Прыжок толстого план рассказа 3 класс

Конспект открытого урока по литературному чтениюкласс.- 3цели: познакомить учащихся с рассказом л.н. толстого прыжок; учить анализировать и оценивать прочитанное, понимать

Конспект открытого урока по литературному чтению

Класс.- 3

Цели: познакомить учащихся с рассказом Л.Н. Толстого “Прыжок”; учить анализировать и оценивать прочитанное, понимать особенности художественного рассказа, его сюжета, совершенствовать технику чтения; развивать речь.

Формировать УУД:

Личностные УУД: формировать эстетические потребности, ценности и чувства, развитие эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

Регулятивные УУД: понимать цель и смысл выполняемых заданий; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; высказывать своё предположение.

Коммуникативные УУД: воспринимать мнение о прочитанном произведении сверстников; принимать участие в обсуждении прочитанного, использовать доступные речевые средства для передачи своего впечатления.

Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Планируемые результаты

Предметные: отвечать на вопросы по содержанию произведения и вести диалог о произведении, героях и их поступках; понимать и оценивать поведение героев произведения с морально-этических позиций и обогащать свой эмоционально-духовный опыт;

Личностные: наличие мотивации к работе на результат, к творческому труду. Владение коммуникативными умениями с целью реализации возможностей успешного сотрудничества с учителем и учащимися класса.

Метапредметные: готовность слушать собеседника и вести диалог.

Оборудование:

Учебник « Литературное чтение», автор Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий

Портрет писателя, его книги.

Компьютер, проектор (презентация к уроку)

Толковый словарь С. И. Ожегова.

Л.Н.Толстой «Прыжок»

Ход урока

Первый этап урока

I.Организационный момент.

Т — Начинаем урок литературного чтения, присаживайтесь, пожалуйста

На уроке будь старательным

Будь спокойным и внимательным.

Слушай, не перебивая.

Говорите четко, внятно,

Чтобы было все понятно.

Если друг стал отвечать,

Не спеши перебивать.

Второй этап

Сообщение темы и цели урока

!!! — Ребята, посмотрите внимательно на доску и определите чему будет посвящен наш урок литературного чтения?

Слайд 1

( иллюстрации к рассказам Толстого Варя и чиж, Лев и мышь, Два товарища, Прыжок)

Ученик — Будем работать с рассказом Л. Н. Толстого «Прыжок» Слайд 2

!!! — А что вам помогло определить тему урока?

( С рассказами Варя и чиж, Лев и мышь, Два товарища мы знакомились ранее, а рассказ «Прыжок » нам не знаком)

!!! — Определите цель нашего урока?

(знакомство с рассказом «Прыжок», умение анализировать текст, продолжать учиться работать над техникой чтения)

!!!- Какие знания и умения нам понадобятся на уроке

(Умение работать с текстом, знания жанров литературный произведений, умение слушать и задавать вопросы, правильно отвечать на вопросы, работать в группе, паре)

!!!- Пожалуйста посмотрите на доску и определите алгоритм наших действий на уроке? Выбери нужную карточку?

Слайд 3

Карточка 1

Рубрика это интересно знать! (творчество писателя)

Открытие нового(знакомство с текстом )

Работа с новыми словами (группа, пара)

Учимся анализировать и рассуждать

Творческие задания

Карточка 2

Проверка домашних заданий

Работа а над пересказом (группа, пара)

Составление диафильма

Творческая работа

!!! Верно, я с вами согласна. Этот алгоритм мы и утверждаем

Третий этап

Подготовительный этап к изучению нового материала

!!! — Ребята, сегодня мы продолжим знакомиться с творчеством Л.Н.Толстого.

!!! — Рубрика это интересно знать. Сообщение об великом русском писателе нам (подготовил Егоров Артем)

Слайд № 4 портрет Толстого, Слайд 5 Ясная Поляна

Лев Николаевич родился в 1828 году – почти 200 лет назад. Он принадлежал к богатому и знатному дворянскому роду Детские годы провёл в деревне Ясная Поляна. Мать умерла, когда Толстому не было 2-х лет. У него было три брата и одна сестра, их воспитанием занялась дальняя родственница. Толстой изучал историю, музыку, медицину, рисование. Но самое главное, он очень любил детей. Тогда ещё очень мало было школ, дети бедных людей не могли учиться. Толстой открыл в Ясной Поляне школу, написал учебник для детей и сам учил их.
    Смолоду Л. Н. Толстой любил физические упражнения. Он был сильным, здоровым и крепким человеком. В 67 лет он выучился кататься на велосипеде.
 Всю свою жизнь он трудился, увлекался простым физическим трудом, пахал землю, писал книги.

Умер Толстой в 1910 году. Известно, что Толстой умер не в Ясной Поляне. За несколько  дней до кончины он навсегда покинул свой дом, чтобы остаток своей жизни провести где-нибудь в глуши, в простой крестьянской избе. По его просьбе похоронен был в Ясной поляне. Он прожил 82 года и всю свою жизнь посвятил литературе. Его книги переведены на многие языки, их читают во всём мире. Полное собрание сочинений составляет 90 томов!

Вопросы на доске:: Слайд № 6

— В каком году родился Л.Н. Толстой?

— Где жил писатель?

— Какие предметы изучал Толстой?

-Что открыл писатель в Ясной Поляне?

— Сколько томов книг он написал?

Предугадывание содержания произведения.

Слайд №7

!!!- Прочитайте и объясните смысл пословицы

Море любит смелых, да умелых

!!!- Прочитай слова, объясни непонятные

Слайд 8

Слова: парусник, палуба, капитан, матросы, мальчик, мачта, шляпа.

!!!-  Какой темой можно связать пословицу и образованные слова? (темой моря и кораблями)

!!! — Где же будут происходить события в новом произведении?

Ученики.

— Эти слова и пословицы связаны по смыслу с морем и кораблями. Значит события снова будут происходить на море.

Четвертый этап

Изучение нового материала. Первичное восприятие текста

Учитель:

-Ребята посмотрите на доску и определите следующий этап нашей работы (знакомство с текстом)

— Откройте, пожалуйста учебник и приготовьтесь слушать ребят. Чтение- слушание (Храмов Андрей, Макеева Лиза, Медведев Илья, Пшенко вера,Пшенко Полина)

Вопросы по тексту:

Ученик: Макеева Лиза

— Назови автора и скажи название рассказа?

— К какому литературному жанру относится это произведение? (рассказ)

Ученик: Храмов Андрей

— Ребята, а вы знаете что у литературных произведений есть три вида жанра?

(эпос, лирика. трагедия) Слайд 9

Слово жанр происходит от латинского слова вид, род. Жанр- исторически сложившаяся разновидность литературных произведений, объединенных определенным набором формальных и содержательных признаков

Слайд 10

Эпический жанр- повесть, басня, сказка, рассказ

Лирический жанр: песня, стихотворение. поэма

Трагический жанр: драма, трагедия, мелодрама

— К какому литературному жанру относится это произведение? (рассказ)

Учитель:

-Спасибо, присаживайтесь на место.

-Ребята давайте обратимся к алгоритму наших действий на уроке.

мы с вами выполнили два этапа работы.

— Чему вы научились на данных этапах (прослушали с новый рассказ, познакомились с биографией писателя, учились слушать своих товарищей и отвечать на поставленные вопросы)

Оценочный лист

Физминутка

Пятый этап

Работа с новыми словами (группа)

Учитель:

— Встретились ли в тексте новые слова? (да)

— Скажите следующий шаг работы (ищем новые слова и объясняем их)

— Пожалуйста объединитесь в группы, возьмите зеленую карточку и выполните задание

Слайд 8

Мачта- стоячее бревно на судне для подъёма парусов.

Палуба-пол на корабле

Каюта-комната на корабле

Перекладина-доска, положенная поперёк для перехода.

Аршин- старорусская мера длины, равная 71 см

Два аршина — около полутора метров. (Показать)

Вдребезги- разлететься на мелкие осколки.

Раззадорилась, разобрал задор — возбуждение

(проверка у доски по группам по два слова)

Учитель

— Спасибо за работу.

-Чему вы научились на данном этапе урока? (научились находить и объяснять новые слова)

Оценочный лист

(оцените сою деятельность в оценочном листе на данном этапе работы)

Шестой этап

Анализ произведения

Учитель

— Определите следующий шаг нашей работы? (работа над содержанием)

Назовите главных действующих лиц рассказа (капитан, мальчик, матросы, обезьянка)

Почему мальчик залез на мачту корабля? (Обезьяна сорвала с его головы шляпу, надела и живо взобралась на мачту. А все стали смеяться)

Какие чувства при этом испытал мальчик? (Он обиделся на смех матросов)

Найдите в тексте слова, описывающие его действия на этот момент (Покраснел, скинул куртку…)

Что мы знаем про мальчика? (Он сын капитана, ему 12 лет)

Как вы думаете, для чего автор прежде всего указал, что  мальчик — сын капитана, а например не назвал его имя? (Его отец  был главным на корабле и мальчик гордился этим. Сын капитана – значит, что его все знают на корабле и что он ощущает свою значимую социальную роль, не может подвести отца, опозорить его своим смешным положением).

Кто был виноват, что мальчик оказался в опасной ситуации? (Мальчик и матросы)

(подвести детей к тому, что обезьяна лишь повод для конфликта между матросами и мальчиком. Ведь он был сыном капитана, а его подчинённые над ним смеялись.)

Сознавал ли мальчик свои действия, когда ступил на перекладину?

(нет, не подумал что это опасно

Какие чувства овладели мальчиком? (Задор)

Изменилось ли отношение окружающих к проделкам обезьяны и поведению мальчика? В какой момент это произошло? Почему? (Да, отношение окружающих изменилось к происходящему, когда все поняли, что мальчику назад не вернуться. Он может просто разбиться).

— к Какие слова из текста описывают, что отношение окружающих изменилось происходящему? (Все молча смотрели, «кто-то ахнул от страха»)

Какая опасность подстерегала мальчика? (Разбиться)

Кто же спас его? (Отец – капитан).

Каким образом он сделал это? (приказал прыгать в воду)

Почему капитан угрожал убить своего сына? Он хотел этого по-настоящему?

(нет, он понял, какая беда грозила сыну и успел очень быстро принять единственное правильное решение – угрозой (чтобы он послушался) заставить сына прыгнуть в воду, иначе мальчик потерял бы равновесие и разбился о палубу) Прочитайте отрывок этот отрывок.

О какой черте характера говорит поступок капитана? (О решительности, находчивости)

— Как вы думаете, почему капитан заплакал? (Пережил сильное потрясение, очень испугался за сына)

— Когда вы переживали за мальчика? (Ответы детей)

Какие черты характера присущи мальчику? (Смелость, геройство, обидчивость, желание покрасоваться)

Почему в конце рассказа ничего не говориться об обезьяне? (Она не главный герой, она только причина случившегося)

Какова главная мысль рассказа «Прыжок» ( в экстренных ситуациях надо действовать решительно, не поддаваясь эмоциям)

— Чему тебя научил этот рассказ? ( Не обращать внимание на глупые шутки, быть уверенным в себе. Учит проявлять решительность и смелость, действовать быстро по ситуации)

Итог этапа

-Чему научились на данном этапе работы?

(отвечать на вопросы учителя, находить и подтверждать свои ответы текстом из учебника)

Оценочный лист

Седьмой этап

Творческая работа (пара)

Учитель:

— Следующий этап нашей работы творческая работа (пара)

-Работа с пословицами. (Слай д 9)

Какая пословица подходит к поведению матросов мальчика и капитана?

Будь храбр по уму и сердцу. (мальчик)

Гордится отец, что сын — храбрец. ( капитан)

Кому потеха, а мне не до смеха. (матросы)

Учитель Объясни почему?

Итог этапа

Учитель:

-Чему научились на данном этапе урока

(выполняя работу в паре мы научились объяснять смысл пословиц)

Оценочный лист

Восьмой этап урока

Рефлексия

-Назовите тему урока?

-Назовите цель урока? (умение работать с текстом, анализировать текст, слушать своих товарищей на уроке)

 -Выскажите своё отношением к уроку, дополнив любую фразу.

( Слайд 10)

— Мне захотелось…

— Я задумался…

— Я понял (а)…

— Я почувствовал (а)…

— Я бы поставил (а)…

-Комментарии оценочного листа (Шабанова Дарья)

-Оценки за урок

-Домашнее задание выразительное чтение текста, ответы на вопросы после текста

15. Я составила план к рассказу. Как вы думаете правильно? 

                ( слайд № 11) 

1. Проказы обезьяны.                          1. На корабле. 

2. Погоня за обезьяной.                      2. Проказы обезьяны. 

3. На корабле.                                      3. Погоня за обезьяной. 

4. Решение отца.                                 4. На перекладине. 

5. На перекладине.                              5. Решение отца. 

6. Прыжок.                                            6. Прыжок. 

Тема. Л.Н. Толстой «Прыжок»

Цели:

  1. Продолжить знакомство с творчеством Л.Н. Толстого.

  2. Раскрыть психологический характер конфликта в рассказе.

  3. Совершенствовать умения анализировать поступки литературных персонажей и видеть их мотивы, развивать умение выделять главное, рассуждать, доказывать.

  4. Формировать беглое, осознанное,  выразительное чтение.

  5. Развивать творческое воображение, эмоциональную отзывчивость, обогащать словарный запас и способствовать развитию речи.

  6. Воспитывать чувство сопереживания и сострадания, чувство ответственности за свои поступки.

Планируемые результаты:

Предметные: продолжат учиться читать вслух осознанно, без искажений, выразительно, передавая своё отношение к прочитанному; прогнозируют содержание произведения; перечисляют произведения Л. Н. Толстого; понимают основной смысл прочитанного; находят необходимую информацию в произведении.

Межпредметные.

Познавательные: анализируют литературный текст с опорой на вопросы учителя, выявляют основную мысль произведения, формулируют её на уровне обобщения в совместной коллективной деятельности, характеризуют поведение действующих лиц произведения;

регулятивные: формулируют тему урока и учебные задачи, исходя из анализа предлагаемых заданий, читают в соответствии с поставленной задачей, осознают смысл и назначение позитивных установок на успешную работу, оценивают свою работу на уроке;

коммуникативные: осмысливают правила работы в группе (распределяют обязанности, договариваются о совместных действиях).

Личностные: оценивают поступки героев произведения и свои собственные под руководством учителя, проявляют интерес к произведениям Л. Н. Толстого.

Оборудование:

Учебник « Литературное чтение», автор Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий

Портрет писателя, его книги.

Компьютер, проектор (презентация к уроку)

Толковый словарь С. И. Ожегова.

Ход урока.

I Организационный момент.

  1. Эмоциональный настрой.

Мы – умные! Мы дружные!

Мы внимательные!

Мы – старательные!

Мы отлично учимся.

Всё у нас получится!

  1. Мотивация к обучению.

Учитель.

— Как вы понимаете смысл этого выражения?

(Слайд 3)

Читатель проживает тысячу жизней, прежде чем умрет.

Человек, который никогда не читает, переживает только одну.

Ученики.

— Когда человек читает, он все события и приключения переживает вместе с героями произведения. Читатель может путешествовать вместе с героями. Может представить себя на месте героя произведения, вместе с ним радоваться и огорчаться, и таким образом проживать его жизнь.

ІІ. Проверка домашнего задания.

  1. Учитель:

– Свидетелями какой истории стали мы на предыдущем уроке?

Ученики:

— Мы познакомились с рассказом Л. Н. Толстого «Акула».

  1. Вернисаж иллюстраций к рассказу Л. Н. Толстого «Акула». Учащиеся сопровождают свои рисунки пересказом эпизодов рассказа, к которым выполнены работы.

  2. Пересказ учащимися произведения Л. Н. Толстого «Акула».

IІІ.Актуализация опорных знаний. Определение темы урока.

Учитель:

— Известен ли вам человек, изображённый на портрете?(Слайд 4)

Ученики:

— На портрете изображён Лев Николаевич Толстой.

Учитель:

— Вспомните, что вы знаете о Льве Николаевиче Толстом?

Ученики:

— Лев Толстой – известный русский писатель. Жил в имении «Ясная поляна». Писал и для взрослых и для детей. У себя в имении открыл школу для сельских детей и сам их обучал. Написал для детей много поучительных рассказов и басен, составил «Азбуку».Толстой путешествовал по морю и на основании своих наблюдений написал несколько рассказов.

Учитель:

— Какие произведения Л.Н. Толстого вы читали?

Ученики. Л. Н. Толстой написал такие рассказы как «Филиппок», «Два товарища», «Галка и кувшин», «Белка и волк», «Акула», «Котёнок», «Косточка», «Лев и собачка».

Учитель.

— К каким произведениям вы видите иллюстрации? (Слайды 5, 6)

Ученики.

— «Акула», «Котёнок», «Косточка», «Лев и собачка»

Учитель.

— Вы догадались, кто автор произведения, с которым мы сегодня познакомимся?

Ученики.

— Сегодня мы познакомимся с произведением Л.Н. Толстого .

Учитель.

— Из букв составьте слово. Это и будет название произведения, с которым мы сегодня познакомимся. (Слайд 7)

Ученики.

— Прыжок.

Учитель.

— Объясните значение слова прыжок. Какими бывают прыжки?

Ученики.

— Прыжок – быстрое отталкивание от опоры и перемещение в другое место. Бывают прыжки на скакалке, прыжки в длину, в высоту, прыжки с трамплина на лыжах, прыжки с вышки в воду, прыжки с парашютом.

IV. Физкультминутка.

Раз, два, три, четыре, пять! 
Будем прыгать и скакать! (Прыжки на месте.) 
Наклонился правый бок. (Наклоны туловища влево-вправо.) 
Раз, два, три. 
Наклонился левый бок. 
Раз, два, три. 
А сейчас поднимем ручки (Руки вверх.) 
И дотянемся до тучки. 
Вверх рука и вниз рука 
Вверх рука и вниз рука. 
Потянули их слегка. 
Быстро поменяли руки! 
Нам сегодня не до скуки. (Одна прямая рука вверх, другая вниз, рывком менять руки.) 
Приседание с хлопками: 
Вниз — хлопок и вверх — хлопок. 
Ноги, руки разминаем, 
Точно знаем — будет прок. (Приседания, хлопки в ладоши над головой.) 
Крутим-вертим головой, 

Разминаем шею ( Вращение головой вправо и влево.)
Стой!

V.Подготовительная работа к восприятию теста

  1. Речевая разминка.Работа над скороговоркой.(Слайд 8)

( Чтение в разном темпе.)

Вёз корабль карамель, 
наскочил корабль на мель, 
И матросы три недели 
карамель на мели ели.

  1. Работа над загадкой.

В нём солёная вода.
По воде плывут суда,
Волны, ветер на просторе,
Чайки кружатся над ….( морем )

  1. Составление пословиц, слов. (Слайды 9, 10)

Слова: парусник, палуба, капитан, матросы, мальчик, мачта, шляпа.

Пословица. Море любит смелых да умелых.

  1. Предугадывание содержания произведения.

Учитель.

Какой темой можно связать скороговорку, загадку, пословицы и образованные слова?Это подсказка. Где же будут происходить события в новом произведении?

Ученики.

— Эти слова и пословицы связаны по смыслу с морем и кораблями. Значит события снова будут происходить на море. (Слайд 11)

Учитель.

– Прочитайте название рассказа. Рассмотрите иллюстрации к нему. По названию и иллюстрациям определите, о чём пойдёт речь в рассказе? ( Слайд 12)

Ученики высказывают свои предположения.

( Наверное мальчик плыл на корабле. Его шляпа попала на перекладину. Возможно её унёс ветер. Мальчик пытался её достать и ему пришлось прыгать.)

VI. Изучение нового материала.

  1. Словарная работа . (Слайд 13)

Учитель.

— В новом произведении вам встретятся трудные или малознакомые для чтения слова. Прочитайте их. Где можно найти объяснение значения непонятных слов?

Ученики.

— Объяснение значения слов можно найти в толковом словаре.

Учитель.

— Какие из этих слов можете объяснить самостоятельно?

Ученики.

— Слово быль обозначает те события, которые были на самом деле.

Учитель.

— Найдите в словаре значение слов мачта, аршин, каюта, задор.

( Работа со словарями)

Ученики.

(Мачта — высокий столб для парусов на судне.Аршин — старинная мера длины, равная71см.Каюта — отдельное жилое помещение на корабле. Задор — горячность, азарт.)

Учитель.

— Посмотрите на корабль. Это корабль – парусник.Палуба на этом корабле была из твёрдых, как камень пород дерева. Мачты — высокие столбы на судне возвышались над палубой на 15 – 25 метров, т.е. были высотой с 5-этажный дом. На мачтах — перекладины, на которых крепятся паруса. От перекладины к перекладине протянуто множество канатов и верёвочных лестниц

  1. Чтение рассказа учителем, комбинированное с чтением сильными учениками.

  1. Проверка первичного чтения
    Учитель
    .

— Вам понравился рассказ?

— Кто герои произведения?

Ученики.

— Мальчик, капитан, обезьяна.

Учитель.
— Какие эпизоды оказались наиболее напряженными?

Ученики.

Когда мальчикбросил мачту и ступил на перекладину. Когда он опомнился , увидел как он высоко и зашатался. Когда капитан закричал, что бы мальчик прыгал, что он будет стрелять.

Учитель.

— Какие чувства вы испытывали , когда слушали рассказ?

Ученики делятся своими впечатлениями.

  1. Создание проблемной ситуации.

Учитель.

— Из-за чего мальчик совершил прыжок? 
Ученики высказывают свои предположения.

— Из-за обезьянки, из-за шляпы, из-за угрозы отца , из-за того что испугался, и т. п. 

  1. Чтение произведения учениками.

  1. Работа над содержанием произведения.

Учитель.

Главный герой рассказа — мальчик. Как мальчик оказался на корабле?

Ученики.

-Мальчик – сын капитана корабля. Капитан взял сына с собой в плаванье.

Учитель.

– А откуда на корабле была обезьяна? 

Ученики.

— Корабль возвращался из кругосветного путешествия, и, наверное, где-то в жарких странах её взяли.

Учитель.

– Как понять выражение “ещё больше расходилась”?

Ученики.

— Значит ещё больше корчилась, прыгала.

Учитель.

– Почему мальчик залез на мачту корабля?

Ученики.

— Обезьяна сорвала с его головы шляпу, надела и живо взобралась на мачту. А все стали смеяться.

Учитель.

— Как вначале реагировали люди на палубе на погоню мальчика за обезьяной?

Ученики.

— Сначала люди смеялись, потом испугались.

Учитель.

— Что заставило мальчика опомниться?

Ученики.

— На палубе кто то громко охнул. Мальчик глянул вниз и испугался.

Учитель.

— Что сделал капитан, когда увидел и оценил ситуацию?

Ученики.

— Капитан не растерялся, быстро оценил ситуацию и крикнул: «В воду! прыгай сейчас в воду! Прыгай или застрелю!.. Раз, два…»

Учитель.

— Как спасли мальчика?

Ученики.

— Матросы прыгнули в море и подняли мальчика на корабль.

7. Анализ произведения. Работа в группах.

Учитель.

— Проследим за поведением людей на протяжении всего рассказа. Охарактеризуем их поведение.

( Ребята делятся на три группы. Первая группа получает задание найти предложения, в которых говорится о поведении людей на палубе. Вторая группа –о поведении мальчика, третья –капитана. Ученики зачитывают предложения, соответствующие заданию и анализируют поведение действующих лиц.

1-я группа

Сначала люди забавлялись, наблюдая за проделками обезьяны и реакцией мальчика на выходку животного. Никто не ожидал, что может произойти. Затем встревожились и испугались. Когда мальчик прыгнул в воду, матросыне раздумывая бросились его спасать. Взрослые не должны были смеяться над мальчиком, должны были остановить мальчика.

2-я группа:

— Мальчик сначала растерялся. Ему было обидно, что над ним смеются, Мальчик не думал об опасности, которая ему угрожает. Он раззадорился. Оказавшись на краю перекладины, услышав испуганный возглас с палубы, мальчик тоже испугался и не понимал, что ему делать.

Мальчик – вспыльчивый,безрассудный, отважный, гордый, стремился отстоять своё достоинство.Поведение мальчика напрямую связано с поведением людей на палубе.: мальчик полез за обезьянкой, чтобы избежать насмешек матросов, ведь он сын капитана,  а над ним все смеялись.

Учитель.

— Что заставило мальчика прыгнуть? 

Ученики.

— Крик отца, следует учесть,  что приказ капитана на корабле выполняется беспрекословно и немедленно)

3-я группа:

Отец не растерялся, быстро оценил ситуацию и принял правильное решение. Когда понял, что сын спасён, расплакался. Чтобы никто этого не видел, убежал в каюту.

Капитан – сильный человек, решительный, любящий своего сына.

Учитель.

— Как вы думаете, почему капитан заплакал?

Ученики.

— Он очень испугался за сына.

8. Работа с пословицами.

Учитель.

— Каждая группа выбирает из 3 пословиц те, которые подходят к поведению матросов, мальчика, капитана.(Слайд 14)

1. Все, что делается на корабле, делается быстро ( Матросы)

2. Капитан должен думать быстрее скорости своего корабля. ( Капитан)

3. Всякому своя честь дорога.(Мальчик)

VIII.Обобщение.

  1. Тестовое задания: . (Текст заданий распечатан для каждого ученика.)

а)Какие слова подходят для характеристики героя рассказа?  Выберите те, которые считаете главными, объясните свой выбор .

Смелость, желание испытать себя, мальчишеский задор, стремление отстоять своёдостоинство, упрямство, желание покрасоваться, глупость, желание доказать, что он сын капитана

б) Что заставило мальчика совершить прыжок? Правильный вариант подчеркнуть.

— Мальчику было жалко потерянной шляпы;
— Он хотел посоревноваться в силе и ловкости с обезьяной.
— Ему стало обидно из-за смеха матросов. Стремление отстоять свое достоинство

(Проверка результатов

  1. Проверка выполнения тестовых заданий.

3. Работа над заглавием рассказа.
Учитель.

— Какой же смысл  вкладывает автор в слово «прыжок»? Какую роль сыграл прыжок?
-Что случилось бы, если мальчик не прыгнул бы в воду?

Ученики.

— Мальчик мог разбиться об палубу.

Учитель.
— Почему автор назвал своё произведение «Прыжок»?

Ученики.
— Прыжок  спас мальчику жизнь,  прыжок – это поступок, который совершил мальчик. Услышав приказ отца, он не растерялся, он сумел собраться, сгруппироваться. Мальчик  спас свою жизнь и избавил от горя  потери сына своего отца.
Учитель.

— Прыжок,  как мгновенное падение в бездну страха и решимости,  совершает и отец мальчика, и  может быть,  его «прыжок»,  ещё более страшный, поскольку он, отец,  и  несёт ответственность за сына.

IX. Рефлексия
Учитель.

— Какое ваше отношение к герою? 
Ученики самостоятельно размышляют, дают личностную оценку характера мальчика.
Учитель.

-Можно ли было избежать этой ситуации?

Ученики.

— Да, если бы взрослые вовремя остановили мальчика, предусмотрели, что может получиться из этой, казалось бы, смешной ситуации.

Учитель.
— Почему автор написал этот рассказ? Какова идея этого произведения? Чему он нас учит?
Ученики.

Л.Н. Толстой на примере этого рассказа учит нас не делать необдуманных поступков, учиться  управлять собой, своими эмоциями, стараться не замечать насмешек, чтобы не было таких ситуаций.

X. Подведение итогов.
Учитель.

— Над каким произведением мы сегодня работали и кто его автор?

ученики.

Ученики.

— Мы сегодня познакомились с рассказом Л. Н. Толстого «Прыжок».

Учитель.
— Над чем заставило нас задуматься это произведение?
Ученики.

— Из любого положения, даже самого трудного есть выход, нужно только собраться, найти правильное решение.

Учитель.
— Чтобы взял из рассказа каждый для себя? (Или: какие бы выводы вы сделали для себя?)
— Как вы думаете, мы выполнили задачи, которые поставили перед собой?
(Ученики оценивают свою работу.)

XI. Домашнее задание. (Слайд 15)

Творческий задание.
Перечитать рассказ и пересказать его от имени капитана, мальчика или кого-нибудь из матросов (по выбору). Основное внимание при пересказе необходимо обратить не столько на события, сколько на передачу чувств и  переживаний персонажей.


Толстой Л., рассказ «Прыжок»

Жанр: рассказ о детях

Главные герои рассказа «Прыжок» и их характеристика

  1. Мальчик, сын капитана. 12 лет. Самоуверенный, решительный, смелый, обидчивый, стеснительный.
  2. Капитан. Решительный, находчивый, смелый.
  3. Обезьяна. Дурная, бестолковая, злобная.

План пересказа рассказа «Прыжок»

  1. Забавная обезьяна
  2. Шляпа мальчика
  3. Обезьяна на перекладине
  4. Мальчик на мачте
  5. Обезьяна вешает шляпу
  6. Мальчик бросает мачту
  7. Капитан с ружьем
  8. Прыжок мальчика
  9. Спасение и слезы капитана.

Кратчайшее содержание рассказа «Прыжок» для читательского дневника в 6 предложений

  1. На палубе корабля большая обезьяна показывала забавные трюки.
  2. Она утащила шляпу мальчика и забралась на мачту
  3. Мальчик полез за обезьяной и на самом верху выпустил мачту
  4. Люди внизу перепугались и мальчик зашатался
  5. Капитан приказал ему прыгать в воду и мальчик прыгнул
  6. Мальчика подняли на борт и откачали, а капитан закричал.

Главная мысль рассказа «Прыжок»
Иногда, боясь показаться смешным, человек напрасно рискует своей жизнью.

Чему учит рассказ «Прыжок»
Рассказ учит не обращать внимание на глупые шутки и не обижаться на дураков и обезьян. Учит быть уверенным в себе, быть выше насмешек. Учит проявлять решительность и смелость, действовать быстро, по ситуации. Учит не потакать глупым шуткам.

Отзыв на рассказ «Прыжок»
Мне понравился этот рассказ, хотя поведение мальчика я не могу одобрить. Ему показалось стыдным, что обезьяна сорвала с него шляпу, и тем самым он словно уравнял себя и обезьяну, забыв, что человек всегда останется выше животного. А вот капитан поступил очень решительно и быстро. Только благодаря его действиям мальчик не разбился и все закончилось благополучно.

Пословицы к рассказу «Прыжок»
Что крестьяне, то и обезьяне.
Прощают обиду, но не позор.
На обиженных воду возят.
Не будь самоуверен, а будь в деле примерен.
Промедление смерти подобно.


Читать краткое содержание, краткий пересказ рассказа «Прыжок»
Один корабль возвращался домой после кругосветного путешествия. Народ на палубе смеялся над проделками большой обезьяны, которой казалось нравилось такое внимание людей и она веселилась еще больше.
Обезьяна подскочила к сыну капитана, мальчику двенадцати лет, и сорвала у него с голову шляпу.
Потом она ловко забралась на первую перекладину мачты и стала оттуда корчить мальчику рожи.
Матросы засмеялись, а мальчик покраснел. Он не знал что ему делать и стал ругать обезьяну. Но обезьяна принялась рвать шляпу и еще пуще дразнила мальчика.
Тогда мальчик полез на мачту и в минуту оказался на первой перекладине. Но обезьяна в то же время поднялась еще выше. Мальчик полез за ней, и очень скоро они забрались на самую вершину мачты.
Там обезьяна вытянулась во весь рост, ухватилась за веревку и повесила шляпу мальчика на самый край последней перекладины. А сама забралась на макушку мачты и оттуда стала корчить рожи.
Шляпа висела в двух аршинах от мачты и достать ее можно было только отпустив мачту и веревку.
Мальчик в азарте выпустил мачту и ступил на перекладину. Внизу все затаили дыхание. Если бы мальчик оступился и упал, он бы разбился о палубу.
Вдруг кто-то охнул и этот звук услышал мальчик. Он взглянул вниз и впервые испугался. Он зашатался на перекладине.
В эту минуту из каюты вышел капитан, отец мальчика. Он нес ружье, чтобы стрелять чаек. Он увидел мальчика и вскинул ружье.
«Прыгай сейчас же вниз!» — крикнул он и начал считать.
Мальчик ничего не понимал, но когда капитан крикнул: «Три», он прыгнул в воду.
Сразу несколько матросов бросилось за мальчиком и скоро втащили его на палубу. Мальчик закашлялся, у него изо рта хлынула вода и он начал дышать.
Капитан увидев это страшно закричал, словно его что-то душило, и убежал в каюту, чтобы никто не видел его слез.

Ответы на вопросы к рассказу «Прыжок»

  1. С чего началась эта история? Почему мальчик залез на мачту корабля? — Мальчик полез на мачту потому, что хотел вернуть шляпу. Ему было стыдно, что какая-то обезьяна издевается над ним.
  2. Изменилось ли отношение окружающих к проделкам обезьяны и поведению мальчика? — Когда все поняли, что мальчик может погибнуть и развлечение кончилось, люди внизу перепугались за жизнь мальчика. Думаю, многим хотелось пристрелить наглую обезьяну.
  3. Как находчивость капитана спасла мальчика? Почему капитан заплакал? — Капитан понял, что мальчик должен прыгнуть в море, чтобы не упасть на палубу и пригрозил ему ружьем. А заплакал он потому, что испытал сильное нервное потрясение.
  4. Какие эпизоды говорят о смелости мальчика, а какие о его самоуверенности, растерянности, обидчивости, самолюбии? — О смелости мальчика говорит то, что он ступил на перекладину и потом прыгнул в море. Об обидчивости и самолюбии говорит то, что он полез за обезьяной на мачту.
  5. Сравни тексты рассказов «Акула» и «Прыжок», что в них общего? — Общего в них находчивость и решительность взрослых, которые спасли жизни детей. И пренебрежение детей правилами безопасности, их самоуверенность.

Рисунки и иллюстрации к рассказу «Прыжок»

Прыжок толстого план рассказа 3 класс

Прыжок толстого план рассказа 3 класс

Прыжок толстого план рассказа 3 класс


4

Как написать план по прочитанному рассказу «Прыжок» Л. Н. Толстого для дальнейшего пересказа?

11 ответов:

Прыжок толстого план рассказа 3 класс



13



0

Перед тем, как приступить к составлению плана, необходимо прочитать весь рассказ и выделить из него несколько главных событий, которые можно будет описать одним словом или предложением. Причем, эти заготовки должны освежить в памяти рассказ и помочь с дальнейшим пересказом или кратким изложением.

Итак, примерный план рассказа «Прыжок» Л.Н. Толстого, выглядит следующим образом:

  • Корабль
  • Проказница обезьяна
  • Украденная шляпа
  • Погоня мальчика за обезьяной
  • Опасность
  • Решение капитана (отца мальчика)
  • Прыжок мальчика в море
  • Спасение мальчика
  • Слезы капитана

Если же требуется более подробный план, то каждый пункт можно разбить на несколько подпунктов.

Прыжок толстого план рассказа 3 класс

Прыжок толстого план рассказа 3 класс



1



0

Рассказ Льва Толстого «Прыжок» озаглавлен как быль и написан в виде воспоминания. Вот краткое содержание рассказа:

  1. На корабле была обезьяна, которая сорвала шляпу с головы мальчика, сына капитана, и забравшись на мачту стала рвать ее
  2. Матросы смеялись над мальчиком, но тот полез мачту за обезьяной
  3. Обезьяна поднималась все выше и мальчик не отставал
  4. Они забрались на самый верх мачты и обезьяна повесила шляпу на край перекладины.
  5. Чтобы достать шляпу мальчику надо было выпустить мачту и пройтись на высоте по перекладине
  6. Мальчик пошел за шляпой, внизу все затаили дыхание
  7. Мальчик зашатался
  8. вышел капитан и взяв ружье приказал сыну прыгать, угрожая застрелить его
  9. На счет три мальчик прыгнул в воду
  10. Мальчика вытащили матросы
  11. Капитан закричал и убежал в каюту плакать.

Прыжок толстого план рассказа 3 класс



1



0

«Прыжок» Л. Толстого действительно волнительный рассказ. Для его пересказа составим краткий план, учитывая основные моменты сюжета:

1). Обезьяна сорвала с мальчика шляпу и полезла с ней на мачту.

2). Матросы смеются, мальчику неудобно и он полез за шляпой.

3). Обезьяна залезла на самый верх и оставила там шляпу.

4). Мальчик оказался в опасном положении.

5). Прыжок в воду с мачты.

6). Спасение мальчика и тайные слезы его отца.

Прыжок толстого план рассказа 3 класс



1



0

  1. Расшалившаяся обезьяна. На палубе возвращавшегося из дальнего похода корабля собралась вся команда: они любовались маленькой обезьянкой, которая украла шляпу мальчика.
  2. Мальчик и обезьяна. Желая спасти шляпу, мальчик полез за обезьяной на мачту и через какое-то время и он, и обезьяна очутились на самом верху.
  3. Опасная ситуация. В азарте погони мальчик поднялся так высоко, что уже не мог спуститься самостоятельно. Все замерли от страха.
  4. Капитан корабля. Ситуацию спас отец мальчика, капитан. Он изо всей мочи крикнул мальчику, чтобы тот прыгал в море, пригрозив ему.
  5. Возвращение на корабль. Увидев, что мальчик упал в море, матросы быстро нырнули за ним и подняли на корабль. Увидев, что ребенок дышит, ошарашенный капитан убежал в свою каюту.

Прыжок толстого план рассказа 3 класс



1



0

План пересказа рассказа «Прыжок»

Для составления плана пересказа разделим рассказ «Прыжок» на части и определим основную мысль каждой из них.

  1. Происшествие на корабле. Шляпу мальчика сорвала обезьяна.
  2. Погоня мальчика за обезьяной в целях забрать шляпу.
  3. Опасное решение. Мальчик находится высоко на мачте и не может самостоятельно спуститься вниз.
  4. Капитан — отец мальчика — нашел выход из ситуации, приказав ему прыгнуть в воду.
  5. Мальчик прыгнул в море, откуда его вытащили на корабль матросы.
  6. Капитан заплакал от волнения, убежав в свою каюту.

Рассказ очень волнительный, тревожный, заставляющий задуматься над многими важными вещами.

Прыжок толстого план рассказа 3 класс



0



0

К такому рассказу как «Прыжок» можно составить такой план:

1) Шаловливая обезьяна на корабле;

2) Мальчик лезет за обезьяной, которая украла шляпу;

3) Мальчик очень старается догнать проказницу;

4) Шляпа на самом верху;

5) Мальчик принял опасное решение достать шляпу;

6) Приказ отца;

7) Мальчик осуществил прыжок в море;

8) Капитан плакал, но мальчик был спасён.

Прыжок толстого план рассказа 3 класс



0



0

К рассказу «Прыжок» можно составить следующий план:

  1. На корабле.
  2. Забавные проказы обезьяны.
  3. Погоня за обезьяной.
  4. Мальчик на перекладине.
  5. Решение отца.
  6. Прыжок мальчика в море.
  7. Спасение мальчика.

Прыжок толстого план рассказа 3 класс



0



0

План к рассказу «Прыжок» Л. Н. Толстого

  1. Обезьяна и ее действия.
  2. Действия Мальчика и Матросов.
  3. Погоня мальчика за обезьяной.
  4. Место, где оказалась шляпа. Почему именно там?
  5. Опасный поступок мальчика.
  6. Угроза отца расстрелом.
  7. Прыжок мальчика.
  8. Спасение мальчика.
  9. Капитанские слезы.

Прыжок толстого план рассказа 3 класс



0



0

Очень драматичный рассказ, план к которому может быть таким:

  1. Возвращение корабля домой и кривляния обезьяны.
  2. Мальчик пытается забрать у обезьяны свою шляпу, забирается на мачту.
  3. Мальчик на перекладине, люди на палубе замирают от ужаса.
  4. Отец наставляет ружье на своего сына, чтобы спасти его.
  5. Матросы выловили мальчика из воды, через некоторое время он задышал, а отец скрылся в каюте, чтобы дать волю чувствам.

Прыжок толстого план рассказа 3 класс



0



0

После прочтения этого рассказа понимаешь, как родителям дорога жизнь своих детей — порой они даже способны совершать, казалось бы, дикие поступки, но только с тем, чтобы спасти свое чадо. А план предлагаю следующий:

  1. Обезьяна на корабле.

  2. Обезьяна дразнит мальчика его шапкой, тот хочет вернуть свою вещь.

  3. Мальчик отпускает веревки мачты и оказывается на перекладине.

  4. Капитан видит своего сына и грозит ему оружием.

  5. Мальчик прыгает в воду.

  6. Спасение ребенка, слезы отца.

Прыжок толстого план рассказа 3 класс



0



0

Касаемо рассказа Льва Николаевича Толстого, который называется «Прыжок», можно составить следующий план.

-Корабельная обезьяна срывает шляпу с мальчика и лезет на реи.

-Мальчик решается догнать обезьяну и вернуть свою шляпу.

-Мальчик лобирается до перекладины и все сильно пугаются.

-Отец заставляет мальчика прыгать в море и наставляет на него оружие.

-Мальчик прыгает в море и матросы достают его.

-Слёзы капитана от пережитого.

Читайте также

Прыжок толстого план рассказа 3 класс

Настоящее имя писателя, выступавшего под псевдонимом Л. Пантелеев, Алексей Еремеев, и он написал много замечательных детских рассказов и повестей. Вот план для пересказа его рассказа «Честное слово»:

  1. Автор читал в саду и когда стало темно отправился домой.
  2. У будки сторожа автор встречает плачущего мальчика.
  3. Мальчик стоит на посту. Он часовой.
  4. Большие ребята позвали его играть в войну и забыли про него.
  5. Автор спрашивает почему он не уход, а мальчик говорит, что дал честное слово.
  6. Автор предлагает заменить мальчика, но он не военный.
  7. Автор решил позвать военного, но никого не было, кроме железнодорожника.
  8. Автор видит как в трамвай садится майор и зовет его.
  9. Майор сразу соглашается помочь.
  10. Майор успевает снять с поста мальчика и сад закрывается.
  11. Мальчик вырастет настоящим человеком.

Прыжок толстого план рассказа 3 класс

Рассказ Николая Носова «На горке» совсем не большой и потому написать план пересказа для него несложно.

  1. Ребята построили горку и пошли обедать, пока горка застывает
  2. Котька Чижов не хотел помогать строить горку, а когда ребята ушли вышел кататься на коньках
  3. Полез он на горку на коньках и все время падал и скатывался вниз
  4. Чтобы не падать посыпал Котька Чижов горку песком
  5. Залез на самый верх, хотел скатиться вниз и снова упал — коньки по песку не едут
  6. Пришли ребята стали ругаться — зачем он горку испортил
  7. Котьке дали лопату и заставили чинить горку
  8. Котька сделал еще и ступеньки к горке — понравилось работать.

    Прыжок толстого план рассказа 3 класс

Прыжок толстого план рассказа 3 класс

Константин Паустовский известен как автор многочисленных рассказов о природе и животных. Вот план пересказа его рассказа «Заячьи лапы»:

  1. К ветеринару Ваня Малявин принес зайца с пожженными лапами.
  2. Ветеринар отказывается лечить зайца. Ваня плачет.
  3. Бабка Анисья спрашивает, почему от плачет. Ваня говорит, что заяц пожег лапы на лесном пожаре.
  4. Анисья предложила нести зайца в город.
  5. Ваня побежал домой.
  6. Заяц стонет. Ваня пытается его накормить листьями.
  7. Заяц не ест, уткнувшись в листья.
  8. Ваня решил что заяц хочет пить и побежал к озеру.
  9. Неслыханная жара.
  10. Утром дед понес зайца в город.
  11. В городе лошади в шляпах как невесты.
  12. Дед и Ваня ищут доктора Карла Петровича.
  13. Аптекарь говорит, что тот отошел от дел и что он специалист по детским болезням.
  14. Перед грозой дед и Ваня добрались до доктора.
  15. Карл Петрович сперва отказывался лечить зайца. Дед рассказывает, что заяц его спас.
  16. Карл Петрович лечит зайца. Об этом узнают все. Приезжает корреспондент.
  17. Зайца вылечили. Дед отказывается продать зайца и рассказывает автору историю зайца.
  18. Дед пошел на охоту. Выстрелил в зайца с рваным ухом. Тот убежал
  19. Начался лесной пожар. Пожар догонял деда.
  20. К деду выбежал заяц с обгоревшими ногами и дед побежал за ним.
  21. Заяц вывел деда к озеру.
  22. Дед говорит автору, что виноват перед зайцем. Автор видит, что у домашнего зайца рваное ухо.

Прыжок толстого план рассказа 3 класс

Несмотря на свое название «Страшный рассказ» Евгения Чарушина совсем не страшный а скорее забавный. Вот его краткий план для пересказа:

  1. Мальчики Петя и Шура остались одни на даче
  2. Легли спать и признаются друг другу, что им не страшно
  3. Они не боятся воров, тигров, крокодилов
  4. Кто-то зашумел в сенях
  5. Мальчики спрятались под одеяло и не дышат
  6. Вернулись мама и папа и все осмотрели — никого
  7. Оказалось — Ежик, который остался жить на все лето.

Прыжок толстого план рассказа 3 класс

Рассказ Виктора Драгунского «Тайное становится явным» совсем небольшого объема и в принципе легко запоминается для пересказа, но если есть необходимость составить план, то он может иметь примерно такой вид:

  1. Дениска слышит выражение «Тайное становится явным» и просит маму объяснить его.
  2. Дениска завтракает. Аппетита нет. Манная каша как наказание.
  3. Мама предлагает за съеденную кашу взять Дениску в Кремль
  4. Дениска пытается улучшить вкус каши с помощью соли, сахара, кипятка и хрена
  5. Каша совсем противная. Дениска выливает ее в окно.
  6. Мама хвалит Дениску за пустую тарелку.
  7. Стук в дверь. Пришел милиционер и потерпевший.
  8. Тайное стало явным.

    Прыжок толстого план рассказа 3 класс

Краткое содержание

Корабль возвращался после плавания вокруг света. На палубе было много людей, потому что погода была хорошая. Среди людей на корабле была обезьяна. Она забавляла и смешила народ. Обезьянка любила, когда ее проделками забавлялись, а потому старалась больше рассмешить людей.

Обезьяна стащила шляпу с головы двенадцатилетнего мальчика. Это был сын капитана корабля. Затем обезьяна в шляпе забралась на мачту. Толпа засмеялась.

Усевшись на нижней перекладине, обезьяна дразнила владельца шляпы: портила ее, корчила рожицы. Когда мальчик злился, она рвала шляпу еще сильней. Капитанскому сыну стало досадно и стыдно перед смеющимися матросами. Он забрался на перекладину, но обезьяна поднималась еще выше.

Забравшись на самый верх, обезьяна повесила шляпу на последнюю перекладину. Сначала люди забавлялись захватывающей игрой мальчика и обезьяны, но когда капитанский сын ступил на верхнюю перекладину, в толпе началась паника. Люди боялись, что мальчик оступится, упадет и разобьется о палубу. Все ждали в молчании, что будет дальше. Кто-то от страха ахнул. Из-за неожиданного звука мальчик посмотрел вниз. От большой высоты он зашатался.

Из каюты вышел капитан, отец мальчика. Он собрался стрелять по чайкам. Вдруг он узнал своего сына, стоящего на перекладине. Отец понимал, что повернуться и спуститься назад очень трудно: высока вероятность оступиться. Капитан пригрозил, что застрелит, если мальчик не прыгнет в воду. Тут же матросы кинулись спасать мальчика. Его вытащили на корабль, но он дышал.

Когда капитан увидел, что мальчик пришел в себя, закричал от волнения и ушел в каюту, чтобы никто не увидел его плач. Капитан сильно разволновался, ведь он чуть не потерял единственного сына. Так находчивость и сообразительность помогла отцу не растеряться в трудную минуту, а быстро принять решение и предотвратить несчастный случай.

Конспект урока «Л.Н Толстой Прыжок»

Урок литературного чтения в 3-ем классе

Л.Н.Толстой «Прыжок»

Цели:

продолжить знакомство с творчеством Л.Н. Толстого;

раскрыть психологический характер конфликта в рассказе;

совершенствовать умения анализировать поступки литературных персонажей и видеть их мотивы, развивать умение выделять главное, рассуждать, доказывать;

формировать беглое, осознанное, выразительное чтение;

развивать творческое воображение;

воспитывать чувство сопереживания и сострадания, чувство ответственности за свои поступки

Ход урока

II. Мобилизующий этап.

Учитель

: Каждый писатель лишь тогда писатель, когда он донёс до читательских сердец то, что его самого взволновало до глубины души. У писателя для этого есть свои методы и средства. И они самые разные

Учитель:

С творчеством какого писателя мы продолжим знакомство на уроке вы узнаете, если выполните правильно задания. Послушайте отрывки из произведений. Определите их названия и автора.

Викторина

Учитель зачитывает отрывки, а учащиеся называют автора и произведение.

«Это Филиппок, Костюшкин брат, он давно просится в школу, да мать не пускает его, и он украдкой пришёл в школу.» (Л.Н. Толстой «Филиппок»)

«Снопы уже горели и трещали. Когда застлало сени дымом, Маша испугалась и побежала назад в избу. Кирюшка упал на пороге, расшиб нос и заплакал.» ( Л.Н. Толстой «Пожар»)

«Отец приказал сыновьям, чтобы жили в согласии, они не слушались. Вот он велел принести веник и говорит «Сломайте!» (Л.Н. Толстой «Отец и сыновья»)

Учитель:

— Учитывая содержание проделанной работы, определите, о творчестве, какого автора мы будем говорить сегодня на уроке? Обоснуйте свой ответ. (Отгадывали викторину по произведениям Л.Н.Толстого, значит- познакомимся с новым произведением Л.Н. Толстого)

Выставка книг Л.Н. Толстого

Учитель:

-Что вспомнили о Л.Н. Толстом?

— О ком и о чем писал писатель? (Писал рассказы о природе, о животных, о различных ситуациях из жизни, басни, сказки.)

III
Формулирование темы и цели урока
Учитель:

-Сегодня мы продолжим знакомство с произведениями Л.Н. Толстого

Название рассказа вы узнаете, выбрав русские буквы

JRYПVLZРQWЫUIGЖSNОVDКRW

(запись на слайде)

Что означает слово “прыжок”?

— А как вы думаете, легко ли совершить прыжок? (Не всегда, ведь прыжки бывают разные.)

— Можно ли по названию сделать предположение, о чем это произведение?

Учитель

: Сформулируйте тему урока

Сформулируем тему.Дети: Л.Н. Толстой и его произведение «Прыжок»

Учитель

:

Поставьте цели:

прочитать

выяснить главную мысль в рассказе

обсудить поступки героев

Постараемся понять, какой смысл вложил автор в слово-название, о чем он хотел нам рассказать.

Основная мысль

Её можно раскрыть с помощью анализа названия рассказа и действий его героев. Но самое главное — понять, чему он учит нас и от чего предостерегает автор Л. Н. Толстой.

Анализ названия

Главными действующими лицами произведения «Акула» являются люди, ставшие участниками происшествия.

Герои рассказа:

  • два мальчика, самонадеянные и легкомысленные;
  • старый артиллерист — отец одного из ребят, храбрый, умелый воин;
  • капитан корабля и матросы.

Почему писатель дает своему рассказу название «Акула»? Почему, например, не называет его в честь мужественного старого воина? Ответ на этот вопрос и содержит главную мысль текста.

Морское чудовище, появившееся внезапно, в момент, когда его меньше всего ожидали увидеть, олицетворяет опасность, страх. Именно это чувство и реакцию людей, на неожиданное изменение обстоятельств хотел донести до читателя Л. Н. Толстой. Вычеркнув из названия храбрый поступок старого артиллериста, он намеренно не показывает своего отношения к этому герою, подчеркнув тем самым, что и он ошибался, разрешив ребятам безрассудные соревнования в морской воде.

Чему учит рассказ

История, рассказанная Л. Н. Толстым, интересна именно тем, что так близка к реальной жизни. Произведению свойственен жанр приключенческого рассказа, ведь описанные в нём события вполне могли произойти где-нибудь у берегов Африканского континента.

Иллюстрацию к этой остросюжетной истории не придётся долго искать на просторах интернета. Любое изображение жуткой, огромной морской разбойницы и двух растерявшихся пловцов подходит в качестве рисунка к рассказу «Акула».

Тем не менее история мудра. Она учит нас осторожности и внимательности к окружающему миру. Создавая её, Лев Толстой как будто написал инструкцию для всех людей отдыхающих на курортах.

Синее море и яркое солнце создают иллюзию покоя, радости и счастья. Откуда в таком прекрасном мире может появиться злое чудовище? Не только мальчишки, но и бывалые моряки были обмануты внешним спокойствием и кажущейся добротой ласкового моря. Никто из них, включая отца юного матроса, не подумал об опасности, таящейся в его глубинах.

Главная мысль рассказа Толстого — самонадеянность и легкомыслие людей. Из-за беспечности взрослых дети могли погибнуть, и только чудо спасло им жизнь. Примеров подобных случаев в реальности очень много. Каждый человек, наверное, может назвать хоть один такой в своей жизни. К сожалению, не все они заканчиваются так благополучно. Поэтому следует более внимательно относиться к собственной безопасности.

Восторг и удивление вызывают действия смелого артиллериста. Стреляя в акулу, он рисковал жизнью мальчиков, но другим способом их спасти было нельзя. Именно так, по всей видимости, действуют настоящие герои в минуты опасности. Лётчики, сажающие самолёт в тяжёлых условиях, моряки, в момент гибели судна, или просто по-настоящему мужественные люди.

Не только споры и сомнения, но и восхищение может вызывать у детей и взрослых рассказ «Акула» Льва Толстого для 3 класса. План произведения поможет нам закрепить его в памяти и применять в своей жизни.

Работа с текстом «Детство Л.Н.Толстого» (из воспоминаний писателя)

Лев Толстой Детство Толстого (Из воспоминаний)

Родился я и провел первое детство в деревне Ясной Поляне. Матери своей я совершенно не помню. Мне было полтора года, когда она скончалась. По странной случайности, не осталось ни одного ее портрета… в представлении моем о ней есть только ее духовный облик, и все, что я знаю о ней, все прекрасно, и я думаю – не оттого только, что все говорившие мне про мать мою старались говорить о ней только хорошее, но потому, что действительно в ней было очень много этого хорошего…

Детей нас было пятеро: Николай, Сергей, Дмитрий, я – меньшой и меньшая сестра Машенька…

Старший брат Николенька был на шесть лет старше меня. Ему было, стало быть, десять-одиннадцать, когда мне было четыре или пять, именно когда он водил нас на Фанфаронову гору. Мы в первой молодости – не знаю, как это случилось – говорили ему «вы». Он был удивительный мальчик и потом удивительный человек… Воображение у него было такое, что он мог рассказывать сказки или истории с привидениями или юмористические истории… без остановки и запинки, целыми часами и с такой уверенностью в действительность рассказываемого, что забывалось, что это выдумка.

Когда он не рассказывал и не читал (он читал чрезвычайно много), он рисовал. Рисовал он почти всегда чертей с рогами, закрученными усами, сцепляющихся в самых разнообразных позах между собою и занятых самыми разнообразными делами. Рисунки эти тоже были полны воображения и юмора.

Так вот он-то, когда нам с братьями было – мне пять, Митеньке шесть, Сереже семь лет, объявил нам, что у него есть тайна, посредством которой, когда она откроется, все люди сделаются счастливыми; не будет ни болезней, никаких неприятностей, никто ни на кого не будет сердиться, и все будут любить друг друга, все сделаются муравейными братьями… И я помню, что слово «муравейные» особенно нравилось, напоминая муравьев в кочке. Мы даже устроили игру в муравейные братья, которая состояла в том, что садились под стулья, загораживая их ящиками, завешивали платками и сидели там, в темноте, прижимаясь друг к другу. Я, помню, испытывал особенное чувство любви и умиления и очень любил эту игру.

Муравейное братство было открыто нам, но главная тайна о том, как сделать, чтобы все люди не знали никаких несчастий, никогда не ссорились и не сердились, а были бы постоянно счастливы, эта тайна была, как он нам говорил, написана им на зеленой палочке, и палочка эта зарыта у дороги на краю оврага Старого Заказа{Старый Заказ

– лес в Ясной Поляне, где похоронен Л. Н. Толстой.}, в том месте, в котором я – так как надо же где-нибудь зарыть мой труп – просил, в память Николеньки, закопать меня. Кроме этой палочки, была еще какая-то Фанфаронова гора, на которую, он говорил, что может ввести нас, если только мы исполним все положенные для того условия. Условия были, во-первых, стать в угол и не думать о белом медведе. Помню, как я становился в угол и старался, но никак не мог не думать о белом медведе. Второе условие я не помню, какое-то очень трудное… пройти, не оступившись, по щелке между половицами, а третье легкое: в продолжение года не видать зайца – все равно живого, или мертвого, или жареного. Потом надо поклясться никому не открывать этих тайн.

Тот, кто исполнит эти условия и еще другие, более трудные, которые он откроет после, того одно желание, какое бы то ни было, будет исполнено. Мы должны были сказать наши желания. Сережа пожелал уметь лепить лошадей и кур из воска, Митенька пожелал уметь рисовать всякие вещи, живописец, в большом виде. Я же ничего не мог придумать, кроме того, чтобы уметь рисовать в малом виде. Все это, как это бывает у детей, очень скоро забылось, и никто не вошел на Фанфаронову гору, но помню ту таинственную важность, с которой Николенька посвящал нас в эти тайны, и наше уважение и трепет перед теми удивительными вещами, которые нам открывались.

В особенности же оставило во мне сильное впечатление муравейное братство и таинственная зеленая палочка, связывавшаяся с ним и долженствующая осчастливить всех людей…

Идеал муравейных братьев, льнущих любовно друг к другу, только не под двумя креслами, завешанными платками, а под всем небесным сводом всех людей мира, остался для меня тот же. И как я тогда верил, что есть та зеленая палочка, на которой написано то, что должно уничтожить все зло в людях и дать им великое благо, так я верю и теперь, что есть эта истина и что будет она открыта людям и даст им то, что она обещает.

  • Чувство умиления

    – нежное чувство, возбуждаемое чем-нибудь трогательным

  • Льнуть

    (к кому-чему) – прижиматься, прикасаться (обычно ласкаясь) к кому-нибудь

  • Овраг

    – глубокая длинная с с крутыми склонами впадина на поверхности земли.

Вопросы

1) Сколько детей было в семье Л.Н. Толстого?

2)Какую тайну поведал Николенька своим братьям?

3)В чем была главная тайна муравейного братства?

4)Где была записана эта тайна?

5)Сохранил ли Л. Н. Толстой веру в существование зеленой палочки?

  • Прыжок рассказ толстого читательский дневник
  • Пружинистое кресло как пишется
  • Проявлять внимание это определение для сочинения к человеку
  • Проявление трусости в повседневной жизни сочинение
  • Проявлять внимание к человеку сочинение 9 3 пример из жизни