Прыжок рассказ толстого главная мысль

Этапы урокавремя на этапдеятельность учителядеятельность учащихся1 этап. орг. момент.2 этап. речевая разминка.3 этап. самоопределение к деятельности.4 этап. изучение нового материала.

Этапы урока

Время на этап

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1 этап. Орг. момент.

2 этап. Речевая разминка.

3 этап. Самоопределение к деятельности.

4 этап. Изучение нового материала. Работа с текстом произведения.

5 этап. Работа над содержанием текста.

6 этап. Итог урока

7 этап. Рефлексия.

8 этап. Домашнее задание.

2 минуты

3 минуты

7 минут

15 минут

10 минут

3 минуты

2 минуты

-Добрый день, ребята! Присаживайтесь. Меня зовут Екатерина Сергеевна. Я проведу у вас урок литературного чтения.

-Человеческая доброта — самое удивительное явление в мире. Попробуйте с помощью улыбки передать своё настроение. Я рада, что у нас отличное настроение. Надеюсь, что урок пройдет интересно и увлекательно.

-Проведем речевую разминку. Для чего она нужна?  (Ответы детей).

Фотограф.

Нелегко снимать зверей.

Заяц просит: «Поскорей»!

Мышь пищит: « Боюсь немножко,

Что увидит снимок кошка».

«Уколю,- грозится ёж,-

Если снимок не пришлешь».

Валентин Дмитриевич Берестов

Прочитайте про себя, вслух выразительно, по ролям (в парах).

— Ребята, сегодня мы продолжим знакомиться с творчеством Льва Николаевича Толстого.

— А сообщение о нём нам подготовила …(один ученик рассказывает биографию).

       Лев Николаевич родился в 1828 году – почти 200 лет назад.  Он принадлежал к богатому и знатному дворянскому роду Детские годы провёл в деревне Ясная Поляна. Мать умерла, когда Толстому не было 2-х лет. У него было три брата и одна сестра, их воспитанием занялась дальняя родственница. Толстой изучал историю, музыку, медицину, рисование. Но самое главное, он очень любил детей. Тогда ещё очень мало было школ, дети бедных людей не могли учиться. Толстой открыл в Ясной Поляне школу, написал учебник для детей и сам учил их. 
    Смолоду Л. Н. Толстой любил физические упражнения. Он был сильным, здоровым и крепким человеком. В 67 лет он выучился кататься на велосипеде. Любил продолжительные прогулки пешком, превосходно ездил верхом.  Всю свою жизнь он трудился, увлекался простым физическим трудом, пахал землю, писал книги.

      Умер Толстой в 1910 году. Известно, что Толстой умер не в Ясной Поляне. За несколько дней до кончины он навсегда покинул свой дом, чтобы остаток своей жизни провести где-нибудь в глуши, в простой крестьянской избе. По его просьбе похоронен был в Ясной поляне. Он прожил 82 года и всю свою жизнь посвятил литературе. Его книги переведены на многие языки, их читают во всём мире. Полное собрание сочинений составляет 90 томов!

-Сегодня мы познакомимся с еще одним произведением Л.Н. Толстого.

— Постарайтесь отгадать название

JRZU ПLVYРЫGSЖWVNОК (выбрать русские буквы)

— Обратите внимание на подзаголовок «быль». Как вы его понимаете?

— Можно ли по названию сделать предположение, о чем это произведение?

— Что означает слово “прыжок”?

— А как вы думаете, легко ли совершить прыжок?

-Прежде чем познакомиться с произведением, давайте познакомимся с новыми словами.

Мачта- стоячее бревно на судне для подъёма парусов.

Палуба-пол на корабле

Каюта-комната на корабле

Перекладина-доска, положенная поперёк для перехода.

Аршин- старорусская мера длины, равная 71 см

Два аршина — около полутора метров. (Показать)

Вдребезги- разлететься на мелкие осколки.

Раззадорилась, разобрал задор — возбуждение

Вы знали, что первые корабли – небольшие деревянные суда различной формы, приводимые в движение с помощью вёсел, появились за долго до нашей эры в Египте, на Крите, в Древней Греции и в Древнем Риме. В V веке до н. э. появились корабли с несколькими рядами вёсел. Экипаж крупного корабля насчитывал несколько сот человек. В VІI в. в Венеции был создан более быстроходный корабль – галера. Она имела длину 40 – 50 м, ширину 6 м, один ряд вёсел, экипаж до 450 человек, развивала скорость 7 узлов (13 км/ч). Кроме вёсел, были две мачты с косыми парусами. Переход от гребного к парусному флоту осуществлялся, вплоть до XVII-XVIII вв. На мачтах были перекладины, на которых крепились паруса. От перекладины к перекладине протягивалось множество канатов, веревочных лесенок.

-Кто главный на корабле?

-Какую роль на корабле выполняет капитан?

  1. Первичное чтение текста.

-Я прочту вам произведение, а вы подумайте из-за чего мальчик совершил прыжок. Договорились?

Выразительное чтение рассказа учителем.

  1. Комментированное чтение рассказа по абзацам.

— Во время чтения мы будем останавливаться и обсуждать прочитанное. Сели ровно, выпрямились и приготовились следить по тексту.

Почему автору в начале рассказа важно сообщить, что была хорошая погода, и что корабль возвращался из кругосветного путешествия?

— Как вы думаете, откуда на корабле взялась обезьяна?

-Как понимаете выражение «еще больше расходилась»?

-Как подшутила обезьяна над сыном капитана?

— Что она сделала со шляпой?

-Как повел себя мальчик?

— Что раззадорило мальчика?

— Что в это время происходило на палубе?

-Что предпринял капитан для спасения сына?

— Каков жанр произведения? (Рассказ)

— Какие мысли и чувства вызвал у вас этот рассказ?

— Из-за чего мальчик совершил прыжок? (Проблемный вопрос)

— Почему мальчик залез на мачту корабля?

— Какие чувства при этом испытал мальчик?

— Найдите в тексте слова, описывающие его действия на этот момент

— Что мы знаем про мальчика?

— Как вы думаете, для чего автор прежде всего указал, что мальчик — сын капитана, а например не назвал его имя?

— Кто был виноват, что мальчик оказался в опасной ситуации?  

(подвести детей к тому, что обезьяна лишь повод для конфликта между матросами и мальчиком. Ведь он был сыном капитана, а его подчинённые над ним смеялись.)

-Сознавал ли мальчик ли мальчик свои действия, когда ступил на перекладину?

-Какие чувства овладели мальчиком?

— Изменилось ли отношение окружающих к проделкам обезьяны и поведению мальчика? В какой момент это произошло? Почему?

-Какие слова из текста описывают, что отношение окружающих изменилось к происходящему?

— Какая опасность подстерегала мальчика?

— Кто же спас его?

— Каким образом он сделал это? Прочитайте отрывок.

— О какой черте характера говорит поступок капитана?

— Как вы думаете, почему капитан заплакал?

— Когда вы переживали за мальчика? (Ответы детей)

— Какие черты характера присущи мальчику?

— Почему в конце рассказа ничего не говориться об обезьяне? 

— С каким произведением мы знакомились сегодня на уроке?

-Как вы думаете, почему рассказ называется «Прыжок»?

— Какая главная мысль рассказа Л. Н. Толстого «Прыжок»?  Чему учит произведение?

— Мы с вами нашли главную мысль рассказа, мало возможно, что мы окажемся на корабле, а в жизни может нам пригодиться данный вывод?

 -Выскажите своё отношением к уроку, дополнив любую фразу.

— Мне захотелось…

— Я задумался…

— Я понял (а)…

— Я почувствовал (а)…

— Я бы поставил (а)…

— А сейчас сами оцените свою работу на уроке:

Отлично работал, и многое понял – зелёный парус.

Хорошо работал – жёлтый парус.

Остались ещё вопросы и к автору, и к себе – красный парус. (На партах лежат листочки с нарисованными корабликами, раскрасить парус)

— От чьего имени ведётся повествование. А если пересказывать текст от лица мальчика, какое местоимение нужно использовать? (Я)

Пересказ рассказа Л. Н. Толстого «Прыжок» от имени мальчика.

Улыбаются друг другу

-Чтобы говорить четко.

-ПРЫЖОК.

-Быль – то, что было; рассказ о действительном происшествии.

-Нет.

епродолжительный взлет в воздух

— Не всегда, ведь прыжки бывают разные.

-Капитан.

-Руководит и следит за всем.

-Да.

-Эти детали помогают понять настроение людей на палубе: люди устали от многомесячного путешествия, им хочется новых впечатлений, поэтому они обращают внимание на играющую обезьянку. Если бы была плохая погода, то люди не собрались бы на палубе)

— Корабль возвращался из кругосветного путешествия, и, наверное, где-то в жарких странах её взял.

-Значит ещё больше корчилась, прыгала и т. д.

-Она сняла шляпу с головы мальчика

-Стала зубами и лапами рвать её.

— Мальчик погрозил ей и крикнул на неё.

-Мальчика раззадорило то, что обезьяна его передразнивала.

— Матросы громче стали смеяться.

-Закричал: «В воду! прыгай сейчас в воду! застрелю!»

-Страх. Сопереживание.

 Дети высказывают свои предположения: из-за обезьянки, из-за шляпы, из-за угрозы отца и т. д. (Неоднозначность мнений вызывает необходимость углубленно перечитать текст.)

-Обезьяна сорвала с его головы шляпу, надела и живо взобралась на мачту. А все стали смеяться.

-Он обиделся на смех матросов.

Покраснел, скинул куртку…

-Он сын капитана, ему 12 лет.

Его отец был главным на корабле, и мальчик гордился этим. Сын капитана – значит, что его все знают на корабле и что он ощущает свою значимую социальную роль, не может подвести отца, опозорить его своим смешным положением.

-Мальчик и матросы.

-Нет.

-Задор

-Да, отношение окружающих изменилось к происходящему, когда все поняли, что мальчику назад не вернуться. Он может просто разбиться.

-Все молча смотрели, «кто-то ахнул от страха».

-Он мог разбиться

— Отец – капитан.

-О решительности, находчивости.

-Пережил сильное потрясение, очень испугался за сына.

-Смелость, обидчивость.

-Она не главный герой, она только причина случившегося.

-Л.Н.Толстой «Прыжок»

-Прыжок мальчика – это тоже поступок, храбрый поступок. Этим поступком мальчик преодолевает трусость, растерянность. Прыжок спасает его от смерти.

-Учит не совершать необдуманных поступков; надо очень быстро принимать решения, ведь от этого может зависеть жизнь, учит управлять собой, своими эмоциями.

-Да.

Картинки увеличиваются

Прыжок

Один корабль обошёл вокруг света и возвращался домой. Была тихая погода, весь народ был на палубе. Посреди народа вертелась большая обезьяна и забавляла всех. Обезьяна эта корчилась,
прыгала, делала смешные рожи, передразнивала людей, и видно было — она знала, что ею забавляются, и оттого ещё больше расходилась.

Она подпрыгнула к 12-летнему мальчику, сыну капитана корабля, сорвала с его головы шляпу, надела и живо взобралась на мачту. Все засмеялись, а мальчик остался без шляпы и сам не знал,
смеяться ли ему, или плакать.

Обезьяна села на первой перекладине мачты, сняла шляпу и стала зубами и лапами рвать её. Она как будто дразнила мальчика, показывала на него и делала ему рожи. Мальчик погрозил ей и крикнул
на неё, но она ещё злее рвала шляпу.

Матросы громче стали смеяться, а мальчик покраснел, скинул куртку и бросился за обезьяной на мачту. В одну минуту он взобрался по верёвке на первую перекладину; но обезьяна ещё ловчее и
быстрее его, в ту самую минуту, как он думал
схватить шляпу, взобралась ещё выше.

Так не уйдёшь же ты от меня! — закричал мальчик и полез выше.
Обезьяна опять подманила его, полезла ещё выше, но мальчика уже разобрал задор, и он не отставал. Так обезьяна и мальчик в одну минуту добрались до самого верха.

На самом верху обезьяна вытянулась во всю длину и, зацепившись задней рукой за верёвку, повесила шляпу на край последней перекладины, а сама взобралась на макушку мачты и оттуда корчилась,
показывала зубы и радовалась.
От мачты до конца перекладины, где висела шляпа, было аршина два, так что достать её нельзя было иначе, как выпустить из рук верёвку и мачту.
Но мальчик очень раззадорился. Он бросил мачту и ступил на перекладину. На палубе все смотрели и смеялись тому, что выделывали обезьяна и капитанский сын; но как увидали, что он пустил
верёвку и ступил на перекладину, покачивая руками, все замерли от страха.
Стоило ему только оступиться — и он бы вдребезги разбился о палубу. Да если б даже он и не оступился, а дошёл до края перекладины и взял шляпу, то трудно было ему повернуться и дойти назад
до мачты. Все молча смотрели на него и ждали, что будет.

Вдруг в народе кто-то ахнул от страха. Мальчик от этого крика опомнился, глянул вниз и зашатался.
В это время капитан корабля, отец мальчика, вышел из каюты. Он нёс ружьё, чтобы стрелять чаек.

Он увидал сына на мачте, и тотчас же прицелился в сына и закричал:

В воду! прыгай сейчас в воду! застрелю!

Мальчик шатался, но не понимал. «Прыгай или застрелю!.. Раз, два…» и как только отец крикнул: «три» — мальчик размахнулся головой вниз и прыгнул.
Точно пушечное ядро, шлёпнуло тело мальчика в море, и не успели волны закрыть его, как уже 20 молодцов матросов спрыгнули с корабля в море. Секунд через 40 — они долги показались всем —
вынырнуло тело мальчика.

Его схватили и вытащили на корабль. Через несколько минут у него изо рта и из носа полилась вода, и он стал дышать.
Когда капитан увидал это, он вдруг закричал, как будто его что-то душило, и убежал к себе в каюту, чтоб никто не видал, как он плачет.

При копировании и размещении на другом сайте указывайте активную ссылку: https://www.сайт/библиотечка/

  • #1

    очень хорошая сказка

  • #2

Содержание презентации:

1. Толстой, Лев Николаевич — великий писатель 19 века — золотого века русской литературы. Родился в имении Ясная Поляна Тульской губернии 09.09.1829 г., умер 20.11.1910 г. в возрасте 82 лет. Граф, принадлежал знатному богатому роду. Был в родственных связях с князьями Трубецкими, Голицыными и другими аристократами. По материнской линии состоял в родстве с А.С.Пушкиным. В молодости Толстой прошел военную службу на Кавказе, участвовал в героической обороне Севастополя. После отставки много путешествовал по Европе. Насыщенная событиями и впечатлениями жизнь в дальнейшем помогла одаренному художнику слова сотворить истинные литературные шедевры.

2. Жанр произведения — рассказ. В отличие от сказки — выдуманного фантастического произведения, рассказ — это быль, правдивая история..

3. Герои рассказа Л.Н.Толстого «Прыжок» — матросы (народ на палубе), мальчик, его отец — капитан корабля и обезьянка.

4. Краткое содержание — В спокойный теплый день на палубе корабля, возвращавшегося из кругосветного плавания, скучали матросы. Вдруг шустрая обезьянка забрала у 12-летнего мальчугана — сына капитана — шляпу и стала карабкаться с ней на мачту корабля. Раззадоренный насмешками матросов, мальчик бросился отбирать свою шляпу у обезьянки и в погоне за ней забрался на самый верх высоченной мачты. Матросы испугались, что мальчишка упадет с такой высоты и разобьется насмерть. Уже никто не смеялся. Вдруг из каюты вышел капитан. Сразу оценив всю серьезность ситуации, он закричал на сына:»Прыгай в воду или я застрелю тебя!» Мальчик спрыгнул в море. Матросы бросились в воду и спасли мальчика.

5. Вопросы по рассказу:

Где разворачиваются события? (На корабле)

Откуда возвращался корабль? (Из кругосветного плавания)

Сколько лет было мальчику? (12)

Кто был отец мальчика? (Капитан корабля)

Почему мальчик бросился за обезьянкой? (Она забрала у него шляпу. Он пытался отобрать ее).

Мальчик не испугался высоты. За обезьянкой он лез все выше и выше, не взирая на опасность. Что послужило причиной такого безрассудного поведения?

Почему капитал заплакал после того, как его сына спасли?

6. Другие детские рассказы Л.Н.Толстого, рекомендуемые для чтения:

Филиппок,

Косточка,

Архирей и разбойник.

7. Высота мачты — мачты на кораблях, которые в 19 в. могли совершать кругосветные путешествия, достигали высоты 25 м, т.е. 8-ми этажного дома. Палубы были сделаны из твердых, как камень, пород дерева.

8. Выводы — мальчику вовсе не было жаль своей шляпы. Ему стало неприятно оттого, что над ним смеются. Стараясь защитить свое достоинство, он совершил необдуманный поступок, который чуть не стоил ему жизни. Нельзя предавать такое значение насмешкам толпы. Надо иметь свое собственное мнение и не поддаваться сиюминутной обиде. Родители очень любят своих детей и всегда стараются защитить их от беды.

9. Кульминация — место особого напряжения событий в тексте.

10. Текст состоит из 3 частей:

вступление — описание места, где разворачиваются события;

завязка — обезьянка забирает у мальчика шляпу, все смеются, мальчишке обидно;

кульминация — мальчик в погоне за обезьянкой забрался на самый верх мачты. ему угрожает смертельная опасность;

развязка — капитан решительными действиями спасает сына.

11. Как вы думаете, кто виноват в том, что чуть не случилось несчастье? Матросы своими насмешками обидели мальчика, подтолкнули его к рискованному поступку.

12. Почему Лев Толстой назвал свой рассказ «Прыжок»? (Именно прыжок спас мальчику жизнь).

13. Опишите характер мальчика. (Гордый, смелый, юный и безрассудный)

14. Опишите характер капитана. (решительный, человек действия, очень любит своего сына, гордый).

Класс:

3

Цели урока:

  • Ознакомить учащихся с рассказом Л.Н.Толстого
    “Прыжок”
  • Развивать эмоционально-эстетическое
    восприятие произведения
  • Развивать творческие способности детей
  • Обогащать словарный запас и способствовать
    развитию речи
  • Учить выполнять проектные задачи
  • Учить работать в группах
  • Учить умению преобразовывать художественные
    тексты от лица героя

Учебные материалы:

Учебник по литературному чтению, презентация к
уроку, аудиозапись рассказа Л.Н.Толстого
“Прыжок”, раздаточный материал для выполнения
проектных задач, раздаточный материал для
рефлексии.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Актуализация знаний:

– С каким произведением мы работали на прошлом
уроке? (С рассказом Л.Н.Толстого “Акула”).

III. Проверка домашнего задания:

  • – Что было задано на дом? (Пересказ этого
    произведения).
  • – Сегодня мы будем пересказывать, продолжая
    друг друга. Что бы наш рассказ получился более
    точным, можно следить по тексту произведения.

    1. – Какая же главная мысль, которую хотел сказать
      этим произведением Л.Н.Толстой? (Дети порой не
      чувствуют опасности и совершают необдуманные
      поступки, которые могут привести к большой беде.
      А взрослые очень любят своих детей, переживают за
      них и порой идут на большой риск, выручая их из
      беды.)

    IV. Введение в новую тему:

  • – Рассмотрите парусник к рассказу “Акула”. А
    теперь посмотрите на парусник на слайде. Слайд
    2.
    Такой корабль раньше служил основным
    средством для дальних морских плаваний. Палуба
    такого корабля делалась из твёрдых, как камень,
    пород дерева; мачты возвышались над палубой на
    15-25 метров, т.е. имели высоту 5–8-этажного дома. На
    мачтах были перекладины, на которых держались
    паруса. От перекладины к перекладине
    протягивалось множество канатов, верёвочных
    лесенок.
  • – Давайте попробуем почувствовать, как тяжело
    было матросам поднимать паруса к перекладинам на
    верху мачт. (Физминутка:
    дети встают и
    соответствующими движениями показывают, как
    поднимают наверх паруса).
  • – Сегодня мы будем знакомиться с новым
    произведением. Это рассказ Л.Н.Толстого
    “Прыжок”. Слайд 3.
    Действие рассказа
    разворачивается на корабле, который находится в
    открытом море. Это произведение тоже очень
    поучительное. Слушайте внимательно и думайте,
    что же хотел нам сказать автор.
  • V. Звучит аудиозапись рассказа Л.Н.Толстого
    “Прыжок”.

  • – Понравился вам рассказ?
  • Повторное чтение произведения сильными
    учениками.
  • VI. Работа над содержанием текста:

    (Ответы,
    по-возможности, цитировать из текста).

    – Как вы думаете, откуда на корабле была
    обезьяна? Слайд 4.
    (Корабль возвращался из
    кругосветного путешествия, и, наверное, где-то в
    жарких странах её взяли.)

    – Как понять выражение “ещё больше
    расходилась”? (Значит ещё больше корчилась,
    прыгала и т.д.).

    – Почему малыш залез на мачту корабля?
    (Обезьяна сорвала с его головы шляпу, надела и
    живо взобралась на мачту. А все стали смеяться.)

    – Как вела себя обезьяна? (Она ловко взбиралась
    всё выше и выше.)

    – Что она сделала в конце концов?

    – Как вначале реагировали люди на палубе на
    погоню мальчика за обезьяной?

    – Когда все замерли от страха? Почему? Слайд 5.

    – Что заставило мальчика опомниться, глянуть
    вниз и зашататься?

    – Кто в этот момент вышел на палубу? Слайд 6.
    Что
    у него было в руках? Зачем?

    – Что сделал капитан, когда увидел и оценил
    ситуацию?

    – Что сделал мальчик?

    – Как спасли мальчика?

    VII. Характеристика героев:

    – Случайно ли произошло то, что мальчик
    забрался на самый верх мачты или здесь сыграли
    роль какие-то черты его характера: геройство,
    смелость, хвастовство, самоуверенность,
    обидчивость, самолюбие, желание испытать себя
    или покрасоваться, сделать всё по-своему? Слайд
    7.
    (Выбор детей). Слайд 8.

    –Кто был виноват в том, что мальчик
    оказался в опасной ситуации?

    Слайд 9. (Подвести детей к тому, что обезьяна
    лишь повод для конфликта между матросами и
    мальчиком. Ведь он был сыном капитана, а его
    подчинённые над ним смеялись.)

    – Какие чувства овладевали мальчиком? (Сначала
    не знал, смеяться ему или плакать, потом
    покраснел, бросился за обезьяной, его разобрал
    задор, очень раззадорился, потом от крика
    опомнился и зашатался.)

    – А что вы можете сказать о характере капитана,
    отца мальчика? (Сильный, находчивый, решительный,
    человек слова.)

    – Как вы думаете, почему капитан заплакал? (Он
    пережил слишком сильное потрясение. Он очень
    испугался за сына.)

    VIII. Проектная работа:

  • – Сейчас вы разобьётесь на группы. Каждая
    группа получит карточку с проектной задачей.
    После обсуждения мы заслушаем ваши ответы.
  • Дети обсуждают варианты ответов и выбирают
    выступающего.
  • IX. Итог урока:

    – Какова же основная мысль рассказа “Прыжок”?
    Что им хотел сказать автор? Слайд 10.

    – Похожи ли эти два рассказа “Акула” и
    “Прыжок”? (Похожи местом действия – корабль на
    воде. Похожи настроением и переживаниями:
    вначале у всех хорошее настроение, потом тревога,
    волнение, страх, в конце облегчение, разрядка. И в
    одном и в другом произведении отец спасает сына,
    проявляет находчивость в трагические моменты.
    Когда их дети на волоске от смерти, они спасают
    их. Им помогают сильные отцовские чувства. В их
    характерах смелость, умение действовать и не
    теряться.

    X. Рефлексия:

    – Понравился вам сегодняшний урок?

    – Понравилось ли вам произведение, с которым вы
    познакомились?

    – Что вы вынесли для себя из этого
    произведения?

    – Сколько баллов у вас получилось? Слайд 11.

    XI. Домашнее задание: подготовить
    выразительное чтение рассказа “Прыжок”.

    Приложение



    Карточки с заданием для групп:

    Расскажите о произошедшем от лица матроса,
    который был на палубе по плану:

    • Что я увидел сначала и почему мне было смешно?
    • Что произошло потом и почему мне стало страшно?
    • Что сделал мой капитан?
    • Что я об этом думаю?

    Расскажите о произошедшем от лица мальчика по
    плану:

    • Что произошло и почему мне было обидно?
    • Что я сделал и почему я не думал о последствиях?
    • Когда мне стало страшно?
    • Почему я прыгнул в воду?
    • Что я об этом думаю?

    Расскажите о произошедшем от лица капитана по
    плану:

    • Что я увидел, когда вышел на палубу и почему мне
      стало страшно?
    • Что я предпринял?
    • Что я чувствовал, пока сын был под водой?
    • Почему я закричал и убежал в свою каюту?

    Карточка для рефлексии:

    Оцени свою работу на уроке (выбери ответ, обведи
    нужное количество баллов, подсчитай результат)

    1. Внимательно ли я слушал и читал рассказ? Да –
      1балл. Нет – 0 баллов.
    2. Обдумывал ли я ответы на поставленные вопросы?
      Да – 1балл. Нет – 0 баллов.
    3. Участвовал ли я в проектной работе? Да – 1балл.
      Нет – 0 баллов.
    4. Сделал ли я правильные выводы, прочитав это
      произведение? Да – 1балл. Нет – 0 баллов.
    5. Был ли я активным на уроке? Да – 1балл. Нет – 0
      баллов.
    6. Итого я заработал: ______ балла(ов).

    1.Познакомить учащихся с ещё одним произведением Л.Н.Толстого «Прыжок»; учить анализировать поступки героев. 2.Развивать устную связную речь, познавательные способности. 3.Познакомить с историей создания кораблей 4.Воспитывать нравственное отношение к окружающим людям.

    Пересказ текста по плану. У берегов Африки. Долгожданная команда: «Купаться!» Соревнование юных пловцов в открытом море. Отец любуется сыном и подбадривает его. Появление морского чудовища. Визг испуганных мальчиков. Страх и отчаяние отца. Мгновенное решение. Спасение мальчиков. Крики радости.

    slide 3


    slide 4

    Рассказ о кораблях. Ещё в глубокой древности человеку приходилось передвигаться по воде для того, чтобы охотиться или сократить путь передвижения. Для этого он использовал обыкновенное дерево. Потом человеку нужно было что – то перевезти, и он связал несколько деревьев вместе. Так получился первый плот. В каменном веке человек научился пользоваться орудием труда, и тогда при помощи камня он стал выдалбливать в дереве углубление, так получилась первая лодка. Но многие народы делали лодки из шкур животных

    slide 5

    Первые корабли – небольшие деревянные суда различной формы, передвигающиеся с помощью вёсел, появились за долго до нашей эры в Египте, на Крите, в Древней Греции и Риме. В 5 веке до нашей эры появились корабли с несколькими рядами вёсел. Корабли с двумя рядами вёсел назывались бремами, с тремя – триремами.

    slide 6

    Экипаж крупного корабля насчитывал несколько сот человек. В Vll веке в Венеции был создан более быстроходный корабль – галера. Она имела длину 40 – 50 метров, ширину 6 метров, один ряд вёсел, экипаж до 450 человек, развивала скорость 7 узлов (13 км/ч). Кроме вёсел имела две мачты с косыми парусами. Переход от гребного к парусному флоту осуществлялся вплоть до ХVll – ХVlll веков.

    slide 7


    slide 8


    slide 9


    slide 10


    slide 11


    slide 12


    slide 13

    Работа над содержанием. Как появилась на корабле обезьяна? Почему в конце рассказа ничего не говорится об обезьяне? Как вы понимаете фразу «ещё больше расходилась»? Как можно сказать другими словами? Найдите в тексе и зачитайте, что обезьяна сделала со шляпой? Как повёл себя мальчик в первые две минуты, оставшись без шляпы? Зачитайте. Как дальше разворачивались события?

    slide 14

    Как вы понимаете фразу «мальчик раззадорился»? Как можно сказать другими словами? Обратите внимание, какие глаголы употребил автор, характеризуя действия мальчика? О чём ему это говорит? Почему мальчик залез на мачту корабля? Изменилось ли отношение окружающих к проделкам обезьяны и поведению мальчика? В какой момент это произошло? Прочитайте. Что сделал капитан для спасения мальчика Как вы думаете, почему капитан заплакал? В каком эпизоде вы переживали за мальчика? Как бы вы поступили, если бы вы оказались на месте мальчика? Какой совет вы бы дали мальчику?

    slide 15

    Работа по группам с пословицами. Задание: Прочитайте пословицы, предложенные в карточке, и скажите, какие из них можно отнести к рассказам Л.Н.Толстого. Назовите этот рассказ. 1)Будь храбр по уму и по сердцу. 2)Гордится отец, что у него сын — храбрец. 3)Одним умением, без привычки, хорошо не сделаешь. 4)Кому потеха, а мне не до смеха. 5)Где смекнёт боец, там врагу конец.

    slide 16


    slide 17


    slide 18

    Малышева Ольга Николаевна

    учитель начальных классов

    МОУ «Лицей №5»

    г. Железногорска Курской области

    Тема урока: Л. Н. Толстой «Прыжок»

    Цель урока:
    совершенствовать навыки правильного и беглого чтения, умения ориентироваться в тексте, осмысливать мотивы и последствия поступков, чувства и переживания героев литературного произведения развитие умения анализировать текст, понимать замысел автора

    Планируемые результаты:

    Личностные:
    осознавать свои возможности в учении; адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха.

    Метапредметные:

    Познавательные:
    осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы; строить речевое высказывание в устной форме, формировать
    умения анализировать, сравнивать, делать выводы.

    Регулятивные:
    формировать умение принимать и сохранять учебную задачу; контролировать и оценивать свои действия.

    Коммуникативные:

    развитие монологической и диалогической речи,
    сотрудничество в совместном решении проблемы, приходить к общему решению в совместной деятельности.

    Предметные:
    знакомство с творчеством Л. Толстого, научатсяориентироваться в тексте, внимательно просматривать его и находить нужное место; осмысливать мотивы и последствия поступков, чувства и переживания героев, осуществляют выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов.

    Ход урока

    1.
    Мотивация к учебной деятельности

    Слайд 2 (Высказывание М. Цветаевой с её фотографией)

    «Что есть чтение – как не разгадывание, извлечение тайного, оставшегося за

    строчками, за пределами слов»


    М.. Цветаева

    Учитель.
    Прочтите запись на слайде. Как вы можете объяснить эти слова?

    Дети.
    Чтение — это познание тайного, иногда скрытого в тексте, это то, что автор пытается донести до нас. Чтобы это разгадать, почувствовать, нужно быть внимательным читателем.

    Учитель.
    А кого можно назвать внимательным читателем?

    Дети.
    Внимательный читатель чутко чувствует настроение автора, скрытое за прочитанными строчками.

    Учитель.
    Как вы считаете, легко ли быть таким читателем?

    Дети.
    Трудно быть внимательным читателем.

    Учитель.
    Что для этого надо делать?

    Дети.
    Нужно любить книги, внимательно читать и понимать настроение автора, его отношение к героям.

    Учитель.
    Как вы думаете, почему я начала урок с этих слов?

    Дети.
    Мы сегодня постараемся разобраться в том, что осталось за строчками, за пределами слов. Будем учиться находить в тексте слова, которые помогают понять эмоциональное состояние героев, их поступки, а также помогают раскрыть тему рассказа.

    2. Актуализация знаний

    Учитель.
    Мы продолжаем наше путешествие по Стране Литературное Чтение. Закройте глаза и представьте, что у вас в руках волшебная палочка, с помощью которой можно превращать большие предметы в маленькие, а маленькие – в большие. Попробуем волшебную силу палочки и превратим одно предложение в целый рассказ.

    Учитель.
    Какое задание будем выполнять?

    Дети.
    Мы поучимся превращать предложение в целый рассказ.

    Учитель.
    Что это значит?

    Дети.
    Мы прочитаем предложение, выберем информацию и составим небольшой текст.

    Учитель.
    Вы не должны ничего добавлять в предложение. Вычерпывать из предложения всю информацию, но не добавлять ничего лишнего, не составлять своего сюжета.

    Учитель.
    Прочитайте предложение.

    Предложение записано на доске:

    Матросы громче стали смеяться, а мальчик покраснел, скинул куртку и бросился за обезьяной на мачту.


    Учитель.
    Все ли слова понятны? Объяснить значение слова мачта.

    Слайд 3. (Иллюстрация мачты)

    Дети.
    Высокий, прочно укрепленный столб на судне для парусов.

    Учитель.

    Мачты в таких кораблях возвышались над палубой на 15–20 метров, то есть на высоту 5–8 этажного дома. На мачтах были перекладины, на которых держались паруса. От перекладины к перекладине протягивалось множество канатов, верёвочных лесенок.

    Учитель.
    Кто такие матросы?

    Дети. Моряк, служащий на флоте.

    Учитель.
    С чего начнем наш рассказ? Где может происходить действие?

    Дети.
    На судне. Мачта находится на корабле.

    Учитель.
    Кто герои нашего рассказа?

    Дети.
    Мальчик, матросы.

    Учитель.
    Что делали матросы?

    Дети.
    Они стояли на корабле и громко смеялись.

    Учитель.
    Как поступил мальчик?

    Дети.
    Мальчик скинул куртку и полез вверх.

    Учитель.
    Прочтите слова, которые использовал автор, описывая действия мальчика.

    Дети.
    Мальчик покраснел, скинул куртку и бросился за обезьяной на мачту.

    Учитель.
    А можно заменить слово «скинул» куртку словом «снял»?

    Дети.
    Можно, но точнее слово скинул, ведь скинул – это быстро выполнил действие.

    Учитель.
    Замените синонимом слово «бросился».

    Дети.
    Кинулся, полез.

    Учитель.
    Можно сказать, почему он бросился за обезьянкой?

    Дети.
    Нет, мы точно этого не знаем. Но что-то случилось. Ведь «матросы громко смеялись, а мальчик покраснел». Значит, он рассердился, огорчился.

    Учитель.
    А можно ли сказать какой была погода?

    Дети.
    Да, ведь только во время хорошей погоды матросы собрались бы на палубе.

    Учитель.
    А теперь давайте все, о чем мы сказали, выстроим в связный рассказ.

    Дети.
    Был хороший денек. Матросы стояли на палубе. Рядом была обезьянка. Всем было весело, матросы громко смеялись. Вдруг мальчик сбросил куртку и полез вверх за обезьянкой.

    3. Формулирование темы и целей урока

    Учитель.
    Как вы думаете, почему мы составляли рассказ, используя именно это предложение?

    Дети.
    Мы будем знакомиться с текстом, в котором есть такое предложение.

    Учитель.
    Хотите познакомиться с рассказом и узнать, как развивались события с героями дальше.

    Дети.
    В учебнике.

    Учитель.

    Откройте учебник на с. 161 и прочитайте название произведения. Кто автор рассказа? Что вы знаете о Л. Н. Толстом?

    4. Знакомство с творчеством Л. Н. Толстого

    Слайд 4 (Портрет Толстого)

    Лев Николаевич родился в 1828 году – почти 200 лет назад. Детские годы провёл в деревне Ясная Поляна. Мать умерла, когда Толстому не было 2 лет. У Толстого было три брата и одна сестра, их воспитанием занялась дальняя родственница.

    Слайд 5 (Фото Ясной Поляны)

    Тогда ещё очень мало было школ, дети бедных людей не могли учиться. Лев Николаевич открыл в Ясной Поляне школу, написал учебники для детей и сам учил их.

    Умер Толстой в 1910 году. Он прожил 82 года и всю свою жизнь посвятил литературе. Его книги переведены на многие языки, их читают во всём мире. Полное собрание сочинений – 90 томов!

    Слайд 6.
    (Внутреннее убранство комнаты)

    Учитель.
    Так выглядела комната Л. Н. Толстого, в которой он жил и работал.

    Учитель.
    Какие книги Л. Толстого вы читали?

    Слайд 7. (Выставка книг)

    5. Работа с текстом

    1) словарная работа

    Учитель.
    Прочитайте название рассказа.

    Учитель.
    Что обозначает слово «прыжок»?

    Слайд 8 (Высказывание из словаря)

    В словаре словом «прыжок»
    называют быстрое перемещение тела, отталкиванием от какой-либо точки опоры. Это просто действие.

    Учитель.
    Подберите родственные слова к названию текста.

    Дети.
    Прыгать, прыгун.

    2) первичное чтение текста учителем

    Учитель читает до слов

    «…


    все замерли от страха…»

    и

    делает остановку.

    Прием «Корзина предположений»


    Учитель.
    Попробуем предположить, что может случиться дальше? Поработайте в парах.

    Работа в парах

    Дети высказывают свои предположения.
    Учитель дочитывает текст до конца.

    Учитель.
    Совпали ваши предположения с событиями в рассказе? (Высказывания детей)

    Учитель.

    Из-за чего мальчик совершил прыжок? (неоднозначность ответов)

    Дети.

    Крикнул отец, мальчик испугался, стало страшно, хотел быстрее оказаться внизу, но спуститься было нельзя.

    Учитель.

    Почему ответы у всех разные?

    Дети.
    Разное отношение к рассказу, не все поняли, не знаем.

    Учитель.

    Какая возникла проблема? На какой вопрос нам необходимо дать ответ?

    Дети.

    Почему мальчик совершил прыжок?

    3) чтение и анализ художественного произведения

    Учитель.

    Вернемся к тексту. Прочтите первый абзац рассказа. О чем нам сообщил автор в этом отрывке?

    Дети.

    Хорошая погода, люди собрались на палубе.

    Учитель.

    Почему автор нам рассказывает о хорошей погоде?

    Дети.

    Эти детали помогут понять настрое­ние людей на палубе, люди устали от путешествия, им хочется новых впе­чатлений, поэтому они наблюдают за играющей обе­зьянкой.

    Учитель.
    Назовите главных героев рассказа.

    Дети.
    Мальчик, капитан.

    Учитель.

    Ч
    то сообщает Толстой о мальчике? Подтвердите словами из текста.

    Дети.

    Сын капитана. Ему 12 лет.

    Учитель.
    Как появилась на корабле обезьяна?

    Дети.
    Корабль возвращался из кругосветного путешествия, и, наверное, где-то в жарких странах её взяли.

    Учитель.
    Как вы понимаете фразу «еще больше расходилась»?

    Дети.
    Стала сильно баловаться, шуметь, играть.

    Учитель.

    Учитель.
    Что обезьяна сделала со шляпой?

    Дети.
    Отняла у мальчика и стала рвать.

    Учитель.

    Как повел себя мальчик в первые две минуты, оставшись без шляпы? Зачитайте.

    Слайд 9. (Выбрать ответ)

    Учитель.

    Почему мальчик полез за обезьянкой?
    Выберите ответ.

      ему было жалко потерянной шляпы;

      он хотел посоревноваться с обезьянкой в силе и ловкости;

      ему стало стыдно и обидно из-за насмешек матросов.

    Учитель.
    Связано ли поведение мальчика с поведением матросов?

    Дети.
    Мальчик полез за обезьянкой, чтобы избежать насмешек матросов, подчиненных его отца.

    Учитель.

    Каким вы представили себе мальчика в этом рассказе?
    Какие слова подходят для характеристики героя рассказа? Выберите те, которые считаете главными, объясните свой выбор.

    Работа в группах. Слова записаны на листках.

    Слайд 10.
    (Характеристика мальчика)

      смелость

      безрассудство


      геройство

      необдуманность


      хвастовство


      решительность


      самолюбие

    Учитель.

    Итак, какие слова вы подобрали для характеристики героя?

    Дети зачитывают выбранные слова и дают объяснение

    1. Смелость
    – трусливый человек не смог бы забраться на такую высоту и подвергнуть себя опасности.

    2. Безрассудство
    – его чувства взяли верх над разумом, над рассудком, и он не контролировал свои действия, им управлял один только задор.

    4. Необдуманность
    – он не стал думать о последствиях.

    5. Решительность
    – мальчик не стал медлить, его движения были быстрыми: он добрался до верха мачты за одну минуту.

    6. Самолюбие — в
    едь насмешки матросов раззадорили его, мальчик обиделся, ему

    стало стыдно за себя, что он, сын капитана, не уследил за шляпой, позволил обезьяне над ним насмехаться и дразнить.

    Учитель.
    Изменилось ли отношение окружающих к проделкам обезьяны и поведению мальчика? В какой момент это произошло? Прочитайте.

    Дети читают

    ф
    рагмент текста, который начинается словами
    : «Но мальчик очень раззадорился»

    Учитель.
    Как вы понимаете фразу «мальчик раззадорился»?

    Дети.
    Вошёл в азарт, не смог остановиться, так как хотелось отнять шляпу у обезьянки.

    Учитель.
    Как можно сказать другими словами?

    Дети.
    Разгорячился, разошелся, воодушевился, вошел в азарт, забылся

    Учитель.
    Обратите внимание, какие слова – действия употребил автор, характеризуя действия мальчика.

    Дети.
    Закричал, взобрался, полез, раззадорился, разобрал задор, не отставал, бросил, ступил, глянул, зашатался, размахнулся, прыгнул.

    Учитель.
    Какое расстояние было от мачты до конца перекладины, где висела шляпа?

    Дети.
    Два аршина

    Учитель.
    Что такое аршин?

    Дети.
    Аршин – старинная мера длины, чуть меньше метра.

    Учитель.

    Какими словами автор передает угрозу жизни мальчика? Прочтите отрывки.

    Дети.

    Все замерли от страха. Вдруг в народе кто-то ахнул от страха. Мальчик от этого крика опомнился, глянул вниз и зашатался.

    Учитель.
    Найдите и перечитайте ту часть текста, героем которой является капитан.

    Дети читают фрагмент текста, который начинается словами
    :
    «В это время капитан корабля, отец мальчика, вышел из каюты»

    Учитель.
    Как вы считаете, прав ли капитан, когда он стал целиться в мальчика и кричать: «Застрелю!»? Может быть, стоило было просто крикнуть: «Прыгай в воду!»?

    Дети.
    Решительный и грозный крик отца «Застрелю!» и вскинутое ружье заставили мальчика подчиниться и, не раздумывая, прыгнуть в воду. Любая нерешительность и мягкость со стороны капитана могли бы привести к смерти сына.

    Учитель.
    Найдите в тексте слова, описывающие поведение капитана.

    Дети.
    Вышел, нёс, увидал, тотчас прицелился, закричал, крикнул, увидал, убежал, плачет.

    Учитель.
    Какими качествами обладал капитан?

    Работа в группах.

    Дети пишут качества на листочках и затем один зачитывает.

    Дети.
    Находчивый, решительный, бесстрашный, обладает силой духа, умеет принимать решение в сложной ситуации, смог не растеряться в трудной ситуации, уверенность в себе.

    Учитель.
    Подумайте, почему капитан заплакал и убежал в свою каюту?

    Дети.
    Не хотел, чтобы видели слезы. Пережил сильное потрясение, очень испугался за сына.

    Учитель.
    Попробуем передать свои впечатления, сочиняя синквейн (вид творческого письма, нерифмованное стихотворение из пяти строк)

    Учитель.
    Вспомним схему составления синквейна.

    Слайд 11. (План составления синквейна)

    1 строка – тема
    состоит из одного слова – имени существительного.

    2 строка
    описание темы
    состоит из двух слов
    прилагательных.

    3 строка – описание действия в рамках темы
    состоит из трёх слов – глаголов.

    4 строка – отношение к теме – фраза из четырёх слов.

    5 строка – синоним к названию темы – одно существительное.

    Работа в группах

    Дети составляют синквейн, работая вместе, а потом
    выступают с отчетом. (Может читать один ученик или вся группа)

    1 группа – об обезьянке

    2 группа – о мальчике

    3 группа – о капитане

    4) работа с иллюстрациями.

    Учитель.
    Что изображено на иллюстрации? Найти в тексте отрывки, которые соответствуют данным иллюстрациям.

    Слайд 12.

    Она подпрыгнула к 12-летнему мальчику, сыну капитана корабля, сорвала с его головы шляпу,

    Надела и живо взобралась на мачту. Все засмеялись, а мальчик остался без шляпы и сам не знал, смеяться ли ему, или плакать.

    Слайд 13.

    Вдруг в народе кто – то ахнул от страха. Мальчик от этого крика опомнился, глянул вниз и зашатался.

    Слайд 14.

    Он увидал сына на мачте, и тотчас же прицелился в сына и закричал: «В воду! прыгай сейчас в воду! застрелю!»

    Учитель.

    Как вы думаете, почему рассказ называется «Прыжок»? Ка­кой смысл вкладывает в слово «прыжок» Л. Толстой?

    Дети.
    Это поступок, который совершил мальчик, услышав приказ отца; он спас свою жизнь и избавил от горя отца.

    Учитель.
    Какую роль сыграл прыжок?

    Дети.
    Прыжок спас мальчику жизнь, прыжок — это поступок, который совершил мальчик, услышав приказ отца, он не растерялся, он сумел собраться, сгруппироваться. Он спас свою жизнь и избавил от горя потери сына своего отца.

    5) работа с пословицами

    Учитель.
    Какая из пословиц подходит к рассказу Л. Н. Толстого «Прыжок»? Объясните свой выбор. Вы будет работать в парах.

    Работа в парах.

    Дети обсуждают пословицы и выбирают подходящие, обосновывая свой выбор.

    Слайд 15. (Пословицы)

    Гордится отец, что сын — храбрец.

    Труд кормит и поит.

    Одна голова хорошо, а две лучше.

    Смелый поступок — и половина спасенья.

    Учитель.

    Какова идея произведения? Зачем автор рассказал нам эту историю?

    Дети.

    Рассказ
    учит нас преодолеть страх, уметь быстро принимать решении е в сложной ситуации, ведь от этого может зависеть жизнь, учит не совершать необдуманных поступков, учит управлять собой, своими эмоциями.

    6. Рефлексия

    Слайд 16. (Закончи фразу)

    1
    . Сегодня на уроке я открыл…

    2. На уроке меня удивило…

    3. Мне на уроке было трудно…

    4. Мне захотелось помочь …

    5. Сегодня я приобрёл …

    Дети выбирают одну фразу и составляют ответ

    Учитель.
    У вас на столах лежат рисунки кораблика. Давайте раскрасим парус кораблю.

    Для этого вам надо оценить свою работу на уроке:

      Отлично работал и все понял – зеленый парус

      Хорошо работал, но остались вопросы – жёлтый парус.

      Ничего не понял и не узнал новое — синий парус.

    Учитель.
    Урок окончен. Благодарю Вас за отличную работу и помощь товарищам.

    Используемая литература

    1. Кораблик http://ja-rastu.ru/uploads/posts/2012-07/1342020576_leto22.jpg

    2. Чуракова Н. А. «Литературное чтение. 2 класс». М.: Академкнига/Учебник, 2013 г.

    3. Захарова В. В., Серова М. В. «Поурочные разработки по литературному чтению к учебнику Н. А. Чураковой. 2 класс» Москва: «Вако», 2012 г.

    4. Под редакцией Шумаковой Н. Б. «Урок – исследование в начальной школе. Русский язык. Литературное чтение». М.: Просвещение, 2014г.

    5.
    Разработка урока
    Бывшевой Жанны Алексеевн
    ы

    Урок
    литературного чтения во 2 классе.

    -Продолжить знакомство с творчеством Л.Н. Толстого.
    — Раскрыть психологический характер конфликта в рассказе.
    — Совершенствовать умение анализировать поступки литературных персонажей ,
    рассуждать, доказывать.
    — Формировать беглое, осознанное,  выразительное чтение.
    — Развивать творческое воображение, эмоциональную отзывчивость, обогащать
    словарный запас и способствовать развитию речи.
    — Воспитывать чувство сопереживания и  чувство ответственности за свои
    поступки.

    Предметные: продолжат
    учиться читать вслух осознанно, без искажений, выразительно, передавая своё
    отношение к прочитанному; прогнозируют содержание произведения; понимают
    основной смысл прочитанного; находят необходимую информацию в произведении.

    Познавательные УУД: формируется
    умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; анализировать
    литературный текст, выявлять основную мысль произведения, формулировать её на
    уровне обобщения в совместной коллективной деятельности, характеризовать
    поведение действующих лиц произведения;

    Регулятивные УУД:   формируется
    умение уонтролировать процесси результат своей деятельности;

    Коммуникативные: осмысливают правила работы в паре,
    формируется умение слушать и вступать в диалог;

    Личностные:
    формируется осознание своих возможностей в учении на основе сравнения своих
    возможностей и возможностей одноклассников; умение оценивать поступки героев
    произведения и свои собственные под руководством учителя, проявлять интерес к
    произведениям Л. Н. Толстого, формируется стремление к приобретению новых
    знаний и умений.

    Мыслительные операции необходимые на этапе проектирования: анализ, сравнение,
    аналогия.

    Тип урока: урок
    ознакомления с новым материалом.

    Оборудование:
    учебник «Литературное чтение» Чуракова Н.А. 2 класс, рабочие листы, «Толковые словари»,
    презентация, интерактивная доска.( круги красного и зелёного цвета).

                                                           
                                        Ход урока:

    Этап
    урока

    Цели

    Формируемые
    УУД

    Деятельность
    учителя

    Деятельность
    обучающихся

    Мотивация
    к учебной деятельности

    1)
    мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством литературы;

    2)
    актуализировать требования к учащимся со стороны учебной деятельности.

    Познавательные
    УУД

    Слайд 1 — Давайте обратимся к высказыванию М. Цветаевой (дети
    читают высказывание и объясняют, как они понимают слова Цветаевой).

            «А
    что есть чтение – как не разгадывание, извлечение тайного, оставшегося за
    строчками, за пределами слов».

    Сегодня на уроке мы с вами снова будем разгадывать тайну.
    Великую тайну, спрятанную в литературном произведении. А для этого  вам нужно
    быть  настоящими читателями. Как вы понимаете, кто такой настоящий читатель?

    Слушание.

    Ответ
    на вопрос.

    Актуализация
    знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии

    1)актуализировать
    знания о биографии Л.Н.Толстого;

    2)актуализировать
    мыслительные операции анализ, сравнение, аналогия;

    4)
    мотивировать к пробному действию и его самостоятельному выполнению и
    обоснованию;

    5)
    организовать фиксацию образовательной цели и темы урока;

    6)
    организовать анализ полученных ответов и зафиксировать индивидуальные
    затруднения в выполнении пробного действия или его обосновании.

    Коммуникативные
    УУД

    Личностные
    УУД

    Регулятивные
    УУД

    1)Какое
    произведение мы изучали на прошлом уроке?. Какая главная мысль этого
    произведения? Составьте «Облако слов» по произведению «Акула». Кто автор
    рассказа «Акула»?

    2)
    Игра «Верю – не верю»  по биографии Л. Н. Толстого. Слайды 2-8.

    3)
    Пробное действие.

    Сегодня
    вы познакомитесь с еще одним рассказом Л.Н.Толстого. Постарайтесь отгадать
    название.

    JRZU
    ПLVYРЫGSЖWVNОК (выбрать русские буквы) (Слайд 9)

    Посмотрите
    как он называется и попробуйте предположить о чем он? Какова его главная
    мысль? (Слайд 10)

    Работают
    с рабочими листами, составляют облако слов, записывая ключевые слова. Отвечают
    на вопрос о главной мысли.

    Выполняют
    задания на слайдах: показывают кругами красного и зеленого цвета свое
    согласие или несогласие с утверждением.

    Фиксируют
    индивидуальные затруднения в пробном действии.

    На
    корабле

    Выявление
    места и причины затруднения

    выявить
    и зафиксировать место и причину затруднения.

    Регулятивные
    УУД


    Какое задание вы выполняли?


    В чем возникло затруднение?


    Почему возникло затруднение?

    Поиск
    места и

    причины
    затруднения. Коллективное обсуждение.

    Построение
    проекта выхода из затруднения

    1)
    согласовать и зафиксировать цель и тему урока;

    2)
    построить план и определить средства достижения цели.

    Познавательные
    УУД


    Какую цель поставим перед собой?


    Давайте подумаем, что нам может в выполнении этого задания?


    Подсказка: умеем ли мы находить главную мысль в литературных произведениях?


    Что для этого нужно сделать?

    (слайд
    10)

    Узнать,
    какая главная мысль в этом рассказе, о чем он, и чему он нас учит?

    Текст
    рассказа, иллюстрации к рассказу, умение находить тайный смысл за строчками

    Реализация
    построенного проекта

    1) организовать
    фиксацию построенного способа действия в речи и знаково;

    2)
    организовать уточнение общего характера нового знания.

    Регулятивные
    УУД

    Коммуникативные
    УУД

    Познавательные
    УУД

    Коммуникативные
    УУД

    1.Чтение
    были учителем и хорошо читающими детьми «Диафильм».

    2.Первичная
    проверка понимания

     -Какие
    мысли и чувства вызвал у вас этот рассказ?

    — Из-за
    чего мальчик совершил прыжок?


    Связано ли поведение мальчика с поведением матросов?

    2.  Словарная
    работа.

    — Какие
    слова вы подчеркнули во время чтения?

    Каким
    способом мы можем узнать значение непонятных слов? Работа в группах (по 2
    слова на каждую группу) (слайд 11)

    Мачта,
    палуба, каюта, перекладина, аршин, вдребезги, раззадорилась

     3.
    Перечитывание рассказа по частям по учебнику.

    4.
    Работа в группах

    1
    группа. Найдите отрывки  к рисункам на компьютере)

    2
    группа. Выпишите из рассказа слова, описывающие действия обезьяны.

    3
    группа. Выпишите слова, описывающие  действия мальчика

    4
    группа. Выпишите слова, описывающие переживания зрителей  мальчика.

    Слушание
    и чтение.

    Выделение
    непонятных слов в учебнике карандашом.

    Дети
    находят значение слов в «Толковом словаре».

    Дети
    выполняют задания в группах и представляют результат своей работы классу.

    Первичное
    закрепление с проговариванием во внешней речи

    зафиксировать
    новое учебное содержание во внешней речи.

    Познавательные
    УУД

    Регулятивные
    УУД

    Коммуникативные
    УУД

    Личностные
    УУД

    1)      Характеристика
    главных героев были.

    — Кого
    можно назвать главными героями?

    -Выберите
    из предложенных качеств  те, которые присущи мальчику.

    -Выберите
    из предложенных качеств те, которые описывают характер отца.

    Слайд 12

    -Чем
    похожи сын и отец?

    —  В чем
    их различие?

    -Почему
    отец закричал и убежал в свою каюту, когда мальчика спасли?

    — Какова
    главная мысль этого произведения?

    -Не
    каждый из вас окажется на корабле, а в жизни вам может пригодится данный
    вывод? Обсудите это в парах. Приведите примеры из своей жизни.

    — С
    каким затруднением мы столкнулись в начале урока? Смогли ли мы его
    преодолеть?

    — Какая
    часть наиболее напряженная?

    Прочитайте
    ее так, чтобы передать нарастающее напряжение.

    Дети
    выполняют задание на рабочих листах. Построение речевого высказывания в
    устной форме.

    — Своим
    поведением мальчик копирует отца, его бесстрашие и решительность

    Мальчик
    в отличие о своего отца совершил необдуманный поступок забравшись на мачту за
    обезьяной. Люди обычно обдумывают свои поступки и их последствия

    Учит
    не совершать необдуманных поступков; надо очень быстро принимать решения,
    ведь от этого может зависеть жизнь, учит управлять собой, своими эмоциями..

    Физкультминутка

    Релаксация,
    сброс мышечного и зрительного напряжения.

    Личностные
    УУД

    Регулятивные
    УУД

    Представим
    себя на палубе корабля во время качки (руки на поясе, раскачиваться из
    стороны в сторону, движения выполняются под речёвку):

    «Стало
    палубу качать, ноги к палубе прижать,

    Крепче
    ногу прижимаем, а другую расслабляем!»

     Минутка
    релаксации:


    Закройте глаза, представьте, что мы погружаемся в звуки моря и плывём на
    паруснике … (звучит аудиозапись шума моря + слайд 13, на котором изображён
    парусник)

    Дети
    выполняют упражнения на массажных ковриках и с массажными мячами.

    Самостоятельная
    работа с самопроверкой

    организовать
    самостоятельное выполнение учащимися заданий с самопроверкой по образцу.

    Личностные
    УУД

    Регулятивные
    УУД

    Познавательные
    УУД

    1.Какая 
    пословица наиболее точно отражает главную мысль рассказа  «Прыжок»

    Какая
    пословица подходит к рассказу?

    Будь
    храбр по уму и сердцу.

    Гордится
    отец, что сын — храбрец.

    Кому
    потеха, а мне не до смеха.

    Где
    смекнёт боец, там врагу конец.

    2
    Расставь пункты плана в правильном порядке. Работа на листочках.

    1.
    Проказы обезьянки.  2. На  корабле.   3. На перекладине

    4.
    Погоня за обезьянкой  5. Прыжок.   6. Решение отца

    Слайд
    14.

    Дифференцированная
    самостоятельная работа  с проверкой на доске.  

    Включение
    в систему знаний и повторение

    1)тренировать
    умение определять главное в тексте

    2)
    тренировать умение понимать чувства героев литературных произведений..

    Познавательные
    УУД

    Регулятивные
    УУД

    1)
    Если бы вас попросили  придумать хештег к этой истории, какой бы вы
    придумали?

    2)
    Выберите рисунок либо с капитаном, либо с мальчиком. Подумайте, какие мысли
    были у   каждого из них. Напишите на этом рисунке.

    Слайд
    15.

    Дети
    составляют хештэги к произведению.

    Дети
    оценивают состояние каждого из героев, пробуют выразить это словесно.

    Рефлексия
    учебной деятельности на уроке

    1)
    зафиксировать новое содержание, изученное на уроке;

    2)
    поблагодарить одноклассников, которые помогли получить результат урока;

    3)
    обсудить домашнее задание.

    Регулятивные
    УУД

    Личностные
    УУД

    Коммуникативные
    УУД

    Познавательные
    УУД

    — Какова
    была цель нашего урока?

    — Смогли
    ли мы ее достичь?

    Закончите
    предложение:

    — Мне
    захотелось…

    — Я
    задумался…

    — Я
    понял (а)…

    — Я
    почувствовал (а)…

    — Как вы
    думаете, кто из ребят больше всех внес вклад в решении проблемы?

    -Поблагодарим
    их аплодисментами.

    Слайд
    16.

    Дети
    анализируют процесс работы на уроке, личный вклад и вклад каждого.

    Домашнее
    задание

    Подготовить
    пересказ рассказа от лица одного из героев

    Личностные
    УУД

    Познавательные
    УУД

    Задание
    по выбору: пересказать эту историю от лица мальчика, от лица матроса, от лица
    отца стараясь передать те чувства, которые они испытывали.

    Дифференцированная
    домашняя работа по выбору обучающихся

    Прыжок рассказ толстого главная мысль

    Описание презентации по отдельным слайдам:

    • 1 слайд

      Прыжок рассказ толстого главная мысль

    • 2 слайд

      «Это Филиппок,  Костюшкин брат, он давно просится в школу, да мать не пускает

      Описание слайда:

      «Это Филиппок,  Костюшкин брат, он давно просится в школу, да мать не пускает его, и он украдкой пришёл в школу.» 
      Отгадай произведения и автора.

    • 3 слайд

      «Отец приказал сыновьям, чтобы жили в согласии, они не слушались. Вот он веле

      Описание слайда:

      «Отец приказал сыновьям, чтобы жили в согласии, они не слушались. Вот он велел принести веник и говорит «Сломайте!» 

    • 4 слайд

      «Мальчики сначала не слыхали того, что им кричали, и не видали акулы; но пото

      Описание слайда:

      «Мальчики сначала не слыхали того, что им кричали, и не видали акулы; но потом один из них оглянулся, и мы услыхали пронзительный визг. И мальчики поплыли в разные стороны.»

    • 5 слайд

      Прыжок рассказ толстого главная мысль

    • 6 слайд

      Прыжок рассказ толстого главная мысль

    • 7 слайд

      Прыжок рассказ толстого главная мысль

    • 8 слайд

      Прыжок рассказ толстого главная мысль

    • 9 слайд

      Название рассказа вы узнаете, выбрав русские буквы.

      Описание слайда:

      Название рассказа вы узнаете, выбрав русские буквы.

    • 10 слайд

      Прыжок рассказ толстого главная мысль

    • 11 слайд

      Сделайте предположение, о ком или о чём будет рассказ.

      Описание слайда:

      Сделайте предположение, о ком или о чём будет
      рассказ.

    • 12 слайд

      Прыжок рассказ толстого главная мысль

    • 13 слайд

      мачта – конструкция вертикальная для креплениякаюта –  отдельное жилое помещ

      Описание слайда:

      мачта – конструкция вертикальная для крепления
      каюта –  отдельное жилое помещение на корабле
      аршин – старинная мера длины, равная 71 см 
      задор- горячность, азарт
      подманить – подозвать к себе, с помощью приманки
      раззадорился – пришел в состояние задора; т.е. человек, кот ведет себя пылко, вызывающе

    • 14 слайд

      слушать

    • 15 слайд

      Прочитайте словосочетания, к выделенным словам подберите синонимы к выделенны

      Описание слайда:

      Прочитайте словосочетания, к выделенным словам подберите синонимы к выделенным словам.

      сорвала шляпу – …
      скинул куртку – …
      бросился догонять -…

      — Почему автор использовал именно эти слова? 

    • 16 слайд

      Как вы, думаете, на чём отправлялись в кругосветное путешествие?Это корабль-

      Описание слайда:

      Как вы, думаете, на чём отправлялись в кругосветное путешествие?
      Это корабль- парусник. Палуба такого корабля делалась из твердых, как камень пород дерева; мачты возвышались над палубой на 15-25 метров, т. е. имели высоту 5 -8 этажного дома. На мачтах были перекладины, на которых держались паруса. От перекладины к перекладине протягивалось множество канатов, верёвочных лесенок. Скорость парусного корабля была очень небольшой в сравнении с современными кораблями, плавание продолжалось долго, кругосветное путешествие корабли совершали в течение нескольких месяцев

    • 17 слайд

      Прыжок рассказ толстого главная мысль

    • 18 слайд

      В творчестве Л.Н. Толстого большое внимание уделялось событиям, очевидцем кот

      Описание слайда:

      В творчестве Л.Н. Толстого большое внимание уделялось событиям, очевидцем которых он был. В жизни этого человека  была служба в армии. Служил он и на море.
      Во время одного плавания и случилась история,  с которой мы сегодня познакомимся.

    • 19 слайд

      Оправдались ли ваши предположения? Кто из ребят был прав? Какой из типов изл

      Описание слайда:

      Оправдались ли ваши предположения?
      Кто из ребят был прав?
      Какой из типов изложения событий преобладает в рассказе: повествование, описание, рассуждение?
      — Как вы догадались?
      Слов,  какой части речи больше в  тексте повествовании?
      -Кто герои произведения?
      Из-за чего мальчик
      совершил прыжок? 
      -Какие эпизоды оказались
      наиболее напряженными?
      -Какие чувства испытывали
      вы?

    • 20 слайд

      -   Назовите главных героев.-    Что вы можете сказать о характере мальчика?

      Описание слайда:

      —   Назовите главных героев.
      —    Что вы можете сказать о характере мальчика?
      -Почему он залез на мачту  корабля?
      -Что в поведении вам понравилось, а что вы осуждаете
      -Какие черты характера отца помогли спасти мальчика?
      -Почему капитан заплакал?

    • 21 слайд

      Прыжок рассказ толстого главная мысль

    • 22 слайд

      -Каким тоном надо читать самый напряженный момент? -В каком темпе?    -Как м

      Описание слайда:

      -Каким тоном надо читать самый напряженный момент? 
      -В каком темпе?   
      -Как мы будем читать тихо или громко?
      -Найдите этот момент. 
      -Кто попробует голосом передать переживания героев?

    • 23 слайд

      - Найдите в тексте слова - действия, которые сообщают нам, как развлекала мат

      Описание слайда:

      — Найдите в тексте слова — действия, которые сообщают нам, как развлекала матросов обезьяна?
      — Найдите слова-действия, которые совершал мальчик пытаясь догнать обезьяну.
      — Какие слова- действия использует автор описывая поведение капитана?
      — Как реагировали люди на происходящее сначала?
      — Как изменилось их настроение?
      — Как они повели себя после того, как мальчик прыгнул в воду? 
      — Слова какой части речи вы называли?

    • 24 слайд

      Выберем из текста слова, характеризующие поведение мальчика и поступки обезьяны.

      Описание слайда:

      Выберем из текста слова, характеризующие поведение мальчика и поступки обезьяны.

    • 25 слайд

      Восстанови картинный план.

      Описание слайда:

      Восстанови картинный план.

    • 26 слайд

      Прыжок рассказ толстого главная мысль

    • 27 слайд

      Расставь пункты плана в правильном порядке. Решение отцаНа  корабле.   Пр

      Описание слайда:

      Расставь пункты плана в правильном порядке.

      Решение отца
      На  корабле.  
      Прыжок.
      На перекладине
      Погоня за обезьянкой 
      Проказы обезьянки. 

      1. На корабле.
      2. Проказы обезьяны.
      3. Погоня за обезьянкой.
      4. На перекладине.
      5. Решение отца.
      6 Прыжок.

    • 28 слайд

      Подбери отрывки из текста к иллюстрациям.

      Описание слайда:

      Подбери отрывки из текста к иллюстрациям.

    • 29 слайд

      Прыжок рассказ толстого главная мысль

    • 30 слайд

      Прыжок рассказ толстого главная мысль

    • 31 слайд

      Прыжок рассказ толстого главная мысль

    • 32 слайд

      Прыжок рассказ толстого главная мысль

    • 33 слайд

      Прыжок рассказ толстого главная мысль

    • 34 слайд

      Прыжок рассказ толстого главная мысль

    • 35 слайд

      Прыжок рассказ толстого главная мысль

    • 36 слайд

      Какие слова подходят для характеристики героя рассказа?  Выберите те, которые

      Описание слайда:

      Какие слова подходят для характеристики героя рассказа?  Выберите те, которые считаете главными, объясните свой выбор.
      Смелость, желание испытать себя, мальчишеский задор, стремление отстоять своё достоинство, упрямство, желание покрасоваться, глупость, желание доказать, что он сын капитана.

    • 37 слайд

      Прыжок рассказ толстого главная мысль

    • 38 слайд

      Каков  характер мальчика? (Безрассудный, отважный, гордый, истинный сын капит

      Описание слайда:

      Каков  характер мальчика?
      (Безрассудный, отважный, гордый, истинный сын капитана).
      мальчик

    • 39 слайд

      - Какой же смысл вкладывает автор в слово «прыжок»? -Какую роль сыграл прыжок

      Описание слайда:

      — Какой же смысл вкладывает автор в слово «прыжок»?
      -Какую роль сыграл прыжок?
      -Что случилось бы, если мальчик не прыгнул бы в воду?
      — Почему автор назвал своё произведение «Прыжок»?
      01.Прыжок спас мальчику жизнь, прыжок – это поступок, который совершил мальчик. Услышав приказ отца, он не растерялся, он сумел собраться, сгруппироваться. Мальчик спас свою жизнь и избавил от горя потери сына своего отца.
      02. Прыжок, как мгновенное падение в бездну страха и решимости, совершает и отец мальчика, и может быть, его «прыжок», ещё более страшный, поскольку он, отец, и несёт ответственность за сына.

    • 40 слайд

      https://www.youtube.com/watch?v=JUnGfbIto0Y Мультфильм «Прыжок» по рассказу

      Описание слайда:

      https://www.youtube.com/watch?v=JUnGfbIto0Y
      Мультфильм
      «Прыжок» по рассказу
      Л.Н. Толстого

    • 41 слайд

      -Какова же основная мысль рассказа?-Почему рассказ называется «Прыжок»?-Как

      Описание слайда:

      -Какова же основная мысль рассказа?
      -Почему рассказ называется «Прыжок»?
      -Как вы думаете, мальчик сам бы догадался прыгнуть в воду?
      -Был ли другой путь к спасению?
      -Как вы думаете, если бы мальчик не прыгнул, отец бы выстрелил?
      -Как вы думаете,  было ли отцу страшно?
      -Можно ли сказать, что отец тоже совершил прыжок?

    • 42 слайд

      Яу з н а лу д и в и л с яз а д у м а л с яп о в т о р и лн а у ч и л

      Описание слайда:

      Я
      у з н а л

      у д и в и л с я

      з а д у м а л с я

      п о в т о р и л

      н а у ч и л с я

      з а п о м н и л

    • 43 слайд

      Творческий пересказ - Представьте себя мальчиком, с которым произошла эта ист

      Описание слайда:

      Творческий пересказ
      — Представьте себя мальчиком, с которым произошла эта история. Расскажите о событиях, произошедших с вами во время путешествия.

    • 44 слайд

      Прыжок рассказ толстого главная мысль

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с
    сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Пожаловаться на материал

    Найдите материал к любому уроку,
    указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

    также Вы можете выбрать тип материала:

    • Все материалы

    • Статьи

    • Научные работы

    • Видеоуроки

    • Презентации

    • Конспекты

    • Тесты

    • Рабочие программы

    • Другие методич. материалы

    Проверен экспертом

    Общая информация

    Учебник:
    «Литературное чтение (в 2 частях)», Климанова Л. Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др.

    Тема:
    Прыжок

    Похожие материалы

    • Басня «Лебедь, рак и щука»

    • Урок-обобщение по теме «Русские писатели» ( 2 класс)

    • Презентация по литературному чтению на тему «Летописи»

    • Презентация по литературному чтению на тему «Житие»

    • Презентация по литературному чтению «Былины»

    • Конспект урока по литературному чтению на тему А.С Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди» 3 класс

    • Презентация по литературному чтению к уроку «Урок обобщения и закрепления по сказкам Г.-Х. Андерсена»

    • Презентация по литературному чтению к уроку «Урок обобщения и закрепления по сказкам Г.-Х. Андерсена»

    • Не нашли то что искали?

      Воспользуйтесь поиском по нашей базе из

      5447483 материала.

    Вам будут интересны эти курсы:

    • Курс повышения квалификации «Методические аспекты при изучении литературы «серебряного века» в современной школе»

    • Курс повышения квалификации «История русской литературы конца 20 — начала 21 вв. и особенности ее преподавания в новой школе»

    • Курс профессиональной переподготовки «Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации»

    • Курс повышения квалификации «Методические аспекты при изучении русской литературы последней трети XIX века в современной школе»

    • Курс повышения квалификации «Правовое обеспечение деятельности коммерческой организации и индивидуальных предпринимателей»

    • Курс повышения квалификации «Организация практики студентов в соответствии с требованиями ФГОС педагогических направлений подготовки»

    • Курс повышения квалификации «Организация практики студентов в соответствии с требованиями ФГОС медицинских направлений подготовки»

    • Курс профессиональной переподготовки «Русский язык как иностранный: теория и методика преподавания в образовательной организации»

    • Курс повышения квалификации «Использование активных методов обучения в ВУЗе в условиях реализации ФГОС»

    • Курс повышения квалификации «Использование элементов театрализации на уроках литературного чтения в начальной школе»

    • Курс повышения квалификации «Психодинамический подход в консультировании»

    • Курс профессиональной переподготовки «Разработка эффективной стратегии развития современного вуза»

    • Курс профессиональной переподготовки «Организация деятельности специалиста оценщика-эксперта по оценке имущества»

    • Курс повышения квалификации «Финансовые инструменты»

    • Курс профессиональной переподготовки «Стандартизация и метрология»

  • Прыщом или прыщем как пишется
  • Прядет пряжу как пишется
  • Прыг скок как пишется
  • Прощу или прощю как пишется правильно слово
  • Проэксперементировал как пишется правильно