Прямая речь в рассказе как оформляется

Прямая и косвенная речь знаки препинания в предложениях с прямой речью знаки препинания в косвенной речи перевод прямой речи в
  • Прямая и косвенная речь
  • Знаки препинания в предложениях с прямой речью
  • Знаки препинания в косвенной речи
  • Перевод прямой речи в косвенную

Чужая речь — это высказывания автора или других лиц. Чужой речью может быть устная речь, письменная речь или мысли, не записанные и не высказанные вслух. Чужая речь может быть передана двумя способами: прямой речью и косвенной речью.

Прямая и косвенная речь

Прямая речь — это чужая речь, воспроизведённая без каких-либо изменений, переданная от лица того, кто её произнёс, написал или подумал:

Ваня сказал мне: Я хочу поиграть с тобой.

Какое красивое платье! – подумала Маша.

Прямая речь состоит из двух частей: прямой речи (П) и слов автора (А). Прямая речь — это слова какого-либо лица, слова автора — слова, сопровождающие прямую речь:

Слова автора могут указывать: кому принадлежит прямая речь, когда, как или при каких обстоятельствах она была произнесена.

Осторожно! – предупредил охотник, показывая на капкан.

Слова автора, сопровождающие прямую речь, обычно содержат глаголы, обозначающие процессы речи или мысли, а также глаголы, обозначающие действия, сопутствующие речи, мыслям, чувствам:  пробормотал,  говорил,  сказал,  подумал,  спросил,  воскликнул,  приказал,  написал,  вздохнул,  обрадовался,  улыбнулся,  удивился  и др.

Косвенная речь — это чужая речь, передаваемая не от лица говорящего, в форме придаточных предложений. Косвенная речь всегда идёт после слов автора:

Ваня сказал мне, что он хочет поиграть со мной.

Прямая речь ведётся от имени того лица, которым она была сказана, косвенная – от лица автора.

Знаки препинания в предложениях с прямой речью

Прямая речь заключается в кавычки, её первое слово пишется с большой буквы:

Приплыла к нему рыбка и спросила: «Чего тебе надобно, старче?» (А.С. Пушкин)

Слова автора могут стоять перед прямой речью, после неё, а также в середине прямой речи или обрамлять её с обеих сторон. От расположения слов автора будет зависеть и расстановка знаков препинания в предложениях с прямой речью:

Прямая речь перед словами автора
После прямой речи ставится запятая и тире (после кавычек):
П, – а.
У меня сегодня пять уроков, – сказала Маша.
Если прямая речь содержит вопрос или произносится с восклицанием, то после неё ставится вопросительный или восклицательный знак (внутри кавычек) и тире (после кавычек):
П? – а.
П! – а.
Сколько сегодня уроков? – спросила Маша.
Прямая речь после слов автора
Перед прямой речью ставится двоеточие:
А: П.
А: П?
А: П!
Маша спросила: Сколько сегодня уроков?
Прямая речь внутри слов автора
А: П, – а.
А: П? – а.
А: П! – а.
А: П… – а.
Понатужился немножко: Как бы здесь на двор окошко Нам проделать? молвил он, вышиб дно и вышел вон.
(А.С. Пушкин)
Слова автора внутри прямой речи
Если слова автора идут в середине прямой речи, то кавычки не закрываются. Их надо закрыть после окончания прямой речи – в конце всего предложения.
П, – а, – п.
П, – а. – П.
П! – а. – П.
П? – а. – П.
П… – а. – П.
«Разъедемся, пора! сказали, – Безвестной вверимся судьбе».
(А.С. Пушкин)

Если прямая речь передаётся в виде разговора двух или нескольких лиц (диалог), то речь каждого собеседника заключается в кавычки и отделяется от речи других лиц тире:

«Здорово, парнище!» – «Ступай себе мимо!» – «Уж больно ты грозен, как я погляжу! Откуда дровишки?» – «Из леса, вестимо; отец, слышишь, рубит, а я отвожу!» (Н.А. Некрасов)

Знаки препинания в косвенной речи

  1. Косвенная речь не заключается в кавычки:

    Оля сказала, чтобы Витя взял с собой палатку.

  2. Если косвенная речь представляет собой придаточное предложение, то она отделяется от главного предложения запятой.

    Коля подумал, что опять заняли его место.

  3. Если косвенный вопрос заключает в себе вопросительный смысл, пред ним ставится двоеточие, а после него вопросительный знак.
    прямая речь косвенная речь
    Долго вам ещё ехать? – спрашивает Маша. Маша спрашивает: долго ли нам ещё ехать?
  4. Если косвенный вопрос рассматривается как простая передача содержания вопроса, перед ним ставится запятая, а в конце сложного предложения тот знак, который требуется по смыслу.
    прямая речь косвенная речь
    Родители интересовались: Когда ты к нам приедешь? Родители интересовались, когда я к ним приеду.

Косвенный вопрос — вопрос, переданный в косвенной речи.

Перевод прямой речи в косвенную

При замене предложения с прямой речью предложением с косвенной речью слова автора становятся главным предложением. Если слова автора стояли после прямой речи, то в предложении с косвенной речью меняется порядок слов — слова автора ставятся перед косвенной речью.

При переводе прямой речи в косвенную встречаются следующие случаи:

  1. Если прямая речь — повествовательное предложение, то при обращении её в косвенную речь получается придаточное предложение с союзом  что.
    прямая речь косвенная речь
    Миша подумал: Она очень красивая. Миша подумал, что она очень красивая.
  2. Если прямая речь выражает приказ или просьбу в форме повелительного наклонения, то она заменяется придаточным предложением с союзом  чтобы. Повелительное наклонение заменяется условным, причём частица  бы, имеющаяся в союзе  чтобы, не повторяется. Обращение становится подлежащим придаточного предложения.
    прямая речь косвенная речь
    Яна, отойди от собаки, – сказала мама. Мама сказала, чтобы Яна отошла от собаки.
  3. Если прямая речь – вопросительное предложение, то в косвенной речи получается косвенный вопрос, то есть придаточное предложение с вопросительными словами  кто, что, какой, где  и т. п. или с частицей  ли.
    прямая речь косвенная речь
    Как тебя зовут?, – спросил дядя. Дядя спросил, как меня зовут.
    Я поинтересовался: Эта книга интересная? Я поинтересовался, интересная ли эта книга.

    Примечание: частица  ли  употребляется, если прямая речь представляет собой вопросительное предложение с частицей  ли  или вообще не содержит вопросительных слов.

  4. Если в прямой речи имеются личные местоимения и личные формы глаголов, то в косвенной речи они употребляются с точки зрения передающего чужую речь, а не того, чья речь передаётся.
    прямая речь косвенная речь
    Я уже дома, – сказала мама. Мама сказала, что она уже дома.
    Папа сказал: Я готовить не буду. Папа сказал, что он готовить не будет.
    Меня предупредили: Ты пойдёшь первым. Меня предупредили, что я пойду первым.

Предложения с косвенной речью — это сложноподчинённые предложения. Главное предложение в них соответствует словам автора в предложениях с прямой речью. В придаточном изъяснительном предложении содержится косвенная речь.

Навигация

Знаки препинания при прямой речи

Этот параграф у Розенталя:
 § 47 п. 1

§ 133. Прямая речь,
т. е. речь другого лица, включенная в авторский текст и воспроизведенная
дословно, оформляется двумя способами.

Если прямая речь идет в строку (в подбор), то она
заключается в кавычки: «Я жалею, что не знала вашего отца, — сказала она погодя. — Он, должно быть, был
очень добрым, очень серьезным, очень любил вас»
. Лужин
промолчал
(Наб.).

Если прямая речь начинается с абзаца, то перед ней ставится
тире (кавычки отсутствуют): Федя и Кузьма молчали. Кузьма
незаметно подмигнул Феде, они вышли на улицу.

— Я вот чего пришел: Любавины с покоса
приехали?

— Приехали.

— Возьми Яшу и подожди меня здесь. Я домой
заскочу на минуту
(Шукш.).

Оба способа оформления прямой речи могут сочетаться, если в
речь одного лица включается еще прямая речь другого лица:

— Я так сказал?

— Вы еще добавили: «Вот музыку принесли. Один
патефон для двух компаний».

— О, жуткий глупец! (Бонд.).

— Ты сон, что ль, видал ?

— Видал. Будто мы с отцом моим поехали коня
торговать, приглянулся нам обоим один конь, отец мне мигает: «Прыгай и скачи»

(Шукш.).

§ 134. Если
прямая речь стоит перед вводящими ее словами
автора,
то после прямой речи ставится запятая и тире, а слова автора
начинаются со строчной буквы: «Мы всё прекрасно понимаем,
Николай Васильевич», — съязвил про себя Солодовников, присаживаясь на белую
табуретку
(Шукш.). Если после прямой речи стоит вопросительный,
восклицательный знак или многоточие, то эти знаки сохраняются, а запятая не
ставится; слова автора, как и в первом случае, начинаются со строчной буквы: «Да проститься же надо было!..» — понял он, когда крытая машина
взбиралась уже на взвоз
(Шукш.); «Голубоглазый мой
ангел-хранитель, что ты смотришь на меня с такой грустной тревогой?» — хотел
иронически сказать Крымов
(Бонд.).

Если прямая речь стоит после слов автора, то
эти слова заканчиваются двоеточием; знаки препинания, стоящие после прямой
речи, сохраняются: Нему говорю: «Ты не плачь, Егор, не надо»
(Расп.); Филипп машинально водил рулевым веслом и всё думал:
«Марьюшка, Марья…»
(Шукш.); Хотелось скорее добраться
до «конторы», скорее взять телефонную трубку, скорее услышать знакомый Долин
голос: «Это вы? Надо же, а?»
(Сол.).

Этот параграф у Розенталя:
 § 50

§ 135. Слова
автора могут разрывать прямую речь. В таком случае кавычки
ставятся только в начале и в конце прямой речи, т. е. не ставятся кавычки между
прямой речью и авторскими словами.

1. Если на месте разрыва оказывается восклицательный или вопросительный знак, то он сохраняется,
далее следует тире перед словами автора (со строчной буквы),
после этих слов ставится точка и тире; вторая часть прямой речи начинается с
прописной буквы: «Даю ли я сейчас счастье многим людям, как это
было ранее? — думал Кипренский. — Неужели только глупцы пытаются устроить
благополучие своей жизни?»
(Пауст.); «Да тихо! — приказал
дежурный. — Можете вы помолчать?!»
(Шукш.).

2. Если на месте разрыва прямой речи
должно быть многоточие, то оно сохраняется и после него
ставится тире; после слов автора ставятся запятая и тире, если вторая часть
прямой речи не является самостоятельным предложением, или точка и тире, если
вторая часть прямой речи является самостоятельным предложением; вторая часть

прямой речи соответственно начинается со строчной или с прописной буквы: «Вероятно, с хозяйкой припадок… — подумала Машенька, — или с мужем
поссорилась…»
(Ч.); «Погоди… — высвобождая свои
льняные волосы из корявых, дрожащих пальцев деда, немного оживляясь, крикнул
Ленька. — Как ты говоришь? Пыль?»
(М. Г.).

3. Если на месте разрыва прямой речи не
должно быть никакого знака препинания или должны быть
знаки середины предложения: запятая, точка с запятой, двоеточие,
тире,
то слова автора выделяются запятой и тире; вторая часть прямой
речи начинается со строчной буквы: «Ты не можешь понять, — шепчу,
отозвав Руслана в соседнюю комнату и затворив дверь, — потому, что мы разные
существа»
(Триф.); «Так, подвяла чуть-чуть, с одного
бока, — Ася хихикнула по-молодому, по лицу разбегаются морщинки, — как яблочко
лежалое»
(Триф.); «Вдруг посеешь, — думал Семен, — а
вырастет обыкновенный ячмень. Скорее всего так и получится»
(Сол.); «Да, плохо что-то клюет, — заговорил Туман, — жарко больно»
(Т.); «Но как ты будешь играть, — сказал Дарвин в ответ на его
мысли, — это, конечно, вопрос»
(Наб.).

4. Если на месте разрыва прямой речи
должна быть точка, то перед словами автора ставятся запятая
и тире, после этих слов — точка и тире; вторая часть прямой речи начинается с
прописной буквы: «Их распустили до приговора, — сказал Дворник.
— Объявят завтра, в девять вечера»
(Триф.).

5. Если слова автора распадаются по
смыслу на две части, которые относятся к разным частям
прямой речи, то при соблюдении других условий после слов автора ставятся
двоеточие и тире: «Эхма… — безнадежно вздохнул Гаврила в ответ на суровое приказание и горько добавил: — Судьбина
моя пропащая!»
(М. Г.); «Не трогай мундир! — приказал Лермонтов и
добавил
, ничуть не сердясь, а даже с некоторым
любопытством: — Станешь ты меня слушать или нет?»
(Пауст.); «Вы чувствовали когда-нибудь на руках запах меди? — спросил неожиданно гравер и, не дожидаясь
ответа, поморщился и
продолжал: — Ядовитый,
омерзительный»
(Пауст.).

Этот параграф у Розенталя:
 § 51

§ 136. Если
прямая речь оказывается внутри слов автора, то она
заключается в кавычки, а перед ней ставится двоеточие; прямая речь начинается с
прописной буквы. После прямой речи знаки препинания расставляются следующим
образом:

а) запятая ставится, если она была необходима в месте
разрыва вводящих слов автора: Сказав: «До скорой встречи», она
быстро вышла из комнаты;

б) тире ставится в случае отсутствия знака препинания на месте
разрыва вводящих слов автора: Перебарывая неловкость, он
пробормотал студенческую остроту: «У меня бабушка корью заболела» — и хотел
придать начатому разговору непринужденную легковесность
(Бонд.);

в) тире ставится, если прямая речь заканчивается
многоточием, вопросительным или восклицательным знаком: Дети
ожидали, что он похвалит их, но дедушка, покачав головой, сказал: «Этот камень
лежит здесь много лет, здесь ему место…» — и рассказал о подвиге трех
советских разведчиков
(Сух.); Петр Михайлыч хотел
сказать: «Не впутывайся ты, пожалуйста, не в свои дела!» — но промолчал

(Ч.); Она [собака] останавливается. Я
повторяю: «Что сказано?» — и держу ее долго на стойке
(Пришв.);

г) если прямая речь непосредственно включается в авторское
предложение в качестве его члена, то она заключается в кавычки, знаки же
препинания ставятся по условиям авторского предложения: Сказав
Гричмару фразу «Легкой жизни не бывает, есть лишь легкая смерть», Крымов поймал
на себе беспокойный, предупреждающий взгляд Стишова
(Бонд.).

Примечание. Прямая речь не выделяется кавычками:

а) если нет точного указания, кому она принадлежит (прямая
речь вводится безличным или неопределенно-личным предложением): Не даром говорится: дело мастера
боится
(посл.); Про него говорили: строгий, но справедливый;

б) если в прямую речь вставлено вводное слово говорит, указывающее
на источник сообщения: Я, говорит, хочу закончить институт, профессию получить; или
если прямое указание на источник сообщения оформлено как вводная конструкция: Статья ученого,
сообщает критик, вызвала большой интерес общественности.

§ 137. Если
прямая речь принадлежит разным лицам, то каждая реплика выделяется кавычками
отдельно:

а) реплики отделяются друг от друга знаком тире: «Самовар — готов?» — «Нет еще…» — «Отчего? Там пришел кто-то». — «Авдотья
Гавриловна»
(М. Г.);

б) если одна из реплик сопровождается вводящими авторскими
словами, то следующая не отделяется знаком тире: «Вы ведь
вдова?» — спросил он тихо. «Третий год». — «Долго были замужем-то?» — «Год и
пять месяцев…»
(М. Г.);

в) точка и тире ставятся между репликами, принадлежащими
разным лицам и снабженными разными авторскими словами: Проходя
мимо, он сказал: «Не забудь купить билеты». — «Постараюсь», — ответила я;
если
же в первой реплике имеются знаки восклицательный или вопросительный, точка
опускается: Проходя мимо, он крикнул: «Не унывай!» — «Постараюсь»,
— ответила я;

г) запятая и тире ставятся между репликами, принадлежащими
разным лицам, но объединенными общим авторским предложением: Когда
приказчик говорил: «Хорошо бы, барин, то и то сделать», — «Да, недурно», — отвечал
он обыкновенно
(Г.); если же в первой реплике имеются знаки
восклицательный или вопросительный, запятая опускается: Когда я
спросила: «Почему вы носите на спине ковер?» — «Мне холодно», — ответил он;
то
же при ином расположении частей авторского пред- ложения: Когда
я спросила: «Почему вы носите на спине ковер?» — он ответил: «Мне холодно»

(Ток.).

Этот параграф у Розенталя:
 § 52 п. 1

§ 138. При абзацном выделении реплик диалога перед
репликой ставится тире; после предваряющих диалог слов
автора ставится двоеточие или точка. Если в авторском тексте имеются вводящие
прямую речь слова, то после них ставится двоеточие; если такие слова
отсутствуют, то ставится точка:

Кармен отняла руку; неоконченный такт замер
вопросительным звоном.

— Я доиграю, — сказала она.

— Когда?

— Когда ты будешь со мной (Грин).

Телеграфистка, строгая сухая женщина,
прочитав телеграмму,
предложила:

— Составьте иначе. Вы — взрослый человек, не
в детсаде.

— Почему? — спросил Чудик. — Я ей всегда так
пишу в письмах. Это же моя жена!.. Вы, наверное, подумали…

— В письмах можете писать что угодно, а
телеграмма — это вид связи. Это открытый текст.

Чудик переписал (Шукш.).

То же при единственной реплике:

Шацкий прошелся по комнате.

— Духота, духота! — пробормотал он. — Здешние
вечера вызывают астму
(Пауст.).

Глаза его опущены в тарелку. Потом он поднял
их на Надю, обыкновенные голубые глаза, улыбнулся и
тихо
сказал
:

— Извините меня. Это я виноват. Это
ребячество с моей стороны
(Сол.).

Этот параграф у Розенталя:
 § 47 п. 2

§ 139. Абзацное
и безабзацное (при помощи кавычек) выделение прямой речи применяется дифференцированно.
Если в тексте перемежается внешняя речь (обращенная к собеседнику) и внутренняя
(подумал про себя), то внешняя речь оформляется при помощи абзацного выделения,
а внутренняя — при помощи кавычек:

— М-да. Ну что же, вы правы. Дело на безделье
менять нельзя. Идите и рисуйте свои треугольнички.

Надя умоляюще глядела в глаза Ивану. «Ну что
тут страшного, —
хотелось ей сказать. — Будет ведь завтра новый вечер, можно поехать в Белые Горы. И
послезавтра. Но я не виновата, если пообещала две недели назад»
(Сол.).

А после моих слов он улыбнулся от уха до уха (рот
у него такой, как раз от уха до уха) и радостно согласился:

— Ну ладно, тогда пойдем.

«Вот я тебе покажу «пойдем»», — подумал я про себя (Сол.).

Только кавычками выделяется внутренняя (подумал
про себя
) речь в авторском тексте, вне диалога:

Кузьма посмотрел, куда указали. Там, на
склоне другого косогора, цепочкой шли косцы. За ними ровными строчками оставалась
скошенная

трава — красиво. «Какая-то из них — Марья», — спокойно подумал Кузьма
(Шукш.);
Кузьма с радостью смотрел на нее. «Чего я, дурак, искал еще?» — думал
он
(Шукш.).

Прямая речь — достоверная передача чужого высказывания

В повседневной жизни нам часто приходится передавать слова собеседника. Учитель просит вас донести важную информацию до родителей. Подруга поделилась замечательной новостью, которую вы захотели рассказать брату. 

Как сделать так, чтобы передаваемое сообщение являлось максимально достоверным?

Это можно осуществить, включив в предложение:

  • косвенную речь;
  • вводные слова; 
  • прямую речь.

Какой способ наиболее результативный?

Действенным способом является прямая речь, так как слова источника информации передаются дословно, без изменений. 

Прямая речь – точная передача чужого высказывания

TutorOnline RU

Как оформить на письме предложения с прямой речью? 

Предложения с прямой речью состоят из прямой речи («П») и слов автора (А, а), которые вводят в предложение чужую речь.


! ! ! Прямая речь на письме выделяется кавычками


Рассмотрим пример.

«Это твоя дочка?» — спросил я смотрителя. (А.С. Пушкин)

  • «Это твоя дочка?»  — прямая речь;
  • спросил я смотрителя  — слова автора

Зная последовательность расположения прямой речи и слов автора, можно грамотно расставить знаки препинания.

Пунктуационная схема

Прямая речь может состоять из нескольких предложений. В таком случае кавычки ставятся один раз.

  • «Как же концы в воду-с? А на том свете, что ему будет? Самоубийцы, ведь они целый век будут мучиться. За них даже и молиться никто не может», — добавил философ. (Н.С. Лесков)

Запомнить: прямая речь не является членом предложения!

Средства речевой характеристики

Средства речевой характеристики: глаголы речи, мысли: сказать, говорить, спросить, ответить, подумать, возразить, закричать, обратиться, воскликнуть, прошептать, прервать.

  • «И прекрасно сделал», — откликнулся философ. (Н. Лесков)
  • «Стреляй, Рита!..Стреляй!» — кричали зенитчицы. (Б. Васильев)
  • «Пиявки тут есть?» — задыхаясь спросила Гурвич. (Б. Васильев)
  • «А что мне жениться?» — возразил Федя. (И. Тургенев).

  1. Глаголы с указанием на цель высказывания: упрекнуть, подтвердить, согласиться, посоветовать, поддакнуть, осведомиться и др.
    • «Чистить надо», — подтвердил гость. (Б.Л. Васильев)
    • «Не вместе в ложу», — согласился он со вздохом. (И.А. Обломов)
    • Бабушка посоветовала Марине: «Иди, доченька, замуж, хватит в девках ходить!»
  2. Глаголы, передающие эмоциональное состояние: улыбнуться, огорчиться, удивиться, вздохнуть, обидеться, возмутиться, усмехнуться и др.
    • «Нет, нет, нет!» — затряслась Четвертак. (Б.Л. Васильев)
    • «И откуда их черт принес?- Рыбак с новой силой начал переживать случившееся. — Вот уж действительно: беда одна не ходит» (В. Быков)
    • Отец усмехнулся: «Сколько ж мы с тобой на рыбалку не ходили, дорогой сынок!»
  3. Отглагольные существительные того же значенияголос, крик, мысль и др.
    • «Господи боже мой!» — с жаром продолжал башмачник. (И.С. Тургенев)
    • «Пчелы бы жить не стали, батюшка», — сказал он со вздохом. (И.С. Тургенев).
    • «Как его зовут?»- с живостью спросила Елена. (И.С. Тургенев)
  4. Называния субъекта речи: кто говорит.
    • «Кто там?»- раздался голос Шубина. (И. Тургенев)
    • Отец сказал с удивлением: «А он- птица, гость-то наш! Сахару велел нам отпустить, во как!» (Б. Васильев)
    • «Что ж ты, земляк, не подумаешь взглянуть на квартиру?»- спросил Тарантьев. (И.А. Гончаров)
  5. Характеристику речи: тихо, печально, с жаром , с радостью и др.
    • «Баба-работница», — важно заметил Хорь. (И. Тургенев)
    • «Художник», — промолвил с тихой улыбкой Берсенев. (И. Тургенев)
    • «Что? Как не переедешь?» — грозно возразил Тарантьев. (И.А. Гончаров)
    • «Отчего?» — сказал Манилов тоже ласково и с видом сожаления. (Н.В. Гоголь)

Знаки препинания при прямой речи

1. Прямая речь стоит перед словами автора. После нее ставится запятая и тире. Если прямая речь содержит вопрос или восклицание, тогда ставится вопросительный или восклицательный знак и тире. Слова автора во всех случаях начинаются с маленькой буквы.

  • «Дело молодое», — отозвался Увар Иванович. (И.С. Тургенев) 
    «П», — а. 
  • «Пусть привыкает!» — смеется отец. (Б. Васильев). 
    «П!» — а. 
  • «Что вот теперь хлопцам сказать?» — озабоченно спросил командир. (В. Быков) 
    «П?» — а. 

Примечание. Прямая речь разрывает слова автора. Перед прямой речью ставится двоеточие, а после нее — запятая (вопросительный или восклицательный знак) и тире.

  • Ольга строго начала, потом вдруг лицо ее озарилась лучом улыбки: «Я не сержусь, прощаю», — прибавила она мягко и отошла в сторону. (И.А. Гончаров) 
    А: «П», — a.

2. Слова автора стоят перед прямой речью. После них ставится двоеточие, а первое слово прямой речи пишется с заглавной буквы.

  • Николай Петрович покраснел: «Не называй ее, пожалуйста, громко» ( И.С. Тургенев) 
    А: «П». 
  • Бритвин закричал: «Давай сюда! Дмитрий, а ну пособи!» (В. Быков) 
    А: «П!»   
  • Вздохнул Васков: «Готовы?» (Б. Васильев) 
    А: «П?»  

3.Слова автора находятся в середине прямой речи.

А). Слова автора разрывают предложение. После первой части прямой речи и после слов автора ставится запятая и тире, а вторая часть прямой речи начинается со строчной буквы.

  • «Эх , — думаю, — не хотел ты за меня, земляк, похлопотать, и я тебя осуждал, а ты вот сподобился и венец страдания принял». (Н.С. Лесков) 
    «П, — а, — п.»

Б). Слова автора стоят на границе самостоятельных предложений. После слов автора ставится точка и тире, а вторая часть прямой речи начинается с заглавной  буквы.

Ставить вопросительный или восклицательный знак — зависит от типа предложения.

  • «Дорога где? —  спросил Бритвин. —  Дорога, по которой возишь, далеко отсюда?» (В. Быков) 
    «П? — а. — П?».
  • «Послушайте!- возразила она. —  Вы меня еще не знаете: я престранная; я хочу, чтоб мне всегда правду говорили!» (И.С. Тургенев) 
    «П! — а. — П!».
  • «Ну, — говорил Захар в отчаянии. — Что лежишь, как колода?» (И.А. Гончаров) 
    «П, — а. — П?».

Примечание. Если одна часть слов автора относится к первой половине прямой речи, а другая — ко второй, то после слов автора ставится двоеточие и тире.

  • «Вряд ли удастся, — подумав, сказал Бритвин, по своему обыкновенно глядя вниз:  —  Там охрана».(В. Быков) 
    «П,- а: — П»
  • «Посмотри-ка, —  возразил я ему:- Как у Калиныча на пасеке чисто!» (И.С. Тургенев) 
    «П, — а : — П!»

Проверим себя

Д.Э.Розенталь

“Справочник по правописанию и стилистике” 

К оглавлению

XXXI. Знаки препинания при прямой речи

§ 119. Прямая речь после авторских слов

  1. Прямая речь выделяется кавычками, если идет в строку (в подбор), например: В маленький городок вихрем ворвалась ошеломляющая весть: «Царя скинули!» (Н. Островский).

    Если же прямая речь начинается с абзаца, то перед началом ее ставится тире, например:

    …Никита, поклонясь в землю, сказал:

    – Прости, батюшка (Горький).

    Независимо от места, занимаемого по отношению к авторским словам, кавычками выделяется, как правило, внутренняя речь, невысказанные мысли, например: Смотрю вслед ему и думаю: «Зачем живут такие люди?» (Горький); «Что-то в ней есть жалкое всё-тaки», – подумал он (Чехов).

    Кавычками же выделяются передаваемые на письме звуки эха и слова из репродуктора, например: «Ау, где вы?» – громко повторило эхо; Голос диктора звучал отчётливо: «Передаём последние известия». Для передачи разговора по телефону используется более обычная для оформления диалога пунктуация – тире между репликами (см. § 123).

  2. Перед прямой речью, следующей за авторскими словами, ставится двоеточие, причем первое слово прямой речи пишется с прописной буквы. Вопросительный и восклицательный знаки, а также многоточие ставятся перед закрывающими кавычками, а точка после них. Например: Наконец я ей сказал: «Хочешь, пойдём прогуляться на вал?» (Лермонтов); Лежа на тюке и плача, он дёргал руками и ногами и шептал: «Мама! Мама!» (Чехов); Закричали: «Двоих… Санитары… Гляди, гляди – ещё летит… Лезь под вагоны…» (А. Н. Толстой); Хозяйка очень часто обращалась к Чичикову со словами: «Вы очень мало взяли» (Гоголь).
  3. Если прямая речь начинается с абзаца, то двоеточие после предшествующих авторских слов ставится не всегда.

    Двоеточие ставится, помимо обычных случаев, когда авторские слова содержат в себе глагол со значением речи или мысли (сказать, спросить, ответить, подтвердить, начать, продолжать, прервать, подумать, вспомнить и др.) либо же аналогичное по значению имя существительное (вопрос, ответ, слова, восклицание, голос, звук, шёпот, крик, мысль и т. п.), также в тех случаях, когда в функции слов, вводящих прямую речь, используются глаголы, обозначающие чувства говорящего, его внутреннее состояние (обрадоваться, огорчиться, обидеться, увидеться, ужаснуться и др.), а также глаголы, обозначающие мимику, жесты, движения (улыбнуться, усмехнуться, рассмеяться, нахмуриться, вздохнуть, вскочить, подойти, подбежать и т. п.). Подобные глаголы допускают возможность добавить к ним глагол речи (например: обрадовался и сказал, удивился и спросил, улыбнулся и ответил, подбежал и воскликнул), поэтому они воспринимаются как вводящие прямую речь. Например:

    Он глянул с усмешкой:

    – Ничего, до свадьбы заживёт.

    Пока откапывали увязшие в песке колёса, к нам подошёл милиционер:

    – Кто такие?

    Мать нахмурилась:

    – Опять двойку получил?

    Все ужаснулись:

    – Неужели это правда?

    Двоеточие ставится также и в тех случаях, когда в авторских словах нет глаголов речи или заменяющих их глаголов с указанными выше значениями, но ситуация показывает, что вводится прямая речь, например: …А тот ему: «Этот дом наш общий» (Чехов).

    Если же вставка слов и сказал, и воскликнул, и спросил и т. п. после авторских слов невозможна или затруднительна, то двоеточие не ставится, например:

    Ему всё стало ясно.

    Говорить нам больше не о чем.

    Никому не хотелось уходить.

    Расскажите ещё что-нибудь о ваших путешествиях.

    Мои слова его явно смутили.

    Значит, ты мне не доверяешь?

    Другого выхода у него не было.

    Я принимаю ваши условия.

    Не ставится также двоеточие, если прямая речь заключена между двумя предложениями от автора, причем во втором из них содержатся слова, вводящие прямую речь, например:

    Он вырвал из блокнота несколько листов бумаги и протянул их мне.

    Запишите подробно свои замечания, – сказал он спокойным голосом.

§ 120. Прямая речь перед авторскими словами

Если прямая речь стоит перед авторскими словами, то после нее ставятся запятая (вопросительный или восклицательный знак, многоточие) и тире; слова автора начинаются со строчной буквы. Например: «Мать, наверное, не спит, а я с работы не возвращаюсь», – думал Павка (Н. Островский); «Дедушку знаешь, мамаша?» – матери сын говорит (Некрасов); «Не шуми, тише иди, солдат!» – сердитым шёпотом говорил старик Оленину (Л. Толстой); «Я хотел бы купить крестьян…» – сказал Чичиков, запнулся и не кончил речи (Гоголь).

Примечание. После закрывающих кавычек ставится только тире без запятой (независимо от того, каким знаком заканчивается прямая речь) в тех случаях, когда в последующих авторских словах содержится характеристика прямой речи (авторская ремарка начинается словами так говорит, так указывает, вот что сказал, вот как описывает и т. п.), например: «Ничего не случилось» – так говорил ум. «Случилось» – так говорило сердце. То же при присоединительной конструкции, например: «Каждому рабочему – знания инженера» – этот лозунг рождён самой жизнью.

§ 121. Авторские слова внутри прямой речи

  1. Если авторские слова стоят внутри прямой речи, выделяемой кавычками, то последние ставятся только в начале и в конце прямой речи и не ставятся между прямой речью и авторскими словами. Например: «Я командовать приехал, – заявил Чапаев, – а не с бумажками возиться» (Фурманов).

    Примечание 1. Особый случай пунктуационного оформления при разрыве заключенных в кавычки слов (название литературного произведения, промышленного предприятия и т. д.) находим в таком примере: «Пиковая…» ли это «…дама»? (реплика собеседника в ответ на утверждение, что представленный текст является отрывком из «Пиковой дамы»).

    Примечание 2. Обычно не выделяется кавычками прямая речь:

    а) если нет точного указания, кому она принадлежит, или когда приводится общеизвестная пословица либо поговорка, например: Дома и хворать легче и жить дешевле; и недаром говорится: дома стены помогают (Чехов); Про Ивашку Бровкина говорили: крепкий (А. Н. Толстой);

    б) если она приводится в таком виде, который может иметь и косвенная речь с тем же лексическим составом, например: Но мне приходит в голову: точно ли стоит рассказывать мою жизнь? (Тургенев);

    в) если в середину прямой речи вставлено слово говорит, играющее роль вводного слова, указывающего на источник сообщения, например: Я, говорит, самого вахмистра жандармерии из пистолета убить хочу (Вершигора);

    г) если в середину предложения, представляющего собой сообщение из периодической печати, вставлено указание на источник сообщения (такая вставка выделяется одними запятыми, без тире), например: Речь оратора, продолжает корреспондент, вызвала горячую поддержку у большинства присутствующих.

  2. Если на месте разрыва прямой речи авторскими словами не должно было быть никакого знака или должна была стоять запятая, точка с запятой, двоеточие или тире, то слова автора выделяются с обеих сторон запятой и тире, после которых первое слово пишется со строчной буквы, например: «Мы решили, – продолжал заседатель, – с вашего дозволения остаться здесь ночевать» (Пушкин); «Позвольте, – заметил один скептик, – не от лимонов ли этот ящик?» (Гончаров).
  3. Если на месте разрыва прямой речи должна была стоять точка, то перед авторскими словами ставятся запятая и тире, а после них – точка и тире; вторая часть прямой речи начинается с прописной буквы. Например: «Я ни с кем и ни с чем не связан, – напомнил он о себе. – Действительность мне враждебна» (Горький); «Искалечить вы меня хотите, Леночка, – покачал головой Воропаев. – Ну разве мне дойти?» (Павленко).
  4. Если на месте разрыва прямой речи должен был стоять вопросительный или восклицательный знак, то этот знак сохраняется перед авторскими словами и после соответствующего знака ставится тире; слова автора начинаются со строчной буквы, после них ставятся точка и тире; вторая часть прямой речи начинается с прописной буквы. Например: «Так вас зовут Павкой? – прервала молчание Тоня. – А почему Павка? Это некрасиво звучит, лучше Павел» (Н. Островский); «Вот он, край света! – воскликнул Мохов. – Здорово! Никогда ещё так далеко не ездил!» (Ажаев).
  5. Если на месте разрыва прямой речи должно было стоять многоточие, то оно сохраняется перед авторскими словами и после него ставится тире; после слов автора ставится или запятая и тире (если вторая часть прямой речи не образует самостоятельного предложения), или точка и тире (если вторая часть представляет собой новое предложение); в первом случае вторая часть начинается со строчной буквы, во втором – с прописной. Например: «Не надо… – сказал Вершинин, – не надо, парень!» (Вс. Иванов); «Кальсонера… атакуем… – задыхаясь, отвечал Коротков. – Да он в наступление перешёл…» (Булгаков).
  6. Если в авторских словах внутри прямой речи имеются два глагола со значением высказывания, из которых один относится к первой части прямой речи, а другой – ко второй, то после слов автора ставятся двоеточие и тире, причем первое слово второй части пишется с прописной буквы. Например: «Я тебя не спрашиваю, – строго сказал офицер и снова повторил: – Старуха, отвечай!» (Горький); «Покорно благодарю, – отозвался Мешков, смиренно снял картузик, но сразу опять надел и поклонился, добавив торопливо: – Спасибо вам большое, товарищи» (Федин).

§ 122. Прямая речь внутри авторских слов

Если прямая речь стоит внутри авторских слов, то перед ней ставится двоеточие, а после нее – запятая или тире (по условиям контекста). Например:

1) Отец Василий поднял брови и курил, пуская дым из носа, потом сказал: «Да, так вот как», вздохнул, помолчал и ушёл (А. Н. Толстой) (запятая разделяет однородные сказуемые сказал и вздохнул, между которыми находится прямая речь); …Софья Карловна ещё раз поцеловала Маню и, сказав ей: «Поди, гуляй, моя крошка», сама поплелась за свои ширмы (Лесков) (запятая закрывает деепричастный оборот, в состав которого включена прямая речь); Ко мне подходит Борис, говорит: «Хорошо сбил, замечательно», но глаза его блестят, полные зависти (В. Кудашев) (запятая разделяет части сложносочиненного предложения, связанные противительным союзом но);

2) На вопрос мой: «Жив ли старый смотритель?» – никто не мог дать мне удовлетворительного ответа (Пушкин) (тире поставлено в связи с тем, что предшествующая прямая речь заканчивается вопросительным знаком); И только когда он шептал: «Мама! Мама!» – ему становилось как будто легче… (Чехов) (прямая речь заканчивается восклицательным знаком); …Она сказала: «Нынче, говорят, в университете уже мало занимаются науками» – и подозвала свою собачку Сюзетку (Л. Толстой) (перед и при однородных сказуемых встречается также постановка запятой и тире);

3) запятая и тире ставятся между двумя репликами разных лиц, находящимися внутри авторских слов, например: Когда приказчик говорил: «Хорошо бы, барин, то и то сделать», – «Да, недурно», – отвечал он обыкновенно… (Гоголь).

Примечание. Подлинные выражения, вставленные в текст в качестве элементов предложения, выделяются кавычками, но перед ними двоеточие не ставится, например: Это «не хочу» поразило Антона Прокофьевича (Гоголь); Он вспомнил пословицу «Не плюй в колодец…» и отошёл в сторону; С криком «Спасайте детей!» юноша бросился в горящее здание.

Но если перед подлинным выражением имеются слова предложение, надпись, выражение и т. п., то перед ними ставится двоеточие, например: Над воротами возвысилась вывеска, изображающая дородного амура с опрокинутым факелом в руке, с подписью: «Здесь продаются и обиваются гробы простые и крашеные, также отдаются напрокат и починяются старые» (Пушкин).

§ 123. Знаки препинания при диалоге

  1. Если реплики диалога даются с нового абзаца, то перед ними ставится тире, например:

    – Родные есть?

    – Нет никого. Я один в мире.

    Знаешь ли грамоту?

    – Да.

    Знаешь ли какой-либо язык, кроме арамейского?

    – Знаю. Греческий (Булгаков).

  2. Если реплики следуют в подбор без указания, кому они принадлежат, то каждая из них заключается в кавычки и отделяется от соседней посредством тире, например: «Так ты женат? Не знал я ране! Давно ли?» – «Около двух лет». – «На ком?» – «На Лариной». – «Татьяне?» – «Ты ей знаком?» – «Я им сосед» (Пушкин).
  3. Если после реплики идут авторские слова, то перед следующей репликой тире опускается: «Как же вы поживаете?» – спросила Екатерина Ивановна. «Ничего, живём понемножечку», – ответил Старцев (Чехов).

Прямая речь — это точ­ная пере­да­ча чужой речи с сохра­не­ни­ем осо­бен­но­стей лек­си­че­ско­го соста­ва и син­так­си­че­ско­го построения.

Рассмотрим, что такое пря­мая речь, спо­со­бы её оформ­ле­ния с помо­щью зна­ков пре­пи­на­ния. Приведем при­ме­ры и схе­мы пред­ло­же­ний с пря­мой речью.

Что такое прямая речь?

В про­из­ве­де­ни­ях худо­же­ствен­ной лите­ра­ту­ры ведет­ся повест­во­ва­ние от лица авто­ра. В автор­ском тек­сте часто исполь­зу­ет­ся пря­мая речь — дослов­ное выска­зы­ва­ние или сооб­ще­ние того лица, кто что-то гово­рит или дума­ет. Прямая речь бук­валь­но пере­да­ет выска­зы­ва­ние или мыс­ли пер­со­на­жа произведения.

«Да не пере­жи­вай ты так!» — ска­за­ла сест­ра и обод­ря­ю­ще улыб­ну­лась мне.

«Что мне отве­тить ему?» — поду­ма­ла Катя.

Как дослов­ная пере­да­ча выска­зы­ва­ния, пря­мая речь сохра­ня­ет все его особенности.

Предложения с пря­мой речью состо­ят из двух частей:

  • сло­ва автора;
  • речь дей­ству­ю­ще­го лица.

Речь авто­ра сопро­вож­да­ет выска­зы­ва­ние гово­ря­ще­го лица. В автор­ских сло­вах упо­треб­ля­ют­ся сло­ва и сло­во­со­че­та­ния, обо­зна­ча­ю­щие про­цес­сы речи или мысли:

Примеры

ска­зать, гово­рить, спро­сить, поин­те­ре­со­вать­ся, отве­тить, про­мол­чать, шеп­тать, кри­чать, при­ка­зать, решить, про­сить, думать, поду­мать, вспом­нить и пр.

Нередко сло­ва пер­со­на­жа пред­ва­ря­ют гла­го­лы, обо­зна­ча­ю­щие дей­ствия или чув­ства, сопро­вож­да­ю­щие про­цесс разговора:

Примеры

уди­вить­ся, насто­ро­жить­ся, обра­до­вать­ся, засме­ять­ся, вздох­нуть, оби­деть­ся, огор­чить­ся, ужас­нуть­ся и пр.

В пред­ло­же­нии автор­ские сло­ва и пря­мая речь объ­еди­ня­ют­ся инто­на­ци­ей и смыслом.

В рус­ском язы­ке суще­ству­ет мно­же­ство вари­ан­тов оформ­ле­ния пред­ло­же­ний с пря­мой речью в зави­си­мо­сти от место­по­ло­же­ния речи гово­ря­ще­го лица по отно­ше­нию к сло­вам автора.

Прямая речь может находиться

  • перед сло­ва­ми автора;
  • после автор­ских слов;
  • внут­ри автор­ской речи;
  • сло­ва авто­ра внут­ри пря­мой речи.

Рассмотрим основ­ные спо­со­бы пунк­ту­а­ци­он­но­го оформ­ле­ния пред­ло­же­ний с пря­мой речью. Составим схе­мы пред­ло­же­ний, исполь­зуя услов­ные обозначения:

  • А (а) — сло­ва автора;
  • П (п) — пря­мая речь.

Прямая речь перед словами автора

Постановка зна­ков пре­пи­на­ния в пред­ло­же­нии с пря­мой речью зави­сит от её места по отно­ше­нию к сло­вам автора.

Если пря­мая речь начи­на­ет пред­ло­же­ние, то она заклю­ча­ет­ся в кавыч­ки, а пер­вое её сло­во пишет­ся с про­пис­ной бук­вы. После кавы­чек ста­вит­ся запя­тая, если это повест­во­ва­тель­ное пред­ло­же­ние. Вопросительный, вос­кли­ца­тель­ный знак или мно­го­то­чие упо­треб­ля­ют­ся перед кавыч­ка­ми. Затем ста­вим тире, а после­ду­ю­щие сло­ва авто­ра пишем со строч­ной (малень­кой бук­вы). В кон­це пред­ло­же­ния ста­вим завер­ша­ю­щий знак — точку.

Схемы оформления предложений с прямой речью перед словами автора

«Я уже про­чи­та­ла эту повесть Пушкина», — ска­за­ла Аня.

«Сколько мож­но звать тебя!» — гром­ко вос­клик­ну­ла сестра.

«Неужели уже пошёл дождь?» — огор­чи­лась Настя.

«Как здесь тихо и тем­но…» — поду­мал Андрей.

Прямая речь после слов автора

Если сло­ва авто­ра вво­дят пря­мую речь, то после них ста­вят­ся двое­то­чие, а пря­мая речь оформ­ля­ет­ся кавыч­ка­ми. Первое сло­во пря­мой речи начи­на­ет­ся с про­пис­ной бук­вы. После завер­ше­ния пря­мой речи ста­вит­ся соот­вет­ству­ю­щий знак кон­ца пред­ло­же­ния. Учтем, что вопро­си­тель­ный, вос­кли­ца­тель­ный знак и мно­го­то­чие сле­ду­ет поста­вить перед кавыч­ка­ми, а точ­ка — после них.

Схемы предложений с прямой речью после слов автора

Саша ска­зал сво­е­му дру­гу Алёшке: «Я отре­мон­ти­ро­вал вело­си­пед и нака­чал шины, можем поехать на реку».

Мама взгля­ну­ла в окно и вздох­ну­ла: «Когда же закон­чит­ся этот нуд­ный дождь?»

Через мину­ту из дома на крыль­цо выско­чил босо­но­гий Петька и закри­чал: «Айда на речку!»

Валя с гру­стью поду­ма­ла: «Никто не звонит…»

Слова автора внутри прямой речи

Прямая речь делит­ся на две части, если автор­ские сло­ва нахо­дят­ся в её середине.

Если пря­мая речь пред­став­ля­ет собой одно пред­ло­же­ние, кото­рое раз­ры­ва­ет­ся сло­ва­ми авто­ра, то после пер­вой её части ста­вит­ся запя­тая и тире, а сло­ва авто­ра пишут­ся с малень­кой бук­вы. После них сно­ва ста­вит­ся запя­тая и тире. Прямая речь про­дол­жа­ет­ся со строч­ной бук­вы. В кон­це пред­ло­же­ния ста­вит­ся соот­вет­ству­ю­щий цели или инто­на­ции пред­ло­же­ния пунк­ту­а­ци­он­ный знак.

«В нашем весен­нем саду, — гово­рит Лена, — лепест­ки цве­тов ябло­ни как розо­вое облако».

Если пря­мая речь состо­ит из несколь­ких пред­ло­же­ний, а сло­ва авто­ра рас­по­ла­га­ют­ся меж­ду ними, то зна­ки пре­пи­на­ния после пер­вой части пря­мой речи те же. После слов авто­ра ста­вит­ся точ­ка и тире. Следующее пред­ло­же­ние пря­мой речи начи­на­ет­ся с про­пис­ной бук­вы. В кон­це ста­вит­ся соот­вет­ству­ю­щий знак препинания.

«Сегодня чудес­ный день, — ска­за­ла Ирина маме.- Я, пожа­луй, позво­ню подру­ге и схо­жу с ней в зоопарк».

«На ули­це мороз­ный ветер, — сооб­щи­ла Настя.- У меня щеки так и горят огнём!»

«Стучатся в дверь! — испу­гал­ся маль­чик. — Кто там?»

«Постоим немно­го тут…- про­шеп­та­ла она.- А сей­час зво­ни в дверь».

В сло­вах авто­ра могут быть два гла­го­ла со зна­че­ни­ем речи или мыс­ли. Первый гла­гол отно­сит­ся к пер­вой части пря­мой речи, а вто­рой вво­дит вто­рое пред­ло­же­ние. Тогда после слов авто­ра сле­ду­ет поста­вить двое­то­чие и тире. А вто­рая часть пря­мой речи пишет­ся с про­пис­ной бук­вы, как пред­став­ле­но на схеме.

«Я сего­дня что-то при­то­мил­ся, — ска­зал отец и доба­вил: — Сейчас отдох­ну немно­го и тогда помо­гу тебе».

Прямая речь внутри слов автора

Слова авто­ра могут «обрам­лять» пря­мую речь. Знаки пре­пи­на­ния рас­став­ля­ют­ся так, как пред­став­ле­но на схемах.

Его сло­ва: «Тихо вокруг» — про­зву­ча­ли неожи­дан­но громко.

На зов внуч­ки:» Пойдёмте играть в шаш­ки!» — бабуш­ка толь­ко уко­риз­нен­но посмот­ре­ла на неё, не пере­ста­вая поме­ши­вать кипя­щее виш­не­вое варе­нье в широ­кой кастрюле.

Мой вопрос: «Как вы себя чув­ству­е­те?» — сму­тил Надюшу.

Его прось­ба, выска­зан­ная с неко­то­рым сму­ще­ни­ем в голо­се: «Обожди немно­го…» — про­зву­ча­ла некстати.
Особо обра­тим вни­ма­ние на слу­чай, когда после пря­мой речи ста­вит­ся толь­ко запя­тая без тире.

При рас­ста­ва­нии друг ска­зал мне напо­сле­док:» Может, мы нико­гда боль­ше не уви­дим­ся с тобой», груст­но вздох­нул и обнял меня.

Прямую речь мож­но убрать, и тогда выяс­нит­ся, что в пред­ло­же­нии необ­хо­ди­ма запя­тая, оформ­ля­ю­щая пере­чис­ле­ние одно­род­ных сказуемых:

При рас­ста­ва­нии друг сказал мне напо­сле­док, груст­но вздох­нул и обнял меня.

Видео «Прямая речь»

ava author

  • Прямая речь в кавычках как пишется
  • Прыжок с парашютом сочинение
  • Прыжок отзыв 3 класс о рассказе толстого
  • Прыжок толстого план рассказа 3 класс
  • Прыжок литературное чтение 3 класс план рассказа толстой