ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
Разработал: учитель
Михайлова Е.В
Пояснительная записка
Цель реализации АООП образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) — создание условий для максимального удовлетворения особых образовательных потребностей обучающихся, обеспечивающих усвоение ими социального и культурного опыта.
Программа внеурочной деятельности по коррекционно-развивающему направлению «Сказкотерапия» составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Главные цели программы внеурочной деятельности:
- создание на практике условий для развития читательских умений и интереса к чтению книг;
- расширение литературно-образовательного пространства обучающихся начальных классов;
- формирование личностных, коммуникативных, познавательных и регулятивных учебных умений.
Общая характеристика курса.
Программа внеурочной деятельности по коррекционно-развивающему направлению «Сказкотерапия» (далее — программа внеурочной деятельности) способствует расширению читательского пространства, реализации дифференцированного обучения и развитию индивидуальных возможностей каждого ребёнка, воспитанию обучающегося-читателя. Занятия помогут решать задачи эмоционального, творческого, литературного, интеллектуального развития ребёнка, а также проблемы нравственно-этического воспитания, так как чтение для ребёнка — и труд, и творчество, и новые открытия, и удовольствие, и самовоспитание.
Преемственность программы внеурочной деятельности с основным курсом чтения позволяет проводить системную работу по интеллектуальному развитию и обогащению читательского опыта младшего школьника. Программа внеурочной деятельности способствует овладению детьми универсальными и базовыми учебными действиями (познавательными, коммуникативными, регулятивными, личностными) и читательскими умениями. Формы организации занятий могут быть различными: литературные игры, конкурсы-кроссворды, библиотечные уроки, путешествия по страницам книг, уроки-спектакли и т. д.
Содержание занятий программы внеурочной деятельности «Сказкотерапия» создаёт условия для углубления знаний, полученных на уроках чтения, и применения их в самостоятельной читательской деятельности. На занятиях предполагается практическая работа с разными типами книг, детскими периодическими изданиями.
Данная программа представляет собой вариант программы организации внеурочной деятельности школьников и предназначена для реализации в 1 классе.
В качестве учебного материала для формирования учеников 1 класса — как читателей, выбрана фольклорная (народная) сказка. Сказка – это особое средство постижения жизни, близкий и понятный детям способ познания, изучения, раскрытия действительности. Вводя детей в народный язык, мы открываем ему мир народной мысли, народного чувства, народной жизни. В сказке содержатся мечты народа, общественная мораль, народный характер, история жизни народа. Хорошо рассказанная сказка – это ещё и начало культурного воспитания.
Формы организации деятельности: групповые, коллективные, индивидуальные.
Виды деятельности: беседа, чтение, слушание, рисование, лепка, игры, инсценировка, просмотр презентаций, просмотр мультфильмов по сказкам, прослушивание музыки с учетом возрастных особенностей школьников.
Место курса в учебном плане.
1 класс – 33 часа, что соответствует 1 часу в неделю при 33 неделях.
Планируемые результаты изучения курса.
В результате освоения программы курса «Сказкотерапия» формируются следующие универсальные учебные действия, соответствующие требованиям ФГОС:
Личностные результаты:
- готовность и способность учащихся к саморазвитию;
- внутренняя позиция школьника на основе положительного отношения к школе;
- ценностное отношение к миру фольклорной (народной) сказки;
- начальные навыки адаптации в динамично меняющемся мире;
- формирование мотивации дальнейшего изучения сказок.
Предметные результаты отражены в содержании программы (раздел «Основное содержание»)
К концу обучения учащиеся должны знать:
- популярные русские народные сказки
К концу обучения учащиеся должны уметь:
- слушать, читать и отвечать на вопросы;
- иллюстрировать услышанное или прочитанное;
- пересказывать сказку подробно;
- пытаться передавать эмоции и свое отношение к поступкам героев при инсценировке сказки.
В области метапредметных планируемых результатов будут формироваться коммуникативные, регулятивные и познавательные БУД.
Коммуникативные УУД:
- обращаться за помощью;
- задавать и отвечать на вопросы, для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- предлагать помощь и сотрудничество;
- осуществлять взаимный контроль;
- вести устный диалог.
Регулятивные БУД:
- формулировать и понимать учебную задачу в сотрудничестве с учителем;
- составлять план и последовательность действий совместно с учителем;
- адекватно воспринимать речь учителя, товарищей, родителей по исправлению допущенных ошибок;
- адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
Познавательные БУД:
- оценивать процесс и результат деятельности;
Содержание тем учебного курса
Русская народная сказка «Репка» и белорусская народная сказка «Пых».
Украинская народная сказка «Колосок».
Русская народная сказка «Заячья избушка». Украинская народная сказка «Медведь и лиса». Домик для зайчика.
Русская народная сказка «Заяц – хваста» и мансийская сказка «Отчего у зайца длинные уши».
Сказки про зайцев.
Украинская народная сказка «Рукавичка». Сказка «Теремок» в разных обработках.
Чукотская сказка «Хвост».
Русская народная сказка «Маша и медведь», «Три медведя».
Удмуртская сказка «Как произошли медведи».
Мордовская сказка «Благодарный медведь». Обобщение знаний детей о сказочном герое – медведе.
Русская народная сказка «Зимовье зверей».
«Я сказочник».
«К нам пришёл гость».
Русская народная сказка «Вершки и корешки».
Настольный театр.
Русская сказка «Лиса и журавль».
Экскурсия в городскую библиотеку.
Мордовская сказка «Разудалый петушок».
Калмыцкие сказки «Петух и павлин» и «Весёлый воробей».
Бурятская сказка «Почему у сороки длинный хвост».
Подготовка к празднику «В гостях у сказки».
Праздник «В гостях у сказки».
Библиотечный урок «В мире книг».
Русская народная сказка «Байка про тетерева».
Русская сказка «Бобовое зёрнышко».
Тематическое планирование
Класс | Название раздела | Тема | Количество часов | Вид учебной деятельности |
1 | Сказки о животных. | Что такое сказка? | 1 | Беседа, просмотр презентации. |
Русская народная сказка «Репка» и белорусская народная сказка «Пых». | 1 | Слушание, инсценировка сказки, рисование. | ||
Украинская народная сказка «Колосок». | 1 | Слушание сказки, раскрашивание петушка, отгадывание загадок. | ||
Русская народная сказка «Заячья избушка». Украинская народная сказка «Медведь и лиса». | 1 | Слушание, инсценировка, лепка из пластилина. | ||
Домик для зайчика. | 1 | Конструирование. | ||
Русская народная сказка «Заяц – хваста» и мансийская сказка «Отчего у зайца длинные уши». | 1 | Слушание, просмотр презентации, рисование с помощью трафарета. | ||
Сказки про зайцев. | 1 | Викторина, беседа, просмотр. | ||
Украинская народная сказка «Рукавичка». Сказка «Теремок» в разных обработках. | 1 | Чтение, отгадывание загадок, игра, лепка. | ||
Чукотская сказка «Хвост». | 1 | Чтение, иллюстрирование, просмотр. | ||
Русская народная сказка «Маша и медведь», «Три медведя». | 1 | Слушание и чтение сказки, пересказ, рисование, ролевая игра. | ||
Удмуртская сказка «Как произошли медведи». | 1 | Чтение сказки, игра, просмотр мультфильма о медведе. | ||
Мордовская сказка «Благодарный медведь». Обобщение знаний детей о сказочном герое – медведе. | 1 | Прослушивание, викторина, иллюстрирование. | ||
Русская народная сказка «Зимовье зверей». | 1 | Чтение сказки, пересказ, игра, просмотр. | ||
«Я сказочник». | 2 | Конкурс, обсуждение, просмотр. | ||
«К нам пришёл гость». | 1 | Игра, инсценировка. | ||
Русская народная сказка «Вершки и корешки». | 1 | Прослушивание, отгадывание загадок, иллюстрирование. | ||
Настольный театр. | 2 | Игра, чтение. | ||
1 | Сказки о птицах | Русская сказка «Лиса и журавль». | 1 | Пересказ, ролевая игра, рисование. |
Экскурсия в городскую библиотеку. | 1 | Экскурсия. | ||
Мордовская сказка «Разудалый петушок». | 1 | Чтение по ролям, инсценировка, лепка. | ||
Калмыцкие сказки «Петух и павлин» и «Весёлый воробей». | 1 | Прослушивание, иллюстрирование, отгадывание кроссворда. | ||
Бурятская сказка «Почему у сороки длинный хвост». | 1 | Чтение, игра, рисование. | ||
Подготовка к празднику «В гостях у сказки». | 1 | Чтение, игра. | ||
Праздник «В гостях у сказки». | 1 | Игра. | ||
Библиотечный урок «В мире книг». | 1 | Викторина, игровая деятельность. | ||
Русская народная сказка «Байка про тетерева». | 1 | Чтение, викторина, просмотр. | ||
Русская сказка «Бобовое зёрнышко». | 1 | Инсценировка, лепка. | ||
Сказки про птиц. | 1 | Создание книжки-малышки. | ||
Библиотечный урок «Разноцветные страницы». | 1 | Мелкий ремонт детских книг. | ||
Выставка «Сказочное время». | 1 | Рисование, иллюстрирование. | ||
«Фестиваль сказочных героев» — итоговое занятие. | 1 | Игра | ||
Итого | 33 |
Техническое оснащение занятий
- мультимедийный проектор;
- интерактивная доска;
- компьютер;
- художественные книги с текстами сказок;
- костюмы;
- кукольный театр.

© Предоставлено: Parents.Ru
Первая книжка у малыша может появится уже через месяц после рождения. Выбирайте старые добрые истории с большими картинками, чтобы их малышу было легче воспринимать.
© Предоставлено: Woman.ru
«Ладушки»
Стишок «Ладушки» принадлежит к малому фольклорному жанру — потешкам. Эта короткая веселая рифмовка — отличный способ развлечь маленького непоседу. Потешки не только забавляют и веселят, но еще и развивают малыша: такие стишки задействуют ручки и ножки ребенка.
Детям очень нравятся «Ладушки»: им нравится хлопать в ладошки вместе с родителями. Несмотря на то, что в самом маленьком возрасте кроха еще не может выполнять все движения, в потешки можно начинать играть уже с 4 месяцев. Малыш запомнит движения, которые мама будет делать его ручками, и потом сам начнет их повторять.
© Предоставлено: Parents.Ru
фото: издательство «Дрофа Медиа»
© Предоставлено: Parents.Ru
фото: издательство «РОСМЭН»
«Репка»
Веселый рассказ о попытках героев вытянуть репку — один из любимых русскими детьми. Сказка представляет собой простую для восприятия историю с живыми, яркими персонажами. Простейший, как и во всех сказках, смысл преподносится маленькому читателю через большое количество повторов. Они же развивают и детскую память.
Невозможно себе представить русский фольклор без этой доброй истории, ведь именно она показывает ребенку, как важна семья и как здорово, когда каждый в ней приходит на помощь другому.
«Волк и семеро козлят»
Русские народные сказки рассказывают об удивительной жизни зверей, птиц, растений — это основные темы фольклорных произведений. Эти герои встречаются во многих сказках, и детям они знакомы очень хорошо. Поэтому «Волк и семеро козлят», без сомнения, понравится всем маленьким читателям. Эта сказка помогает в развитии внимания, вызывает интерес к животным и их повадкам. Она также учит малышей добру, ведь, как известно, добро всегда должно побеждать зло. В этой сказке как раз такой финал — маленькие козлята спасены благодаря хитрости и уму их мамы-козы, а злой волк наказан.
Нравственная составляющая этой сказки помогает ребенку правильно сориентироваться в окружающей его действительности и понять ее.
© Предоставлено: Parents.Ru
фото: издательство «Проф-Пресс»
© Предоставлено: Parents.Ru
фото: издательство «Проф-Пресс»
«Сорока-белобока»
Этот стишок также принадлежит к жанру потешек. Читая рифмовку, мама обыгрывает ее сюжет при помощи пальчиков малыша: «Этому дала, этому дала, этому дала, этому дала, а этому не дала». Так, играя можно развивать мелкую моторику ребенка. Становясь старше, дети начинают подключаться к процессу: им самим хочется загибать пальчики, повторяя запомнившиеся движения, которые раньше делала мама.
«Курочка-ряба»
Дети попадают в волшебный мир сказок в самом раннем возрасте и учатся воспринимать действительность через их призму. Поэтому именно с помощью сказок легче всего объяснить ребенку такие понятия как «хорошо» и «плохо». Слушая русские народные сказки, невозможно не сопереживать главным героям. Так и в истории о Курочке-рябе ребенок сочувствует деду с бабкой, ведь золотое яичко, которое им снесла Ряба, разбила мышка, смахнув его хвостиком.
Малыши, слушая сказки, учатся не только чувствовать, но и тренировать фантазию, воссоздавая при этом в уме обстоятельства, о которых говорится в истории.
© Предоставлено: Parents.Ru
фото: издательство «Умка»
© Предоставлено: Parents.Ru
фото: издательство «Школьная книга»
«Лиса и заяц»
Русские народные сказки мудры и поучительны. В них — великолепные образы животных — милых, ярких, настоящих. Они всегда похожи на людей с их недостатками и достоинствами. С помощью этих историй дети учатся понимать, что такое хорошо, а что — плохо.
В сказке «Лиса и заяц» маленькие читатели смогут встретить любимых героев, которые встречаются во многих других произведениях русского фольклора: зайчика, лисицу, медведя, волка и петуха. Здесь, как и во многих других народных сказках, счастливый конец.
«Идет коза рогатая»
Популярность жанра потешек не ослабевает на протяжении столетий: еще наши прабабушки играли в них со своими детьми. И это неудивительно: с помощью них даже самые нелюбимые малышами занятия можно превратить в увлекательную игру.
Каждый родитель сталкивался с тем, что ребенок капризничает во время приема пищи. А потешка «Идет коза рогатая» может помочь в этом нелегком деле. Но ее можно использовать не только как один из способов привлечения крохи к процессу еды, но и просто так. Ведь одна из самых важных функций таких стишков — это физическое развитие ребенка: изображая козьи рожки, мама может делать точечный массаж животика малыша. Это поможет укрепить мышцы брюшного пресса крохи.
© Предоставлено: Parents.Ru
фото: издательство «Проф-Пресс»
© Предоставлено: Parents.Ru
фото: издательство «Эксмо»
Стихи Агнии Барто, цикл «Игрушки» («Мишка», «Бычок», «Мячик», «Зайка»)
Стихи Агнии Барто любимы и мамами, и бабушками. Это классика советской детской литературы. Оптимизм и добрый юмор, коими полны произведения поэтессы, делают процесс воспитания ребенка веселее и проще. Но это не просто детские стихи. Через умную игру словами писательница учит детей думать и чувствовать. Ее стихотворения учат малышей осознанным, нравственным поступкам: не бросать зайку под дождем, а мишку — с оторванной лапой. Совсем маленьким читателям только предстоит знакомство с творчеством Агнии Барто. Веселые стихи писательницы порадуют ребенка, а грустные — заставят задуматься. А после прочтения малыш с удовольствием будет декламировать их на семейных праздниках.
«Колобок»
Русские народные сказки — это бесценный источник разных жизненных ситуаций, усваивать которые ребенку помогают интересные ему образы — животных, растений, фантастических персонажей. Сказка не заставляет, но учит малышей мыслить логически, так как они этого делать еще не умеют.
«Колобок» — это одна из самых первых сказок, которую родители читают своим малышам. Простой сюжет и незатейливый слог — то немногое, что нужно деткам на самом раннем этапе развития. Недаром подобный персонаж встречается в фольклоре и других стран. Например, в США очень распространена сказка о сбежавшем пряничном человечке, которого, в конце концов, съедает лиса. А в Англии популярностью пользуется сказка «Джон из теста».
© Предоставлено: Parents.Ru
фото: издательство «Эксмо»
© Предоставлено: Parents.Ru
фото: издательство «Оникс»
«Теремок»
Сказка «Теремок» очень любима малышами за простоту языка, но в то же время за яркость родной речи и чудесные образы сказочных животных. Она прививает малышам любовь к русскому фольклору, развивает воображение, учит дружбе и взаимовыручке. Эта история содержит в себе все то, что нравится деткам: сказочные лесные звери, их приключения и взаимоотношения, а главное — счастливый конец. Эта добрая сказка поможет прекрасно провести время с ребенком.
Больше полезных материалов для родителей — в нашем канале на Яндекс.Дзен.
Материалы по теме:
- Чем народные потешки и пестушки полезны для развития малыша
- Почему так важно научить ребенка любить и слушать сказки
- «Жена просит, чтобы я менял подгузники по ночам. А мне нужен полноценный сон»
- «Попросил кормящую мать отсесть подальше, а меня сделали негодяем»
- В Сети появилась петиция в защиту 9-летней студентки МГУ: «Устроили зоопарк из детей»
Корпорация Майкрософт и ее партнеры могут получить комиссионные, если вы приобретете что-либо по рекомендованным ссылкам в этой статье.