Прыжок отзыв 3 класс о рассказе толстого

По литературному чтению3 б класстема: чтение и анализ рассказа л.н.толстого прыжокучитель: конакова е.а.декабрь, 2009цели:продолжать знакомство с биографией и творчеством л.н.толстого.научить

по литературному чтению

3 «Б» класс

Тема: Чтение и анализ рассказа Л.Н.Толстого «Прыжок»

Учитель: Конакова Е.А.

декабрь, 2009

Цели:

  1. Продолжать знакомство с биографией и творчеством Л.Н.Толстого.
  2. Научить через ключевые слова постигать суть произведения, понимать его идею; обучать умению находить ключевые слова, составлять «картинный» (рисованный) план.
  3. Развивать навыки выразительного чтения; воображение, творческое мышление, память, связную речь учащихся.
  4. Воспитывать смелость, формировать нравственные представления о героизме, о храбрости; вызывать сопереживания детей к героям рассказа.

Оборудование:

  1. Учебник, тетрадь на печатной основе.
  2. Портрет писателя.
  3. Определения понятия «ключевые слова», высказывания М.Цветаевой, А.Пушкина.
  4. Аудиозапись рассказа.
  5. Компьютерная презентация к уроку.

Технические средства обучения:

  1. Мультимедийный проектор.
  2. Компьютер.
  3. Аудиомагнитофон.

Метод: проблемный.

Тип урока: комбинированный.

Перспектива: подготовка к анализу более сложных художественных произведений.

Ход урока

  1. Организационный момент.

Проверка готовности к уроку.

  1. Актуализация ранее изученного.

— Какое произведение мы изучили на прошлом уроке?

-Кто автор?

-Кто является главными героями?

-Какие чувства вы испытали, при чтении данного рассказа?

— Какова основная мысль данного рассказа?

-Может ли существовать дружба между животными?

         Вспоминая рассказ Тургенева «Воробей», последний абзац данного произведения ясно выражает главную мысль рассказа Толстого «Лев и собачка»: «Любовь, думал я, сильнее смерти и страха смерти. Только ею, любовью держится и движется жизнь».

3. Сообщение темы и целей урока.

— Сегодня на уроке мы продолжаем знакомиться с творчеством Л.Толстого, прочитаем и проанализируем рассказ «Прыжок». Давайте вспомним основные моменты биографии и творчества автора.

— каждый писатель лишь тогда писатель, когда он донес до читательского сердца то, что его самого волнует до глубины души. У писателей для этого есть свои методы, формы и средства. И они самые различные.

        Сегодня мы с вами поучимся постигать тайны художественного произведения, понимать его основную мысль, то есть идею. А для этого мы должны уметь, во-первых, внимательно слушать текст, во-вторых, уметь вчитываться в текст произведения, и наконец, уметь рассуждать с опорой на текст.

        Давайте обратимся к высказыванию М.Цветаевой (дети читают высказывание и объясняют, как они понимают слова Цветаевой).

        «А что есть чтение – как не разгадывание, извлечение тайного, оставшегося за строчками, за пределами слов».

Мы сегодня постараемся разобраться в том, что осталось за строчками, за пределами слов.

        А еще мы поучимся находить в тексте слова, которые помогаю понять эмоциональное состояние героев, их поступки, а также помогают раскрыть суть рассказа, его идею. Такие слова называются ключевыми. Ключевые слова – слова, помогающие раскрыть истинный смысл произведения, постичь его «тайну».

4. Словарная работа.

Прежде чем прочитать текст, уточним значение незнакомого слова.

Аршин – старая русская мера длины.

5.Первичное чтение и восприятие текста.

Текст читает учитель.

— Произведение какого жанра я прочитала? (эпос — рассказ)

— Как называется рассказ? Кто автор?

— Назовите главных героев.

— Где происходит событие?

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

6. Чтение   произведения учащимися.

— Сейчас прочитаем текст по цепочке.

— Почему автор утверждает, что это рассказ-быль?

7.Анализ произведения по содержанию с опорой на ключевые слова.  Составление блок-схемы.

-Назовите основные части рассказа. (интерактив.)

*вступление.

*завязка.

*развитие действия.

*кульминация.

*продолжение действия.

*развязка.

Работа по вопросам с опорой на ключевые слова, заполнение схемы.

*вступление.

— Почему весь народ был на палубе? (погода была тихая).

— О каких персонажах говорит здесь автор? (обезьяна, народ: матросы)

 *завязка.

-Что происходит на корабле? Как ведет себя обезьяна? Как ведут себя люди? (дети зачитывают ключевые слова: обезьяна вертелась, забавлялась, корчилась, передразнивала, еще больше расходилась; люди забавляются .)

-Как вы понимаете фразу «еще больше расходилась»? как это можно сказать другими словами?

*развитие действия.

-Найдите в тексте о том, что сделала обезьяна со шляпой?

-Как повел себя мальчик в первые две минуты, оставшись без шляпы, зачитайте.

-Как ведут себя матросы? (громче стали смеяться)

-Как дальше развивались события?

-Как вы понимаете фразу «мальчик раззадорился»?

-Обратите внимание, какие глаголы употребил автор, характеризуя действия мальчика. Зачитайте.

-Изменилось ли отношение окружающих к проделкам обезьяны и поведению мальчика?

*кульминация.

-Найдите и прочитайте кульминацию рассказа.

-От чего мальчик опомнился? Какими слова автор передает угрозу жизни мальчика? Прочитайте.

*продолжение действия.

-Какой новый персонаж появляется в 7 абзаце?

-Зачем он вышел из каюты?

-Что сделал капитан, увидев сына на мачте?

— Что происходит с мальчиком? (мальчик шатался, но не понимал)

— Что заставило мальчика прыгнуть вниз? Найдите цитату в тексте. (прыгай, или застрелю).

*развязка.

— Что случилось с мальчиком? Как ведут себя матросы? (мальчик – «точно пушечное ядро  шлепнуло тело мальчика в море» — сравнение – одно из средств образной выразительности. Оно помогает представить быстроту прыжка. Все переживали за жизнь мальчика).

-Что произошло с капитаном, когда он все это увидел?

-Почему капитан плакал? Что душило его? (чувство тревоги за сына, он мог убить его. Плакал от потрясения и от счастья, что сын остался жив)

        Составление полной блок-схемы.        

*вступление. На корабле.

*завязка. Проказы обезьяны.

*развитие действия. Погоня за обезьяной.

*кульминация. На перекладине.

*продолжение действия. Решение отца.

*развязка. Прыжок.

— Понятно ли вам, почему капитан грозил застрелить сына? Было ли у него время подумать, как иначе спасти сына? (времени не было, надо было сразу принимать решение).

— Можно ли винить обезьяну, в том, что с мальчиком чуть ли не произошло несчастье? (пожалуй, не, ведь она не человек, и для нее все было игрой).

-Какова же идея рассказа? Ради чего автор рассказывает нам эту историю? (этот рассказ учит, что страх преодолеть нелегко, что иногда важные решения нужно принимать очень быстро, ведь от этого может зависеть чья-то жизнь. В рассказы «Прыжок» жизнь мальчика зависела от решения отца. Выстрел отца – это поступок. Если бы сын не прыгнул в воду, то он упал   на палубу и разбился).

        Посмотрите на доску и скажите, какая пословица выражает главную мысль произведения? («Все хорошо, что хорошо кончается»)

— Какие слова помогли нам раскрыть идею произведения? (ключевые).

— Как вы думаете, почему рассказ называется «Прыжок»? (прыжок мальчика – это тоже поступок, храбрый поступок. Этим поступком мальчик преодолевает трусость, растерянность. Прыжок спасает его от смерти)

— Можно ли название рассказа считать «ключевым словом»? (да, это вытолкнутый на поверхность смысл произведения).

8.Итог урока.

Работа с высказыванием А.С.Пушкина.

«Чтение – ничто: осмысленное чтение – кое-что; чтение осмысленное и прочувствованное — совершенство»

— Прочитайте высказывание А.С.Пушкина. согласны ли вы с мнением великого поэта? Как вы думаете, почему мы обратились именно к этим словам Пушкина? (не только прочитали рассказ, но и смогли осмыслить и прочувствовать то, что хотел сказать читателю автор.)

        Если автор решил рассказать нам об этом, значит, он хочет, чтобы и мы учились совершать поступки, принимать решения в той или иной ситуации, не трусили, когда нужно проявлять храбрость.

-Как называется рассказ, который мы прочитали? Кто автор?

-Что на уроке вам запомнилось больше всего?

9.Выставление комментированных оценок.

10.Домашнее задание: стр.115-117 выр.чит., вопр.

Похожие вопросы:

Иконка предмета

Литература, 10.03.2019 11:10

Ккакому жанру относится произведение и. и. дмитриева «стонет сизый голубочек»? впишите одно слово.

Ответов: 4

Иконка предмета

Литература, 08.03.2019 14:19

Сравнение характеристики сони и маруси героев повести в дурном обществе кратко.​

Ответов: 3

Иконка предмета

Литература, 12.03.2019 11:00

На основании текста жития составьте план рассказа о жизни александра невского. нужно !

Ответов: 2

Иконка предмета

Литература, 12.03.2019 11:33

Переказ твору пістрява стрічка​

Ответов: 1

Иконка предмета

Литература, 12.03.2019 19:53

Почему послы говорили о петре, что он прославит свою страну? ​

Ответов: 3

Иконка предмета

Литература, 13.03.2019 23:18

Почему вася из произведения «в дурном обществе » продолжил своё знакомство с ( валеком и марусей) ? почему 5 глава в произведение называется «среди серых камней»? заранее !

Ответов: 2

Иконка предмета

Литература, 18.03.2019 06:10

Чему учит рассказ а. с.пушкина станционный смотритель

Ответов: 3

Иконка предмета

Литература, 18.03.2019 14:13

Итог рассказа «о любви» (главные герои) ​

Ответов: 1

Иконка предмета

Литература, 20.03.2019 08:58

Вкаком черте характера идет речь во второй строфе​

Ответов: 2

Иконка предмета

Литература, 20.03.2019 14:40

Вглаве 8 мцыри говорит : ты хочешь знать , что делал я на воле? что значило жить для мцыри? почему он называет монастырь тюрьмой? почему всей его жизни посвящена лишь одна глава , а трем дням , проведеным на воле , — почти вся поэма?

Ответов: 2

Иконка предмета

Литература, 20.03.2019 21:38

Фрагмент: а лес все пел свою мрачную песню, и гром гремел, и лил дождь…— что сделаю я для людей? ! — сильнее грома крикнул данко. и вдруг он разорвал руками себе грудь и вырвал из нее свое сердце и высоко поднял его над головой. оно пылало так ярко, как солнце, и ярче солнца, и весь лес за­молчал, освещенный этим факелом великой любви к людям, а тьма разлетелась от света его и там, глубоко в лесу, дрожащая, пала в гнилой зев болота. люди же, изумленные, стали как камни.— идем! — крикнул данко и бросился вперед на свое место, вы­соко держа горящее сердце и освещая им путь людям. они бросились за ним, очарованные. тогда лес снова зашумел, удивленно качая вершинами, но его шум был заглушен топотом бе­гущих людей. все бежали быстро и смело, увлекаемые чудесным зре­лищем горящего сердца. и теперь гибли, но гибли без жалоб и слез. а данко все был впе­реди, и сердце его все пылало, пылало! и вот вдруг лес расступился перед ним, расступился и остался сзади, плотный и немой, а данко и все те люди сразу окунулись в море солнечного света и чистого воздуха, промытого дождем. гроза была — там, сзади них, над лесом, а тут сияло солнце, вздыхала степь, блестела трава в брильянтах дождя и золотом сверкала река… был вечер, и от лучей заката река казалась красной, как та кровь, что била горячей струей из разорванной груди данко. кинул взор вперед себя на ширь степи гордый смельчак данко, — кинул он радостный взор на свободную землю и засмеялся гордо. а потом упал и — умер. люди же, радостные и полные надежд, не заметили смерти его и не видали, что еще пылает рядом с трупом данко его смелое сердце. только один осторожный человек заметил это и, боясь чего-то, на­ступил на гордое сердце ногой… и вот оно, рассыпавшись в искры, угасло…1.  какова роль образов природы в этом фрагменте? 2.  в чем аллегорический смысл образа «осторожного человека»? 3.  сопоставьте фрагмент из рассказа максима горького «старуха изергиль» и «легенды об арионе» геродота. какие схожие темы и мотивы представлены в этих произведениях? фрагмент рассказа геродота «легенды об арионе»… арион большую часть времени своей жизни провел у перианд­ра и затем решил отплыть в италию и сикелию. там он нажил вели­кое богатство, потом пожелал возвратиться назад в коринф. он от­правился в путь из таранта и, так как никому не доверял больше коринфян, нанял корабль у коринфских мореходов. а корабельщики задумали злое дело: в открытом море выбросить ариона в море и за­владеть его сокровищами. арион же, догадавшись об их умысле, стал умолять сохранить ему жизнь, предлагая отдать все свои сокровища. однако ему не удалось смягчить корабельщиков. они велели ариону либо самому лишить себя жизни, чтобы быть погребенным в земле, либо сейчас же броситься в море. в таком отчаянном положении ар ион все же корабельщиков (раз уж таково их решение) по крайней мере позволить ему спеть в полном наряде певца, став на скамью гребцов. он обещал, что, пропев свою песнь, сам лишит себя жизни. тогда корабельщики перешли с кормы на середину корабля, радуясь, что им предстоит услышать лучшего певца на свете. арион же, облачась в полный наряд певца, взял кифару и, стоя на корме, исполнил торжественную песнь. окончив песнь, он, как был во всем наряде, ринулся в море. между тем корабельщики отплыли в ко­ринф, ариона же, как рассказывают, подхватил на спину дельфин и вынес к тенару.​

Ответов: 3

Иконка предмета

Литература, 23.03.2019 12:44

Между портретами, описаниями и именами героев романа м. а. шолохова «тихий дон»: 1. « кинул на снег папаху, постоял, раскачиваясь, и вдруг скрипнул зубами, страшно застонал и с исказившимся лицом стал рвать на себе застежки шинели» а)иосиф штокман б)пантелей прокофьевич мелехов в)митька коршунов г)григорий мелехов 2. «среднего роста, худощав, близко поставленные к мясистой переносице глаза светлели хитрецой», «косая поперечная морщина, лоб, двигалась медленно и тяжело, словно изнутри толкаемая ходом какихто скрытых мыслей» 3. «сух в кости, хром», «носил в левом ухе серебряную полумесяцем серьгу», «в гневе доходил до беспамятства» 4. «из узеньких щелок желто маслятся круглые с наглинкой глаза. зрачки — кошачьи, поставленные торчмя, оттого текуч, неуловим»; походка «увалистая, напоминает о «волчьей» породе»

Ответов: 3

Вопросы по другим предметам:

Категория

Қазақ тiлi, 01.02.2021 13:42

Категория

Математика, 01.02.2021 13:42

Категория

Алгебра, 01.02.2021 13:42

Категория

Геометрия, 01.02.2021 13:42

Категория

Русский язык, 01.02.2021 13:42

Категория

Английский язык, 01.02.2021 13:42

Категория

Категория

Математика, 01.02.2021 13:42

Категория

Математика, 01.02.2021 13:42

Категория

Модуль: Произведения Л.Н. Толстого (11 часов).

УМК: «Начальная школа 21 века» под редакцией Н.Ф. Виноградовой.

Тема урока: Л.Н. Толстой «Прыжок» (2 урок, всего 2 часа).

Тип урока: Урок-исследование.

Цель: Научить детей выделять главную идею литературного произведения, творчески пересказывать произведение (от лица разных героев), формировать нравственные ценности.

Обобщение урока: Человек должен уметь делать правильный выбор, отвечать за свои поступки. Надо помнить, что человеческая жизнь хрупка, можно причинить боль своим близким из-за последствий необдуманного поступка.

Необходимое оборудование: Учебник Ефросининой Л. А. с текстом рассказа Л.Н. Толстого «Прыжок», атрибуты для создания образа героев (фуражка, гюйсы, обезьянка), рабочая тетрадь, выставка книг Л.Н. Толстого.

Дидактическое обеспечение: Памятка: слова-подсказки, рабочие листы, проверочные листы, карточки с cюжетно-композиционным треугольником, оценочный лист работы на уроке.

Формы работы:  Фронтальная, парная, групповая, индивидуальная.

Формы контроля:  Самоконтроль, формирующее оценивание работы каждого члена в команде и его личный вклад, наблюдение и взаимоконтроль.

Деятельность учителя, применяемые методы и приемы работы

Деятельность обучающихся с указанием форм организации

Формируемые УУД (с указанием конкретных действий)

1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности (2 минуты)

Этап предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности на уроке; создание условий для возникновения внутренней потребности включения в деятельность («хочу»), выделения содержательной области («могу»).

С каким разделом мы сейчас работаем на уроках литературного чтения?

Какие произведения он написал?

Приведите примеры.

Чем отличаются художественные рассказы от научно-познавательных?

С каким произведением мы познакомились на предыдущем уроке?

Назовите главных героев рассказа?

Составление обобщающей схемы, используя выставку книг Л.Н. Толстого

Произведения Л.Н. Толстого

(сказки, басни, рассказ-былина, художественные и научно- познавательные рассказы)

Л.Н. Толстой «Прыжок»

Предметные УУД

Обогащение читательского опыта и круга чтения путем составления обобщающей схемы

2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии (5 минут)

Этап предполагает создание мотивации к самостоятельному выполнению пробного учебного действия; актуализацию знаний, умений и навыков, достаточных для построения нового способа действий; тренировку соответствующих мыслительных операций; создание затруднения в индивидуальной деятельности учащихся, фиксируемое ими самими.

Как развивались события в этом рассказе?

Мы восстановим содержание рассказа на основе ваших иллюстраций к каждой смысловой части.

Учитель подчеркивает, что действия развиваются быстро, стремительно, динамично(много глаголов и существительных, мало имён прилагательных)

Давайте вспомним композицию этого рассказа. Каждой группе досталось одно слово-термин.

Одновременно появляется и модель построения рассказа.

Учащиеся по очереди выходят и демонстрируют свой рисунок к определённой части рассказа. 

План рассказа «Прыжок»

1. Конец кругосветного путешествия Экспозиция
Вступление
2. Забавы обезьяны  Развитие событий
3. Мальчик на краю перекладины Завязка
4. Приказ отца. Прыжок Кульминация
5. Спасение мальчика Развязка
6. Чувства отца Концовка

 Работа в группе (30сек.)

Обсуждение и соотнесение с сюжетно-композиционным треугольником

Предметные УУД

Выразительное чтение вслух или наизусть понравившегося отрывка

Соотносить иллюстрацию и эпизод рассказа.

Познавательные УУД

Соотносить план рассказа с сюжетно-композиционным треугольником

Владение литературоведческими понятиями

3. Выявление места и причины затруднения. (1 минута)

Этап предполагает выявление и фиксацию учащимися места, шага, где возникло затруднение; определение причины затруднения — каких конкретно знаний, умений не хватает для решения исходной задачи такого класса или типа.

Назовите тему произведения. О чем это рассказ?

Какова идея рассказа? Для этого подумайте, какую главную мысль хочет донести до нас автор.

Идей очень много и они разные.

На доске появляется табличка со словами: идея произведения?

Как узнать кто из вас прав?

Как узнать какая идея отражает замысел автора?

Тема: рассказ о прыжке и спасении мальчика.

Высказывания детей и возникновение разногласий

Коммуникативные УУД

Высказывать своё мнение и прислушиваться к другому мнению.

Аргументировать своё высказывание, уметь убеждать.

4. Построение проекта выхода из затруднения (2 минуты)

(«открытие» детьми нового знания). Этап предполагает обдумывание учащимися в коммуникативной форме проекта будущих учебных действий: постановку цели, построение плана достижения цели, выбор метода и средств разрешения проблемной ситуации (алгоритмы модели, учебник).

Как можно найти ответ на вопрос?

С чего начнём работу?

Какие факты в тексте мы будем выделять?

Выделить цель исследования: выделить идею рассказа.

Задача исследования: пережить вместе с героями те события, которые описаны в рассказе.

Как можно пережить вместе с героями события рассказа?

От чьего лица можно рассказать историю? (от лица мальчика, матроса, отца)

Выслушать ответы детей и подвести итог: Л.Н. Толстой через описание действий, мыслей, деталей показывает состояние каждого из героев, поэтому нам надо внимательно прочитать текст, подчеркнув слова- подсказки.

Рабочий лист поможет вам пересказать текст от первого лица.

Высказывания детей.

Надо пережить вместе с героями те события, описанные в рассказе, понять те чувства, переживания которые они испытывают.

Надо поставить себя на место героев, посмотреть на произошедшую историю их глазами.

Составление плана исследования:

  1. Вспомнить и найти текст в учебнике
  2. Найти и выделить в тексте слова — описания действий, чувств героев
  3. Заполнить рабочий лист
  4. Пересказать историю от первого лица (мальчика, матроса, отца)

Регулятивные УУД

Планировать свою работу и доводить начатое дело до конца

Личностные УУД

Формирование собственного отношения

5. Реализация построенного проекта. (13 минут)

Этап предполагает решение исходной задачи (обсуждение различных вариантов, предложенных учащимися, выбор оптимального варианта); фиксацию преодоления затруднения; уточнение характера нового знания.

Исследования в малых группах в зависимости от того, с чьей позицией дети будут рассказывать историю. (мальчик, матросы, отец, автор)

Опираясь на план рассказа, который составлен, учащиеся находят нужный для анализа эпизод.

Для более точного определения состояния героя можно использовать «Слова-подсказки», предложенные учителем на отдельном листе.

Рабочий лист для групп №1-4

  1. Представьте себя на месте героя и посмотрите на события, описанные в рассказе, глазами мальчика (матросов, отца)
  2. Заполните таблицу
Эпизод (событие) Аргумент (слова из текста, описывающие состояние, чувства, мысли героя) Чувства героя
      

Познавательные УУД

Осуществлять поиск необходимой информации для сбора, анализа, передачи, интерпретации в соответствии с познавательными задачами.

Коммуникативные УУД

Обсуждение и фиксация собранной информации в группе

Предметные УУД

Использование поискового чтения и чтения молча для нахождения аргументов в тексте

Личностные УУД

Вставать на позицию другого человека, понимать чувства другого, находить и сравнивать разные точки зрения.

ф/пауза + дыхательная гимнастика

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. (10 минут)

Этап предполагает усвоение детьми нового способа действий при решении типовых задач с их проговариванием во внешней речи (фронтально, в парах или группах).

Чтобы помочь детям вжиться в роль героя, надо дать возможность ученикам выбрать предметы, атрибуты: для вхождения в роль отца – капитанскую фуражку., в роль матросов – гюйсы, в роль мальчика – обезьянку (работают 3 группы). 4-я группа – составление схемы текста (7 правил работы с текстом).

Дать возможность группам представить классу свой пересказ, организовать обсуждение и представление схемы рассказа

Выбор атрибутов для защиты своей работы.

Представление классу пересказа от лица того или иного героя.

Представление классу схемы рассказа

Взаимоконтроль. Критик даёт оценку работы группы.

Предметные УУД

Обращать внимание на признаки, свидетельствующие о переживании эмоций и чувств, выделять их в тексте и точно называть.

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. (2 минуты)

Этап предполагает самостоятельное выполнение учащимися задания с использованием нового способа действия, самопроверку на основе сопоставления с эталоном. Эмоциональная направленность данного этапа состоит в организации, по возможности, для каждого ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшую познавательную деятельность.

Дать возможность высказаться друг другу в парах.

Уделить особое внимание обсуждение вопроса о том, что такое поступок.

Какой эпизод заставил волноваться? Почему?

Как бы вы поступили на месте героя?

Каждый из героев совершил в рассказе поступок. Какой?

Работа в парах (2 минуты устно)

Одна пара на доске составляет из опорных слов 

Герой Поступок 
Матросы Спасли мальчика 
Мальчик Совершил прыжок. (Услышав приказ отца, он не растерялся, проявил смелость, справился с трусостью и тем самым спас себе жизнь)
Капитан Смог принять правильное решение для спасения жизни сына.

Личностные УУД

Понять содержание и выразить своё отношение к произведению и героям.

Регулятивные УУД

Самопроверка

8. Включение в систему знаний и повторение. (5 минут)

Этап предполагает выявление границ применения нового знания, повторение учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности.

Прослушав истории от лица разных героев, поняв чувства каждого из них, скажите какой же момент, был самым напряжённым в рассказе? (приказ отца прыгать)

Какая беда могла случиться?

Почему Л.Н. Толстой так назвал свой рассказ: «Прыжок».

О чем вы задумались, когда пережили чувства каждого из героев?

Как мы теперь ответим на вопрос: какова главная идея рассказа Л.Н. Толстого «Прыжок»?

Можно ли утверждать, что название отражает идею произведения?

Высказывания детей и формулирование идеи: человек должен уметь делать правильный выбор, отвечать за свои поступки.

Надо помнить, что человеческая жизнь хрупка и можно причинить боль своим близким из-за последствий необдуманного поступка.

Способность совершать нравственные поступки, принимать решения в той или иной ситуации, проявлять храбрость, ответственность за свои действия — важные человеческие качества.

Предметные УУД

Выделять главную идею литературного произведения, опираясь на нравственные чувства и переживания героев, заложенные автором в образе и названии произведения.

Познавательные УУД

Понимать и высказывать подразумеваемую, не выраженную в тексте информацию.

Уметь находить аргументы и факты, убеждать в своей правоте других.

9. Домашнее задание (1 минута)

Подготовить устно отзыв о книге Л.Н. Толстого «Прыжок»

Выполнить задания в рабочей тетради.

Записывают в дневник

Предметные УУД

Умение составлять отзыв о книге (памятка №7 в учебнике)

10. Рефлексия учебной деятельности. (4 минуты)

Этап предполагает оценивание учащимися собственной деятельности, фиксацию неразрешённых затруднений на уроке как направлений будущей учебной деятельности, обсуждение и запись домашнего задания.

Какие ваши предположения об идее рассказа были верны и близки к тому выводу, который мы сделали в конце урока?

Какие идеи оказались далёкими от замысла автора?

Выслушать детей и подчеркнуть важность работы, проделанной на уроке, для понимания названия произведения и замысла автора.

Кто хочет дать комментарии о своей работе на уроке? Чему научились?

Высказывания детей

Работа с оценочным листом

Регулятивные УУД

Давать оценку гипотезам об идее произведения, которые дети высказали в начале урока.

Оценить способ формирования навыка определять идею произведения.

1. Блин

Это было давно. Это было месяца четыре назад.

Сидели мы в душистую южную ночь на берегу Арно.

То есть сидели-то мы не на берегу, — где же там сидеть: сыро и грязно, да и неприлично, — а сидели мы на балконе отеля, но уж так принято говорить для поэтичности.

Компания была смешанная — русско-итальянская.

Так как между нами не было ни чересчур близких друзей, ни родственников, то говорили мы друг другу вещи исключительно приятные.

В особенности в смысле международных отношений.

Мы, русские, восторгались Италией. Итальянцы высказывали твердую, ничем несокрушимую уверенность, что Россия также прекрасна. Они кричали, что итальянцы ненавидят солнце и совсем не переносят жары, что они обожают мороз и с детства мечтают о снеге.

В конце концов мы так убедили друг друга в достоинствах наших родин, что уже не в состоянии были вести беседу с прежним пафосом.

— Да, конечно, Италия прекрасна, — задумались итальянцы.

— А ведь мороз, — он… того. Имеет за собой… — сказали и мы друг другу.

И сразу сплотились и почувствовали, что итальянцы немножко со своей Италией зазнались и пора показать им их настоящее место.

Они тоже стали как-то перешептываться.

— У вас очень много шипящих букв, — сказал вдруг один из них. — У нас язык для произношения очень легкий. А у вас все свистят да шипят.

— Да, — холодно отвечали мы. — Это происходит от того, что у нас очень богатый язык. В нашем языке находятся все существующие в мире звуки. Само собой разумеется, что при этом приходится иногда и присвистнуть.

— А разве у вас есть «ти-эч», как у англичан? — усомнился один из итальянцев. — Я не слыхал.

— Конечно, есть. Мало ли что вы не слыхали. Не можем же мы каждую минуту «ти-эч» произносить. У нас и без того столько звуков.

— У нас в азбуке шестьдесят четыре буквы, — ухнула я.

Итальянцы несколько минут молча смотрели на меня, а я встала и, повернувшись к ним спиной, стала разглядывать луну. Так было спокойнее. Да и к тому же каждый имеет право созидать славу своей родины, как умеет.

Помолчали.

— Вот приезжайте к нам ранней весной, — сказали итальянцы, — когда все цветет. У вас еще снег лежит в конце февраля, а у нас какая красота!

— Ну, в феврале у нас тоже хорошо. У нас в феврале масленица.

— Масленица. Блины едим.

— А что же это такое блины?

Мы переглянулись. Ну, как этим шарманщикам объяснить, что такое блин!

— Блин, это очень вкусно, — объяснила я. Но они не поняли.

— С маслом, — сказала я еще точнее.

— Со сметаной, — вставил русский из нашей компании.

Но вышло еще хуже. Они и блина себе не уяснили, да еще вдобавок и сметану не поняли.

— Блины, это — когда масленица! — толково сказала одна из наших дам.

— Блины… в них главное икра, — объяснила другая.

— Это рыба! — догадался, наконец, один из итальянцев.

— Какая же рыба, когда их пекут! — рассмеялась дама.

— А разве рыбу не пекут?

— Пекут-то пекут, да у рыбы совсем другое тело. Рыбное тело. А у блина — мучное.

— Со сметаной, — опять вставил русский.

— Блинов очень много едят, — продолжала дама. — Съедят штук двадцать. Потом хворают.

— Ядовитые? — спросили итальянцы и сделали круглые глаза. — Из растительного царства?

— Нет, из муки. Мука ведь не растет? Мука в лавке.

Мы замолчали и чувствовали, как между нами и милыми итальянцами, полчаса назад восторгавшимися нашей родиной, легла глубокая, темная пропасть взаимного недоверия и непонимания.

Они переглянулись, перешепнулись.

Жутко стало.

— Знаете, что, господа, — нехорошо у нас как-то насчет блинов выходит. Они нас за каких-то вралей считают.

Положение было не из приятных.

Но между нами был человек основательный, серьезный — учитель математики. Он посмотрел строго на нас, строго на итальянцев и сказал отчетливо и внятно:

— Сейчас я возьму на себя честь объяснить вам, что такое блин. Для получения этого последнего берется окружность в три вершка в диаметре. Пи-эр квадрат заполняется массой из муки с молоком и дрожжами. Затем все это сооружение подвергается медленному действию огня, отделенного от него железной средой. Чтобы сделать влияние огня на пи-эр квадрат менее интенсивным, железная среда покрывается олеиновыми и стеариновыми кислотами, т. е. так называемым маслом. Полученная путем нагревания компактная тягуче-упругая смесь вводится затем через пищевод в организм человека, что в большом количестве вредно.

Учитель замолчал и окинул всех торжествующим взглядом.

Итальянцы пошептались и спросили робко:

— А с какою целью вы все это делаете?

Учитель вскинул брови, удивляясь вопросу, и ответил строго:

— Чтобы весело было!

2. Широкая масленица

Из кухни несется чад, густой, масленный. Он режет глаза, и собравшиеся у закуски гости жмурятся и мигают.

— Блины несут! Блины несут! Несут,

Но вам не хватит. Ваш сосед взял два последних, а вам придется подождать «горяченьких».

Но, когда принесут «горяченьких», окажется, что большинство уже съело первую порцию, — и прислуга начинает подавать опять сначала.

На этот раз вам достается блин — один, всеми отвергнутый, с драным боком и дыркой посредине.

Вы берете его с кротким видом сиротки из хрестоматии и начинаете искать глазами масло.

Масло всегда бывает на другом конце стола. Это печальный факт, с которым нужно считаться. Но так как со своим маслом приходить в гости не принято, то нужно покориться судьбе и жевать голый блин.

Когда вы съедите его, — судьба, наверное, улыбнется, и вам передадут масло с двух сторон сразу. Судьба любит кротких и всегда награждает их по миновании надобности.

На самом почетном месте стола сидит обыкновенно блинный враль. Это просто-напросто хитрый обжора, который распускает о себе слухи, что он может съесть тридцать два блина.

Благодаря этому он сразу делается центром внимания. Ему первому подают, его блины прежде других подмасливаются и сдабриваются всякими масленичными аксессуарами.

Съев штук пятнадцать-двадцать, — сколько аппетита хватит, — с полным комфортом, он вдруг заявляет, что блины сегодня не совсем так испечены, как следует.

— Нет в них чего-то такого, этакого, — понимаете? Неуловимого. Вот это-то неуловимое и делает их удобосъедаемыми в тридцатидвухштучном количестве.

Все разочарованы. Хозяевы обижены. Обижены, зачем много съел, и зачем никого не удивил.

Но ему все равно.

— Что слава? яркая заплата на бедном рубище певца!

Он всех надул, поел, как хотел, и счастлив.

Еще несут горяченьких.

Теперь, когда все сыты, вам дают сразу три хороших горячих блина.

Вы шлепаете их на тарелку и в радостном оживлении окидываете глазами стол.

Направо от вас красуется убранное зеленью блюдо из-под семги, налево — аппетитный жбан из-под икры, а прямо у вашей тарелки приютилась мисочка, в которой пять минут назад была сметана.

Хозяйка посмотрит на вас такими умоляющими глазами, что вы сразу громко закричите о том, что блины, собственно говоря, вкуснее всего в натуральном виде, без всяких приправ, которые, в сущности, только отбивают настоящий вкус, и что истинные ценители блина предпочитают его именно без всяких приправ.

Я видела как-то за блинами молодого человека великой души, который, под умоляющим взглядом хозяйки, сделал вид, что нашел в пустой банке икру и положил ее себе на тарелку. Мало того, он не забывал на кусок блина намазывать эту воображаемую икру и проделывал все это с такой самоотверженной искренностью, что следившая за ним хозяйка даже в лице изменилась. Ей, вероятно, показалось, что она сошла с ума и лишилась способности видеть икру.

После блинов вас заставят есть никому не нужную и не милую уху и прочую ерунду, а когда вам захочется спать, — вас потащат в гостиную и заставят разговаривать.

Пожалуйста, только не вздумайте взглянуть на часы и сказать, что вам нужно еще написать два письма. Посмотрите на себя в зеркало, — ну кто вам поверит?

Лучше прямо подойдите к хозяйке, поднимите на нее ваши честные глаза и скажите просто:

— Я спать хочу.

Она сразу опешит и ничего не найдет сказать вам.

И пока она хлопает глазами, вы успеете со всеми попрощаться и улизнуть.

А хозяйка долго будет думать про вас, что вы шутник.

Так чего же лучше?

Полидект замыслил насильно взять себе в жены прекрасную Данаю, но Даная ненавидела сурового царя Полидекта. Персей заступился за свою мать. Разгневался Полидект и с этого времени он думал только об одном — как погубить ему Персея. В конце концов жестокий Полидект решил послать Персея за головой горгоны Медузы. Он призвал Персея и сказал ему:

— Если ты действительно сын громовержца Зевса, то не откажешься совершить великий подвиг. Сердце твое не дрогнет ни перед какой опасностью. Докажи же мне, что Зевс — твой отец, и принеси мне голову горгоны Медузы. О, верю я, Зевс поможет своему сыну!

Гордо взглянул Персей на Полидекта и спокойно ответил:

— Хорошо, я добуду тебе голову Медузы.

Отправился Персей в далекий путь. Ему нужна было достигнуть западного края земли, той страны, где царили богиня Ночь и бог смерти Танат. В этой стране жили и ужасные горгоны. Все тело их покрывала блестящая и крепкая, как сталь, чешуя. Ни один меч не мог разрубить эту чешую, только изогнутый меч Гермеса. Громадные медные руки с острыми стальными когтями были у горгон. На головах у них вместо волос двигались, шипя, ядовитые змеи. Лица горгон, с их острыми, как кинжалы, клыками, с губами, красными, как кровь, и с горящими яростью глазами были исполнены такой злобы, были так ужасны, что в камень обращался всякий от одного взгляда на горгон. На крыльях с золотыми сверкающими перьями горгоны быстро носились по воздуху. Горе человеку, которого они встречали! Горгоны разрывали его на части своими медными руками и пили его горячую кровь.

Тяжелый, нечеловеческий подвиг предстояло совершить Персею. Но боги Олимпа не могли дать погибнуть ему, сыну Зевса. На помощь ему явился быстрый, как мысль, посланник богов Гермес и любимая дочь Зевса, воительница Афина. Афина дала Персею медный щит, такой блестящий, что в нем, как в зеркале, отражалось все; Гермес же дал Персею свой острый меч, который рубил, как мягкий воск, самую твердую сталь. Вестник богов указал юному герою как найти горгон.

Долог был путь Персея. Много стран прошел он, много видел народов. Наконец достиг он мрачной страны, где жили старые грайи. Один только глаз и один зуб имели они на всех трех. По очереди пользовались они ими. Пока глаз был у одной из грай, две другие были слепы, и зрячая грайя вела слепых, беспомощных сестер. Когда же, вынув глаз, грайя передавала его следующей по очереди, все три сестры были слепы. Эти-то грайи охраняли путь к горгонам, только они одни знали его. Тихо подкрался к ним во тьме Персей, и по совету Гермеса, вырвал у одной из грай чудесный глаз как раз в тот миг, когда она передавала его своей сестре. Вскрикнули грайи от ужаса. Теперь они все трое были слепы. Что делать им слепым и беспомощным? Стали они молить Персея, заклиная его всеми богами, отдать им глаз. Они готовы были сделать все для героя, лишь бы он вернул им их сокровище. Тогда Персей потребовал у них за возвращение глаза указать ему путь к горгонам. Долго колебались грайи, но пришлось им, чтобы вернуть себе зрение, указать этот путь. Так узнал Персей, как попасть ему на остров горгон, и быстро отправился дальше.

Во время дальнейшего пути пришел Персей к нимфам. От них получил он три подарка: шлем властителя подземного царства Аида, который делал невидимым всякого, кто его надевал, сандалии с крыльями, с помощью которых можно было быстро носиться по воздуху, и волшебную сумку: эта сумка то расширялась, то сжималась, смотря по величине того, что в ней лежало. Надел Персей крылатые сандалии, шлем Аида, перекинул через плечо чудесную сумку и быстро понесся по воздуху к острову горгон.

Высоко в небе несся Персей. Под ним расстилалась земля с зелеными долинами, по которым серебряными лентами вились реки. Города виднелись внизу, в них ярко сверкали белым мрамором храмы богов. Вдали высились горы, покрытые зеленью лесов, и, как алмазы, горели в лучах солнца их вершины, покрытые снегом. Вихрем несется Персей все дальше и дальше. Он летит так высоко, как не взлетают и орлы на своих могучих крыльях. Вот блеснуло вдали, как расплавленное золото, море. Теперь над морем летит Персей, и шум морских волн едва уловимым шорохом доносится до него. Вот уже не видно земли. Во все стороны, куда только хватает взора Персея, раскинулась под ним равнина вод. Наконец в голубой дали моря черной полоской показался остров. Все ближе он. Это остров горгон. Что-то нестерпимым блеском сверкает в лучах солнца на этом острове. Ниже спустился Персей. Как орел, парит он над островом и видит: на скале спят три ужасные горгоны. Они раскинули во сне свои медные руки, огнем горят на солнце их стальная чешуя и золотые крылья. Змеи на их головах чуть шевелятся во сне, Скорей отвернулся Персей от горгон. Боится увидеть он их грозные лица — ведь один взгляд, и в камень обратится он. Взял Персей щит Афины-Паллады — как в зеркале отразились в нем горгоны. Которая же из них Медуза? Как две капли воды похожи друг на друга горгоны. Из трех горгон лишь Медуза смертна, только ее можно убить. Задумался Персей. Тут помог Персею быстрый Гермес. Он указал Персею Медузу и тихо шепнул ему на ухо:

— Скорей, Персей! Смелее спускайся вниз. Вон, крайняя к морю Медуза. Отруби ей голову. Помни, не смотри на нее! Один взгляд, и ты погиб. Спеши, пока не проснулись горгоны!

Как падает с неба орел на намеченную жертву, так ринулся Персей к спящей Медузе. Он глядит в ясный щит, чтобы верней нанести удар. Змеи на голове Медузы почуяли врага. С грозным шипением поднялись они. Пошевельнулась во сне Медуза. Она уже приоткрыла глаза. В этот миг, как молния, сверкнул острый меч. Одним ударом отрубил Персей голову Медузе. Ее темная кровь потоком хлынула на скалу, а с потоками крови из тела Медузы взвился к небу крылатый конь Пегас и великан Хрисаор. Быстро схватил Персей голову Медузы и спрятал ее в чудесную сумку. Извиваясь в судорогах смерти, тело Медузы упало со скалы в море. От шума его падения проснулись сестры Медузы, Стейно и Эвриала. Взмахнув могучими крыльями, они взвились над островом и горящими яростью глазами смотрят кругом. Горгоны с шумом носятся по воздуху, но бесследно исчез убийца сестры их Медузы. Ни одной живой души не видно ни на острове, ни далеко в море. А Персей быстро несся, невидимый в шлеме Аида, над шумящим морем. Вот уже несется он над песками Ливии. Сквозь сумку просочилась кровь из головы Медузы и падала тяжелыми каплями на песок. Из этих капель крови породили пески ядовитых змей. Все кругом кишело ими, все живое обращалось в бегство от них; змеи обратили Ливию в пустыню.

  • Следующая сказка → Персей и Атлас
  • Предыдущая сказка → Рождение Персея

Читать сказку «Персей убивает Горгону медузу» на сайте РуСтих онлайн: лучшие народные сказки для детей и взрослых. Поучительные сказки для мальчиков и девочек для чтения в детском саду, школе или на ночь.

  • Прыжок толстого план рассказа 3 класс
  • Прыжок литературное чтение 3 класс план рассказа толстой
  • Прыжок рассказ толстого читательский дневник
  • Пружинистое кресло как пишется
  • Проявлять внимание это определение для сочинения к человеку