Сценарий праздничной программы к 8 МАРТА 4 класс.
Цель: развитие творческих интересов и способностей учащихся, удовлетворение их потребностей в общении, желании сделать приятным времяпрепровождение для мам и гостей, поздравить мам, бабушек, девочек класса с 8 Марта.
Оборудование: мультимедийный проектор, экран, компьютер, раздаточный материал.
Ход мероприятия:
Учитель: За день до рождения ребёнок спросил у Бога:
— Я не знаю, что я должен делать в этом Мире?
Бог ответил:
— Я подарю тебе Ангела, который всегда будет рядом с тобой.
— Но я не понимаю его языка…- сказал малыш.
Ангел будет учить тебя своему языку. Он будет охранять тебя от всех бед.
— А как зовут моего Ангела – спросил ребёнок.
— Неважно как его зовут… ты будешь называть его МАМА!
— Мама, мамочка! Так мы называем самого родного и любимого своего человека.
— Первое слово, которое произносит каждый малыш, – это слово “мама”.
— На всех языках мира оно звучит ласково, тепло и нежно.
И не зря мы празднуем день 8 марта, когда начинает просыпаться природа, оживает и радует всё вокруг…
— Дорогие наши мамы, бабушки, девочки! Сегодня, в преддверии 8 Марта, мы приветствуем вас и хотим порадовать своими выступлениями.
Выходят ведущие 2 мальчика
1 ведущий: Затихли вьюги и метели,
Все пробудилось ото сна
И в блеске солнечной капели
Идет красавица — Весна.
2 ведущий: Еще грозит февраль — проказник,
Его угрозы не страшны.
Восьмое марта — светлый праздник,
Он самый первый у весны.
1: И пусть сияют радостно глаза,
И пусть душа от счастья запоет,
Пусть мимо прошумит гроза,
Пусть только радость дарит каждый год!
2: Вы в волшебные входите сны,
С вами дорог, велик каждый час.
Поздравляем с Днём новой весны,
Наши милые девочки вас!
1 Вчера никак не мог понять- Какой же я растяпа!- Зачем девчонок поздравлять? Но объяснил мне папа: -Поздравить девочек рискни! Заданье непростое! Пусть видят в мальчиках они Защитников, героев! Из каждой вырасти должна Капризницы упрямой Кому-то верная жена И ласковая мама. 2 Сегодня праздник у девчат, 3 Мы вас сегодня поздравляем, | 4 Вы все девчонки хороши, 5) 8 лепестков прекрасных, 6 Такие классные девчушки 7 Одним лишь взглядом покорите, 8 Все лучшие цветы у ваших ног. Вы все сегодня мисс Очарование! |
1 ведущий: Дорогие девочки! Сейчас мы проведем небольшое конкурсное соревнование. С помощью ромашки, на внутренней стороне которой написаны названия двух команд, девушки делятся на команды.
Поприветствуем команду «Ромашки», команду «Колокольчики».
1 конкурс: Начинаем конкурс «Цветочная радуга». Приглашаются от каждой команды по одному знатоку цветов. Кто по очереди больше назовет цветов, тот и победил.
2 конкурс: «Сказочная викторина». Все девочки хотят быть Василисой, если не премудрой, то прекрасной – это точно. Сейчас мы будем вам задавать вопросы. За каждый правильный ответ вы получаете жетон!
1. Имя царя, пославшего Ивана Царевича за Жар-птицей?
(Берендей)
2. Яблоки, дарящие молодость?
(Молодильные)
3. Оружие, которым пользовались сказочные герои?
(Палица)
4. Назовите прозвище Никиты, что спас Киев от змея.
(Кожемяка)
5. В какой сказке говорится о коварстве красивой женщины, об устранении еще более красивой соперницы, о тяжких последствиях этих действий, о неиспользуемом, к сожалению, в медицине средств реанимации?
(«Сказка о мертвой царевне”)
6. В какой сказке должностное лицо грубо нарушило принцип «от каждого по способностям, каждому по труду” и присвоило заработную плату трудящегося, за то, что тот учинил тяжкие телесные повреждения по лбу?
(«Сказка о попе и его работнике Балде”)
7. В какой сказке личность, во всех отношениях осуществляет коварный план убийства двух лиц, одно из которых было в красном головном уборе, но благодаря современному вмешательству общественности все кончается благополучно? («Красная шапочка”)
8. Одно из имен Василисы?
(Премудрая)
9. Назовите имя кота в русских сказках.
(Баюн)
10. Назовите имя владелицы первого летательного аппарата.
(Баба Яга)
11. Сколько раз старик ходил к морю в «Сказке о рыбаке и рыбке”? Что приносил невод и что просил старик? (Шесть раз ходил старик к морю: пришел невод с одною тиной, первый раз ходил – пришел невод с травою морскою, пришел невод с одною рыбкой; второй раз – просил корыто, третий раз – избу, четвертый – жена хочет быть столбовою дворянкой, пятый – вольною царицей, шестой раз – владычицей морскою.)
12. В какой сказке говорится о плохой работе режиссера, о его злом характере и тяжелой судьбе актеров? (А.Толстой. «Приключения Буратино, или Золотой ключик”.)
13. Сколько раз князь Гвидон летал в царство царя Салтана и в кого он при этом превращался? (Три раза: комар, муха, шмель.)
14. Как звали героев сказки «Теремок”? (Мышка-норушка, Лягушка-квакушка, Зайка-попрыгайка, Лисичка-сестричка, Волк-зубами щёлк, Медведь.)
3 конкурс
А сейчас новый конкурс: команды получают карточку со словом «ОЧАРОВАНИЕ» и должны придумать за 1 мин как можно больше слов из букв этого слова.
4 конкурс. «Отгадай-ка»
Отгадайте важные слова!
- Она любит детей. Всегда покупает то, что хочешь. Она заботливая, никогда не ругает. У нее есть любимый человек — дедушка. Кто она?(Бабушка.)
- Она бывает большая и маленькая. Когда фотографируются, она тоже нужна. Она появляется, когда рассказывают анекдот или что-нибудь смешное, а потом исчезает. Что это? (Улыбка.)
- Это очень холодное и гладкое. Когда становится тепло, это превращается из большой в маленькую. Это бывает разной формы, но чаще похоже на морковку. Висит вниз головой. Когда весна наступает, это капает. (Сосулька.)
- Это бывает и не бывает. Когда мама покупает что-нибудь вкусненькое, то оно сразу появляется. Я начинаю прыгать, бегать и веселиться. Это бывает, когда танцуешь. Когда приходят гости, это появляется. Это бывает, когда не пускают гулять, когда уроки надо делать. Оно бывает веселое и грустное, хорошее и плохое. Что это? (Настроение.)
- Это дядя. Он сильный, он умеет готовить, может водить машину, мотоцикл. Он никого не боится, никогда не плачет. Он любит женщин, у него бывают дети. Он хороший, добрый, заботливый. Обещал маму всю жизнь на руках носить. (Муж.)
- Самый дорогой для вас человек на Земле? (мама)
- Этим качеством обладает каждая любящая мама? (доброта)
- Умение разумно решать разные сложные вопросы, давать советы?(мудрость)
- Это свойство души можно увидеть во взгляде мамы, услышать в её голосе? (нежность)
- Таким удивительным словом обозначено качество. Оно всегда в маминой душе? (забота)
- Это качество появляется, когда мама шутит, всех веселит? (юмор)
2 ведущий: Пока жюри подводит итоги, мальчики для вас споют частушки
Частушки
1 ведущий: Наш праздник подошел к концу! Спасибо за внимание!
Ой, весна, весна, весна, Будь с девчонками честна: Всем раздай свои веснушки, Ну а мы споем частушки! – Скоро праздник у девчонок, Нам частушки нужно петь, – Ой, ребята, мне на ухо В детстве наступил медведь. В классе девочки у нас – Умницы, красавицы! И признаться, нам, мальчишкам, Это очень нравится! Наша Таня — не тихоня, Хоть и кажется такой. Если надо, вмажет смело, Даже глазом не моргнет. Поля — добрая душа — Всем приятна, хороша. Любит школу, любит труд. И всем в классе верный друг. | Нам Алена оттоптала Ноги, как бульдозером. Словно утки, будем плавать В ластах мы по озеру. Ручейки весной журчат, Скоро праздник у девчат! Ой, придет 8 марта И мальчишкам станет жарко! Вы красивые всегда: «Хвостики», косички. Мы за них, бывает, дёрнем, Только по привычке! Мы девчонок уважаем, Можем смело вам сказать: Очень трудные задачи Будем мы за них решать. Наших девочек в обиду Мы сегодня не дадим, Даже никого чужого Не подпустим близко к ним. |
«Катиться кубарем» – знакомое выражение, но что такое кубарь? А ведь эту игрушку русские дети обожали в течение многих столетий. Были и другие, о которых тоже стоит вспомнить.
Главное, что объединяет все русские народные детские игрушки, – простота и дешевизна изготовления. Эти игрушки делались из подручных материалов и в свободное от тяжелой работы время. А техники изготовления передавались от родителей к детям и были отточены веками. Практически любой отец мог вырезать из дерева сыну – лошадку, а дочери – куклу, которую она потом наряжала в лоскутки материи.
«Варька». Карл Лемох. В руках у девочки – деревянная кукла, одетая в тряпицы — Карл Лемох
Игрушек в крестьянской избе было немного, так что их берегли. Да и время для игр у крестьянских детей было более ценным – ведь уже с 5-6 лет их начинали привлекать для помощи по дому, прежде всего, для присмотра за маленькими братьями и сестрами. Как раз примерно в пять лет дети уже сами учились делать простейшие игрушки для младших.
Куклы: закрутки, стригушки, няжашки
Тряпичные куклы — Иван Корбун (CC BY-SA 4.0)
Русским куклам никогда не рисовали лица и глаза. Как пишет исследователь вопроса Галина Дайн, «безликость народной тряпичной куклы – это явный след анимистических воззрений славян. Кукла без лица считалась предметом неодушевленным, недоступным для вселения в нее злых сил». Лица у кукол появились только к концу XIX века, под влиянием западной городской игрушки. Зато изобретательности в создании разных видов кукол русским было не занимать.
Согласно древним обычаям, как только женщина понимала, что у нее будет ребенок, она начинала мастерить тряпичную куклу-закрутку. Это делалось без иголки, только руками, так как металл считался «опасным» элементом. Она могла быть чисто тряпичной, или наполняться крупой, сеном или шерстью. Еще до родов закрутка укладывалась в подготовленную люльку, а когда младенец рождался, становилась его первой игрушкой-оберегом.
Такую куклу можно было пеленать, наряжать, баюкать. Конечно, со временем кукла обтрепывалась и пачкалась – несложно было ее развязать, постирать и собрать обратно, чему дети постепенно учились сами. Разновидность куклы-закрутки – кукла-няжашка (от слова нежить), собранная из чистых тряпиц, чтобы ребенок мог ее поцеловать без вреда для здоровья.
Куклы-стригулки с плетеными косами и фартуками — Legion media
Куклы-стригушки делались из соломы, часто буквально в поле, чтобы успокоить и развлечь малыша. Ведь маленьких детей, за которыми было некому присмотреть, пока вся семья в поле, приходилось таскать с собой. Дома с ней можно было играть веселее – обряженный в тряпичное платье и обрезанный снизу, этот пучок соломы мог стоять на столе или на полу, а от вибрации – топота или стука – стригушка «танцевала».
Куклы-стригушки с «функцией» танца — Legion media
Правильно сделанный обрез соломы снизу – полукруглой формы – позволял кукле, не падая, мелкими «шагами» перемещаться по столу, причем танец никогда не повторялся! А собрав вместе нескольких стригушек, можно было устроить целый русский танец.
Стригушек покрупнее ставили между оконными рамами на зиму – солома хорошо впитывала влагу, и рамы не разбухали в оттепель, когда оттаивал иней со стекол. Такие большие стригушки доставались детям только после сезона «службы» между рамами.
Кубарь
Русский кубарь и кнутик к нему — Polina Cicura
Тот самый кубарь – по сути, простой волчок, но к нему в русской традиции прилагался кожаный кнутик, который делал игру с кубарем гораздо увлекательнее. Кубарь вытесывался из цилиндра диаметром от 4 до 8 сантиметров и высотой от 5 до 11 сантиметров. Игрушка была настолько популярна на Руси, что ее находят в самых разных археологических слоях, начиная с X века. В кубарь играли и Вещий Олег, и князь Игорь, и Владимир Красно Солнышко. Можно уверенно говорить о том, что игры с кубарем у древних русичей были одними из самых распространенных.
Кубарь раскручивается руками, а затем подгоняется хлесткими ударами кнутика – от них кубарь подпрыгивает и раскручивается сильнее. Игр с кубарем множество. Веселее всего играть зимой – на льду реки обозначается игровое поле, и два игрока, поочередно хлестая кубарь, пытаются согнать его с поля на сторону соперника. Мастера игры в кубарь могли провести его по «маршруту» с препятствиями или заставить делать сальто в воздухе. Да и выражение «катиться кубарем», конечно, происходит от названия этой игрушки.
Мальчик, подгоняющий кубарь — Legion Media
Кубарь – это, по сути, русская разновидность бильбоке – развивающей игрушки, тоже состоящей из палки, веревки и шара. Как и кендама (японское бильбоке, игрушка, которую дарили маленьким японцам из знатных семей, будущим воинам), кубарь развивал в русских детях ловкость, подвижность, дух борьбы и состязательности в групповых играх.
Игрушки «с движением»
Игрушка «Мужик и медведь» — Eugene Zelenko (CC BY-SA 4.0)
Русские кинетические игрушки, или игрушки «с движением», как говорили в старину, требовали уже специальных навыков резьбы по дереву и применения пропорций, и делали их артели мастеров-игрушечников. Таких артелей было много, каждая со своим стилем и традициями, но бесспорно самым известным местом, где профессионально делали деревянные игрушки, в том числе кинетические, стали окрестности Сергиева Посада. Промысел стал широко развиваться здесь с начала XIX века, но существовал с незапамятных времен. По преданию, сам святой Сергий Радонежский любил мастерить деревянные игрушки и одаривать ими детишек.
Заяц-барабанщик — Музей богородской игрушки
Богородские резчики были столь искусны, что могли сымитировать в дереве фарфоровую статуэтку. Резались игрушки из мягких пород дерева – липы и осины, тех же, из которых делали церковную деревянную мебель, иконостасы и декор. А в этом у местных мастеров был многовековой опыт.
Центром производства игрушек «с движением» было село Богородское, в 30 километрах от Сергиева Посада, где игрушку резали буквально в каждом доме. В отличие от игрушек большинства других артелей, богородские игрушки оставались некрашеными – их смысл был в движении. Посмотрим на самые известные «модели». Прежде всего это «Мужик и медведь», по очереди ударяющие по наковальне, если двигать прямоугольную подставку.
Курицы, клюющие зерно — Музей богородской игрушки
А еще было множество игрушек с подвешенной на нитке деревянной гирькой, вращая которую, можно было заставить стоящих в кругу птиц клевать зерно, косцов – косить траву, и так далее. А самая простая игрушка с такой гирькой – заяц (или солдат) с барабаном.
Игрушки со звуком
Обыкновенная русская трещотка — Legion media
Самая известная звуковая игрушка – глиняный соловей, внутрь которого наливали воду. Птичка устроена так, что, подув ей в хвост, можно услышать «соловьиные» трели. Искусствовед Елена Ковычева пишет: «Свист на все лады, напоминавший пение птиц, отпугивал, по мнению наших предков, злые силы». В Вятской губернии даже был весенний праздник – Свистунья, или Свистопляска, в ходе которого дети дудели в глиняных соловьев несколько дней кряду – призывая весну и прогоняя бесов. Эту же функцию исполняли множество разновидностей трещоток, шумелок, фырчалок и погремушек.
Абашевские глиняные игрушки. Пензенские художественно-производственные мастерские — Владимир Федоренко/Sputnik
Были, конечно, и разнообразные глиняные свистульки в виде зверей и людей, устроенные по принципу окарины. Существуют и до сих пор дымковская (Вятская губерния), хлудневская (Калужская губерния), абашевская (Пензенская губерния) традиции глиняных игрушек, причем, к примеру, абашевская игрушка явно пронесла через века древние образы сказочных зверей, напоминающие первобытное искусство.