Прыжок толстой о чем рассказ

Конспект урока по литературному чтению.толстой л. н. прыжок выполнила:елецкая кристинатема урока: толстой лев николаевич прыжоккласс: 3умк: школа россиицель урока: познакомить

Конспект урока по литературному чтению.

Толстой Л. Н. «Прыжок»

        Выполнила:

Елецкая Кристина

Тема урока: Толстой Лев Николаевич «Прыжок»

Класс: 3

УМК: Школа России

Цель урока: познакомить учащихся с рассказом Л.Н. Толстого “Прыжок”; научить анализировать и оценивать прочитанное, понимать особенности художественного рассказа, его сюжета; совершенствовать технику чтения

Планируемые результаты:

Предметные: читать вслух осознанно, без искажений, выразительно, передавая свое отношение к прочитанному; анализировать литературный текст с опорой на вопросы учителя; характеризовать поведение действующих лиц произведения;

Личностные: развитие эмпатии и сопереживания

Метапредметные: формировать умение контролировать собственную деятельность; умения адекватно воспринимать оценки и отметки; умение взаимодействовать с учителем и со сверстниками в учебной деятельности; умение излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения

Оборудование урока: учебник, интерактивная доска, экран (слайды с иллюстрациями)

Литературоведческий анализ произведения

  1. Время и обстоятельства написания произведения – 1880 год.  В ХIХ веке корабли совершали кругосветное путешествие в течение нескольких месяцев. Мачты таких кораблей достигали высоты 25 м, т.е. 8-ми этажного дома. Палубы были сделаны из твердых, как камень, пород дерева. 

2. Место произведения в творчестве писателя — Активно писать стал после женитьбы.      Много писал для детей. Одним из самых интересных и остросюжетных является короткий рассказ Льва Толстого «Прыжок». 

3. Литературный род — Драма

4. Жанр произведения – Художественный рассказ

5. Тема – рассказ о том, как капитан спас мальчика от падения с перекладины, благодаря решительности

6. Композиция

Вступление – «Один корабль…» до «…больше расходилась»

Завязка – «Она подпрыгнула…» до «…взобралась еще выше»

Развитие действия – «Так не уйдешь же ты от меня!..» до «…из рук веревку и мачту»

Кульминация – «Но мальчик очень раззадорился» до «…глянул вниз и зашатался»

Развязка – «В это время капитан корабля…»

7. Идея – Автор убежден в том, что решительность является положительным качеством, и помогает с честью и достоинством выходить из сложных ситуаций

8. Художественные особенности (тропы, фигуры, приемы) – метафора, сравнение, оценочная лексика, гипербола, эмоционально-экспрессивная лексика

I этап. Постановка цели и задач урока

ОДЗ: Сообщить тему и основные цели урока, создать положительную мотивацию, активизировать познавательную деятельность

Вид работы: беседа с учащимися

Учебная задача для учителя: Организовать подготовку учащихся к чтению текста, подвести к самостоятельному формулированию темы и целей урока.

Учебная задача для учащихся: Чтобы узнать, какое произведение мы будем сегодня с вами читать, вам нужно будет вспомнить изученные ранее произведения

Практическая задача: Рассмотрите внимательно произведения

Организация деятельности: Будем работать вместе, отвечайте на вопросы. Если у вас есть дополнение к ответу – поднимайте руку и дополняйте

Содержание:

На доске:  

  • “Лебеди”
  • “Зайцы”
  • “Лев и собачка”
  • “Прыжок”
  • “Сказка о царе Салтане…”
  • “Белка и волк”
  • “Ворона и Лисица”

Учитель: Какие произведения, по вашему мнению, лишние?

Учитель: Как вы думаете, почему?

Дети: “Сказку о царе Салтане” написал А.С. Пушкин

Дети: Басню “Ворона и лисица” написал И. А. Крылов

Дети: Остальные произведения написал Лев Николаевич Толстой

Учитель: Какое произведение осталось?

Дети: «Прыжок». Мы это произведение не изучали

Учитель: Именно, сегодня мы будем с вами знакомиться с еще одним произведением Льва Николаевича Толстого «Прыжок». Сформулируйте тему нашего сегодняшнего урока

Дети: Произведение Л.Н.Толстого «Прыжок»

Учитель: Молодцы, мы будем читать и анализировать произведение «Прыжок»

Учитель: Какие мы поставим перед собой цели?

Дети: Прочитать произведение

Дети: Выполнить анализ произведения

Учитель: Что мы должны выяснить?

Дети: Выяснить главную мысль в рассказе

Дети: Составить образы героев

Дети: Проанализировать их поступки

Учитель: Вы совершенно правы, именно этим мы и будет заниматься на уроке – научимся анализировать произведение, художественные образы.

Контрольно-регулировочный: 

Со стороны учителя:   Задает вопросы классу,  корректирует ответы

Со стороны учащихся:  Слушают отвечающего, дополняют ответы

Оценочно-результативный:   Хорошо, мы сформулировали тему и поставили перед собой цели, приступим к работе, но сначала проверим домашнее задание

II Этап: Проверка домашнего задания 
ОДЗ: проверить качество самостоятельной работы 
Вид работы: синквейн 
Учебная задача для учителя: организовать проверку домашнего задания 
Учебная задача для учащихся: Сейчас мы с вами проверим задание, которое вам было задано сделать дома, чтобы закрепить материал прошлого урока.
Организация деятельности: Сейчас работаем по цепочке, друг за другом. Все внимательно слушаем отвечающего, следим чтобы последовательность составления синквейна была правильной. Если кто-то не согласен — поднимает красную карточку и высказывает свое мнение.
Содержание: 
Учитель: На прошлом уроке у вас было домашнее задание составить синквейн к рассказу Л. Н. Толстого «Акула». Сейчас каждый представит свою работу классу. 
Дети: (представляют свои работы) 
Контрольно-регулировочный: 
Со стороны учителя: наблюдает за тем, чтобы все учащиеся принимали участие в проверке задания. 

Со стороны учащихся: Отвечаем по цепочке, не перебиваем ответы других и дополняем своими.

Оценочно-результативный:

Учитель: Хорошо, молодцы, видно, что дома работали.

III этап. Подготовка к восприятию рассказа «Прыжок» Н. Л. Толстого

ОДЗ: Ввести в круг описываемых событий, создать эмоциональный настрой на восприятие произведения.

Вид работы: Анализ иллюстраций.

Учебная задача для учителя: Подготовить учащихся к восприятию нового произведения с помощью иллюстрации, показанной на экране.

Учебная задача для учащихся: Чтобы понять, о чём говорится в рассказе, я вам предлагаю проанализировать иллюстрацию.

Практическая задача: Обратите внимание на иллюстрацию, показанную на экране.

Организация деятельности: Внимательно рассмотрите иллюстрацию и расскажите, что вы видите?

Содержание:

http://pal-gate0.com/data_images/56a85acc76893.jpg

Д: На иллюстрации изображен большой корабль, который причалил к берегу. Паруса не расправлены, значит, погода безветренная, тихая, ярко светит солнце.

Контрольно – регулировочный:

Со стороны учителя: Учитель корректирует ответы учащихся.

Со стороны учащихся: Ученики внимательно слушают ответы друг друга, если есть дополнения, поднимают руки и отвечают.

Оценочно – результативный: Хорошо, теперь, когда будем читать рассказ, вы без труда представите корабль.

Вид работы: Словарная работа.

Учебная задача для учителя: Познакомить учащихся с неизвестными словами, встречающимися в рассказе.

Учебная задача для учащихся: Прежде чем мы начнём работать с произведением, нам нужно выяснить лексическое значение неизвестных слов.

Практическая задача: Прочитайте слова, записанные на экране.

Организация деятельности: Сначала прочитаем слова и определим, что они обозначают, а потом проверим себя по словарю.

Содержание:

Аршин – старая русская мера длины, равная 71 см;

Мачта – вертикально стоящая конструкция на судне (корабле);

Каюта – это помещение на судне или корабле, оборудованное для проживания людей;

Задор – азарт;

Расходилась – разыгралась.

У: Кому знакомы все эти слова? Кто может дать этим словам определение?

Д: Аршин – это мера длины; мачта находится на корабле; в каюте, расположенной на корабле проживают люди; задор – это сильное увлечение.

Контрольно – регулировочный:

Со стороны учителя: Слушает, как учащиеся высказывают своё мнение по поводу обозначения слов.

Со стороны учащихся: Высказывают предположения обозначения слов, сверяют свои ответы со словарём.

IV этап. Первичное восприятие рассказа «Прыжок» Л. Н. Толстого

ОДЗ: Организовать целостное, нерасчлененное, эмоциональное восприятие художественного произведения.

Вид работы: Чтение учителем.

Учебная задача для учителя: Познакомить учащихся с новым произведением.

Учебная задача для учащихся: Сегодня на уроке познакомимся с новым произведением Льва Николаевича Толстого «Прыжок».

Практическая задача: Внимательно послушайте рассказ и ответьте на вопрос, какие чувства вы испытали при прослушивании рассказа?

Организация деятельности: Читать я буду в полной тишине, а вы закройте глаза и мысленно представьте ситуацию, о которой я буду вам читать.

Содержание:

Один корабль обошёл вокруг света и возвращался домой. Была тихая погода, весь народ был на палубе. Посреди народа вертелась большая обезьяна и забавляла всех. Обезьяна эта корчилась, прыгала, делала смешные рожи, передразнивала людей, и видно было — она знала, что ею забавляются, и оттого ещё больше расходилась.

Она подпрыгнула к 12-летнему мальчику, сыну капитана корабля, сорвала с его головы шляпу, надела и живо взобралась на мачту. Все засмеялись, а мальчик остался без шляпы и сам не знал, смеяться ли ему, или плакать. 
Обезьяна села на первой перекладине мачты, сняла шляпу и стала зубами и лапами рвать её. Она как будто дразнила мальчика, показывала на него и делала ему рожи. Мальчик погрозил ей и крикнул на неё, но она ещё злее рвала шляпу.

Матросы громче стали смеяться, а мальчик покраснел, скинул куртку и бросился за обезьяной на мачту. В одну минуту он взобрался по верёвке на первую перекладину; но обезьяна ещё ловчее и быстрее его, в ту самую минуту, как он думал схватить шляпу, взобралась ещё выше.

— Так не уйдёшь же ты от меня! — закричал мальчик и полез выше.

Обезьяна опять подманила его, полезла ещё выше, но мальчика уже разобрал задор, и он не отставал. Так обезьяна и мальчик в одну минуту добрались до самого верха.

На самом верху обезьяна вытянулась во всю длину и, зацепившись задней рукой за верёвку, повесила шляпу на край последней перекладины, а сама взобралась на макушку мачты и оттуда корчилась, показывала зубы и радовалась.

От мачты до конца перекладины, где висела шляпа, было аршина два, так что достать её нельзя было иначе, как выпустить из рук верёвку и мачту.

Но мальчик очень раззадорился. Он бросил мачту и ступил на перекладину. На палубе все смотрели и смеялись тому, что выделывали обезьяна и капитанский сын; но как увидали, что он пустил верёвку и ступил на перекладину, покачивая руками, все замерли от страха.

Стоило ему только оступиться — и он бы вдребезги разбился о палубу. Да если б даже он и не оступился, а дошёл до края перекладины и взял шляпу, то трудно было ему повернуться и дойти назад до мачты. Все молча смотрели на него и ждали, что будет.

Вдруг в народе кто-то ахнул от страха. Мальчик от этого крика опомнился, глянул вниз и зашатался.

В это время капитан корабля, отец мальчика, вышел из каюты. Он нёс ружьё, чтобы стрелять чаек.

Он увидал сына на мачте, и тотчас же прицелился в сына и закричал:

— В воду! прыгай сейчас в воду! застрелю!

Мальчик шатался, но не понимал. «Прыгай или застрелю!.. Раз, два…» и как только отец крикнул: «три» — мальчик размахнулся головой вниз и прыгнул.

Точно пушечное ядро, шлёпнуло тело мальчика в море, и не успели волны закрыть его, как уже 20 молодцов матросов спрыгнули с корабля в море. Секунд через 40 — они долги показались всем — вынырнуло тело мальчика.

Его схватили и вытащили на корабль. Через несколько минут у него изо рта и из носа полилась вода, и он стал дышать.

Когда капитан увидал это, он вдруг закричал, как будто его что-то душило, и убежал к себе в каюту, чтоб никто не видал, как он плачет.

Д: При прослушивании рассказа, настроение и чувства менялись в зависимости от ситуаций, происходящих на корабле. Сначала всё было хорошо, все наслаждались погодой и обезьяной на корабле, всем было весело, как она корчилась, прыгала и делала смешные рожи. Но всё изменилось после того, как все заметили, что маленький мальчик очутился на палубе и мог в любой момент упасть и разбиться. Все очень испугались, ужас охватил наблюдающих за происходящим.

У: Что вы представили?

Д: Была очень жаркая погода, на палубе было много народа, маленький мальчик, сын капитана, попытался забрать свою шляпу у обезьяны. Он не заметил, как взобрался на мачту, а когда опомнился и посмотрел вниз, очень испугался. Вдруг он услышал крик: «Прыгай или застрелю». Мальчик прыгнул вводу, через несколько секунд матросы подняли его на палубу и он начал дышать. Все заметили, как капитан сразу же после этого, ушел к себе в каюту, чтобы никто не видел его слёз.

Контрольно – регулировочный:

Со стороны учителя: Следит, как учащиеся внимательно слушают рассказ, после прочтения задаёт учащимся вопросы.

Со стороны учащихся: Внимательно, слушают, как учитель читает рассказ, и отвечают на его вопросы.

Оценочно – результативный: Отлично, вы все смогли представить картину, происходящую на корабле.

V этап. Повторное чтение. Анализ

ОДЗ: Совершенствовать навык чтение через многократное перечитывание.  Формировать представление о единстве формы и содержания литературного произведения. 

Вид работы: техника чтения

Учебная задача для учителя: совершенствовать правильность чтения 

Учебная задача для учащихся: Сейчас мы с вами поработаем над правильностью чтения.

Практическая задача: Для этого найдем 3 абзац, его необходимо прочитать правильно.

Организация деятельности:  Читаем по одному. Следим за чтение и отмечаем карандашом, какие ошибки были допущены и где.  

Содержание:

Учитель: Прежде чем начать читать, выделим критерии, по которым мы будем отмечать правильно или неправильно прочитал ученик. Какие это критерии?

Дети:

  1. Не пропустил слоги, слова и буквы
  2. Не заменил слоги, слова и буквы
  3. Прочитал все предложения

Учитель: Хорошо. Наташа, начинаем читать. 

Контрольно-регулировочный:

Со стороны учителя: следит за активностью работы учащихся, помечает ошибки.

Со стороны учащихся: Учащиеся при анализе чтения помечают ошибки, затем обсуждают.

Оценочно-результативный:

Учитель: Ребята, нужно быть внимательнее при чтении. Если вы будете пропускать буквы, слоги, слова и целые предложения, вы потеряете смысл всего текста.

Вид работы: Беседа с выборочным чтением

Учебная задача для учителя: Учить детей анализировать художественное произведение с помощью наводящих вопросов. Совершенствовать беседу с выборочным чтением.

Учебная задача для учащихся: Мы будем учиться анализировать произведение.

Практическая задача: Для этого нам нужно будет перечитать каждый абзац, и отвечать на мои вопросы.

Организация деятельности: Работать будем все вместе, один ученик  отвечает, остальные работают с сигнальными карточками. Кто не согласен с мнением, поднимает красную карточку, кто согласен с мнением – зеленую. 

Содержание:

Учитель: Прочитайте, пожалуйста, 1 абзац

Д:         Один корабль обошёл вокруг света и возвращался домой. Была тихая погода, весь народ был на палубе. Посреди народа вертелась большая обезьяна и забавляла всех. Обезьяна эта корчилась, прыгала, делала смешные рожи, передразнивала людей, и видно было — она знала, что ею забавляются, и оттого ещё больше расходилась.

Учитель: Почему автору в начале рассказа важно сообщить, что была хорошая погода, и что корабль возвращался из кругосветного путешествия? Какое настроение было у собравшихся на палубе, почему?

Дети: Это важно сообщить потому, чтобы мы понимали, что матросы и люди были расслаблены. Уставшие после кругосветного путешествия. Но в то же время они были очень счастливы, потому что возвращались домой.

Учитель: Могли ли люди предположить, что случится?

Дети: Нет, они забавлялись обезьянкой и были спокойны.

Учитель: Прочитайте слова, передающие поведение обезьяны.

Дети: «…вертелась, …забавлялась, …корчилась, …прыгала, …делала рожи, …передразнивала»

Учитель: Почему она так себя вела? Найдите и зачитайте.

Дети: «…она знала, что ею забавляются, и оттого ещё больше расходилась.»

Учитель: Что значит, ещё больше расходилась?

Дети: Это значит то, что она еще больше игралась, прыгала и корчилась и т.д.

Учитель: Хорошо, теперь читаем 2 абзац.

Дети:         Она подпрыгнула к 12-летнему мальчику, сыну капитана корабля, сорвала с его головы шляпу, надела и живо взобралась на мачту. Все засмеялись, а мальчик остался без шляпы и сам не знал, смеяться ли ему, или плакать.

Учитель: Что сообщает Толстой о мальчике, главном герое?

Дети: Он сын капитана, ему 12 лет

Учитель: Почему именно эти сведения важны для автора, а, например, не имя героя, которое мы так и не узнали?

Дети: Может быть, автор нам этого говорит затем, чтобы мы поняли, что он сын самого капитана, что его все на корабле знают, что на нем лежит ответственность, он не может подвести отца 

Дети: Ему 12 лет, он уже считает себя взрослым, ему хочется показать себя с лучшей стороны

Учитель: Как подшутила обезьяна над сыном капитана?

Дети: Она сорвала у него шляпу, украла ее.

Учитель: Что значит: сорвала?

Дети: Быстро стянула/ забрала.

Учитель: Как ведут себя люди?

Дети: Смеются и продолжают забавляться.

Учитель: А какие чувства испытывает мальчик в этом абзаце? Подтвердите это словами из текста.

Дети: растерянность, он не знал смеяться ему или плакать, обиду.  «Все засмеялись, а мальчик остался без шляпы и сам не знал, смеяться ли ему, или плакать.»

Учитель: Молодцы, теперь читаем 3 абзац.

Дети:          Обезьяна села на первой перекладине мачты, сняла шляпу и стала зубами и лапами рвать ее. Она как будто дразнила мальчика, показывала на него и делала ему рожи. Мальчик погрозил ей и крикнул на нее, но она еще злее рвала шляпу. Матросы громче стали смеяться, а мальчик покраснел, скинул куртку и бросился за обезьяной на мачту. В одну минуту он взобрался по веревке на первую перекладину; но обезьяна еще ловчее и быстрее его, в ту самую минуту, как он думал схватить шляпу, взобралась еще выше.

Учитель: Почему мальчик полез за обезьяной? Что подтолкнуло его к этому?

Дети: Разобрал раздор, обезьяна постоянно провоцировала его своими действиями, да еще и матросы смеялись, что еще больше обижало мальчика.

Учитель: «делала ему рожи» как это?

Дети: делала смешные рожи, корчилась перед мальчиком.

Учитель: Каким нам показался мальчик?

Дети: Он хотел отстоять свое достоинство, желал доказать, что он сын капитана

Учитель: Теперь вместе читаем 4 и 5 абзац.

Дети:         — Так не уйдешь же ты от меня! — закричал мальчик и полез выше. Обезьяна опять подманила его, полезла еще выше, но мальчика уже разобрал задор, и он не отставал. Так обезьяна и мальчик в одну минуту добрались до самого верха. На самом верху обезьяна вытянулась во всю длину и, зацепившись задней рукой за веревку, повесила шляпу на край последней перекладины, а сама взобралась на макушку мачты и оттуда корчилась, показывала зубы и радовалась. От мачты до конца перекладины, где висела шляпа, было аршина два, так что достать ее нельзя было иначе, как выпустить из рук веревку и мачту.

Но мальчик очень раззадорился. Он бросил мачту и ступил на перекладину. На палубе все смотрели и смеялись тому, что выделывали обезьяна и капитанский сын; но как увидали, что он пустил веревку и ступил на перекладину, покачивая руками, все замерли от страха. Стоило ему только оступиться — и он бы вдребезги разбился о палубу. Да если б даже он и не оступился, а дошел до края перекладины и взял шляпу, то трудно было ему повернуться и дойти назад до мачты. Все молча смотрели на него и ждали, что будет. Вдруг в народе кто-то ахнул от страха. Мальчик от этого крика опомнился, глянул вниз и зашатался.

Учитель: «разобрал задор», «раззадорился», что помогают нам понять эти слова?

Дети: Что мальчик уже ничего не замечал и не думал о последствиях, а только хотел поскорее забрать у обезьяны свою шляпу.

Учитель: Изменилось ли отношение окружающих к проделкам обезьяны и поведению мальчика? В какой момент это произошло? Почему?

Дети: Да, отношение окружающих изменилось к происходящему, когда все поняли, что мальчику назад не вернуться. Он может просто разбиться, слетев с перекладины.

Учитель: О чём могли подумать люди, наблюдавшие за этой картиной?

Дети: Наверное, люди начали осуждать себя за своё поведение, за то, что смеялся и тем самым подзадорил мальчика, подтолкнул его к такому поступку.

Учитель: Теперь перечитываем 6 абзац

Д:                 В это время капитан корабля, отец мальчика, вышел из каюты. Он нес ружье, чтобы стрелять чаек. Он увидал сына на мачте, и тотчас же прицелился в сына и закричал: «В воду! прыгай сейчас в воду! застрелю!» Мальчик шатался, но не понимал. «Прыгай или застрелю!.. Раз, два…» и как только отец крикнул: «три» — мальчик размахнулся головой вниз и прыгнул.

Учитель: Какой новый персонаж появляется в 6 абзаце?

Дети: Капитан.

Учитель: Что сделал капитан, увидев сына на мачте? Что происходит с мальчиком?

Дети: Капитан «вышел…, чтобы стрелять чаек», «увидел сына», «прицелился», «закричал: «Прыгай …в воду! Застрелю!»; Мальчик «шатался, но не понимал». 

Учитель:  Что заставило мальчика прыгнуть вниз?

Дети: Крик отца: «Прыгай, или застрелю! Раз, два, три!»; мальчик «размахнулся головой вниз и прыгнул»

Учитель: Что мы можем сказать о капитане?

Дети: Он чувствовал ответственность за сына

Дети: Он смог принять быстрое решение в трудную минуту

Учитель: Читаем 7 абзац, внимательно.

Дети:         Точно пушечное ядро, шлепнуло тело мальчика в море, и не успели волны закрыть его, как уже 20 молодцов матросов спрыгнули с корабля в море. Секунд через 40 — они долги показались всем — вынырнуло тело мальчика. Его схватили и вытащили на корабль. Через несколько минут у него изо рта и из носа полилась вода, и он стал дышать.

Учитель: Что случилось с мальчиком?

Дети: Мальчик – «точно пушечное ядро, шлёпнулось тело мальчика в море» 

Учитель: Как называется это средство художественной выразительности?

Дети: Сравнение

Учитель: что помогает представить, это средство?

Дети: Помогает представить быстроту прыжка мальчика

Учитель: «секунд через сорок они — долги показались всем — вынырнуло тело мальчика». Почему эти 40 секунд показались долгими?

Дети: Потому что все очень переживали за жизнь мальчика.

Учитель: Как ведут себя матросы?

Дети: Быстро спрыгнули с корабля в море и вытащили его.

Учитель: Хорошо, теперь читаем заключительный абзац.

Дети:         Когда капитан увидал это, он вдруг закричал, как будто его что-то душило, и убежал к себе в каюту, чтоб никто не видал, как он плачет.        

Учитель: Что произошло с капитаном, когда он все это увидел? Почему капитан плакал?

Дети: «вдруг закричал, как будто его что-то душило»

Учитель: Что же могло «душить» капитана?

Дети: Чувство тревоги за сына, страх

Учитель: Какие выводы исходя из этого мы можем сделать?

Дети: Он не хотел, чтобы кто-нибудь видел его слез

Дети: Он же был капитаном корабля, ему нужно было сохранить авторитет, он не мог поступить по-другому

Учитель: Мог бы капитан и вправду выстрелить в сына?

Дети: Нет.

Учитель: Похож ли мальчик на отца-капитана?

Дети: Мальчик хотел быть похожим на отца, он хотел показаться бесстрашным, но поступок был бездумным, рискованным

Учитель: Почему во второй части рассказа ничего не говорится об обезьянке? Можно ли ее назвать главным героем рассказа? 

Дети: Обезьяна не главный герой

Дети: Из-за нее мальчик оказался в этой ситуации

Контрольно-регулировочный:

Со стороны учителя: Учитель внимательно слушает ответы детей, корректирует их при необходимости

Со стороны учащихся: Учащиеся отвечают на вопросы учителя, подтверждая  свой ответ словами из текста.

Оценочно-результативный:

Учитель: Итак, абзац за абзацем мы проанализировали рассказ «Прыжок», не просто прочитали, а, работая с текстом рассказа, отразили все самое важное. Молодцы.

VI этап. Обобщение

ОДЗ: Подвести учащихся к формулированию основной мысли произведения.

Вид работы: Обобщающая беседа. 

Учебная задача для учителя: Обобщить результаты анализа литературного произведения. Подвести учащихся к осознанию и словесной формулировке идеи произведения.

Учебная задача для учащихся: Мы с вами будем учиться формулировать идею произведения.

Практическая задача: Для этого, вы ответите на мои вопросы и подумайте над идеей.

Организация деятельности: Работать будем все вместе, один ученик  отвечает, остальные внимательно слушают. Поднимайте руку, если у вас сложилось другое мнение.

Содержание:

Учитель: Ребята, а можно ли было избежать этой ситуации?

Дети: Да, если бы взрослые вовремя остановили мальчика, предусмотрели, что может получиться из этой, как им казалось, смешной ситуации. 

Учитель: Какова же идея рассказа? Ради чего автор рассказывает эту историю нам?

Дети: Не стоит поддаваться безрассудству из-за глупых насмешек окружающих.

Дети: этот рассказ учит, что страх преодолеть нелегко, что иногда важные решения нужно принимать очень быстро, ведь от этого может зависеть чья–та жизнь.

Дети: Жизнь мальчика зависела от решения отца. Если бы сын не прыгнул в воду, то он бы упал на палубу и мог бы разбиться.

Учитель: Так почему же Л.Н. Толстой дал своему произведению такое название « Прыжок»? Какую роль сыграл прыжок?

Дети: Прыжок —  был единственным спасением для мальчика. Он спас свою жизнь тем, что он прыгнул в воду.  Прыжок был правильным решением.

Контрольно-регулировочный:

Со стороны учителя: Учитель внимательно слушает ответы детей, следит за активностью учащихся.

Со стороны учащихся: Учащиеся отвечают на вопросы учителя, аргументируя свое мнение.

Оценочно-результативный:

У: Вы верно определили идею произведения. Вам оно понравилось?

Д: Да.

VII этап: Закрепление умения работать над произнесением отдельной реплики героя произведения

ОДЗ: Выявить правильность и глубину понимания рассказа

Вид работы: Чтение отдельной реплики героя произведения

Учебная задача для учителя: Организовать работу учащихся по формированию умения работать над произнесением отдельной реплики героя произведения с использованием не только интонации, но и пластики.

Учебная задача для учащихся: Сейчас мы еще раз вспомним содержание рассказа «Прыжок»

Практическая задача: Постараемся пересказать его близкими к тексту словами

Организация деятельности: Работать будем следующим образом, один ученик начинает пересказ, потом следующий продолжает. Все остальные слушают и дополняют.

Содержание:

У: Денис, расскажи нам, пожалуйста, о чём говорится в первой части рассказа.

Д: (рассказывает вступление — обрисовку места событий и действующих лиц)

У: Хорошо, спасибо. Продолжит Дарья.

Д: (рассказывает о завязке композиции рассказа, как озорная обезьяна отбирает у мальчика, сына капитана, шляпу и взбирается с ней по мачтам судна, как все смеются, как мальчишка уязвлен и раздосадован и как он начинает погоню за мартышкой, чтобы вернуть свою шляпу).

У: Кто – нибудь что-то добавит? (говорят некоторые пропущенные элементы рассказа). Продолжит Паша.

Д: (говорит о кульминационном моменте рассказа, что увлекшись игрой с обезьяной, сын капитана взбирается на самую высокую мачту судна, что он находится в серьезной опасности)

У: Паша всё сказал? (некоторые дети дополняют) Лиза дальше.

Д: (рассказывает о том, как решительными действиями капитан спасает жизнь своему сыну)

У: Всё совершенно верно. Может мы что-то упустили? Может кто-то хочет добавить?

Контрольно-регулировочный:

Со стороны учителя: учитель контролирует правильность ответа учащегося, наблюдает за тем, чтобы никто не мешал пересказу. Если после пересказа есть дополнения, спрашивает учащихся.

Со стороны учащихся: ученики внимательно слушают пересказ отвечающего, если есть что дополнить, поднимают руки и отвечают.

Оценочно – результативный:

У: Отлично. Я вижу, что вы усвоили рассказ. Сумели его прочувствовать и найти такие слова, которые при пересказе наиболее точно отражали суть всего рассказа.

VIII этап: Подведение итогов урока

ОДЗ: систематизировать знания учащихся

Учебная задача для учителя: подвести итоги урока по изученному рассказу, формировать познавательные умения обобщения и систематизации.

Учебная задача для учащихся: сейчас мы выслушаем впечатления каждого из вас от урока.

Содержание:

У: Выскажите своё отношением к уроку, дополнив любую фразу из предложенных

(на доске)

— Мне захотелось…

— Я задумался…

— Я понял (а)…

— Я почувствовал (а)…

Д: (самостоятельно строят высказывание и озвучивают его классу)

Оценочно-результативный:

У: Замечательно. А сейчас сами оцените свою работу на уроке:

Отлично работал,  и многое понял – зеленая карточка.

Хорошо работал – желтая карточка.

Остались ещё вопросы и к автору, и к себе – красная карточка.

Д: (поднимают соответствующую карточку)

Контрольно-регулировочный:

Со стороны учителя: наблюдает за тем, чтобы все учащиеся активно участвовали в высказывании своего впечатления от урока. Смотрит, чтобы каждый из детей поднял карточку.

Со стороны учащихся: при оценке своей работы поднимать карточку, соответствующую ее описанию. Внимательно слушать отвечающего, не перебивать.

IX этап: Домашнее задание

Учебная задача для учителя: Организовать работу учащихся по фиксированию задания в дневники.

Учебная задача для учащихся: Сейчас запишем задание к следующему уроку.

Организация деятельности: Откройте дневники и запишите задание.

Содержание:

У: К следующему уроку вы должны нарисовать рисунок и представить его классу. Рисунок этот должен точно отображать один из эпизодов рассказа, с которым мы сегодня познакомились. Проанализируйте выбранный эпизод и выделите в нем те моменты, детали, которые вы будете изображать. Задание понятно всем?

Д: Да.

У: Хорошо. Тогда спасибо за урок. Вы молодцы, все сегодня хорошо поработали.

рассказ Льва Толстого Прыжок

Произведения гения русской литературы, Льва Николаевича Толстого (1828-1910), вошли в золотой писательский фонд XIX века. Принадлежал он к знатному и богатому роду, был в родстве с князьями Голицыными, Трубецкими, по матери — с А. С. Пушкиным.

Лев Николаевич Толстой: краткая биография

Отец писателя (1794 — 1837) — Николай Ильич Толстой, подполковник, участвовал в освободительной войне 1812 года. Мать — княгиня Волконская Мария Николаевна. Прожила всего 40 лет (1790-1830).

Лев родился в родовом имении матери Ясная Поляна (современная Тульская область). У него было 3 старших брата и младшая сестра.

В 1843 году будущий писатель стал студентом Казанского университета, который бросил на 3 курсе. С весны 1847 вольготно, в свое удовольствие, жил в Ясной Поляне. В 1851 — 1855 он уехал на Кавказ, где поступил в артиллерийскую бригаду и получил чин офицера. В этот период в журнале «Современник» напечатано первое произведение Толстого — «Детство». Участвовал в военных походах.

В 1857 — 1861 Лев Толстой путешествовал по Европе, от которой у писателя остались негативные впечатления. В 1861 году он вернулся в Ясную Поляну и занялся делами имения. Устраивал быт крестьян, открывал школы, начал издавать педагогический журнал. В 1862 году, в возрасте 34 лет, женился на 17-летней Софье Берс (1844-1919). В браке был счастлив. За 17 лет совместной жизни жена родила Льву Толстому 13 детей.

Активно писать стал после женитьбы. Много писал для детей. Одним из самых интересных и остросюжетных является короткий рассказ Льва Толстого «Прыжок». Всего из-под его пера всего вышло около 300 произведений — романы и повести, публицистические тексты, пьесы, рассказы и сказки.

Лев Николаевич Толстой Прыжок

Широко известны произведения Толстого «Война и мир», «Севастопольские рассказы», «Анна Каренина», «Детство» и «Отрочество».

Поучительная история для детей

В 1880 году, в возрасте 52 лет, написал Лев Толстой «Прыжок». Жанр этого произведения — рассказ. В отличие от сказки (фантастического, придуманного повествования), рассказ — это правдивая история, быль. Герои рассказа — праздные матросы (толпа), 12-летний сын капитана, капитан судна и озорная обезьянка.

Текст состоит из 4 частей:

  • Вступление — обрисовка места событий и действующих лиц.
  • Завязка — озорная обезьяна отбирает у мальчика, сына капитана, шляпу и взбирается с ней по мачтам судна. Все смеются. Мальчишка уязвлен и раздосадован, начинает погоню за мартышкой, чтобы вернуть свое добро.
  • Кульминация — увлекшись, сын капитана взбирается на самую высокую мачту судна. Он в серьезной опасности. Ясно представить огромный риск для жизни ребенка поможет информация: высота мачты на судне, которое описывает в рассказе Толстой «Прыжок», могла достигать 25 м (это высота 8-ми этажного дома), палубы были сделаны из твердых («каменных») пород дерева.
  • Развязка — решительными действиями капитан спасает жизнь своему сыну.

Прыжок Толстой краткое содержание

Рассказ «Прыжок» (Толстой): краткое содержание

Корабль возвращался из кругосветного плавания. Стоял тихий день. Матросы скучали на палубе. Неожиданно для всех шустрая обезьяна забрала у 12-летнего сына капитана его шляпу и вместе с трофеем стала взбираться вверх по мачтам. Народ развеселился. Раззадоренный и уязвленный насмешками мальчуган бросился догонять обезьяну. В пылу погони он забрался на верх самой высокой мачты судна! Матросы не на шутку испугались, что мальчишка потеряет равновесие и разобьется о палубу судна. Вдруг из каюты вышел капитан — отец парня. С ходу оценив всю серьезность ситуации, он направил на сына ружье и закричал, чтобы тот, не мешкая, прыгал в море. Мальчик прыгнул. Матросы кинулись в воду и спасли его. А капитан, увидев, что сыну больше не грозит опасность, закрыл лицо руками и убежал в каюту. Кратко, но ярко, емко и весьма поучительно написал Толстой «Прыжок».

Характеры героев

В каждом своем произведении описывает интересные и неординарные людские характеры писатель Л.Н. Толстой. «Прыжок» — не исключение.

Так, матросы (народ, толпа) — недальновидные, любящие развлечения и насмешки. Мальчик — 12-летний сын капитана — гордый, смелый, юный, безрассудный, азартный, его психологический настрой — «я могу, мне все по плечу». Как сын капитана, мальчик чувствует свою значимость в социуме, боится подвести отца.

Капитан очень любит своего сына, способен на решительные действия. Это человек дела, он имеет очень быструю реакцию, умеет молниеносно сориентироваться и не боится принимать решения. Умный, гордый и независимый.

Толстой Прыжок

Выводы по тексту

Рассказ Толстого «Прыжок» — очень глубокомысленное и поучительное произведение. Если вдуматься, то станет ясно, что мальчишке вовсе не жаль было шляпы. Что же его подтолкнуло на столь безрассудный поступок? Это насмешки матросов и нежелание подвести отца. Он, гордый и смелый, неустрашимо ринулся защищать свое достоинство. Но совершил необдуманный поступок, который чуть не стоил ему жизни. И только решительные действия капитана — любящего отца — предотвратили трагедию.

Неспроста написал для детей Лев Николаевич Толстой «Прыжок». Он призывает юных безрассудных смельчаков не предавать значения насмешкам праздной толпы, сопоставлять цель с риском, обдумывать свои действия, не поддаваться сиюминутной обиде. И еще делает акцент на том, что любящие родители всегда спешат на помощь своим чадам, стараются защитить их от беды.

Вопросы и ответы по тексту

  1. Где происходит основное действие рассказа «Прыжок»? (На палубе корабля).
  2. Откуда возвращался корабль? (Из кругосветного путешествия. Это важное уточнение, поскольку по нему можно оценить примерное строение судна, высоту основной мачты).
  3. Каков возраст парнишки — сына капитана?

    рассказ Толстого Прыжок

    (Ему исполнилось 12 лет).

  4. Кто был отец мальчика? (Капитан корабля).
  5. Что побудило мальчугана броситься отбирать у обезьяны шляпу и в погоне взбираться все выше и выше? (Имея сильно развитое чувство собственного достоинства, он, в силу своей юности, не смог вытерпеть насмешки матросов).
  6. На какую приблизительно высоту забрался мальчишка? (На высоту 8-ми этажного дома).
  7. Почему капитал не заплакал, когда увидел, какая беда грозит его сыну, а заплакал уже после того, как опасность отступила? (Его целью было спасти своего сына. Он не позволил себе расслабиться. После он заплакал от избытка чувств, радуясь, что любимый сын избежал смертельной опасности).
  8. Что хотел сказать читателям Толстой своим рассказом «Прыжок»? (Не стоит поддаваться безрассудству из-за глупых насмешек окружающих).

МАДОУ детский сад  № 5 г. Туймазы

муниципального района Туймазинский район

Республики Башкортостан

Комарова 39 б

Конспект

ООД по образовательной области  

«Речевое развитие»

(ЧХЛ)

в подготовительной группе

на тему: Знакомство с творчеством Льва Николаевича Толстого

и его рассказом «Прыжок»

                                                                                        Воспитатель:

                                                                                                 Габдулхакова Р.Р.

                                            Туймазы — 2017г.

Конспект ООД

по «Речевому развитию»

(чтение художественной литературы)

Знакомство с творчеством Льва Николаевича Толстого

и его рассказом «Прыжок»

Задачи:

образовательные:

— учить внимательно и заинтересованно слушать рассказы;

— осмысливать и оценивать характеры героев рассказа, анализировать их поступки;

— познакомить детей с творчеством русского писателя Л. Н. Толстого;

— совершенствовать умение детей вести беседу по содержанию литературного произведения;

развивающие:

— продолжать развивать интерес детей к художественной и познавательной литературе;

— способствовать формированию эмоционального отношения к литературным произведениям;

— развивать логическое мышление, память, зрительное внимание, творческое воображение;

— формировать навыки исполнения танца;

воспитательные:

— воспитывать интерес и любовь к произведениям художественной литературы, бережное отношение к книгам.

Методы и приемы: наглядный (рассматривание портрета, иллюстраций, показ презентация). Словесный метод (беседа, вопросы воспитателя, пояснения). Игровой метод (игра «Волны»). Практический метод (исполнение танца «Дружба»).

Словарная работа: палуба, мачта, расходилась, раззадориться или разобрал задор.

Оборудование: портрет Л. Н. Толстого, выставка книг писателя, иллюстрации к рассказу«Прыжок», модель парусного корабля, ТСО.

Предварительная работа: чтение рассказов Л. Толстого, рассматривание и рисование иллюстраций к рассказам, чтение пословиц о дружбе, честности, справедливости, трудолюбии. Сравнение иллюстраций разных художников к одному и тому же произведению.

Ход ООД:

Воспитатель.

 Дети вы любите слушать сказки? А рассказы? А чем отличаются сказки от рассказов? А почему?

Дети. В сказках всегда бывает волшебство, даже животные разговаривают. А в рассказе нет чудес и сказочных превращений. В рассказе говорится о том, что случилось в жизни или могло бы случиться.

Воспитатель. Я приглашаю вас и наших гостей в литературную гостиную.

(Дети подходят к книжному уголку, где находится выставка книг)

Воспитатель. Посмотрите на книги, которые стоят на нашей выставке. Какие рассказы вам знакомы из этих книг? Дети называют знакомые рассказы: «Лев и собачка»«Косточка»«Котенок»«Умная галка»«Глупая жучка»«Филиппок»«Птичка».

Воспитатель. А может, кто-нибудь вспомнит автора всех этих книг? Правильно это Лев Николаевич Толстой. (Выставляет портрет писателя) А теперь давайте с вами вспомним рассказ «Лев и собачка». Каким оказался лев в этом рассказе? (добродушным, дружелюбным) Какие пословицы о дружбе вы знаете?

Дети. Без друга на сердце вьюга. Без друга в жизни туго. Дерево живет корнями, а человек друзьями.

Воспитатель. Хорошо. А чему научил вас рассказ «Косточка»?        

Дети. Говорить всегда правду.

Воспитатель. Какие пословицы о честности и правдивости вы знаете?

Дети. Честность всего дороже. Не тот прав кто сильный, а тот, кто честный. Все что правдиво красиво на диво. Честные глаза в бок не глядят. Доброе дело говори смело.

Воспитатель. Скажите, а вы смогли бы поступить так, как поступил мальчик в рассказе «Птичка»? Где птицы должны жить, где их дом?

Дети. Птицы живут в гнездах. Небо – это их дом, там они чувствуют себя свободными.

Воспитатель. Скажите, что общего между всеми этими книгами. Дети. Герои этих книг дети и животные. Книги написаны для маленьких детей.

Воспитатель. Все рассказы Л. Толстого поучительные. Чему учат нас эти рассказы? (Доброте, честности, правдивости, дружелюбию). Сегодня я хочу рассказать вам о жизни и творчестве этого замечательного русского писателя.

Лев Николаевич Толстой жил очень давно, в то время, когда жили ваши прабабушки и прадедушки, почти 200 лет назад. Всю свою жизнь, а он прожил 82 года, Толстой писал книги для детей. У него была большая и дружная семья. Толстой любил путешествовать, поэтому он часто совершал долгие прогулки пешком. Лев Николаевич хорошо знал и любил природу, заботился о простом народе, сам пахал землю. Он обучал крестьянских детей грамоте: писал для них азбуку и книги, по которым они учились читать, узнавали что-то новое о природе, повадках птиц и животных, а так же о дальних странах. За этим столом Лев Николаевич Толстой написал многие свои книги. Например«Рассказы для самых маленьких»«Косточка»«Филиппок», сказки о животных. Прошло много лет со времени их написания, но дети до сих пор читают и любят эти увлекательные истории, написанные великим русским писателем для самых маленьких.

Воспитатель. Сегодня я хочу познакомить вас с еще одним рассказом Л. Толстого – «Прыжок». Действия этого рассказа происходят на корабле. Это был парусный корабль.

Воспитатель. Ну а теперь я начинаю читать рассказ, а вы внимательно слушайте. В рассказе вам встретятся незнакомые слова: палуба, расходилась, мачта, раззадориться. Давайте познакомимся с ними.

Воспитатель знакомит детей с толкованием слов:

Палуба — горизонтальный пол корабля

Мачта – вертикальный столб на палубе, к которому крепятся паруса.

Расходилась – разыгралась

Раззадориться или разобрал задор – развеселиться, т. е. весело играть.

Чтение рассказа (сопровождается показом иллюстраций).

После прочтения небольшая пауза.

Беседа по содержанию.

Воспитатель. Понравился вам рассказ? Назовите главных героев этого рассказа?

Дети. Главные герои рассказа – мальчик и его отец, капитан корабля.

Воспитатель. Где происходят все события?

Дети. События происходят на палубе корабля.

Воспитатель. Какие чувства вы испытываете после прочтения рассказа? Вам жаль мальчика? Почему? Дети. Да нам жаль мальчика. Он остался без шляпы, все над ним смеются. Он не знает, что ему делать. Воспитатель. Ругаем мы его за что? Дети. За то, что залез так высоко. Воспитатель. Хвалим его за что? Дети. Хвалим его за то, что он смелый, решительный, храбрый.

ИТОГ.

Воспитатель. Как называется рассказ, который я сегодня вам прочитала. Кто автор этого рассказа? Почему рассказ так называется?

Чему вас научил этот рассказ?

Дети. Не делать необдуманных поступков.

Воспитатель. Есть такая пословица«Все хорошо, что хорошо кончается». В этом рассказе все хорошо закончилось.

Прыжок толстой о чем рассказ

В. Фаворский, иллюстрация к «Слову о полку Игореве»

Сегодня мы закончим рассказ об 

исторических

 балладах А. К. Толстого. И начнем его с романтической истории женитьбы Харальда Сурового и княжны Елизаветы, дочери Ярослава Мудрого.

«Песня о Гаральде и Ярославне»

Об этой балладе А. К. Толстой писал, что он был «приведён» к ней работой над пьесой «Царь Борис», а именно – образом датского принца, жениха царевны Ксении. Действие баллады начинается в 1036 году, когда умер брат Ярослава Мудрого, уже знакомый нам Мстислав, победитель в битве при Листвене. Ярослав тогда, наконец, смог въехать в Киев. С ним находился брат норвежского короля Олава Святого Харальд, бежавший на Русь после битвы при Стикластадире (1030 год), в которой и погиб будущий святой покровитель Норвегии. Харальд был влюблен в дочь Ярослава Мудрого Елизавету, но зятем для правителя огромной страны он в то время был незавидным. Поэтому во главе варяжской дружины он отправился на службу в Константинополь.

Прыжок толстой о чем рассказ

Воины варяжской гвардии (варанги). Миниатюра из хроники Иоанна Скилицы

При этом Харальд продолжал поддерживать связь с Киевом: добычу и большую часть жалованья он отправлял на сохранение Ярославу, который потом честно ему эти средства вернул.

Пора обратиться к балладе А. К. Толстого:

«Гаральд в боевое садится седло,
Покинул он Киев державный,
Вздыхает в дороге он тяжело:
«Звезда ты моя, Ярославна!»
И Русь оставляет Гаральд за собой,
Плывёт он размыкивать горе
Туда, где арабы с норманнами бой
Ведут на земле и на море».

Харальд был талантливым скальдом и своей любви посвятил цикл стихов «Висы радости». В XVIII веке некоторые из них были переведены на французский язык. А потом несколько российских поэтов перевели их уже с французского языка на русский.

Вот один из примеров такого перевода, сделанный И. Богдановичем:

«По синим по морям на славных кораблях
Я вкруг Сицилию объехал в малых днях,
Бесстрашно всюду я, куда хотел, пускался;
Я бил и побеждал, кто против мне встречался…
В несчастном плаваньи, в несчастный самый час,
Когда на корабле шестнадцать было нас,
Когда разбил нас гром, в корабль лилося море,
Мы воду вылили, забыв и грусть, и горе…
Во всем искусен я, могу с гребцами гресть,
На лыжах выслужил себе отменну честь;
Скакать на лошади и править я умею,
Копье бросаю в цель, на битвах не робею…
Я знаю на земле военно ремесло;
Но, воду возлюбя и возлюбя весло,
За славою лечу я мокрыми путями;
Норвежски храбрецы меня боятся сами.
Не я ли молодец, не я ли удалой?
А девка русская велит мне бресть домой».

А. К. Толстой не переводил это самое известное стихотворение Харальда, а использовал его сюжет в своей балладе.

«Весёлая то для дружины пора,
Гаральдовой славе нет равной –
Но в мысли спокойные воды Днепра,
Но в мысли княжна Ярославна.
Нет, видно, ему не забыть уж о ней,
Не вымучить счастья иного – и круто он бег повернул кораблей
И к северу гонит их снова».

Если верить сагам, на службе империи Харальд дал 18 успешных сражений в Болгарии, Малой Азии и на Сицилии. В византийском источнике «Наставление императору» (1070–1080 гг.) говорится:

«Аральт был сыном короля верингов… Аральт, пока был молод, решил пуститься в странствие, …захватив с собой 500 доблестных воинов. Император принял его, как подобает и повелел ему и его воинам отправиться на Сицилию, ибо там затевалась война. Аральт исполнил повеление и сражался очень успешно. Когда же Сицилия покорилась, он вернулся со своим отрядом к императору, и тот даровал ему титул manglavites. Затем случилось так, что Делий поднял мятеж в Болгарии. Аральт выступил в поход… и воевал очень успешно… Император в награду за его службу, присвоил Аральту spathrokandates (предводитель войска). После смерти императора Михаила и его племянника, наследовавшего трон, в правление Мономаха, Аральт попросил дозволения вернуться на родину, но дозволения ему не дали, а, напротив, стали чинить всякие препоны. Но он всё-таки уехал и стал королем в стране, где прежде правил его брат Юлав».

За время службы Харальда в Византии сменились три императора.

Веринги Харальда, похоже, приняли самое активное участие в драматических событиях, стоивших жизни последнему из них. В 1041 году после смерти императора Михаила IV, на престол взошел его племянник – Михаил V Калафат («Конопатчик», из семьи, мужчины которой ранее конопатили корабли). Вдова прежнего императора Зоя, ранее усыновившая племянника, была отправлена им в монастырь. Однако скоро (в 1042 году) в столице началось восстание. Зоя была освобождена, Михаил Калафат – вначале ослеплён, а затем и казнён. Императорские дворцы тогда были разграблены.

Прыжок толстой о чем рассказ

Michael V Kalaphates

В «Саге о Харальде Суровом» утверждается, что Харальд лично выколол глаза свергнутому императору Михаилу. Автор саги, знаменитый Снорри Стурлсон, понимал, что это сообщение может вызвать недоверие у читателей, но был вынужден включить его в текст. Дело в том, что оно подтверждалось висами скальдов. А скальды не могли лгать, рассказывая о реальном человеке: ложь – посягательство на благополучие всего рода, это уголовное преступление. Наказанием за лживые стихи часто служило изгнание, но порой – и смерть. А висы скальдов построены так, что в строке нельзя заменить даже одну букву. Рассказывая о тех событиях, Стурлсон словно оправдывается перед читателями:

«В этих двух драпах о Харальде и многих других песнях рассказано, что Харальд ослепил самого конунга греков. Харальд сам рассказывал так, да и другие люди, которые там были вместе с ним».

И, похоже, что скальды не подвели Стурлсона. Византийский историк Михаил Пселл пишет:

«Люди Феодоры… отправили дерзких и отважных людей с приказом немедленно выжечь глаза обоим, как только встретят их за пределами храма».

Феодора – это младшая сестра Зои, ее соперница, соправительница – с 1042 года, единовластная императрица в 1055–1056 гг.

Прыжок толстой о чем рассказ

Зоя и Феодора, гистаменон 1042 г.

Выжечь глаза было приказано свергнутому императору и его дяде, которые укрылись в Студийском монастыре. А Харальд и его воины вполне подходят под определение «дерзких и отважных людей».

Но, как мы помним, в том же 1042 году Харальд вдруг самовольно покинул Византию (фактически бежал из нее). Существуют разные версии этих событий. Одна из них утверждает, что Харальд бежал после того, как влюбленная в него 60-летняя императрица Зоя предложила ему разделить с ней престол.

В «Саге о Харальде Суровом» сообщается:

«Как здесь, на Севере, рассказывали веринги, служившие в Миклагарде, что Зоэ, конунгова жена, сама хотела выйти замуж за Харальда».

Сценаристы советского фильма «Василий Буслаев», похоже, что-то слышали об этой истории. В нем царьградскская императрица Ирина также предлагает главному герою свою руку и престол империи – в обмен на убийство мужа.

Прыжок толстой о чем рассказ

Императрица Ирина. Кадр из фильма «Василий Буслаев»

Но вернёмся к Харальду.

Живший в первой половине XII века хронист Вильгельм Мальмёсберийский утверждает, что этот вождь верингов обесчестил знатную женщину и был брошен на съедение льву, но задушил его голыми руками.

Наконец, сторонники третьей версии полагают, что Харальд бежал после того, как его обвинили в том, что во время одного из походов он присвоил имущество императора. Снорри Стурлсон, видимо, знал об этих порочащих Харальда версиях.

Продолжим его цитату о желании Зои выйти замуж за бравого норвежца и отказе Харальда:

«И это была главная и истинная причина её ссоры с Харальдом, когда он захотел уехать из Миклагарда, хотя перед народом она выдвинула другую причину».

После этого Зоя вышла замуж за небезызвестного Константина Мономаха (это его внебрачная дочь приехала потом в Киев, вышла замуж за Всеволода Ярославича и стала матерью последнего великого князя домонгольской Руси). А наш герой вернулся ко двору Ярослава воином, известным всей Европе под именем Харальд Хардрада (Суровый).

Здесь он снова посватался к Елизавете, о чем рассказывается в балладе А. Толстого:

«Я город Мессину в разор разорил,
Разграбил поморье Царьграда,
Ладьи жемчугом по края нагрузил,
А тканей и мерить не надо!
Ко древним Афинам, как ворон, молва
Неслась пред ладьями моими,
На мраморной лапе пирейского льва
Мечом я насек своё имя!»

Сделаем паузу и поговорим о знаменитом льве из Пирея.

Сейчас эта античная скульптура находится в Венеции. Сюда ее привез адмирал Франческо Морозини – в качестве трофея венецианско-османской войны 1687 года.

Прыжок толстой о чем рассказ

Пирейский лев

О пирейском льве в своей монографии «Скандинавские рунические надписи» упоминает и Е. А. Мельникова:

«Два граффити из собора св. Софии в Стамбуле (Константинополе) и три пространные надписи, выполненные на мраморной скульптуре сидящего льва, вывезенной из Пирейской гавани в Венецию».

На представленном ниже рисунке видно, что эта загадочная надпись находится не на лапе, а на хребте льва:

Прыжок толстой о чем рассказ

Расшифровать эти руны пытались многие, однако на данный момент можно с уверенностью утверждать, что удается прочитать лишь несколько слов. Trikir, drængiar – «молодые люди», «борцы». Bair – местоимение «они». Поврежденные руны fn þisi могут означать «этот порт». Все остальное интерпретации не поддается. Различные варианты «переводов», которые порой встречаются в литературе, носят фэнтезийный характер.

Вернемся к балладе А. К. Толстого:

«Как вихорь обмёл я окрайны морей,
Нигде моей славе нет равной!
Согласна ли ныне назваться моей,
Звезда ты моя, Ярославна?»

На этот раз сватовство героя было успешным, и Харальд с женой отправился на родину.

Прыжок толстой о чем рассказ

Харальд Хардрада, витраж в Керкуольском соборе Оркнейские острова

Прыжок толстой о чем рассказ

Елизавета, дочь Ярослава, жена Харальда

«В Норвегии праздник весёлый идёт:
Весною, при плеске народа,
В ту пору, как алый шиповник цветёт,
Вернулся Гаральд из похода.
А сам он у моря, с весёлым лицом,

В хламиде и в светлой короне,
Норвежским избранный от всех королём,
Сидит на возвышенном троне».

Этот отрывок особых комментариев не требует, но следует указать, что первое время Харальд был соправителем своего брата Магнуса. И, забегая вперёд, сообщу, что в 1067 году, через год после гибели Харальда в Англии, Елизавета вновь вышла замуж – тем и отличается реальная жизнь от любимых всеми нами околоисторических баллад и романов.

«Три побоища»

Сюжет этой баллады таков: две женщины в Киеве видят страшные сны о предстоящих сражениях, в которых погибнут близкие им люди.

Первой о своем сне рассказывает жена киевского князя Изяслава, сына Ярослава Мудрого:

«Мне снилось: от берега норской земли,
где плещут варяжские волны,
На саксов готовятся плыть корабли,
Варяжскими гриднями полны.
То сват наш Гаральд собирается плыть –
Храни его бог от напасти!
Мне виделось: воронов чёрная нить
Уселася с криком на снасти.
И бабище будто на камне сидит,
Считает суда и смеётся:
«Плывите, плывите! – она говорит, –
Домой ни одно не вернётся!
Гаральда-варяга в Британии ждёт
Саксонец-Гаральд, его тёзка;
Червонного мёду он вам поднесёт
И спать вас уложит он жёстко!»

Время действия – 1066 год: около 10 тысяч норманнов под руководством знакомого нам «последнего викинга» Харальда Сурового отплывают в Англию, где их ждёт встреча с англосаксонским войском короля Гарольда II Годвинсона.

Далее в балладе следует рассказ о битве при Стемфорд-бридж (близ Йорка), которая произошла 25 сентября 1066 года:

«Был целою выше варяг головой,
Чернела как туча кольчуга,
Свистел его в саксах топор боевой,
Как в листьях осенняя вьюга;
Копнами валил он тела на тела,
Кровь до моря с поля струилась –
Пока, провизжав, не примчалась стрела
И в горло ему не вонзилась».

Вы, наверное, догадались, что речь в этом отрывке идёт о гибели норвежца Харальда.

Прыжок толстой о чем рассказ

Арбо. Битва при Стемфорд-бридж

Второй сон видит Гида – дочь победившего в битве у Стемфорд-Бридж Гарольда II Годвинсона, жена Владимира Мономаха (сразу скажем, что Гида прибыла на Русь уже после событий, о которых рассказывает баллада):

«Мне снилось: от берега франкской земли,
Где плещут норманнские волны,
На саксов готовятся плыть корабли,
Нормандии рыцарей полны.
То князь их, Вильгельм, собирается плыть –
Я будто слова его внемлю, –
Он хочет отца моего погубить,
Присвоить себе его землю!»
И бабище злое бодрит его рать,
И молвит: «Я воронов стаю
Прикликаю саксов заутра клевать,
И ветру я вам намахаю!»

Прыжок толстой о чем рассказ

М. Иванов. Иллюстрация к балладе «Три побоища»

В сентябре того же 1066 года нормандский герцог Вильгельм, правнук завоевавшего эту провинцию Франции норманна Хрольва Пешехода, собрал войско искателей приключений из Нормандии, Франции, Нидерландов и высадился с ним в Англии.

Гарольду он предложил мирный договор в обмен на признание его королем Англии. Несмотря на тяжёлые потери, понесённые в битве с норвежцами, Гарольд отказался от позорного предложения, и судьба английской короны решилась в кровопролитном сражении при Гастингсе.

«Победно от Йорка шла сакская рать,
Теперь они смирны и тихи,
И труп их Гаральда не могут сыскать
Меж трупов бродящие мнихи».

Битва при Гастингсе продолжалась 9 часов. Король Гарольд, ослеплённый стрелой, во время последней схватки получил столько ран, что его тело смогла опознать лишь жена Эдит Лебяжья Шея – по каким-то только ей известным приметам.

Подробный рассказ о битвах у Стемфорд-Бридж и при Гастингсе вы можете прочитать в статье 

1066 год. Битва за Англию

.

Вестником третьего сражения является дружинник Изяслава:

«На вышке я там, за рекою стоял,
Стоял на слуху я на страже,
Я многие тысячи их насчитал:
То половцы близятся, княже!»

Этот отрывок интересен тем, что речь в нём идёт о знаменитой битве при Нежатиной Ниве, которая произошла через 12 лет после событий в Англии (в 1078 году).

А. К. Толстой сознательно перенёс её действие в 1066 год, так объяснив это в письме Стасюлевичу:

«Цель моя – …заявить нашу общность в то время с остальной Европой».

Половцы в этой битве, конечно, участвовали, но только как наёмники. Главными же героями её были знаменитый Олег Гориславич и его двоюродный брат Борис Вячеславич.

Прыжок толстой о чем рассказ

Битва на Нежатиной Ниве, рисунок из Радзивилловской летописи, конец XV века

Предыстория тех событий такова: второй сын Ярослава Мудрого – Святослав, захватил Киев, изгнав оттуда своего старшего брата Изяслава. После смерти Святослава его дети были лишены своими дядьями княжения во всех городах, в том числе и в тех, что принадлежали им по праву.

Старшего из них – Глеба, правившего в Новгороде, родственники, видимо, особенно опасались, потому что он был предательски убит по пути в Смоленск. Друг Владимира Мономаха и крёстный отец его старшего сына Олег Святославич бежал после этих событий к половцам. Его двоюродный брат Борис Вячеславич также выступил на стороне Святославичей. Перед битвой при Нежатиной Ниве у реки Остр («Каяла» «Слова о полку Игореве») – недалеко от города Нежин – Олег хотел примириться со своими противниками, но Борис заявил, что в этом случае он и его дружина вступят в бой одни.

Результаты этого сражения:

А. К. Толстой:

«С рассветом на половцев князь Изяслав
Там выехал, грозен и злобен,
Свой меч двоеручный высоко подъяв,
Святому Георгью подобен;
Но к ночи, руками за гриву держась,
Конём увлекаемый с бою,
Уж по полю мчался израненный князь,
С закинутой навзничь главою».

«Слово о полку Игореве»:

«Бориса же Вячеславича слава на суд привела, и на конскую попону положили его за обиду Олега, храброго юного князя. С той же Каялы Святополк после сечи взял отца своего (Изяслава) между угорской конницей ко святой Софии в Киев».

Итак, сражение закончилось полным поражением братьев и гибелью двух князей противоборствующих сторон. Борис погиб в бою, а киевский князь Изяслав, не принимавший непосредственного участия в битве, был убит неизвестным всадником ударом копья в спину. Это было начало знаменитых «грозных Олеговых походов», и Владимиру Мономаху ещё предстояло «каждое утро закладывать уши в Чернигове», когда Олег будет вступать «в златое стремя в граде Тьмуторокани» («Слово о полку Игореве»).

А. К. Толстой:

«Печерские иноки, выстроясь в ряд,
Протяжно поют: аллилуйя!
А братья княжие друг друга корят,
И жадные вороны с кровель глядят,
Усобицу близкую чуя».

«Слово о полку Игореве»:

«Тогда при Олеге Гориславиче сеялось и вырастало междоусобием. Погибала жизнь Даждь-божьих внуков, во крамолах княжеских век человеческий сокращался».

Баллада «Князь Ростислав»

«Князь Ростислав в земле чужой
Лежит на дне речном,
Лежит в кольчуге боевой
С изломанным мечом».

Речь идёт о судьбе переяславльского князя Ростислава Всеволодовича, брата Владимира Мономаха.

В 1093 году умер сын Ярослава Мудрого Всеволод, проводивший жёсткую антиполовецкую политику. Великим князем киевским по лестничному праву стал его племянник Святополк. Половцы, которые собирались в поход против Всеволода, узнав о его смерти, решили заключить мир с новым князем. Но Святополк счёл поведение послов дерзким и приказал посадить их в погреб. Половцы в ответ осадили город Торческ.

Весной 1093 года объединённые войска Святополка Киевского, Владимира Мономаха (в то время черниговского князя) и Ростислава Переяславского двинулись к устью Стугны и переправились через неё. Здесь состоялась битва, закончившаяся разгромом русских дружин. Во время отступления, при переправе через разлившуюся Стугну Ростислав утонул. Об этом сражении упоминается в «Слове о полку Игореве»:

«Не такова-то, говорит он, река Стугна, скудную струю имея, поглотив чужие струи и потоки, расширенная к устью, юношу князя Ростислава заключила».

Прыжок толстой о чем рассказ

М. Иванов. «Древняя Русь»

Главной темой данной баллады является печаль о погибшем юном князе. И опять идёт перекличка со «Словом о полку Игореве».

А. К. Толстой:

«Его напрасно день и ночь
Княгиня дома ждёт…
Ладья его умчала прочь
Назад не принесёт!»

«Слово о полку Игореве»:

«На тёмном берегу Днепра плачет мать Ростислава
по юноше князе Ростиславе.
Уныли цветы от жалости
и дерево с тоской к земле приклонилось».

Таким образом, написанные хорошим слогом исторические баллады А. К. Толстого могут служить прекрасными иллюстрациями к некоторым страницам русской истории.

Автор:

Рыжов В. А.

  • Прямо таки как пишется правильно
  • Прочти стихотворение яны дубенской мы разные и напиши небольшое сочинение 50 60 слов
  • Прочитать сказку о жабе и розе
  • Прочитайте отрывок из рассказа толстого русский характер
  • Прочитайте отрывок из рассказа тургенева лес и степь какие чувства вызывает у вас прочитанное