Прыжок быль план рассказа

Читательский дневник по рассказу прыжок льва толстого автор: толстой лев николаевич название произведения: прыжокжанр произведения: рассказ-быль.главные герои: обезьяна, мальчик, капитан.второстепенные

Читательский дневник по рассказу «Прыжок» Льва Толстого

Автор: Толстой Лев Николаевич
Название произведения: «Прыжок»

Жанр произведения: рассказ-быль.

Главные герои: обезьяна, мальчик, капитан.

Второстепенные герои отсутствуют.

Характеристика главных героев:

Мальчишка — ловкий и шустрый.

Так раззадорился, что чуть не лишился жизни.

Капитан — мудрый и сообразительный.

Обезьяна — проказница, баловница, шалунья.

Краткое содержание рассказа «Прыжок»

На палубе корабля обезьяна веселила людей.

Она сорвала шляпу с головы мальчика, сына капитана.

Вместе со шляпой обезьяна забралась на мачту и стала рвать головной убор.

Мальчик бросился следом.

Он поднимался на мачту, а обезьяна отступала всё выше.

Наконец она повесила шляпу на перекладину, а сама села на верхушку мачты.

Мальчик выпустил из рук верёвку и ступил на перекладину.

Внизу кто-то крикнул от страха, мальчик зашатался.

Тут появился капитан с ружьём.

Он стал кричать сыну, чтобы тот прыгал, и мальчик нырнул с мачты.

Его вытащили и откачали.

А капитан плакал в каюте.

План рассказа:

1. Проделки обезьяны.

4. Верхняя перекладина.

Детский рисунок-иллюстрация

Основная мысль рассказа-были «Прыжок»:

Главная мысль рассказа в том, что нельзя поддаваться на провокации.

Основная идея рассказа в том, что при опасности нужно действовать смело, быстро и неожиданно для противника.

Чему учит рассказ

Рассказ учит пониманию, что такое провокация и к чему она может привести, если человек поддаётся на насмешки.

Нужно учиться контролировать свои эмоции и не идти на поводу у зрителей.

Учит не паниковать и не поддаваться эмоциям.

Учит смелости и решительности.

Краткий отзыв к рассказу «Прыжок» для читательского дневника

Прочитав этот рассказ, я подумала о том, что наши собственные гордость и стремление казаться лучше других часто доставляют много хлопот.

Если бы мальчик не был слишком горд, он понял бы, что сравнивать себя с обезьяной глупо.

Это гораздо хуже, чем возможность показаться кому-то смешным.

В результате мальчик подверг ненужному риску себя и чуть не вогнал в гроб отца.

Это очень полезный для воспитания детей рассказ.

Автору удалось показать, как желание избежать насмешки может стать причиной опасности для жизни.

Мне не понравился мальчик, который был храбр, но глуп.

Ему хотелось быть лучше обезьяны, хотя это дано ему от природы.

Мне не понравилась обезьяна, хотя она не делала ничего, что противоречило бы её природе.

Мне понравилась решительность в трудную минуту капитана, который неожиданным приказом спас сына.

Я всем советую прочитать этот рассказ и подумать о том, что насмешки тех, кто заведомо ниже нас по развитию, не могут обидеть.

Обижают лишь насмешки равных.

Пословицы к рассказу:

Всякую насмешку на себя не примеряй.

От глупого риска до беды близко.

Обезьянничай – но знай меру.

После смеха бывают слёзы.

Отрывок, поразивший меня больше всего:

Он увидал сына на мачте, и тотчас же прицелился в сына и закричал: «В воду! прыгай сейчас в воду! застрелю!»

Мальчик шатался, но не понимал.

«Прыгай или застрелю. Раз, два. » и как только отец крикнул: «три» — мальчик размахнулся головой вниз и прыгнул.

Рассказ «Прыжок» (Толстой): краткое содержание

Корабль возвращался из кругосветного плавания. Стоял тихий день. Матросы скучали на палубе. Неожиданно для всех шустрая обезьяна забрала у 12-летнего сына капитана его шляпу и вместе с трофеем стала взбираться вверх по мачтам. Народ развеселился. Раззадоренный и уязвленный насмешками мальчуган бросился догонять обезьяну. В пылу погони он забрался на верх самой высокой мачты судна! Матросы не на шутку испугались, что мальчишка потеряет равновесие и разобьется о палубу судна. Вдруг из каюты вышел капитан — отец парня. С ходу оценив всю серьезность ситуации, он направил на сына ружье и закричал, чтобы тот, не мешкая, прыгал в море. Мальчик прыгнул. Матросы кинулись в воду и спасли его. А капитан, увидев, что сыну больше не грозит опасность, закрыл лицо руками и убежал в каюту. Кратко, но ярко, емко и весьма поучительно написал Толстой «Прыжок».

Краткое содержание Толстой Прыжок для читательского дневника

Год: 1880 Жанр: рассказ

Главные герои: капитан, его сынишка и матросы

Описывается ситуация на круизном корабле, который возвращался в родную страну после длительного плавания. На палубе много людей и также там есть неугомонная обезьяна, которая как подобает представителям этой народности, корчит рожи и всячески кривляется перед публикой. Публика на корабле забавляется, и люди на палубе радуются возможности посмотреть на такое развлечение.

Обезьяна берет шляпу к капитанского сына и отправляется на мачту, где сидит и рвет шляпу. Маленький мальчик начинает злиться и лезет за обезьяной, дабы вернуть собственную шляпу, но хитрое животное подпускает к себе, а потом залезает дальше, где продолжает веселить публику, кривляться и рвать шляпу. В итоге они по такой схеме долезают до самого верха мачты, и обезьяна вешает шляпу на самый дальний край.

Рассказ учит, не поддаваться эмоциям и сохранять самоконтроль. Помимо этого тут сказано про мудрые и нестандартные решения, которые может принять опытный человек.

Читать краткое содержание Прыжок. Краткий пересказ. Для читательского дневника возьмите 5-6 предложений

Другие пересказы и отзывы для читательского дневника

У малолетнего Юры Живаго умерла мама. Отец, некогда состоятельный человек, уже давно ушел от них, спустив все своё состояние. Сначала он воспитывался у дяди, бывшего священника, а потом стал жить в семье Громеко.

Оперативник на пенсии по инвалидности Леонид Сошнин приходит в редакцию, где практически утвердили к печати его рукопись. Вот только главный редактор Октябрина (светоч местной литературной элиты, сыплющая цитатами известных писателей) в разговоре

Даниил Гранин появился на свет в первый день нового 1919 года. Факты о том где это произошло разнятся, по одним это произошло в Курскойобласти, по другим в Саратовской области. Папа у него был лесником.

Племянник Акима Ильича Колыбина жил на садовом участке, недалеко от картофельного склада. Склад охранял Аким Ильич. В подчинении у него было много собак. Дядя грозился подарить племяннику четвероного друга

Действие происходит в небедном семействе купцов. Как говорится, в семье не без… странного дядюшки. Несчастный Любим пьёт и плохо шутит. Дошутился он до того, что (назло брату Гордею) пошёл на паперть.

Источник

Лев Николаевич Толстой: краткая биография

Отец писателя (1794 — 1837) — подполковник, участвовал в освободительной войне 1812 года. Мать — княгиня Николаевна. Прожила всего 40 лет (1790-1830).

Лев родился в родовом имении матери Ясная Поляна (современная Тульская область). У него было 3 старших брата и младшая сестра.

В 1843 году будущий писатель стал студентом Казанского университета, который бросил на 3 курсе. С весны 1847 вольготно, в свое удовольствие, жил в Ясной Поляне. В 1851 — 1855 он уехал на Кавказ, где поступил в артиллерийскую бригаду и получил чин офицера. В этот период в журнале «Современник» напечатано первое произведение Толстого — «Детство». Участвовал в военных походах.

В 1857 — 1861 Лев Толстой путешествовал по Европе, от которой у писателя остались негативные впечатления. В 1861 году он вернулся в Ясную Поляну и занялся делами имения. Устраивал быт крестьян, открывал школы, начал издавать педагогический журнал. В 1862 году, в возрасте 34 лет, женился на 17-летней Софье Берс (1844-1919). В браке был счастлив. За 17 лет совместной жизни жена родила Льву Толстому 13 детей.

Активно писать стал после женитьбы. Много писал для детей. Одним из самых интересных и остросюжетных является короткий рассказ Льва Толстого «Прыжок». Всего из-под его пера всего вышло около 300 произведений — романы и повести, публицистические тексты, пьесы, рассказы и сказки.

Широко известны произведения Толстого «Война и мир», «Севастопольские рассказы», «Анна Каренина», «Детство» и «Отрочество».

Рассказ «Прыжок»

Потрясающий рассказ «Прыжок» Л.Н. Толстого имеет хороший воспитательный посыл. Он учит ребёнка понимать, что является провокацией и к каким опасным ситуациям она приводит, когда поддаёшься насмешкам окружающих. Когда во время развлечения на палубе большая обезьяна сорвала с головы 12-летнего сына капитана шляпу и полезла на мачту, тот разозлился и бросился догонять её. Смех зрителей лишь раззадорил юнца и он, не думая об опасности, взбирался за обезьяной всё выше и выше. Увидев сына на высокой перекладине без страховки, капитан понял, что он не сможет вернуться. Поэтому приказал ему прыгать в воду. Мальчишка боялся. Тогда отец пригрозил, что если он не сделает это, то он выстрелит в него. Мальчик прыгнул, а матросы вытащили его из воды. Капитан, увидев, что его сына спасли, с криками скрылся в каюте. Все поняли, что он плачет…

Краткое содержание Прыжок Толстого

Главным героем произведения является двенадцатилетний мальчик, сын капитана корабля, совершавшего кругосветное путешествие.
В один из тихих дней скучающие матросы забавлялись на корабельной палубе игрой с шустрой обезьянкой. Неожиданно обезьяна сорвала с мальчика, стоявшего в толпе с матросами, шляпу и быстро вскарабкалась со своей добычей не вершину мачты.

Развеселившиеся матросы начали подзадоривать гордого мальчугана, отпуская насмешки и шуточки. Уязвленный мальчик в пылу азарта и безрассудности бросается в погоню за обезьянкой. Бесшабашный в силу юного возраста мальчишка, двигаясь за воровкой, залезает по мачтам все выше и выше и, сам не заметив как, оказывается на верхушке самой высокой мачты.

По воле судьбы в этот момент на палубе появляется отец мальчика, капитан судна, который сразу же оценивает сложившуюся непростую ситуацию и принимает не раздумывая решение. Выстрелив в воздух из корабельного ружья, капитан приказывает мальчику прыгать в открытое море, чтобы остаться в живых и не разбиться о палубное покрытие, поскольку другого выхода спастись у сына нет, а самостоятельно вернуться на палубу мальчик уже не сможет.

Испуганный мальчишка, понимая, что совершил необдуманный поступок, послушно выполняет требование отца и, зажмурившись от ужаса перед темным и холодным морем, совершает прыжок в воду. Пришедшие в себя матросы, которые только услышав выстрел осознали серьезность произошедшего и риск гибели ребенка, кидаются через борт корабля в море с целью помочь мальчику выбраться из воды.

Повествуя о случае из жизни маленького мальчика, писатель акцентирует внимание на поступки окружающих людей, подталкивающие порой к дерзким и опасным ситуациям, которые могут повлечь за собой необратимые последствия, в том числе с риском для жизни.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Прыжок

Один корабль обошёл вокруг света и возвращался домой. Была тихая погода, весь народ был на палубе. Посреди народа вертелась большая обезьяна и забавляла всех. Обезьяна эта корчилась, прыгала, делала смешные рожи, передразнивала людей, и видно было — она знала, что ею забавляются, и оттого ещё больше расходилась.

Она подпрыгнула к 12-летнему мальчику, сыну капитана корабля, сорвала с его головы шляпу, надела и живо взобралась на мачту. Все засмеялись, а мальчик остался без шляпы и сам не знал, смеяться ли ему, или плакать. Обезьяна села на первой перекладине мачты, сняла шляпу и стала зубами и лапами рвать её. Она как будто дразнила мальчика, показывала на него и делала ему рожи. Мальчик погрозил ей и крикнул на неё, но она ещё злее рвала шляпу. Матросы громче стали смеяться, а мальчик покраснел, скинул куртку и бросился за обезьяной на мачту. В одну минуту он взобрался по верёвке на первую перекладину; но обезьяна ещё ловчее и быстрее его, в ту самую минуту, как он думал схватить шляпу, взобралась ещё выше.

Вопросы и ответы по тексту

Один корабль обошел вокруг света и возвращался домой. Была тихая погода, весь народ был на палубе. Посреди народа вертелась большая обезьяна и забавляла всех. Обезьяна эта корчилась, прыгала, делала смешные рожи, передразнивала людей, и видно было — она знала, что ею забавляются, и оттого еще больше расходилась.

Она подпрыгнула к 12-летнему мальчику, сыну капитана корабля, сорвала с его головы шляпу, надела и живо взобралась на мачту. Все засмеялись, а мальчик остался без шляпы и сам не знал, смеяться ли ему, или плакать.

Обезьяна села на первой перекладине мачты, сняла шляпу и стала зубами и лапами рвать ее. Она как будто дразнила мальчика, показывала на него и делала ему рожи. Мальчик погрозил ей и крикнул на нее, но она еще злее рвала шляпу. Матросы громче стали смеяться, а мальчик покраснел, скинул куртку и бросился за обезьяной на мачту. В одну минуту он взобрался по веревке на первую перекладину; но обезьяна еще ловчее и быстрее его, в ту самую минуту, как он думал схватить шляпу, взобралась еще выше.

Так не уйдешь же ты от меня! — закричал мальчик и полез выше. Обезьяна опять подманила его, полезла

еще выше, но мальчика уже разобрал задор, и он не отставал. Так обезьяна и мальчик в одну минуту добрались до самого верха. На самом верху обезьяна вытянулась во всю длину и, зацепившись задней рукой1 за веревку, повесила шляпу на край последней перекладины, а сама взобралась на макушку мачты и оттуда корчилась, показывала зубы и радовалась. От мачты до конца перекладины, где висела шляпа, было аршина два, так что достать ее нельзя было иначе, как выпустить из рук веревку и мачту.

Но мальчик очень раззадорился. Он бросил мачту и ступил на перекладину. На палубе все смотрели и смеялись тому, что выделывали обезьяна и капитанский сын; но как увидали, что он пустил веревку и ступил на перекладину, покачивая руками, все замерли от страха.

Стоило ему только оступиться — и он бы вдребезги разбился о палубу. Да если б даже он и не оступился, а дошел до края перекладины и взял шляпу, то трудно было ему повернуться и дойти назад до мачты. Все молча смотрели на него и ждали, что будет.

Вдруг в народе кто-то ахнул от страха. Мальчик от этого крика опомнился, глянул вниз и зашатался.

В это время капитан корабля, отец мальчика, вышел из каюты. Он нес ружье, чтобы стрелять чаек2. Он увидал сына на мачте, и тотчас же прицелился в сына и закричал: «В воду! прыгай сейчас в воду! застрелю!» Мальчик шатался, но не понимал. «Прыгай или застрелю!.. Раз, два…» и как только отец крикнул: «три» — мальчик размахнулся головой вниз и прыгнул.

Точно пушечное ядро, шлепнуло тело мальчика в море, и не успели волны закрыть его, как уже 20 молодцов матросов спрыгнули с корабля в море. Секунд через 40 — они долги показались всем — вынырнуло тело мальчика. Его схватили и вытащили на корабль. Через несколько минут у него изо рта и из носа полилась вода, и он стал дышать.

Когда капитан увидал это, он вдруг закричал, как будто его что-то душило, и убежал к себе в каюту, чтоб никто не видал, как он плачет.

Один корабль обошёл вокруг света и возвращался домой. Была тихая погода, весь народ был на палубе. Посреди народа вертелась большая обезьяна и забавляла всех. Обезьяна эта корчилась, прыгала, делала смешные рожи, передразнивала людей, и видно было — она знала, что ею забавляются, и оттого ещё больше расходилась.

Она подпрыгнула к 12-летнему мальчику, сыну капитана корабля, сорвала с его головы шляпу, надела и живо взобралась на мачту. Все засмеялись, а мальчик остался без шляпы и сам не знал, смеяться ли ему, или плакать. Обезьяна села на первой перекладине мачты, сняла шляпу и стала зубами и лапами рвать её. Она как будто дразнила мальчика, показывала на него и делала ему рожи. Мальчик погрозил ей и крикнул на неё, но она ещё злее рвала шляпу.

Матросы громче стали смеяться, а мальчик покраснел, скинул куртку и бросился за обезьяной на мачту. В одну минуту он взобрался по верёвке на первую перекладину; но обезьяна ещё ловчее и быстрее его, в ту самую минуту, как он думал схватить шляпу, взобралась ещё выше.

Так не уйдёшь же ты от меня! — закричал мальчик и полез выше.

Обезьяна опять подманила его, полезла ещё выше, но мальчика уже разобрал задор, и он не отставал. Так обезьяна и мальчик в одну минуту добрались до самого верха.

На самом верху обезьяна вытянулась во всю длину и, зацепившись задней рукой за верёвку, повесила шляпу на край последней перекладины, а сама взобралась на макушку мачты и оттуда корчилась, показывала зубы и радовалась.

От мачты до конца перекладины, где висела шляпа, было аршина два, так что достать её нельзя было иначе, как выпустить из рук верёвку и мачту.

Но мальчик очень раззадорился. Он бросил мачту и ступил на перекладину. На палубе все смотрели и смеялись тому, что выделывали обезьяна и капитанский сын; но как увидали, что он пустил верёвку и ступил на перекладину, покачивая руками, все замерли от страха.

Стоило ему только оступиться — и он бы вдребезги разбился о палубу. Да если б даже он и не оступился, а дошёл до края перекладины и взял шляпу, то трудно было ему повернуться и дойти назад до мачты. Все молча смотрели на него и ждали, что будет.

Вдруг в народе кто-то ахнул от страха. Мальчик от этого крика опомнился, глянул вниз и зашатался.

В это время капитан корабля, отец мальчика, вышел из каюты. Он нёс ружьё, чтобы стрелять чаек.

Он увидал сына на мачте, и тотчас же прицелился в сына и закричал:

В воду! прыгай сейчас в воду! застрелю!

Мальчик шатался, но не понимал. «Прыгай или застрелю!.. Раз, два…» и как только отец крикнул: «три» — мальчик размахнулся головой вниз и прыгнул.

Точно пушечное ядро, шлёпнуло тело мальчика в море, и не успели волны закрыть его, как уже 20 молодцов матросов спрыгнули с корабля в море. Секунд через 40 — вынырнуло тело мальчика.

Его схватили и вытащили на корабль. Через несколько минут у него изо рта и из носа полилась вода, и он стал дышать.

Когда капитан увидал это, он вдруг закричал, как будто его что-то душило, и убежал к себе в каюту, чтоб никто не видал, как он плачет.

Рассказ Толстого Л. Иллюстрации.

Картинки увеличиваются

Интересные темы

Жила была бедная семья, муж да жена, и не было у них детей. От чего они очень печалились. Но в один прекрасный день женщина ощутила, что скоро у них появится прекрасное дитя.

В простом лагере для детей «Синие камни» началась история обаятельного парня Кашки, когда в лагере проходила «волна». Волнами в тот момент называли развлекательные программы

После того, как умер муж Настасьи – Степан, женщина стала обладательницей малахитовой шкатулки. Внутри нее лежали богатые украшения, а подарила шкатулку Хозяйка Медной горы.

В Санкт-Петербурге располагался мужской пансион. Среди учеников заведения был добрый, отзывчивый мальчик. Его звали Алёша. Мальчик жил в общежитии при пансионе, так как его дом находился очен

Источник

Отзыв о рассказе Л.Н.Толстого «Прыжок»

Главные герои рассказа Толстого «Прыжок» — капитан корабля и его сын. Парусный корабль возвращался из кругосветного путешествия. На палубе верткая обезьяна веселила народ. Вдруг обезьяна подскочила к мальчику, сыну капитана, сорвала с его головы шляпу и залезла на мачту. Люди стали смеяться.
Сын капитана разозлился и полез следом за обезьяной. Та стала подниматься выше и мальчик полез за ней. Вскоре обезьяна и мальчик добрались до верхней перекладины. Тогда обезьяна ловко повесила шляпу на самый край перекладины, а сама взобралась на верхушку мачты.

Раззадоренный мальчик решил достать шляпу. Он пошел по перекладине, ни за что не держась. Люди, стоявшие на палубе, замерли. Они поняли, что если мальчик сорвется, то разобьется о палубу.

Как только он упал в воду, матросы бросились его спасать. Они достали мальчика из воды и оказали ему первую помощь. Отец мальчика, убедившись, что жизнь его сына вне опасности, убежал к себе в каюту и там заплакал.

Таково краткое содержание рассказа.

Главная мысль рассказа Толстого «Прыжок» заключается в том, что в экстренных ситуациях следует действовать решительно, не поддаваясь эмоциям. Отец мальчика, оценив ситуацию, понял, что единственным решением проблемы будет прыжок мальчика в воду. Он заставил сына совершить этот прыжок и только после этого дал волю чувствам.

Рассказ Толстого учит не поддаваться на провокации, держать свои эмоции под контролем и не бояться чужих насмешек. Обезьяна, сорвавшая шляпу, стала провоцировать мальчика, чтобы тот полез на мачту за ней следом. И герой рассказа поддался на эту провокацию. Немалую роль в его решении догнать обезьяну сыграли и насмешки людей, находившихся на палубе. Если бы сын капитпна не стал реагировать на действия обезьяны и на насмешки людей, он не создал бы опасной для его жизни ситуации.

Рассказ учит быть в некоторых ситуациях хладнокровным.

В рассказе мне понравился капитан корабля, который вел себя решительно и не поддался панике. Его грамотные действия способствовали успешному разрешению ситуации.

Краткое содержание рассказа «Прыжок»:

Один корабль обошел вокруг света и возвращался домой. Была тихая погода, весь народ был на палубе. Посреди народа вертелась большая обезьяна и забавляла всех. Обезьяна эта корчилась, прыгала, делала смешные рожи, передразнивала людей, и видно было – она знала, что ею забавляются, и оттого еще больше расходилась.

Она подпрыгнула к 12-летнему мальчику, сыну капитана корабля, сорвала с его головы шляпу, надела и живо взобралась на мачту. Все засмеялись, а мальчик остался без шляпы и сам не знал, смеяться ли ему, или плакать.

Обезьяна села на первой перекладине мачты, сняла шляпу и стала зубами и лапами рвать ее. Она как будто дразнила мальчика, показывала на него и делала ему рожи. Мальчик погрозил ей и крикнул на нее, но она еще злее рвала шляпу. Матросы громче стали смеяться, а мальчик покраснел, скинул куртку и бросился за обезьяной на мачту. В одну минуту он взобрался по веревке на первую перекладину; но обезьяна еще ловчее и быстрее его, в ту самую минуту, как он думал схватить шляпу, взобралась еще выше.

Конспект урока литературного чтения

Класс: 3

Тема урока: Л.Н.Толстой «Прыжок»

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Педагогическая технология: технология продуктивного чтения.

Цели: познакомить обучающихся с рассказом Л.Н.Толстого «Прыжок», учить понимать текст, определять смысл событий и поступков героев, выражать своё отношение к героям.

Задачи:

образовательные: обучать выразительному чтению для более глубокой и точной передачи мыслей и чувств, заложенных автором в произведении; задавать вопросы, находить ответы на них в тексте;

развивающие: развивать умение анализировать, делать выводы, совершенствовать речевые умения; развивать творческие способности;

воспитательные: воспитывать доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, культуру делового общения; уважительное отношение к мнению, отличному от своего.

Планируемые результаты:

предметные УУД: формирование умения прогнозировать содержание текста, использовать разные виды чтения, воспринимать и оценивать содержание текста, участвовать в его обсуждении;

личностные УУД: развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения; формирование учебно-познавательного интереса к изучаемому материалу, желания осваивать новые виды деятельности;

метапредметные УУД: волевая саморегуляция; целеполагание; формирование умения находить и использовать необходимую информацию, контролировать процесс и его результаты, осознавать качество усвоения материала; формирование умения участвовать в диалоге, в коллективной беседе; взаимодействовать с партнёрами, находить общее решение.

Формы работы: фронтальная работа, индивидуальная, работа в группах.

Оборудование: компьютер, проектор, экран, презентация, учебник – Л.Ф.Климанова, В.Г. Горецкий, М.В.Голованова «Литературное чтение» 3 класс М., Просвещение 2014г.

Ход урока:

1.Организационный момент.

Прочитайте высказывание К.Д.Ушинского. (слайд 2)

«Уметь читать в широком смысле этого слова, значит, уметь извлечь из мёртвой буквы живой смысл»

К.Д.Ушинский

— Вам понятны эти слова? Что они означают?

— Готовы ли вы читать так?

2. Речевая разминка.

Краб забрался на трап

И заснул крепко краб.

А кальмар не дремал,

Краба в лапы поймал.

(медленное чтение; с ускорением; быстрое, в темпе скороговорки)

3. Проверка домашнего задания. (План на слайде 3)

Пересказ по 2 варианту плана из учебника.

— Удалось ли голосом, интонацией показать своё отношение к героям? (Кому сочувствовал рассказчик, за кого переживал, когда радовался или огорчался?).

4. Работа с текстом до чтения. Постановка целей урока.

1.

— Перед вами портрет автора писателя. Кто это? О ком они и для кого он писал свои произведения? (Слайд 4)

Определить название нового произведения вам помогут фотографии. (Слайд 5)

— Кто на них изображён?

— Когда дети прыгают?

Какое слово объединяет фотографии?

«Прыжок» — это и есть название нового произведения.

Что такое прыжок? (Слайд 6)

Предположите, о чём пойдёт речь в произведении?

Посмотрите на иллюстрацию. (Слайд 7)

— Она подтверждает ваши предположения?

2.

— Что же мы должны сделать сегодня на уроке?

Цели: прочитать … (рассказ) (Слайд 8)

проверить … (свои предположения)

провести диалог с… (автором, с текстом)

понять … (то главное, что хотел сказать нам автор)

5. Работа с текстом во время чтения.

1. Первичное чтение – слушание текста.

Подготовленные ученики читают 2 абзаца.

– Что будет дальше?

Продолжение чтения: 3 абзац.

— Как поведёт себя мальчик?

Учитель читает следующую часть рассказа: 4-5 абзацы.

— Что произойдёт?

Чтение детьми до конца текста.

— Ребята, вам было страшно?

А мальчику ?

Почему он там оказался?

Почему прыгнул?

Надо в этом разобраться, тщательно изучить содержание рассказа.

2. Словарная работа. (Слайд 9)

Палуба, мачта, каюта, парус, аршин, ядро.

3. Повторное чтение.

Чтение по частям: 1 часть. (2 абзаца)

(Учитель.)

— С чего началась эта история?

— Почему в начале произведения говорится о погоде и о том, что весь народ был на палубе?

(Кругосветное плавание на парусном корабле продолжалось около 3 лет.)

— О чём вы хотите спросить автора? (предположительно)

— Откуда взялась обезьяна на корабле?

-Что делала обезьяна?

— Как у обезьяны оказалась шляпа?

— Что мы знаем о мальчике?

Учитель.

— Как звали мальчика?

— Почему автор не говорит нам этого, зато сообщает, что он сын капитана?

(Его все знают)

Ещё больше расходилась — это (Слайд 10)

(проверка понимания языка текста)

а) ходила быстро

б) ещё больше кривлялась и прыгала

в) ходила большими шагами Физминутка

Чтение следующего отрывка (3 абзац)

— Почему мальчик полез на мачту корабля?

Подтвердите это отрывком из текста.

— Какие чувства он при этом испытывал? (Обида на смех матросов; стыд, он не мог оказаться в смешном положении и подвести отца)

(Почему покраснел? Когда мы краснеем?)

— Найдите в тексте слова, описывающие его действия на тот момент.

(погрозил ей, крикнул на неё, покраснел, скинул куртку, бросился на мачту, взобрался, думал схватить)

Продолжение чтения

— В каком темпе и с какой интонацией надо читать следующий отрывок? Почему?

Музыкальный отрывок. (Слайд 11)

Что помогает представить музыка?

— Понимал ли мальчик, что делает, когда ступил на перекладину? Почему?

-Что значит «разобрал задор»? (Слайд 12)

— Изменилось ли отношение окружающих к проделкам обезьяны и поведению мальчика? В какой момент?

— Какие слова это подтверждают?

— Можно ли было не допустить такой ситуации?

— Какая опасность подстерегала мальчика?

— Кто его спас?

Прочитайте себе отрывок, из которого мы узнали, как он это сделал?

— Каким человеком был капитан?

(Капитан – сильный человек, решительный, любящий своего сына, быстро оценил ситуацию и принял решение)

— Помните, я спрашивала вас, почему он прыгнул? Можете что-то дополнить теперь?

(Мальчик не мог не выполнить приказ капитана)

— Почему капитан заплакал?

— Нужны ли в наше время такие люди?

— Как проявили себя матросы в конце этого происшествия?

6. Работа с текстом после чтения.

Работа в парах.

— Поговорим о мальчике. Охарактеризуйте его поведение, зачеркнув лишние слова. Добавьте то, что считаете нужным. (Слайд 13)

вспыльчивость

глупость

хвастовство

обидчивость

мальчишеский задор

желание испытать себя

желание покрасоваться

стремление отстоять своё достоинство

Работа над названием рассказа

— Л.Н.Толстой назвал свой рассказ «Прыжок». Вспомните фотографии, которые мы рассматривали в начале урока. В чём отличие прыжка, о котором он рассказал?

Знаете ли вы, что это не просто рассказ. Это быль.

— Что это значит? (рассказ о том, что произошло на самом деле)

— Почему писатель рассказал об этом своим читателям? К чему он их призывает?

— Почему в конце рассказа ничего не говорится об обезьяне?

7. Рефлексия. Подведение итогов.

Над чем произведение заставило вас задуматься?

Если бы вы советовали кому-то прочитать это произведение, то как бы это сделали?

Какую пословицу можно вспомнить в связи со счастливым концом истории?

Домашнее задание: составить план рассказа и (Слайд 14)

а) пересказать подробно;

б) пересказать от лица мальчика;

в) сравнить поведение мальчиков в рассказах «Акула» и «Прыжок».

(Слайд 15)

Л.Н. Толстой «Прыжок»

Памятка «Словарные слова»

Мачта – вертикальный столб на палубе, к которому крепятся паруса.

Каюта — отдельное жилое помещение на корабле.

Парусник – судно с парусом.

Палуба — площадка на корабле

Аршин старая русская мера длины = 71см.

Подманить – подозвать к себе, с помощью приманки.

Раззадорился – пришел в состояние задора; т.е. человек, который ведет себя пылко, вызывающе.

«Задней рукой»  обезьян называют четырёхрукими.

Л.Н. Толстой «Прыжок»

Памятка «Словарные слова»

Мачта – вертикальный столб на палубе, к которому крепятся паруса.

Каюта — отдельное жилое помещение на корабле.

Парусник – судно с парусом.

Палуба — площадка на корабле

Аршин старая русская мера длины = 71см.

Подманить – подозвать к себе, с помощью приманки.

Раззадорился – пришел в состояние задора; т.е. человек, который ведет себя пылко, вызывающе.

«Задней рукой»  обезьян называют четырёхрукими.

Л.Н. Толстой «Прыжок»

Памятка «Словарные слова»

Мачта – вертикальный столб на палубе, к которому крепятся паруса.

Каюта — отдельное жилое помещение на корабле.

Парусник – судно с парусом.

Палуба — площадка на корабле

Аршин старая русская мера длины = 71см.

Подманить – подозвать к себе, с помощью приманки.

Раззадорился – пришел в состояние задора; т.е. человек, который ведет себя пылко, вызывающе.

«Задней рукой»  обезьян называют четырёхрукими.

Л.Н. Толстой «Прыжок»

Памятка «Словарные слова»

Мачта – вертикальный столб на палубе, к которому крепятся паруса.

Каюта — отдельное жилое помещение на корабле.

Парусник – судно с парусом.

Палуба — площадка на корабле

Аршин старая русская мера длины = 71см.

Подманить – подозвать к себе, с помощью приманки.

Раззадорился – пришел в состояние задора; т.е. человек, который ведет себя пылко, вызывающе.

«Задней рукой»  обезьян называют четырёхрукими.

Л.Н. Толстой «Прыжок»

Памятка «Словарные слова»

Мачта – вертикальный столб на палубе, к которому крепятся паруса.

Каюта — отдельное жилое помещение на корабле.

Парусник – судно с парусом.

Палуба — площадка на корабле

Аршин старая русская мера длины = 71см.

Подманить – подозвать к себе, с помощью приманки.

Раззадорился – пришел в состояние задора; т.е. человек, который ведет себя пылко, вызывающе.

«Задней рукой»  обезьян называют четырёхрукими.

Л.Н. Толстой «Прыжок»

Памятка «Словарные слова»

Мачта – вертикальный столб на палубе, к которому крепятся паруса.

Каюта — отдельное жилое помещение на корабле.

Парусник – судно с парусом.

Палуба — площадка на корабле

Аршин старая русская мера длины = 71см.

Подманить – подозвать к себе, с помощью приманки.

Раззадорился – пришел в состояние задора; т.е. человек, который ведет себя пылко, вызывающе.

«Задней рукой»  обезьян называют четырёхрукими.

Л.Н. Толстой «Прыжок»

Памятка «Словарные слова»

Мачта – вертикальный столб на палубе, к которому крепятся паруса.

Каюта — отдельное жилое помещение на корабле.

Парусник – судно с парусом.

Палуба — площадка на корабле

Аршин старая русская мера длины = 71см.

Подманить – подозвать к себе, с помощью приманки.

Раззадорился – пришел в состояние задора; т.е. человек, который ведет себя пылко, вызывающе.

«Задней рукой»  обезьян называют четырёхрукими.

Л.Н. Толстой «Прыжок»

Памятка «Словарные слова»

Мачта – вертикальный столб на палубе, к которому крепятся паруса.

Каюта — отдельное жилое помещение на корабле.

Парусник – судно с парусом.

Палуба — площадка на корабле

Аршин старая русская мера длины = 71см.

Подманить – подозвать к себе, с помощью приманки.

Раззадорился – пришел в состояние задора; т.е. человек, который ведет себя пылко, вызывающе.

«Задней рукой»  обезьян называют четырёхрукими.

Л.Н. Толстой «Прыжок»

Памятка «Словарные слова»

Мачта – вертикальный столб на палубе, к которому крепятся паруса.

Каюта — отдельное жилое помещение на корабле.

Парусник – судно с парусом.

Палуба — площадка на корабле

Аршин старая русская мера длины = 71см.

Подманить – подозвать к себе, с помощью приманки.

Раззадорился – пришел в состояние задора; т.е. человек, который ведет себя пылко, вызывающе.

«Задней рукой»  обезьян называют четырёхрукими.

Л.Н. Толстой «Прыжок»

Памятка «Словарные слова»

Мачта – вертикальный столб на палубе, к которому крепятся паруса.

Каюта — отдельное жилое помещение на корабле.

Парусник – судно с парусом.

Палуба — площадка на корабле

Аршин старая русская мера длины = 71см.

Подманить – подозвать к себе, с помощью приманки.

Раззадорился – пришел в состояние задора; т.е. человек, который ведет себя пылко, вызывающе.

«Задней рукой»  обезьян называют четырёхрукими.

Л.Н. Толстой «Прыжок»

Памятка «Словарные слова»

Мачта – вертикальный столб на палубе, к которому крепятся паруса.

Каюта — отдельное жилое помещение на корабле.

Парусник – судно с парусом.

Палуба — площадка на корабле

Аршин старая русская мера длины = 71см.

Подманить – подозвать к себе, с помощью приманки.

Раззадорился – пришел в состояние задора; т.е. человек, который ведет себя пылко, вызывающе.

«Задней рукой»  обезьян называют четырёхрукими.

Л.Н. Толстой «Прыжок»

Памятка «Словарные слова»

Мачта – вертикальный столб на палубе, к которому крепятся паруса.

Каюта — отдельное жилое помещение на корабле.

Парусник – судно с парусом.

Палуба — площадка на корабле

Аршин старая русская мера длины = 71см.

Подманить – подозвать к себе, с помощью приманки.

Раззадорился – пришел в состояние задора; т.е. человек, который ведет себя пылко, вызывающе.

«Задней рукой»  обезьян называют четырёхрукими.

Л.Н. Толстой «Прыжок»

Памятка «Словарные слова»

Мачта – вертикальный столб на палубе, к которому крепятся паруса.

Каюта — отдельное жилое помещение на корабле.

Парусник – судно с парусом.

Палуба — площадка на корабле

Аршин старая русская мера длины = 71см.

Подманить – подозвать к себе, с помощью приманки.

Раззадорился – пришел в состояние задора; т.е. человек, который ведет себя пылко, вызывающе.

«Задней рукой»  обезьян называют четырёхрукими.

Л.Н. Толстой «Прыжок»

Памятка «Словарные слова»

Мачта – вертикальный столб на палубе, к которому крепятся паруса.

Каюта — отдельное жилое помещение на корабле.

Парусник – судно с парусом.

Палуба — площадка на корабле

Аршин старая русская мера длины = 71см.

Подманить – подозвать к себе, с помощью приманки.

Раззадорился – пришел в состояние задора; т.е. человек, который ведет себя пылко, вызывающе.

«Задней рукой»  обезьян называют четырёхрукими.

Л.Н. Толстой «Прыжок»

Памятка «Словарные слова»

Мачта – вертикальный столб на палубе, к которому крепятся паруса.

Каюта — отдельное жилое помещение на корабле.

Парусник – судно с парусом.

Палуба — площадка на корабле

Аршин старая русская мера длины = 71см.

Подманить – подозвать к себе, с помощью приманки.

Раззадорился – пришел в состояние задора; т.е. человек, который ведет себя пылко, вызывающе.

«Задней рукой»  обезьян называют четырёхрукими.

Л.Н. Толстой «Прыжок»

Памятка «Словарные слова»

Мачта – вертикальный столб на палубе, к которому крепятся паруса.

Каюта — отдельное жилое помещение на корабле.

Парусник – судно с парусом.

Палуба — площадка на корабле

Аршин старая русская мера длины = 71см.

Подманить – подозвать к себе, с помощью приманки.

Раззадорился – пришел в состояние задора; т.е. человек, который ведет себя пылко, вызывающе.

«Задней рукой»  обезьян называют четырёхрукими.

Л.Н. Толстой «Прыжок»

Памятка «Словарные слова»

Мачта – вертикальный столб на палубе, к которому крепятся паруса.

Каюта — отдельное жилое помещение на корабле.

Парусник – судно с парусом.

Палуба — площадка на корабле

Аршин старая русская мера длины = 71см.

Подманить – подозвать к себе, с помощью приманки.

Раззадорился – пришел в состояние задора; т.е. человек, который ведет себя пылко, вызывающе.

«Задней рукой»  обезьян называют четырёхрукими.

Л.Н. Толстой «Прыжок»

Памятка «Словарные слова»

Мачта – вертикальный столб на палубе, к которому крепятся паруса.

Каюта — отдельное жилое помещение на корабле.

Парусник – судно с парусом.

Палуба — площадка на корабле

Аршин старая русская мера длины = 71см.

Подманить – подозвать к себе, с помощью приманки.

Раззадорился – пришел в состояние задора; т.е. человек, который ведет себя пылко, вызывающе.

«Задней рукой»  обезьян называют четырёхрукими.

Л.Н. Толстой «Прыжок»

Памятка «Словарные слова»

Мачта – вертикальный столб на палубе, к которому крепятся паруса.

Каюта — отдельное жилое помещение на корабле.

Парусник – судно с парусом.

Палуба — площадка на корабле

Аршин старая русская мера длины = 71см.

Подманить – подозвать к себе, с помощью приманки.

Раззадорился – пришел в состояние задора; т.е. человек, который ведет себя пылко, вызывающе.

«Задней рукой»  обезьян называют четырёхрукими.

Л.Н. Толстой «Прыжок»

Памятка «Словарные слова»

Мачта – вертикальный столб на палубе, к которому крепятся паруса.

Каюта — отдельное жилое помещение на корабле.

Парусник – судно с парусом.

Палуба — площадка на корабле

Аршин старая русская мера длины = 71см.

Подманить – подозвать к себе, с помощью приманки.

Раззадорился – пришел в состояние задора; т.е. человек, который ведет себя пылко, вызывающе.

«Задней рукой»  обезьян называют четырёхрукими.

  • Прочитайте текст используя подсказки напишите сочинение рассуждение раскрывая смысл высказывания
  • Прочитать рассказ миша ласкин
  • Прочитайте строки из сказки в стихах вспомните ее название найдите однородные ответ
  • Прочитайте сочинение ученика 6 класса как вы считаете в каком стиле речи он его задумал
  • Прочитайте сказку пермяка свечка и определите ее основную мысль найдите в тексте сложное слово