нужна его подружка-лягушка «not». Когда подружка-лягушка запрыгнет на шею дракона, дракон сразу начнет все отрицать. Посмотри, как он это делает»

Появление нового героя в дидактической сказке заинтересует учащихся, они запомнят нового героя и отражательную форму. Далее учащиеся знакомятся с вопросительной формой грамматического явления: «Последний вид управления — управление-вопрос, когда ты хочешь, чтобы дракончик задавал вопросы. Но он и так очень любопытный. Когда он хочет что-то спросить, то вытягивает голову далеко вперед. Дракончик желает знать все первым, даже раньше своих друзей. Помни! При вопросе любопытная голова дракона всегда впереди своих друзей! Думаю, теперь ты приручил дракона. Удачного полета!».

На этом дидактическая сказка завершается, мы можем предложить учителям предоставить в конце сказки учащимся все «виды управления драконом» для того, чтобы дети смогли опираться на правило «дракона» при составлении тренировочных предложений. Мы предлагаем раздаточный материал учащимся, проиллюстрируем на рис. 1.

Раздаточный материал

Рис.1 Раздаточный материал

Источник: составлено автором

Таким образом, продемонстрирован один из способов формирования психологической подготовки учащихся к изучению грамматики, в нашем случае определённого грамматического явления. Учителя должны сформировать психологическую готовность, а также грамматическую компетенцию учащихся, которые должны избавиться от языкового барьера и использовать грамматическое явление, преодолевая грамматические трудности. Сказка останется в памяти у детей, они неосознанно запомнят форму образования и значение грамматического материала.

Литература:

  1. Гальскова, Н. Д. Методика обучения иностранным языкам [Текст]: учеб. пособие / Н. Д. Гальскова, А. П. Васильевич, Н. В. Акимова. — Ростов н/Д: Феникс, 2017. — 350 с.
  2. Кулагина, И. Ю. Педагогическая психология [Текст]: учебное пособие для вузов / И. Ю. Кулагина. — М.: Академический проект; Трикста, 2011. — 314 с.
  3. Мухина, В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество [Текст]: учебник для студ. вузов / В. С. Мухина. — 10-е изд., перераб. и доп. — М.: Академия, 2002. — 456 с.
  4. Никитенко, З. Н. Методика овладения иностранным языком на начальной ступени школьного образования [Текст]: учебное пособие / З. Н. Никитенко. — М.: Прометей, 2013. — 288 c.
  5. Щукин, А. Н. Методика преподавания иностранных языков [Текст]: учебник для студ. учреждений высш. образования / А. Н. Щукин, Г. М. Фролова. — М.: Академия, 2015. — 288 с.

Основные термины (генерируются автоматически): грамматическое явление, учащийся, учитель, дракон, сказка, дидактическая сказка, иностранный язык, ребенок, этап объяснения, английский язык.

  • Психокоррекционная сказка для детей
  • Психически нездоров как пишется
  • Психолог анна кирьянова рассказы
  • Психиатру или психиатору как правильно пишется
  • Псевдо венеция как пишется